Понятие чрезвычайных ситуаций, задачи МВД России в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема
«Понятие чрезвычайных ситуаций, задачи МВД России в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Москва, 2011 г.
Содержание
Введение
§1. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций, общая характеристика их последствий
§2. Место, роль и задачи МВД России в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В современном обществе все более ощутимыми являются противоречия, которые возникают между человеком и окружающей его природной средой. Уязвимость мирового сообщества по отношению к природным катастрофам растет, с каждым годом число пострадавших от них увеличивается. Возрастание потенциальной угрозы чрезвычайных ситуаций вызвано и многими другими явлениями, такими, как терроризм, военные конфликты, социальные волнения, расположением большого количества потенциально опасных объектов и производств, все это является источником экологических, производственных и многих других чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации являются своеобразным экзаменом для проверки способности государства им противостоять. Эти ситуации определяют степень готовности (способности) посредством эффективных действий практически всех ветвей и институтов государственной власти, и в первую очередь органов исполнительной власти на всех управленческих уровнях по предотвращению или минимизации возможных разрушительных последствий.
По данным МЧС России в 2010 году на территории нашей страны зарегистрировано 338 различных по своему характеру чрезвычайных ситуаций, в которых пострадало около 3 тыс. чел, в том числе 680 - погибло.
Тип чрезвычайной ситуации Кол-во Пострадало человек Спасено человек Погибло человек Техногенные чрезвычайные ситуации 199 2408 1741 641 Природные чрезвычайные ситуации 95 533 494 39 Биолого-социальные чрезвычайные ситуации 44 51 51 0 Всего 338 2992 2286 680
С чрезвычайными ситуациями связано множество различных действий органов власти, граждан и организаций, таких, как: выделение финансовых и материальных средств; привлечение сил и средств различных ведомств и организаций; выполнение множества работ и услуг, направленных на предупреждение, профилактику и устранение различных процессов с целью недопущения чрезвычайных ситуаций; надлежащее исполнение обязательств и т.д.
Наиболее распространенным и эффективным способом действия государства в чрезвычайных ситуациях является административно-правовой. Он предполагает построение системы государственного управления, способной в целом и на различных уровнях образующих ее подсистем действовать адекватно возникающим угрозам.
В наше непростое время, изобилующее различного рода авариями, катастрофами и катаклизмами, особенно важно создать и отрегулировать эффективную систему защиты населения и территорий от подобного рода обстоятельств. Эту роль сегодня на себя берет Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в РФ (РСЧС), это большая многоуровневая и разветвленная система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действующая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства федеральных, межрегиональных, региональных органов власти, муниципальных органов местного самоуправления и объектовых органов и организаций, в полномочия которых входят мероприятия по предупреждению и защите населения, территорий (со всеми объектами материальных и культурных ценностей независимо от форм собственности) и окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций различного характера (техногенного, природного, биолого-социального, экологического, космического и др.).
В силу специфики решаемых задач и нормативно закрепленных обязанностей, подразделения МВД России играют важную роль в системе РСЧС, участвуя в ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера (согласно разработанным, согласованным и утвержденным в установленном порядке планам). Кроме того, подразделения МВД России и МЧС России являются одними из тех, кто способен наиболее оперативно прибыть в зону чрезвычайной ситуации и приступить к ее ликвидации и без которых, как показывает практика, не обходится практически ни одно мероприятие по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
чрезвычайный ликвидация государственный система
§1. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций, общая характеристика их последствий
В соответствии с федеральным законодательством чрезвычайная ситуация определяется как обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей .
Данное понятие позволило выделить наиболее характерные признаки явлений, которые определяют критерии чрезвычайности: многочисленные жертвы людей или угрозы их жизни и здоровью; ущерб (угроза) окружающей природной среде; значительные материальные потери; нарушение условий жизнедеятельности людей; необходимость немедленного и адекватного реагирования на них; требующие проведения масштабных аварийно-спасательных работ и других неотложных работ.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации в зависимости от количества пострадавших, суммы материального ущерба и охватываемой территории чрезвычайные ситуации подразделяются на: локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера (приложение 1).
В общем виде чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы и по другим признакам, описывающим эти сложные явления с различных сторон их природы, свойств и последствий, к примеру, чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по:
- типам и видам, лежащим в основе этих ситуаций;
- масштабу и скорости распространения последствий;
- уровням привлекаемых для ликвидации последствий сил и средств.
По типам и видам (характеристикам явлений, которые определяют особенности воздействия поражающих факторов на людей, природную среду и объекты) чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяются на:
- транспортные аварии (на железнодорожном, воздушном, водном транспорте, автодорогах, магистральных трубопроводах, в метрополитене);
- пожары, взрывы;
- аварии с выбросами веществ (радиоактивных, сильнодействующих ядовитых, биологически и химически опасных, экологически вредных);
- гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов);
- аварии на системах жизнеобеспечения (электроэнергетических, коммунальных, очистных сооружениях);
- внезапное обрушение сооружений;
- аварии на объектах экономики, связанные с залповыми выбросами экологически вредных веществ.
- Чрезвычайные ситуации природного характера подразделяются на:
- геологические (землетрясение, извержение вулканов, оползни, сели, снежные лавины);
- метеорологические (ураганы, бури, снежные бури, смерчи);
- гидрологические (наводнения, заторы, зажоры, нагоны, цунами);
- природные пожары (лесные, торфяные, степные);
- массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии).
- Чрезвычайные ситуации экологического характера подразделяются на:
- изменение состояния суши (деградация почв, эрозия, опустынивание);
- изменение свойств воздушной среды (климат, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушения озонового слоя);
- изменение состояния гидросферы (истощение и загрязнения водной среды);
- изменение состояния биосферы.
По масштабу распространения и с учетом тяжести последствий чрезвычайные ситуации могут быть:
- локальные, зона поражения которых охватывает объект;
- местные, зона поражения которых охватывает населенный пункт;
- территориальные, зона поражения которых охватывает субъект Российской Федерации;
- региональные, зона поражения которых охватывает два субъекта Российской Федерации;
- федеральные, зона поражения которых охватывает больше двух субъектов Российской Федерации;
- трансграничные, зона поражения которых выходит за пределы Российской Федерации.
По скорости распространения чрезвычайные ситуации могут быть условно квалифицированы на:
- внезапные (взрывы, транспортные аварии, внезапное обрушение сооружения);
- быстро распространяющие опасность (пожары, аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ);
- умеренно распространяющие опасность (аварии на коммунальных системах);
- медленно распространяющие опасность (аварии на очистных сооружениях).
По уровням привлекаемых сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, они могут быть разделены на следующие:
- локальные - используются силы и средства объекта;
- местные - силы и средства населенного пункта;
- территориальные - силы и средства субъекта Российской Федерации;
- региональные - силы и средства двух субъектов Российской Федерации;
- федеральные - силы и средства больше двух субъектов Российской Федерации.
Статистические данные последних лет показывают, что в среднем 69 % от общего числа чрезвычайных ситуаций имеют техногенную природу, включающую аварии, катастрофы, пожары, инциденты.
Негативные последствия аварий, пожаров и катастроф техногенного характера в последние годы становятся неприемлемыми для дальнейшего социально-экономического и экологического развития Российской Федерации. Россия располагает огромным хозяйственным комплексом, по объему инфраструктуры и спектру опасных технологий, сравнимым с тем, которым располагают ведущие страны мира.
Природно-ресурсный потенциал России превышает аналогичный показатель США примерно в 2-3 раза, Германии - в 5-6 раз, Японии - в 18-20 раз.
На территории России функционирует около 45 тысяч - пожаро-, взрывоопасных производств, в том числе 3,3 тыс. химически-опасных и более 700 крупных радиационно-опасных объектов, свыше 3,5 тыс. объектов располагают значительными запасами хлора и аммиака, более 500 тыс. тонн хлора ежегодно перевозится по железным дорогам.
Около 200 водохранилищ, и в их числе особо крупных , эксплуатируется более 50 лет без требуемых реконструкции и ремонта.
В наиболее ответственных отраслях (энергетики, нефте-, газохимия) потенциально опасные объекты имеют выработку проектного ресурса на уровне 75-90%.
За последние годы резко возросла угроза терроризма на потенциально опасных объектах. По мнению специалистов, радиоактивные и химические вещества доступны террористам как никогда ранее. Это объясняется тем, что получение радиоактивных материалов и химических веществ в настоящее время не является неразрешимой задачей
Существующие в настоящее время очаги напряженности как внутри России, так и вблизи ее границ способствуют возрастанию терроризма на потенциально опасных объектах. Это обстоятельство вызывает необходимость разработки мероприятий, нацеленных на предотвращение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, которые могут возникнуть в результате террористических актов.
Чрезвычайные ситуации, как в настоящее время, так и в перспективе представляют существенную угрозу устойчивому развитию, национальной безопасности России и безопасности жизнедеятельности населения.
§ 2. Место, роль и задачи МВД России в Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
В Российской Федерации создана и функционирует уникальная, не имеющая аналогов в мировой практике единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Ее уникальность состоит в том, что как на федеральном, региональном, территориальном, так и на местном и объектовом уровнях образованы системы органов управления и сил, разработаны схемы взаимодействия их в случае возникновения угрозы и самого факта чрезвычайной ситуации. Создана определенная законодательная и нормативно-правовая основа ее построения и функционирования.
Структурная схема РСЧС представлена в приложении 2. Она состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней управления (федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый).
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации для организации работ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определяются положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России. При этом следует отметить, что к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти. МВД России, как функциональная подсистема РСЧС выполняет государственную функцию охраны общественного порядка.
Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории Российской Федерации на 7 регионов. В составе РСЧС образованы: Центральный (г.Москва), Северо-западный (г.Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г.Ростов-на-Дону), Приволжский (г.Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Красноярск) и Дальневосточный (г. Хабаровск) регионы. Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов Российской Федерации. Основное предназначение регионального центра - координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организация их работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и их ликвидации.
Территориальные подсистемы создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в соответствии с принятым в России административно-территориальным делением и включают: органы управления, силы и средства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
К силам и средствам РСЧС относятся:
-силы и средства наблюдения и контроля;
-силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав сил и средств наблюдения и контроля входят прежде всего службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие в соответствии с профилем своей специальности мониторинг состояния окружающей природной среды, обстановки на потенциально опасных объектах и прилегающим к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения. К таким службам и организациям относятся, в частности: спецчасти внутренних войск МВД России, осуществляющие охрану атомных электростанций и других потенциально опасных объектов; службы государственного пожарного надзора МЧС России и государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России; оперативные группы постоянной готовности Росгидромета; подразделения Минатома России; учреждения Госгортехнадзора, Госатомнадзора России; сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
В состав сил и средств ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций входят военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти. К ним относятся, в частности: пожарные части ГПС МЧС России; аварийно-технические центры Минатома России; аварийно-спасательные службы и формирования морского и речного флотов (включая спасательно-координационные центры), а также служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации России; формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф Минздрава России, ветеринарной службы и службы защиты растений России специальные войска МО России и др.
К силам ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций относятся также территориальные (в том числе муниципальные) формирования милицейской, противопожарной, аварийно-технической, спасательной, медицинской служб, гражданской обороны, а также строительные и транспортные организации.
В структуре сил РСЧС ведущая роль принадлежит силам постоянной готовности, которые включают в себя подразделения 15 федеральных органов исполнительной власти: МЧС, Минатома, МВД, Минприроды, Минсельхоза, Минстроя, Минтопэнерго, Минтранса, МПС, Госкомсанэпидемнадзора, Росгидромета, Роскомметаллургии, Роскомхимнефтепрома, Рослесхоза, Всероссийской службы медицины катастроф.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 №794, «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» к функциям МВД России в РСЧС относится:
Обеспечение общественного порядка и охрана материальных и культурных ценностей при ЧС.
Руководство созданием и деятельностью функциональной подсистемы охраны общественного порядка РСЧС.
Основные функции, выполняемые функциональной подсистемой охраны общественного порядка РСЧС (далее «ФП ООП») по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций можно разделить на три составляющих - в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
Функции ФП ООП в режиме повседневной деятельности:
разработка, корректировка и согласование в установленном порядке планов ЧС;
создание систем управления;
создание и поддержание в готовности пунктов управления, систем оповещения и связи;
подготовка и поддержание в готовности органов управления, сил и средств ФП ООП для действий при ликвидации ЧС;
поддержание необходимого ресурсного обеспечения деятельности ФП ООП через соответствующие подразделения МВД России;
разработка (участие в разработке) проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в области защиты от ЧС;
разработка нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность ФП ООП;
организация слежения и контроля за оперативной обстановкой, своевременное информирование федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований при ее осложнении;
выявление в процессе оперативно-служебной деятельности источников опасности и прогнозирование обстановки в случае возникновения ЧС;
разработка мероприятий по охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, сохранности материальных и культурных ценностей при возникновении ЧС;
Функции ФП ООП в режиме повышенной готовности:
приведение органов управления, сил и средств органов внутренних дел и внутренних войск в соответствующую степень готовности;
сбор и оценка информации о возможной ЧС, уточнение планов и расчетов, постановка предварительных задач руководителям подразделений;
принятие мер по обеспечению жизнедеятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск в условиях ЧС, решение вопроса о переводе личного состава на особый режим работы;
поддержание взаимодействия с соответствующими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований координационными органами и органами управления территориальных и функциональных подсистем РСЧС, другими подразделениями органов внутренних дел, органами военного командования, а также заинтересованными организациями.
Функции ФП ООП в режиме чрезвычайной ситуации:
приведение органов управления, сил и средств ФП ООП в соответствующую степень готовности;
сбор и оценка информации о ЧС, уточнение планов и расчетов, постановка задач руководителям подразделений;
выдвижение оперативных групп, сил и средств ФП ООП в зону ЧС;
руководство подразделениями ФП ООП при выполнении задач в зоне ЧС - обеспечение общественного порядка в городах и других населенных пунктах, на охраняемых объектах, на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, на маршрутах эвакуации, охрана материальных и культурных ценностей;
участие в проведении в установленном порядке профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, выполнение которых необходимо в сложившейся обстановке, а также - в предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, розыске лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных случаях, предусмотренных законодательством;
разработка и проведение мероприятий по предупреждению и пресечению возможных массовых беспорядков, паники среди населения, распространению ложных и провокационных слухов;
обеспечение общественного порядка и общественной безопасности (в том числе безопасности дорожного движения) на маршрутах ввода сил РСЧС в зоны ЧС (очаги поражения), при проведении там аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также при выводе из этих зон (очагов) пострадавших;
осуществление пропускного режима, выполнения должностными лицами и гражданами правил карантина;
оказание помощи при вывозе погибших и эвакуации пострадавших людей в медицинские и другие пункты;
содействие органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований и организациям в привлечении населения, использования транспортных и иных средств, для проведения эвакуации, аварийно-спасательных и других неотложных работ;
ограничение или запрещение дорожного движения на разрушенных и опасных для движения участках улиц и дорог, организация установки необходимых технических средств обеспечения дорожного движения;
контроль за техническим состоянием автотранспортных средств, предназначенных для перевозки людей и грузов при эвакуационных и других мероприятиях;
развертывание контрольно-пропускных пунктов и постов дорожно-патрульной службы, организация их работы на автомобильных дорогах;
осуществление контроля за состоянием и оборудованием автомобильных дорог и улиц;
организация и выполнение мероприятий по защите личного состава ФП ООП от опасностей, возникающих при ЧС;
осуществление совместно с ФМС России контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства правил проживания и временного пребывания в Российской Федерации;
обеспечение мероприятий по учету потерь населения совместно с органами записи актов гражданского состояния, органами местного самоуправления и медицинскими учреждениями, а также участие в установлении личности погибших и пострадавших.
К действиям при чрезвычайных обстоятельствах привлекаются подразделения органов внутренних дел, соединений и воинских частей внутренних войск, образовательные учреждения МВД России. Численность личного состава, количество вооружения и техники для выполнения задач соединениями, воинскими частями, военно-учебными заведениями внутренних войск определяются их штабами совместно со штабами органов внутренних дел, исходя из оперативной обстановки.
Для обеспечения режима чрезвычайного положения в установленном нормативно-правовыми актами РФ по введению чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В исключительных случаях, на основании Указа Президента РФ, привлекаются Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования.
Как было отмечено выше, в структуре сил и средств РСЧС ведущая роль принадлежит силам постоянной готовности и их органам управления, к которым относятся аппараты и подразделения МВД России. Так, постоянно действующими органами управления МВД в РСЧС являются:
-на федеральном уровне - МВД России;
-на региональном уровне - главные управления МВД России по федеральному округу;
на территориальном уровне - министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
на местном уровне - управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по закрытым административно-территориальным образованиям.
Планирование действий в рамках РСЧС осуществляется на основе федерального плана действий, региональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, планов действий федеральных органов исполнительной власти, в том числе МВД России и его территориальных органов всех уровней, органов местного самоуправления, учреждений и организаций. При этом на местных и региональных руководителей возлагается правовая ответственность составления и обеспечения реализации планов действий чрезвычайных ситуаций. Для проверки готовности населения, объектов, органов управления сил и средств РСЧС регулярно проводятся учения и тренировки, несмотря на специфику разработки и реализации планов действий в чрезвычайных ситуациях для каждого конкретного объекта или территории их основа практически идентична. Так в МВД России типовой оперативный план действий органов внутренних дел и внутренних войск в чрезвычайных обстоятельствах включает:
-состав оперативного штаба и порядок действий его должностных лиц при чрезвычайных ситуациях;
-перечень и место расположения объектовых, местных и территориальных пунктов управления;
характеристику сил и средств, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
порядок и средства оповещения, приведение в готовность сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций;
порядок выдвижения сил и средств в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе расчеты их перевозки различными видами транспорта;
задачи и функции конкретных формирований, а также порядок их взаимодействия при ликвидации этих ситуаций;
меры безопасности.
Эту информацию дополняет характеристика территорий обслуживания. В процессе повседневной деятельности РСЧС и ее основных функциональных подсистем осуществляются мероприятия по созданию финансовых и материально-технических резервов, которые экстренно привлекаются при возникновении чрезвычайных ситуаций. Эти резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, а в организациях - за счет их собственных ресурсов. Кроме того, из средств федерального бюджета формируется резервный фонд правительства Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а из государственного материального резерва - материальные ресурсы для проведения первоочередных работ.
Заключение
В управленческой деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайной ситуации выделяются три основные стадии: 1) оперативное реагирование; 2) чрезвычайное управление; 3) ликвидация чрезвычайных ситуаций.
На каждой из этих стадий органы внутренних дел выполняют различные задачи. На первой стадии происходит подготовка сил и средств ОВД к выполнению задач по поддержанию общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.
Вторая стадия включает в себя работу органов управления и системы управления в целом, с учетом создания в ее структуре дополнительных звеньев по руководству оперативно-служебной деятельностью собственных подразделений, иных приданных сил и средств в районе выполнения задач.
Третья стадия охватывает выполнение органами управления мероприятий по нормализации обстановки и восстановлению жизнедеятельности в районе чрезвычайных ситуаций.
Накопленный опыт свидетельствует о том, что первый этап управленческой деятельности является во многом определяющим для всех последующих. Именно на данном этапе вырабатывается решение на подготовку и применение сил и средств, осуществляется предварительное планирование их использования, организуется целенаправленная подготовка личного состава, органов управления и всех видов обеспечения. От готовности и способности подразделений МВД России, других ведомств зависит эффективность их действий на втором и третьем этапах.
Таким образом, место, роль и задачи органов внутренних дел в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определяются характером и содержанием выполняемых ими функций в чрезвычайных ситуациях. При этом следует исходить из назначения органов внутренних дел:
Во-первых, как правоохранительного аппарата, призванного обеспечить охрану общественного порядка и безопасности граждан, осуществлять борьбу с правонарушениями.
Во-вторых, как подразделений, создающих необходимые условия для эффективной работы других формирований (спасателей, медицинских работников и иных служб жизнеобеспечения).
Отмеченные функции и задачи органов внутренних дел затрагивают важнейшие направления жизнеобеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, что дает основания считать их одними из основных подразделений в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, решающих задачи обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации.
- О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон РФ от 30 мая 2001 г. №3 - ФКЗ.
- О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537.
- О полиции: Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 г. №3-ФЗ.
- О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. №68 - ФЗ.
- О пожарной безопасности: Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 г. № 69 - ФЗ.
- Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей: Федеральный закон РФ от 22 августа 1995 г. № 151 - ФЗ .
- Об использовании атомной энергии: Федеральный закон РФ от 21 ноября 1995 г. № 170 - ФЗ.
- О внутренних войсках МВД РФ: Федеральный закон РФ от 6 февраля 1997 г. №27 - ФЗ.
- О противодействии терроризму: Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. №35 - ФЗ.
- Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: утверждено указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 249.
- О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794.
- О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Постановление правительства РФ от 3 августа 1996 г. № 924.
- О классификации чрезвычайных ситуаций: Постановление Правительства РФ от 21 мая 2007г. №304.
- Об утверждении Типового положения о функциональной подсистеме охраны общественного порядка Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Приказ МВД России от 13 июля 2007 г. №:633.
- Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности: Приказ МВД России от 29 января 2008 г. №80.
- Вопросы организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах: Приказ МВД России от 29 января 2008 г.81.
- Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне: утверждено приказом МВД России от 22 апреля 2011 г. № 222.
- Приказ МВД России от 25 мая 2009 г.
- Гольцов В.Б. Чрезвычайная ситуация - теория или юридический факт (проблемы законодательного определения) // Юридический мир, 2009, № 3.
- Громов М.А., Микеев А.К. Организация управления силами и средствами группировки территориальных органов внутренних дел МВД России при участии в ликвидации последствий производственных, транспортных аварий и катастроф: Лекция.- М., 2009.
- Майдыков А.Ф. Правовые и организационные основы обеспечения национальной безопасности России правоохранительными органами // Совершенствование системы экстренного реагирования органов внутренних дел и внутренних войск на чрезвычайные обстоятельства: Труды Академии МВД России. - М.: Академия МВД России, 1996.
- Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.
- Микеев А.К. Управление группировкой сил и средств органов внутренних дел при участии в ликвидации последствий крупных производственных, транспортных аварий и катастроф. Учебное пособие. - М.: Академия управления МВД России. 2002.
- Назаренко И.А. Принципы деятельности органов внутренних дел при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера// Административное право и процесс, 2007, № 4.
- Назаренко И.А. Управление органами внутренних дел при возникновении чрезвычайных ситуаций // Административное право и процесс, 2007, № 2.
- Старостин С.А. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных ситуациях (правовые и организационные аспекты): Автореферат докторской диссертации. - М.: Академия управления МВД России. 2000.
Приложения
Приложение 1
Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера
Критерии ЧСХарактер ЧСЛокальногоМуниципальногоМежмуниципальногоРегиональногоМежрегиональногоФедеральногоКоличество пострадавших (чел.) либоНе более 10Не более 50Не более 50Свыше 50, но не более 500Свыше 50, но не более 500Свыше 500Размер материального ущербаНе более 100 тыс. руб.Не более 5 млн. руб.Не более 5 млн. руб.Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.Свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.Более 500 млн. руб.Зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределыОбъектТерритория одного поселения или внутригородская территория города федерального значенияТерритория двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенная территорияСубъект ФедерацииДва и более субъекта Федерации
Приложение 2
Структурная схема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций РФ (РСЧС)