Учет основных средств

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    48,61 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет основных средств

Национальный открытый институт России г. Санкт - Петербург

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита



 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Учет основных средств»

по дисциплине

БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ

Выполнил: Липашова Е.Ю

Студент

ГруппаБ-92с/2в №зачетной книжки 018198






Санкт-Петербург

2011

Содержание

Введение

. Основные средства как объект учета

.1 Понятие основных средств, их оценка

.2 Классификация основных средств

.3 Документальное оформление операций по учету основных средств

2. Организация бухгалтерского учета основных средств на ОАО “Динамо

.1 Учет наличия и поступления основных средств

.2 Учет амортизации основных средств

.3 Учет затрат на ремонт основных средств

.4 Учет выбытия основных средств

.5 Инвентаризация и переоценка основных средств

. Рекомендации по усовершенствованию способа учета основных средств на предприятии ОАО «Динамо

Заключение

Список литературы

Приложение №1

Приложение № 2

Приложение № 3

Введение


Важность выбранной мной темы данной курсовой работы состоит в том, что с основными средствами связаны многие проблемы российской экономики. Это недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, низкой фондоотдачей и инвестиционной активностью, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе.

Усиливается влияние учета основных средств, как на финансовое состояние субъектов хозяйствования так и на качество представляемой ими отчетности. Поэтому правильность отражения в учете операций с основными средствами в настоящих условиях приобретают для многих предприятий важное значение.

Цель работы:

изучить теоретический материал, действующие в настоящее время нормативные акты в сфере учета основных средств, быть в курсе последних изменений законодательства;

проанализировать деятельность действующего предприятия в данной области бухгалтерского учета, пользуясь документами бухгалтерии и первичными документами по оформлению движения основных средств;

рассмотреть предложения по совершенствованию бухгалтерского учета основных средств на примере ОАО «Динамо»».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)   рассмотреть основные средства как объект учета;

2)      проанализировать основные средства в ОАО «Динамо»;

)        дать рекомендации по совершенствованию учета основных средств.

Объектом исследования является ОАО «Динамо», занимающееся торговлей. Общество является юридическим лицом и свою деятельность организует на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.

Предметом исследования являются методологические, методические и практические вопросы организации бухгалтерского учета основных средств.

Основные средства играют огромную роль в процессе труда, так как они в своей совокупности образуют производственно - техническую базу и определяют производственную мощь предприятия.

Эффективность использования основных средств в наибольшей степени зависит от организации бухгалтерского учета, так как именно в системе бухгалтерского учета формируется большая часть информации, необходимой для принятия управленческих решений. К такой информации относятся сведения о наличии и техническом состоянии объектов основных средств, получаемые в процессе инвентаризации. На основе указанной информации принимаются решения о списании с баланса неиспользуемых объектов основных средств путем продажи и ликвидации.

Основные средства через экономический механизм амортизации, а также затраты на их ремонт участвуют в формировании себестоимости товаров (работ, услуг) и финансового результата деятельности организации. На финансовый результат оказывают значительное влияние и операции по выбытию основных средств. Поэтому для обеспечения достоверности информации, содержащейся в бухгалтерской отчетности, организации должны вести учет операций с основными средствами в строгом соответствии с нормативными документами. [3,201]

1.Основные средства как объект учета

.1 Понятие основных средств., их оценка

В бухгалтерском учете основными средствами называют здания, сооружения, машины, оборудования, транспортные средства, вычислительную технику и тому подобное имущество, которое используется длительное время. Основные средства сокращенно называют ОС. Основные средства отличаются тем , что не потребляются в процессе производства.

Основными нормативными документами для бухгалтера при учете основных средств являются Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств” ПБУ 6/01 (утв Приказом Минфина России от 30.01.01г. № 26 с изменениями от 18.05.02 г. № 45н) и Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (утв. Приказом Минфина РФ от 13.10.03 г. № 91н).

Имущество может называться основным средством, если оно отвечает следующим требованиям:

. использоваться в течение длительного времени, то есть более 12 месяцев. Если организация производит такой вид продукции, выполняет такой вид работ или оказывает такой вид услуг, что ее производственный цикл составляет более 12 месяцев, то ОС должны служить больше одного производственного цикла.

. использоваться для производственных или для управленческих нужд организации.

. обладать способностью приносить организации доход.

. приобретаться не для перепродажи (потому что если Вы приобретаете имущество, чтобы перепродать его, то такое имущество называется товаром).

Средства труда, которые многократно участвуют в процессе производства, постепенно изнашиваются и через амортизацию переносят свою стоимость на готовую продукцию или сразу списываются на расходы, называются основными средствами.[6,131]

В бухгалтерском учете и отчетности основные средства отображаются в денежных единицах. От правильности и достоверности их оценки зависит точность исчисления амортизации, отпускных цен на изготавливаемую продукцию, сумм причитающегося налога на имущество и другие показатели.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая складывается в момент поступления объектов на предприятие и определяется из цены, уплаченной продавцу по документам, и суммы фактических расходов, связанных с их приобретением и установкой. Первоначальная стоимость основных средств определяется по-разному, в зависимости от источников поступления объектов.

По объектам, изготовленным на самом предприятии, а также приобретенным за плату у других организаций и лиц, первоначальная стоимость складывается, исходя из фактических затрат по приобретению, сооружению и изготовлению этих объектов, включая расходы по доставке, монтажу, установке за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств могут быть:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;

суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;

суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, производственные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств;

таможенные пошлины и иные;

вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств.

По объектам, внесенным учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал первоначальная стоимость определяется по договоренности сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. По объектам, полученным от других организаций и лиц безвозмездно или в качестве субсидий правительственного органа,- по рыночной стоимости на дату оприходования. По объектам, полученным по договору мены, - по стоимости переданных в обмен собственных ценностей организации, по которой они были отображены в ее бухгалтерском балансе. По объектам, стоимость которых выражена в иностранной валюте, - в общем порядке на дату их постановки на учет путем пересчета валютной стоимости данных основных средств в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации.

Приобретенные за плату основные средства, бывшие в эксплуатации, принимаются к бухгалтерскому учету по сумме фактических затрат на покупку и доставку, монтаж и др.

Первоначальная стоимость приобретенного объекта слагается: из суммы фактических затрат по приобретению объекта без НДС, если он приобретен для производства продукции, не освобожденной от уплаты НДС; суммы НДС, если объект приобретен для производства продукции, освобожденной от уплаты НДС. Порядок формирования первоначальной стоимости ОС отражен в Таблице № 1 .(См. Приложение № 1).

Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации (имеются ввиду централизованно проводимые переоценки). Изменение первоначальной стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов.

Остаточная стоимость основных средств определяется вычитанием из первоначальной стоимости суммы начисленной амортизации основных средств.[9,121]

Восстановительная стоимость - это затраты предприятия по воспроизводству объектов основных средств, т.е. на приобретение или строительство инвентарных объектов, исходя из действующих цен. Замена первоначальной стоимости основных средств на восстановительную происходит путем переоценки соответствующих объектов основных средств.

Переоценка основных фондов по восстановительной стоимости производится в соответствии с решением Правительства Российской Федерации. Результаты переоценки основных средств, проведенной в добровольном порядке, учитываются для целей налогообложения по состоянию на 1 число отчетного года до начала отчетного года и подлежат отображению в бухгалтерском учете в январе отчетного года, а в бухгалтерской отчетности - при формировании данных на начало года.

.2 Классификация основных средств

На сегодняшний день для классификации основных средств используется Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359 с изм. и доп. Постановления Правительства РФ от 12.09.08 № 676 «О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы»). В соответствии с этим к основным средствам относят:

здания (кроме жилых);

сооружения;

средства транспортные;

инвентарь производственный и хозяйственный;

скот рабочий, продуктивный и племенной;

насаждения многолетние .

Туда же относятся и затраты, производимые за счет капитальных вложений по улучшению земель, не связанные с созданием сооружений, и капитальные затраты в арендованные основные фонды.

Основные средства действуют в неизменной форме длительное время и утрачивают свою стоимость по частям. Они имеют очень широкую номенклатуру и могут быть разбиты на группы по определенным признакам.

По принадлежности ОС делятся на: собственные и арендованные. Собственные - принадлежат предприятию и числятся на его балансе, арендованные - получены от других предприятий и организаций во временное пользование за плату.

В производственном процессе различают действующие и бездействующие основные средства.

По назначению - производственные и непроизводственные. К производственным основным средствам относят такие, которые связаны с осуществлением уставной деятельности (в составе производственных основных средств выделяют их активную часть). Под непроизводственными основными средствами понимают основные средства, числящиеся на балансе и не связанные с осуществлением уставной деятельности, предназначенные для социально-бытового обслуживания членов трудового коллектива.

Классификация ОС отражена на схеме в Приложении № 2.[7,53]

.3 Документальное оформление операций по учету основных средств

основной средство инвентаризация

Все хозяйственные операции, проводимые организацией или предприятием, согласно статье 9 Федерального Закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”,должны оформляться оправдательными документами. Эти документы являются первичными.На их основании ведется бухгалтерский учет.

Первичный бухгалтерский документ - это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.

Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разработанные и утвержденные унифицированные формы первичной учетной документации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. №835 “О первичных учетных документах”, должны применяться всеми предприятиями, независимо от их организационно-правовой формы.

Постановлением от 21 января 2003 года № 7 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств” Госкомстат России утвердил унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств .Данные формы первичной учетной документации распространяются на организации всех форм собственности, осуществляющие свою деятельность на территории РФ. Исключения составляют кредитные и бюджетные учреждения .

Формы, действующие в настоящее время, отражены в Таблице № 2 Приложения № 3.

Акт (накладную) приемки - передачи основных средств по форме №ОС - 1 - для оформления поступления, выбытия и внутреннего перемещения основных средств.

Акт приемки - сдачи отремонтированных, реконструируемых и модернизированных объектов по форме № ОС - 3 - для оформления операций по передаче в ремонт и приемке из ремонта основных средств.

Акт на списание основных средств по форме № ОС - 4 - для оформления операций по ликвидации основных средcтв (кроме автотранспорта).

Акт на списание автотранспортных средств по форме № ОС - 4а - для оформления операций по ликвидации автотранспорта.

Инвентарная карточка учета основных средств по форме № ОС - 6 - для оформления пообъектного учета основных средств.

Акт о приемке оборудования по форме № ОС - 14 - для оформления принятого на учет оборудования, предназначенного для капитального строительства.

Акт приемки - передачи оборудования в монтаж по форме № ОС - 15 - для оформления операций по сдаче оборудования, требующего монтажа, строительным организациям.

Акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС - 16 - для оформления приемки оборудования, по которому необходимо составлять рекламацию поставщику.

На каждый объект основных средств должна вестись карточка учета с подробной характеристикой. В организациях, имеющих небольшое число объектов основных средств, разрешается вести учет в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объекте. За каждым объектом закрепляется ответственное лицо.[9,102]

В соответствии с пунктом 26 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ порядок и количество инвентаризаций основных средств (как и другого имущества) в отчетном году определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. В соответствии с пунктом 27 данного положения проведение инвентаризации обязательно:

-          при смене материально ответственных лиц;

-        при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

         в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

         при реорганизации или ликвидации организации;

         при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

         перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).

Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года. Порядок проведения инвентаризации регламентирован в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

2. Организация бухгалтерского учета основных средств на ОАО “Динамо”

2.1    Учет наличия и поступления основных средств

Существуют следующие варианты поступления основных средств на предприятие:

.Приобретение за плату или в обмен на другое имущество;

.Сооружение и изготовление;

.Внесение учредителями в счет вкладов в уставный капитал;

.Безвозмездное получение. [12,201]

При приобретении основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, включающей в себя все фактические затраты по приобретению, за исключением возмещаемых налогов, в частности НДС (согласно пункту 21 Методических указаний).

Рассмотрим порядок бухгалтерского учета и налогообложения операций по приобретению основных средств на примере ситуации, имевшей место в ОАО «Динамо». Все затраты представлены в таблице № 3.

Таблица № 3

Сумма, руб.

Содержание операции

450000  9000

Договорная стоимость приобретенного объекта без НДС  НДС

 12000  2000

Затраты на посредническую организацию, в том числе НДС

 6000  1000

Затраты на консультацию по приобретению, в том числе НДС

 1000

Командировочные расходы

 4175

Затраты на регистрацию сделки с недвижимостью

11000 9000

Стоимость материалов для реконструкции предприятия Заработная плата собственного строительного участка с отчислениями во внебюджетные социальные фонды

15000 2500

Заплачено сторонней организации по монтажу объекта, в том числе НДС

4500

Уплачено транспортной организации за доставку (вместе с НДС)

300000

Взят кредит в банке для приобретения основных средств


В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:

Д-т 51 К-т 90 300000 - получен кредит в банке;

Д-т 08 К-т 60 450000 - оприходован объект основных средств;

Д-т 19 К-т 60 90000 - выделен НДС по оприходованному объекту основных средств;

Д-т 60 К-т 51 540000 - оплачен счет поставщика основных средств.

В отличие от материалов, сырья, МБП, по которым НДС возмещается из бюджета после их оприходования и оплаты, для возмещения НДС по основным средствам недостаточно оприходования их на счет 08 и оплаты. Одним из необходимых условий является также ввод основных средств в эксплуатацию с обязательным составлением акта приемки-передачи по форме № ОС-1.

При приобретении основных средств у физических лиц, в том числе у предпринимателей без образования юридического лица, НДС к зачету не принимается, а включается в первоначальную стоимость, поскольку физические лица не являются плательщиками НДС.[14,305]

При приобретении объекта непроизводственного назначения (для медпункта, базы отдыха и других целей) НДС относится на собственные источники.

Дальнейшая схема бухгалтерских проводок выглядит следующим образом:

Д-т 08 К-т 76 4175 - отнесена плата за регистрацию при приобретении основного средства на увеличение первоначальной стоимости;

Д-т 76 К-т 51 4175 - оплачен регистрационный сбор.

Д-т 08 К-т 60 15000 - отражена стоимость услуг подрядной организации по монтажу оборудования (в том числе НДС);

Д-т 60 К-т 51 15000 - оплачены услуги подрядной организации;

Д-т 08 К-т 60 4500 - отражена стоимость услуги подрядной транспорт-ной организации по доставке объекта основных средств (в том числе НДС);

Д-т 60 К-т 51 4500 - оплачены услуги сторонней транспортной орга-низации;

Д-т 08 К-т 60 6000 - получены консультационные услуги;

Д-т 60 К-т 51 6000 - оплачены консультационные услуги;

Д-т 08 К-т 76 12000 - отражены посреднические услуги сторонней орга-низации;

Д-т 76 К-т 51 12000 - оплачены посреднические услуги.

Так же на первоначальную стоимость основных средств могут быть отнесены другие затраты, непосредственно связанные с их приобретением, как то: регистрационные сборы, государственная пошлина, страховая пошлина, страховые платежи, оплата услуг оценщиков. В Методических указаниях не содержится исчерпывающего перечня таких затрат. Главный критерий при определении затрат, относимых на первоначальную стоимость, - они должны быть непосредственно связаны с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств и доведением их до состояния, в котором они пригодны к использованию.

Необходимо отметить, что на счет 08 относятся командировочные расходы в пределах установленных норм. Суммы сверх норм списываются на собственные источники. НДС, уплаченный по затратам на командировку в пределах норм (проживание и проезд), не выделяется и не возмещается, а также должен относится на счет 08:

Д-т 71 К-т 50 1000 - выданы под отчет денежные средства для командировки;

Д-т 08 К-т 71 1000 - списаны командировочные расходы на уве-личение первоначальной стоимости;

Д-т 08 К-т 70 9000 - начислена заработная плата своим работ-никам за доведение объекта основных средств до рабочего состояния;

Д-т 08 К-т 10 11000 - списаны материалы, истраченные на до-ведение основных средств собственными силами;

Д-т 08 К-т 68 4000 - начислен НДС на объем работ, выполнен-ных хозяйственным способом ((11000+ +9000) х 20%);

Д-т 08 К-т 51 21000 - оплачены проценты по кредиту (за время от поступления средств из банка до момента ввода основного средства в эксплуатацию).

Уплата процентов после ввода объекта основных средств, для приобретения которого был взят кредит, относится уже на собственные источники. Также на собственные источники относятся суммы неустоек за несвоевременную уплату процентов или возврат суммы кредита.

При вводе объекта основных средств в эксплуатацию были сделаны проводки:

Д-т 68 К-т 19 90000 - принят к зачету НДС;

Д-т 01 К-т 08 537675 - списываются все затраты на первоначаль-ную стоимость объекта основных средств (24000+450000+1000+4175+6000+12000+ +15000+4500+21000).

Необходимым условием зачета НДС, кроме оплаты и производственного характера объекта, является факт ввода объекта в эксплуатацию с обязательным составлением акта приемки-передачи по форме № ОС-1 (НДС по приобретенным легковым автомобилям и микроавтобусам (при условии их производственного назначения) возмещению из бюджета не подлежит, а относится на увеличение их первоначальной стоимости.

Таким образом, первоначальная стоимость рассмотренного выше объекта основных средств составила 537675 руб.

Кроме того, на практике предприятия встречалось сооружение и изготовление основных средств хозяйственным способом (частично с привлечением подрядчиков). При этом в учете делались следующие бухгалтерские записи:

Д-т 08 К-т 10 60000 - списываются материалы, отпущенные на строительство (НДС по ним возмещается после оприходования и оплаты);

Д-т 08 К-т 13,02 8000 - списывается износ МБП и основных ср - в, участвующих в строительстве;

Д-т 08 К-т 23 9000 - списываются услуги вспомогательных про- изводств (ремонт оборудования, занятого в строительстве);

Д-т 08 К-т 51 5000 - уплачены проценты по кредиту банка, по-лученному для строительства;

Д-т 08 К-т 70 15000 - начислена заработная плата своим работ-никам, занятым в строительстве (строительная группа, отдел капитального строительства, охрана объекта и др.);

Д-т 08 К-т 69 5800 - произведены отчисления во внебюджетные фонды социального страхования на зарплату своим работникам.

Для строящегося объекта приобреталось оборудование, требующее монтажа, и оно входит в смету, поэтому, были сделаны проводки:

Д-т 07 К-т 60 54000 - оприходовано оборудование вместе с НДС;

Д-т 08 К-т 07 54000 - списывается в монтаж оборудование;

Д-т 08 К-т 10,70,69 23000 - понесенные затраты по монтажу оборудо-вания собственными силами.

Для выполнения части работ привлекались подрядчики (для возведения крыши и ее покрытия):

Д-т 08 К-т 60 28000 - отражена стоимость объема работ подряд-чика по возведению крыши вместе с НДС;

Д-т 08 К-т 80 13000 - учтены затраты вместе с НДС по оплате ус- луг коммунальных служб за воду, отопление, газ, электроэнергию для строящегося объекта;

Д-т 08 К-т 60 12000 - отражена стоимость работ вместе с НДС подрядной проектной организации по изготовлению плана земельного участка под строительств и разработку рабочего проекта объекта.

Услуги подрядчиков относим на счет 08 по мере начисления, а не по мере оплаты. Однако, при использовании льготы по налогу на прибыль по капитальным вложениям принимается в расчет только оплаченные услуги.

Итак, объем работ, выполненных хозяйственным способом, включает в себя:

60000 - стоимость материалов;

8000 - износ основных средств и МБП, задействованных при строительстве;

9000 - стоимость услуг вспомогательных производств;

15000 - зарплата;

5800 - отчисления на зарплату;

23000 - затраты по монтажу собственными силами.

Итого сумма затрат составляет 120800 руб. На эту сумму следует начислить НДС:

Д-т 08 К-т 68 24160 - начислен НДС (120800 х 20%).

Период начисления равен отчетному налоговому периоду по НДС. В облагаемый оборот вошли все затраты, за исключением оборудования и работ подрядных предприятий.

Объем работ, выполненных подрядчиками вместе с НДС, составил:

-          28000 - оплата подрядчику за возведение крыши;

-        13000 - оплата коммунальных услуг;

         12000 - оплата за проект.

Итого 53000 руб.

При вводе объекта основных средств в эксплуатацию в бухгалтерском учете делаются следующие проводки:

Д-т 01 К-т 08 53000 - включена стоимость работ, выполненных подрядчиками в первоначальную стоимость основных средств;

Д-т 01 К-т 08 54000 - включена стоимость оборудования в пер-воначальную стоимость основных средств;

Д-т 01 К-т 08 144960 - включена стоимость работ, выполненных хозяйственным способом в первоначальную стоимость основных средств.

Таким образом, первоначальная стоимость объекта составит 256960 руб. (144960+53000+54000+5000).

Как видно, сложность учета и налогообложения капитальных вложений при строительстве заключается в основном в том, чтобы разделить работы, выполняемые подрядчиками, и работы, производимые своими силами, то есть хозяйственным способом.

2.2    Учет амортизации основных средств

Стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация - это возмещение износа основных средств в стоимостном выражении, заключающееся в постепенном переносе части стоимости основных средств на себестоимость продукции (в торговых организациях - на расходы на продажу).[11,303]

Осуществляется этот процесс путем начисления износа, который учитывается на счете 02 «Износ основных средств». Счет 01 не корреспондирует со счетом 02. Износ начисляется следующими проводками:

Д-т 20,23,25,26 К-т 02 - начислен износ основных средств.

Начисляя износ, предприятие переносит часть стоимости основных средств на себестоимость основных средств, которая равна разнице между первоначальной (восстановительной) стоимостью и износом.

В ПБУ 6/97 и Методических указаниях установлены следующие способы начисления амортизации объетов основных средств:

-          линейный;

-        способ уменьшаемого остатка;

         способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

         способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

При использовании линейного способа годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной или восстановительной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Второй и третий способы из приведенных выше являются нелинейными. При их применении суммы амортизационных отчислений в предыдущие годы больше, чем в последующие. Выбранный метод должен быть обязательно отражен в приказе об учетной политике. При этом не обязательно использовать один и тот же метод по всем основным средствам - один и тот же метод может применяться внутри группы однородных объектов.

В целях же налогообложения должен использоваться линейный способ по нормам, установленным постановлением № 1072. Эти нормы устанавливаются в процентах на год. Например, норма амортизации на объект первоначальной стоимостью 100000 руб. составляет 10% в год. За год необходимо начислить износ в размере 10 № от 100000, то есть 10000. Износ начисляется ежемесячно. Таким образом, в месяц износ оставит 830 руб. (10000 руб. : 12) и будет начисляться ежемесячно до тех пор, пока сумма износа не будет равна первоначальной (восстановительной) стоимости. После этого процесс амортизации прекращается, хотя сам объект может продолжать эксплуатироваться. На счете 01 будет числиться по данному объекту сумма в 100000 руб., на счете 02 - также - 100000 руб.

По объектам непроизводственного назначения износ относится на собственные источники следующей проводкой:

Д-т 88 К-т 02 - списан износ по основным средствам непроизводственного назначения.

При вводе объекта основного средства в эксплуатацию должен быть обязательно составлен акт приемки - передачи по форме № ОС - 1. Дата составления акта и будет являться датой ввода. Начисление износа начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия.

Решение о применении ускоренной амортизации необходимо оформить как элемент учетной политики, иначе этот факт будет расценен как завышение прибыли.

2.3    Учет затрат на ремонт основных средств

В процессе эксплуатации основные средства изнашиваются, выходят из строя из-за поломок. Для поддержания основных средств в исправном состоянии и предотвращения преждевременных поломок необходимо осуществлять их нормальное содержание и периодически их восстановление.[4,208]

Восстановление основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции . Расходы на содержание и ремонт основных средств относятся к текущим затратам, то есть включаются в себестоимость текущего, среднего и капитального ремонта). Затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются. Методические указания рекомендуют проводить ремонт в соответствии с планом исходя из системы планово - предупредительных работ, включающих в себя текущий, средний, капитальный и особо сложный ремонт основных средств.

Текущий ремонт состоит в ежедневном техническом обслуживании машин и оборудования с целью их постоянного поддержания в рабочем состоянии. Объем работ по текущему ремонту предусматривает смазку и регулировку отдельных узлов и деталей, замену некоторых из них новыми, но без разборки агрегата. Для других видов основных средств (зданий, сооружений и пр.) устанавливаются другие сроки и другой характер ремонта (побелка, покраска и пр.).

Средний ремонт по сложности и периодичности занимает промежуточное положение между текущим и капитальным ремонтом. Его назначение - продлить межремонтный период до очередного капитального ремонта.

Под капитальным ремонтом понимается:

-        для оборудования и транспортных средств - полная разборка агрегата, ремонт базовых и корпусных деталей и узлов, замена или восстановление всех изношенных деталей и узлов на новые и более современные, сборка, регулирование и испытание агрегата;

-        - для зданий и сооружений - смена изношенных конструкций и деталей или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной замены основных конструкций, срок службы которых в данном объекте является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий, трубы подземных сетей, опоры мотов и пр.).

Аналитический учет затрат на капитальный ремонт ведется в карточке многографной формы, открываемой на отдельный заказ, которому присваивается свой шифр (код). Под этим шифром в постатейном разрезе формируются затраты в процессе осуществления данного ремонта: стоимость запасных частей, материалов, заработной платы - основной и дополнительной - ремонтных рабочих, начислений на их заработную плату, а также общепроизводственные и общехозяйственные расходы.

Синтетический учет затрат по текущему ремонту при незначительных объемах работ может предусматривать прямое отнесение издержек на счета производства и обращения:

Д-т 20,44 и др. К-т 10,12,70 и др.

На рассматриваемом предприятии как правило создается резерв для финансирования ремонта отдельных видов основных средств исходя из своих возможностей (Применяем счет 89 «Резерв предстоящих расходов и платежей», субсчет 1 «Резерв на проведение ремонтов основных средств»). При этом в учете делаются записи:

Д-т 20(25) К-т 89-1 400000.

Фактические расходы на ремонт, произведенный организацией в течение года, списываются за счет этого резерва:

Д-т 89-1 К-т 10,12,70,69 338000.

В конце года была проведена инвентаризация по данному резерву. Излишне начисленный резерв присоединяют к балансовой прибыли, так как остатка резерва на конец года не должно быть:

Д-т 89-1 К-т 80 62000.

Если бы сумма начисленного резерва оказалась ниже фактически произведенных затрат в отчетном году (300000), то сумму разницы списали бы на счет 31 «Расходы будущих периодов»:

Д-т 31 К-т 20 38000.

В следующем отчетном году эта сумма была бы списана по мере создания резерва на соответствующие цели:

Д-т 89-1 К-т31 38000.

В последней ситуации возможен и другой вариант по ремонту основных средств. Достаточно в конце года сделать дополнительную запись по доначислению резерва на сумму разницы между фактически произведенными расходами и созданным резервом на эти цели. В любом случае для подобной корректировки в приказе по учетной политике должен быть предусмотрен соответствующий выбор.

2.4   
Учет выбытия основных средств

Объекты основных средств выбывают из организации в результате:

-          Продажи другому юридическому лицу или физическому лицу;

-        списания в случае морального и физического износа или ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

         передачи в виде вклада в уставный капитал других организаций;

         безвозмездной передачи;

         по другим причинам.[3,508]

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, выбытие основных средств отражается развернуто: по Д-ту счета 47 - первоначальная (восстановительная) стоимость и затраты, связанные с выбытием (снос, разборка, демонтаж, транспортировка и др.), а по К-ту счета 47 - сумма износа, выручка, стоимость оприходованных материальных ценностей. Всякое движение основных средств (прием, передача, внутреннее перемещение) оформляется актом приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1).

Рассмотрим несколько ситуаций из хозяйственной деятельности ОАО «Динамо» . В ноябре 2009 г. реализовался объект основных средств за 150000 руб. (включая НДС). Восстановительная стоимость объекта - 200000 руб., износ - 60000 руб. Ранее при приобретении этого объекта НДС был возмещен из бюджета. Затрат по реализации не было.

В бухгалтерском учете были произведены следующие записи:

Д-т 47 К-т 01 200000 - списана восстановительная стоимость основного средства;

Д-т 02 К-т 47 60000 - списан начисленный за время эксплуатации износ;

Д-т 62 К-т 47 150000 - отражена задолженность покупателям (с НДС);

При реализации основных средств, при приобретении которых входной НДС был возмещен, налогооблагаемой базой является договорная стоимость. Если же реализуется объект основных средств, оприходованный в свое время с НДС, то НДС рассчитывается в соответствии с пунктом 50 Инструкции № 39.

Д-т 51 К-т 62 150000 - поступили денежные средства;

Д-т 47 К-т 68 25000 - начислен НДС (150000 х 16,67%);

Д-т 80 К-т 47 15000 - получен убыток от реализации основных средств.

Организация может самостоятельно списать только основные средства, принадлежащие ему на праве собственности. Иначе необходимо разрешение собственника. Для определения нужности списания основных средств и оформления актом на списание основных средств по форме № ОС-4 (для транспорта - по форме № ОС-4а), который утверждается руководителем предприятия.

При списании объекта основных средств с баланса предприятия списываются первоначальная (восстановительная) стоимость и износ на счет 47 проводками:

Д-т 47 К-т 01 - списывается первоначальная (восстановительная) стоимость;

Д-т 02 К-т 47 - списывается сумма износа на момент списания.

В результате списания основных средств (как и во всех случаях выбытия основных средств) счет 47 должен закрыться. В соответствии с пунктом 82 приказа Минфина России об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ в случае реализации и прочего выбытия имущества организации убыток или доход по этим операциям относится на финансовые результаты.        

При списании (ликвидации) не полностью изношенных основных средств необходимо восстановить часть входного НДС, возмещенного при приобретении и приходящегося на остаточную стоимость. Восстановление производится по кредиту счета 68 и дебету счета 88(81). Это объясняется тем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона РФ «О НДС» суммы налога, уплаченные поставщикам по материальным ресурсам, включая основные средства, подлежат возмещению только при их использовании в производстве, а в остальных случаях, в том числе при списании (передаче в УК), НДС должен покрываться за счет собственных источников. Таким образом, при списании основных средств часть ранее возмещенного НДС должна быть восстановлена проводкой:

Д-т 88(81) К-т 68 - восстановлен НДС по списанному (ликвидированному), не полностью изношенному объекту основных средств.

Рассмотрим как отражалось в бухгалтерском учете списание основных средств на анализируемом предприятии:

Списывался объект первоначальной стоимостью 342000 руб. Износ составлял 176000 руб. При приобретении был уплачен и возмещен НДС в сумме 68400 руб. Объект не подвергался дооценке. При разборке объекта пригодными к дальнейшему использованию оказались запчасти на сумму 8700 руб. (по рыночной стоимости).

В бухгалтерском учете сделаны проводки:

Д-т 47 К-т 01 342000 - списана первоначальная стоимость объекта основных средств;

Д-т 02 К-т 47 176000 - списана сумма износа;

Д-т 10 К-т 47 8700 - оприходованы запчасти;

Д-т 80 К-т 47 157300 - отражен убыток от списания основного ср-ва;

Д-т 88 К-т 68 35200 - восстанавливается часть входного НДС, приходящаяся на остаточную стоимость (68400 х 176000 : 342000).

2.5    Инвентаризация и переоценка основных средств

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним, а также внешним пользователям (инвесторам, кредиторам и др.) бухгалтерской отчетности. Одним из основных способов контроля полноты и достоверности бухгалтерских данных является проведение инвентаризации всех объектов бухгалтерского учета. Также, на решение указанной задачи в определенной степени направлена и переоценка объектов бухгалтерского учета. В процессе функционирования предприятия возникает необходимость в проверке фактического наличия и состояния хозяйственных средств предприятия. Такие проверки называются инвентаризацией, цель которой заключается в том, чтобы фактическое наличие основных средств не расходилось с учетными (книжными)данными. Для отражения в учете реальной (справедливой) стоимости объектов основных средств они подвергаются переоценке, которая необходима для устранения различий в стоимости однородных объектов, вызванных применением в разные периоды различных цен на машины, оборудование, транспортные средства, изменением стоимости строительно-монтажных работ и т. п.[5,102]

Порядок проведения инвентаризации основных средств и отражение ее результатов в бухгалтерском учете регулируется «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.95 г.).

Цель инвентаризации - подтвердить наличие основных средств в натуре по местам их эксплуатации или местонахождения по данным бухгалтерского учета.

Другие сроки проведения инвентаризации вправе устанавливать руководитель предприятия. Он же определяет состав инвентаризационной комиссии.

Перед проведением инвентаризации уточняется и правильность оформления первичной учетной документации по наличию и движению основных средств (инвентарные карточки или книги, технические паспорта, акты приема-передачи и т. п.).

Материально ответственные лица в письменной форме должны подтвердить, что все приходные и расходные документы на основные средства сданы в бухгалтерию. Принятые объекты оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Такой подход в дальнейшем позволит избежать возможных конфликтов между членами инвентаризационной комиссии и лицами с материальной ответственностью.

Фактическое наличие и техническое состояние объектов устанавливаются членами инвентаризационной комиссии совместно с материально ответственными лицами путем непосредственного осмотра по месту нахождения.

Итоги проверки заносятся в инвентаризационные описи (ф. № инв.-1) ручным способом или средствами вычислительной техники в разрезе каждого наименования объекта, с обязательным указанием их инвентарного номера.

Неучтенные основные средства, а также основные средства, по которым выявлена недостача, записываются в отдельную инвентаризационную опись (ф. № инв.-18).

На выявленные неучтенные основные средства делается запись на их оприходование в оценке исходя из технического состояния:

Д-т 01 К-т 80 100000;

Д-т 88 К-т 87-3 100000.

Если по результатам инвентаризации обнаруживается недостача, в учете такие операции отражаются с использованием счетов 47 и 84, т. е. они рассматриваются как и другие операции, связанные с выбытием основных средств:

Д-т 47 К-т 01 - первоначальная стоимость;

Д-т 02 К-т 02 - износ недостающего имущества;

Д-т 84 К-т 47 - остаточная стоимость до момента установления причин недостачи.

Инвентаризация основных средств проводится также при их переоценке по распоряжению Правительства РФ.

Ее цель - показать в учете современную стоимость производства основных средств находящихся как в запасе, так и в эксплуатации.[10,501]

Восстановительная стоимость основных средств исчисляется на базе их балансовой (первоначальной) стоимости и индексов изменения этой стоимости в разрезе отдельных видов и групп или путем прямого пересчета экспертным путем на дату переоценки.

Приведем конкретный пример проведения переоценки на нашем предприятии:

Стоимость объекта до переоценки составляла 90000 руб. Износ - 55000 руб. В результате переоценки восстановительная стоимость объекта стала равной 120000 руб.

Износ рассчитывался так: находился коэффициент изменения восстановительной стоимости - 120000 : 90000 = 1,33; этот коэффициент умножается на сумму накопленного износа - 55000 х 1,33 = 73333,33; получаем износ объекта после переоценки.

В учете производим записи:

Д-т 01 К-т 87 - 30000 (120000-90000);

Д-т 87 К-т 02 - 18333,33 (73333,33-55000).

Например, первоначальная стоимость здания по данным бухгалтерского учета, составляет 500000 руб. Оценщик определил, что стоимость составляет 750000 руб. Это означает, что на момент оценки можно воссоздать здание за 750000 руб. по текущим ценам. При этом не учитывается текущее состояние здания, местоположение, спрос на подобные здания и другие факторы, которые как раз и определяют рыночную стоимость

3. Рекомендации по усовершенствованию способа учета основных средств на предприятии ОАО «Динамо»

Были рассмотрены особенности учета основных средств на ОАО «Динамо». В результате можно дать следующие рекомендации по усовершенствованию бухгалтерского учета:

-     аналитический учет, проводимый с применением ПК, позволит сократить трудоемкость, затраты времени, повысить качество контроля, обеспечит быстрый доступ к информации;

-        предоставление ежемесячных отчетов руководству организации о наличии основных средств в эксплуатации, на консервации и уже пригодных к списанию, будет способствовать обеспечению бесперебойной работы производства;

         предоставление отчетов руководству организации об оборудовании требующим замены на более новое, современное позволит оперативно реагировать в экстремальных ситуациях, приводящим к ухудшению финансового состояния организации;

         для контроля за сохранностью основных средств проводить кроме плановых инвентаризаций (1 раз в три года), внеплановые выборочные проверки - выборочные инвентаризации.

         предоставлять работникам возможность обучаться и развиваться, давая больше возможности выездов на семинары, лекции, курсы повышения квалификации.

Вышеизложенные рекомендации должны дать положительный эффект в будущем, повысят рациональность использования материальных ресурсов и денежных ресурсов, предоставят полную и точную информацию руководству организации о финансово-экономическом состоянии организации.

В дальнейшем организацией планируется улучшение финансового состояния организации. Следовательно, возможно улучшение благосостояния работников и получение большей прибыли, что является главной целью работы коммерческой организации.

Заключение

Учёт основных средств - весьма существенное и важное направление в бухгалтерском учёте. Получение достоверной информации об имуществе предприятия обретает первостепенную важность именно сейчас, на этапе становления и развития рыночных отношений, поскольку именно основные фонды являются основой хозяйственной деятельности любой организации.

На сегодняшний день предприятия получают возможность проявления инициативы в области постановки и ведения бухгалтерского учёта основных средств, что требует от бухгалтеров больших знаний для оптимизации учёта. Появляется всё больше и больше фирм, занимающихся разработкой и распространением интегрированных программ автоматизации бухгалтерского учёта в целом, и основных средств в частности, что позволяет избавиться от многих трудностей учёта основных средств.

Автоматизация учета основных средств отличается тем, что здесь наблюдается стабильность информации. Для автоматизации учета основных средств применяются коды:

·   синтетических счетов и субсчетов аналитического учета;

·   структурных подразделений предприятия;

·   инвентарных объектов;

·   норм амортизационных отчислений;

·   бухгалтерских операций и др.

Особенностью организации автоматизированного учета является создание постоянного файла (массива) информации, соответствующего картотеке инвентарных объектов. По данным первичных документов фиксируется движение основных средств амортизационного фонда. В результате обработки получают отчетные разработки, ведомости движения основных средств по счетам. На их основе получают оборотную ведомость основных средств по местам нахождения и эксплуатации, расчет амортизационных отчислений, ведомость амортизационных отчислений по кодам производственных затрат и начисления износа основных средств, обеспечивающих проведение инвентаризации, составление баланса и форм периодической и годовой отчетности.

В ОАО «Динамо» воспользовались такой возможностью и перешли на автоматизированную форму учета, применяя программу «Парус».

Одной из ключевых сторон этой программы является упрощение заполнения первичных документов. Появляется возможность автоматического заполнения описей инвентарных карточек, автоматического начисления износа, значительного облегчения и ускорения процесса переоценки.

Список литературы

1.       Федеральный закон о бухгалтерском учете от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изм. и доп.)

2.      ПБУ 6/01 - в редакции Приказа Минфина РФ от 18.05.2002 № 45н, от 12.12.2005 № 147н, от 18.09.2006 № 116н, от 27.11.2006 № 156н

.        Анциферова И.В. Бухгалтерский финансовый учет: учеб.пособие. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: «Издательский дом Дашков и К», 2009. - 798с.

.        Астахов В.П.”Теория бухгалтерского учета”,Изд-во “Инфра-М”, 2011 г, - 397 стр.

.        Бабаев Ю.В.”Бухгалтерский финансовый учет”, Изд-во ”Риор”, 2009 г, -170 стр.

.        Бачуринская А.Н.”Бухгалтерский учет и анализ”,Изд-во “”ЭКСМО”, 2009 г., 503 стр.

.        Зонова А.В.,Горячих С.П. “Бухгалтерский учет в схемах ”, Изд-во “Магистр”, 2009 г.,151 стр.

.        .Каморджанова Н.А., Карташов И.В. Бухгалтерский финансовый учет. 4-е изд., доп.-СПБ.: Питер, 2010. - 464с.

.        Касьянова Г.Ю. “Документооборот: основные средства ”,Изд-во “АБАК”, 2010 г, - 256 стр.

.        Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 720с.

.        Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет:учебник, 4-е издание, перераб. и доп., Изд-во “Инфра-М”, 2011 г., 681 стр.

12.    Крутякова Т. Л. «Основные средства. Бухгалтерский учет, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество» - Издательство: АйСи Групп , 2009 г.,- 295 стр.

13.    Сергеева Т.Ф., “Основные средства:бухгалтерский и налоговый учет ”, Изд-во “Омега-Л”, 2010 г, 176 стр.

.        Сидорова Е.С. 10000 типовых проводок. План и корреспонденция счетов: (практ. пособия)/ Е.С. Сидорова. - М.: Омега - Л, 2009. - 526с.: табл.- (В помощь бухгалтеру и руководителю)

.        Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет по Плану счетов. - СПБ.: Питер, 2009 - 608с.: ил - (Серия « Мастера бухгалтерского учета»)

.        Электронный портал www.buhgalter.by

Приложение № 1

Таблица №1

Порядок формирования первоначальной стоимости ОС

Первоначальная стоимость основных средств

Суммы, включаемые в первоначальную стоимость

Суммы, не включаемые в первоначальную стоимость

Суммы, выплаченные организацией в соответствии с договором поставщику (продавцу)

Суммы общехозяйственных расходов и иные аналогичные расходы, когда они непосредственно не связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.

Суммы регистрационных сборов, государственных пошлин и других аналогичных платежей, произведенных в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств


Суммы вознаграждений посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств


Суммы таможенных пошлин и иных платежей


Суммы, выплаченные за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств


Суммы невозмещенных налогов, уплачиваемых в связи с приобретением объекта основных средств


Суммы иных затрат, непосредственно связанных с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств (например, начисленные до принятия объекта основных средств к учету проценты по заемным средствам)


Суммы общехозяйственных или иные аналогичные расходы, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств



Приложение №2

Классификация основных средств

Приложение № 3

Таблица № 2

Номер формы

Наименование формы

ОС-1

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-1а

Акт о приеме-передаче здания (сооружения)

ОС-1б

Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)

ОС-2

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств

ОС-3

Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств

ОС-4

Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-4а

Акт о списании автотранспортных средств

ОС-4б

Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)

ОС-6

Инвентарная карточка учета объекта основных средств

ОС-6а

Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств

ОС-6б

Инвентарная книга учета объектов основных средств

ОС-14

Акт о приеме (поступлении) оборудования

ОС-15

Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж

ОС-16

Акт о выявленных дефектах оборудования



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!