Ативные,пассивные
) Основные счета подразделяются на инвентарные,
фондовые и счета для учета расчетов.
. Инвентарные (активные) используются для учета
имущества предприятия, для контроля и учета основных средств, нематериальных
активов. Все они имеют дебетое сальдо. По дебету счетов показываются начальный
и конечный остаток, а также поступление материальных и денежных ресурсов, а по
кредиту - их выбытие. (01 «Основные средства; 03 «Доходные вложения в
матер.ценности; 04 «Нематер.активы»; 08 «Вложения во внеоборотные активы»; 10
«Материалы»; 51 «Расчетные счета; 50 «Касса»; 43 «Готовая продукция» и т.д.)
. Фондовые (пассивные) используются для учета
собственных источников образования имущества. Сальдо по ним может быть только
кредитовое, оно показывает наличие собственных и заемных источников и долга
другим организациям и лицам. По кредиту этих счетов отражается наличие,
увеличение источников и задолженности, а по дебету - уменьшение источников и
задолженности. К ним относятся: (80 «Уставный капитал»; 82 «Резервные
капиталы»; 83 «Добавочный капитал»; 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый
убыток)»; 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; 99 «Прибыль и
убытки»; 96 «Резервы предстоящих расходов» и т.д.)
На активных счетах учета расчетов отражается
образование и движение дебиторской задолженности. Например, счет 71 «Расчеты с
подотчетными лицами».
На пассивных счетах учета расчетов - отражается
образование и движение кредиторской задолженности. К ним относят счет 60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 66
«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным
кредитам и займам».
Активно-пассивные счета для учета расчетов
применяются для отражения взаимных расчетов данного предприятия с другим
хозяйственным органом. Например, счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Такие
счета имеют один остаток: либо по дебету, либо по кредиту в одном отчетном
периоде. Поэтому счет будет либо активным, либо пассивным в зависимости от
дебетового или кредитового сальдо. Исключением является счет 76 «Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами»: он может иметь 2 остатка одновременно, т.к.
на нем осуществляется учет расчетов со многими дебиторами и кредиторами.
Счет 76 разделим на 2 части и каждую из них
рассмотрим отдельно.
Активная часть счета 76 (дебиторы)
Д
|
К
|
С1
- дебитор задол.-100 т. 1. Увеличение дебиторской задолженности - 30000 2. С2
- дебиторская задолженность - 80000
|
Оборот
- уменьшение дебиторской задолженности - 50000
|
Пассивная часть счета 76 (кредиторы)
ДК
|
|
Оборот
- уменьшение кредиторской задолженности - 50000
|
С1
- кредиторская задолженность - 150000 1. Увеличение кредиторской
задолженности - 40000 2. С2 - кредиторская задолженность - 140000
|
На конец отчетного периода дебиторы должны
организации 80000 руб. Организация должна различным организациям - кредиторам
на конец отчетного периода - 140000 руб.
) Регулирующие счета уточняют оценку основных
счетов, самостоятельного значения в балансе не имеют и применяются только
вместе с основным счетом.
Регулирующие счета подразделяются: на
дополнительные, контрарные и контрарно-дополнительные.
Дополнительные счета всегда увеличивают оценку
основного счета. Если основной счет активный, то и дополнительный к нему также
активный.
Так, по счету 15 ведется учет
транспортно-заготовительных расходов по заготовке и доставке материалов. Он
выступает в качестве дополнительного счета к 10 счету.
Пример: Покупная стоимость сырья и материалов,
имеющихся в наличии в организации, составила 15000 руб., а транспортные расходы
по ним - 900 руб. На счетах это отразится следующим образом:
Д 10-1 «Сырье и материалы» К
Сальдо - 15000
Д 15 «Заготовление и приобретение К
материальных ценностей»
Сальдо- 900
Фактическая себестоимость сырья и материалов
составляет - (15000 + 900) = 15900 руб. Если основной счет пассивный, то и
дополнительный также пассивный.
Например, основной пассивный счет 80 «Уставный
капитал», а дополнительный 83 «Добавочный капитал». Сальдо по кредиту счета
«80» и кредиту счета «83» составляет собственный капитал предприятия. Счет «83»
увеличивает оценку собственного капитала.
Контрарные счета противоположны основным, уменьшают
их оценку. Их разделяют на 2 группы: контрарные (корректирующие оценку активных
счетов) и контрпассивные (корректирующие источники и обязательства).
Контрактивные счета предназначены для уточнения
остатка основных активных счетов. Здесь участвуют 2 счета: основной и
регулирующий. Контрактивный счет на сумму своего сальдо уменьшает сальдо
основного активного счета, например, счет 02 «Амортизация основных средств» к
счету 01 «Основные средства», счет 05 «Амортизация нематериальных активов» к
счету 04 «Нематериальные активы».
К контрактивным счетам относятся:
«Амортизация основных средств»
«Амортизация нематериальных активов»
«Резервы под снижение стоимости материальных
ценностей»
«Переводы в пути»
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (в части
выданных авансов)
«Резервы по сомнительным долгам»
К контрпассивным счетам относятся:
«Расчеты с покупателями и заказчиками» (в части
авансов полученных)
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (в
части прибыли или убытка по договору простого товарищества)
«Внутрихозяйственные расчеты»
Контрарно-дополнительные могут увеличивать и
уменьшать оценку объекта. Так счет «10» и счет «16» Отклонения в стоимости
материальных ценностей. По дебету основного активного счета «10» Материалы
отражается их твердая оценка, а в дебете счета «16» отражается величина, равная
разнице между фактическими расходами по приобретению материалов и расходами по
учетной оценке. В эту группу включаются счета:
«Заготовление и приобретение материальных
ценностей» (в том случае, когда учет поступивших материально-производственных
запасов ведется по учетным ценам).
«Выпуск продукции (работ, услуг)».
) Операционные счета - предназначены для учета
затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг и
подразделяются на 3 группы:
. Собирательно-распределительные - активные
счета, на которых обобщается информация о производственных затратах, изменениях
в структуре активов. К ним относят счета 25 «Общепроиз. расходы»; 26
«Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу». По дебету этих счетов
собираются затраты в течение всего месяца, которые затем распределяются по
объектам учета и остатков на конец отчетного периода не имеют.
. Калькуляционные - активные, используются для
учета затрат и исчисления себестоимости продукции, работ и услуг. К ним относят
счета:
«Вложения во внеоборотные активы»;
«Материалы»;
«Вспомогательные производства»;
«Брак в производстве»
«Товары».
. Сопоставляющие счета предназначены для
исчисления финансового результата как отдельных хоз.процессов, так и предприятия
в целом. В группе сопоставляющих счетов представлены операционно-результативные
счета. К ним относят счет 90 «Продажа» и 91 «Прочие доходы и расходы» и
финансово-результативные счета - счет 99 «Прибыль и убытки». По отношению к
балансу счета «90» и «91» являются активно-пассивными, они закрываются по
каждому отчетному периоду и в балансе не указываются.
. Бюджетно-распределительные счета -
предназначены для распределения расходов по сложным отчетным периодам. С их
помощью устраняется колебание себестоимости продукции по отчетным периодам. Эти
счета могут быть активными и пассивными. Счет 97 «Расходы будущих периодов» -
активный бюджетно-распределительный». Счет 96 «Резервы предстоящих расходов» -
пассивный бюджетно-распределительный.
. Финансово-результативные счета. Представлены
счетом 99 «Прибыли и убытки». Путем сопоставления за отчетный период итогов
оборотов по дебету и кредиту счета «99» исчисляется конечный финансовый
результат всех видов деятельности организации. Счет «99» бывает либо активный (убыток
за отчетный период), либо пассивный (прибыль за отчетный период). В конце
отчетного года счет закрывается, а сальдо конечное (чистая прибыль или чистый
убыток) списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток).
. Забалансовые счета, не входящие в баланс
организации. На них отражаются активы, не принадлежащие организации и
подразделяются на 3 подгруппы:
. Активы, временно находящиеся в пользовании
организации. Счет 002 «Товарно-материальные ценности принятые на ответственное
хранение».
. Активы, предназначенные для целей контроля за
отдельными операциями. Счет 007 «Списанная в убыток задолженность
неплатежеспособных дебиторов».
. Активы, характер. условные права и
обязательства организации.
Счет 008 «Обеспечение обязательств и платежей
полученные».
Счет 009 «Обеспечение обязательств и платежей
выданные».
. Инвентаризация и переоценка производственных
запасов
Инвентаризация имущества, составной частью
которого являются производственные запасы, имеют целью обеспечение
достоверности данных бухгалтерского учета. Она позволяет установить реальность
всех статей бухгалтерского баланса предприятий. Основная цель инвентаризации -
выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и
стоимостном выражении. Выборочные инвентаризации и контрольные проверки в
течение года дисциплинируют работников предприятия, позволяют вскрыть
нарушения, злоупотребления и факты мошенничества, содействуют сохранности
имущества предприятия.
Основополагающим документом, определяющим место
и роль инвентаризации в системе бухгалтерского учета, является - Положение о
бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Этот документ
определяет цели инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятия,
порядок обязательных инвентаризаций и регулирования выявленных при
инвентаризациях и других проверках расхождений фактического наличия имущества и
данных бухгалтерского учета. Рабочим нормативным документов, определяющим
техническую сторону организации работы предприятия по проведению инвентаризации
- являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых
обязательств, утвержденные приказом МИНФИНА России от 13 июня 1995 г. за № 49.
При проведении инвентаризации этим документом должны руководствоваться
предприятия всех организационно-правовых форм.
Положение о бухгалтерском учете и отчетности
обязывает предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:
а) не менее одного раза в год по состоянию на 1
октября отчетного года с целью объективного отражения состояния этих средств в
годовом отчете;
б) при смене материально-ответственных лиц;
в) при стихийных бедствиях и других чрезвычайных
ситуациях;
г) при выявлении фактов хищения, порчи
имущества;
Для проведения инвентаризации на предприятии
создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а при значительных
объемах работ с целью одновременного проведения инвентаризации в разных
подразделениях - рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав
постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих комиссий
утверждается приказом руководителя предприятия. Постоянно действующая комиссия
на предприятии выполняет организационные, контрольные и методические функции по
организации инвентаризации. Эта комиссия проводит профилактическую работу по
обеспечению сохранности имущества, осуществляет контрольные проверки
правильности ведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации
товарно-материальных ценностей в местах их хранения в межинвентаризационный
период.
Рабочие инвентаризационные комиссии осуществляют
инвентаризацию материальных ценностей в местах хранения и производства; вносят
предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска
товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью.
Несут ответственность:
а) за своевременность и соблюдение порядка
проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя предприятия;
б) за правильность указания в описи
отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка,
размер, артикул и т.д.)
в) за полноту и точность внесения в описи данных
о фактических остатках проверяемых товарно-материальных ценностей и т.д.
Состав
постоянно действующих инвентаризационных комиссий
|
Состав
рабочих инвентаризационных комиссий
|
Председатель
комиссии - руководитель предприятия или его заместители: главный инженер,
финансовый директор Члены комиссии главный бухгалтер, юрист, руководитель
отдельных подразделений
|
Председатель
комиссии - представитель руководителя предприятия, назначившего рабочую
комиссию Члены комиссии - специалисты: товаровед, инженер, технолог, механик,
производитель работ, экономист
|
Требования, предъявляемые к проведению
инвентаризации материальных ценностей.
Инвентаризация сырья, материалов, топлива, тары,
строительных материалов, малоценных предметов проводится по каждому месту их
нахождения и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности
находятся. Фактические остатки проверяют при обязательном участии
материально-ответственных лиц (комендантов, заведующих хозяйствами).
Запрещается проводить инвентаризацию имущества при неполном составе
инвентаризационной комиссии. Если инвентаризация не закончена в течение одного
рабочего дня и должна быть продолжена в последующие дни, помещения, где
хранятся ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.
Пломбир во время работы инвентаризационной комиссии хранится у ее председателя.
Во время перерывов в работе комиссии (обеденный перерыв, в ночное время и т.д.)
описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация
(шкаф, сейф).
Наличие имущества при инвентаризации
определяется путем его обязательного подсчета, взвешивания, обмера и
регистрации в описи. Количество материалов и товаров, хранящихся в
неповрежденной упаковке поставщика, в виде исключения можно определять по
документам при обязательной выборочной проверке.
Одновременно с инвентаризацией
товарно-материальных ценностей бухгалтерия предприятия должна проверить записи
по всем соответствующим счетам в сопоставлениями с корреспондирующими счетами,
т.е. выяснить, все ли поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны и
отражены в учете. На основе документа - «Методические указания по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные приказом
МИНФИНА России от 13 июня 1995 г. за № 43 инвентаризации товарно-материальных
ценностей должна проводиться в порядке расположения ценностей в данном
помещении, при хранении ценностей в разных изолированных помещениях у одного
материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по
местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывают, и
комиссия переходит для работы в следующее помещение. Инвентаризационная
комиссия (члены комиссии) в присутствии заведующего складом и других
материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие
товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания
или перемеривания. Данные о товарно-материальных ценностях заносят в
инвентаризационные описи формы № инв.-3 по каждому наименованию с указанием
номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества. Форма №
инв.-3 применяется для отражения данных о фактическом наличии
товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, топлива, тары и др.) Ее
составляет в одном экземпляре комиссия на основании данных о пересчете,
взвешивании отдельно по каждому месту их нахождения и материально
ответственному лицу. До начала инвентаризации от каждого материально
ответственного лица берется расписка, которая включается в заголовочную часть
формы. На выявленные при инвентаризации испорченные материалы составляются
соответствующие акты. При выявлении материальных ценностей, не отраженных в
учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись. После оформления
опись передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости формы №
инв.-19. Эта форма отражает результаты инвентаризации производственных запасов,
по которым выявлены отклонения от учетных данных (излишки, недостача). Эти ведомости
составляет в одном экземпляре работник бухгалтерской службы предприятия: они
хранятся в бухгалтерии. Результаты инвентаризации отражаются в сличительных
ведомостях. Суммы излишков и недостач производственных запасов в ведомостях
приводится в соответствии с их оценкой в учете. Результаты инвентаризации
сообщают справкой владельцам ценностей с приложением копии инвентаризационной
описи.
Товарно-материальные ценности, поступившие во
время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами
в присутствии челнов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или
товарному отчету после инвентаризации. Эти ценности заносятся в отдельную опись
под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время
инвентаризации. В описи указываются дата поступления, наименование поставщика,
дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и
сумма.
Одновременно на приходном документе за подписью
председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «после инвентаризации»
со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
Инвентаризация материальных ценностей должна
проводиться внезапно. Прежде чем приступить к проверке фактического наличия
товарно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная комиссия обязана:
а) опломбировать подсобные помещения, подвалы;
б) проверить исправность всех весоизмерительных
приборов и соблюдения установленных сроков их клеймения;
в) получить последние на момент инвентаризации
реестры приходных и расходных документов.
Председатель инвентаризационной комиссии
визирует все приходные и расходные документы, приложенные к этим реестрам с
указанием: «До инвентаризации на…» (дата), что должно служить бухгалтерии
основанием для определения остатков ценностей к началу инвентаризации по
учетным данным. Перед началом инвентаризации членам рабочих инвентаризационных
комиссий вручается приказ. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания
работы по проведению инвентаризации. Ко дню окончания снятия фактических
остатков должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу
ценностей, сделаны соответствующие записи в карточках аналитического учета и
выведены остатки на день инвентаризации. При длительном проведении
инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения
руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации
товарно материальных ценности могут отпускаться материально ответственными
лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся
в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные
во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на
поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных
документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной
комиссии.
Товарно-материальные ценности, принадлежащие
другим организациям и находящиеся на ответственном хранении у предприятия,
инвентаризуют одновременно с его собственными ценностями. На ценности,
принадлежащие другим предприятиям, составляют отдельную опись формы № инв.-5, в
которой дают ссылку на документы, подтверждающие принятие этих ценностей на
ответственное хранение. Опись заполняет в одном экземпляре инвентаризационная
комиссия, подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо (если
ценности приняты на хранение); затем опись передают в бухгалтерию. Материалы в
пути - это производственные запасы, по которым получены расчетные документы
поставщиков (Д15 - К60), но которые на склад предприятия
не поступили. По мере поступления на склад производственные запасы приходуют (Д10,11,12
- К15). На основании документа «Методические указания по
инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденного приказом
МИНФИНА России от 13 июня 1995 г. за №49 - инвентаризация товарно-материальных
ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями,
находящихся на складах других организаций, заключается в тщательной проверке
обоснованности числящихся сумм на счете 15 «Заготовление и приобретение
материальных ценностей». На этом счете ценностей (в пути) могут оставаться
только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся
в пути - расчетными документами поставщиков, по отгруженным - копиями
предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по
просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением
банка. Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими
корреспондирующими счетами. Например, по счету 45 «Товары отгруженные» следует
установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо
отражена на других счетах 76 и др. или суммы за материалы и товары, фактически
оплаченные и полученные, но числящиеся в пути. Описи составляются отдельно на
товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в
срок покупателями и находящиеся на складах.
В описях на товарно-материальные ценности,
находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные:
наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера
документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского
учета. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в
срок покупателям, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование
покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки,
дата выписки и номер расчетного документа.
Товарно-материальные ценности, хранящиеся на
складах других организаций, заносятся в описи на основании документов, подтверждающих
сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности
указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета),
дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на товарно-материальные ценности,
переданные в переработку другой организации, указываются наименование
перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая
стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты
документов.
Тару отражают в описи по видам, целевому
назначению и количественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая
ремонта и т.д.) Перед проверкой порожнюю тару следует подобрать по видам:
деревянная (ящики, бочки); картонная; металлическая (фляги); текстильная
(мешки); стеклянная, пластмассовая.
На тару, пришедшую в негодность,
инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин
порчи.
Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся
в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально
ответственным лицам, на хранении у которых они находятся. Инвентаризация
проводится путем осмотра каждого предмета.
В описи предметы заносятся по наименованиям в
соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
Предметы спецодежды и столового белья,
отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись
на основании ведомостей накладных или квитанций организаций. Малоценные и
быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в опись
не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин
негодности.
С участием членов инвентаризационных комиссий и
материально ответственных лиц по окончании инвентаризации, где проводилась
инвентар., при необходимости делают контрольные проверки правильности
инвентаризации. Проверки осуществляются по наиболее ценным и пользующиеся
повышенным спросом ценностям, значащимся в описи. Результаты контрольных
проверок инвентаризаций оформляются актом. Учет проверок осуществляет
бухгалтерия в специальной книге учета контрольных проверок инвентаризаций.
Деятельность инвентаризационной комиссии
оформляют протоколом, в котором отражают результаты инвентаризации, проверки
состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных
ценностей. В протоколе комиссии получают отражение также данные о
производственных запасах, пришедшие в негодность, указываются причины порчи и
виновные в этом лица. В протоколе комиссия дает свои выводы о результатах
инвентаризации ценностей и предложения об устранении выявленных недостатков,
списании недостач в пределах норм естественной убыли. По окончании
инвентаризации протокол комиссии передают на утверждение руководителю
предприятия. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и
отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Выявленные при
инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества и
данных бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке: материальные
ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на
финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка
и виновных в этом лиц (Д10,11,12 - К80-3). Убыль ценностей в пределах норм
описывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства
(Д20,23,25,26,29,43 - К84). Недостачи материальных ценностей, а также порчу
сверху норм естественной убыли относят на виновных лиц (Д73-3 - К84). Если
виновники не установлены, убытки от недостач и порчи списывают на издержки
производства (Д20,23,25,26,29,43 - К84).
Для оформления результатов инвентаризации
предприятия всех организационно-правовых форм должны использовать формы,
приведенные в качестве приложений к Методическим указаниям по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом МИНФИНА России от 13
июня 1995 г. №49. Руководители предприятий несут ответственность за правильное
и своевременное проведение инвентаризации имущества, за обеспечение их
внезапности. Они обязаны создавать условия для проведения полной и точной
проверки фактического наличия ценностей в сжатые сроки.
инвентаризация запасы учет счет
Список литературы:
1.
Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для студентов
учреждений среднего профессионального образования. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2008
г.
.
Луговой В.А. Учет производственных запасов. - М. Финансовая статистика. 2009.
.
Головизина А.Т., Архипова О.И. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций - М:
ООО «ТК Велби», 2008 г. Приложение №6. Методические указания по инвентаризации
имущества и финансовых обязательств.
.
Бабаев Ю.А. Теория бух. учета. Учебник для ВУЗов. - 2-е издание, перераб. и
допол., 2009 г.
Похожие работы на - Учет производственных запасов. Счета бухгалтерского учета
|