Учет производственных запасов. Счета бухгалтерского учета

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,81 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Учет производственных запасов. Счета бухгалтерского учета

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Читинский лесотехнический колледж









Контрольная работа №1

специальности 0601

«Экономика, бухгалтерский учет и контроль»

по предмету «Бухгалтерский учет в организациях»

для студентов заочного обучения 4 курса









Чита 2010 г.

1. Принципы и значение классификации счетов. Классификация счетов по назначению и структуре

Все счета бухгалтерского учета в зависимости от их назначения и по иным признакам подразделяются на группы. Изучение состава этих групп может правильно понимать экономический смысл бухгалтерских проводок, а также правильно и однозначно определять корреспонденцию счетов при отражении в учете отдельных хозяйственных операций. Классификация бухгалтерских счетов - их систематизация по какому-либо признаку. Это объединение их в группы по признаку однородности экономического содержания отражаемых в них показателей имущества, обязательств и хозяйственных операций. В ходе группировки по объектам бухгалтерского учета объединяются счета для получения показателей:

а) имущества по составу и размещению;

б) имущества по источникам его образования;

в) по хозяйственным операциям в сферах снабжения, производства и продажи.

Посредством классификации достигаются методологические и практические цели. С точки зрения методологии классификация помогает разрабатывать счетные планы - на общегосударственном уровне и рабочие планы счетов - на уровне организации; разрабатывать формы бухгалтерской и оперативной отчетности, включая внутреннюю, а также группировать данные для проведения финансового анализа и осуществления мероприятий по менеджменту (разработке и принятию управленческих решений). С точки зрения практической - классификация позволяет максимально точно определить назначение каждого счета, его корреспонденцию с другими счетами и установить, на каких счетах бухгалтерского учета должны обращаться те или иные объекты бухгалтерского учета или хозяйственные операции.

В зависимости от целей счета бухгалтерского учета классифицируются по следующим признакам:

) по экономическому содержанию - счета учета хозяйственных средств, счета учета хозяйственных процессов, счета учета источников образования средств;

2) по принадлежности имущества и обязательств (по отношению к бухгалтерскому балансу) - на балансовые и забалансовые;

В основе классификации по отношению к бухгалтерскому балансу лежит право собственности на имущество и безусловность покрытия обязательств (за счет собственных или заемных средств). Имущество, право собственности, владения, пользования, а также аренды учитывается на балансовых счетах.

Имущество, не принадлежащее организации, но находящееся на территории или в помещениях организации (арендованные объекты основных средств - если они учитываются на балансе арендодателя, товарно-материальные ценности, находящиеся на ответственном хранении, материалы, принятые в переработку учитываются на забалансовых счетах.

Учетные записи на забалансовых счетах ведутся по простой системе - т.е. запись по конкретному забалансовому счету производится без корреспонденции с другими счетами. В плане счетов бухгалтерского учета забалансовые счета выделены в отдельный раздел.

) по отношению к сторонам баланса - на активные, пассивные и активно-пассивные. Активные счета имеют следующее строение остаток по счету всегда дебетовый, оборот по дебету означает поступление имущества, оборот по кредету его использование или выбытие. Сальдо конечное определяется, как сальдо начальное + обороты по дебету - оборот по кредету.


Все счета источников средств - это пассивные счета. Сн - кредетовое.

По кредету отражается увеличение источника, по дебету уменьшение источника.


Сальдо конечное определяется, как сальдо начальное + обороты по кредету - оборот по дебету.

Активно-пассивные счета, на них ведется учет расчетов с различными организациями или отдельными лицами, т.е. учет дебиторской и кредиторской задолженности. На таких счетах может быть и дебетовое и кредитовое сальдо, в некоторых случаях сальдо может быть одновременно и в дебете и в кредете счета (71, 76, 99, 75).

) по степени детализации данных - синтетические счета, субсчета, аналитические счета. Для руководства хозяйственной деятельностью предприятия необходимо иметь информацию об объектах бух. учета, различной степени детализации (углубление). Для этого используют 2 группы счетов: синтетические и аналитические.

Синтетический учет ведется в денежном выражении, в аналитическом 3 группы измерителей: натуральные, денежные и трудовые.

Пример: На начало месяца на синтетическом счете материалы учитывались:

Сталь прокатная

т по 8 руб. за 1 т.

на сумму - 800000 руб.

Проволока стальная

т. по 2 руб. за 1 т.

на сумму - 100000 руб.

Итого: остаток материалов на начало месяца - 900000 р.

операция: получено материалов от поставщиков:

Сталь прокатная

т. по 8 руб. за 1 т.

на сумму - 160000 руб.

Проволока стальная

т. по 2 руб. за 1 т

на сумму - 60000 руб.

Итого: поступили материалы на сумму - 220000 руб.

операция: отпущено в производство:

Сталь прокатная

т. по 8 руб. за 1 т

на сумму 320000 руб.

Проволока стальная

т. по 2 р. за 1 т

на сумму - 120000 руб.

Итого: Расход материалов на сумму - 440000 руб.

Отразим операции на синтетическом счете.

Д                         10     (материалы) К

Сн - 900000

а) 160000                      2а) 320000

б) 60000                       2б) 120000

Об.д.-120000                Об.к.-440000

Ск -680000

Отразим операции на аналитическом счете.Сталь прокатная

Дебет                                                                  Кредет

№ операции

Кол-во  в т.

Сумма в руб.

№ операции

Кол-во т.

Сумма в руб.

Сн

800000

 2а

 40000

 320000

20000

160000




об.

20000

160000

об.

40000

320000

Ск

80000

640000





Проволока стальная

Дебет                                                                           Кредет

№ операции

Кол-во в т.

Сумма в руб.

№ операции

Кол-во т.

Суммав руб.

Сн

50000

100000

 2б

 60000

 120000

30000

60000




об.

30000

60000


60000

120000

Ск

20000

40000





Промежуточное место между синтетическими и аналитическими счетами занимают субсчета II порядка. Учет на них ведется в стоимостном выражении. Например: к счету «10» Материалы открываются субсчета: «10-1», 10-2, 10-9 и т.д.

Субсчет - это способ группировки данных аналитических счетов.

) Классификация по структуре и назначению бухгалтерских счетов основана на общих правилах ведения синтетического и аналитического учета и взаимоувязке данных, отраженных на различных счетах.

По структуре их можно разделить на несколько разделов:

Номер. разд.

Наименов. разд.

Группа

Подгруппа

1

Основные

Инвентарные Фондовые Счета для учета расчетов

Активные Пассивные Активные Пассивные Активно-пассивные

2

Регулирующие

Дополнительные  Контрарные Контрарно-допол.

Активные Пассивные Пассивные,активные Активно-пассивные

3

Операционные

Собирательно-распределительные Калькуляционные Сопоставляющие

 Активные Активные Активно-пассивные

4

Бюджетно-распределительные


Активные Пассивные

5

Финансово-результатные


Активно-пассивные

6

Забалансовые


Ативные,пассивные

) Основные счета подразделяются на инвентарные, фондовые и счета для учета расчетов.

. Инвентарные (активные) используются для учета имущества предприятия, для контроля и учета основных средств, нематериальных активов. Все они имеют дебетое сальдо. По дебету счетов показываются начальный и конечный остаток, а также поступление материальных и денежных ресурсов, а по кредиту - их выбытие. (01 «Основные средства; 03 «Доходные вложения в матер.ценности; 04 «Нематер.активы»; 08 «Вложения во внеоборотные активы»; 10 «Материалы»; 51 «Расчетные счета; 50 «Касса»; 43 «Готовая продукция» и т.д.)

. Фондовые (пассивные) используются для учета собственных источников образования имущества. Сальдо по ним может быть только кредитовое, оно показывает наличие собственных и заемных источников и долга другим организациям и лицам. По кредиту этих счетов отражается наличие, увеличение источников и задолженности, а по дебету - уменьшение источников и задолженности. К ним относятся: (80 «Уставный капитал»; 82 «Резервные капиталы»; 83 «Добавочный капитал»; 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»; 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; 99 «Прибыль и убытки»; 96 «Резервы предстоящих расходов» и т.д.)

На активных счетах учета расчетов отражается образование и движение дебиторской задолженности. Например, счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

На пассивных счетах учета расчетов - отражается образование и движение кредиторской задолженности. К ним относят счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Активно-пассивные счета для учета расчетов применяются для отражения взаимных расчетов данного предприятия с другим хозяйственным органом. Например, счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты». Такие счета имеют один остаток: либо по дебету, либо по кредиту в одном отчетном периоде. Поэтому счет будет либо активным, либо пассивным в зависимости от дебетового или кредитового сальдо. Исключением является счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»: он может иметь 2 остатка одновременно, т.к. на нем осуществляется учет расчетов со многими дебиторами и кредиторами.

Счет 76 разделим на 2 части и каждую из них рассмотрим отдельно.

Активная часть счета 76 (дебиторы)

Д

К

С1 - дебитор задол.-100 т. 1. Увеличение дебиторской задолженности - 30000 2. С2 - дебиторская задолженность - 80000

Оборот - уменьшение дебиторской задолженности - 50000


Пассивная часть счета 76 (кредиторы)

ДК


Оборот - уменьшение кредиторской задолженности - 50000

С1 - кредиторская задолженность - 150000 1. Увеличение кредиторской задолженности - 40000 2. С2 - кредиторская задолженность - 140000


На конец отчетного периода дебиторы должны организации 80000 руб. Организация должна различным организациям - кредиторам на конец отчетного периода - 140000 руб.

) Регулирующие счета уточняют оценку основных счетов, самостоятельного значения в балансе не имеют и применяются только вместе с основным счетом.

Регулирующие счета подразделяются: на дополнительные, контрарные и контрарно-дополнительные.

Дополнительные счета всегда увеличивают оценку основного счета. Если основной счет активный, то и дополнительный к нему также активный.

Так, по счету 15 ведется учет транспортно-заготовительных расходов по заготовке и доставке материалов. Он выступает в качестве дополнительного счета к 10 счету.

Пример: Покупная стоимость сырья и материалов, имеющихся в наличии в организации, составила 15000 руб., а транспортные расходы по ним - 900 руб. На счетах это отразится следующим образом:

Д                10-1 «Сырье и материалы»           К

Сальдо - 15000

Д                15 «Заготовление и приобретение К

материальных ценностей»

Сальдо- 900

Фактическая себестоимость сырья и материалов составляет -  (15000 + 900) = 15900 руб. Если основной счет пассивный, то и дополнительный также пассивный.

Например, основной пассивный счет 80 «Уставный капитал», а дополнительный 83 «Добавочный капитал». Сальдо по кредиту счета «80» и кредиту счета «83» составляет собственный капитал предприятия. Счет «83» увеличивает оценку собственного капитала.

Контрарные счета противоположны основным, уменьшают их оценку. Их разделяют на 2 группы: контрарные (корректирующие оценку активных счетов) и контрпассивные (корректирующие источники и обязательства).

Контрактивные счета предназначены для уточнения остатка основных активных счетов. Здесь участвуют 2 счета: основной и регулирующий. Контрактивный счет на сумму своего сальдо уменьшает сальдо основного активного счета, например, счет 02 «Амортизация основных средств» к счету 01 «Основные средства», счет 05 «Амортизация нематериальных активов» к счету 04 «Нематериальные активы».

К контрактивным счетам относятся:

«Амортизация основных средств»

«Амортизация нематериальных активов»

«Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»

«Переводы в пути»

«Расчеты с поставщиками и подрядчиками» (в части выданных авансов)

«Резервы по сомнительным долгам»

К контрпассивным счетам относятся:

«Расчеты с покупателями и заказчиками» (в части авансов полученных)

«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (в части прибыли или убытка по договору простого товарищества)

«Внутрихозяйственные расчеты»

Контрарно-дополнительные могут увеличивать и уменьшать оценку объекта. Так счет «10» и счет «16» Отклонения в стоимости материальных ценностей. По дебету основного активного счета «10» Материалы отражается их твердая оценка, а в дебете счета «16» отражается величина, равная разнице между фактическими расходами по приобретению материалов и расходами по учетной оценке. В эту группу включаются счета:

«Заготовление и приобретение материальных ценностей» (в том случае, когда учет поступивших материально-производственных запасов ведется по учетным ценам).

«Выпуск продукции (работ, услуг)».

) Операционные счета - предназначены для учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг и подразделяются на 3 группы:

. Собирательно-распределительные - активные счета, на которых обобщается информация о производственных затратах, изменениях в структуре активов. К ним относят счета 25 «Общепроиз. расходы»; 26 «Общехозяйственные расходы» и 44 «Расходы на продажу». По дебету этих счетов собираются затраты в течение всего месяца, которые затем распределяются по объектам учета и остатков на конец отчетного периода не имеют.

. Калькуляционные - активные, используются для учета затрат и исчисления себестоимости продукции, работ и услуг. К ним относят счета:

«Вложения во внеоборотные активы»;

«Материалы»;

«Вспомогательные производства»;

«Брак в производстве»

«Товары».

. Сопоставляющие счета предназначены для исчисления финансового результата как отдельных хоз.процессов, так и предприятия в целом. В группе сопоставляющих счетов представлены операционно-результативные счета. К ним относят счет 90 «Продажа» и 91 «Прочие доходы и расходы» и финансово-результативные счета - счет 99 «Прибыль и убытки». По отношению к балансу счета «90» и «91» являются активно-пассивными, они закрываются по каждому отчетному периоду и в балансе не указываются.

. Бюджетно-распределительные счета - предназначены для распределения расходов по сложным отчетным периодам. С их помощью устраняется колебание себестоимости продукции по отчетным периодам. Эти счета могут быть активными и пассивными. Счет 97 «Расходы будущих периодов» - активный бюджетно-распределительный». Счет 96 «Резервы предстоящих расходов» - пассивный бюджетно-распределительный.

. Финансово-результативные счета. Представлены счетом 99 «Прибыли и убытки». Путем сопоставления за отчетный период итогов оборотов по дебету и кредиту счета «99» исчисляется конечный финансовый результат всех видов деятельности организации. Счет «99» бывает либо активный (убыток за отчетный период), либо пассивный (прибыль за отчетный период). В конце отчетного года счет закрывается, а сальдо конечное (чистая прибыль или чистый убыток) списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль» (непокрытый убыток).

. Забалансовые счета, не входящие в баланс организации. На них отражаются активы, не принадлежащие организации и подразделяются на 3 подгруппы:

. Активы, временно находящиеся в пользовании организации. Счет 002 «Товарно-материальные ценности принятые на ответственное хранение».

. Активы, предназначенные для целей контроля за отдельными операциями. Счет 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

. Активы, характер. условные права и обязательства организации.

Счет 008 «Обеспечение обязательств и платежей полученные».

Счет 009 «Обеспечение обязательств и платежей выданные».

. Инвентаризация и переоценка производственных запасов

Инвентаризация имущества, составной частью которого являются производственные запасы, имеют целью обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета. Она позволяет установить реальность всех статей бухгалтерского баланса предприятий. Основная цель инвентаризации - выявление фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуральном и стоимостном выражении. Выборочные инвентаризации и контрольные проверки в течение года дисциплинируют работников предприятия, позволяют вскрыть нарушения, злоупотребления и факты мошенничества, содействуют сохранности имущества предприятия.

Основополагающим документом, определяющим место и роль инвентаризации в системе бухгалтерского учета, является - Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации. Этот документ определяет цели инвентаризации имущества и финансовых обязательств предприятия, порядок обязательных инвентаризаций и регулирования выявленных при инвентаризациях и других проверках расхождений фактического наличия имущества и данных бухгалтерского учета. Рабочим нормативным документов, определяющим техническую сторону организации работы предприятия по проведению инвентаризации - являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом МИНФИНА России от 13 июня 1995 г. за № 49. При проведении инвентаризации этим документом должны руководствоваться предприятия всех организационно-правовых форм.

Положение о бухгалтерском учете и отчетности обязывает предприятия проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей:

а) не менее одного раза в год по состоянию на 1 октября отчетного года с целью объективного отражения состояния этих средств в годовом отчете;

б) при смене материально-ответственных лиц;

в) при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях;

г) при выявлении фактов хищения, порчи имущества;

Для проведения инвентаризации на предприятии создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а при значительных объемах работ с целью одновременного проведения инвентаризации в разных подразделениях - рабочие инвентаризационные комиссии. Персональный состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий, рабочих комиссий утверждается приказом руководителя предприятия. Постоянно действующая комиссия на предприятии выполняет организационные, контрольные и методические функции по организации инвентаризации. Эта комиссия проводит профилактическую работу по обеспечению сохранности имущества, осуществляет контрольные проверки правильности ведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения в межинвентаризационный период.

Рабочие инвентаризационные комиссии осуществляют инвентаризацию материальных ценностей в местах хранения и производства; вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью. Несут ответственность:

а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя предприятия;

б) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, артикул и т.д.)

в) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых товарно-материальных ценностей и т.д.

Состав постоянно действующих инвентаризационных комиссий

Состав рабочих инвентаризационных комиссий

Председатель комиссии - руководитель предприятия или его заместители: главный инженер, финансовый директор Члены комиссии главный бухгалтер, юрист, руководитель отдельных подразделений

Председатель комиссии - представитель руководителя предприятия, назначившего рабочую комиссию Члены комиссии - специалисты: товаровед, инженер, технолог, механик, производитель работ, экономист


Требования, предъявляемые к проведению инвентаризации материальных ценностей.

Инвентаризация сырья, материалов, топлива, тары, строительных материалов, малоценных предметов проводится по каждому месту их нахождения и ответственному лицу, на хранении у которого эти ценности находятся. Фактические остатки проверяют при обязательном участии материально-ответственных лиц (комендантов, заведующих хозяйствами). Запрещается проводить инвентаризацию имущества при неполном составе инвентаризационной комиссии. Если инвентаризация не закончена в течение одного рабочего дня и должна быть продолжена в последующие дни, помещения, где хранятся ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Пломбир во время работы инвентаризационной комиссии хранится у ее председателя. Во время перерывов в работе комиссии (обеденный перерыв, в ночное время и т.д.) описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация (шкаф, сейф).

Наличие имущества при инвентаризации определяется путем его обязательного подсчета, взвешивания, обмера и регистрации в описи. Количество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, в виде исключения можно определять по документам при обязательной выборочной проверке.

Одновременно с инвентаризацией товарно-материальных ценностей бухгалтерия предприятия должна проверить записи по всем соответствующим счетам в сопоставлениями с корреспондирующими счетами, т.е. выяснить, все ли поступившие ценности оприходованы, а выбывшие списаны и отражены в учете. На основе документа - «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденные приказом МИНФИНА России от 13 июня 1995 г. за № 43 инвентаризации товарно-материальных ценностей должна проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении, при хранении ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опломбировывают, и комиссия переходит для работы в следующее помещение. Инвентаризационная комиссия (члены комиссии) в присутствии заведующего складом и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Данные о товарно-материальных ценностях заносят в инвентаризационные описи формы № инв.-3 по каждому наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, артикула, сорта и количества. Форма № инв.-3 применяется для отражения данных о фактическом наличии товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, топлива, тары и др.) Ее составляет в одном экземпляре комиссия на основании данных о пересчете, взвешивании отдельно по каждому месту их нахождения и материально ответственному лицу. До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица берется расписка, которая включается в заголовочную часть формы. На выявленные при инвентаризации испорченные материалы составляются соответствующие акты. При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись. После оформления опись передают в бухгалтерию для составления сличительной ведомости формы № инв.-19. Эта форма отражает результаты инвентаризации производственных запасов, по которым выявлены отклонения от учетных данных (излишки, недостача). Эти ведомости составляет в одном экземпляре работник бухгалтерской службы предприятия: они хранятся в бухгалтерии. Результаты инвентаризации отражаются в сличительных ведомостях. Суммы излишков и недостач производственных запасов в ведомостях приводится в соответствии с их оценкой в учете. Результаты инвентаризации сообщают справкой владельцам ценностей с приложением копии инвентаризационной описи.

Товарно-материальные ценности, поступившие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии челнов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации. В описи указываются дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма.

Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.

Инвентаризация материальных ценностей должна проводиться внезапно. Прежде чем приступить к проверке фактического наличия товарно-материальных ценностей, рабочая инвентаризационная комиссия обязана:

а) опломбировать подсобные помещения, подвалы;

б) проверить исправность всех весоизмерительных приборов и соблюдения установленных сроков их клеймения;

в) получить последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов.

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к этим реестрам с указанием: «До инвентаризации на…» (дата), что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков ценностей к началу инвентаризации по учетным данным. Перед началом инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. Ко дню окончания снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по приходу и расходу ценностей, сделаны соответствующие записи в карточках аналитического учета и выведены остатки на день инвентаризации. При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно материальных ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации». Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.

Товарно-материальные ценности, принадлежащие другим организациям и находящиеся на ответственном хранении у предприятия, инвентаризуют одновременно с его собственными ценностями. На ценности, принадлежащие другим предприятиям, составляют отдельную опись формы № инв.-5, в которой дают ссылку на документы, подтверждающие принятие этих ценностей на ответственное хранение. Опись заполняет в одном экземпляре инвентаризационная комиссия, подписывают члены комиссии и материально ответственное лицо (если ценности приняты на хранение); затем опись передают в бухгалтерию. Материалы в пути - это производственные запасы, по которым получены расчетные документы поставщиков (Д15 - К60), но которые на склад предприятия не поступили. По мере поступления на склад производственные запасы приходуют (Д10,11,12 - К15). На основании документа «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденного приказом МИНФИНА России от 13 июня 1995 г. за №49 - инвентаризация товарно-материальных ценностей, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в тщательной проверке обоснованности числящихся сумм на счете 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей». На этом счете ценностей (в пути) могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка. Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету 45 «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах 76 и др. или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути. Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах.

В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателям, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа.

Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других организаций, заносятся в описи на основании документов,           подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.

Тару отражают в описи по видам, целевому назначению и количественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.) Перед проверкой порожнюю тару следует подобрать по видам: деревянная (ящики, бочки); картонная; металлическая (фляги); текстильная (мешки); стеклянная, пластмассовая.

На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационная комиссия составляет акт на списание с указанием причин порчи.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации, инвентаризируются по местам их нахождения и материально ответственным лицам, на хранении у которых они находятся. Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета.

В описи предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей накладных или квитанций организаций. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, пришедшие в негодность и не списанные, в опись не включаются, а составляется акт с указанием времени эксплуатации, причин негодности.

С участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц по окончании инвентаризации, где проводилась инвентар., при необходимости делают контрольные проверки правильности инвентаризации. Проверки осуществляются по наиболее ценным и пользующиеся повышенным спросом ценностям, значащимся в описи. Результаты контрольных проверок инвентаризаций оформляются актом. Учет проверок осуществляет бухгалтерия в специальной книге учета контрольных проверок инвентаризаций.

Деятельность инвентаризационной комиссии оформляют протоколом, в котором отражают результаты инвентаризации, проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей. В протоколе комиссии получают отражение также данные о производственных запасах, пришедшие в негодность, указываются причины порчи и виновные в этом лица. В протоколе комиссия дает свои выводы о результатах инвентаризации ценностей и предложения об устранении выявленных недостатков, списании недостач в пределах норм естественной убыли. По окончании инвентаризации протокол комиссии передают на утверждение руководителю предприятия. Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Выявленные при инвентаризации и других проверках расхождения фактического наличия имущества и данных бухгалтерского учета регулируются в следующем порядке: материальные ценности, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных в этом лиц (Д10,11,12 - К80-3). Убыль ценностей в пределах норм описывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства (Д20,23,25,26,29,43 - К84). Недостачи материальных ценностей, а также порчу сверху норм естественной убыли относят на виновных лиц (Д73-3 - К84). Если виновники не установлены, убытки от недостач и порчи списывают на издержки производства (Д20,23,25,26,29,43 - К84).

Для оформления результатов инвентаризации предприятия всех организационно-правовых форм должны использовать формы, приведенные в качестве приложений к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом МИНФИНА России от 13 июня 1995 г. №49. Руководители предприятий несут ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации имущества, за обеспечение их внезапности. Они обязаны создавать условия для проведения полной и точной проверки фактического наличия ценностей в сжатые сроки.

инвентаризация запасы учет счет

Список литературы:

1. Захарьин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2008 г.

. Луговой В.А. Учет производственных запасов. - М. Финансовая статистика. 2009.

. Головизина А.Т., Архипова О.И. Теория бухгалтерского учета. Курс лекций - М: ООО «ТК Велби», 2008 г. Приложение №6. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

. Бабаев Ю.А. Теория бух. учета. Учебник для ВУЗов. - 2-е издание, перераб. и допол., 2009 г.

Похожие работы на - Учет производственных запасов. Счета бухгалтерского учета

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!