Неправильное формирование инвентарных объектов может привести к необоснованному списанию основных средств, ошибочному исчислению амортизации, занижению налога на имущество и т. д. Правильность формирования инвентарных объектов может быть оценена аудитором путем проверки инвентарных карточек учета основных средств (форма ОС - 6) и актов приемки-передачи основных средств (форма ОС-1).
2.2 Аудит движения основных средств
Важным этапом проверки является проверка операций по движению основных средств. Начать эту процедуру необходимо с анализа видов поступления основных средств на предприятии. На основании актов формы ОС-1 устанавливается источник их получения, проверяется правильность формирования первоначальной стоимости.
Проверка формирования стоимости основных средств для целей бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с требованиями ПБУ 6/01 «Учет основных средств», а для целей налогообложения - в соответствии со ст. 159 и 257 Налогового кодекса РФ.
Аудитору необходимо проверить правильность оценки основных средств. Неправильная оценка может не только исказить общую картину, но и привести к неточному исчислению амортизации, искажению сумм исчисляемых налогов, а также к неправильному отражению величины основных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Первоначальная стоимость амортизируемого основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Первоначальная стоимость основных средств может изменяться в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
Аудитор должен убедиться в правильности изменения первоначальной стоимости основных средств, если оно имело место, поскольку необоснованное изменение первоначальной стоимости приведет к искажению суммы амортизации, расходов, прибыли, налога на имущество. При этом следует помнить, что произведенные затраты являются затратами на реконструкцию и модернизацию, если в результате улучшаются, повышаются технико-экономические показатели основного средства (срок полезного использования, мощность, площадь и т.д.).
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету в случае их:
приобретения;
сооружения и изготовления;
внесения учредителями в счет их вкладов в уставный (складочный) капитал;
получения по договору дарения и иных случаях безвозмездного получения;
обмена на другое имущество и других поступлений.
Первоначальная стоимость основных средств формируется из различных расходов и учитывается в составе баланса с использованием счетов: 07 «Оборудование к установке» и 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Расходы по приобретению и доставке оборудования, требующего монтажа, принимаются на баланс по дебету счета 07 «Оборудование к установке».
Аналитический учет оборудования, оприходованного на склад по счету 07 «Оборудование к установке», ведется по местам его хранения по каждому материально ответственному лицу.
Оборудование, не требующее монтажа, отражается в сумме фактических затрат на приобретение на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы». Предприятие собирает фактические затраты, связанные с приобретением основного средства и доведением его до состояния, пригодного к использованию по дебету счета. [16, 455]
Первоначальная стоимость складывается в момент принятия объекта в эксплуатацию. Основные средства приходуются по дебету счета 01 «Основные средства» по первоначальной стоимости, что отражается записью:
ДТ 01 «Основные средства»
КТ 08 «Вложения во внеоборотные активы».
В соответствии с планом счетов на счете 01 «Основные средства» обобщается информация о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении. [17, 101]
Проверка по счету 01 «Основные средства» предполагает проверку объектов основных средств, принятых к бухгалтерскому учету (веденных в эксплуатацию).
Следующим этапом является проверка журнала-ордера с ведомостью по счету 01 «Основные средства», которая включает проверку по корреспондирующим счетам. При вводе объекта в эксплуатацию анализируется корреспонденция счетов по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». [25, 317]
При аудиторской проверке поступления основных средств необходимо обратить внимание на ряд важных моментов. В том случае, если объекты основных средств получены в качестве вклада в уставный капитал, необходимо проверить правильность формирования первоначальной стоимости, в частности включения затрат, связанных с доведением до состояния полезного использования. Одновременно следует проверить те же моменты в налоговом учете. При этом необходимо отметить, что при внесении вклада в уставный капитал неденежным путем в пределах 200 МРОТ, акционеры (участники) согласовывают стоимость, которая будет учтена в счет оплаты акций (долей). Если стоимость вносимого имущества более 200 МРОТ, то оценку должна производить специализированная организация - оценщик. Данные Главной книги в части отражения задолженности учредителя должны подтверждаться учредительным договором или уставными документами организации. [24, 263]
Если организация приобрела основные средства за плату, аудитор должен проверить правильность отражения НДС на счетах бухгалтерского учета или его включения в первоначальную стоимость объекта в случаях, когда организация не является плательщиком НДС. Аудитор должен установить методом прослеживания: выделен ли НДС в договоре, в первичных документах поставщиков, в расчетных документах организации; имеется ли счет-фактура на приобретенные основные средства; используется ли в учете счет 19 «Налог на добавленную стоимость» при осуществлении капитальных вложений; для каких целей приобретается объект основных средств, поскольку от этого зависит порядок отражения налоговых вычетов по НДС. Особое внимание аудитор должен обратить на операции приобретения организацией основных средств у физических лиц. Такие операции оформляются договором купли-продажи, составленным в письменной форме с указанием паспортных данных продавца. [19, 264]
Организация может бесплатно получить имущество от разных юридических и физических лиц. В подобных случаях считается, что имущество поступило по договору дарения.
Однако в некоторых случаях заключать договоры дарения запрещено. Статья 575 Гражданского кодекса РФ запрещает коммерческим организациям дарить друг другу подарки, стоимость которых превышает 5 МРОТ.
Оценка имущества, полученного безвозмездно (по договору дарения), производится исходя из его текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. При получении основного средства безвозмездно необходимо проверить использование субсчета 2 «Безвозмездные поступления» счета 98 «Доходы будущих периодов», который используется для учета стоимости безвозмездно полученных активов до момента признания их в качестве доходов организации.[17, 105]
Если основные средства приобретаются в комплекте, то в инвентарную карточку должна быть вписана расшифровка (перечень предметов, входящих в комплект), а при покупке за иностранную валюту первоначальная стоимость объекта должна учитываться по пересчитанному курсу в рублях на момент приобретения.
Следует помнить, что объекты капитального строительства, находящиеся во временной эксплуатации, до ввода их в постоянную эксплуатацию не включаются в состав основных средств, а учитываются как незавершенные капиталовложения. Объекты основных средств, принятые в эксплуатацию на условиях текущей аренды, учитываются на забалансовом счете 001. [26, 252]
При проверке правомерности предъявления налога на добавленную стоимость следует обратить внимание на положение главы 21 «Налог на добавленную стоимость» налогового кодекса РФ, в частности:
если существует кредиторская задолженность по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в части поставщиков основных средств, то следует убедиться, что налог на добавленную стоимость в этой части бюджету не предъявлен, т.е. на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» имеется соответствующее дебетовое сальдо.
Необходимо проверить правильность оформления транспортных средств в части отражения затрат, связанных с их постановкой на учет.
В том случае, если объекты основных средств созданы на самом предприятии, необходимо проверить правильность формирования первоначальной стоимости объекта, а также учитывать, что при проверке налога на добавленную стоимость в части строительства хозяйственным способом необходимо четко отслеживать применимое именно в период постановки объекта на учет налоговое законодательство. [24, 265]
Особому контролю со стороны аудиторов подлежат операции по выбытию основных средств.
Выбытие основных средств происходит в следующих ситуациях (п.29 ПБУ 6/01):
при списание из-за физического или морального износа;
при реализации объектов;
при передаче объекта в виде вклада в уставный капитал других организаций;
при безвозмездной передаче другой организации;
при ликвидации в результате аварии, стихийных бедствиях и в других случаях.
Эти операции целесообразно подвергнуть сплошной проверке путем изучения первичных документов (актов списания, актов приемки-передачи, накладных, счетов-фактур и др.) и регистров аналитического и синтетического учета (инвентарных карточек, ведомостей, машинограмм и др.).
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов при признании в бухгалтерском учете сумма поступления от продажи объекта основных средств отражается в качестве операционного дохода по кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы», в корреспонденции с дебетом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». [21, 266]
Аудитор устанавливает наличие отдельного аналитического счета для учета выбытия объектов основных средств 01, субсчет «Выбытие основных средств». Проверка операций по выбытию основных средств осуществляется в рамках данного субсчета. В дебет этого субсчета должна переноситься первоначальная стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма начисленной амортизации. При проверке корреспонденции счетов по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 01, субсчет «Выбытие основных средств» подтверждается остаточная стоимость выбывающего объекта. [25, 320]
Анализируя факты ликвидации пришедших в негодность объектов основных средств, аудиторы должны выяснить причины списания, законность и целесообразность этой операции, порядок ликвидации и оприходования образующихся запасных частей, материалов и др. Акты на списание объектов основных средств должны быть составлены с соблюдением установленной формы, то есть иметь все заполненные реквизиты, мотивированное заключение комиссии, подписи всех членов комиссии и руководителя предприятия. Чтобы подтвердить правильность корреспонденции счетов, аудиторы сравнивают бухгалтерские проводки, указанные в учетных регистрах предприятия и схемах корреспонденции счетов.
При проверке выбытия основных средств необходимо выяснить, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. При передаче основных средств по договору дарения плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства. При проверке операций по реализации основных средств и их передаче по договору дарения аудитору необходимо обратить внимание на правильность составления счетов-фактур и их регистрацию в книге продаж. [19, 265]
Для определения непригодности основных средств, невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также для оформления необходимой документации по списанию на предприятии приказом руководителя должна быть создана постоянно действующая комиссия. Если оборудование списывается в связи со строительством новых, расширением, реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, то перечень этого оборудования должен быть указан в соответствующем плане.
Если выбытие объекта связано с выявленной недостачей при инвентаризации, то списание производится по учетной стоимости, а в случае установление виновного лица ущерб должен взыскиваться по рыночной цене. [26, 253]
2.3 Аудит начисления амортизации основных средств
Основные средства в процессе эксплуатации изнашиваются, и их сумма постепенно согласно действующим в установленном порядке нормам амортизации включается в себестоимость продукции (работ, услуг). [16, 482]
Правила и способы начисления амортизации раскрыты в 3 разделе ПБУ 6/01 и в 4 разделе «Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств».
Аудитор должен учитывать, что по вновь вводимым объектам основных средств может применяться один из следующих методов начисления амортизации:
линейный способ;
способ уменьшаемого остатка;
способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования
способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
В соответствии с ПБУ 6/01 амортизация начисляется (прекращается) по объектам основных средств с 1-го числа следующего месяца за месяцем принятия к бухгалтерскому учету (выбытию). Несоблюдение периода начисления амортизации может привести к завышению расходов и занижению налогооблагаемой прибыли.
Начисление амортизации производится до полного погашения (возмещения) его первоначальной стоимости.
При проверке правильности начисления амортизации исследуются инвентарные карточки и ведомости начисления амортизации по следующим позициям: применяемый метод начисления амортизации, срок полезного использования объекта, норма амортизации, сумма амортизации.
В процессе проведения аудита амортизационных отчислений аудитор осуществляет проверку правильности начисления амортизации по отдельным объектам основных средств и в целом расчет за отчетный период.
Важно установить правильность отнесения основных средств к соответствующей группе амортизационных отчислений. Для этого следует по счетам затрат или других источников установить назначение этих основных средств: производственное или непроизводственное. Проводя проверку начисления амортизации, аудитор обязан обратить особое внимание на начисление амортизации по основным средствам, не относящимся к промышленно-производственным. Важно выявить, не включается ли она в себестоимость продукции, что нередко делается для снижения затрат на содержание непромышленных объектов. Такие случаи при проверках должны выявляться.
Необходимо проверить, не продолжается ли начисление амортизации по основным средствам, уже имеющим полный износ, не допускаются ли ошибки в определении норм амортизации, особенно по тем объектам основных средств, в документах которых не указаны шифры.
Аудитору необходимо выборочно пересчитать нормы амортизации, установленные при вводе объекта в эксплуатацию основного средства. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 и учетной политике организации. Следует также обратить внимание на правильность определения срока полезного использования объектов основных средств. Информационной базой для проведения данной процедуры являются акты ввода объектов в эксплуатацию, материалы переоценки основных средств, регистрирования бухгалтерского и налогового учета.
Путем арифметического пересчета сумм амортизационных отчислений по отдельным объектам и сопоставление полученных результатов с данными разработочных таблиц расчета амортизации, анализа указанной в учетных регистрах корреспонденции счетов аудитор выясняет правомерность применения методики расчета и норм амортизации и определение величины амортизационной стоимости объектов. Можно указать корреспонденцию счетов по операциям с основными средствами.
ПБУ 6/01 устанавливает, что срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта основных средств производится исходя:
из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.
Начисление амортизации по объектам основных средств, сданным в аренду, производится арендодателем (за исключением амортизируемых отчислений, производимых арендатором по имуществу по договору аренды предприятия, и в случаях, предусмотренных в договоре финансовой аренды).
Рабочий документ по результатам проверки амортизации объектов основных средств представлен в таблице. [25, 305]
Таблица 2.1
Проверка расчета суммы амортизационных отчислений ОАО «Красная поляна»
Наимено-вание объектаСпособ начисления амортиза-цииСрок полезного использования, месПервона-чальная стоимость, рубПо данным аудитаПо данным амортиза-ционной ведомости, представ-ленной бухгалте-рией, руб.Откло-нениеНорма аморти-зационных отчислений, % 1/слб.3*100%Сумма амор-тизационных отчислений, руб. Слб.5*слб.4/100%НасосЛинейный8411 6001,190476138,10138,10-Здание склада для зерновых культурЛинейный7063 493152,770,1416434947,814947,81-Легковой автомо-бильЛинейный95324 106,251,0526323411,643411,64-
Амортизационные отчисления за отчетный период принимаются к бухгалтерскому учету в том отчетном периоде, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде. Сумма начисленной амортизации основных средств включается в затраты на производство (расходы на продажу) и учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств» по соответствующим субсчетам, открываемым по признаку собственности на имущество. [18, 108]
Проверяя начисление амортизации, аудитору следует учитывать, что амортизация не начисляется:
по мобилизационным мощностям, законсервированным и не используемым в текущем производстве, при выполнении работ или оказании услуг для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования, объекты, отнесенные к музейным предметам и др.);
по объектам основных средств некоммерческих организаций. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом.
В зависимости от режима эксплуатации основные средства, согласно п.23 ПБУ 6/01, амортизация не начисляется по объектам, находящимся:
на консервации сроком более 3 месяцев;
в процессе восстановления (ремонта, модернизации, реконструкции), если период восстановления превышает 12 месяцев.
Учет начисленной амортизации ведется на счете 02 «Амортизация основных средств». Счет в балансе не показывается, а с его помощью определяется остаточная стоимость основных средств, по которой они показываются в балансе.
С учетом места использования объекта амортизация включается в дебет счетов 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу».
Порядок начисления амортизации для целей налогового учета содержится в гл.25 Налогового кодекса РФ. Для целей налогового учета в соответствии со ст.258 Налогового кодекса РФ основные средства относятся к амортизируемому имуществу.
Организация вправе выбирать способ начисления амортизации. Однако для целей налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам осуществляется в соответствии со ст.258 и 259 главы 25 Налогового кодекса РФ: [23, 85]
-амортизируемое имущество распределяется на 10 групп в соответствии со сроками его полезного использования;
налогоплательщик начисляет амортизацию одним из следующих методов:
) линейным;
) нелинейным
При обнаружении аудитором ошибок необходимо довести их до сведения клиента, предложить их исправить и внести соответствующие исправления в регистры и отчетные формы. По всем фактам неправильного начисления амортизации:
определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации;
устанавливается, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты;
выявляются причины нарушений и виновные лица;
предлагаются меры к недопущению подобных недостатков в будущем.
2.4 Аудит ремонта и переоценки основных средств
аудиторский проверка основной средство
Не менее важным является проверка правильности учета затрат на ремонт основных средств. Согласно пунктам 71 и 72 Методических указаний, к работам по обслуживанию, а также текущему и среднему ремонту объектов основных средств относятся работы по систематическому и своевременному предохранению их от преждевременного износа и поддержанию их в рабочем состоянии.
Проверка расходов на ремонт основных средств зависит от способа проведения ремонта (подрядным или хозяйственным способом) и способа отражения в бухгалтерском учете производственных расходов на ремонт основных средств, избранного в организацией и закрепленного в учетной политике.
При проведении ремонта подрядным способом осуществляется проверка договоров с подрядными ремонтными организациями по существу: предмет договора, цена работ, условия выполнения работ, сроки сдачи и т.д. Выполнение работ подтверждается сметой расходов и актом выполненных работ.
При проведении ремонта хозяйственным способом проверяется формирование затрат по элементам (например, материалы, заработная плата рабочих, занятых ремонтными работами, отчисления от заработной платы и др.). При этом анализируются документы по учету отпуска (расхода) материальных ценностей, начисления оплаты труда и других расходов.
При этом аудитор должен учитывать, что затраты на ремонт основных средств могут отражаться одним из следующих способов:
. При проведении капитальных ремонтов для равномерного включения затрат в себестоимость продукции целесообразно формировать резерв на ремонт основных средств или создавать ремонтный фонд.
. При проведении внеплановых ремонтов затраты по ним могут относиться сначала на счет 97 «Расходы будущих периодов» и затем равномерно списываться в течение периода, оставшегося до конца года.
Выбранный вариант учета затрат на ремонт основных средств должен быть зафиксирован в учетной политике предприятия. Аудитору следует убедиться в том, что затраты на ремонт основных средств производственного назначения отнесены на себестоимость, а непроизводственного назначения - за счет чистой прибыли.
При создании резерва на ремонт основных средств проверяются документы, подтверждающие правильность определения ежемесячных отчислений в ремонтный фонд: дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ), сметы на проведение ремонтов, нормативы и данные о сроках проведения ремонтов, итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт основных средств.
Проводится аудит организации бухгалтерского учета расходов на ремонт по корреспондирующим счетам. Анализируются бухгалтерские записи по дебету счетов: 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «расходы на продажу», 96 «Резервы предстоящих расходов», 97 «Расходы будущих периодов» и кредитов счетов 10 «Материалы», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 96 «Резервы предстоящих расходов».
Одновременно аудитор проверяет соответствие записей в первичных документах, отражающих расходы на ремонт, записям и суммам по корреспондирующим счетам бухгалтерского учета. [25, 306]
Основным критерием ремонта является то, что он не увеличивает балансовую стоимость основных средств.
В ходе проверки аудитору следует убедиться в том, что правильно сформирована проектно-сметная документация на проведение ремонта, и выяснить, не производятся ли под видом ремонта новое строительство и реконструкция основных средств, затраты по которым должны относиться на капитальные вложения. [19, 264]
С течением времени первоначальная стоимость основных средств отклоняется от стоимости аналогичных основных средств, приобретаемых или ввозимых в современных условиях. Для устранения этого отклонения необходимо периодически переоценивать основные средства и определять восстановительную стоимость. [18, с.93]
Порядок проведения переоценки основных средств изложен в п.15 ПБУ 6/01.
При проверке текущей (восстановительной) стоимости объектов, сформированной в результате переоценки, изучаются:
методы переоценки, отраженные в учетной политике организации и фактически использованные;
распорядительные документы на проведение переоценки (приказ, распоряжение)
перечни переоцениваемых объектов, в которых должны быть указаны название, дата приобретения, сооружения, изготовления, принятия объекта к бухгалтерскому учету;
ведомости результатов переоценки за весь период эксплуатации объекта;
наличие инвентарных карточек по объектам.
Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.
При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которым они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
Механизм подтверждения рыночной цены изложен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13 ноября 2003 г. №91н. В соответствии с п.43 Методических указаний «при определении текущей (восстановительной) стоимости могут быть использованы данные на аналогичную продукцию, полученные от организаций-изготовителей; сведения об уровне цен, имеющихся у органов государственной статистики, торговых инспекций и организаций; сведения об уровне цен, опубликованные в средствах массовой информации и специальной литературе; оценке бюро технической инвентаризации; экспертные заключения о текущей (восстановительной) стоимости объектов основных средств».
Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта. [25, 310]
При этом аудитор должен проверить:
не производилась ли переоценка земельных участков и объектов природопользования, числящихся в составе основных средств;
каким способом производилась переоценка (путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам);
имеется ли документальное подтверждение рыночных цен;
выборочно проверить правильность расчетов;
менялась ли степень износа после проведения переоценки;
отражены ли результаты переоценки в инвентарных карточках;
правильно ли отражены результаты переоценки в бухгалтерском учете;
учтены ли результаты переоценки при составлении отчетности.
Проверка правильности переоценки основных средств в зависимости от их количества может быть осуществлена сплошным порядком или выборочно. Для этого путем прослеживания первичных документов, проверки арифметических расчетов, обоснованности применения коэффициентов определяется восстановительная стоимость объектов и сравнивается со стоимостью указанной в ведомости переоценки. Если переоценка осуществлялась не по коэффициентам, то рыночная стоимость объектов должна быть подтверждена документами.[19, 267]
Результаты проведенной по состоянию на 1-е число отчетного года переоценки объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете обособленно. Результаты переоценки не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего отчетного года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.
По впервые переоцениваемым объектам основных средств сумма дооценки зачисляется в добавочный капитал организации и отражается по кредиту счета 83 «Добавочный капитал», а сумма уценки относится на нераспределенную прибыль и отражается по дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
По ранее переоцениваемым основным средствам порядок отражения уценки и дооценки зависят от того, как изменялась их первоначальная стоимость в результате предыдущих переоценок. [25, 311]
2.5 Аудит арендных и лизинговых операций
Одной из ключевых и распространенных процедур в ходе аудиторской проверки является проверка операций по договорам аренды. Арендные отношения включают в себя как операции текущей аренды, так и операции финансовой аренды (лизинга). Финансовая аренда представляет собой вид инвестиционной деятельности, направленной на приобретение арендодателем в собственность имущества у определенного продавца и передачу его арендатору во временное владение и пользование за плату с правом выкупа. [19, 265]
Начальным этапом аудита операций по аренде основных средств является инспектирование правильности документального оформления арендных операций. С этой целью аудитор проверяет договоры аренды на соответствие Гражданскому кодексу РФ, состав имущества, переданного или принятого в аренду. Аудитор устанавливает порядок выполнения арендных обязательств (сумма арендной платы, сроки оплаты арендных платежей и др.). При этом следует учитывать, что объектом аренды выступает имущество, имущественные права не могут быть объектом аренды (ст.607 ГК РФ). В составе имущества различают движимые и недвижимые объекты (ст.130 ГК РФ).
К недвижимым относятся объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (земельные участки, здания, сооружения). Кроме того, сюда могут относится подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, а также иные объекты, отнесенные к недвижимости законом. Все остальные объекты являются движимыми.
Аудит организации бухгалтерского учета операций по аренде основных средств зависит от характера операций, осуществляемых у организации-арендодателя или арендатора.
При проверке операций у арендодателя имущество, переданное в аренду, продолжает оставаться собственностью арендодателя. В течении всего срока аренды оно учитываться на балансе арендодателя. Необходимо определить виды основных средств, переданных в аренду, количество и их стоимость.
Исключением из общего правила являются аренда организации в целом как имущественного комплекса и финансовая аренда (лизинг). Имущество по договору аренды организации в целом как имущественного комплекса учитывается на балансе арендатора.
При заключении договора финансовой аренды лизинговое имущество может учитываться как на балансе арендодателя (лизингодателя), так и на балансе арендатора (лизингополучателя) в зависимости от условий договора.
По объектам основных средств, переданным в аренду, осуществляется проверка инвентарных карточек или записей в инвентарных книгах.
Фактическое наличие основных средств, переданных в аренду, сверяют с данными синтетического учёта по счёту 01 «Основные средства». Имущество, которое сдаётся в аренду, должно учитываться у арендодателя обособленно. Для этого организации открывают к счёту 01 отдельные субсчета.
Если у организации имеется имущество, специально предназначенное для сдачи в аренду, то в этом случае результаты проверки сверяют с данными синтетического учёта по счёту 03 «Доходные вложения в материальные ценности».
Если имущество приобретено частично для сдачи в аренду, а частично для использования для управленческих или производственных нужд организации (например, здание, часть помещений которого будет сдаваться в аренду, а часть использоваться для нужд организаций), то это имущество, как правило, учитывают на счете 01.
Если организация является арендодателем, то проверке подвергаются операции по счёту арендной платы - счета доходов: 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» в зависимости от предмета деятельности организации в корреспонденции со счетами: 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 76 «Расчёты с разными и дебиторами и кредиторами».
Инвентаризация арендованных основных средств у арендатора начинается с проверки копий инвентарных карточек, переданных арендодателем, или инвентарных карточек, открытых арендатором. Информация инвентарных карточек сравнивается с синтетическим и аналитическим учётом.
Если организация является арендатором, то проверка организации бухгалтерского учёта будет осуществляться по забалансовому счёту 001 «Основные средства, сданные в аренду» и следующим корреспондирующим счетам, отражающим учёт арендной платы - по дебету счетов: 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу» и кредиту счёта 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами». При этом аудитор должен проверить наличие счетов-фактур на аренду и осуществить их документальную проверку, подтвердив обоснованность произведённых арендатором расходов.
Отдельно проверяются операции по договорам лизинга. Аудитор, просматривая договоры, определяет предмет договора лизинга. Аудиторская проверка организации учёта осуществляется по корреспондирующим счетам: дебету 03 «Доходные вложения в материальные ценности» и кредиту 08 «Вложения во внеоборотные активы». При этом проверке подвергаются операции по начислению амортизации таких основных средств по счёту 02 «Амортизация основных средств», учёт которых должен весить обособленно.
Фактическое наличие арендованных объектов подтверждается в процессе инвентаризации, которая может проводиться аудитором. Результаты инвентаризации арендованных основных средств отражаются в инвентаризационных описях, которые составляются отдельно от других объектов.
В процессе инвентаризации арендованных основных средств могут быть установлены излишки или недостача объектов, которые отражаются в сличительной ведомости результатов инвентаризации основных средств ИНВ-18. По выявленной недостача устанавливаются сумма, причины возникновения и виновные лица, определятся способы погашения или списания недостачи. [25, 312]
Глава 3: Типичные нарушения в учете операций с основными средствами
При аудите основных средств аудитор может столкнуться со следующими характерными ошибками и нарушениями:
нарушения при оформлении первичных документов;
Пример. В ходе проверки выявлено, что во всех актах приема-передачи отсутствует характеристика объектов основных средств, как правило, в данном разделе дублируется название основного средства, что, по мнению аудиторов, некорректно. Так, для компьютеров в разделе «Характеристика основного средства» должна быть указана следующая информация:
характеристика монитора;
характеристика жесткого диска;
сведения о материнской плате;
- сведения об оперативной памяти, видео карте и др. [15, 211]
отражение на счете 01 «Основные средства» в качестве основных средств активов, являющихся капитальными вложениями (например, оборудования, находящегося в монтаже или в пути; объекта недвижимости, на который поданы документов на государственную регистрацию);
невключение в состав основных средств объектов, фактически наличествующих в организации и используемых в производственном процессе.
Пример: В офисе проверяемой организации находился ксерокс, принадлежавший директору (и вследствие этого не отраженный в учете). Ксерокс фактически был передан директором своей организации и использовался в производственных целях, в связи с чем регулярно приобреталась и списывалась на себестоимость бумага. При налоговой проверке правомерность списания на себестоимость бумаги была оспорена, так как документально наличие на предприятии ксерокса подтверждено не было.
- включение в состав одного инвентарного объекта частей, имеющих различные сроки полезного использования или наоборот, признание различными инвентарными объектами предметов, которые выполняют свои функции в составе комплекса, а не самостоятельно;
Пример: Организация приобрела компьютер в стандартной комплектации (процессор, монитор, принтер) и отразила в учете каждую указанную часть как отдельный инвентарный объект. Если для указанных частей не установлены различные сроки полезного использования (изготовителем, например, установлен срок для компьютера в целом), то организации нет оснований для такого решения (см. письмо Минфина РФ № 04-02-05/6 от 02.12.1999 г.);
несоответствие данных учетных регистров данным, содержащимся в системных документах;
отражение на счете 01 «Основные средства» в качестве основных средств объектов, приобретенных для последующей перепродажи;
нерегулярное проведение переоценки основных средств;
неточное отражение в учете сумм уценки и дооценки;
- отсутствие системных документов, обосновывающих правомерность учетных данных;
Пример: Учредитель организации в соответствии с уставом должен внести денежные средства в качестве вклада в уставный капитал. Вместо этого он вносит основные средства, что организация и отражает в учете.
невключение в первоначальную стоимость основного средства фактических затрат, связанных с приобретением, сооружением, изготовлением.
Пример: Работник ездил в командировку по вопросу приобретения для организации основного средства. Бухгалтер отнес командировочные расходы на счет 26, а следовало включить их в первоначальную стоимость основного средства путем отражения на счете 08.
начисление сумм амортизации выше стоимости объекта основных средств;
неточное определение срока полезного использования объекта основных средств при принятии объекта к бухгалтерскому учету;
приостановление начисления амортизационных отчислений в течении срока полезного использования объекта основных средств без достаточных на то оснований (например, консервация основных средств);
изменение первоначальной стоимости основных средств, не предусмотренное ПБУ 6/01;
Пример: Проверяемая организация являлась собственником производственного здания, стоимость которого была отражена на счете 01. Для оформления в бюро регистрации свидетельства на право собственности пришлось оплатить услуги проектно-инвентаризационного бюро, связанные с кадастровой съемкой. Эту сумму организация отнесла на увеличение стоимости здания, что и было оспорено при проверке.
отражение в учете основных средств, полученных по договорам мены или дарения, не по рыночной стоимости;
неотражение увеличения первоначальной стоимости основного средства при проведении реконструкции или модернизации.
Пример: В ходе аудиторской проверки ООО «Гранит» аудитором было установлено, что оказанные услуги подрядной организацией по реконструкции объекта основных средств на сумму 94 400 руб., в том числе НДС - 14 400 руб. были отнесены на текущие расходы. В учете организации были сделаны следующие записи:
ДТ 20 КТ 60 80 000 руб.
ДТ 19 КТ 60 14 400 руб.
В нарушение п. 27 ПБУ 6/01 организация допустила следующую ошибку: расходы на реконструкцию здания были отнесены на текущие расходы. Указанная ошибка привела к искажению бухгалтерской отчетности и финансовых результатов. [17, 154]
- несоответствие стоимости основных средств по данным бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
Пример: Расчеты несоответствий приведены аудитором в таблице 2.1.
Таблица 3.1.
Сопоставление данных бухгалтерского баланса (форма №1)и приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5)
Ведомость начисления амортизацииФорма №1Форма №5РасхожденияПервоначальная стоимость, тыс.руб 4763 4694 69Начисленная амортизация, тыс.руб. 2624 2624 НетОстаточная стоимость, тыс.руб. 2139 2071 2071 69
На основании имеющихся данных и выявленных несоответствий, данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности проверить и подтвердить правомерность исчисления налога на имущество не представляется возможным. [15, 232]
- неточное отражение доходов и расходов в списания с бухгалтерского учета объектов основных средств;
недостоверное (не подтвержденное инвентаризацией), неполное раскрытие информации в бухгалтерской отчетности.
Обнаруженные ошибки и нарушения аудитор анализирует в соответствии с требованиями Федерального стандарта аудиторской деятельности «Существенность в аудите». Существенность ошибок оценивается количественно (обнаруженные ошибки сравниваются с уровнем существенности, установленным на стадии планирования) и качественно (в этом случае аудитор руководствуется собственным практическим опытом и знаниями).
Выявленные в процессе аудита основных средств ошибки оказывают влияние на достоверность финансовых результатов и бухгалтерской отчетности, поскольку приводят к искажению суммы начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете.
Заключение
Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, особую актуальность и значимость приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерской финансовой отчетности.
Для проверки правильности ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, правильности отражения операций организация, если она не подлежит обязательному аудиту, может пригласить аудитора.
Свою работу аудиторы должны начинать с ознакомления с проверяемым субъектом, для чего изучают учредительные документы, виды деятельности, учетную политику организации. Необходимо ознакомиться с отчетностью, ее основными показателями, с тем, чтобы выявить масштабы деятельности организации и результаты ее работы за исследуемый период.
Необходимо обозначить более важные вопросы, дающие ответ об объеме операций по счетам учета основных средств и позволяющие составить план и программу аудита операций с основными средствами.
В начале проверки следует оценить эффективность внутреннего контроля за движением и сохранностью основных средств. Это можно оценить с помощью тестирования, которое дает предварительную оценку соблюдения в организации дисциплины, выявить наиболее уязвимые участки, определить особенности ведения учета основных средств в организации.
В своей проверке в качестве источников информации аудитор использует первичные документы. Для того чтобы получить наиболее полную и достоверную информацию о совершаемых операциях необходимо определить порядок оформления первичных документов. Неполное или некачественное оформление документов может привести к неправильному отражению хозяйственной операции и в последствии к искажению бухгалтерской отчетности.
В ходе проверки аудитор должен получить достоверные аудиторские доказательства о фактах хозяйственной деятельности. Для этого он может проводить тестирования, опросы сотрудников, проводить необходимые процедуры. Все полученные доказательства отражаются в рабочей документации аудитора, которая заполняется в ходе проведения аудиторских процедур.
Результатом аудиторской проверки правильности ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности и правильности отражения операций является формирования мнения о достоверности применяемой в организации методики учета основных средств действующим в проверяемом периоде нормативным документам РФ.
Четко поставленный бухгалтерский учет начисления и использования амортизации основных средств позволяет избежать появления ошибок в определении сумм к начислению и неверному отражению бухгалтерского учета, облагаемой налогом базы.
Аудит операций с основными средствами имеет огромное значение. От того будут или нет, обнаружены ошибки, зависит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в части основных средств. В случае обнаружения недочетов, ошибок или неоговоренных исправлений, аудитору следует в письменной форме довести до руководителя предприятия рекомендации по внесению исправлений, что позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов при проверках. Аудит основных средств важен еще и потому, что затрагивает себестоимость производимой продукции (через амортизационные отчисления), что в результате может повлиять на финансовый результат.
Список литературы
1.Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ
2.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Приказ Министерства финансов РФ от 29 июля 1998г. № 34н
.Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая М.: Издательство «Омега-Л», 2009. - 549 с.
.Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая. - М: Издательство «Омега-Л», 2009. - 476с.
.Общероссийский классификатор основных фондов. Утвержден постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994г. № 359.
.Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации» Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 06.10.2008г. №106н.
.Положение по бухгалтерскому учету 6/01 «Учет основных средств» Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001г. №26н.
.Положение по бухгалтерскому учету 9/99 «Доходы организации». Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999г. № 32н.
.Положение по бухгалтерскому учету 10/99 «Расходы организации». Приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999г. № 33н.
.Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. (В редакции приказа Минфина РФ от 28.03.2000 г. № 32н).
.Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13 июня 1995г. № 49.
.План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31 октября 2000г. № 94н.(в редакции Приказа Минфина России от 18.09.2006 №115н).
.«Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств». Постановление Государственного комитета по статистике РФ от 21.01.2003г. № 7.
. «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Постановление правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1.
.Арабян К.К. Организация и проведение аудиторской проверки: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», К.К. Арабян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009 - 447с.
.Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебник. - Изд. 8-е, доп. и перераб. / В.П.Астахов - Ростов н/Д: Феникс, 2007 - 891с.
.Аудит: сборник тестов и задач: учебное пособие / под.ред. проф. Н.Н. Хахоновой. - М.: Эксмо, 2007. - 352с.
.Богатая И.Н. Бухгалтерский учет: - 4-е изд., перераб. и доп./ И.Н. Богатая, Н.Н.Хахонова - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 858с.
.Богатая И.Н. Аудит: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп / И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н Хахонова.. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 506с.
20.Грачев А.Ю. «Аудит учета основных средств»/ А.Ю.Грачев // В курсе правового дела. - 2006. -№ 12. С.26-29.
21.Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит: Учеб. пособие. - М.: Высшее образование, 2005. - 447с.
22.Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. - 5-е изд., перераб. и доп./ Н.П.Кондраков - М.: ИНФРА-М, 2006. - 717с.
.Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: Учеб. пособие./ Н.П.Кондраков - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 448с.
.Мерзликина Е.М., Никольская Ю.П. Аудит: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 368с.
.Парушина Н.В., Кыштымова Е.А. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие. - М.: ИД «ФОРУМ», 2009. - 560с.
.Подольский В.И. Аудит: Учебник для студентов образовательных учреждений профессионального образования / В.И. Подольский, А.А. Савин, Л.В. Сотникова; Под ред. проф. В.И. Подольского. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 431с.
.Суйц В.П. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.П. Суйц. - Москва: высшее образование, 2007. - 398с.