Физическое воспитание в СССР

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,03 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Физическое воспитание в СССР















Физическое воспитание в СССР

Содержание

Введение

Глава 1. Историческая сводка

§ 1. Как все начиналось (1917 - 1924 гг.)

§ 2. Развитие социалистической физической культуры (1925 - 1941 гг.)

§ 3. Военно-физическая подготовка в годы ВОВ

§ 4. Физическое воспитание после войны (1946 - 1952 гг.)

§ 5. Физическая культура развитого социализма

Глава 2. Методика

§ 1. Первые программы

§ 2. 1940 гг.

§ 3. Программы 1950 - 1980-х гг.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Физическое воспитание, органическая часть общего воспитания, социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Основные средства и пути физического воспитания - занятия физическими упражнениями (естественными и специально подобранными движениями и их комплексами - гимнастическими, легкоатлетическими), различные виды спорта и туризма, закаливание организма (использование оздоровительных сил природы - солнце, воздух, вода), соблюдение гигиенического режима труда и быта, овладение специальными знаниями и навыками в области использования физических упражнений, средств закаливания, личной и общественной гигиены в целях физического развития и совершенствования. Цели, содержание, организация, методы физического воспитания обусловливаются социально-экономическим строем общества и отражают классовую идеологию.

В СССР и др. социалистических странах Физическое воспитание - это часть коммунистического воспитания, выступающая в единстве с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием и политехническим образованием. Цель физического воспитания - подготовка физически развитых, здоровых, активных строителей коммунистического общества, способных к высокопроизводительному труду и защите Родины. В Программе КПСС, принятой 22-м съездом (1961 г), поставлена задача - «... обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил».

Глава 1. Историческая сводка

§ 1. Как все начиналось (1917 - 1924 гг.)

Задачи, связанные с физической культурой строящегося в одной стране социализма, были определены во второй программе большевистской партии, принятой в марте 1919 года. В этой программе наряду с задачами в области политики, экономики и культуры намечены и цели по охране здоровья трудового народа, закладывания социалистических основ системы воспитания. На основе положений программы физкультурная и спортивная деятельность как органическая часть формирования человека коммунистического общества - с акцентом на то, что она является средством подготовки к работе и защите родины, - заняла достойное место среди целевых установок, поставленных перед воспитательной работой.

На основе решения партии I Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке, состоявшийся в апреле 1919 года, выработал программу развития советского физического воспитания и спортивного движения на военный период.

Сторонники медицинского направления группы, видели новые основы физического воспитания в кондиционной гимнастике. Они считали, что профилактическая лечебная гимнастика, став всеобщей в практике школ и спортивных кружков, может не только устранить возможность производственных заболеваний, но создать связи между процессом работы и физическим воспитанием. Специфической разновидностью этого направления явилась концепция гигиенистов. Последние исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения закономерно ослабили организмы рабочих и их детей. Для них работа означала лишь ощутимую усталость, и поэтому дальнейшую нагрузку, связанную с гимнастической и спортивной деятельностью, они считали только подрывом здоровья. Поэтому, по их мнению, в физическом воспитании рабочего класса нет необходимости в занятиях такими требующими значительной нагрузки видами спорта, как гимнастика на снарядах, тяжелая атлетика, футбол, бокс и борьба. Основываясь на данном воззрении, родился так называемый «порядок физического воспитания согласно нормам», который исключил возможность практической тренировки организма.

Специфическую форму поиска пути развития физкультуры представлял собой созданный под знаком пролеткульта Комитет художественного физического воспитания. По представлению Комитета действительное физическое воспитание основывается на художественном переживании в процессе работы. В предлагаемых комитетом формах движения была отброшена «буржуазная система упражнений» классической гимнастики и вместо нее введены стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание). Большую роль комитет отводил зрелищным демонстрациям, где упражнения нужно было выполнять с выразительной силой наподобие балета. Это направление не выступало против спортивной деятельности, но отрицало право на существование личных соревнований.

§ 2. Развитие социалистической физической культуры (1925 - 1941 гг.)

Состоявшийся в 1924 году XIII съезд РКП(б) и имевшее историческое значение решение от 13 июля 1925 года показали выход из чрезвычайно тяжелого положения.

Именно в июльском постановлении социалистическую систему физического воспитания было принято рассматривать как неразрывную часть общего политического и культурного воспитания, а также защиты здоровья масс. Другими словами, советское физическое воспитание следовало считать неразрывной частью коммунистического воспитания.

«Готов ктруду и обороне» - вошедшая в историю система нормативов. Нормы ГТО, учитывающие возрастные и половые особенности человека, в одинаковой степени были пригодны для школьного и внешкольного физического воспитания молодежи. Система ГТО требовала относительно малого количества специалистов и играла большую роль в вовлечении общественных организаций в спортивную жизнь. Стержень норм ГТО составили гимнастика, атлетика, игры, борьба и национальные виды спорта.

Прежде всего на основе его исследований сложилась специфическая модель системы подготовки, которая стала известна в мире под названием т. н. четырехпериодичный цикл тренировок (периоды заложения основы, приобретения спортивной формы, ее поддержания и переходный период). Сотрудники Центрального научно-исследовательского института физической культуры (ЦНИИФК) под руководством профессора Н. А. Бернштейна и сотрудники Ленинградского научно-исследовательского института физической культуры (ЛНИИФК) разработали методы точного анализа спортивных движений.

На основе сопоставления данных научных исследований и опыта спортивного движения в 1939 году была подготовлена новая система норм ГТО, в которой учли дидактическую систему требований взаимосвязанности материала движений и его различий в соответствии с климатическими условиями. В число требований были включены плавание и бег на коньках, что в значительной степени способствовало распространению указанных видов спорта и квалифицированному руководству занятием ими. Возросла популярность и до того пользовавшихся большой любовью таких мероприятий, как переплытие рек и заплыв на большие дистанции.

§ 3. Военно-физическая подготовка в годы ВОВ

В первые же дни войны ЦК ВКП(б) и Советское правительство призвали партийные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации, весь советский народ перестроить жизнь и работу на военный лад, организовать всестороннюю помощь действующей армии. Страна превратилась в единый могучий военный лагерь. Деятельность советских физкультурных организаций полностью подчиняется задачам военно-физической подготовки населения, массового обучения боевых резервов Красной Армии.

июня 1941 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при Совете Народных Комиссаров СССР издал приказ «О работе физкультурных организаций по военной подготовке», который обязывал физкультурные организации принять активное участие в организации физической подготовки в учебных подразделениях, в проведении различных походов, военно-тактических игр, в организации занятий по плаванию, рукопашному бою, легкой атлетике и другим военно-прикладным видам спорта.

Большое значение в подготовке боевых резервов имело постановление Государственного комитета обороны СССР (ГКО СССР) от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Общее руководство военным обучением населения страны было возложено на Главное управление всеобщего военного обучения Народного комиссариата обороны. Непосредственно на местах эту работу осуществляли отделы всеобщего военного обучения.

В распоряжение органов Всевобуча для проведения занятий были выделены наиболее квалифицированные методисты, преподаватели и спортсмены. В первые месяцы войны главное внимание в физической подготовке уделялось обучению приемам рукопашного боя. Рукопашный бой представлял собой комплекс наиболее целесообразных приемов нападения и защиты, обеспечивающих победу в схватке с противником. Физкультурные организации страны обращали огромное внимание на подготовку бойцов, умеющих вести рукопашный бой. Только в 1943-1944 гг.. по этой программе было подготовлено свыше 1,5 млн. человек.

С зимы 1941 - 1942 гг. в программе всеобщего военного обучения заняла значительное место военно-лыжная подготовка. Из бойцов-лыжников формировались специальные подразделения воздушно-десантных войск, отряды и группы подрывников, истребителей танков, батальоны автоматчиков и другие части особого назначения. В 20-часовую программу военно-лыжной подготовки Всевобуча входило обучение строевым приемам с лыжами и на лыжах, способам передвижения на лыжах, подъемам и спускам с гор, торможению и поворотам при спусках, преодолению препятствий и ведению боя на лыжах. Все это способствовало воспитанию у бойцов выносливости. Приблизительно 2,5 млн. человек прошли подобное обучение.

В программу военно-физической подготовки входило также обучение плаванию и переправам вплавь. Особое внимание при этом обращалось на изучение приемов спасения утопающего, транспортировки, способов плавания. Производилось обучение переправам вброд, вплавь с помощью и без помощи подручных средств. Массовая военно-физическая подготовка населения дополнялась также проведением зимних и летних профсоюзно- комсомольских кроссов.

Велика роль физкультурных организаций в деле подготовки бойцов, способных действовать в условиях горной местности. По инициативе Главного управления Всевобуча и Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи с 15 декабря 1942 г. в комсомольско-молодежных подразделениях Всевобуча вводится обучение горных стрелков. Подготовка проходила по 90-часовой программе. В результате в течение короткого срока было обучено более 50 тыс. горных стрелков, хорошо подготовленных к действиям в сложных условиях гористой местности.

С целью еще большего приближения комплекса ГТО к нуждам военного времени в 1942 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта внес некоторые изменения в физкультурный комплекс. Так, было сокращено количество норм и введены требования, для выполнения которых необходимо было знать топографию, устройство винтовок, уметь бегать кросс, прыгать, переправляться вплавь в одежде, ползать, вести штыковой бой, метать гранаты из положения лежа, оказывать санитарную помощь и др. Изменения в комплексе ГТО значительно приблизили его содержание к программам военно-физической подготовки Всевобуча, подняли его оборонное значение.

Роль физической подготовки в системе Всевобуча значительно возросла. В 1943 г. большое количество инструкторов-общественников проводило работу на военно-учебных пунктах по всем видам военно-физической подготовки, пользуясь специально разработанными и утвержденными к этому времени едиными государственными программами.

Военно-физической подготовкой населения занималось более 28 тыс. коллективов ДСО профсоюзов, «Динамо» и «Спартак». Большой вклад в это дело внесли физкультурные организации всех союзных республик, Москвы, Свердловска, Новосибирска, Алма- Аты, Челябинска и других городов. Велика заслуга в подготовке боевых резервов физкультурных организаций Ленинграда, которые, находясь в условиях блокады, вместе с органами Всевобуча за годы войны подготовили сотни инструкторов по спорту, провели большое количество соревнований по различным видам спорта и разделам военно-физической подготовки.

Помогали готовить пополнение Красной Армии все физкультурные учебные заведения. Особенно плодотворно эта работа шла в Государственном Центральном ордена Ленина институте физической культуры и Государственном ордена Ленина институте физической культуры им П. Ф. Лесгафта. Так, коллектив ГЦОЛИФКа (Москва), не прерывая хода учебно-воспитательной и научно-исследовательской работы, за годы войны обучил по программе Всевобуча более 340 тыс. человек. А студенты и преподаватели Ленинградского института физической культуры им П. Ф. Лесгафта только за первые шесть месяцев войны подготовили более 93 тыс. бойцов.

Применение лечебной физической культуры росло с каждым годом. Так, охват раненых и больных ЛФК во всей системе госпиталей в 1941 г. составил 25%, в 1942-м - 57,5%, в 1943-м - 73,9%, а в 1944-м - 83%. Ведущая роль в становлении и развитии лечебной физической культуры в стране принадлежала Московскому и Ленинградскому институтам физической культуры. В этих вузах были созданы первые кафедры лечебной физической культуры, здесь готовились сотни высококвалифицированных специалистов, которые в годы Великой Отечественной войны плодотворно трудились в госпиталях.

В ходе войны физическая подготовка бойцов не прекращалась. Она была неотъемлемой частью боевой подготовки и проводилась не только в запасных полках, учебных заведениях военных округов и на военно-учебных пунктах Всевобуча, но и в действующей армии.

Большое внимание уделялось военно-физическому воспитанию учащейся молодежи. Средние школы были призваны готовить физически закаленную, выносливую молодежь, в любую минуту способную встать на защиту Родины. Главное управление Всевобуча 7 октября 1941 г. дало указание организовать допризывную военную подготовку учащихся 8, 9 и 10-х классов средних школ. Видное место в программе отводилось физической подготовке - занятиям гимнастикой, легкой атлетикой, играми, тяжелой атлетикой, плаванием и другими видами спорта.

§ 4. Физическое воспитание после войны (1946 - 1952 гг.)

В первые же послевоенные годы в школах и средних специальных учебных заведениях была отменена военная подготовка учащихся. Физическое воспитание включалось в учебные планы как самостоятельный предмет. В штатах была восстановлена должность учителя физической культуры.

В 1947-1948 гг. Министерством просвещения РСФСР была введена новая программа по физическому воспитанию учащихся школ, которая предусматривала, что каждый школьник, оканчивающий семилетку, должен иметь значок БГТО (Будь готов к труду и обороне), а оканчивающий среднюю школу - значок ГТО I ступени.

Школы нуждались в квалифицированных учителях. При ряде педагогических институтов открылись факультеты физического воспитания. Органы народного образования во всех союзных республиках организовали краткосрочные курсы повышения квалификации учителей физической культуры.

Открытые при местных отделах народного образования и добровольных спортивных обществах детские и юношеские спортивные школы представляют собой важное звено в советском спорте. В 1952 г. в стране насчитывалось более 600 детских спортивных школ. Они выполняли значительную работу по воспитанию смены старшему поколению спортсменов.

Большая работа по спорту в послевоенные годы стала проводиться в высших учебных заведениях страны. Во всех вузах начиная с 1947 г. возобновили свою деятельность кафедры физического воспитания и спорта. Были пересмотрены программы по физическому воспитанию, расширилась спортивно-массовая работа среди студентов. Введенная в 1951 г. новая программа предусматривала обязательный для студентов первого и второго годов обучения курс общей физической подготовки и факультативный (необязательный) курс спортивного совершенствования. Это программное и организационное новшество дало заметные результаты. В 1956 г. Министерство высшего образования СССР разрешило всем учебным заведениям заменить курс общей физической подготовки спортивной специализацией по любому виду спорта в зависимости от условий. Это положительно сказалось на повышении уровня спортивного мастерства студентов. В большинстве высших учебных заведений были созданы спортивные клубы, которые объединились в студенческое добровольное спортивное общество «Буревестник». По нескольку тысяч студентов насчитывали спортивные клубы Московского и Киевского университетов, Свердловского политехнического, Московских энергетического и авиационного институтов.

§ 5. Физическая культура развитого социализма

Для продолжения совершенствования системы с 1959 по 1965 год были приняты следующие меры:

. Разработаны перспективные планы создания комплексных спортивных сооружений. В число первоочередных планов капитального строительства было включено создание спортивных сооружений в деревнях и в отсталых с точки зрения развития физической культуры совхозах и колхозах, рассмотрены возможности дальнейшего развития спортивных сооружений в учебных заведениях, проведена также проверка подлинности данных о развитии спортивного движения, а виновные в их искажении привлечены к дисциплинарной ответственности.

. С привлечением Академии педагогических наук РСФСР переработаны учебные планы школьного и внешкольного физического воспитания. Большую роль получили спортивные игры. Повысилась роль спортивных секций и спортшкол. Приняты меры к усилению контроля за физическим воспитанием и другими видами культурно-спортивной работы в детских домах, домах пионеров и детских парках.

. В интересах усиления физического воспитания и активизации занятий спортом среди взрослых началось повсеместное распространение производственной гимнастики. Особое значение придавалось многосторонним занятиям спортом, носящим характер досуга. Наряду с пешими походами появились новые виды туризма - на велосипедах, на лодках и лыжах. Туризм был соединен с движением «Познай свою родину!». Приняты меры в целях более квалифицированной подготовки преподавателей и общественного актива. Увеличилось также число курсов по подготовке кадров.

. Определены новые возможности расширения физкультурно-спортивного движения, демократии, творческой инициативы и самодеятельности. Требование превращения занятий физкультурой и спортом во всенародное движение поставило на повестку дня также увеличение числа видов спорта. Поэтому Союз спортивных обществ и организаций СССР уже в первые годы своего существования проанализировал проблемы тех видов спорта, в которых в конце 1950-х годов наблюдался временный спад (плавание, футбол, лыжи, велосипед, фигурное катание, теннис, легкоатлетический спринт). В Союзе разработали план развития видов спорта, которые ранее не культивировались или были отодвинуты на задний план. Активизировалась пропагандистская работа в целях усиления эффективности идейного воспитания спортсменов и укрепления спортивной дисциплины.

В соответствии с решениями XXIV съезда КПСС в плане развития народного хозяйства СССР на 1971-1975 годы среди важных задач в области капитальных вложений было указано строительство спортивных сооружений, в которых ощущался определенный недостаток. На основе указаний съезда Всесоюзный комитет по физкультуре и спорту разработал двадцатилетний перспективный план развития физической культуры. В период с 1971 по 1975 год центральной задачей стала разработка теоретических, научных, методологических и организационных вопросов массового физкультурного движения. Особый упор был сделан на изучение исторических, педагогических, психологических и биологических аспектов физического воспитания и методики тренировок, в том числе и исследование научных проблем, связанных с подготовкой рекордсменов.

Глава 2. Методика

§ 1. Первые программы

В 1919 г. Всевобуч разработал содержание занятий физической культурой с детьми и подростками. Эти материалы стали основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ. Программы значительно отличались по структуре и содержанию, но практически во всех просматривалась военная направленность. Основу программы составляла гимнастика, в большинстве случаев приближенная к сокольской системе или полностью повторявшая ее отдельные разделы: строевые и порядковые упражнения, перечень военных умений и навыков, подвижные и некоторые спортивные игры.

В начале 20-х гг. был предложен целый ряд различных программ и методик по физической подготовке школьников. Наиболее лестные отзывы в то время получила «Схематическая программа физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры» (А.А. Зикмунд, 1923). Она была составлена с учетом трехлетнего опыта работы по педагогической гимнастике в Центральном Государственном институтете физической культуры. Программный материал был распределен по возрастным группам: 7 - 9, 9-12, 12 -15 и 15 -18 лет. Рекомендовалось использовать следующие средства: ходьбу, бег, прыжки, порядковые упражнения, несложные гимнастические упражнения с предметами и без предметов, корригирующие и дыхательные упражнения, подвижные игры. Особое значение придавалось корригирующим упражнениям как профилактическому средству, направленному на уменьшение неблагоприятных воздействий условий труда. В программе говорилось: «...Цель корригирующих упражнений - развивать те группы мыши, которые во время профессионального труда не развиваются. Тут нужно обратить внимание на развитие левой стороны тела, способствовать развитию грудной клетки и правильному дыханию и кровообращению». Все предложенные в программе упражнения были просты по двигательной структуре, легко дозировались, не вызывали значительных напряжений в деятельности функциональных систем организма, имели четко выраженную восстановительно-поддерживающую направленность.

Из трудовых навыков программа включала виды ручного труда ремесленного характера. Тесное соединение физического и трудового обучения было одной из главных задач пролетарской культуры в области физического воспитания. В программе об этом говорилось так: «...В дальнейшем перед наукой стоят вопросы объединить физическое воспитание и трудовые навыки в единое воспитательное средство».

В 1927 г. Наркомпрос утверждает первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени (I ступень - начальная школа с четырехлетним сроком обучения, II ступень - девятилетняя средняя школа). Эти программы явились своеобразной вехой для всех последующих школьных программ СССР, которые в дальнейшем стали разрабатываться и утверждаться как единые и обязательные для всех школ.

Программа школы 1 ступени состояла из следующих разделов: цели, задачи и средства физической культуры; естественные факторы (солнце, воздух, вода), гигиенические навыки; подвижные игры; гимнастика; спортивные развлечения; врачебно-педагогический контроль за проведением физической культуры. Программа школы 2 ступени включала замечания к программе и собственно программный материал: гимнастику, игры (подвижные и спортивные), «спортупражнения и спорт», ориентировочные учебные нормативы для учащихся.

В программе школы 1 ступени подчеркивалось: «...При выборе средств физической культуры необходимо учитывать как биологические особенности детей, так и социально-экономические, природные и бытовые условия. Поэтому физическая культура в нашей школе не должна являться копированием физической культуры в школах других стран. В нашей школе находят свое место следующие средства физической культуры: физические упражнения, обеспечивающие нормальное развитие сенсорно-моторного аппарата, санитарно-гигиенические навыки в связи с использованием солнца, воды и воздуха и санитарно-гигиеническое просвещение. В основу физических упражнений в школе 1 ступени должны входить естественные движения: бег, ходьба, прыжки, лазания, упражнения с небольшими отягощениями, метания, плавание, приемы естественной защиты и нападения, а также те естественные движения, которые связаны с трудовой деятельностью человека: рубка, пиление, резание, копание и т.д.».

В программе указывалось, что учебная работа по физической культуре в форме обязательных уроков должна проводиться в школах 1 ступени не менее трех раз в неделю и в школах 2 ступени - два раза в неделю. Помимо «нормального урока физупражнений» рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры и спортивные развлечения, пляски, экскурсии.

В разделе «Гимнастика» говорилось, что она позволяет строго дозировать нагрузку при выполнении физических упражнений:

«...Таким методом является гимнастический, в основе которого лежит точный учет формы характера движений и дозировка качественной и количественной стороны усилий».

Содержание собственно уроков физкультуры представляло собой формальное, механическое соединение отдельных разделов программы, преимущественно заимствованных из зарубежных гимнастических систем. Акцент делался на выполнении упражнений прикладного характера без учета их воздействия на основные функциональные системы школьников. В программах просматривается явный крен в сторону гигиенизации процесса физического воспитания, санитарно-гигиенического просвещения учащихся и привития им элементарных навыков личной и общественной гигиены.

Значительным событием, способствующим развитию физкультурно-спортивной работы в школе, явилось то, что с 1930 г. начал издаваться ежемесячный методический журнал «Физкультура в школе» (с 1958 г. он стал называться «Физическая культура в школе»). В своем первом номере журнал сообщает: «Основные наши трудности заключаются в отсутствии достаточных и подготовленных кадров, в недостатке теоретической и методической работы, в слабости руководства физкультурным движением». Так, даже в Московской области в 1929 г. в школах почти полностью отсутствовали учителя физической культуры со специальным профессиональным образованием. Между тем, по данным обследования 1929 г., состояние здоровья школьников вызывало большую тревогу: процент здоровых детей был крайне незначительным.

Поэтому трудно переоценить роль и своевременность выхода в свет массовым тиражом своеобразного «самоучителя» по передовой методике физического воспитания детей. Журнал стал оказывать посильную помощь в физкультурной работе нашим учебным заведениям, просветительным организациям и внешкольным учреждениям, освещая на своих страницах вопросы методики и практики, передовой опыт, пропагандируя его среди широких масс работников физической культуры и учащихся.

Особенно важным фактом, предопределившим содержание и структуру школьных программ по физической культуре 1932 г., явилось введение физкультурного комплекса ГТО СССР.

В методических (пояснительных) записках к программам начальной и средней школы говорилось, что «...физкультура в школе является одним из основных звеньев единой системы физкультуры, проводимой в СССР; ее содержание, объем и методы вытекают из тех основных требований, которые предъявляются подготовкой по комплексу ГТО». В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы (класса) подразделялся на объем физических упражнений, объем теоретических знаний, объем физкультурно-организационных и санитарно-гигиенических навыков, учебные нормативы. «Замечания» к программам содержали подробные методические указания и разъяснения по проведению «типового урока физупражнений», гимнастики до занятий, физкультминут, массовых игр, экскурсий и спортивных праздников. Здесь же разъяснялись особенности планирования и учета работы по физической культуре в школе, предлагался единый вариант планирования учебной работы с распределением материала на год, четверти и десятидневки.

Программой предписывалось строить типовые уроки физупражнений по определенной схеме; состоять они должны из четырех серий: первая - втягивающие упражнения - 5 мин, вторая - общеразвивающие (общеподготовительные) упражнения - 10 мин, третья - основные упражнения - 25 мин, четвертая - успокаивающие упражнения - 5 мин. Общее время урока должно было составлять 40 - 45 мин. Физические упражнения подразделялись на две основные группы: общеподготовительные и прикладные упражнения. При этом отмечалось: «...Ведущую роль в программном материале физических упражнений имеют прикладные упражнения; в тесной связи с ними подбирается комплекс общеподготовительных упражнений».

В школьных программах 1932 г. очевидна связь физического воспитания с военной подготовкой учащихся. В программе средней школы указывалось: «...Увязка физической культуры с военным делом должна выражаться в усвоении основных элементов строевой подготовки тех военно-прикладных навыков, которые будут служить базой для подготовки бойца. Необходимо обратить внимание на воспитание психофизических качеств, как то: решительность, настойчивость, выдержка, ориентировка. Совместно с военным руководством следует дать навыки в обращении с противогазом. В естественных условиях (во время экскурсий и военно-физкультурных походов) следует проверять и закреплять прикладные навыки, полученные в условиях школьной обстановки».

В разделе физкультурно-организационных и санитарно-гигиенических навыков в порядке возрастающей сложности были сформулированы такие требования: умение выполнять физкультминуту, расставить игроков для подвижной игры, судить спортивную игру, уметь следить за осанкой, выполнять правила личной и общественной гигиены, знать основы закаливания и т.д.

Впервые программа устанавливала виды испытаний и твердые нормативные критерии для оценки уровня физической подготовленности школьников всех возрастов. Были указаны нормативные показатели по большинству видов прикладных упражнений. Главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре в школе было выполнение учащимися 10-х классов нормативов комплекса ГТО 1 ступени. Таким образом, в начале 30-х гг. комплекс ГТО становится программной и нормативной основой физического воспитания в школах. Более чем на 50 последующих лет трудовая и военная направленность была основой для разработки учебных программ по физической культуре.

§ 2. 1940 гг.

В 1940 г. в качестве обязательного школьного учебного предмета в учебный план была включена допризывная военная подготовка. Разрабатывается в этой связи и соответствующая программа - «Программа допризывной военной подготовки учащихся средних школ, техникумов, рабфаков и равных им учебных заведений». Она была разработана Управлением начальной и допризывной военной подготовки при Главном управлении Красной Армии. На военное и физическое воспитание в 8 -10-х классах отводилось 120 учебных часов в год. Учет успеваемости по допризывной военной подготовке проводился на общих основаниях с другими школьными предметами. Программа включала следующие разделы: Красная Армия и Военно-Морской Флот, краткие сведения об организации Красной Армии и уставах РККА, физическое воспитание и строевая подготовка, стрелковая подготовка, военная топография, противовоздушная и противохимическая защита, военно-санитарное дело, тактическая подготовка. Программа предусматривала обучение девушек-старшеклассниц санитарному делу с целью подготовки среднего медицинского персонала. Фактически в предвоенные годы, а затем и в годы Великой Отечественной войны учебные планы и школьные программы разрабатывались не в учреждениях Наркомпроса, а в Комиссариате обороны страны. Так, приказ народного комиссара обороны К.Е.Ворошилова № 51 от 7 марта 1940 г. гласил: «1. Ввести в действие объявленную программу допризывной военной подготовки учащихся 8, 9 и 10 классов средних школ, техникумов, рабфаков, школ ФЗУ и высших учебных заведений. 2. Программой допризывной военной подготовки учащихся руководствоваться всем директорам и военным руководителям средних школ, техникумов, рабфаков, школ фабрично-заводского ученичества и высших учебных заведений, где согласно закону о всеобщей воинской обязанности установлена допризывная военная подготовка учащихся». В предвоенные годы военно-физическая подготовленность учащихся стала основным показателем работы школ.

С началом Великой Отечественной войны главным в деятельности органов народного просвещения и в содержании обучения и воспитания в школах, естественно, становится еще более тесное взаимодействие процесса физического воспитания с военной подготовкой школьников, т. е. военно-физическая подготовка.

В августе 1941 г. начальником Управления боевой подготовки Красной Армии была утверждена программа Наркомпроса РСФСР по допризывной военной подготовке юношей и девушек 8 -10-х классов средней школы. В октябре 1941 г. Главное управление Всевобуча дало указание по организации допризывной военной подготовки учащихся 8 - 10-х классов в 1941 - 1942 учебном году. В соответствии с этим указанием к содержанию допризывной военной подготовки юношей 9 - 10-х классов были предъявлены более строгие требования, чем в программе Наркомпроса РСФСР.

Физическая подготовка включала занятия по лыжной и кроссовой подготовке, плаванию, гимнастике спортивным играм, военизированные походы и др.

В 1942 - 1943 учебном году специальными постановлениями СНК СССР военная подготовка была введена для школьников всех возрастов. Соответственно в 1942 г. были приняты «Программа военно-физической подготовки учащихся начальных и 1 - 4-х классов неполных средних и средних школ» и «Программа начальной и допризывной военной подготовки учащихся 5 -10-х классов неполных средних и средних школ и техникумов».

Содержание учебного материала по физическому воспитанию в 1-4-х классах состояло из несложных гимнастических упражнений общеразвивающего характера, традиционных подвижных детских игр, простых базовых умений и навыков лыжной подготовки. Противохимическая защита включала обучение правилам пользования детским противогазом (устройство противогаза, его надевание и снимание, пребывание в противогазе до 35 мин).

В программе военно-физической подготовки школьников 1 - 4-х классов имелся перечень из семи сугубо идеологизированных тем для проведения бесед и чтений о Красной Армии. Например, великий Сталин - наш вождь и полководец», «Полководцы и родные герои гражданской войны», «Советские партизаны в Великой Отечественной войне» и т. п.

Главной задачей начальной военной подготовки школьников 5-7-х классов было освоение программы «Обучение одиночного бойца». Программа состояла из строевой, огневой, тактической и противохимической защиты - всего 99 ч в учебном году. Физическая подготовка в программе составляла около 40 % ее объема и заключала военную гимнастику, спортивные игры, кроссовую подготовку, бег, различные виды прыжков, метание гранаты, элементы и приемы борьбы, бокса, рукопашного боя, лыжную подготовку, преодоление препятствий, плавание.

Основной задачей допризывной подготовки школьников 8 - 10-х классов средней школы было совершенствование одиночной подготовки и обучение бойца, способного действовать в составе отделения и взвода. Девушки старших классов овладевали специальностями санитарных дружинниц, радисток, телефонисток, связисток, телеграфисток. Они обучались также и практическим навыкам в военно-строевой подготовке, стрельбе из малокалиберной винтовки и т. п. Для всех школ обязательной была гимнастика до учебных занятий продолжительностью 10-15 мин.

Для проведения занятий по военно-физической, начальной и Допризывной военной подготовке физкультурные организации и органы Всевобуча должны были бесплатно предоставлять учебным заведениям стадионы, площадки, гимнастические залы, стрелковые тиры, катки, водные станции, лыжные базы и другие спортивные сооружения.

Слияние в годы войны процесса физического воспитания и военной подготовки школьников утратило свою жизненную необходимость после нее. В 1947 г. была разработана новая школьная программа по предмету «Физическая культура». Содержание учебного материала и требования к учащимся были приближены к нормативам и требованиям нового варианта комплекса ГТО, утвержденного в 1946 г. В пояснительной записке к программе 1947 г. традиционно говорилось, что комплекс ГТО является основой физического воспитания в школах.

§ 3. Программы 1950 - 1980-х гг.

С 1954 - 1955 учебного года вводится новая программа по физической культуре для начальных, семилетних и средних школ. Она была подготовлена Главным управлением школ Министерства просвещения РСФСР и Институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР. В программе, в частности, говорилось о необходимости уделять больше внимания спорту, гимнастика и легкая атлетика выделялись в самостоятельные разделы.

В качестве основных задач школьной физической культуры были названы образовательные задачи: в 1 - 4-х классах - «обучение учащихся умениям и навыкам в основных видах гимнастики, спорта и игр»; в 5 -7-х классах - «обучение учащихся основным видам спорта, играм и гимнастике»; в 8 - 10-х классах - «обучение учащихся гимнастике, играм и основным видам спорта». Решение образовательных задач осуществлялось по принципу последовательного, от младших классов к старшим, выполнения простых двигательных заданий, а затем более сложных умений и навыков в гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и т.д. Для закрепления и совершенствования двигательных действий программой предусматривались домашние задания.

Учебный материал по физической культуре 1 -2-х классов состоял из гимнастики и игр, 3-4-х классов - из гимнастики, игр и лыжной подготовки. В разделе «Лыжная подготовка» были указаны раздельные учебные нормативы для мальчиков и девочек. В программе отмечалось, что «...Учебной работе должна содействовать внеклассная и внешкольная физкультурная и спортивная работа в школе, домах пионеров, детских парках, пионерских лагерях и т. д.

Программа 5 - 7-х классов включала основной материал, который должен быть полностью пройден во всех школах, и дополнительный материал, изучаемый в зависимости от географических, климатических и других местных условий. Основной материал содержал следующие дисциплины: гимнастику, легкую атлетику, подвижные игры, лыжную подготовку. Материал по гимнастике дифференцировался для девочек и мальчиков. Для девочек в меньшем объеме были представлены упражнения в висах и упорах, большее внимание уделялось укреплению мышц брюшного пресса, были короче дистанции в беге и передвижении на лыжах, исключены некоторые виды прыжков. Для каждого класса в программе предназначался дополнительный материал по основным видам спорта: гимнастике, легкой атлетике, плаванию, лыжному и конькобежному спорту. В программе содержались учебные нормативы для школьников, а также говорилось, что «...в результате занятий по физической культуре учащиеся должны сдать нормы БГТО в 7-м классе».

Для 8 - 10-х классов были составлены раздельные программы для девушек и юношей по тем же разделам, что и в 5 - 7-х классах. В соответствии с требованиями программы школьники выпускного, 10-го, класса должны были выполнить нормы и требования комплекса ГТО 1 ступени.

В марте 1960 г. Министерством просвещения РСФСР были утверждены новые учебные планы и программы для 1 - 8-х классов. По сравнению с программой 1954 г. они не имели принципиальных отличий в содержании. Однако по форме представления программный материал включал ряд новшеств. Для каждого класса указывались ведущие задачи обучения по разделам программы. Так, например, для 6-го класса по гимнастике были сформулированы четыре задачи: «1. Научить кувырку назад. Научить стойке на лопатках после седа с прямыми ногами. 2. Учить лазанию по канату в 2 приема. Научить лазанию в 3 приема. 3. Научить опорному прыжку ноги врозь. Учить опорному прыжку согнув ноги. 4. Учить простым висам и смешанным упорам». Далее в программе предлагался перечень различных упражнений: строевых, общеразвивающих, танцевальных, акробатических, лазаний, висов и упоров.

Впервые уже с 3-го класса выделен раздел «Легкая атлетика», в число подвижных игр включены игры, подготовительные к спортивным.

В программе подчеркивалась важность комплексного физического воспитания школьников. В пояснительной записке говорилось: «Организация физического воспитания не может ограничиваться только проведением уроков физической культуры. Учебные занятия по этому предмету могут дать положительные результаты только в том случае, если они будут систематически подкрепляться правильным режимом учебного дня, в том числе физкультурно-оздоровительными мероприятиями (гимнастикой до занятий, физкультминутами на уроках, играми и физическими упражнениями на переменах, профилактической гимнастикой на уроках труда). Физкультминуты (как кратковременный отдых учащихся от умственного напряжения) систематически проводятся на третьем и четвертом уроках по общеобразовательным предметам во второй половине урока (на 25 -30-й минуте). Их продолжительность 2 - 3 мин. Большое внимание должно также уделяться внеклассной работе по физической культуре (массовым физкультурным праздникам и соревнованиям, занятиям в спортивных секциях и др.)».

Отличительной особенностью программы 5 - 7-х классов было ее построение. Она состояла из двух частей: первая включала общий для всех учебный материал по гигиене физических упражнений, гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм и баскетболу; вторая излагала материал углубленных занятий по одному избранному школой разделу программы. В пояснительной записке говорилось: «Помимо 1 части программы, для школы является обязательным прохождение одного из разделов 2 части. Если школа, например, выбирает гимнастику, в этом случае изучается учебный материал по легкой атлетике, лыжной подготовке, подвижным играм и баскетболу 1 части программы и учебный материал по гимнастике 2 части программы». В этой связи в программе были предложены две схемы примерного годового распределения учебных часов при углубленных занятиях в школах гимнастикой и волейболом. В программе так же, как и в предыдущей, делался акцент на решении образовательных задач физического воспитания.

Начиная с 1970-х гг.. содержание школьных программ изменялось по трем основным направлениям. Во-первых, в направлении упрощения задач, связанных с обучением двигательным действиям: из программы исключили сложные двигательные умения и навыки, подходы к обучению движениям становятся более дифференцированными применительно к юношам и девушкам. Во- вторых - в направлении перемещения акцента на развитие физических качеств благодаря повышению моторной плотности уроков, отведению на их совершенствование большего времени. В-третьих, в направлении разработки содержания и обоснования необходимости и обязательности самостоятельных занятий школьников физической культурой.

Фактически с 70-х гг. начал смещаться акцент школьной физической культуры с решения преимущественно образовательных задач, т. е. овладения навыками в тех видах спорта, которые были представлены в программах, на постановку и решение оздоровительных задач путем развития основных физических качеств.

В 1975 г. была подготовлена и утверждена новая, усовершенствованная программа. В 9 - 10-х классах ею предусматривалось «...научить новым видам движений из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, классической (греко-римской) борьбы, спортивных игр, совершенствовать умение применять их в различных по сложности условиях, развивать необходимые для этого двигательные качества». Впервые в послевоенное время вновь вводился кроссовый бег. Из спортивных игр предпочтение отдавалось ручному мячу, так как «...в этой игре учащиеся могут совершенствоваться в беге, прыжках и метании для подготовки к сдаче норм комплекса ГТО». В усовершенствованной программе обращалось внимание на то, чтобы систематически воздействовать на развитие физических качеств. Впервые в каждом разделе программы учителю для этого предлагался конкретный практический материал в виде перечня специально подобранных физических упражнений. В 4-8-х классах, говорилось в программе, развитию физических качеств следует отводить не менее 8 - 10 мин, а в 9 - 10-х классах - не менее 10 - 20 мин времени урока. «Эффективность применения упражнений для развития физических качеств достигается и рациональной организацией занимающихся, обеспечивающей высокую плотность занятий (выполнение упражнений фронтально, поточно или небольшими группами по "станциям")», - говорилось в программе. С 1970 г. началось активное использование метода «круговой тренировки», основу которого составляет серийное повторение упражнений в процессе последовательной смены «станций».

Для юношей и девушек старших классов программа была различной. Впервые для юношей был введен раздел «Борьба классическая». На это нововведение тут же последовала реакция учителей физической культуры и администрации школ. Если юноши-старшеклассники с интересом отнеслись к занятиям борьбой, то материально-техническая и профессиональная базы для этого вида двигательной деятельности совершенно не отвечали элементарным требованиям. Вместе с тем многие школьники из-за низкого уровня физической подготовки испытывали значительные трудности в освоении названного вида спорта. Этот пример наглядно демонстрирует, что развитие физических качеств (физическая подготовка) должно предшествовать освоению умений и навыков (технической подготовке).

Традиционно программный материал для старшеклассников увязывался с военно-физической подготовкой к службе в армии- «...На каждом уроке физической культуры учитель должен предъявлять к учащимся строгие требования к правильному и четкому выполнению всех команд и строевых приемов в соответствии с требованиями строевого устава Вооруженных Сил СССР». Для обучения юношей умению реализовывать двигательные действия в различных усложненных условиях рекомендовалось сооружение стандартной полосы препятствий, т. е. полосы препятствий из комплекса ГТО, но дополненной препятствиями из наставления по физической подготовке Вооруженных Сил СССР.

Впервые для старшеклассниц в программе сделан акцент на воспитании красоты движений. В разделе «Гимнастика» был выделен материал по художественной гимнастике. Он содержал несложные упражнения с предметами: лентой и обручем.

В 1977 г. программа частично изменилась, главным образом в сторону упрощения разделов «Гимнастика» и «Борьба классическая».

В 1983 г. была вновь подготовлена и утверждена очередная школьная программа по физической культуре для учащихся 4 - 10-х классов. В пояснительной записке говорилось, что ее появление определялось необходимостью дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта. Принципиальных изменений программа не претерпела. Однако некоторые изменения были: программа включила содержание теоретических требований, приводился перечень двигательных умений и навыков по традиционным разделам (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, кроссовая подготовка, конькобежная подготовка, плавание, борьба). В раздел спортивных игр дополнительно был включен футбол. Элементы художественной гимнастики для старшеклассниц были дополнены современными и национальными танцами.

Впервые в программу были включены два раздела - «Навыки и умения самостоятельных занятий» и «Межпредметные связи». В первом программа определила требования для каждого класса по теоретическим знаниям, практическим заданиям. Во втором были обозначены связи между физической культурой, с одной стороны, и природоведением, математикой, физикой, анатомией, гигиеной - с другой.

Новая программа по сравнению с предыдущей уже не требовала освоения элементов различных видов спорта в 4 - 8-х классах и навыков основных видов спорта - в 9 - 10-х классах. В ней говорилось, что обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям будет осуществляться применительно к различным по сложности условиям.

Так, если в программе 1975 г. юношам 10-го класса предлагалось выполнять «прыжки в длину и высоту с разбега избранным спортивным способом», т. е. «перекидным» (при прыжке в высоту), «ножницами» или «прогнувшись» (при прыжке в длину), то программа 1983 г. предлагала упрощенные варианты прыжков - «перешагиванием» и «согнув ноги».

Из программы необоснованно был изъят раздел «Материал для развития физических качеств», однако в ней говорилось: «...развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной подготовленности учащихся. В связи с этим необходимо, согласно содержанию и задачам данного урока, включать соответствующие упражнения».

Провозглашенная в 1984 г. реформа общеобразовательной и профессиональной школы, опубликованные в печати материалы о состоянии здоровья подрастающего поколения со всей очевидностью поставили вопрос об оздоровительной направленности школьного физического воспитания.

В начале 1980-х гг. в специальной литературе отмечалось, что не изменяется устойчивая, а в последние годы прогрессирующая динамика ухудшения состояния здоровья школьников. Так, журнал «Гигиена и санитария» в 1982 г. опубликовал результаты проведенных исследований, которые зафиксировали удручающую картину состояния здоровья, физического развития и подготовленности школьников: около 43 % учащихся страдают различными хроническими заболеваниями, у 50 % детей и подростков выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата, у 63 % отмечено нарушение осанки, 33 % выпускников школ имеют ограничения по состоянию здоровья. Выявлена связь между заболеваемостью и уровнем физического развития и подготовки школьников. Данные ВНИИФКа и Госкомитета СССР по народному образованию подтвердили эти негативные явления. Стало совершенно очевидно, что два школьных урока физической культуры в неделю не компенсируют дефицита двигательной активности школьников. Они не в состоянии сформировать у учащихся ни потребностей, ни привычки в физическом самосовершенствовании и в итоге не могут решить те задачи, которые ставятся перед школьной физической культурой.

Реформа общеобразовательной школы предусматривала необходимость организации ежедневных занятий физической культурой на уроках, во внеурочное время, в спортивных секциях, но по существу не решила его. Остаточный принцип финансирования народного образования, чрезвычайно низкий уровень материально-технического обеспечения, работа многих городских школ в две смены, нехватка учителей физкультуры и другие причины практически свели на нет провозглашенные цели реформы.

В 1985 - 1986 учебном году была введена «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 2-х классов общеобразовательной школы». Как и ранее, она была единой для всех школ страны и называлась комплексной. Фактически она объединила различные формы двигательной активности школьников, ранее уже включенные в практику работы школ. Программа состояла из четырех частей: первая часть - «Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня», вторая - «Уроки физической культуры», третья - «Внеклассные формы занятий физической культурой и спортом», четвертая - «Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия». В заключение приводились впервые предложенные примерные объемы двигательной активности и перечень примерных упражнений для развития основных физических качеств, используемых в самостоятельных занятиях.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня школы состояли из так называемых малых форм двигательной активности: гимнастики до учебных занятий, физкультурных минут во время общеобразовательных уроков (для школьников 1-4-х классов), физических упражнений и подвижных игр на удлиненных переменах, ежедневных занятий по физической культуре в группах продленного дня (для школьников 1 - 8-х классов).

Основной формой физического воспитания школьников вновь признавался урок. В качестве важнейших требований к нему были названы: «...обеспечение дифференцированного подхода к учащимся с учетом их здоровья, физического развития и двигательной подготовленности; достижение высокой моторной плотности, динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности учебных занятий; формирование у учащихся навыков и умений самостоятельных занятий физической культурой». Содержание программы составили те же разделы, что и в предыдущих. Структура программного материала на уроках была следующей: основы знаний; навыки, умения, развитие физических качеств; учебные нормативы.

Программой предусматривались увеличение дистанции в беге, лыжных гонках, кроссах, что связано с более высокими требованиями к общей выносливости как физическому качеству, в наибольшей степени обеспечивающему здоровье.

Комплексная программа придавала особое значение самостоятельным занятиям школьников как важной дополнительной форме двигательной активности. Программа подчеркивала важную роль семьи в приобщении ребенка к систематическим занятиям физической культурой. В программе говорилось, что задания для самостоятельных занятий школьники получают непосредственно от учителя физической культуры на уроках.

Содержание внеклассных форм занятий физической культурой и спортом (группы ОФП и ГТО, физкультурные кружки, спортивные секции, секции по военно-прикладным видам спорта) излагалось по классам: 1-4-е, 5-6-е, 7 -8-е, 9-10-е. Содержание материала на внеклассных занятиях было связано с содержанием обязательных школьных уроков.

В пояснительной записке отмечалось, что необходимым условием успешной реализации всех форм физической культуры в школе являются совместные действия педагогического коллектива школ, физкультурного актива самих учащихся и шефствующих организаций.

В 1987 г. в комплексную программу были внесены некоторые Дополнения и изменения непринципиального характера. Прежде всего это коснулось второй части программы - «Уроки физической культуры». Во 2 - 4-х классах был включен дополнительный Материал по кроссовой подготовке. Более подробно описаны общеразвивающие упражнения, двигательные умения и навыки в 1 - 4-х классах. Это было сделано потому, что во многих школах в Начальных классах уроки проводят учителя, не имеющие специального физкультурного образования.

В 5 - 8-х классах частично упростились образовательные задачи. Больше внимания стало уделяться физической подготовке школьников.

Для занятий старшеклассников военно-прикладной подготовкой была предложена типовая полоса препятствий, в разделы «Легкая атлетика» и «Гимнастика» вновь дополнительно включены упражнения военно-прикладной и преимущественно силовой направленности. В 11-м классе для юношей были дополнительно введены следующие нормативы: кроссовый бег на 1000 м, лазанье по канату без помощи ног, подъем силой на перекладине и челночный бег 10 х 10 м.

Изменились и требования к учащимся, оканчивающим начальную, неполную среднюю и среднюю школу, т.е. 4, 9, 11-й классы. Например, требования к школьникам, оканчивающим начальную школу, в программе 1987 г. сформулированы так: «...владеть навыками основных циклических движений: бег, передвижение на лыжах, умение выполнять гимнастические упражнения без снарядов и на снарядах, плавать, метать мяч, прыгать в длину и высоту с разбега, играть в подвижные игры. Систематически выполнять утреннюю гимнастику и домашние задания. Сдать нормы Всесоюзного физкультурного комплекса ГТО (в соответствии с возрастом)».

В самостоятельную, третью, часть программы была выделена «Профессионально-прикладная физическая подготовка» (для юношей и девушек 9 - 11-х классов), где требования и средства подготовки изложены для восьми групп профессий.

физическое воспитание советский спортивный

Заключение

С первых лет Сов. власти государственные и общественные физкультурно-спортивные организации, учреждения народного образования при активном участии профсоюзов и комсомола осуществляют намеченную Коммунистической партией программу массового Физическое воспитание народа. Программная и нормативная основа сов. системы Физическое воспитание - всесоюзный физкультурный комплекс ГТО. Требования системы Физическое воспитание к лицам, имеющим или получающим спортивные разряды и звания, определяются Единой Всесоюзной спортивной классификацией. Организованные занятия Физическое воспитание проводятся в двух формах - обязательной и добровольной. Государственный характер обязательного Физическое воспитание подрастающих поколений закреплен Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании. Обязательные занятия по единым государственным программам проводятся в дошкольных учреждениях, общеобразовательной школе, во всех типах специальных учебных заведений, а также в армии, милиции и др.; на многих предприятиях и в учреждениях в режим рабочего дня введены производственная гимнастика и физкультурные паузы. Массовые добровольные занятия физической культурой, спортом и туризмом всех возрастных групп населения организуют коллективы физкультуры спортивных обществ и ведомств, детско-юношеские спортивные школы, секции, советы по туризму, культурно-просветительские и внешкольные учреждения. Внедрению физической культуры и спорта в повседневный быт народа способствуют регулярные передачи утренней и производственной гимнастики в программах Всесоюзного радио и центрального телевидения. Успешное решение задач Физическое воспитание обеспечивается постоянно укрепляющейся материально-технической базой физкультурного движения (стадионы, спортивные залы, базы, бассейны и др. спортивные сооружения, массовое производство спортивного снаряжения и оборудования), планомерной подготовкой педагогических и тренерских кадров в специальных высших и средних учебных заведениях физической культуры. Врачебным контролем за физическим развитием и состоянием здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом.

Список использованной литературы

1.Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта.- М.: Издательский центр «Академия», 2001

2.История физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1984

.Л. Кун Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: «Радуга», 1982

.В.В. Столбов, И.Г. Чудинов История физической культуры. Издательство " М.: Физкультура и спорт, 1970

Похожие работы на - Физическое воспитание в СССР

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!