Исследование деятельности Общественной палаты Южноуральского городского округа

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,05 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование деятельности Общественной палаты Южноуральского городского округа

Оглавление

Введение

Глава 1. Характеристика деятельности общественных палат в Российской Федерации

.1 Общественные палаты в Российской Федерации как представительные органы гражданского общества

.2 Общественная палата - форма общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления

Глава 2. Анализ деятельности Общественной палаты Южноуральского городского округа

.1 Характеристика деятельности Общественной палаты Южноуральского городского округа

.2 Проблемы деятельности Общественной палаты Южноуральского городского округа

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение


Проблемы создания эффективно действующего механизма взаимодействия граждан, общественных объединений, ассоциаций некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления, их участия в подготовке государственных решений по важнейшим социальным, экономическим и иным вопросам являются в современной России весьма актуальными и требуют решения.

Становление и развитие гражданского общества, неразрывно связанное с новыми политическими и экономическими условиями жизни страны, остается одной из основных задач на протяжении всего постсоветского периода истории России. Ее значимость обусловлена тем, что отсутствие стабильно функционирующей системы взаимодействия власти и общественных структур, неразвитость институтов гражданского общества способны негативно отразиться на процессе построения демократического правового государства.

Одним из направлений развития гражданского общества, позволяющим вовлечь его представителей в процесс принятия властных решений, является законодательное оформление его отношений с органами власти. Эта общественная потребность нашла отражение в идее о формировании института, представляющего интересы широких кругов российской общественности, способного повысить роль объединений граждан в процессе выработки решений органами государственной власти и местного самоуправления. Такую функцию на современном этапе выполняют Общественные палаты разного уровня. Созданные как площадки для широкого диалога, обсуждения гражданских инициатив, Общественные палаты стали местом проведения общественной экспертизы ключевых государственных решений, имеющих общенациональное значение, инициатором осуществления гражданского контроля государственного аппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы.

Объект работы - Общественная палата Южноуральского городского округа.

Предмет работы - деятельность общественной городской палаты в обеспечении участия населения Южноуральского городского округа в разработке муниципальной политике и решений органов местного самоуправления.

Цель работы - анализ деятельности общественной городской палаты в обеспечении участия населения Южноуральского городского округа в разработке муниципальной политике и решений органов местного самоуправления.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

. Рассмотреть общественные палаты в Российской Федерации как представительные органы гражданского общества.

. Проанализировать контроль общественной палаты за деятельностью органов местного самоуправления.

. Дать характеристику деятельности Общественной палаты Южноуральского городского округа.

. Выявить проблемы деятельности Общественной палаты Южноуральского городского округа и предложить рекомендации по их решению.

Методологической основой исследования послужил системный, комплексный подход к анализу процессов становления гражданского общества в Российской Федерации. В ходе исследования статуса, полномочий и перспектив развития Общественной палаты Южноуральского городского округа использовались такие методы научного познания, как метод диалектического развития, а также сравнительно-правовой, формально-юридический, социологический, структурно-функциональный, статистический, теоретико-прогностический методы.

Глава 1. Характеристика деятельности общественных палат в Российской Федерации


1.1 Общественные палаты в Российской Федерации как представительные органы гражданского общества


Концепция создания Общественной палаты в истории современной России не является чем-то исключительным. В 1993 г. в целях обеспечения участия общественных объединений в конституционном процессе и учета общественного мнения, согласования интересов различных социальных групп и слоев общества и обеспечения постоянной связи федеральных органов государственной власти с политическими партиями, движениями, профсоюзными, молодежными и иными общественными организациями, массовыми движениями и религиозными конфессиями, органами местного самоуправления, объединениями товаропроизводителей и предпринимателей по распоряжению Президента РФ была учреждена Общественная палата Конституционного совещания.

Общественная палата Конституционного совещания являлась организационной формой взаимодействия общественных объединений с федеральными органами власти Российской Федерации, в рамках которой проводились необходимые политические консультации по широкому кругу социально-политических вопросов.

Вопрос о создании Общественной палаты Президент РФ поднял 13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ, посвященном последствиям трагических событий в Беслане.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона "Об Общественной палате Российской Федерации" она призвана обеспечить взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Исходя из этой нормы можно сформулировать три (не реализованные до сих пор) потребности, которые стали официальной причиной создания Общественной палаты. К ним относятся:

взаимодействие граждан с властью (никто не будет спорить, что сейчас эффективного взаимодействия такого рода просто нет), которое строится, во-первых, на умении власть имущих слушать и слышать народ, во-вторых, не в последнюю очередь, в осознании самим народом своих потребностей и желании донести их до власти;

осуществление народом в лице своих представителей в Общественной палате контроля за деятельностью власти.

Вспомним, что согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" народ на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании выбирает себе президента и Государственную Думу, что наводит на вполне логичный вывод: эти органы власти, и в особенности российский парламент, являются представителями своих избирателей во власти, "слугами народа".

По мнению начальника правового управления Орловского областного Совета народных депутатов, заведующего кафедрой конституционного и муниципального права Орловской региональной академии государственной службы П.А. Астафичева, Общественная палата РФ - это представительное учреждение, поэтому ее статус и публично-правовая природа интересуют прежде всего конституционную юриспруденцию.

Нормотворческая практика субъектов Федерации по правовому регулированию организации и деятельности общественных палат оказалась разработанной, чем можно было бы предположить на более ранних этапах учреждения данного института. В ряде субъектов Федерации приняты законы об общественных палатах, которые фиксируют статус этих учреждений как структур республики, края, области или автономного образования, другие регионы пошли по пути создания общественных палат при законодательных (представительных) органах, при высших должностных лицах (руководителях высших исполнительных органов), а также при высших исполнительных органах субъектов Федерации. Оказался возможным и такой подход: общественная палата имеет статус структуры субъекта Федерации, но учреждается подзаконным актом, а не законом.

Существует значительное разнообразие в способах формирования региональных общественных палат. Многие субъекты Федерации восприняли федеральную схему самогенерации членов палаты по принципу "42+42+42", но с другими цифровыми параметрами и некоторыми частными особенностями: в Волгоградской области (10+10+10); в Курской области (22+22); в Липецкой области (26+26+26); в Оренбургской области (15+15); в Смоленской области (12+12+12); в Челябинской области (19+19+19). Во всех перечисленных случаях первую часть состава Общественной палаты формирует должностное лицо субъекта Федерации, а дальнейший состав образуется решением уже назначенных членов в один или два этапа. В некоторых субъектах Федерации высшим должностным лицам регионов предоставлено право первичного назначения полного состава палаты, после чего вопросы об их формировании переходят к полномочиям органа общей компетенции палаты (в Костромской области - совета палаты, в Рязанской области - правления палаты, в Сахалинской области - президиума палаты).

Здесь уместно заметить, что подобные схемы не учитывают того обстоятельства, что высшие должностные лица субъектов Федерации приобретают властные полномочия не в результате прямых всенародных выборов, как Президент РФ, а посредством голосования депутатов законодательных (представительных) органов субъектов Федерации по кандидатурам, внесенным на их рассмотрение главой государства. В небольших по численности населения субъектах Федерации возможно и непосредственное назначение членов палаты на съездах, конференциях и общих собраниях общественных объединений. Ничто не препятствует назначению членов региональной Общественной палаты и со стороны законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления. В этой связи заслуживает внимания опыт Новгородской области: каждое зарегистрированное общественное объединение вправе избрать по одному представителю в общественную палату, общее число членов которой не ограничивается; Алтайского края, в котором 2/3 членов избираются на конференции общественных объединений, объединений некоммерческих организаций, а треть - советом муниципальных образований; Республики Мордовия: 17 членов формирует глава республики по своему усмотрению, 17 - он же, но по определенным квотам, а 17 членов палаты избираются на общем собрании представителей соответствующих организаций; Республики Татарстан, где палата в равной пропорции формируется решениями законодательного органа и высшего должностного лица субъекта Федерации; Кемеровской области, в которой используется опыт Татарстана, но дополнительно к этому назначенные губернатором и Советом народных депутатов члены палаты самогенерируют еще 15 членов.

Для каждого федерального округа выделяется квота в размере 6 представителей региональных и межрегиональных общественных объединений, которые будут делегированы в состав Общественной палаты, что полностью игнорирует различное количество субъектов Российской Федерации в составе федеральных округов (например, в Центральный федеральный округ входят 18 субъектов РФ, а в Уральский - 6).

Интересно отметить, что процедура формирования состава Общественной палаты, по мнению некоторых авторов, "не отличается демократизмом и, самое главное, эффективностью и обеспечением намеченной цели". Более того, "такие органы гражданского общества, как Общественная палата, справедливо критикуются за тенденциозность подбора ее членов.

С данной точкой зрения трудно согласиться. Именно вовлечение в деятельность Общественной палаты общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений путем включения их представителей в состав Общественной палаты позволяет эффективно организовать взаимодействие органов публичной власти с гражданами страны и их объединениями, в полной мере учесть общественные интересы при формировании и реализации государственной политики в различных сферах.

Пункт 2 ст. 6 Закона "Об Общественной палате Российской Федерации" закрепляет некоторые ограничения на выдвижение в члены Общественной палаты представителей ряда общественных объединений.

Так, не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты общественные объединения, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов действующей Общественной палаты. Наличие данной нормы объясняется тем, что вновь созданное общественное объединение, проработавшее менее одного года, с одной стороны, еще не успевает наработать необходимый "авторитет" в своей сфере деятельности, а с другой - опыт работы такого объединения по защите прав и законных интересов граждан представляется еще слишком незначительным.

Право на выдвижение кандидатов в состав Общественной палаты ограничено и для политических партий. Правовой статус политических партий закреплен Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

По общему правилу вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Но в определенных случаях государство все же может ограничить деятельность общественных объединений. Например, в соответствии со ст. 16 Федерального закона "Об общественных объединениях" запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности.

В этой связи данная норма запрещает выдвигать кандидатов в члены Общественной палаты:

во-первых, объединениям, которым вынесено предупреждение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, - в течение одного года со дня вынесения предупреждения;

во-вторых, объединениям, деятельность которых приостановлена в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности".

Вместе с тем нельзя не отметить, что гражданское общество характеризуется значительно большим количеством субъектов, чем общественные объединения. Поэтому представляется недостаточно обоснованным предпринятое федеральным законодателем ограничение права РФ таких, например, организаций, как высшие учебные заведения, научные учреждения, профсоюзы, адвокатура.

Вместе с тем в практике работы Общественной палаты возрастной ценз напрямую связан с цензом социальной зрелости, что объясняется принципом отбора граждан в члены Общественной палаты - исходя из личных заслуг перед государством и обществом.

Пункт 2 ст. 7 Закона "Об Общественной палате Российской Федерации" устанавливает ряд ограничений на участие в Общественной палате для отдельных категорий граждан.

Ограничение на членство в Общественной палате, установленное в отношении лиц, замещающих государственные должности или должности государственной службы, а также замещающих должности в органах местного самоуправления, обусловлено спецификой деятельности Общественной палаты. В частности, решение таких задач, как проведение общественной экспертизы законопроектов, осуществление действительно независимого общественного контроля за деятельностью органов публичной власти, выдвижение и поддержка гражданских инициатив, возможно только при соблюдении принципа объективности. Сама концепция контроля гражданского общества над властью, а также организация взаимодействия граждан с властью не могут быть реализованы в полной мере без независимой в своих суждениях Общественной палаты.

Статья 7 Закона "Об Общественной палате Российской Федерации" устанавливает ограничение на участие в деятельности политических партий на срок осуществления гражданином Российской Федерации полномочий члена Общественной палаты. Так, при вхождении лица в состав Общественной палаты Закон требует приостановить членство в политической партии в соответствии с ее уставом. Наличие такого запрета объясняется, с одной стороны, особой ролью политических партий в обществе, а с другой - спецификой целей и задач, стоящих перед Общественной палатой. Дело в том, что основной целью политической партии является борьба за власть, а именно выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, а также выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни и доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти.

Обеспечение согласования интересов граждан, общественных объединений и государственных органов для решения наиболее важных для населения России вопросов экономического и социального развития возможно только при соблюдении принципов объективности и независимости членов Общественной палаты. На реализацию их полномочий не должны влиять узкопартийные интересы, политическое "лобби" или сиюминутные потребности политической борьбы. И, конечно же, Общественная палата не должна становиться трибуной, с которой "до сведения широкой общественности и органов государственной власти" будет доводиться мнение той или иной политической партии в предвыборный период. Кроме того, ст. 4 Кодекса этики члена Общественной палаты требует при осуществлении им своих полномочий не допускать любых форм публичной поддержки политических партий.

В соответствии со ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, а свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Вместе с тем право на объединение не носит абсолютный характер, например, деятельность объединений граждан не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ.

Представительная природа Общественной палаты РФ проявляется в ее целях, задачах и функциях. Согласно ст. ст. 1 и 2 Закона "Об Общественной палате Российской Федерации" Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с государственной властью в целях:

) учета потребностей и интересов граждан;

) защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики;

) осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 2 Закона "Об Общественной палате Российской Федерации" целью Общественной палаты является согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, конституционного строя Российской Федерации и демократических принципов развития гражданского общества.

Вызывает возражение такая цель функционирования Общественной палаты, как осуществление контроля только за деятельностью исполнительной власти. Нельзя упускать из виду, что контрольные полномочия публичных органов народного представительства de facto всемерно занижаются, умалчиваются, подвергаются сомнениям и ограничениям. Поэтому выглядит несколько странным акцентирование контрольных функций Общественной палаты РФ только в отношении именно исполнительной власти.

Послужит ли создание палаты развитию народного представительства, покажет время. Многое будет зависеть от гражданской позиции членов палаты, от того, какие реальные возможности для осуществления ее полномочий обеспечат органы государственной власти и органы местного самоуправления, от авторитета решений палаты.

Сравнительный анализ статутных законов и иных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод о том, что компетенция Общественной палаты, установленная в Федеральном законе "Об Общественной палате Российской Федерации", дублирует отдельные функции других общественно-политических и государственных структур - палат Федерального Собрания, Государственного Совета, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии, Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, комиссии досудебного обжалования гражданами и организациями решений и действий органов государственной власти субъектов Федерации, органов прокуратуры и служб ведомственного контроля.

С общественными объединениями и иными структурами гражданского общества призваны взаимодействовать почти все структуры президентской власти начиная с Совета безопасности.

Администрация Президента Российской Федерации в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет функции по обеспечению диалога со структурами гражданского общества, а также содействует их развитию и укреплению.

Указом Президента России в состав Общественной палаты Российской Федерации наряду с представителями общественных и религиозных организаций включены руководители государственных и муниципальных образовательных учреждений, что может привести к конфликту интересов, поскольку они обеспечивают предоставление государственных и муниципальных услуг гражданам в сфере образования и не могут достаточно объективно осуществлять общественный контроль за деятельностью своих вышестоящих организаций - исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. В этой связи п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона "Об Общественной палате Российской Федерации", содержащий перечень должностей, занятие которых несовместимо с членством в Общественной палате, предлагается дополнить словами "должности руководителей государственных и муниципальных учреждений".

1.2 Общественная палата - форма общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления


Функции государства - особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом. У любого государства формируется универсальная контрольная функция, вытекающая из существа публичной, государственной власти.

Функции контроля действующим законодательством в избытке закреплены за федеральными органами исполнительной власти. Избыточность контрольных функций не означает сама по себе эффективность государственного контроля. Их обилие снижает эффективность деятельности проверяемых органов, не принося ощутимого результата.

Институт Общественной палаты в современной России обладает в некоторой степени выраженными контрольными функциями, которыми обладают только органы публичной власти Российской Федерации. Об этом свидетельствует и тот факт, что среди видов деятельности общественных палат на муниципальном уровне России указаны такие, как:

проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов правовых актов органов местного самоуправления;

осуществление общественного контроля (контроля) за деятельностью органов местного самоуправления.

Такие функции свойственны только контрольным органам публичной власти. Однако до конца в полном смысле слова контрольным органом публичной власти Общественную палату назвать нельзя, и дело здесь не только в чисто формальных основаниях. Все контрольные органы публичной власти обладают какими-либо полномочиями, могут наложить меры административной ответственности, выписать предписание об устранении нарушений или даже привлечь к уголовной ответственности, а Общественная палата на муниципальном уровне - нет.

Общественная палата на муниципальном уровне Российской Федерации, как правило, орган, обеспечивающий взаимодействие граждан Российской Федерации с органами государственной власти субъекта Российской Федерации (республики, края, области) и органами его местного самоуправления.

Общественная палата формируется из граждан, представляющих общероссийские, межрегиональные, краевые и местные общественные объединения, объединения некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность на территории данного субъекта Российской Федерации.

В целях развития институтов гражданского общества, поиска конструктивных путей диалога органов местного самоуправления и некоммерческих организаций, повышения открытости деятельности органов местного самоуправления, выработки общей позиции жителей и органов местного самоуправления по вопросам развития и управления муниципальным образованием, на основании Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальными органами создаются общественные палаты.

Создаются общественные палаты при определенных органах местного самоуправления или без конкретного указания.

Так, например, Общественная палата Челябинского городского округа является совещательным органом при главе города и Думе города, а Общественная палата г. Ижевска "создается в целях регулярного и конструктивного взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций, жителей города и органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в интересах жителей муниципального образования "Город Ижевск".

Институт общественных палат можно рассматривать как форму общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления по следующим основаниям.

Прежде всего, в правовых актах муниципальных органов, закрепляющих статус общественных палат, прямо указываются их цели и задачи, соответствующие обозначенной выше дефиниции.

Общественная палата г. Челябинска осуществляет: общественный контроль за деятельностью органов местного самоуправления; проведение общественной экспертизы проектов муниципальных правовых актов; взаимодействие с Общественной палатой Челябинской области, которая в соответствии с региональным законодательством также является формой общественного контроля.

Общественная палата г. Челябинска открыто и гласно осуществляет обсуждение общественно важных проблем; участвует в формировании общественного мнения населения г. Челябинска и доведении его до сведения органов местного самоуправления.

При поступлении запроса Общественной палаты органы местного самоуправления обязаны направить в Общественную палату проекты муниципальных правовых актов, указанные в запросе, а также все документы и материалы, необходимые для проведения общественной экспертизы.

Заключения Общественной палаты по результатам общественной экспертизы проектов муниципальных правовых актов носят рекомендательный характер и направляются соответственно в Думу города и (или) главе города и подлежат рассмотрению ими с письменным сообщением Общественной палате о результатах рассмотрения.

Таким образом, институт общественных палат в России достаточно новый. Практика работы общественных палат в субъектах Российской Федерации и на муниципальном уровне только начинается. Возможно, этот институт станет действенной формой общественного контроля и активным элементом гражданского общества.

общественный палата гражданский контроль

Глава 2. Анализ деятельности Общественной палаты Южноуральского городского округа

2.1 Характеристика деятельности Общественной палаты Южноуральского городского округа


Общественная палата Южноуральского городского округа (далее - Общественная палата) является коллегиальным совещательным органом, осуществляющим подготовку предложений по решению наиболее важных вопросов экономического и социального развития Южноуральского городского округа, защите прав и свобод граждан, проживающих в муниципальном образовании. Общественная палата была создана в декабре 2009 года.

Общественная палата не является органом местного самоуправления Южноуральского городского округа.

Деятельность Общественной палаты осуществляется в порядке, предусмотренном Регламентом Общественной палаты.

Целями деятельности Общественной палаты являются:

) обеспечение взаимодействия между, органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, населением Южноуральского городского округа;

) достижение общественного согласия при решении вопросов местного значения;

) поддержание устойчивого социально-экономического развития Южноуральского городского округа.

Задачами Общественной палаты являются:

) привлечение населения Южноуральского городского округа к активному участию в осуществлении местного самоуправления;

) проведение общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов муниципального образования;

) осуществление общественного контроля за деятельностью органов местного самоуправления муниципального образования;

) выработка рекомендаций, внесение предложений органам местного самоуправления Южноуральского городского округа, органам государственной власти Челябинской области по наиболее эффективному решению вопросов местного значения;

) Выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих важное значение для муниципального образования и направленных на защиту прав и свобод граждан, проживающих на территории муниципального образования;

) Привлечение общественных объединений для обеспечения реализации решений органов местного самоуправления муниципального образования.

Общественная палата:

) инициирует общественное обсуждение наиболее значимых социальных и экономических проблем муниципального образования;

) проводит общественную экспертизу проектов муниципальных правовых актов Южноуральского городского округа;

) направляет членов Общественной палаты для участия в работе комиссий думы Южноуральского городского округа;

) обращается в установленном порядке за получением необходимых материалов и информации в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Челябинской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области, общественные объединения.

В Общественную палату могут входить имеющие особые заслуги перед Южноуральским городским округом представители политических партий, иных общественных объединений, профсоюзов, религиозных объединений, территориального общественного самоуправления, объединений предпринимателей и товаропроизводителей, научной общественности и творческих союзов, иные заслуженные деятели, а также представители органов государственной власти Челябинской области, органов местного самоуправления.

Общественная палата формируется в соответствии Положением из 25 членов, имеющих постоянное место жительства в Южноуральском городском округе, достигших восемнадцатилетнего возраста.

Члены Общественной палаты осуществляют свои полномочия на неосвобожденной и безвозмездной основе.

Членами Общественной палаты не могут являться:

лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость.

Срок полномочий членов Общественной палаты начинается со дня первого заседания Общественной палаты и истекает через четыре года со дня первого заседания Общественной палаты.

За три месяца до истечения срока полномочий членов Общественной палаты глава Южноуральского городского округа инициирует процедуру формирования нового состава Общественной палаты.

Полномочия члена Общественной палаты прекращаются досрочно в случае:

) представления главе муниципального образования письменного заявления о сложении своих полномочий;

) вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченно дееспособным;

) вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда, содержащего в качестве меры наказания лишение свободы либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

) выезда за пределы территории муниципального образования на постоянное место жительства;

) смерти.

год стал первым годом работы Общественной палаты. В августе Южноуральский городской округ отметил 50-летие со дня образования. Члены Общественной палаты приняли активное участие в работе по подготовке и проведению мероприятий, посвященных данному празднику. Под руководством членов Общественной палаты были проведены «краеведческие чтения» для молодежи, рассказывающие об истории и достопримечательностях Южноуральского городского округа. При их методической помощи был подготовлен и издан буклет о Южноуральском городском округе.

Вместе с тем отчетный период проходил в трудных условиях, так как до сих пор ощутимы последствия мирового финансово-экономического кризиса, затронувшего в той или иной степени каждую семью. В этих условиях укрепление доверия и взаимопонимания между муниципальной властью Южноуральского городского округа и гражданским обществом выходит на передний план при решении всех жизненно-важных вопросов. В этой связи в поле деятельности Общественной палаты находились такие социально-значимые проблемы, как: монетизация льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, сохранение льгот по транспортным перевозкам. Особое место в ее работе заняла подготовка и проведение выборов в органы местного самоуправления 11 октября 2010 года. В рамках предвыборной кампании членами Общественной палаты Южноуральского городского округа проводилась работа с молодежью, оказывалась методическая и практическая помощь ветеранам района, члены Общественной палаты принимали участие во встречах избирателей с кандидатами в органы муниципальной власти в режиме конструктивных личных бесед.

.07.2010 года на расширенном заседании Общественной палаты Южноуральского городского округа была принята инициатива о подписании Соглашения «О проведении демократических, ответственных, честных и справедливых выборов в Южноуральском городском округе», которое было подписано руководителями ведущих общественных объединений Южноуральского городского округа. В результате работы, проводимой Администрацией Южноуральского городского округа, общественными организациями, в том числе и Общественной палатой, выборы районе прошли более организованно и спокойно.

Общественная палата приняла самое деятельное участие в урегулировании вопроса о ликвидации Южноуральского музыкального училища им. С.С. Прокофьева, который привлек внимание значительной части населения Челябинской области. Был направлен ряд обращений от имени общественности района на имя Губернатора Челябинской области с просьбой решить вопрос о сохранении музыкального училища. 18 июня 2010 года члены Общественной палаты наряду с представителями администрации Южноуральского городского округа, депутатов, Местного отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» и других общественных организаций и политических партий приняли участие во встрече с Министром культуры Челябинской области, в результате которой решение о ликвидации было пересмотрено.

В декабре 2010 года от имени членов Общественной палаты было направлено ходатайство в адрес Губернатора Челябинской области о сохранении в 2011 году этих льгот.

В соответствии с Планом работы Общественной палаты района на 2010 год ее членами была проведена большая работа по взаимодействию с подразделениями администрации по ряду направлений деятельности. Очень слаженно в организационном плане работали комиссии:

по образованию, науке и культуре;

по социальной политике и здравоохранению и др.

В ходе работы комиссии по образованию, науке и культуре была создана рабочая группа по образованию, основной задачей которой было изучение вопроса о положении дел в Южноуральском городском округе с реализацией национального проекта «Образование». Для выполнения плана была создана рабочая группа из 7 человек во главе с начальником Управления образования администрации городского округа. Состоялось несколько заседаний рабочей группы по образованию, на которых был проведен детальный обмен мнениями по состоянию дел в области образования. Образовательные учреждения района и педагоги активно участвуют и побеждают в конкурсах национального проекта «Образование», что детально отражено в докладе о работе Общественной палаты за 2010 год. В ходе мониторинга состояния дел по данному вопросу на заседании рабочей группы начальник Управления образования представил план первоочередных мероприятий на 2011 год, который рабочая группа сочла целесообразным для исполнения.

Работа комиссии в области науки и культуры была начата в 2010 году. 27.04.2010 состоялась плановая встреча руководителей научных и образовательных учреждений, в ходе которой была создана рабочая группа по науке. Во главу работы этой рабочей группы был поставлен вопрос о разработке предложений по повышению вклада научных и образовательных учреждений в социально-экономическое развитие Южноуральского городского округа. 22.10.2010 после определенной подготовительной работы на заседании комиссии было принято решении о формировании рабочей группы по культуре.

Основным направлением деятельности рабочей группы является изучение современного состояния объектов природного и культурного наследия, а также формирование предложений по повышению их роли в воспитательной работе с подрастающим поколением. В районе зарегистрировано 3 таких объекта.

По итогам работы рабочих групп комиссии по образованию, науке и культуре были разработаны следующие рекомендации.

. Изыскать возможность для окончания строительства детского сада № 3 на улице Солнечная.

. Предпринять меры развития сети частных детских садов.

. Изыскать финансовую возможность для завершения реконструкции МОУ «Южноуральская средняя школа № 1»

. Активизировать работу по перепрофилированию и реконструкции зданий детских садов, используемых не по назначению.

. Изыскать возможность выделить помещения для учреждений дополнительного образования (ДЮСШ, СЮТ).

. Особо пристальное внимание в условиях кризиса уделить вопросу обеспечения школьников бесплатным питанием и медицинским обслуживанием.

. Общеобразовательным учреждениям продолжить работу по введению школьной формы одежды для всех классов.

. Провести инвентаризацию объектов культуры (клубов, библиотек, памятников культуры).

Комиссия общественной палаты по социальной политике и здравоохранению в соответствии с Планом работы 2010 года комиссией подготовлен отчет о ходе реализации на территории района приоритетного национального проекта «Здоровье» в части оснащения диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений в Южноуральском городском округе по состоянию на 20.12.2010 года. За отчетный период в учреждения здравоохранения района за счет федерального бюджета поступило 8 единиц диагностического оборудования на сумму 1,2 млн. рублей (УЗИ - 1 шт; ЭКГ- 6 шт; лабораторное оборудование - 1 компл.; рентгенологическое оборудование - 1 шт.; эндоскопическое оборудование - 2 шт.). Все медицинское оборудование своевременно введено в эксплуатацию, используется по назначению для оказания бесплатной медицинской помощи. Эксплуатация медицинского оборудования учитывается в компьютерной программе «Автоматизированная информационная система контроля медицинского оборудования» в каждом лечебно-профилактическом учреждении Южноуральского городского округа.

Комиссией совместно с начальником Южноуральского управления социальной защиты населения района проведен мониторинг состояния дел в рамках реализации на территории района Закона Челябинской области «О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Челябинской области в денежной форме». Учитывая актуальность проблемы и в целях снижения рисков для населения городского округа в связи с монетизацией льгот на услуги ЖКХ по инициативе членов Общественной палаты совместно с Главой муниципального района, руководителями администрации городского округа было проведено три «круглых стола» и расширенное заседание Общественной палаты, посвященное ходу монетизации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и социальной поддержке отдельных категорий граждан. В них приняли участие руководители ЖКХ, представители общественных организации и средств массовой информации.

По итогам работы комиссии были сделаны следующие рекомендации:

. Разработать меры социальной поддержки жителей городского округа в 2011 году.

. Усилить административный и общественный контроль (через создание комиссии общественной палаты) за работой управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК особенно в области предоставления сведений о расчетах компенсаций по оплате жилищно-коммунальных услуг и повышения тарифов на услуги ЖКХ.

. Усилить контроль за своевременной доставкой компенсаций на дом для отдельных категорий граждан.

. Рассмотреть вопрос использования пластиковых карт для получения компенсационных выплат.

. Регулярно информировать население через СМИ о ходе монетизации на территории Южноуральского городского округа.


2.2 Проблемы деятельности Общественной палаты Южноуральского городского округа


Концепция создания Общественных палат в Российской Федерации построена на закрепленном в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ праве граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В ч. 1 ст. 1 Положения об Общественной палате Южноуральского городского округа закреплен правовой статус Общественной палаты. Считаю, что существует необходимость дополнительной проработки вопроса о правовом статусе Общественной палаты, которая согласно ч. 1 ст. 1 Положения является формой взаимодействия граждан и органов государственной власти, не имея при этом аппарат в форме муниципального учреждения.

Для того чтобы Палата оправдала ожидания, принципиальное значение имеет правильный подбор состава данного органа. К сожалению, в этом отношении в Общественной палате Южноуральского городского округа обнаруживаются противоречия и неясности. Так, согласно Положению об Общественной палате, глава Администрации Южноуральского городского округа по результатам проведения консультаций с общественными объединениями, объединениями некоммерческих организаций, творческими союзами определяет кандидатуры жителей Южноуральского городского округа, имеющих особые заслуги перед городским округом, и предлагает этим гражданам войти в состав Общественной палаты. Из буквального прочтения данной нормы об Общественной палате Южноуральского городского округа следует, что Глава Администрации обязан проконсультироваться со всеми общественными объединениями, всеми объединениями некоммерческих организаций и т.д. В России сейчас зарегистрировано более сотни тысяч общественных объединений, и все они, согласно ч. 4 ст. 13 Конституции РФ, равны перед законом.

Создание Общественной палаты в таком виде, на наш взгляд, свидетельствует о неправильном понимании идеи гражданского общества. Глава Администрации лично назначает членов Общественной палаты. Но гражданское общество не создается декретами, оно формируется снизу. Муниципальное образование не должно диктовать жителям в данном вопросе свою волю. В данной ситуации получается, что общественная палата выступает в роли потемкинской деревни в обществе фиктивной демократии.

Считаю, что данная проблема не будет решена даже, если члены Общественной палаты будут выбираться жителями Южноуральского городского округа.

В данной ситуации трудно понять, почему возникла необходимость в создании данного органа, выполнение функций которого обычно осуществляет избранный демократическим путем представительный орган власти муниципального образования (Дума Южноуральского городского округа), с одной стороны, и подлинно независимое и свободное гражданское общество, с другой. Действительно, если внимательно вчитаться в ст. 1 ("Общие положения") и 2 ("Цели и задачи Общественной палаты"), то нетрудно заметить, что они во многом пересекаются с целями и задачами Думы Южноуральского городского округа, члены которой получили мандат доверия избирателей и которая в идеале должна быть органом, представляющим интересы народа.

Рассмотрим состав общественной палаты Южноуральского городского округа.

Рисунок 1. Соотношение партийного состава общественной палаты Южноуральского городского округа

Таким образом, подавляющее большинство членов общественной палаты входят в состав одной партии.

Получается следующая ситуация: вместо того чтобы прилагать все усилия для того, чтобы избранный представительный орган власти стал действительно "народным рупором", параллельно с ним создается искусственная структура общественного контроля за самим собой.

Считаю, что для развития Общественной палаты, как действительно органа, который будет с одной стороны, отличаться от представительных органов муниципальной власти, а с другой стороны, действительно будет независимым и представлять интересы жителей муниципального образования, необходимо установить запрет для членов Общественной палаты состоять в политических партиях.

Данная мера должна обособить общественную палату от административной власти. В итоге появятся предпосылки, что ее деятельность станет независимой и полезной для жителей Южноуральского городского округа.

Заключение


Специфика деятельности Общественной палаты проявляется в обеспечении взаимодействия граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Институт Общественной палаты в современной России обладает в некоторой степени выраженными контрольными функциями, которыми обладают только органы публичной власти Российской Федерации. Об этом свидетельствует и тот факт, что среди видов деятельности общественных палат на муниципальном уровне России указаны такие, как:

проведение общественной экспертизы (экспертизы) проектов правовых актов органов местного самоуправления;

осуществление общественного контроля (контроля) за деятельностью органов местного самоуправления.

Такие функции свойственны только контрольным органам публичной власти. Однако до конца в полном смысле слова контрольным органом публичной власти Общественную палату назвать нельзя, и дело здесь не только в чисто формальных основаниях. Все контрольные органы публичной власти обладают какими-либо полномочиями, могут наложить меры административной ответственности, выписать предписание об устранении нарушений или даже привлечь к уголовной ответственности, а Общественная палата на муниципальном уровне - нет.

Общественная палата Южноуральского городского округа (далее - Общественная палата) является коллегиальным совещательным органом, осуществляющим подготовку предложений по решению наиболее важных вопросов экономического и социального развития Южноуральского городского округа, защите прав и свобод граждан, проживающих в муниципальном образовании. Общественная палата была создана в декабре 2009 года.

Целями деятельности Общественной палаты являются:

) обеспечение взаимодействия между, органами местного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, населением Южноуральского городского округа;

) достижение общественного согласия при решении вопросов местного значения;

) поддержание устойчивого социально-экономического развития Южноуральского городского округа.

По итогам работы рабочих групп комиссии Общественной палаты по образованию, науке и культуре за 2010 год были разработаны следующие рекомендации.

. Изыскать возможность для окончания строительства детского сада № 3 на улице Солнечная.

. Предпринять меры развития сети частных детских садов.

. Изыскать финансовую возможность для завершения реконструкции МОУ «Южноуральская средняя школа № 1»

. Активизировать работу по перепрофилированию и реконструкции зданий детских садов, используемых не по назначению.

. Изыскать возможность выделить помещения для учреждений дополнительного образования (ДЮСШ, СЮТ).

. Особо пристальное внимание в условиях кризиса уделить вопросу обеспечения школьников бесплатным питанием и медицинским обслуживанием.

. Общеобразовательным учреждениям продолжить работу по введению школьной формы одежды для всех классов.

8. Провести инвентаризацию объектов культуры (клубов, библиотек, памятников культуры).

Проанализировав функции Общественной палаты, мы пришли к выводу, что выполнение данных функций должен осуществлять избранный демократическим путем представительный орган власти муниципального образования (Дума Южноуральского городского округа). Проанализировав ст. 1 ("Общие положения") и 2 ("Цели и задачи Общественной палаты"), то нетрудно заметить, что они во многом пересекаются с целями и задачами Думы Южноуральского городского округа, члены которой получили мандат доверия избирателей и которая в идеале должна быть органом, представляющим интересы народа.

Считаю, что для развития Общественной палаты, как действительно органа, который будет с одной стороны, отличаться от представительных органов муниципальной власти, а с другой стороны, действительно будет независимым и представлять интересы жителей муниципального образования, необходимо установить запрет для членов Общественной палаты состоять в политических партиях.

 

Список использованных источников и литературы


1. Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

.   О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18.05.2005 N 51-ФЗ (ред. От 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. .2005. N 21. Ст. 1919.

3.      Об общественных объединениях Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. От 22.07.2010) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

4. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3031.

.   Об Общественной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. От 23.07.2010) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.

.   О политических партиях: Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 29. Ст. 2950.

.   Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. От 29.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

.   О положении об Общественной палате г. Челябинска: Решение Городской Думы города Челябинска от 28.02.2007 N 230 (принято решением Думы от 26.02.2007 N 753) // Челябинский рабочий. 20.03.2007. N 49.

9.      Об Общественной палате г. Ижевска: Решение городской Думы г. Ижевска от 13.09.2007 N 295 // Ижевский вестник. 08.10.2007. N 5.

.        Об образовании Общественной палаты Конституционного совещания: Распоряжение Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 659-рп // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 39. Ст. 3674.

.        Регламент общественной палаты Южноуральского городского округа: Решение общественной палаты Южноуральского городского округа от 24.06.2010 г. // Архив общественной палаты Южноуральского городского округа.

2. Литература

12. Астафичев П.А. Общественная палата России в механизме общественно-политического представительства: проблемы правового регулирования // Государство и право. 2007. N 1. С. 35-37.

13.    Дмитриев Ю.А. Опасная ностальгия по прошлому // Право и жизнь. 2008. N 77. С. 45-48.

.        Хлопушин С.Н. Правовое государство в России (Конституционные ориентиры и социально-юридическая практика) // Гражданин и право. 2007. N 7. С. 23-28.

15. Чиркин В.Е. Контрольная власть // Государство и право. 2009. N 3. С. 11 - 18.

3. Интернет источники

16.    Доклад о работе общественной палаты Южноуральского городского округа за 2010 год // <http://www.u-uralsk.ru/>

Похожие работы на - Исследование деятельности Общественной палаты Южноуральского городского округа

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!