Церковный раскол

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,68 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Церковный раскол

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет"

Факультет Кадастра и строительства

Кафедра "Истории и архивоведения"



Реферат

по дисциплине "История Отечества"

Церковный раскол





Студент гр.1ГС4ка-1 Жмурко Т.Ю.

Преподаватель: Киба Д.В.






Содержание

Введение

1. Личность Никона

2. Реформа Никона

3. Старообрядцы

3.1 Соловецкое сидение

3.2 Стрелецкий бунт

3.3 Протопоп Аввакум

3.4 Боярыня Морозова

Заключение

Список используемых источников

Введение

Церковный раскол - тема, достаточно актуальная для российского государства т.к. история России неразрывно связана с историей русской Церкви. Любые социальные и политические события так или иначе отражались на событиях происходивших в Церкви.

Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников.

Любое кризисное время так или иначе сказывалось на положении Церкви. Одно из самых тяжёлых времён в истории России - Смутное время - также не могло не сказаться на её положении. Волнение в обществе привело к его расколу, далее последовал раскол Церкви.

Событиям, связанным с церковной реформой Никона, в историографии придаётся большое значение. Н.М. Никольский охарактеризовал патриарха Никона, его реформаторскую деятельность и отношение к противникам церковных реформ совершенно в строгом соответствии с исторической правдой. И с данной им характеристикой полностью солидаризировались другие советские ученые, исследующие старообрядчество и русское сектантство. Как отмечал Н.Ф. Каптерев, действия Никона по изменению церковных обрядов вызвали смятения умов в русском обществе. Эта точка зрения, сформулированная ещё в конце XIX в. была принята практически всеми историками. А.В. Карташев, например, писал о "широкой гласной протопопской оппозиции" патриарху. С. Зеньковский полагал, что изменения обрядов потрясло современников. Оно "было чем-то неслыханным в анналах не только Русской, но и вообще Христианской церкви".

Совсем недавно была предложена иная трактовка начального периода раскола. Американский историк Георг Михельс, проанализировав ранние источники старообрядчества, пришёл к выводу, что церковная реформа поначалу не вызвала широкого протеста в народной среде и что русское общество в массе своей оставалось равнодушным к изменениям в богослужебном чине и к правке литургических книг. Против Никона выступала только небольшая группа лиц, не оказавшая заметного влияния на современников.

Цель данной работы: раскрыть суть церковного раскола.

Задачи: определить предпосылки, причины и последствия раскола РПЦ.

Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-1667 гг., предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании. Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы; движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения "старой веры" и спасения души) от зла, порожденного "антихристом".

1. Личность Никона

Судьба Никона необычна и ни с чем не сравнима. Он стремительно вознесся с самого низа социальной лестницы на ее вершину. Никита Минов (так звали в миру будущего патриарха) родился в 1605 г. в селе Вельдеманово неподалеку от Нижнего Новгорода "от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы". Отец его был крестьянином, по некоторым сведениям - мордвином по национальности.

Детство Никиты выдалось нелегким, родная мать умерла, а мачеха была злой и жестокой. Мальчик отличался способностями, быстро усвоил грамоту и это открыло ему путь в духовное сословие. Он был рукоположен в священники, женился, обзавелся детьми. Казалось бы, жизнь бедного сельского попа была навсегда предопределена и предначертана. Но внезапно от болезни умирают трое его детей, и эта трагедия вызвала такое душевное потрясение у супругов, что они решили расстаться и постричься в монастырь.

Жена Никиты ушла в Алексеевский женский монастырь, а он сам отправился на Соловецкие острова в Анзерский скит и был пострижен в монахи под именем Никона. Он стал монахом в расцвете сил. В его облике угадывалась крепкая крестьянская закалка. Он был высокого роста, могучего телосложения, обладал невероятной выносливостью. Характер имел вспыльчивый, возражений не терпел. Иноческого смирения в нем не было ни капли. Через три года, рассорившись с основателем скита и всей братией, Никон в бурю бежал с острова на рыбацкой лодке. Кстати, много лет спустя именно Соловецкий монастырь стал оплотом сопротивления никонианским нововведениям. Никон отправился в Новгородскую епархию, его приняли в Кожеозерскую пустынь, взяв вместо вклада переписанные им книги. Некоторое время Никон провел в уединенной келье, но уже через несколько лет братия выбрала его своим игуменом. В 1646 г. по делам обители отправился в Москву. Там настоятель захудалого монастыря обратил на себя внимание царя Алексея Михайловича. По своему характеру Алексей Михайлович вообще был подвержен постороннему влиянию, а в свои семнадцать лет, царствуя меньше года, он нуждался в духовном руководстве. Никон произвел на молодого царя столь сильное впечатление, что он сделал его архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. Здесь каждую пятницу служили заутреню в присутствии Алексея Михайловича, а после заутрени архимандрит вел долгие нравоучительные беседы с государем. Никон был свидетелем "соляного бунта" в Москве и участвовал в Земском соборе, принявшем Соборное Уложение. Его подпись стояла под этим сводом законов, но впоследствии Никон называл Уложение "проклятою книгою", выражая недовольство ограничениями привилегий монастырей.

В марте 1649 г. Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким. Произошло это по настоянию царя, и Никон был рукоположен в митрополиты еще при живом митрополите Новгородском Авфонии. Никон проявил себя энергичным владыкой. По царскому повелению он вершил суд по уголовным делам на Софийском дворе. В 1650 г. Новгород охватило народное волнение, власть в городе перешла от воеводы к выборному правительству, заседавшему в земской избе. Никон поименно проклял новых правителей, но новгородцы не хотели его слушать. Он сам писал об этом: "Я вышел и стал их уговаривать, но они меня ухватили со всяким бесчинием, ослопом в грудь ударили и грудь расшибли, по бокам били кулаками и камнями, держа их в руках.". Когда волнения были подавлены, Никон принял деятельное участие в розыске мятежных новгородцев.

Никон предложил перенести в Успенский собор Кремля гроб патриарха Гермогена из Чудова монастыря, гроб патриарха Иова из Старицы и мощи Филиппа митрополита из Соловок. За мощами Филиппа Никон отправился лично.С.М. Соловьев подчеркивал, что это была далеко идущая политическая акция: "Торжество это имело не одно религиозное значение: Филипп погиб вследствие столкновения власти светской с церковною; он был низвергнут царем Иоанном за смелые увещания, умерщвлен опричником Малютою Скуратовым. Бог прославил мученика святостью, но светская власть не принесла еще торжественного покаяния в грехе своем, и этим покаянием не отказались от возможности повторить когда-либо подобный поступок относительно власти церковной. Никон, пользуясь религиозностию и мягкостию молодого царя, заставил светскую власть принести это торжественное покаяние. "

Пока Никон был на Соловках, в Москве скончался патриарх Иосиф, славившейся непомерным любостяжанием. Царь писал в письме митрополиту, что ему пришлось прийти переписать серебряную казну покойного - "а если бы сам не ходил, то думаю, что и половины бы не по чему сыскать", впрочем, сам царь признавался: "Немного и я не покусился на иные сосуды, да милостию божиею воздержался и вашими молитвами святыми; ей, ей, владыка святый, ни до чего не дотронулся.". Алексей Михайлович призывал митрополита поскорее возвращаться для выборов патриарха: "а без тебя отнюдь ни за что не примемся".

Новгородский митрополит был главным претендентом на патриарший престол, но у него имелись серьезные противники. Бояр пугали властные замашки крестьянского сына, который смирял знатнейших князей. Во дворце шептались: "Никогда такого бесчестья не было, выдал нас царь митрополитам". Непростыми были отношения Никона с его прежними друзьями по кружку ревнителей благочестия. Они подали челобитную царю и царице, предлагая в патриархи царского духовника Стефана Вонифатьева. Объясняя их поступок, историк церкви митрополит Макарий (М.П. Булгаков) отмечал: "Эти люди, особенно Вонифатьев и Неронов, привыкшие при слабом патриархе Иосифе заправлять делами в церковном управлении и суде, желали и теперь удержать за собою всю власть над Церковию и не без основания опасались Никона, достаточно ознакомившись с его характером." Тем не менее благоволение царя решило дело.22 июля 1652 г. церковный собор известил царя, ожидавшего в Золотой палате, что из двенадцати кандидатов был выбран один "муж благоговейный и преподобный" именем Никон.

Властному Никону было мало избрания на патриарший престол. Он долго отказывался от этой чести и лишь после того, как царь Алексей Михайлович пал перед ним ниц в Успенском соборе, смилостивился и выдвинул следующее условие: "Если обещаетесь слушаться и меня как вашего главного архипастыря и отца во всем, что буду возвещать вам о догматах Божиих и о правилах, в таком случае я по вашему желанию и прошению не стану более отрекаться от великого архиерейства". Тогда царь, бояре и весь освященный Собор произнесли пред Евангелием обет исполнять все, что предлагал Никон. Так, в возрасте сорока семи лет Никон стал седьмым патриархом Московским и всея Руси.

2. Реформа Никона

Смута поколебала авторитет церкви, а споры о вере и обрядах стали прологом к церковному расколу. С одной стороны, высокое мнение Москвы о собственной чистоте православия, с другой - непонимание греками как представителями древнего православия обрядов Русской церкви и следование ею московским рукописным книгам, которые не могли являться первоисточником православия (на Русь православие пришло из Византии, а не наоборот).

Никон (ставший шестым русским патриархом в 1652 г.), человек с твердым и упрямым характером, не обладающий широким кругозором, решил пойти прямым путем - насильственным. Первоначально он повелел креститься тремя перстами ("сими тремя персты подобает всякому православному христианину изображать на лице своем крестное знамение; а кто крестится двумя перстами - тот проклят!"), повторять возглас "Аллилуйя" три раза, служить литургию на пяти просфорах, писать имя Иисус, а не Исус и др.

Собор 1654 г. (после принятия Украины под власть Алексея Михайловича) оказался "коренным переворотом" в русской православной жизни - он одобрил новшества и внес изменения в богослужение. Константинопольский патриарх и другие восточные православные патриархи (Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский) благословили начинания Никона.

Имея поддержку царя, даровавшего ему титул "великого государя", Никон вел дело торопливо, самовластно и круто, требуя немедленного отказа от старых обрядов и точного исполнения новых. Старорусские обряды предавались осмеянию с неуместной запальчивостью и резкостью; грекофильство Никона не знало предела. Но оно имело в основе не преклонение перед эллинистической культурой и византийским наследием, а провинциализм патриарха, выбившегося из простых людей и претендовавшего на роль главы вселенской греческой церкви.

Более того, Никон отвергал научные знания, ненавидел "эллинскую мудрость". Так, патриарх пишет царю: "Христос не учил нас диалектике ни красноречию, потому что ритор и философ не может быть христианином. Аще кто от христиан не истощит от своего помышления всяку премудрость внешнюю и всяку память эллинских философов, не может спастися. Премудрость эллинская мати всем лукавым догматам".

Широкие народные массы не восприняли столь резкого перехода к новым обычаям. Книги, по которым жили их отцы и деды, всегда считались священными, а теперь - проклятыми?! Сознание русского человека не было подготовлено к подобным переменам, и не понимало сущности и коренных причин проводимой церковной реформы, а им, конечно, никто ничего не удосужился объяснить. Да и возможно ли было какое-либо объяснение, когда священники в деревнях не обладали большой грамотностью, являясь плоть от плоти и кровь от крови такими же крестьянами (вспомним слова новгородского митрополита Геннадия, сказанные им еще в XV в.), а целенаправленная пропаганда новых идей отсутствовала?

Поэтому низы встретили нововведения "в штыки". Старые книги частенько не отдавали, прятали их, либо крестьяне бежали с семьями, скрываясь, в леса от никоновых "новин". Иногда старые книги местные прихожане не отдавали, поэтому кое-где применяли силу, происходили драки, заканчивавшиеся не только увечьями или ушибами, но и убийствами.

Усугублению ситуации способствовали ученые "справщики", порой прекрасно знавшие греческий язык, но в недостаточной степени владевшие русским. Вместо грамматического исправления старого текста, они давали новые переводы с греческого языка, незначительно отличавшиеся от старых, усиливая и без того сильное раздражение у крестьянской массы.

Например, вместо "дети" теперь печаталось "отроци"; слово "храм" заменили на слово "церковь", и наоборот; вместо "ходив" - "пешешествовав". Ранее говорили: "Запрещается ти, диаволе, Господь наш Исус Христос, пришедший в мир и вселивыйся в человецех"; в новом варианте: "Запрещает тебе Господь, диаволе, пришедый в мир и вселивыйся в человецех".

Оппозиция Никону сформировалась и при дворе, среди "лютчих людей" (но весьма незначительная, поскольку более чем подавляющая часть староверов "комплектовалась" из простонародья). Так, в некоторой мере олицетворением старообрядчеству стала боярыня Ф.П. Морозова (во многом благодаря знаменитой картине В.И. Сурикова), одна из самых богатых и знатных женщин в русском дворянстве, и ее сестра княгиня Е.П. Урусова. Про царицу Марию Милославскую говорили, что она спасла протопопа Аввакума (по меткому выражению русского историка С.М. Соловьева, "богатырь-протопоп") - одного из наиболее "идейных оппозиционеров" Никону. Даже когда почти все пришли "с повинной" к Никону, Аввакум остался верен себе и решительно отстаивал старину, за что и поплатился жизнью - в 1682 г. его заживо сожгли в срубе (5 июня 1991 г. в родном селе протопопа, в Григорово, состоялось открытие памятника Аввакуму).

Константинопольский патриарх Паисий обратился к Никону со специальным посланием, где, одобряя реформу, проводившуюся на Руси, призывал московского патриарха смягчить меры по отношению к людям, не желающим принимать сейчас "новины". Паисий соглашался на существование в некоторых областях и регионах местных особенностей: "Но если случится, что какая-нибудь церковь будет отличаться от другой порядками, неважными и несущественными для веры; или такими, которые не касаются главных членов веры, а только незначительных подробностей, например, времени совершения литургии или: какими перстами должен благословлять священник и т.п. Это не должно производить никакого разделения, если только сохранится неизменно одна и та же вера".

Однако в Константинополе не понимали одну из характерных черт русского человека: если запрещать (либо разрешать) - обязательно всё и вся; принцип "золотой середины" правители судеб в истории нашей страны находили очень и очень редко…

Организатор реформы, Никон, недолго пробыл на патриаршем престоле - в декабре 1666 г. его лишили высочайшего духовного сана (вместо него поставили "тихого и незначительного" Иоасафа II, находившегося под контролем царя, т.е. светской власти). Причиной тому являлась крайняя амбициозность Никона: "Видишь ли, государь, - обращались к Алексею Михайловичу недовольные самовластием патриарха, - он возлюбил стоять высоко и ездить широко. Управляет этот патриарх вместо Евангелия бердышами, вместо креста - топориками". Светская власть одержала победу над духовной.

Староверы подумали, что возвращается их время, но глубоко ошибались - поскольку реформа полностью отвечала интересам государства, она стала проводиться и дальше, под руководством царя.

Собор 1666-1667 гг. завершил торжество никониан и грекофилов. Собор отменил решения Стоглавого собора*, признав, что Макарий с иными московскими иерархами "мудрствовал невежеством своим безрассудно". Именно собор 1666-1667 гг. положило начало русскому расколу. Отныне все несогласные с введением новых деталей исполнения обрядов подлежали отлучению от церкви. Преданные анафеме ревнители старого московского благочестия получили название раскольников, или староверов и подверглись жестоким репрессиям со стороны властей.

церковный раскол никон аввакум

3. Старообрядцы

3.1 Соловецкое сидение

Раскол долго тревожил государственную жизнь Руси.

Восемь лет, с 1668 по 1676 год, тянулась осада Соловецкого монастыря, который стал оплотом старообрядчества. Сама осада, начавшаяся 22 июня 1668 года, вошла в историю под названием "Соловецкое сидение". Тогда на Соловецкие острова для обуздания борцов с официальной Церковью прибыл стрелецкмй отряд в 100 человек под командованием стряпчего И.А. Волхова.

В старину монастыри строились как надёжные крепости, где в случае опасности могли укрыться люди. Соловецкий монастырь оказался хорошо подготовленным к осаде. Монахи заперли крепостные ворота и встретили государевых людей выстрелами из пушек. Защитников крепости, общим числом в 500 человек возглавили архимандрид Никанор и казначей Геронтий.

И.А. Волхов не решился на приступ столь мощной крепости и начал осаду. Осаждённые не испытывали особых затруднений. Жёсткой блокады монастыря не было, и они свободно получали продовольствие и другие запасы от местных жителей. После разгрома в 1671 году восстание С. Разина на острове появились отдельные участники разинского движения.

Это событие имело трагические последствия для монаха. С прибытием бунтовщиков "Соловецкое сидение" из религиозного противостояния стало превращаться в антиправительственное выступление, что и решило участь защитников монастыря. Государство не могло больше терпеть бунтовщиков.

Расправившись с Разиным, власти смогли выделить дополнительные силы для овладения Соловецким монастырем. В 1674 году на остров прибыл воевода И.А. Мещеринов с отрядом в 700 стрельцов и с орудиями. Началась более плотная осада. После подхода в 1675 году новых подкреплений численность отряда Мещеринова возросла до 1 тысячи человек. Днем 23 декабря он предпринял штурм монастыря, но был отбит.

Падению монастыря способствовало предательство. Перебежчик монах Феоктист указал осаждавшим отверстие в стене, заложенное камнями. Ночью 22 января 1676 года в сильную метель он провел отряд стрельцов к этому месту. Они разобрали камни и проникли внутрь монастыря, отварили ворота и впустили туда остальных стрельцов. Защитники монастыря, застигнутые врасплох, сражались мужественно, но не смогли оказать организованное сопротивление. Большинство из них погибло в неравном бою. "Соловецкое сидение" стало самым крупным вооруженным выступлением раскольников.

После взятие крепости виновники бунта были жестоко наказаны. Оставшиеся в живых и не согласившиеся отказаться от старой веры сложили головы на плахе.

3.2 Стрелецкий бунт

Спустя 6 лет после взятия Соловецкого монастыря в самой Москве возник раскольнический бунт.

3.3 Протопоп Аввакум

Одним из идеологов и символов движения раскольников стал человек трагической судьбы и непреклонной воли протопоп Аввакум. Его имя и все его дела непосредственно связаны с историей раскола в России. Свой непростой жизненный путь он изложил в автобиографии "Житие протопопа Аввакума".

Аввакум Петрович, протопоп Юрьевца Поволжского, родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове (современная Нижегородская область). Отец его был священником, и рано осиротевший "попович" Аввакум тоже становится священником. В возрасте 21 года он был рукоположен в дьяконы, через 2 года назначен был священником, а в 31 год возведён в протопопы. По иронии судьбы, его земляком был будущий патриарх-реформатор Никон, бывший вначале его хорошим другом, а потом ставший лютым врагом.

В 40-50е годы XVII века среди московского духовенства возникает кружок "ревнителей благочестия", большую часть которого составляли земляки и друзья Аввакума. Кружком руководил царский духовник Стефан Вонифатьев. "Ревнители благочестия", или "боголюбцы", как их ещё называли, видя в России последний оплот православия, были обеспокоены падением авторитета Русской Церкви и её служителей, стремились возвысить дух церковнослужителей России, вернуть службе бывшую чинность и торжественность, а образу человека придать больше благочестия. Царь Алексей Михайлович хоть и не покровительствовал деятельности кружка, но относился к "боголюбцам" сочувственно.

Аввакум, разделявший идеи боголюбцев, ревностно осуществлял программу исправления нравов в своем приходе.

Аввакума не любили за его непримиримые взгляды и повышенное чувство справедливости. Не любили прихожане, потому что он открыто обличал их пороки, не любили власти за то, что протопоп не признавал никакой власти, кроме Божьей. Даже самим раскольникам его взгляды казались чересчур суровыми. Верным спутником и соратником Аввакума, не оставлявшим его до последних дней и принявшим на себя все лишения, была его жена, односельчанка Настасья Марковна.

Назначенный в 1652 году протопоп в Юрьевец, Аввакум пробыл в это городе всего 8 недель. Его проповеди и настойчивое проведение единогласия подняли против него местных жителей, и ему пришлось бежать в Москву. В Москве протопоп Аввакум получил право служить в одном из пределов Казанского собора на Красной площади.

Как раз около этого времени в 1652 году патриархом становится Никон. Он был возведён на патриаршество во многом благодаря связям и поддержке "ревнителей благочестия", в кружок которых он тоже входил. Грамота царю на представление Никона была также подписана и Аввакумом. Но вскоре Никон расходится со своими прежними друзьями из кружка Вонифатьева. Сразу же после избрания Никон начинает церковную реформу, яростным противником которой становится протопоп Аввакум.

В 1653 году выходит новая новоисправленная книга, и издаются распоряжения против двуперстия и о сокращении числа земных поклонов за великопостной молитвой Ефрема Сирина.

Против этих новшеств протестуют Аввакум и костромской протопоп Даниил: они подают челобитную царю, и начинается открытая борьба Аввакума с Никоном. Несколько месяцев спустя Аввакум был посажен в тюрьму при Андроньевом монастыре, а затем выслан в Тобольск. Через два года пришел указ об отправке его на поселение на Лену, а в 1656 году его назначили в экспедицию Афанасия Пашкова в Даурию. Это означало верную смерть. Редко кто возвращался из подобных кампаний. Лишения в походе, голод, холод, избиения со стороны военачальников - все это позже протопоп трогательно опишет в своей автобиографии.

В составе отряда воеводы Афанасия Пашкова Аввакум прошел тяжелейший путь от Енисейска до Нерчинска по ещё не покоренной Сибири. Вместе с ним терпели муки и страдания сибирской ссылки жена священника и его дети. Двое сыновей умерли от голода.

Сибирские страдания Аввакума длились более 10 лет. В 1662 году царь вызвал опального протопопа из ссылки в Москву. К этому времени патриарх Никон уже был отстранен от управления делами, но реформа продолжалась. Царь желал склонить Аввакума, авторитет которого к тому времени очень возрос благодаря его скитаниям, на свою сторону. Аввакуму встретили с почестями, поселили в лучших кремлевских палатах, окружили вниманием и заботой.

Но протопоп был непреклонен. Он не мог молчать против продолжавшихся реформ и заговорил снова. Для Аввакума компромисс был невозможен. Ободренный своей фанатичной женою, он ревностно обличал "еретическую блудню".

Все это время Аввакум принимал деятельное участие в жизни раскольнической общины. Авторитет его был очень высок. Пользуясь большой свободой, он действовал и словом, и делом: вступал в споры с "никонианами", писал против них обличительные послания, подавал царю челобитные об отмене "еретических" новшеств. Это, в конце концов, становилось опасным. Высшим духовным властям не понравился успех пропаганды Аввакума, и они решили принять меры против него - просили государя сослать неугомонного протопопа в высылку.

В августе 1664 года Аввакуму вновь ссылают, на этот раз - на Север, в Мезень.

В 1666 году он был привезен в Москву на суд вселенских патриархов. Почти 1,5 года продержали Аввакума в тюрьме, пытаясь заставить его отказаться его от своих убеждений, но ни уговоры, ни оковы, ни монастырские тюрьмы не сломили воли Аввакума. Расстриженный и преданный анафеме, вместе со своими единомышленниками: романовским попом Лазарем, диаконом Федором и иноком Епифанием - он в следующем году был отправлен в Пустозерск, где вскоре по прибытии его заключили в "земляную тюрьму".

Условия жизни за Полярным кругом были страшными, но им там Аввакум продолжал свою борьбу за старую веру: из этого отдаленного уголка на всю Россию раздавался его страстный голос.15 лет Аввакум просидел в холоде и голоде в земляном мешке, откуда не было выхода.

Первые годы узники жили довольно свободно, могли общаться друг с другом, вести "духовные беседы". Но в 1670 году трех сподвижников Аввакума подвергли вторичной казни - урезание языков и отсечению ладоней правых рук - и после этого посадили в срубы, закопанные землей. Встречаться теперь друг с другом четверо заключенных могли только по ночам, вылезая через окошко и рискуя быть пойманными и жестоко наказанными.

Власти сделали все возможное, чтобы заставить Аввакума замолчать. Но и сосланный за Полярный круг, зарытый в мерзлую землю, Аввакум не смирился. Не имея возможности проповедовать, он взялся за перо. По всей России распространялись сочинения запертого в "живом аде" священника. Письма Аввакум передавал через некоторых сочувствовавших ему стрельцов, охранявших "земляные гробы".

В народе росло сочувствие к мученикам за веру. Так продолжалось до 14 апреля 1681 года, когда Аввакум, за "великие на царский дом хулы" был сожжен вместе со своими товарищами Лазарем, Федором и Епифанием.

3.4 Боярыня Морозова

Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской Православной Церкви. Но если последний был лидером движения, она - его частный и, вместе с тем, исключительный случай. Именно она отрекалась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с "простецами", то есть с простыми людьми. Народ признал её своей и такой сохранил в памяти. Её образ оживает в песнях, в преданиях, на полотнах картин. Морозова не искала славы, а поступала в соответствии со своими убеждениями и принципами. Она умерла от голода в заточении в одной из крепостей России.

Заключение

Итак, что же привело к столь серьезным переменам в Русской Церкви? Непосредственным поводом для Раскола послужила книжная реформа, но причины, настоящие, серьезные, лежали гораздо глубже, коренясь в основах русского религиозного самосознания.

Религиозная жизнь Руси никогда не застаивалась. Обилие живого церковного опыта позволяло благополучно решать самые сложные вопросы в духовной области. Наиболее важными из них общество безоговорочно признавало соблюдение исторической преемственности народной жизни и духовной индивидуальности России, с одной стороны, а с другой - хранение чистоты вероучения независимо ни от каких особенностей времени и местных обычаев. Незаменимую роль в этом играла богослужебная и вероучительная литература. Церковные книги из века в век являлись той незыблемой материальной скрепой, которая позволяла обеспечить непрерывность духовной традиции. Поэтому неудивительно, что по мере оформления единого централизованного Русского государства вопрос о состоянии книгоиздания и пользования духовной литературой превращался в важнейший вопрос церковной и государственной политики.

Не удивительно, что, стремясь к унификации русской церковной богослужебной сферы, и полному равенству с восточной Церковью, патриарх Никон решительно взялся за исправление богослужебных книг по греческим образцам. Это-то и вызвало наибольший резонанс. Русские люди не хотели признавать "нововведения", происходившие от греков. Изменения и дополнения, внесенные переписчиками в богослужебные книги, и обряды, доставшиеся им по наследству от предков, настолько укоренились в сознании людей, что принимались уже за истинную и священную правду.

Нелегко было проводить реформу в условиях сопротивления большой части населения. Но дело осложнилось, главным образом, тем, что Никон использовал церковную реформу, в первую очередь, для усиления собственной власти. Это также послужило причиной для возникновения его ярых противников и раскола общества на два враждующих лагеря.

Для устранения поднявшейся в стране смуты, был созван Собор (1666-1667 годов). Этот собор осудил Никона, но признал его реформы. Значит, не таким уж патриарх был грешником и предателем, каким старались его выставить старообрядцы.

Тот же Собор 1666-1667 гг. вызвал на свои заседания главных распространителей Раскола, подверг их "мудрствования" испытанию и проклял как чуждые духовного разума и здравого смысла. Некоторые раскольники подчинились материнским увещеваниям Церкви и принесли покаяние в своих заблуждениях. Другие - остались непримиримыми.

Таким образом, религиозный Раскол в русском обществе стал фактом. Раскол долго еще тревожил государственную жизнь Руси.

Раскольничьи смуты долго еще вспыхивают то тут, то там - по всем необъятным просторам русской земли. Раскол перестает быть фактором политической жизни страны, но как душевная незаживающая рана - накладывает свой отпечаток на все дальнейшее течение русской жизни.

Список используемых источников

1.scepsis/ru/lihrary/id_1717/html/Никольский и его "История русской церкви"/Никольский Н.М. // Режим доступа: <http://scepsis.ru/library/id_1717.html>.

.historicus.ru/100/. /Церковный раскол, его сущность и социокультурные последствия. // Режим доступа: <http://www.historicus.ru/100/>.

.Буряковский, А.Л. Лекции по истории религии/ А.Л. Буряковский. - С. П.: Лань, 1997.448c.

.Коваленко, И.В. Лучшие рефераты по религиоведению/ И.В. Коваленко. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2001.317с.

.Православие. Полная энциклопедия - С. П.: Весь, 2007. - 437с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!