Федеральное казначейство и его роль в системе органов управления финансами

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,79 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Федеральное казначейство и его роль в системе органов управления финансами
















Курсовая работа по дисциплине

ФИНАНСЫ

на тему «Федеральное Казначейство и ее роль в системе органов управления финансами»

Содержание

Введение

. Структура Федерального Казначейства

. Основные задачи и функции органов Федерального казначейства Российской Федерации

. Исполнение федерального бюджета казначейскими органами

.1 Организация исполнения бюджета в Российской Федерации

.2 Исполнение федерального бюджета по доходам

.3 Исполнение федерального бюджета по расходам

.4 Завершение финансового года по доходам и расходам федерального бюджета

Заключение

Список литературы

Введение

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета. Казначейство находится в ведении Минфина.

Федеральное казначейство играет большую роль в организации и осуществления контроля за исполнением бюджета. Представляя интересы государства, органы Федерального Казначейства берут под контроль действия участников процесса исполне­ния бюджета. Они следят за целевым использованием бюджетных средств, выясняют обоснованность предназначаемых объемов финан­сирования. Поэтому исполнение бюджета через казначейскую систему, сегодня является важным.

Для изучения данной темы были рассмотрены:

         задачи органов Федерального Казначейства РФ;

         функции органов Федерального Казначейства РФ;

         структура организации Федерального Казначейства;

         организация исполнения федерального бюджета казначейскими органами.

Такое детальное рассмотрение этой темы позволяет выявить все достоинства и недостатки казначейского исполнения.

1. Структура Федерального Казначейства

Органы Федерального казначейства представляют собой единую Централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казна­чейства трехуровневая (см. таблица 1.1).

Первый уровень - Главное управление Федерального казначейст­ва (ГУФК), которое осуществляет сводный учет доходов и расходов Федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейства. Кроме того, оно руководит работой нижестоящих органов казначейства.

Второй уровень - управления Федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным с образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной и расходной частей федерального бюджета.

Третий уровень - отделения Федерального казначейства по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения) (ОФК). Они формируют доходную часть федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям.

Органы Федерального казначейства - это юридические лица, которые относятся к органам исполнительной власти, а также имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием.

Таблица 1.1

Структура органов федерального казначейства

Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации возглавляет начальник в ранге заместителя министра финансов. Основными функциями ГУФК являются:

         осуществление сводного учёта доходов и расходов федерального бюджета;

         управления движением средств на счетах казначейства;

         доведения информации о результате исполнения федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти;

         руководство работой ниже стоящих органов казначейства, получения от них оперативной информации и отчётных данных о доходах и средствах федерального бюджета;

         обеспечение исполнения нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующем законодательством.

Управление Федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от занимаемых должностей министерством финансов по представлению начальника ГУФК. Основной функцией УФК обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета.

Отделения Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначенными на должность и освобождаемыми от должности руководителя УФК. Основные функции ОФК:

         формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;

         обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;

         ведение учёта операций по движению средств на счетах казначейства;

         представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

Все органы казначейства - юридические лица. Они относятся к органам исполнительной власти и руководствуются в своей деятельности законодательными и нормативно - правовыми документами, утверждёнными Президентом РФ, Правительством РФ или согласованными с ними. Любые документы других министерств и ведомств по вопросам исполнения федерального бюджета не являются руководящим для органов казначейств.

Таким образом, любые действия по исполнению федерального бюджета могут быть осуществлены органами казначейства только на основании документов, принятых в рамках правоотношений по вопросам исполнения федерального бюджета уполномоченными органами. Принимать самостоятельные решения и руководствоваться ненадлежащими документами органы казначейства не имеют права.

Переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета оправдал себя, так как были решены основные проблемы, связанные с организацией исполнения бюджет:

         концентрация средств федерального бюджета на счетах одного органа государственной власти;

         наличие оперативных сведений о поступивших в доход федерального бюджета платежах в разрезе классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

         оперативное обеспечение текущего контроля при расходовании бюджетных средств, что сводит к минимуму их нецелевое использование;

         наличие оперативной информации об исполнении федерального бюджета в разрезе всех направлений классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Кассовые расходы бюджета - суммы, выданные банком из средств федерального бюджета предприятиям, организациям и учреждениям или перечисленные по их поручениям на расходы, предусмотренные бюджетом.

2. Основные задачи и функции органов Федерального казначейства Российской Федерации

В своей деятельности федеральное казначейство руководствуется Положением "О федеральном казначействе РФ", утверждённым Постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года № 864 (в редакции от 28.01.97г.).

Задачи и функции органов Федерального казначейства:

·       учет налогов и платежей, поступивших в доход федерального
бюджета на счет казначейства в банках;

·        распределение в установленном порядке и размерах доходов
между бюджетами различного уровня;

·        возврат и зачет между бюджетами сумм, ошибочно или излишне уплаченных;

·        учет льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам органами исполнительной власти, и перерасчет сумм налогов и платежей между бюджетами;

·        взаимные расчеты между бюджетами различных уровней;

·        доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;

·        обеспечение целевого и эффективного расходования посредством предварительного, текущего и последующего контроля;

·        управление доходами и расходами федерального бюджета на
счетах казначейства в банках.

Система органов казначейства в рамках поставленных перед ней задач обеспечивает:

         финансовое исполнение федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

         учёт операций по движению государственных ресурсов, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации;

         сбор, обработку и анализ данных о состоянии государственных ресурсов;

         контроль за поступлением и целевым использованием государственных финансовых ресурсов;

         ведения свободного реестра распорядителей государственных финансовых ресурсов;

         краткосрочное прогнозирование объёмов государственных ресурсов;

         размещение на возвратной и платной основе государственных финансовых ресурсов;

         взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и иными государственными органами власти и управления в целях улучшения исполнения федерального бюджета;

         обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего долга и т.д.

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях. Иногда счета казначейства открываются и в других кредитных организациях, уполномоченных правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Подобные банки называют уполномоченными.

Федеральное казначейство в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 167) несет ответственность за:

•        правильность исполнения федерального бюджета, ведение сче­тов и управление бюджетными средствами;

•        финансирование расходов, связанных с предоставлением бюд­жетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с со­блюдением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;

•        полноту и своевременность перечислений бюджетных средств
получателями этих средств;

•        своевременность зачисления бюджетных средств на счета полу­чателей этих средств;

•        своевременность представления отчетов и других сведений, свя­занных с исполнением бюджета;

•        доведение в заданный срок уведомлений о бюджетных ассигно­ваниях и лимитных обязательств бюджета до получателей бюджетных
средств;

•        финансирование расходов, не включенных в бюджетные
росписи;

•        финансирование расходов сверхутвержденных лимитов обяза­тельств бюджета;

•        осуществление контроля за соблюдением бюджетного законо­дательства РФ главными распорядителями, распорядителями и полу­чателями бюджетных средств;

· исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений су­дебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателя бюджетных средств.

Одной из важнейших функций, возложенных на казначейские органы, является контрольно-ревизионная работа по контролю за расходованием бюджета на всех уровнях исполнения. Органы казначейства в соответствии с этими функциями осуществляют предварительный и текущий характер по операциям с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления контрольных функций.

Основными направлениями контрольной деятельности органов казначейства являются:

         проверка коммерческих банков и учреждений Банка России по своевременности зачисления и перечисления средств, поступивших в доход государственных (федеральных) внебюджетных фондов, либо средств из федерального бюджета и государственных (федеральных) внебюджетных фондов на счета получателей;

         предварительный и текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета распорядителями и получателями бюджетных средств;

         проверка территориальных органов казначейства вышестоящими органами по соблюдению действующего законодательства и нормативных актов при исполнении федерального бюджета;

         последующий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета по заданиям Минфина России и ГУФК.

Выделяются три основных этапа контроля.

Предварительный контроль. Проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учёта принятия бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями.

Текущий контроль. Осуществляется на стадии финансирования расходов. Бюджетное учреждение предоставляет для проверки в орган, исполняющий бюджет, документы, удостоверяющие факт выполнения принятого обязательства. Кроме того, оно должно соблюдать требования в отношении подготовки документов на оплату конкретных расходов. На данном этапе ставится препятствие оплате несущественных расходов бюджетных учреждений.

Последующий контроль. При его проведении устанавливается соответствие реальной стоимости товаров и услуг, поставленных по принятым обязательствам, тем суммам, которые были оплачены. Последующий контроль может осуществляться органом, ответственным за составление и рассмотрение проекта бюджета, другими финансовыми и контрольными органами исполнительной власти, а также Счётной палатой.

Деятельность органов Федерального казначейства также является подконтрольной и может быть проведена со стороны других уполномоченных органов:

         по финансово-хозяйственной деятельности - налоговой инспекцией, представителями внебюджетных фондов, КРУ;

         по исполнению федерального бюджета - Счётной палатой, Контрольно-ревизионным управления Министерства финансов РФ, Прокуратурой РФ и др.

При комплексном исполнении бюджета в первую очередь должны решаться следующие функциональные задачи:

1)      осуществление кассового планирования бюджетных средств, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования;

2)      оперативный бухгалтерский учёт исполнения бюджетов различных уровней;

)        формирование росписи доходов и расходов бюджетов;

)        контроль за своевременностью совершения операций с бюджетными средствами, а также целевое направление использования бюджетных и внебюджетных средств;

)        учёт изменений и формирования уточнённой росписи и уточнённых планов по бюджетам;

)        комплексное решение проблемы информационного взаимодействия органов казначейства и распорядителей бюджетных ассигнований и т.д.

Для выполнения указанных функций задействована сложная многоуровневая система с развитыми связями не только между иерархическими уровнями органов казначейства, но и с банковской платёжной системой, системой государственной налоговой службы, системой формирования и исполнения бюджетов всех уровней, получателями бюджетных средств и налогоплательщиками. Сложность этой системы усугубляется тем, что она развёрнута на значительных территориях и охватывает большое количество участников, принадлежащих разным ведомствам.

Необходимо расширение сферы деятельности казначейства. Она, безусловно, должна охватывать формирование и исполнение всех бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Такой подход не нарушает Принципа самостоятельности этих бюджетов. Все вопросы могут быть решены в договоре между Федеральным казна­чейством и соответствующими властными структурами субъектов Фе­дерации и местных органов управления. Это сэкономит значительные средства для регионов и ускорит перераспределение средств между бюджетами, включая и финансовую помощь. Такая система будет способствовать в перспективе установлению прямых контактов между Федеральными и местными бюджетами. Не исключено, что финансовая помощь из центра будет направляться и местным бюджетам, как это практикуется в некоторых странах.

Относительно целевых бюджетных и внебюджетных государственных фондов стоит сказать, что их широкое использование в России в настоящее время связано с недостаточным объемом финансов ресурсов и может рассматриваться как нарушение принципа единого фонда, присущего любому бюджету. В будущем число этих фондов резко сократится.

Органы казначейства, как важнейшая часть общей контрольной системы, следят за формированием и использованием бюджетных средств. Все бюджетополучатели и коммерческие банки, обслуживающие бюджет, входят в число объектов контроля со стороны казначейства. Сочетание столь важных организационных и контрольных функций превращает казначейство в главное звено финансовой системы государства.

Таким образом, казначейская система исполнения бюджета способствует решению важных экономических проблем России.

казначейство бюджет субъект

3. Исполнение федерального бюджета казначейскими органами

.1 Организация исполнения бюджета в Российской Федерации

Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств бюджета в Центральном банке Российской Федерации и его расчётно-кассовых центрах.

В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно - кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными.

Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета.

Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут списывать средства со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. В случае выявления нарушений бюджетного законодательства, органы Федерального Казначейства на основе распоряжения министра финансов РФ имеют право приостановить финансирование. Право требовать устранения нарушений, выявленных при исполнении федерального бюджета, они имеют в соответствии с Положением "О Федеральном казначействе", утвержденным Правительством РФ от 27.08.1993 г. № 864 (в ред. от 28.01.1997 г.). В соответствии со ст.284 Бюджетного Кодекса РФ

Акцепт - согласие на оплату денежных и товарных документов или гарантирование их оплаты.

В настоящее время органам казначейства открыты счет расходов федерального бюджета на балансовом счете № 40105 и следующие счета по учету:

·   доходов, поступающих от налогоплательщиков и подлежащих распределению органами казначейства между бюджетами различных уровней по нормативам, установленным в соответствии с российским законодательством на балансовом счете № 40101;

·   доходов федерального бюджета на балансовом счете № 40102;

·   доходов федерального бюджета, перечисляемых на финансирование расходов, на балансовом счете № 40103;

·   доходов федерального бюджета на балансовом счете № 40102;

·   доходов федерального бюджета, перечисляемых на финансирование расходов, на балансовом счете № 40103.     
Количество счетов, открытых органами казначейства, определяется нормативными документами.

Наряду с указанными счетами и в целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.

.2 Исполнение федерального бюджета по доходам

Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счёт безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы по этим налогам и сборам.

К неналоговым доходам относятся:      

а) доходы от продажи или иного использования государственного или муниципального имущества;

б) доходы от платных услуг, оказываемых государственными
и муниципальными учреждениями;

в) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

г)       доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд и др.

Закон о федеральном бюджете на соответствующий год определяет перечень собственных и регулирующих налоговых и неналоговых доходов, закрепленных за федеральным бюджетом и бюджетом субъекта Российской Федерации.

Собственные доходы бюджетов - виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.

Регулирующие доходы бюджетов - все виды налоговых поступлений и иных платежей, по которым устанавливается размер отчислений по уровням бюджетов.

Налоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.

Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения Банком России или кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейства.

Участниками процесса формирования доходной части федерального бюджета являются:

         налогоплательщики, обеспечивающие перечисление налогов и платежей;

         органы казначейства, обеспечивающие получение и учет по ступивших налогов и платежей;

         органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, регулирующие отношения между плательщиками и получателями по возврату и зачету налогов и платежей из федерального бюджета.

Схема поэтапного исполнения бюджета по доходам органами казначейства приведена в приложении 1.

Каждый этап исполнения органами казначейства бюджета по доходам имеет свои особенности.

этап. Перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета.

Налогоплательщики обязаны своевременно и в полном объеме перечислять налоги и платежи в доход бюджета, предоставив в банк до наступления срока платежа соответствующие платежные документы. При этом налогоплательщики имеют право обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате или зачете в уплату других налогов ошибочно или излишне уплаченных сумм.

Учреждения Центрального банка Российской Федерации и коммерческие банки независимо от состояния расчетного счета плательщика и корреспондентского счета самого банка должны принять платежные документы к исполнению.

Корреспондентский счет - счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счет другого кредитного учреждения на основе заключенного корреспондентского договора.

Банки обязаны соблюдать сроки списания средств с лицевых счетов плательщиков. Списание средств с корреспондентских счетов банков-плательщиков и зачисление их на корреспондентские счета банков-получателей осуществляются учреждениями Банка России. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся под контролем органов казначейства.

Зачисление доходов на лицевые счета казначейства осуществляется ежедневно, что подтверждается выпиской банка по каждому лицевому счету с копиями платежных документов к ней. В функции казначейства при этом входит учет всех поступивших сумм по видам налогов и платежей. По каждому платежному документу учитываются вид и сумма налога.

II этап. Распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов между бюджетами различных уровней.

Все налоговые и неналоговые доходы бюджета систематизированы и имеют код в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Согласно коду, присвоенному налогу, сбору или неналоговому платежу, осуществляется учет и формируется ежедневный отчет о суммах поступивших доходов в федеральный бюджет. Распределение регулирующих доходов строго регламентировано законом о бюджете на соответствующий год.

Если органы казначейства, кроме федерального бюджета, исполняют еще и бюджет субъекта Федерации или местный бюджет, то перечень регулирующих доходов может быть расширен. Все поступившие доходы должны быть распределены согласно утвержденным нормативам. Итогом распределения за каждый день являются суммы, предназначенные к перечислению в бюджеты соответствующего уровня. Учреждение казначейства готовит платежные поручения, в которых плательщиком средств выступает само казначейство, а получателем - финансовый орган от лица исполняемого бюджета или казначейство от лица федерального бюджета.

Платежное поручение - расчетный документ, содержащий поручение учреждения обслуживающему его банку о перечислении средств на счет того лица, которому учреждение перечисляет деньги.

Банк принимает платежные поручения органа казначейства и списывает средства в пределах остатка по лицевому счету.

При исполнении бюджета по доходам казначейство готовит и передает территориальной налоговой инспекции сводный реестр поступлений доходов по закрепленным и регулирующим налогам. Реестр заполняется по форме, и к нему прилагаются копии платежных документов, полученных из банка. При этом выписка банка остается у органа казначейства и подшивается к документам дня по правилам бухгалтерского учета.

III      этап. Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов. Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (ИМНС) учитывают правильность и своевременность уплаты по видам налогов каждым налогоплательщиком.

В случае переплаты одного вида налога и недоимки по другим или при переплате по всем видам налогов ИМНС по заявлению налогоплательщика уполномочены принять решение о зачете или возврате сумм налогов. Казначейство обязано исполнить заключение и оформить в установленном порядке платежное поручение на возврат или зачет налога.

Операции по возврату и зачету налогов, юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов.

Для возврата налога физическому лицу оформляется денежный чек на его имя, по которому оно получает наличные денежные средства в банке, где открыт лицевой счет доходов казначейских органов.

Все операции по возврату и зачету осуществляются банком в пределах остатка средств на счете казначейства и отражаются в выписке по лицевому счету.

IV     этап. Учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Органы казначейства ведут учет и составляют отчетность о доходах федерального бюджета.

Порядок и сроки составления отчетности определяет вышестоящий орган казначейства.

Учет доходов ведется в разрезе всех кодов бюджетной классификации Российской Федерации.

Управлению Федерального казначейства дано право за счет доходов, собранных в регионе, осуществлять финансирование расходов.

Порядок финансирования определен совместно Министерством финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Центральным банком Российской Федерации.

.3 Исполнение федерального бюджета по расходам

Основанием для расходов является закон о бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета - величина планируемая, то расходная часть формируется расчётно и при исполнении полностью зависит от доходов.

Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономики по следующим принципам:

         территориальный - расходы для субъектов Российской Федерации;

         отраслевой - расходы министерств и ведомств;

         функциональный - расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие          функциональные виды расходов:

         обеспечение функционирования законодательных, представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, а также их территориальных органов;

         функционирование федеральной судебной системы;

         осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

         национальная оборона и обеспечение безопасности государства;

         государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

         государственная поддержка атомной энергетики;

         фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

         исследование и использование космического пространства;

         обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

         реализация решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

         осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

         финансовая поддержка субъектов Российской Федерации и др. Финансирование отдельных видов расходов может проводиться из бюджетов разных уровней. Распределение и закрепление расходов между бюджетами осуществляются по согласованию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации либо по согласованию органа государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления. Это могут быть расходы на:

         государственную поддержку отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и др.;

         обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности, социальной защиты населения, охраны окружающей среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов;

         прочие, цели, находящиеся в совместном ведении.

На основе закона о федеральном бюджете на соответствующий год правительство издает постановление о мерах по реализации этого закона, где конкретизированы механизмы и порядок расходования средств федерального бюджета и поставлены задачи министерствам и ведомствам по исполнению бюджета.

Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения, которых можно проводить финансирование:

1)составление и утверждение бюджетной росписи;

2)утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов;

3)принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

4)подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Каждый этап санкционирования расходов бюджета имеет, свои особенности.

. Составление и утверждение бюджетной росписи.

Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств.

. Утверждение и доведение до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов.

Главные распорядители на основе установленных им объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств доводят распределенные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся в форме уведомлений и не дают права бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств.

После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов главного распорядителя бюджетных средств утверждается руководителем этого органа.

Смета доходов и расходов - документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.

Получатели средств федерального бюджета представляют утвержденные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств в соответствующий орган казначейства для контроля за расходованием средств.

. Принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств.

Получатели бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов могут принимать обязательства по расходованию средств федерального бюджета путем составления платежных и иных документов.

. Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получателем бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств и поступившему на его лицевой счет финансированию.

Орган казначейства, где открыт лицевой счет получателю бюджетных средств, может отказаться подтвердить принятые денежные обязательства исключительно в следующих случаях:

         при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям, предъявляемым к платежным и иным документам, не обходимым для совершения расходования средств;

         при несоответствии принятых бюджетных обязательств закону о бюджете доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;

         при блокировке расходов.

Блокировка расходов бюджета - сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с бюджетными ассигнованиями либо отказ в подтверждении принятых денежных обязательств, если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись главному распорядителю бюджетных средств на выполнение определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными. Блокировка расходов бюджета осуществляется также при выявлении фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Блокировке могут быть подвергнуты только те расходы федерального бюджета, финансирование которых в соответствии с законом о бюджете связано с определенными условиями либо по которым выявлено нецелевое использование бюджетных средств.

В ходе исполнения федерального бюджета по представлению главных распорядителей бюджетных средств в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения по следующим основаниям:

         в случае передачи полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов;

         путем уменьшения ассигнований на сумму, израсходованную получателями бюджетных средств незаконно или не по целевому назначению, по предписаниям контрольных органов Министерства финансов Российской Федерации и Счетной палаты;

         в случае образования в ходе исполнения федерального бюджета экономии по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации. В этом случае главные распорядители представляют в Минфин России обязательство о недопущении кредиторской задолженности по тем статьям экономической классификации расходов, по которым уменьшаются лимиты бюджетных обязательств.

Лимиты бюджетных обязательств не могут быть изменены после истечения половины срока их действия.

В случае задержки финансирования более чем на 2 мес. либо при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением на квартал, бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять объемы бюджетных ассигнований по предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

.4 Завершение финансового года по доходам и расходам федерального бюджета

Процесс исполнения федерального бюджета осуществляется в рамках финансового года. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен срок его завершения - 31 декабря, после чего формируется отчет за год.

Для всех участников бюджетного процесса порядок окончания финансового года устанавливается Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. Органы казначейства - непосредственные участники и исполнители операций по завершению финансового года.

По доходам федерального бюджета.

На установленную дату все банки и органы казначейства обязаны завершить операции по зачислению доходов текущего года. Все их лицевые счета по учету доходов «обнуляются», и доходы зачисляются на один счет ГУФК в Банке России.

Доходы по платежным документам, принятым в новом году, подлежат зачислению на лицевые счета казначейства и учету уже в новом году.

По расходам федерального бюджета.

Для завершения финансового года по счетам расходов органов казначейства устанавливаются следующие этапы исполнения.

1.Лимиты бюджетных обязательств на текущий год прекращают свое действие 31 декабря текущего года.

2.Принятие бюджетополучателями бюджетных обязательств после 25 декабря текущего года не допускается. После этой даты нельзя заключать договоры на выполнение работ, предоставление услуг и т.д. в пределах лимитов текущего года.

3.Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено органом казначейства 28 декабря текущего года. После этой даты любые платежные документы от бюджетополучателей не принимаются.

4.Орган казначейства обязан до 31 декабря текущего года включительно оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.

5.Неиспользованные остатки средств федерального бюджета на лицевых счетах распорядителей и соответственно на лицевых счетах органов казначейства зачисляются на отдельный счет и перечисляются платежными поручениями органов казначейства на счет в Главное управление Федерального казначейства Российской Федерации.

Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Остатки бюджетных средств прошлого года учитываются в доходах бюджета наступившего финансового года как остаток средств. Порядок использования этих средств устанавливается Правительством Российской Федерации.

Иной порядок устанавливается для средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Неиспользованные остатки указанных средств в полном объеме зачисляются на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета, и они не подлежат изъятию в доход бюджета.

Заключение

Практически все федеральные бюджетные учреждения обслуживаются в системе казначейства и не имеют счетов в банковской системе. А также все счета, на которые поступают доходы федерального бюджета, сосредоточены в системе Федерального казначейства.

Разработаны нормативные документы по порядку учета и распределения доходов бюджетной системы, по ведению лицевых счетов распорядителей и получателей средств федерального бюджета, по кассовому обслуживанию местных бюджетов, по учету внебюджетных средств, по учету бюджетных обязательств и по бухгалтерскому учету исполнения бюджетов и сметы расходов бюджетных учреждений.

Особое внимание уделяется совершенствованию процесса прохождения платежей в системе и контроля за осуществлением расходов бюджетополучателями в целях предотвращения создания несанкционированной кредиторской задолженности и обеспечения целевого использования бюджетных средств.

Можно подвести итог в данной курсовой работе, что деятельность органов федерального казначейства осуществляется согласно действующему законодательству целесообразно и весьма эффективно.

Список литературы

1.   Положение о Федеральном казначействе (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.11.2006 N 669)

2.      И.Г. Акперов  <http://www.zone-x.ru/DispetchShowPage.asp?Group_Id=ba272197>, И.А. Коноплева <http://www.zone-x.ru/DispetchShowPage.asp?Group_Id=ba272198>, С.П. Головач  <http://www.zone-x.ru/DispetchShowPage.asp?Group_Id=ba272199>«Казначейская система исполнения бюджета в РФ» Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2007.

3.      А.М. Бабич, Л.Н. Павлова «Финансовое, денежное обращение и кредит» - М.: ЮНИТИ, 2000.

4.      Финансы. Учебник для вузов. / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - 2-е изд., перераб. доп. - М.: Экономистъ, 2006.

5.      Финансы: учебник. / под ред. В.В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.

6.      Финансы, денежное обращение , кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова , А.И. Архипова. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Проспект, 2004.

7.      Министерство финансов РФ - www.minfn.ru

8.      Центральный банк РФ - www.cbr.ru

9.      Федеральная служба государственной статистики - www.gks.ru

10.    Федеральное казначейство - www.roskazna.ru

Похожие работы на - Федеральное казначейство и его роль в системе органов управления финансами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!