Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    22,48 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

.1 Правовой статус личности и понятие конституционных обязанностей

.2 Признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

Глава 2. Юридическая природа конституционных обязанностей

.1 Общая характеристика понятия

.2 Юридическое значение конституционных обязанностей

Глава 3. Характер закрепления основных обязанностей человека и гражданина по Конституции Российской Федерации

.1 Классификация основных обязанностей

.2 Особенности конституционных обязанностей человека и гражданина Российской Федерации

Глава 4. Содержание конституционных обязанностей граждан Российской Федерации

.1 Защита Отечества, получение основного общего образования, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

.2 Обязанность охранять природу и окружающую среду, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, уважение прав и свобод других лиц

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время Россия, вставшая на путь демократизации всех сфер жизни общества, все больше приобретет черты правого демократического государства, каждый гражданин в отдельности призван содействовать этому, для этого, прежде всего надо знать свои права и обязанности и действовать в соответствии с ними, то есть необходимо повышать свою правовую культуру. Обязанности это правовые принципы, которые являются противовесом правам. Нет такого общества, в котором были бы одни лишь права. Общество всегда наполнено определенным количеством прав и обязанностей, которые между собой соотносятся ибо нельзя реализовать право без взаимной обязанности или хотя бы не препятствовать. Задача законодателя состоит в том, чтобы разделить "по справедливости" эти права и обязанности. Для меня представляет научный интерес то, каким образом Российский законодатель наполнил содержание конституционных обязанностей в нашей стране для этого мне необходимо проанализировать содержание и сущность основных конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации и выполнить следующие задачи:

дать понятие конституционным обязанностям, выделить их признаки;

рассмотреть историю возникновения и развития конституционных обязанностей в России;

выделить на основе анализа Конституции обязанности человека и гражданина;

раскрыть содержание и нормативно-правовое регулирование конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Объектом работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере конституционно-правового регулирования обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации.

Предмет работы - нормы Конституции Российской Федерации, закрепляющие обязанности человека и гражданина, а также нормы российского законодательства конкретизирующие данные положения Конституции.

Данной теме посвящали свои работы Казанчев, М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин.

Глава 1. Понятие и признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

.1 Правовой статус личности и понятие конституционных обязанностей

Исходя из того, что конституционные обязанности это элемент правового статуса личности, то сначала необходимо охарактеризовать понятие и содержание правового статуса личности в Российской Федерации. Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права, и конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия включаются следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Теперь, что непосредственно касается конституционных обязанностей граждан. Само слово "Конституция" - латинского происхождения, от "constitutio" - установление, устроение. Традиционно, этим термином определяется основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство; избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти и управления, основные право и обязанности граждан. Конституционные обязанности - это установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан. Основные права и обязанности являются таковыми не только по форме, будучи закрепленными

в Конституции, но и по содержанию, поскольку они являются определяющими в отношении всех иных обязанностей.

.2 Признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации

Для конституционных обязанностей характерными являются определенные признаки, свойства, которые отличают их от других обязанностей. Эти признаки определяют в своей совокупности юридическую природу основных обязанностей.

. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Итак, конституционные обязанности по своему смыслу и содержанию составляют неотъемлемую часть правового статуса человека и гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности - это общеобязательные, установленные Конституцией Российской Федерации и раскрываемые в отраслевых нормах права, правила поведения человека и гражданина за неисполнение которых предусмотрена юридическая ответственность. Основными признаками их являются: верховенство, общий вид, действие на всей территории России, равноправие для всех лиц, постоянно действующий непрерывный характер.

Глава 2. Юридическая природа конституционных обязанностей

.1 Общая характеристика понятия

Современный этап конституционного развития России характеризуется кардинальными изменениями, происходящими в жизни общества и государства. Расширение сферы конституционного регулирования способствовало наиболее полному и последовательному закреплению в рамках Конституции целого комплекса обязанностей человека и гражданина. Изучение конституционных обязанностей предполагает анализ их юридической природы.

Под юридической природой обычно понимается совокупность тех специфических признаков, которые позволяют отграничить, выделить из массы правовых явлений какое-либо одно. В данном случае речь идет о выделении важнейших специфических особенностей конституционных обязанностей российских граждан, которые позволили бы отличить их от других, близких им правовых явлений. Именно в таком смысле будет идти речь о юридической природе конституционных обязанностей. При этом не подлежит сомнению, что их юридическая природа может быть правильно раскрыта, понята и оценена лишь в связи с их сущностью.

Вопрос о юридической природе конституционных обязанностей имеет большое научное и политико-практическое значение. Выявляя специфику юридической природы конституционных обязанностей, можно глубже проникнуть в их сущность, полнее установить их место в закреплении положения человека в обществе и государстве. Вместе с тем правильное представление о юридической природе конституционных обязанностей позволяет раскрыть ту роль, которую играют государство, его органы и общественные организации, а также сами граждане в воплощении их в жизнь.

В работах, опубликованных в 70-х - 80-х годах ХХ в., наблюдалось повышенное внимание к юридической стороне прав и обязанностей граждан. Более тщательному анализу подвергались особенности тех отношений и связей, которые опосредуются в правах и обязанностях, полнее выявляется их специфика. И все же, несмотря на проделанную работу, юридическая сторона конституционных обязанностей - по-прежнему мало разработанная проблема. Так, до сих пор остается дискуссионным вопрос о том, имеют ли конституционные обязанности субъективный характер. Хотя проблема юридической природы конституционных обязанностей не исчерпывается обсуждением их субъективного характера, тем не менее, этот вопрос занимает одно из центральных мест и нуждается в первоочередном рассмотрении.

В юридической литературе о характере записанных в Конституции прав и обязанностей сложились две противоположные точки зрения. Сторонники одной из них отрицают субъективный характер конституционных прав и обязанностей, приверженцы другой, напротив, решительно высказываются за признание за ними такого качества. Если в прошлом первая точка зрения была господствующей, то теперь, видимо, большинство за теми, кто отстаивает субъективный характер конституционных прав и обязанностей.

Ученые, отрицающие за ними качество субъективности, для подтверждения своего мнения выдвигают ряд доводов. Но все они в конечном счете опираются на одно исходное положение - субъективное право может существовать только в рамках конкретного правового отношения, что оно, «взятое вне правоотношения, исключенное из него, превращается в ничто, в социальный нуль». Одно это положение само нуждается в доказательстве и не может рассматриваться в качестве некоей правовой аксиомы. Такое истолкование субъективного права всецело вытекает из его противопоставления так называемому объективному праву.

Существующее в литературе представление о правовом статусе как о совокупности записанных в законе прав и обязанностей граждан мало конструктивного может дать для решения этой задачи. В этом случае получается, что выявление юридической природы прав и обязанностей следует выводить из самих прав и обязанностей. Но и такое понимание правового статуса, поскольку оно утверждает самостоятельность конституционных прав и обязанностей, их принадлежность не только всем, но и каждому гражданину, позволяет глубже проникнуть в их правовую природу.

2.2 Юридическое значение конституционных обязанностей

В правовом государстве обязанности представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности.

Обязанности, как и права, носят реальный характер и коренным образом отличаются от тех обязанностей, которые декларативно провозглашаются в Конституциях социалистических стран, где государство - чужая для них сила, сила, служащая интересам одной лишь, господствующей во всех сферах общественной жизни партии.

Конституционные обязанности человека и гражданина - это выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории. К этому определению, соответственно, относятся как граждане, так и не граждане данного государства.

Иными словами обязанности можно определить как конкретную (нормированную) форму выражения ответственности. Будучи предписаниями о должном, они представляют собой четко зафиксированный в законодательном порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Этот реестр выражает минимум, а не максимум, так как законом нельзя охватить всего содержания и всех форм проявления ответственности.

Обязанности устанавливаются как в интересах общества, так и в интересах самого правообязанного субъекта. Конечно, отдельно взятая юридическая обязанность ограничивает в известной мере свободу индивида, его волю, желания; она может внешне восприниматься им как нечто стесняющее его действия, как форма принуждения (например, обязанность защиты отечества и уплаты налогов). Там не менее обязанность, наряду с правом, - предпосылка свободы и, в конечном счете, выражает собственные интересы ее носителя, даже если он этого не осознает.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Обязанности являются составной частью правового статуса личности. Этим и определяется то, что они закрепляются в гл. 2 Основного закона.

Истолкование юридической природы конституционных обязанностей с позиций теории правоотношений и правоспособности отнюдь не заблуждение, не имеющее под собой сколько-нибудь серьезных оснований. На самом деле такие основания существуют, и они коренятся в том, что конституционные обязанности, будучи самостоятельным правовым явлением, имеют некоторые общие черты, присущие либо обязанностям в конкретных правоотношениях, либо правоспособности, что создает путаницу в определении их юридической природы.

Основанием для рассмотрения конституционных обязанностей с позиций теории правоотношений является то, что, во-первых, все виды обязанностей граждан могут быть охарактеризованы единым общим определением, а во-вторых, обязанности в конкретных правоотношениях служат главной формой реализации конституционных обязанностей. Естественно, это наталкивает, и не может не наталкивать, на сопоставление первых со вторыми. Некоторые черты конституционных обязанностей и, в частности, широта их содержания, принадлежность всем гражданам, преимущественная реализация через конкретное правоотношение могут послужить основанием для подхода к ним с позиций правоспособности.

Было бы ошибочно приписывать конституционным обязанностям, как и конституционным правам граждан, особенности и относительных, и абсолютных прав: конституционные права и обязанности в чем-то схожи и с первыми и со вторыми, но это сходство не имеет глубоких корней, и потому они не могут быть приравнены по своему характеру ни к тем, ни к другим.

Глава 3. Характер закрепления основных обязанностей человека и гражданина по Конституции Российской Федерации

.1 Классификация основных обязанностей

В основном нормы, закрепляющие обязанности человека и гражданина закреплены в главе второй Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Можно согласиться с тем, что это определённое нарушение правил юридической техники (тем более, что в ст. 64, завершающей главу вторую, говорится, что «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности»). Частично оно объясняется тем, что некоторые из обязанностей тесно связаны с соответствующими правами, а также попыткой ещё раз подчеркнуть приоритетное положение прав и свобод человека по сравнению с общественными и государственными интересами, которые фиксируются, в том числе, в обязанностях. Из-за указанного недостатка в названии главы второй и формулировки первого предложения ст. 18 Конституции РФ, по справедливому замечанию А.В. Мазурова, «тем самым конституционные обязанности, в отличие от прав и свобод, не отнесены к непосредственно действующим, что на практике способствует их игнорированию и злоупотреблению конституционными правами и свободами. Между тем без обязанностей личности её конституционный статус не может быть уяснён на практике. Поэтому в Конституции необходимо установить, что непосредственно действующими в России являются не только права и свободы, но и обязанности». С этим предложением следует согласиться.

) Классификация обязанностей по критерию наличия российского гражданства у субъекта несения соответствующих обязанностей - по этому критерию выделяются обязанности человека и обязанности гражданина РФ. Как пишет, Б.С. Эбзеев, «обязанности человека имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в обществе, в котором только и возможно его становление как личности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами человеческой личности». С точки зрения этой классификации мы должны к конституционным обязанностям человека в России отнести:

уважение прав и свобод других лиц;

заботу о детях и нетрудоспособных родителях;

заботу о памятниках истории и культуры;

уплату налогов и сборов;

сохранение природы и окружающей среды.

В отличие от обязанностей человека обязанности гражданина вытекают из сочленства индивида в государстве, они являются отражением государственно-правового качества личности. Отсюда не следует, что обязанности гражданина есть только услуга индивида государству, сочленом которого он является; ряд обязанностей, возложенных Конституцией РФ на гражданина, предполагает, что в процессе их осуществления он выступает от имени государства, а само такое осуществление носит характер государственной деятельности8. С формально-юридической точки зрения к конституционным обязанностям гражданина РФ мы должны отнести:

защиту Отечества.

Как пишет С.А. Авакьян, в других случаях «обязанности, развивающие права и свободы, специально закрепляются в нормах Конституции совместно с этими правами и свободами. Например, в ч. 2 ст. 38 Конституции сказано: «Забота о детях, их воспитание - «равное право и обязанность родителей», а в ч. 3 той же статьи говорится: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях».

Наряду с этим некоторые статьи Конституции специально посвящены только обязанностям граждан. Это следующие конституционные обязанности:

платить законно установленные налоги и сборы;

сохранять природу и окружающую среду;

защищать Отечество.

.2 Особенности конституционных обязанностей человека и гражданина РФ

Применительно к несению и выполнению конституционных (основных) обязанностей важно помнить о принципе равенства. Совершенно справедливо именно с него начинает рассмотрение вопроса о конституционных обязанностях М.В. Баглай. В ч. 2 ст. 6 Конституции РФ говорится о том, что каждый гражданин РФ исполняет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Следует обратить внимание, что говорится именно о равенстве обязанностей граждан РФ. У граждан РФ и иностранцев и лиц без гражданства обязанности по объёму не совпадают. Тем не менее, это не означает произвольной дискриминации лиц, не имеющих российского гражданства. Применительно к ним действуют положения ч. 1 ст. 19 («Все равны перед законом и судом») и ч. 3 ст. 62 Конституции РФ (иностранные граждане и лица без гражданства несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ).

По обоснованному мнению Д.С. Белявского, у данной нормы не совсем удачная формулировка. Во-первых, остаётся открытым вопрос о том, на кого она распространяется. Буквальное толкование (а оно должно иметь приоритет) термина «граждане» означает, что она распространяется на лиц, имеющих гражданство какого-либо государства (РФ или другого государства). Совершенно неясно, почему из адресатов нормы исключены лица без гражданства. В соответствии же с традиционным подходом, имевшим распространение в основном в советский период, а затем в РФ в начале 90-х, под «гражданами» понимаются исключительно граждане РФ. Такой подход тоже не идеален, в связи с тем, что в Конституции РФ, наряду с понятием «граждане» используется и понятие «граждане РФ» (например, ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). К тому же он тоже совершенно необоснованно снимает с иностранцев и апатридов, находящихся на территории РФ, обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы. Т.е. в данном случае требуется расширительное толкование.

Эта конституционная обязанность также вытекает не только из правовых, но и моральных и религиозных норм. Исполнение этой обязанности не связывается с наличием или отсутствием российского гражданства у кого-либо из родителей или детей.

В соответствии с ч. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная обязанность предполагает не только отсутствие посягательств на памятники истории и культуры со стороны живущих в России людей, но и их активные действия по сохранению памятников истории и культуры (например, участие в реставрации памятников истории и культуры, пожертвования на соответствующие работы и т.д.).

Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В условиях капиталистического государства (в отличие от социалистического) возрастает значение чёткого и своевременного выполнения всеми лицами, проживающими в России, этой обязанности.

Глава 4. Содержание конституционных обязанностей граждан Российской Федерации

.1 Защита Отечества, получение основного общего образования, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью российских граждан. Указанное положение Конституции Российской Федерации соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. В ст. 29 Всеобщей декларации прав человека записано: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности". В Международном пакте о гражданских и политических правах также зафиксировано, что "отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит". Государство, принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, имеет право требовать от них правомерного поведения, которое бы соответствовало эталонам, зафиксированным в юридических нормах. В этих целях государство формулирует свои требования в системе обязанностей и устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Под юридической обязанностью понимается установленная законом мера должного, общественно необходимого поведения, а также вид (линия) поведения. Поведение должно определяться и устанавливаться государством, оно должно быть не только необходимым, но и возможным.

В Российской Федерации конституционная (основная) обязанность - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции и федеральном законодательстве необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Возлагая воинскую обязанность на российских граждан, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает конкретные категории граждан, на которых она распространяется. Так, например, не подлежат воинскому учету граждане, отбывающие наказание в виде лишения свободы, женского пола, не имеющие военно-учетной специальности, постоянно проживающие за пределами России (п. 1 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Освобождаются от призыва на военную службу и, следовательно, военной службы по призыву, граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, имеющие ученую степень кандидата наук или доктора наук, в силу семейных обстоятельств и в других случаях, а ряд категорий граждан не подлежит призыву по морально-психологическим качествам (отбывающие отдельные виды уголовных наказаний, находящиеся под следствием или дознанием и др.).

Таким образом, можно сделать вывод, что не на всех российских граждан, имеющих возможность исполнять воинскую обязанность, она возлагается государством. Следовательно, в данном случае речь идет о необходимой по закону возможности, т.е. правовой необходимости. Правовую необходимость возложения воинской обязанности на различные категории граждан определяет государство посредством издания соответствующего закона, исходя из конкретных исторических условий общественной жизни. По действующему российскому законодательству воинская обязанность не является всеобщей. Она является производной от конституционной обязанности российских граждан по защите Отечества, а производной от воинской обязанности является обязанность военной службы по призыву отдельных категорий российских граждан. Таким образом, в соответствии с конституционным принципом равенства обязанностей (ч. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации) все российские граждане являются носителями конституционной обязанности по защите Отечества, но не все являются носителями юридической обязанности военной службы. Следовательно, обязанность военной службы, имея конституционное происхождение, не является конституционной обязанностью российских граждан, поскольку обязанность по несению военной службы не является равной обязанностью российских граждан, а является юридической обязанностью их отдельных категорий.

Граждане могут исполнять свою обязанность по защите Отечества путем предоставления материальных средств, необходимых для организации обороны страны (уплата общих и специальных налогов, автотранспортная, гужевая, судовая, квартирная повинности), работая на строительстве оборонных сооружений, на оборонных предприятиях и т.д. Однако основными формами защиты Отечества в мирное время являются воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву, и исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Таким образом, конституционная обязанность по защите Отечества - это установленная Российской Федерацией в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные законом вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение.

Однако конституционная обязанность граждан по защите Отечества предполагает не только необходимость исполнения воинской обязанности, в том числе в виде военной службы по призыву, отдельными категориями российских граждан, но и возможность исполнять конституционный долг по защите Отечества. Термин "долг" означает, что требование конституционной нормы носит не только юридический, но и глубоко нравственный характер. Понятие "долг", с одной стороны, подчеркивает нравственную обязанность, в данном случае по защите Отечества, а с другой - возможность добровольно возложить на себя соответствующие обязанности, например, по исполнению военной службы, что нашло юридическое закрепление в п. 4 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": "Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу ...". Носитель конституционных обязанностей должен строго следовать предписанным законом виду и мере поведения, но в границах этого правового требования он может проявлять свою самостоятельность и активность, как в постановке цели, так и в ее реализации. В условиях демократического общества обязанное лицо является не пассивным объектом государственного властвования, а активной личностью, для которой практическое воплощение в жизнь обязанностей есть свободный творческий процесс, полный инициативы и созидания.

Реализовать конституционный долг по защите Отечества российские граждане могут в формах, установленных законом. Так, Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" предусмотрены добровольная подготовка к военной службе, исполнение военной службы по контракту, поступление граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования.

Право на поступление на военную службу по контракту является одной из форм реализации права российских граждан на труд, гарантированного ст. 37 Конституции Российской Федерации. Военная служба по призыву имеет обязательный характер в отношении всех граждан, на которых распространяется, и, следовательно, не противоречит ст. 19 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Конституционные принципы равенства предполагают равенство возможностей, в том числе в выборе путей исполнения конституционной обязанности. Так, любой гражданин, подлежащий призыву на военную службу, может на законном основании воспользоваться отсрочкой от призыва, например, при поступлении в учебное заведение профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, реализуя при этом конституционное право на образование, гарантированное ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации.

Различные правовые последствия, связанные с таким свободным выбором, не могут рассматриваться как нарушение гарантий, закрепленных в ст. 19 (ч. 2) Конституции Российской Федерации. Следовательно, призыв на военную службу и военная служба по призыву, являющиеся по российскому законодательству формами воинской обязанности, не предполагают лишение граждан права на труд, но ограничивают их на определенный законом срок в реализации их конституционного права на свободное распоряжение своими способностями к труду и выбор рода деятельности.

Долг и обязанность по защите Отечества в различных формах, в том числе в форме исполнения военной службы, Конституция Российской Федерации возлагает на российских граждан. Имеют ли возможность нести военную службу иностранные граждане в современной России? В настоящее время ст. 62 Конституции Российской Федерации закрепляет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором.

В соответствии со ст. 32 Конституции Российской Федерации равный доступ к государственной службе имеют только граждане Российской Федерации. Статьей 59 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" обязанность по защите Отечества, воинская обязанность, в том числе обязанность прохождения военной службы по призыву, и право добровольного исполнения конституционного долга по защите Отечества предусмотрены исключительно для граждан Российской Федерации. В то же время Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" не устанавливает прямого запрета на военную службу иностранцев.

В отдельных случаях государство может допускать возможность военной службы иностранных граждан. Так, некоторые страны - участницы Содружества Независимых Государств до формирования национальных военных кадров допускали возможность комплектования своих вооруженных сил военнослужащими, являющимися гражданами Российской Федерации. В настоящее время в России с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ предусмотрена возможность военной службы по контракту иностранных граждан на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. В основном предполагается военная служба иностранных граждан, являющихся гражданами государств - участников Содружества Независимых Государств.

Будучи производной от гражданства, обязанность по защите государства является неотъемлемой частью понятия гражданства. Согласно ст. 62 Конституции Российской Федерации за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Гражданину Российской Федерации может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. Особое значение имеет указание на то, что граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Следовательно, граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство, должны исполнять возложенную на них обязанность по защите Отечества, в том числе и в форме воинской обязанности, наравне со всеми другими гражданами России. За такими гражданами следует также признать их право на общих с другими гражданами Российской Федерации основаниях поступить на военную службу в добровольном порядке по контракту.

Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Россия богата памятниками, отразившими вехи её многовековой истории. Наше культурно-историческое наследие - это духовный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности, который, наравне с природными богатствами, является главным основанием для национального самоуважения и признания России мировым сообществом. Наследие во многом формирует менталитет, утверждает преемственность гуманитарных ценностей и сохраняет традиции. Сохранение культурного наследия - основа дальнейшего развития общества, это конституционная обязанность каждого гражданина страны.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». (Принят Государственной Думой 24 мая 2002 года. Одобрен Советом Федерации 14 июня 2002 года) - Закон направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, а также реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии со статьей 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Статья 240 ГК предусматривает возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится к каждому. Понятие "памятники истории и культуры" (иначе - объекты культурного наследия) раскрывается в ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ.

Конституционный Суд в Постановлении от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации" указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны, относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов.

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность установления ответственности за нарушения законодательства о культуре. УК в ст. 243 предусматривает за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 7.13 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, см. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

4.2 Обязанность охранять природу и окружающую среду, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, уважение прав и свобод других лиц

конституционный обязанность личность закон

Обязанность охранять природу и окружающую среду. Статья 58 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П). Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования. Однако в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 1, ст. 8 Конституции), налоги приобретают первостепенное значение. Неисполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы подрывало бы основы конституционного строя РФ, закрепленные в гл. 1 Конституции. Именно поэтому обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования. Этим объясняется возможность бесспорного взыскания налогов при условии его последующего судебного контроля.

Уважение прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Заключение

Итак, проанализировав и изучив нормы Конституции Российской Федерации, устанавливающие конституционные обязанности человека и гражданина, изучив иные нормативно-правовые акты по данному вопросу, рассмотрев учебную и научную литературу по данной теме, я могу сказать, что цели и задачи курсовой работы достигнуты в полном объеме. Полученный материал в заключении позволяет сделать следующие выводы:

Конституционные обязанности можно определить как установленные государством и закрепленные в Конституции Российской Федерации виды общественно необходимого поведения граждан. Основными признаками конституционных обязанностей являются: их верховенство, базовый характер, общий вид, всеобщность по территории и кругу лиц, равноправие, постоянно действующий непрерывный характер.

История формирования и развития конституционных обязанностей в России берет свое начало с Конституции РСФСР 1917г, когда были закреплены всеобщая трудовая и воинская обязанности. Анализ последующих Конституций говорит о развития и расширении круга данных обязанностей.

Конституция Российской Федерации закрепляет следующие виды конституционных обязанностей человека и гражданина: защита Отечества, получение основного общего образования, обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, обязанность сохранять природу и окружающую среду, обязанность платить законно установленные налоги и сборы, уважение прав и свобод других лиц, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Этот перечень не является исчерпывающим, для отдельных категорий граждан, в зависимости от их статуса могут дополнительно вводится конституционные обязанности. Конкретную детализацию данные обязанности получают в отраслевых нормативно-правовых актах.

Особенности конституционных обязанностей граждан имеют субъективный характер, принадлежат каждому российскому гражданину, являются его личными обязанностями. Субъективность конституционных обязанностей проявляется в том, что они принадлежат не только всем вообще, но и каждому гражданину.

Юридическая природа конституционных обязанностей выявляется в контексте отношений и связей граждан с государством, поскольку положение человека в обществе определяется его местом в производстве и распределении материальных и духовных благ, в управлении государством. Человек в указанных отношениях выступает как гражданин, как член социально-политической общности, каковой является народ, как ассоциированный носитель суверенитета. Указанное качество гражданина имеет решающее значение и для понимания характера конституционных обязанностей, и для опосредуемых ими отношений. Российская Федерация также выступает в своем строго определенном качестве - как единая, охватывающая всех граждан политическая организация.

Юридическая природа конституционных обязанностей может быть правильно понята лишь в том случае, если они рассматриваются не только с позиций правового статуса граждан, но и в комплексе с другими его элементами: гражданством, общей правоспособностью, принципами, гарантиями, а также в связи с формами реализации этих обязанностей.

В основном нормы, закрепляющие обязанности человека и гражданина закреплены в главе второй Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина». Можно согласиться с тем, что это определённое нарушение правил юридической техники (тем более, что в ст. 64, завершающей главу вторую, говорится, что «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности»). Частично оно объясняется тем, что некоторые из обязанностей тесно связаны с соответствующими правами, а также попыткой ещё раз подчеркнуть приоритетное положение прав и свобод человека по сравнению с общественными и государственными интересами, которые фиксируются, в том числе, в обязанностях.

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

2.Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2-х тт. Т. 1. - М.: Юрист, 2009.

.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Норма, 2009.

.Белявский Д.С. К вопросу о конституционных обязанностях человека и гражданина как составной части правового положения личности // Взаимодействие международного и российского гуманитарного права в сфере конституционной защиты личности: Материалы международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону. Изд-во СКАГС, 2009.

.Бущенко А.П. Практика Европейского суда по правам человека. М., 2009. 215 с.

.Водолагин С. Конвенция о правах человека как составная часть правовой системы России // Рос. юстиция. 2010. № 8.

.Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Конституционное право России. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.

.Глотов С.А., Мизаев В.Д. Современная концепция прав человека в принципах и нормах Совета Европы: Спец. лек. курс. М., 2008. 247 с.

.Горшкова С.А. Стандарты Совета Европы по правам человека и российское законодательство. М., 2009. 266 с.

. Грибанов В.П. Осуществление и защита гражданских прав. 2-е изд. М., 2010. 207 с.

. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2009.

. Лукьянцев Г.Е. Европейские стандарты в области прав человека: Теория и практика функционирования европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. М., 2009. 278 с.

14. Мазуров А.В. Конституция и общественная практика. - М.: Частное право, 2009.

. Морозова Л.А. Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Гос. и право. 2010. № 7.

16. Участие власти в защите прав человека: комиссии и уполномоченные. М., 2010. 98 с.

17. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 2010.

Похожие работы на - Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!