Урегулирование международных споров

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,64 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Урегулирование международных споров

План

Введение

. Международное право и принцип мирного разрешения международных споров

.1 Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров

.2 Мирные способы урегулирования международных споров

. Международные судебные органы

.1 Международный Суд Организации Объединенных Наций

. Практическая деятельность органов ООН по мирному разрешению международных споров

.1 Международная ответственность

.2 Формы международной правовой ответственности государств

Организация коллективной безопасности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

правовое международное разрешение спор

Мировая политика - это соединение конфликтов и компромиссов. Элементы теории международных отношений присутствуют во многих произведениях политической философии, ибо вопрос о том, как избавить человечество от войн, занимал мыслителей с древних времён.

На политическую культуру многих народов накладывали отпечаток религии, неоднозначно подходившими к идеям мира. Если иудаизм, христианство и ислам допускали «священную войну» или «крестовый поход», то индуизм и буддизм признают войну как элемент существующего правопорядка.

Внешняя политика государств многие столетия строилась по принципу древних римлян: «хочешь мира - готовься к войне». На старинных пушках была надпись по латыни: последний аргумент королей».

Организация Объединённых Наций, ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Усилия межправительственных организаций системы ООН по разрешению межгосударственных конфликтов получили широкую известность и одобрение международной общественности.

Несмотря на то, что средства мирного урегулирования межгосударственных разногласий вырабатывались в течение чуть ли не всего исторического развития, международно-правовая норма императивного характера о мирном разрешении межгосударственных споров сформировалась сравнительно недавно. Становление этой нормы принято связывать с подписанием Гаагских конвенций о мирном разрешении международных столкновений 1899 и 1907 годов. Дальнейшее свое развитие принцип мирного разрешения международных споров нашел в уставах международных организаций, в том числе организаций системы ООН.

1. Международное право и принцип мирного разрешения международных споров

Принцип мирного урегулирования международных споров является одним из основных принципов современного международного права. Этот принцип логически вытекает из другого принципа международного права - принципа мирного сосуществования государств, принципа неприменения силы. Если принцип ненападения обязывает государства воздержаться от угрозы силы или применения силы в отношениях между собой, то принцип мирного разрешения международных споров обязывает государства решать споры между собой любыми мирными способами. История утверждения принципа мирного разрешения международных споров тесно переплетается с историей становления в международном праве принципа ненападения.

Каждый спор является определённой спорной ситуацией, но не каждая ситуация перерастает в спор. Т.о. понятие спорной ситуацией шире понятие спора ещё и потому, ситуация может появиться ещё до возникновения спора и существовать после его урегулирования.

Как уже говорилось выше, международные споры и ситуации бывают двух видов: те, которые угрожают международному миру и безопасности и те, которые такой угрозы не несут. Только после второй мировой войны произошло более 450 споров и ситуаций разных видов. Наиболее опасным является первый вид, т.к. они могут перерасти в вооружённый конфликт, хотя и второй вид имеет такую возможность. Поэтому важно вовремя предупреждать возникновение споров и ситуаций и не допускать перерастания в международный конфликт.

Различие между спором и ситуацией имеет и юридическое значение в ООН. При рассмотрении спора в Совете Безопасности государство, участвующее в споре, должно воздержаться от голосования. Здесь действует принцип: никто не может быть судьёй в своём собственном деле. При рассмотрении спорной ситуации такого воздержания не требуется.

Различаются споры юридические и политические. Это различие относительное, часто его трудно провести. Устав ООН употребляет термин «споры юридического характера», которые, по общему правилу, должны передаваться спорящими государствами в Международный суд ООН. Согласно ст.36 его Статута, к «правовым спорам» относятся прежде всего споры, которые касаются толкованию международных договоров, любого другого вопроса международного права, наличия факта нарушения международных обязательств, возмещения, причитающего за нарушения таких обязательств.

К политическим спорам относятся территориальные споры, в отношении государственной границ. Они обычно являются и наиболее опасными спорами, и решаться они должны также мирными средствами.

Наиболее правильным будет относить к категории спор самый широкий круг неурегулированных вопросов. Это будет обязывать государства обращаться к исключительно мирным способам урегулирования противоречий между ними. Ст.33 и 34 Устава ООН обязывают государства к мирному урегулированию не только международных споров, но и ситуаций. Речь идёт, прежде всего о тех спорах и ситуациях, которые могут привести к нарушению международного мира и безопасности.

Можно сделать вывод о том, что Устав различает споры и ситуации, которые могут привести к нарушению международного мира и безопасности и такие, которые такой угрозы не составляют. ООН обязывает государства урегулировать мирным путём даже самые незначительные споры, которые могут нести угрозу миру, хотя и без необходимости немедленного их разрешения.

1.1 Правовое содержание принципа мирного разрешения международных споров

Юридическое содержание принципа мирного решения международных споров составляет совокупность прав и обязанностей государств - участников спора.

Спорящие стороны обязаны разрешать свои споры исключительно мирными средствами. Перечень мирных средств урегулирования содержится в гл. VI Устава ООН. Согласно п.1 ст.33 Устава, «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стараться разрешить спор путём переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору».

Государства не вправе оставлять свои международные споры не разрешёнными. Это означает, во-первых, требование о скорейшем разрешении международного спора и, во-вторых, необходимость продолжения путей урегулирования, если взаимно согласованный спорящими сторонами способ урегулирования не принёс позитивных результатов. Под скорейшим разрешением международных споров следует понимать строгое соблюдение взаимно согласованных сроков урегулирования. Эти сроки налагают на спорящие стороны обязанность не ограничиваться каким-либо одним средством или процедурой мирного разрешения спора, а использовать и другие средства, если спор не удалось уладить первоначальным средством урегулирования.

На государства возлагается обязанность воздержаться от действий, которые могут привести к обострению спора. Под такими действиями понимаются действия сторон, последствия которых могут привести к нарушению международного мира и безопасности, а также могут изменить сложившееся положение в пользу одной из сторон, при этом нарушив интересы другой.

Государства обязаны урегулировать свои международные споры на основе права и справедливости. Это предполагает применение норм и принципов международного права, а также норм договорного и обычного права. Применение норм международного права подразумевает применение:

·Международных конвенций, как общих, так и специальных, устанавливающих правила, определённо признанные спорящими государствами;

·Международных обычаев, как доказательства всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

·Общих принципов права, признанных цивилизованными націями;

·Судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. (ст.38 Статута Международного Суда ООН).

1.2 Мирные способы урегулирования международных споров

Современное международное право включает в себя как обычные, так и договорные нормы, которые определяют средства, способы и процедуру мирного урегулирования международных споров.

Эти средства возникли и утвердились не одновременно. В ходе развития международного права они претерпевали значительных изменений, совершенствовались и приобретали настоящий демократический характер.

Средства и способы мирного урегулирования международных споров существовали до утверждения принципа мирного урегулирования споров между государствами. К таким способам, прежде всего, относятся «добрые услуги», посредничество, переговоры, арбитраж, но эти средства не имели эффективного воздействия на спорящие стороны, т.к. обращения к ним зависело от доброй воли государств-участников спора, а не составляло их обязанность с точки зрения международного права. Все эти способы не имело должного значения и потому, что существовало признание правомерности войны, как способа разрешения международных споров. Конвенции 1899 и 1907гг. хотя и установили процедуру мирного урегулирования споров, но обращение к ней государств имело факультативный характер. Гаагские конвенции не запрещали войну, как средство решения международных споров. И только после второй мировой войны принцип мирного урегулирования международных споров нашёл отображение в Уставе ООН и приобрёл официальный статус.

К мирным средствам урегулирования международных споров п.1 ст.33 Устава ООН относит переговоры, обследования, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям. Устав также оставляет за сторонами-участницами спора право выбрать любой другой мирный способ разрешения спора. Мирные средства урегулирования международных споров, перечисленные в ст.33 Устава, не являются исчерпывающими.

Особое значение в деле мирного урегулирования международных споров имеют переговоры, т.к. без них вообще нельзя обойтись при мирном урегулировании.

Под непосредственными переговорами понимают двустороннее обсуждение спорных проблем, многосторонние встречи именуются конференциями и совещаниями.

Непосредственные переговоры - это не только средство урегулирования международных споров. Они могут проводиться не только по спорным вопросам, но и для обмена мнениями по какой-либо проблеме, для обмена информацией и т.п.

То, что непосредственные переговоры стоят на первом месте в ст.33 Устава не случайно. Их первоочерёдность признана во многих международно-правовых актах (Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов, Декларации о принципах международного права ООН 1970г., в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975г.). Переговоры являются главным средством решения международных споров. Фактически, все средства мирного урегулирования имеют непосредственную связь с переговорами: двусторонние и многосторонние переговоры применяются на международных конференциях, при участие третей стороны («добрые услуги», посредничество). Использование консультационных органов (согласительных и следственных комиссий), судебное разбирательство - Международный и третейский суд - также невозможно без непосредственных переговоров.

Государствам гораздо легче урегулировать свой спор путём переговоров между собой, чем прибегать к другим средствам решения спора.

Переговоры - одно из самих гибких средств урегулирования международных разногласий. Они могут вестись как на официальном уровне, вплоть до глав государств, так и неофициально - письменно, устно, «без галстуков». Ещё одним преимуществом непосредственных переговоров является то, что затрудняется какое-либо давление со стороны третьих государств, международных организаций.

Одной из разновидностей переговоров являются взаимные консультации. Они являются не только средством разрешения международных споров, но и способствуют укреплению связей между государствами. Если проведение консультаций предусмотрено международными договорами, то в этом случае они обязательны для стран-участниц договора. Например, на общеевропейской встрече в Париже (1990г.) было решено проводить регулярные политические консультации на уровне Совета министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ.

2. Международные судебные органы

Исходя из статьи 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом ООН. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.

Вторая Гаагская мирная конференция 1907 года учредила два органа:

Международную призовую палату и Третейский суд, деятельность которых должна была носить значительно более постоянный характер, чем судопроизводство Постоянной Палаты Третейского Суда. По различным причинам попытки создания этих судов не увенчались успехом, но само решение об их учреждении очень показательно как доказательство стремления государств сделать первый шаг по пути организации процесса судебного разбирательства на международном уровне. Хронологически первым международным судебным органом стал Центральноамериканский суд. Он был учрежден в 1907 году Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором под прямым политическим давление США. Суд создавался для обеспечения политической стабильности и форсирования политического объединения государств субрегиона. Он просуществовал только десять лет, проявив полную неспособность справиться с поставленными перед ним задачами. Центральноамериканский суд не оказал сколько-нибудь заметного влияния на развитие международного права и практику построения международных судебных органов. Практически создать международный суд стало возможным только после первой мировой войны.

2.1 Международный Суд Организации Объединенных Наций

В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусмотрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства.

Статут Международного Суда вместе с главой ХIV Устава ООН, неотъемлемой частью которого он является, был разработан на конференции в Думбартон-Оксе (1944 год), в Комитете юристов в Вашингтоне и на конференции в Сан-Франциско 1945 года.

За исключением незначительных изменений, большая часть которых носит чисто формальный характер, Статут Международного Суда тождественен Статуту Постоянной Палаты Международного Правосудия. Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в силу 24 октября того же года, Международный Суд является главным судебным органом ООН. Значение и место Суда в рамках ООН хорошо отразил в своей инаугурационной речи 18 апреля 1946 года, тогдашний председатель Генеральной Ассамблеи Статута Суда господин Спаак: «Уважаемые члены Суда! Я не рискну заявить, что Международный Суд является самым важным органом ООН, но мне кажется, можно утверждать, что нет иного более важного органа. Конечно, Генеральная Ассамблея является более многочисленной, Совет Безопасности - более эффективным, возможно деятельность ЭКОСОС более постоянна и разнообразна. Ваша работа будет, скорее менее заметной, но я убежден, что она исключительна по своей значимости. Лично я надеюсь, что с каждым днем ваши обязанности будут становиться все более важными». Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а не члены ООН могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).

3.Практическая деятельность органов ООН по мирному разрешению международных споров

Правовая основа мирного разрешения споров в межправительственных организациях системы ООН. Усилия межправительственных организаций системы ООН по разрешению межгосударственных конфликтов получили широкую известность и одобрение международной общественности.

Несмотря на то, что средства мирного урегулирования межгосударственных разногласий вырабатывались в течение чуть ли не всего исторического развития, международно-правовая норма императивного характера о мирном разрешении межгосударственных споров сформировалась сравнительно недавно. Становление этой нормы принято связывать с подписанием Гаагских конвенций о мирном разрешении международных столкновений 1899 и 1907 годов . Дальнейшее свое развитие принцип мирного разрешения международных споров нашел в уставах международных организаций, в том числе организаций системы ООН.

Учредительные документы межправительственных организаций системы ООН закрепляют как сам принцип мирного разрешения споров, так и средства урегулирования межгосударственных разногласий. Наиболее широкая компетенция в области мирного разрешения споров закреплена в Уставе самой Организации Объединенных Наций. В нем общий подход в отношении мирного разрешения споров основан на четком определении обязательств ООН и обязательств государств-членов. В силу этого Устав ООН закрепляет мирное урегулирование споров и как цель организации, и как принцип поведения государств-членов. В то же время для самой ООН мирное разрешение споров скорее не цель, но средство достижения главной цели - поддержания мира и международной безопасности. В Уставе ООН достаточно четко проведена мысль, что в отношении межгосударственных конфликтов Организация Объединенных Наций выполняет две функции: а) помогает спорящим сторонам найти мирное решение и 6) принимает меры к прекращению военного конфликта. В уставах специализированных учреждений компетенция международных организаций в области мирного разрешения споров определена на более узкой основе и касается лишь споров в специальных сферах сотрудничества - ст. 84-88 Устава ИКАО, ст. IX Устава МБРР, ст. 187-189 Устава МАГАТЭ, ст. 16-18 Генерального соглашения по тарифам и торговле, ст. 26 Устава МОТ.

Уставные положения по поводу мирного разрешения споров в системе ООН получили развитие в нормах права международных организаций. Чаще всего этими нормами служат положения резолюций-рекомендаций межправительственных организаций*. Прежде всего здесь следует назвать резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, также, как Декларация о принципах международного права 1970 года, касающиеся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, и др. Последние десятилетия в системе ООН были отмечены особым вниманием к вопросам разрешения споров, в том числе и к вопросам совершенствования нормативно-правового закрепления этого принципа. В 1982 году была принята Манильская декларация о мирном разрешении международных споров, в 1988 году - Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности. В этих документах подчеркивалось, что роль межправительственных организаций системы ООН в мирном разрешении споров неуклонно повышается и заключается как в контроле за выполнением государствами-членами обязательств по реализации этой нормы международного права, так и в принятии превентивных мер.

В системе ООН неоднократно ставился вопрос и о выработке универсальной конвенции о мирном разрешении международных споров. дотвращения конфликтных ситуаций или в предложении средств разрешения конкретного межгосударственного спора. Важной особенностью Манильской декларации 1982 года является то обстоятельство, что в этом документе в разделе 1 очерчен круг норм международного публичного права, на базе которых должен разрешаться любой международный конфликт.

3.1 Международная ответственность

Правонарушения, которые создают угрозу или возможность угрозы миру, посягают на права народов принято называть во внешнеполитических актах международными преступлениями. Во всех международных актах понятие «преступление» в применении к действиям государства употребляется не в смысле уголовного права, а в том смысле, что данные действия являются правонарушениями, носящими особо опасный характер, и что они могут вызвать более суровые международные санкции. Такие санкции могут иметь невоенный или военный характер со стороны ООН.

Т.о. в международном праве различают два вида международного деликта: международное правонарушение и международное преступление.

Чтобы констатировать наличие международного деликта, необходимо установить, во-первых, что существует поведение, выраженное в действии или бездействии государства, и, во-вторых, что такое поведение представляет собой нарушение международно-правового обязательства.

Положение государственного органа в системе государственного аппарата не имеет существенного значения для возникновения международно-правовой ответственности.

В случае принятия законодательным органом, нормативного акта, который противоречит международным обязательствам государства, то международно-правовая ответственность наступает сразу же после промульгации акта. Если не издание закона, привело к последствиям, которые должны были быть предупреждены данным законом и в результате этого были нарушены международные обязательства государства, то это также является основанием для наступления ответственности государства. Т.е. в случаях, когда издание закона прямо не предусмотрено международным договором, государство вправе принимать любые другие меры для предотвращения правонарушений.

Государство несёт ответственность за деятельность своих исполнительных органов, при чём не только высших, но и органов низшего звена исполнительной власти.

Международная ответственность может наступить в результате действия или бездействия национальных судов, т.к. они тоже являются государственными органами. Например, в случае нарушении прав иностранного гражданина, он обязан исчерпать так называемый «внутренний ресурс», т.е. защищать свои права в судебных органах данного государства и только в том случае, когда его претензии не будут удовлетворены, государство, гражданином которого он является, реализует право на его дипломатическую защиту. Здесь под правонарушением понимается не сам факт причинения ущерба иностранному гражданину, а противоправное действие или бездействие судебного органа.

Действия должностного лица или органа, действующего под прикрытием своего официального статуса или с использованием служебных средств и которые причинили вред другому государству или его гражданам, считаются действиями самого государства и являются основанием для международной ответственности государства.

Государство не может уйти от международной ответственности, ссылаясь на внутреннее право (якобы органы данного государства действовали в соответствии с внутренним правом). Необходимо различать виды действий государства: действия другого государства, осуществляемые на территории соответствующего государства с его согласия, и действия, и действия, которые совершаются без его согласия.

Если действия другого государства являются нарушением международного права и направлены против третьего государства и осуществляются на территории или с территории данного государства, то оно становится соучастником противоправных действий иностранного государства.

Когда неправомерные действия иностранного государства, направленные против третьего государства, осуществляются на территории или с территории данного государства без его явно выраженного или молчаливого согласия, тогда это государство несет за такие действия ответственность лишь в случаях, если его органы не проявили необходимой бдительности и не приняли мер для пресечения таких действия иностранного государства.

Для возникновения конкретных отношений ответственности, как правило, необходимо, чтобы действия государства-правонарушителя причинили конкретный вред, материальный или нематериальный, законным интересам другого государства. Если произошло особо опасное правонарушение, то возможны отношения ответственности на основании причиненного вреда международному сообществу в целом.

Можно выделить две основные категории ущерба, причиненного международными правонарушениями: материальный ущерб (причиненный людям и имуществу) и нематериальный ущерб (начиная от различных форм нарушения государственного суверенитета и заканчивая ущербом, причиненным чести и достоинству государства).

В отношении значения вины для возникновения международной правовой ответственности государства в доктрине имеются прямо противоположные мнения. Значительная часть доктрины склоняется к тому мнению, что вина предполагается при любом нарушении государством его международных обязательств. Однако при совершении простых правонарушений (деликтов) государство правонарушитель имеет право доказывать свою невиновность, например, пограничные инциденты. Что касается международных преступлений, то здесь сам характер действий такой, при котором возможно только их виновное совершение.

Следует отметить, что международное право постоянно изменяется. В результате существенных изменений в международном праве произошли значительные изменения в основаниях международно-правовой ответственности государства. Появилось много новых составов правонарушений государства, не известных классическому международному праву. Это использование силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях и, прежде всего, развязывание и ведение агрессивной войны, преступления против человечества, геноцид, апартеид, нарушение прав человека, международный терроризм и другие.

3.2 Формы международной правовой ответственности государств

Юридические последствия международных простых правонарушений для государства-делинквента, вытекающие из его ответственности за этот деликт, называются формами ответственности.

Формы ответственности делятся на две основные категории: политическую ответственность и материальную ответственность. Это деление форм ответственности вытекает из предмета правоотношений, связанных с последствиями ответственности.

Политическая ответственность - это международные санкции и предоставление удовлетворения пострадавшему государству; материальная ответственность - это репарации и реституции. Наряду с этим формы ответственности можно классифицировать исходя из характера мер, вытекающих из ответственности. С этой точки зрения можно выделить следующие формы: восстановление нарушенных прав, которое включает как возмещение материальных убытков, так и исправление материального ущерба; удовлетворение пострадавшего государства и международные санкции.

В соответствии с современным международным правом и Уставом ООН международные санкции по отношению к государству-делинквенту могут осуществляться в качестве меры для пресечения актов агрессии и поддержания международного мира и безопасности. Решение о применении таких санкций может быть принято Советом Безопасности ООН на основании процедуры, которая предусмотрена ее Уставом, в случаях угрозы миру, нарушений мира и актом агрессии.

В связи с тем, что речь идет о международной ответственности государства за международный деликт, следует различать две группы случаев. Если речь идет о международном правонарушении, наносящем ущерб отдельному государству, то государство-делинквент, как правило, осуществляет меры возмещения ущерба или меры удовлетворения, требуемые пострадавшим государством. Разногласия между государством, требующим принятия данных мер, и государством, к которому предъявляются требования, разрешаются обычными способами мирного урегулирования международных споров, перечень которых дан в ст.33 Устава ООН. Наиболее часто в таких случаях используется арбитраж, хотя споры, возникающие из ответственности государства, могут рассматриваться и Международным Судом ООН, в компетенцию которого согласно ст.36 его Статута входит определение «характера и размера возмещения, причитающегося за нарушение международного обязательства».

В случае, если государство-делинквент отказывается от исполнения мер возмещения причиненного им ущерба не соглашается на мирное урегулирование разногласий по поводу его ответственности или не выполняет решения, принятого в результате мирного урегулирования, либо оно вообще не хочет нести никаких последствий, вытекающих из его ответственности, к такому государству могут быть применены санкции.

Если речь идет о наиболее тяжелых международных деликтах, о международных преступлениях, которые являются посягательствами на основы международных отношений, например таких, как агрессия, колониальный гнет, насилие к народу, борющемуся за национальную независимость, то международные санкции большей частью применяются к государству-деликвенту непосредственно и могут включать меры военного принуждения.

Так как дело касается ответственности за агрессию, международные санкции могут включать далеко идущие военные и политические ограничения в отношении государства, которое несет ответственность. Например, после безоговорочной капитуляции гитлеровской Германии, согласно Декларации о поражении Германии от 5 июня 1945 г. и Декларации Потсдамской конференции о Германии, Союзные державы временно взяли на себя верховную власть над Германией, т.е. была принята мера временного ограничения суверенитета Германии с оговоркой, что указанная мера не является аннексией Германии. Были приняты меры по разоружению и демилитаризации Германии, уничтожению ее военного потенциала, ликвидации всех нацистских организаций и законов, меры по наказанию немецких военных преступников. Таким образом, был установлен контроль над всей политической жизнью Германии с обеспечением условий для деятельности демократических партий и учреждений.

Целью этих мер было обеспечить международный мир и безопасность, создать гарантии против возобновления в будущем агрессивной политики.

4. Организация коллективной безопасности

Коллективная безопасность - это система совместных мероприятий государств всего мира или определённого географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранению угрозы миру и подавлению актов агрессии или других нарушений мира.

В современных условиях государства заинтересованы в организации коллективной безопасности, т.к. даже локальный конфликт может перерасти в конфликт глобальный с применением ядерного оружия.

Эта система оформляется путём заключения договора о коллективной безопасности. Положения этого договора определяются государствами, которые его подписали, и не должны противоречить нормам международного права. Однако для всех договоров характерны такие положения:

·Не прибегать к силе или угрозе силой;

·Разрешать споры только мирными способами;

·Активно сотрудничать в деле устранения любой опасности международному миру, оздоровлению международной обстановки.

Нападения какого-либо третьего государства на одно из государств системы коллективной безопасности считается как нападение на все государства системы. Государства-члены этих договоров берут на себя обязательство оказывать помощь при вооружённой агрессии третьих государств на участников договора о коллективной безопасности.

В современных международных отношениях различают два вида систем коллективной безопасности:

. Универсальную

. Региональную

Универсальная система коллективной безопасности осуществляется в рамках ООН. Сама Организация Объединённых Наций создана для объединения всех миролюбивых государств и является организацией коллективной безопасности. Среди целей ООН главной является поддержание международного мира и безопасности и принятии для этого эффективных коллективных мер( ст. 1 Устава ООН).

Система коллективный мероприятий, охватывает: меры по запрещению угрозы силой или её применения в отношениях между государствами ; меры мирного разрешения международных споров (гл.VI); меры разоружения; меры обеспечения безопасности в переходный период (гл.XVII); меры по использованию региональных организаций безопасности (гл.VIII); временные меры по пресечению нарушений мира принудительные меры безопасности без использования вооружённых сил, принудительные меры с использованием вооружённых сил .

«Система коллективной безопасности по-прежнему является фундаментальным и незаменимым инструментом для сохранения международного мира и безопасности» (п.1 Устава ООН).

Региональные системы коллективной безопасности - это второй вид систем коллективной безопасности. Устав ООН допускает существование таких организаций, но предъявляет к ним определённые требования, которые сосредоточены в ст.54 Устава:

. Действия этих соглашений не должны быть распространены за пределы данного района.

. Эти соглашения не должны противоречить целям и принципам Устава.

. Совет Безопасности должен быть полностью информирован о действиях, не только предпринятых, но намечаемых в силу региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности.

Ст.52 Устава определяет, что главными для региональных организаций являются мирные средства разрешения споров. Применение силы региональными организациями ограничено: исходя из положений ст.51 Устава государства-члены региональных организаций коллективной безопасности могут применять силу лишь в случае уже совершённого нападения и только под руководством Совета Безопасности.

Среди региональных организаций коллективной безопасности следует выделить Организацию африканского единства, Лигу арабских государств, Организацию американских государств.

Нельзя не обратить внимания на такую организацию как НАТО. Она была создана в годы «холодной войны» и являлась противовесом Организации Варшавского Договора. После распада ОВД руководство НАТО взяло курс на монополию в разрешении конфликтов в Европе. С этой программой связано и расширение НАТО на Восток. Действия НАТО не всегда вкладывались в рамки международного права. Примером этого может являться конфликт в Югославии (1997 и 1999гг.), где было осуществлено грубейшее нарушение норм международного права и Устава ООН: не было получено согласия Совета Безопасности, действия проводились не под его руководством. Действия НАТО нельзя квалифицировать как самооборону (а это единственный повод для применения силы), зато с точки зрения международного права они могут квалифицироваться как агрессия против суверенного государства.

Единственной организацией, которая может претендовать на звание общеевропейской организацией коллективной безопасности, является Организация Безопасности и Сотрудничества в Европе.

ОБСЕ является основным инструментом «превентивной дипломатии, предотвращения конфликтов, урегулирования кризисов, постконфликтного восстановления и регионального сотрудничества в области безопасности», структурой, играющую основную роль в поддержании европейского мира и стабильности.

августа 1975г. был принят Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничества в Европе. Именно с его подписания 33 европейскими государствами, плюс США и Канадой. В этом акте выделялись основные принципы, которыми государства-участники должны руководствоваться в отношениях между собой (принципы неприменения силы, нерушимости границ, мирного разрешения международных споров), комплекс согласованных практических мер по обеспечению безопасности в Европе (применение эффективных мер в области разоружения, укрепления доверия в военной области), программа разностороннего сотрудничества в экономической, научно-технической, гуманитарной и др. областях, проведение организационных мероприятий государствами членами для внедрения в жизнь положений акта. Для осуществления последнего пункта были проведены встречи в Белграде (1977-1978гг.), Мадриде (1980-82гг.), Вене (1986-89гг.), Париже (1990г.).

Каждая из этих встреч имела большое значения для общеевропейского процесса, но следует подробней остановиться на Парижской встречи. На ней присутствовало 34 государства. Был принят пакет документов об общих принципах создания системы безопасности в Европе, построению конкретных структур, институализации общеевропейского процесса. Было провозглашено, что эра конфронтации и раскола Европы закончилась, и отношения между государствами будут основываться на взаимном уважении и сотрудничестве. Зафиксировано право на равную безопасность для всех и свободу выбора способов обеспечения своей собственной безопасности.

В Хельсинском документе (1992г.) получили дальнейшую разработку принципы коллективной безопасности и механизмы деятельности СБСЕ. В нём также подчёркивалось, что СБСЕ действует на основе гл.VIII Устава ООН.

В 1994г. произошло преобразование СБСЕ в ОБСЕ и механизмы, и принципы приобрели более чёткую форму. Центральное место занимает комплексная система мирного разрешения споров. Она состоит из двух частей:

. Использование классических средств урегулирования международных споров.

. Применение специально выработанной для ОБСЕ системы мирного разрешения споров.

Эта специальная процедура имела примирительно-арбитражный характер: на первом этапе использовался институт примирения (переговоры, посредничество примирительных комиссий, которые существуют при арбитражном суде), если первый этап не давал ожидаемых результатов, то в дело вступал арбитражный суд. Кроме того, существует так называемое «директивное примирение», осуществляемое в структурных подразделениях ОБСЕ.

В случае возникновения конфликтных ситуаций как между членами ОБСЕ, так и внутри этих стран, предусматривалась посылка групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. Все эти акции носят чисто миротворческий характер.

Миротворческие акции проводятся с согласия всех сторон конфликта, не могут служить средством осуществления принудительных мер, оружие применяется только для самообороны, осуществляется контроль за прекращением огня и выводом войск, создаются буферные зоны для конфликтующих сторон и т.п.

В рамках СНГ существует два механизма поддержания мира и безопасности. Первый закреплён в Уставе СНГ - это положение о мирном урегулирование споров, совместных действиях государств в порядке самообороны и осуществлении миротворческих акций (ст.12 Устава). Второй - обозначен в Договоре о коллективной безопасности (15.05.1992г.), который предусматривал необходимость действий государств-участников в случае нападения на кого-либо из них, оказание помощи жертве агрессии, консультаций в связи с осложнением международных отношений и т.п. Для этих целей был создан Совет коллективной безопасности, который состоит из глав государств-участников Договора.

Заключение

Сколько существуют международные отношения, столько существуют и проблемы, спорные вопросы между государствами. В этой работе рассматривалась эволюция процесса разрешения международных споров. Если Гаагские конвенции 1899 и 1907гг. предусматривали право государств на войну, то уже Устав ООН содержал принцип мирного разрешения международных споров, при чём державы обязаны обращаться к одному, а возможно и к нескольким мирным средствам урегулирования споров. Это могут быть: переговоры, добрые услуги, посредничество, примирительные и согласительные комиссии, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам и соглашениям. Международный спор определяется международным правом как разногласие по поводу какой-либо нормы права или факта между определёнными субъектами (государствами), когда один из них предъявляет претензии к другому, а другой - отвергает эти требования или принимает их частично.

Международное право регулирует и такое состояние отношений между государствами как война. Оно устанавливает не только правила ведения войны, которые включают в себя статус участников боевых действий, гражданского населения, методы и средства ведения войны, но и те последствия, которые наступают вследствие нарушения субъектом международного права существующих норм (международно-правовая ответственность).

Французский социолог считает, что человечество сможет полностью отказаться от войн только при выполнении таких условий:

·Ликвидации разрыва между жизненным уровнем привилегированного меньшинства и основной массой населения, живущего в нищете.

·Создание мирового «сообщества наций» на принципах федерализма.

·Прекращения антагонизма между общественно-экономическими системами, с тем чтобы каждая из них считала законными и допустимыми интересы и идеалы других.

Возможно, мировое сообщество нуждается в принятии единых законов и норм для всего человечества: о международных вооружённых силах, о международном суде.

Говорить о стабильности в мире, который по мнению одних политологов стал однополюсным, а по мнению других - многополюсным, пока не приходится. Равновесие, которое существовало раньше уже сломлено, в результате этого пришли в действие различные силы. Некоторые политологи утверждают, что XXI век превратится в противостояние Север-Юг, которое будет выражаться в конфликтах между развитыми государствами и странами «третьего мира», где уровень экономики довольно низок, численность населения заметно растёт. «Демографическое давление» может легко толкнуть их правителей на действия, которые могут привести к международным конфликтам, т.е. создаётся опасность региональных конфликтов и именно предотвращение таких конфликтов - основная задача мировой политики на данный момент.

Список использованной литературы

1. Анисимов Л.Н. «Международно-правовые средства разрешения международных споров» Л. 2004.

. Блищенко И.П. «Прецеденты в международном праве» М.2000.

. Кожевеников Л.И. «Международный суд ООН: организация, цели, практика» М.1998.

4. Калалкарян Н.А., Мигачев Ю.И. Международное право. - М.: Юрлитинформ, 2002.

5. Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова, П.В. Савальков. - М.: Международные отношения, 2005.

. Левин Д.Б. «Принцип мирного разрешения международных споров» М.2001.

. Черкес М.Ю.Міжнародне право: Підручник. - 5-те вид. випр. і доп. - Киів: Знання, 2006. - 397с. (Вища освіта (XXI століття).

Похожие работы на - Урегулирование международных споров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!