Исследование деловой активности предприятий

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    97,41 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование деловой активности предприятий

Содержание

Введение

1.      Теоретические основы анализа деловой активности

.        Методика проведения анализа оборачиваемости

.        Методика проведения анализа рентабельности

.        Показатели деловой активности ОАО "ЖБИ" и пути её повышения

.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО "ЖБИ"

.2 Анализ динамики показателей ОАО "ЖБИ"

.3 Анализ показателей оборачиваемости ОАО "ЖБИ"

.4 Анализ показателей рентабельности ОАО "ЖБИ"

.5 Пути повышения деловой активности ОАО "ЖБИ"

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

В настоящее время в условиях рыночной экономики повысилась самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возросло значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Всё это значительно увеличивает роль анализа их деловой активности: динамики, оборачиваемости и рентабельности как оборотных, так и внеоборотных средств.

Результаты такого анализа нужны, прежде всего, собственникам, а также кредиторам, инвесторам, поставщикам, менеджерам и налоговым службам. И все эти пользователи информации, прежде всего, ставят себе задачу провести анализ финансового состояния предприятия на базе его бухгалтерской отчетности, чтобы на его основе сделать вывод о направлениях деятельности предприятия.

Финансовая отчетность хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения финансового анализа. Не случайно концепция составления и публикации отчетности лежит в основе системы национальных стандартов в большинстве экономически развитых стран. Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования.

Результаты финансового анализа необходимы, прежде всего, для использования внутри предприятия:

для повышения эффективности предприятия;

для конкурентоспособности продукции и услуг;

для избежания банкротства и крупных финансовых неудач;

для роста объемов производства и реализации;

для максимизации прибыли и минимизации расходов

для выживания фирмы в условиях конкурентной борьбы.

Финансовое положение большинства российских предприятий в данное время является кризисным либо близким к кризисному. Данная ситуация отрицательно сказывается на экономическом положении в стране. Поэтому изучение и управление данной проблемой является одним из основных факторов улучшения ситуации. Таким образом, все это актуализирует роль анализа деловой активности предприятия.

В настоящее время теории и практике финансового анализа уделяют внимание многие российские экономисты, среди которых хочется выделить О. В. Ефимову, М. В. Мельника, В. В. Ковалева, М. И. Баканова, Д. А. Ендовицкого.

Цель данной работы - изучить теоретические основы и методику анализа деловой активности, оценить деловую активность исследуемого предприятия и дать рекомендации по повышению эффективности его деятельности.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать задачи:

-       изучение теоретических основ и методики анализа деловой активности;

-       исследование влияния основных факторов, обусловивших изменение показателей деловой активности, и методики расчета величины их конкретного значения;

-       обобщение результатов анализа;

·   разработка рекомендаций по повышению деловой активности предприятия.

Предмет исследования - деловая активность организации.

Объектом исследования является ОАО "ЖБИ".

Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчётность ОАО "ЖБИ" за 2008, 2009 и 2010 годы. Основными источниками информации при анализе предприятия служат данные финансовой отчетности форма №.1 "Бухгалтерский баланс", форма №2 "Отчет о прибылях и убытках" поскольку отражают финансовое положение фирмы на отчетную дату, а также достигнутые им в отчетном периоде финансовые результаты. Помимо них, в периодическую отчетность могут включаться и другие формы, фактически играющие вспомогательную роль, поскольку они содержат расшифровки и аналитические дополнения к отдельным статьям баланса и отчета о прибылях и убытках.

1. Теоретические основы анализа деловой активности

Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов предприятия.

Деловая активность имеет тесную взаимосвязь с другими важнейшими характеристиками коммерческой организации. Прежде всего, речь идет о влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств. В свою очередь банки более охотно предоставляют кредитные ресурсы организациям с высокими показателями деловой активности, поскольку они способны более эффективно использовать кредиты и ссуды, обслуживать свои долговые обязательства. Следовательно, деловая активность является одним из условий кредитоспособности предприятия. Как правило, результатом повышения деловой активности является укрепление финансовой устойчивости организации. Динамичное развитие, генерирование доходов, положительная динамика результативных показателей - важнейшие факторы способности организации выполнять свои основные функции в изменяющихся условиях внутренней и внешней бизнес среды.

Являясь важнейшей характеристикой функционирования коммерческой организации, деловая активность может быть оценена с помощью ряда показателей, а, следовательно, является объектом экономического анализа в рамках анализа деловой активности.

В литературе существуют различные подходы к понятию "деловая активность". Так, В. В. Ковалев определяет деловую активность в широком смысле как весь спектр усилий направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле - как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия. При этом деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижения ею поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции [13, с. 341].

Л. В. Донцова и Н. А. Никифорова отмечают, что деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств [8, с. 149].

Некоторые авторы заменяют сущность деловой активности показателями ее характеризующими. Так, О. В. Ефимова и М. В. Мельник в качестве анализа деловой активности иллюстрируют операционный цикл хозяйствующего субъекта [4, с. 283].

В зарубежной экономической литературе смысл, вкладываемый в термин "деловая активность", достаточно сложно интерпретировать. Это связано с тем, что английское словосочетание "business activity" можно перевести и как, непосредственно, деловая активность, и как текущая производственно-коммерческая деятельность. Это предопределяет некую путаность и возможное отождествление понятий вследствие неточного перевода. Э. Хелферт под деловой активностью подразумевает, насколько эффективно менеджеры используют активы, доверенные им собственниками. Очевидно, что данные характеристики относятся именно к деловой активности, а не только к текущей деятельности организации [20]. В то же время Дж. Грей и Д. Рикеттс в своей книге "Управленческий учет" отмечают, что измерение уровня активности это оценка бизнеса или производственной деятельности по таким показателям, как прямые трудовые затраты, машино-часы, пробег в милях и пр., которые относятся к затратам основной деятельности. То есть, в данной формулировке авторами характеризуется интенсивность текущей производственно-коммерческой деятельности.

Таким образом, с точки зрения известных отечественных ученых в области учета и анализа, деловая активность организации есть ни что иное, как результативность и эффективность производственно-коммерческой деятельности.

Кроме того, понятие "деловая активность" широко применяется и макроэкономическом аспекте с целью характеристики состояния экономики в целом, отдельных отраслей, а также перспектив макроэкономической конъюнктуры.

Деловая активность организации довольно чувствительна к изменениям и колебаниям различных факторов и условий. Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный "предпринимательский климат", стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот - предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности. Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций. Кроме того, от уровня и характера деловой активности зависят, в конечном итоге, структура капитала, платежеспособность, ликвидность организации и др. [10]

Главными качественными и количественными критериями деловой активности предприятия являются: широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация предприятия, степень плана основным показателям хозяйственной деятельности, обеспечение заданных темпов их роста, уровень эффективности использования ресурсов (капитала), устойчивость экономического роста. [6]

Хозяйственная деятельность предприятия может быть охарактеризована различными показателями, основными из которых являются объем реализации продукции (работ, услуг), прибыль, величина активов предприятия (авансированного капитала).

Оценивая динамику основных показателей, необходимо сопоставить темпы их изменения. Оптимальным является следующее соотношение, базирующееся на их взаимосвязи: ТР.Пр. > ТР.Выр. > ТР.А. > 100%, где ТР.Пр., ТР.Выр., ТР.А. - соответственно темпы изменения балансовой прибыли, выручки, суммы активов (капитала).

Данное соотношение означает: во-первых, прибыль увеличивается более высокими темпами, чем объем продаж продукции, что свидетельствует об относительном снижении издержек производства и обращения; во-вторых, объем продаж возрастает более высокими темпами, чем активы (капитал) предприятия, то есть ресурсы предприятия используются более эффективно; наконец, в-третьих, экономический потенциал предприятия возрастает по сравнению с предыдущим периодом. [16]

Рассмотренное соотношение в мировой практике получило название "золотое правило экономики предприятия". Однако если деятельность предприятия требует значительного вложения средств (капитала), которые могут окупиться и принести выгоду лишь в более или менее длительной перспективе, то вероятны отклонения от этого "золотого правила". Тогда эти отклонения не следует рассматривать как негативные. К причинам возникновения таких отклонений относятся: приложение капитала в сферу освоения новых технологий производства, переработки, хранения продукции, модернизации и реконструкции действующих предприятий. [16]

Важное место при анализе деловой активности предприятия отводится его информационному обеспечению.

Информационному обеспечению экономического анализа уделяет внимание большинство авторов в области учета, анализа и аудита. Так, Г. В. Савицкая подразделяет источники данных для анализа на нормативно-плановые, учетно-отчетные и внеучетные, отдавая преимущества учетной составляющей [17, с. 272]. Л. Т. Гиляровская акцентирует внимание на внутренних и внешних источниках информации [23, с. 14]. Такие ученые как О. В. Ефимова, М. В. Мельник, Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова ориентируются на повышение информативности и аналитической значимости бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующего субъекта, считая ведущим информационным источником экономического анализа.

По мнению В. В. Ковалева, информационную базу анализа в привязке к конкретной фирме можно представлять как объединение четырех крупных комплексов: данные системы бухгалтерского учета, данные системы налогового учета, статистические данные и несистемные данные. Данные системы бухгалтерского учета представляют собой первичные и сводные документы, внутреннюю и бухгалтерскую отчетность организации, налогового учета - аналитические регистры и счетные таблицы по расчету различных налогов и сборов, налоговые декларации. Статистический информационные комплекс включает внутреннюю статистику (цены на сырье, собственную продукцию, нормы и нормативы и др.), а также общеэкономическую и финансовую статистику (индексы цен, курсы валют, процентные ставки и др.). И, наконец, комплекс несистемных данных содержит два массива: текущие оперативные данные и прочие сведения (пресса, рынок, свободная информация и др.).

Что же касается анализа деловой активности, то, как для внешнего, так и для внутреннего анализа интерес представляют следующие информационные источники. Во-первых, это нормативные акты, регулирующие деловую активность в соответствующей отрасли, а также порядок ее оценки. Во-вторых, бухгалтерская отчетность анализируемой организации, которая согласно ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", является публичной документацией, ориентируясь на которую, любой заинтересованный пользователь сможет проанализировать деловую активность организации. [15]

Как считает большинство ученых, бухгалтерская отчетность - это система показателей об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта, а также финансовых результатов его деятельности за отчетный период, представленных, как правило, в табличной форме и сформированных непосредственно в результате закрытия счетов Главной книги. [16]

Говоря о применимости отчетности для целей анализа деловой активности, стоит отметить, что ее разные формы обладают разной релевантностью, т.е. уместностью при проведении данного тематического анализа.

С точки зрения анализа деловой активности, существенным преимуществом обладает отчет о прибылях и убытках, отражающий динамический аспект деятельности фирмы. Бухгалтерский баланс, характеризующий ресурсный потенциал компании, отражает статический аспект ее деятельности. Бухгалтерский баланс - основной источник информации для анализа финансовой устойчивости, которая является гарантией интересов собственников и кредиторов. В то же время деловая активность организации является своеобразным средством достижения определенного уровня финансовой устойчивости, а ее анализ базируется, преимущественно, на данных отчета о прибылях и убытках и иных формах отчетности. [16]

Что же касается внутрифирменного анализа деловой активности организации, то для этих целей доступна практически вся имеющаяся учетная и внеучетная информация, т.е. информационные возможности фактически неограниченны. Полнота, глубина, а также эффектность анализа, в данном случае поставлены в зависимость от организации аналитической работы и квалификации самих аналитиков. [16]

2. Методика проведения анализа оборачиваемости

При анализе оборачиваемости особое внимание должно уделяться производственным запасам и дебиторской задолженности. Чем меньше омертвляются финансовые ресурсы в этих активах, тем более эффективно они используются, быстрее оборачиваются, приносят предприятию все новые и новые прибыли. [18]

Оборачиваемость оценивают, сопоставляя показатели средних остатков оборотных активов и их оборотов за анализируемый период. Оборотами при оценке и анализе оборачиваемости являются:

·        для производственных запасов - затраты на производство реализованной продукции;

·        для дебиторской задолженности - реализация продукции по безналичному расчету (поскольку этот показатель не отражается в отчетности и может быть выявлен по данным бухгалтерского учета, на практике его нередко заменяют показателем выручки от реализации).

Оборачиваемость в оборотах указывает среднее число оборотов средств, вложенных в активы данного вида, в анализируемый период. Оборачиваемость в днях указывает продолжительность (в днях) одного оборота средств, вложенных в активы данного вида. [2]

Обобщенной характеристикой продолжительности омертвления финансовых ресурсов в текущих активах является показатель продолжительности операционного цикла:

ДО.Ц. = Д оборач ДЗ + Д оборач м.о.ср-в,

Где ДО.Ц. - длительность операционного цикла,

Д оборач ДЗ - длительность одного оборота дебиторской задолженности,

Д оборач м.о.ср-в - длительность одного оборота материальных оборотных средств. [14]

Он показывает, сколько дней в среднем проходит с момента вложения денежных средств в текущую производственную деятельность до момента возврата их в виде выручки на расчетный счет. Этот показатель в значительной степени зависит от характера производственной деятельности; его снижение - одна из основных внутрихозяйственных задач предприятия.

Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов обобщаются в показателях оборота собственного капитала и оборачиваемости основного капитала, характеризующих соответственно отдачу вложенных в предприятие: а) средств собственника; б) всех средств, включая привлеченные. Различие между этими коэффициентами обусловлено степенью привлечения заемных средств для финансирования производственной деятельности. [2]

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность фирмы. Кроме того, увеличение скорости оборота средств, при прочих равных условиях, отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.

На практике наиболее часто используются следующие показатели оборачиваемости, отражающие деловую активность:

) Коэффициент общей оборачиваемости капитала

Кобщ.оборач = ,

где - выручка от реализации продукции (работ, услуг);

 - средний за период итог баланса.

Отражает скорость оборота (в количестве оборотов за период) всего капитала предприятия. Рост Кобщ.оборач означает ускорение кругооборота средств предприятия или инфляционный рост цен (в случае снижения Коборач об.ср-в или Коборач м.о.ср-в). [16]

) Коэффициент оборачиваемости мобильных (оборотных) средств

Коборач об.ср-в = ,

Показывает скорость оборота всех мобильных (как материальных, так и нематериальных) средств предприятия. Рост Коборач об.ср-в характеризуется положительно, если сочетается с ростом Коборач м.о.ср-в, и - отрицательно, если Коборач м.о.ср-в уменьшается.

) Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств

Коборач м.о.ср-в = ,

где  - средняя величина материальных оборотных средств за период,

с-сть РП - себестоимость реализованной продукции.

Отражает число оборотов запасов и затрат предприятия за анализируемый период. Снижение Коборач.м.о.ср-в свидетельствует об относительном увеличении производственных запасов и незавершенного производства или о снижении спроса на готовую продукцию (в случае уменьшения Коборач ГП ). [16]

) Коэффициент оборачиваемости готовой продукции

Коборач ГП = ,

где  - средняя за период величина готовой продукции.

Показывает скорость оборота готовой продукции. Рост Коборач ГП означает увеличение спроса на продукцию предприятия, снижение Коборач ГП - затоваривание готовой продукцией в связи со снижением спроса.

) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Коборач ДЗ = ,

Где ср. велич. ДЗ - средняя за период дебиторская задолженность.

Показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Если коэффициент рассчитывается по выручке от реализации, формируемой по мере оплаты счетов, рост Коборач ДЗ означает сокращение продаж в кредит. Снижение Коборач ДЗ в этом случае свидетельствует об увеличении объема предоставляемого кредита. [16]

) Средний срок оборота дебиторской задолженности

Д об.ДЗ =

Характеризует средний срок погашения дебиторской задолженности. Положительно оценивается снижение Д об.ДЗ и наоборот.

) Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

Коборач КЗ = ,

где ср. велич. КЗ - средняя за период кредиторская задолженность.

Показывает расширение или снижение коммерческого кредита, предоставляемого предприятию. Рост Коборач КЗ означает увеличение скорости оплаты задолженности предприятия, снижение Коборач КЗ - рост покупок в кредит

) Средний срок оборота кредиторской задолженности

Д об.КЗ = .

Отражает средний срок возврата долгов предприятия (за исключением обязательств перед банками и по прочим займам).

) Фондоотдача основных средств и прочих внеоборотных активов

Вн.А. = ,

где  - средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов по балансу.

Характеризует эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной продаж, приходящейся на единицу стоимости средств.

) Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Коборач СК =

где  - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу. [16]

Показывает скорость оборота собственного капитала, что для акционерных обществ означает активность средств, которыми рискуют акционеры. Резкий рост Коборач СК отражает повышение уровня продаж, которое должно в значительной степени обеспечиваться кредитами и, следовательно, снижать долю собственников в общем капитале предприятия. Существенное снижение Коборач СК отражает тенденцию к бездействию части собственных средств. [16]

3. Методика проведения анализа рентабельности

Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. [10]

Уровень рентабельности активов является своеобразным индикатором эффективности использования всего комплекса производственно-хозяйственных факторов.

Рентабельность продаж = Прибыль / Выручка от реализации.

Рентабельность средств или их источников = Прибыль / Средняя за период величина средств или их источников

В данных формулах намеренно не конкретизирован показатель прибыли, поскольку в качестве него может быть взята прибыль от реализации продукции (работ, услуг) или балансовая прибыль, облагаемая налогом прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Если рентабельность средств или их источников вычисляется на основе прибыли от реализации и тем самым достигается сопоставимость с рентабельностью продаж, то между рассматриваемыми финансовыми коэффициентами существует определенная взаимосвязь:

Рентабельность средств или их источников = Рентабельность продаж * Оборачиваемость средств или их источников

Эта формула показывает, что прибыльность средств предприятия или их источников обусловлена как ценообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство реализованной продукции (они комплексно отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой, активностью предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников. Формула указывает на пути повышения рентабельности средств или их источников (по сути дела, степени прибыльности использования капитала предприятия или его составных частей): при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. повышением рентабельности продаж.[6]

В формулах не конкретизирован также показатель средней за период величины средств предприятия или их источников. В качестве данного показателя могут быть использованы итог баланса, величины мобильных средств, материальных мобильных средств, готовой продукции, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, основных средств и прочих внеоборотных активов, собственных средств, перманентного капитала и т.д.[6]

Ниже приводятся наиболее важные финансовые коэффициенты рентабельности и деловой активности, получаемые при различных вариантах знаменателя относительного показателя.

Коэффициенты рентабельности (R):

) Рентабельность продаж

Rпродаж = ,

где - выручка от реализации продукции (работ, услуг);

 - прибыль от реализации продукции (работ, услуг).

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост Rпродаж является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение Rпродаж свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию предприятия. [16]

) Рентабельность продукции

R Продукции = ,

Где  - полная себестоимость реализованной продукции.

Показывает, сколько прибыли получено на 1 рубль произведенных затрат.

З) Рентабельность активов

Rактивов =

где  - средний за период итог баланса-нетто,

. - прибыль до налогообложения.

Показывает эффективность использования всего имущества предприятия. Снижение Rактивов также свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и о перенакоплении активов.

) Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов

RВн. А. =

где  - средняя за период величина основных средств и прочих внеоборотных активов;

ЧП - чистая прибыль.

Отражает эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу стоимости средств. Рост RВн. А при снижении Rактивов свидетельствует об избыточном увеличении мобильных средств, что может быть следствием образования излишних запасов товарно-материальных ценностей, затоваренности готовой продукцией в результате снижения спроса, чрезмерного роста дебиторской задолженности или денежных средств.

) Рентабельность оборотных активов

RОб. А. =

где  - средняя за период величина оборотных активов;

. - прибыль до налогообложения. [16]

) Рентабельность собственного капитала

R СК =

где  - средняя за период величина источников собственных средств предприятия по балансу.

Показывает эффективность использования собственного капитала. Динамика R СК оказывает влияние на уровень котировки акций на фондовых биржах. [16]

4. Показатели деловой активности ОАО "ЖБИ" и пути её повышения

.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО "ЖБИ"

ОАО "ЖБИ" располагается по адресу Россия, г. Курск, ул. Ольшанского, 9.

Общество учреждено на неограниченный срок деятельности.

Основной целью общества является получение прибыли.

Виды деятельности общества: все виды деятельности, не запрещенные законом Российской Федерации:

¾      производство изделий из бетона для использования в строительстве;

¾      производство товарного бетона;

¾      производство строительных металлических конструкций;

¾      оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе).

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального решения (лицензии).

ОАО "ЖБИ" - завод с 60-летним опытом выпуска железобетонных изделий, один из лидеров регионального производства железобетонных изделий, крупный потребитель сырья и материалов; отмечен дипломами "Лидер отрасли" и грамотой "За доблестный труд во славу Отечества".

Сегодня на ОАО "ЖБИ" новая управленческая команда, для которой главными задачами являются активное развитие предприятия, постоянное увеличение номенклатуры продукции, повышение ее качества. Результат их труда является полезным для многих, и в лице большинства организаций ОАО "ЖБИ" приобретает надежного партнера. Предприятие готово вести диалог с любым заинтересованным лицом, обеспечить индивидуальный подход к клиенту, и предложить вниманию широкий ассортимент продукции.

Ассортимент выпускаемой предприятием продукции насчитывает более 1000 изделий:

¾      плиты перекрытия;

¾      фундаментные блоки;

¾      фундаментные подушки;

¾      перемычки;

¾      фундаменты и плиты забора;

¾      плиты ребристые;

¾      сваи;

¾      колонны;

¾      ригели;

¾      бетон;

¾      раствор цементный и известковый и др. изделия.

Также предприятие оказывает следующие услуги:

¾      сварочные работы (точечная сварка, сварка постоянным током, сварка штучными электродами; сварка труб);

¾      изготовление металлоконструкций (сварные ограждения (решетки, ворота); забор (сварной, сетка рабица); торгово-складское оборудование (стойки, стеллажи, мебель); металлоконструкции и металлоизделия по чертежам заказчика);

¾      металлообработка (токарные, фрезерные работы, резка металла (газовая), сверлильные работы).

ОАО "ЖБИ" - динамично развивающееся предприятие стройиндустрии Курской области, которое не только сохранило верность сложившимся традициям качества, но активно внедряет в свое производство новые прогрессивные технологии производства строительных материалов, что позволяет успешно конкурировать с другими производителями аналогичной продукции. А расположение ОАО "ЖБИ" на удачно сформированной транспортной развилке позволяет избежать транспортных заторов и сокращает временные затраты при доставке нашей продукции потребителям.

Собственная научно-техническая, лабораторная и испытательная база позволяет, как совершенствовать качество уже выпускаемой продукции, так и разрабатывать и осваивать выпуск новой.

.2 Анализ динамики показателей ОАО "ЖБИ"

Расчет показателей динамики ОАО "ЖБИ" представлен в таблице 1 "Анализ динамики показателей ОАО "ЖБИ""

Таблица 1. Анализ динамики показателей ОАО "ЖБИ"

№ п/п

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темпы роста, %






2009

2010

2009

2010

1.

Выручка от продаж, тыс. руб.

184123

130611

127775

-53512

-2836

70,94

97,83

2.

Средняя величина активов, тыс. руб.

87797

107740

116900

19943

9160

122,72

108,5

3.

Средняя величина оборотных средств, тыс. руб.

64813

82424

87248

17611

4825

127,17

105,85

4.

Средняя величина запасов сырья и материалов, тыс. руб.

17381

17585

21801

203,5

4216

101,17

123,98

5.

Средняя величина НЗП, тыс. руб.

277

207,5

347

-69,5

139,5

74,91

167,23

6.

Средняя величина запасов ГП, тыс. руб.

17255

23877

19509

6621,5

-4368

138,37

81,71

Окончание таблицы 1. Анализ динамики показателей ОАО "ЖБИ"

7.

Средняя величина дебиторской задолженноститыс. руб.

22114

31216

34857

9101,5

3642

141,16

111,67

8.

Средняя величина денежных средств, тыс. руб.

4218,5

701

799,5

-3517,5

98,5

16,62

114,05

9.

Средняя величина кредиторской задолженноститыс. руб.

19716

18712

16518

-1004

-2194

94,91

88,28

10.

Средняя величина внеоборотных активов, тыс. руб.

22974

25316

29652

2342

4336

110,19

117,13

11.

Средняя величина собственного капитала, тыс. руб.

67423

88857

99525

21434

10668

131,79

112,01

12.

Прибыль от реализации продукции, тыс. руб.

34623

18852

7146

-15771

-11706

54,45

37,91

13.

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб.

149500

111759

120629

-37741

8870

74,76

107,94

14.

Прибыль до налогообложе-ния, тыс. руб.

35468

20186

6701

-15282

-13485

56,91

33,2

15.

Чистая прибыль, тыс. руб.

26857

16036

5256

-10821

-10780

59,71

32,78


Анализируя динамику основных показателей ОАО "ЖБИ", можно проследить негативную тенденцию снижения выручки и прибыли предприятия: за 2009 год выручка от продаж снизилась на 53512 тыс. руб., что составило 29,06 %, за 2010 год по сравнению с предыдущим она уменьшилась на 2836 тыс. руб. или 2,17 %. Это снижение соответственно привело к уменьшению прибыли от реализации продукции за 2009 год на 15771 тыс. руб. (45,55%) и за 2010 год на 11706 тыс. руб. (62,09%), и чистой прибыли предприятия на 10821 тыс. руб. (40,29%) за 2009 год и за 2010 год на 10780 тыс. руб. (67,22%). Падение этих показателей достаточно существенно и может быть связано с падением спроса на реализуемую продукцию, что обусловлено негативной ситуацией в экономике как региона, так и России в целом, а также снижением качества выпускаемой продукции и, как следствие, её слабой конкурентоспособностью. Снижение показателей выручки и прибыли негативно отражается на показателях оборачиваемости и рентабельности, т.е. приводит к их снижению, т.к. они находятся в прямопропорциональной зависимости.

Также к отрицательным моментам в деятельности ОАО "ЖБИ" относятся:

·        Рост средней величины запасов материалов, который в 2009 году составил 203,5 тыс. руб. (1,17%) и в 2010 году 4216 тыс. руб. (23,98%). Это свидетельствует о сверхнормативных запасах материалов, что приводит к росту оборотных активов и всех активов предприятия в целом, понижая тем самым показатели оборачиваемости и рентабельности.

·        Средняя величина запасов готовой продукции за 2009 год возрастает на 6621,5 тыс. руб. (38,37%), что свидетельствует о падении объёмов сбыта продукции и затоваривании, но уже за 2010 год этот показатель снижается на 4368 тыс. руб. (18,29%), что говорит об оживлении спроса на продукцию. Этот показатель также оказал отрицательное влияние на показатели деловой активности ОАО "ЖБИ".

·        Средняя величина дебиторской задолженности имеет самые высокие темпы роста - в 2009 году 41,16%, т.е. на 9101,5 тыс. руб., а в 2010 году 11,67%, что составляет 3642 тыс. руб. Этот рост связан с ухудшением финансового состояния покупателей в связи с финансовым кризисом как в России, так и в мире в целом. Рост этого показателя также оказывает негативное влияние на показатели оборачиваемости и рентабельности, завышая величину как оборотных, так и всех активов предприятия.

·        Наибольшие темпы снижения за 2009 год имеет средняя величина денежных средств (падение показателя с 4218,5 тыс. руб. до всего лишь 701 тыс. руб., или на 83,38%, что в рублёвом эквиваленте составляет 3517,5 тыс. руб.). Они могут быть обусловлены одновременным ростом величины внеоборотных активов, запасов материалов, готовой продукции и дебиторской задолженности, и, вместе с тем снижением выручки и прибыли. В 2010 году наблюдается незначительный прирост денежных средств на 98,5 тыс. руб. (14,05%).

Вместе с тем можно проследить ряд положительных тенденций:

·        Средняя величина внеоборотных активов возросла за 2009 год на 2342 тыс. руб. (10,19%) и за 2010 год на 4336 тыс. руб. (17,13%). Этот рост свидетельствует о введение в эксплуатацию новых производственных фондов, обновлении оборудования. Но в связи с одновременным снижением выручки и прибыли, оборачиваемость и рентабельность этих активов понижается.

·        Средняя величина собственного капитала ОАО "ЖБИ" увеличилась за 2009 год на 21434 тыс. руб. (31,79%) и за 2010 год на 10668 тыс. руб. (12,01%). Увеличение собственного капитала предприятия положительный момент в её деятельности, т.к. он может быть направлен на формирование дополнительных активов, как внеоборотных, так и оборотных.

·        Происходит снижение средней величины кредиторской задолженности - за 2009 год на 1004 тыс. руб. (5,09%) и за 2010 год на 2194 тыс. руб. (11,72%). Это говорит о том, что ОАО "ЖБИ" не использует кредиторскую задолженность как источник финансирования, выполняет свои обязательства, и, как следствие, это приводит к повышению оборачиваемости кредиторской задолженности.

Также на предприятии не выполняется "золотое правило экономики": ТР.Пр. > ТР.Выр. > ТР.А. > 100%.

В 2009 году на ОАО "ЖБИ" это неравенство имеет следующий вид:

,45% < 70,94% < 122,72%.

А в 2010 году оно принимает такие значения: 37,91 < 97,83 < 108,5

Темпы роста активов, превышающие 100%, свидетельствуют о возрастающем экономическом и производственном потенциале предприятия по сравнению с предыдущим периодом. То, что темпы роста прибыли превышают темпы роста выручки, показывает увеличение издержек производства и обращения.

Анализ динамики показателей ОАО "ЖБИ" свидетельствует о снижение деловой активности предприятия в силу объективных причин:

·        Снижение объема реализации продукции;

·        Ухудшение платежеспособности покупателей;

·        Рост цен на материальные ресурсы;

·        Негативные процессы, происходящие в экономике страны и мира.

4.3 Анализ показателей оборачиваемости ОАО "ЖБИ"

Расчет показателей оборачиваемости ОАО "ЖБИ" представлен в таблице 2 "Анализ показателей оборачиваемости ОАО "ЖБИ"".

Негативная тенденция снижения показателей оборачиваемости на ОАО "ЖБИ" распространяется на все показатели оборачиваемости. Резкое снижение показателей наблюдается в 2009 году по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году снижение продолжается, но уже более низкими темпами.

Таблица 2. Анализ показателей оборачиваемости ОАО "ЖБИ"

№ п/п

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение

Темпы роста, %






2009

2010

2009

2010

1.

Коэффициент общей оборачиваемости капитала

2,1

1,21

1,09

-0,88

-0,12

57,81

90,16

2.

Средний срок оборота капитала, дни

174

301

334

127,04

32,85

172,99

110,91

3.

Коэффициент оборачиваемости мобильных (оборотных) средств

2,84

1,58

1,46

-1,26

-0,12

55,78

92,42

4.

Средний срок оборота мобильных (оборотных) средств, дни

128

230

249

101,85

18,89

179,28

108,20

5.

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств

8,6

6,36

5,86

-2,25

-0,49

73,89

92,22

6.

Средний срок оборота материальных оборотных средств, дни

42,4

57,4

62,3

14,99

4,84

135,34

108,44

7.

Коэффициент оборачиваемости НЗП

540

539

348

-1,11

-190,96

99,79

64,54

8.

Средний срок оборота НЗП, дни

0,68

0,68

1,05

0,00

0,37

100,21

154,93

9.

Коэффициент оборачиваемости готовой продукции

8,66

4,68

6,18

-3,98

1,50

54,02

132,10

10.

Средний срок оборота готовой продукции, дни

42,1

78

59

35,85

-18,95

185,10

75,70

11.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

8,33

4,18

3,67

-4,14

-0,52

50,25

87,61

12.

Средний срок оборота дебиторской задолженности, дни

43,8

87,2

99,6

43,40

12,34

198,99

114,14

13.

Коэффициент оборачиваемости денежных средств

43,6

186

160

142,67

-26,50


85,78

14.

Средний срок оборота денежных средств, дни

8,36

1,96

2,28

-6,40

0,32

23,43

116,58

15.

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности

9,34

6,98

7,74

-2,36

0,76

74,74

110,82

16.

Средний срок оборота кредиторской задолженности, дни

39,1

52,3

47,2

13,21

-5,11

133,79

90,24

17.

Фондоотдача основных средств и прочих внеоборотных активов

8,01

5,16

4,31

-2,86

-0,85

64,37

83,52

18.

Средний срок оборота основных средств и прочих внеоборотных активов, дни

45,5

70,7

84,7

25,20

13,95

155,34

119,73

19.

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

2,73

1,47

1,28

-1,26

-0,19

53,83

87,34

20.

Средний срок оборота собственного капитала, дни

134

248

284

114,66

35,98

185,79

114,49

Коэффициент общей оборачиваемости капитала за 2009 год снизился на 0,88 раза, что составило 42,19 %, а в 2010 году на 0,12 раза или 9,84%. Таким образом, длительность одного оборота капитала увеличилась со 174 дней в 2008 году до 301 дня в 2009 и 334 дней в 2010. Рост составил 72,99% в 2009 году, 10,91% в 2010 соответственно. Это обусловлено снижением выручки от продаж и одновременным ростом валюты баланса, за счет прироста как оборотных, так и внеоборотных активов. Снижение этого показателя свидетельствует об инфляционном росте цен на ресурсы, т.к. одновременно снизились показатели оборачиваемости оборотных средств:

·        Средний срок оборота материальных оборотных средств упал в 2009 году по сравнению с 2008 на 2,25 раза (26,11%), длительность одного оборота увеличилась с 42,4 дней в 2008 году до 57,4 в 2009, т.е. на 35,34%. В 2010 году этот показатель достиг 62,3 дней, увеличился на 8,44%, а коэффициент оборачиваемости снизился на 0,49 раза (7,78%) и достиг 5,86 раза. Снижение этого показателя свидетельствует об увеличении запасов материалов и готовой продукции, росте незавершенного производства, а значит - снижении объемов реализации вследствие падения спроса на продукцию. Эта тенденция к снижению обусловлена ростом запасов материалов.

·        Коэффициент оборачиваемости незавершенного производства снизился с 540 раз в 2008 году до 539 раз (0,21%) в 2009 и 348 раз (35,46%) в 2010 году. Длительность одного оборота выросла с 0,68 дней в 2008 и 2009 годах до 1,05 дня (54,93%) в 2010. Снижение этого показателя оборачиваемости свидетельствует об увеличении длительности производственного цикла. Падение произошло в связи с падением объёмов продаж продукции, вследствие чего снизилась себестоимость реализованной продукции.

·        Снижение коэффициента оборачиваемости готовой продукции с 8,66 раз в 2008 году до 4,68 раз (на 45,98%) в 2009 году и 6,18 раз (на 132,1% по сравнению с 2009 годом) обусловлено ростом запасов готовой продукции на складе и означает затоваривание и падение спроса на продукцию.

·        Значительное снижение оборачиваемости дебиторской задолженности 8,33 раз в 2008 году до 4,18 раз в 2009 и 3,67 раз в 2010году, привело к увеличению среднего срока её оборота на 43,4 дня (98,99%) в 2009 году и на 12,34 дня (14,14%) в 2010 году. Это показывает, что сроки товарного кредита в эти периоды увеличиваются вследствие неблагоприятных обстоятельств на рынке сбыта продукции (ухудшение платежеспособности покупателей, снижение спроса).

В связи со снижением всех этих факторов уменьшается и коэффициент оборачиваемости оборотных средств в целом: за 2009 год он снизился на 1,26 раза (44,22%) с 2,84 раза до1,58 раза, а в 2010 году упал еще на 0,12 раза (7,58%), длительность одного оборота оборотных средств увеличилась с 128 дней до 230 в 2009 году и 249 в 2010 году. Это отрицательная тенденция, т.к. оборотные средства очень медленно оборачиваются и приходится привлекать дополнительные ресурсы, тем самым уменьшая материальные выгоды предприятия.

Из всех показателей оборачиваемости элементов оборотных средств ОАО "ЖБИ" лишь коэффициент оборачиваемости денежных средств вырос - с 43,6 раза в 2008 году до 186 раз в 2009 и 160 раз в 2010 году, соответственно уменьшился срок одного оборота денежных средств с 8,36 раза в 2008 году до 1,96 раз в 2009 и 2,28 раз в 2010, но это произошло из-за значительного снижения величины денежных средств предприятия. Поэтому нельзя обозначить эту тенденцию как положительную.

В ходе анализа оборачиваемости кредиторской задолженности также очевидно снижение этого показателя. В 2008 году с 9,34 раза до 6,98 раза (на 25,26%) в 2009 и 7,74 (на 10,82%) раза в 2010 году. Рост длительности одного оборота кредиторской задолженности свидетельствует о расширении срока коммерческого кредита, предоставляемого предприятию.

Падение фондоотдачи внеоборотных активов с 8,01 раза в 2008 году до 5,16 раза в 2009 году и 4,31 раза в 2010 году свидетельствует о снижении эффективности использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной продаж, приходящейся на единицу стоимости средств.

Снижение оборачиваемости собственного капитала ОАО "ЖБИ" с 2,73 раза в 2008 году до 1,47 раза (на 46,17%) в 2009 году и 1,28 раза (на 12,66%) в 2010 году свидетельствует о бездействии части собственного капитала, которая задерживается в обороте. Соответственно длительность одного оборота в 2008 году составила 134 дня, в 2009 году - 248 дней (прирост 85,75%), в 2010 году - 284 дня (прирост 14,49%).

Обобщенной характеристикой продолжительности омертвления финансовых ресурсов в текущих активах является показатель продолжительности операционного цикла:

ДОЦ = Д оборач ДЗ + Доборач м.о.ср-в

За 2008 год он составил 86,2 дня, за 2009 год - 144,6 дня, а в 2010 году уже 161,9 дня. Эта негативная тенденция свидетельствует о росте длительности операционного цикла, что естественно отрицательно сказывается на деловой активности ОАО "ЖБИ".

Динамика показателей оборачиваемости ОАО "ЖБИ" наглядно демонстрирует снижение деловой активности предприятия, что существенным образом отражено и в снижении величин его выручки и прибыли.

4.4 Анализ показателей рентабельности ОАО "ЖБИ"

Расчет показателей рентабельности ОАО "ЖБИ" представлен в таблице 3 "Анализ показателей рентабельности ОАО "ЖБИ"".

Уменьшение рентабельности продаж с 18,8 % в 2008 году до 14,43 % (на 4,37 %) в 2009 году и 5,9 % (на 8,84 %) свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию предприятия.

Вместе с тем наблюдается резкое снижение рентабельности продукции со 170,28 % в 2008 году до 103,73 % и 103,19 % в 2009 и 2010 годах соответственно, это свидетельствует о резком снижении прибыли вследствие роста затрат и одновременного падения выручки.

Снижение рентабельности активов также свидетельствует о падающем спросе на продукцию фирмы и о перенакоплении активов. В 2008 году она составляла 54,72 %, в 2009 году - 24,49 %, а в 2010 снизилась до 7,68 %. Темпы снижения составили 44,75 % в 2009 году и 31,36 % в 2010.

Таблица 3. Анализ показателей рентабельности ОАО "ЖБИ"

№ п/п

Наименование показателя

2008 год

2009 год

2010 год

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темпы роста,%






2009

2010

2009

2010

1.

Рентабельность продаж, %

18,80

14,43

5,59

-4,37

-8,84

76,76

38,75

2.

Рентабельность продукции, %

170,28

103,73

103,19

-66,55

-0,54

60,92

99,48

3.

Рентабельность активов, %

54,72

24,49

7,68

-30,23

-16,81

44,75

31,36

4.

Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов, %

154,52

91,19

24,11

-63,33

-67,08

59,02

26,44

5.

Рентабельность оборотных активов, %

54,72

24,49

7,68

-30,23

-16,81

44,75

31,36

6.

Рентабельность собственного капитала, %

39,83

18,05

5,28

-21,79

-12,77

45,31

29,26


Падение рентабельности внеоборотных активов свидетельствует о неэффективности их использования, так если в 2008 году на 1 руб. активов приходилось 1,55 руб. прибыли, то уже в 2009 году стало приходиться 0,91 руб., а в 2010 - всего лишь 0,25 руб. прибыли.

Рентабельность оборотных активов также демонстрирует отрицательную динамику: если в 2008 году она составляла 54,72 %, то в 2009 и 2010 годах она снизилась до 24,49 % и 7,68 % соответственно. Это является подтверждением неэффективного использования оборотных активов.

Существенное снижение рентабельности собственного капитала за 2009 год по сравнению с 2008 на 21,79 %, а за 2010 год еще на 12,77 % свидетельствует о неэффективном использовании собственного капитала и оказывает отрицательное влияние на курсы акций ОАО "ЖБИ".

Снижение всех показателей рентабельности также подтверждает низкий уровень деловой активности ОАО "ЖБИ". Необходимо разрабатывать и внедрять меры по её повышению.

4.5 Пути повышения деловой активности ОАО "ЖБИ"

На основании проведённых в предыдущих разделах расчётов можно говорить о том, что ОАО "ЖБИ" находится в весьма плохом состоянии. Об этом говорит низкий уровень рентабельности, оборачиваемости и других показателей, характеризующих деловую активность предприятия. В настоящее время для большинства предприятий такое положение стало типичным из-за недостаточной поддержки со стороны государства, изношенности и устарелости материальной базы и т.п.

Итак, основными проблемами на предприятии являются: низкий уровень рентабельности всего капитала предприятия, низкая маневренность собственных оборотных средств. Их недостаток, недостаток долгосрочных источников формирования капитала, низкий уровень ликвидности баланса, не готовность предприятия немедленно погасить кредиторскую задолженность. Для решения возникших проблем необходимо повысить выход чистой прибыли. Для этого необходимо увеличить доход от реализации продукции, а это возможно только при высоком её качестве и сравнительно невысокими ценами, а также низким уровнем затрат на её производство и сбыт, административные затраты. [1]

Для улучшения деловой активности необходимо, чтобы количество привлечённого капитала уменьшилось, а объём собственного увеличился, т.е необходимо повысить платёжеспособность субъекта хозяйствования, улучшить структуру активов и пассивов предприятия.

Следующая, не менее важная проблема - это неготовность предприятия немедленно погасить кредиторскую задолженность. Для этого ему необходимо увеличить поступление денежных средств, т.е увеличить объёмы реализации продукции, а следовательно и объёмы производства либо искать рынки сбыта по более высоким ценам. Финансовое состояние предприятия характеризуется постоянным наличием средств на расчётном счёте. Оптимальная для предприятия сумма денежных средств определяется влиянием разных факторов и показателей, которые часто вызывают противоположные тенденции. Недостаток средств в определённый момент связан с риском прерывания производственного процесса, возможным невыполнением обязательств, с потерей дополнительной прибыли, а также создавать условия для банкротства. Оптимальная сумма денежных ресурсов определяется деловой активностью предприятия и обоснованностью в их ежедневной потребности. [1]

Основные направления повышения деловой активности предприятия:

.        Вести планирование финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч:

·        определение плановой потребности оборотных средств и нормирования объемов запасов и незавершенного производства,

·        контроль соответствия нормативам;

·        планирование и контроль потоков финансовых средств (поступлений, платежей, денег на счете и т.п.);

·        формирование, проверку финансовой реализуемости планов производства и реализации продукции;

·        ежеквартально подводить итоги финансово-хозяйственной деятельности с обязательным проведением финансового анализа и результатов выполнения бизнес- планов.

.        Организовать долгосрочное планирование деятельности на основе разработки бизнес-планов. При освоении новых направлений развития обязательно необходимо проводить оценку эффективности проектов по их реализации на основе бизнес-планирования.

.        Совершенствовать договорную работу и дисциплину. При заключении договоров на поставку продукции предусматривать штрафные санкции за несвоевременную оплату покупателем продукции. Обязательная юридическая экспертиза договоров. [1]

.        Необходимо следить за динамикой коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами.

.        Контролировать соотношение темпов роста дебиторской и кредиторской задолженностей. Если кредиторы незначительно превышают сумму дебиторов, то такое положение благоприятно. Противоположное их соотношение должно получить отрицательную оценку, т.к. слишком большая сумма может вызвать неплатежи по собственным обязательствам предприятия. При анализе дебиторскую и кредиторскую задолженность следует рассматривать отдельно: дебиторскую как средства, временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую как средства, временно привлеченные в оборот.

.        Расширение сбыта продукции, в том числе за счет:

·        маркетинговых исследований рынка и постоянного мониторинга внешней среды;

·        разработки политики на основе анализа спроса;

·        установления прямых связей с другими предприятиями;

·        разработки системы скидок для постоянных заказчиков за своевременный расчет, выработки ценовой политики.

.        Внедрение на предприятии системы управленческого учета для анализа доходов и расходов по статьям и элементам затрат. Периодически необходимо выполнять анализ структуры издержек производства, проводя сравнение с различного рода базовыми показателями и изучая природу отклонений от них. [1]

Заключение

Данная работа посвящена исследованию деловой активности предприятий. Результаты проведенного анализа в области деловой активности позволяют сделать следующие выводы:

.        Понятие "деловая активность" трактуется экономистами неоднозначно. Так, деловая активность предприятия - характеристика состояния предпринимательской деятельности, заключающейся в организации и развитии производства или оказания услуг, в отрасли, фирме, стране, как необходимое условие успешной предпринимательской деятельности.

.        Ученые-экономисты выделяют несколько методик оценки деловой активности:

Первый подход: Оценка степени выполнения планов, норм, нормативов и прочее. Оценка динамичности развития фирмы (100% < Тс< Т < Тр, где Тс - темп изменения активов; Т - темп изменения выручки; Тр - темп изменения прибыли; приемлемый темп роста g = Р / Е0, где Р - реинвестированная прибыль; Е0 - собственный капитал на начало периода). Оценка уровня эффективности использования ресурсов (фондоотдача, производительность труда, оборачиваемость активов и их отдельных элементов, продолжительность операционного цикла)

Второй подход: Качественные критерии (широта рынков сбыта, деловая репутация, конкурентоспособность и проч.). Абсолютные критерии деловой активности (объем продаж, прибыль, величина авансированного капитала). Относительные показатели деловой активности (коэффициенты оборачиваемости и период оборота активов и обязательств).

Третий подход: Коэффициенты оборачиваемости различных активов и обязательств. Расчет периода их оборачиваемости в днях. Расчет продолжительности операционного цикла (Период оборачиваемости запасов + Период оборачиваемости дебиторской задолженности).

Четвертый подход: Коэффициенты оборачиваемости и рентабельности различных активов и обязательств.

Итак, деловая активность является важнейшей характеристикой функционирования коммерческой организации.

.        При проведении анализа деловой активности на наш взгляд целесообразно рассчитывать следующие показатели:

)        Показатели динамики;

)        Показатели оборачиваемости;

)        Показатели рентабельности.

Деловая активность находится в прямой зависимости от всех вышеперечисленных показателей.

Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового положения компании, поскольку скорость оборота средств оказывает непосредственное влияние на платежеспособность фирмы. Кроме того, увеличение скорости оборота средств, при прочих равных условиях, отражает повышение производственно-технического потенциала фирмы.

Рентабельность предприятия отражает степень прибыльности его деятельности. Анализ деловой активности и рентабельности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия.

.        В ходе анализа деловой активности рассчитываются следующие наиболее важные показатели оборачиваемости:

-       Коэффициент общей оборачиваемости капитала;

-       Коэффициент оборачиваемости мобильных (оборотных) средств;

-       Коэффициент оборачиваемости НЗП;

-       Коэффициент оборачиваемости готовой продукции;

-       Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;

-       Коэффициент оборачиваемости денежных средств;

-       Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;

-       Коэффициент оборачиваемости собственного капитала.

Ниже приводятся наиболее важные финансовые коэффициенты рентабельности и деловой активности, получаемые при различных вариантах знаменателя относительного показателя:

)        Рентабельность продаж,

)        Рентабельность продукции,

)        Рентабельность активов,

)        Рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов,

)        Рентабельность оборотных активов,

)        Рентабельность собственного капитала.

Уровень рентабельности является своеобразным индикатором эффективности использования всего комплекса производственно-хозяйственных факторов.

Анализ деловой активности был выполнен на примере ОАО "ЖБИ". У данного общества четыре основных вида деятельности: производство изделий из бетона для использования в строительстве; производство товарного бетона; производство строительных металлических конструкций; оптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе).

Анализ финансовой устойчивости ОАО "ЖБИ" позволил выявить следующее:

.        Прослеживается негативная тенденция снижения выручки и прибыли предприятия: за 2009 год выручка от продаж снизилась на 53512 тыс. руб., что составило 29,06 %, за 2010 год по сравнению с предыдущим она уменьшилась на 2836 тыс. руб. или 2,17 %. Это снижение соответственно привело к уменьшению прибыли от реализации продукции за 2009 год на 15771 тыс. руб. (45,55%) и за 2010 год на 11706 тыс. руб. (62,09%), и чистой прибыли предприятия на 10821 тыс. руб. (40,29%) за 2009 год и за 2010 год на 10780 тыс. руб. (67,22%). Падение этих показателей достаточно существенно и может быть связано с падением спроса на реализуемую продукцию, что обусловлено негативной ситуацией в экономике как региона, так и России в целом, а также снижением качества выпускаемой продукции и, как следствие, её слабой конкурентоспособностью. Снижение показателей выручки и прибыли негативно отражается на показателях оборачиваемости и рентабельности, т.е. приводит к их снижению, т.к. они находятся в прямопропорциональной зависимости.

.        Негативная тенденция снижения показателей оборачиваемости на ОАО "ЖБИ" распространяется на все показатели оборачиваемости. Резкое снижение показателей наблюдается в 2009 году по сравнению с 2008 годом, а в 2010 году снижение продолжается, но уже более низкими темпами.

.        Снижение всех показателей рентабельности также подтверждает низкий уровень деловой активности ОАО "ЖБИ". Необходимо разрабатывать и внедрять меры по её повышению.

.        По полученным в результате анализа данным можно сделать вывод, что предприятие находится в негативном финансовом состоянии, ему необходимо немедленное "оздоровление". Об этом свидетельствуют низкие показатели оборачиваемости и рентабельности. Поэтому для стабилизации финансового состояния предприятия предлагается провести следующие мероприятия:

-       увеличить оборачиваемость собственного капитала, т.к не происходит увеличения объёмов продаж продукции;

-       увеличить уровень рентабельности продукции;

-       уменьшить долю заёмных средств в формировании оборотных активов;

Выполнение всех этих условий поможет предприятию улучшить свою финансовую устойчивость, а также уровень деловой активности, которые на данный момент находятся на очень низком уровне. Хотя деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов предприятия.

Как уже говорилось выше, предприятия являются основными звеньями хозяйствования и формируют основу экономического потенциала государства.

Чем прибыльнее предприятие, чем стабильнее его доход, тем большим становится его вклад в социальную сферу государства, в её экономический потенциал, поэтому необходимо развивать и поддерживать прибыльные предприятия.

финансовый оборачиваемость рентабельность конкурентоспособность

Список используемой литературы

<http://ecouniver.com/420-delovaya-aktivnost.html>

1. Анализ и оценка деловой активности. Оценка рентабельности предприятия / А. С.Паламарчук // Справочник экономиста. - 2005. - № 12.- С. 30-38.

2. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / Под ред. О. В. Ефимовой, М. В. Мельник. - М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2005. - 408 с.

3. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / [Е.И. Бородина и др.]; под ред. О.В. Ефимовой и М.В. Мельник. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство "Омега-Л", 2008. - 451 с.

4. Бочаров В. В. Комплексный финансовый анализ. - СПб.: Питер, 2005. - 432 с.

5.  Деловая активность строительных организаций России / Ф. Ф. Глисин, О. Н. Лосева// Правовые вопросы строительства. - 2004. - № 1.- С. 54-60.

6. Донцова Л. В. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. - Издательство "Дело и сервис", 2005 - 336 с.

7. Ендовицкий, Д. А. Система показателей анализа деловой активности хозяйствующего субъекта / Д. А. Ендовицкий, В.Л, Лубков, Ю.Ц. Сасин //Экономический анализ: теория и практика. 2006. №17. С. 2-12.

8. Использование конъюнктурных опросов в исследованиях деловой активности предприятий и организаций / Ф. Глисин // Рынок ценных бумаг. - 2004. - № 10.- С. 39-41.

9. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / А.А. Каике, ИЛ. Кошевая. 2-е изд., испр. и доп. М : ИД "ФОРУМ"; ИНФРА-М, 2007. 288 с.

10.Ковалев В. В. Финансовая отчетность и ее анализ (основы балансоведения): Учеб. пособие / В. В. Ковалев, Вит. В. Ковалев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

11.Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры / В. В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 560 с.

12.Когденко, В.Г. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов / В.Г. Когденко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2009. 392 С.

13.Кононенко О. Анализ финансовой отчетности. - 3-е изд., перераб. и доп. - Х.: Фактор, 2005. - 156 с.

Матвейчева Е.В., Вишнинская Г.Н. "Традиционный подход к оценке финансовых результатов деятельности предприятия", "Аудит и финансовый анализ <http://www.cfin.ru/press/afa/>" №1 2000 <http://www.cfin.ru/press/afa/2000-1/> г.

1. Пласкова Н. С./ Экономический анализ: учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Эксмо, 2010. 704 с.

2. Савицкая Г. В. Теория экономического анализа: учеб. пособие / Г. В. Савицкая, Л. А. Головина, О. А. Жигунова. - М.: ИНФРА-М, 2007

3.  Структурная трансформация экономики и проблемы деловой активности хозяйствующих субъектов / С. Н. Степашкина // Регионология. - 2004. - № 3.- С. 63-69.

4. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е. С. Стояновой. - 5-е изд. перераб. и доп. - М.: Изд-во "Перспектива", 2003. - 656 с.

5. Финансовый менеджмент: уч. пособ./ Под ред. Проф. Е. И. Шохина - М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. - 408 С.

6. Хелферт Э. Техника финансового анализа / Пер. с англ. Под ред. Л. П. Белых - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. - 663 с.

7. Цирульникова О. А. Методические подходы к анализу деловой активности предприятия/ Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита. 2011. С.154-161.

8. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. - М.: ИНФРА-М, 2003.237 с.

9. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л. Т. Гиляровской. - 2-е изд., до. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 615 с.

10.Экономический анализ: учебник. / Савицкая Г.В. - 11-е изд., испр. и доп. - М. : Новое знание, 2005. - 651 С.

Похожие работы на - Исследование деловой активности предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!