Политика как социальное явление

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,06 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политика как социальное явление

Введение

Понятие политики. Политика - многомерное явление. Практически невозможно дать однозначное её определение. В литературе существует множество понятий политики. Каждый интерпретирует политику по-своему, в зависимости оттого, что берёт за основу: связь с властью или функции, цели политики. Одни определения носят общий, другие частный характер.

Изучение политики в политологии связано стремя аспектами. Отсюда и определение политики целесообразно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:

1.Политика- это особая сфера деятельности людей, связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;

2.Политика- это форма соучастия и взаимодействия властвующих и подвластных, управляющих и управляемых;

.Политика-это область не только сознательных, Нои стихийных действий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм поведения.

Наиболее широкое понимание политики находим у испанского политолога и философа Ортега-и-Гассета: политика, по его мнению,- это вся историческая деятельность, которую нельзя ограничивать деятельностью государства и правительства. Государство лишь юридический панцирь, некая формальность жизни общества. Государство и правительство - не единственные органы национальной жизни. Ещё есть независимая этническая жизнь и спонтанные процессы.

Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политики. Неполитическими в до государственном обществе были власть, а также социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. С момента образования государства люди пытались описать политику, как правило, через ту или иную субстанцию, раскрывающую её содержание.

1. Происхождение и природа политики, её роль в формировании и развитии общества

На первоначальных этапах развития человечества, когда общество еще не знало резкого противостояния интересов, механизмы самоорганизации производства и распределения продуктов, религия, обычаи и нравы естественным образом регулировали, как процесс удовлетворения потребностей, так и поддержание целостности общества. Однако эти механизмы оказались неспособными эффективно выполнять данные функции, когда, вследствие прогресса материального производства, резко усилилась социальная, этническая, религиозная дифференциация общества. Во многообразных человеческих контактах выявился блок конфликтных интересов, грозящих разрушить человеческое сообщество. И тогда сохранение целостности общества стало представлять из себя серьезную общественную проблему.

Такая потребность была реализована в процессе становления специфических общественных институтов, оказавшихся способными за счет использования средств принуждения обеспечить необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения. Появление механизмов публичной власти, свидетельствующее о возникновении государства, выводило общественную власть на качественно новый уровень регулирования межгрупповых отношений.

Доступность власти или же удаленность от нее граждан и групп радикально меняла их социальные возможности для удовлетворения своих нужд и запросов, создавая, таким образом, совершенно иное измерение их роли и статуса. Это вело как к возникновению нового вида социальных ассоциаций, так и к увеличению числа людей, специально занимающихся управлением.

Таким образом, необходимость урегулирования человеческих взаимоотношений, повлекшая образование публичных органов государственной власти, возникновение социальных ассоциаций, где люди группировались в целях защиты тех или иных интересов, а также рост аппарата управления и породили политический уровень общественных отношений. С появлением же политики общество стало отходить от такой социальной организации, где его целостность и интеграция осуществлялись на основе родственных связей людей, без четкого выделения функций управляющих и управляемых.

Для понимания сущности политической жизни принципиально важно, что интересы, заставляющие людей и их группы заниматься политикой, носят не индивидуальный, а над персональный характер, имеющий определенное значение для той или иной части населения. Независимо от своего конкретного содержания (будь то потребности в изменении материальных условий, участие в управлении, распределении ценностей и т. д.) эти интересы должны неминуемо затрагивать положение иных общественных групп, что, собственно, и предполагает вовлечение в межгрупповые отношения людей «третьей силы» - государства. Поэтому там, где классы, нации, религиозные общности или другие социальные группы, реализуя свои интересы, вызывают изменения в социальном положении других слоев населения, там и вовлекается государственная власть в регулирование общественных отношений, там и коренятся импульсы политических отношений.

Вывод: таким образом политику можно определить как область целенаправленных отношений между группами по поводу использования институтов публичной власти для реализации их общественно значимых интересов и потребностей.

Нидерландский учёный-энолог Франс де Ваал сделал вывод о том, что политика древнее человечества и возникла до появления человека. К такому выводу он пришел на основе длительного наблюдения за жизнью обезьян в зоопарке. Он написал книгу «Политика у шимпанзе», где утверждает, что все элементы политики имеют место у обезьян. Отличие политики у животных он видел лишь в том, что животные действуют, открыто, человек же чаще всего в политике скрывает свои цели и намерения. Чем умнее или хитрее политик, тем искуснее он скрывает свои истинные намерения. Не случайно Аристотель назвал человека животным политическим. Аристотель изучал политику, исходя от человека. А.Смит, Д. Рикардо связывали политику с экономикой и характером социального строя. Гегель пытался вывести закономерности развития политики из мирового духа. Маркс, главный источник возникновения политики видел в создании социально неоднородного общества. Пока в обществе нет многообразных интересов, оно в политике не нуждается. Достижение баланса различных интересов в обществе обуславливает необходимость политики.

Какова же природа политики? Существуют разные подходы к определению природы политики. В зарубежной политологии одни признают естественную природу, другие естественную и социальную;

Первоначально политика функционирует на уровне элементарных отношений, т.е сама природа предполагает искусство жить вместе (это коммуникативный уровень). Общественная природа политики связана сообразованием государства и правовым оформлением политики. Политика приобретает зрелые черты и уже функционирует на нескольких уровнях:

а) институциональном- в деятельности государства, партий и других политических субъектов;

б) функциональном- обслуживает определенные политические режимы, обеспечивает функционирование политических систем;

г) регулятивном- подчиняет жизнедеятельность людей политическим и правовым нормам;

д) коммуникативном (на качественно новом уровне) - создает условия для формирования политических отношений, обеспечивает объединение людей на основе всеобщего интереса.

2. Взаимосвязь политической, экономической, социальной и духовной сфер общественной жизни

Определение политики как социальной реальности. Политика настолько тесно переплетается с экономикой, социальными отношениями и тем более с управленческой деятельностью и структурами, что её бытиё зачастую фиксируется лишь в бытии экономических и управленческих явлений и процессов. Тем не менее, вычленение политики из всей совокупности общественных явлений как особого вида социальной реальности необходимое условие её изучения.

Во всем своём многообразии мир политики это социальная реальность. Он так же есть в обществе, как существует экономика, социально классовая структура или, скажем различные формы культуры. Хотя политическая реальность, конечно специфична, в отличие от социально-экономических сфер жизни. Реальность политики состоит, прежде всего, в том, что её образуют такие жизненные структуры и виды деятельности общественных субъектов, без которых ни одно общество, ни одна социальная система не в состоянии выжить. Ведь в сфере политики формулируются общие интересы и цели обществ, вырабатываются правила, по которым распределяются между людьми роли и функции, организуется управление общественными делами. Политические институты власти защищают общество от распада, создают и поддерживают систему символов, регулирующую социальные связи и общения.

Субъектами и объектами политики выступают люди, действующие социальные группы, реальные общности, организации. Политика там, где есть людские сообщества со всеми их противоречиями и конфликтами.

В политике всегда задействованы классы, различные социальные группы, народы и нации с их интересами, не зависящими от воли любых политических лидеров или партий. Управление людскими сообществами, подчиненное осуществлению общих интересов и целей, составляет политическую деятельность. Она неразрывно связана с государственной властью как со своим средством. Поэтому её формами могут быть не только разнообразные виды выработки и принятия политических решений, а и борьба за власть, её использование в интересах тех или иных групп и прочее.

Политические отношения есть связи и взаимодействия между членами общества по поводу общих, обязательных для всех интересов, государственной власти как орудия защиты и реализации последних. В основе политических отношений лежат политические интересы, и в тоже время отношения проявляются в форме интересов. Эта особенность делает их сферой формирования мотивационной базы политической активности, ровно, как и отчужденности от политики. Ведь именно в политических отношениях заключены главные вопросы общественной жизни. Политические отношения складываются между субъектами различных уровней и подсистем политической жизни. Неотъемлемый компонент и фактор политических отношения это интересы. Будучи формой проявления отношений, политические интересы составляют автономную область общественной жизни. По своей природе они представляют концентрированное выражение социально-экономических интересов. Политические интересы такая же реальность, как и социально-экономические. Они выражают состояние зависимости жизненного положения людей от деятельности власти, а так же формируются в виде реакции на эти действия. Интересы характеризуют устойчивую ориентацию, вполне определённую направленность поведения социальных групп, в сфере политических отношений.

Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание се связей с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ее структуру и сущность.

Как правило, в стабильных демократических обществах функциональная связь политики с другими общественными сферами носит устойчивый, динамичный характер, подкрепляющий тенденцию к понижению роли политического регулирования общественных отношений и усилению авторитета моральных и религиозных норм, методов самоорганизации экономической жизни и т. д. В то же время в переходных условиях или при нарастании авторитарных тенденций, как правило, увеличивается и роль политических методов регулирования социальных процессов. При тоталитарных же режимах правления политические методы управления по сути девальвируют значение и экономических, и моральных, и правовых регуляторов.

Таким образом, говоря об отношениях политики с другими сферами общественной жизни, необходимо видеть различный характер связующих их уз.

Так. в отношениях политики с экономикой прежде всего необходимо отметить значительную детерминирующую роль последней в (формировании политической власти. Конечно, было бы явным преувеличением считать, что экономика всегда определяет политическую область жизни (например, классический марксизм). Источники политики того или иного государства, класса, нации, группы чаще всего невозможно однозначно свести к экономическим детерминантам. Но, в свою очередь, и политика не может рассматриваться как прародительница экономики. Хотя, будучи формой властно-государственного принуждения, политика сохраняет регулирующие способности по отношению к экономике в тех случаях, когда та или иная хозяйственная проблема приобретает значительный социальный масштаб и начинает затрагивать интересы всего общества. При этом характер такого влияния может быть трояким: либо позитивным, либо негативным, либо нейтральным.

Например, сегодня в России без помощи Президента и правительства в принципе невозможно установить режим хозяйственной конкуренции, утверждение рыночных отношений, развитие предпринимательства, т. е. всего того, что составляет суть экономической реформы. В то же время оппозиция также пытается использовать материальную силу государства, но не для поощрения, а для воспрепятствования этим тенденциям, для возврата к идеалам «плановой экономики». И от того, удастся ли исполнительной власти отстоять курс на реформы или же она не устоит перед натиском политических оппонентов, и будет зависеть характер политического воздействия на экономику.

Следует помнить, что политика и экономика связаны не непосредственно, а - опосредствованно - через социальные отношения. Экономика, предопределяя материальные устои жизнедеятельности людей, обуславливает характер социального расслоения общества. В зависимости же от экономического содержания своих социальных интересов различные группы обращаются к политическим формам их удовлетворения, побуждая тот или иной характер деятельности государства. Форма реакции государства на социальные требования групп будет, разумеется, зависеть от конкретно-исторической ситуации. А следовательно и характер отношений между экономикой и политикой тоже будет весьма различным.

Политика как наука и искусство. Политику считал наукой Аристотель. Ленин сравнивал её с высшей математикой. Во многих исследованиях политика отождествляется с наукой. Употребление словосочетания «политика как наука» следует понимать как её научную обоснованность, которая означает:

Принятие решений на основе научного знания, учёта объективных законов развития общества и природы;

Адекватное отражение интересов различных социальных групп и слоёв общества;

Применение научных методов в политике;

Интеллектуализацию самой политики (усвоение новых знаний, в том числе мирового опыта);

Способность к прогнозированию событий: упреждение или ускорение их развития в соответствии с прогнозом.

Политика соотносится не только с наукой, но и с искусством. Более того, она сама считается искусством, требующим талантливых исполнителей. Действительно если речь идёт об искусстве, то музыкант, прежде чем играть на скрипке, настойчиво осваивает азы мастерства. Точно так же должен сложности и тайны политики тот, кто избирает её в качестве своей профессии. Политик профессионал должен не только усвоить законы и правила политической игры, но и обладать особыми личностными качествами (интуицией, воображением, прозрением, страстью).

Что включает в себя политическое искусство? Его неотъемлемыми компонентами являются:

а) опыт, мастерство в реализации возможностей политического действия политика общество мораль социальный

б) способность угадывать, нащупывать улавливать верный способ действия;

в) способность к маневрированию, нахождению путей к компромиссам

Политика как искусство предполагает своевременное обнаружение противоречий и нахождение наиболее эффективных способов их разрешения. Быструю реакцию на изменение политической ситуации, принятие соответствующих мер по стабилизации обстановки, умение мобилизовать людей на реализацию принятых решений.

Политики, лишенные политического искусства, просчитывают все шансы на успех и только после этого приступают к действию. Они могут и опоздать. Политическое чутьё помогает быстро ориентироваться в каждой новой ситуации. Искусным политиком был Ленин, проявивший особый талант в завоевании власти, гибкость в повороте от политики военного коммунизма к НЭПу.

Вместе с тем, политика не совпадает с искусством. Искусство- это прежде всего художественное отображение мира, политика должна адекватно отражать политическую и социальную реальность мира.

Политика не может постоянно идти на риск, руководствоваться только интуицией. Это приводило бы к немалым и дорогостоящим ошибкам, за которые расплачивается, как правило, народ.

3. Политика и мораль. Соотношение целей и средств в политике

Определение целей политики предполагает их теоретическое обоснование, выработку определённой программы политической деятельности, включающей ближайшие и перспективные цели, средства их достижения, конкретный план действий.

Политика и мораль. Практический опыт показывает, что в политике, как и в любом другой сфере общественной жизни, процесс реализации интересов изначально связан с моральным выбором человека. Политика изначально соединяет в себе две различные системы координат в отношениях человека с государственной властью: пользы и нравственности. И если политическое сознание заставляет человека оценивать события и поступки с точки зрения вреда или пользы, эффективности или неэффективности в достижении целей, то мораль помещает эти же вопросы в плоскость взаимоотношений Добра и Зла.

Конечно, моральность политики - величина относительная. В стабильных демократических режимах мораль является одним из важнейших источников взаимно уважительного диалога правящих групп и общества. В то же время режимы, для которых характерно отсутствие нравственной рефлексии, неизбежно превращают цинизм, вероломство, человеконенавистничество в доминирующие нормы власти и управления, способствуя тем самым возрастанию коррупции, криминализации правления, а в конечном счете - превращению политики в инструмент разжигания ненависти между различными группами населения н дезинтеграции общества. Аморальная политика является прямым поощрением и выражением диктатуры, насилия над личностью, фашизма.

Правда, столь же опасен и гиперморализм, вытесняющий критерии политической оценки ситуации абстрактными пожеланиями, наивными предположениями, оторванными от жизни требованиями. Как правило, такая мистификация сознания политических субъектов также неизбежно ведет к доминирующему положению группировок, манипулирующих общественным мнением в угоду своим эгоистическим интересам. Поэтому приверженность людей моральным идеалам в такой ситуации может обернуться глубокой жертвенностью, неоправданными уступками, формой поощрения демагогов.

Вывод: Выдержать необходимый баланс между политическими и моральными критериями весьма непросто. И чаще всего это удается людям, имеющим непосредственный опыт разностороннего политического участия с крепкими нравственными устоями. Не обладающие моральными принципами, легко перешагивают через все внутренние ограничения в использовании средств для сохранения и повышения своего властного статуса.

Пока существует политика, разрешать ее противоречивые отношения с моралью до конца, раз и навсегда, попросту невозможно. В то же время вполне возможно придать этому конфликту цивилизованную форму. Прежде всего это возможно за счет проведения властями гуманно ориентированной политики, исключающей привилегированное положение правящих элит или какой-либо иной социальной (национальной, религиозной) или политической группы, политики, ориентированной на гражданский мир, поиск консенсуса между политическими силами.

В то же время такая линия должна дополняться соответствующими механизмами отбора правителей и усиления демократического контроля за их деятельностью со стороны общественного мнения. При этом и сам человек должен стараться не перекладывать груз моральной ответственности за свой политический выбор на ту или иную партию, государство или иных лиц. Только это сделает мораль надежным источником политического развития, а политику - средством укрепления статуса универсальных норм и ценностей морали.

Заключение

Политика - сфера человеческой деятельности, связанная с властными отношениями в обществе. Поскольку властные отношения пронизывают все стороны нашей жизни, любому знакомы такие понятия, как экономическая политика, партийная политика, и даже семейная политика. Отношения господства-подчинения существуют в трудовом, армейском, учебном, спортивном коллективе, в группе сверстников - в принципе, везде, где есть лидер и ведомые. Однако мы привычно воспринимаем как политику только деятельность государства и его институтов, а политическими деятелями считаем лиц, занимающихся решением государственных проблем. На первый взгляд, люди, занимающиеся политикой, решают, главным образом, собственные проблемы, используя простой народ как "группу поддержки" в период выборов. Конечно, подобные "деятели" солидно потрудились над тем, чтобы максимально подорвать доверие общества к любым политикам. Но, как бы там ни было, без политиков общество существовать не в состоянии. Поэтому ответственность за таких политиков общество должно принимать на себя и приложить максимум усилий, во-первых, для продвижения во властные структуры действительно способных, талантливых управленцев, и, во-вторых, для создания саморегулирующейся политической системы, где бюрократия играет только обслуживающую роль. Поскольку политика является одним из наиболее широких понятий в обществоведении, существуют десятки определений этого понятия. Любой, уважающий себя, автор считает своим святым долгом предложить собственное толкование термина. На наш взгляд, ключевым моментом в любом определении должно быть понимание политики как сферы деятельности, связанной с регулированием общественных процессов с использованием институтов государственной власти.

Политика как социальное явление не остается неизменной. Сохраняя свои фундаментальные основы, она усложняется, значение её эффективности, и ответственности постоянно возрастает. Всё это позволяет сделать вывод, что политика сохранится до тех пор, пока будет существовать общество.


1.Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник / Отв. секретарь Борцов Ю.С., науч. ред. Коротец И.Д. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2007;

2.Введение в политологию. Наука о политике. Учебное пособие. / Под ред. Н.И. Горлача, Г.Т. Головченко. - Харьков, 2007;

.Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Учебник. - М.: Юрист, 2008;

.Философия. Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева,Ростов-на-Дону Феникс 1996;

.Шаповалов В.Ф. Основы философии, М.: Гранд, 1998;

.Бутенко А. П. Наука, политика, власть: проблемы взаимоотношения и соотношения// Социально-гуманитарные знания. 2003. №3.;


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!