Товар и его свойства. Концепции стоимости товара

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    121,32 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Товар и его свойства. Концепции стоимости товара

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Отделение заочного обучения

Художественно-графический факультет

Специальность «Изобразительное искусство»









Контрольная работа по экономической теории

Тема: Товар и его свойства. Концепции стоимости товара











Витебск, 2010 год

Меновая стоимость

Первоначально все необходимые блага человек производил для себя самостоятельно (вел натуральное хозяйство). По мере роста потребностей удовлетворять их таким способом становилось все сложнее, стало выгодно специализироваться на производстве одного продукта, обменивая его на необходимые блага. Результатом этого закономерного процесса явилось появление товара и возникновение товарного права.

Товар - это тип организации общественного производства, при котором экономические отношения между людьми осуществляются через рынок, куплю-продажу их труда. И продукт натурального производства, и товар обладают полезностью, потребительской стоимостью, т.е. способностью удовлетворять потребности людей.

Как потребительные стоимости товары не могут быть сопоставимы друг с другом, а значит быть обменены. Более того, обмен товарами с одинаковой потребительной стоимостью вообще бессмыслен (например, одной пары сапог на точно такую же пару сапог). Поэтому, кроме потребительной стоимости, товар должен обладать свойством обмениваться на другие товары. Свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях называется меновой стоимостью.

Меновая стоимость - количественное соотношение, пропорция, в которой обменивается один товар на другой. (Т1=Т2; Т1=2Т3) Один товар имеет множество меновых стоимостей. Основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам, а именно затраты труда. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара. Меновая стоимость является формой выражения этой стоимости.

Меновая стоимость на поверхности явлений определяется соотношением спроса и предложения на обмениваемые товары. Спрос покупателя на тот или иной товар зависит от цены. При высоких ценах он снижается, при низких - повышается. Предложение также зависит от цен. При низких ценах продавцы придерживают товары, не продают их. При высоких, напротив, стараются продать как можно больше. На первый взгляд, меновая стоимость определяется спросом и предложением. Но тогда возникает вопрос - а чем определяется сам спрос и предложение? Получается порочный круг. А главное, нет ответа на вопрос - чем определяется меновая стоимость (пропорция, обмен двух товаров), когда спрос и предложение совпадают? Разные школы по-разному отвечают на этот вопрос. Согласно марксистской экономической теории два товара обмениваются друг на друга (в определенной пропорции) потому, что на их производство затрачено одинаковое количество общественно-необходимого труда. Согласно маржиналистской школе меновые пропорции (меновая стоимость) определяются полезностью вещи, субъективной оценкой людей того, что они покупают.

Потребительная стоимость

Прежде чем быть обменным, товар должен обладать свойством удовлетворять ту или иную потребность покупателя. Свойство товара удовлетворять потребности людей называется потребительной стоимостью. Следует особо подчеркнуть, что товар предназначается не для удовлетворения потребностей самого производителя, а для удовлетворения потребностей тех людей, которые его покупают, т.е. общества. Поэтому товар должен обладать не просто потребительной стоимостью, а общественной потребительной стоимостью. Причем товаром является только тот продукт, который обладает общественной потребительной стоимостью и передается потребителю через куплю-продажу, а не путем безвозмездного отчуждения.

Потребности людей многообразны, поэтому и потребительная стоимость может быть присуща не только товарам, идущим в личное потребление, но и товарам, поступающим в хозяйственное потребление в виде средств производства.

Потребительной стоимостью могут обладать не только товары, но и любые продукты (в т.ч. и природы), потребляемые человеком. Это значит, что потребительная стоимость - категория внеисторическая, т.е. она существует вне зависимости от наличия товарного производства.

Потребительная стоимость составляет вещественное содержание богатства. Она относится ко всем продуктам (сырье и т.д.). Потребительная стоимость товара:

. должна быть создана трудом;

. должна удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;

. должна обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи). Товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.

Стоимость

Для того чтобы обмен товарами произошел, они должны обладать чем-то общим, что их приравнивало бы друг к другу. Товар обладает двумя основными свойствами: потребительной стоимостью и стоимостью.

Стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. Стоимость делает товары однородными, способными к обмену. Стоимость есть внутреннее свойство товара. Стоимость в отличие от потребительной стоимости категория историческая, она существует в тех способах производства, где есть товарное производство.

Стоимость - основа количественных соотношений при эквивалентном обмене. Разные экономические школы природу стоимости объясняет по-разному: затратами рабочего времени, балансом спроса и предложения, издержками производства, предельной полезностью и др.

Стоимость в статистике - произведение цены товара на его количество рис. 1.

Рис. 1

Товар представляет собой единство потребительной стоимости и стоимости. Это единство можно представить так:

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения вступают два лица - продавец и покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать товар подороже, а покупатель - купить товар подешевле. Рынок - это борьба интересов. В результате этой борьбы и продавец и покупатель приходят к единому интересу, т.е. обмениваются товарами по единому эквиваленту, в основе которого лежат общественно необходимые затраты труда по их производству - стоимость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве носят объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости. Закон стоимости - это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда, Другими словами, закон стоимости - это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара.

Однако следует иметь в виду, что товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами и в первую очередь спросом и предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью. Свое действие в условиях товарного производства закон стоимости проявляет именно через колебания цен вокруг стоимости. Следует заметить, что отклонение цен от стоимости не нарушает самого закона стоимости, ибо, во-первых, эти отклонения незначительны, а, во-вторых, отклонения в сторону плюс уравновешиваются отклонениями в сторону минус.

В товарном производстве закон стоимости выполняет следующую роль:

а) выступает в качестве регулятора товарного производства;

б) способствует росту производительности труда;

в) способствует дифференциации товаропроизводителей.

Теория предельной полезности (маржинализм)

стоимость товар цена маржинализм

В экономической науке сложилось три основных подхода к определению стоимости товара:

подход основан на использовании трудовой теории стоимости;

подход основан на использовании теории предельной полезности (маржинальная теория);

подход Альфреда Маршалла.

Рассмотрим подход, основанный на использовании теории предельной полезности (маржинальная теория).

Теория предельной полезности или предельных издержек - концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Теория разрабатывалась представителями австрийской школы: К. Менгером, Э. Бём-Баверком, Ф.Ф. Визером, Й. Шумпетером, а также Л. Вальрасом (Лозаннская школа) и У.С. Джевонсом. Основные положения теории предельной полезности были сформулированы еще Г.Г Госсеном в надолго всеми забытой работе 1844г., а начало массированного проникновения маржиналистских идей в экономическую литературу следует отнести только к середине 1880-х годов. Сам термин «предельная полезность» (нем. Grenznutzen) впервые использовал Ф. ф. Визер (1851-1926).

Представители этого направления пытались преодолеть односторонность теории трудовой стоимости, не дававшей анализа роли потребителя (покупателя) в процессе формирования рыночной стоимости и цены товара. Такой поворот от господствовавшей до этого времени в классической и марксистской научных школах «производственной версии» ценообразования был столь значительным, что он получил в экономической литературе название маржиналистской революции, или маржинализма (от франц. marginal - предельный).

Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причем последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость - это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность - это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. Современные экономисты используют теорию предельной полезности, акцентируя внимание на изучении закономерностей потребительского спроса, анализе предложения, исследовании рынков и ценообразования на микроэкономическом уровне.

Маржиналисты задачу политической экономии видели в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Чтобы подчеркнуть социальную нейтральность своих исследований, они даже отказались от самого термина «политическая экономия» в пользу термина «эконом икс».

Оперируя исключительно предельными величинами, маржиналисты считали, что стоимость товара не зависит от количества затраченного на его производство труда, а определяется полезностью последней имеющейся единицы данного товара (предельной полезностью). На основе теории предельной полезности была создана теория поведения потребителя, исходящая из следующих предпосылок.

Во-первых, потребитель всегда ведет себя рационально и стремится извлечь максимум полезности для себя. Во-вторых, доходы всех потребителей ограничены. Каждый потребитель полезность товара оценивает по-разному, на основании чего формируются потребительские предпочтения. При этом каждая дополнительная единица однотипного товара будет приносить все меньшую пользу потребителю. На основании этого явления маржиналистами был сформулирован закон убывающей предельной полезности.

С маржиналистской революции начался пересмотр предмета экономической теории. Если в центре классической теории стояла задача изучения роста общественного богатства, то в центре неоклассической оказалось изучение поведения отдельных предприятий или фирм, максимизирующих свою прибыль, и отдельного потребителя, который в своем экономическом поведении руководствуется только личным интересом: максимизировать доход и минимизировать затраты. Такой подход к экономическим исследованиям получил название микроэкономического.

Теория трех факторов производства

В начале XIX века получили распространение разработки школы экономистов, которую возглавлял Жан Батист Сэй (1767-1832), представляющий классическую политическую экономию.

Теория Сэя, в отличие от теорий его предшественников, сосредоточена на анализе форм экономических отношений, проявлении экономических законов в конкретной хозяйственной практике функционирующей рыночной экономики. Главными работами Сэя являются: «Трактат политической экономии, или простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803) и «Полный курс политической экономии» (1829). По мнению Сэя, его работы представляют собой упрощенное и очищенное от ненужных абстракций и сложностей изложение теории Смита.

Сэй принял принципы свободы рынков, ценообразования, фритрейдерства, экономического либерализма, разделял представления о вечности и незыблемости рыночной экономики. Он считал, что политическую экономию необходимо строить также, как и точные науки, что в методологическом плане означало признание законов, категорий и теорий, которые имеют универсальное значение. Сэй рассматривал политическую экономию как теоретическую и описательную науку. Определяя задачи и цели политической экономии, Сэй подчеркивал, что она должна задаваться вопросами практики. Политэкономия, по его мнению, -- это чистая абстрактная наука исключительно об экономических законах.

Специфика методологии теории Сэя связана с его классификацией политэкономии, которая делилась на три самостоятельные части: производство, распределение и потребление. Все составные части политэкономии рассматривались Сэем с точки зрения их функциональной роли, причем и потребление как самостоятельные сферы ставились в один ряд с производством. В концепции производства Сэй показывал, что производить - это не значит создавать материальные предметы. Производить - значит просто создавать полезность, увеличивать способности вещей отвечать нашим потребностям и удовлетворять наши желания. Он писал, что «производство не создает материи, но создает полезность». Полезность сообщает предметам ценность, которая является мерилом полезности. На основании этого, в отличие от физиократов и Смита, Сэй утверждал, что производителен всякий труд, даже создающий нематериальные продукты.

В теории распределения Сэя центральное место отводится предпринимателям, к которым он относит «индустриальных предпринимателей», землевладельцев, деловых людей, ведущих производство и распределение богатства. Вокруг фигуры предпринимателя, по мнению Сэя, происходит распределение, механизм которого состоит в следующем: рабочий предоставляет услуги в виде затраченного непосредственного труда; услуги землевладельцев - в виде продуктов земли и услуг предпринимателей; услуги промышленников - в виде вложения капитала. Вынесенные на рынок эти услуги обмениваются в форме заработной платы, процента или ренты. На услуги существует спрос со стороны промышленных предпринимателей, которые являются «посредниками, идущими производственные услуги для изготовления продукта». Человек, земля, капитал предоставляют услуги, а спрос и предложение регулируют цену услуг, т. е. размер ренты, зарплаты, процента, а также цену продуктов: с помощью предпринимателя ценность продуктов распределяется между «производительными услугами», а услуги - в соответствии с потребностями между производствами.

Сэй справедливо полагал, что обмен двух равных стоимостей не увеличивает и не уменьшает общей массы стоимостей, имеющихся в обществе. На вопрос о том, как определить величину стоимости, созданную каждым фактором производства, Сэй отвечает ссылкой на рынок. Он считал, что части стоимости, созданная трудом, равна заработной плате; часть, созданная капиталом - прибыли; часть, созданная природой - ренте.

Таким образом, стоимость или ценность каждого предмета, пока она не установлена на рынке, совершенно произвольна, неопределенна. Основанием же ценности является полезность товара. Поскольку в процессе производства участвует не только труд, но капитал и земля оказывают определенные услуги, они также создают стоимость (ценность). Это и составляет содержание теории трех факторов производства. Сэй привел определение каждого вида дохода, но, в отличие от Смита, разделил прибыль на предпринимательский доход и процент. В результате заработная плата рассматривалась им как вознаграждение за труд рабочего; предпринимательский доход - как вознаграждение за особую важную общественную функцию, «за промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководства», процент - как результат услуги капитала. Предпринимателя-землевладельца Сэй ставит рядом с фермером, поэтому ренту сводит к стараниям землевладельцев. При объяснении сущности процента он развил новый вариант теории производительности капитала. По его мнению, необходимо разделить субстанции капитала (материальное бытие средств производства) и производительную услугу капитала, связанную с использованием средств производства. Сэй делит на две части стоимость, созданную капиталом: одна - возмещает затраты его субстанции (амортизация и т.д.), другая - возмещает или вознаграждает его производительные услуги.

На основании теории факторов производства Сэй сделал вывод об относительном изменении доходов. Он отмечал, что раз стоимость, а значит, и цена, слагается из доходов, то, следовательно, изменение каждого вида доходов не затрагивает другие доходы, а отражается только на цене, обуславливая ее изменение. Сэй применил свой вариант теории стоимости для обоснования теории реализации, которая получила название «Закона рынка». В теории реализации он доказал, что в условиях рыночной экономики отсутствуют основы для всеобщего кризиса перепроизводства. Для обоснования Сэй формулирует ряд положений, характеризующих функционирование рынка:

обмен товаров покоится на разделении труда, так как производитель товара в поиске потребителя выносит товары на рынок;

ценность продуктов, которые выносятся на рынок, одновременно определяют ценность покупаемых производителями продуктов;

цена сдерживает потребление, так как если бы продукты, выносимые на рынок, не имели бы цены, то потребление их было бы безгранично;

чем выше цена, тем меньше спрос на товар;

деньги нужны для обмена товаров, поэтому обмениваются не денежные эквиваленты, а продукты;

для осуществления обмена каждый товар, каждая ценность должна быть противопоставлены другой ценности;

в процессе обмена происходит замена одних предметов потребления на другие;

обмен приводит к тому, что «каждый заинтересован в благополучии всех и что процветание одной отрасли промышленности всегда благоприятно для процветания всех других»;

товары не продаются или продаются с убытком, если их количество превышает потребность в них, или если другие производства поставили меньше товаров и их не хватает;

ввоз иностранных товаров благоприятствует продаже внутренних продуктов, потому что мы не можем купить иностранные товары иначе, как за продукт нашей промышленности, наших земель и наших капиталов, сбыт которых организует торговля.

Следовательно, всеобщее перепроизводство невозможно, но Сэй допускал возможность частичных кризисов перепроизводства в результате возникающих диспропорций. Теоретические положения Сэя явились основой для разработки рекомендаций для экономической политики. Он выступил против преград для развития рыночной экономики, против чрезмерных расходов на чиновников и так называемых «третьих лиц», но за развитие производства, которое способствует расширению рынка.


Товар - это продукт человеческого труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.

Товар является одним из элементов комплекса маркетинга, наряду с ценой, методами распространения и продвижения. Товар - все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть не только физические объекты, но и услуги, лица, места, организации, идеи и т.д.

Следует отличать понятие «товар» от понятия «товарной единицы». Товарная единица - обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами. Например, зубная паста - товар, а тюбик пасты «Колгейт» фирмы «Колгейт» стоимостью 25руб. - товарная единица.

Существует три уровня товара: товар по замыслу, товар в реальном исполнении и товар с подкреплением.

Товар по замыслу - сердцевина понятия товара в целом. На этом уровне дают на вопрос: что в действительности будет приобретать покупатель? Ведь, по существу, любой товар - это заключенная в упаковку услуга, для решения какой-то проблемы. Например, покупатели приобретают не сверла определенного диаметра, а отверстия того же диаметра. Поэтому, задача деятеля рынка - выявить скрытые за любым товаром нужды и продавать не свойства этого товара, а выгоды от него.

Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении. Губная помада, компьютеры и т. д. - все это товары в реальном исполнении. Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: качеством, свойствами, внешним оформлением, марочным названием и упаковкой.

И, наконец, разработчик может предусмотреть предоставление дополнительных услуг и выгод (поставку и кредитование, монтаж, послепродажное обслуживание, гарантии), составляющих товар с подкреплением. Если рассматривать компьютер, то подкреплением к товару служат инструкции, рабочие программы, услуги по доставке, программированию, ремонту, гарантии и др. Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом.

Классификация товаров в условиях маркетинга. Группы товаров:

Товары длительного пользования - выдерживают многократное использование;

Товары кратковременного пользования - потребляются за один или несколько циклов использования;

Услуги.

Классификация товаров широкого потребления:

Товары повседневного спроса: приобретаются без раздумий и сравнения;

Товары предварительного выбора: перед приобретением сравниваются варианты: схожие - одно качество, разные цены; несхожие - должны иметь широкий ассортимент;

Товары особого спроса: имеют уникальные характеристики и марочные предпочтения, не сравниваются;

Товары пассивного спроса: об их покупке не задумываются (страхование жизни, энциклопедии). Требуют личной продажи.

Потребительские свойства товара:

. Свойства социального назначения: востребованность товара потребителями, зависит от платежеспособности и общественных норм потребления. Кроме того, от сезона, стиля и моды.

2. Функциональные свойства: способность удовлетворять потребности покупателя. Делятся на три группы: а) показатели совершенства выполнения основной функции; б) показатели универсальности; в) показатели выполнения вспомогательных функций.

. Надежность товара в потреблении: способность товара полноценно выполнять свои функции в течение срока службы. Группы показателей надежности: а) безотказность; б) показатели долговечности; в) ремонтопригодность; г) сохраняемость.

. Эргономические свойства: удобство и комфорт эксплуатации изделия на всех стадиях в системе «человек - товар - среда». Группы показателей эргономических свойств: а) гигиенические; б) антропометрические; в) физиологические и психофизические; г) психологические.

. Эстетические свойства: способность товара выражать свою социокультурную значимость, степень полезности и совершенства в воспринимаемых человеком признаках, такие как соответствие формы содержанию, стилю, моде, окружающей среде, пропорциональность и пр.

. Экологические свойства: уровень вредных или полезных воздействий товара на окружающую среду при хранении, транспортировке и потреблении.

. Безопасность потребления: характеризует безопасность использования товара. Виды безопасности: электрическая, химическая, механическая, пожарная, биологическая, транспортных средств.

. Экономические свойства: расход материала для создания товара и топлива и энергии - в процессе потребления.

Трудовая теория стоимости

По мнению сторонников трудовой теории стоимости (классиков политической экономии и марксистов), обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют их стоимость. Классики политической экономии (А. Смит и Д. Рикардо) определяли стоимость трудом, затраченным на производство товара. Марксисты разделяли данную точку зрения, но считали, что этот труд двойственен. С одной стороны, он представляет собой труд определенного вида (характеризуется применением определенных орудий труда, определенными профессиональными навыками работника и вполне определенным результатом - конкретным экономическим продуктом), поэтому называется конкретным трудом. Он создает потребительную стоимость. С другой стороны, труд - это затраты рабочей силы вообще (расходование на производство товара интеллектуальной, нервной, мускульной энергии производителя безотносительно к конкретной форме изготавливаемого продукта), или абстрактный труд. Именно он создает стоимость, т. к. является общим в труде различных специалистов, что позволяет приравнивать разные потребительные стоимости друг к другу.

Сторонники данной теории по-разному представляли меру, с помощью которой можно определить величину стоимости товара. Так, А. Смит за меру стоимости принимал рабочее время. Д. Рикардо - рабочее время на изготовление товара в худших условиях производства. Марксисты определяли стоимость товара общественно-необходимым временем, которое идет на его производство при общественно-нормальных условиях, определяемых средними уровнями умелости и интенсивности труда работников.

Основной проблемой для теорий, отрицающих труд как источник стоимости, является природа прибыли. Наиболее часто указывается на способность капитала порождать прибыль. Но остается вопрос, чем именно обусловлена эта способность.

Согласно трудовой теории стоимости в основе стоимости лежит общественно необходимое рабочее время (затраты труда) на воспроизводство товара, при этом труд подразумевается не конкретный (сапожника, инженера), а абстрактный - упрощенный и усредненный для текущих типичных условий производства.

Взгляды о том, что труд лежит в основе стоимости (цены) зародились еще в Древней Греции. Уже Аристотель указывал, что «справедливое равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца». Эти идеи развивали многие другие мыслители, в том числе Джон Локк, Уильям Петти. Однако все они обмен товара неразрывно связывали с его полезностью для потребителя. А. Смит сделал значительный шаг вперед в объяснении природы стоимости. Он отделил «потребительную стоимость» от «меновой стоимости». Д. Рикардо последовательно разработал положение о труде, как единственном источнике меновой стоимости. Дальнейшее развитие теория стоимости получила у К. Маркса. В своем главном экономическом труде «Капитал», исследуя рабочую силу как специфический товар, Маркс выявил и проанализировал прибавочную стоимость, которая формирует прибыль. Маркс отмечал, что стоимость товаров зависит не столько от затрат рабочего времени при их непосредственном производстве, сколько от затрат рабочего времени для производства аналогичных товаров в нынешних условиях.

Обычно, стоимость производства единицы изделия со временем понижается. При этом не следует путать стоимость, выраженную в количестве часов рабочего времени, с ценой товара, выраженную в количестве денег. Стоимость в основном зависит от производительности труда. Цена зависит от многих факторов, в том числе от изменения стоимости самих денег, падение которой может приводить к инфляции.

Как до, так и после Маркса регулярно появлялись и появляются упрощенные экономические модели, в которых стоимость зависит от рабочего времени. Главным объектом упрощений является «рабочая сила». В отличие от Маркса, рабочую силу не рассматривают как товар со своей собственной стоимостью. Предлагается лишь учет непосредственного времени работы, без учета ее интенсивности и сложности (уровня необходимой предварительной подготовки). Примером может служить теория «эквивалентной экономики» немецкого социалиста Арно Петерса. Согласно его теории, стоимость базируется на простой сумме непосредственно потраченного трудового времени. Этическо-гуманистический аргумент для такого эквивалентного обмена Петерс видит в предположении, что час жизни, потраченной на труд министра и тот же трудовой час фабричного работника абсолютно эквивалентны - жизнь одного человека не может цениться выше другого - отсюда и стоимость часа работы обоих должны быть эквивалентны. Аналогично рабочее время трактуется в проектах «Банк времени», «Экономика, основанная на временном факторе», денежная система ROCS.

Сопоставление трудовой теории стоимости и теории предельной полезности позволяет лучше выявить их общий характер и понять их практическое значение. Обе названные концепции имеют одинаковый признак: они углубленно анализируют эндогенные процессы, скрытые от непосредственного наблюдения. Чтобы понять, что собой представляют стоимость и полезность, ученые применяют метод научной абстракции (лат. аbstractio - отвлечение). В процессе познания они мысленно отвлекаются от несущественных сторон рассматриваемого явления с целью выделения свойств, раскрывающих его сущность.

Словарь ведущих понятий

Маржинализм

(от франц. marginal - предельный). Маржинальная экономическая теория - обобщение идей и концепций, в основе которого лежит исследование предельных экономических величин как взаимосвязанных явлений экономической системы на микро- и макро-уровне.

 Меновая  стоимость

способность одного товара обмениваться на другой в определенной пропорции в соответствии с количеством воплощенного в этих товарах абстрактного труда, что и делает товары способными к обмену.

Потребительная стоимость

способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Потребительная стоимость создается конкретным трудом.

Стоимость

воплощенный в товаре общественный труд. Стоимость делает товары однородными, способными к обмену. Стоимость есть внутреннее свойство товара.

Теория предельной  полезности

концепция в политэкономии, возникшая в последней трети XIX века, является противовесом теории трудовой стоимости К. Маркса. Сторонники этой концепции определяют стоимость товара, исходя из субъективных психологических оценок покупателей. Они утверждают, что стоимость определяется предельной полезностью товара для покупателя, а значит, -- чем больше товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность, тем ниже их стоимость.

Товар

это продукт человеческого труда, предназначенный для обмена путем купли-продажи.

Трудовая теория стоимости

 По мнению сторонников трудовой теории стоимости, обмениваемые товары имеют общую основу в виде трудовых затрат, которые и определяют их стоимость. Классики политической экономии определяли стоимость трудом, затраченным на производство товара. Марксисты разделяли данную точку зрения, но считали, что этот труд двойственен.

Список используемых источников

1.    Зубко Н.М. Экономическая теория - Мн.: НТЦ «АПИ», 1999 - 311 с.

2.      Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для вузов / С.С. Носова. - М. : ВЛАДОС, 1999.

.        Трацевская Л.Ф. Экономическая теория. Учебно-методическое пособие для студентов специальностей дневной и заочной форм обучения. - Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005.

.        e-Theory. narod.ru

.        ru. wikipedia. org.

.        webstar studio. com

.        znay tovar. ru

.        6og. ru

Похожие работы на - Товар и его свойства. Концепции стоимости товара

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!