Понятые.
Участие понятых - это одна из гарантий прав лица, в отношении которого производится то или иное процессуальное действие. НК РФ устанавливает необходимость вызова понятых при осуществлении таких форм налогового контроля как осмотр (п.3 ст.92 НК РФ), выемка документов и предметов (п.3 ст.94 НК РФ). Также согласно п.7 ст.77 НК РФ присутствие понятых обязательно при аресте имущества налогоплательщика-организации. Целью присутствия понятых является недопущение произвола налоговых органов как субъектов, наделенных властными полномочиями. Понятые подтверждают соответствие зафиксированных в протоколе данных тому, что было на самом деле произведено должностными лицами налоговых органов в их присутствии. Вызов понятых является обязанностью налогового органа. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица, за исключением должностных лиц налоговых органов. Согласно п.5 ст.98 НК РФ понятые могут быть опрошены по обстоятельствам действий, производившихся в их присутствии, что означает возможность их участия в производстве по делам о налоговых правонарушениях, но уже в качестве свидетелей.
2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях
2.1 Возбуждение дела о налоговом правонарушении
Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах регламентируется ст.ст.101.1, 101, 101.2. - 101.4. НК РФ, определяющими порядок, последовательность, содержание и итог конкретных процессуальных действий. Другими словами, указанные правовые нормы определяют круг процессуальных лиц, их права и обязанности; последовательность, стадии и сроки производства; виды доказательств и условия их использования; содержание и порядок оформления процессуальных документов; виды, размеры и порядок применения мер процессуального обеспечения; порядок возмещения процессуальных расходов.
Ведя речь о производстве по делам о налоговых правонарушениях, нельзя не коснуться вопроса о его стадиях.
Стадия - совокупность процессуальных последовательно определенных, взаимосвязанных и взаимообусловленных, сменяющих друг друга действий, объединенных частной целью производства. Каждая стадия последовательно сменяется другой и имеет свойственные только ей задачи, решение которых оформляется специальным процессуальным документом, после чего начинается следующая стадия.
Действующее налоговое законодательство даёт основание различать следующие стадии налогового производства:
а) возбуждение производства;
б) рассмотрение дела по факту выявленного налогового правонарушения;
в) пересмотр вынесенного решения;
г) исполнение решения о применении к лицу, признанному виновным в совершении налогового правонарушения, определённых мер ответственности.
НК РФ каким-либо специальным образом отдельно не выделяет стадию начала (возбуждения) производства по делу о налоговом правонарушении. Однако представляется, что любая процедура привлечения лица к предусмотренной законом ответственности в любом случае имеет определённую «отправную точку», прохождение которой влечёт за собой изменение статуса лиц, принимающих участие в производстве такого рода, и подчинение всех субъектов дела о правонарушении жестко определённой схеме действий.
Такое понятие как «возбуждение дела о налоговом правонарушении» в НК РФ отсутствует. В то же время сложившаяся судебная и арбитражная практика свидетельствует об активном использовании судами такого термина.
Еналеева И.Д. и Сальникова Л.В. также указывают, что любое производство по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах начинается со стадии возбуждения соответствующего производства, которая, в свою очередь, начинается с момента обнаружения правонарушения и его фиксации в процессуальном документе. По мнению Пантюшова О.В. процесс привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности начинается с составления акта по результатам налогового контроля.
КС РФ разъяснил, что итоговым актом налогового контроля и одновременно правоприменительным актом, которым возбуждается преследование за совершение налогового правонарушения, то есть начинается процесс привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, выступает соответствующий акт, в котором фиксируется выявленное налоговое правонарушение. Помимо указанных судебных постановлений, федеральными арбитражными судами округов также были сделаны шаги к определению момента начала производства по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах. Так, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 26.06.2007г. № Ф04-4204/2007 (35606-А46-23) заключил, что возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении прямым образом связано с оформлением акта налоговой проверки. При выявлении налоговым органом факта налогового правонарушения он обязан поставить налогоплательщика в известность о том, что ведется производство по делу о налоговом правонарушении - такой вывод сделал ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 31.01.2006г. № А56-15868/2005. Аналогичная точка зрения содержится в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2005г. № А42-9863/04-23, ФАС Дальневосточного округа от 05.07.2006г. № Ф03-А51/06-2/1766 и в ряде других судебных актов.
Возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении производится налоговым органом с момента обнаружения налогового правонарушения в рамках налоговых проверок или иных мероприятий налогового контроля. Следовательно, документом, фиксирующим факт правонарушения и обстоятельства его совершения, является соответствующий акт, оформление которого в окончательном виде означает инициирование уполномоченным государственным органом процедуры привлечения соответствующего лица к налоговой ответственности. Как следует из смысла ст.ст.101, 101.4. НК РФ поводом для возбуждения производства по делам о налоговых правонарушениях в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) служит обнаружение налоговыми органами в ходе осуществления мероприятий налогового контроля достаточных данных, свидетельствующих о неисполнении названными лицами требований законодательства о налогах и сборах.
2.2 Рассмотрение дела о налоговом правонарушении
Порядки рассмотрения дел о налоговых правонарушениях (ст.ст.101, 101.4 НК РФ) во многом схожи. Различие между ними состоит в том, что порядок, установленный ст.101.4 НК РФ, является более упрощённым, в связи, с чем стоит отметить, что порядок согласно ст.101 НК РФ определяет более детальную регламентацию процедуры рассмотрения дела, что само по себе уже обеспечивает более широкие гарантии прав лиц, привлекаемых к налоговой ответственности, чем порядок, установленный в ст.101.4. НК РФ. Поэтому только одно это влечет за собой необходимость корректно и правильно разграничивать правонарушения, дела по которым могут быть рассмотрены в том или ином порядке.
В порядке, установленном в ст.101 НК РФ, рассматриваются дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях:
по составам правонарушений, прямо связанных с исчислением, уплатой (удержанием и перечислением) конкретных налогов и сборов, а именно в рамках предмета налоговой проверки (ст.ст. 119 «Непредставление налоговой декларации», 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения», 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)», 123 «Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов» и 129.2. «Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса» НК РФ). Причем последний состав не может быть выявлен в ходе камеральной налоговой проверки;
по составам правонарушений, по которым субъектом правонарушения является налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) либо в составе правонарушения субъект не квалифицирован (ст.ст. 116 «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе», 117 «Уклонение от постановки на учет в налоговом органе», 118 «Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке», 125 «Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест», п.1 ст. 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» НК РФ). Деяния, входящие в данную группу, нарушают общественные отношения в сфере обеспечения налогового контроля вне связи с исчислением, уплатой (удержанием и перечислением) конкретных налогов (сборов) и могут быть совершены налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) независимо от того, по каким именно налогам (сборам), лицо признается налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом).
Обратите внимание: законодательство о налогах и сборах предусматривает, что только правонарушения, перечисленные в ст.ст.119, 120, 122, 123 НК РФ, могут быть обнаружены исключительно в ходе камеральной или выездной налоговой проверки. В отношении составов правонарушений, содержащихся в ст.ст.120, 122, 123 НК РФ, это прямо следует из п.2 ст.100.1. НК РФ. Состав налогового правонарушения по ст.119 НК РФ характеризуется тем, что выявление самого по себе факта непредставления налоговой декларации является недостаточным для привлечения к налоговой ответственности. В ст.119 НК РФ зафиксировано, что штраф исчисляется исходя из суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании непредставленной декларации. При этом данная статья, регулируя порядок формирования налоговой санкции, не определяет процедуру признания (в том числе подтверждения) соответствующих сумм в качестве подлежащих уплате (доплате) на основе налоговой декларации. Кроме того, в этой статье не указаны сроки, в течение которых налоговый орган должен осуществить проверку налоговой декларации в части определения суммы налога к уплате (доплате).
В случае привлечения к ответственности по ст.119 НК РФ сумму налога к уплате (доплате) можно определить только в ходе налоговой проверки. По ее результатам сумма налога, подлежащая уплате (доплате) на основе декларации, может быть подтверждена либо не подтверждена. Чтобы установить полный состав правонарушения, поименованного в ст.119 НК РФ, а также принять обоснованное решение о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение, предусматривающее определение размера налоговой санкции, проводится камеральная налоговая проверка - если декларация с нарушением срока, но все-таки представлена, либо выездная налоговая проверка - если декларация при наличии такой обязанности не подана.
Например, юридическое лицо (налогоплательщик) представило налоговую декларацию с нарушением срока, закрепленного законодательством о налогах и сборах. Со дня, установленного для подачи декларации, истекло два месяца. Сумма налога к уплате (доплате) на основании этой декларации по данным налогоплательщика составила 100 000 руб. По результатам камеральной налоговой проверки было доначислено 20 000 руб.
Таким образом, при проведении камеральной налоговой проверки было выявлено, что на основе указанной декларации подлежит уплате (доплате) сумма 120 000 руб. По окончании проверки в соответствии с п.1 ст.100 НК РФ должен быть составлен акт налоговой проверки, в котором зафиксированы правонарушения, указанные в п.3 ст.120, п.п.1, 3 ст.122 (в зависимости от обстоятельств правонарушения) и п.1 ст.119 НК РФ.
Материалы проверки рассматриваются в порядке, предусмотренном в ст.101 НК РФ.
Допустим, в ходе камеральной налоговой проверки налогоплательщик в установленный срок не подал в налоговую инспекцию документы, истребованные в соответствии со ст.93 НК РФ. Значит, было совершено правонарушение, указанное в п.1 ст.126 НК РФ. Данное правонарушение также отражается в акте проверки, и дело по нему рассматривается в порядке, прописанном в ст.101 НК РФ. Это обусловлено тем, что представление документов является обязанностью проверяемого налогоплательщика.
Теперь предположим, что при камеральной налоговой проверке контрагент (иное лицо), который располагает документами (информацией), касающимися деятельности проверяемой организации, не представил эти документы (информацию), истребованные согласно ст.93.1. НК РФ. То есть данное лицо совершило правонарушения, перечисленные в п.2 ст.126 (если речь идет о документах) и (или) в п.1 ст.129.1. НК РФ (если не представлена необходимая информация). Подобные правонарушения не отражаются в акте проверки. Ведь он составляется в отношении проверенного лица. В такой ситуации в отношении лица, у которого были истребованы документы (информация), составляется акт в соответствии со ст.101.4. НК РФ. Он рассматривается по отдельной процедуре, предусмотренной в этой же статье.
Дела о налоговых правонарушениях (за исключением тех, которые поименованы в ст.ст.120, 122, 123 НК РФ), выявленных в ходе иных (помимо камеральных и выездных налоговых проверок) мероприятий налогового контроля, рассматриваются в порядке, предусмотренном в ст.101.4. НК РФ (п.2 ст.100.1. НК РФ). В силу прямого указания закона дела по налоговым правонарушениям, названным в ст.ст.120, 122, 123 НК РФ, не могут быть рассмотрены в упрощенном порядке согласно ст.101.4. НК РФ.
Лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, необходимо сообщить о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Так сказано в п.2 ст.101 НК РФ. Порядок извещения данного лица аналогичен правилам направления ему акта налоговой проверки.
Налогоплательщик или его представитель вправе в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта проверки представить в налоговый орган письменные возражения по данному акту, а также документы либо их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений (п.6 ст.100 НК РФ).
Законодательство о налогах и сборах не предусматривает возможности произвольно сокращать установленный пятнадцатидневный срок. Это не допускается даже в случаях, когда:
налоговый орган располагает документированной информацией о согласии налогоплательщика с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих;
до истечения указанного срока уже представлены письменные возражения по акту налоговой проверки в целом или по его отдельным положениям, а также подтверждающие документы (их заверенные копии).
Налоговый орган обязан ждать до окончания пятнадцатидневного срока, установленного для представления письменных возражений по акту налоговой проверки. Только таким образом можно обеспечить соблюдение прав налогоплательщика на защиту при подготовке к рассмотрению материалов налоговой проверки.
Рекомендуемая форма решения о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки утверждена приказом ФНС от 07.05.2007г. № ММ-3-06/281@ [9]. В решении приводится фактическое основание такого продления. В отличие от оснований продления срока выездной налоговой проверки причиной продления срока рассмотрения материалов проверки может служить любое мотивированное основание. Таким образом, в решении о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки необходимо указать, что основанием для продления срока явилось представление лицом, в отношении которого проводилась проверка, пояснений, возражений и документов в значительном объеме.
В противном случае, если представленные в крайний срок доводы налогоплательщика и документы не будут проанализированы налоговым органом и не найдут отражения в итоговом решении, налицо несоблюдение процедуры рассмотрения материалов проверки. Оно может быть квалифицировано как нарушение существенных условий, предусмотренных в п.4 ст.101 НК РФ.
Важный момент: максимальный срок, отведенный законодателем для процедуры рассмотрения материалов проверки, - десять дней плюс дополнительный месяц. Исчисляться он должен именно в такой последовательности.
Налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Такая возможность предусмотрена в п.6 ст.101 НК РФ. На проведение дополнительных мероприятий отводится не более одного месяца. Этот срок следует определять сверх месячного срока, указанного в п.1 ст.101 НК РФ и предназначенного для вынесения решения по результатам налоговой проверки. Ведь, по сути, при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля материалы проверки не рассматриваются.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен (п.3 ст.101 НК РФ):
объявить, кто рассматривает дело и материалы, какой налоговой проверки подлежат рассмотрению;
установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выясняет, были ли извещены участники производства по делу надлежащим образом. Затем он принимает решение о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения. Факт рассмотрения материалов налоговой проверки в отсутствие приглашенных лиц фиксируется в решении о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Если на данном этапе установлено, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, не извещено о месте и времени рассмотрения материалов проверки (отсутствуют документы, подтверждающие этот факт), рассмотрение материалов налоговой проверки следует отложить. Несоблюдение подобного требования может явиться основанием для безусловной отмены ненормативного правового акта налогового органа, принимаемого по результатам рассмотрения материалов проверки (п.14 ст.101 НК РФ);
проверить полномочия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (в случае участия такого представителя);
разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.
При рассмотрении материалов проверки по существу может быть оглашен акт налоговой проверки, при необходимости иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Как уже отмечалось, отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки. Кроме того, Управление ФНС по г. Москве в письме от 11.07.2007г. № 09-10/065649@ подчеркнуло, что если налогоплательщик не представил письменных пояснений, но в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки привёл устные доводы в свою защиту, то эти доводы, а также результаты их проверки должны быть изложены в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства (п.4 ст.101 НК РФ). Они оцениваются на предмет их допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в совокупности.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа при рассмотрении материалов налоговой проверки устанавливает (п.5 ст.101 НК РФ):
совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;
имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Кроме того, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, включая результаты дополнительных мероприятий налогового контроля, руководитель или заместитель руководителя налогового органа выносит решение (п.7 ст.101 НК РФ):
о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанные решения согласно п.9 ст.101 НК РФ вступают в силу по истечении десяти рабочих дней со дня их вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение, либо его представителю.
Лицо, в отношении которого вынесено соответствующее решение, вправе исполнить решение полностью или в части до вступления его в силу. При этом подача апелляционной жалобы не лишает это лицо права исполнить не вступившее в силу решение полностью или в части.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.
На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа.
Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.
2.3 Обеспечение исполнения решения и порядок взыскания налоговых санкций
налоговый правонарушение производство дело
В соответствии с п.10 ст.101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа после вынесения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вправе принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении. Для этого руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение, вступающее в силу со дня его вынесения и действующее до дня исполнения решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо до дня отмены вынесенного решения вышестоящим налоговым органом или судом. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе отменить обеспечительные меры и до указанного выше срока.
Обеспечительными мерами являются:
запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика (недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг), транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений, готовой продукции, сырья и материалов, иной продукции) без согласия налогового органа;
приостановление операций по счетам в банке.
По просьбе лица, в отношении которого было вынесено решение о принятии обеспечительных мер, налоговый орган вправе заменить вышеназванные обеспечительные меры на банковскую гарантию, подтверждающую, что банк обязуется уплатить указанную в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения сумму недоимки, а также суммы соответствующих пеней и штрафов в случае неуплаты этих сумм принципалом в установленный налоговым органом срок; залог ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, или залог иного имущества, оформленный в порядке, предусмотренном ст.73 НК РФ; поручительство третьего лица, оформленное в порядке, предусмотренном ст.74 НК РФ.
При предоставлении налогоплательщиком на сумму, подлежащую уплате в бюджетную систему РФ на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, банковской гарантии банка с инвестиционным рейтингом рейтингового агентства, включенного в перечень, утверждаемый Министерством финансов РФ, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в замене обеспечительных мер.
Копия решения о принятии обеспечительных мер и копия решения об отмене обеспечительных мер вручаются лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком соответствующего решения.
.4 Обжалование решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения дел о налоговых правонарушениях
Порядок обжалования актов налоговых органов регулируется, в первую очередь, ст.ст. 101.2., 139 - 141 НК РФ. Кроме того, еще в 2001г. был утверждён Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке, действующий до настоящего времени.
Следует сразу отметить некоторые особенности обжалования решений и действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц.
НК РФ установил для налогоплательщиков два вида документов, которыми может быть выражено несогласие с актами, действиями (бездействием) налоговых органов и их должностных лиц - это апелляционная жалоба (ст.ст. 101, 101.2, 101.3., 139, 140 НК РФ) и жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица (ст.ст. 138, 139, 140, 141 НК РФ).
Согласно ст.ст.101, 101.2., 139 НК РФ апелляционная жалоба может быть подана только на два вида решений налогового органа:
на решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
на решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
На другие виды актов и на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов подается жалоба.
Апелляционная жалоба должна быть подана в письменном виде до момента вступления в силу решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности (абз. третий п.2 ст.139 НК РФ), то есть в течение десяти рабочих дней со дня вручения его соответствующему лицу (п.9 ст.101 НК РФ).
Cрок на подготовку и подачу апелляционной жалобы для налогоплательщика не превышает десять рабочих дней со дня вручения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности либо решения об отказе в привлечении к ответственности. В случае отправления апелляционной жалобы по почте днем ее подачи считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.
Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.
Технически апелляционная жалоба подается в вынесший обжалуемое решение налоговый орган, который обязан в течение трех рабочих дней со дня поступления жалобы направить ее в вышестоящий налоговый орган.
Эта норма НК РФ повторяет норму Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно п.2 ст.257 которого апелляционная жалоба на решение суда первой инстанции подается в вышестоящий судебный орган через суд, принявший оспариваемый судебный акт. Собственно основной смысл подачи апелляционной жалобы через налоговый орган, вынесший решение, и состоит в том, чтобы налоговая инспекция отправила материалы дела на рассмотрение вышестоящего органа.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что с точки зрения финансовых органов нарушение порядка подачи апелляционной жалобы, например, её отправление, непосредственно в вышестоящий налоговый орган вместо органа, принявшего обжалуемый акт, может рассматриваться как нарушение порядка апелляционного обжалования. Соответственно пропуск срока на апелляционное обжалование приведет либо к необходимости его восстановления, либо к изменению процедуры защиты прав налогоплательщика. При этом если до 01.01.2009г. налогоплательщик мог в случае пропуска срока на подачу апелляционной жалобы прямо обратиться в суд, то с 01.01.2009г. вступила в действие норма (п.5 ст.101.2. НК РФ), согласно которой оспаривание решения налогового органа в судебном порядке возможно только после его обжалования в вышестоящем налоговом органе.
В силу п.1 ст.101.2. НК РФ к апелляционной жалобе применяются правила, содержащиеся в ст.ст.139 - 141 НК РФ, регламентирующие порядок, сроки рассмотрения и принятие решений по ней.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе:
оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения;
отменить или изменить решение налогового органа полностью либо в части и принять по делу новое решение;
отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу.
В п.3 ст.140 НК РФ установлено, что решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Вышеуказанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на пятнадцать рабочих дней.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ.
Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству РФ, он вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия.
Решение о приостановлении исполнения акта (действия) может быть принято либо руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом.
Следует отметить, что остается неясным, применимы правила ст.141 НК РФ к апелляционным жалобам (данный вопрос следует из системного толкования статей 138-141 НК РФ, которые, в принципе, разграничивают жалобы и апелляционные жалобы).
Мы рассмотрим один из примеров судебной практики. Поскольку обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом (ПП ВАС РФ от 16.05.2006 г. N 16058/05). По результатам проведенной выездной налоговой проверки был составлен акт, и руководителем налогового органа вынесено решение о привлечении общества к налоговой ответственности. В соответствии с указанным решением общество привлечено к налоговой ответственности по ст. 123 Кодекса за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) налога на доходы физических лиц (НДФЛ), подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа; кроме того, обществу предложено уплатить сумму исчисленных пеней по указанному налогу. Общество, не согласившись с выводами проверяющих, обратилось в арбитражный суд с иском о признании решения инспекции недействительным в части взыскания штрафа и начисления пеней по НДФЛ. Судом надзорной инстанции судебные акты в части удовлетворения требований налогоплательщика о неправомерности доначисления ему сумм пени по НДФЛ отменены по следующим основаниям: в соответствии со ст. 226 Кодекса российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 этой статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии со ст. 226 Кодекса производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Согласно ст. 75 Кодекса, пенями признаются установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Таким образом, поскольку ст. 226 Кодекса обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц возложена на налоговых агентов, то пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате данного налога именно налоговым агентом. Кроме того, пени являются правовосстановительной мерой государственного принуждения, носящей компенсационный характер за несвоевременную уплату налога в бюджет, и должны взыскиваться с того субъекта налоговых правоотношений, на кого возложена такая обязанность. При этом следует иметь в виду: обязанность по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц налоговым агентом возникает по общему правилу ранее, чем аналогичная обязанность возникает у налогоплательщика. Следовательно, взыскание пеней не с налогового агента, а с налогоплательщика (в случае неудержания с него налога налоговым агентом) не обеспечивало бы в полной мере возмещение ущерба государству от несвоевременной и неполной уплаты налога.
Ссылка судов первой, апелляционной и кассационной инстанций на п. 9 ст. 226 Кодекса не может быть признана обоснованной, поскольку данная правовая норма предусматривает недопустимость уплаты налоговым агентом налога за счет его средств. В настоящем случае имеет место не собственно уплата налога налоговым агентом, а принудительное взыскание пеней. Кроме того, согласно п. 6 ст. 75 Кодекса, пени могут быть взысканы принудительно в порядке, предусмотренном ст.ст. 46-48 Кодекса. Согласно ст. 46 Кодекса, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, - инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Следовательно, пени за несвоевременную уплату не удержанного с налогоплательщика налога могут быть взысканы с налогового агента за счет его денежных средств и иного имущества.
Выводы и предложения
Производство по делам о налоговых правонарушениях, совершенных налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом представляет собой процедуру принятия решений о применении налоговых санкций по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверок, проводимых должностными лицами налоговых органов на основе собранных документов и доказательств, формируется материал проверки. При этом в основу такого материала должен быть положен акт проверки, один из экземпляров которого также вручается руководителю организации-налогоплательщика или налогового агента либо индивидуальному предпринимателю. В случае их несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, они вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик может приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы отказа от подписания акта проверки.
По истечении указанного срока, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
В случае представления налогоплательщиком или налоговым агентом письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает указанных лиц заблаговременно. Если налогоплательщик или налоговый агент, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствии.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из следующих решений:
О привлечении налогоплательщика или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
Об отказе в привлечении налогоплательщика или налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения;
О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговые правонарушения в десятидневный срок ему направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. Согласно ст.69 НК РФ, требованием об уплате налога и сбора признается наплавленное налогоплательщику или налоговому агенту извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанным выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или налоговому агенту, либо его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней после его отправки.
Несоблюдение должностными лицами налоговых органов указанных требований может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Налоговое производство возникает с момента появления объекта налогообложения, проходит, все стадии исчисления и завершается зачислением налога в соответствующий бюджет.
Налоговое производство следует отличать от налогового делопроизводства, которое осуществляется в налоговых органах с целью учета налогоплательщика и контроля за выполнением им его обязательств. Кроме того, налоговое производство нельзя отождествлять с производством по делам о налоговых правонарушениях, которое применяется исключительно при наложении взысканий на налогоплательщика при нарушении норм налогового законодательства.
Список используемой литературы
1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993.// Российская газета. 1993.-25 декабря.
. Налоговый кодекс РФ. Часть первая / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.
. Кодекс РФ об административных правонарушениях / Федеральный закон от 31.12.2001 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №195.- ст.2.
. Уголовно-процессуальный кодекс РФ / Федеральный закон от 18.12.2001 г. // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 174. - ст. 4921.
. Арбитражный процессуальный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от 24.07.2002. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 96.- ст. 3013.
. Указ Президента РФ от 31.12.1991 № 340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 1991. - № 340.- ст. 2101.
. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 (ред. от 14.12.2006) «Об утверждении положения о Федеральной Налоговой Службе» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 40. - Ст. 3961.
. Федеральный закон от 21.03.1991. № 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1991.- №943-I. - ст. 492.
. Приказ ФНС от 07.05.2007г. № ММ-3-06/281@ «Об утверждении рекомендуемых форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» // Документы и комментарии. - 2007. - № 12.- с. 3436.
. Приказ ФНС от 23.05.2010г. № ММ-7-3/136@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - № 98.- с. 2663.
. Борисов, А.Н. Защита прав налогоплательщика при проведении налоговых проверок: практические рекомендации./ А.Н. Борисов. - М: Юстицинформ, 2009. - 415 с. - ISBN 978-5-7205-0932-3.
. Виды налоговых правонарушений: теория и практика применения. / Под ред. Брызгалина А.В.- Екатеринбург, 2004. - 304 с. - ISBN 5-88819-138-8.
. Налоговое право России: Учебник / Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. - ЗАО Юстицинформ. 2006.- 320 с. - ISBN 5-7205-0663-2.
. Караханян С.Г., Баталова И.С. Налоговые проверки: проблемы анализ, решения. - Издательство «Бератор-Паблишинг», 2008. - 52 с. - ISBN 978-5-9727-0085-1.
. Налоговый процесс: учебное пособие / Под ред. А.Н. Козырина - М.: ЦППИ, 2007. - 154с.
. Кустова М.В. Производство по делам о нарушениях налогового законодательства. Налоговое право России. Общая часть. Учебник/ М.В. Кустова.- М.: Юрист, 2001. - 490с. - ISBN 5-7975-0453-7.
. Комментарий к Налоговому кодексу РФ (часть 1) (постатейный) / под ред. А.Н. Козырина. - М.; Изд-во Проспект, 2006. - 656 с.- ISBN 5-482-00068-0.
. Налоговое право России в вопросах и ответах: Учебное пособие / под общей ред. А.А. Ялбулганова.- М.: ЗАО «Юстицформ»,2007. - 408 с. - ISBN 978-5-7205-0855-5.
. www.nalog.ru - Федеральная налоговая служба
. <#"justify">. www.garant.ru <http://www.garant.ru> - Законодательство (кодексы, законы, приказы, постановления) РФ.