Социально-педагогическое сопровождение семей будущих первоклассников

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,75 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-педагогическое сопровождение семей будущих первоклассников

ВВЕДЕНИЕ

Современные научные исследования в области социологии, педагогики, психологии и медицины показывают, что в России в связи с неблагоприятной экономической и экологической ситуацией, низкой культурой планирования семьи, ухудшением здоровья женщин детородного возраста растет число дезадаптированных семей. Демографическая ситуация свидетельствует о том, что многие из них имеют детей дошкольного возраста. Трудно переоценить критическое значение детства в развитии ребенка и роль семьи, отношений с матерью в формировании личности ребенка. Возникает необходимость своевременной поддержки семьи для полноценной адаптации ее к жизни в обществе. В настоящее время в России семейное воспитание является приоритетным, но при этом отсутствует единая концепция социально-педагогической помощи семьям, воспитывающих детей дошкольного возраста.

В России, побудительными причинами для осознания необходимости ранней помощи детям и семьям, стали такие факторы как: педагогическая несостоятельность родителей, девиантное материнство, несовершеннолетнее материнство, неопытность молодых нуклеарных семей и др.

Актуальность выбранной темы данной курсовой работы состоит в том, что в повседневной жизни родители детей дошкольного возраста сталкиваются с множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, а с другой - их сопровождают глубокие внутренние психологические проблемы, обусловленные особенностями отношений в семье. Именно это не позволяет им оптимально организовать межличностные отношения со своими детьми, с окружающими, полноценно включиться в систему общественных отношений. Учитывая важную роль семьи в развитии личности ребенка, многие аспекты проблем семейного воспитания получили отражение в социологических, педагогических и психологических научных изданиях. Л.С. Выготский считает, что раннее включение ребенка в процесс социально-педагогического сопровождения способствует раскрытию его адаптационных возможностей и создает необходимые предпосылки для его развития.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение социально-педагогического сопровождения семей будущих первоклассников.

Объект исследования: процесс социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка.

Предмет исследования: содержание и технология социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Семья, воспитывающая ребенка дошкольного возраста, сталкивается с множеством проблем, существенно влияющих на ее благополучие, а также на успешность развития и воспитания ребенка. В каждом городе создаются и активно работают центры социально-педагогической помощи семье и детям, которые ориентированы на социально-педагогическое сопровождение, направленное на повышение роли семьи в преодолении возникающих проблем, существенно влияющих на развитие и воспитание ребенка.

Успешность социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста в таких учреждениях, может быть обеспечена, если:

) социально-педагогическое сопровождение направлено на повышение социального статуса самой семьи и ее педагогического потенциала, ее роли в стимулировании целесообразного развития и воспитания ребенка;

направленность и интенсивность социально-педагогического сопровождения обеспечивается с учетом развития социокультурной среды семьи, особенностей ребенка и возникающих проблем с его развитием и воспитанием;

технология социально-педагогического сопровождения семьи строится поэтапно и обеспечивает повышение педагогической компетентности родителей в воспитании ребенка.

Исходя из цели данной курсовой работы, были сформулированы следующие задачи:

выявить характерные проблемы и трудности, с которыми сталкиваются родители в процессе воспитания ребенка дошкольного возраста;

раскрыть необходимость и направленность социально-педагогического сопровождения семьи;

определить необходимость социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей дошкольного возраста;

выявить и раскрыть сущностные и структурно-содержательные характеристики социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей дошкольного возраста;

рассмотреть технологии социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей дошкольного возраста;

раскрыть место и роль центров социально-педагогической помощи семье и детям в организации социально-педагогического сопровождения семейного воспитания детей дошкольного возраста;

выявить условия, необходимые для обеспечения эффективности социально-психологического сопровождения семейного воспитания детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью и задачами была определена структура курсовой работы. Работа имеет традиционную структуру и содержит: введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ

.1 Семья, как институт социализации

В современном мире необходимо оказание социальной и психолого-педагогической поддержки семье т.к. любое общество, независимо от его социально-экономического и политического устройства, заинтересовано в успешном воспитании и социализации подрастающего поколения, а, как известно, семье принадлежит ведущая роль в осуществлении этих функций. Семья - важнейший феномен, сопровождающий ребенка в течение всей его жизни. Преобразования социально-экономических и духовно-нравственных отношений в современной России в первую очередь коснулось семьи как социального института, что привело к нарушению ряда важнейших функций семьи, таких как воспитание, социализация подрастающего поколения, обеспечение эмоциональной защищенности и безопасности детей.

В современной социально-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия семья. В.В. Давыдов дает определение семьи, как основанной на браке или кровном родстве малой социальной группы, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Василькова Ю.В. и Василькова Т.А. дают следующее определение семьи: «семья - созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и мертвых, близких и дальних, известных и неизвестных».

Юридическое определение семьи можно обнаружить в работах Л.В. Мардахаева: «Семья - это объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью». Наиболее распространено среди исследователей определение семьи, данное А.Г. Харчевым: «Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными, или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения». Н.В. Клюева определяет семью, как «малую (первичную) группу, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост».

Воспитание детей в семье - дело сложное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской педагогики и психологии. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.

Воспитательный потенциал семьи составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности. В качестве компонентов воспитательного потенциала семьи можно выделить: численность и структуру семьи; нравственно-психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения; жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и культуры; распределение обязанностей в семье; материальные и бытовые условия семьи; организация семейного досуга, наличие семейных традиций; взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами. Количество детей в семье, отсутствие одного из родителей или замена его не родным, наличие в семье старшего поколения (бабушки, дедушки) - все это влияет на становление личности ребенка.

Многие великие педагоги еще с древних времен говорили, что ребенок должен воспитываться в семье. В настоящее время право ребенка на жизнь и воспитание в семье признается в законодательстве как федерального, так и международного уровня. Семейное воспитание необходимо в силу ряда причин: семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. здесь присутствует родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие детей к родителям); ребенок, особенно в раннем возрасте, более предрасположен к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию; представляя собой малую группу, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта; семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в которой представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Это позволяет ребенку активнее проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их.

Задачам социально-педагогической деятельности отвечает следующая типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи; семьи группы риска; неблагополучные семьи; асоциальные семьи.

Благополучные семьи, (по С.Г. Вершловскому - заботливые семьи) успешно справляются со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно решают задачи его воспитания и развития. В случае возникновения проблем им достаточно разовой, однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., и снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости, предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, мало результативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

Социальный педагог, являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, должен иметь особое влияние на формирование гуманистических, здоровых отношений в семье. Таким образом, семья - это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентированных взаимоотношениями между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг и развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья во многом влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина.

Семья является важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания и социализации, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни. Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. В семье находят отражение все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В то же время семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков, в физическом и духовном развитии личности. Семья в силу глубокой специфичности ее воздействия на ребенка является обязательным фактором нормального воспитания. Дети, воспитывающиеся без участия семьи, в гораздо большей мере подвержены опасности одностороннего или запоздалого развития, чем те дети, которые являются членами семейных коллективов. Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации личности ребенка, но и индивидуальной заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей.

1.2 Типы семейных взаимоотношений

Рассматривая основные типы семейных отношений, необходимо иметь в виду влияние каждого из них на формирование поведения и определенных черт личности ребенка. В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная, система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Гиперопека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к жизни в коллективе.

Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более, общих проблем семьи.

На признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, строиться тактика "невмешательства". При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

Большое значение в становлении самооценки и личности ребенка имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный).

При демократическом стиле, прежде всего, учитываются интересы ребенка. Это стиль "согласия"; при авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку - стиль "подавления"; при попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Младший школьник видит себя глазами близких взрослых, воспитывающих его. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

М.И. Лисина проследила развитие самосознания и личности младших школьников в зависимости от особенностей семейного воспитания. Дети с точным представлением о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их физические и умственные данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников, прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто положительно поощряют, а наказывают, в основном, отказом от общения.

Дети с заниженным представлением о себе растут в семьях, в которых с ними не занимаются, но требуют послушания; низко оценивают их способности, часто упрекают, наказывают, иногда - при посторонних, что является очень болезненным для ребенка. Родители не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни. Они не уверены в силах своего чада. Дети чувствуют это и принимают как должное, это становится установкой их дальнейшей жизни. Что является преградой в общении с окружающими людьми (родителями, учителями и сверстниками) и в постановке и достижении каких-либо целей.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом практически невозможно избавиться.)

Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

Адекватное представление - здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок этого заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те качества, которые больше всего заботят его родителей - поддержание престижа (дома задаются вопросы: «А кто еще получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д.

В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты в его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?»), или вообще мало что волнует - школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушные вопросы родителей, например, «Что было сегодня в школе?», рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Ничего особенного», «Все нормально».

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной деятельности и межличностных отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же высоки и оптимистичны. Но, когда такие дети сталкиваются с преградами и трудностями на своем пути, реакция их может быть непредсказуемой - от депрессии до нервного срыва. Такие дети часто переоценивают свои возможности и пытаются достичь недостижимого.

Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения. Они не уверенны в себе - это мешает их социализации и достижению поставленных целей. Такие дети часто замыкаются в себе, у них появляется множество комплексов, от которых им очень сложно избавляться, а самостоятельно, практически невозможно. Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: родители регулярно указывают детям, что им делать; ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решение часто принимает сам ребенок; ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет. Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.

. Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ребенка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

. Авторитарные родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

. Равнодушные и жестокие родители - еще более тяжелый случай. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

. Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

1.3 Роль семьи в воспитании личности ребенка

Ведущая роль семейных отношений заключается в том, что их состоянием определяется мера функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, а, следовательно, ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное отношение наиболее адекватной формой воспитания, особенно в раннем возрасте, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям этого ответственного периода развития личности.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами. Родительские позиции оказывают влияние на поведение ребенка в семье. Позиция отвержения способствует формированию у ребенка таких черт, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей. В ряде случаев она вызывает у них пугливость, беспомощность. Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он может вырасти человеком, неспособным к установлению прочных эмоциональных связей, следовательно, эмоционально неустойчивым. Чаще всего такие дети неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе, недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой.

Родительская позиция чрезмерной требовательности очень часто лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми. При родительской позиции признания прав ребенка он постепенно вырабатывает дружеское, лояльное отношение ко всем членам семьи. Дети таких родителей больше полагаются на себя и стараются быть по возможности независимыми. Эти дети более инициативны, что благоприятствует возникновению у них творческого начала. Родительская позиция чрезмерного оберегания может вызывать у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от матери или отца, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, высокое мнение о своей личности, дерзость, чрезмерную требовательность и даже тиранию по отношению к родителям, а с другой стороны - беспокойство, постоянное чувство тревоги, боязни. Когда родители дарят ребенку разумное доверие, воспитывают в нем свободную личность, тогда он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных общественных ситуациях. Правильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию. Но демократический стиль, в некоторых случаях, может превратиться в попустительский, что чаще всего негативно влияет на личность ребенка и его образ жизни. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи. На позицию ребенка влияет число детей в семье. Позиция единственного ребенка отличается от позиции ребенка в многодетной семье, так же как и первенца - от самого младшего. Наконец, особая позиция: у единственной девочки среди братьев и единственного мальчика среди сестер. Соперничество среди детей в многодетной семье - явление весьма частое. К различиям, связанным с возрастом или полом, может добавляться выделение родителями кого-то из детей. Это вызывает ревность остальных членов семьи.

В любом периоде жизни ребенка родители являются для него примером как личности. Благодаря этому с детских лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с колыбели одаривают его одним из прекраснейших человеческих проявлений - родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование характера, жизненных позиций, на его поведение, отношение к людям в целом и, конечно же, на формирование его личности.

Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбрать те или иные спортивные занятия, влияют на выбор друзей, на решение вопроса о будущей профессии, на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее с взглядами и поведением своих друзей-ровесников. Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти наказы, запреты, взгляды так, что они становятся его собственными убеждениями, то есть человек создает свою систему ценностей.

Возникновение у детей различного типа нарушений в поведении, связанных с семейной средой, свидетельствует о снижении воспитательной функции родительской семьи. К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию, умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании человека - достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в наиболее старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

В разрешении изложенных проблем особое место принадлежит своевременности во взаимодействии с родителями, оказанию им целесообразной помощи, поддержки, консультирования, обучения и пр. Своевременность и успешность целесообразной помощи родителям, воспитывающим детей дошкольного возраста, диктует необходимость их социально-педагогического сопровождения.

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

.1 Сущность социально-педагогического сопровождения

Различные аспекты осмысления важности и целесообразности социально-педагогического сопровождения семьи получили отражение в исследованиях. В частности, становление и укрепление семьи (Б.Н Алмазов, А.И. Антонов, СИ. Голод, А.А. Клецин и др.); воспитание в семье (А.Я. Варга, М.А. Галагузова, Т.И. Куликова, Т.В. Лодкина и др.); психолого-педагогическая помощь семье (Т.В. Ананьева, М.А. Беляева,. Б.З. Вульфов, В.Н. Дружинин, Н.И. Никитина, Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис и др.); социально-психологический климат и воспитательный потенциал семьи (Т.В. Андреева, Н.Н. Бессонова, И.Ф. Дементьева, О.А. Карабанова, М.С. Мацковский и др.). Работы этих и других авторов не охватывают всей полноты психолого-педагогических проблем, возникающих в семьях, и мер эффективной реализации возможностей их социально-педагогического сопровождения.

В литературе термин «сопровождение» рассматривается в зависимости от решаемых задач в социальной педагогике, педагогике, психологии, социальной работе. С учетом данных факторов выделяют педагогическое, социальное и социально-педагогическое сопровождение. Социальное сопровождение рассматривается как целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учетом основных потребностей различных категорий людей. В результате сопровождения происходит включение сопровождаемого в социум, а также обеспечение его активного участия в основных направлениях жизни общества, наиболее полную самореализацию (Е.И. Казакова, Л.М. Шипицина).

В исследованиях под педагогическим сопровождением понимается: помощь ребенку в его личностном росте (И.Д. Фрумин, В.И. Слободчиков), особая сфера деятельности воспитанника по приобщению его к социальным и нравственным ценностям (А.В. Мудрик); направление деятельности педагога в создании условий для формирования субъекта деятельности и общения (А.А. Деркач, Л.Г. Лаптев) и др.

Систематизация различных подходов позволила придти к следующему пониманию социально-педагогического сопровождения воспитанника (родителя) - как совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего) и сопровождаемого (воспитанника, родителя) на основе прогнозирования перспектив поведения и его самопроявления в ситуации развития, направленного на обеспечение наиболее целесообразной помощи, поддержки, стимулирования осмысления существа возникающих (возникших) проблем (трудностей), определения целесообразных путей и активного самопроявления в их успешном самостоятельном преодолении. Сопровождение не предусматривает облегчения, гиперопеки по отношению к воспитаннику (родителю), а наоборот, способствует целесообразному и самостоятельному разрешению возникающих (возникших) проблем (трудностей) в различных жизненных ситуациях. Благодаря сопровождению родители наиболее полно проявляют самостоятельность и накапливают социально-значимый воспитательный опыт, целесообразного и успешного поведения и самопроявления в различных жизненных ситуациях в интересах стимулирования развития и воспитания ребенка.

Ситуация (от франц. situation - положение, обстановка) - система внешних по отношению к субъекту условий, побуждающих и опосредствующих его активность; совокупность обстоятельств и условий, на фоне которых актуализируется какое-либо событие. В семье возникает разнообразие жизненных ситуаций, существенно сказывающихся на развитие и воспитание ребенка. К таким ситуациям относят: «трудная ситуация», «кризисная ситуация», «сложная ситуация», «критическая ситуация», «напряженная ситуация», «проблемная ситуация», «конфликтная ситуация», «особая ситуация», «чрезвычайная ситуация», «стрессовая ситуация» и т.д. Каждая из них, возникая в семье, по-своему сказывается на ребенке и носит определенный воспитательно-развивающий характер. Для определения существа влияния на ребенка ситуации необходимо в процессе социально-педагогического сопровождения проанализировать совокупность обстоятельств, ее порождающую, а также характер их влияния на него, его самопроявление. Полученная информация позволяет определить меры, необходимые для снижения негативности и усиления позитивности влияния факторов, определяющих сложившуюся в семье ситуацию на ребенка.

По отношению к семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста, сопровождение представляет собой целостный процесс, в рамках которого осуществляется помощь, поддержка, обучение и коррекция социально-педагогической деятельности родителей, направленной на обеспечение их целесообразного ухода, стимулирование развития и воспитания. Оно носит как непосредственный характер - прямое воздействие на родителей, семью (взаимодействие с ними), так и опосредованный - использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды в интересах достижения конкретных социально-педагогических целей.

Анализ существа социально-педагогического сопровождения родителей позволяет выделить в нем основные компоненты:

диагностирование ситуации развития, а также социально-педагогических возможностей родителей в ней;

прогнозирование возможных проблем (трудностей) в ситуации развития и перспектив их самостоятельного преодоления родителями;

моделирование и проектирование содержания и технологии обеспечения самостоятельного разрешения родителями возникающих (возникших) проблем и трудностей;

реализация целесообразной деятельности по обеспечению осмысления существа возникающих (возникших) проблем, трудностей родителями и личных возможностей в их преодолении;

осуществления обратной связи в процессе разрешения задач социально-педагогического сопровождения;

оценка результативности социально-педагогического сопровождения.

2.2 Технология социально-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста

Направленность и интенсивность социально-педагогического сопровождения обеспечивается с учетом развития социокультурной среды семьи, накопления опыта родителями в целесообразном развитии и воспитании ребенка, его своеобразия, а также возникающих трудностей и проблем в различных жизненных ситуациях. После проведенного анализа практической деятельности центров, работающих с семьями, воспитывающих детей дошкольного возраста, специалисты разработали технологию социально-педагогического сопровождения. Под технологией понимается целенаправленная, заранее спроектированная и планомерно реализуемая наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности специалиста (специалистов) по реализации совокупности методов, методик, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды (Л.В. Мардахаев). Такой подход позволил разработать технологию и выделить в ней характерные этапы социально-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста.

К таким этапам относятся: диагностический; оценки и прогнозирования; моделирования и проектирование способов преодоления родителями возникающих (возникших) проблем и трудностей; реализации целесообразной деятельности родителей в ситуации развития; мониторинга самопроявления родителями в ситуации развития; оценки результативности социально-педагогического сопровождения. На основе системного анализа разработана модель процесса социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка дошкольного возраста в условиях центров социально-педагогического сопровождения (Приложение, рис. 1).

Данная технология направлена на изучение особенностей процесса воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в семье, которая осуществляется по двум направлениям: за детьми и родителями. На диагностико-проектировочном этапе изучается коммуникативно-поведенческая, эмоционально-волевая и личностная сферы ребенка. Анализ особенностей поведения и воспитательной деятельности родителей проводится на основе следующих показателей: адекватность контактов с ребенком, особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с ребенком и другими лицами, форма и характер досуга семьи. Психолого-педагогическая диагностика когнитивных процессов детей и социально-педагогическое сопровождение проводится с использованием экспертной системы индивидуального сопровождения развития детей «Лонгитюд». Исследуются основные параметры развития детей, характерные для их возраста. Распределение семей по характеру проблем проводится по схеме Т.В. Волковой. Выделяются 3 типа семей: «Оптимальная» семья характеризуется наличием обоих родителей, высшего или среднего специального образования, высоким культурным уровнем, материальной обеспеченностью, нормальными жилищными условиями, здоровой обстановкой в семье. Данные семьи не испытывают трудности в воспитании и развитии ребенка. К «удовлетворительному» типу отнесены семьи, у которых один из следующих показателей может быть неудовлетворительным: наличие вредных привычек, жилищные условия, несоответствующие санитарным нормам, конфликтные взаимоотношения в семье, низкая самооценка членов семьи, отмечается пассивность в воспитании и развитии ребенка в семье. В «неудовлетворительной» семье отмечается наличие двух и более неудовлетворительных следующих показателей: низкий уровень культуры, системный конфликт в семье, алкоголизация членов семьи. Характерно искажение взаимоотношений с ребенком. Выявление поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков проводится с помощью теста-опросника родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столина. (Приложение 2). Также данная технология рассматривает проявление родительской роли в семье по методике PARI E. Шеффера и Р. Белла (адаптация Т.В. Нещерет).

Целью технологии социально-педагогического сопровождения является формирование социальной адаптированности семьи, имеющей ребенка дошкольного возраста. Этапы и содержание технологии социально-педагогического сопровождения варьируются в зависимости от типа семьи. Пропедевтический этап включает следующие содержательные компоненты: консультирование по проблемам семейного воспитания, лекции, семинары, круглые столы, тренинги. Содержанием диагностико-проектировочного этапа является определение потребностей и оценка проблем семьи и ребенка, разработка индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения. Результативно-рефлексивный этап состоит из оценки эффективности социально-педагогического сопровождения семьи и ребенка, обеспечения помощи и поддержки семьи в осмыслении возникающих проблем и определении целесообразных путей их активного и самостоятельного решения.

Социально-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка дошкольного возраста, обеспечивается за счет исследования эффективности общей и частных технологий и их интеграции. Основой для всех типов семей служит технология «Школа материнства», задачи: коррекция неконструктивных форм поведения матери; переориентировка матери с позиции бездействия на позицию деятельности с ребенком; коррекция внутреннего психологического состояния матери, осуществление ее личностного роста, повышение личностной самооценки в процессе взаимодействия с ребенком; согласование поведения родителей с коррекционно-воспитательными задачами в отношении их ребенка. Первый этап направлен на привлечение матери к учебно-воспитательному процессу, формирование у нее мотивации к сотрудничеству. На втором этапе происходит формирование активной материнской позиции по отношению к ребенку. Третий этап характеризуется раскрытием перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к развитию ее ребенка и личного участия в исследовании его возможностей.

В технологии используются такие методы как консультации, ролевые игры, психогимнастика, арттерапия, танцтерапия, тран-сактный анализ, которые предусматривают индивидуальные, групповые и под-групповые формы работы с родителями.

Следующий вид «Коррекционно-развивающая технология» используется в работе с семьями «удовлетворительного» и «неудовлетворительного» типа, а также с некоторыми семьями «оптимального» типа, которые имеют детей с негативными отклонениями за пределами возрастных норм. Задачи: социально-педагогическая диагностика состояния членов семьи; разработка индивидуальной программы социально-педагогического сопровождения семьи и ребенка; проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальной программой для каждой семьи. Этапы: диагностико-проектировочный, конструктивно-формирующий, результативно-рефлексивный (условно итоговый). Формы и методы работы: совместное наблюдение за ребенком (специалист и родители), занятия-практикумы, организация групп взаимоподдержки, патронирование семьи после проведенных реабилитационных мероприятий, беседа, консультации узких специалистов.

«Интеграционно-коррекционная технология» направлена на разработку специальных программ работы с детьми и подбору индивидуальных форм и методов работы с родителями, которые были отнесены к «неудовлетворительному» типу семей. К семьям «оптимального» и «удовлетворительного» типа также может быть применена данная технология. Проблемы, которые разрешает данная технология, могут возникать и в этих семьях, ее задачи: развитие у ребенка и семьи способов социального взаимодействия; коррекция детско-родительских отношений и отношений со сверстниками; ориентация семьи к поступлению ребенка в образовательное учреждение (ДОУ или школу). Этапы: моделирующий, интеграционный, адаптационно-обучающий, контрольно-оценочный. Формы и методы работы: групповые коррекционно-развивающие занятия, интеграционные мероприятия, родительские собрания с просмотром фрагментов занятий с детьми, тематические и индивидуальные консультации, совместный досуг, анкетирование, анализ видео- и аудиоматериалов, итоговые собрания.

Следующим этапом социально-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста является психолого-педагогическое обследование ребенка дошкольного возраста и его семьи. Здесь оценивается сформированность ведущих линий и параметров развития у детей контрольной и экспериментальной групп после социально-педагогического сопровождения. На данном этапе рассматривается динамика развития психомоторных функций у детей дошкольного возраста (экспериментальная и контрольная группа). В данной динамике определяются параметры отклонений в развитии: социально-адаптивные функции; общая моторика; координация движений; зрительно-моторная координация; восприятие и познавательная активность; представления о форме предметов; понимание речи; активная речь; развитие деятельности; навыки обслуживания

Затем рассматривается экспериментальная и контрольные группы, в которых изучается динамика изменения типов семей: «педагогически эффективная»; «оптимальная»; «удовлетворительная»; «неудовлетворительная».

Технология социально-педагогического сопровождения семейного воспитания ребенка дошкольного возраста направлено на повышение статуса семьи, ее роли в стимулировании целесообразного развития и воспитании ребенка и обеспечивает осознанную активную социальную позицию родителей.

Направленность и интенсивность социально-педагогического сопровождения обеспечивается с учетом развития социокультурной среды семьи, особенностей ребенка и возникающих проблем в его развитии и воспитании. Успешность социально-педагогического сопровождения возможна при условии своевременного включения семьи и согласованных действий всех субъектов. Технология социально-педагогического сопровождения строится поэтапно и обеспечивает всевозрастающую роль семьи в целенаправленном развитии и воспитании ребенка дошкольного возраста.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

.1 Портрет будущего первоклассника

Для дошкольника представления о школе связаны не только с учением. Для него школа - символ взрослости. К этому его готовит все дошкольное детство, в котором познание окружающего мира приходит через игру. Уже к шести годам у большинства детей появляется желание стать школьниками. Ребенок не только готов принять новую социальную позицию первоклассника, но и начинает стремиться к ней. У него возникает состояние, которое называется обучаемостью. Но необходимо, чтобы в первую очередь ребенок пошел в школу физически здоровым и развитым. Ведь в значительной степени его успехи в школе будут зависеть от физической готовности к ней. Требует внимания развитие всех физических качеств будущего первоклассника - ловкости, выносливости, гибкости, скорости. Выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью - качеством, без которого невозможен успех в любом деле. Необходима она и будущему школьнику. В период подготовки ребенка к школе необходимо предусматривать не только то, что ребенок может и должен воспринять, но и каких нервно-психических затрат будет ему это стоить. Поэтому укрепление здоровья будущих школьников, охрана зрения, формирование правильной осанки должно стать важной заботой родителей и специалистов.

Успешность будущего ученика будет зависеть и от его психологической готовности к школе. Ведь чтобы адаптироваться к новой жизни, необходимо приложить специальные усилия, которые представляют собой целую систему личностных качеств, умений и навыков. Стремление стать первоклассником естественно, и оно связано с новыми моментами в развитии ребенка 6-7 лет. Ему уже недостаточно лишь в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое дело. Это уже сознаваемая ребенком ступенька вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается им как ответственное дело. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему будет трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Важно знать, насколько ребёнок готов коммуницировать в новых для него условиях.

Серьезного внимания требует формирование и волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него понадобится умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует школьный режим, программа. К концу дошкольного возраста происходит оформление основных структурных элементов волевого действия - ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить, реализовать его, проявить усилие в преодолении препятствия, оценить результаты своего волевого действия. Воспитание мотивов достижения цели формирует у детей способность не бояться трудностей, стремление не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываться от намеченной цели. Для успешного обучения ребенка в школе, необходимо развивать в нем познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний об окружающем мире. Важно, чтобы ребенок был умственно развит. В понятие интеллектуальной готовности входит как запас знаний и представлений ребенка об окружающем, так и сформированность его мыслительных навыков. Однако главное - это, пожалуй, то, как ребенок ориентирован в окружающем и как он осмысляет полученные им сведения. К семи годам ребенок должен хорошо знать свой адрес, название города, где он живет, название нашей страны, ее столицы. При правильном воспитании дети знают не только имена, но и отчества своих родителей, где и кем они работают. Итак, как ребенок будет учиться, зависит от общей готовности будущего школьника к новым условиям, и от того, насколько мы, взрослые будем внимательны к ребенку в период адаптации в его социальной роли ученика.

3.2 Готовность ребенка к школьному обучению

социальный педагогический сопровождение семья

Часто у родителей будущих первоклассников возникают вопросы: «Надо ли готовить ребенка к школе или дать ему спокойно прожить свое дошкольное детство без вмешательства взрослых? Если надо готовить к школе, то, как это сделать? Как именно заниматься с ребенком?» и т.п.

Подготовка детей к школе - многогранная задача, которая охватывает все сферы жизни ребёнка. Одним из самых главных аспектов её является психологическая готовность к школе. Внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме.

К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Установлено, что дети 5-6 лет имеют значительно большие интеллектуальные, физические и психические возможности, что позволяет перенести часть программы первого класса в подготовительную группу детского сада. Детей в этом возрасте можно успешно обучать началам математики и грамоты, чем значительно улучшить подготовку к школьному обучению.

Второй подход заключается в том, что у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Совокупность этих свойств и составляет психологическую готовность к школьному обучению.

Суть третьего подхода состоит в том, чтобы исследовать происхождение отдельных компонентов учебной деятельности и выявить пути их формирования на специально организованных учебных занятиях. Исследования показали, что у детей, проходивших экспериментальное обучение (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.), сформировались различные элементы учебной деятельности, т.е. психологическая готовность к школьному обучению.

Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Выделяются следующие условия полноценного психического развития ребёнка и его подготовку к учебному труду:

Главное требование - это постоянное сотрудничество ребёнка с другими членами семьи. Следующим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам. Родители должны понимать, что основное значение в подготовке ребёнка к школе имеет его собственная деятельность. Поэтому их роль в подготовке дошкольника к школьному обучению не должна сводиться к словесным указаниям; взрослые должны руководить, поощрять, организовывать занятия, игры, посильный труд ребёнка. Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребёнка (физического, умственного, нравственного) - переживание успеха. Взрослым нужно создать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала - заслуженной.

Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы - предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребёнок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий. При подготовке к школе родители учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. У ребёнка, поступающего в школу, должен быть развит и на должном уровне эстетический вкус, и здесь первостепенная роль принадлежит семье. Эстетический вкус развивается и в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта.

Роль родителей в подготовке детей к школе огромна: взрослые члены семьи выполняют функции и родителей, и воспитателей, и учителей. Однако, не все родители в условиях оторванности от дошкольного учреждения могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы. Среди функций, которые выполняет детский сад в системе народного образования, помимо всестороннего развития ребёнка, большое место занимает подготовка детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен дошкольник, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребёнка с взрослыми и сверстниками, и организованный учебный процесс. Большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них качеств общественности, умения жить и трудится в коллективе. Поэтому одним из условий формирования детских положительных взаимоотношений является поддержка воспитателем естественной потребности детей в общении. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. Общение детей - необходимый элемент подготовки к школе, а обеспечить наибольшую возможность его реализации может в первую очередь детский сад.

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников. Прежде всего, воспитателю в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка. Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включаются в занятия, игру. Воспитатель может избрать для них такую тактику поведения: чаще давать поручения, требующие проявления активности, включающие их в коллективный труд; общаться, как можно быть жизнерадостнее. Таким образом, воспитание - двусторонний процесс, диалог, который ведут между собой взрослый и ребёнок. Цель его - объединить общие усилия, вызвать у дошкольников встречное желание учиться, добиваться новых успехов.

Личностный подход педагога к дошкольнику в формировании нравственно-волевых качеств осуществляется в процессе всего воспитательного процесса и методика его в различных видах деятельности имеет много общего. Развитие активного мышления дошкольников на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации учебной деятельности. Задача воспитателя - вызвать у детей интерес к занятию, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения, направить усилия на осознанное освоение знаний, умений, навыков. А нужно это для того, что интерес к занятию связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребёнка школьной зрелости является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса подготовки детей к школьному обучению. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата - правильной и полной подготовки ребёнка к школе, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.

3.3 Социально-педагогическая практика взаимодействия общественного и семейного воспитания «педагог-семья»

Сегодня в общественном дошкольном образовании все больше руководителей и целых педагогических коллективов, выполняя функцию связи семьи и общества, стремятся работать как учреждения открытого типа, как социально-педагогические центры, интегрирующие семейный фактор социализации детей; социально-образовательную среду дошкольного учреждения и культурно-воспитательные силы других социальных институтов образования, прежде всего школ; а также муниципальные службы социальной поддержки. Социально-педагогический аспект их деятельности ориентирован на гармонизацию единого социального пространства жизни воспитанников, педагогически целесообразное влияние на семейную среду каждого ребенка и ценностные ориентации детей и взрослых.

Осознание специалистами дошкольных образовательных учреждений ценности соответствия своей профессиональной деятельности интересам и социокультурным потребностям семейного социума ребенка является важным шагом обновления связей семейного и общественного воспитания в современных условиях. Ведь, по единодушному признанию специалистов, именно семейная социализация ребенка сегодня наиболее кризисное звено в совокупности социальных сред. Поэтому интеграцию социальных институтов важно осуществлять через призму интересов семьи как первичного источника социализации в дошкольные годы, когда эмоциональный и социальный опыт ребенка сильно зависит от семейных связей, качества детско-родительских отношений и педагогической компетентности родителей.

Придавая новизну социально-педагогической практике взаимодействия семьи и детского сада, важно помнить, что особенности семейного микросоциума могут выступать как стабилизирующим фактором социализации ребенка, так и провоцирующим проявление различных «сбоев». В этой связи сегодня, как никогда, важно опираться на реалистичные представления о социальном самочувствии семьи. Поэтому целесообразно систематически изучать мнения самих дошкольников и их родителей о разных аспектах социальной жизни своей семьи. Это вопросы о типологии семей; удовлетворенности жилищными условиями, доходами; репродуктивных планах родителей; социальной сети общения семей и родственных связях. Это также вопросы о педагогическом стиле в семье, эмоциональном климате, ценности детей в семье, характере отношения семьи с дошкольным учреждением. Для эффективного влияния на семейную социализацию детей специалистам образовательных учреждений необходимо освободиться от утилитарного подхода в использовании опыта семьи, от сиюминутного приспособления его к текущим нуждам и задачам общественного воспитания. Данные современных социально-педагогических исследований показывают, что в значительной степени барьерами выступают труднопреодолимые противоречия. Одно из них связано с гуманной целью признать за родителями право быть полноправными партнерами педагогов и устаревшими способами монологической ориентации в достижении этой цели, в рамках которой семье по-прежнему отводится принудительная роль. Другое - выражается в стремлении педагогов насытить родителей ценным для них воспитательным опытом и тем чувством «голода», которое испытывают сами специалисты в вопросах эффективной семейной педагогики, психологии и культуры семейных отношений. Из вышесказанного вытекает важная задача модернизации социально-педагогической практики взаимодействия общественного и семейного воспитания - развитие диалогических отношений «педагог - семья».

Актуальной задачей социально-педагогической практики дошкольного образовательного учреждения является также повышение педагогической компетентности родителей. Задача не новая, но с течением времени подвергающаяся различным модификациям. Реализуя эту задачу сегодня, важно, на наш взгляд, помнить, что приоритетная ценность и социальная функция семьи - выступать для ребенка «эмоциональным тылом», обеспечивать базисную потребность в безопасности и безусловном принятии. С этой точки зрения любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение и оздоровление эмоциональных связей и отношений ребенка со значимыми взрослыми (матерью, отцом, бабушками, дедушками, сестрами, братьями). Отсюда все содержание общения с родителями подчинено, по существу, единственной теме - как достичь взаимно счастливых и эмоционально здоровых отношений взрослых и детей в семье. Чрезвычайно важно, чтобы содержание общения с родителями дошкольников отражало специфику вклада семьи в воспитание, развитие и социализацию дошкольника, а не дублировало функции и методы общественного воспитания ребенка. В противном случае такая ситуация создает преграду к тому, чтобы рекомендации специалистов были услышаны и приняты родителями. В организации работы по повышению педагогической компетентности родителей важная роль принадлежит использованию современных методов общения. В интересах комфортного самочувствия ребенка в детском саду и семье, а также с учетом социально-педагогических ожиданий семьи от детского сада каждый специалист учреждения включает семьи воспитанников этически приемлемыми способами в пространство социальной ответственности за благополучное развитие ребенка в микросоциуме. Хочется подчеркнуть, что многогранность социально-педагогической практики дошкольного образовательного учреждения в современных условиях делает насущным вопрос о введении в штатное расписание уникальной интегративной профессии «семейного социального педагога». Такому специалисту предстоит продумывать эффективные механизмы социальной защиты и сопровождения ребенка в социальном взрослении от раннего возраста до начала школьного обучения, а также внедрять этически приемлемые подходы повышения социальной зрелости и педагогической компетентности значимого социального окружения ребенка, родителей и педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной курсовой работы хочется отметить то, что семьи, воспитывающие детей дошкольного возраста, сталкиваются с многочисленными проблемами, трудностями, существенно влияющими на развитие и воспитание детей. В преодолении их особая роль принадлежит центрам социально-педагогической помощи семье и детям, направленность деятельности которых ориентирована на: повышение роли родителей в обеспечении целесообразного ухода, стимулировании развития и воспитания ребенка; создание благоприятной, развивающей среды обитания ребенка; выявление своеобразий ребенка, существенно сказывающихся на характере ухода, стимулировании его развития и воспитания; создание целесообразной системы воспитания ребенка с учетом его своеобразия; содействие в преодолении родителями, возникающих (возникших) проблем, трудностей в жизненных ситуациях; минимизация рисков, возникающих в семье под воздействием различных факторов, существенно влияющих на развитие и воспитание ребенка; привлечение специалистов, необходимых в процессе разрешения частных задач ухода, стимулирования развития и воспитания ребенка; повышение воспитательного потенциала родителей и его целесообразного проявления в развитии и воспитании ребенка.

Социально-педагогическое сопровождение семьи представляет собой совместное движение (взаимодействие) социального педагога (сопровождающего) и сопровождаемого (воспитанника, родителя) на основе прогнозирования перспектив поведения и его самопроявления в ситуации развития, направленного на обеспечение наиболее целесообразной помощи, поддержки, стимулирования осмысления существа возникающих (возникших) проблем (трудностей), определения целесообразных путей и активного самопроявления в их успешном самостоятельном преодолении. Сопровождение не предусматривает облегчения, гиперопеки по отношению к воспитаннику (родителю), а наоборот, способствует целесообразному и самостоятельному разрешению возникающих (возникших) проблем (трудностей) в различных жизненных ситуациях.

Благодаря сопровождению родители наиболее полно проявляют самостоятельность и накапливают социально-значимый воспитательный опыт, целесообразного и успешного поведения и самопроявления в различных жизненных ситуациях в интересах стимулирования развития и воспитания ребенка.

По отношению к семье, воспитывающей ребенка дошкольного возраста, сопровождение представляет собой целостный процесс, в рамках которого осуществляется помощь, поддержка, обучение и коррекция социально-педагогической деятельности родителей, направленной на обеспечение их целесообразного ухода, стимулирование развития и воспитания. Оно носит как непосредственный характер - прямое воздействие на родителей, семью (взаимодействие с ними), так и опосредованный - использование воспитательных (стимулирующих, побуждающих, предупреждающих и пр.) возможностей среды в интересах достижения конкретных социально-педагогических целей.

Технология социально-педагогического сопровождения родителей, воспитывающих ребенка дошкольного возраста включает следующие этапы: диагностический; оценки и прогнозирования; моделирования и проектирования способов преодоления родителями возникающих (возникших) проблем и трудностей; реализации целесообразной деятельности родителей в ситуации развития; мониторинга самопроявления родителями в ситуации развития; оценки результативности социально-педагогического сопровождения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арнаутова Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия общественного и семейного воспитания «педагог-семья» - М.: НОРМА, 2009.

2.Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире. // Вопросы психологии. - 2002. №1. - с. 3-16.

.Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина 2007.

.Басов Н.Ф. Основы социальной работы - М.: Академия, 2007.

.Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж: Учитель, 2006.

.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. - М.: Норма, 1988.

.Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М.: НОРМА, 2005.

.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003.

.Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика - М.: Академия, 2001.

.Гарбузов, Исаев, Захаров И.И. Семейная адаптация - М.: ИНФРА, 2004

.Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей - М.: Педагогическое общество России, 2002.

.Галагузова М.А. Социальная педагогика - М.: Инфра, 2000.

.Дмитриева В.Г., Черноусова В.Ф., Яркова И.В. Организационная и социально - педагогическая деятельность социального педагога в образовательном учреждении - М.: НОРМА, 2001.

.Закатова И.Н. Социальная педагогика в школе - М., 1996.

.Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание - М.: Эксмо, 2002.

.Курагина Г.С. Социально-педагогическое сопровождение подростка из многодетной семьи. - СПб, 2005.

.Кузнецова Л.В. Методика и опыт работы социального педагога - М.: ДиС, 2005.

.Лопинцева Л.А. Роль специализированного центра в организации социально-педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста - М: ACADEMIA, 2010, с. 269-277.

.Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике - М.: Академия, 2002.

.Мудрик А.В.Социальная педагогика. - М.: НОРМА, 2002.

.Назарова С. Центр социальной и психологической поддержки: работа с неблагополучными семьями // Социальная педагогика - 2007 г. - №1.

.Немов Р.С. Психология - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

.Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007.

.Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002, № 8.

.Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000.

.Реан А.А. Психология от рождения до смерти - М.: Олма-Пресс, 2004.

.Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996.

.Харчев, А.Г. Социология семьи: проблемы становления науки - М.: Центр социал. прогнозирования, 2003.

.Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Социальная педагогика" - М.: Академия, 2007 г.

.Шеляг Т.В. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. - М.: 1992 г.

Приложение 1


























Рис. 1 - Модель процесса социально-педагогического сопровождения семейного воспитания в условиях центра

Приложение 2

Опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал:

"Принятие-отвержение". Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

"Кооперация" - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, стирается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения и спорных вопросах.

"Симбиоз" - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к сим биотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так - родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

"Авторитарная гиперсоциализация" - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале и родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

"Маленький неудачник" - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных влиянии. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника

Я всегда сочувствую своему ребенку.

Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

Я уважаю своего ребенка.

Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

Я испытываю к ребенку чувство расположения.

Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

Мой ребенок часто неприятен мне.

Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

Мой ребенок впитывает в себя все дурное как "губка".

Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

Я принимаю участие в своем ребенке.

К моему ребенку "липнет" все дурное.

Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

Я жалею своего ребенка.

Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

Я всегда считаюсь с ребенком.

Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

Основная причина капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

Я разделяю увлечения своего ребенка.

Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

Я понимаю огорчения своего ребенка.

Мой ребенок часто раздражает меня.

Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

Я не доверяю своему ребенку.

За строгое воспитание дети благодарят потом.

Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

Я разделяю интересы своего ребенка.

Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

Принятие-отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.

Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.

Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30,48, 50, 57, 59.

"Маленький неудачник": 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ "верно". Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как: - отвержение, - социальная желательность, - симбиоз, - гиперсоциализация, - инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы проводятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам = 160

шкала: "принятие-отвержение"

"сырой балл"012345678Процентильный ранг0000000,633,7912,02"сырой балл"91011121314151617Процентильный ранг31,0153,7968,3577,2184,1788,6090,5092,4093,67"сырой балл"181920212223242526Процентильный ранг94,3095,5097,4698,1098,7398,7399,36100100"сырой балл"272829303132 Процентильный ранг100100100100100100

шкала

"сырой балл"0123456789Процентильный ранг1,573,465,677,889,7712,2919,2231,1948,8280,93

шкала

"сырой балл"01234567Процентильный ранг4,7219,5339,0657,9674,9786,6392,9396,65

шкала

"сырой балл"0123456Процентильный ранг4,4113,8632,1353,8769,3083,7995,76

5 шкала

"сырой балл"01234567Процентильный ранг14,5545,5770,2584,8193,0496,8399,37100,0

Похожие работы на - Социально-педагогическое сопровождение семей будущих первоклассников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!