TVScreen
|
Экран
телевизора, на который выводится изображение
|
TVButtons
|
Кнопки
на корпусе телевизора (Вкл/Выкл, кнопка сброса настроек)
|
TVReceiver
|
Приемник
телевизионного сигнала
|
TVConsole
|
Пульт
дистанционного управления телевизором - кнопки с цифрами «0»...«9» для
прямого переключения канала (по номеру); - кнопки «П-» и «П+» для
последовательного переключения каналов; - кнопки «Г-» и «Г+» для изменения
громкости; - кнопки «МЕНЮ», « < » и « > » для доступа к экранному меню.
|
ChannelMemory
|
Запоминающее
устройство телевизора, используемое для хранения каналов
|
SettingsMemory
|
Запоминающее
устройство телевизора, используемое для хранения настроек яркости,
контрастности, четкости и цветовой гаммы
|
МОДЕЛЬ
ВАРИАНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Варианты использования предназначены в первую
очередь для определения функциональных требований к системе и управляют всем
процессом разработки. Все основные виды деятельности такие как анализ,
проектирование, тестирование выполняются на основе вариантов использования. Во время
анализа и проектирования варианты использования позволяют понять как
результаты, которые хочет получить пользователь влияют на архитектуру системы и
как должны себя вести компоненты системы, для того чтобы реализовать нужную для
пользователя функциональность.
Рисунок 1 - Диаграмма вариантов
использования
АНАЛИЗ
ВАРИАНТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Вариант использования Просмотр
телевизора
Описывает процесс просмотра телевизора. Данный
вариант использования начинает выполняться, когда пользователь включает
телевизор.
Основной поток событий
1. Пользователь включает телевизор.
. На экран телевизора выводится передача,
идущая по каналу №1.
. Настройки громкости и цветопередачи
берутся из памяти.
Вариант использования Переключение
канала
Описывает переключение каналов пользователем.
Начинает выполняться, когда пользователь хочет переключить канал телевизора.
Переключение осуществляется цифровыми клавишами на пульте управления (0..9) или
клавишами «Следующий канал» и «Предыдущий канал».
Основной поток событий
1. Пользователь нажимает на кнопку нужного
канала.
. Система проверяет правильность ввода
(номер канала должен лежать в диапазоне от 0 до 59)
Альтернативные потоки
Нажатие кнопки «Следующий канал»
1. Пользователь нажимает кнопку «Следующий
канал»
. Система проверяет значение текущего
канала и переключает его на следующий.
. Если значение канала больше 59, то
происходит переключение на канал №0
Нажатие кнопки «Предыдущий канал»
1. Пользователь нажимает кнопку «Предыдущий
канал»
. Система проверяет значение текущего
канала и переключает его на предыдущий.
. Если значение канала меньше 0, то
происходит переключение на канал №59
Введенный номер канала выходит за
пределы допустимых значений
Если введенный номер канала выходит за пределы
допустимых значений, то переключение канала телевизора не происходит.
Вариант использования Изменение
громкости
Описывает изменение громкости телевизора
пользователем. Данный вариант использования начинает выполняться, когда
пользователь желает изменить громкость. Изменение громкости осуществляется
кнопками «Г+» и «Г-» для увеличения и уменьшения громкости соответственно.
Основной поток событий
1. Пользователь нажимает на кнопку «Г+».
. Система проверяет текущее значение
громкости.
. Если значение громкости не превышает
максимального значения, то происходит увеличение громкости.
Альтернативные потоки
Нажатие кнопки «Г-»
1. Пользователь нажимает на кнопку «Г-».
. Система проверяет текущее значение громкости.
. Если значение громкости больше
минимального значения, то происходит уменьшение громкости
Вариант использования Изменение
настроек
Описывает изменение настроек телевизора
пользователем. Данный вариант использования начинает выполняться, когда пользователь
хочет изменить настройки телевизора. Изменение настроек осуществляется кнопками
“<” и ”>”. Предварительно нажимается кнопка «Меню» для вывода на экран
меню настроек.
Основной поток событий
1. Пользователь нажимает кнопку «Меню».
. Система проверяет текущее значение
яркости и выводит его на экран.
. Кнопками “<” и ”>” пользователь
регулирует яркость.
. Пользователь нажимает кнопку «Меню».
. Система проверяет текущее значение
контрастности и выводит его на экран.
. Кнопками “<” и ”>” пользователь регулирует
яркость.
. Пользователь нажимает кнопку «Меню».
. Система проверяет текущее значение
четкости и выводит его на экран.
. Кнопками “<” и ”>” пользователь
регулирует четкость.
. Пользователь нажимает кнопку «Меню».
. Система проверяет текущее значение
цветовой гаммы и выводит его на экран.
. Кнопками “<” и ”>” пользователь
регулирует цветовую гамму.
Альтернативные потоки
Значение параметра выходит за
допустимые пределы
Если значение параметра выходит за допустимые
пределы, то изменение данного параметра не производить.
Вариант использования Сканирование
каналов
Описывает поиск передач и сохранение их частот в
памяти каналов. Данный вариант использования начинает выполняться, когда
пользователь хочет осуществить поиск телепередач. Поиск передач начинается
после нажатия кнопки Начальной установки.
Основной поток событий
1. Пользователь нажимает кнопку Начальной
установки
. Начинается поиск телепередач, на экран
выводится «синий экран»
. Рабочая частота постепенно
увеличивается до тех пор, пока не обнаружит телевизионный сигнал. Найденная
передача выводится на экран в течение 10 секунд.
. Поиск продолжается пока не заполнена
вся память каналов.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
СИСТЕМЫ
Иерархия классов системы
Рисунок 2 - Иерархия классов системы
Описание классов
Класс TVScreen
Реализует функции дисплея телевизора.
Включает в себя такие методы как:
1. OutputTVSignal(int)
- вывод ТВ сигнала на монитор.
2. DisplayMenu()
- вывод «Меню» на экран телевизора.
3. DisplayVolumeState(int)
- вывод на экран текущего значения громкости.
Класс TVButtons
Реализует функции кнопок на корпусе телевизора.
Включает в себя такие методы как:
1. Int
PowerOnOffButton() -
обработать нажатие кнопки включения/выключения телевизора.
Класс TVReceiver
Реализует функции приемника телевизионного
сигнала.
Включает в себя такие методы как:
1. ReceiveTVSignal(int)
- принять телевизионный сигнал.
2. Int
ChannelScan() - поиск
телевизионных каналов.
Класс ChannelMemory
Реализует функции памяти каналов телевизора.
Включает в себя такие методы как:
2. ClearSettings()
- очистить память каналов телевизора.
Класс TVController
Реализует главный управляющий блок телевизора.
Включает в себя такие методы как:
1. OpenChannel(int)
- переключить на выбранный пользователем канал.
2. SetVolume(int)
- установить значение громкости.
3. Menu()
- послать сообщение на вывод «Меню».
4. PowerOnOff()
- включить/выключить телевизор.
5. FirstSetup()
- послать сообщение на поиск телепередач.
Класс TVConsole
Реализует функции пульта дистанционного
управления.
Включает в себя такие методы как:
1. Int
DigitalButton() - обработать
нажатие цифровых кнопок (0..9).
2. Int
MoreLessVolumeButton()
- обработать нажатие кнопок увеличения/уменьшения громкости.
3. Int
PrevNextChannelButton()
- обработать нажатие кнопок следующий/предыдущий канал.
4. Int
MenuButton() - обработать
нажатие кнопки «Меню».
5. Int
DefaultSettingsButton()
- обработать нажатие кнопки Начальной установки.
Класс SettingsMemory
Реализует функции памяти настроек телевизора.
Включает в себя такие методы как:
1. SaveSettings()
- сохранить настройки яркости / контрастности / четкости / цветовой гаммы в
память телевизора.
2. LoadSettings()
- загрузить параметры яркости / контрастности / четкости / цветовой гаммы из
памяти телевизора.
3. ClearSettings()
- восстановить значения яркости / контрастности / четкости / цветовой гаммы по
умолчанию.
Диаграмма
классов
Диаграмма классов
описывает структуру системы, показывая её классы, их атрибуты и операторы, и
также взаимосвязи этих классов.
Рисунок 3 - Диаграмма классов
Диаграмма
кооперации
Диаграмма кооперации предназначена для описания
поведения системы на уровне отдельных объектов, которые обмениваются между
собой сообщениями, чтобы достичь нужной цели или реализовать некоторый вариант
использования.
Рисунок 4 - Диаграмма кооперации
Диаграмма
состояний
Диаграмма состояний описывает возможные
последовательности состояний и переходов, которые в совокупности характеризуют
поведение моделируемой системы в течение всего ее жизненного цикла. Диаграмма
состояний представляет динамическое поведение сущностей, на основе спецификации
их реакции на восприятие некоторых конкретных событий.
Рисунок 5 - Диаграмма состояний
РЕАЛИЗАЦИЯ
СИСТЕМЫ
Диаграмма
компонентов.
Диаграмма компонентов применяется для
моделирования статического вида системы с точки зрения реализации. Сюда
относится моделирование физических сущностей, развернутых в узле, например
исполняемых программ, библиотек, таблиц, файлов и документов.
телевизор программный проектирование
настройка
Рисунок 6 - Диаграмма компонентов
Генерация
кода
ChannelMemory.cpp
#include
"ChannelMemory.h"
//##ModelId=4930347402CEChannelMemory::SaveChannels()
{
}
//##ModelId=4947C0C900FA::ClearSettings()
{
}
ChannelMemory.h
#ifndef
CHANNELMEMORY_H_INCLUDED_B6AEDCE5
#define
CHANNELMEMORY_H_INCLUDED_B6AEDCE5
//##ModelId=4930341A0232
//##Documentation
//##
Устанавливается
в
телевизореChannelMemory
{:
//##ModelId=4930347402CE
//##Documentation
//##
Сохраняет
каналSaveChannels();
//##ModelId=4947C0C900FA();
};
#endif
/* CHANNELMEMORY_H_INCLUDED_B6AEDCE5 */
SettingsMemory.cpp
#include
"SettingsMemory.h"
//##ModelId=49441168035BSettingsMemory::SaveSettings()
{
}
//##ModelId=4944118303A9SettingsMemory::LoadSettings()
{
//##ModelId=4947C0D40186::ClearSettings()
{
}
SettingsMemory.h
#ifndef
SETTINGSMEMORY_H_INCLUDED_B6AEB25E
#define
SETTINGSMEMORY_H_INCLUDED_B6AEB25E
//##ModelId=4944114C03C8SettingsMemory
{:
//##ModelId=49441168035BSaveSettings();
//##ModelId=4944118303A9LoadSettings();
//##ModelId=4947C0D40186();
};
#endif
/* SETTINGSMEMORY_H_INCLUDED_B6AEB25E */
TVButtons.cpp
#include
"TVButtons.h"
//##ModelId=494B86E901B5::PowerOnOffButton()
{
}
TVButtons.h
#ifndef
TVBUTTONS_H_INCLUDED_B6AEBEB2
#define
TVBUTTONS_H_INCLUDED_B6AEBEB2
//##ModelId=4947BF1F0261TVButtons
{:
//##ModelId=494B86E901B5();
};
#endif
/* TVBUTTONS_H_INCLUDED_B6AEBEB2 */
TVConsole.cpp
#include
"TVConsole.h"
//##ModelId=493031890167TVConsole::DigitalButton(int
ButtonNumber)
{
}
//##ModelId=494B88DF0119TVConsole::MoreLessVilumeButton(int
Volume)
{
}
//##ModelId=494B88F20148TVConsole::PrevNextChannelButton(int
Channel)
{
}
//##ModelId=494B8918033CTVConsole::MenuButton()
{
}
//##ModelId=494B893D038ATVConsole::DefaultSettingsButton()
{
}
TVConsole.h
#ifndef
TVCONSOLE_H_INCLUDED_B6AE884F
#define
TVCONSOLE_H_INCLUDED_B6AE884F
//##ModelId=4930314B03C8
//##Documentation
//##
Пульт управленияTVConsole
{:
//##ModelId=493031890167DigitalButton(int
ButtonNumber);
//##ModelId=494B88DF0119MoreLessVilumeButton(int
Volume);
//##ModelId=494B88F20148PrevNextChannelButton(int
Channel);
//##ModelId=494B8918033CMenuButton();
//##ModelId=494B893D038ADefaultSettingsButton();
};
#endif
/* TVCONSOLE_H_INCLUDED_B6AE884F */
TVController.cpp
#include
"TVController.h"
//##ModelId=4951639A03A9TVController::OpenChannel(int
ChannelNumber)
{
}
//##ModelId=4951639A03ABTVController::SetVolume(Integer
Volume)
{
}
//##ModelId=4951639A03AD::Menu()
{
}
//##ModelId=4951639A03B9TVController::PowerOnOff()
{
//##ModelId=4951639A03BA::FirstSetup()
{
}
TVController.h
#ifndef
TVCONTROLLER_H_INCLUDED_B6AE96AB
#define
TVCONTROLLER_H_INCLUDED_B6AE96AB
//##ModelId=4951638D02BFTVController
{:
//##ModelId=4951639A03A9OpenChannel(int
ChannelNumber);
//##ModelId=4951639A03ABSetVolume(Integer
Volume);
//##ModelId=4951639A03AD();
//##ModelId=4951639A03B9PowerOnOff();
//##ModelId=4951639A03BA();
};
#endif
/* TVCONTROLLER_H_INCLUDED_B6AE96AB */
TVReceiver.cpp
#include
"TVReceiver.h"
//##ModelId=493033FA00BBTVReceiver::ReceiveTVSignal(int
ChannelNumber)
{
}
//##ModelId=4947C118000FTVReceiver::ChannelScan()
{
}
TVReceiver.h
#ifndef
TVRECEIVER_H_INCLUDED_B6AE952B
#define
TVRECEIVER_H_INCLUDED_B6AE952B
//##ModelId=493033CE006DTVReceiver
{:
//##ModelId=493033FA00BB
//##Documentation
//##
Принимает ТВ сигналReceiveTVSignal(int ChannelNumber = 1);
//##ModelId=4947C118000FChannelScan();
};
#endif
/* TVRECEIVER_H_INCLUDED_B6AE952B */
TVScreen.cpp
#include
"TVScreen.h"
//##ModelId=493031280261TVScreen::OutputTVSignal(int
ChannelNumber)
{
}
//##ModelId=49453D82007D::DisplayMenu()
{
}
//##ModelId=49453DF1033C::DisplayVolimeState()
{
}
TVScreen.h
#ifndef
TVSCREEN_H_INCLUDED_B6AE8410
#define
TVSCREEN_H_INCLUDED_B6AE8410
//##ModelId=493030A8004E
//##Documentation
//##
Устанавливается на телевизоре
class
TVScreen
{:
//##ModelId=493031280261OutputTVSignal(int
ChannelNumber = 1);
//##ModelId=49453D82007D();
//##ModelId=49453DF1033C();
};
#endif
/* TVSCREEN_H_INCLUDED_B6AE8410 */
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработав модель и специфицировав ее на языке
UML, разработчик имеет все основания быть понятым и по достоинству оцененным
своими коллегами. При этом могут быть исключены ситуации, когда тот или иной
разработчик применяет свою собственную графическую нотацию для представления
тех или иных аспектов модели, что практически исключает ее понимание другими
специалистами в случае нетривиальности исходной модели.
Последующая разработка модели системы,
направленная на решение определенных проблем, может потребовать привлечения
знаний из различных дисциплин. С этой точки зрения язык UML может быть
использован не только для унификации представлений этих знаний, но что не менее
важно - для их интеграции, направленной на повышение адекватности
много-модельных представлений сложных систем.
Возможно со временем язык UML станет тем
"эсперанто", на котором смогут общаться математики, системные
аналитики, физики, программисты, менеджеры, экономисты и специалисты других
профессий, представляя свои профессиональные знания в унифицированном виде.
Ведь, по существу, каждый из специалистов оперирует модельными представлениями
в своей области знаний. И именно этот модельный аспект может быть
специфицирован средствами языка UML.
В связи с этим значение языка UML существенно
возрастает, поскольку он все более приобретает черты языка представления
знаний. При этом наличие в языке UML изобразительных средств для представления
структуры и поведения модели позволяет достичь адекватного представления
декларативных и процедурных знаний и, что не менее важно, установить между
этими формами знаний семантическое соответствие. Все эти особенности языка UML
позволяют сделать вывод о том, что он имеет самые серьезные перспективы уже в
ближайшем будущем.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Черемных
С.В., Ручкин В.С., Семенов И.О. Структурный анализ систем. IDEF-технологии -
М.: Финансы и статистика, 2001
. Смирнова
Г.Н.,Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных
систем. Учебник - М.: «Финансы и статистика», 2002
. Маклаков
С.В. Создание информационных систем с AllFusion Modelling Suite - М.:
Диалог-МИФИ, 2003
. Буч
Г. Объектно-ориентированное проектирование с примерами применения - М.:
Конкорд, 1992
. Нейбург
Э. Д., Максимчук Р.А. Проектирование баз данных с помощью UML - М.:
Издательский дом «Вильямс», 2002
. Вендров
А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных
систем - М: «Финансы и статистика», 2000
. Буч
Г., Рамбо Д., Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя: Пер. с англ. -
М.: ДМК, 2000
. Козленко
Л. Проектирование информационных систем.
. Смирнова
Г.Н., Сорокин А.А., Тельнов Ю.Ф. Проектирование экономических информационных
систем - М.: Финансы и статистика, 2002
. Кондратьев
В.В., Краснова В.Б. Модульная программа для менеджеров. Реструктуризация
управления компанией - М.: Инфра-М, 2000
. Калянов
Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов - М.: СИНТЕГ, 2000
. Калянов
Г.Н. Структурный системный анализ - М.: Лори, 1996