Система и номенклатура показателей качества продукции

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,44 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система и номенклатура показателей качества продукции

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

. СИСТЕМА КАЧЕСТВА ПО УКРАИНСКИМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Современный подход к стратегии предпринимательства заключается в понимании того, что качество является наиболее эффективным средством удовлетворения требований потребителей и одновременно снижения издержек производства.

Качество - это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Качество продукции тесно связано с потребительской стоимостью - способностью товара удовлетворять определенные потребности. Оно характеризует меру потребительской стоимости, степень ее пригодности и полезности, т.е. количественное удовлетворение общественной потребности в продукции.

В современных условиях качество продукции в значительной мере формируется под воздействием таких основных факторов, как восприимчивости предприятий к оперативному использованию (внедрению) последних достижений научно-технического прогресса; изучения требований рынка (внутреннего и особенно международного), потребностей различных категорий потребителей; интенсивного использования «человеческого фактора» через обучение (рабочих и руководителей), систематического повышения квалификации, материальной и моральной мотивации работников.

Цель реферата: рассмотреть систему и номенклатуру показателей качества продукции.

1. СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Оценка уровня качества объекта и классификация показателей качества рассматриваются в квалиметрии.

Квалиметрия (от лат. «квали» - качество, свойство и древнегреч. - «метрио» - мерить, измерять) - отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества.

Основные задачи квалиметрии: обоснование показателей качества, разработка методов их определения, расчета и оптимизации, совершенствование типоразмеров и параметрических рядов изделий, разработка обобщенных показателей и обоснование условий их использования и в задачах стандартизации и управления качеством. Объектами квалиметрии могут быть любые товары и услуги к которым применимо понятие «качество». Это могут быть продукция и услуги промышленности, сельского хозяйства, «природы» (грибы, ягоды, дикорастущие плоды, лекарственные травы и т.д.).

Исходным положением квалиметрии является то, что качество зависит от большого числа свойств объекта. Кроме того, нужно учитывать и условия в которых продукт будет использован.

Любая продукция или услуга имеет множество свойств. Под свойствами продукции понимают ее объективные особенности, проявляющиеся при производстве, эксплуатации потреблении. Различают производственные и потребительские свойства продукции. К производственным относится вся совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она представляет собой потенциальное качество. Потребительские свойства продукции характеризуют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это реальное качество продукции.

Показатели качества - количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатели качества количественно обуславливают степень способности продукции удовлетворять определенные потребности (например, качество клубней картофеля характеризуется количеством крахмала).

Можно выделить простые (масса, емкость, длина и т.д.) и сложные (безотказность, ремонтопригодность и т.д.), количественные характеристики одного или нескольких свойств, составляющих качество, соответственно единичные и комплексные показатели качества.

Каждый вид продукции характеризуется номенклатурой показателей качества. В табл. 1 показаны следующие группы показателей качества.

При оценке качества отечественных товаров для населения применяются показатели: сорт (пищевые продукты, продукция легкой промышленности), группа сложности (бытовая техника), марка (цемент, кирпич), категория качества(CD и DVD диски).

В мировой практике для оценки степени превосходства одной части продукции над другой используют градацию (класс, сорт) - это категория или разряд, присвоенные продукции, имеющей одно и тоже функциональное применение, но которой применяются различные требования в отношении качества.

Классификация показателей качества по различным критериям представлена в табл. 2.

Таблица 1. Группы показателей качества продукции

Группа показателейХарактеризуемые свойстваПоказатели1. Назначения Свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливающие область ее применения Классификационные (производительность трактора, напряжение и мощность электролампочки) Функциональные (производительность, точность, предел измерения, дальность действия) Конструктивные (масса, габаритные размеры) Эксплуатационные (расход топлива, потребляемая мощность) Состава и структуры (концентрация вещества, содержание примесей)2. НадежностиСвойство сохранять эксплуатационные показатели в заданных пределах в течении требуемого времени или требуемой наработкиБезотказность (средняя наработка до первого отказа, вероятность безотказной работы в течении определенного срока, интенсивность отказов) Долговечность (средний ресурс, срок службы до капитального ремонта, срок службы до списания) Сохранность (средний срок сохранности, назначенный срок хранения) Ремонтопригодность (среднее время восстановления работоспособного состояния, вероятность восстановления работоспособности в течении определенного времени)3. Экономного использования ресурсов Степень использования в конструкции изделия и при его эксплуатации сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсовУдельный расход сырья, материалов, топлива, энергии. Потери сырья при регламентированных условиях Коэффициент полезного действия, суммарная или удельная трудоемкость эксплуатации изделия 4. БезопасностиСвойства, гарантирующие безопасность человека и других объектов при эксплуатации, обслуживании, транспортировании и хранении изделийВероятность безопасной работы человека в течении определенного времени Быстрота действия при срабатывании защитных устройств Сопротивление изоляции токоведущих частей Электрическая прочность высоковольтных цепей5. ЭргономическиеПриспособленность к эксплуатации человекомГигиенические (освещенность, температура, влажность) Антропометрические (соответствие конструкции размерам тела человека) Психофизические (соответствие силовым, скоростным, зрительным, слуховым и прочим возможностям человека)6. ЭстетическиеХудожественная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, соответствие моде и т.д. Качество оформления рабочих помещений, производственных объектов Влияние интерьеров, рабочей одежды, оформления средств и предметов труда на его производительность7. ТехнологичностиПриспособленность конструкции изделия к снижению затрат ресурсов при производстве, эксплуатации и ремонтеТрудоемкость Материалоемкость Энергоемкость Технологическая себестоимость8. ТранспортабельностиПригодность к транспортным операциямСредняя продолжительность подготовки к транспортировке Средняя трудоемкость подготовки к транспортировке Средняя продолжительность установки продукции на средство транспортировки определенного вида Коэффициент использования объема транспортного средства Средняя продолжительность разгрузки9. Стандартизации и унификацииНасыщенность стандартными, унифицированными и оригинальными элементамиКоэффициент применяемости Коэффициент повторяемости Коэффициент взаимной унификации для группы изделий 10. Патентно-правовыеПатентные защита и чистота продукцииПоказатели патентных защиты и чистоты продукции11. ЭкологическиеУровень воздействия на окружающую среду при эксплуатации или потребленииКоличество вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду Вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучения и т.д.12. ЭкономическиеЗатраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, а также экономическая эффективность ее производства и примененияДополнительные затраты на повышение качества Окупаемость дополнительных затрат Зависимость числа продаж от качества продукции Эффективность повышения качества тары и упаковки при продаже товара и т.д.13. Стойкости к внешним воздействиямУровень обработки, хранения, транспортировки, предотвращающий необходимость выбраковки и потериПылезащищенность Влагозащищенность Воздухопроницательность Ударопрочность Вибропрочность Устойчивость к воздействию внешнего магнитного поля Срок хранения Сохранение питательных веществ

Таблица 2. Классификация показателей качества

КритерийПоказатели Число характеризуемых свойств Единичные, комплексные, интегральныеСтепень охвата категорииБазовые, относительныеХарактеризуемые свойстваНазначения, надежности, экономного использования ресурсов, безопасности, эргономические, эстетические, экономические, стойкости к внешним воздействиямСпособ выраженияНатуральные, стоимостные, в процентахСтадия определенияПрогнозируемые, исследовательско-проектные, производственные, товарообращения, утилизации или уничтоженияМетод определения Измерительные, регистрационные, расчетные, экспериментальные и др.Влияние на качество при изменении абсолютного значения показателяПозитивные, негативныеВиды ограниченийНе менее, не более, не менее и не болееОтношения к субъектам оценки качестваПоказатели разработчика, изготовителя, потребителя и т.д.Степень охвата объектов анализаЕдиница объекта, совокупность однородных объектов, совокупность разнородных объектов

Показатель, по которому принимается решение оценивать качество продукции, называется определяющим.

Обобщающие показатели - это средняя величина, учитывающая количественные оценки основных свойств продукции и коэффициентов их весомости.

Оптимальное значение качества продукции такое при котором достигается наибольший полезный эффект от ее эксплуатации (потребления) при заданных затратах на создание и эксплуатацию (потребление).

. ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

Качество получаемой в сельском хозяйстве продукции выражается в признаках и параметрах. Признак продукции отражает качественные или количественные характеристики ее свойств(например, по льну - цвет, длина, прочность волокна), а параметр - только количественные (например содержание протеина в кормах). Обобщенный показатель качества продукции - комплексный. Он характеризует совокупность свойств, по которым оценивается ее качество.

В агропромышленном комплексе широко используется такой показатель качества, как сорт.

Сорт - это градация продукции определенного вида по одному или нескольким показателям качества, закрепленная в нормативной документации. Так, например, сорт молока в зависимости от физико-химических и микробиологических показателей кислотности, степени механической загрязненности и бактериальной обсемененности - подразделяются на I и II. Коэффициент сортности продукции отражает суммарное отношение ее цены, полученной за определенное время, к суммарной цене в пересчете на наивысший сорт.

Важный показатель сельскохозяйственной продукции - сохранность (свойство максимально сохранять высокие качества, полученные в процессе производства). Снижение потерь может быть адекватно дополнительному увеличению выпуска продукции.

Количественные и качественные характеристики сельскохозяйственной продукции следующие:

  • по молоку - содержание жира, температура, масса в переводе на базисную жирность;
  • по скоту и птице - вид и количество скота, половозрастная группа, возраст, инвентарный номер, живая масса, группа унитарности;
  • по шерсти - наименование, вид, цвет, класс, подкласс, состояние, процент выхода чистого волокна (таксат), количество кип, масса при транспортировке;
  • по зерну, семенам масличных культур и трав - сорт, зараженность %, влажность %, засоренность %, масса;
  • по овощам, плодам, ягодам, продукции других культур - наименование продукции, сорт, масса, кг, пучки, шт., качество с учетом допусков ТУ - стандарт, нестандарт, наличие примесей, %;
  • по хлопку-сырцу - сорт селекции (разновидность), репродукция, группа полей, технический или семенной, сорт промышленный, засоренность, влажность вид упаковки, масса.

Качество продукции агропромышленного производства включает такие обобщающие характеристики, как биологический или технический уровень, технологичность, экологичность, сохраняемость, конкурентоспособность и т.д. Эти характеристики обусловлены качеством разработки и испытания образцов, подготовки процессов производства, транспортировки, хранения и эксплуатации продукции и т.д., то есть свойствами процессов и составляющих их элементов (труд, средства и предметы труда) на всех стадиях жизненного цикла товара.

Требования к качеству продукции АПК формируются в сфере потребления, обращения, производства и зависят от степени развития агропромышленной интеграции, факторов социально-экономического и научно-технического прогресса. Целенаправленное изменение качества продукции для достижения заданного ее уровня предусматривает организованные воздействие на совокупность внутрипроизводственных факторов и условий, а также влияния на условия внешней среды.

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ

квалиметрия качество продукция управление

Э. Деминг и Д. Джуран разработали программу, базирующуюся на их философии: «Основа качества продукции - качество труда и качество менеджмента на всех уровнях».

В более конкретном виде эта философия обеспечения качества формируется в цикле: планирование - выполнение - контроль - нормирование. На его основе сформулирован ряд руководящих принципов, которые необходимо учитывать при проектировании и построении системы управления качеством на любом предприятии:

* сделайте так, чтобы стремление к совершенствованию товара или услуг стало постоянным. Ваша конечная цель - быть конкурентоспособным, остаться в бизнесе и обеспечить рабочие места. Не отступайте от достижения твердо установленных производственных целей в области поэтапного и постоянного улучшения продукции и услуг;

* применяйте новую философию качества (предпринимательства), чтобы добиться стабильности работы предприятия;

* поймите, что для достижения качества нет необходимости в сплошном контроле;

* постоянно совершенствуйте систему производства и обслуживания с целью повышения качества и производительности, а также снижения затрат;

* создайте систему подготовки кадров на рабочих местах;

* создайте систему эффективного руководства, а не надзора;

* используйте эффективные методы общения между людьми, исключив страх и недоверие;

* прекращайте практику лозунгов, проповедей и «мобилизации масс»;

* прекращайте практику выделения производственных мощностей на основе жестких нормативов;

* устраняйте препятствия, которые лишают работника права гордиться своей работой;

* ясно определите обязанности и ответственность руководителей всех уровней за постоянное улучшение качества продукции и услуг.

На основе этих принципов на Западе менеджеры широко применяют рекомендации в области стимулирования труда. В основном они сводятся к следующему:

* награждать перспективные решения, а не сиюминутные;

* награждать тех, кто берет на себя риск, а не тех, кто его избегает;

* награждать творческую работу, а не слепое подчинение;

* награждать за результаты работы, а не за объем;

* награждать за упрощения, а не за бесполезные (если даже не вредные) осложнения;

* награждать за качество, а не за быструю работу;

* награждать тех, кто работает друг с другом, а не против друг друга.

На базе отмеченной философии, а также принципов и рекомендаций в 80-х годах на Западе было четко определено, что основной задачей каждого предприятия является качество производимой продукции и предоставляемых услуг. Выполнение этой генеральной задачи должно осуществляться системно, т.е. на предприятии должна функционировать система управления качеством продукции. Она представляет собой организационную структуру, четко распределяющую ответственность, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для управления качеством.

В системе управления качеством продукции на предприятии важное место занимает служба управления качеством. Ее основные задачи:

* защита репутации фирмы;

* защита потребителя от дефектной продукции;

* сокращение непроизводительных работ;

* предупреждение брака.

Задачи технического контроля:

. установление качества готовой продукции;

. предупреждение влияния случайных и субъективных факторов на качество продукции;

. обеспечение соблюдения заданного технологического режима.

Функции технического контроля выполняет служба технического контроля предприятия, которая может включать в себя отдел технического контроля, центральную лабораторию, лаборатории цехов, группы контроля и др. Служба технического контроля подчиняется непосредственно директору предприятия.

На предприятиях технический контроль осуществляется по двум направлениям: контроль качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции; контроль параметров технологического режима.

Технический контроль охватывает все стадии производства и должен быть профилактическим, оперативным, точным, обязательным. При его организации необходимо определить вид контроля (предварительный, промежуточный, окончательный), форму (лабораторный, инструментальный, визуальный), методы (сплошной, выборочный), частоту (периодичность), органы контроля, документацию по контролю и экономические санкции при несоблюдении стандартов и норм.

. СИСТЕМА КАЧЕСТВА ПО УКРАИНСКИМ И МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ

В последние годы широко применяются стандарты, в которых отражен мировой опыт управления качеством продукции на предприятии. В 1987 г. Международная организация по стандартизации приняла международные стандарты ИСО (ISO) серии 9000 по системам качества. Они были разработаны с широким использованием советских (Львовской, Саратовской, Ярославской и других систем бездефектного труда), японских и других систем обеспечения или управления качеством продукции. Во многих странах мира (Австрия, Германия, Финляндия, Франция, Великобритания и др.) стандарты ISO серии 9000 приняты в качестве национальных. В соответствии с этими стандартами формируется политика предприятия в области качества, т.е. система качества, включающая в себя обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде принципа деятельности предприятия или его долгосрочной цели. Содержанием этой политики являются:

* улучшение экономического положения предприятия;

* расширение или завоевание новых рынков сбыта;

* достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

* ориентация на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или определенных регионов;

* освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

* улучшение важнейших показателей качества продукции;

* увеличение сроков гарантии на продукцию;

* развитие сервиса.

Международные стандарты ИСО 9000: 2000, принятые в 1988 г., - система, включающая следующие стандарты:

ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению»;

ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании или разработке, производстве, монтаже и обслуживании»;

ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже»;

ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях»;

ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

Во многих странах эти стандарты приняты как национальные. Разеваются такие направления, как оценка систем качества предприятия независимыми органами (третьей стороной) и сертификация систем.

Международные стандарты применяются в следующих ситуациях:

) когда контрактом особо оговаривается, что требования к проектным работам и продукции сформулированы в виде эксплуатационных характеристик или указана необходимость их определения;

) когда потребитель уверен в том, что поставляемая продукция соответствует установленным требованиям. Поставщик должен представить доказательства своих возможностей в области проектирования, разработки, производства, монтажа и обслуживания.

Поставщик товара должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества как средства, обеспечивающего соответствие продукции установленным требованиям. Это включает:

подготовку документально оформленных процедур и инструкций, относящихся к системе качества в соответствии с требованиями стандарта;

эффективное применение документированных процедур и инструкций системы качества.

Особенности международных стандартов ИСО 9000 - 2000 заключаются в следующем:

применение к управлению качеством продукции системного подхода;

ориентация на потребителя;

регламентирование требований по всем стадиям жизненного цикла продукции;

управление качеством продукции осуществляется по всем основным функциям (кроме мотивации и регулирования);

документальное (желательно количественное) оформление конкретных требований;

рекомендательный характер.

Из обоснованных в книге 20 подходов к системе менеджмента в международных стандартах ИСО по системам качества применено всего пять (системный, интеграционный, процессный, количественный, динамический). Отсюда можно сделать вывод, что внедрение международной системы качества незначительно повысило эффективность менеджмента фирм. Передовые фирмы мира достигают высокого качества товаров за счет применения сложных методов менеджмента в обеспечении конкурентных преимуществ.

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции, который в зарубежной литературе обозначается как «петля качества»: это концептуальная модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях от определения потребностей до оценки их удовлетворения. «Петля качества» наглядно показывает последовательное отражение качества процессов на качество конечного результата. С помощью «петли качества» осуществляется взаимосвязь изготовителя продукции с потребителем, со всей системой, обеспечивающей решение задачи управления качеством продукции.

Важную роль в обеспечении соответствия продукции стандартам ИСО, поддержания доверия и охраны общественных интересов играют независимые испытательные лаборатории и сертификационные органы. В Европе насчитывается более 1000 сертификационных органов и более 10 тыс. испытательных лабораторий. В Украине работа по сертификации находится на стадии завершения.

Сертификация является важнейшей подсистемой системы управления качеством продукции и в то же время - целью этой системы управления. Фактическое соответствие качества поставляемой на рынок продукции проверяется различными организационно-техническими процедурами, формами и методами. Один из них (наиболее распространенный, выполняемый, как правило, изготовителем) заключается в контроле, испытании, диагностировании, анализе причин брака, отказов, рекламаций и других несоответствий. Другой вид контрольных процедур, обеспечивающих получение информации о качестве, - госнадзор в виде Госстандарта, Госсанэпидемнадзора и др. Однако в условиях конкуренции завоевать соответствующий рыночный сегмент можно только в случае предоставления потенциальным потребителям достоверной информации о качестве товара. Органом, который обеспечивает достоверную информацию о качестве, является третий вид контроля - сертификация. Она осуществляется третьей, независимой организацией.

Организация сертификации включает в себя две стадии:

* обеспечения и реализации условий для создания и производства продукции, подлежащей сертификации;

* организации и проведения сертификации продукции как подтверждение ее соответствия требованиям нормативно-технической документации.

Сертификация охватывает экономические и организационно-технические аспекты. Наряду с сертификацией производств и продукции ИСО проводит сертификацию или аккредитацию испытательных центров, которые могут сертифицировать продукцию. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показатели качества - количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления. Показатели качества количественно обуславливают степень способности продукции удовлетворять определенные потребности (например, качество клубней картофеля характеризуется количеством крахмала).

К показателям качества продукции относятся следующие: назначения, надежности, экономного использования продукции, экологические, эргономические, технологичности, эстетические, стандартизации и унификации, патентно-правовые, безопасности, транспортабельности, стойкости к внешним условиям.

В системе управления качеством продукции на предприятии важное место занимает служба управления качеством. Ее основные задачи: защита репутации фирмы, защита потребителя от дефектной продукции, сокращение непроизводительных работ и предупреждение брака.

Международные стандарты ISO серии 9000 приняты во многих странах в качестве национальных. В соответствии с этими стандартами формируется политика предприятия в области качества, т.е. система качества, включающая в себя обеспечение, улучшение и управление качеством продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б., Управление качеством: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 212 с.

. Никифоров А.Д. Управление качеством: учебное пособие для вузов/ А.Д. Никифоров. - 2-е издание, стереотип. - М.: Дрофа, 2006. - 719 с.

. Новицкий Н.И., Олексюк В.Н. Управление качеством продукции: Учебное пособие. - Мн.: Новое знание, 2001. - 238 с.

. Управление качеством / Е.И. Семенова, В.Д. Коротнев и др.; Под ред. Е.И. Семеновой - И.: Колос С, 2005. - 184 с.

. Управління якістю продукції: навчальний посібник / Родіонов О.В., Свинороєв Ю.О., Коструб В.О. - Луганськ: Видавництво „Ноулідж, 2009. - 244 с.

Похожие работы на - Система и номенклатура показателей качества продукции

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!