Теория вероятностей

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Математика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,43 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория вероятностей

Задача 1

 

В первой урне содержится 10 шаров, из них 8 белых; во второй урне 20 шаров, из них 4 белых. Из каждой урны наудачу извлекли по одному шару, а затем из этих двух шаров наудачу взят один шар. Найти вероятность того, что взят белый шар.

Решение:

Введем обозначения событий:  - событие, состоящее в том, что шар, извлеченный из -ой урны оказался белым (). Тогда  - событие, состоящее в том, что шар, извлеченный из -ой урны оказался не белым. Так как в 1-ой урне из 10 шаров 8 белые, то  (из 10 исходов появлению события  благоприятствуют 8), а . Аналогично рассуждая, имеем:  и .

Обозначим:  - событие, состоящее в том, что после извлечения по одному шару из каждой урны, среди них не оказалось ни одного белого шара,  - событие, состоящее в том, что после извлечения по одному шару из каждой урны, среди них оказался один белый шара,  - событие, состоящее в том, что после извлечения по одному шару из каждой урны, среди них не оказалось два белых шара.

 произойдет тогда и только тогда, когда произойдут события  и . Следовательно, =(так как события независимы)= =.

 произойдет тогда и только тогда, когда произойдут события  и , либо  и . Следовательно, =(так как события несовместны)==(так как события независимы)= =.

 произойдет тогда и только тогда, когда произойдут события  и . Следовательно, =(так как события независимы)= =.

Обозначим:  - событие, состоящее в том, что после извлечения из двух (уже извлеченных по одному из каждой урны) шаров, вынутый шар оказался белым. Очевидно,

События (i=1,2,3) образуют полную группу попарно несовместных событий, и по формуле полной вероятности имеем:

- вероятность извлечь белый шар из двух извлеченных по одному из каждой урны шаров.

Задача 2

Случайная величина  задана функцией распределения

Найти математическое ожидание и дисперсию случайной величины , а также вероятность того, что в результате испытания  примет значение: а) меньшее 0,2; б) меньшее 3; в) не меньшее 3; г) не меньшее 5.

Решение:

Плотность распределения случайной величины  найдем из условия . Тогда:

Математическое ожидание найдем по формуле:

.

Дисперсию найдем по формуле:

.

Далее

a) ;

б) ;

в) ;

г) .

Задача 3

Построить гистограмму распределения случайной величины  по данному распределению выборки.

Границы интервалов

0-0,6

0,6-1

1-1,4

1,4-1,8

1,8-2,2

2,2-2,6

2,6-3

3-3,4

3,4-3,8

Частоты

9

12

18

16

15

12

8

6

4


Определить математическое ожидание и дисперсию случайной величины .

Решение:

. Обозначим  - середины интервалов (). Имеем

;;;

; ;;

; ; .

Математическое ожидание:

Дисперсия:

.

Среднее квадратическое отклонение: .

Найдем относительные частоты: . Имеем:

; ; ;

; ; ;

;; .

Для построения гистограммы относительных частот составим таблицу:

Границы интервалов

0-0,6

0,6-1

1-1,4

1,8-2,2

2,2-2,6

2,6-3

3-3,4

3,4-3,8

Частоты

9

12

18

16

15

12

8

6

4

Относительные частоты ()0,090,120,180,160,150,120,080,060,04










0,150,30,450,40,3750,30,20,150,1










математическое ожидание дисперсия квадратическое отклонение

Гистограмма относительных частот:

Задача 4

По условию задачи 3 по критерию согласия хи-квадрат при уровне значимости  проверить гипотезу о том, что случайная величина имеет распределение Релея. Неизвестный параметр распределения Релея оценить по начальному выборочному моменту второго порядка (Прилож. 4).

Решение:

Распределение Релея задается плотностью:

Функция распределения имеет вид:

В качестве оценки параметра  рассмотрим начальный выборочный момент второго порядка. Известно, что математическое ожидание распределения Релея с параметром  равно , дисперсия равна . Тогда

 и  - оценка параметра распределения Релея на основании начального выборочного момента второго порядка. Рассмотрим значения , где  - границы интервалов, а

 -

функция распределения Релея с параметром .

Составим таблицу:






0






0,6

0,0903

0,0903

9,03

9

0,0001

1

0,2312

0,1409

14,09

12

0,3092

1,4

0,4026

0,1715

17,15

18

0,0423

1,8

0,5733

0,1707

17,07

16

0,0668

2,2

0,7198

0,1465

14,65

15

0,0084

2,6

0,8309

0,1110

11,10

12

0,0723

0,9061

0,0753

7,53

8

0,0297

3,4

0,9521

0,0460

4,60

6

0,4279

10,04794,7940,1299






Итого

1,09


Значение  находим по методичке А.М. Карлова - Приложение 1 (стр.46-48), с учетом того, что F(-x) =1 - F(x).

При уровне значимости α=0,05 и к=9-1-1=7 степенях свободы по таблице критических точек распределения χ2 находим критическое значение: χ2крит(0,05;7)=14,07 (См. Приложение 2 методички А.М.Карлова (стр. 49)).=> χ2набл=1,09 < χ2крит , и гипотеза о распределении генеральной совокупности по закону распределения Релея в соответствии с критерием χ2 (Пирсона) при уровне значимости α=0,05 принимается.

Число степеней свободы k находят из равенства k=s-r-1 , где s - число групп (частичных интервалов) выборки (в нашем случае s=9);r - число параметров предполагаемого распределения, которые оценены по данным выборки (в нашем случае сравниваем с распределением Релея и по выборке оценивали один параметр - ). То есть k=9-1-1=7.

Таким образом, можно считать, что генеральная совокупность, выборка из которой приведена в №3, распределена по закону распределения Релея с параметром .

Литература

1.       Вентцель Е.С. Теория вероятностей., М, Высшая школа, 1998.

2.       Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика., М, Высшая школа, 1998.

.         Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике., М, Высшая школа, 1997.

.         Карлов А.М. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебное пособие., Калининград, БИЭФ, 1998.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!