характеризующиеся восприятием человека в соответствии со стереотипом: ребенок, старый человек, представитель определенной профессии, представитель определенной национальности. Символами предвзятости отношения являются следующие речевые высказывания: «я давно знаю», «я давно хотел сказать» и т.д.
Когнитивный конфликт обусловлен познавательным диссонансом взаимодействующих сторон. Например, когда один из оппонентов оперирует системой понятий, недоступной другому; или в ситуации, когда содержание взаимодействия имеет эмоциональную окраску, воспринимаемую оппонентом как агрессивную, несущую интервенцию; или когда оппонент интуитивно осознает собственную познавательную ущербность по сравнению с оппонентом.
Эмоциональный конфликт характеризуется преимущественно эмоциональным содержанием. Подобные конфликты имеют внутри личностные эмоциональные проблемы, комплексы, амбиции, нереализованные потребности и желания, создающие помехи процессу взаимодействия. Также основой подобных конфликтов является отсутствие или недостаточность эмпатии (сопереживания другому человеку), негативное отношение к себе, другим, к миру.
Конфликты социально-психологического уровня могут быть следующих видов.
Коммуникационные конфликты в своей основе имеют особенности коммуникативного процесса, они могут быть ориентированы на кооперацию или конкуренцию во взаимодействии; на восприятие сходств или различий конфликтующих с интерпретацией, соответствующей установкам по отношению друг к другу.
Деятельностные конфликты базируются на несовпадении процессуального и мотивационного аспектов деятельности, например, внешне требуется четкое исполнение каких-либо действий, а во внутренних процессах преобладает ориентация на мотивацию творчества. Тогда вовне проявляется противоборство требованиям и продуцируется профессиональная несостоятельность.
Адаптационные конфликты. Это конфликты между требованиями действительности и возможностями человека (физическими, психологическими, профессиональными).
Морально-нравственные конфликты, являющиеся неотъемлемой частью любого другого конфликта и обозначающиеся противоборством: между желанием и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями (B.C. Мерлин), между стремлением действовать и социальными воздействиями; между социально необходимыми личностными качествами и их выраженностью.
Подобные конфликты проявляются в противоборстве стремлений к положительной самооценке и оценке окружающих.
Ролевые конфликты, содержащие в своей основе противоборство между ролевым поведением и деятельностью человека. Например, директор школы требует и ожидает одной линии поведения, а коллеги учителя совершенно иной, даже противоположной по отношению к этим ожиданиям.
Поведенческие конфликты в своей основе имеют импульсивный, эмоционально насыщенный характер реакций на взаимодействие; использование стратегии соперничества, чрезмерной демонстрации состояний собственного внутреннего мира безотносительно к ситуации: эгоизм, отсутствие должной культуры поведения. Это наиболее яркая сторона конфликта, это то, на что в большей степени обращают внимание все участники конфликтных действий.
Конфликт ответственности - предметом спора являются ответственность или самостоятельность. Это случаи с недостаточной или чрезмерной ответственностью или же ситуации, когда люди из-за взаимного непонимания (из-за различных точек зрения) обвиняют друг друга в недостаточной или чрезмерной ответственности. Это ловушка ответственности, выбраться из которой можно при условии выработки единой точки зрения на данную проблему.
В зависимости от возрастного этапа конфликтующих и от сферы возникновения межличностные конфликты могут быть следующих видов.
Конфликты возрастного развития: детские, подростковые, юношеские, конфликты молодости, взрослой жизни, зрелого возраста, старости.
Семейные: супружеские, противоборство родитель - ребенок, ребенок - ребенок.
Производственные, например, в образовательной среде: учитель - учитель, администратор - учитель, учитель - родитель; ученик - учитель, ученик - ученик и др.
2. Межличностные конфликты в образовательной среде: сущность, особенности
.1 Сущность и особенности конфликтов в образовательной среде
В напряженном ритме школьного общения постоянно возникают ситуации, провоцирующие бурный всплеск эмоций, и нам очень трудно бывает порой сдержать гнев, негодование, раздражение. Конфликтогенность образовательной среды является закономерностью функционирования педагогического социума, поскольку конфликтные столкновения в данной среде обусловлены контекстом учебно-воспитательных условий и задач педагогического процесса.
Общепризнано, что современный педагогический социум является социальным пространством повышенного напряжения. Специфика педагогической работы заключается в том, что труд педагога, несмотря на то, что он относится к социономической деятельности (по классификации видов деятельности Е. Н. Климова), протекает индивидуально, как труд одиночки.
Работая с коллективом воспитанников - учащихся, педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, ибо он должен активно регулировать как свое поведение, так и поведение своих подопечных в различных ситуациях. Такая изначально повышенная нервно-психическая нагрузка способствует повышению вероятности дезадаптивной регуляции интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебно-воспитательной деятельности, различием в статусе и возрасте взаимодействующих сторон:
ответственность педагога за разрешение проблемных ситуаций (педагог отвечает за последствия своей деятельности перед обществом);
профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении;
всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы, в которые включаются другие субъекты образования;
участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
различное понимание событий и их причин педагогом и подопечным (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному, поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребёнка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму);
присутствие других учеников-воспитанников-стажеров-студентов делает их из свидетелей конфликта участниками, а конфликт приобретает учебно-воспитательный смысл и для них.
Многие ученые отмечают, что конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее, и в целом образовательная среда наиболее активно воспринимает все проблемы социума. Поэтому конфликтогенность образовательной среды обусловлена действием всех факторов, продуцирующих конфликты. Здесь необходимо отметить воздействие социальных, социально-психологических и психологических факторов, а также ряд специфических для образовательной среды причин:
падение престижа педагогической профессии в обществе и воспитательной работы в образовательных учреждениях, авторитарность в школьном управлении, возросшая напряженность в межличностных отношениях в школьном социуме-, невротический стиль общения во многих семьях;
недооценка значения развития индивидуальности учащихся и учителей;
недостаточная упорядоченность формальных и неформальных отношений в школьном социуме, зачастую неумение сочетать единоначалие и демократические принципы управления, недостаточное развитие неформальных педагогических связей в школьном коллективе;
слабая психологическая подготовка педагогов и руководителей образовательных учреждений, неумение на практике управлять школьными
конфликтами, находить оптимальные способы их упреждения и преодоления;
специфика педагогической работы заключается в том, что педагог, как правило, находится в сильном психическом напряжении, которое способствует быстрому изнашиванию интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.
.2 Виды межличностных конфликтов в ходе учебной деятельности
Виды конфликтов в образовательной среде:
- Организационные конфликты, обусловленные несовершенством организационных структур и управленческой деятельности системы образования, проявляющиеся:
- в отсутствии преемственности в содержании и организации основных звеньев учебно-воспитательного процесса;
в непродуманном введении педагогических инноваций;
в затруднении адаптации новых работников и молодых педагогов к социально-психологическим условиям коллектива;
в прагматическом подходе к педагогам, пренебрежении к творческой стороне их деятельности и даже к их профессиональной компетентности, с одной стороны, и в чрезмерной переоценке чисто исполнительских качеств подчиненных - с другой
- Учебные конфликты, обусловленные учебной деятельностью, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, по поводу успеваемости, во внеучебной деятельности; они связаны с нарушениями делового и организационного характера, со слабой учебной мотивацией учащихся (отсутствием желания учиться и интереса к учебе).
- Методические конфликты, обусловленные:
- несовершенством методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
несоблюдением общепринятых единых требований к учащимся;
ошибками учителей в оценивании знаний и умений детей;
в манипуляциях оценками;
в наличии методических изъянов в работе учителя на уроке: непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, заинтересовать предметом и др.
- Личностные конфликты, в основе которых лежат личностные проблемы участников конфликтной ситуации. Подобные конфликты обусловлены:
- недостаточной компетентностью педагогического состава; например, базируясь на своем представлен и и о современных школьниках, учителя соответственно строят свое поведение с ними, нередко недооценивая современные условия развития индивидуальности ученика;
острой реакцией педагога на оценку своих личностных качеств, поскольку педагог привык оценивать других, ему очень трудно согласиться с выводами о том, что неблагоприятное развитие педагогической ситуации часто предопределено его собственными личностно-профессиональными слабостями и недостатками;
высокой личностной тревожностью педагогов, в силу которой они склонны гиперболизировать, драматизировать события или впадать в глухую психологическую защиту.
. Коммуникативные конфликты, обусловленные индивидуальным своеобразием конфликтующих сторон, их ценностными ориентациями, установками и др.
«Учитель-ученик»: причины возникновения конфликтов (см. Приложение А).
Любой школьник-старшеклассник имеет достаточный жизненный опыт для установления и поддержания нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Тем не менее в последние годы отношения между учителями и учениками стали значительно сложнее и напряженнее, о чем свидетельствуют повышенный интерес различных СМИ к этой проблеме и многочисленные исследования конфликтного общения в учебно-воспитательном процессе (М.М. рыбакова, С.М. Илюсизова, А.К. Маркова, Л.В. Симонова, Н.В. Самоукина, Б.Т. Лихачев, Б.И. Хасан, В.Н. Мясищев, А.С. Белкин, А.Я. Анцупов, С.В. Баныкина, К.С. Лисецкий, А.И. Сахаров и др.). Важно подчеркнуть, что в отличие от конфликтных событий в среде взрослых, конфликтогенные события в школьной действительности переживаются острее. И дело не только в существовании извечной истины - «конфликта отцов и детей». Столкновения школьников и педагогов вплетены в ткань учебно-воспитательных ситуаций и выступают как фактор формирования специфических компонентов социального опыта воспитанников. И.А. Зимняя, рассматривая конфликтное общение, возникающее в отношениях «учитель-ученик» отмечает, что затруднения общения оцениваются самими участниками конфликта по-разному. Если учителя считают, что наибольшие затруднения в схеме «учитель-ученик» вызывают индивидуальные особенности партнеров общения, то ученики на первое место среди причин затруднения в таком общении ставят особенности участия в деятельности. Нередко педагоги сетуют на то, что старшеклассники переоценивают свои возможности и не желают принимать «помощь» со стороны старших, а ученики - на несправедливость и недопонимание со стороны педагогов. Исследования
Т.Н. Мальковской показывают, что учащиеся часто даже не могут припомнить причину конфликта, но прекрасно помнят интонацию, выражение лица и другие способы выражения учителем своего недовольства. Именно это вызывает обиду и внутреннее несогласие с критикой.
Поэтому актуально то, что проблема выявления причин возникновения конфликтов в системе отношений «учитель-ученик» занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и конструктивного завершения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие.
Как отмечает С.М. Илюсизова, вызывать конфликт могут различные обстоятельства и факторы: психические состояния и установки людей, их позиции в отношениях, особые индивидуальные свойства и качества личности.
Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование: целей, интересов, позиций; мнений, взглядов, убеждений; личностных качеств; межличностых отношений; знаний, умений, способностей; функций управления; средств, методов деятельности; мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; понимания, интерпретации информации; оценок и самооценок.
Возникновение конфликтов обусловлено объективными, организационно-управленческими, социально-психологическими и личностными причинами. Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая - главным образом субъективный. В.Н. Мясищев подчеркивает единство объективных и субъективных факторов возникновения и развития конфликтов, их социальной и психологической природы. В свою очередь С.В. Баныкина обозначила общие и специфические причины возникновения школьных конфликтов. К общим причинам относятся: неблагоприятная экономическая социально-политическая обстановка в стране и регионе; непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании; содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса; «неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме.
Таким образом, можно отметить, что причины, нарушающие взаимодействие учителя с учеником, имеют свою специфику и достаточно разнообразны. Однако анализ психолого-педагогической литературы и конкретных ситуаций позволил выделить типичные конфликты в системе отношений «учитель-ученик». В общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе.
Специфические причины приводят к конфликтному общению в системах отношений учитель-администратор; учитель-учитель; учитель-ученик; учитель-родитель. Рассмотрим их подробнее.
Специфические причины конфликтов «Ученик-ученик»
грубость, жестокость, озлобленность, являющиеся проявлением деформаций, аномалий развития, наличия массы неудовлетворенных потребностей и недостаточности
воспитательных воздействий;
борьба за лидерство в классе, группе;
дефекты развития, основанные на подавлении личности растущего человека;
стремление компенсации проблем развития внутреннего мира в доступных формах (побить младшего, отнять у него сладкое и др.)
усвоение негативных стереотипов поведения;
учебные перегрузки детей, общая утомляемость учащихся, ведущая к обострению противоречий;
смена школьного (или классного) коллектива и возникающая при этом трудность в адаптации новичков;
неопределенность социального статуса личности конкретного ученика в школьном социуме;
общая неблагоприятная морально-психологическая атмосфера в классе, школе.
Специфические причины конфликтов «Учитель-родитель»
Взаимодействие учителя и родителя затруднено в силу следующих причин:
разные уровни общей и педагоги ческой культуры;
несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи;
различия в отношении к ребенку как к личности;
отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи, претензии типа «школа, а не семья обязана...»;
«старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания;
столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения;
профессиональная некомпетентность учителя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к школьникам).
Таким образом, конфликт между учителем и родителями часто проявляется как стремление учителя утвердить свой профессиональный статус, а родителя - защитить своего ребенка.
Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель»
индивидуальное своеобразие личности;
разный уровень профессиональной компетенции;
создание благоприятного впечатления о себе не продуктивной деятельностью, а имитацией, посредством участия во многих общественных мероприятиях и саморекламы;
необъективное или неравномерное распределение ресурсов (к примеру, кабинетов, технических средств обучения);
неудачный подбор учителей в одной параллели с точки зрения их психологической совместимости;
косвенное «сталкивание» учителей (сравнение классов по успеваемости, исполнительской дисциплине, возвышение одного учителя за счет унижения другого или сравнения с кем-либо);
интриги, связанные со статусно-ролевыми назначениями и распределением поощрений;
«групповой фаворитизм», проявляющийся в делении коллектива на «своих» и «чужих», и др.
Возможные причины конфликтов между начинающим специалистом и учителем с большим стажем работы в школе:
непонимание роли жизненного опыта в оценке окружающего, особенно поведения и отношения к учительской профессии молодых педагогов;
учитель, возраст которого за пятьдесят лет, чаще фиксирует свое внимание на негативных сторонах современной молодежи;
с одной стороны, канонизация собственного опыта, противопоставление нравственных и эстетических вкусов поколений учителями со стажем, с другой стороны - завышенная самооценка, профессиональные промахи молодых учителей и др.
Специфические причины конфликтов «Учитель-администратор»
недостаточно четкое разграничение между администраторами школы, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога;
отсутствие непосредственного участия руководителя в основной, профессиональной деятельности коллектива, выполнение им лишь административных функций;
конфликтность зависит от численности коллектива и повышается, если эта численность превышает оптимальную;
жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер требований;
перекладывание на учителя «чужих» обязанностей;
недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога;
нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя;
неравномерная загруженность учителей общественными поручениями;
нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога.
Заключение
Итак, межличностные конфликты - это действительно «болезнь» и социального пространства, и индивида, включающего в свою жизнедеятельность лицемерие, жадность, зависть и пр. В числе основных профилактических мер деструктивных межличностных отношений можно отметить:
осознание и структурирование различного рода проблемных зон межличностных отношений, их переориентация в позитивном ключе;
воспитание культуры эмоционального поведения посредством обучения правилам поведения в конфликте;
формирование коммуникативной компетентности;
знакомство с теорией психического развития человека;
обучение умениям работать с информацией в ситуации конфликта;
работа над формированием мотивационной сферы субъекта;
психологическая и организационная поддержка в реализации запросов человека; и др.
У Л. Шопенгауэра есть прекрасное высказывание о том, что целостный, конструктивный человек, подобно успешному государству, не нуждающемуся во внешних заимствованиях, не нуждается во внешних завоеваниях и самоутверждении за счет других. Поэтому основным средством профилактики межличностных конфликтов является работа над формированием гармонично развитой личности. Особенно актуально это сегодня в условиях построения нового, гуманистически ориентированного общества.
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях.
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины.
Как и для любого социального института, для общеобразовательной школы характерны разнообразные конфликты. Педагогическая деятельность направлена на целенаправленное формирование личности, ее цель - передача школьникам определенного социального опыта, более полное освоение ими этого опыта. Поэтому именно в школе необходимо создать благоприятные социально-психологические условия, обеспечивающие душевный комфорт педагогу, ученику и родителям.
Конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы. Конфликты между учениками отрицательно влияют как на самих конфликтующих, так и на весь класс. Конфликты между учителем и учеником оказывают деструктивное воздействие на результативность обучения и воспитания в целом. Конфликты между учителями и учителей с администрацией школы ухудшают социально-психологический климат в педагогическом коллективе, заметно усложняют и без того нелегкую жизнь школьного педагога. Учителям гораздо труднее работать в тех школьных коллективах, где регулярно возникают конфликты. Ученики также намного хуже учатся и развиваются там, где сложился нездоровый социально-психологический климат в классе или учительском коллективе.
Заниматься своевременной диагностикой и профилактикой конфликтов в школьных коллективах крайне необходимо.
Глоссарий
1 Адаптационные конфликты. - конфликты между требованиями действительности и возможностями человека (физическими, психологическими, профессиональными).
Деятельностные конфликты - базируются на несовпадении процессуального и мотивационного аспектов деятельности, например, внешне требуется четкое исполнение каких-либо действий, а во внутренних процессах преобладает ориентация на мотивацию творчества
Когнитивный конфликт - обусловлен познавательным диссонансом взаимодействующих сторон
Коммуникационный конфликт - имеют особенности коммуникативного процесса, они могут быть ориентированы на кооперацию или конкуренцию во взаимодействии; на восприятие сходств или различий конфликтующих с интерпретацией, соответствующей установкам по отношению друг к другу
Конфликт ответственности - предметом спора являются ответственность или самостоятельность
Конфликт безысходности - характеризуются тем, что отношения и обращение оппонентов друг к другу явно не совпадают, т.е. один относится положительно, а другой отрицательно и оба не хотят изменить свое отношение.
Конфликт интересов - характеризуются стремлением чего-то достичь, что-то изменить или сохранить в своем поведении и жизни
Конфликт отношений - возникают на базе противоречий между формами единения: с природой, с людьми, которые определяют потенциал жизненной энергии человека
Личностные конфликты - это чисто психологические, чаще эмоциональные конфликты, связанные с личностным восприятием, с эмоциональной реакцией на поведение и действия других людей, с расхождением во взглядах и т.н.
Межличностные конфликты - состояние взаимодействия субъектов общения, воспринимаемое и переживаемое как значимая социально-психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая соответствующую активность сторон
Морально-нравственный конфликт - противоборство между желанием и долгом, между моральными принципами и личностными привязанностями, между стремлением действовать и социальными воздействиями; между социально необходимыми личностными качествами и их выраженностью
Поведенческий конфликт - в своей основе имеют импульсивный, эмоционально насыщенный характер реакций на взаимодействие; использование стратегии соперничества, чрезмерной демонстрации состояний собственного внутреннего мира безотносительно к ситуации: эгоизм, отсутствие должной культуры поведения
Потребностный конфликт - обусловлены противоречием между желанием и действительностью из-за реальной или кажущейся ограниченности ресурсов; из-за соотношения краткосрочных и долгосрочных потребностей
Эмоциональный конфликт- характеризуется преимущественно эмоциональным содержанием
Список использованных источников
1 Анцупов, А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе [Текст]. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 208 с. - ISBN 5-691-01057-3.
Анцупов, А.Я. Конфликгология [Текст] / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.; ЮНИТИ 2009. - 551 с.- ISBN 5-238-00062-6.
Баныкина, С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира [Текст]. - М.: Психология, 2001. - 168 с.- ISBN 5-79513-566.
Гришина, Н. В. Психология конфликта [Текст]. - СПб.: Питер, 2008.- 544 с. -ISBN 978-5-91180-895-2
Зеркин, Д.П. Основы конфликтологии: учебное пособие [Текст].- Ростов-н/Д: Феникс, 2008. - 480с.- ISBN-5-222-00031-1.
Козер, Л.А. Функции социального конфликта / Пер. с англ. О.А.Назаровой; Под общ. ред. Л.Г.Ионина / [Текст]. - М.: Идея-Пресс, 2007. - 205 с.- ISBN: 978-5-94865-934-3.
Леонов, Н. И. Конфликтология: Учеб. пособие / [Текст].- Воронеж: МОДЭК, 2006. - 232 с. - ISBN 5-89395-541-2.
Мириманова, М. С. Конфликтология [Текст]: Учебник.- М.: Академия, 2009.- 348 с.- ISBN 978-985-441-733-2.
Немов, Р.С. Путь к коллективу: книга для учителей о психологии ученического коллектива [Текст]. - М.: Педагогика, 1988.- 156 с.
Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе [Текст]. - М.: Просвещение, 1991.- 188 с.
Слепцова, С.А. Учитель и ученик: причины возникновения конфликтов [Текст] // Молодой ученый.- 2010.- № 3.- С. 238.