Родительская сущность
|
Дочерняя сущность
|
Наследуемый (внешний) ключ
|
Тип связи
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Справочник «Клиенты»
|
Справочник «Договоры»
|
Владелец
|
1:М
|
Справочник «Клиенты»
|
Документ «Реализация»
|
Клиент
|
1:М
|
Справочник «Клиенты»
|
Перечисление «ТипыКлиентов»
|
ТипКлиента
|
1:М
|
Справочник «Клиенты»
|
Регистр сведений
«ПроцентыОтПродажУслуг»
|
ВидНачисления
|
1:М
|
Справочник «Клиенты»
|
Регистр накопления
«Взаиморасчеты»
|
Клиент
|
1:М
|
Справочник «Сотрудники»
|
Справочник «Должность»
|
Должность
|
1:М
|
Справочник «Сотрудники»
|
Документ
«АктОбОказанииУслуг»
|
Сотрудник
|
1:М
|
Справочник «Сотрудники»
|
Документ «Реализация»
|
Сотрудник
|
1:М
|
Справочник «Сотрудники»
|
Регистр сведений
«ПроцентОтПродажУслуг»
|
Сотрудник
|
1:М
|
Справочник «Договоры»
|
Справочник «ВидДоговора»
|
ВидДоговора
|
1:М
|
Справочник «Договоры»
|
Справочник
«ШаблоныДокументов»
|
Шаблон
|
1:М
|
Справочник «Договоры»
|
Документ
«АктОбОказанииУслуг»
|
Договор
|
1:М
|
Справочник «Договоры»
|
Документ «Реализация»
|
Договор
|
1:М
|
Документ
«АктОбОказанииУслуг»
|
Табличная часть Товары
|
Ссылка
|
1:М
|
Документ «Реализация»
|
Табличная часть Товары
|
Ссылка
|
1:М
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ определенных выше объектов и атрибутов позволяет выделить сущности
проектируемой базы данных и, приняв решение о создании реляционной базы данных,
построить ее инфологическую модель на языке «сущность-связь» [5].
Инфологическая модель проектируемой базы данных представлена на рисунке 2.1.
2.3 Создание даталогической модели информационной подсистемы
.3.1 Даталогическое проектирование
Даталогическое проектирование - стадия проектирования БД, на которой
модель данных конкретизируется с учетом особенностей используемой СУБД,
осуществляется привязка компонентов модели к местам хранения данных на
физических носителях [3].
Под даталогической понимается модель, отражающая логические взаимосвязи
между элементами данных безотносительно их содержания и физической организации.
При этом даталогическая модель разрабатывается с учетом конкретной реализации
СУБД.
2.3.2 Даталогическая модель информационной подсистемы
На основании концептуального проектирования можно построить
даталогическую модель проектируемой базы данных. Даталогическая модель данных
приведена на рисунке 2.2.
.4 Создание проекта «ЮГСтрой-Заказ» в программе «1С:
Предприятие» для реализации информационной подсистемы
После установки программы на компьютер, необходимо запустить программу
создать новую информационную базу (рисунок 2.4), нажав на соответствующую
кнопку «Добавить» (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 - Окно запуска «1С: Предприятия»
Рисунок 2.1 - Инфологическая модель данных информационной подсистемы
«ЮГСтрой-Заказ»
Рисунок 2.4 - Добавление информационной базы в список
Затем следует указать имя создаваемой информационной базы (рисунок 2.5).
Рисунок 2.5 - Добавление имени информационной базы
Рисунок 2.2 - Даталогическая модель данных
В поле «Каталог информационной базы» нужно указать путь к созданной папке
для хранения базы. Для этого необходимо открыть кнопку выбора (она обозначена
тремя точками) (рисунок 2.6).
Заключительным шагом в создании новой информационной базы является
указание параметров (рисунок 2.7).
Рисунок 2.6 - Путь к папке хранения информационной базы
Рисунок 2.7 - Указание параметров информационной базы
После создания информационной базы, можно приступать к ее конфигурации.
2.5 Реализация информационной подсистемы
Эта часть проекта разработана с помощью встроенного языка СУБД
«1С:Предприятие 8». Каждая форма сущности в приложении имеет свою форму. В свою
очередь форма имеет модуль - объект, содержащий в себе исполняемый код [7].
Полный листинг программного кода представлен в приложении Б.
2.5.1 Реализация документа «АктОбОказанииУслуг»
Сначала необходимо добавить в ветку конфигурации новый документ, затем
открыть его и задать имя. Синоним имени задается автоматически (рисунок 2.8).
Рисунок 2.8 - Присвоение имени новому документу «АктОбОказанииУслуг»
Во вкладке «Данные» создаем реквизиты и табличные части документа
(рисунок 2.9).
Рисунок 2.9 - Создание реквизитов и табличных частей документа
«АктОбОказанииУслуг»
Далее во вкладке «Формы» создаем форму документа «АктОбОказанииУслуг»
(рисунок 2.10).
Рисунок 2.10 - Создание формы документа
Аналогичным образом создается документ «Реализация», в котором содержится
информация о договорах клиентов, заключенными указанными сотрудниками.
2.5.2 Реализация справочника «Договоры»
Аналогично созданию документа, нужно в ветке конфигурации справочников
добавить новый справочник и назвать его «Договоры» (рисунок 2.11). Синоним
имени также вводится автоматически.
Далее во вкладке «Данные» вводим реквизиты справочника, указывая тип
данных (рисунок 2.12).
Рисунок 2.11 - Присвоение имени справочнику «Договоры»
Затем во вкладке «Формы» создаем форму элемента для справочника
«Договоры» (рисунок 2.13).
Рисунок 2.12 - Создание реквизитов справочника
Рисунок 2.13 - Форма элемента справочника «Договоры»
Внешний вид договора «Продажа квартиры» и общий список договоров в
программе «1С: Предприятие.8» представлены на рисунках 2.14 и 2.15
соответственно.
Рисунок 2.14 - Внешний вид договора «Продажа квартиры»
Рисунок 2.15 - Внешний вид списка договоров
Аналогичным образом создадим справочники «Клиенты», «ВидыДоговоров»,
«Номенклатура», «ЕдиницыИзмерения», «Сотрудники», «Должности»,
«ШаблоныДокументов».
Далее, так же пользуясь той же схемой составления, создадим перечисление
«ТипыКлиентов» со значениями «ЮрЛицо» и «ФизЛицо» (рисунок 2.16) и перечисление
«ВидНачисления» со значениями «Услуга» и «Продажа» (рисунок 2.17).
Рисунок 2.16 - Создание перечисления «ТипыКлиентов»
Рисунок 2.17 - Создание перечисления «ВидНачисления»
Регистр сведений «ПроцентыОтПродажУслуг» будут содержать измерения
«Сотрудник» и «ВидНачисления» и ресурс «Процент» (рисунок 2.18).
Следующий регистр накопления «Взаиморасчеты» содержит измерения «Клиент»,
«Договор», «Номенклатура» и ресурс «Сумма» (рисунок 2.19).
Рисунок 2.18 - Создание регистра сведений «ПроцентыОтПродажУслуг»
Рисунок 2.19 - Создание регистра накоплений «Взаиморасчеты»
Еще один регистр накопления «ЗаработнаяПлата» содержит измерение
«Сотрудник» и ресурс «Сумма» (рисунок 2.20).
Рисунок 2.20 - Создание регистра накопления «ЗаработнаяПлата»
Рисунок 2.21 - Основная схема компоновки данных отчета «ДоговорыКлиента»
Далее на экране появится диалоговое окно мастера создания отчетов. На
первой вкладке «Таблицы и поля» выбираем сначала документ, на основании
которого будет создан отчет, и далее выбираем поля этого документа, которые
будут присутствовать в отчете (рисунок 2.22).
Рисунок 2.22 - Окно «Конструктор запроса»
В левом нижнем углу мастера находится кнопка «Запрос», при нажатии на
которую на экране появляется диалоговое окно с текстом запроса который будет
выполнятся к базе данных при формировании отчета (рисунок 2.23).
Рисунок 2.23 - Окно «Запрос»
В общем заполненная основная схема компоновки данных представлена на
рисунке 2.24.
По аналогии отчета «ДоговорыКлиента» создадим отчеты
«ДоговорыСотрудников», «Продажа», «СписокКлиентов», «ЗаработнаяПлата».
Рисунок 2.24 - Основная схема компоновки данных отчета «ДоговорыКлиента»
Внешний вид отчетов, формируемых информационной подсистемой
«ЮГСтрой-Заказ» представлен на рисунках 2.25 - 2.29.
Рисунок 2.25 - Внешний вид отчета «Договоры клиента»
Рисунок 2.26 - Внешний вид отчета «Договоры сотрудника»
Рисунок 2.27 - Внешний вид отчета «Продажи»
Рисунок 2.28 - Внешний вид отчета «Список клиентов»
Рисунок 2.29 - Внешний вид отчета «Заработная плата»
2.5.4 Реализация шаблонов документов
Создаем папку для хранения шаблонов и подготавливаем сами шаблоны, в виде
документов Microsoft Document Word (рисунок 2.30).
Рисунок 2.30 - Папка «Шаблоны документов» с тремя шаблонами видов
договоров
Сам документ шаблона будет содержать текст договора с ключевыми словами,
заключенными в специальные символы (рисунок 2.31). Благодаря этим ключевым
словам в программе «1С: Предприятие» будет реализована подстановка нужных
значений пользователю информационной системы. (рисунок 2.32).
Рисунок 2.31 - Шаблон документа «Договор купли-продажи недвижимости»
Рисунок 2.32 - Код описания ключевых слов шаблона
Далее, в ветке конфигурации справочника «Шаблоны документов» создаем
форму элемента (рисунки 2.33 и 2.34).
Рисунок 2.33 - Создание формы элемента
Рисунок 2.34 - Окно формы элемента
Чтобы связать шаблон с «1С» необходимо создать COM-объект. объект, это объект, который доступен так же,
как и «локальный» объект данного проекта, хотя, фактически, он не располагается
в данном проекте, а есть уже готовый двоичный исполняемый ресурс.
COM-объекты
служат для установления СОМ-соединения.
Для организации доступа к данным 1С:Предприятия 8.2 через COM
-соединение, выполняется следующая последовательность действий:
1) создается COM-объект с идентификатором Word.Application , с помощью которого производится установка соединения (рисунок 2.35);
) производится обращение к методу MSWord ранее созданного объекта Word.Application. Метод MSWord возвращает ссылку на объект
COM-соединения с информационной базой 1С:Предприятия 8.2 (рисунок 2.36);
) через полученный объект COM-соединения производится обращение к
допустимым методам, свойствам и объектам информационной базы, с которой
установлено соединение.
Рисунок 2.35 - Модуль формы элемента
Рисунок 2.36 - Модуль формы элемента
Затем запускаем отладчик, переходим на вкладку «Работа с клиентами»→
«Шаблоны документов», выбираем договор «Договор купли-продажи недвижимости» и
указываем путь к папке с шаблонами документа (рисунок 2.37) и выбираем нужный
из списка (рисунок 2.38).
Рисунок 2.37 - Окно договора
Рисунок 2.38 - Окно выбора шаблона договора
Затем необходимо перейти на вкладку «Договоры», выбрать договор «Продажа
квартиры», во вкладке «Шаблон» автоматически откроется список, нужно выбрать
соответствующий шаблон «Договор купли-продажи недвижимости» (рисунок 2.39) и
далее откроется текст шаблона, который мы должны вписать (ключевые слова в
шаблоне договора) (рисунок 2.40).
Рисунок 2.39 - Окно выбора шаблона документа
Рисунок 2.40 - Окно договора «Продажа квартиры»
Далее заполняем поля нужными данными (рисунок 2.41) и нажимаем кнопку
«Печать», выводится договор с заполненными полями (рисунок 2.42)
Рисунок 2.41 - Окно договора «Продажа квартиры»
Рисунок 2.42 - Заполненный шаблон договора
Шаблон договоров в полном виде представлен в приложении А.
2.5.5 Реализация интерфейса «Администратор»
В ветке конфигурации «Общие» → «Роли» создаем новую под именем
«Администратор». Далее необходимо присвоить права. Так как информационной базой
пользуется только один человек - бухгалтер предприятия ООО «ЮГСтрой-Заказ», то
права для него назначаются без ограничений (рисунок 2.43).
Рисунок 2.43 - Права администратора
Затем во вкладке «Администрирование» → «Пользователи» →
«Список пользователей» создаем пользователя «Администратор», вводим пароль
(рисунок 2.44). Во вкладке «Прочие» ставим галочку напротив «Администратора»
(рисунок 2.45).
2.5.6 Реализация командного интерфейса информационной
подсистемы
Еще одним важным шагом в реализации информационной подсистемы стала
разработка командного интерфейса.
Рисунок 2.44 - Добавление пользователя «Администратор» во вкладке
«Основные»
Рисунок 2.45 - Добавление пользователя «Администратор» во вкладке
«Прочие»
Для реализации интерфейсной части программы были созданы две подсистемы -
«Работа с клиентами» и «Работа с сотрудниками» (рисунок 2.46).
Командный
интерфейс - это основное средство навигации пользователя по функциональности
конфигурации. В системе «1С:Предприятие» он строится на основе подсистем
<#"529112.files/image049.gif">
Рисунок 2.46 - Реализация командного интерфейса
Для того чтобы создать подсистему, нужно в ветке конфигурации «Общие»→«Подсистемы»
добавить новую и присвоить имя «РаботаСКлиентами». Синоним пропишется
автоматически. Далее выбираем картинку «Пользователь» во вкладке «Картинка»→«Стандартные»
(рисунок 2.47)
Рисунок 2.47 - Создание подсистемы «РаботаСКлиентами»
В составе нужно указать все справочники, кроме «Сотрудники» и
«Должности», перечисление «Типы клиентов», все отчеты, кроме «ЗаработнаяПлата»
и регистр накопления «Взаиморасчеты» (рисунок 2.48). Все неперичисленные
справочники, перечисления, отчеты и др. указываются в подсистеме
«РаботаССотрудниками».
Все прикладные объекты конфигурации (справочники, документы, отчеты и т.
д.) привязываются разработчиком конфигурации к подсистемам. Иерархия подсистем
должна отражать структуру функциональности именно так, как она будет
представляться пользователю.
Пользователю
отображается структура прикладного решения (иерархия подсистем) и
предоставляются стандартные команды доступа к функциональности прикладных
объектов (вызов списков справочников, документов, открытие отчетов, обработок и
т. д.).
Рисунок 2.48 - Создание подсистемы «РаботаСКлиентами»
Однако разработчик, разумеется, может отредактировать предлагаемое
системой построение командного интерфейса (изменить порядок, видимость команд).
Для этого предназначен целый ряд редакторов командного интерфейса, которые
позволяют настраивать различные части интерфейса программы.
Редактор командного интерфейса конфигурации - это один из инструментов
разработки. Он предназначен для того, чтобы настроить порядок следования
разделов в панели разделов и настроить видимость разделов для разных ролей,
определенных в конфигурации.
Вызвать редактор командного интерфейса конфигурации можно разными
способами, например, командой контекстного меню в корне конфигурации (рисунок
2.49).
Чтобы настроить видимость только для некоторых из них, то подсистемы
можно отобрать по ролям (рисунок 2.50).
Аналогичным образом создается подсистема «РаботаССотрудниками».
Рисунок 2.49 - Вызов редактора командного интерфейса
Рисунок 2.50 - Окно командного интерфейса подсистемы «РаботаСКлиентами»
При
запуске системы открывается основное окно приложения. В нем отображается
основная, главная структура прикладного решения (панель разделов) и рабочий
стол (рисунок 2.51).
Рисунок 2.51 - Внешний вид пользовательского интерфейса
Панель разделов - это наиболее крупное разделение функциональности
прикладного решения. Она расположена в верхней части основного окна и
соответствует верхнему уровню подсистем, добавленных в конфигурацию. С ее
помощью осуществляется переход к другим разделам программы.
Рабочий стол - это стандартный раздел программы, содержащий часто
используемые документы, отчеты, справочники и т.п. Это своеобразный «помощник»
пользователя.
При
активизации раздела вся функциональность соответствующей подсистемы
представляется пользователю в виде команд в двух панелях: панели навигации и
панели действий (рисунки 2.52 и 2.53).
Панель навигации является своеобразным «оглавлением» раздела. Она
содержит так называемые навигационные команды, которые позволяют перейти к той
или иной точке этого раздела. Как правило, это команды перехода к каким либо
спискам. При вызове навигационной команды соответствующий ей список
отображается в рабочей области раздела, замещая прежнее содержимое рабочей
области.
Рисунок 2.52 - Панель навигации командного интерфейса
Рисунок 2.53 - Панель действий командного интерфейса
Панель действий содержит отчеты. Такие команды называются командами
действия, поскольку их вызов приводит к открытию нового, вспомогательного окна
приложения, и на некоторое время переключает пользователя на выполнение другой
задачи.
Перемещения пользователя по программе, - переход к тем или иным разделам,
формам, - автоматически запоминаются в истории работы в основном окне и по ним
можно перемещаться как по просмотренным страницам веб-браузера. А в выпадающем
меню доступен полный список точек навигации для прямого перехода к ним (рисунок
2.54).
Рисунок 2.54 - Меню навигации
В
верхней части основного окна расположена область системных команд. Она содержит
главное меню системы и позволяет перемещаться по разделам прикладного решения,
с которыми уже работал пользователь. Кроме этого область системных команд
содержит избранные ссылки пользователя и набор вспомогательных команд, таких
как калькулятор, календарь и пр. (рисунок
2.55).
Рисунок 2.55 - Область системных команд
Главное меню содержит набор команд, относящихся к прикладному
решению в целом и не зависящих от прикладной специфики конфигурации.
Например, команды пользовательской настройки интерфейса и команды установки
параметров системы в целом (рисунок 2.56).
Рисунок 2.56 - Главное меню интерфейса
2.5.7 Установка информационной подсистемы «ЮГСтрой-Заказ» на
АРМ бухгалтера
Чтобы установить информационную базу на АРМ бухгалтера предприятия ООО
«ЮГСтрой-Заказ» необходимо воспользоваться инсталлятором программы
«1С:Предприятие 8.2» (рисунок 2.57).
Рисунок 2.57 - Установочный файл 1С:Предприятие 8.2
До этого с компьютера, на котором создавалась данная информационная
подсистема, необходимо выгрузить информационную базу. Для этого на вкладке
«Администрирование» нажимаем «Выгрузить информационную базу» (рисунок 2.58).
Рисунок 2.58 - Окно конфигуратора
Затем необходимо создать новую информационную базу (смотрите рисунки 2.3
- 2.7) и загрузить в нее ранее выгруженную конфигурацию (рисунок 2.59).
Рисунок 2.59 - Окно конфигуратора
Информационная подсистема «ЮГСтрой-Заказ» была успешно внедрена на
предприятие и на данный момент широко применяется бухгалтером.
Выводы
1. Для создания информационной подсистемы была выбрана система управления
базами данных «1С:Предприятие 8.2».
. Для проектирования базы данных были разработаны пятнадцать сущностей
(справочники «Договоры», «Клиенты», «ВидыДоговоров», «Номенклатура»,
«ЕдиницыИзмерения», «Сотрудники», «Должности», «ШаблоныДокументов», документы
«АктОбОказанииУслуг», «Реализация», перечисления «ТипыКлиентов»,
«ВидНачисления», регистр сведений «ПроцентыОтПродажУслуг» и регистры накопления
«Взаиморасчеты» и «Заработная плата»), в каждой из которых определены атрибуты.
Между сущностями были установлены связи.
. Был создан командный (пользовательский) интерфейс, включающий две
подсистемы («РаботаСКлиентами» и «РаботаССотрудниками»).
. Интерфейсная часть создана при помощи встроенного языка СУБД
«1С:Предприятие 8».
3. Информационное и программное
обеспечение
3.1 Общие сведения о программном продукте
Информационная подсистема «ЮГСтрой-Заказ» была разработана при помощи
конфигуратора «1С:Предприятие» версии 8.2. Данная информационная подсистема
является модификацией конфигурации, поставляемой фирмой «1С».
Для корректной работы с СУБД «1С:Предприятие» 8.2 необходима для
клиентских машин операционная система Microsoft Windows 98/Me, Microsoft
Windows 2000/XP/Server 2003/Vista (рекомендуется Microsoft Windows XP); для
сервера необходима операционная система Microsoft Windows 2000/XP/Server
2003/Vista или один из дистрибутивов Linux. Данная информация была взята из
официального сайта фирмы «1С» [9].
Таблица 3.1 - Общие сведения о программе
Наименование сведений
|
Содержание сведений
|
Обозначение программы
|
«ЮГСтрой-Заказ»
|
Наименование программы
|
«ЮГСтрой-Заказ»
|
Программное обеспечение,
необходимое для функционирования программы
|
Microsoft
Windows 98/Me, Microsoft Windows 2000/XP/Server 2003/Vista (рекомендуется Microsoft Windows XP)
|
Язык программирования
(среда разработки), на которой написана программа
|
Встроенный язык СУБД
«1С:Предприятие» версии 8.2
|
.2 Функциональное назначение
Данная конфигурация предназначена, прежде всего, для бухгалтера
предприятия ООО «ЮГСтрой-Заказ» г. Ставрополя.
Основными функциями информационной подсистемы являются:
занесение, хранение, вывод данных о клиентах предприятия из БД;
обработка и учет информации о пользовании услуг предприятия;
формирование и проводка различных документов [10].
Ограничениями на применение является наличие операционной системы
Windows, не ниже Windows 2000.
.3. Описание логической структуры программы
.3.1 Обобщенный алгоритм программы
Обобщенный алгоритм работы программы изображен на рисунке 3.1 и
заключается в следующем:
) осуществляется вход в систему с вводом имени и пароля пользователя;
) ввод данных в документы;
) расчет различных показателей;
) проводка документа и его запись в базу данных.
.4 Требования к техническому обеспечению
Определение характеристик вычислительной техники является неотъемлемой
частью процесса разработки программного продукта. Ключевыми критериями
являются: частота процессора, объемы оперативной памяти и жесткого диска,
дополнительное специализированное оборудование.
.4.1 Обоснование требования к центральному процессору
Требования к центральному процессору предъявляются исходя из данных,
взятых с официального сайта фирмы «1С».
Для компьютера оператора это процессор Intel Pentium 2 400 МГц и выше
(рекомендуется Intel Pentium 3 866 МГц [13].
Рисунок 3.1 - Обобщенный алгоритм работы программы
.4.2 Обоснование требования к оперативному запоминающему устройству
Минимальный объем оперативного запоминающего устройства (ОЗУ) необходимый
для работы информационной системы на стороне клиента, Мбайт, определяется по
формуле:
(3.1)
где - минимальный объем ОЗУ, требуемый для работы
операционной системы, Мбайт;
-
минимальный объем ОЗУ, требуемый для работы информационной подсистемы;
Так
как на компьютере бухгалтера установлена Windows
XP Professional, то параметры =192 Мб
(это системное требование «1С:Предприятия 8.2») и составляет около 80 Мбайт. Это было определено с
помощью диспетчера задач Windows.
Таким образом, подставим в формулу (3.1) получим, что минимальный объем
ОЗУ, требуемый для работы информационной системы на клиентском ПК, составляет:
= 192 +
80 = 272 Мбайт.
Для нормального функционирования информационной подсистемы
«ЮГСтрой-Заказ» необходимо 272 Мбайт оперативной памяти. Для обеспечения
наилучших условий работы информационной подсистемы рекомендуется использовать
ОЗУ 512 Мбайт или более [15].
3.4.3 Требования к свободному пространству на жестком диске
Требования к объёму свободного дискового пространства
формируются из требований к клиентской и серверной ЭВМ.
Для определения свободного дискового пространства, необходимого для
программного продукта на рабочей станции W, Мбайт, воспользуемся формулой;.
W = W1 + W2,
(3.2)
где W1 - место, занимаемое программой после инсталляции,
Мбайт;2 - размер временных файлов в ходе работы программы, Мбайт.1
составляет 411 Мбайт. Размер, занимаемый файлами W2 около 0,5 Мбайт.
Таким образом, используя формулу (3.2), рассчитаем требования к
пространству на жестком диске для работы программы на рабочей станции:
W =
411 + 0,5 = 411,5 Мбайт.
.4.4 Обоснование требований к монитору
Для работы с программой требуется цветной монитор. Для клиентской и
серверной машин это SVGA дисплей, поддерживающий разрешение 1024х768 и качество
цветопередачи 16 бит [11].
.4.5 Требования к источнику бесперебойного питания
Так как в сети возможны перепады напряжения, в связи с чем могут
происходить перезагрузки компьютера, рекомендуется установить источник
бесперебойного питания для сервера типа APS Back-UPS RS 1000 [11].
3.4.6 Обоснование требований к другому техническому обеспечению
При работе с информационной подсистемой необходимо наличие сетевой карты
со скоростью как минимум 10 Мбит/с на клиентской машине. Связь с сервером
рекомендовано осуществлять посредством подключенного к нему хаба; на сервере
тоже необходимо наличие сетевой карты со скоростью как минимум 100 Мбит/с [9].
.4.7 Требования к принтеру
Для вывода на печать отчетов и медицинских карт необходим любой принтер с
разрешением печати не менее 300 точек/дюйм. Так как если разрешение печати
принтера будет менее 300 точек/дюйм документы, предусмотренные к выводу на
принтер, не будут качественно пропечатываться, они разрабатывались для вывода
на печать принтером с минимальным разрешением 300 точек/дюйм.
.5 Установка и вызов программы
1. Установка программы на компьютер пользователя производится при
помощи программы инсталлятора setup.exe (рисунок 3.2)
Рисунок 3.2 - Установочный файл «1С:Предприятие 8.2»
. Далее следует запустить файл setup.exe на
выполнение.
. В открывшемся первом и последующих окнах действовать согласно
требованиям программы инсталлятора.
. После завершения процесса установки программа установилась на C:\Program Files\ 1cv82.
Прежде чем начинать работу с программой, ее необходимо установить
согласно инструкции по установке, входящей в комплект поставки пакета
«1С:Предприятие» версии 8.2. Для начала работы с «Бухгалтерией предприятия»
необходимо выполнить команду Пуск à Программы à 1С Предприятие 8.2 à 1С Предприятие. После этого появится
диалог «Запуск 1С:Предприятия» (рисунок 3.2).
Рисунок 3.2 - диалог «Запуск 1С:Предприятия»
После этого необходимо выбрать нужную базу данных (в данном случае
«ЮГСтрой-Заказ»), нажать кнопку «1С:Предприятие». Далее появится диалог
аутоинтефикации (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 - Диалог «1С:Предприятие»
.6 Входные данные
Входными данными для информационной подсистемы являются данные:
- дата заключения договора;
- срок действия;
вид договора;
тип клиента;
юридический адрес;
фактический адрес;
паспортные данные;
телефон;
дата рождения сотрудника;
документ, удостоверяющий личность;
должность;
единица измерения товара или услуги;
количество товара;
сумма предоставляемой услуги;
товары;
вид начисления;
процент;
сумма.
Таким образом количество входных данных равно восемнадцати.
.7 Выходные данные программы
Выходные данные программы представляют собой отчеты:
- договор;
- список клиентов;
договоры выбранного клиента;
договоры, оформленные указанным сотрудником;
заработная плата.
Таким образом количество выходных данных равно пяти.
.8 Результаты тестирования программы
Программа прошла тестирование с помощью тестовых прогонов. В результате
тестирования были выявлены некоторые ошибки, которые впоследствии были
исправлены в ходе отладки.
В итоге тестирования установлено, что программа удовлетворяет требованиям
заказчика.
В данное время, разработанная информационная подсистема «ЮГСтрой-Заказ»,
уже используется бухгалтером предприятия ООО «ЮГСтрой-Заказ» и находится в
эксплуатации.
.9 Краткая инструкция по работе с программой
Работа начинается с авторизации пользователя (рисунок 3.4):
Рисунок 3.4 - Диалог «1С:Предприятие»
Для просмотра справочника Клиенты необходимо выполнить команду
Конфигурация àСправочники à Клиенты (рисунок 3.5).
Рисунок 3.5 - Справочник Клиенты и вызов его формы
Для добавления новой услуги необходимо нажать кнопку Создать (рисунок
3.6).
Рисунок 3.6 - Добавление нового клиента
Во вкладках необходимо занести нужную информацию (рисунок 3.7).
Рисунок 3.7 - Общая информация о контрагенте
В закладке «Тип клиента» записи выбираются из соответствующего
справочника «Клиенты» автоматически (рисунок 3.8).
Для просмотра документов конкретного сотрудника необходимо выбрать
клиента из меню Перейти à Договоры (рисунок 3.9).
Рисунок 3.8 - Закладка «Тип клиента» справочника «Клиенты»
Рисунок 3.9 - Закладка «Договоры» справочника «Договоры»
Для добавления нового документа необходимо выполнить команду Создать
(рисунок 3.10).
Рисунок 3.10 - Добавление нового документа
Далее необходимо заполнить все поля (рисунок 3.11).
Рисунок 3.11 - Добавление нового документа
Чтобы посмотреть журнал заданий, необходимо выполнить команду Сервис à Дополнительные внешние отчеты и
обработки à Обработки, далее выбрать «Журнал заданий» из списка (рисунок 3.12).
Выводы
. В данном разделе были приведены сведения об информационном и
программном обеспечении, необходимом и достаточном для использования
информационной подсистемы «ЮГСтрой-Заказ».
. Для работы информационной подсистемы необходимы следующие минимальные
требования к техническому обеспечению:
процессор Intel Pentium 2400 МГц;
объём ОЗУ - 282 Мбайт;
- размер необходимого свободного пространства на жестком диске 421 Мбайт;
- цветной SVGA-монитор,
поддерживающий разрешение 1024х768 и качество цветопередачи 16 бит;
принтер с разрешением печати не менее 300 точек/дюйм.
. Входными данными для информационной подсистемы являются данные,
предоставляемые клиентами.
. Выходными данными программы являются отчеты.
. Установка программы на компьютер пользователя производится при помощи
программы инсталлятора setup.exe.
. Программа успешно прошла тестирование, в ходе которого были устранены
все ошибки и неполадки и используется бухгалтером предприятия ООО
«ЮГСтрой-Заказ» в эксплуатации.
4. Технико-экономическое обоснование разработки
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ «ЮГСтрой-Заказ»
4.1 Постановка задачи
В дипломном проекте разработана информационная подсистема «ЮГСтрой-Заказ»
для ООО «ЮГСтрой-Заказ» », г. Ставрополь.
Назначение информационной подсистемы - автоматизация работы с клиентами
ООО «ЮГСтрой-Заказ».
Цель создания информационной подсистемы - сокращение временных затрат
бухгалтера ООО «ЮГСтрой-Заказ» на составление документации по клиентам.
Информационная подсистема «ЮГСтрой-Заказ» выполняет следующие функции:
ведение базы данных клиентов фирмы, в которой содержаться основные данные
о клиенте (фамилия, имя, серия и номер документа, удостоверяющего личность,
адрес и телефон и пр.);
учет сведений о работниках, предоставляющих услуги;
ведение истории назначений работника;
ускоренный поиск данных о клиентах, занесенных в базу данных, по их
фамилии;
формирование, просмотр и печать полного списка клиентов;
ведение справочника должностей;
автоматизированное формирование, просмотр и печать отчетов.
В результате предпроектного обследования было установлено, что на составление
документации по клиентам без автоматизации бухгалтер фирмы ООО «ЮГСтрой-Заказ»
тратил в среднем 30 % своего рабочего времени, т. е. около 45 часов в месяц.
После внедрения программного продукта ожидается, что затраты времени начальника
отдела кадров на эти обязанности сократятся в несколько раз.
Ориентировочный срок службы программы до морального старения четыре года,
что и будет рассматриваться как расчетный период времени.
.2 Определение трудоемкости поставленных работ
Трудоемкость разработки программного Тпо [13]
обеспечения в чел.-ч. определяется по формуле:
ТПО = ТО + ТИ + ТА + ТП
+ ТОТЛ + ТД, (4.1)
где ТО - затраты труда на
описание задачи, чел.-ч;
ТИ - затраты на исследование
предметной области, чел.-ч;
ТА - затраты на разработку блок
схемы, чел.-ч;
ТП - затраты на программирование,
чел.-ч;
ТОТЛ - затраты на отладку программы,
чел.-ч;
ТД - затраты на подготовку
документации, чел.-ч.
Все составляющие в правой части формулы (4.1) определим через общее число
операторов D, ед.:
D = α∙c ∙ (1 + p), (4.2)
где α = 490 - число операторов, ед.;
с = 1,5 − коэффициент сложности задачи;
p =
0,1 - коэффициент коррекции программы в ходе разработки.
Коэффициент сложности задачи «с» характеризует относительную сложность
программы по отношению к так называемой типовой задаче, реализующей стандартные
методы решения, сложность которой принята равной единице (величина коэффициента
«с» лежит в пределах от 1,25 до 2). Для рассматриваемого программного продукта,
включающего в себя алгоритмы учета, отчетности, поиска - коэффициент сложности
задачи примем равным 1,5 (c =
1,5).
Коэффициент коррекции программы «p» -
увеличение объема работ за счет внесения изменений в алгоритм или программу по
результатам уточнения постановок. С учетом того, что в данном случае заказчик
недостаточно хорошо представлял себе, что он хочет получить в результате
разработки программного продукта. Это приводило к многочисленным доработкам,
поэтому примем коэффициент «p»
равным 0,1.
В результате подстановки численных значений коэффициентов и параметров в
формулу (4.2) получим следующее общее число операторов
= 490×1,5×(1
+ 0,1) = 808,5 ед.
Затраты труда на описание задачи составляет ТО
= 20 чел.-ч. Работу выполняет программист с окладом 5000 руб. в месяц и
коэффициентом квалификации kk = 1,0 ед. (опыт работы по специальности 2,5 года).
Затраты труда на исследование предметной области ТИ
с учетом уточнения описания и квалификации программистов определяются по
формуле:
ТИ = Db/(sukK),. (4.3)
Где D -
общее число операторов, ед;
b =
1,5 - коэффициент увеличения затрат труда вследствие недостаточного описания
задачи. Коэффициент увеличения затрат труда вследствие недостаточного описания
задачи, в зависимости от сложности задачи, принимается от 1,2 до 1,5; в связи с
тем, что данная задача потребовала уточнения и больших доработок, примем
коэффициент b = 1,5:
su = 75ед./чел.-ч - количество
операторов, приходящееся на 1 чел.-ч. Для данного вида работ su = 70..80 ед./чел.-ч.
kK= 1,0 - коэффициент квалификации
работника [13].
kK определяется в зависимости от стажа
работы и составляет: для работающих до 2-х лет - 0,8; от 2-х до 3-х - 1,0; от
3-х до 5 - 1,1...1,2; от 5 до 7 - 1,3...1,4; свыше семи лет - 1,5...1,6.
Таким образом, на основании формулы (4.3) получим
ТИ = (808,5 × 1,5) / (75 × 1,0) =
16,17 чел.-ч.
Затраты труда на разработку алгоритма решения задачи ТА
рассчитывается по формуле:
ТА = D/(sakK), (4.4)
где D - общее число операторов, ед.;
sa - количество операторов алгоритма решения задачи, приходящееся на один
чел.-ч., (ед./ чел.-ч.);
kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от
стажа работы).
Для расчета по формуле (4.4) примем sa = 20 ед./ чел.-ч.
Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.4),
получим
ТА = 808,5/(20 × 1,0) = 40,43 чел.-ч.
Затраты труда на составление программы по готовой блок-схеме ТП
определяется по формуле:
ТП = D/(sakK), (4.5)
где D - общее число операторов, ед.;
sa - количество операторов алгоритма решения задачи, приходящееся на один
чел.-ч., (ед./ чел.-ч.);
kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от
стажа работы).
Для расчетов по формуле (4.5) примем sa = 20 ед./ чел.-ч. Подставив
численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.5), получим
ТП = 808,5 / (20 × 1,0) = 40,43 чел.-ч.
Затраты труда на отладку программы на персональном компьютере ТОТЛ,
чел.-ч., рассчитывается по формуле
ТОТЛ = D / (sотл kK), (4.6)
где D - общее число операторов, ед.;
sотл - количество отлаживаемых операторов
программы, приходящееся на один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.);
kK - коэффициент квалификации работника (определяется в зависимости от
стажа работы).
Для расчетов по формуле (4.6) примем sотл = 4 ед./ чел.-ч. Подставив численные значения параметров и
коэффициентов в формулу (4.6), получим
ТОТЛ = 808,5/ (4 × 1,0) = 202,13 чел.-ч.
Затраты труда на подготовку документации по задаче ТД
определяются по формуле:
ТД = ТДР + ТДО, (4.7)
где ТДР - затраты труда на подготовку материалов в
рукописи, чел.-ч.;
ТДО - затраты труда на редактирование, печать и оформление
документации, чел.-ч.
Затраты труда на подготовку материалов в рукописи ТДР, чел.-ч., вычислим
по формуле
ТДР = D / (sдр kK), (4.8)
где D - общее число строчек кода в тексте программы, ед.;др -
количество операторов программы в рукописи, приходящееся на
один чел.-ч., (ед./ чел.-ч.);K - коэффициент квалификации
работника.
Для расчетов по формуле (4.8) примем sдр = 15 ед./ чел.-ч.
Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу (4.8),
получим
ТДР = 808,5 / (15×1,0) = 53,9 чел.-ч.
Затраты труда на редактирование, печать и оформление документации ТДО,
чел.-ч., вычислим по формуле
ТДО = 0,75×ТДР. (4.9)
Подставив численное значение затраты труда на подготовку материалов в
рукописи ТДР, чел.-ч., в формулу (4.9), получим
Таким образом, подставив численные значение затраты труда на подготовку
материалов в рукописи ТДР, чел.-ч., и затраты труда на
редактирование, печать и оформление документации ТДО, чел.-ч., в
формулу (4.7) получим
ТД = 53,9 + 40,43 = 94,33 чел.-ч.
Подставив все полученные данные в формулу (4.1), получим полную
трудоемкость разработки программного обеспечения
ТПО = 20,0 + 16,17 + 40,43 + 40,43 + 202,13 + 94,33 = 413,49
чел.-ч.
С учетом уровня языка программирования трудоемкость разработки программы
может быть скорректирована следующим образом:
ТКОР = ТПОkКОР, (4.10)
Где kКОР - коэффициент коррекции, учитывающий
изменения трудоемкости разработки программного обеспечения в зависимости уровня
языка программирования (таблица 4.1).
Таблица 4.1 - Изменение трудоемкости в зависимости уровня языка
программирования
Уровень языка
программирования
|
Характеристика языка
программирования
|
Коэффициент изменения
трудоемкости
|
1
|
Ассемблер
|
1
|
2
|
Макроассемблер
|
0,95
|
3
|
Алгоритмические языки
высокого уровня
|
0,8 − 0,9
|
Использованный для разработки программного обеспечения язык
программирования «1С:Предприятие» относится к алгоритмическим языкам высокого
уровня, с учетом этого примем kКОР = 0,8.
Окончательно, с учетом корректировки, получим по формуле (4.10) итоговую
трудоемкость разработки
ТКОР = 413,49 × 0,8 = 330,79 чел.-ч.
.3 Расчет себестоимости автоматизированной информационной системы
Суммарные затраты на разработку проекта состоят из единовременных
расходов на всех этапах инновационного процесса: исследование, разработка,
внедрение, эксплуатация. Определение этих затрат производится путем составления
калькуляции плановой себестоимости. Плановая себестоимость включает все
затраты, связанные с ее выполнением, независимо от источника их финансирования.
Себестоимость единицы продукции состоит из следующих статей затрат:
- основная заработная плата производственного персонала;
- дополнительная заработная плата производственного персонала;
отчисления на социальные нужды;
затраты на потребляемую электроэнергию;
расходы на материалы и запасные части;
- затраты на техническое обслуживание и ремонт вычислительной
техники;
затраты на амортизацию вычислительной техники.
Оклад программиста 5000 руб. в месяц.
Себестоимость создания автоматизированной информационной системы З, руб.,
определяется по следующей формуле
З = ЗО + ЗД + ЗС + ЗЭ + ЗМ
+ ЗП + ЗАО, (4.11)
где ЗО - основная заработная плата производственного
персонала, руб.;
ЗД - дополнительная заработная плата производственного
персонала, руб.;
ЗС - отчисления на страховые взносы, руб.;
ЗЭ - затраты на потребляемую электроэнергию, руб.;
ЗМ - расходы на материалы и запасные части, руб.;
ЗП - затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт вычислительной
техники, руб.;
ЗАО - затраты на амортизацию вычислительной техники, руб.
Плановый фонд рабочего времени программиста в месяц tпф, ч, вычислим по формуле
tпф = NрдΔtрд, (4.12)
где Nрд - количество рабочих дней
специалиста производственного персонала за месяц;
Δtрд - продолжительность рабочего дня
специалиста производственного персонала, ч.
Для расчетов по формуле (4.12) примем Nрд = 22 дня, Δtрд = 6 ч. Подставив указанные численные значения параметров Nрд и Δtрд в формулу (4.12) получим, что
плановый фонд рабочего времени программиста в месяц составляет
tпф = 22 × 6 = 168 ч.
Таким образом, часовая тарифная ставка sч, руб./ч, программиста составляет
sч = 5000/168 = 29,76 руб./ч.
Основная заработная плата ЗО, руб.,
производственного персонала определяется по формуле
ЗО = sч ∙ ТКОР. (4.13)
Подставив все численные значения параметров в формулу
(4.13) получим, что основная заработная плата инженера-программиста первой
категории составит
ЗО = 29,76 × 330,79
= 9844,31 руб.
Дополнительная заработная плата ЗД, руб.,
производственного персонала определяется по формуле
ЗД = ЗОηД, (4.14),
где ηД - коэффициент дополнительной заработной платы.
Коэффициент дополнительной заработной платы
программиста составляет ηД = 0. Таким образом, дополнительная заработная плата ЗД,
руб., программиста, вычисленная по формуле (4.14), равна
ЗД = 9844,31 × 0 = 0 руб.
Отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации,
Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного
медицинского страхования Российской Федерации согласно закону № 212-ФЗ от
24.07.2009 ЗС, руб., вычислим по формуле:
,
(4.15)
где − норматив страховых взносов, %.
В соответствии с законом № 212-ФЗ от 24.07.2009
норматив страховых взносов составляет 34 % (ηС = 34 %).
Подставив все численные значения в формулу (4.15)
получим, что отчисления на страховые взносы равны
ЗС = (9844,31 + 0)
× 34/100 = 3347,07 руб.
Таким образом, отчисления на страховые взносы составят
3347,07 руб.
Затраты на потребляемую электроэнергию ЗЭ, руб.:
ЗЭ = PВtВцЭ, (4.16)
где PВ - мощность ЭВМ, кВт;В - время работы
вычислительного комплекса, ч;
цЭ - стоимость 1 кВтч электроэнергии, руб./ кВтч.
Мощность ЭВМ равна 0,3кВт.
Время работы вычислительного комплекса tв, ч, при создании программного
продукта вычислим по формуле
в = αп∙(ТП
+ ТД + ТОТЛ)∙ kКОР, (4.17)
где αп
- коэффициент, учитывающий затраты времени на профилактические работы на ЭВМ.
Для расчетов по формуле (4.17) примем αп = 1,15 и kКОР = 0,8. Подставив все
численные значения параметров в формулу (4.17) получим:В
= 1,15×(40,43+94,33+202,13)×0,8 = 309,94 ч.
Стоимость 1 кВтч электроэнергии составляет цЭ = 2,82 руб./
кВтч.
Подставив все численные значения параметров в формулу (4.18) получим, что
затраты на потребляемую электроэнергию составят
ЗЭ =0,3×309,94×2,82 = 262,21 руб.
Данные для расчета затрат на материалы и запасные части занесем в таблицу
4.2.
Таблица 4.2 - Данные для расчета затрат на материалы и запасные
Наименование
|
Единица измерения
|
Коли-чество
|
Цена за единицу, руб.
|
Сумма, руб.
|
CD-RW - диск
|
Штук
|
1
|
40
|
40
|
Бумага
|
Пачка
|
1
|
180
|
180
|
Заправка картриджа принтера
Samsung ML-1615
|
Штук
|
1
|
200
|
200
|
Итого
|
420
|
Следовательно, затраты на материалы и запасные части ЗМ составят
ЗМ = 40,00 + 180,00 + 200,00 = 420,00 руб.
Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт вычислительной
техники ЗП, руб.:
ЗП =КВ×(α/100) ×(
tВ/ tВ.Г) (4.19)
где КВ − балансовая стоимость вычислительной техники,
руб.
α - норма отчислений на ремонт, %;В.Г
- годовой фонд времени работы вычислительной техники, ч.
Для расчетов по формуле (4.19) примем:
балансовая стоимость вычислительной техники KB = 22000,00
руб.;
норма отчислений на ремонт α = 4%;
- годовой фонд времени работы вычислительной техники при 30-часовой
рабочей неделе в текущем году tВ.Г = 1495 ч.
Подставив все численные значения параметров в формулу (4.19) получим, что
затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт вычислительной техники
составят:
ЗП=22000×(4/100)
×(309,94/1495)= 182,44 руб.
Затраты на амортизацию вычислительной техники АОЗ , руб.:
ЗАО =КВ×(β/100) ×( tВ/ tВ.Г) (4.20)
где β - норма отчислений на амортизацию вычислительной техники, %,
которая составляет 20%.
ЗАО=22000×(20/100) ×(309,94/1495)=
912,2 руб.
Все расчеты по статьям калькуляции затрат, составляющих себестоимость
автоматизированной информационной подсистемы сведены в таблицу 4.3.
Таблица 4.3 - Величины затраты, составляющих себестоимость
автоматизированной информационной системы
Статья расхода
|
Сумма, руб.
|
Основная заработная плата
производственного персонала
|
9844,31
|
Отчисления на страховые
взносы
|
3347,07
|
Затраты на потребляемую
электроэнергию
|
262,21
|
Расходы на материалы и
запасные части
|
420,00
|
Затраты на техническое
обслуживание и ремонт вычислительной техники
|
182,44
|
Затраты на амортизацию
вычислительной техники
|
912,20
|
Итого
|
14968,23
|
Полные затраты на создание программного продукта, З, руб. вычислим по
формуле 4.11:
З = ЗО + ЗД + ЗС + ЗЭ + ЗМ
+ ЗП + ЗАО = 14968,23
Таким образом, полные затраты на создание программного продукта
составляют 14968,23 руб.
Поскольку разработка программного продукта
осуществлялась сторонней организацией по техническому заданию (ТЗ) ООО
«ЮГСтрой-Заказ», то оптовая цена программного продукта рассчитывается с учетом
нормы рентабельности НР:
Ц = З×(1 + НР). (4.21)
Для расчетов по формуле (4.20) примем нормы
рентабельности НР = 15%. Тогда оптовая цена программного продукта по
формуле (4.21) составит:
Ц = 14968,23 × 1,15 =
17213,46 руб.
Капиталовложения при внедрении программного продукта
равны его оптовой цене:
К = Ц = 17213,46 руб.
4.4 Оценка экономической эффективности внедрения
информационной подсистемы
Внедрение данной информационной подсистемы не предполагает снижения
затрат в результате ее использования.
Основной эффект ожидается в виде повышения качества и эффективности
работы бухгалтера. Внедрение данной информационной системы позволит максимально
ускорить процесс обслуживания одного клиента [14].
Показатель эффекта определяет все позитивные результаты, достигаемые при
использовании программного продукта. Прибыль от использования программного
продукта за год эксплуатации П, руб., определяется по формуле
П = Э - ЗИСП., (4.22)
где Э - стоимостная оценка результатов применения программного продукта в
течение года, руб.;
ЗИСП. - стоимостная оценка затрат при использовании
программного продукта в течение года, руб.
Приток денежных средств из-за использования программного продукта Э,
руб., в течение года может составить:
Э = (ЗРУЧ - ЗАВТ) + ЭДОП, (4.23)
где ЗРУЧ - затраты на ручную обработку информации, руб.;
ЗАВТ - затраты на автоматизированную обработку информации,
руб.;
ЭДОП - дополнительный экономический эффект, связанный с
уменьшением числа используемых бланков, высвобождением рабочего времени и т.д.,
руб.
Данный продукт используется бухгалтером предприятия ООО «ЮГСтрой-Заказ».
Заработная плата бухгалтера - 12000 руб., Nрд = 22 дней, Δtрд = 6 ч. Тогда, цена одного часа
работы цЧ, руб./ч, составит
цЧ = 12000/(22 × 6) = 90,9 руб./ч.
Годовые затраты (затраты за 12 месяцев) бухгалтера
предприятия при ручной обработке информации вычислим по формуле
ЗРУЧН = tОБЩ. Р ∙12∙ цЧ. (4.24)
Тогда годовые затраты бухгалтера при ручной обработке
информации (по данным предпроектного обследования общие затраты времени на
ручную обработку информации tОБЩ.
Р = 45 ч/месяц)
составят
ЗРУЧН = 45×12×90,9 = 49086 руб.
Годовые затраты (затраты за 12 месяцев) бухгалтера при
автоматизированной обработке информации вычислим по формуле
ЗАВТ = tОБЩ. А ∙12∙ цЧ. (4.25)
При автоматизированной обработке информации (по данным
внедрения проекта общие затраты времени при автоматизированной обработке
информации tОБЩ. А = 4 ч/месяц)
ЗАВТ = 4×12×90,9
= 4363,2 руб.
Следовательно, годовой эффект от внедрения
программного продукта, даже без учета дополнительный экономический эффекта (ЭДОП
= 0), на основании формулы (4.23), получится равным
Э = ЗРУЧН - ЗАВТ = 49086 - 4363,2 = 44722,8 руб.
Эксплуатационные затраты при использовании
программного продукта будут состоять из затрат на электроэнергию, техническое
обслуживание и текущие ремонты вычислительно техники.
На основании формулы (4.16), для персонального
компьютера оператора за 12 месяцев затраты на электроэнергию ЗЭ,
руб., при потребляемой мощности компьютера PВ =0,3 кВт составят (стоимость электроэнергии цЭ
= 2,82 руб./кВтч.)
ЗЭ = 0,3×4×12×2,82= 40,61 руб.
Балансовая стоимость вычислительной техники KB = 22000 руб.
Тогда, на основании формулы (4.19), для персонального компьютера офис-менеджера
за 12 месяцев затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт составят:
ЗП=22000×0,04×(12×4/1495)=
28,25 руб.
Затраты на амортизацию вычислительной техники по формуле (4.20) составят
ЗАО =22000×0,2×(12×4/1495)=
141,27 руб.
Тогда, эксплуатационные затраты при использовании программного продукта
составят:
ЗИСП = 40,61 + 28,25 + 141,27 = 210,13 руб.
Прибыль от использования программного продукта за год рассчитаем по
формуле (4.21):
П = 44722,8 - 210,13 = 44512,67 руб.
Таким образом, имеем следующий денежный поток:
0 шаг (капиталовложения) - 17213,46 руб.;
1 шаг - 44512,67 руб.;
шаг - 44512,67руб.;
шаг - 44512,67 руб.;
шаг - 44512,67 руб.
Чистый дисконтированный доход ЧДД, руб., от использования программного
продукта определим по формуле:
(4.26)
где N - расчетный период, год;
ПK - прибыль от использования программного продукта за k-й год
его эксплуатации, руб.;
Е - норма дисконта, %;- капиталовложения при внедрении программного
продукта, руб.
Следовательно, ЧДД, руб., при N = 4, т. е. за четыре года использования
программного продукта (срок до морального старения данного программного
продукта) при норме дисконта E = 20% в соответствии с формулой (4.26) составит:
Приходим к выводу, что ЧДД − положителен, т. е. проект эффективен.
Внутреннюю норму доходности проекта , %, определим по формуле
, (4.27)
где - максимальное значение внутренней нормы дисконта, %, при
которой ЧДД является положительной величиной (ЧДД > 0);
- минимальное значение внутренней
нормы дисконта, %, при которой ЧДД является отрицательной величиной (ЧДД <
0);
- ЧДД, руб., вычисленный по формуле
(4.26) при подстановке нормы дисконта ;
- ЧДД, руб., вычисленный по формуле
(4.26) при подстановке нормы дисконта.
Предположим, что Евн лежит в
диапазоне 255 ... 260%. При норме дисконта Евн = 255% ЧДД =
212,21 руб. (положителен), а при Евн = 260% получаем ЧДД = -
121,61 руб. (отрицателен).
.
Рассчитаем срок окупаемости проекта. Срок окупаемости проекта , год, можно найти по формуле
,(4.26)
где N - максимальное количество лет, прошедших с начала эксплуатации
программного продукта, в течении которых, величина
дохода от его использования не превысила величины капиталовложения при
внедрении программного продукта;
- величины приведенных
(дисконтированных) годовых эффектов за j-й год, руб., прошедший с начала эксплуатации
программного продукта, вычисленные по формуле (4.26) при подстановке нормы
дисконта E = 20%.
Величина приведенного (дисконтированного) годового эффекта за первый год
расчетного периода по формуле (4.26) равна:
Э1 = 44512,67/(1+0,2) = 37093,89 руб.,
что больше величины капиталовложений (17213,46 руб.).
Тогда срок окупаемости проекта составит
года.
4.5 Основные технико-экономические показатели проекта
Для удобства анализа все основные технико-экономические показатели
проекта сведены в таблицу 4.4.
Таблица 4.4 − Основные технико-экономические показатели проекта
Основные характеристики
|
Единицы измерения
|
Проект
|
|
1
|
2
|
3
|
|
Итоговая трудоемкость
разработки
|
Чел.-ч.
|
330,79
|
Полные затраты на создание
программного продукта
|
руб.
|
14968,23
|
Оптовая цена программного
продукта
|
руб.
|
17213,46
|
Годовой эффект от внедрения
программного продукта
|
руб.
|
44722,80
|
Чистый дисконтированный
доход за 4 года использования программного продукта
|
руб.
|
115906,67
|
Внутренняя норма доходности
|
%
|
258
|
Срок окупаемости проекта
|
год
|
0,37
|
|
|
|
|
|
|
Выводы
1. Итоговая трудоемкость разработки программного
продукта (информационной подсистемы «ЮГСтрой-Заказ») составляет 330,79 чел.-ч.
2. Полные затраты на создание программного
продукта составляют 14968,23 руб.
3. Оптовая цена программного продукта - 17213,46
руб.
. Годовой эффект от внедрения программного
продукта составляет 44722,8 руб.
5. Чистый дисконтированный доход за четыре года
использования программного продукта равен 115906,67 руб.
6. Внутренняя норма доходности проекта - 258%.
7. Срок окупаемости проекта 0,37 года.
8. После внедрения программного продукта ежемесячные
затраты времени бухгалтера на оформление договоров-заказов с клиентами ООО
«ЮГСтрой-Заказ» сократились с 45 до 4 часов, т. е. примерно в 11 раз.
. Таким образом, разработка информационной
подсистемы «ЮГСтрой-Заказ» является экономически обоснованной и эффективной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом проектирования является разработка информационной подсистемы
«ЮГСтрой-Заказ» в СУБД 1С:Предприятие для ООО «ЮГСтрой-Заказ», г. Ставрополь.
Основными целями создания информационной подсистемы «ЮГСтрой-Заказ»
являются:
уменьшение времени обработки запроса, а значит и уменьшения времени
работы с клиентом;
обеспечение защиты базы данных;
обеспечение простоты пользовательского интерфейса.
Вся информационная подсистема была разработана при помощи СУБД
1С:Предприятие версии 8.2. Программная составляющая подсистемы написана на
встроенном языке СУБД 1С:Предприятие.
После внедрения программного продукта ежемесячные затраты времени
бухгалтера на
составление договоров и формирование соответствующих отчетов сократились с 45
до 4 часов, т. е. почти в 11 раз.
В итоге разработка информационной подсистемы «ЮГСтрой-Заказ» является
экономически обоснованной и эффективной.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
. Трофимова,
М.В. Анализ систем управления. Учебное пособие [Текст] / М. В. Трофимова/ Под
ред. Е.Н. Калашниковой, О.В. Кирпы - Ставрополь: СевКавГТУ, 2005. - 171 с.
. Митичкин,
С.А. Разработка в системе «1С:Предприятие 8.2» [Текст] / С.А. Митичкин. - М.:
ООО «1С:Паблишинг», 2003. - 413 с., ил.
. Смирнова,
Г.Н. Проектирование экономических информационных систем. Учебник [Текст] / Г.Н.
Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 512
с., ил.
. Радченко
М.Г. «1С:Предприятие 8.2». Практическое пособие для разработчика. Примеры и
типовые приемы [Текст] / М.Г. Радченко. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2007. - 512
с., ил.
. Гартвич,
А.В. «1С:Бухгалтерия 8» как на ладони [Текст] / А.В. Гартвич. - М.:
«1С-Паблишинг», 2005. - 238 с., ил.
. Шевченко,
Ю.А. Автоматизация бюджетирования и управленческой отчетности в «1С:Предприятии
8» [Текст] / Ю.А. Шевченко. - СПб.: «Питер», 2005 - 112 с.
. Архипова,
Н.И. Исследование систем управления. Учебное пособие для вузов [Текст] / Н.И.
Архипова. - М.: «Издательство ПРИОР», 2002. - 214 с.
. Фирма
«1С». «1С:Бухгалтерия 8». Учебная версия [Текст] / фирма «1С». - М.: ООО
«1С:Паблишинг», 2006. - 563 с., ил.
. Вдовенко,
Л.А. Системно-информационный подход к оценке экономической деятельности
промышленных предприятий [Текст] / Л.А. Вдовенко. - М.: Финансы и статистика,
2002. - 347 с., ил.
. Титоренко,
Г.А.Автоматизированные информационные технологии в экономике. Учебник [Текст] /
Г.А. Титоренко. - М.: Юнити, 2000. - 279 с.
. Савицкая,
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник [Текст] / Г.В.
Савицкая. - М.: Инфра-М, 2003. - 280 с.
. Берендеев
И. Программный комплекс «1С:Предприятие 8.2» как платформа разработки
бизнес-приложений КТПП [Текст] / И. Берендеев. - М.: САПР и графика, 2005. -
№6, с. 20-22.
13. 1С:Предприятие
[Электронный ресурс] // Официальный сайт 1С. - Режим доступа к электрон. дан.: <#"529112.files/image096.gif">
Слайд 1 - Тема дипломного проекта, ФИО дипломника, ученая степень, ученое
звание и ФИО руководителя
Слайд 2 - Актуальность, цель и задачи дипломного проекта
Слайд 3 - Диаграмма вариантов использования информационной подсистемы
Слайд 4 - Даталогическая модель информационной базы
Слайд 5 - Интерфейс информационной подсистемы
Слайд 6 - Интерфейс информационной
подсистемы
Слайд 7 - Пример отчета «Договоры сотрудников», формируемого
информационной подсистемой
Слайд 8 - Показатели технико-экономической эффективности проекта
Слайд 9 - Показатели технико-экономической эффективности проекта
Слайд 10 - Итоги