Пенсионная реформа в Российской Федерации и её влияние на изменение качества жизни престарелых людей

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,47 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пенсионная реформа в Российской Федерации и её влияние на изменение качества жизни престарелых людей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование пенсионной реформы в Российской Федерации

1.1Пожилые как социально-демографическая группа

1.2 Сущность пенсионной реформы в Российской Федерации

Выводы по Главе 1

Глава 2. Практические аспекты исследуемой проблемы

2.1 Деятельность пенсионного фонда в рамках пенсионной реформы

.2 Результаты эмпирического исследования. Методические рекомендации для специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации

Выводы по Главе 2

Заключение

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы пенсионного обеспечения занимают важное место в экономической и социальной политике любого государства. В России от величины пенсионных выплат зависит уровень жизни четверти населения, социальные взносы во многом определяют налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. За последние 20 лет в нашей стране проведено четыре реформы пенсионного законодательства, три раза принципиально изменяли налоговое законодательство или законодательство о социальных взносах. При этом проблемы пенсионного обеспечения не решены и коэффициент замещения (отношение средней пенсии к средней заработной плате) остается одним из самых низких среди стран, где пенсионная система охватывает все население.

В системах пенсионного обеспечения используют два финансовых механизма - распределительный и накопительный. Распределительная система основана на договоре поколений: пенсия нетрудоспособным выплачивается из взносов работающих; когда нынешние работники станут нетрудоспособными, пенсию им будут платить из взносов следующих поколений. При этом расчет будущей пенсии может быть и условно-накопительным, когда она прямо зависит от взносов, которые были сделаны в период работы.

При накопительной системе взносы, которые отчисляет работник, накапливаются, а не направляются на выплату пенсий нынешнему поколению пенсионеров. По достижению пенсионного возраста пенсию работнику будут выплачивать из его накоплений.

Таким образом, объектом исследования выступают пожилые люди.

Предметом исследования является пенсионная реформа в Российской Федерации.

Итак, целью данной работы является изучение положения пожилых людей в условиях пенсионной реформы.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

изучить научную литературу по данной проблеме;

- выявить основные проблемы пожилых людей;

рассмотреть сущность и этапы пенсионной реформы;

изучить деятельность государственного пенсионного фонда в рамках пенсионной реформы;

провести эмпирическое исследование;

- разработать методические рекомендации для специалистов пенсионного фонда.

Гипотеза: проведение пенсионной реформы будет положительно восприниматься пожилыми людьми, если:

)будет осуществляться деятельности по информированию населения о преимуществах проводимой пенсионной реформы;

2)будут разработаны и применены на практике методические рекомендации для специалистов пенсионного фонда.

Методы исследования: анализ научной литературы, анкетирование, обобщение опыта, беседа.

Базой исследования выступает Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Ленинского района города Магнитогорска.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты могут быть использованы в деятельности специалистов пенсионной системы, в том числе специалистов пенсионного фонда.

В структуру работы входят: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложение.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1Пожилые как социально-демографическая группа

С каждым годом количество пожилых людей увеличивается, и вопрос, как помочь им дольше оставаться активными, бодрыми и здоровыми, становится все более актуальным.

Чтобы рассматривать пожилых как социально-демографическую группу, сначала необходимо разобраться, что такое пожилой возраст. Согласно квалификации Всемирной организации здравоохранения - это возраст, охватывающий периоды жизни мужчины от 61 до 71 лет и женщины от 56 до 74 лет. В целом данный возраст характеризуется нарастанием признаков старения и ускорением самого процесса старения (54).

Люди пожилого возраста несут на себе видимый отпечаток прожитых лет. Прежде всего, это касается внешнего облика - характерные изменения волос, кожных покровов, общих очертаний фигуры, походки и т. д. Характерны изменения кожных покровов. К 50 годам цвет кожи лица приобретает землисто-бледный оттенок, усиливающийся по мере увеличения возраста. Кожа теряет эластичность, появляются пигментные пятна разной степени выраженности, признаки ороговения.

У пожилого человека, за редкими исключениями, заметно изменяются фигура, осанка и походка, что связано с возрастными изменениями в суставах, мышцах и скелете. Постепенно уменьшаются масса и сила мышц, эластичность и подвижность связочного аппарата, возрастает степень минерализации костей, что увеличивает их хрупкость и вероятность излома при падении или сильном ушибе. Продолжают нарастать изменения в деятельности большинства внутренних органов и систем. Значительные возрастные изменения происходят в дыхательной системе. Пожилой возраст сказывается на пищеварительной и выделительной системах (52). Происходят атрофические изменения нервных структур, ухудшается их кровоснабжение, нарушаются отдельные связи с целым рядом других систем организма (в первую очередь, с эндокринной). Пожилой возраст требует разумного пересмотра своих возможностей с точки зрения и физических нагрузок, и организации своего отдыха, и привычек, и характера питания. То, что было возможно в 50 или 60 лет, становится неприемлемым в 70 лет.

Ряд авторов считают, что физическое состояние пожилого человека не является необратимым биологическим состоянием неминуемой дряхлости; большинство людей могут изменить его к лучшему, независимо от того, сколько лет в прошлом они пренебрегали своим телом.

Вопросам мотивации и степени включенности в физкультурную деятельность людей пожилого возраста посвящено немного научных работ. Большинство исследователей в качестве ведущих побуждающих мотивов к занятиям физической культурой отмечают: заботу об укреплении своего здоровья, желание повысить настроение, самосовершенствование, потребность в общении с природой, стремление к здоровому образу жизни. Наряду с побуждающими мотивами выявлены факторы, мешающие систематическим занятиям физической культурой (20, с. 13): отсутствие свободного времени, недостаток знаний, занятость домашними делами, отдаленность спортивных сооружений.

По мнению многих специалистов, для формирования потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями необходимо обращение не столько к когнитивной сфере человека, к непосредственным мотивам сохранения здоровья, сколько к целому комплексу мотивационных подструктур, определяющих общую направленность личности. Большинство авторов считают, что побудительными причинами к занятиям физической культурой в пожилом возрасте могут быть мотивы (55):

социального плана - повышение социального статуса, деловая и общественная активность, экономическая самостоятельность, социальная мобильность, наличие свободного времени, перемена вида деятельности, профессиональная необходимость;

психологического плана - боязнь одиночества, неформальное общение, расширение круга общения, получение удовольствия, отвлечение от основной работы, бытовых, семейных проблем, эмоциональная разрядка, возможность самореализации, гармоничное развитие личности;

биологического плана - укрепление и сохранение здоровья, коррекция фигуры, снижение веса, повышение работоспособности, культура и красота движений, продление активного долголетия.

Следует отметить, что у пожилых людей сформирован пассивный тип отношения к своему здоровью. Поскольку человеческая природа противоречива, особенно мотивационная сфера, существует несоответствие между потребностью пожилого человека быть здоровым и усилиями, направленными на укрепление здоровья. Однако в последнее время ситуация начинает медленно меняться, наблюдается социальный феномен - экономическая заинтересованность граждан пожилого возраста в сохранении и укреплении собственного здоровья как основы социального и материального благополучия.

Теперь рассмотрим пожилого человека с точки зрения психических изменений, происходящих с возрастом, а также тех социальных условий, в которых он живет и существует. Вспомним, какой возрастной промежуток занимает пожилой возраст. В это время большинство людей либо собираются на пенсию, либо уже давно получают ее. Резкий отрыв от любимой и привычной работы, трудового коллектива, с которым был тесно и давно связан, нарушение многолетнего жизненного стереотипа является мощным стрессовым фактором для нервной системы и психики, действие которого не может пройти бесследно. Человек, вышедший на заслуженный отдых, на пенсию, как бы повисает в воздухе: он уже не нужен производству, ему не надо утром торопиться на работу; дети его выросли и заняты собственными проблемами, у большинства из них свои собственные семьи, дети. Резко снижается материальный достаток. А впереди - старость с ее болезнями, немощью и необходимостью в помощи. Все это порождает пессимизм, депрессию. Хорошо, если человек способен продолжать творческую деятельность и находить в ней успокоение и компенсацию прежнего образа жизни. Особенно нуждается он в садовом участке, даче, где мог бы тратить свои силы (56).

Пожилой возраст с точки зрения психических переживаний можно считать решающим. Если человек сумеет найти себе применение в собственных занятиях огородом, дачей, рыбалкой, обустройством дома, если он использует, наконец, постоянно упускаемые ранее возможности в своем творческом развитии, походах в музеи, на выставки, в театры и др., то достаточно легко и безболезненно перейдет на новый режим своей жизни. В противном случае этот переход становится крайне мучительным и для самого человека, и для его окружающих и близких.

В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Вследствие невысокого уровня доходов, плохого самочувствия из-за ослабленного здоровья у пожилых людей накапливаются и социально-психологические проблемы (36, с. 27):

резкое снижение социальной активности;

ухудшение состояние здоровья;

рост невостребованности в семье и окружающем социуме;

одиночество, потеря связи с трудовым коллективом, вынужденная бездеятельность;

неумение найти применение своим творческим силам;

ограниченный круг общения с интересными людьми;

невозможность организовать свое время и досуг;

отсутствие интересной общественной работы.

Пожилые люди ощущают снижение своего социального статуса, нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты. Отчасти это объясняет их депрессивное состояние и ожесточенность, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для окружающих их людей.

Феномен старости заключается в зацикленности на себе и своих мыслях, отсюда - исходная внутренняя дисгармоничность и стремление ее компенсировать. Для этого периода жизни человека характерны: распад, угасание, болезни, немощность или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей) интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным, принять собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и проблемы (42, с. 3).

В пожилом возрасте формируются своеобразные психологические особенности личности человека. В этом возрасте складывается жесткий внутренний порядок структуры личности, и люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности. Некоторые пожилые люди, отрицая существование проблем, подавляют свои стремления, которые доставляют им неудобства, и отвергают их как нереальные и невозможные. Приспособление в этом случае достигается за счет понижения уровня притязаний. Негативной стороной является отрицание того, что требует усилий. Пожилой человек постепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно отказаться от необходимого и действовать так, как если бы потребности не существовало.

Тем не менее, старость несет в себе много ценных, положительных качеств. Человек становится рассудительным, опытным. Неминуемо наступающие в старости возрастные снижения адаптационных возможностей компенсируется профессиональным мастерством, глубокими познаниями и навыками, приобретенными в течение всей жизни, высоким уровнем суждений, широтой кругозора. Таким образом, личность человека по мере его старения изменяется, но старение протекает по-разному, в зависимости от ряда факторов, как биологических (конституциональный тип личности, темперамент, состояние физического здоровья), так и социально-психологических (образ жизни, семейно-бытовое положение, наличие духовных интересов, творческой активности). Воспоминания о конфликтах, как правило, вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. Сами же конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать (24, с. 12).

Необходимо отметить, что у пожилых людей психологические защитные механизмы приобретают некую косность и являются преобладающим способом реагирования на события окружающего мира. Способ защиты личности и стратегия поведения в позднем возрасте зависят от жизненного пути, особенностей личности, сформировавшихся стереотипов поведения. В пожилом возрасте происходят специфические изменения и в эмоциональной сфере личности: неконтролируемое усилие аффективных реакций (нервное возбуждение), склонность к беспричинной грусти, тенденция к эксцентричности, уменьшение чуткости, снижение способности справляться со сложными ситуациями.

К моменту старения пожилым людям трудно быть адекватными в конфликтных ситуациях. Например, у них часто завышены требования к обслуживанию в условиях учреждений социальной сферы. Либо они излишне болезненно реагируют при столкновении с трудностями в общении с персоналом данных учреждений и достижении взаимопонимания.

С возрастом меняется социальный статус, привычный стиль жизни, круг общения, распорядок дня, происходит переход к более самоориентированному образу жизни, что влияет на формирование значимых для пожилого человека стимулов и мотивов, позволяющих реализовывать потребность в активном долголетии.

Следует рассмотреть положение пожилых людей и с точки зрения профессиональной деятельности и карьерного роста. В профессионально-деловой сфере современного общества существует дискриминационная модель отношения к пожилым людям. В 60-х гг. XX века был введен термин «эйджизм», т.е. поведение, отражающее глубоко затаенную тревогу некоторых молодых людей и лиц среднего возраста, их личностное отвращение и ощущение неприязни к стареющим людям, болезням, инвалидности, страх беспомощности, бесполезности и смерти. Одним из наиболее удачных определений эйджизма, отвечающих сегодняшним реалиям, является его описание как негативного, пренебрежительного, унижающего отношения к человеку из-за его возраста. Эйджизм получил сегодня широкое распространение, легитимация возрастного неравенства в профессионально-деловой сфере поддерживается и средствами рекламы, телевидения.

Новый общественно-экономический строй обусловил глубокие изменения всех социальных институтов, принеся ценности индивидуального успеха, культ молодости, физической силы и ловкости. В обществе с подобными приоритетами возрастает вероятность разрыва поколений, обостряется конкуренция между «старшими» и «младшими». Радикальные экономические преобразования привели к значительному снижению качества жизни пожилых людей в России. За короткий отрезок времени произошло полное обесценивание опыта предыдущих поколений. Их огромный, накопленный десятилетиями, в том числе и в профессиональной сфере, опыт не только отвергается, но и признается крайне вредным для дальнейшего развития той или иной отрасли. В массовом сознании представители позднего возраста ассоциируются с советским временем, на этих людей переносят многие негативные черты того времени (37, с.40).

Предубеждения против старости получили широкое распространение и поддержку в обществе. В массовом сознании закрепился унифицированный подход к старости, уверенность в том, что все пожилые люди утратили способность логично мыслить, непременно подвержены старческим недугам, их интеллект снижен настолько, что с ними уже давно не о чем говорить. Не предъявляя к пожилым людям никаких социальных требований, общество и семья ждут от них пассивного поведения, простого созерцания угасания собственной жизни, независимо от их культурного и образовательного уровня, полагая, что к старости все без исключения становятся похожими друг на друга, и все вместе - на описанный выше образ.

Отношение к старикам, доминирующее в массовом сознании, перекликается с сегодняшней социальной политикой государства, согласно которой пожилые люди выступают лишь как объекты социальной поддержки. Представителям позднего возраста в современном социуме «предписан безличный статус», так как подобное отношение практически не зависит от уровня образования, состояния здоровья, интересов конкретного пожилого человека. Бесперспективность пожилых людей во всех областях жизнедеятельности, а особенно в профессионально-деловой сфере - основной геронтологический стереотип, который, по сути, является приговором для огромного числа наших современников. Возникнув в другое время, при других условиях, стереотипы распространяются на всех пожилых людей.

Социально-демографическая группа пожилых людей в современном обществе подвергается наибольшему социальному давлению. Особенность геронтологических стереотипов и социальных установок заключается в том, что они оказывают влияние не только на общественное мнение и на отношение к представителям позднего возраста в социуме, но и на самих представителей позднего возраста, которые, в свою очередь, стремятся соответствовать таким представлениям. Однако, следуя им, они лишь доказывают правильность бытующих в обществе негативных социальных установок о старости и старении, тем самым подтверждая собственную ущербность.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей.

С одной стороны, этот диапазон ограничен процессами старения, которые выражаются в постепенном снижении функциональных возможностей человеческого организма: прогрессирующее ослабление здоровья, упадок физических сил, интеллектуальный и эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с оценкой и осмыслением прожитой жизни. Налицо изменение (ослабление) всех психических познавательных процессов и двигательной активности (53).

С другой стороны, в случае позитивного прохождения предыдущих возрастных стадий - достижение мудрости и чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполненного долга, высший уровень личностной интеграции. Если же главные задачи предыдущей жизни не были реализованы, то этот диапазон существенно ограничивается сдвигом одной из его сторон (позитивной) в сторону усиления негативных явлений: разочарование в жизни и ощущение бесполезности прожитых лет вплоть до отчаяния.

Таким образом, для того, чтобы в пожилом возрасте у людей не возникало чувство незащищенности, отчаяния и была возможность вести полноценный образ жизни, существуют государственные пенсии. Однако, как показывает практика, современная система пенсионного обеспечения далеко не идеальна, а получаемые пожилыми людьми пенсии не позволяют им быть в полной мере удовлетворенными своим социально-экономическим положением.

1.2Сущность пенсионной реформы в Российской Федерации

Конституция нашей страны определяет Российскую Федерацию как «социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Во исполнение этого конституционного положения государство взяло на себя целый ряд основополагающих обязательств в области охраны труда и здоровья людей, обеспечения гарантированного минимального размера оплаты труда, поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых, развития системы социальных служб, выплаты государственных пенсий и пособий, а также осуществления иных гарантий социальной защиты.

Взвешенная социальная политика государства должна следовать цели равномерного накопления благ всех граждан и распределения материальных тягот пропорционально их экономическому потенциалу. Социальная политика одновременно выступает условием социальной стабильности и, в конечном счете, прочности конституционного строя, так как создает социальную базу его поддержки, формирует атмосферу общественного доверия к политическим и экономическим институтам государства.

Социальная политика сегодня - это тема и больная, и актуальная не только потому, что она волнует миллионы людей, но и потому, что здесь накопилось много нерешенных вопросов, требующих точно выверенного анализа, на основе которого и должна строиться социальная политика.

Вопрос об эффективности проводимой сегодня социальной политики является одним из наиболее важных. Огромную значимость данного вопроса определяет количество исследований в отечественной науке, публикаций, посвященных разработке теоретических, конституционных основ социальной политики, а также работ, раскрывающих роль права в обеспечении социальных гарантий населения.

Одним из элементов социальной политики является пенсионное обеспечение. Право на пенсию - одно из основных прав, установленных Конституцией РФ. Правовое регулирование пенсионного обеспечения называют основным институтом отрасли права социального обеспечения.

Пенсионное законодательство входит в систему законодательства о социальном обеспечении. В Законе о трудовых пенсиях пенсия определяется как денежная выплата в целях компенсации заработной платы или иного дохода, который получали застрахованные перед установлением пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных в связи со смертью этих лиц.

Пенсионное законодательство может быть признано эффективным при определенных условиях: если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости; если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства, не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий, обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму. Анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности (58).

В настоящее время жизненный уровень подавляющего большинства населения, в особенности нетрудоспособного, довольно низкий. Ухудшается здоровье, сокращается средняя продолжительность жизни. Несмотря на регулярный пересмотр размеров государственных пенсий, они недостаточны для удовлетворения насущных потребностей получающих их граждан. Таким образом, складывается общее впечатление, что нормативно-правовые акты, образующие систему пенсионного законодательства, не отвечают потребностям общества и, соответственно, требуют корректировки, проведения адекватной пенсионной реформы (10, с.29-30).

Эффективное пенсионное обеспечение является одним из ключевых факторов социально-экономической безопасности любого государства. Трудоспособное население должно иметь уверенность в том, что при достижении пенсионного возраста уровень пенсионных выплат будет достаточным для поддержания достойного уровня жизни. В настоящее время российская демографическая ситуация характеризуется низким уровнем рождаемости и старением населения, что к тому же сопровождается смещением соотношения лиц трудоспособного возраста и пенсионеров в сторону последних. Отчасти указанные проблемы носят объективный характер и обусловлены современным типом демографической ориентации большинства экономически развитых стран. Однако при таком развитии событий в среднесрочной перспективе государство столкнется с тем, что лица пенсионного возраста будут составлять весьма существенную долю экономически активного населения, и именно от наличия платежеспособного спроса со стороны данной категории граждан будет во многом зависеть успешное функционирование нашей экономики. Таким образом, проблема формирования адекватной и реально работающей системы пенсионного обеспечения является залогом национальной экономической безопасности страны.

В широком смысле существуют две основные проблемы отечественной пенсионной системы - прогрессивно растущий дефицит бюджета Пенсионного фонда России (ПФР) и низкий уровень пенсионного обеспечения.

Говоря о низком уровне пенсионного обеспечения, в первую очередь следует подразумевать крайне низкий коэффициент замещения - соотношение средней пенсии к средней заработной плате. В 2009 году согласно данным мониторинга Минэкономразвития России «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2009 году» коэффициент замещения составил 28,3 %, средний размер трудовой пенсии - 5322 рубля. Следует отметить, что данные показатели основываются на статистических данных, которые учитывают лишь официальную заработную плату. Если принять данный факт во внимание, то можно предположить, что реальный коэффициент замещения в России будет как минимум вдвое ниже (59).

Согласно рекомендациям Международной организации труда (МОТ) адекватным пенсионным обеспечением, которое может обеспечить приемлемое качество жизни, считается размер пенсии не менее 40% от заработной платы. Для обеспечения соотношения: пенсия / заработная плата на таком уровне за счет отчислений трудоспособного населения необходимо, чтобы на одного пенсионера приходилось 3-4 работника. В результате демографического спада, начавшегося в России с начала 1990-х гг., идея солидарности поколений в российской пенсионной системе практически перестала работать. На данное время в России согласно данным Федеральной службы государственной статистики на одного пенсионера приходится 1,7 работника. Такое соотношение не позволяет осуществлять адекватное пенсионное обеспечение только за счет отчислений трудоспособного населения, и государство вынуждено ежегодно выделять дополнительные бюджетные средства на выплату государственных пенсий (26, с. 15-16).

Генезис пенсионной реформы выглядит следующим образом. В 2002 году произошел переход к накопительному принципу формирования пенсий, а также передача государством части полномочий в вопросе формирования будущих пенсий работодателю и работнику. Основной идеей реформы стало выделение каждому трудящемуся (застрахованному лицу в системе обязательного пенсионного страхования) накопительной части трудовой пенсии - реальных денег, которые по выбору можно оставить в ПФР или перевести для предположительно более эффективного управления в негосударственный пенсионный фонд (НПФ), либо частную управляющую компанию (УК).

В настоящее время работодатель уплачивает в ПФР страховые взносы в размере 20 % (взамен существовавшего до 31.12.2009 г. единого социального налога) пропорционально выплачиваемой работнику заработной платы. Для застрахованных лиц - мужчин 1953-1967 г.р. и женщин 1957-1967 г.р. уплаченные страховые взносы идут на формирование страховой части пенсии. Отметим, что накопительная часть у перечисленных возрастных категорий всё же имеется, хотя и формировалась весьма непродолжительный период времени с 2002 по 2004 год. Для застрахованных лиц 1967 г.р. и моложе 14% идет на формирование страховой части пенсии, оставшиеся 6% - на накопительную. Страховая часть пенсии по сути - это виртуальные средства, которые в данное время выплачиваются существующим пенсионерам. При достижении застрахованным лицом пенсионного возраста сумма взносов по страховой части пенсии будет разделена на средний период дожития (на данное время это цифра составляет 228 мес.) и в таком виде будет ежемесячно выплачиваться пенсионеру пожизненно. Размер выплат по накопительной части трудовой пенсии будет рассчитываться аналогично (25, с. 39).

Кроме того, с 01.01.2009 действует государственная программа софинансирования пенсионных накоплений, которая предоставляет любому гражданину возможность осуществлять дополнительные добровольные взносы на накопительную часть трудовой пенсии и получать при этом аналогичную сумму взносов по итогам года от государства. Предусмотрена также и возможность добровольного участия работодателя в программе. Предприняты и стимулирующие меры: физическим лицам на сумму уплаченных взносов предоставляется налоговый вычет, предприятиям - участникам программы дана возможность снизить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму уплаченных взносов. Помимо этого, с 2009 г. ЕСН, а с 2010 г. и страховые взносы с уплаченных по программе сумм не взимаются (18, с. 75).

Еще одна возможность - участие работников и работодателей в программах негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), что предполагает добровольную уплату взносов в НПФ, а при достижении пенсионного возраста получение выплат в соответствии с пенсионными схемами. Здесь также предусмотрены перечисленные ранее налоговые льготы как для физических, так и для юридических лиц. Плюсом НПО является возможность выбора срока и периодичности как по уплате взносов, так и по получению пенсионных выплат.

Таким образом, путем формирования накопительной части пенсии, участие работника, работодателя и государства в программе софинансирования, а также за счет негосударственного пенсионного обеспечения предполагается решить две проблемы - увеличить размер пенсии для молодой возрастной категории граждан и обеспечить приток денежной массы на внутренний финансовый рынок. ПФР в этом случае мог бы оставить за собой лишь функцию осуществления социальных выплат пенсионерам в соответствии с собственным текущим бюджетом и не привлекать при этом средств из федерального бюджета.

Тем не менее, на данное время большинство экспертов пенсионного рынка считают реформу провалившейся, так как правом выбора НПФ или УК воспользовались на текущий момент лишь около 7% граждан, располагающих накопительной частью трудовой пенсии. С момента начала действия программы государственного софинансирования пенсии к ней присоединились 2,3 млн. чел., общая сумма взносов составила 3,02 млрд. руб. Негосударственную пенсию формируют лишь 3,4 млн. россиян; при этом доля физических лиц составляет лишь 18%, остальная часть - участники корпоративных пенсионных программ. В результате немногие НПФ и УК могут качественно осуществлять свою деятельность ввиду нехватки средств на уставную деятельность, размер которых зависит от дохода, полученного в результате инвестирования пенсионных накоплений. Однако самым важным видится момент непринятия основной частью населения новой модели пенсионной системы, неактивное использование ее возможностей и, как следствие этого, появление низкой вероятности того, что в будущем можно будет решить пенсионные проблемы (13, с. 55).

Большинство экспертов также сходятся во мнении, что основная причина низкой активности населения в вопросе самостоятельного участия в формировании будущей пенсии состоит в недоверии к пенсионной системе в целом и к ее элементам в виде НПФ и УК (в частности это обусловлено предшествующим негативным опытом).

Низкая степень участия населения в процессе самостоятельного формирования пенсии обусловлено в первую очередь отсутствием четких гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и резервов, во вторую - отсутствием понимания необходимости проявления активности в данном вопросе с упованием на государственную ответственность и заботу (11, с. 22).

Практика стран с развитой, устоявшейся и эффективной пенсионной системой свидетельствует, что в первую очередь необходимо наличие высокой мотивации самих граждан к активному и сознательному участию в процессе формирования будущей пенсии.

Пенсионная система вызывала и вызывает массированную критику специалистов. Некоторые из них обращают внимание на то, что в России фактически введена принудительная накопительная пенсионная система вместо распределительной. При этом необходимо отметить, что распределительная пенсионная система существует и успешно функционирует во всех развитых странах Европы, в Канаде, Японии и др. Это система коллективной защиты застрахованных от возможных социальных рисков. Ее надежность обусловлена тем, что численность застрахованных, за которых в обязательном порядке уплачиваются страховые платежи, всегда значительно превышает число тех, кто получает те или иные виды материального обеспечения за счет них. Накопительные системы действуют во многих развитых странах, но не как обязательные, а как дополняющие распределительные (6, с. 70).

Отрицательной оценки заслуживает отказ законодателя от норм, устанавливающих размер пенсии в определенной пропорции к заработку, получаемому перед ее назначением, и исчисление пенсий из страховых взносов работников.

Современное пенсионное законодательство не позволяет решить задачу сохранения после выхода на пенсию уровня жизни, соизмеримого с доходом в период трудовой деятельности. Основанием для такой пессимистической оценки служит целый ряд положений нового законодательства, главное из которых - снижение коллективно-распределительных механизмов и связанные с этим новые правила исчисления размеров пенсий (зависимость от суммы страховых взносов) (9, с. 5).

Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась и мотивируется в первую очередь демографическими причинами. Так, к 2016 г. на 1000 человек трудоспособного возраста увеличится до 428 человек.

Подводя итог, необходимо еще раз заострить внимание на том, что пенсионная система является одной из важных составляющих финансовой системы современного государства - ежегодно через нее перераспределяется существенная доля ВВП страны. В последние десятилетия многие страны столкнулись с необходимостью реформирования действующих пенсионных систем, вызванной изменением социально-экономических и демографических условий (5, с. 34)

Российская пенсионная система за последние 15 лет также претерпела существенные изменения, связанные, в первую очередь, с проведением экономических реформ при переходе России к рыночным отношениям. Опираясь на мировой опыт, финансовые ресурсы государственной пенсионной системы были выделены в самостоятельный государственный внебюджетный фонд - Пенсионный фонд России (ПФР), стали укрепляться страховые принципы в пенсионном обеспечении, получили развитие различные формы добровольного негосударственного пенсионного обеспечения.

Вместе с тем по-прежнему нерешенными остаются проблемы низкого уровня пенсий, уровня замещения пенсией ранее зарабатываемого дохода, неадекватной трудовому вкладу дифференциации размеров трудовых пенсий, низкой заинтересованности граждан в участии в пенсионной системе. Такая ситуация складывается на фоне крайней финансовой неустойчивости Пенсионного фонда России. Негосударственное пенсионное обеспечение не заняло должного места в национальной пенсионной системе и пока не оказывает значительного влияния на совокупные размеры пенсий.

Выводы по Главе 1

1.Пожилой возраст - это возраст, охватывающий периоды жизни мужчины от 61 до 71 лет и женщины от 56 до 74 лет. Вследствие невысокого уровня доходов, плохого самочувствия из-за ослабленного здоровья у пожилых людей накапливаются и социально-психологические проблемы. Маленькие пенсии, обеспечивающие существование стариков на грани выживания, являются одной из основ, определяющих столь низкое положение представителей пожилого возраста в современной России.

2.Социально-демографическая группа пожилых людей в современном обществе подвергается наибольшему социальному давлению. Особенность геронтологических стереотипов и социальных установок заключается в том, что они оказывают влияние на общественное мнение и на отношение к представителям позднего возраста в социуме.

.Старость как возрастной период человеческой жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных для каждого человека проявлений его социальных, психологических и физиологических особенностей. Для того, чтобы в пожилом возрасте у людей не возникало чувство незащищенности, отчаяния и была возможность вести полноценный образ жизни, существуют государственные пенсии. Право на пенсию - одно из основных прав, установленных Конституцией РФ.

.Современное пенсионное законодательство не позволяет решить задачу сохранения после выхода на пенсию уровня жизни, соизмеримого с доходом в период трудовой деятельности. Пенсионная система является одной из важных составляющих финансовой системы современного государства - ежегодно через нее перераспределяется существенная доля ВВП страны. В последние десятилетия многие страны столкнулись с необходимостью реформирования действующих пенсионных систем, вызванной изменением социально-экономических и демографических условий.

.Российская пенсионная система за последние 15 лет также претерпела существенные изменения, связанные, в первую очередь, с проведением экономических реформ при переходе России к рыночным отношениям. Вместе с тем по-прежнему нерешенными остаются проблемы низкого уровня пенсий, уровня замещения пенсией ранее зарабатываемого дохода, не адекватной трудовому вкладу дифференциации размеров трудовых пенсий, низкой заинтересованности граждан в участии в пенсионной системе.

пенсионный реформа фонд персонифицированный

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДУЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

.1 Деятельность пенсионного фонда в рамках пенсионной реформы

Пенсионный фонд РФ (ПФР) представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий; пенсий по инвалидности; компенсационных выплат.

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Создание Фонда решало две важнейшие задачи. Первая - средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. И вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивали работодатели и наемные работники. Изначально ключевой функцией ПФР был сбор страховых взносов и направление их на финансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца(5, с. 40).

Доходы и расходы ПФР можно условно разделить на следующие части, связанные: с функционированием обязательного пенсионного страхования, государственным пенсионным обеспечением, дополнительным пенсионным обеспечением. Состав и структура доходов и расходов бюджета ПФР определяются федеральным законом о бюджете ПФР на соответствующий финансовый год (14, с. 10).

Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. Развитие пенсионной системы до начала радикальных рыночных реформ 1990 год свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путём кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учётом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовала применение принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть решён основной вопрос социальной политики государства - стабилизация и значительный подъём материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 году был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР» (16, с. 50).

Однако уже через полгода после его утверждения изменение государственного строя страны повлекло за собой принятие самостоятельного российского закона от 22.11.90 г. №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими многочисленными изменениями и дополнениями), которые в тоже время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенсионной системы. Данный закон стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно чётко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета является полный отказ от бюджетных дотаций.

В 1992 году были сделаны первые шаги по организации процесса назначения и выплаты пенсий. В Московской области на базе регионального отделения ПФР впервые произошло объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий и назначение, перерасчет, выплата пенсий. Созданная в Московской области модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба». Из пилотного этот проект вскоре стал массовым. В 2000 году единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации.

В 1995 году произошло создание системы индивидуального (персонифицированного) учета. Инновационный проект индивидуального (персонифицированного) учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом Российской Федерации в 1995 году с согласия Правительства Российской Федерации в пяти субъектах Российской Федерации. Показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было до 1995 года, а в реальном времени их трудовой деятельности (21, с. 61).

В настоящий момент персональные данные накапливаются и хранятся в Пенсионном фонде Российской Федерации в электронной форме с применением современных средств защиты информации. Данные персонифицированного учета в «пилотном» режиме стали использоваться для назначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом. Система переучета стала информационной и технологической платформой всех последующих изменений в пенсионной системе.

Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы - включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или НПФ (30, с. 61).

С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакета пенсионных законов открыло дорогу для формирования в стране современной и эффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколению достойные условия жизни. Впервые в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем. Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Принятыми законами было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. В его обязанности, наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошло назначение, перерасчет, индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений граждан. Однако с введением ЕСН функция администрирования страховых взносов перешла к Министерству по налогам и сборам (32, с. 54).

Новые принципы работы пенсионной системы потребовали внедрения новых стандартов взаимодействия с гражданами. В отделениях ПФР начали создаваться самостоятельные отделы по работе с обращениями граждан, а в территориальных управлениях - специализированные группы по приему населения. Это позволило регламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственность специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и ежедневный анализ обращений граждан.

В то же время Пенсионный фонд искал способы для повышения эффективности этой работы и новые варианты развития взаимодействия с населением. В результате было принято решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество и скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе - за счет использования современных технологий: информационные автоматы, электронные очереди, прием населения по принципу «одного окна» и т.д. Первые клиентские службы появились в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Республике Бурятия. Уже в 2004 году начался процесс создания и развития клиентских служб во всех территориальных органах ПФР. К 2005 году клиентские службы действовали практически во всех регионах России (35, с. 92).

В 2005 года на Пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам. Для учета прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

В октябре 2008 года ПФР начал принимать заявления от граждан о вступлении в программу государственного софинансирования пенсии. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники приступить к платежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии. Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользу своих сотрудников, а также взносы государства на софинансирование Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.

В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил «прямую линию» по вопросам участия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта - предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участников Программы.

Летом 2009 года был приняты новые пенсионные законы, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионным фондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи. Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в ПФР, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (41, с. 130).

Новое законодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров - валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала с учетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвел перерасчет пенсий пенсионеров в связи с валоризацией, причем у многих пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основе индивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). Большое количество пенсионеров получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

Подводя итог, следует еще раз упомянуть о том, что изначально выплата пенсий осуществлялась в полном объёме за счёт средств федерального бюджета. Но в дальнейшем в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения был создан специальный орган - Пенсионный фонд Российской Федерации. Его средства формируются за счёт страховых взносов работников и работодателя, а также ассигнований из федерального бюджета. Кроме Пенсионного фонда назначением и выплатой пенсий занимается Министерство социальной защиты. Министерство связи, доставляющее пенсию получателю, и Сберегательные банки, обеспечивающие пенсионеров наличными деньгами и безналичными переводами. Но в процессе деятельности Пенсионного фонда выявились многие недостатки существующей системы пенсионного обеспечения в РФ, в настоящее время предпринимаются решительные попытки её реформирования.

2.2 Результаты эмпирического исследования. Методические рекомендации для специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации

Как уже отмечалось, в настоящее время в России, как и в других развитых странах, увеличивается старение населения. Пенсионеров становится все больше, в то время как количество работающих уменьшается. Эта тенденция сказывается на уровне жизни пенсионеров, в частности, на размере их пенсий. Как говорит мировой опыт, для обеспечения достойного уровня пенсий на каждого пенсионера должно приходиться не менее трех работающих граждан, а в России этот показатель уже ниже.

И прогноз выглядит тревожно: по данным различных демографических исследований через 20-30 лет количество работающих и пенсионеров в России может cравняться. Это означает, что в будущем станет невозможно выплачивать пенсии пожилым людям только за счет страховых взносов, собираемых с работающих. Поэтому для тех возрастных групп, которые, по прогнозу, столкнутся с этой проблемой, нужно уже сейчас начать накапливать средства, предназначенные персонально для них.

Старая пенсионная система - распределительная, основанная на принципе «солидарности поколений», когда работающие сейчас обеспечивают вышедших на пенсию. При распределительной системе пенсия состоит всего из двух частей - базовой и распределительной, и обе они выплачиваются за счет взносов работающего населения.

Нынешняя реформа вводит двухуровневую систему обязательного пенсионного обеспечения, при которой, помимо распределительной, появляется и накопительная часть пенсии. В будущем, как и теперь, распределительная часть пенсии будет формироваться из средств работающего населения.

Введение накопительной части пенсии и является главной и принципиальной особенностью реформы пенсионного страхования. Государство переходит от принципа выплаты пенсий полностью за счет работающей части населения и переводит работников и работодателей на систему, при которой пенсионный капитал начинает накапливаться в период трудовой деятельности работника.

Чтобы говорить об эффективности проведения пенсионной реформы в нашей стране, необходимо, прежде всего, выяснить изменилось ли положение пожилых граждан с проведением пенсионной реформы. Для этого нами было проведено социологическое исследование среди пожилых граждан, целью которого было определение отношения пожилых граждан к пенсионной реформе. В исследовании приняли участие 89 пожилых граждан, среди которых 69% - женщины и 31% - мужчины.

Как показало проведенное исследование, подавляющее большинство пожилых граждан (или 89%) знают или слышали о пенсионной реформе. Иными словами, практически все пожилые люди в курсе проводимой реформы. Хотя с последним высказыванием можно поспорить. Дело в том, что почти 49% респондентов выбрали ответ «что-то слышал» о том, что в России происходит пенсионная реформа, который, конечно же, не дает представлений о том, что конкретно знает пожилой человек о проводимых преобразованиях и насколько достоверной информацией он располагает. Интересно, что четкий ответ «знаю» выбрали только 40 % опрошенных. Подавляющее большинство пожилых граждан вообще не ощутили на себе действие пенсионной реформы.

Опрос показал, что больше половины пожилых граждан не удовлетворены качеством пенсионного обслуживания. Так, 58% опрошенных признали необходимость реформирования пенсионной системы. При этом наибольшую поддержку реформам выражают пожилые люди в возрасте до 60 лет. А пожилые люди старше 60-летнего возраста, напротив, в большинстве своем считают, что ничего менять не надо. Скорее всего, это связано со страхом пожилых людей потерять то, что они уже имеют. Известно, что старшее поколение очень дорожит стабильностью. Видимо, стремлением к стабильности можно объяснить и тот факт, что более половины пожилых граждан по-прежнему остаются сторонниками государственного регулирования размера пенсий.

Интересно также, что 76% пожилых граждан доверили бы накопление денег на пенсию государственному пенсионному фонду. Подобное соотношение связано, прежде всего, с растущим доверием к стабильности государственных финансов - с одной стороны, и нестабильности даже самых процветающих частных компаний - с другой.

Возможно, такой высокий показатель обусловлен тем, что многие пожилые люди не хотят распространяться о том, что перевели пенсионные деньги в коммерческую структуру, и при ответе на вопрос просто предпочли выбрать государственный пенсионный фонд. Еще одной причиной такого показателя может являться негативный опыт многих пожилых граждан, столкнувшихся с мошеннической деятельностью негосударственных пенсионных фондов. Подобные ситуации способствуют тому, что пожилые люди теряют доверие к негосударственным структурам и, соответственно, начинают с большим доверием относиться к государственному пенсионному фонду.

В заключении стоит отметить, что в нашем обществе достаточно много оптимистов. Значительное число пожилых граждан, несмотря на расхождение по ряду принципиальных вопросов, верят в «светлое будущее» и считают, что пенсионная реформа позволит в итоге повысить размер пенсий. Наибольшее число сомневающихся в том, что реформа принесет существенные плоды, приходится на граждан старше 60 лет, а 20% считают, что пенсия по результатам реформы снизится. При этом почти половина (47%) граждан ответили, что никаких ожиданий с реформой не связывают.

При этом для большинства пожилых людей важнейшее значение в области пенсионного обеспечения имеет конкретизация их пенсионных прав в действующем законодательстве, поскольку пенсии являются основным источником средств существования после наступления пенсионного возраста.

В Российской Федерации пенсионные права ветеранов и пожилых людей представляют собой сложную систему. Она характеризуется множественностью нормативных правовых актов, сложной дифференциацией условий и норм пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан по различным критериям, существенными расходами на пенсионное обеспечение.

Не новость, что не достигнута главная цель пенсионной реформы - улучшение благосостояние пенсионеров. Некоторые эксперты полагают, что пенсионная реформа еще может совершить крутой вираж, если люди будут формировать добровольные пенсионные накопления на паритетных началах с государством.

С одной стороны, пенсии регулярно индексируют и даже повышают. С другой стороны, если сравнить величину средней пенсии со средней же зарплатой, то все выглядит уже не так радужно. Тут налицо явное ухудшение положения.

Подводя итог, стоит отметить, что пожилые люди - это одна из самых многочисленных социальных групп. Но при этом и одна из самых плохо обеспеченных. Несмотря на довольно пристальное внимание государства к проблемам пожилых, жизнь среднестатистического пенсионера не назовешь счастливой и безоблачной.

В предыдущем параграфе рассматривалась деятельность государственного пенсионного фонда с точки зрения пенсионной реформы. В связи с этим, стоит отметить, что деятельность пенсионного фонда напрямую зависит от работающих здесь специалистов. В условиях быстро изменяющейся и увеличивающейся информации, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения, специалистам пенсионного фонда достаточно трудно соответствовать самым высоким требованиям, приходится постоянно проходить курсы повышения квалификации, обновлять свои знания. Для более успешного обучения, повышения профессиональной компетенции без отрыва от рабочего места специалистов пенсионной системы, нами были разработаны методические рекомендации, которые могут быть применены в деятельности специалистов пенсионного фонда.

Одним из стратегических направлений кадровой политики ПФР является формирование высокопроизводительного коллектива, способного своевременно реагировать на меняющиеся требования общества и рынка труда и пенсионного обеспечения.

Необходимым качеством работника ПФР должно стать умение ориентироваться в юридических тонкостях нормативных документов, быстро реагировать на изменения в законодательной базе и преломлять их в свете тех проблем, с которыми приходится сталкиваться при проведении в жизнь пенсионной реформы.

ПФР - высокотехнологичная организация, в которой функции каждого сотрудника осуществляются на основе информационно-коммуникационных технологий, что также создает специальные требования к их подготовке и организации работы.

В рамках ПФР должна существовать система непрерывного внутреннего обучения персонала ПФР, которая представляет собой централизованный и целенаправленный образовательный процесс, связанный с целями и задачами пенсионной системы. Участие в нем начинается со дня поступления на работу специалистов и руководителей, продолжается на всем протяжении их трудовой деятельности в ПФР и является обязательным условием служебного роста.

С июля по сентябрь будет проведено обучение на курсах повышения квалификации с использованием дистанционных образовательных технологий 570-ти руководителей и специалистов подразделений назначения, перерасчета пенсий, оценки пенсионных прав, клиентских служб на тему

Основу внутреннего обучения должны составлять однодневные тематические семинары для руководителей и специалистов ПФР по направлениям деятельности, включающие «круглые столы». Подобные семинары должны проводиться с обязательным входным и выходным тестированием, анкетированием и видеозаписью с последующей возможностью изучения материалов семинара всеми сотрудниками ПФР.

Большое внимание должно уделяться обучению (стажировке) начинающих специалистов. Стажировка также должна заканчиваться выходным профессиональным тестированием.

Кроме тематических семинаров по направлениям деятельности необходимо проводить обучение вновь принятых руководителей среднего и высшего управленческого звена, а также специалистов, зачисленных в резерв кадров, направленное на развитие деловых и управленческих качеств, способствующих эффективному осуществлению профессиональной деятельности специалиста пенсионного фонда.

Отдельно можно выделить развитие курсов лекторского мастерства - обучение руководителей и специалистов ПФР, ведущих просветительскую работу по вопросам пенсионной системы в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях специфике публичных выступлений, риторике и культуре речи.

Определенную информационную и методическую поддержку обучению кадров должна оказывать специализированная библиотека. Для более успешной методической поддержки структуру библиотеки должны составлять не только библиотечный фонд, но и электронная библиотека, а также сеть Интернет.

С целью лучшего функционирования различных мероприятий, направленных на совершенствование личностных и профессиональных качеств специалистов пенсионного фонда, возможно назначение ответственных за осуществление данной деятельности.

Повышение качества обучения кадров - необходимое условие эффективной работы Пенсионного фонда Российской Федерации. Повышение подобного качества можно добиться посредством внедрения адаптационных программ корпоративного обучения для вновь принятых сотрудников системы ПФР, развития наставничества, применения дистанционных форм обучения с целью снижения затрат на подготовку специалистов и сокращения времени на «вхождение в должность», формирования навыков самостоятельного решения профессиональных задач. Данное обучение должно быть максимально приближено к рабочему месту новичка и не предусматривает выдачи каких-либо удостоверений, если даже количество учебных часов превысит нормативы, существующие для повышения квалификации. В результате этого обучения сотрудник приобретает ценность для системы Пенсионного фонда.

Выводы по Главе 2

.Пенсионный фонд РФ (ПФР) представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий; пенсий по инвалидности; компенсационных выплат.

2.Государственное пенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что было гораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В 1990 году был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который стал первым законом, в котором пенсионное страхование было выделено в автономную систему, последовательно и достаточно чётко были проведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного страхования.

.В 1995 году произошло создание системы индивидуального (персонифицированного) учета. Система персонифицированного учета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы - включение гражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющую компанию или НПФ.

.С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Впервые в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы. Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополнена накопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

.Чтобы говорить об эффективности проведения пенсионной реформы в нашей стране, необходимо, прежде всего, выяснить изменилось ли положение пожилых граждан с проведением пенсионной реформы. Для этого нами было проведено социологическое исследование среди пожилых граждан, целью которого было определение отношения пожилых граждан к пенсионной реформе. В исследовании приняли участие 89 пожилых граждан, среди которых 69% - женщины и 31% - мужчины.

.Подавляющее большинство пожилых граждан (или 89%) знают или слышали о пенсионной реформе. При этом опрос показал, что больше половины пожилых граждан не удовлетворены качеством пенсионного обслуживания. Мнения о целесообразности накопительной системы разделились практически поровну: 40% считают внедрение накопительной части пенсии хорошим нововведением, 37% не видят в этом положительных моментов.

.Для более успешного обучения, повышения профессиональной компетенции без отрыва от рабочего места специалистов пенсионной системы, нами были разработаны методические рекомендации, которые могут быть применены в деятельности специалистов пенсионного фонда.

.Повышение качества обучения специалистов пенсионного фонда можно добиться посредством внедрения адаптационных программ корпоративного обучения для вновь принятых сотрудников системы ПФР, развития наставничества, применения дистанционных форм обучения с целью снижения затрат на подготовку специалистов и сокращения времени на «вхождение в должность», формирования навыков самостоятельного решения профессиональных задач.

Заключение

В России к настоящему времени сложилась сильно огосударствленная пенсионная система с крайне жесткими правилами инвестирования накоплений и небольшим набором стимулов для участников к выбору негосударственных схем пенсионного обеспечения. Внедряемая с 2009 года схема государственного софинансирования накопительной части пенсии несколько улучшила ситуацию. Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов существенно подорвал доверие к негосударственным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам. В результате в ближайшие годы пенсионная система может стать еще более законсервированной и зависимой от государственного финансирования. Ее коррекция может занять достаточно долгое время и потребовать существенных усилий от государства, финансовых институтов и работодателей. Однако такое изменение представляется необходимым для преодоления рисков несоответствия пенсионной системы демографической и социально-экономической ситуации в стране.

Пенсионное обеспечение является базовой и одной из самых важных социальных гарантий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения, а оно обычно составляет свыше 25-30% населения любой страны. Также этот вопрос косвенно касается и всего трудоспособного населения. Для России этот вопрос в данное время является очень актуальным, так как в России проживает в настоящий момент свыше 38,5 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.

Право российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего возраста гарантировано Конституцией РФ. Согласно этому документу любой житель Российской Федерации имеет право на обязательную государственную пенсию, под которой понимается ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с достижением установленного законом возраста, наступлением инвалидности, потери кормильца, а также по другим основаниям.

Стоит отметить, что реформирование пенсионной системы в целом требует комплексного подхода. Невозможно реформировать пенсионную систему в отрыве от реформы заработной платы и системы налогообложения, развития финансовой инфраструктуры экономики и подъема в реальном секторе народного хозяйства. Реформа не должна осуществляться за счет пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, так как они не имеют возможности защитить себя. Ущемление же их прав катастрофически подорвет доверие населения как к пенсионной реформе, так и к государству.

Управление пенсионной системой должно основываться на четком разграничении функций. Причем сбор пенсионных средств и их расходование должны находиться в компетенции разных органов исполнительной власти. Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий.

Россия стремится выполнить главный международный норматив пенсионного обеспечения - уровень пенсии должен быть не ниже 40% заработной платы квалифицированного работника. Пока этот стандарт недостижим, и, по признанию самих авторов реформы, положение нынешних пенсионеров вряд ли изменится к лучшему.

Таким образом, введение пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур наряду с жестким контролем за всем процессом позволят существенно изменить состояние пенсионной системы в России, дав ее гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агапцов Сергей. Пенсионная реформа провалена // Социальная защита. - 2007. - N 1; 2007. - N 1 - С. 3-6;

2.Азарова, В. Дорогие старики // Новое время. - 2008. - N 41 (87). - С. 31-33;

.Бабошкин, А.В. Социально-экономические проблемы формирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - Т. 2, N 6. - С. 33-35;

.Биткина, И.К. Формирование и финансирование базовой части пенсии: направления и возможности совершенствования // Финансы и кредит. - 2008. - N 46. - С. 55-61;

.Борисенко, Н.Ю. Этапы реформирования пенсионной системы России // Финансы и кредит. - 2010. - N 3. - С. 34-43;

.Бровчак, С.В. Пенсионное обеспечение в Швейцарии // Финансы и кредит. - 2010. - N 22. - С. 68-71;

.Волков, Я. Моделирование пенсионных реформ и оценка неявного пенсионного долга // Вопросы экономики. - 2009. - N 4. - С. 113-128;

.Волков, Я. Результаты оценки неявного пенсионного долга России // Вопросы экономики. - 2010. - N 5. - С. 123-137;

.Вульф, Л. Долгий путь к старости: заставят ли россиян "задержаться на работе"? // Социальная защита. - 2010. - N 5 (215); Пенсионное обеспечение. - 2010. - N 5 (162). - С. 3-6. - (Пенсионное обеспечение. -2010. -N 5 (162). -С. 3-6). - Окончание. Начало в N 4;

.Выговская, И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. - 2009. - N 1. - С. 29-30;

.Гонтмахер, Е. В стране готовится новая пенсионная реформа // Новое время. - 2008. - N 25 (71). - С. 20-23;

.Гонтмахер, Е. Пенсионное самообслуживание // Новое время. - 2009. - N 26 (121). - С. 20-21;

.Гурвич, Е. Перспективы российской пенсионной системы // Вопросы экономики. - 2007. - N 9. - С. 46-71;

.Гусева, Т.С. Правовое обеспечение реформирования досрочных пенсий в профессиональные пенсионные системы в России // Социальное и пенсионное право. - 2009. - N 3. - С. 9-11;

.Дашкина, А.Н. В защиту социальных прав и гарантий ветеранов Российской Федерации. Проблемы и реформы // Социальная работа. - 2008. - N 4. - С. 30-32;

.Дмитриева, О. Переход от распределительной пенсионной системы к накопительной: результаты и критерии эффективности // Вопросы экономики. - 2010. - N 4. - С. 43-60;

.Долотов, В.А. О признаках финансовой устойчивости пенсионной системы // Финансы. - 2009. - N 5. - С. 64-66;

.Заболоцкая, В.В. Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы промышленно развитых стран и возможность его применения в России // Финансы и кредит. - 2008. - N 8. - С. 73-79;

.Ильин, В.В. К вопросу об эффективности пенсионной реформы // Финансы. - 2007. - N 5. - С. 47-51;

.Красильникова, М.Д. Люди старшего возраста - новые возможности или еще одно ограничение? // Вестник общественного мнения. - 2008. - N 5 (сентябрь-октябрь). - С. 9-18;

.Куропятник, Д.А. Реформа пенсионной системы: теоретические подходы, мировой опыт и перспективные пути реформы в России // Социальная политика и социология. - 2009. - N 2. - С. 55-65;

.Кучер, Н. Пенсионное "ОСАГО" // Социальная защита. - 2010. - N 8 (218); Пенсионное обеспечение. - 2010. - N 8 (165). - С. 3-6. - (Пенсионное обеспечение. -2010. -N 8 (165). -С. 3-6);

.Лельчук, А.Л. Пенсионная система России: реформа продолжается // Финансы. - 2009. - N 1. - С. 58-62;

.Лескова, Ю.Г. Право пенсионера на достойную пенсию (в аспекте нового законодательства) // Социальное и пенсионное право. - 2010. - N 1. - С. 11-14;

.Логинов, Д. До сих пор у большинства населения о пенсионной реформе - со всеми ее накопительными системами, письмами счастья и молчунами - представление самое смутное // Новое время. - 2008. - N 34 (80). - С. 38-40;

.Ломтатидзе, О.В. Проблемы формирования эффективной пенсионной системы России // Финансы и кредит. - 2010. - N 23. - С. 14-18;

.Михальчук, В.Ю. Пенсионная система России: перспективы развития // Финансы. - 2007. - N 7. - С. 59-62;

.Павлова, И.В. Зарубежный опыт в реформировании системы финансирования социальной защиты // Социальная политика и социология. - 2009. - N 2. - С. 47-54;

.Пастухов, Б.И. Долгосрочное страхование жизни в системе пенсионной реформы: аспект страхового законодательства // Финансы. - 2007. - N 9. - С. 38-42;

.Пенсионная реформа: вопросы и ответы // Финансы. - 2007. - N 3. - С. 60-62;

.Пенсионная реформа: вопросы и ответы // Финансы. - 2007. - N 5. - С. 52-55;

.Попов Александр. Деньги есть, инструментов нет // Социальная защита. - 2007. - N 2; 2007. - N 2 - С. 26-29;

.Роик, В.Д. К формированию в стране современного института обязательного пенсионного страхования // Российский экономический журнал. - 2009. - N 1/2. - С. 26-33;

.Роик, В.Д. Российские институты пенсионного и в целом социального страхования перед вызовом "старения населения" // Российский экономический журнал. - 2009. - N 6. - С. 90-94;

.Руппель, И.А. Опыт реализации социального проекта «Нам рано жить воспоминаниями» // Социальное обслуживание. - 2010. - № 6. - С. 26-27;

.Смирнова Т.В. Старшее поколение: нереализованные ресурсы // Общественные науки и современность. - 2008. - N 4. - С. 38-45;

.Соколова, А.В. Социально-экономические и политические предпосылки пенсионного реформирования в России // История государства и права. - 2008. - N 1. - С. 2-3;

.Соловьев, В.Н. О формах собственности в сфере социальных правоотношений в условиях реформирования пенсионной системы // Социальное и пенсионное право. - 2008. - N 4. - С. 2-3;

.Стефанчук, Л. Экономические реформы в Новой Зеландии: почему их изучение и анализ могут оказаться полезными для России // Азия и Африка сегодня. - 2007. - N 12. - С. 42-46;

.Табах, А. Накопительные пенсионные системы за рубежом и их внедрение в России // Вопросы экономики. - 2010. - N 5. - С. 138-148;

.Тарасенко, О. Соцпакет на ладан дышит // Социальная защита. - 2009. - N 12 (210); Социономия (социальная работа). - 2009. - N 12. - С. 2-3. - (Социономия (социальная работа). -2009. -N 12. -С. 2-3);

.Уточним свои представления о пенсионной реформе // Финансы. - 2007. - N 2. - С. 48-49;

.Федотов, А.И. Модернизация пенсионной системы // Финансы. - 2007. - N 12. - С. 59;

.Финансовые перспективы пенсионной системы России // Финансы. - 2007. - N 4. - С. 52-56;

.Хмыз, О.В. Пенсионная реформа и демографическая ситуация // Финансы и кредит. - 2008. - N 30. - С. 54-60;

.Хорунжая, Е.А. Пенсионная реформа и управление социальными изменениями // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. - 2008. - N 4. - С. 124-125;

.Черняева, Д.В. Повышение пенсионного возраста как элемент пенсионной реформы: сравнительно-правовой анализ // Трудовое право. - 2010. - N 6. - С. 23-29;

.Шушков, В.В. Обобщение мирового опыта проведения пенсионных реформ // Трудовое право. - 2008. - N 6. - С. 48-53;

.Ярбилова, С.М. Оценка современного состояния российской пенсионной системы и необходимости дальнейшего ее реформирования // Финансы и кредит. - 2008. - N 10. - С. 70-76;

.Ясин, Е. Рублевка в неоплатном долгу // Новое время. - 2008. - N 5. - С. 32-33;

52.<#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

Уважаемый респондент!

Просим Вас принять участие в нашем исследовании, целью которого является определение отношения пожилых граждан к пенсионной реформе.

Ниже приведен перечень вопросов, на которые Вам предлагается ответить. Выберите вариант ответа, отражающий Ваше мнение. Если среди предложенных вариантов отсутствует вариант, совпадающий с Вашей точкой зрения, напишите свой ответ в специальной строке. Исследование является анонимным, ответы будут использованы в обобщенном виде в научных целях. Заранее благодарим!

1.Знаете ли Вы о существовании пенсионной реформы?

а) да, знаю;

б) что-то слышал;

в) нет, не знаю (переходите к вопросу № 4);

г) затрудняюсь ответить.

2.Ощутили ли Вы на себе действие пенсионной реформы?

а) да, ощутил;

б) никак не ощутил;

в) затрудняюсь ответить.

3.Чего Вы ожидаете от пенсионной реформы?

4.Как Вы считаете, необходимо ли реформирование существующей пенсионной реформы?

а) да, необходимо;

б) нет, ничего не нужно менять;

в) затрудняюсь ответить.

5.Удовлетворены ли Вы качеством пенсионного обслуживания?

а) да, вполне удовлетворен;

б) нет, не удовлетворен;

в) затрудняюсь ответить.

6.Удовлетворены ли Вы размером своей пенсии?

а) полностью удовлетворен;

б) частично удовлетворен;

в) скорее не удовлетворен;

г) не удовлетворен;

7.Считаете ли Вы целесообразным внедрение накопительной части пенсии?

а) да, это хорошее нововведение;

б) нет, в этом нет ничего хорошего;

в) затрудняюсь ответить;

г) другое

8.Доверяете ли Вы деятельности государственного Пенсионного фонда?

а) да, доверяю;

б) нет, не доверяю;

в) затрудняюсь ответить.

9.Если бы Вам сейчас пришлось выбирать, кому Вы доверили бы формирование накопительной части своей пенсии?

а) государственному Пенсионному фонду;

б) негосударственному Пенсионному фонду (коммерческой структуре);

в) затрудняюсь ответить;

10.Какие проблемы являются наиболее актуальными для Вас? (возможны несколько ответов)

а) плохое материальное положение;

б) низкое качество медицинского обслуживания;

в) проблема одиночества;

г) проблема организации досуга;

д) жилищная проблема;

е) невозможность трудоустройства;

ж) другое

Ваш пол: а) мужской; б) женский.

Ваш возраст: а) 50-60 лет; б) 61-70 лет; в) 70 лет и старше.

Похожие работы на - Пенсионная реформа в Российской Федерации и её влияние на изменение качества жизни престарелых людей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!