Источники экологического права. Международно-правовая охрана окружающей природной среды

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,19 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Источники экологического права. Международно-правовая охрана окружающей природной среды

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Юридический факультет

Кафедра гражданско-правовых дисциплин









Контрольная работа

по курсу «Экологическое право»










Санкт-Петербург 2011

План

1. Источники экологического права

. Состав и содержание правовой охраны государственного природно-заповедного фонда Российской Федерации

. Международно-правовая охрана окружающей природной среды

Список использованной литературы

1. Источники экологического права

Самое короткое определение источников права дано известным теоретиком С.С. Алексеевым - это «резервуар» юридических норм.

История источников права весьма многозначна. Её можно подвергнуть анализу: в материальном смысле как общественные отношения, нуждающиеся в регулировании, воля народа, выраженная путем опроса, анкетирования либо референдума; в идеальном смысле (правосознание, правовая доктрина, правовая культура); в формально-юридическом смысле (правовой обычай, правовой прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт).

В формально-юридическом смысле источниками права считается внешняя форма выражения, закрепления норм права. Из четырех перечисленных выше видов источников права наибольшее развитие в нашей стране получил нормативный правовой акт, т.е. юридический документ, в котором в письменной форме выражено решение уполномоченного органа государства об установлении, изъятии или отмене правовых норм.

Нормативные правовые акты экологического права целесообразно классифицировать по ряду оснований:

. По юридической силе:

а) законы - нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти; обладают высшей юридической силой; основным законом нашей страны является Конституция РФ, закрепляющая, в частности, права граждан (ст. 42) и их обязанности (ст. 58) в области экологии;

б) подзаконные акты - нормативные правовые акты, основанные на законах и законам не противоречащие.

. По сфере действия:

а) акты внешнего действия - охватывают всех лиц, кому они адресованы;

б) акты внутреннего действия - распространяются исключительно на лиц, входящих в состав определённой общности людей, например в какое-то ведомство.

. По видам органов, издающих акты:

а) акты, принятые высшими органами представительной власти Российской Федерации;

б) акты, принятые органами исполнительной власти Российской Федерации;

в) акты, принятые министерствами и ведомствами;

г) акты, принятые государственными органами власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

. По предметно-отраслевому признаку источники экологического права подразделяются на:

а) акты природоохранного права;

б) акты природоресурсного права.

В качестве отдельного вида источников экологического права выступают международно-правовые акты. Правовой основой участия России в их разработке и принятии являются нормы Конституции РФ, гл.XV Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» и других нормативных правовых актов. Ст. 15 Конституции РФ закрепила приоритет международного права над национальным, поэтому на территории Российской Федерации применяются правила международных договоров РФ, даже если внутренним российским правом установлены иные нормы, чем международным договором. Нашей страной подписана, в частности, сформулировавшая направления регулирования природопользования в глобальном масштабе Всемирная хартия природы (1982г.). Россия стала одним из многих государств, принявших Декларацию по окружающей среде и развитию, Йоханнесбургскую декларацию по устойчивому развитию (2002г.). Являясь основополагающими источниками международного права, перечисленные и другие подписанные Россией международно-правовые акты определяют направления регулирования международных экологических отношений.

В зависимости от предмета регулирования международно-правовые акты, подписанные нашей страной по вопросам охраны окружающей среды, могут быть подразделены на следующие виды:

)документы, посвященные устойчивому развитию;

)документы, посвященные обеспечению экологической безопасности;

)документы, посвященные охране отдельных компонентов экосистем;

)документы, посвященные охране окружающей среды от негативных факторов;

)документы, посвященные охране природных объектов, находящихся вне национальной (внутригосударственной) юрисдикции.

Кратко обобщая указанное выше, можно отметить, что источники экологического права, представляют собой внешнюю форму выражения, закрепления норм экологического права, могут классифицироваться по разным основаниям. Особым видом источников следует считать акты международного права.

2. Состав и содержание правовой охраны государственного природно-заповедного фонда Российской Федерации

Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд(ст. 58 ФЗ «Об охране окружающей среды). Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется ФЗ РФ от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - закон об ООПТ).

На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства РФ, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством РФ.

Почти все заповедники (99 из 101) находятся в подчинении Департамента особо охраняемых природных территорий и объектов Министерства природных ресурсов РФ. Заповедник, «Ильменский Минералогический» находится в подчинении УРО РАН, заповедник «Галичья гора» в ведении Воронежского Государственнго Университета Министерства общего и профессионального образования РФ.

российский заповедник имеют статус биосферных, т.е. входит в международную сеть биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг (ст.10 закона об ООПТ).

На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

В России на настоящий момент действует 35 национальных парков. Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) национальным паркам на правах, предусмотренных федеральными законами (ст. 12 закона об ООПТ).

Положение о национальном парке утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

На территории национального парка выделяются заповедное ядро, по режиму соответствующее природному заповеднику, рекреационную и буферную зоны, в которых разрешается хозяйственная деятельность различной интенсивности (туризм и иные формы рекреации, традиционное природопользование, щадящая сельскохозяйственная и лесоустроительная деятельность). На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников (ст.18 закона об ООПТ).

На территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры.

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В настоящее время в России действуют 69 заказников федерального значения. Единого государственного органа, осуществляющего управление заказниками федерального значения, нет. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков (ст. 25 закона об ООПТ).

На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование дендрологическим паркам, ботаническим садам, а также научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых находятся дендрологические парки и ботанические сады. Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения (ст. 28 закона об ООПТ).

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут иметь федеральное, региональное или местное значение. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами (ст. 31 закона об ООПТ).

Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ.

Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

3. Международно-правовая охрана окружающей природной среды

Международно-правовая охрана окружающей среды - совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государств) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

К объектам международно-правовой охраны относятся: международно-правовые объекты охраны, не входящие в юрисдикцию государств (космос, Мировой океан, воздушный бассейн, Антарктида, мигрирующие виды животных); международно-правовые объекты охраны, входящие в юрисдикцию государств (объекты, занесенные в Международную Красную книгу исчезающих и редких животных и растений, некоторые реки, моря, озера).

Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами в области охраны окружающей среды. К ним относятся следующие принципы:

право каждого человека на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;

каждое государство имеет право на использование окружающей природной среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;

экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счет других государств или без учета их интересов;

хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства, не должна наносить ущерб окружающей природной среде как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;

недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;

государства должны оказывать друг другу помощь в чрезвычайных экологических ситуациях;

все споры, связанные с проблемами окружающей природной среды, должны разрешаться только мирными средствами.

Международные договоры в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором в области охраны окружающей среды применяется соответствующий нормативный правовой акт, принятый для осуществления положений международного договора. Стокгольмская конференция ООН по охране окружающей среды 1972г. приняла два основных документа Декларацию принципов и План мероприятий. Декларация принципов включает 26 принципов, выражающих отношение мирового сообщества к проблеме окружающей среды. Важнейшие из них: право человека на благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь; сохранение природных ресурсов на благо нынешних и будущих поколений; избавление человека и окружающей его среды от последствий применения ядерного и иных видов оружия массового уничтожения.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, проходящее в г. Хельсинки в августе 1975г., приняло Заключительный акт, в котором наряду с политическими вопросами обеспечения безопасности были рассмотрены вопросы экологической безопасности. Международное экологическое сотрудничество включает: борьбу с загрязнением атмосферы; охрану вод от загрязнения; охрану морской среды; охрану почвы, заповедников, окружающей среды в городах.

В ходе реализации хельсинских решений странами-участниками впоследствии были приняты Конвенция о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха (1979г.) и Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992г.).

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (3-14 июня 1992г., Рио-де-Жанейро) приняла следующие документы:

Декларацию по окружающей среде и развитию;

Повестку дня - XXI век, представляющую собой программу действий;

Заявление о принципах охраны и рационального использования лесов;

Конвенцию по климату;

Конвенцию об охране биологического разнообразия.

В настоящее время в мире функционирует более ста различных международных организаций, занимающихся вопросами экологии. Охраной окружающей среды занимаются следующие виды международных организаций: специализированные учреждения и органы ООН; межправительственные организации; международные неправительственные организации универсального типа; региональные и субрегиональные органы.

Ведущая роль в международном экологическом сотрудничестве принадлежит ООН. Она рассматривает важные вопросы на Генеральной Ассамблее, принимает резолюции, проводит международные совещания и конференции. Специализированные учреждения ООН: Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и др.

Важной составляющей международного сотрудничества является соблюдение международных соглашений. Почти все природоохранные конвенции, заключенные в последнее время, содержат положение, требующее от договаривающихся сторон принимать надлежащие меры для обеспечения эффективного соблюдения и применения соответствующих международных соглашений. Существуют конвенции, требующие от участвующих в них государствах применения уголовных санкций за экологические правонарушения.

Страны ЕС также вносят свою лепту в область охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Европейское экономическое сообщество издало ряд директив, в том числе директиву 337/85 об «оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду». Следует напомнить, что именно в рамках Европейского Союза на встрече глав государств и правительств в Париже в 1972г. было решено разработать программу экологических действий. Таким образом, можно утверждать, что Европейское экономическое сообщество стало инициатором движения за принятие законодательства об окружающей среде. Это является исключительно важным фактом для входящих в сообщество стран.

Одной из более действенных в экологической области организаций Европы является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Она принимает необходимые меры для осуществления различных международных конвенций и соглашений, касающихся охраны окружающей среды.

Главами правительств Содружества Независимых Государств (СНГ) подписано соглашение о сотрудничестве в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, на основании которого учрежден Межгосударственный экологический совет. Под его управлением находится Межгосударственный экологический фонд для осуществления координируемых природоохранных программ. Стороны этого соглашения разрабатывают и проводят координируемую политику по вопросам обеспечения экологической безопасности и охраны природной среды, особенно в плане требований и норм безопасности, касающихся трансграничной перевозки опасных и радиоактивных грузов.

Таким образом, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности влияет на национальное законодательство. Должен действовать принцип приоритета международно-правовой нормы над нормой национального права. Он обязателен и для Российской Федерации.

Виды международно-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Политическая ответственность предусматривает в качестве санкций применение к государству-нарушителю принудительных мер, которые применяются в случае совершения тяжкого международного преступления. При нарушении государством своих международных обязательств, которое связано с причинением материального ущерба, наступает материальная ответственность. Формы материальной ответственности: репарация - возмещение ущерба в денежном выражении; реституция - возврат в натуре неправомерно изъятого имущества; субституция - замена неправомерно уничтоженного или поврежденного.

Список использованной литературы

правовой юридический экологический заповедный

Нормативно-правовая:

. Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законом РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // РГ. № 7. 21.01.2009.

. Федеральный закон РФ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (в ред. от 27.12.2009) // РГ. № 57. 22.03.1995; РГ. 31.12.2009.

. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с изм. внес. ФЗ РФ от 29.12.2010 № 442-ФЗ) // РГ. №6. 12.01.2002; РГ. 31.12.2010.

Основная:

. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.

. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2009.

. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

. Лапина М.А. Экологическое право: Учебный курс. - М.: МИЭМП, 2008.

. Комментарий к ФЗ Об особо охраняемых природных территориях / Под ред. Галиновской Е.А. - М.: Юстицинформ, 2006.

. Комментарий к ФЗ Об охране окружающей среды / Под ред. Боголюбова С.А. - М.: Юстицинформ, 2009.

. Экологическое право: Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Юрайт,, 2011.

. Экологическое право. Общая часть: Курс лекций / Ю.Н. Коряковцев и др.; под науч. ред. И.А. Соболя. - Спб.: Знание, 2009.

Похожие работы на - Источники экологического права. Международно-правовая охрана окружающей природной среды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!