Распределение природных ресурсов между разделенными этносами

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,35 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Распределение природных ресурсов между разделенными этносами















Контрольная работа

Распределение природных ресурсов между разделенными этносами

Введение

этнический природный ресурс степной

Наряду с расами человечество существует в этносах, имеющих свой этноним, т.е. собственное имя, относительно стабильные особенности культуры и психики. Этническая общность более явственно прослеживается в больших массах, чем в единичных случаях. В самом общем смысле этнос - это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей. Каждый этнос складывается в определенных физико-географических условиях, составляющих его «экологическую нишу». Во многих странах и регионах Азии и Африки этнонациональные проблемы становятся доминантой их современного развития. В этнической картине этой части Земли особенно много нестандартных ситуаций, порой искусственно созданных и веками конверсирующихся вопреки чаяниям миллионов людей.

Нигде в мире этнический фактор регионализма не выражен так ярко, как в Азии и Африке. Можно привести в пример противостояние таких этносов как хуту и тутси в Руанде, тамилов и сингалов в Шриланке, ханьцев и тибетцев в КНР, турок-киприотов и греков-киприотов на Кипре, палестинцев и евреев в Израиле и т.д. Межэтнические конфликты могут возникать как на фоне межличностного общения, так и на фоне территориальных споров. Но помимо стран, где проживают разные этносы, существуют и такие государства, в которых единый этнос разделен государственными или административными границами: Великобритания включая в свой состав Северную Ирландию, разделяет при этом единый ирландский этнос; Корея также с недавнего времени превратилась в два отдельных государства - Северную Корею и Южную, тоже самое можно сказать и о странах СНГ после распада последнего, хотя здесь этническое единство выражено уже не столь ярко. Что же касается КНР, то здесь все обстоит гораздо сложнее… Если в той же Корее все территориальные споры или вопросы о распределении природных ресурсов решает официально установленная государственная граница между Севером и Югом, то в Китае такой границы нет. КНР, существуя как единое, целостное государство, включает в себя такие области, которые постоянно борются за свою автономию и независимость. Официально на территории Китая есть автономные области, в дела которых правительство КНР не вмешивается, реальная же ситуация состоит в следующем: центральное правительство Китая пытается во что бы то ни стало установить тотальный контроль над такими областями как Тибет и Тайвань, причем последние считают себя отдельными государствами, а всякое вмешательство Китая в их внутренние и внешние дела расценивают ничто иное как ущемление демократических прав и свобод своего народа.

Китай же в попытках создания великой империи полностью отвергает идеи об автономии Тибета и уникальности его национальной культуры, не говоря уже о Тайване, который является «неотъемлемой частью Китая». Таким образом, ситуация в КНР достаточно сложная и запутанная: казалось бы все ясно - единое государство, в состав которого входят автономные области, но при этом последние себя в состав Китая не включают, отсюда и возникают постоянные конфликты между тибетским, тайваньским и китайским народом, которые в сущности являются единым, но разделенным этносом. Отсюда становится вполне очевидным, что распределение природных ресурсов между областями Китая остается нерешенной проблемой.

1. Гидроресурсы в КНР

По объему возобновляемых гидроресурсов Китай находится на пятом месте в мире. При этом население большинства районов страдает от острейшей нехватки воды, по среднедушевому показателю обеспеченности пресной водой - ¼ среднемирового уровня, он занимает 88-е место, находясь в ряду 12 бедных водными ресурсами стран. Ограниченные ресурсы пресной воды и неравномерное их распределение по районам увеличивают серьезность и частоту засух. В настоящее время площадь, ежегодно поражаемая засухами, увеличилась на 68% по сравнению с серединой 50-х годов. Из-за значительного сокращения объема воды в р.Хуанхэ восемь провинций и автономных районов, находящихся в ее бассейне (провинции Цинхай, Ганьсу, Шэньси, Шаньси, Хэнань, Шаньдун, Нинся-Хуэйский автономный район и автономный район Внутренняя Монголия), испытывают самую серьезную после образования КНР нехватку воды. Это приводит к снижению объемов производства традиционной сельскохозяйственной продукции, сотни ведущих предприятий вынуждены частично или полностью приостанавливать производство. На сегодняшний день из 32 китайских мегаполисов 30 испытывают проблемы с водоснабжением, а к 2010 г. эксперты прогнозируют первый серьезный «водяной» кризис.

Сельскохозяйственные затраты являются самыми значительными в общем объеме потребления воды. Более 70% зерна в Китае выращивается на поливных землях, для сравнения: в США - только 10%. Однако, если еще двадцать лет назад на нужды этой отрасли расходовалось 82% гидроресурсов, то в настоящее время, по данным Всемирного банка, только 66%. Это вызвано быстрыми темпами развития промышленности, на которую сейчас приходится около четверти водопотребления в КНР. Вместе с тем расширяются посевы культур, требующих обильного орошения (рис, пшеница, кукуруза), что приводит к стремительному истощению гидроресурсов в некоторых северных районах, где создано больше всего ирригационных систем. В результате на юге некоторые реки мелеют настолько сильно, что вода уже не доходит до моря. Более того, истощаются подземные источники воды, образуются пустоты, оседает земля. В засушливых приморских районах под землей все чаще встречается соленая вода. Нередко для ирригационных систем приходится качать воду с 400-метровой глубины. Что касается личных нужд, горожане потребляют 3,8% запасов воды, тогда как на долю сельских жителей (а это основная масса населения) приходится 6,8%, но этот показатель непрерывно растет, по мере того как правительство расширяет программу строительства водопроводов в деревнях. Нехватка воды ощущается как в засушливых западных провинциях, так и в обеспеченных водой, но густонаселенных городах Восточного Китая. Для сельскохозяйственных угодий Западного Китая характерны большие масштабы засоления почв, даже в оазисах, опустынивание.

В 2000 г. Северный Китай пострадал от жесточайшей за последние 50 лет засухи; все существующие методы снабжения его водой оказались неэффективны. В октябре 2000 г. Госсовет КНР созвал совещание по проекту переброски вод рек с юга на север, обсуждались конкретные проекты (так называемые «лучи») забора воды р.Янцзы. Проект переброски вод из р.Янцзы в р.Хуанхэ - составная часть проекта «Три ущелья», строительство которого началось в 1993 г. Предполагается, что вода из водохранилища Санься потечет по скальному туннелю, пробитому через горный хребет Циньлин, затем самотеком в водохранилище Даньцзянкоу (на реках Даньцзян и Ханьшуй в провинциях Хэнань и Хубэй), далее по скальному же туннелю - на север и по притоку - в р.Хуанхэ, и, наконец, - в Пекин. Общая длина туннелей составит около 120 км. После начала функционирования трех «лучей» ежегодно планируется отбирать более 250 млрд.куб.м. воды поверхностного стока р.Янцзы, каждый год на север Китая будет перебрасываться объем воды, равный «второй Хуанхэ».

Проект включен в 10-ю пятилетку (2001-2005) в качестве одного из стратегических направлений, он должен наряду с Западным газовым коридором, линией электропередач с запада на восток и высокогорной железной дорогой Цинхай-Тибет, «изменить экономическую карту Китая». Предполагается до 2005 г. завершить подготовительные работы и приступить к строительству, общая стоимость проекта - 99,3 млрд.юаней (12 млрд.ам.долл.), 70-80% финансирует центральное правительство КНР. Кроме обеспечения водой северных районов Китая, он позволит одновременно решить еще несколько проблем, в частности обеспечить безопасность Шанхая. Этот крупнейший город, находящийся в низовьях р.Янцзы, сейчас оказался под угрозой полного исчезновения, поскольку, согласно подсчетам Бюро защиты водных ресурсов КНР, до 2050 г. уровень воды в реке может из-за «парникового эффекта» подняться на 50-70 см, что чревато затоплением города, и через 50 лет Шанхай превратится в болото. Отбор части вод Янцзы поможет предотвратить эту опасность.

Проблему нехватки воды на севере Китая удастся, по всей вероятности, решить с помощью переброски части вод Янцзы, но в борьбы с засушливостью западных районов это вряд ли поможет. Освоение Западного региона является одним из приоритетов 10-й пятилетки (2001-2005), особое внимание уделяется охране его природных комплексов, ведется работа по предотвращению распространения с востока на запад технологий, которые могут привести к серьезному загрязнению этого региона. «Крыша мира» - Цинхай-Тибетское нагорье является одним из четырех экологически чистых регионов планеты, признанных ЮНЕСКО ООН. Пресс-канцелярией Госсовета КНР в 2002 г. опубликована Белая книга - «Экологическое строительство и охрана окружающей среды в Тибете». К середине века здесь намечено осуществить более 160 экологических проектов, в том числе по защите естественных лесов и восстановлению лесного покрова на пахотных угодьях; борьбе с опустыниванием; защите водных ресурсов рек - Янцзы, Хуанхэ и Ланьцанцзян (Меконг); спасению редких видов диких животных, находящихся на грани исчезновения.

Иртыш на территории Китая (Черный, или Кара-Иртыш) собирает свои воды на южных склонах Алтая. Это единственная река СУАР, имеющая сток в океан, суммарная нагрузка на водную экосистему района уже на 21% превышает имеющиеся ресурсы, при этом иртышская вода сильно загрязнена. Предполагается, что после завершения строительства в СУАР оросительно-обводнительного канала, Казахстан потеряет еще 20% годового стока этой реки. Дополнительный забор воды может привести к самым серьезным экологическим и экономическим последствиям.

От согласованной водной политики Казахстана и Китая зависит ряд территорий России, прежде всего Омская и Тюменская области. В результате повышенного забора воды в Китае Россия уже лишилась 2 млрд.куб.км воды в год. Кроме того, Казахстан в последние годы практически полностью изменил гидроэкологический режим своей части Иртыша в пользу гидроэнергетики, срезая все острые пики ливневых паводков и весеннего половодья и увеличивая сток воды зимой для выработки более дорогой и дефицитной энергии в зимний период. Для российских областей, ниже по течению Иртыша, это представляет определенные проблемы, так как весной не затапливаются сельскохозяйственные угодья, страдает рыбное хозяйство, не обеспечиваются судоходные глубины и т.д. Соперничество за водные ресурсы в регионе значительно усилится с завершением масштабного проекта по переброске вод Янцзы на север и внедрению водосберегающих технологий в сельское хозяйство. Можно ожидать, что в ближайшие 5 лет Китай предъявит претензии на очередную часть стока трансграничных рек, и это приведет к дальнейшей потере наших водных ресурсов. Вопрос легитимного режима водопользования, ирригационного и гидроэнергетического строительства на трансграничных реках представляет собой очень сложную проблему.

Кроме технических защитных мер, Тайвань предпринял и весьма эффективные политические меры защиты своей национальной безопасности. Законодатели Тайваня приняли, на первый взгляд, обычный рядовой закон, названный «Территориальный Билль о Водах».

При всей простоте в данном законе заложены фундаментальные основы юридического суверенитета и независимости Тайваня, который впервые в законе называется «Республикой Китай».

Закон определяет территориальные воды Тайваня в радиусе 12 миль по всему побережью острова. Тем самым Республика Китай заявила, что правительство континентального Китая не имеет права контроля над водами Тайваня и островами данной акватории океана.

Этот закон о территориальных водах в рамках международного права является очень успешной попыткой Тайваня легализовать международный статус Республики Китай и является недвусмысленным намеком континентальному Китаю о своем историческом багаже правопреемника всего Большого Китая.

. Степные угодья

В настоящее время около 90% степей подвержено деградации: опустыниванию - 35,6%, потенциальному опустыниванию - 46,7%, засолению - 5,7%. Ежегодно подвергаются деградации около 5% степей, восстанавливаемые и искусственно создаваемые степи составляют всего лишь 0,3%, темпы восстановления далеко отстают от темпов деградации. Площадь степей с каждым годом сокращается уменьшается количество растений, сильна водная эрозия. Из-за уменьшения растительности снижается способность сохранения влаги. Большая часть степей расположена в западной части Северо-Восточного Китая, на севере и северо-западе провинции Сычуань и в Тибетском автономном районе. На северо-западе провинции Сычуань степи уезда Жоэргай являются одним из наиболее быстро подвергающихся опустыниванию регионов Китая. Темпы опустынивания здесь составляют 11,8% в год. Обостряющаяся проблема опустынивания оказывает непосредственное влияние на состояние окружающей среды в верховьях р.Хуанхэ и р.Янцзы.

Производительность степей КНР низка, основные производственные показатели ниже среднемировых и даже ниже, чем в развивающихся странах. Из-за слепой погони за ростом поголовья большой вред степям приносит чрезмерный выпас скота (каждая особь полностью вытаптывает за сезон почти 2 гектара земли). Подобная ситуация наблюдается и в некоторых других странах, например, в Индии и Пакистане. В результате ряд высококачественных пастбищ по берегам рек и во впадинах между холмами собирает такое количество скота, которое многократно превышает способность пастбищ прокормить его. На больших площадях происходит изменение флористического состава: в травостое сокращается общее и видовое количество кормовых трав, заметно увеличивается обилие несъедобных и ядовитых растений, снижается объем зеленой массы на единицу площади. Происходит изреживание травяного покрова, что в ряде мест способствует развеванию песков, возникновению заносов, усилению процесса опустынивания. Широкомасштабная вырубка и уничтожение закрепляющих песок растений в скотоводческих районах также являются одной из причин образования пустынь и распространения опесчанивания. Большой ущерб степям Китая наносят грызуны. В засушливых скотоводческих районах они часто способствуют опесчаниванию степей, что угрожает скотоводческому производству.

В 2002 г. государство приступило к осуществлению всекитайского плана степного экоохранного строительства, к реализации проекта по прекращению выпаса скота на оскудевших пастбищах, в целях восстановления травяного покрова лугов и экологической системы степей. Запланировано, что в ближайшие 5 лет проект будет осуществляться в западной части автономного района Внутренняя Монголия, провинции Ганьсу и Нинься-Хуэйского автономного района, восточной части Внутренней Монголии, северной части Синьцзян-Уйгурского автономного района и восточной части Цинхай-Тибетского нагорья. Большое значение придается созданию «искусственных» пастбищ. В развитых странах эта проблема успешно решается: в Канаде площадь искусственных пастбищ составляет 20% их общей площади, в Новой Зеландии - 80%, в Китае - всего 3%. Устройство искусственных пастбищ требует крупных капиталовложений, но эффективность их в 50 раз выше естественных. Одновременно практикуется превращение обширных участков степей в заповедники, на которых выпас скота запрещается.

3. Основные источники энергии (уголь, нефть)

Из 1390 млн.т условного топлива, произведенного в самом Китае в 2002 г., 71% приходится на уголь. Китай потребляет 1370 млн.т угля, что составляет 27,7% мирового потребления.

Одна из главных проблем, связанных с использованием угля в качестве топлива, состоит в огромном ущербе, наносимом окружающей среде и здоровью населения. По оценкам китайских и зарубежных исследователей, экономические потери от загрязнения атмосферы, составляют от 3 до 7% ВВП. Продукты, образующиеся при сгорании угля, - главный источник загрязнения атмосферы в Китае. Китай потребляет 8-9% мировой энергии, но на его долю приходится 13,5% мировых выбросов углекислого газа и 15,1% - двуокиси серы.

Общие выбросы в атмосферу двуокиси серы, достигают почти 20 млн.т, что ставит Китай по этому показателю на первое место в мире и значительно превосходит способности среды к самоочищению. Загрязнение атмосферы двуокисью серы служит важнейшей причиной кислотных дождей. Эти дожди поражают треть территории страны. В 2000 г. тепловые электростанции, работающие на угле, выбросили в атмосферу 2,9 млн.т окислов азота. Китай подвергается также нарастающему давлению мирового общественного мнения в связи с поступлением в атмосферу больших количеств углекислого газа (второе место в мире после США), что, как полагают, ведет к возникновению парникового эффекта.

Именно эти обстоятельства не в последнюю очередь побуждают разработчиков энергетической стратегии Китая добиваться снижения доли угля в топливно-энергетическом балансе страны. Согласно расчетам Мирового банка, если Китай не сумеет в предстоящие 20 лет сократить загрязнение атмосферы, то ему придется затратить на лечение болезней, вызываемых продуктами сгорания угля, 390 млрд.долл., что составит 13% ВВП. Даже если будет реализован минимальный сценарий, выбросы продуктов сгорания угля в атмосферу будут далеко превосходить ее способность к самоочищению.

При наличии значительных геологических запасов угля разведаны они недостаточно. На 2000 г. еще не используемые, пригодные для строительства новых шахт экономически обоснованные запасы угля составляли всего 20,3 млрд.т. Этого далеко не достаточно для развития угледобычи в ближайшей перспективе. Подавляющая часть не используемых экономически обоснованных запасов угля сосредоточена в засушливых, безводных, отдаленных районах Центрального и Западного Китая, что создает значительные трудности для освоения, транспортировки и потребления. Предельная годовая добыча угля в Китае, с учетом наличных водных ресурсов и ущерба, наносимого природной среде, не может превысить 2,8 млрд.т.

При сокращении доли угля в топливно-энергетическом балансе абсолютные объемы потребления угля к 2020 г. существенно возрастут: до 2,9 млрд.т по максимальному сценарию и до 2,1 млрд.т по сценарию минимальному. Максимальный сценарий собственными ресурсами, без увеличения импорта, не обеспечен. Производственные мощности ныне действующих и строящихся шахт (с учетом выбывающих) составят к 2020 г. 710 млн.т. Даже если прибавить к ним 350 млн.т мощностей малых угольных разработок, в 2000-2020 гг. понадобится ежегодно дополнительно наращивать производственные мощности не менее чем на 50 млн.т. Но и в этом случае не исключен импорт угля для обеспечения потребностей юго-восточного приморья.

Согласно прогнозам, потребление нефти к 2020 г. увеличится в 2-2,6 раза по сравнению с 2000 г., но добыча ее ввиду ограниченности ресурсов существенно не возрастет. Она составит к этому сроку примерно 180-200 млн.т, а затем начнет плавно сокращаться. Потребление же нефти достигнет, как минимум, 450 млн.т (по максимальному сценарию - до 610 млн.т), что увеличит зависимость Китая от импорта нефти до 55% (по максимальному прогнозу - до 76,9%). Это примерно соответствует нынешнему уровню внешней зависимости США (58%). При сохранении определенного экспорта сырой нефти общая потребность в ней составит в 2005 г. 252 млн.т, в 2010 г. - 302 млн.т. Предполагается, что импорт нефти соответственно будет равен 90 и 135 млн.т. Однако уже в 2003 г. импорт нефти и нефтепродуктов превысил 100 млн.т, увеличившись по сравнению с предыдущим годом сразу более чем на 30 млн.т.

Рост импортируемой нефти будет сопровождаться созданием 15 крупных баз нефтепереработки (мощностью по 10 млн.т сырой нефти каждая), главным образом, на юго-восточном побережье и вдоль Янцзы, одновременно с закрытием мелких предприятий (мощностью до 1 млн.т), строительством глубоководных портов в Фуцзяни и Чжэцзяне (район Нинбо), сооружением трубопроводов для транспортировки нефти в Шанхай и Нанкин, а в случае необходимости и магистральных нефтепроводов для поставок нефти во внутренние районы на дальние расстояния. Укрупнение нефтеперерабатывающих предприятий (средняя их мощность в Китае сегодня составляет 2 млн.т, в мире - 5,5 млн.т) имеет целью улучшить технико-экономические показатели нефтепереработки, в частности увеличить выход легких фракций (до 75% к 2010 г., сегодня в Китае - 66,7%, в Азиатском регионе в целом - 80%) и повысить возможности переработки сернистой нефти (примерно до 35% к 2010 г.).

Существенный прирост извлекаемых запасов нефти в Китае способна, как полагают, обеспечить разведка морского шельфа. Однако освоение этих запасов тормозится нерешенностью ряда территориальных конфликтов и недостаточными, в связи с этим, шансами на кооперацию Китая с некоторыми ближайшими соседями, которые могли бы стать компаньонами в освоении новых источников нефти, вместо того, чтобы выступать как конкуренты на мировых рынках нефти. В Восточно-Китайском море таким препятствием к сотрудничеству служит спор с Японией по поводу государственной принадлежности острова Дяоюйдао, близ которого обнаружены признаки нефти. В Южно-Китайском море нефтяными ресурсами располагает акватория архипелага Наньша (Спратли), на обладание которым претендуют Вьетнам, Филиппины, Малайзия, не считая Тайваня.

Заключение

Способность китайских естественных ресурсов обеспечивать условия жизни для сотен миллионов людей приближается к пределу. В стране имеются энергоносители, но не хватает пахотных площадей, которые постоянно уменьшаются из-за эрозии почв, расширения городского и промышленного строительства; в ближайшие 25 лет КНР утратит по этим причинам еще около 10% обрабатываемых площадей. На одного работника приходится самая малая площадь обрабатываемых земель в мире. Урожайность с га практически достигла возможных пределов; урожайность риса в 2 раза выше, чем в Индии и Вьетнаме, урожайность кукурузы и пшеницы - на уровне США и Японии. В целом резкое повышение производительности с.х. за годы реформ Дэн Сяопина произошло за счет чрезмерной нагрузки на с.-х. ресурсы. В результате быстрый рост объема производства аграрной продукции, вероятно, исчерпает себя в КНР раньше, чем в др. странах Вост.Азии. Это - крупнейшая проблема, с которой сталкивается сегодняшний Китай, у нее нет аналогов в современной истории.

Во-первых, политические конфликты определяются не только обнищанием населения, но и растущим богатством. Рост численности населения означает увеличение бедности в засушливых районах северо-запада - Ганьсу, Шаньси и Шэньси. Нищета также распространяется среди крестьян в районах с высокой плотностью населения - в провинции Сычуань и дельте р.Янцзы. Именно эти регионы, особенно провинции Шаньси и Сычуань, были традиционными колыбелями региональных восстаний против центральных властей. Однако рост населения способствовал экономическому процветанию районов в нижнем течении р.Яньцзы и в южных приморских районах. Это благополучие также порождало конфликты. Богатеющие торговцы и собственники земли часто сопротивлялись власти пекинского правительства, пытавшегося перераспределить их богатство в свою пользу. Сочетание сопротивления элиты налогообложению с региональными народными восстаниями приводило к свержению династий.

Список литературы

1. Протасов В.Н. «Экология, здоровье и природопользование в России»

М.: Финансы и статистика, 2008 г.

. «Советский энциклопедический словарь» - M.: 1985 г.

Похожие работы на - Распределение природных ресурсов между разделенными этносами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!