Сущность, значение и формы государственного кредита

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,45 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность, значение и формы государственного кредита

Содержание

Введение

1. Сущность и функции государственного кредита

. Механизм государственного кредита

. Особенности государственного кредита в современной России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны. На смену политической и псевдосоциальной подоплеке принятия решений экономического характера, имевшей место в нашей стране в годы централизованного планирования и управления, пришел здоровый прагматизм, выражающийся в оценке прежде всего экономической целесообразности подобных решений. Иными словами, имевший место в системе политика <=> экономика очевидный перекос в сторону первого элемента, подразумевавший его неоспоримую доминанту, постепенно нивелируется.

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит - это особая и во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования. Сущность этой формы публичных финансов определяется содержанием категории "кредит". Этот термин, происходящий от латинского creditum (или credere - верить), буквально означает "ссуда", "долг". В Толковом словаре В. Даля кредит истолковывается как "доверие, вера в долг, забор, дача в прием денег или товаров на счет, на срок". В Экономической энциклопедии кредит определяется как "ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с уплатой процента". Таким образом, сущностная черта кредитных отношений состоит в предоставлении предмета ссуды на срок и его возвратности. Соответственно государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им. Субъектами кредитных отношений в этом случае являются, с одной стороны, государство (чаще всего выступает в роли заемщика) и, с другой стороны, юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации.

Целью данной работы является создание более полного представления о государственном кредите. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим сущность и функции государственного кредита; во-вторых, рассмотрим механизм государственного кредита; в-третьих, проанализируем особенности государственного кредита в современной России.

При написании данной курсовой работы была проведена большая и интересная работа, результатом которой будут прочные и надежные знания по вопросам государственного кредита, что позволит свободно ориентироваться во всех хитросплетениях данной категории. Знания об историческом опыте, как мирового, так и российского процесса предоставления государственного кредита необходимы для выработки теоретических позиций и принятия правильных практических решений проблем современности.

Данная работа окажет помощь в изучении предмета и даст возможность наглядно представить целостную картину в области функционирования государственного кредита, что, в конечном счете, позитивно отразится на изучении дисциплины "Финансы и кредит".

1. Сущность и функции государственного кредита

кредит финансовый заимствование неплатежеспособность

Государственный кредит - совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Главная форма кредитных отношений - когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

Государственные гарантии предоставляются по займам и кредитам, привлекаемым органами власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, хозяйственными организациями. Государство гарантирует не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату процентов по ним. В этом случае речь идет о гарантированных займах и кредитах. По гарантированным заимствованиям государство несет в полной мере финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности заемщика. Однако и в случае финансовой состоятельности займополучателя государство несет вполне конкретные затраты, например на проведение конкурса по размещению займа, оформление гарантий, резервирование средств на погашение гарантированного займа или кредита.

Государственные кредиты предоставляются за счет бюджетных средств экономическим субъектам, региональным и местным органам власти, иностранным государствам, международным организациям. При этом в зависимости от категории заемщика различают бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и собственно государственные кредиты.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита - и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней. Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

В ходе реализации своей финансовой политики государство использует государственный кредит как инструмент регулирования экономики: регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Привлекая средства физических лиц, государство сокращает их платежеспособный спрос.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос со стороны государства, тем выше уровень ссудного процента и тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Это ведет к сокращению инвестиций и стимулирует накопление в виде приобретения ценных бумаг.

Государственный кредит - это денежные средства, предоставляемые взаймы государству под ценные бумаги для покрытия его расходов.

Возникновение государственных расходов связано с выполнением экономических и социальных программ развития общества и образованием дефицита бюджета вследствие превышения его расходов над доходами. В роли кредиторов государства выступают население, хозяйственные и финансовые структуры, а также коммерческие и центральные банки.

К ценным бумагам относятся краткосрочные казначейские векселя и облигации государственных займов, что позволяет классифицировать государственный кредит как денежный заем государству.

В зависимости от сферы обращения займы подразделяются на внутренние и внешние. Первые основываются на выпуске ценных бумаг для продажи национальным, а вторые для продажи зарубежным кредиторам. В международной практике кредиторы получили название инвесторов или юридических и физических лиц, вкладывающих капиталы в развитие рыночной экономики данной страны.

Краткосрочные казначейские векселя выпускаются в обращение на срок от 1 до 6 месяцев для покрытия оперативного бюджетного дефицита вследствие сезонного характера его доходов и расходов. Сезонность производства и денежных потоков наиболее характерна для сельского хозяйства, где в первом полугодии нарастают расходы, а во втором-денежные доходы. При развитии сельского хозяйства на основе государственных программ выполнение последних требует временной мобилизации денежных средств, которые будут возвращены кредиторам после реализации продукции во второй половине года.

Облигации государственных займов эмитируются в оборот для выполнения государственных программ развития общества за счет средств бюджета. Доходы от реализации займов используются для военных, хозяйственных, социальных и стабилизационных программ.

Облигации государственных займов выпускаются на срок до 1 года (ГКО), до 5 лет (ГСО) и свыше 5 лет (ГДО). Годовой доход по этим облигациям должен быть не ниже процентных ставок банков, что обеспечивает их реализацию на фондовом рынке. Последующая реализация ценных бумаг осуществляется в порядке их новой купли-продажи по цене спроса и предложения.

Государство заинтересовано в эмиссии облигаций долгосрочных займов (ГДО), так как это обеспечивает стабильность денежных доходов и взвешенный уровень их бюджетного обслуживания, т.е. выкуп и уплату процентов. По решению исполнительных и законодательных органов власти облигации государственных займов выпускаются министерствами финансов и реализуются уполномоченными банками, включая центральный и коммерческие банки. Первый уровень реализации ценных бумаг на фондовом рынке - население; второй - хозяйственные и финансовые структуры; третий - коммерческие банки. Условия займов публикуются в открытой печати. Граница распространения государственных займов - эмиссионный фонд центрального банка. Использование государством средств эмиссионного банка открывает шлюз инфляции, обесценения денег и дестабилизации экономики. Поэтому государство прибегает к эмиссионным ресурсам только в чрезвычайных условиях вследствие войн, стихийных бедствий и других подобных причин. В мирное время законодательные акты большинства индустриальных стран запрещают центральным банкам проведение операций на открытом фондовом рынке.

Выкуп облигаций государственных займов происходит за счет доходов централизованного бюджета. Эти доходы образуются посредством взимания налогов с физических и юридических лиц, т.е. за счет доходов населения и предприятий. Поэтому развитие реального сектора экономики, где создается ВВП, служит основой эффективного функционирования финансовой системы, включая бюджет и государственные займы.

2. Механизм государственного кредита

Управление государственным кредитом - одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.

Управление государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны. В числе основных экономических целей - обеспечение экономической стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности на мировом рынке; социальные цели подразумевают обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени связано с управлением государственным долгом, в особенности внешним, состояние которого, как показывает мировая практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального суверенитета, что особенно актуально и для современной России.

Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система управления государственным кредитом в России переходного периода:

а) минимизация стоимости долга для заемщика;

б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей системы учета и контроля;

в) усиление инвестиционного характера займов;

г) регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;

д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. К таким способам традиционно относят рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций по регрессивному соотношению и т. п.

Рефинансирование - это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия - традиционно это изменение доходности займов (понижение - в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

Консолидация - изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель - уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

В ряде случаев правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.

Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Основная задача управления государственным долгом России - изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся обстоятельств в наибольшей степени это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких и адекватных современному состоянию и кредитным возможностям России.

Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы - национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты.

Долг в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Долг в обмен на налоги. В этом случае предполагается законодательное установление таких налоговых льгот для инвесторов - держателей внешнего долга, которые побудили бы их к инвестициям. Разрешение на конверсию должно предоставляться только при осуществлении инвестиций, важных для экономики России. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Выплата процентных платежей по внешнему государственному долгу в местной валюте. Этот вариант используется в мировой практике в отдельных случаях. Выплаты осуществляются по привлекательному для кредиторов курсу, но перевод денег в счет процентных платежей осуществляется на специальные инвестиционные счета в отечественных банках, причем средства с этих счетов могут быть направлены только для осуществления прямых инвестиций в экономику должника. Все иные манипуляции с такого рода средствами и доходами от этих инвестиций могут осуществляться лишь по истечении установленного в договоре конверсии срока (как минимум - через год).

Долг в обмен на наличные. Предполагает выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке внешних долговых обязательств. В этом случае уменьшается номинальный долг и имеет место экономия на будущих процентных выплатах. Процедура этой операции такова: правительство назначает агента, обладающего достаточным опытом по купле-продаже внешних долгов (как правило, это крупный коммерческий банк) и устанавливает дисконт к номиналу долга, согласно которому оно готово выкупить у агента купленные им долги.

Реструктуризация долга. Этот способ регулирования задолженности весьма распространен в современных условиях. Под реструктуризацией понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга страны. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

В качестве инструмента управления долгом предлагаются программы внешних и внутренних заимствований, предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов, с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема займов или предоставленных кредитов.

В стране вводится единая система учета и регистрации государственных заимствований. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ. Обязанность по ведению государственных книг внутреннего и внешнего долга РФ (Государственная долговая книга Российской Федерации) возложена на Минфин России. Все названные инструменты и методы призваны обеспечить эффективное управление государственным долгом Российской Федерации.

3. Особенности государственного кредита в современной России

Государственные заимствования оказывают большое влияние на экономическое развитие страны и регулирование долговых проблем. В течение последних десятилетий накоплен большой мировой опыт государственных заимствований. В России мы имеем 15-летнюю и далеко не безупречную практику заимствований.

"Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами являются физические и юридические лица", - так определили суть государственного кредита авторы Н.Ф.Самсонов, Н.П. Баранникова и И.И. Строкова.

Толковый экономический и финансовый словарь Бернара и Колли дает следующее определение безлимитных расходов государственного бюджета (Credit evaluatif): "Кредит, служащий для погашения государственных долгов, порождаемых специальными законодательными решениями либо постоянно действующими установками, одобренными законом". Это определение толкуется таким образом, что затраты на покрытие государственных долгов или расходов на правосудие покрываются Государством как только они появляются независимо от их величины. Цифры, внесенные в закон о государственном бюджете, обычно не представляют собой строгого лимита, а выступают в качестве простой оценки.

Более полное и точное определение, по нашему мнению, дано в современном российском экономическом словаре: "Государственные займы - форма получения кредита государством., при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником, представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга, могут быть как внутренними, размещаемыми среди банков, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов".

Государственный кредит от банковского кредита отличается следующими чертами.

Государственный кредит (заем) используется как правило, для покрытия бюджетного дефицита. Его привлекают органы власти. На сумму привлеченного государственного кредита увеличивается объем государственного долга. Банковский кредит могут привлекать юридические и физические лица на их собственные цели.

Банковский кредит, в отличие от государственного, имеет строго целевое назначение. Государственный кредит, привлеченный от размещения ценных бумаг, может быть использован так же как доходы государства на различные государственные расходы, утвержденные федеральным законом на текущий год.

Банковский кредит может служить причиной появления избыточной денежной массы. Государственный кредит, как правило, ведет к сокращению денег в обращении. За время существования СССР государственные займы использовались как одна из форм принудительного изъятия средств предприятий и населения.

При государственном кредите интересы участников кредитных отношений могут не совпадать, скорее они обособлены. Интересы кредиторов на всегда имеют чисто экономическую форму, иногда они имеют политическую, экологическую окраску и др. Банковские кредиты практически всегда заключаются для достижения экономических интересов участников: кредитора и заемщика, их интересы, как правило, совпадают.

Государственные кредиты разделяются на внутренние и внешние.

Изначально считалось, что внутренние займы размещаются на внутреннем рынке, а внешние привлекаются на иностранных денежных рынках. С введением Бюджетного кодекса РФ разграничение кредитов на внутренние и внешние осуществляется по валютному признаку. Внутренними кредитами (займами) считаются все кредиты, размещаемые в валюте Российской Федерации, их объем формирует внутренний долг Российской Федерации. Соответственно внешними кредитами являются все кредиты, предоставленные Правительству РФ в иностранной валюте; они формируют государственный внешний долг.

Государственный кредит выступает в двух формах - эмиссия ценных бумаг и получение иностранных кредитов. Кроме того, существует государственная гарантия, предоставление которой автоматически увеличивает объем государственного долга.

Государственные займы классифицируются по следующим признакам: праву эмиссии, типу размещения, категории кредиторов, форме юридического оформления, порядку выплаты дохода позайму, срокам погашения, условиям погашения, методам размещения и наличия гарантий.

Решение о привлечении кредитов должно быть принято законодательным органом власти. Право на эмиссию (от латинского "emissio" - выпуск) имеет Правительство РФ.

В случае принятия решения о привлечении заемных средств для покрытия дефицита федерального бюджета Правительство выпускает постановления или распоряжения о целесообразности привлечения целевых займов для осуществления инвестиционных программ, финансирования социальных программ либо эмиссии ценных бумаг. Обязательным условием выпуска займов является регистрация проспекта эмиссии ценных бумаг в федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам) либо регистрация кредитов, предоставленных Российской Федерации иностранными кредиторами в Государственной долговой книге Российской Федерации, Государственной книге внешнего долга Российской Федерации).


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!