Мусульманское право

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,46 kb
  • Опубликовано:
    2012-03-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Мусульманское право

Содержание

. Возникновение ислама. Шариат - мусульманское право

.1 Ислам. Основная характеристика

.2 Посланник Аллаха

. Источники мусульманского права

.1. Коран и сунна

.2 Иджма

.3 Кияс

. Классификация преступлений и наказаний в исламе

.1 Преступления категории хадд

.2 Преступления категории кисас

.3 Правонарушения, категории тазир

Заключение

Список используемой литературы

Введение

На протяжении всей истории существования человечества разнообразные мыслители и философы пытались найти ответы на основные вопросы бытия: «Кто я такой? Зачем я существую? Откуда появился и куда я денусь?» И необходимо признать факт, что ни одна система мировоззрения, придуманная человеком, не даст исчерпывающего ответа на данные вопросы. Что касается материалистического мышления, столь распространившегося в наши дни среди масс, то оно вовсе искажает истину, обрекая людей на глубокий кризис души.

Человек состоит не только из материи, ведь у него есть и душа. Люди не забывают проявлять заботу о своем теле, ежесекундно вдыхая воздух, каждый день принимая пищу, соблюдая гигиену и так далее, но ведь душа требует не меньшей заботы. К сожалению, действительность такова- в нашем обществе, по причине доминирования материалистических ценностей, образовался огромный вакуум без духовности.

В отличие от европейской правовой традиции, нормы шариата не столько наделяют человека правами, сколько определяют его обязанности перед Всевышним. Предписания носят императивный (властный, приказной) характер. Поскольку речь идет о служении Аллаху, то эти нормы распространяются исключительно на правоверных мусульман. Законы шариата действуют в отношении иноверцев только в том случае, если в конкретном деле пострадавшей или заинтересованной стороной выступает мусульманин.

Кроме писаного права, в мусульманских странах сохраняются правовые обычаи - адаты, отвечающие местным традициям. Они действуют наряду с шариатом. Кроме того, развитие мусульманской цивилизации в течение всего второго тысячелетия не могло обойтись без признания новых юридически значимых норм. Нормам шариата давались новые толкования, соответствующие требованиям времени. Эти нормы придавали мусульманскому праву гибкость, при этом они не должны были вступать в противоречия с основной доктриной и формально не были включены в систему шариата.

В настоящее время мировая интеграция, общность экономических интересов также оказывает воздействие на правовую среду мусульманских государств. Ими признаются многие принципы международного права. Наряду с консервативным шариатом в этих странах широко применяется национальное право, основанное на нормативно-правовых актах, исходящих от государства. Имеют место заимствования из романо-германской и англо-саксонской правовых систем.

Однако еще слишком рано говорить об окончательном отмирании принципов древней правовой доктрины мусульман. Под воздействием политических, социальных и иных факторов модернизация время от времени сменяется обратными тенденциями. Фундаментализм возвращает актуальность нормам шариата. Возрождаются шариатские суды.

Мусульманское право, как живой организм, подвержено влияниям внешнего воздействия и внутренним импульсам. Очевидно, что Западная цивилизация должна осознавать важность этих процессов и считаться с ними.

Я выбрала данную тему, так как считаю её актуальной. В последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России, так и в других странах. Также, изучая данную тему мне бы хотелось получше изучить традиции, культуру и права своего исламского народа. Мусульманское право - сложное социальное явление, оказавшее глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Ислам - являясь одной из трех (наряду с буддизмом и христианством) мировых религий, имеющей своих приверженцев практически на всех континентах и в большинстве стран мира, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология, оказывающие значительное влияние на международную политику. Выделяя государственный характер ислама, мусульманское право всегда находилось в центре его учения и будучи системой норм воспринималось еще и как универсальная политико-правовая доктрина. Изучение мусульманского права, как самостоятельной правовой системы, представляет не только исторический, общетеоретический, но и практический интерес. Роль, которая в настоящее время отводится мусульманскому праву в правовом развитии, политике и идеологии стран Востока, наглядно подтверждает, что оно сохранило еще достаточно широкие возможности активно действовать в новой исторической обстановке.

Говорить о шариате значит коснуться важнейшей стороны ислама - одной из великих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а численность последователей превышает 1/6 населения современного мира.

В своей работе я поставил цель раскрыть то, что представляет собой шариат на самом на деле: показать его неразрывную связь с исламом, описать его источники и выявить основные черты.

Задачи моей работы:

.Возникновение ислама. Шариат-мусульманское право;

. Источники мусульманского права;

. Классификация преступлений и наказаний в исламе.

Глава 1.Возникновение ислама. Шариат - мусульманское право

1.1Ислам. Основная характеристика

Ислам - религия правды. Это кодекс жизни, который Бог, создатель и все держатель Вселенной, дал людям как путеводный маяк.

Слово "Ислам" по-арабски значит "повиновение", "покорность", "послушание". Как религия, он требует полного повиновения и послушания Аллаху. Другое значение слова Ислам "мир", и это значит, что достичь истинного умиротворения тела и души можно только через повиновение Аллаху.

Можно называть себя мусульманином просто на словах, но настоящий мусульманин всей душой верит в Аллаха, соблюдает Его законы, покорен и благодарен Богу, какие бы испытания Он ниспосылал. К оран учит:

"Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха , о да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца, - те, которые уверовали и делали благое - им благо и хорошее пристанище".

Человек не только снова и снова отклонялся от него, но также терял и извращал законы, завещанные пророками. Потому-то и посылались новые пророки.

Последним из этих пророков был Мухаммад, который возвестил Послание в его окончательном виде и сделал все, чтобы сохранить его навсегда. Это руководство заключено в Коране и жизненных примерах Пророка. Основной принцип Ислама состоит в том, что творец всего мира Аллах, который есть Господь и Властелин. Он Владыка мира, единственный все держатель Вселенной. Человек вступает в Мечеть Ислама, искренне проповедуя веру в единственность Бога и Пророчество Мухаммада.

Догмат веры - калима - гласит: "Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад - Пророк Его". В первой части калимы раскрывается идея тавхида, во второй утверждается пророчество Мухаммада.

В 630 г. Пророк Мухаммад победоносно возвратился из Медины в свой родной город Мекку, где 360 идолов стоячи вокруг Каабы. Пророк объехал Каабу, повторяя слова: «Пришла истина, и исчезла ложь; поистине, ложь исчезающа!»

Когда Мухаммад указывал на идолов своим посохом, они один за другим падали на землю. Затем Мухаммад вошел в Каабу, где увидел стены, покрытые рисунками языческих божеств вместе с изображением Девы Марии и младенца Иисуса, а также старца с гадальнымии стрелами, который, как говорили, изображает Авраама. Подняв свои руки, Пророк повелел своему сподвижнику Усману, чтобы все изображения были стерты.

В конце 6 - начале 7 вв. на Ближнем Востоке правили две великие державы - Византийская империя и империя Сасанидов. Византийцы были наследниками Римской империи и контролировали земли на побережье Средиземного моря. В 324 г., приблизительно за 2,5 века до рождения Мухаммада, император Константин перенес столицу из Рима в город Византии на берегах Босфора на территории современной Турции, на место, где Европу и Азию разделяет лишь узкий пролив. Город был переименован в Новый Рим, а затем в Константинополь, город Константина, в честь инициативы императора. В 313 г. в Милане Константин своим указом провозгласил веротерпимость к христианству и теперь украшал новую столицу и другие крупные города великолепными храмами недавно признанной религии.

Христианство стало в Византии религией правящей верхушки. Император являлся главой Церкви и наместником Бога на Земле. Разногласия по вопросам религиозной доктрины были весьма частыми. Ожесточенные споры, порой перераставшие в вооруженные столкновения, возникали по таким вопросам, как суть Божественной природы, допустимость изображения Бога и использование подобных изображений во время поклонений.

На протяжении 5 и 6 вв. византийским императорам становилось все сложнее контролировать из Константинополя удаленные территории, и варварские набеги постоянно пробивали брешь в оборонительных порядках империи. Вандалы вторглись в Галлию и Испанию в период между 406 и 409 гг., готы под командованием Ала-риха в 410 г. разграбили Рим, а бургундцы обосновались в середине 5 в. в долине Роны. В 451 г. вестготов принудили примкнуть к римской армии для обороны Рима от полчищ Аттилы и его гуннов, которые прошли через степи Евразии - огромные пространства, поросшие травой, про-стирающиеся между Китаем и Венгрией, - для завоевания населенных земель на юге.

Это беспрерывное давление на Византийскую империю на время смягчилось в середине 6 в., во время блестящего правления императора Юстиниана.

Юстиниан решил восстановить Айа Софию, величайшую церковь Константинополя, которая была разрушена во время мятежа. Отстроенная Юстинианом огромная купольная церковь, являвшаяся вплоть до нового времени крупнейшим внутренним помещением, в течение многих веков оставалась символом Константинополя и Византийской империи.

Несмотря на свои успехи на Западе, Юстиниан, как и его предшественники, столкнулся с Сасанидской империи, располагавшейся на востоке. Сасаниды прибыли с Иранского нагорья и сделали своей столицей Ктесифон на территории нынешнего Ирака.

В отличие от Византии, в которой государственной религией было христианство, господствующей верой в сасанидском Иране был зороастризм, основанный на учении Заратустры, также известном на Западе как Зороастр, который жил в Восточном Иране, вероятно около 1400 г. до н. э. Зороастр создал доктрину мироздания, в центре которой располагался Ахура Мазда, повелитель мудрости, единственный, предвечный, несозданный, добрый, мудрый и щедрый бог. Противоположностью ему был Ахриман, злой дух, борющийся против сил добра, однако обреченный на погибель в конце времен. Зороастр определил огонь в качестве животворящей силы, в присутствии которой его последователи должны совершать молитву. В 614 г. персидская армия завоевала Сирию и разграбила Иерусалим, священный город христиан, захватив с собой одну из наиболее почитаемых христианских святынь - фрагменты креста, на котором, как полагали, был распят Иисус.

К середине 7 в. противостояние между византийцами и Сасанидами продолжалось уже столь долго, что ни одна из сторон не смогла разглядеть, что величайший политический вызов, с которым они столкнутся, будет исходить не от лица традиционных заклятых врагов, а с абсолютно неожиданной стороны - аравийских пустынь. Аравия представляет собой обширный полуостров, напоминающий по форме башмак, занимающий территорию около 3500 млн км кв. между Африкой и Азией. Здесь находится самая большая песчаная пустыня в мире Руб-эль-Хали (Руб' ал-Хали).

Население Аравии, именуемое арабами, состояло как из кочевников, так и оседлых городских жителей. Населявшие пустыни кочевники, известные как бедуины, вели свое существование, разводя овец, коз и верблюдов. Одомашнивание верблюдов в 3 тысячелетии до н. э. позволило жить и торговать в пустыне. Кочевники питались молоком и мясом, получаемыми от домашнего скота, а благодаря торговле приобретали у оседлых жителей оазисов такие продукты, как зерно и финики.

Население аравийских городов было богаче бедуинов и проживало в домах, возводимых из сырцового кирпича и камня. Особенно впечатляющими были сооружения в Йемене, где башни достигали порой высоты более 30 м, несмотря на то что дома в оазисах по большей части представляли собой скромные постройки из глины и пальмовых листьев. В отличие от городских жителей, которые, как считалось, утратили свои подлинные корни, бедуины слыли истинными носителями арабской культуры. Повсеместно арабское общество было организовано по племенам и родам, в которых люди вели свое происхождение от общего предка по отцовской линии и во главе которых стоял старший из мужчин.

Аравия была страной, где смешивались религии и культуры. В 4 и 5 вв. и Византия, и сасанидский Иран усилили свое влияние на северные районы полуострова посредством враждующих между собой племенных объединений - Гассанидов, населявших северо-запад, и Лахмидов Хиры на северо-востоке. В начале 6 в. один из химйаритских правителей Южной Аравии принял иудаизм, что послужило поводом для христианского царя Аксума в Эфиопии, поддерживаемого византийским императором Юстинианом I, начать вторжение в Южную Аравию.

К концу 6 в. сил стало не хватать. Персы завоевали Йемен на юге; между тем буферные государства Гассанидов и Лахмидов на севере стали приходить в упадок, поскольку бесконечные войны между персами и византийцами разрушили торговлю, от которой зависели эти страны. Развал царств на юге и севере позволил курайшитам, арабскому племени, которое обосновалось в Хиджазе, в оазисе Мекки, приблизительно в 500 г. н. э., выйти на первый план и начать доминировать на политической арене.

Обосновавшись в Мекке, курайшиты контролировали торговлю, проходившую вдоль западного побережья Аравии, а также ежегодно посылали караваны на север - в Сирию и на юг - в Йемен. Помимо своего центрального положения, позволяющего управлять торговым маршрутом с севера на юг, Мекка также обладала дополнительными преимуществами, будучи местом расположения двух языческих культов. Один из них возник вокруг «черного камня», метеорита, вмонтированного в прямоугольную постройку, известную как, располагавшуюся на территории самого города. Второй культ возник вокруг горы Арафат в его предместьях. Оба этих культа, находившиеся на попечении курайшитов, были политеистическими, а их божества почитались как покровители и заступники караванной торговли. Таким был мир, в котором появилась третья из великих мировых монотеистических религий.

.2 Посланник Аллаха

Мухаммад- последний из пророков, после него не родится другой пророк, он завершает посланническую миссию и является печатью пророков.

Каждый мусульманин следующий по пути Пророка, дабы заслужить восхваление и счастье на этом и на Том свете, не может обойтись без знаний о жизни, прекрасных качествах и красоте поведения Посланника Аллаха .

Родился Избранник Аллаха на рассвете 12 числа месяца Раби-уль-авваль 571 года по григорианскому календарю, в понедельник в городе Мекка. Его рождение сопровождалось чудесами и знамениями, возвещавшими необыкновенного младенца. Он происходил из благородного и знаменитого рода Хашима из племени Курайшитов. Сам Пророк Мухаммад говорил так: «Всевышний, сотворив народ, разделил его на две части - арабов и неарабов. Отца Пророка звали Абдуллах, мать - Амина. Отец Абдуллах умер в возрасте 25 лет, еще до рождения Пророка . По исполнении шести лет он становится круглым сиротой. Два года после смерти матери Мухаммад жил со своим дедом Абдул-Мутталибом. Когда ему было восемь лет, умер и дед, после чего Мухаммад перешел под опекунство дяди Абу-Талиба, отца будущего халифа Али-асхаба .

В те времена у арабов был обычай отправлять детей на воспитание к кочевникам и нанимать для них кормилиц, дабы дети росли развитыми, крепкими; и дедушка Мухаммада поступил так же. Кормилицей Пророка была Халима. Она еще в раннем возрасте обнаружила его телесные и умственные способности: в два месяца он ползал, в три - встал на ноги, четыре - ходил держась за что-либо, в шесть - стал свободно передвигаться, в семь - бегал, на восьмом месяце довольно внятно произносил слова, на девятом месяце мог вести плавную беседу, в которой обнаруживал такую мудрость, что поражал изумлением всех, кто слушал его, в десять - стал стрелять из лука. Халима помнила, как он, впервые заговорив, восхвалял Всевышнего Аллаха, и с того дня он не прикасался ни к чему, не упомянув Аллаха , и не брался за что-либо левой рукой.

Еще с детства его всегда сопровождало белое облачко на небе, создавая ему тень. У него была очень тяжелая жизнь, но он никогда не жаловался на судьбу и всегда восхвалял Всевышнего Аллаха.

На Мухаммада было возложено пророчество в Мекке, когда ему было сорок лет. Он был послан как Пророк ко всему человечеству, к ангелам и джиннам. Он стал долго и терпеливо проповедовать Ислам.

Величайшей трудностью, с которой он сталкивался, были насмешки его противников. На него клеветали, называя поэтом, другие решили, что он одержим дьяволом, обвиняли его в колдовстве и чародействе. Неверные все свои силы направили на противодействие Истине, которую он распространял. Над ним посмеивались, натравливали детей, умалишенных и женщин, чтобы они забрасывали его камнями, набрасывались на него, пытаясь убить его. Мухаммад и его сподвижники терпели все это ради Аллаха и Его религии.

В 620 году, в десятом году пророчества, Всевышний Аллах вознес его на небеса. Сначала Аллах перенес его ночью из Мекки в Иерусалим, в мечеть «Байт-уль-Мукаддас», а затем вознес на небеса, где ему было показано множество чудес.

В 622 году по христианскому летосчислению, в тринадцатом году пророчества, Посланник Аллаха с дозволения Всевышнего вместе с первыми мусульманами переселился из Мекки в Ясриб, впоследствии названный городом Пророка - Мадинат-ун-Наби . С этого переселения начинается мусульманское летоисчисление.

Между первыми мусульманами и неверными произошло множество войн и сражений. Но никогда войну мусульмане не начинали первыми. Впоследствии Ислам постепенно распространился по Аравийскому полуострову. Пророк учил людей исламской религии, разъяснял обязанности и запреты, указывал им полезный для обоих миров правильный путь, показал людям множество чудес (му`джизат). Разумные следовали за Пророком . Через десять лет после Хиджры Ислам стал господствующей религией на всем Аравийском полуострове.

Умер Пророк после полного доведения до людей религии Ислам в возрасте 63 лет, 12-го числа месяца Раби-уль-авваль 11-го года Хиджры,в Медине, и похоронен там же, в комнате своей жены Айши , рядом с Мечетью Пророка.

Сподвижников Пророка называют асхабами. Наиболее высокочтимыми среди них являются Абу Бакр , Умар , Усман и Али , впоследствии, в перечисленном порядке, ставшие халифами (наместниками Пророка ), то есть правителями мусульман.

Итак, одна из целей миссии пророка Мухаммада - подтверждение истинности всех прежних пророков и осуществление целого ряда их пророчеств.

И на Последнем суде сам Мухаммад станет обличать перед Богом своих противников, а пророкам других народов будет позволено выступить свидетелями - каждому против собственных гонителей:

…Мы приведем по свидетелю от каждой общины, а тебя приведем свидетелем против этих…

В Коране подчеркивается общность учений и целей всех истинных пророков, а сам он призван способствовать решению их главной задачи - возвращению всего человечества к Богу:

Раньше в руководство для людей, и ниспослал различение.

При этом сам способ, которым передается откровение, остается тем же при общении Бога с каждым последующим пророком, и в этом смысле Мухаммад является не только духовным наследником прежних благовестников, но и как бы их сотоварищем пред лицом Творца:

Воистину, Мы внушили тебе откровение, подобнотому, как внушили его Нуху … Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку , Йа-кубу и коленам, Исе, Айубу, Йунусу,Харуну, Сулейману…

Направлять человека на «прямой путь» призвано откровение. С наибольшей полнотой оно было явлено в свое время в Законе Моисеевом:И вот Мы даровали Мусе писание и различение - может быть, вы пойдете прямым путем!

Если «писание» призвано являть человеку верную картину всего бытия как реальности, сотворенной и направляемой Богом, то «различение» должно постоянно ориентировать верующих в выборе между добром и злом, разрешенным и запретным, похвальным и осуждаемым.

Образное противопоставление «прямого» пути «кривому» часто встречается в Библии:

…Дабы спасти тебя от пути злого…

…От тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы…

…Которых пути кривы и которые блуждают на стезях своих…

Библейская символика «двух путей» нашла прямое продолжение в текстах Кумранской общины ессеев:

В руке князя светил управление всеми сынами справедливости, дорогами Света будут ходить они. А в руке посланника Мрака всё управление сынами беззакония,и дорогами Мрака будут ходить они…

С уведомления верующего о «двух путях» начинается и древнейший вне библейский текст раннего христианства - «Учение двенадцати апостолов»:

Два есть пути, один - жизни и другой -смерти, и велико различие между этими двумя путями.

Итак, постулат Корана о выведении человечества на «прямой путь» посредством пророческого откровения являет своего рода резюме всех предшествующих учений о «прямом пути» как цели человеческой жизни.

В Коране подчеркивается, что величайшим этапом непрекращающегося, поступательного откровения явилась после Моисея миссия Иисуса:

Мы даровали Мусе Писание и отправили вслед за ним череду посланников. Мы даровали Исе, сыну Марьям, ясные знамения и укрепили его Святым Духом…

Глава 2. Источники мусульманского права

.1 Коран и сунна

ислам шариат мусульманское право

Коран (от араб. «аль-кур'ан» - «чтение»), священная книга мусульман. Согласно богословской традиции, Коран считается несотворенной божественной речью, переданной людям через пророка Мухаммеда; Коран предвечно существовал на арабском языке в неизменном виде и пребудет таковым до Страшного суда. Поэтому безусловным требованием является использование в любых мусульманских ритуалах только арабского текста. До недавнего времени существовал запрет на перевод Корана на другие языки. Сейчас такой запрет снят.

Мусульманская мысль делает акцент на «неподражаемости» , т.е. неземном происхождении словесной формы Корана, считая именно этот факт решающим доказательством подлинности пророчества Мухаммеда. Отсюда в значительной мере вытекает и та роль, которую Коран сыграл в истории мусульманского общества и культуры. Человек, получивший традиционное мусульманское образование, знает Коран наизусть. Требование сохранять Коран неизменным предопределило тот факт, что арабский литературный язык сформировался в эпоху Средневековья прежде всего как язык Корана.

Коран состоит из 114 глав, называемых сурами. Суры делятся на аяты. Членение сур на аяты было установлено не сразу и вызывало в ряде случаев расхождения в толковании смысла коранического текста. Суры обычно делят по времени их ниспослания на мекканские и мединские. Первые, как правило, короче и посвящены скорее описанию потустороннего мира; вторые пространнее и в большей степени относятся к земным делам. В Коране суры расположены не хронологически, а в порядке убывания по объему. Краткая «Открывающая» сура, которой придается особое значение и которая чаще других используется в ритуальных и богослужебных действиях, помещена в начале Корана.

Суры могут включать несколько не связанных между собой сюжетов. В Коране сильны библейские мотивы, что, с точки зрения исламского вероучения, не должно вызывать удивления, поскольку Тора и Евангелие представляют собой искаженные варианты божественной речи, точным воспроизведением которой является Коран.

Основные идеи. Коран подчеркивает единственность и верховное владычество Бога: «Скажи: „Он - Аллах - един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден» . Бог облечен справедливостью и могуществом. Он владеет всем творением, а его решения неизменны. После смерти человек пребывает в некоем промежуточном состоянии вплоть до дня воскресения и Страшного суда, за которым следует воздаяние. В загробном мире нечестивые будут прокляты, а праведники окажутся в садах блаженства.

Главная заповедь касается поклонения Богу. Предписываются ритуальные молитвы и еженедельные собрания по пятницам. Кроме религиозных правил, существуют установления, касающиеся повседневной жизни, законы о собственности, экономических отношениях, о семье и об обществе.

Исламская юриспруденция основывается на Коране. Не меньшее значение для исламской веры имеют наставления о божественном избранничестве, о братстве верующих и благочестивом поведении. Мусульманская община, созданная Богом, должна руководствоваться дарованной ей верой, а религиозный Закон - соблюдаться и отстаиваться. Братство верующих охватывает тех представителей любого народа и любого социального класса, которых свел вместе Аллах.

В исламе нет духовенства, совершающего таинства, нет касты священников. Верующий без совершения ритуала возведения в священный сан может стать имамом в мечети и членом совета богословов.

Возникновение арабской грамматики, лексикографии, истории и литературы, а также исламской философии и культуры многим обязано изучению Корана и его толкованию. Арабский историк ат-Табари в своем комментарии к Корану обобщил трехсотлетнюю историю исламской мысли. Интересен комментарий аз-Замахшари , в котором выдающийся филолог последовательно проводит точку зрения мутазилитов<#"justify">Заключение

Историческя роль мусульманского права определяется в первую очередь характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Она несет на себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и запутанностью, что обусловливает плюрализм и противоречивость содержания как системы в целом, так и многих отдельно взятых норм. Поэтому существуют объективные основания для акцента как на пережиточных, так и на относительно прогрессивных элементах мусульманского права. Тото факт, что наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Одной из характерных черт средневекового мусульманского права была его целостность.

Вместе с представлением о едином боге- Аллахе- утвердилась идея единого правового порядка, имеющего универсальный характер. Мусульмаснкое право на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиальный принцип.

Мусульманин, находясь в любой другой стране, должен был соблюдать нормы шариата, хранить верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира, мусульманское право стало своеобразной мировой системой права.

Наиболее важна глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще, и с каноническим правом в частности. Мусульманское право, как и каноническое,- это право церкви, право общины верующих. Но этим сходство и ограничивается; далее идут существенные различия между мусульманским правом и правом каноническим. Как конфессиональное право шариат отличается от канонического права стран Европы в том плане, что он регулирует не строго очерченные сферы общественной и церковной жизни, а выступает в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки. Мусульманское право, вплоть до мельчайших деталей,- неотъемлемая часть религии ислама. Оно несет на себе характер откровений, как и эта религия. А тот, кто не подчиняется мусульманскому праву, грешник, который подвергается наказанию на том свете; тот, кто оспаривает решение мусульманского права,- еретик, который изгоняется из общества ислама. Наконец, сама общественная жизнь не создает для мусульманина других норм, кроме норм религиозных, неотъемлемой частью которых является мусульмаское право.

Нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое воздействие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на

Северную, частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго- Восточной

Азии. И хотя мусульманские юристы еще долго будут следовать традиционным методам рассуждения и мышления, которые во всех иных сферах жизни, а не только в правовой, являются методами, присущими обществу, в котором они живут, уже некоторые мусульманские страны в своем сегодняшнем праве сумели объединить в соответствии с их традицией и мышлением различные элеменеты как традиционного происхождения, так и взаимствованные из западных стран.

После трех значительных феномена- вестернизации, кодификации и упразднения специальных удов, применявших мусульманское право, имевших место в XIX- XX веках, в положении мусульманского права произошли существенные изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на взаимствовании заподных правовых моделей.

За мусульмаским правом здесь сохранилось значение в регулировании главным образом отношений "личного статуса".

Однако, в целом, мусульманское право и его идеология еще могут сыграть положительную роль на этапе радикальных общественных преобразований.

По всем вышеупомянутым причинам изучение мусульманского права сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической, международной точек зрения.

Подводя итоги проделанной работы, обобщу: раскрыта природа мусульманского права, структура и основные источники мусульманского права, представлена общая характеристика шариата, а так же рассмотрены возможные пути приспособления мусульманского права к условиям современного общества.

Список использованной литературы

1. http://www.nashislam.net

2. Коран Сура "Ар-Ра-д" 28, 29

3. Ислам:основные принципы и сущность.(Islam: Basic Principles and Characteristics). Хуршид Ахмад 1-е издание: 1 марта 1995 г. Стр 1-5

. Коран 17:81.

. Из биографии Пророка Ал-Вакиди (ум. 822)

. Ислам. Тысяча лет веры и могущества. Хуршид Ахмад Издательство: Академия Дауа, 1-е издание: 1 марта 1995 г. 1-16 стр.

. Мухаммад-печать пророков, Мухаммад 1-е издание Москва 2011г

. Священный Коран. Сура 36. ЙА СИН

. Коран. Сура 'Фатыр', 35:18

. Коран. Сура 3, «Аль Имран» [«Семейство Имрана»], стих 2

. Коран. Сура 4 ан-Ниса 'Женщины' (аят 163) - Перевод смыслов Корана

. «Мертвой воды источник живой воды» И.Селиф 2009г 4стр

. Библия Притчи 2,12-15стр.

. Книга Устава общины, 3, 20-21стр.

. Учение 12 Апостолов (Дидахе) Апокриф Гл. 1 стр 1

. Цитируется по изданию: Писания мужей апостольских.-Рига: Латв. библейск. об-во, 1994.- 442 с.

. Коран Сура аль-Бакара(Корова)

. http://ru.wikipedia.org

. Книга о Коране, его происхождении и мифологии Л.И.Климович, Москва Издательство политической литературы 1986г. 2-5стр.

. Коран Сура 112:1-3

. Свет Священного Корана. Разъяснения и толкования. Сейед Камал Факих Имани Т 1 издание 1-е 2011г. 5-15стр.

. Коран Сура «Ат-тауба», «Покаяние»

. Коран «Трапеза», 5:15, 16

. Маджма аль-баян. Т 1. 17 стр.

. Комментарий Махзан аль-ирфан. Т. 1. 28 стр.; а также Масабих аль-анвар.

. Манхадж аль-садыкин. Т. 1. 90 стр.

. Коран Ал-Хиджр, 15:87

. Аль-бурхан фи тафсир аль-Куран. Т. 1. С. 21; а также Атйаб аль-баян. Т. 1. С. 83.

. Маджма аль-баян. Т. 1. С. 17.

. Нур ас-сакалейн. Т. 1. С. 26; Маджма аль-баян. Т. 1. С. 32.

. Коран Аль-Бакара (Корова)(1-5)

. Саваб аль-амаль (цит. по: Нур ас-сакалейн. Т. 1. С. 36.

. Манхадж ас-садыкин. Т. 1. С. 120; Маджма аль-баян. Т. 1. С. 32.

. Аль-Бурхан фи тафсир аль-Коран. Т 1. С. 52.

. Тафсир ас-Сафи. Т. 1. С. 78.

. Комментарий Махзан аль-ирфан. Т. 1. С. 66.

. Комментарий Аль-Бурхан. Т. 1. С. 54.

. Коран Аль-Исра (Ночной перенос), 17:88

. http://ru.wikipedia.org

41. <http://www.ethno.ru/cntnt/sunna/sunna1.html>

. Словарь- справочник молодого мусульманина Исламский энциклопедический словарь А. Али-заде Серия Золотой фонд исламской мысли Издательство Ансар, 2007 г.,265 стр.

. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М.: Международные отношения, 1996. С.312.

. Юридическая энциклопедия, под ред. М. Ю. Тихомирова. - М. 1997г

. Религии мира. Энциклопедия. Т. 6. - М., "Аванта +". 1996г.

. Преступление и наказание в Исламе, Коллектив редакции доктора Абдурахмана Аль-Муаля (перевод islamtoday.com) 1-е издание Москва 2011

. Коран 6-й Джус Сура 5 пункт 42

. Айдын Али-заде. Ислам не такой!...А какой? - М.: Издательский дом "Ансар", 2008. - 288с.

. Вайсс Бернард Дж. Дух мусульманского права. - СПб.: Издательство "Диля", 2008. - 320с.

. http://vkontakte.ru/topic-5073524_24264723

. Бурхануддин М. Хидоя. Комментарии мусульманского права. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 656с.

. Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. (пер. с голланд.) - М: Наталис, 2005. - 308с.

. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб.: Издательство "Диля", 2006. - 512с.

. Манна Аммар Абдуль Карим. Преступление и наказание по мусульманскому праву. - М.: Издательство РУДН, 2007. 84- 88с.

. Мисроков З.Х. Адат и шариат в российской правовой системе. - М.: Издательство МГУ им.М.В. Ломоносова, 2002. - 256с.

Похожие работы на - Мусульманское право

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!