Нетрадиционные методические подходы в тренировке юных хоккеистов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    235,25 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Нетрадиционные методические подходы в тренировке юных хоккеистов







КУРСОВАЯ РАБОТА

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

.1 РАЗРАБОТКА НЕТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ИГРОВОГО МЫШЛЕНИЯ

.2 ОПЫТНАЯ ПРОВЕРКА НЕТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ТРЕНИРОВКЕ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

.3 ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

ВЫВОДЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Главная особенность современного хоккея, из за. увеличения скорости, является повышение плотности игры. Спортсмены постоянно находятся в сложных игровых условиях, при дефиците времени для принятия и выполнения технико-тактических решений и действий. На первый план выходит способность хоккеиста своевременно и эффективно решать игровые задачи.

При прочих равных условиях наибольшего успеха в хоккее добиваются игроки, имеющие высокий уровень развития оперативного мышления и технического мастерства, которые позволяют быстро оценить, проанализировать игровую ситуацию, принять единственно верное решение и реализовать его. Более высокий уровень развития этих качеств даёт возможность предвосхищать действия партнёров, соперников и события на площадке. Именно эти способности выгодно выделяют « игровиков » на хоккейной площадке и именно эти способности, по единодушному мнению специалистов, являются главными предпосылками для воспитания классных игроков.

Актуальность данной работы обусловлена важностью современного момента.

Анализ научно - методической литературы показал, что в теории и практике современного хоккея отсутствует методика по воспитанию и развитию оперативного мышления у хоккеистов. С этой точки зрения актуальность выбранного направления данной работы не вызывает ни какого сомнения.

Преимуществом в советской школе хоккея всегда являлось наличие в сборных и клубных командах разного уровня ярких и неординарных хоккеистов «игровиков». В последнее время эти традиции во многом утрачены, такому положению есть много причин, но главное видится в том, что не уделяется особого внимания при подготовке резерва для команд в нашем хоккее, развитию оперативного мышления, одному из важнейших компонентов игры, а характер тренировочного процесса стал носить характер циклических видов спорта, без учёта сложной и более скоростной в последнее время специфики игры в хоккей.

ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ ОПЕРАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА

хоккей игровой мышление команда

Специфика хоккея характеризуется тем, что борьба протекает в условиях активного сопротивления и постоянной смены ситуаций. В связи с этим для успешной игры на передний план выходят требования к оперативному мышлению спортсменов.

Условия конкретной игровой ситуации, являющиеся внешней детерминантой оперативного мышления, определяет набор операций или движений. Каждая ситуация содержит в себе информацию того или иного содержания и разного объёма. Установлено, что быстрота мыслительной деятельности человека находится в обратной пропорциональной зависимости от количества информации ( закон Хика ). Кроме воспринимаемых объектов игровой ситуации детерминантой оперативного мышления является фактор конфликтности и риска игровой ситуации. Чем меньше выражен конфликт, к примеру, игра со слабым противником или на большом расстоянии от него, тем меньше риск сделать ошибку, тем больше времени отводится для принятия решений игроку и наоборот, чем острее конфликт, тем меньше времени для принятия решений, тем больше его дефицит. (А.В.Родионов).

Одна из основных характеристик оперативного мышления в командно -игровых видах спорта это наглядный, образный характер. В процессе решения задач, спортсмен оперирует в основном непосредственно воспринимаемыми, а не воображаемыми объектами. Процесс принятия игровых задач тесно связан с физическими и функциональными действиями, а не с абстрактными понятиями.

Другая особенность состоит в том, что мышление носит действенный характер и выражено это тем, что спортсмен, используя технические и тактические навыки и умения, реализует в действиях свои замыслы, и фактически сразу же видит их результаты. (Г.М.Гагаева)

Спортивную деятельность игрока характеризуют взаимосвязанные механизмы оперативного мышления и сенсомоторного реагирования. Игровая деятельность протекает в условия крайнего лимита времени, когда практически невозможно отличить моменты реагирования и принятия решений. С характеристиками оперативного мышления тесно связаны такие сенсомоторные реакции, как реакция выбора, реакция вероятностного прогнозирования и реакция предвидения.

Следующая особенность оперативного мышления в спорте - это связь с эмоционально - волевыми процессами спортсмена. Эмоциональность и напряженность - обязательное условие протекания процесса мышления у спортсмена, ему приходится принимать решения в ситуациях непосредственной острой борьбы с противником, сильного эмоционального возбуждения, что может привести к неверной оценке игровой ситуации.

Быстрота процессов мышления - не менее важная его особенность, характерная в основном командно - игровым видам спорта. А.В.Родионов считает, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество по этому показателю по сравнению с другими видами спорта (за исключением спортивных единоборств). Особенно быстрота принятия решения проявляется в случаях:

А) когда необходимо оценить все характеристики игровой ситуации;

Б) в случае, необходимости учёта вероятности изменения ситуации;

В) в случае, длительного процесса принятия решения в эмоционально напряженных ситуациях.

Представитель спортивных игр отличаются так называемой «скоростной выносливостью» в оперативном мышлении, которое заключается в непрерывном и частом принятии решений в течение длительного времени. Они же имеют преимущество в показателях быстроты оперативного мышления в условиях выбора одного варианта из нескольких возможных, что вполне объяснимо наличием в спортивных играх большего количества вариантов решений, чем в других видах.

Выделяются следующие наиболее существенные особенности мыслительных операций в спортивных играх:

деятельность в условиях крайнего лимита времени;

непрерывный характер процесса принятия решения;

восприятия большого числа элементов ситуации;

«панорамное» ориентирование по всему полю зрения, где спортсмен логически связывает между собой ситуации мало схожие по внешним признакам;

необходимость выбора решения из нескольких вариантов, довольно близких друг к другу;

способность при решении задач совершать «скачок» через промежуточные и несущественные варианты, способность сразу увидеть конечные решения;

удержание в памяти большого числа элементов тактических и технических задач;

смена плана решения задач непосредственно в ходе их выполнения;

реализация оперативной деятельности при большом числе сбивающих факторов. (А.И. Клименко).

В исследованиях посвященных изучению отдельных свойств оперативного мышления, в частности, быстроты и точности решения игровых задач, выявлены следующие закономерности:

точность решения тактических и технических задач зависит от уровня квалификации спортсменов;

высококвалифицированным спортсменам характерны наименее вариативные показатели оперативного мышления, у них наблюдается тенденция к уменьшению времени решения наиболее сложных задач;

для юных спортсменов характерно увеличение времени решения игровых задач при повышении их сложности;

Малиновский С.В. описывает структуру мыслительной деятельности в спортивных играх следующим образом:

А) решение через определённую «заготовку» ( стандартный путь решения )

Б) решение сложных игровых задач по принципу эвристической деятельности.

У спортсменов с малым игровым опытом, считает этот же автор, отсутствует какая - либо последовательность с предполагаемой ситуацией, они могут неоднократно возвращаться к уже «проигранному» взаимодействию, не переключаясь на более оптимальное. Схему ситуации оценивают наугад и поспешно выбирают решения, не просмотрев всех вариантов.

Опытный спортсмен старается целиком «увидеть» ситуацию и, хотя оптимальное решение, как правило, у них готово сразу, окончательно принимают они его, лишь отвергнув остальные. (С.В. Малиновский).

Рядом авторов (Д.Н. Завалишина, В.Н. Пушкин, 1964г.) были проведены исследования по изучению механизмов оперативного мышления. Итогами трёх серий опытов из 500 экспериментов явились следующие выводы:

.        Решение оперативных задач есть процесс установления связей между элементами обусловлено выявлением их свойств в ходе перемещения, которое меняет их характеристики.

.        Результатом этого процесса является создание динамической структуры условий, которая детерминирует дальнейшие действия по преобразованию ситуации.

.        Существенную роль в решении задач играет способ предъявления условий задач.

Восприятие информации и своевременность реагирования доминируют в простых игровых ситуациях, а в сложных ситуациях уже на первый план выходит быстрота выполнения интеллектуальных операций. Причем в тактических действиях спортсменов слиты воедино операции, как результат оперативного мышления и операции, как результат сенсомоторного реагирования.

Как высшее проявление процессов оперативного мышления следует рассматривать способность спортсменов к игровому предвидению, антиципации игровых ситуаций.

В подготовке спортсменов игровиков предполагается, что существует три группы спортсменов с разным уровнем оперативного мышления и предвидения (А.В. Родионов).

.        Спортсмены, которым не свойственна какая-либо программа предвидения. ( В работе с ними рекомендуется применение большого количества упражнений с игровыми эпизодами, с различным числовым соотношением атакующих и защищающихся. Тренер, умышленно ограничивает возможность принятия стандартных решений.)

.        Спортсмены , жестко оценивающие ситуацию. Обычно это -неуравновешенные спортсмены. ( В тренировках для них умышленно не следует принимать заблаговременно решений, а действовать строго по ситуации, нарочито меняя готовые решения.)

.        Спортсмены с более гибкой программой прогнозирования. Это люди с уравновешенной и подвижной нервной системой, благоприятный тип для игры, однако они часто уступают спортсменам из 2 группы, потому что нередко колеблются в принятии решений. ( Спортсменам этой группы необходимо в тренировках идти на риск, решительно принимать решения. Всё это поможет выработать игровую линию поведения для каждого игрока.) (А.В. Родионов, М.В. Бриль)

Способность к прогнозированию событий - существенный фактор, во многом определяющий поведение спортсмена в игре, где условия не стационарны, а информация о них во многом зависит от принятого личностью решения на основе анализа статистической структуры ситуации. Успех зависит от точного вероятностного прогноза, понимаемого в современной психологии, как привлечение прошлого опыта для опережающей подготовки к наиболее вероятным реакциям в условиях неопределённости. В этой связи следует рассматривать интуитивное предвидение, как механизм реакции и ответного действия на предвиденную ситуацию. ( А.В. Родионов, К.Л. Бабаян)

Анализ научной литературы по настоящему вопросу показал, что в хоккее лишь однажды исследователи обратились к проблеме игрового мышления. Б.А. Майоров 1981 в своей работе указывает на прямую связь уровня развития мыслительных процессов и тактического мастерства. Автор рассматривает вопросы тактического мышления в контексте игрового взаимоотношения у хоккеистов высокой квалификации.

Резюмируя литературный обзор, можно отметить, что:

.        Методы и средства развития оперативного мышления разработаны недостаточно.

.        Отсутствует методика тестирования уровня развития оперативного мышления у начинающих хоккеистов.

.        Неопределенны пути повышения эффективности игровой деятельности хоккеистов с учётом индивидуального подхода к уровню развития оперативного мышления.

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании были поставлены следующие задачи:

.        Разработать методику развития оперативного мышления у юных хоккеистов.

.        Разработать методику тестирования и педагогических наблюдений для диагностики уровня развития игрового мышления.

.        Проверить методику развития игрового мышления у юных хоккеистов в педагогическом эксперименте.

.        Разработать предложения по использованию методики развития игрового мышления в работе с юными хоккеистами.

. Метод педагогического наблюдения:

наблюдения за тренировочной деятельностью;

наблюдения за соревновательной деятельностью.

. Метод тестирования:

лабораторное тестирование по карточкам;

лабораторное тестирование на специальном макете.

. Метод обобщения опыта подготовки юных хоккеистов;

библиографический розыск, сбор и систематизация материала;

анализ документации;

картотека по теме;

беседы с тренерами, спортсменами, экспертами.

. Метод педагогического эксперимента

Исследование проводилось с июля 2008 г. по апрель 2010 г. В исследовании принимала участие команда юношей 11 - 12 лет «СОЗВЕЗДИЕ» г. Москва в количестве 23 человек. Обследование соревновательной деятельности осуществлялось в играх на первенство города Москвы. Обследовано 32 матча.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Разработка нетрадиционных подходов в тренировке юных хоккеистов, направленных на развитие игрового мышления

В ходе исследования одной из главных задач являлась разработка и экспериментальное обследование методики по воспитанию и развитию игрового мышления у юных хоккеистов.

Методика явилась результатом обобщения опыта работы ведущих специалистов по подготовке резерва в хоккее и воплощения на практике новых идей и представлений о системе тренировке в хоккее. Всё это нашло своё отражение в специальных методических приёмах и средствах, отличных от традиционных своей направленностью, на постоянное формирование игрового мышления.

Следует отметить, что тренировочные занятия, в которых применялись средства на развитие оперативного мышления, как правило, протекали с высоким эмоциональным фоном, вызывали живой интерес у юных хоккеистов, заставляли делать все упражнения в максимальном режиме и с полной отдачей, принимать нестандартные решения. Особое место в нашей методике занимает подготовительный период, где нашей задачей было найти новые подходы к общефизической подготовке. Основная суть методики заключается в использовании своеобразных методических приёмов, связанных с проведением специальных тренировочных заданий, направленных на развитие оперативного мышления, творчества и инициативы юных хоккеистов, принятия быстрого, нестандартного решения в сложных, быстро изменяющихся игровых ситуациях.

В качестве примера можно привести варианты методических подходов и их реализацию в специфических упражнениях по видам подготовки:

скоростная подготовка

скоростно - силовая подготовка

выносливость

сила

ловкость

тактическая подготовка

СКОРОСТНАЯ ПОДГОТОВКА

Методический приём

Реализация

Введение необычных исходных положений.  Соревновательный метод.      Введение различных вариантов команды «СТАРТ».       Изменение пространственных границ. Варьирование условий в ходе выполнения упражнения. Изменение скорости и темпа движения.

Старты; стоя спиной к направлению движения, сидя, лёжа, после имитации бега на коньках, выпрыгиваний, отжиманий, поворота, поворота прыжком. В парах; догнать партнёра на старте - дистанция 3 шага. Различные исходные положения. Кто вперёд из различных стартов; - кувырок лицом спиной - развороты - единоборства - старт, взявшись за руки Звуковые: - голосом (на определённое слово) - свистком (на определённый сигнал определённое начало) - хлопком - «на старт, внимание» «третий» Зрительные: - старт по определённому движению руки тренера - старт по мячу, выпущенному из рук тренера - старт хлопком после разворота по ладоням партнёра Бег в парах по определённому маршруту. «салки» с изменением условий по команде тренера, свистку (остановки, повороты, развороты, бег в обратную сторону, и т.д.) эстафеты. По команде: - ускорение - увеличение частоты шагов - смена ритма.



СКОРОСТНО - СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА

Методический приём

Реализация

Направленное варьирование внешних условий и отягощений.        Изменение скорости и темпа движений.   «Зеркальное» выполнение упражнений

- прыжки через разновысокие скамейки - прыжки через скамейки стоящие на разном расстоянии друг от друга - прыжки через скамейки в горку и под горку - прыжки с продвижением вперёд (с поворотами, то же на одной ноге, спиной вперёд, то же на одной ноге, то же с продвижением из стороны в сторону) - разновесомые шайбы, набивные мячи, пояса, эспандеры. - выполнение заданий с помехой партнёра. По команде в упражнениях с: - набивными мячами - прыжках - выпрыгиваниях В упражнениях с изменением направления движений, прыжках, выпрыгиваниях


ВЫНОСЛИВОСТЬ

Методический приём

Реализация

Изменение скорости и темпа движения.   Введение дополнительных трудностей и раздражителей.

В кроссе: - ускорения - медленный бег - изменение темпа по команде. Кросс с передачами мяча ( в парах, в тройках с двумя мячами) Кросс с движениями в горку и под горку, бег по пересечённой местности. Бег с изменениями способа движений: - спиной вперёд - прыжками - разворотами - правым, левым боком.



СИЛА

Методический приём

Реализация

Изменение скорости и темпа движений. Варьирование комбинаций выполнения упражнения.     Направленное варьирование внешних отягощений. Введение дополнительных раздражителей.

По команде в работе с набивными мячами и ломами. С набивными мячами, ломами: - в движении - в движении в приседе и полуприседе - с поворотами - с наклонами - с прыжками на одной ноге - то же с продвижением вперёд Выполнение упражнений с разными по весу снарядами и партнёрами. Изменение структуры движения по сигналу тренера, ответы на несущественные вопросы тренера, решение загадок.


ЛОВКОСТЬ

Методический приём

Реализация

Введение необычных исходных положений.       Введение дополнительных раздражителей.     Варьирование условий выполнения заданий.   «Зеркальное» выполнение упражнений.

- кувырок по определённой команде в ходе выполнения движения, после прыжков, после выпрыгиваний, в ходе выполнения ОРУ, в ходе выполнения единоборств, после эмитации. - прыжки с поворотами в движении на 180 и 360 градусов, прыжки в сторону с последующим ускорением. - старты из различных положений с усложнением кувырками, перекатами, прыжками с поворотами. Использование в эстафетах: - акробатических элементов - двух и более мячей - скакалок - скамеек - гимнастических матов По определённой команде в эстафетах: - изменение направления движения - изменение способов ведения мячей - выполнение определённого акробатического приёма. В двойках и тройках с движением по площадке. - усложнение: то же с мячами



ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Методический приём

Реализация

Введение дополнительных раздражителей.         Изменение по ходу игры условий или правил.   Варьирование тактических построений.  Изменение скорости и темпа игры.    Изменение пространственных границ.

Игра в два мяча; игра двумя мячами в трое ворот; одновременная игра двумя мячами в футбол ручной мяч и баскетбол. Игра с усложнением правил: - с правилами «вне игры» - с условием засчитывать гол, когда команда перешла на середину поля соперника - с условием засчитывать гол, если команда владеет сразу двумя мячами. Игра в ручной мяч или баскетбол на площадке с расставленными по ней гимнастическими скамейками. Игра в футбол, взявшись за руки в парах. Игра с переодеванием в перерыве в футболки разных цветов. Игра на удержание мяча. По свистку или другой команде - смена ворот - игра руками ногами - введение правил «вне игры» По свистку или другой команде - активный отбор - позиционная атака - контратака и т.д. По команде: - увеличение скорости передач - организация быстрой атаки - медленный розыгрыш - быстрые движения и открывания Вход в зону по ограниченному коридору. Условие: забивать голы только из вратарской зоны или наоборот (площадка для ручного мяча). Различные варианты «квадрата»


Тренировочные занятия, проводимые с применением нестандартных методических приёмов и средств, как правило, отличались высокой эффективностью и хорошим уровнем общей и моторной плотности.

В качестве примера можно привести тренировку общеподготовительного этапа, в которой комплексно решались задачи технико-тактической и скоростно-силовой подготовки. Команда разбивается на четыре группы по пять человек, вратари работают с теннисными мячами, скоростно-силовые задания выполняют по очереди с одной из пятёрок. Работа организована следующим образом: три пятёрки играют в футбол в трое ворот двумя мячами, за период считаются голы, пропущенные в свои ворота, пропустившим меньше всех - 2 очка, за второй результат - 1 очко, проигравшим - 0. Через 10 минут смена ворот. Одна из пятёрок идёт на скоростно-силовую работу: прыжки через разновысокие скамейки 15 шт. (20 - 45 см.), выстроенные на разном расстоянии друг от друга (40 - 90 см.), работа 8 - 10 секунд, отдых 2 минуты, 6 серий. Команда проводит за тренировку 2 круга прыжков и 6 периодов игры или соответственно 3+9 в зависимости от этапа подготовки.

Всего на общеподготовительном этапе содержание специальных средств, направленных на развитие оперативного мышления в ОФП, составляет 50,7% от общего объёма. Такое же соотношение относится и к структуре микроцикла, причём использование нетрадиционных приёмов и заданий по видам подготовки в ОФП следующие: (от общих объёмов по видам):

в скоростной подготовке - 38%

в скоростно-силовой подготовке - 49%

на ловкость и гибкость - 61%

на выносливость - 8%

в силовой подготовке - 29%

в КРФК - 75%

Применение настоящей методики, на наш взгляд, позволило повысить уровень развития оперативного мышления у юных хоккеистов, что нашло своё отражение в результатах проверки нашей методики.

3.2 Опытная проверка нетрадиционных, методических подходов в тренировке юных хоккеистов

В результате проведённого нами исследования была разработана экспериментальная программа подготовки юных хоккеистов.

В нашу задачу не входило противопоставление этой программы традиционным методам и средствам воспитания резерва в хоккее, мы старались использовать свою методику путём включения в тренировку, наряду с общепринятыми заданиями, упражнения, развивающие игровое мышление игроков. Основными методами при этом были: игровой метод и метод сопряжённого воздействия.

При разработке экспериментальной программы мы анализировали динамику основных видов подготовки в годичном цикле (табл. № 1), и затем, исходя из обобщения личного опыта, определили следующие объём и процентное соотношение заданий, связанных с развитием оперативного мышления (табл. № 2) в годичном цикле по этапам.

Рассматривая динамику объёмов и процентного соотношения заданий на оперативное мышление (всего - 212 часов), (таблица № 2 и рис. № 1), видно наибольший объём приходится на 1 соревновательный и 2 соревновательные этапы соответственно 64.5 час. (30.4%) и 47.5 час.(22.4%) от общего объёма заданий на оперативное мышление, эти же показатели на общеподготовительном этапе, составили - 29.5 час. (13.9%), на специально-подготовительном - 33 час. (15.5%), на промежуточном - 9.5 час. (4.5%) и на переходном - 28 час. (13.2%).

Такое соотношение, на наш взгляд, связано со спецификой каждого этапа в отдельности, а в целом соответствует задачам всей подготовки в годичном цикле.

Анализ динамики объёмов заданий на оперативное мышление по видам подготовки даёт возможность выявить, что наибольший объем экспериментальных заданий по физической подготовке приходится на общеподготовительный этап - 17час. (50.7%), специально-подготовительный - 6 час. (19.4%). Всего - 33.5 час. Или 15.8% от общего объёма.

Рис № 1

Рис № 2 Динамика объёмов тренировочной нагрузки, направленной на развитие оперативного мышления по видам подготовки на этапах годичного цикла

Рис № 3

По технической подготовке самый высокий объём специальных заданий на специально-подготовительном этапе - 18.5 час, (27%), на первом и втором соревновательных этапах соответственно - 18 час, (26.3%) и 13 час, (19%), на переходном - 13.5 час, (19.7%), на промежуточном - 4.5 час, (6.6%), на общеподготовительном этапе - 1 час, (1.5%). Всего задания по технической подготовке на оперативное мышление составили - 68.5 час, или 32.3% от общего объёма.

Из рис. № 2 видно, что наибольший объём заданий на оперативное мышление приходится на тактическую подготовку - 110 час, или 51.9% от общего объёма. Объясняется это видимо тем, что в упражнениях тактической направленности особое значение имеет способность игрока быстро оценивать ситуацию и принимать эффективные решения. Доля специальных заданий по тактике составила: на первом и втором соревновательном этапах - 45 час, (40.9%) и 33 час, (30%) соответственно, на общеподготовительном этапе - 11.5 час, (10.5%), на специальноподготовительном - 8.5 час, (7.7%), на промежуточном - 4 час, (3.6%) и на переходном - 8 час, (7.3%).

Следует отметить, что такое соотношение объёмов заданий на развитие оперативного мышления в нашем исследовании гармонично сочеталось с динамикой общего объёма нагрузок и соответствовало принципам спортивной тренировки.

Для оценки оперативных способностей юных хоккеистов использовалось параллельное сопоставление результатов лабораторного эксперимента и регистрации соревновательной деятельности спортсменов.

В первом случае применялись два теста. Одна из тестовых методик была разработана В.П.Пушкиным. По числу элементов задачи игра называется «Тройка» и представляет собой видоизменённый вариант игры «Пятнадцать», где площадка ограничена пятью полями и тремя фишками рис. № 4. Фиксируется число ходов, затраченных на расстановку фишек по порядку и время решения задач разной степени сложности - от «трёхходовок» до задач 8 - 10 ходов. На решение первой задачи спортсмены обычно затрачивают около 7 сек. (оптимальное число ходов - 7), на решение второй задачи - 11 сек. (число ходов - 10), на решение третьей задачи - 4 сек. (число ходов - 6).

В ходе исследования проводился сравнительный анализ результатов данного лабораторного теста на различных этапах подготовки в годичном цикле юных хоккеистов. Результаты тестирования дают основание полагать, что применение специальных средств и методических приёмов в тренировке юных спортсменов положительно повлияло на уровень развития оперативного мышления. Также необходимо отметить прирост результатов решения задач, что видимо явилось следствием целенаправленного воздействия на способность юных хоккеистов оперативно принимать решения. Число ходов сократилось в среднем по группе от 11.85 до 10.69; время от 12.16 до 10.74.

Второй лабораторный тест применялся для оценки оперативного мышления юных хоккеистов в условиях, приближенных к игровым (рис. № 5).

На макете, который представлял из, себя восьмигранник, появлялось изображение одной из восьми игровых ситуаций. Например, одна из задач, игрок расположен перед воротами с шайбой, необходимо принять одно из трёх решений; бросить по воротам, отдать пас партнёру, обыграть вратаря. Оценивается время принятия решения и его правильность. Секундомер автоматически включается при появлении ситуации и выключается, фиксируя время решения задачи, как только игрок нажимает одну из кнопок с номером варианта решения. Спортсмену предлагается восемь игровых ситуаций, где могут решаться задачи:

взятие ворот

входа в зону

начала атаки

открывания

опеки

отбор

два один

один два и т.д.

Тестовые задачи на оперативное мышление

вариант

3


2


1



вариант

2

1



3




3 вариант

3

2

1





Решение

1

2

3






Макет лабораторного теста по оценке оперативного мышления в хоккее

1 вариант - бросок по воротам

вариант - передача партнёру

вариант - обводка вратаря

Тестирование даёт возможность не только оценить способность хоккеистов к оперативному мышлению, но и позволяет развивать навыки игроков принимать быстрые и эффективные решения в различных игровых ситуациях.

Динамика результатов данного теста на различных этапах подготовки юных хоккеистов свидетельствует о росте показателя времени принятия решения и эффективности решения в подготовительном от 1.78 баллов и 2.19 сек в соревновательном периоде до 2.57 баллов и 1.64 сек в среднем по группе.

Таблица № 1. Результаты решения тестовой задачи на ОПЭ и в соревновательном периодах.

№ пп

фамилия

Показатели теста



Число ходов

Время решения (сек)



18.07.07.

22.12.07.

18.07.07.

22.12.07.

1

Великий

13

10

12.7

9.2

2

Воробьёв

10

9

11.9

10.7

3

Ледовский

11

10

8.6

8.3

4

Мисников

12

12

13.1

11.8

5

Мороз

10

10

12

10.6

6

Старов

9

9

7.9

7.8

7

Кузин

13

11

9.9

8.8

8

Молчанов

12

11

10.4

9.3

9

Самонов

11

10

11.5

10.6

10

Смирнов

11

9

12.6

11.4

11

Ананьев

10

10

11.3

10.3

12

Ченин

12

11

13.1

12.7

13

Парамонов

13

11

13.4

10.9

14

Петухов

12

12

12.8

11.8

15

Нестеров

14

12

13.7

12.0

16

Чахоткин

12

11

13.9

11.4

17

Кондратов

11

10

8.9

7.6

18

Ковалёв

13

11

12.9

11.2

19

Онгемах

14

12

14.1

13.3

20

Виняковский

14

13

14.8

13.7

21

Мартынов

12

11

12.9

11.4

22

Перстков

13

10

13.1

12.2

23

Горохов

13

11

14.2

11.1

Ср. арифметич. по группе

X

11.95

10.69

12.16

10.74

Ср. квадрат. отклонение


1.14

0.91

1.52

1.28


Таблица № 2 Результаты тестирования на лабораторном макете на ОПЭ и в соревновательном периодах.

фамилия

Показатели теста

Кол-во баллов

Время решения (сек)

17.07.07.

23.12.07.

17.07.07.

23.12.07.

1

Великий

2

3

1.78

1.56

2

Воробьёв

3

3

1.47

0.98

3

Ледовский

2

3

1.94

1.17

4

Мисников

3

3

2

1.65

5

Мороз

3

3

1.63

1.39

6

Старов

2

2

1.12

1.08

7

Кузин

2

3

1.66

1.14

8

Молчанов

1

2

1.54

1.47

9

Самонов

1

2

2.12

1.33

10

Смирнов

3

3

2.72

2.04

11

Ананьев

1

2

2.06

1.44

12

Ченин

2

3

3.14

2.09

13

Парамонов

1

2

2.97

1.83

14

Петухов

1

3

2.15

1.56

15

Нестеров

3

2

2.31

2.01

16

Чахоткин

2

2

1.58

1.14

17

Кондратов

2

3

2.01

1.26

18

Ковалёв

2

2

2.14

2.02

19

Онгемах

1

3

3.06

2.13

20

Виняковский

1

2

3.27

2.54

21

Мартынов

3

3

2.18

1.47

22

Перстков

1

2

2.21

2

23

Горохов

2

3

3.09

2.37

Ср. арифметич. по группе

X

1.78

2.57

2.19

1.64

Ср. квадрат. отклонение

0.68

0.49

0.46

0.38

Таблица № 3. Сравнительная таблица средних результатов лабораторных тестов по команде на различных этапах годичного цикла.

Тесты  Этапы

Тестовая задача

Тест на макете


Число ходов

Время сек

Кол-во баллов

Время сек

1 тест ОПЭ

11.95 ± 1.14

12.16 ± 1.52

1.78 ± 0.68

2.19 ± 0.46

2 тест соревнов. период

10.69 ± 0.91

10.74 ± 1.28

2.57 ± 0.49

1.64 ± 0.38

Разность d

1.26

1.42

0.79

0.55

t

3.76

3.41

2.19

1.81

Сравнительная таблица средних результатов двух лабораторных тестов даёт основание предполагать о положительных сдвигах по всем исследуемым показателям, что, видимо, явилось следствием применения нетрадиционных методических приёмов в тренировке юных хоккеистов. Так время решения тестовой задачи, уменьшилось, в среднем на 1.42 сек., лабораторного задания, в среднем на 0.55 сек. Число ходов на решение тестовой задачи во втором тестировании уменьшилось, в среднем на 1.26, а количество баллов в решении лабораторного задания выросло в среднем на 0.79.

Для оценки эффективности соревновательной деятельности в ходе исследования проводилась регистрация технико-тактических игровых действий юных хоккеистов в матчах различного уровня. По результатам проведённых обследований оценивались следующие:

объём технико - тактических действий

плотность (количество технико - тактических действий в минуту)

качество (разница между положительным и отрицательным показателями)

брак (все отрицательные показатели)

коэффициент эффективности (%)

В исследовании была использована таблица комплексных интегральных показателей, разработанных для взрослых хоккеистов.Cавин В.П., Львов В.С.

Таблица № 4

Показатель Оценка

Объём

Плотность

Количество

Брак

Коэфф. Эффект.(%)

Отлично

80 и более

4 и более

55 и более

18 и более

80 и более

Хорошо

70 - 79

3.7 - 3.99

45 - 54.9

18.1 - 23

75 - 79.9

Удовлетв.

60 - 69

3.3 - 3.69

40 - 44.9

23.1 - 28

70 - 74.9


Обследование по данной методике проводилось в течение всего соревновательного периода и в сумме с педагогическими наблюдениями дают возможность определить динамику эффективности соревновательной деятельности.

Хорошие положительные сдвиги были отмечены в ходе сравнения средних показателей соревновательной деятельности на различных этапах соревновательного периода. Прирост отмечен по всем показателям, что, в сумме с ростом спортивных результатов, по нашему мнению, явилось следствием использования нетрадиционных методических подходов и средств.

В ходе педагогических наблюдений главное внимание уделялось следующим характеристикам:

умению быстро и эффективно принимать решения

способность перестраивать свои действия в изменяющейся обстановке игры

умению действовать неожиданно и нестандартно в различных игровых ситуациях

способности своевременно и качественно проводить технико - тактические действие адекватное текущему моменту

умению своими действиями опережать и предугадывать действия соперников на площадке

Результаты предыдущих обследований и педагогических наблюдений согласовывались с мнением авторитетных экспертов наблюдателей. Данные представлены в (табл. № 5).

Таблица № 5. Сравнительная таблица обследования соревновательной деятельности по средним показателям

Показатель Обследование

объём

плотность

качество

брак

коэфф. эффект. %

1 обследование 03.11.07.

63.4 ±5.8

2.41 ±0.19

33.2 ±2.7

34.9 ±3.1

57.21 ±4.5

2 обследование 29. 03.08.

72.5 ±4.9

3.72 ±1.2

49.8 ±3.3

26.7 ±2.7

71.18 ±5.6

Сдвиги d

+ 9.1

+ 1.31

+ 16.6

+ 8.2

+ 13.97

t

6.12

2.19

4.21

3.11

3.26

Высокий коэффициент конкордации - 0.872 и хорошая взаимосвязь с результатами двух тестов на определение уровня оперативного мышления коэффициент корелляции - 0.474 - говорят о средней корелляции уровня эффективности соревновательной деятельности и мыслительных процессов. Исследование показало, что, чем выше уровень развития игрового мышления, тем выше возможности юного спортсмена показать качественную игру, не зависимо от его физических качеств, что конечно очень важно для достижения больших результатов в спорте.

3.3 Итоги педагогического эксперимента

.        Запланированный объём тренировочной нагрузки выполнен полностью.

.        Экспериментальная проверка методики развития игрового мышления показала эффективность тренировочного процесса, построенного на использовании нетрадиционных подходов и средств.

.        Разработана методика тестирования и педагогических наблюдений для диагностики уровня развития игрового мышления у юных хоккеистов.

ПРИМЕЧАНИЕ: эксперимент проводился на команде низкого уровня, где техническая и физическая подготовка спортсменов гораздо ниже, чем у спортсменов специализированных хоккейных школ, но результат превзошёл все ожидания, некоторых ребят заметили и пригласили в ведущие клубы Москвы.

ВЫВОДЫ

.        Разработанная и экспериментально обоснованная методика развития оперативного мышления у юных хоккеистов позволяет воспитывать у спортсменов способность к быстрому принятию решений и антиципации. Методика позволяет приблизить тренировочный процесс к соревновательной деятельности за счёт применения специальных методических приёмов и средств.

.        Эксперимент, проведённый на команде юношей 1995 года рождения ГОУ ДОСН ДЮСШ № 6 г. Москвы, показал эффективность разработанной методики и право на внедрение в практику подготовки юных хоккеистов для дальнейшего воспитания качественного резерва для хоккея.

.        Контрольное тестирование до и после эксперимента и результаты педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью юных хоккеистов, свидетельствуют о положительных статистически достоверных сдвигах показателей уровня оперативного мышления, а также об улучшении качественных и технических показателей игры, повышении плотности и эффективности технико - тактических действий в матчах.

.        В ходе эксперимента была выявлена взаимосвязь между показателями развития оперативного мышления и показателями соревновательной деятельности.

.        Методика тестирования может быть использована в системе отбора юных хоккеистов, в определении игрового амплуа спортсмена, а также и в селекционной работе.

.        Результаты проведённых исследований дали возможность сформулировать практические рекомендации по применению методики.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для повышения уровня оперативного мышления и эффективности тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов рекомендуется применять следующий комплекс мероприятий:

.        Определить уровень развития оперативного мышления каждого игрока и контролировать этот показатель на различных этапах подготовки, используя методику тестирования и педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью.

.        Использовать в тренировочном процессе методические приёмы и средства, направленные на развитие оперативного мышления на всех этапах подготовки юных хоккеистов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.      Александров П.Н. «Из области психологии. Теннис.» сб. 1972

.        Арутюнян Г.В. «Проблемы мышления в спорте» Т и ПФК 1962

.        Бриль М.С. «Отбор в спортивных играх» 1980

Букатин А.Ю. «Анализ выступления сборной СССР по хоккею в ЧЕ 1981г. среди юниоров» М. Спорткомитет СССР 1981

.        Гагаева Г.М. «Психология футбола» М. ФиС 1969

.        Горбунов Г.Д. «Исследование влияния физических нагрузок на оперативное мышление и скорость переработки информации» Вопросы психологии. 1968. «Методика исследования оперативного мышления» Проблемы инженерной психологии. 1968

.        Горский Л. «Тренировка хоккеистов» 1981

.        Завалишина Д.Н., Пушкин В.Н. «О механизмах оперативного мышления» Вопросы психологии. 1964

.        Зациорский В.М. «Вопросы теории и практики педагогического контроля в современном спорте» ТиП 1971

.        Колосков В.И. Климин В.П. «Подготовка хоккеистов» М. ФиС 1981

.        Каменинский Ю.А. «О вопросах принятия решений в игровых видах спорта» Итоговый сб. молодых учёных. 1970

.        Клименко А.И. «Исследование особенностей оперативного мышления баскетболистов с целью индивидуализации тактической подготовки» Автореферат - диссертация. 1975

.        Костка В. «Современный хоккей» 1976

.        Малиновский С.В. «Моделирование тактического мышления спортсмена» М. ФиС 1981. «Исследование психологических особенностей выбора ответных действий» Автореферат - диссертация. 1969

.        Мармор В. «Игровое внимание» С.И. 1970

.        Родионов А.В. «Быстрота мышления» ФиС 1973. «Психодиагностика спортивных способностей» М. ФиС 1973. «Психологические факторы решения оперативных задач в спорте» Автореферат - диссертация. АПН СССР 1976. «Спортсмен прогнозирует решение» М. ФиС 1971

.        Савин В.П. «Исследование путей рациональной методики подготовки хоккеистов» Канд. Диссертация 1974

.        Тарасов А.В. «Тактика хоккея» М. ФиС 1963

.        Усков В.А. «Тест для оценки оперативного мышления» ТиПФК 1989

.        Юрзинов В.В. «Своя дорога» Спортивные игры 1990

.        Шигаев А.С., Жариков Е.С. «Психология управления в хоккее» М. ФиС 1983

.        Чайнова Л.Д., Чайнов Н.Д. «Реакция предвидения и её числовые характеристики» Сб. Вопросы психологии 1966

Похожие работы на - Нетрадиционные методические подходы в тренировке юных хоккеистов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!