Аудит расчётов с персоналом по оплате труда

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,43 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит расчётов с персоналом по оплате труда

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 62 с., 11 табл., 30 источников, 8 прил.

АУДИТ, расчеты с персоналом по оплате труда, положение по оплате труда, контроль начислений и удержаний, аудиторское заключение

Объект исследования - расчеты с персоналом по оплате труда на Коммунальном унитарном предприятии «Городской молочный завод № 1».

Предмет исследования - аудит расчетов с персоналом по оплате труда на КУП «ГМЗ № 1».

Цель работы: изучение порядка проведения аудита расчетов с работниками по оплате труда.

Методы исследования: изучение и анализ литературы и документов по исследуемой теме; сплошная и выборочная проверка.

Исследования и разработки: изучен порядок расчетов с персоналом по оплате труда, проведен аудит расчетов с персоналом по оплате труда, разработаны предложения по его совершенствованию.

Технико-экономическая значимость: на основе результатов проведенного аудита расчетов с персоналом по оплате труда руководству предприятия предоставляется информация о достоверности учета расчетов с персоналом по оплате труда и (или) о нарушениях действующего законодательства о труде, правильности начислений и удержаний из заработной платы, что дает основания для своевременного исправления допущенных нарушений, которые будут способствовать повышению эффективности деятельности организации; а также защиты прав работников.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней учетно аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой темы, а ее заимствованные из литературы и других источников теоретические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

ВВЕДЕНИЕ

Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого экономического субъекта. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективности финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.

Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого контроля, выполняет роль советника, консультанта, помощника всех специалистов, занимающихся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудитор не только оценивает достоверность финансовой отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

В условиях рынка информация о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметом внимания различных пользователей. Предприятия, кредитные учреждения, биржи вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Все участники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.

Администрации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные явления, увеличивать доходы и снижать расходы, что обусловливает необходимость своевременного получения качественной информации о деятельности различных подразделений предприятия.

Интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существует объективная потребность в независимой ее оценке аудиторами - специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания таких услуг.

В последнее десятилетие произошли кардинальные изменения во многих сферах экономической деятельности, в том числе в системе оплаты труда и отчислений страховых взносов в социальные фонды. Сложились новые отношения между государством, предприятием и работником по поводу организации труда: сегодня предприятия вправе выбирать системы и формы оплаты труда самостоятельно, исходя из специфики и задач, стоящих перед ними, а непосредственной юридической формой регулирования трудовых отношений между работодателем и работником теперь являются тарифные соглашения и коллективный договор.

В этой связи в процессе проведения аудита расчетам с персоналом по оплате труда должно уделяться особое внимание.

Целью данной курсовой работы является изучение порядка проведения аудита расчетов с работниками по оплате труда.

Цель определила постановку и решение следующих задач:

1)      определить цель, задачи и источники аудита расчетов с персоналом по оплате труда;

2)      изучить порядок составления программы и плана аудита расчетов с персоналом по оплате труда;

)        раскрыть методику аудита Положения по оплате труда;

)        изучить методику аудита начисления оплаты труда и удержаний из заработной платы;

)        проверить правильность ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда;

)        изучить порядок составления аудиторского заключения.

Реализация поставленной цели и задач производилась па примере Коммунального унитарного предприятия «Городской молочный завод № 1».

Городской молочный завод №1 (ГМЗ № 1) был введен в эксплуатацию в 1929 году, в 1996 году ГМЗ № 1 преобразован в Открытое акционерное общество «Млитэпс». Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Минским городским исполнительным комитетом 21 октября 1996 года (свидетельство о регистрации № 792 от 24.10.1996 г.) На внеочередном собрании акционеров 14.11.2003 г. принято решение переименовать ОАО «Млитэпс» в ОАО «ГМЗ №1».

В 2008 году Коммунальное унитарное предприятие «Городской молочный завод № 1» (КУП «ГМЗ № 1) было создано путём реорганизации в виде преобразования Открытого акционерного общества «Городской молочный завод № 1» и присоединения к нему Коммунального унитарного предприятия «Городской молочный завод № 3».

Имущество предприятия находится в коммунальной собственности г. Минска и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.

КУП «ГМЗ № 1» расположено по адресу: 220070, г. Минск, ул. Солтыса, 185а.

Предприятие обслуживается в филиале № 511 ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Минска и имеет расчетный счет 3012028191386, МФО 153001815, УНН 100058367, ОКПО 03421162.

Предприятие имеет два сельскохозяйственных производственных филиала: «Новые Зеленки» и «Дричин».

КУП «ГМЗ №1» осуществляет переработку молока и производит молочные продукты, ассортиментный перечень которых насчитывает более 300 видов: молоко, кефир, сметана, творожные продукты, сырки глазированные, масло сливочное, ряженка, простокваша, йогурт, крем, напиток, пудинг, майонез, сыворотка, сыр.

Перечисленная продукция выпускается предприятием под такими торговыми марками, как: «Минская марка», «Молочная страна», «Славянские традиции», «Венский завтрак», «Аристей» и продукты для детей «Депи».

В таблице 1 представлены некоторые производственно-экономические и финансовые показатели деятельности аудируемого предприятия.

Таблица 1 - Краткая характеристика производственно-экономической и финансовой деятельности КУП «ГМЗ № 1»

Показатель

2008 год

2009 год

Внеоборотные активы, млн руб.

89989

99232

в т. ч. основные средства, млн руб.

76283

78599

Оборотные активы, млн руб.

82729

90152

в т. ч. запасы и затраты, млн руб.

19611

24989

дебиторская задолженность, млн руб.

21650

21189

Кредиторская задолженность, млн руб.

16932

16553

в т. ч. перед поставщиками и подрядчиками, млн руб.

14960

13832

по оплате труда, млн руб.

750

928

по налогам и сборам, млн руб.

707

868

Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн руб.

332633

363515

Себестоимость реализованной продукции, работ, услуг, млн руб.

275573

262606

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млн руб.

-4417

35217

Чистая прибыль, млн руб.

-7230

22635

Рентабельность производства, %

-1,6

13,4

Рентабельность продаж, %

-1,3

9,7

Наличие собственных оборотных средств, млн руб.

-19899

3678

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

-0,24

-0,04

Коэффициент текущей ликвидности

1,38

1,83

Коэффициент платежеспособности

0,81

1,04

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств

0,59

0,46

Примечание - Источник: собственная разработка

1. Роль и значение аудита расчетов с персоналом по оплате труда

.1 Задачи и источники аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Проверка операций по расчетам с работниками по оплате труда, как правило, осуществляется специалистами Министерства труда и социальной защиты республики Беларусь, аудиторами и специалистами ведомственного контроля.

В соответствии со ст. 43 Конституции Республики Беларусь лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.

Цель проверки расчетов с персоналом по оплате руда включает контроль соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее.

Для достижения цели ревизору необходимо:

-    оценить систему внутреннего контроля проверяемого лица;

-       определить методы проверки;

-       разработать программу контрольных процедур по существу.

Основными задачами проверки расчетов по оплате труда являются следующие:

1)   обоснованность и правильность формирования штатного расписания и установления должностных окладов;

2)      соблюдение трудового законодательства при приеме, увольнении и перемещении внутри организации работников;

)        своевременность и обоснованность предоставления и оплаты трудовых и социальных отпусков;

)        учет рабочего времени и контроль личного состава организации;

)        правильность и полнота расчетов по оплате труда и их отражение на счетах бухгалтерского учета;

)        контроль соблюдения верхних и нижних пределов при расчетах с работниками и отражение их на соответствующих счетах бухгалтерского учета;

)        проверка своевременности и полноты выплат работникам сумм по заработной плате;

)        соблюдение организацией нормативных правовых актов, регулирующих начисление сумм стимулирующего характера, удержаний из заработной платы и правильность ведения бухгалтерского и налогового учета и отчетности и др. [9, с. 263]

Основными направлениями проверки расчетов с персоналом по оплате труда являются:

-    проверка соблюдения трудового законодательства по приему, перемещению и увольнению работников;

-       проверка обоснованности начисления заработной платы в связи с используемыми в организации формами и системами оплаты труда;

-       проверка обоснованности выплат и доплат стимулирующего и компенсирующего характера;

-       проверка правильности и обоснованности удержаний их заработной платы;

-       проверка обоснованности и правильности исчисления и выплаты трудовых и социальных отпусков;

-       проверка своевременности осуществления расчетов с персоналом по срокам, формам и суммам;

-       проверка реальности задолженности по расчетам с персоналом.

Для выполнения поставленных задач используются следующие источники информации:

1)      первичные документы: контракты, договоры гражданско-правового характера, приказы по личному составу, табели учета рабочего времени, договоры с материально ответственными лицами о материальной ответственности, договоры подряда с физическими лицами на выполнение разовых работ, лицевые счета по заработной плате, наряды, рапорты, маршрутные листы, трудовые книжки, личные дела и др.; штатное расписание, положение по оплате труда;

2)      регистры аналитического и синтетического учета: расчетные и платежные ведомости, личные карточки, кассовая книга; учетные регистры (машинограммы) по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; главная книга и др.;

)        финансовая (бухгалтерская отчетность): бухгалтерский баланс (форма №1); приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительная записка к отчету.

Таким образом, главными задачами аудита расчетов с персоналом по оплате труда являются контроль соблюдения действующего законодательства, правильность начисления заработной платы и правильность произведенных удержаний. Главными источниками аудита расчетов с персоналом по оплате труда являются первичные документы по учету труда, регистры аналитического и синтетического учета по счетам 70, 68, 69 и др. и финансовая отчетность.

1.2 Составление программы и плана аудита расчетов с персоналом по оплате труда

В настоящее время выделяют несколько этапов аудита, основными из которых являются:

1)      подготовка к проведению аудита;

2)      оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего аудита;

)        планирование аудита;

)        проведение собственно проверки;

)        составление аудиторского заключения. [24, с. 156]

Подготовка к проведению аудита включает в себя определение объема аудита, его стоимости и заключение договора на проведение аудита.

На этапе подготовительной работы аудитор обязан:

-       определить примерный объем предстоящей работы и ее продолжительность;

-       выделить наиболее важные вопросы проводимого аудита;

-       выяснить условия, требующие особого внимания;

-       определить степень доверия учетной системе и внутреннему аудиту контролируемой организации;

-       установить сущность и объем аудиторских доказательств и др.

Следующим этапом проведения аудита является планирование, которое необходимо для того, чтобы своевременно и качественно провести аудит. Планирование состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита, а также аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудитором объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Общий план аудита должен быть достаточно детальным, его форма и содержание могут меняться в ходе осуществления аудиторской проверки в зависимости от сложности аудита, специфической методологии и технических приемов, используемых аудитором. В общем плане указывают наименование и объем выполняемых работ, сроки проведения и продолжительность работ, контрольные процедуры, выполняемые аудитором.

Таблица 2 - План аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Наименование и объем работ

Сроки проведения работ

Продолжительность работ, дн.

Контрольные процедуры

Исполнители

1

2

3

4

5

Проверка соблюдения положений законодательства о труде

01.10.2010 - 06.10.2010

4

Выборочная проверка

Веренич Т.Н., Гундарь В.А.

Аудит системы начислений заработной платы

07.10.2010 - 12.10.2010

4

Выборочная проверка

Веренич Т.Н., Гундарь В.А.

Аудит удержаний из заработной платы

13.10.2010 - 18.10.2010

4

Выборочная проверка

Веренич Т.Н., Гундарь В.А.

Проверка ведения аналитического учета по работникам и сводных расчетов по оплате труда

19.10.2010 - 21.10.2010

3

Сплошная проверка

Веренич Т.Н., Гундарь В.А.

Оформление результатов проверки

22.10.2010 - 26.10.2010

3


Веренич Т.Н., Гундарь В.А.

Примечание - Источник: собственная разработка

Необходимым условием успешного выполнения планируемых аудиторских работ является наличие программы аудита. Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита. Аудитор должен разработать и документально оформить программу аудита, определяющую характер, сроки и объем запланированных процедур аудита, необходимых для осуществления плана аудита. Программа аудита представляет собой серию инструкций для аудитора, а также средство контроля за надлежащим выполнением работ.

Программа аудита содержит перечень вопросов по отдельной теме, подлежащей проверке, время проведения, масштабы и виды аудиторских процедур.

аудит расчет персонал оплата труд

Таблица 3 - Программа аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Наименование и объем работ

Сроки проведения работ

Контрольные процедуры


начало проверки

конец проверки


1

2

3

4

Проверка соблюдения положений законодательства о труде: Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение); Проверка правильности применения тарифных ставок при повременной оплате и норм и расценок при сдельной оплате; Проверка учета рабочего времени, соблюдение установленного режима работы.

01.10.2010

06.10.2010

Выборочная проверка

Аудит системы начислений заработной платы: Проверка обоснованности начислений заработной платы; Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат; Проверка правильности расчета отпускных, пособий по временной нетрудоспособности.

07.10.2010

12.10.2010

Выборочная проверка

Аудит удержаний из заработной платы: Проверка правильности исчисления подоходного налога, правомерности применения вычетов и льгот; Проверка правильности удержаний по исполнительным листам; Проверка правильности удержания подотчетных сумм; Проверка депонированных сумм по заработной плате.

13.10.2010

18.10.2010

Выборочная проверка

Проверка ведения аналитического учета по работникам и сводных расчетов по оплате труда: Проверка ведения аналитического учета расчетов по работникам по всем видам оплат; Проверка правильности отражения оборотов по счетам и субсчетам Главной книги с аналогичными показателями регистров синтетического учета.

19.10.2010

21.10.2010

Сплошная проверка

Оформление результатов проверки

22.10.2010

26.10.2010


Примечание - Источник: собственная разработка

Важнейший этап аудита - организация и проведение аудиторской проверки в организации с целью сбора и анализа информации, необходимой для оценки достоверности бухгалтерских данных и финансовых отчетов.

На основании собранной в процессе аудиторской проверки информации, дающей основания аудитору сделать заключение о достоверности (или недостоверности) финансовой отчетности, законности (или незаконности) хозяйственно-финансовых операций, о ведении бухгалтерского учета в соответствии с установленными правилами и положениями, составляется аудиторское заключение.

Таким образом, важным этапом проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда является планирование, которое состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита и аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

1.3 Обзор нормативных документов и экономической литературы по теме

При написании курсовой работы использовались нормативно-правовые акты Республики Беларусь; книги, учебники как отечественных, так и зарубежных авторов; периодические издания: журналы «Главный бухгалтер», «Заработная плата», «Аудит и финансовый анализ».

Учебное пособие Пупко Г.М. «Ревизия и аудит» содержит характеристики основных этапов проведения аудита с подробным их описанием, а также обязанности, права и ответственность ревизоров и лиц, служебная деятельность которых проверяется.

В учебнике Дробышевского Н.П. «Ревизия и аудит» аудит расчетов с персоналом по оплате труда рассмотрен по следующим позициям: аудит соблюдения трудового законодательства и использования рабочего времени; аудит операций по начислению заработной платы; аудит операций по удержаниям из заработной платы; аудит операций по расчетам с Фондом социальной защиты населения.

Большое внимание уделяется проверке соблюдения штатно-сметной дисциплины, обоснованности и правильности движения работников внутри организации, а также использования трудовых ресурсов и рабочего времени в учебном пособии Лемеша В.Н. «Ревизия и аудит».

При осуществлении ревизии расчетов с персоналом по оплате туда в первую очередь необходимо руководствоваться нормативно-правовыми документами, а именно:

-  Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 года № 143), которым определяются порядок организации и осуществления контроля в Республике Беларусь, а также права и обязанности контролирующих органов и проверяемых субъектов;

-  Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. № 3373-XІІ «Об аудиторской деятельности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 109-З). Закон определяет правовые основы осуществления аудиторской деятельности на территории Республики Беларусь, устанавливает права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов, а также регулирует отношения, возникающие в процессе государственного регулирования аудиторской деятельности;

-  Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-З (в редакции Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 114-З). Регламентирует основные положения в области труда. Определяет порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора, устанавливает нормы рабочего времени, продолжительность и режим работы;

-       Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З, в котором определен порядок и размер взимания подоходного налога с физических лиц, налоговая база, ставки и предоставляемые льготы;

-       Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З «О занятости населения Республики Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 100-З) направлен на обеспечение правовых, экономических и организационных основ государственной политики в области содействия занятости населения, гарантий государства по реализации конституционных прав граждан Республики Беларусь на труд и социальную защиту от безработицы;

-  Инструкции о порядке применения единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. N 123 (в редакции постановления Минтруда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 марта 2009 г. № 40) определяет механизм дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели;

-  Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденная постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. N 47 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 марта 2006 № 37). Инструкция принята в целях обеспечения единого порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, для выплаты компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, выходного пособия, пособия по безработице, оплаты времени выполнения государственных и общественных обязанностей, вынужденного прогула и в других случаях, предусмотренных законодательством;

-  Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1997 г. N 1290 (в редакции постановления Совмина от 31 марта 2008 г. N 490) регулирует порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности (кроме пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями) и по беременности и родам;

-  Перечень видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 г. N 1092 (в редакции постановления Совмина от 14 октября 2009 г. N 1324);

-       Закон <file:///C:\Gbinfo_u\director218\Temp\33780.htm> Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 6-З). Определяет плательщиков взносов в ФСЗН, объект для начисления взносов и размер обязательных страховых взносов;

-       Перечень <file:///C:\Gbinfo_u\director218\Temp\2593.htm> видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь, 25 января 1999 г., № 115 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1489);

-  Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 302-З) определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь;

-  План счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях, утвержденная постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 6 апреля 2004 г. N 28.

2. Аудит расчетов с персоналом по оплате труда

.1 Аудит соблюдения положения по оплате труда

Аудит расчетов с персоналом по оплате труда целесообразно начинать с проверки соблюдения Положения по оплате труда.

В каждой организации должно быть разработано и утверждено Положение по оплате труда, которое распространяется на всех работников. Основная цель данного документа - описать применяемые в данной организации механизмы оплаты труда. При разработке Положения по оплате труда необходимо руководствоваться законодательством Республики Беларусь, иными нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы оплаты труда, а также учитывать особенности организации труда, характер деятельности, организационную структуру, финансовое положение организации и другие факторы.

В частности, разработчику Положения следует руководствоваться следующими основными правовыми актами:

-    Трудовой кодекс Республики Беларусь;

-       Декрет президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников»;

-       Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки Республики Беларусь;

-       Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда» и др.

При проверке аудитор должен установить соответствует ли Положение по оплате труда законодательству Республики Беларусь, утверждено ли руководителем предприятия, согласовано ли с профкомом, вносятся ли действующие изменения. Аудитору следует проверить соблюдение установленных в Положении норм премирования работников, применения рассчитанных коэффициентов оплаты труда в соответствии с полученными разрядами. При проверке следует также выявить, правомерно ли и в соответствии ли с Положением производятся сокращения премий, так как в Положении должна быть установлено, в каком процентном соотношении и за какие нарушения трудовой дисциплины производится сокращение или же лишение премии, а также должны быть разработаны размеры премий и показатели премирования работников. Также необходимо определить обоснованность производимых надбавок, доплат к заработной плате, вознаграждений за хорошие результаты труда и соответствие их установленным показателям.

При проверке Положения по оплате труда КУП «ГМЗ № 1» (приложение А) не было выявлено нарушений. На предприятии данный документ разрабатывает начальник планово-экономического отдела. Положение по оплате труда согласовано с председателем профкома исследуемой организации и утверждено руководителем. Положение по оплате труда включает следующие разделы:

Общие положения, в котором как правило, определяется цель разработки Положения, его нормативная база;

Источники и структура фонда заработной платы;

Порядок оплаты труда рабочих;

Порядок оплаты труда руководителей и специалистов;

Доплаты за руководство бригадой, совмещение профессий, увеличение объема выполняемых работ, расширение зоны обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего, устанавливаемые рабочим и служащим;

Фонд заработной платы на выплаты стимулирующего характера;

Порядок начисления фонда заработной платы по выплатам компенсирующего характера, связанным с условиями труда и режимом работы;

Фонд заработной платы за неотработанное время.

Исследуемый документ составлен в соответствии с Трудовым кодексом РБ и иными нормативными актами; определяет порядок оплаты труда рабочих, руководителей, специалистов; определяет перечень и размер доплат рабочим и служащим; перечень и размер выплат стимулирующего, компенсирующего характера, а также размер выплат за неотработанное время.

Таким образом, проверку расчетов с работниками по оплате труда целесообразно начинать с проверки наличия и соответствия законодательству Положения об оплате труда работников. Положение по оплате труда работников устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда работников, вводится в целях совершенствования оплаты труда работников, усиления их материальной заинтересованности в конечных результатах труда и направлено на повышение производительности труда, усиление связи оплаты труда работника с его личным трудовым вкладом.

2.2 Аудит правильности начисления оплаты труда

В начале проверки ревизор должен выяснить, какие формы и системы оплаты труда применяются в данной организации. Ревизор должен знать, что в соответствии со статьей 63 Трудового кодекса Республики Беларусь формы, системы и размеры оплаты труд работников, в том числе и дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера, устанавливаются нанимателем на основании коллективного договора, соглашения и трудового договора.

На КУП «Городской молочный завод № 1» применяются повременная и сдельная формы оплаты труда, сдельно-премиальная, повременно-премиальная и индивидуально-премиальные системы оплаты труда.

На следующем этапе проверки выборочно надо проверить начисление заработной платы по всем категориям работников. Проверку следует начать с порядка начисления заработной платы работникам с повременной оплатой труда, а затем рабочим - сдельщикам.

Основной документ для расчета заработной платы при повременной форме оплаты труда - Табель учета рабочего времени (приложение Б, В). В табеле фиксируются случаи явки и неявки работников. В конце месяца табель передается в бухгалтерию организацию, в которой работники бухгалтерии подсчитывают общее количество отработанных часов (дней) и производят расчет заработной платы.

Так как на предприятии учет автоматизирован и используется программное обеспечение собственной разработки, такой регистр аналитического учета как Расчетно-платежная ведомость не ведется, а используется Лицевой счет (приложение Г). Таким образом, Табель учета рабочего времени является основой для заполнения Лицевого счета.

При формально-правовой проверке первичных документов аудируемого предприятия по начислению заработной платы не было обнаружено серьезных нарушений: нет случаев включения в документы вымышленных (подставных) лиц, так как в лицевых счетах и табелях учета рабочего времени фамилии совпадают с данными учета личного состава; отсутствуют случаи повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам.

Таблица 4 Ведомость проверки соответствия состава административно-управленческого персонала, работников цеха детского питания - 3 по данным лицевых счетов, табеля учета рабочего времени, данным отдела кадров

Ф.И.О. по данным Лицевых счетов

Ф.И.О. по Табелю учета рабочего времени

Ф.И.О. по данным отдела кадров

Примечание

Милковский Э.Я

Милковский Э.Я

Милковский Э.Я

-

Конюх Т.Н.

Конюх Т.Н.

Конюх Т.Н.

-

Невдах С.К.

Невдах С.К.

Невдах С.К.

-

Зюзенок Л.П.

Зюзенок Л.П.

Зюзенок Л.П.

-

Наумович Т.С.

Наумович Т.С.

Наумович Т.С.

-

Сметюх О.П.

Сметюх О.П.

Сметюх О.П.

-

На следующем этапе контроля выборочно проверяется правильность начисления заработной платы работникам с повременной оплатой труда.

Рассмотрим пример начисления заработной платы начальника ЭСЦ Милковского Э.Я. Из Табеля учета рабочего времени (приложение Б) видно, что Милковский Э.Я. в сентябре 2010 г. отработал 96 часов (12 дней), 12 дней составили очередной отпуск. Тарифный оклад работника по контракту составляет 1321637 руб. В Лицевом счете за сентябрь 2010 г. (приложение Г) по строке оклад указана сумма 720893 руб., которая соответствует данным табеля по числу фактически отработанных часов (1321637 / 176 * 96). Кроме этого, по контракту предполагается премия в размере 20 % от оклада за фактически отработанное время = 720893 * 20 % = 144179 руб.; надбавка за выслугу лет в размере 5 % от тарифного оклада = 720893 * 5 % = 36045 руб. Кроме того, предусмотрена доплата за талоны на питание в размере 34150 руб., материальная помощь к праздникам и юбилейным датам в размере оклада 1321637, оплата отпуска текущего месяца в размере 652821 руб. Просуммировав все начисления, получаем сумму 2909725 руб.

Рассчитаем заработную плату мастера цеха детского питания Сметюх О.П. Из Табеля учета рабочего времени (приложение В) видим, что Сметюх О.П. в сентябре 2010 г. отработал 168 часов, полностью выполнив норму. Тарифный оклад работника по контракту составляет 828070 руб. В Лицевом счете за сентябрь 2010 г. (приложение Г) по строке оклад указана сумма 828070 руб., которая соответствует данным табеля по числу фактически отработанных часов. Кроме того, предполагается премия в размере 25 % от оклада = 828070 * 25 % = 207018 руб.; надбавка за выслугу лет в размере 20 % от тарифного оклада = 828070 * 20 % = 165614 руб.; доплата за работу в ночное время в размере 40 % = 828070 / 168 * 120 * 40% = 236591 руб. (согласно Табеля учета рабочего время в ночное время отработано 120 часов). Также предусмотрена доплата за талоны на питание в размере 34150 руб., материальная помощь к праздникам и юбилейным датам в размере 100000 руб., долг предприятия по заработной плате прошлого месяца составляет 3 руб. Просуммировав все начисления, получим сумму 1571446 руб.

Таблица 5 - Проверка правильности начисления заработной платы работникам с повременной оплатой труда

Ф.И.О. работника

Начислено, руб.

Примечание


Данные в организации

Данные аудитора


Милковский Э.Я.

2909725

2909725

Отклонений нет

Сметюх О.П.

1571446

1571446

Отклонений нет


Таким образом, можно сделать вывод, что при выборочной проверке на КУП «ГМЗ № 1» правильности начисления оплаты труда при повременной системе оплаты труда нарушений не установлено.

При ревизии начисления заработной платы рабочим, труд которых оплачивается в зависимости от объема выполненных работ, необходимо проверить применяемые нормы выработки и расценки. Неправильное применение расценок приводит к переплате или недоначислению заработной платы, а заниженные нормы выработки - к неоправданному их перевыполнению, сдерживает рост производительности труда.

Контроль за правильностью начисления заработной платы рабочим-сдельщикам является трудоемким участком ревизионной работы. Поэтому здесь целесообразно использовать выборочный метод проверки. Однако если неправильное применение расценок имеет массовый характер, то необходимо организовать сплошную проверку первичных документов по учету выработки и заработной платы.

Одним из возможных нарушений расчетов по оплате труда является завышение фактического объема работ, в результате чего возникают переплаты. Иногда по отдельному документу трудно установить приписки объема выполненных работ. В этом случае необходимо обобщить все первичные документы по выполнению соответствующего вида работ, подсчитать их объем и полученные результаты сопоставить с фактическими данными.

Ревизор должен также проверить правильность суммы оплаты за произведенную продукцию исходя из расценок за ее единицу, убедившись в точности расценок. Проверяется также законность и обоснованность премирования отдельных рабочих за качественное и своевременное выполнение важнейших работ. Необходимо проверить правильность выплаты надбавок за классность и стаж работы, поощрений за увеличение сроков службы техники, за экономию горючего и смазочных материалов.

Основной документ для расчета сдельной заработной платы для бригады на КУП «ГМЗ № 1» - Ведомость учета выполненных работ и затрат труда (приложение Д). В данном документе описывается работа, указывается расценка, объем выполненных работ и указывается общая стоимость работы. Оборотной стороной Ведомости учета выполненных работ и затрат труда является Ведомость для бригадного распределения заработной платы, где указываются Ф.И.О. работников бригады, профессия, разряд, ставка, количество отработанных часов, заработная плата по тарифу, сдельный приработок.

При формально-правовой проверке первичных документов аудируемого предприятия по начислению заработной платы не было обнаружено серьезных нарушений: нет случаев включения в документы вымышленных (подставных) лиц. Однако есть подчистки и исправления.

Произведем начисление сдельной заработной платы на примере бригады розлива цеха детского питания. Ведомостью учета выполненных работ и затрат на труд за сентябрь 2010 г. (приложение Д) предусмотрены следующие работы:

Розлив молока детского 0,250 л., стоимость выполненной работы - 5278067 руб. (расценка умножается на объем выполненных работ = 13894 * 379,881);

Розлив кефира детского 0,250 л., стоимость выполненной работы - 1696402 руб. (14361 * 104,199);

Розлив молока с аппликацией «Соломка» 0,250 л., стоимость выполненной работы - 530523 (15353 * 34,555);

Розлив молока стерилизованного 1 л., стоимость выполненной работы 388405 (6596 * 58,885).

Общая стоимость выполненной работы 7693397 руб.

Рассчитаем заработную плату наладчика технологического оборудования Кривцова П.Г. Согласно Табеля учета отработанного времени (приложение В) Кривцов П.Г. отработал 144 часа, на последние 6 календарных дней сентября приходится отпуск. Работник имеет 6 разряд и ставку 3353 руб. Следовательно заработная плата по тарифу = 144 * 3353 = 482832 руб. Личный приработок = (общая стоимость бригадной работы - сумма заработной платы по тарифу всей бригады) / сумма заработной платы по тарифу всей бригады * заработная плата Кривцова П.Г. = (7693397 - 3001476) / 3001476 * 482832 = 754765 руб. Кроме того, начисляется доплата за совмещение профессий в размере 50 % прямой сдельной оплаты = 482832 * 50 % = 241416 руб.; оплата за профмастерство в размере 20 % прямой сдельной оплаты = 482832 * 20 % = 96566 руб.; премия в размере 30 % от сдельной оплаты с приработком, доплатой за совмещение профессий и оплатой за профмастерство = (482832 + 754765 + 241416 + 96566) * 30 % = 472674 руб.; надбавка за выслугу лет в размере 5 % от прямой сдельной оплаты = 4832832 * 5 % = 24142. Также предусмотрена доплата за талоны на питание в размере 34150 руб., материальная помощь к праздникам и юбилейным датам в размере 100000 руб., долг предприятия по заработной плате прошлого месяца составляет 5 руб. Начислены отпускные в размере 2350463 руб. Просуммировав все начисления, получим сумму 4557013 руб.

Аналогично рассчитаем заработную плату контролера пищевой продукции Молочко Л.А. Согласно Табеля учета отработанного времени (приложение В) Молочко Л.А отработал 168 часов, полностью выполнив норму. Работник имеет 3 разряд и ставку 2376 руб. Следовательно заработная плата по тарифу = 168 * 2376 = 399168 руб. Личный приработок = (общая стоимость бригадной работы - сумма заработной платы по тарифу всей бригады) / сумма заработной платы по тарифу всей бригады * заработная плата Молочко Л.Я. = (7693397 - 3001476) / 3001476 * 399168 = 623981 руб. Кроме того, начисляется надбавка за выслугу лет в размере 10 % от прямой сдельной оплаты = 399168 * 10 % = 39917; премия в размере 30 % от сдельной оплаты с приработком = (399168 + 623981) * 30 % = 306944 руб. Также предусмотрена доплата за талоны на питание в размере 34150 руб., материальная помощь к праздникам и юбилейным датам в размере 100000 руб. Просуммировав все начисления, получим сумму 1504160 руб.

Таблица 6 - Проверка правильности начисления заработной платы работникам со сдельной формой оплатой труда

Ф.И.О. работника

Начислено, руб.

Примечание


Данные в организации

Данные аудитора


Кривцов П.Г.

4557013

4557013

Отклонений нет

Молочко Л.Я.

1504160

1504160

Отклонений нет


Таким образом, можно сделать вывод, что при выборочной проверке на КУП «ГМЗ № 1» правильности начисления оплаты труда за выполненные работы нарушений не установлено.

Оплата пособий по временной нетрудоспособности работников предприятий регламентируется Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденным Постановлением Совета Министров от 30 сентября 1997 г. N 1290 г. В соответствии с данным документом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в следующих случаях: утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, беременности и родов; ухода за больным членом семьи; ухода за ребенком в возрасте до 3-х лет и за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет; санаторно-курортного лечения.

Основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам является оформленный в установленном порядке листок нетрудоспособности, форма бланка которого утверждается Министерством здравоохранения по согласованию с Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Лицевая сторона бланка листка нетрудоспособности должна заполняется организацией здравоохранения, а оборотная - страхователем. По окончании случая временной нетрудоспособности закрытый листок нетрудоспособности представляется страхователю для назначения пособия по временной нетрудоспособности. При оформлении листка нетрудоспособности записи должны производятся на белорусском или русском языке, разборчиво и четко фиолетовыми, синими или черными чернилами. При этом подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

Следует отметить, что аудируемое предприятие на оборотной стороне не производит расчет пособия по временной нетрудоспособности, а составляется отдельный документ для данного расчета (приложение Е). Что не противоречит законодательству. В соответствии с Инструкцией по заполнению листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной Постановлением Министерства здравоохранения РБ и Министерства труда социальной защиты населения РБ от 9 июня 2002 г. № 52/97 (в редакции Постановления Министерства здравоохранения РБ и Министерства труда социальной защиты населения РБ от 22 декабря 2008 г. № 230/201), при исчислении пособия с применением компьютерной техники оборотная сторона листка нетрудоспособности в части, касающейся сведений о заработной плате работника, исчислении и размере пособия, не заполняется. К листку нетрудоспособности прикладывается выходная форма, подписанная лицом, ответственным за расчеты, и главным бухгалтером, которые несут ответственность за достоверность сведений, которые в ней содержатся.

Пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднедневного (среднечасового) заработка за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу, в котором наступила нетрудоспособность, отпуск по беременности и родам. Пособие за первые 6 календарных дней выплачивается из расчета 80% среднедневного заработка. За остальные дни выплачивается 100% среднедневного заработка. Пособие по временной нетрудоспособности назначается с первого дня утраты трудоспособности в размере 100 % среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника в случаях ухода за больным ребенком в возрасте до 14 лет при амбулаторном лечении и за больным ребенком в возрасте до 14 лет (ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет) при стационарном лечении, за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, а также санаторно-курортного лечения ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет при наличии заключения врачебно-консультативной комиссии о необходимости сопровождения такого ребенка и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Таблица 7 - Проверка правильности начисления пособия по временной нетрудоспособности

Ф.И.О. работника

Размер пособия

Фактически

Согласно Инструкции

Отклонение




80 %

100 %

80 %

100 %


Холодинская А.В.

06.09.10 - 08.09.10 г

95705

-

95705

-

(1144477/287) * 24 = 95705

-

Табаньков В.А.

08.09.10 - 25.09.10 г

522154

131566

390588

(1757646/342) * 32 * 80% = 131566

(1757646/342) * 72 = 390588

-

Также следует проверить правильность исчисления средних заработков при оплате за время предоставления трудовых и социальных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск. Аудитор должен знать, что средний заработок, сохраняемый за время трудового и социальных отпусков, для определения размера денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск исчисляется, исходя из заработной платы, начисленной за двенадцать календарных месяцев (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу начала отпуска, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск, независимо от того, за какой рабочий год предоставляется трудовой отпуск.

При расчете среднего заработка для оплаты отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск из подсчета исключается время, в течение которого работники в соответствии с законодательством освобождались от основной работы с частичным сохранением заработной платы или без оплаты. При исчислении среднего заработка учитываются виды выплат, установленные постановлением Министерства труда Республики Беларусь 10 апреля 2000 г. № 47.

Средний заработок определяется путем деления заработной платы, начисленной работнику за месяцы, принимаемые для начисления среднего заработка, сохраняемого за время отпуска и для выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск на число этих месяцев и на среднемесячное количество календарных дней, исчисленное в среднем за пять лет и принятое для расчета равным 29,7.

Затем, следует установить, правильно ли при исчислении среднего заработка определены поправочные коэффициенты. Ревизор должен знать, что в соответствии со ст. 83 Трудового кодекса Республики Беларусь, если в учитываемом для определения среднего заработка периоде или в периоде, за который производятся выплаты, произошло повышение тарифных ставок (окладов), то исчисление среднего заработка производится в установленном порядке за предыдущий период с применением поправочных коэффициентов, исчисленных пропорционально росту тарифной ставки (оклада), установленной работнику в месяце, за который осуществляются такие выплаты.

Таблица 8 - Вспомогательная ведомость проверки правильности расчета суммы отпускных

Ф.И.О. работника

Период отпуска

Начисленная сумма отпускных

Согласно Инструкции

Отклонение

Тихиня А.А.

01.10.10 - 16.10.10

1231943

27441526 / 12 / 29,7 * 16 = 1231943

-

Дайлидко Н.И.

06.09.10 - 19.09.10

650205

16552354 / 12 / 29,7 * 14 = 650205

-


Таким образом, расчет пособий по временной нетрудоспособности, трудового отпуска производился на предприятии верно, в соответствии с законодательством.

На основании изученного материала можно сделать вывод, что при проведении аудита операций по начислению заработной платы нарушений не выявлено, произведенные арифметические расчеты соответствуют данным приложенных документов.

Таким образом, аудит правильности начисления оплаты труда состоит из выборочной проверки правильности начисления заработной платы отдельно по повременной и сдельной формах оплаты труда. При повременной оплате труда аудитор проверяет правильность применения тарифных ставок, а при сдельной форме - выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок. Особое внимание уделяется проверке правильности начисления дополнительной оплаты труда, одним из основных видов которой является оплата отпусков. Аудитор проверяет правильность определения среднего заработка, среднемесячной и среднедневной оплаты труда, суммы оплаты за время отпуска. При проверке правильности начисления пособия по временной нетрудоспособности аудитор проверяет правильность заполнения больничных листов, правильность расчета суммы пособия.

2.3 Аудит удержаний из заработной платы

Произведя работнику организации расчет начисленной заработной платы за отчетный месяц, необходимо произвести из нее удержания. Условно все удержания, производимые из заработной платы, можно сгруппировать по нескольким признакам для различных целей:

. Обязательные:

подоходный налог;

отчисления в Фонд социальной защиты населения;

удержания, производимые по решениям суда или других органов.

. Инициативные:

нанимателя в соответствии с требованиями статьи 107 ТК (для возвращения аванса, выданного в счет заработной платы; для возврата сумм, излишне выплаченных вследствие счетных ошибок; для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного на служебную командировку или перевод в другую местность, на хозяйственные нужды, если работник не оспаривает основания и размер удержания; при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил трудовой отпуск, за неотработанные дни отпуска; при возвращении ущерба, причиненного по вине работника нанимателю, в размере, не превышающем его среднемесячного заработка и другие);

по письменному заявлению работника для производства безналичных расчетов (профсоюзные взносы; коммунальные платежи; погашение кредитов и займов, в том числе процентов по ним; за товары, купленные в кредит). [27]

Проверка операций по удержаниям из заработной платы производится выборочно.

При проверке операций по удержаниям из заработной платы необходимо иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь предусмотрен, что размер удержаний из заработной платы работников предприятия не может превышать 50 % их заработка.

В первую очередь надо проверить удержание подоходного налога. При этом следует иметь в виду, что налог начисляется и удерживается юридическими лицами и предпринимателями, являющимися источниками выплаты дохода, ежемесячно с суммы облагаемого дохода физического лица по ставкам налога, которые в цифровом изложении публикуются в печати Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

При этом проверяют льготы по подоходному налогу. Необходимо установить имеются ли соответствующие документы: справки о составе семьи, с места учебы и другие документы, подтверждающие наличие детей и иждивенцев, и возможность применения льгот.

В соответствии с Налоговым кодексом (Особенная часть) для физических лиц применяется единая ставка 12%.

С 1 января 2010 года налоговые вычеты ежемесячно предоставляются в следующем размере: 270 тыс. рублей при получении дохода, не превышающего 1 млн 635 тыс. рублей, 75 тыс. рублей - на каждого ребенка и иждивенца, 150 тыс. рублей - при наличии троих и более детей до 18 лет или ребенка-инвалида, а также вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям, 380 тыс. рублей - для физических лиц, относящихся к льготным категориям плательщиков (граждане, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС; лица, награжденные высшими государственными наградами; ветераны войны; инвалиды I и II группы, дети-инвалиды).

Рассчитаем подоходный налог для начальника ЭСЦ Милковского Э.Я. Сумма начисленной заработной платы, принимаемая для расчета подоходного налога = оплата по окладу + премия + надбавка за выслугу лет + оплата отпуска текущего месяца = 720893 + 144179 + 36045 + 652821 = 1553938 руб. В расчет не берется сумма доплаты за талоны на питание и материальная помощь к праздникам и юбилейным датам. Так как сумма заработной платы меньше 1635000 руб., то имеет место налоговый вычет в сумме 270000 руб. Работник женат и имеет ребенка до 18 лет, следовательно применим налоговый вычет в размере 75000 руб. на одного ребенка. Таким образом, сумма подоходного налога = (1553938 - 270000 - 75000) * 12 % = 145072 руб.

Рассчитаем подоходный налог для мастера цеха детского питания Сметюх О.П.

Сумма начисленной заработной платы, принимаемая для расчета подоходного налога = оплата по окладу + премия + надбавка за выслугу лет + доплата за работу в ночное время = 828070 + 207018 + 165614 + 236591 = 1437293 руб. В расчет не берется сумма доплаты за талоны на питание и материальная помощь к праздникам и юбилейным датам. Так как сумма заработной платы меньше 1635000 руб., то имеет место налоговый вычет в сумме 270000 руб. Работник не имеет иждивенцев до 18 лет. Таким образом, сумма подоходного налога = (1437293- 270000) * 12 % = 140075 руб.

Аналогично рассчитаем подоходный налог контролера пищевой продукции Молочко Л.А. Сумма начисленной заработной платы, принимаемая для расчета подоходного налога = прямая сдельная оплата + личный приработок + премия + надбавка за выслугу лет = 399168 + 623981 + 306944 + 39917 = 1370010 руб. В расчет не берется сумма доплаты за талоны на питание и материальная помощь к праздникам и юбилейным датам. Так как сумма заработной платы меньше 1635000 руб., то имеет место налоговый вычет в сумме 270000 руб. Работник не имеет иждивенцев до 18 лет. Таким образом, сумма подоходного налога = (1330093- 270000) * 12 % = 132001 руб.

Таблица 9 - Вспомогательная ведомость проверки правильности исчисления подоходного налога

Ф.И.О. работника

Начислено, руб.

Примечание


Данные в организации

Данные аудитора


Милковский Э.Я.

145072

145072

Отклонений нет

Сметюх О.П.

140075

140075

Отклонений нет

Молочко Л.А.

132001

132001

Отклонений нет


Кроме стандартных налоговых вычетов, имеет место социальные и имущественные налоговые вычеты. Ревизору необходимо проверит законность данных вычет, проверить документы на право их предоставления.

Одним из видов удержаний является также удержания по исполнительным документам. Исполнительными документами являются исполнительные листы, выдаваемые народными судами, исполнительные надписи нотариальных органов и другие документы, на основании которых в бесспорном порядке производят удержания со всех видов заработка и других выплат.

Одним из видов удержаний по исполнительным листам является удержание алиментов. Алименты на несовершеннолетних детей с их родителей взыскиваются в следующих размерах: на 1 ребенка - 25 %, на 2-х детей - 33 %, на троих и более детей - 50 % заработка или иного дохода родителей.

Удержание алиментов производится из суммы заработной платы после удержания подоходного налога.

При проверке правильности начисления алиментов необходимо руководствоваться Перечнем видов заработка и/или иных доходов, из которых производят удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей.

Удержание из заработной платы работников отчислений в Фонд социальной защиты населения производят в размере 1 % суммы начисленного заработка, кроме выплат, на которые по действующим правилам не осуществляются отчисления на социальное страхование. [20] Составим вспомогательную ведомость проверки правильности исчисления взносов в пенсионный фонд (таблица 10)

Таблица 10 - Вспомогательная ведомость проверки правильности исчисления взносов в пенсионный фонд

Ф.И.О. работника

Начислено, руб.

Примечание


Данные в организации

Данные аудитора


Милковский Э.Я.

29097

29097

Отклонений нет

Сметюх О.П.

15714

15714

Отклонений нет

Молочко Л.А.

15042

15042

Отклонений нет


В таком же размере из заработной платы работников предприятия по их письменному заявлению производят удержания профсоюзных взносов (если работник является членом профсоюзной организации), которые перечисляют на счет профсоюзной организации.

Таблица 11 - Вспомогательная ведомость проверки правильности исчисления профсоюзных взносов

Ф.И.О. работника

Начислено, руб.

Примечание


Данные в организации

Данные аудитора


Милковский Э.Я.

29097

29097

Отклонений нет

Сметюх О.П.

15714

15714

Отклонений нет

Молочко Л.А.

15042

15042

Отклонений нет


Кроме обязательных удержаний из заработной платы, организация имеет право производить по письменному заявлению работников вычеты из их заработной платы для производства безналичных расчетов. К ним относятся: за товары, купленные в кредит; страховые платежи; за коммунальные услуги и др. Следовательно, проверяется удержание указанных сумм.

На основании изученного материала можно сделать вывод, что при проверке правильности удержаний из заработной платы нарушений не выявлено.

Таким образом, при проверке удержаний из заработной платы работников аудитор должен установить документальную обоснованность и законность, своевременность перечисления удержанных сумм по назначению, правильность расчета сумм удержаний, законность применяемых льгот работниками.

2.4 Проверка правильности ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда

Начисленная по предприятию заработная плата учитывается на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». На нем обобщается информация о расчетах с работниками как состоящими в списочном составе организации, так и не состоящими (по всем видам заработной платы, премиям, пособиям по временной нетрудоспособности и другим выплатам), а также выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.

По дебету счета 70 отражаются выплаты, удержания и вычеты, а по кредиту счета 70 - начисленная заработная плата за месяц, выплаты из фонда потребления. По отношению к балансу счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» является активно-пассивным. По нему может быть развернутое сальдо. Кредитовое сальдо показывает задолженность организации по оплате труда персоналу, а дебетовое - задолженность персонала организации. Дебетовое сальдо возникает в тех случаях, когда работникам выплачено больше, чем им причиталось за отработанное время или за объем выполненных работ. Данное обстоятельство означает, что организация расчетов с персоналом находится не на должном уровне.

Проверку следует начинать с установления соответствия показателей аналитического учета по оплате труда данным синтетического учета по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» в Главной книге и бухгалтерского баланса на одну и ту же дату.

На КУП «ГМЗ № 1» главными документами для обобщения данных по счету 70 являются Сводная ведомость по заработной плате (приложение И), листы-расшифровки и Главная книга. Следующий этап - установление соответствия данных по этим документам.

Необходимо отметить, что проверка записей на счетах бухгалтерского учета является одним из ответственных вопросов при проведении аудита предприятия, ибо она служит делу обеспечения достоверности показателей форм бухгалтерской отчетности, с которой и снимается основная информация, характеризующая показатели хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и дающая основу для принятия управленческих решений.

При сплошной или выборочной проверке аудитору следует оценить правильность указания в учетных регистрах корреспонденции бухгалтерских счетов исходя из экономического содержания отраженных в указанных регистрах хозяйственных операций и выявить случайные арифметические ошибки и случайные неправильные бухгалтерские записи (проводки) - для их устранения в дальнейшем, а также сознательные ошибки, т.е. бухгалтерские записи, произведенные в целях фальсификации отчетных данных.

Отразим в учете основные хозяйственные операции по расчетам с персоналом по оплате труда на примере сотрудника Молочко Л.А.:

Д 20  К 70 - начислена заработная плата Молочко Л.А. в размере 1370010 руб.;

Д 70  К 68 - удержан подоходный налог в сумме 132001 руб.;

Д 70  К 69 - отчисление в пенсионный фонд в размере 15042 руб.;

Д 70  К 76 - удержаны профсоюзные взносы в размере 15042 руб.;

Д 70  К 51 - перечисление аванса на кредитную карточку сотрудника в сумме 400000 руб.;

Д 70  К 51 - перечисление оставшейся суммы заработной платы на кредитную карточку в сумме 807920 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что корреспонденция счетов по отражению расчетов с персоналом по оплате труда, предусмотренная действующим планом счетов, соблюдается.

При проведении проверки правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда в организации нарушений не установлено.

Таки образом, немаловажным этапом проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда является сверка показателей синтетического и аналитического учета по счету 70, а также проверка правильности отражения в учете хозяйственных операций по расчетам с персоналом по оплате труда.

3. Заключительный этап аудита расчетов с персоналом по оплате труда

3.1 Составление аудиторского заключения

Последним этапом аудиторской проверки является составление аудиторского заключения, которое представляет собой мнение аудитора о достоверности ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда.

По результатам аудита аудитор должен составить одно из следующих видов заключения: безусловно положительное, условно-положительное, отрицательное или отказаться от аудиторского заключения.

Проведена проверка расчетов с персоналом по оплате труда на КУП «Городской молочный завод № 1» за период хозяйственной деятельности с 1 сентября 2010 года по 30 сентября 2010 года. Проверка проводилась с 1 октября 2010 года по 26 октября 2010 года.

В ревизуемом периоде были проведены следующие проверки:

-       проверка соблюдения Положения по оплате труда;

-       проверка правильности начисления заработной платы работникам;

-       проверка удержаний из заработной платы;

-       проверка правильности ведения бухгалтерского учета расчетов по оплате труда.

При проведении аудита расчетов с персоналом по оплате труда получен достаточный объем аудиторских доказательств о достоверности данных бухгалтерского учета по расчетам с персоналом по оплате труда, что позволяет аудитору выразить свое мнение о достоверности проверяемых данных в форме безусловно положительного аудиторского заключения.

Аудиторское заключение

о достоверности ведения бухгалтерского учета по расчетам с персоналом по оплате труда

КУП «Городской молочный завод № 1»

Аудиторская организация «Аудит», лицензия на аудиторскую деятельность № 24 от 24.09.2009 г., выданная Министерством финансов Республики Беларусь в лице аудиторов:

Веренич Т.Н., Гундарь В.А. провели аудиторскую проверку достоверности ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда на КУП «Городской молочный завод № 1», г. Минск, 220017, ул. Солтыса, 185а, расчетный счет 3012028191386 в ОАО «АСБ Беларусбанк» г. Минска, УНН 100058367, за период с 01.09.2010 г. по 30.09.2010 г.

В процессе аудита нами не были установлены существенные нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда.

Результаты проведенной проверки показывают, что бухгалтерский учет по расчетам с персоналом по оплате труда осуществлялись субъектом хозяйствования во всех существенных отношениях в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Мы считаем, что проведенный аудит дает достаточные основания для вывода о том, что бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда на КУП «Городской молочный завод» ведется в соответствии с действующим законодательством.

Руководитель «Аудит»                                                        В.Ю. Бекиш

Аудиторы                                                                   Т.Н. Веренич

                                                                                     В.А. Гундарь

3.2 Совершенствование аудита расчетов с персоналом по оплате труда

Для обеспечения наибольшей эффективности работы аудитора или ревизора необходимо сочетать ее с передовой методологией финансово-экономического контроля, которая основывается на применении новейших технических средств, программного обеспечения и преобразовании на ЭВМ учетно-экономической информации для осуществления ее контроля.

В общем понимании компьютеризация и информатизация характеризует переход общества в новое качественное состояние - информационное общество. Последнее основывается на компьютеризированных средствах труда и информационных технологиях и требует качественно новой информационной среды - совокупности ЭВМ, систем компьютерных коммуникаций, программных комплексов, а также баз данных.

Именно поэтому актуальность применения современных компьютерных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности, включая контрольно-аудиторскую, с течением времени не только не ослабевает, но и возрастает.

На сегодняшний день трудно представить ревизию без использования компьютеров. Последние помогают ревизорам решать разнообразные задачи, в том числе:

в области методического обеспечения: разработка сложных аналитических электронных таблиц, на их основе - создание диаграмм; возможна алгоритмизация контрольно-аудиторского процесса и создание специальных прикладных аудиторских программ (автоматизированных рабочих мест - АРМ ревизора); многократно ускоряется применение традиционных аудиторских процедур (арифметического пересчета, группировки, ранжирования и др.), носящих рутинный характер; более эффективно используются экономико-математические методы в ревизии (сетевые модели, симплекс-метод, транспортная задача и др.);

в области информационного и коммуникационного обеспечения: ускорение процессов получения и обработки информации из баз данных клиента - АРМ бухгалтера, систем складского учета и др.; организация рационального документирования информации, полученной ревизором в ходе проверки (безбумажный вариант); обеспечение нормативно-правовыми актами (системы «КонсультантПлюс», «Бизнес-Инфо» и др.); возможность использования средств Интернет (для поиска необходимой справочной информации о ценах, поставщиках товароматериальных ценностей и др.) и электронной почты;

прочие (стандартные) задачи: использование возможностей редактирования текстов и электронных таблиц (при написании аудиторского заключения, рабочих документов аудитора); создание презентаций, баз данных и др. [3, с. 10].

При этом основное направление совершенствования аудита расчетов с персоналом по оплате труда является автоматизация аудиторской деятельности. В условиях разнородности субъектов и объектов контрольной деятельности одним из основных требовании, предъявляемых к системе автоматизации аудиторской деятельности, является её универсальность, т. е. возможность использования в любых условиях.

При этом система автоматизации аудиторской деятельности должна позволять: осуществить комплексную автоматизацию всех организационных процессов ревизионной деятельности; автоматизировать документирование ревизии в части составления разработочных таблиц, анализов, выборок, расчетов и т.п.; обеспечить хранение архива рабочих документов; проводить эффективный анализ и контроль различных аспектов деятельности контрольно-ревизионного органа в целом и отдельных работников, в частности; обеспечивать получение исходной информации, используемой при проведении аудита, за счет использования обработки (импорта) электронных данных проверяемого субъекта; автоматическое получение аналитических, справочных материалов и нормативных документов по запросу ревизора.

Все вышеперечисленные функции и возможности в совокупности позволяют: упростить выполнение организационных процедур контрольно-ревизионной деятельности, повысить качество и производительность выполнения контрольных мероприятий, сделать более удобным механизм документирования проведения ревизии, что позволит снизить трудоемкость и сроки проведения ревизии, а также сократить расходы и повысить производительность труда каждого специалиста контрольно-ревизионного органа.

Определенный пробел в автоматизации данной сферы контроля может быть восполнен путем доработки и использования программ автоматизации аудиторской деятельности. Существующие в настоящее время аудиторские программы можно разделить на три группы: справочно-информационные, не претендующие на полноценную автоматизацию («Ассистент аудитора»); автоматизирующие непосредственно сам процесс аудиторской проверки («ЭкспрессАудит: ПРОФ», «Аудит Мастер», «Помощник аудитора»); программа, охватывающая всю деятельность аудиторской компании (система АuditNET, IT Audit: Аудитор).

Что же касается автоматизации аудита расчетов с персоналом по оплате труда, то столь узкий вопрос в рамках всего процесса аудита может быть решен как созданием отдельного программного продукта по проверке правильности начисления заработной платы и удержаний или данный программный продукт может быть составной частью одной из программ, позволяющих автоматизировать весь процесс аудита от начальной стадии до заключительной. Если рассматривать самостоятельный программный продукт по аудиту расчетов с персоналом по оплате труда, то он должен отвечать таким требованиям как:

-    быть не сложным в применении;

-       содержать в себе информацию о действующем трудовом законодательстве;

-       в нем должны содержаться отдельно разработанные на основании соответствующих нормативно-правовых актов алгоритмы начисления оплаты труда, алгоритмы удержаний из заработной платы; алгоритмы общей проверки правильности ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда;

-       программный продукт должен содержать в себе формы итоговых документов проведенной проверки: аудиторского заключения, акта ревизии;

-       система должна также позволять сохранять данные по каждому аудируемому предприятию в отдельности для того, чтобы упростить проверку, проводимую в последующие периоды и др.

Таким образом, использование возможностей различных программных продуктов, с помощью квалификационных знаний в области программирования и потребностей проверяющего можно создать различные варианты задач, которые смогут быть полезными как проверяющему со стороны, так и для внутреннего контроля предприятия. Использование современных технологий не только на узком участке проверки расчетов по оплате труда, но и других, позволяет уменьшить риск ошибки, содействовать объективности проверки, уменьшить время контроля, соответственно, сократить затраты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной курсовой работы было изучение порядка проведения аудита расчетов с работниками по оплате труда на примере конкретного предприятия. В этой связи были решены следующие задачи: определена цель, задачи и источники аудита расчетов с персоналом по оплате труда; изучен порядок составления программы и плана аудита расчетов с персоналом по оплате труда; раскрыта методика аудита Положения по оплате труда; изучена методика аудита начисления оплаты труда и удержаний из заработной платы; изучен порядок составления аудиторского заключения.

В ходе изучения были получены следующие результаты.

Главными задачами аудита расчетов с персоналом по оплате труда являются контроль соблюдения действующего законодательства, правильность начисления заработной платы и правильность произведенных удержаний. Главными источниками аудита расчетов с персоналом по оплате труда являются первичные документы по учету труда, регистры аналитического и синтетического учета по счетам 70, 68, 69 и др. и финансовая отчетность.

Важным этапом проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда является планирование, которое состоит из разработки общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работ и сроков проведения аудита и аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур.

Проверку расчетов с работниками по оплате труда целесообразно начинать с проверки наличия и соответствия законодательству Положения об оплате труда работников. Положение по оплате труда работников устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда работников, вводится в целях совершенствования оплаты труда работников, усиления их материальной заинтересованности в конечных результатах труда и направлено на повышение производительности труда, усиление связи оплаты труда работника с его личным трудовым вкладом.

Аудит правильности начисления оплаты труда состоит из выборочной проверки правильности начисления заработной платы отдельно по повременной и сдельной формах оплаты труда. При повременной форме оплаты труда аудитор проверяет правильность применения тарифных ставок, а при сдельной форме - выполнение количественных и качественных показателей работы, правильность применения норм и расценок. Особое внимание уделяется проверке правильности начисления дополнительной оплаты труда, одним из основных видов которой является оплата отпусков. Аудитор проверяет правильность определения среднего заработка, среднемесячной и среднедневной оплаты труда, суммы оплаты за время отпуска. При проверке правильности начисления пособия по временной нетрудоспособности аудитор проверяет правильность заполнения больничных листов, правильность расчета суммы пособия.

При проверке удержаний из заработной платы работников аудитор должен установить документальную обоснованность и законность, своевременность перечисления удержанных сумм по назначению, правильность расчета сумм удержаний, законность применяемых льгот работниками.

Немаловажным этапом проведения аудита расчетов с персоналом по оплате труда является сверка показателей синтетического и аналитического учета по счету 70, а также проверка правильности отражения в учете хозяйственных операций по расчетам с персоналом по оплате труда.

Последним этапом аудиторской проверки является составление аудиторского заключения, которое представляет собой мнение аудитора о достоверности ведения бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда.

В ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда на КУП «ГМЗ № 1» проверено и установлено следующее:

-    бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется в соответствии с законодательством;

-       ошибок и неточностей в начислении заработной платы не установлено;

-       удержания из заработной платы производятся в соответствии с законодательством;

-       корреспонденция счетов, предусмотренная действующим планом счетов, соблюдается.

Немаловажным в проверке расчетов с персоналом по оплате труда является применение современных технологий, автоматизация аудиторской деятельности. Использование современных технологий не только на узком участке проверки расчетов по оплате труда, но и других, позволяет уменьшить риск ошибки, содействовать объективности проверки, уменьшить время контроля, соответственно, сократить затраты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1     Бровкина, Н.Д. Контроль и ревизия: учебное пособие под редакцией проф. М. Мельник - М: ИНФРА-М, 2009. - 346 с.

2       Голощапов, Н. А. <#"528144.files/image001.gif"> 2007 - 284 с.

         Городилов, М.А. Совершенствование организационных аспектов аудита и ревизии Аудит и финансовый анализ. - 2008. - №5. - С. 10.

         Данилевский, Ю.А., С. М. Шапигузов, Н. А. Ремизов, Е. В. Старовойтова. Аудит: учебное пособие. - ИД ФБК ПРЕСС, 2000. - 544 с.

          Жарылгасова, Б.Т. Международные стандарты аудита: учебное пособие Б.Т. Жарылгасова, А.Е. Суглубов. - 4-е изд., стер.. - М.:КНОРУС, 2008. - 352 с.

6     Инструкции о порядке применения единой тарифной сетки работников Республики Беларусь: постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, 20 сентября 2002 г., N 123 (в редакции постановления Минтруда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 марта 2009 г. № 40).

        Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством: постановление Министерства труда Республики Беларусь, 10 апреля 2000 г., N 47 (в редакции постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 марта 2006 № 37).

8     Козлитинова, И. Отдельные особенности оплаты труда водителей автомобилей // Главный бухгалтер. - 2007. - № 7. - С. 45-53.

9       Лемеш, В.Н. Ревизия и аудит: пособие для студентов экономических специальностей высш. и средн. спец. заведений в 2 ч, Ч.1,2 / В.Н. Лемеш - Минск: Издательство Гревцова, 2007. - 288 с.

         Мельник, М.В. Ревизия и контроль: учебник / М.В. Мельник, А.С. Пантелеев, А.Л. Звездин / под редакцией М.В. Мельник. - 2-е изд. - М.: КНОРУС, 2009. - 640 с.

11   Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): Кодекс Республики Беларусь, 29 декабря 2009 г., № 71-З.

12   О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь, 18 октября 1994 г., N 3321-XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 26 декабря 2007 N 302-З).

13     О занятости населения Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 15 июня 2006 г., № 125-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 100-З)

14       О Перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 12 августа 2002 г., N 1092 (в редакции постановления Совмина от 14 октября 2009 г. N 1324).

15   О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 16 октября 2009 г., № 510 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 9 марта 2010 года № 143).

16   Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь, 8 ноября 1994 г., № 3373-XІІ (в редакции Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 109-З).

17     Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Закон <file:///C:\Gbinfo_u\director218\Temp\33780.htm> Республики Беларусь, 29 февраля 1996 г., № 138-XIII (в редакции Закона Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 6-З).

         Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях и Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета в сельскохозяйственных организациях: постановление Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, 6 апреля 2004 г., N 28.

19   Об утверждении Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 сентября 1997г., N 1290 (в редакции постановления Совета Министров от 31 марта 2008 г. N 490).

        Об утверждении Переченя видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах»: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 25 января 1999 г., № 115 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 9 октября 2008 г. № 1489).

21   Павлович, Т.П. Ревизия и аудит: ответы на экзаменационные вопросы / Т.П. Павлович, Е.Г. Павлович - Минск: Тетра-Системс, 2009. - 240 с.

22     Полисюк, Г.Б. Аудит предприятия. Организация аудиторских проверок и комплексный анализ финансовых результатов деятельности предприятия: учебное пособие/ Г.Б. Полисюк, Ю.Д. Кузьмина, М., 2001 - 352 с.

23     Проданова, Н.А. Внутренний аудит, контроль и ревизия. М.: Налог Инфо; Статус-Кво 97 <http://bearbooks.ru/catalog/publish.asp?id=+++37W+++>, 2006. - 292с.

         Пупко, Г.М. Ревизия и аудит: учебное пособие / Г.М. Пупко - Минск: БГЭУ. - 2007. - 303 с.

         Ревизия и аудит: учебное пособие / Н.П. Дробышевский, Д.Т. Солодкий. - 2-е изд, перераб. и доп. - Минск: ООО «Минсанта», 2009. - 336 с.

         Секержицкая, Е.И. Совершенствование состава заработной платы в организациях //Заработная плата. - 2009. - № 9 (45).

27   Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 26 июля 1999г., № 296-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 6 июля 2009 г. № 37-З).

28   Хмельницкий, В. А. Контроль и аудит / В.А. Хмельницкий, Т.А. Гринь - Минск: Современная школа, 2006. - 240с.

29     Чечеткин, А.С. Организация учета и аудита: учебное пособие/ А.С. Чечеткин, Е.Н. Клипперт. - Минск: ИВЦ Минфина, 2006. - 254 с.

         Шлендер, П.Э. Аудит и контроллинг персонала организации. / П.Э. Шлендер, М.: «Вузовский учебник», 2007. - 223с.

Похожие работы на - Аудит расчётов с персоналом по оплате труда

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!