Пути и средства оптимизации взаимодействия в системе 'Школа и семья'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,19 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Пути и средства оптимизации взаимодействия в системе 'Школа и семья'

Содержание

Введение

Глава 1. Взаимодействие преподавателя с родителями как педагогическая проблема

.1 Понятие, функции и содержание взаимодействия в системе «школа и семья»

.2 Принципы и правила взаимодействия школы с родителями

Глава 2. Педагогические условия оптимизации взаимодействия преподавателя с родителями

.1 Педагогическая диагностика как условие оптимизации работы с родителями

.2 Методы и формы оптимизации педагогического взаимодействия в системе «школа и семья»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одним из главных вопросов в современной педагогике является взаимодействие педагога с родителями, школы с семьей. В течение ряда лет в нашей стране, как отмечается в педагогической литературе, осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества.В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить(даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативное поведение и недостатков при обучении), при этом опыт родителей чаще всего игнорировался.

Прежние отношения школы и семьи складывались по определенному шаблону, в котором просматривались типичные варианты.[7.24]

Первый- формально-административный. Позиция родителей такова: «Мы вам сдали детей, вот вы их учите и воспитывайте - вам за это деньги платят». Позиция школы: «Вы обязаны контролировать учебу и поведение своих детей, в противном случае мы вызовем вас на педсовет, на административную комиссию, напишем письмо по месту работы». Связь с семьей осуществляется через дневник, по телефону и посредством вызова отца или матери в школу.

Второй вариант - терпимо-дружественный. Позиция родителей: надо участвовать в жизни класса, где учится ребенок, помогать учителю в уборке и оформлении кабинета, в организации экскурсий. Это хорошо во всех смыслах, но прежде всего для ребенка: к нему лучше будут относиться учителя. Позиция школы: семья обязана помогать учителям с обучении и воспитании детей, особенно сегодня, когда школа нищенствует. Такие отношения особенно хорошо действуют в начальных классах и постепенно угасают к старшим, оживляясь только накануне выпуска.

Третий вариант- товарно-денежный. Позиция семьи: знание - товар, который можно купить, если есть свободные деньги. В этом случае не только подбор педагогов, но и тип школы (частная, школа усиленного развития, лицей…) может определяться родителями. Позиция школы: кто платит, тот и музыку заказывает, надо пользоваться тем, что есть состоятельные семьи. Чтобы выторговать для школы и учителей определенные блага.

Наконец, последний вариант - конфликтный. Позиция семьи: школа - это источник неприятностей, учителя - ограниченные и тупые деспоты, творящие произвол над детьми, жизнь в школе невыносима. Но жаловаться бесполезно, да и некому. Это отразится на ребенке. Есть возможность забрать его из школы- переводи, нет- терпи. Позиция школы: семья смотрит на учителей как на обслуживающий персонал, своих обязанностей выполнять не хочет, настраивает детей против педагогов и учиняет непрерывные скандалы. Ну тогда пусть пеняет на себя.

При этом во всех школах существуют родительские комитеты, общественные советы или другие органы самоуправления. Педагогическое просвещение носит форму родительского всеобуча, лектория или поучительных бесед.

В настоящее время в связи с переходом на личностно- ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка формируется изначально в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.

Необходимость оптимизировать взаимодействие с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии ребенка. Цель взаимодействия -привлечение родителей к школьному воспитанию и создание единой воспитательной среды семьи и школы необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника.

В чем сегодня состоит актуальная задача педагога? Во взаимодействии и согласии с родителями воспитать чувство чести рода, ответственность за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа, изучение образов и деяний предков, забота о продолжении рода, сохранений и умножений его добрых традиций.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи может выступать только в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимание целей совместной деятельности и путей ее достижения.

Актуальность проблемы оптимизации взаимодействия семьи и школы на современном этапе определила тему нашей работы - «Оптимизация взаимодействия педагогов и родителей на современном этапе обучения».

Цель работы- выявить пути и средства оптимизации взаимодействия в системе «Школа и семья».

Объект- педагогическое взаимодействие.

Предмет- организация взаимодействия семьи и школы.

Задачи: 1-определить понятие, функции и содержание взаимодействия.

-описать принципы и правила взаимодействия школы с родителями.

-определить методы и формы оптимизации взаимодействия.

педагогический взаимодействие школа семья диагностика

Глава 1. Взаимодействие преподавателя с родителями как педагогическая проблема

.1 Понятие, функции и содержание взаимодействия в системе «школа и семья»

Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен, отражающий процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами.

А.Н. Леонтьев, рассматривая в диалектическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в мире живой материи «Жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел». Чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие.

Педагогическая наука также оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривает как одну из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвященных изучению особенностей педагогического процесса, особенностей педагогического общения и педагогической деятельности. Педагогическая наука рассматривает взаимодействие человека с другими людьми как особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Участвуя в совместной деятельности (воспитательной деятельности в том числе), люди становятся субъектами взаимоотношений.

Педагогическое взаимодействие-это личностный контакт воспитателя и воспитанника(или воспитанников), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимный изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Важным средством такого взаимодействия выступает общение. Для того, чтобы молодому учителю овладеть наукой и искусством взаимодействия ему необходимы знания закономерностей и механизмов процесса общения, его структуры и форм, овладеть приемами эффективного общения и взаимодействия с родителями и уяснить их место в сложной системе взаимоотношений.

Общение это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В психологии выделяют три функции общения: коммуникативная, включающая обмен информацией; перцептивная, отражающая процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия. Для нас, в нашем взаимодействии школы с родителями, важны все три функции общения.

В практике воспитания сложилось пять функций работы школы, педагога с родителями учащихся. Они определяют и содержание этой работы.[5,220] Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управление школой. Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.

Первая функция-ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, знакомит их с планом воспитательной работы. Совместно с родителями находит возможные пути реализации этой программы в семейном воспитании.

Классный руководитель старшеклассников знакомит родителей со спецификой определенного типа школы и особенностями учебно-воспитательного процесса в ней, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении. На такое собрание могут быть приглашены учителя специальных предметов, представители администрации.

Вторая функция- психолого-педагогическое просвещение родителей. Это: различные лектории, школьные и классные тематические конференции, лекции-консультации по микрогруппам родителей. Это и поклассное просвещение родителей, осуществляемое в форме лекций, бесед, творческих встреч, индивидуальных и групповых консультаций, обмена опытом воспитания детей.

Третья функция- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Это может быть: участие во всех формах внеурочной деятельности класса и школы. Подготовка и проведение школьных лагерей труда и отдыха, дальних походов, поездок по городам Беларуси и мира. Участие в профориентационной работе школы: ведение факультативов и кружков согласно профилю своей профессиональной деятельности или хобби. Участие в работе Совета школы, школьных и классных родительских комитетов, попечительских советов. Оказание материальной помощи в реализации школьных и классных дел через установление связи школы с предприятиями и фирмами.

Четвертая функция работы школы с родителями- это корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект ее- оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий учащихся (одаренных, неуспевающих, детей группы риска, проблемных детей). Другое направление- это оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.

И последняя, пятая функция- это организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. В идеале активом могут быть все родители, если родительское самоуправление строить параллельно с детским. Возможно создание совместного с детьми Совета класса.

1.2 Принципы и правила взаимодействия школы с родителями

В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, воспитательная работа не может строиться без учета этого фактора. Однако по-прежнему существует мнение, что работа с родителями необходима прежде всего педагогам.[9c.79]

На самом же деле необходимость организовать работу с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Именно поэтому необходимо сотрудничество, общение на равных- такое взаимодействие педагогов и родителей, где ни одна сторона не обладает правом указывать и контролировать. Родители могут выступать в роли ассистентов, помощников при проведении какого-либо вида деятельности с детьми (например практическое занятие или лекция), в роли экспертов (если педагог готовит занятие по теме, которой хорошо владеет родитель) в роли консультантов, в роли организаторов мероприятия и др. От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства обучения и воспитания. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.

Исследования показывают, что современные родители все больше нуждаются в помощи специалистов. В зависимости от ситуации, в которой происходит общение педагога и родителей, условно можно выделить кризисное с профилактическое взаимодействия.

В процессе кризисного взаимодействия обе стороны (или хотя бы одна из них) пытаются преодолеть какую либо кризисную ситуацию, которая и послужила поводом для встречи (часто экстренной). Это может быть обсуждение проблемы, связанной с вопиющим поведением ребенка, с низкой успеваемостью, с конфликтом ребенка и учителя или ребенка и сверстников. Здесь в роли инициатора взаимодействия может выступать как педагог (и тогда он вызывает родителей в школу, чтобы сообщить о проступках ребенка) так и родители (в этом случае они могут прийти с жалобой на несправедливость, придирки, грубость педагога). В такой ситуации, как правило, одна сторона предъявляет претензии другой.

При кризисном взаимодействии педагога и родителей желательно подключить к работе психолога, который поможет обеим сторонам снять напряжение, адекватно обстановке выразить обоюдные претензии друг к другу и перейти к спокойному обсуждению проблемы с целью ее конструктивного решения.

Профилактическая работа включает в себя поиск решения проблем ребенка и родителей, причем как явных, так и латентных. При обсуждении таких явных проблем, как, например, трудности в обучении по какому-то предмету или вредные привычки ребенка, сотрудники школы вместе с родителями решают, что можно предпринять, чтобы помочь ребенку.

Если проблема ребенка пока еще не является очевидной для родителей (например, несоответствие возрастных и индивидуальных особенностей ребенка специфике обучения в конкретной школе), педагог может использовать такое направление работы, как обучение родителей. Многие мамы и папы, бабушки и дедушки не готовы к решению детских проблем, именно поэтому им необходимы знания о подходах к обучению и воспитанию детей разного возраста, о гендерных различиях, об особенностях взаимодействия детей и взрослых в многодетных семьях, в неполных семьях, о специфике поведения детей, связанной с очередностью рождения в семье и т.д. Для повышения мотивации родителей педагог либо перечисляет преимущества, которые получит ребенок благодаря их совместным действиям, либо говорит о неблагоприятных последствиях, которые ожидают ребенка в случае бездеятельности взрослых.

Однако, несмотря на потребность родителей в подобных знаниях, педагог уже не может, как и прежде, использовать только лекционную форму работы, Во-первых, в процессе лекции взрослые усваивают только 15-20% информации (и только той, которая касается их непосредственно). Во -вторых, мотивация их обучения довольно низка, так как не учитывается их жизненный опыт и запрос к специалисту. В-третьих, зачастую информация, данная родителям в лекционной форме, воспринимается родителями как давление со стороны педагога (особенно если при этом используется мимика и жесты авторитарного общения).

Именно поэтому в настоящее время все чаще и чаще используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Это могут быть клубы по интересам, кружки, семейные клубы, посещение семей на дому, конференции «круглые столы», семинары, спортивные соревнования, КВНы и др.

Существуют общие принципы работы педагога с родителями, способствующие налаживанию конструктивного взаимодействия.[9c.82]

·Говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии

·Быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос

·Быть активным (родители не должны брать интервью у педагога)

·Учитывать эмоциональное состояние родителя

·Отказаться от поучений, нотации, высокомерия, разговаривать с позиции партнерства

·Предварительно планировать содержание беседы с родителями

·Быть доброжелательным

·Защищать интересы родителей, а не становиться инструментом в руках администрации

·Сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей

Л.Б. Невзилин отмечает, что цель беседы может быть общей и конкретной. Главное-говорить с родителями только о том, что нужно, и только тогда, когда нужно.

В заключении отмечу те рекомендации для беседы с родителями, которые упоминает Невзилин Л.Б:[9.c83]

.Доходчиво излагать факты, аргументировать свои высказывания, в связи с чем желательно придумывать выступления заранее.

.Использовать фактический материал, яркие примеры.

.Быть кратким(Плутарх: «сила речи- в умении выразить многое в немногих словах»).

.Избегать просторечных фраз, не гнаться за дешевой популярностью.

.Соблюдать грамматические нормы, правила произношения.

.Повторить наиболее важную мысль несколько раз в новой форме.

.Финал разговора подготовить наиболее тщательно, так как последнюю информацию родители запомнят наиболее четко.

Таким образом условиями эффективности работы с родителями являются:

.Установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками

.Доброжелательное отношение к ребенку и родителям

.Заинтересованность педагога в решении проблемы

.Системный характер работы с родителями

Выводы

В настоящее время признается приоритет семейного воспитания над общественным. Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Педагогическая наука рассматривает взаимодействие педагога с родителями как особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения.

В практике воспитания сложилось пять функций работы школы, педагога с родителями учащихся, (ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, организация работы с родительским активом).Цель взаимодействия- создание единой воспитательной среды необходимой для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Существуют общие принципы работы педагога с родителями, способствующие налаживанию конструктивного взаимодействия.

·Говорить на понятном родителям языке, без употребления специальной терминологии

·Быть конкретным, отвечать непосредственно на поставленный вопрос

·Быть активным (родители не должны брать интервью у педагога)

·Учитывать эмоциональное состояние родителя

·Отказаться от поучений, нотации, высокомерия, разговаривать с позиции партнерства

·Предварительно планировать содержание беседы с родителями

·Быть доброжелательным

·Защищать интересы родителей, а не становиться инструментом в руках администрации

Сохранять конфиденциальность информации, полученной от родителей

Таким образом условиями эффективности работы с родителями являются:

.Установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками

.Доброжелательное отношение к ребенку и родителям

.Заинтересованность педагога в решении проблемы

.Системный характер работы с родителями

Глава 2. Педагогические условия оптимизации преподавателя с родителями

.1 Педагогическая диагностика как условие оптимизации работы с родителями

Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Семья- персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров.

Изучение семьи ученика позволяет педагогу ближе познакомиться с ним, понять стиль жизни семьи, ее уклад, традиции, духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом учитель может использовать комплекс традиционных методов психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, материалы детского творчества и др. [14c.316,382,374]

Изучение семьи -дело тонкое, деликатное, требующее от педагога проявления уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь в воспитании детей, Педагогу важно соблюдать следующие правила:

·Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения.

·Изучение должно быть целенаправленным, планомерным и систематическим.

·Методы изучения должны быть взаимосвязаны с методами воспитания.

·Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны. Применяться в комплексе.

·При изучении семьи школьника педагога прежде всего интересуют следующие данные:

1.Общие сведения о родителях, других членах семьи. Жилищные условия,подсобное хозяйство, материальная обеспеченность. Интересы к делам школы.

2.Общие сведения о детях. Возраст, интересы, уровень воспитанности.

.Воспитательные возможности семьи. Уровень педагогической культуры родителей. Микроклимат в семье. Семейные традиции. Ситуации семейного воспитания (благоприятная, осложненная, неблагоприятная).

Дифференцированный подход в работе с родителями строится на выделение 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса.[14c.123]

.1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2.2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре «особых» забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что безусловно требует внимания педагога.

.3-й тип: конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

.4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

.5-йтип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

Дифференцированный подход к организации взаимодействия с родителями позволяет успешно реализовывать функции общения: информационную, перцептивную, интерактивную.

.2 Методы и формы как средство оптимизации педагогического взаимодействия

Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управление школой. Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности, которые и составляют педагогические условия.

Повышение психолого-педагогических знаний:

·Университет педагогических знаний

·Лекции, семинары, практикумы

·Конференции

·Открытые уроки и классные мероприятия

·Индивидуальные тематические консультации

·Творческие группы, группы по интересам

Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс:

·Родительские собрания

·Организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела

·Помощь в укреплении материально-технической базы

·Родительский патруль

·Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками

Участие родителей и общественности в правлении школой:

·Совет школы

·Комитет общественного контроля

·Классные советы, классные родительские комитеты

·Совет содействия семье и школе

В практике школы используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.

Рассмотрим каждый блок подробнее

Значительное место в системе работы педагога с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Это обуславливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Назначение родительских университетов в школе - психолого-педагогическое просвещение. Психолого-педагогическое просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания и проблемами педагогической науки, на установление контактов родителей с общественностью и педагогами не только школы, но и ВУЗов, на взаимодействие педагогов, родителей и общественных организаций в воспитательной работе. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями

Формы занятий в родительском университете:

·конференции,

·час вопросов и ответов на актуальную тему,

·лекции,

·практикумы,

·родительские ринги.

Конференции

Форма просвещения родителей, которая расширяет, углубляет и закрепляет знания родителей о воспитании детей по какой-то узкой тематике. Конференции родителей проводятся не более одного раза в год, так как требуют серьезной и тщательной подготовки. К конференциям готовятся фотовыставки, книжный киоск по теме конференции, выставки работ учащихся, музыкальные программы, экскурсии по школе и т. д. Темы конференции должны носить конкретный и практический характер. Различные службы школы разрабатывают и раздают родителям рекомендации по теме конференции, которые родители смогут использовать в воспитании своих детей.

Тематика родительских конференций

·Ваш малыш - школьник. Режим дня первоклассника.

·Физическое здоровье ребенка - залог успешности учебной деятельности.

·Нравственные уроки семьи - нравственные законы жизни.

·Внутренняя и внешняя культура ребенка. От чего он зависит?

·Игра в жизни ребенка.

·Права и обязанности ребенка в семье, в школе, в социуме.

·Культура общения с компьютером.

·Книга и ее роль в жизни семьи.

·Вредные привычки и как с ними бороться.

·Уже не дети, уже не взрослые.

·Половые различия и проблемы пола.

·Причины детских суицидов.

Тематические и индивидуальные консультации.

Проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий классный руководитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации

Требования к проведению консультации

1.Консультации проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.

2.Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

.В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказывать свое мнение и свое отношение к проблеме.

.Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

.Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

.В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке и только потом говорить о проблемах.

.В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

.Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.

.Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

.Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

Тренинги.

Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, изменяют я - позицию детей и взрослых; способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей, изменяют значимость авторитета обоих родителей и каждого из них в отдельности. Однако очень важно помнить, что тренинги имеет право организовать и проводить только специалист, имеющий специальное для этого разрешение.

Родительское общественное патрулирование.

Неоценимую помощь может оказать коллектив родителей в организации родительского патрулирования. Родительский патруль участвует в проведении в школе дискотек и праздничных вечеров. Участники родительского патруля наблюдают во время дежурства за поведением учащихся класса и делятся впечатлениями на родительском собрании и на собрании ребят класса. Иногда мнение, высказанное родителями класса, которые общаются с ребятами не каждый день, является более действенным, чем мнение классного руководителя.

Шефская помощь. По рекомендации родительского комитета школы некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты.

Сегодня используются интерактивные формы взаимодействия. Это могут быть клубы по интересам, кружки, семейные клубы, посещение семей на дому, «круглые столы», семинары, спортивные соревнования, КВНы, открытые уроки, тематические консультации, иногда переписка с родителями.

Исходя из выше сказанного можно сделать следующие выводы. Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Подход в работе с родителями строится на выделение 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. (1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений, 2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей, 3-й тип: конфликтные семьи, 4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена, 5-йтип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение.

Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управление школой. Каждый блок представляет собой систему методов, форм и видов деятельности, из которых складываются педагогические условия оптимизации взаимодействия.

Повышение психолого-педагогическихзнаний:

·Университет педагогических знаний

·Лекции, семинары, практикумы

·Конференции

·Открытые уроки и классные мероприятия

·Индивидуальные тематические консультации

·Творческие группы, группы по интересам

Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс:

·Родительские собрания

·Организация кружков, секций, клубов, совместные творческие дела

·Помощь в укреплении материально-технической базы

·Родительский патруль

·Индивидуальное шефство над неблагополучными семьями, трудными подростками

Участие родителей и общественности в правлении школой:

·Совет школы

·Комитет общественного контроля

·Классные советы, классные родительские комитеты

Заключение

В настоящее время признается приоритет семейного воспитания над общественным. Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Педагогическая наука рассматривает взаимодействие педагога с родителями как особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения.

В практике воспитания сложилось пять функций работы школы, педагога с родителями учащихся, (ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся, организация работы с родительским активом).Цель взаимодействия- создание единой воспитательной среды необходимой для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника. Существуют общие принципы работы педагога с родителями, способствующие налаживанию конструктивного взаимодействия. Сотрудничество школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Подход в работе с родителями строится на выделение 5 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. (1-й тип: семьи с высоким уровнем нравственных отношений, 2-й тип: семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей, 3-й тип: конфликтные семьи, 4-й тип: внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена, 5-йтип: неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение.

Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управление школой. Каждый блок представляет собой систему методов, форм и видов деятельности, из которых складываются педагогические условия оптимизации взаимодействия.

Список литературы

1.Інструктыўна-метадычныя пісьма Міністэрства Адукацыі// Настаўніцкая газета.2008.-29 ліп.- 2с.

.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004года)-Минск: Амалфея 2005.-48с.

.Конвенция о правах ребенка //Педагогика.-1991.-№10

.Капралова,Р.М. Работа классного руководителя с родителями/ Р.М.Капралова-М.:1980.-50с.

.Крившенко, А.П. Педагогика/А.П.Крившенко под редакцией А.П.Крившенко.-М.: «Проспект»,2005-432с. Гл.12 С.214-231.

.Караковский В.А. Стать человеком/ В.А. Караковский.-«новая школа» М.:1993.-80с. С23-25.

.Карелина А.А.Психологические тесты в2т./ А.А.Карелина.-М.: Издательство Владос-Пресс,2007.-248с.

.Монина, Г.Б. Коммуникативный Тренинг(педагоги, психологи, родители)/Г.Б. Монина;СПБ Издательство «Речь».-М.,2005.-224с. С.79-93

.Макаренко, А.С. О воспитании/А.С.Макаренко.-М.: 1980

.Макаренко, А.С. Книга для родителей/А.С.Макаренко// Педагогическое сочинение в 8 т.-М.:1995 т.5-

.Непрерывное воспитание детей и учащихся молодежи в РБ: Программа на 2006 -2010 годы.-Минск: НЛО,2007.-64с.

.Рапацевич, Е.С. Большая современная энциклопедия/Е.С,Рапацевич.-Минск: «Современное слово»,2005.-720с. С.391-392.

.Римский Р. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других/ Р.Р имский.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА 400с. С316,С374,С382.

.Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе/М.:Образовательный центр «Педагогический поиск».-1999.-160с. С.113-160.

.Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика/В.А. Сухомлинский.-Избр.пед. соч.М.:1981.-т.3


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!