Аутоагрессивное поведение подростка: диагностика и профилактика в школьной среде

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,94 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аутоагрессивное поведение подростка: диагностика и профилактика в школьной среде

Введение

Каждый день кто-то доходит до самого страшного и непоправимого осознания, что больше он здесь жить не будет. Не хочет. Или очень хочет жить, но не знает, как. Невыносимая психическая или душевная боль, ведущая к столь разрушительному страданию, является следствием утраты смысла жизни и возникает при столкновении с ситуациями изоляции, одиночества, свободы, умирания или накопившихся фрустраций. Именно она превращает вопрос о жизни или смерти в центральную проблему философии, литературы и является важным аспектом психотерапии и консультирования клиентов с суицидальными тенденциями.

Каждую минуту кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Подобные суицидальные попытки достигают своей реализации от 60 до 70 случаев ежедневно. Проблема еще более обостряется, поскольку отмечен значительный рост числа суицидальных попыток и самоубийств среди молодых людей в возрасте от 15 до 22 лет. Ежегодно добровольно уходят из жизни порядка 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет, и это всего лишь один процент от предполагаемого количества суицидальных попыток в целом, так как считается, что на каждое завершенное самоубийство приходится примерно 100 суицидальных попыток.

Существуют различные взгляды на проблему суицидального поведения, однако все психологи едины в одном: суицид является добровольным действием человека, причиной которого является психическая боль, некоторыми авторами называемая как непереносимая «душевная боль».

Итак, самоубийство - это намеренное уничтожение собственной жизни под влиянием внешних, видимых и внутренних индивидуально-личностных свойств.

Данная дипломная работа состоит из 2-х частей:

В первой части рассматриваются теории суицида, основные факторы, влияющие на личность подростка с риском суицида, а так же направления в психологии, изучающие данное явление в рамках этих факторов.

Вторая часть - теоретическая, где описываются подобранные методики и результаты исследования школьников 5-х, 6-х и 7-х классов. В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования применен Модифицированный тест «Цветовой выбор» Люшера, адаптированный Собчик Л.Н. и проективный тест Роули Сильвер «Нарисуй историю».

Гипотеза: Понятие социально-психологической дезадаптации включает объективные и субъективные стороны дезадаптации. Объективно дезадаптация проявляется в поведении; ее субъективное выражение - широкая гамма психоэмоциональных сдвигов, включая общую предпосылку суицидального поведения. Разработка субъективного аспекта социально-психологической дезадаптации лиц с риском суицидального поведения определяет основные направления психопрофилактической помощи и базовые объекты психокоррекционного воздействие для предотвращения суицидов.

Цель работы: обоснование взаимосвязей между аутоагрессивным поведением подростков и психологической дезадаптацией для разработки методов оптимальной профилактики аутоагрессивного поведения в образовательной среде.

Объект исследования: аутоагреесивное поведение подроста, как следствие психологической дезадаптации.

Субъект исследования: мальчики и девочки от 11 до 14 лет- с проблемой депрессивного и аутоагрессивного состояний.

1. Развитие теории о суициде

Самоубийство как предмет изучения и сегодня еще пропитан ложными сведениями и предубеждениями. Поэтому ученые посвящают свои труды выяснению его психологии и психопатологии, с тем, чтобы помочь выявлению и пониманию людей с суицидальными тенденциями. Представители различных научных направлений, последователи многочисленных психологических школ рассматривают суицид под различными углами зрения.

Самоубийство представляет собой комплексную проблему и изучение данного явления началось в сфере не психологии, а философии. Альбер Камю - один из представителей школы экзистенциалистов - считал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии. Все остальное - второстепенно».

.1 Классическая психоаналитическая теория суицида

В психологии и медицине суицид стал исследоваться начиная с XIX в., когда появляются труды Э. Дюркгейма и З. Фрейда, ставшие фундаментальными исследованиями по этой теме.

Если считать началом эмпирической суицидологии работы Дюркгейма то уже Робертом Гауппом было установлено и впоследствии не подвергалось сомнению, что указываемые мотивы суицидального поступка не идентичны истинным его причинам или условиям. Гаупп проводит различие между возникающими в сознании суицидента причинами своего поступка и побудительными силами, которые зачастую им не осознаются. Тем самым разграничиваются сознательные и бессознательные детерминанты суицидального действия. Разумеется, эту дифференциацию сразу же подхватили и психоаналитики. Насколько известно автору, созванный Фрейдом в связи с серией самоубийств школьников «симпозиум по самоубийству» стал первой медицинской конференцией по проблеме суицида. В полном соответствии с разделением на осознанные и бессознательные мотивы Фрейд снимает упрек школе, будто она побуждает учеников к самоубийству, как необоснованный. Однако необходимо выяснить, каким образом школа способна нанести ученикам травму, где еще, помимо школы, можно встретить подростков, склонных к самоубийству. Симпозиум не предложил каких-либо решений проблемы суицида, поскольку в то время еще не было дано психоаналитическое объяснение печали и меланхолии.

Ситуация изменилась благодаря исследованиям Абрахама и Фрейда. Оба автора разработали теорию о психодинамике суицидального поведения, получившую самое широкое распространение в литературе по проблеме суицида. Эта теория объясняет суицидальное действие как результат обращения агрессии против собственной личности.

«Классическая» психоаналитическая теория соглашается с интерпретаций суицидального действия, которая уже содержится в понятиях самоубийства, суицида и т.д., утверждая, что речь здесь идет об аутоагрессивном акте. Однако она содержит одно важное новшество: основной акцент в суицидальном акте делается на роли близкого человека. В кратком изложении теория утверждает следующее.

На утрату объекта (этот термин понимается очень широко и означает не только фактическую потерю близкого человека, но и разочарование в нем и т.д.) человек, предрасположенный к депрессии, реагирует вначале «волной ненависти». Однако от этой ненависти приходится сразу же защищаться, так как данный человек не может отказаться от объекта. Защита осуществляется через регрессию к оральным формам переживания с фантазией о поглощении утраченного объекта. Теперь, хотя объект и спасен, он идентифицирован с личностью субъекта. Ненависть, первоначально направленная на утраченный объект, обращается теперь против объекта в Самости, то есть против собственной персоны.

Здесь возникало возражение, что депрессивный аффект выражается не столько ненависти и ярости, сколько в чувстве вины, ипохондрических опасениях и страхе обнищания. Абрахам и Радо объясняют это тем, что процесс воображаемого поглощения в силу его садистски-каннибальского характера переживается как предосудительный.

Суицидальное действие понимается в классической теории как конечный результат депрессивной динамики. Следовательно, классическая психоаналитическая теория видит в депрессии и ее исходе, самоубийстве, прежде всего разрешение конфликта агрессии; именно в этом аспекте она и вошла в литературу, посвященную проблемам суицида. Авторы, работающие в русле этой теории, рассуждая о возможностях психотерапии, рассматривают то, каким образом можно помочь человеку, склонному к суициду, адекватно отводить свою агрессию. Однако, несмотря на наличие теории, психотерапия суицидальных пациентов оставалась не разработанной проблемой.

Однако, уже к 1910 году Фрейд знал о самоубийстве довольно много. Он выделил ряд важных клинико-психологических особенностей:

  • чувства вины за пожелания смерти другим людям, особенно, родителям;
  • отождествление с суицидальным родителем;
  • утрата либидинозного удовлетворения, точнее, отказ от принятия утраты либидинозного удовлетворения;
  • акт мести, особенно за утрату удовлетворения;
  • бегство от унижения;
  • сообщение, крик о помощи; и, наконец,

Фрейд признал наличие тесной связи между смертью и сексуальностью.

В 1930 гг. на склоне длительной и продуктивной творческой деятельности о судьбе человека З. Фрейд рассуждал следующим образом: «самоубийство и война являются разными аспектами одной проблемы. Они представляют собой выражение инстинктивной агрессии и деструкции, которые в свою очередь являются взаимозаменяющими элементами инстинкта смерти. Развитие цивилизации, предоставляющее единственную возможность отсрочить гибель человечества в результате группового насилия, одновременно подрывает психическое здоровье индивидов, членов группы и угрожает каждому самоубийством».

Последователь школы психоанализа, американский ученый Карл Меннингер развил представления З. Фрейда о суициде, исследовав их глубинные мотивы. Он был согласен с Фрейдом в том, что в жизни человека существует напряженная борьба между инстинктами самосохранения и саморазрушения. Исследовав глубинные мотивы самоубийства, он выделил три составных части суицидального поведения:

  1. Для того чтобы совершить самоубийство, во-первых, необходимо иметь желание убить. Оно, например, проявляется в ярости младенцев, если их желания фрустрируются. «Подобно грудным детям, противящимся отнятию от груди и чувствующим, что у них забирают нечто, на что они имеют право, эти люди (суициденты), будучи в большинстве своем инфантильными, могут не выдержать помех на пути исполнения их желаний». Желание убить в этом случае обращается против «желающего» и реализуется путем самоубийства.
  2. необходимо испытывать желание быть убитым. Желание быть убитым; если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-за нарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращении жизни;
  3. Желание умереть; оно является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованному риску, а также среди больных, считающих смерть единственным лекарством от телесных и душевных мучений.

Таким образом, если у человека возникают сразу три описанных К. Меннингером желания суицид превращается в неотвратимую реальность.

Касаясь вопроса о самоубийстве, Карл Густав Юнг указывал на бессознательное стремление человека к духовному перерождению. Оно может стать важной причиной смерти от собственных рук. Люди не только желают уйти от невыносимых условий настоящей жизни, совершая самоубийство.

Карен Хорни как и Фрейд, придавала огромное значение пережитому в детстве и детским переживаниям, считая, что если бы детям обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они бы росли и процветали. Однако культура, религия, политика и другие общественные силы вступают в сговор с целью искажения развития личности ребенка.

Чувствуя себя в опасном окружении, дети рассматривают мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной Хорни «основной тревоги». Суицид может возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что Хорни называет «идеализированным образом», имеющимся у человека о самом себе. Самоубийство может быть также «суицидом исполнения», из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. В соответствии со взглядами Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды.

В своей работе Эрна Фурман (детский психоаналитик, член Международной психоаналитической ассоциации и Кливлендского центра исследований развития ребенка) учитывает этапы индивидуального развития детей и освещает особенности пациентов с хроническими суицидальными тенденциями, обладающих низкой способностью преодоления болезненного аффекта и наносящих себе телесные ранения для снижения его интенсивности.

Автор подчеркивает важную роль «причиняющего боль возбуждения» для установления садомазохистической фиксации в латентном и подростковом периодах, а также значение недостатка телесной любви к себе, являющейся барьером для самоповреждения. Описав клинические особенности и отклонения развития, наблюдающиеся у детей с этими нарушениями, она впервые высказала мысль, которая сегодня считается эмпирически доказанной: взрослые с хроническими суицидальными тенденциями, часто наносящие себе самоповреждения, в личной истории подвергались серьезному физическому и сексуальному насилию.

Достаточно распространенным является мнение, что депрессия и самоубийство состоят в прямо пропорциональной зависимости, то есть, чем более выражена у пациента депрессия, тем выше вероятность совершения самоубийства, но Э. Фурман всегда исключала по аналогичным причинам психотические состояния. «Мне кажется» - пишет Э. Фурман «что суицидальный потенциал непосредственно связан не с депрессивной реакцией, а с другими личностными факторами, которые порой сочетаются с депрессией. Кроме того, суицидальные попытки, или формы поведения наблюдаются у детей и подростков без явных признаков депрессии или их психические нарушения включают лишь отдельные ее симптомы».

По мнению Э. Фурман, очевидными событиями, которые пациенты и другие люди рассматривают как непосредственные причины суицидальной попытки, действительно являются стрессовыми факторами, но не всегда очень сильными. Например, к ним относятся трудности или неудачи в школе, отвержение любимым человеком, временный отъезд родителей, встреча с отдельно проживающими и обычно отсутствующими членами семьи, например, с родителем, после развода не живущим с семьей, или встреча родителей с ребенком, воспитывающимся в детском учреждении.

1.2 Суицид в теории логотерапии

Основоположник и классик логотерапии Виктор Франкл рассматривал самоубийство в ряду таких понятий, как смысл жизни и свобода человека, а также в связи с психологией смерти и умирания. Человек, которому свойственна осмысленность существования, свободен в отношении способа собственного бытия. Однако при этом в жизни он сталкивается с экзистенциальной ограниченностью на трех уровнях: терпит поражения, страдает и должен умереть. Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, осознав ее, перенести неудачи и страдания. В. Франкл относился к самоубийству с сожалением и настаивал, что ему нет законного, в том числе нравственного оправдания. В конечном счете самоубийца не боится смерти - он боится жизни, считал В. Франкл.

В XX в. изучением проблемы самоубийства занялись также такие психологи как Э. Гроллман, В. Франкл, К. Роджерс и другие. Можно сказать, что наиболее важными аспектами проблемы суицида, привлекающими внимание всех исследователей в этой области, являются:

  • Причины самоубийства;
  • Факторы риска (пол, социальное положение, психические расстройства, генетические заболевания и т.д.);
  • Превенция, интервенция и поственция суицида, которым огромное внимание уделяется Э. Гроллман. Под этими терминами понимается профилактика самоубийств, непосредственная психологическая помощь человеку, стоящему на грани выбора и помощь его близким, если трагедия все же случилась.

Помимо этих проблем существует и множество других, связанных с морально-этическими нормами, религией, культурой и т.д.

Как видно из всего вышесказанного исследованиями в области суицидологии занимались в основном иностранные психологи и социологи. Что касается изучения этой проблемы в России, то в первую очередь можно назвать профессора А.Г. Амбрумову, к основным ее работам по данной теме можно отнести «Концепцию суицидального поведения». Такими специалистами, как А. Бандура, Н.А. Башлыков, Е.М. Вроно, В.В. Ковалев, В.Т. Кондрашенко, Л.И. Постовалова, А.М. Прихожан, Н.А. Ратинова, Т.В. Самохина, Е.Г. Трайнина, Л.Я. Уманская - самоубийство рассматривается как одна из форм аутодеструктивного поведения и указывает на определяющую роль в этом вопросе института семьи. По их мнению, причинами всех попыток самоубийств являются семейные проблемы.

1.3 Концепция cуицидального поведения А.Г. Амбрумовой

Еще в 1971 г. А.Г. Амбрумовой была выдвинута концепция суицидального поведения, основанная на изучении результатов обширных наблюдений, экспериментов и теоретических поисков. В процессе этих исследований было установлено, что понятиями, соразмерными и соотнесенными со столь сложным явлением как суицид являются понятия социально-психологической адаптации и дезадаптации. Под адаптацией вообще понимается приспособление - соответствие между живой системой и внешними условиями.

Результатом функционирования всей системы является состояние психологической адаптации, которая позволяет человеку не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них.

Процесс социально-психологической адаптации развертывается соответственно четырем основным направлениям человеческой деятельности: преобразующему, познавательному, ценностно-ориентационному, коммуникативному. В норме все четыре направления образуют целостную динамическую систему, в которой каждый из них гармонично сочетается с остальными. Кроме того, значительная часть адаптационных возможностей не используется, образуя резервный фонд.

Объективным критерием успешности социально-психологической адаптации служит поведение человека в обычных и экстремальных ситуациях.

Понятие социально-психологической дезадаптации шире понятия психологической патологии. Как известно, различают объективные и субъективные стороны дезадаптации. Объективная дезадаптация проявляется в поведении; субъективная же сторона, субъективное выражение - широкая гамма психоэмоциональных сдвигов.

Социадьно-психологическая дезадаптация является общей предпосылкой суицидального поведения, проявляющаяся в каждом случае в своих специфических формах. К моменту зарождения суицидального поведения и далее, по мере его развертывания вплоть до покушения на свою жизнь, дезадаптационный процесс идет по общему конечному пути, сводящему к нулю все исходные уровни и выработанные ранее формы адаптации.

Таким образом, рассматривая социально-психологическую дезадаптацию в динамике, ведущей к суициду, А.Г. Амбрумова и В.А. Тихоненко, выделяют две фазы: предиспозиционную и суицидальную.

Предиспозиционная фаза дезадаптации не служит прямой и единственной детерминантой суицидального поведения. Решающее значение для перехода этой фазы в суицидальную играет конфликт, который занимает центральное, стратегическое значение в структуре рассматриваемого акта.

Конфликт, переживаемый личностью образуется из двух или нескольких разнонаправленных тенденций, одну из которых составляет основная, актуальная в данный момент потребность человека, а другую - тенденция, препятствующая ее удовлетворению.

По своим взаимоотношениям обе стороны конфликта могут располагаться как бы изнутри личности и зависеть от характера породивших их эмоциональных реакций. Такой тип конфликта - внутренний.

В других случаях одна из тенденций, составляющих конфликт расположена вне психики личности и представляет собой элемент внешней ситуации, препятствующей удовлетворению потребности. При этом же конфликт приобретает внешний характер.

Напряженность и сила конфликта зависит от силовых соотношений образующих его тенденций; самым трудным, не находившим своего разрешения и приобретающим черты экстремальности, считается конфликт равносильных тенденций. Чем значимее сфера конфликта, тем большие требования предъявляются к адаптационным ресурсам. В случае их слабости, то есть в условиях предиспозиционной дезадаптации, и невозможности изменить конфликтную ситуацию, единственной реакцией, подменяющей все другие типы, оказывается суицид как способ самоустранения от всякой деятельности. Исходя из этого А.Г. Амбрумова выдвинула концепцию, согласно которой суицидальное поведение есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта. Этот конфликт приобретает характер неразрешимости и сопровождается крайне тягостными переживаниями. В этой критической точке дезадаптация и конфликт с высокой вероятностью могут перейти в суицидальную фазу, то есть принимается решение о суициде как единственном способе ликвидировать конфликт путем самоуничтожения.

Основную роль в генезисе суицидальной предиспозиции играет относительная глубина социально-психологической дезадаптации. У практически здоровых лиц генезис суицидального поведения определяется соотношением средовых факторов при ведущем значении микро социальных конфликтов.

Особенности проявлений суицидов в детском и подростковом возрасте, своеобразие психологии и уровней социализации детей и подростков, особенности психопатологических состояний, специфика профилактики - все это дает основание некоторым авторам выделять детскую и подростковую суицидологию как самостоятельную область знаний.

А.Г. Амбрумова и соавт., обследовав 770 детей, подростков и юношей с суицидальным поведением, показали, что в допубертатном возрасте (до 13 лет) попытку самоубийства совершили 14,4%, в пубертатном (13-16 лет) - 51,8% и постпубертатном (17 - 18 лет) - 33,8%. Самыми молодыми из суицидентов были дети 7 лет. Большинство в группе обследованных составили девочки (80,8%). Наиболее частыми способами покушений и суицидальных попыток у девочек были отравления, у мальчиков - порезы вен и повешение. У 5% девочек, совершивших попытки самоубийства в возрасте старше 13 лет, была обнаружена беременность.

2. Факторы, мотивы и причины суицидального поведения

Однако, хотя суицидальное поведение подростков во многом и сходно с аналогичным поведением взрослых, но все же имеет некоторые отличия, в первую очередь это связано с определенным возрастным своеобразием.

В этой главе я буду описывать факторы, мотивы и причины суицидального поведения с учетом особенностей данного возраста.

.1 Факторы суицидального поведения подростков, обусловленные особенностями данного возраста

суицид подросток аутоагрессивное поведение

«Как тебе живется?» - Родителям и педагогам редко приходит в голову задать такой вопрос своим детям-школьникам, ученикам. Душевное состояние, настроение подростка интересует мам, пап и педагогов, как правило, в последнюю очередь. Сначала - успехи, отметки, результаты. Нам, взрослым, часто кажется, что тинэйджерская непредсказуемость, нервозность, раздражительность - результат бурных изменений в его организме. Что поделаешь - возраст такой.

Исследования психологов и психиатров показали: хотя при созревании происходит глубокая перестройка и физиологии и эмоциональной сферы, если подростковый период протекает нормально, серьезные отклонения в настроении ребенка - исключение, а не правило. Считается, что в силу особенностей данного возраста каждый ребенок входит в группу суицидального риска, поэтому первый фактор - главный и основной, влияющий на суицидальное поведение - это фактор особенностей подросткового возраста.

Фактор №1. Особенности подросткового возраста.

Данный фактор обусловлен спецификой физиологических, психологических и психопатологических процессов, свойственных формирующемуся организму и личности с еще не законченным процессом социально-биологического развития. Динамичность, незавершенность, неустойчивость нервно-психических функций в этом периоде, по мнению многих исследователей, являются благодатной почвой для развития психопатологических реакций. При этом имеется в виду выраженная впечатлительность и внушаемость детей, их способность ярко чувствовать и сопереживать, склонность к колебаниям настроения, слабость критических способностей, эгоцентрическая устремленность, импульсивность в принятии решения. Нередки случаи, когда самоубийство подростков вызывается такими переживаниями, как гнев, протест, злоба, стремление наказать себя и других. В подростковом периоде часто наблюдается повышенная склонность к самоанализу, пессимистической оценке действительности и собственной личности.

Препубертатному и пубертатному возрасту особенно присущи эмоциональная неустойчивость, склонность к философским рассуждениям, меланхолические переживания, неудовлетворенность собой, переоценка тяжести конфликта. Одной из причин особого эгоцентризма подростков является свойственное данному возрасту мнение о собственной исключительности. Многие формы поведения связаны с возрастным «кризисом оригинальности» - желанием отличаться от других. Специалисты отмечают, что нередко подростковая агрессия - не более чем защитный механизм, маскирующий пубертатную сомато-психическую астенизацию.

Конфликтность подростков, обусловленная возрастными психофизиологическими механизмами, как правило, выражается в форме разнообразных реакций. Несмотря на то, что такие реакции нередко выходят за рамки психологических, они в настоящее время больше известны педагогам, чем врачам.

Основные противоречия подросткового возраста часто бывают связаны с несовпадением полового и социального созревания, с неравномерностью взаимодействия отдельных сфер психики. Так, при достаточно высоком интеллекте сам процесс мышления нередко отличается чертами ригидности, импульсивностью решений, преобладанием идей эгоцентрического направления, снижением объективности суждений. По наблюдениям специалистов, эмоционально-лабильный тип личности, как вариант временного видоизменения характера, отмечается примерно у 25% здоровых подростков.

Большое значение в формировании суицидального поведения имеет пробуждающаяся сексуальность подростков. Новое представление о своей внешности, эротические переживания, типично юношеская идеализация любви и сексуальных отношений - это лишь некоторые из существенных механизмов возникновения внутреннего разлада и конфликтности. Недовольство собой нередко вызывают и те пубертатные сдвиги в облике и моторике, которые делают подростка угловатым, неуклюжим, создавая проблему «гадкого утенка».

Фактор №2. Семейная ситуация.

Семейные факторы. В современной литературе, посвященной молодежным суицидам, отмечается, что самоубийства чаще всего происходят в неполных семьях. Во многих работах подчеркивается «абсолютное и устойчивое» суицидогенное влияние разводов и прочих семейных дисфункций, которые приводят к изменению «образцов социальной интеракции», разрушают «регулятивные и интегративные механизмы» и вызывают «хроническую семейную аномию». Многие специалисты считают, что от 90% до 100% суицидальных попыток, совершаемых в детском и подростковом возрасте, так или иначе связаны с семьей, семейным окружением и внутрисемейными конфликтами.

Суицидальное поведение - это ответ на глубинные переживания человека, и чем он моложе, чем выше степень его семейной интеграции, тем в большей мере своим суицидом он «полемизирует» с семьей.

Еще один мощный фактор суицидального поведения молодежи - пьянство родителей. Результаты опроса показывают, что у молодых людей, живущих в семьях, где отец и особенно мать систематически злоупотребляют алкоголем, чаще возникают суицидальные мысли и намерения, чем у их социально благополучных сверстников. Они в среднем чаще предпринимают и реальные попытки самоубийства.

Фактор №3. Эмоциональные нарушения

Одним из самых частых вариантов неблагополучия на этом сложном этапе развития человека становятся подростковые депрессии. И здесь родителям следует быть настороже. Дело в том, что нередко рука об руку с депрессией идут мысли о самом страшном в жизни поступке - самоубийстве. Подсчеты американских врачей показали: более чем половине всех суицидов предшествует именно депрессивное расстройство.

За последние 40 лет все больше и больше подростков во всем мире на собственном опыте знакомится с этим тягостным состоянием, причем самыми уязвимыми оказываются юные граждане наиболее развитых стран. И это не удивительно, так как в связи с увеличивающейся нагрузкой в школах, отсюда увеличением давления со стороны взрослых, как учителей, так и родителей и не способностью ребенка противостоять подчас негативному давлению, детская психика просто «не выдерживает». Депрессией начинают страдать уже с начальной школы, отсюда и идет тенденция к «омолаживанию» суицида.

Как же выглядит подростковая депрессия? Ее «лицо» может полностью соответствовать нашим привычным представлениям: плохой сон, отсутствие аппетита, постоянное ощущение физического нездоровья, потухшие глаза, поникшие плечи… Но бывают и отличающиеся от «классических» симптомы: раздражительность, крикливость, непредсказуемость в поступках.

Если подросток на протяжении нескольких недель находится в устойчиво тоскливом (или раздражительном, плаксивом) настроении, постоянно недоволен собой, упорно не хочет общаться, столкнулся с ранее незнакомыми трудностями в учебе и повышенной утомляемостью, перестал радоваться тому, что всегда доставляло ему удовольствие, потерял способность нормально спать и есть, жалуется на необычные неприятные ощущения в теле, - это, скорее всего, депрессия.

В разных странах мира депрессии подвержены от 11,8 до 33,2% подростков. Девочки склонны к ней больше, чем мальчики.

Особые трудности своевременного распознавания суицидальных тенденций и частота неожиданных для окружающих случаев самоубийств во многом обусловлены непониманием всей сложности вопроса взрослыми, которые считают проблемы подростков несерьезными, незначительными.

В клинической картине депрессий в этом периоде наряду с типичными проявлениями данного синдрома наблюдаются и сугубо возрастные признаки:

соматические и вегетативные эквиваленты;

астенические черты;

пассивность интересов и желаний,

агрессивность и довольно типичные нарушения поведения - это побеги из дома, «страх школы», школьная дезадаптация, конфликты с родителями.

Эти признаки могут маскировать истинно депрессивный характер состояния, а следовательно, и недоучитываться как показатель суицидальной опасности. Практика показывает также, что суициды подростков связаны с формированием кратковременных психогенных реакций и разнообразных реактивных состояний. Чаще всего имеется взаимосвязь самоубийств и их попыток с некоторыми видами отклоняющегося поведения: прогулами школьных занятий, вредными привычками, мелкими правонарушениями, конфликтными взаимоотношениями с родителями, сексуальными эксцессами и т.д.

Фактор №4. Влияние окружающей среды.

Суицидальные попытки в детско-подростковом возрасте, в отличие от взрослых, не имеют прямолинейной зависимости от наличия депрессии. В этой связи чрезвычайно важная роль принадлежит опосредующему влиянию окружающей среды. По мнению А.Г. Амбрумовой суицид является понятием социально-психологической адаптации и дезадаптации, а так как ребенок проводит в школе как минимум одну треть дня, то здесь необходимо выделить такой феномен, как школьная дезадаптация.

Когда говорят о школьной дезадаптации, прежде всего, подразумевают плохую успеваемость или «плохое» поведение ребенка. Школа - социальный институт, имеющий определенную функцию, обучение детей. Следовательно, все то, что не соответствует этой функции или ей препятствует, считается дезадаптацией к этому институту, т.е. к школе.

Специалистам, работающим с детьми, приходится сталкиваться с тем, как порой тяжелы оказываются для ребенка школьные годы. Нежелание идти в школу может появиться с первыми трудностями в обучении, но чаще всего это бывает следствием не сложившихся взаимоотношений со сверстниками или учителем. Поэтому надо всегда помнить, что далеко не всегда нежелание ходить в школу связано с нежеланием учиться. Также как и желание ходить в школу не то же самое, что желание учиться. В подавляющем большинстве случаев плохая успеваемость никак не зависит от умственных способностей ребенка.

Другой проблемой является «плохое» поведение ребенка. Чаще всего, кажется, что хорошая успеваемость является следствием «хорошего» поведения. Складывается мнение, что ребенок хорошо учиться, потому что «хорошо» себя ведет. «Плохое» поведение бывает своеобразным протестом на сложившуюся в школе или семье ситуацию и никак не связано с его желанием (или нежеланием) учиться. Тем более бывает недопустимым снижение оценок за успеваемость из-за плохого поведения ребенка! Дети, возмущающие спокойствие в классе, часто недолюбливаются учителями, если не сказать больше, что запускает порочный круг школьной дезадаптации.

Педагогам и психологам важно знать, что «социально-психологическая дезадаптация является общей предпосылкой суицидального поведения, проявляющаяся в каждом случае в своих специфических формах». Не допустимо, что бы школа являлась для детей не школой «жизни», а школой «выживания» и важно отдавать себе отчет в этом. В рамках школьной жизни должны закладываться не только учебные знания и умения, но и необходимо формировать стиль взаимоотношений с людьми, умение уживаться с окружающими, дружить и, в конце концов, способность любить и быть любимым. Все что будет дальше: успешная учеба в институте, престижная и любимая работа, крепкая и здоровая семья - является, в конце концов, результатом того, адаптировался ли ребенок к школе, и как быстро и гармонично произошла эта адаптация.

Школьная дезадаптация может складывается как из индивидуальных особенностей ребенка, так из взаимоотношениями внутри семьи и условиями в школе. Почти всегда все эти факторы очень плотно переплетены и взаимосвязаны. При работе школьного психолога очень важно учитывать все эти факторы. В 3 главе данной работы я опишу задачи школьного психолога и педагога, где более детально изложу методы психолого-педагогической работы по данному вопросу.

Феномен №5. Завышенный уровень притязаний.

Этот опасный феномен, получивший название «прессинг успеха», вплотную затронул и Россию. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, продать (если имеют) и дачу, и машину, влезть в долги…

Подобный груз непрошеных благодеяний и категорических надежд нередко непосильным бременем ложится на плечи юного человека. Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. А если добавить сюда ощущение, что любая неудача равносильна краху, непоправима, становится понятно, откуда рождаются в душе подростка мощный эмоциональный дискомфорт, страх, гнетущая тревога. То, что реальность именно такова, подтверждает бесстрастная статистика: число депрессий прямо связано с уровнем успеваемости старших школьников. Лидируют в этом грустном списке отличники, а замыкают его двоечники. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает и ежегодный всплеск молодежных самоубийств сразу после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее - странах, где престиж высшего образования невероятно высок.

ПРИМЕР: В Якутии ученик 11-го класса не смог справиться с переживаниями из-за того, что его не допустили к ЕГЭ. Директор школы уволен, его обвинили в том, что он не проконтролировал предварительную успеваемость учащихся и допустил ситуацию, при которой троих выпускников школы не допустили к экзаменам.

Фактор №6. Уровень жизни и материальное благосостояние.

Это еще один «структурный» фактор, часто обсуждаемый в связи с проблемой самоубийств. Уровень доходов опосредует влияние экономики на суицидальное поведение. Однако характер и направленность этого влияния до конца не выяснены: результаты эмпирических исследований на эту тему довольно противоречивы.

В теориях социальной интеграции традиционно считается, что «нужда - главная конкретная причина самоубийства». Между тем низкий доход сам по себе вряд ли может считаться фактором повышенного суицидального риска.

Фактор №7. Психические расстройства

  • депрессия;
  • неврозы, характеризующиеся беспричинным страхом, внутренним напряжением и тревогой;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • шизофрения;

Каждый 1/4 суицидент - это больные, страдающие психозами, шизофренией и маниакально-депрессивным психозом. Больные, страдающие психотической депрессией, часто совершают суицидальные действия в начале и при затихании психоза.

Однако более 70% всех покушений на собственную жизнь совершается нормальными, здоровыми людьми, не имеющими явно выраженных психических отклонений и склонности к злоупотреблению алкоголем.

По мнению специалистов, у ребенка с суицидальными мыслями присутствует сразу несколько из вышеперечисленных факторов, как правило, один фактор неминуемо «тянет» за собой другой и они как «снежный ком» ложатся тяжелым грузом на хрупкие плечи ребенка. Многие специалисты сходятся во мнении, что определяющую роль играет именно ситуация в семье, то есть то состояние, в котором пребывают родители, и те взаимоотношения, которые возникают внутри семьи, «70% наших пациентов» - рассказывает в своем интервью детский психиатр Елена Моисеевна Вроно: «в качестве повода, толкнувшего их на попытку суицида, называли разного рода школьные конфликты. Но когда разбираешься в существе дела, то, как правило, обнаруживаешь неблагополучие в семье. Однако это «неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: речь идет о дисфункциональных паттернах взаимодействия в семье, где в первую очередь нарушены родительско-детские отношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа - это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени. В школьном конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя: традиционная школа жесткая, нормативная, не гибкая, к ребенку не расположенная.»

Ниже приводятся мотивы, причины, а так же признаки суицидального настроения, так как все эти знания необходимы не только школьным психологам, но так же учителям, родителям и всем тем кто непосредственно имеет дело с детьми.

2.2 Мотивы суицидального поведения

Наиболее типичными для детей и подростков являются следующие мотивы суицидального поведения:

  • обида, одиночество, отчужденность, непонимание окружающих;
  • действительная или мнимая утрата родительской любви, неразделенная любовь, ревность;
  • смерть близких, развод родителей;
  • чувство вины, стыда, оскорбленное самолюбие, угрызения совести, недовольство собой;
  • боязнь позора, насмешек, унижения;
  • страх наказания, нежелание принести извинение;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, случайная беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста;
  • угроза, вымогательство со стороны кого-либо;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, сложной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

2.3 Причины суицидов

  • Лично-семейные конфликты (развод, болезнь или смерть близких, одиночество, неудачная любовь, оскорбление);
  • Состояние здоровья (психические и соматические заболевания, инвалидность);
  • Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента (опасения уголовной ответственности, позор, боязнь наказания);
  • Конфликт, связанный с работой или учебой;
  • Материально-бытовые трудности.

Для подростков более характерны следующие причины самоубийств:

  • Конфликты с родителями;
  • конфликты с окружающими;
  • переживание обиды;
  • чувство одиночества, стыда, недовольства собой, боязнь наказания;
  • состояние здоровья.

Детским попыткам самоубийств могут предшествовать:

  • вина и стыд за проступки;
  • насилие над детьми, развод родителей;
  • алкоголизм или амбивалентное отношение матери;
  • потеря близких, а также гиперопека или заброшенность.

Мотивы часто не соответствуют причинам, для каждого суицидента самоубийство имеет личностный смысл, причем не смертельный, а вполне жизненный. Подростковые попытки бывают продиктованы мотивами манипулирования, контроля над другими и нежеланием умереть.

  • Протест - непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы фактом собственной смерти.
  • Призыв - желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, как мене больно!».
  • Избежание - устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания.
  • Самонаказание - протест во внутреннем плане, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины.
  • Отказ - полная капитуляция, сближение цели суицида с мотивом, нарастает серьезность.

2.4 Группа риска

Ели говорить об ответственности взрослых людей перед детьми, то рано или поздно практически перед каждым взрослым (родителями, учителями, детскими психологами) встает вопрос: «Как заметить надвигающийся суицид?». Для решения этой проблемы необходимо выделить суицидально опасную референтную группу. К такой группе необходимо отнести следующих лиц подростково-юношеского и молодого возраста:

  • с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
  • сверхкритичные к себе;
  • страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;
  • подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
  • страдающие от болезней или покинутые окружением.
  • Для не специалиста в области суицидологи недостаточно только этих знаний, так же взрослым необходимо знать следующие признаки эмоционального нарушения:
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость)
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
  • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
  • погруженность в размышления о смерти
  • отсутствие планов на будущее
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей

По мимо всего вышеперечисленного каждый взрослый должен знать, что психика подростка устроена так, что свойства, которыми она наделена, любого из подростков предрасполагают к суициду. Исходя из этого, любой подросток входит в группу риска. В подростковом возрасте уровень завершенных суицидов на 3-м месте среди других возрастных групп, уровень суицидальных попыток максимальный. В возрасте до 10 лет суицидальные попытки редки, завершенные суициды единичны.

3. Описание методов исследования

.1 Метод цветовых выборов адаптированный Собчик Л.Н.

Данный метод представляет собой глубинный метод исследования неосознаваемых переживаний, cвязанных как с ситуативно обусловленным состоянием, так и с базовыми индивидуально типологическими особенностями конкретного человека. Данная методика раскрывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а так же позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации.

Методика лаконична, как в предъявлении, так и в интерпретации; обладает способностью диагностировать наиболее непосредственные, неподвластные сознанию проявления индивидуально-личностных свойств.

В данном исследовании методика используется для получения данных по психологической адаптации каждого испытуемого, а именно установления взаимосвязи между психологической дезадаптацией и аутоагрессивным поведением подростков.

Для определения аутоагрессивных тенденция в исследовании использовался проективный рисуночный тест Роули Сильвер «Нарисуй историю».

.2 Тест Роули Сильвер «Нарисуй историю»

Основным назначением теста «Нарисуй историю» является диагностика эмоциональных нарушений, в том числе, депрессий, включая их маскированные варианты. Депрессивное расстройство может определяться по характеру детских рисунков, в том числе, по преобладанию в них негативной тематики (изображения печальных, одиноких, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей).

Данный тест отличается от большинства проективных методик, тем, что имеет колличественный показатель, кроме того в данном тесте дифференцирует различия между депрессивным состоянием и аутоагрессивным. Подобный подход дает возможность выделить из общего числа депрессивных подростков тех, кто имеет аутоагрессивные тенденции, и на которых в данный момент стоит больше всего обратить внимание педагогов, психологов и родителей.

Процедура тестирования с использованием теста «Нарисуй историю»

Тест «Нарисуй историю» может проводиться как индивидуально, так и в группе. Инидивидуальное тестирование может применяться в рамках общеобразовательных учреждений в том случае, если испытуемые дети недостаточно хорошо понимают инструкцию. Тест может проводить с детьми, начиная с пятилетнего возраста, а так же с подростками и взрослыми.

Время выполнения задания не ограничивается, обычно требуется не более 10 минут.

Испытуемому должны быть предосталены изобразительные материалы - бумага формата А 4, простой карандаш и ластик (так же допустимо использовать цветные карандаши).

Помимо арт-терапевтов данный тест могут применять психологи и другие специалисты в области психического здоровья.

При выполнении теста испытуемых просят выбрать два из предложенных стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов (Приложение №1), а затем придумать и нарисовать, что происходит с выбранными персонажами и предметами. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, а так же изображать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемые должны дать своему рисунку название и написать историю.

Во избежание срисовывания друг у друга историй ребятам, сидящим за одним столом, выдаются различные варианты стимульного материала (варианты: А и Б).

Оценка эмоционального состояния осуществляется с помощью двух шкал - Шкалы эмоционального содержания рисунка и Шкалы оценки образа «Я».

В соответствии с первой шкалой рисунки оцениваются:

Шкала эмоционального содержания рисунка

1 баллРисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием, например: а) изображения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертельной опасности персонажей; б) изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.2 баллаРисунки с умеренно отрицательным содержанием: а) изображение одиноких, испуганных, злящихся, неудовлетворенных или несчастных персонажей; б) рисунки, отражающие напряжение или неприятные отношения между персонажами.3 баллаРисунки с неопределенным содержанием: а) изображение персонажей или отношений, имеющих как положительные, так и отрицательные характеристики или амбивалентное содержание; б) изображения с противоречевым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием; в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания.4 баллаРисунки с умеренно положительным содержанием: а) одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающие удовольствие, а так же кем-либо спасаемые; б) изображение дружественных и приятельских взаимоотношении.5 балловРисунки с выраженным положительным содержанием: а) изображение успешных, счастливых или достигающих своих целей персонажей; б) отношений любви и заботы.

В соответствии с критериями Шкалы оценки образа «Я» рисунки так же делятся на пять категорий. Для того чтобы оценить образ «Я» испытуемого, необходимо понять, с каким из изображенных персонажей он себя идентифицирует. Иногда это бывает достаточно очевидно, а иногда испытуемому необходимо задать поясняющие вопросы, например: «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?».

Шкала оценки образа «Я»

1 баллБолезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым, или находящимся в смертельной опасности персонажем.2 баллаНеприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с испуганным, фрустрированным, несчастным или страшным персонажем.3 баллаПротиворечивые и амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «Я» не просматривается или неясен, а также если испытуемый идентифицируется с рассказчиком.4 баллаПриятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счастливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают.5 балловФантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый идентифицируется с активным, достигающим своей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели, а так же с тем, кого любят.

Для овладения данной методикой автором пройден специальный курс арт-терапии у арт-терапевта, д.м.н. Копытина А.Н.

Методика проводится в два этапа:

  • первый этап: рисунок и описание истории,
  • второй этап: беседа с каждым обследуемым в отдельности по его истории и рисунку.

При применении данного теста наибольшую трудность вызывает интерпретация данных, поскольку требует специальных знаний, навыков и достаточно большого количества времени.

Важное значение для правильной квалификации результатов тестирования имеет оценка устойчивости тех или иных проявлений в эмоциональном содержании рисунков и образе «Я» испытуемых. По мнению автора данной методики, только неоднократное применение тестов Сильвер в работе в одним и тем же испытуемым позволяет, например, определить, имеет ли его депрессивное состояние «патологический» характер либо представляет собой относительно кратковременную реакцию на травмирующую его ситуацию. Имеет смысл, в ходе индивидуальной беседы, выяснить, какая именно ситуация в жизни ребенка могла вызвать подобную реакцию.

Приводим описания историй, полученных в ходе исследования для демонстрации различия между выявлением депрессивного состояния и аутоагрессивного.

1. мальчик 5 кл. - история оценивается по Шкале эмоционального состояния - 1 балл и по Шкале образа «Я» - 1 балл - выявлена депресcия, так как мальчик себя идентифицирует с несчастным, одиноким персонажем.

Название истории: «Извержение»

Описание истории: был каменный век много разных ящериц ходило по земле. Был маленький раптор дино. Он еще ничего не знал, он только родился. Но как-то раз он увидел как его мама ушла на поиски еды, началось извержение он видел как его мама погибла. Дино плакал и рос один…

2. девочка 5 класс. - история оценивается по Шкале эмоционального состояния - 1 балл и по Шкале образа «Я» - 1 балл - выявлены депрессия и аутоагрессивные тенденции, так как главный герой, с которым она себя идентифицирует - умирает.

Название истории: «История одного парня»

Описание истории: Однажды в одном городке произошло извержение вулкана. К огромному сожалению правительства все погибли. Но они не знали, что выжил один. Он отправился в другой город. Долго он поправлялся от шока. Но вскоре забыл про эту беду и даже нашел много друзей. Ему нравилась одна девушка, но он знал, что она смертельно больна и может скоро умереть. Ей нужно было новое сердце. И тогда этот парень отдал ей свое сердце, но просил не говорить ей об этом. Но ей все равно сказали. Она выжила, но знала, что он всегда с ней.

3. девочка 6 класс - история оценивается по Шкале эмоционального состояния - 1 балл и по Шкале образа «Я» - 1 балл - выявлены депрессия с аутоагрессивными тенденциями, так как герой, с которым она себя идентифицирует - умирает.

Название истории: «Одиночество»

Описание истории: В лесу стоял одинокий старый дуб, наблюдая за тем, как вокруг него растут молодые березки. Ему хотелось вернуть то время, когда он сам только начал расти, когда вокруг него было много других деревьев, которые дивились его юной красоте. Хотел он снова поговорить с березкой, но она и все лишь только отвечала шелестом листьев. По лесу мимо проползала змея, да и то не обмолвилась и словом. Старый дуб еще год простоял на том же самом месте, а вскоре умер от старости.

Результаты исследования

В течение двух месяцев 2010 года проведено обследование мальчиков и девочек 5-х, 6-х и 7-х классов средней школы г. Химки: 202 подростка - учащиеся общеобразовательной школы без психических расстройств и нарушений возрастного психического развития.

Обследование проходило в школе, непосредственно на уроках. Учитель покидал класс, проводилось знакомство с детьми и им предлагалось принять участие в исследовании на выявление творческих способностей.

Параллельно созданию истории, дважды проводился цветовой тест на настроение (МЦВ - тест МЦВ, адаптированный Собчик Л.Н.). При этом испытуемому сообщается, что это не проверка его памяти, а проверка стабильности его настоения, поскольку настроение может часто меняться.

В обследованной группе нормативных подростков без психических расстройств и нарушений возрастного психического развития (202 чел.) выявлено:

подростков с депрессивными реакциями - 54 человека;

из них, подростков с признаками аутоагрессивного поведения - 16 человек.

Из этих 16 подростков - 12 человек имеют признаки психологической дезадаптации, что составляет приблизительно 75%.

Из них:

  • 4 чел. - (25%) имеют признаки психологической дезадаптации с яркой протестной реакцией, что может свидетельствовать о недавнем травмирующем событии, имеющим свое влияние на обследуемого до сих пор. Это может свидетельствовать о ситуативной реакции и состоянии индивида, что наталкивает на мысль, что данной группе обследуемых стоит оказать психологическую поддержку незамедлительно, во избежания аутоагрессивных действий в состоянии острого стресcа.
  • 8 чел. - (50%) имеют признаки психологической дезадаптации, которая определяется как индивидуально-личностными свойствами, характерными для данного индивида, так и временным фактором, вызванным фрустрирущими обстоятельствами.

Таким образом, гипотеза исследования полностью подтверждена. Дополнительно в 4-х случаях, не вошедших ни в одну из вышеперечисленных категорий, установлено следующее: в 3-х случаях в рисунках теста «Нарисуй историю» выступает одна и та же тенденция: отсутствует дифференциация агрессора и жертвы, т.е. не понятно с кем идентифицирует себя автор.

Пример истории: Ползла змея, ее убили и порезали на кусочки. В рисунке нарисована звея, над ней нож. Название истории: «Смерть змеи». На все постррисуночные вопросы обследуемый отвечал, что просто не знал, что нарисовать и вот придумал такую историю, и никто из этих персонажей (нож или змея) ему не нравится.

По правилам обработки и колличественной оценки данных содержание истории оценивается в 1 балл, т.к. есть смерть и оценка образа «Я» оценивается по двум показателям 1 балл - если главный герой змея и 5 баллов - если главный герой нож, т.е. агрессор (что указывает на повышенный риск агрессивного поведения).

В таком случае в заключении пишется, что у данного подростка выявлены и депрессивное состояние с признаками аутоагрессивного поведения и высокий показатель агрессивного поведения.

Дополнительно использованная методика МЦВ помогает получить данные об обследуемом, что позволяет предположить, что у этих подростков нет аутоагрессивных тенденций, но, на момент обследования, беспорно присутсвует высокий уровень агрессии.

Еще одна испытуемая (девочка 6 кл), у которой не были выявлены ни признаки дезадаптации, ни протестные реакции, диагностика с помощью МЦВ не явилась показательной, так как, данная испытуемая цветовой выбор делала каждый раз разный, с большим разбросом, что указывает на желание запутать психолога, либо на протест, связанный с тестированием. В подобном случае это должно насторожить психолога в отношении данного подростка. Тем более, что в ее истории звучит тотальная безисходность главного героя и в дальнейшем его смерть. (данная история описана выше в разделе ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ тест Роули Сильвер «Нарисуй историю» рассказ под названием «Одиночество»). Учитывая возраст данного обследуемого и те переживания, которые она описывает в своей истории, необходимо проверить следующие гипотзы:

  1. Возможно, что в семье умер кто-нибудь из близких и значимых людей (бабушка, дедушка). В истории очень проникновенно описано чувство одиночества главного героя, что может рождать в авторе, чувство вины перед умершим.
  2. Возможно, что автор сам себя ощущает таким одиноким и брошенным, вспоминая те времена, когда все было по-иному. Те времена уже нельзя вернуть и впереди ждет только одинокая смерть.

4. Программа по организации работ по профилактике аутоагрессивного, а именно суицидального поведения в образовательной среде

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. По мнению Е.М. Вроно «это происходит потому что большинство суицидально настроенных людей на самом деле не хотят умирать, они всего лишь желают прекратить свои страдания. Обычно люди, которые готовятся к самоубийству, подают определенные сигналы или напрямую говорят о суициде. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда».

Однако, не стоит полностью полагаться на то что подросток с кем-нибудь поделится своими мыслями и это позволит предотвратить трагедию. Опыт показывает, что в трудный для подростка период взрослые и друзья не всегда понимают, что с ним происходит и не во всех случаях проявляет необходимый уровень внимания и эмпатии к проблемам и состоянию подростка. Ключом к такому понимаю и предотвращению самоубийства может послужить умение распознавать признаки суицидального настроения, а также знание действий, которые следует предпринимать в подобных ситуациях. Чем большее количество сигналов у молодого человека наблюдается, тем выше риск суицида. По мнению многих специалистов примерно 40% школьников нуждаются в психологической помощи, но не получает ее. То, что сейчас почти в каждом учебном учреждении есть психологи, ситуацию к лучшему не меняет. Эксперты отмечают, что школьным психологам частенько не хватает не только этики, но и чисто специальных знаний. Психологи, оканчивающие вузы, часто не знакомы с детскими проблемами, потому что эти проблемы очень близки к клинической психологии, а в школу обычно идут социальные психологи. Однако, всем школьным психологам, не зависимо от образования, необходимо с должным вниманием отнестись к данной проблеме. Для более полного понимания обязанностей как школьного психолога так и педагогов, по профилактике суицидов, в рамках образовательных учреждений необходимо определить следующие цели и задачи:

Задачи школьного психолога.

1 ЭТАП. Проведение общей профилактики суицида.

Целью общей профилактики должно являться - повышение групповой сплоченности в школе.

Сюда могут входить следующие мероприятия:

  • Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.
  • Организация внеклассной воспитательной работы.
  • Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.
  • Учащиеся, чувствующие, что учителя к ним справедливы, что у них есть близкие люди в школе, ощущающие себя частью школы, гораздо реже думают или пытаются совершить самоубийство.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
  • Создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе так и в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся).
  • Привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты законных прав и интересов ребенка.
  • Формирование позитивного образа Я, уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей.
  • Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

2 ЭТАП. Проведение первичной профилактики.

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия:

1. Диагностика суицидального поведения

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.
  • Оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния.

2. Индивидуальные и групповые занятия по обучению проблем-разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии.

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
  • Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние.

3. Классные часы, круглые столы, стендовая информация

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями.
  • Повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации.
  • С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.
  • Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.
  • С детьми о суициде вести беседы необходимо с позиции их помощи товарищу, который оказался в трудной жизненной ситуации. Известно, что подростки в трудной ситуации чаще всего обращаются за помощью и советом к своим друзьям, чем к взрослым. Именно поэтому подростки должны быть осведомлены о том, что суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и утраты, отвергнутости и потери самоуважения… словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Дети должны получить достоверную информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.

4. План действий в случае, если стало известно о том что какой то ребенок хочет кончить свою жизнь самоубийством. В этом случае психологу необходимо оценить степень риска. Оценка риска самоубийства происходит по схеме:

  • крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план),
  • серьезная (есть план, но нет орудия осуществления)
  • умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагога-психолога на данном этапе:

  • Включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий.
  • Определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством.
  • Педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага.
  • В случае необходимости, оповещение соответствующего учреждения психического здоровья, запрос помощи. Оповещение родителей.
  • Разбор случая со школьным персоналом, который был включен в работу, так чтобы он мог выразить свои чувства, переживания, внести предложения относительно стратегий и плана работы.
  • Разработка плана действий в случае самоубийства, в котором должны быть процедуры действия после самоубийства.

3 ЭТАП. Профилактика после случая самоубийства.

Данная профилактика проводится в случае, если трагедия уже случилась, если учащийся данной школы, или школы из этого района совершил самоубийство, либо какое еще случившееся «громкое» самоубийство подростка. В этом случае целью профилактики является предотвращение дальнейших самоубийств по типу синдрома Вертера. Как пример, самоубийство участника группы Иванушки Интернешнл Игоря Сорина спровоцировало волну самоубийств среди поклонниц этой группы.

Задачи педагога-психолога на данном этапе (они должны быть определены и требуют тщательной проработки со специалистами в данной области):

  • Если самоубийство официально признается причиной смерти учащегося, тогда в уведомлении о причине смерти в среде учащихся должно звучать слово «самоубийство», а не «несчастный случай» или «неизвестная причина смерти». Однако ни в коем случае не должно быть упоминания средств совершения самоубийства.
  • Собрать близких друзей и дать возможность работы со специалистом в области психического здоровья.
  • Друзьям и учащимся должно быть разрешено посещение похорон. Но они не должны нести гроб.
  • Будьте готовы сказать «нет» на все просьбы о проведении вечера памяти в честь погибшего учащегося. Это может увеличить возможность эпидемии самоубийств.

Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия

  • Оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.
  • Оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы).
  • Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику образования конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем

Задачи педагога-психолога на данном этапе должны быть определены и требуют проработки, так как данная работа это уровень медицинских психологов и психотерапевтов.

Задачи педагога

Во-первых. Педагогу необходимо знать о мифах, существующих в обществе относительно самоубийств:

  • «У самоубийцы нарушена психика» - лишь 15-20% совершивших самоубийство психически нездоровы.
  • «Это особый склад характера: чувствительные, меланхоличные и эксцентричные люди» - мысли о самоубийстве могут возникнуть у любого человека.
  • «Существует влечение к самоубийству, однажды возникнув, такие мысли не отступят» - именно в этом случае можно говорить о невротическом состоянии, а такие представления объясняются страхом перед неведомым и запретным.
  • «Существует наследственная предрасположенность к суициду» - возможно суицидальное подражание у ближайшего окружения, но генетической предрасположенности не существует.
  • «Тот, кто действительно решает лишить себя жизни вряд ли будет предупреждать об этом окружающих» - по мнению многих специалистов после совершения самоубийства всегда кто-нибудь оказывался в курсе подобных мыслей суицидента, но просто в тот момент не предал этому значения, не поверил в подобное намерение.
  • «В суицидологи существует понятие истинный суицид и демонстративный, при демонстративном суициде ребенок, как правило, не желает сводить счеты с жизнью, этим способом он лишь добивается своего результата» - но не даром в данной работе я не рассматривала подобное деление суицида, потому как в детской и подростковой суицидологии подобное деление является довольно грубым и очень рискованным.

Во-вторых. Педагогу необходимо знать, что…

Нередко создается впечатление, что подросток не совершит тяжелой попытки и его угроза - пустое. Нередко дети совершают попытки без тяжелых медицинских последствий. Они и не скрывают, что не собирались умирать, а хотели отвлечь родителей, или, наоборот, привлечь чье-то внимание, или кого-то наказать, демонстрируя суицидальные намерения. К несчастью, такие демонстрации нередко бывают переигранными. Они думают: «Все рассчитано, выбраны лекарства, от которых нельзя умереть». А выбирают они, как правило, руководствуясь внешним видом таблетки или вкусом облатки… Это очень опасный самообман: считать, что подростки не совершают опасных для жизни поступков, и поэтому их угрозы можно не принимать всерьез. Тогда встает вопрос можно ли отличить истинный суицид от демонстративного, от ложного? В свое время Е.М. Вроно смогла убедить коллег в том, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными суицидальными попытками можно лишь для взрослых. В подростковом возрасте такой границы нет. Любое аутоагрессивное действие подростка следует рассматривать как поступок, опасный для его жизни и здоровья. Конечно, надо понимать, что происходит на самом деле, потому что от этого зависят стратегия и тактика поведения взрослых. Но относиться к каждому такому случаю взрослые должны с одинаковой долей серьезности.

В истинность намерений всегда проверить очень сложно, разговоры собственной смерти - это признак кризиса. Вы можете столкнуться с самыми разными чувствами, возникающими, когда кто-либо из учеников выражает суицидальные намерения. Если вы не верите высказываниям о самоубийстве, помните, что они всегда означают, что человеку трудно и он пытается найти выход из кризисной ситуации.

Так что же необходимо делать учителю, если ему стало известно, что какой-нибудь ребенок говорит о самоубийстве:

  • Необходимо срочно поставить в известность школьного психолога;
  • Проявить максимум внимания и эмпатии к данному ребенку, ведь установление доверительных отношений с детьми могут быстро положительно воздействовать на суицидальное поведение подростков;

В-третьих. Педагогу необходимо знать:

  • все признаки суицидального поведения;
  • все признаки депрессии;
  • знать семейную ситуацию каждого ученика

и в случае выявления признаков суицидального поведения, а так же проблем связанных с семьей ребенка, немедленно сообщать об этом школьному психологу.

В-четвертых. Педагог должен придерживаться следующих принципов в своей педагогической деятельности:

  • Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого участника образовательного процесса.
  • Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
  • Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
  • Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток, организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Также позволит продуманно планировать готовность действовать в острых кризисных ситуациях, периодах преодоления последствий ситуаций кризиса, пост кризисного сопровождения.

Заключение

По результатам исследований обосновываются следующие выводы:

  1. Психологическая дезадаптация является общей предпосылкой суицидального поведения. Дезадаптация может быть связана, как со сверхсильным негативным воздействием среды, так и представлять собой временную адаптационную реакцию, но так же может и свидетельствовать о неустойчивой личностной интеграции, быть признаком личностной дисгармоничности, отражать патологические изменения личности.
  2. Использованные методические приемы - тесты Р. Сильвер «Нарисуй историю» и Модифицированный Цветовой Выбор адаптированный Собчик Л.Н. являются адекватными методиками оценки и выявления детей группы «риска суицидального поведения». Они апробированы и могут быть включены в арсенал работы школьного психолога, что повысит уровень психопрофиактической работы в образовательной сред для превенции аутоагрессивного поведения учащихся.
  3. Разработка психолого-педагогических мероприятий по профилактике аутоагрессивного поведения подростков является одной из важнейших задач стоящих сейчас перед психолого-педагогической службой в образовательной среде: оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению, оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия, а так же глубинная психотерапевтическая коррекция - все это должно обеспечить надежную профилактику формирование конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Список используемой литературы

  1. Амбрумова А.Г / Индивидуально-психологические аспекты суицидального поведения /Актуальные проблемы суицидологии /М.: 1978.
  2. Амбрумова А.Г., Старшенбаум Г.В./О состоянии суицидологической службы в России/М.:1995.
  3. Вроно Е.М. / Суицидология в России, Журнал практической психологии и психоанализа/ Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций: #"justify">Гроллман Эрл / Суицид превенция, интервенция, поственция / электронная книга.
  4. Дюркгейм Э. / Самоубийство: Социологический этюд/под ред. В.А. Базарова /М.: Мысль - 1994.
  5. Ефремов В.С. / Основы суицидологи/С. Пб. Диалект - 2004.
  6. Исаев Д.С. Шерстнев К.В. / Психология суицидального поведения. Методические рекомендации для студентов по спецкурсу «Суицидология». / Самара 2000/ эл. уч. на сайте Якова Кротова: #"justify">Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде /Бунтующий человек/ интернет ресурс #"justify">Литмен Р. /Зигмунд Фрейд о самоубийстве / Журнал практической психологии и психоанализа / 2003, №1 (статья)
  7. Моховиков А.Н. /Суицидальный клиент: Взгляд гештальт-терапевта /Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах/М.: 2001.
  8. Моховиков А.Н. / Введение к клинико-психологическому разделу/ Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах/ М.: 2001.
  9. Пурич-Пейакович Й., Дуйнич Д.Й. / Самоубийство подростков/под ред. Вострокнутова Н.В./М.: Медицина - 2000.
  10. Решетникова О. / За гранью отчаяния (интервью с Е.М. Вроно)/периодическое издание: Школьный психолог/2000, №17 (статья)
  11. Сильвер Роули / Рисуночные тесты. Как узнать самое важное о вашем ребенке. Лучшее из арсенала практического психолога и психотерапевта/СПб., Издательство: Прайм-Еврознак, 2007 стр. 27
  12. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. / Детский суицид. Психологический взгляд./С. Пб.: КАРО - 2006.
  13. Собчик Л.Н. / Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики/СПб.: Издательство «Речь», 2008
  14. Шнейдер Л.Б. / Девиантное поведение детей и подростков/М.: Академический проект - 2007.
  15. Шнейдман Э. / Десять общих черт самоубийств и их значение для психотерапии / Хрестоматия по суицидологи / Киев.: А.Л.Д., 1996.
  16. Шнейдман Эдвин/интернет-ресурс PSPH - библиотека: Психология взаимоотношений / Суицидальное поведение / электронный вариант книги: Душа самоубийцы.

Похожие работы на - Аутоагрессивное поведение подростка: диагностика и профилактика в школьной среде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!