психолог служба предприятие персонал
Психолог имеет право:
.1. Требовать от руководства Компании оказания содействия в исполнении своих обязанностей.
.2. Повышать свою квалификацию.
.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.
.5. Получать от работников Компании информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.
. Ответственность
Психолог несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за:
.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией.
.2. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности.
.3. Причинение материального ущерба.
. Условия работы
.1. Режим работы психолога определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.
.2. В связи с производственной необходимостью психолог обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
. Право подписи
.1. Психологу для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи информационно-справочных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)
Приложение 2
Положение о психологической службе ОАО «ФСК ЕЭС»
. Общие положения
.1. Настоящее Положение определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ОАО «ФСК ЕЭС» (далее по тексту Службы).
.2. Служба предназначена для социально-психологического обеспечения управления персоналом, формирования кадрового потенциала, анализа и прогнозирования основных тенденций развития коллективов ОАО «ФСК ЕЭС» (далее по тексту фирмы).
.3. Служба является структурно-функциональным объединением специалистов-психологов фирмы, осуществляющих свою деятельность на основе единых принципов, задач и методов работы.
.4. В своей работе Служба руководствуется законами и правовыми актами РФ, Уставом и иными нормативными документами фирмы, распоряжениями руководства открытое общество и его филиалов, настоящим Положением и нормами профессиональной этики.
. Задачи и функции
.1. Служба решает следующие задачи:
.1.1. Повышение качества и оптимизация использования человеческих ресурсов открытое общество путем организации системы профессионально-психологического отбора и оценки персонала.
.1.2. Социально-психологическое обеспечение групповой деятельности и мотивирования работников к производительному труду.
.1.3. Развитие персонала, усиление его клиенто-ориентированности, повышение управленческой и социально-психологической компетентности работников.
.1.4. Участие в формировании резерва руководящих кадров, психологическая поддержка работников на различных этапах профессиональной карьеры.
.1.5. Внедрение в практику современных, научно обоснованных методов управления персоналом, активизация инновационных процессов в коллективах фирмы.
.2. Деятельность Службы осуществляется по следующим основным направлениям: психологическое изучение, социально-психологическая работа и психологическое сопровождение персонала. При этом проводится:
.2.1. Оценка индивидуально-психологических качеств, потенциала работников открытое общество и кандидатов на работу. Участие в расстановке персонала в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями и способностями.
.2.2. Исследование деятельности в целях определения профессионально-важных качеств работников, разработки и экспериментальной проверки критериев их профессиональной пригодности.
.2.3. Психологический анализ источников и состава резерва руководящих кадров, определение уровня развития деловых компетенций и управленческих навыков резервистов.
.2.4. Анализ эффективности и апробация технологий отбора и ротации кадров, подготовки и развития персонала.
.2.5. фирмы проведение исследований морально-психологического климата в коллективах. Мониторинг групповых процессов и межличностных отношений, оказание помощи руководителям в оптимизации деятельности персонала, разрешении проблемных ситуаций.
.2.6. Организационная диагностика и консалтинг управленческого звена в филиалах фирмы, анализ принимаемых решений в области управления человеческими ресурсами.
.2.7. Участие в исследованиях по выявлению факторов, влияющих на имидж фирмы, эффективность его финансово-экономической деятельности и качество обслуживания клиентов.
.2.8. Социально-психологический анализ движения кадров, закрепляемости и удовлетворенности трудом специалистов. Изучение условий труда.
.2.9. Участие в формировании корпоративной культуры, мотивации работников к труду, профессиональному и должностному росту.
.2.10. Содействие социальной и профессиональной адаптации, реализация мероприятий по поддержанию работоспособности сотрудников.
.2.11. Разработка и реализация программ социально-психологического обучения персонала, поддержания необходимого уровня профессионально-важных качеств, развития творческой активности.
.2.12. Проведение индивидуальных консультаций, оказание помощи работникам в эффективном выполнении ими функциональных обязанностей.
.3. Формы и методы социально-психологического обеспечения определяются специалистами Службы исходя из решаемых задач, особенностей производственной ситуации, условий и возможностей их применения.
.4. Основными методами социально-психологического обеспечения являются: наблюдение, интервью, анкетирование, психодиагностическое исследование, эксперимент, социометрия, анализ результатов деятельности и документов, экспертиза, конкурс, социально-психологический тренинг, деловая игра, консультирование, статистический анализ данных и др.
.5. По своему статусу специалисты Службы являются экспертами по вопросам, входящим в их компетенцию.
.6. Применение методов психологической диагностики, проведение социально-психологических исследований работниками фирмы, не входящими в состав Службы, не допускается.
.7. Привлечение специалистов из сторонних организаций для проведения мероприятий социально-психологического обеспечения согласовывается с Управлением по работе с персоналом ОАО «ФСК ЕЭС».
. Организация работы службы
.1. Служба организуется в составе подразделений по работе с персоналом и функционирует на уровне фирмы, фирм и отделений. Структура Службы утверждается руководителем открытое общество и может быть представлена подразделением (отдел, сектор, функциональная группа) или специалистом.
.2. Общее руководство мероприятиями социально-психологического обеспечения в унитарное предприятие е осуществляет Управление по работе с персоналом ОАО «ФСК ЕЭС», которое:
устанавливает единые организационные и методологические принципы, разрабатывает нормативные основы функционирования Службы и контролирует их выполнение;
осуществляет научно-методическое руководство;
обеспечивает единство методических подходов в психологической работе;
определяет приоритетные направления развития Службы, социально-психологических исследований в системе открытое общество и организует их проведение;
проводит экспертную оценку применяемых в унитарное предприятие е методик и методических приемов психологической работы;
организует повышение квалификации специалистов Службы фирм;
проводит оценку практической компетентности действующих специалистов и согласовывает кандидатов, рассматриваемых для работы в составе Службы;
формирует отчетность по итогам деятельности Службы.
.3. Подразделение Службы или специалисты о открытое общество и организационно подчиненных ему отделений образуют региональную психологическую службу. Ответственность за ее организацию и состояние несут руководители подразделений по работе с персоналом.
В рамках руководства региональной службой Управление по работе с персоналом фирмы:
осуществляет методическое (инструментальное) обеспечение психологической работы;
координирует деятельность специалистов аппарата открытое общество и отделений по выполнению задач Службы и ее развитию;
планирует и организует взаимодействие специалистов региональной службы в целях решения актуальных проблем работы с персоналом фирмы;
обеспечивает условия для роста профессиональной эффективности специалистов Службы и соблюдения стандартов психологической работы;
проводит подбор кандидатов в состав региональной службы, организует повышение профессиональной квалификации действующих специалистов;
осуществляет контроль над выполнением корпоративных норм и требований к организации Службы, рекомендаций по социально-психологическому обеспечению;
формирует базы данных психологической информации и отчетность по итогам деятельности региональной службы.
.4. Управление по работе с персоналом ОАО «ФСК ЕЭС» осуществляет руководство региональной службой отделений.
.5. Специалисты Службы работают на должностях психологов, либо руководителей подразделений Службы. Должностные обязанности специалистов Службы разрабатываются на основании соответствующих Типовых должностных инструкций.
.6. Деятельность подразделения Службы осуществляется на основании Типового положения. На руководителя возлагается руководство текущей деятельностью этого подразделения и координация деятельности региональной психологической службы.
.7. В своей деятельности специалисты Службы функционально подчиняются руководителю подразделения по работе с персоналом и руководствуются методическими указаниями и рекомендациями Управления по работе с персоналом ОАО «ФСК ЕЭС» (предприятия).
.9. При необходимости решения комплексно-исследовательских задач оценки, развития персонала и сопровождения основной деятельности открытое общество могут создаваться временные группы с привлечением специалистов Службы других филиалов и работников подразделений фирмы.
.10. По результатам практической деятельности специалисты Службы готовят аналитические материалы, заключения и рекомендации по вопросам, входящим в их компетенцию. Выводы по результатам исследований должны быть научно обоснованы.
.11. Материалы психологических исследований имеют целевое назначение и хранятся на правах конфиденциальных документов.
.12. Оценку прямых руководителей специалистов Службы: председателя о открытое общество(управляющего отделением), руководителя кадровой службы и кандидатов на эти должности проводят специалисты Службы вышестоящей структуры управления.
.13. Для проведения психологической работы организуется «рабочее место психолога», предназначенное для индивидуальных психодиагностических исследований, интервью, консультаций, мероприятий психологической помощи и развития, ведения делопроизводства и хранения психологической информации.
«Рабочее место психолога» создается в отдельном помещении и оборудуется средствами оргтехники, отвечающими системным требованиям прикладного программного обеспечения, аудио-видеотехникой, учебными и методическими пособиями, диагностическими материалами и другими необходимыми средствами труда.
.14. Специалистами Службы в обязательном порядке ведется следующая документация:
журнал регистрации психодиагностических исследований;
сводные таблицы социально-психологических данных;
протоколы психологических методик;
отчеты и заключения.
.15. Ответственность за сохранность психологической информации, инструментария и порядок их использования несет специалист Службы, а в его отсутствие - руководитель подразделения по работе с персоналом.
.16. Специалисты Службы готовят годовой отчет о своей деятельности по социально-психологическому обеспечению работы с персоналом, содержащий количественные и качественные показатели.
. Научно-методическое обеспечение
.1. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы осуществляют Управление по работе с персоналом ОАО «ФСК ЕЭС» и аналогичные подразделения фирм.
.2. Задачами научно-методического обеспечения являются:
разработка методологических основ организации и проведения мероприятий социально-психологического обеспечения в унитарное предприятие е;
разработка критериев эффективности психологической работы;
адаптация к условиям деятельности достижений практической психологии, теории управления и менеджмента персонала;
внедрение новых форм и методов психологической работы, их экспериментальная проверка и разработка рекомендаций по применению;
совершенствование системы сбора, обработки и анализа данных;
создание отраслевых психологических норм;
обобщение, распространение накопленного опыта, подготовка аналитических и информационно-справочных материалов, программ, методических и учебных пособий;
взаимодействие с профильными научно-исследовательскими, учебными заведениями, Российским психологическим обществом и другими профессиональными сообществами;
поддержание уровня профессиональной компетентности специалистов Службы путем передачи психологических технологий и контроля (супервизии).
.3. Для решения задач научно-методического обеспечения деятельности Службы могут создаваться экспертные группы из числа специалистов Службы, сотрудников структурных подразделений открытое общество и внешних консультантов.
. Подбор и повышение квалификации специалистов службы
.1. На должности специалистов Службы принимаются лица, окончившие профильные высшие учебные заведения по специальности «психология», которым присвоена квалификация «Психолог», и имеющие опыт практической работы по специальности не менее 3-х лет. В необходимых случаях на должности специалистов Службы могут приниматься специалисты, имеющие квалификацию «Социолог».
.2. Подбор специалистов в состав Службы осуществляется в соответствии с квалификационной характеристикой «Психолог».
.3. Кандидаты в состав Службы проходят согласование и оценку профессиональной компетентности в Управлении по работе с персоналом ОАО «ФСК ЕЭС».
.4. Прием на работу специалистов Службы осуществляется в соответствии с установленным порядком.
.5. Методические семинары для специалистов Службы проводятся фирмой и фирмами не реже одного раза в два года.
.6. Специалисты Службы проходят повышение квалификации в соответствии с планами обучения персонала не реже одного раза в три года.
Приложение 3
Требования предъявляемые к главному энергетику при приеме на работу
В ПС 500 кВ «Камала-1»
. Высшее профильное образование.
. Опыт работы главным энергетиком в машиностроении или в распределяющих организациях от 3-х лет.
. С методическими способностями.
. Организаторские способности.
. Возраст до 40 лет.
. Успешный предыдущий опыт работы (в энергетической промышленности).
. Допуск к работам по организации эксплуатации ТЭУ
. Аттестация по промбезопасноcти, 5 группа по электробезопасности до и выше 1000 Вт.
. Опыт работы по ведению договорной работы с подрядными организациями‚ выдаче ТЗ‚ получению ТУ‚ взаимодействию с энергоснабжающими и организациями Гостехнадзора РФ.
Обязанности:
. Осуществление руководства вверенным подразделением и координация деятельности входящих в него структурных групп (около 60 человек подчиненных).
. Обеспечение планирования работы энергетического хозяйства предприятия.
. Обеспечение выполнения договорных поставок электроэнергии.
. Обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией.
. Осуществление контроля за эксплуатацией объектов повышенной опасности.
. Обеспечение проведения испытаний и приемки энергоустановок и сетей в эксплуатацию.
Условия:
. Перед собеседованием обязательно резюме с фото.
. Условия работы и оплаты обсуждается с успешным кандидатом при собеседовании.
Приложение 4
Схема работы психолога по отбору кандидатов для приема на работу
1. Предварительное изучение
Первый этап работы психолога с кандидатом на замещение вакантной должности - ознакомительная беседа и предварительная диагностика. Ее основная цель - прогноз деловых и психологических качеств кандидата (предварительная оценка). На основании результатов, полученных при первой встрече, обычно принимается решение о целесообразности прохождения кандидатом последующих этапов профотбора. Другая цель, которая может быть реализована во время первичной беседы, - это формирование у кандидата мотивации к будущей профессиональной деятельности. Даже если по каким-либо причинам лицо, пришедшее на собеседование, не будет работать на предприятии (в организации), контакт с психологом как с представителем кадрового аппарата должен способствовать формированию уважительного отношения к подразделению и организации в целом.
. Структура собеседования при приеме на работу
I. Знакомство, установление контакта. Занимает 5-10 минут. Во время знакомства следует указать продолжительность и общий план беседы, перечислить основные вопросы, которые будут затронуты. От умения психолога создать дружескую, неформальную атмосферу зависит уровень откровенности и открытости, который позволит себе кандидат. Иногда неопытные или страдающие комплексом неполноценности сотрудники используют ситуацию беседы с кандидатом для повышения своей самооценки. Возникающее при этом у кандидата напряжение снижает качество и количество получаемой от него информации и негативно отражается на авторитете всей организации в целом.
Рекомендуется обратить внимание на первое впечатление, возникающее от нового человека. В большинстве случаев это впечатление относит собеседника к определенному типу людей и может служить косвенной характеристикой кандидата. Однако при этом следует учитывать феномен психологической проекции, который заключается в том, что интервьюер, как и любой другой человек, неосознанно наделяет окружающих теми качествами, которыми обладают уже знакомые ему люди, чем-то похожие на незнакомца.
II. Анализ социально-демографических, образовательных, деловых и психологических качеств кандидата. Занимает большую часть времени (20-40 минут), отведенного на собеседование с кандидатом. Проводится на материале уточняющих вопросов-ответов. Форма и содержание типичных вопросов описываются ниже, в разделе «Психологические методы проведения собеседования при приеме на работу».
III. Ответы на вопросы кандидата. Занимают 5-10 минут. Психолог предлагает кандидату задавать интересующие его вопросы. Последние позволяют получить информацию о иерархии мотивов и потребностей кандидата. То, о чем он спрашивает в первую очередь, субъективно наиболее важно. Отсутствие вопросов в ответ на предложение задать их может свидетельствовать о пониженном уровне активности либо отсутствии интереса (сниженной мотивации) к будущей профессиональной деятельности. Незначительные, второстепенные вопросы говорят о неумении кандидата выделять главное (может быть следствием нарушения интеллектуальной производительности в ситуации стресса, которой является собеседование), либо низком интеллектуальном уровне.
IV. Завершение собеседования. Занимает 3-5 минут, во время которых интервьюер предоставляет кандидату информацию о дальнейшем взаимодействии, этапах профотбора (медицинская комиссия, спец. проверка и др. ), приблизительной продолжительности процесса оформления документов, дает направление в соответствующие медицинские учреждения.
В заключение психолог сообщает кандидату о впечатлении от беседы, возможных перспективах и поблагодарить за интерес к организации (предприятию).