Показатели
|
Сумма
|
1.
Розничный товарооборот, тыс. руб.
|
22500
|
2.
Прибыль, тыс. руб.
|
1700
|
3.
Издержки обращения, тыс. руб.
|
15000
|
4.
Среднесписочная численность работников, чел.
|
8
|
5.
Среднегодовая зарплата, руб.
|
72000
|
Среднегодовая заработная плата рассчитывается
исходя из средней месячной з/платы на одного работника (6000 руб.).
(6000*12) =72000
На основе прибыли и товарооборота можно
посчитать рентабельность работы магазина:
где Р - рентабельность, %
П - прибыль, тыс. руб.
Т - товарооборот, тыс. руб.
Р=1700*100/22500=7,55%, т.е. со 100
рублей товарооборота магазин получает 7,55 рубля прибыли.
Экономический анализ хозяйственной
деятельности начинается с комплексного обзора основных показателей, характеризующих
конечный результат работы предприятия, и заключается в исследовании факторов,
влияющих на размер балансовой прибыли; анализе рентабельности, оценке
эфективности хозяйственной деятельности и использования основного и оборотного
капитала.
В условиях рыночной экономики
прибыль является основным показателем оценки хозяйственной деятельности
предприятий, так как в ней аккумулируются все доходы, расходы, потери,
обобщаются результаты хозяйствования. Прибыль является одним из источников
стимулирования труда, производственного и социального развития предприятия, роста
его имущества, собственного капитала и т.д.
Прибыль от реализации товаров зависит от
изменения объема товарооборота, среднего уровня валового дохода и среднего
уровня издержек обращения. Значительно влияние на прибыль оказывает повышение
производительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а соответственно и
прибыли от реализации товаров.
. ИЗУЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОЦЕССОВ В ТОРГОВОМ ПРЕДПРИЯТИИ
Торгово-технологический процесс в розничной
торговле представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и
технологических операций и является завершающей стадией всего
торгово-технологического процесса товародвижения.
Структура торгово-технологического процесса,
последовательность выполнения различных операций зависят от степени
хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода
продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.
Большую роль в торгово-технологическом процессе
играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют
на широту ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и на
качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение
спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование
оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.
Торгово-технологический процесс в магазине можно
подразделить на три основные части: операции с товарами до предложения их
покупателям; операции непосредственного обслуживания покупателей;
дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
Товароснабжение - это процесс обеспечения
розничных торговых предприятий товарами в необходимом объеме и ассортименте
путем реализации организациями комплекса коммерческих,
организационно-технологических и юридических операций.
Заказ товаров осуществляется посредством заявки
по телефону или электронной почте, которая отправляется поставщику.
Что касается управления потоками и логистики, то
в магазине «Комета» практикуют доставку товара в магазины не только со складов,
но и напрямую от поставщиков, но здесь действует централизованный учет и
контроль. В других аналогичных магазинах управление замкнуто на центральном
офисе и распределительном центре. Доставка товара непосредственно от
поставщиков позволяет сократить издержки за счет сокращения звенности
товародвижения, а также повысить качество продукции, что особенно ценит
покупатель. Товары завозятся ритмично по графикам, благодаря чему в магазинах
поддерживается стабильный ассортимент, ускоряется оборачиваемость товаров,
уменьшается их порча.
Завоз товаров должен осуществляться в
соответствии со спросом населения и установленным для магазина обязательным
ассортиментным перечнем.
Организация приемки товаров в магазинах «Комета»
существенно не отличается от ее организации в других магазинах. Приемка товаров
осуществляется по количеству и качеству товаров.
Приемка товаров по качеству осуществляется путем
осмотра товаров на предмет производственного брака и потери товарного вида
(царапины, сколы и т.д.). Для продовольственных товаров обязательным условием
является проверка даты изготовления и сроков годности товара. Товар, не
принятый по качеству, возвращается поставщику. Проверка товаров по количеству
осуществляется путем сравнения количества отгруженного товара с
товарно-сопроводительными документами по каждой группе (ПРИЛОЖЕНИЕ Г).
Если товар не принят по качеству или количеству,
составляется акт (ПРИЛОЖЕНИЕ Д) и товар возвращается поставщику.
После получения (приемки) товаров и проверки
специальных документов, их параметры заносятся оператором в базу данных
магазина, т.е. производится информационная обработка данных о товаре.
Документооборотом магазина занимается оператор; он несет полную ответственность
за правильность учета поступающих или выбывающих товаров, а также за
сохранность всех видов документов.
Магазин «Комета» не имеет достаточной складской
площади, необходимой для хранения товаров, но это играет в пользу качества
товаров. Продукция периодически завозится мелкими партиями и тут же
выставляется на стеллажи и витрины. Обязательным условием является наличие тары
или упаковки. Перед тем как передать товары в торговый зал производится их подготовка,
которая заключается в осмотре товара, освобождения его от упаковки.
Магазин «Комета» занимается исключительно
продажей товаров, при этом на его территории не производится переработка или
изготовление полуфабрикатов или продукции собственного производства. В магазине
производится только расфасовка весового товара.
Эффективность работы магазинов, качество
обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров
в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки,
сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина,
уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в
торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует
осуществлять с учетом следующих основных требований:
) создания условий комфортности во время
пребывания покупателей в магазине;
) оптимального использования торговых площадей
магазина;
) предоставления покупателям необходимой
информации и широкого круга услуг;
) организации рациональных товарных потоков и
расчетных операций с покупателями.
) обеспечения сохранности материальных
ценностей;
При размещении товаров в торговом зале соблюдают
правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять
постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в
магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции.
Крупногабаритные товары размещают рядом с зоной расчета или выходом из
торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления, располагаются в
глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских
потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым
спросом.
Однородные товары размещают концентрированно, но
если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а также если их
концентрация приводит к задержке покупательского потока, то допустимо их
размещение в разных местах торгового зала.
Товары с высокой оборачиваемостью располагаются
ближе к источникам пополнения.
При выкладке товаров на торговом оборудовании
учитывают следующие основные принципы:
) однородные товары выкладывают по вертикали,
обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
) целесообразно применять простейшие приемы
выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);
) декоративную выкладку товаров рекомендуется
использовать только с рекламной целью;
) полки горок и другие элементы для выкладки
товаров не следует переполнять товарами;
) в оптимальной зоне обозреваемости (в пределах
1100-1600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых
предпочтительна;
) выкладка товаров в торговом зале должна быть
насыщенной.
Мерчандайзинг - составная часть маркетинга, меры
по интенсивному продвижению товаров в розничной торговле - размещение товаров в
торговом зале, оформление прилавков, витрин, рекламных плакатов, организация
презентаций с раздачей сувениров, предоставление скидок, льгот и др.
Чтобы дойти до потребителя, товар должен встать
на полку магазина. Причем, от того, какое место он займет в торговом зале, во
многом зависти его судьба, заметят ли его покупатели, приобретут ли. Это и есть
основная цель мерчендайзенга.
Единственным критерием определения места на
полке является объем продаж и прибыли каждого бренда. Тот, кто дает больше всего
- и встает на приоритетное место. Чтобы выбрать наиболее выгодное распределение
полочного пространства среди брендов, ритейлеры проводят ABC-анализ. Сначала по
товарным группам, потом - внутри товарных групп. Это разделение ассортимента
магазина на три категории. В категорию A входят товары, занимающие вместе
75-80% от товарооборота. Это марки - лидеры. На каждую из марок в этой
категории приходится от 5%. Категория B занимает до 15% товарооборота, в ней на
марки-лидеры приходится от 2 до 5%. Наконец, категория C - примерно 5% в целом,
менее 2% на представленные здесь марки. В категорию C входят не только товары -
кандидаты на удаление, но и часто в нее входят имиджевые товары, которые
удалять нежелательно. В соответствии с процентом от товарооборота определяется
место бренда на полке.
Российский рынок сегодня характеризуется
созданием индивидуальных стандартов мерчендайзинга для каждой торговой сети.
Выкладка модифицируется поставщиком не только от сети к сети, но и в
зависимости от покупательской аудитории отдельных магазинов, расположения
товарных групп и размещения продукции конкурентов в торговом зале.
Что касается магазина «Комета», то выкладкой,
либо контролем за выкладкой наиболее продаваемой продукции занимаются
мерчендайзеры. Продукцию, поставляемую небольшими партиями и имеющими
ограниченный спрос, выкладывают продавцы-консультанты. Задача мерчендайзинга -
максимизировать прибыль и производителя, и розничного торговца. На розничном
рынке едет борьба между производителями за место товара на полке, особенно это
касается схожих брендов (Pepsi
и Coca Cola,
различные марки пива и т.д.). Руководство магазина «Комета» решило эту проблему
определив для большинства производителей свое место на стеллажах и витринах.
Магазин оснащен современным торговым оборудованием,
которое, в сочетании с предварительной подготовкой товаров (например, доставка
уже расфасованных товаров), позволяет создать технологию, в корне меняющую
характер труда работников магазинов. Исключается умственно утомительный и
физически тяжёлый труд продавца, а профессия продавца заменяется профессией
продавца-консультанта, более глубоко знающего не только товары, но и запросы
покупателей и приёмы их обслуживания.
Обязательными методами торгово-технологического
процесса при самообслуживании являются:
. Применение оборудования, позволяющего
покупателям самостоятельно осматривать и отбирать товары (тары-оборудования,
поддонов и т.д.);
. Рациональное размещение товаров в
торговом зале с учётом частоты и психологии спроса;
. Исключение встречных и
перекрещивающихся потоков покупателей;
. Использование наиболее эффективных
приёмов выкладки товаров и способов размещения на оборудовании;
. Оказание помощи покупателям при осмотре
и выборе товаров, создание условий для самостоятельной проверки покупателями
качества, чёткое обозначение цен, наличие плакатов, схем, аннотаций о
потребительских свойствах товаров;
. Организация внутри магазинной рекламы и
информации о размещении товаров в торговом зале, оказываемых услугах и правилах
работы магазина;
. Обеспечение покупателей индивидуальными
корзинами и другими средствами для отбора товаров и доставки их к узлу расчёта;
. Организация хранения личных вещей
покупателей.
Работники магазина должны оказывать покупателю
необходимую помощь: объяснять порядок продажи товаров и расположения товарных
групп в торговом зале, информировать о товарах, которые интересуют покупателя,
о дополнительных услугах, предоставляемых магазином, т.е. дать полную и
убедительную консультацию. Эффективность консультации во многом зависит от
теоретической и практической подготовки продавца, знания им ассортимента
товаров, умения рекомендовать изделие и без лишней потери времени обслуживать
покупателя.
Одним из важнейших элементов процесса продажи -
расчёт с покупателями за отобранные товары. Основной задачей при этом является
обеспечение высокой скорости расчётов и эффективности учёта и контроля за
сохранностью товарно-материальных ценностей в торговом зале. Расчёт у кассы
завершает процесс покупки, поэтому от его организации во многом зависит общее
впечатление покупателя о магазине.
Необходимым условием для расчета с покупателями
в любом современном торговом предприятии является наличие расчетно-кассового
оборудования (компьютеры, кассовые аппараты, сканеры для считывания
штрих-кодов). В магазине «Комета» используются пассивные кассовые аппараты SPARK-700TK
(работают непосредственно с компьютером) и сканеры штрих кодов PROTON
CCS-21XX.
оборудование торговый зал хранение
Рис. 2 - пассивный кассовый аппарат SPARK-700TK
Рис. 3 - контактный сканер штрих кода PROTON
CCS-21XX
Магазин «Комета» носит формат эконом-класса.
География распределения магазинов данного формата позволяет назвать «Комету»
также магазином у дома. Именно поэтому на данном этапе не оказываются такие
услуги как доставка товаров, организация парковки автомобилей. В магазине так
же отсутствует комната матери и ребенка, организация мест отдыха, организация
питания покупателей, так как магазин не относится к категории тех, куда можно
придти и провести здесь значительное время.
. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
ТОРГОВОГО ЗАЛА И ПОДСОБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
Для снижения текущих издержек современным
сетевым магазинам необходимо использовать надежное современное торговое
оборудование, так как затраты на обслуживание и ремонт будут ощутимы в составе
издержек.
К технологическому оборудованию торгового зала
магазина относятся мебель, торговый инвентарь, холодильное, весоизмерительное и
контрольно-кассовое оборудование.
Мебель для торговых предприятий играет важную
роль в рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине.
Она широко применяется для выполнения различных операций, связанных с приемкой,
хранением и продажей товаров. Наиболее распрострвненными типами торговой мебели
являются пристенные и островные горки, которые устанавливаются в торговом зале
отдельными секциями или сплошным фронтом.
Важным дополнением торгово-технологического
оборудования магазина является торговый инвентарь, который представляет собой
приспособления, инструменты и приборы, применяемые для показа и обработки
товаров в процессе обслуживания покупателей, а также различных вспомогательных
и хозяйственных операций. К нему относятся ножи, корзины и тележки для покупок,
вешала для одежды и т.д.
Торговое холодильное оборудование представляет
собой охлаждаемые устройства, предназначенные для кратковременного хранения,
выкладки и продажи скоропортящихся товаров. К нему относятся холодильные
камеры, прилавки-витрины и т.д. Торговое измерительное оборудование применяется
для осуществления операций, связанных с приемкой товаров, подготовкой их к
продаже и отпуском. К нему относятся весы, гири, меры длины и объема.
Расчетные операции с покупателями играют очень
важную роль, так как от правильной их организации зависят затраты покупателями
времени на приобретение товаров.
Расчеты осуществляются путем приема денег
кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью контрольно-кассовой
машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и
правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность
учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с
покупателями. Наряду с контрольно-кассовыми машинами для ускорения расчетных
операций в магазине «Комета» (как и в других магазинах подобного формата)
используются сканеры для считывания штрих-кодов с товара.
Уровень обслуживания покупателей, создание
оптимальных условий труда торговых работников и обеспечение высоких экономических
показателей работы магазина во многом зависят от того, насколько рационально он
оснащен торговым оборудованием.
Выбор типов оборудования и комплектование его
набора должны основываться на следующих основных принципах:
) соответствие оборудования товарному профилю и
размерам торгового зала магазина;
) оснащение магазинов торговым оборудованием
должно осуществляться с учетом используемых методов продажи товаров.
) оборудование должно обеспечивать эффективное
использование торговой площади магазина.
Правильно подобранное и расставленное
оборудование позволяет расширить предложение товаров, создать больше удобств
для обслуживания покупателей, увеличить товарооборот на квадратный метр
торговой площади и тем самым добиться более высоких показателей эффективности
использования торговых площадей.
. КАЧЕСТВО РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРОВ
Качество - совокупность свойств,
признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их
способность удовлетворять потребности <#"527872.files/image005.gif">
Для эффективного управления персоналом
необходимо управлять подготовкой и комплектованием кадров, их расстановкой и
движением, управлять социально-психологическими факторами, создать
благоприятные условия для работы.
Оплата труда - это вознаграждение, исчисленное в
денежном выражении, которое по трудовому договору собственник либо
уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
В магазине «Комета» применяется разновидность
повременной формы оплаты труда - почасовая. В этом случае заработок работника
определяют путем умножения часовой (дневной) ставки оплаты труда на число
фактически отработанных часов (дней).
С целью усиления заинтересованности работников в
результатах своего труда в организациях широко применяются различные формы
материального стимулирования за количественные и качественные достижения в
работе в виде премий.
Премия - дополнительная часть заработной платы,
которая выплачивается за достижение высоких количественных и качественных
результатов труда, её размер зависит от достижений установленных заранее
количественных и качественных показателей с соблюдением предусмотренных условий
премирования. В магазине «Комета» предусмотрена премия в размере 50% от
заработной платы при условии, если общее количество отработанных часов за месяц
составляет не менее 190 часов.
Основные причины, выражающие необходимость
переподготовки и повышения квалификации персонала внутри фирмы:
) нехватка квалифицированных кадров;
) увеличение стоимости рабочей силы;
) давление конкурентов требует эффективного
использования труда;
) изменения, связанные с научно-техническим
прогрессом;
5) переход на другую должность;
6) рост объемов торговли и производства;
) необходимость развития потенциала работников.
Важную роль в работе предприятия играет
обеспечение техники безопасности на рабочих местах, которая в свою очередь
влияет на условия труда работников.
Система планирования деятельности предприятия
включает в себя комплекс показателей, среди которых можно выделить
товарооборот, расходы на оплату труда и другие, которые планируются ежемесячно.
Первичный сбор информации о деятельности
предприятия осуществляется вручную, вся полученная информация собирается и
систематизируется на компьютере оператора с помощью программных средств.
. ТОВАРНЫЕ ПОТЕРИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Потери товаров возникают в результате
количественного уменьшения массы продукта или ухудшения качества такого
продукта. Они делятся на нормируемые и ненормируемые.
Нормируемые потери - потери в пределах норм
естественной убыли образуются в результате физико-химических изменений в
товарах, вызывающих уменьшение их первоначальной массы (объема). Максимальная
величина потерь регламентируется нормами естественной убыли, которая
списывается по специальному расчету, утвержденному руководителем предприятия,
только при наличии фактических недостач товаров при инвентаризации и только в
пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке.
Ненормируемые потери - потери сверх норм
естественной убыли. Оформляются составленными комиссией актами на порчу, бой,
лом товаров. Эти товары, пришедшие в полную негодность и подлежащие списанию,
должны быть изъяты и уничтожены. Акты рассматривает руководитель предприятия.
Потери должны взыскиваться с виновных лиц и лишь при отсутствии конкретных
виновных лиц могут быть списаны за счет предприятия.
) Потери при подготовке товаров к продаже.
) Потери вследствие краж со стороны покупателей.
) Потери товаров вследствие боя, порчи, лома.
Данные потерь товаров в пределах норм
естественной убыли берутся из соответствующих справочников, которые имеются на
каждый вид товара в зависимости от их специфики.
Сокращению товарных потерь в сфере обращения
способствуют: укрупнение торговых предприятий, оснащение их холодильным
оборудованием, расширение торговли товарами промышленной расфасовки, снижение
сверхнормативных товарных запасов и ускорение оборачиваемости товаров,
увеличение транзитных разгрузок и закупки товаров у местных производителей,
снижение в общем товарообороте удельного веса продовольственных товаров.
Расчет естественной убыли на товары составляет в
следующем порядке: к сумме естественной убыли на фактические остатки товаров по
данным инвентаризации на начало отчетного периода добавляется сумма исчисленной
прибыли по документам на поступившие за этот период товары и исключается убыль,
исчисленная по документам на товары, а также на фактический остаток товаров по
инвентаризованной описи на конец отчетного периода.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Развитие розничных сетей сейчас в нашей стране
происходит бурными темпами. Россия вышла на первое место в мире по привлечению
инвестиций в розничную торговлю. Остается только надеяться, что приток капиталов
благотворно скажется на становлении цивилизованного рынка, на овладении нашими
торговыми работниками передовым зарубежным опытом.
В условиях современного бизнеса
конкурентоспособность любого предприятия, вне зависимости от его размеров,
зависит в первую очередь от качества его продукции и соизмеримости ее цены с
предлагаемым качеством. Высокое качество продукции, удовлетворяющее ожиданиям
потребителя, является важным фактором принятия решений в пользу покупки именно
данного товара или услуги.
В заключении можно сделать вывод, что у данного
торгового предприятия, как и любого другого, есть как внутренние (низкая
квалификация персонала), так и внешние проблемы (конкуренция, административные
барьеры). Поэтому для обеспечения более эффективной работы предприятия и
получения более высокой прибыли необходимо:
) добиться повышения квалификации персонала;
) снизить текучесть кадров;
) более чётко организовать работу склада
предприятия;
) для обеспечения дополнительных преимуществ
перед конкурентами и увеличения товарооборота магазина необходимо перейти на
круглосуточную работу и ввести в ассортимент новые товарные группы.