Восстание Дольчино

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,15 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Восстание Дольчино

СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ






Факультет: Исторический

Кафедра: Древнего мира и средних веков



КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

ВОССТАНИЕ ДОЛЬЧИНО


Студент: Габараев А.В.

Курс: 2

Форма обучения: д/о

Руководитель: Мельниченко Е.Х.


Владикавказ 2009 г.

Содержание

Введение

Глава I. Социально-экономическое развитие Италии в конце XIII - нач. XIV вв. Причины обострения классовой борьбы

Глава II. Ересь апостольских братьев и ее социальная эволюция

Глава III. Ход восстания Дольчино. Социальный состав участников

Глава IV. Причины поражения и историческое значение восстания

Заключение

Библиография

восстание дольчино классовая борьба


Италия в XIII-XIV вв. представляла собой страну, в которой социальные противоречия были обострены до крайности. Развитие элементов раннекапиталистического производства в городе и товарно-денежных отношений в деревне вело к обезземеливанию крестьянства и обнищанию широких масс трудящихся. Традиционные формы общественных отношений и старый уклад жизни рушились, оставляя за бортом десятки тысяч крестьян и ремесленников. Обстановка всеобщей неуверенности и массового недовольства вела к тому, что в обществе получили широкое распространение многочисленные ересь, некоторые из них стали перерастать рамки обычного оппозиционного общенародного движения, превращаясь в «выражение потребностей крестьян и плебеев». Этот процесс постепенного перерастания «общенародной» ереси в «резко выделяющейся партийное воззрение» крестьян и плебеев (Энгельс) хорошо прослеживается на примере ереси апостольских братьев: проанализировать его - главная задача данной работы, посвященной этой теме.

Перерастание ереси общенародной, в основе своей бюргерской, в ересь крестьянско-плебейскую у апостоликов можно проследить на нескольких проблемных вопросах. Один из них - отношение к собственности. В первую очередь следует разобраться в существе основных, имевших место в средневековой ересиологии принципов. Это, во-первых, отказ от имущества, проповедь бедности, во-вторых, общность имущества. В основе и того и другого требования лежит идея социального равенства, вытекающая из «равенства сынов Божьих».

Следующим проблемным вопросом, характеризующим теорию апостоликов как переходящую в крестьянско-плебейскую ересь - ее активный революционный характер. По словам Энгельса, крестьянско-плебейская ересь «почти всегда сочеталась с восстанием», но процесс активизации ереси, превращения ее открытое революционное выступление был постепенным и длинным. Теоретической базой деятельности еретиков были хилиастические идеи Евангелия, то есть учение о втором пришествии Христа и установлении «тысячелетнего царства справедливости и благоденствия», наиболее подробно изложенное в Апокалипсисе.

Еще более революционный смысл приобретает учение о «грядущем царстве божьем на земле» в творчестве Дольчино и в деятельности апостоликов в период восстания. В ходе восстания открытая вооруженная борьба, насилие над врагом не только допускаются, но и санкционируются теорией, приобретая характер догмы; к этому восставших приводит логика борьбы.

Одной из важнейших проблем работы по восстанию Дольчино является выяснение социального состава восставших. Сложность социального состава движения апостольских братьев и восстания Дольчино диктует необходимость постановки общей проблемы социально-экономического развития Италии XIII- нач. XIV вв.

Другой важной проблемой является комплекс вопросов, связанных с проблемой стихийности и неорганизованности крестьянского движения. К числу их относятся: характер организации апостоликов, их связь между собой и с массами, военное искусство повстанцев, территориальный ареал восстания и т.д.

Глава I. Социально-экономическое развитие Италии в конце XIII - нач. XIV вв. Причины обострения классовой борьбы

Италия на рубеже XIII-XIV вв. представляла собой страну, в которой социальные противоречия были обострены до крайности. Усиления товарно-денежных отношений и увеличение продуктовой ренты, зарождение полукапиталистических форм в одних областях и сохранения типично феодальных в других - все это переплеталось в клубок противоречий, которые крайне обостряли обстановку. Италия в этот период напоминала Везувий, в глубине которого скрыта энергия, готовая в любой момент вырваться наружу.

Накопление капиталов от торговли и банковских операций в XIII в. приводит к естественным поискам наиболее выгодного их применения. Богатые строили дворцы и загородние виллы, приобретали земли. Все это требовало непрерывного пополнения капитала. Безотказным источником являлась промышленное производство на экспорт. Торгово-банковские компании организовывали доставку сырья, а нередко и большие мастерские, перерастающие рамки обычных цеховных. Так появились мануфактурные предприятия с широким разделением труда и массовым применением наемного труда. Часто данный факт рассматривается как явление совершенно случайное и крайне незначительное. Сторонники такого подхода мотивируют свое мнение тем, что в большинстве стран Европы подобные явления наблюдаются лишь с XVII в. Но эта бесспорная истина не опровергает возможности появления раннекапилистических отношений в отдельных странах в более ранний период, при наличии соответствующих условий.

Такие условия сложились в Италии. Прежде всего, здесь натуральные отношения в экономике не были столь продолжительными, всеобъемлющими и глубокими, как в других странах. Это повлекло за собой наиболее раннее в Европе отделение ремесла от сельского хозяйства, что означало появление города, как центра ремесла и торговли. Еще Маркс отличал обилие в средневековой Италии городов, сохранившихся, как правило, с древнейших времен. Город пережил вторжение варварских племен, и, если в Италии не было простого продолжения истории римского города.

Роль города в средневековой Италии крайне велика, в определенной степени феодализм был здесь подорван. В таких условиях итальянский город играл весьма прогрессивную роль. Энгельс характеризовал это так: «В то время, как дворянство становилось все более и более зажиточным и мешало развитию, городские бюргеры стали классами, который олицетворял собой дальнейшее развитие производства и торговых отношений, образований и социально-политических учреждений».

Таким сословием городского бюргерства были «жирные» пополаны Италии, которые превращались в раннюю буржуазию.

В конце XIII - нач. XIV в. они обладали наиболее крупными накоплениями в Европе и с выгодой направляли их на организацию мануфактур, как правило производящих продукцию на экспорт. Это не означает, что в отдельных городах отсутствовало цеховое ремесло, но оно подчинялось мануфактуре, а ремесленники являлись хотя и массовым, но приданном от ряда мануфактурных наемных рабочих.

Одним из важнейших последствий экономического и политического укрепления городов было оживление сельских общин. В условиях ослабления власти феодалов и даже частичной их ликвидации как класса, в процессе урбанизации сельские общины превращающиеся в коммуны. Этот своеобразный процесс приобретает массовый характер и во многом меняет не только облик, но и сущность итальянской деревни. В XIII - XIV в. общины в ожесточенной борьбе с сеньорами добиваются самоуправления и образуют сельские коммуны. Борьба против феодалов, которую вели города, сливались в единый поток с борьбой сельской общины против сеньоров: феодалы были их общим врагом. С помощью городов феодалов лишили судебной власти над крестьянскими общинами и права на взимание некоторых феодальных поборов. Высвобождение сельских общин из-под власти феодальных сеньоров - невиданное в Европе того времени явление, даже если учесть, что это свобода была не очень длительной и далеко неполной. Сельские общины переходили обычно под власть соседнего крупного города, который сохранял им некоторую автономию. Переход сельских общин под власть городов не избавлял крестьян от эксплуатации, но в целом он играл весьма положительную роль. Так как город центром прогрессивного экономического развития. включение сельской округи в состав города-государства способствовало ликвидации крепостничества в деревне в большинстве районов Средней и Северной Италии. Ликвидация крепостничества происходила прежде всего в землях городов, где широкое развитие и приобретало ремесло, перераставшим в мануфактуру. И это естественно, так как мануфактурное производство требовало увеличения рабочих рук. Эти города-государства специальными декретами объявляли отмену крепостного права на все подчиненной им территории. Освобождение крестьян вело к ликвидации сеньориальной юрисдикции, а иногда и к ликвидации всех феодальных контрактов и обязательств. Крестьяне при освобождении теряли свое традиционное право пользования землей. Нередко городским властям приходилось принудительным способом проводить освобождение крестьян, угрожая за отказ от него жестокими карами. Процесс личного освобождения крестьян проходил в Италии не только в рамках мирного городского декретирования, но также в интересах определенной части феодалов. К тому же раннее проникновение товарно-денежных отношений в деревню, широкое распространение денежной ренты в XI - XIII вв., привели к тому, что в Северной и Средней Италии большая часть крестьянства пользовалась личной свободой уже к началу XIII в., задолго до городских декретов. Однако все эти потомки сливались воедино, и в целом шел процесс разложения крепостнических отношений. В городах крестьяне пополняли ряды рабочих, главным образом неквалицифированных или легко осваиваемых профессий. Значительная часть превращалась в арендаторов, державших землю на разных условиях, но часто на условиях испольщики - медзарии, при которой арендатор отдавал собственнику земли половину урожая. Издельная аренда являлась переходной формой организации сельского хозяйства от феодальной к капиталистической, поэтому для нее характерны были и полуфеодальные черты, в частности крайне ограниченная возможность ухода испольщика с участка.

Раннекапиталистические отношения привели к новым методам эксплуатации, более продуктивным по своим результатам, но и более жестоким по отношению к трудящимся. В результате социально-экономических сдвигов образовалась значительная прослойка сельского и городского населения, представляющая собой дешевую рабочую силу - прежде всего обезземельные крестьяне и разорившиеся городские ремесленники.

Именно дешевая рабочая сила явилась рычагом, который использовали владельцы мануфактур для того, чтобы обогнать цеховое производство по относительно дешевизне продукции. Далее жестокие формы эксплуатации, связанные с возникновением раннекапиталистических отношений, привели к обострению классовой борьбы

Уже в начале XIII в. недовольство крестьянской и городской бедноты находило выражение в распространении еретических учений.

Глава II. Ересь апостольских братьев и ее социальная эволюция

С момента своего возникновения еретические движения являлись формой выражения оппозиции существующему строю. Особый толчок ереси получают с развитием городов, увеличением экономической роли и ростом социально-политической активности различных слоев городского населения - как бюргерства, так и плебейских низов.

Италия в XIII в. с ее бурной городской жизнью представляла собой исключительно благоприятную почту для расцвета еретичества.

Размах еретических настроений в обществе был невиданно велик, недаром ряд историков с полным основанием называют то время «эпохой ересей».

В целом эти во многом отличающиеся друг от друга на практике и в догме секты можно определить как бюргерскую ересь с элементами не отделившейся от нее крестьянско-плебейской ереси. Всех их объединяла идея осуждения неправедно нажитого богатства, оппозиционные настроения по отношению к существующим порядкам, отрицание римской церкви. Их идеалом являлись порядки раннехристианской церкви с ее простотой и моральной убежденностью.

Среди массы оттенков пассивного и неопределенного, хотя и широкого протеста, свойственного разными слоям общества, можно выделить несколько черт, характерных, главным образом, для беднейших слоев населения. Прежде всего - отношение к имуществу. Основная масса еретиков не останавливалась на осуждении богатства и принятии собственности, приобретенной личным трудом, а идет дальше, утверждая, что в этом мире невозможно справедливое распределение имущества. Так возникает идеал бедности, нищенства, присущий большинству еретических направлений XIII в. Это отражающее низкий уровень социального протеста, негативное отношение к собственности в дальнейшим послужил основой возникновения и развития идей равенства и общности имущества.

Другой важной стороной еретической идеологии XIII в. является хилиастические воззрения.

Еретическое движение к концу XIII в. претерпело серьезные изменения. Превращения части горожан в правящую прослойку итальянских городов-государств сказалось на близкие к бюргерской ереси направления сходили с исторической арены. В то же время широкий размах получили народные ереси.

Расслоение крестьянства, его отрыв от земли, возникновения новых форм эксплуатации как в городе, так и в деревне нарушали привычный уклад народной жизни, усиливали стремление к старым идеалам. Религиозная экзальтация, ожидание неминуемой изменений, оппозиция официальной церкви во второй половине XIII в. достигают исключительного накала.

В этих условиях в 1260 г. Возникает секта апостольских братьев. Основателем сект был неграмотный монах, в прошлом простой крестьянин Пармской округи - Герардо Сегарелли. Выступая под «простонародной святости», из-за чего современники называли его дурачком или шутом, он начал пропаганду новой ереси, основанной на идеалах раннехристинской апостольской церкви. Доктрина апостольских братьев в отдельных моментах шла дальше распространенных в ту эпоху ересей. И первым ее отличием являлся исключительно революционный характер воззрений.

На современную эпоху они смотрели как на переходное к 1000-летнему царству Божию - время, цель которого - возвращение к истинным правилам жизни, завещанным Христом и апостолами.

Мир, учили они, прошел в своем развитии 4 стадии. Первая стадия - эпоха Ветхого завета, когда люди лишь размножались и утверждались в своем назначении. Затем идет время Христа и апостолов, внесших смысл в истину в человеческое существование, утвердивших простоту и равенство в отношениях между людьми. В конце этого периода церковь широко распространилась по земле, однако вместе с тем, она получила власть и богатство, которые привели к извращению апостольского идеала. Третий период - время монашеских орденов, ставивших своей целью исправить положение, однако ни бенедиктинцы, ни францисканцы не смогли вернуть мир к его прежним идеалам. С Сегарелли начался последний, четвертый период, задача которого - создать истинную церковь, живущую по апостальским нормам и правилам. Сегарелли основал эту истинную, апостальскую церковь. Апостольские братья полагали, что на них возложена миссия ломки старых и утверждения новых порядков. При этом они резко и даже враждебно противопоставляли себя всем окружающим. Папа должен быть смещен и выбор нового папы должен зависеть не от решения кардиналов, а от Бога. Все существующие монашеские ордена следует уничтожить, церковную иерархию разрушить, и на руинах старой церкви восстанет новая, которая и будет существовать вплоть до пришествия Христа. Главную работу по разрушению церкви придется проделать светской власти в мире неаполитанского короля Фридриха. Самим же апостоликам нужно лишь словом и примером убеждать в своей правоте. Здесь поле их деятельности безгранично широко - они могут принимать к себе и монахов, и горожан, и сеньоров, и мужчин и женщин, всех жаждующих перейти к истинной церкви - церкви без храмов, без священников, без богослужения, где все одинаково бедные и равные между собой верующее будут связаны внутренними узами, а не внешними обязанностями. Равнозначна ли эта церковь всему обществу? Другими словами, переносится ли апостоликами принцип всеобщего равенства из сферы религиозной в сферу общественную, на существующие общественные отношения?

Теория апостольских братьев, дошедшая до нас в изложении инквизиторов, не дает прямого ответа. Однако, если церкви при папе Сильвестре и императоре Констатине, уход ее от апостольских принципов оправдываются расширением сферы влияния христианства, вовлечением в его орбиту всего окружающего мира. Если на данном этапе перед апостоликами ставится задача возвращения этого мира к первоначальному «истинному» положению, то очевидно, что здесь под новой церквью понимается самый широкий, хотя и неопределенный, круг верующих. Тем более, что вступление в церковь для апостольских братьев представлялось актом свободной вам любого человека.

Огромное значение в догматике апостольских братьев имела идея равенства. Как и у большинства современных сектантов, она выражалась в отрицании имущества, т.е. в негативном равенстве. Они продавали свое имущество, раздавали бедным деньги, и, следуя апостольским идеалам, жили милостыней, не работая и не имея собственного очага.

Отличительные черты догматики апостольских братьев - их активная деятельная позиция, далеко идущие стремления. Их проповеди говорят о постепенном переходе секты на позиции крестьянско-плебейской ереси. Во многих своих представлениях апостолики еще стоят на общем уровне еретического движения того времени, но вместе с тем в некоторых важнейших вопросах теории они идут вперед.

После смерти Сегарелли к руководству сект приходит Фра Дольчино - вождь радикально настроенных апостоликов горных районов Северной Италии. Дольчино был достаточно образованным человеком. Свое учение он изложил в трех посланиях, направленных ко всем верным христианам. Одно из писем было написано в августе 1300 г. т.е. вскоре после казни Сегарелли. Он говорит, что секта «братьев апостоликов в последние дни нарочно послана и избрана Богом, для спасения душ человеческих, а он сам поставлен ею главе и избран Богом, причин Бог открыл ему настоящее и будущее для того, чтобы он познал и пророчество и понял Священное писание Нового и Ветхого завета.

В ряду великих крестьянских восстаний XIV - XVI вв. восстание под предводительством брата Дольчино - первое из них времени занимает особое место.

Среди восстаний есть такие, в которых идеологическая подготовка сыграла столь большую роль, как в восстании Дольчино. Правда, восстанию Уота Тайлера в Англии предшествовала движение лоллардов-бедных священников, один из них бедных священников, один из них Джон Болл, вошел в число главных вождей восставших крестьян.

Восстание Дольчино напоминает собой Великую крестьянскую войну в Германии в 1524-1525 гг. тоже связанную с еретическими движениями, которое превратилось в конечном счете в немецкую реформацию.

Но судьбы ереси в Германии и Северной Италии начала XIV в. различны. Итальянское бюргерство, связанное с католичеством и политическими интересами, в массе своей было далеко от решительного протеста против господствующей церкви. Несмотря на многочисленные еретические движения, итальянское бюргерство осталось верным католицизму. Борьба с церковью как представителем и идеологом феодального случая стала уделом плебейско-крестьянских масс

Идеология этих масс выливалась в многочисленные еретические движения XII-XIII вв. и хотя сначала примыкала к «бюргерской» ереси, очень скоро выделилась из нее в самостоятельную силу, которая была предоставлена самой себе, дала идеологическое обоснование восстанию и потерпела вместе с ним поражение - обычная часть всех крестьянских восстаний средневековья.

Глава III. Ход восстания Дольчино. Социальный состав участников

В накаленной обстановке в самом начале 1304 г. появляется Дольчино со своими соратниками. Горячо принятый населением, он обосновался в Нижней Сезии, в районе Гаттинара и Серавалле, в 30-35 км от Верчелли. Именно здесь ересь апостольских братьев переросла узкие рамки сектанского-заговорщической организации и превратился в широкое народное движение. Проповедь Дольчино собрала вокруг него толпы последователей, и в короткое время их численность достигла нескольких тысяч человек. Основную их массу составляли крестьяне близлежащих мест, хотя среди них было немало выходцев из других областей Италии и даже Швейцарии и Германии.

Сектантское движение вылилось в вооруженную борьбу восставшего народа. Ход участниками феодальной лиги нависла серьезная опасность, которая требовала немедленных мер. Было собрано новое войско, и ему удалось вытеснить повстанцев с равнины. Жителей Гаттинара настигла суровая кара: десятки их подверглись казням за помощь, оказанную мятежникам. Восставшие уходили вверх по течению Сезии и ее притоков, теряя на пути сотни убитых, раненных, однако число их непрерывно пополнялось за счет крестьян тех деревень, через которые проходил их путь. Отступление длилось несколько месяцев, пока наконец, у подножья одной из гор в Новарской области не был устроен укрепленный лагерь, где повстанцы оставались до конца лета 1305 г.

Успехи повстанцев и невозможность справиться с ними собственными силами заставили Райнерия, епископа Верчелли, искать помощь у других. Летом 1305 г. папа Климент V обратился с буллою к местным феодалам, в которой призвал их оказать помощь верчельскому епископу. Всем участникам армии епископабыло обещано полное отпущение грехов. В августе 1305 г. собравшиеся новарские и верчельские рыцари принесли клятву о том, что они будут беспощадно бороться с врагами «католической веры и христианского мира». Фактически начался крестовый поход. В этом момент восставшие проявили стратегическую дальновидность. Они укрепились на горе Парете Кальва («Отвесная стена»), естественной долиной одного из притоков Сезии - Раса. На горе восставшие построили временные жилища и возвели укрепления. Однако, новая позиция имела и серьезный недостаток - она находилась далеко от окрестных селений, это серьезно затрудняло снабжение. Рост численности осажденных, главным образом за счет местного крестьянства, и суровая зима усугубили положение апостоликов. Им пришлось устраивать вылазки в соседние деревни и городки, неизбежно восстанавливая против себя населения. В лагере начался голод. В этих тяжелых условиях восставшие проявили огромное мужество, дисциплину и стойкость. В стане осажденных, как можно предполагать на основании косвенных данных, естественно возникло организованное распределение продуктов, одежды, коллективное пользование некоторыми предметами, оружием, доспехами и т.п. именно здесь развернулся талант Дольчино - страстного трибуна, блестящего организатора и незаурядного военачальника. Он сумел превратить своих сторонников из случайной полуторатысячной толпы в строго организованную армию, одушевленную справедливой идеей.

В конце зимы 1305-1306 гг. положение осажденных стало чрезвычайно тяжелым. Не выдержав лишений, дезертировал Амбраджо Саломоне со своими отрядом. Голод, холод и потери заставили Дольчино предпринять попытку обмануть осаждающих. Ночью 10 марта 1306 г. около тысячи апостоликов, больные и истощенные, по глубокому снегу прошли через перевал и вышли к горе Цебелло, недалеко от Триверо. Можно только удивляться героическому подвигу восставших, умевших в невыносимо трудных условиях ускользнуть от армии преследователей и этим удачным маневром снять осаду. На новом месте были спешно возведены укрепления, в окрестностях собраны запасы продовольствия. Когда крестоносное войско подошло к лагерю апостоликов, оно встретило воздвигнутую по всем правилам феодального военного искусства крепость.

Начались новые ожесточенные схватки. 1 мая 1306 г. авангард крестоносцев был наголову разбит апостоликами под непосредственном предводительством Дольчино; свыше ста рыцарей погибло и попало в плен. Возглавлявший объединенное войско епископ Райнерий решил повести регулярную осаду апостоликов. Он окружил их плотным кольцом фортов, башен и бастионов, подвел осадные машины. Восставшие пытались помешать строительству постоянными вылазками.

Осенью произошло одно из самых кровопролитных сражений, не принесшее ни одной из сторон победы, однако вскоре после этого объединенное войско феодалов отступило в соседние селения, оставив гарнизон в осадных укреплениях. Вокруг восставших была создана мертвая зона - крестьян окрестных деревень выселили из их мест, чтобы они не смогли оказать помощь продовольствием.

Установилась блокада лагеря.

В сентябре 1306 г. папа снова обратился с буллою к графу Савойскому, архиепископу Милана и ломбардским инквизиционерам. Против восставших крестьян поднялась вся феодальная Северо-Западная Италия. Официально был объявлен крестовый поход против еретиков. Несмотря на некоторые успехи, восставшие овладели несколькими из соседних фортов, выбив оттуда оставленные гарнизоны - их положение стало катастрофических. Кольцо блокады сужалось. Среди апостольских братьев начался повальный голод. Измученные продолжающимся несколько лет лишениями, повстанцы не выдержали тягот новой зимы: голод и холод косили ряды осажденных. В марте 1307 г. Райнерий решил перейти к открытым действиям и предпринял штурм цитадели. Три дня продолжалась последняя битва, сотни повстанцев пали, отдав свои жизни; многих взяли в плен. Среди них оказались и руководители - Дольчино, Маргарита, Лонгино ди Бергамо. Суд и следствие были недолги, спустя три месяца всех троих приговорили к казни. По наиболее распространенной версии, Маргариту сожгли первой - на глазах Дольчино: затем наступила очередь измученного пытками, но до последнего момента сохранявшего присутствие духа вождя повстанцев.

Его так же, как и его сообщников казнили, после продолжительных пыток.

Глава IV. Причины поражения и историческое значение восстания

Восстание под предводительство Дольчино, как и все крестьянские восстания, закончилось полным поражением восставших.

Причины поражения везде одинаковые. Это: локальность движения, наличие противоречий движения, наличие противоречий в лагере восставших, связанное с разнослойностью участников восстания и отсутствия единых требований, также отсутствие единой программы, общего руководства, крепкой и суровой дисциплины.

К сожалении, многие из этих проблем не обошли и Дольчино.

Во время восстания, в ходе вооруженной борьбы в большей степени проявляются те характерные черты, которые намечались в идеологии апостольских братьев предыдущего времени.

Анонимный историк сообщает, что восставшие во главе с Дольчино считали, что им «позволено вешать, казнить и убивать людей, повинующихся римской церкви, а также жечь, брать в плен и требовать с них выкуп и в этом для них нет греха». В отрывке отражаются чрезвычайно важные для понимания эволюции теории апостольских братьев идеи: война против врагов справедлива, что обосновывается и вводится в догму: ведется она уже не только против церкви, а против всех ее сторонников, против всего поддерживающего церковь общества.

Другим моментом является развитие в ходе вооруженной борьбы идеи равенства. Суровые обстоятельства требовали от восставших объединения всех сил и напряжения всех ресурсов. Захваченные продукты, оружие и одежда распределялись среди осажденных в зависимости от необходимости: практически в лагере Дольчино был введен порядок, наивно именуемый некоторыми западными историками «военным коммунизмом». От идеи равенства духовного повстанцы перешли к равенству социальному, к осуществлению идеи общности имущества, хотя эта общность имуществ и существовала главным образом как военная мера. Очевидно, указанные особенности последнего этапа движения апостоликов были вызваны спецификой борьбы и являлись логическим следствием условий, в которых эта борьба протекала. Однако, вне зависимости от своеобразия пути, по которому развивалась ересь апостольских братьев, ее эволюция привела к перерастанию ереси, основанной на широком и в то же время разных слоев общества существующими порядками, в ересь крестьянско-плебейскую выступающую против основ самих порядков. Таким образом, движение Дольчино явилось одним из первых открытых выступлений собственно крестьян под флагом плебейской еретической идеологии против феодальных общественных отношений.

Историческое значение этого восстание заключается в том, что оно не только перерастает из простого еретического движения в крестьянско-плебейскую, соединенную с восстанием; оно также было наиболее ярким и своеобразным крестьянским выступлением в Италии конца XIII - начала XIV вв. После него восстания крестьян принимают иной, отличительный от прежнего характер, обусловленный особенностями социально-экономических отношений.

Заключение

Восстание Дольчино вызвало неслыханную реакцию в Европе того времени. События одного отдаленного района заставили говорить о себе не только итальянцев, привыкших к острым политическим перипетиям и взрывам этой бурной эпохи, но и правящие классы других стран. Спустя полтора столетия церковный историк Фра-Форести из Бергамо писал: «Известиями о Дольчино в то время была переполнена вся Европа и другие страны мира». Действительно в движении апостольских братьев было немало необычного и нового, что заставило волноваться разных людей во многих странах. Уже современники обвиняли Дольчино в том, что к старым, распространенным заблуждениям он прибавил новые. В глазах их Дольчино предстает не просто сектантом, а ересиахом, основателем новой концепции духовной и моральной жизни. И недаром в поэме «Божественная комедия», написанная Данте Алигьери в период с 1308 по 1321 гг., великий флорентинец связал Дольчино с Магометом, создателем новой религии - соперницы Христианства. Разгром апостоликов привел в ликование феодальную Европу. Местный хронист сообщает, что известние о победе епископа вызвало в Верчелли такую радость, что «едва ли можно выразить ее словами и описать пером». В июле 1307г. Климент V обращается с посланием к епископу Верчелли, фактическому главе крестоносцев, с благодарностью за тот «труд, который он приложил на винограднике господнем». В августе издается новая булла, адресованная всем крестоносцам 0 новарским, верчельским феодалам, принимавшим участие в походе; не смущаясь долгим перечислением имен, папа дает им привилегий, освобождение от некоторых вассальных повинностей, отпущение грехов. Еще раньше Климент V послал королю Франции Филиппу Красивому известие о победе, одержанной над «исчадием ада, ужасным ересиархом Дольчино».

С разгромом восстания движения апостоликов пошло на убыль; однако следы его сохранялись еще долго. Около середины XIV в. в Падуе состоялся процесс 22 людей «низкого положения, невежд и крестьян», подозреваемых в апостольской ереси; все они кончили жизнь на костре. Еще дольше существовала ересь в Трентино: статуты области спустя более века все еще предписывали суровые меры против апостольских братьев. Движение происходило не только в Италии, но также в Германии, Франции и Испании.

Но и на родине Дольчино имя его не было забыто. Долго сохранялись в народной памяти события того времени, и не случайно ряду гор, на которых останавливались апостолики, народная традиция дала новые, напоминающие о прошедшем имена (гора Катаров - бывшая Цебелло, гора Патарено - Гаттинара). Веками в народе жили легенды о Дольчино - мученике или герое, волшебнике или колдуне; до последнего времени существовали поверья о кладах, которые он, наподобие Стеньки Разина, якобы оставил на этой земле. Пожалуй, наиболее интересной из легенд является зарегистрированное спустя четверть века трентскими инквизиторами мнение о чудесном спасении Маргариты, и о том, что она под другим именем живет среди народа.


1) История средних веков: В 2 т. Т. 1: Учебник / Под ред. С.П.Карпова. - 4-е издание. - М: Изд-во Моск. ун-та; Изд-во «Высшая школа», 2003

) История Италии под ред. Сказкина С.Д., Т 1. М, 1970.

) Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинение. Социально-экономическое развитие средневековых городов. Т 23.

) Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинение. Социально-экономическое развитие средневековых городов. Т 25.

) Самаркин В.В. Восстание Дольчино. Учебно-методическое пособие. М. 1971.

) Сказкин С.Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981.

) Сказкин С. Д., Восстание Дольчино, Книга для чтения по истории средних веков, ч. 2, М., 1951

) Сказкин С. Д., Первое послание Дольчино, в сб.: Из истории социально-политических идей, М., 1955

) Сказкин С. Д., Исторические условия восстания Дольчино, М., 1955


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!