Представления современных студентов о профессионализме
Введение
Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще называют, акме, - это многомерное состояние человека. С одной стороны, акме охватывает значительный по временной протяженности этап жизни человека и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, как родитель. С другой стороны, акме никогда не является статичным образованием, а, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Вместе с этим можно анализировать зрелость и акме более суженно, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им в ней уровня мастерства. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение.
Представления современных студентов о профессионализме
профессионализм психологический акмеология
Сегодня все более очевидным становится тот факт, что темпы и успешность социального прогресса во многом зависят от количества творчески и профессионально развитых личностей, от степени актуализации их креативного потенциала, от их способности осуществлять быстрое развитие науки, техники, производства. Человек с творческим типом мышления быстрее адаптируется к различным условиям жизни, находит нестандартные решения любых возникающих проблем. Следовательно, сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно, грамотно. Поэтому поворот лицом к проблемам каждого человека, развитие творческого и профессионального потенциала личности есть требование времени, социальный заказ современности.
Эти вопросы, возникшие из практики, волнуют представителей различных наук, особенно изучающих общество и людей с различных сторон. В их число попала и психология. Известный учёный Б.Г.Ананьев, завершая свой творческий путь, активно и целенаправленно стал создавать в человекознании новую область научных исследований - акмеологию. Сегодня акмеология может быть востребована в свете возникающих проблем. Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных, гуманитарных и технических дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями и творческий подход к делу, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата.
Для оптимального рассмотрения взаимоотношений личности с осуществляемой профессиональной деятельностью А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина используют особое понятие «профессионализм личности». В ряде исследований было показано, что профессиональное мастерство, с одной стороны, не может быть сведено к одному лишь владению профессиональными технологиями, но непременно должно включать в себя и обладание со стороны профессионала рядом профессионально важных личностных качеств, обеспечивающих способность индивида к овладению профессией, к осуществлению продуктивной профессиональной деятельности, а, с другой стороны, должно быть понято в своем развитии, обусловленном наличием у профессионала соответствующих личностных качеств и понимаемом как его стремление к профессиональному совершенствованию.
Раскрывая понятие профессионализма личности и определяя профессионально важные качества личности как «проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальныхзнаний, способностей и навыков, а также для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде», авторы считают, что таковые качества включают в себя «следующие свойства: интеллектуальные (мышление), нравственные (поведение), эмоциональные (чувства), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности)».
Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста. Акмеологические инварианты профессионализма - это основные качества и умения профессионала (или необходимые условия), обеспечивающие высокую продуктивность и стабильность деятельности независимо от ее содержания и специфики. Акмеологические инварианты профессионализма проявляются также и во внутренних побудительных причинах, обеспечивающих активное саморазвитие специалиста, реализацию его творческого потенциала.
Творческое развитие личности профессионала позволяет преодолевать всевозможные трудности, намечать новые цели, обеспечивать большую свободу выбора. В акмеологии креативность (творческость) рассматривается во взаимозависимости процесса, результата и развития личности. Исходя из этого, объективно существует закономерная связь созидательного учебно-воспитательного процесса и продуктивного результата в креативном развитии творческой индивидуальности. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.
Я.А. Пономарёв выделяет наиболее заметные признаки креативности, выражающиеся в особенностях перцепции, интеллекта, характера, стимуляции деятельности. По его мнению, креативность проявляется на различных уровнях - неосознанном ориентировочно-приспособительном и сознательном познавательно-преобразовательном и исследовательском. Творческую личность характеризуют некоторые особенности познавательной сферы, мотивационные особенности и личностные характеристики. Среди личностных характеристик Пономарёв выделяет упорство, самоотверженность, высокую самооценку, гордость, отклонение от шаблона в поведении, незаурядную энергичность, работоспособность, мужество, непосредственность, независимость, подчеркивание своего «Я». Особенности мотивации он усматривает в стремлении к процессу творчества, обладанию фактами и новой информацией, к открытию, духовному росту, сотрудничеству, увлечённость содержанием деятельности.
Профессионализм личности
Творческая личность представляет собой комплекс качеств и свойств, обеспечивающий индивиду способность к продуктивной, созидательной, инновационной деятельности и возможность самосовершенствования. Структура творческой личности состоит из следующих компонентов:
а) творческий потенциал как совокупность психических новообразований и креативных способностей, проявляющихся и развивающихся в творческой деятельности;
б)индивидуально-психологические параметры как своеобразие черт характера, воли, темперамента, возрастных особенностей;
в)творческая направленность как сочетание мотивов, потребностей и целевых установок на личностно и общественно значимые результаты.
Подобных классификаций в науке существует бесчисленное количество. Каждый исследователь старается усмотреть что-то новое, создать оригинальную модель творческого человека или профессионала. Но обычные люди, те, к которым должны быть применены эти модели, и не подозревают о них. Они действуют в соответствии со своими критериями, со своим пониманием ситуаций общения и деятельности. Обыденное сознание основывается на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, к которой они принадлежат, представлениях, знаниях, установках и стереотипах. Это обыденные представления в науке называют «имплицитные концепции». Они могут быть весьма далеки от выявленных в науке фактов и закономерностей, но они оказывают очень большое влияние на реальное поведение человека, стратегию жизненного пути, формирование субъектности и потому важны для понимания природы личности. На основании этих концепций человек делает выводы о связях определенных черт характера, о наиболее вероятных причинах поведения людей, о мере ответственности за совершенное ипр. В какой-то мере имплицитные концепции имеют индивидуальный характер и строятся на основе уникального опыта субъекта, а в какой-то - отражают накопленный культурно-исторический опыт и закреплены в структуре языка, в дискурсе.
Этот феномен напоминает о теории социальных репрезентаций французского социального психолога С. Московичи. Именно он ввел специальный термин - «социальные репрезентации» - для обозначения целого класса явлений индивидуального и общественного сознания, которые выполняют функцию опосредования любых взаимодействий человека с миром.
Теории социальных репрезентаций
Возникает вопрос: можно ли узнать о существовании общих тенденций в имплицитных концепциях об одном и том же явлении и выявить представления различных групп людей? В последние десятилетия изучение имплицитных концепций становится всё более популярным. Рассматриваются различные стороны личности, особенно интеллектуальные. Исследовать имплицитные концепции в отношении интеллекта впервые предложил Нейссер. Он показал путь изучения того, как люди объясняют это понятие «обычным языком». Этот подход был реализован в исследованиях Р. Стернберга с соавторами. В процессе данных исследований были опрошены случайно выбранные люди и исследователи-теоретики по вопросам наиболее показательных качеств интеллектуального человека. Затем был проведён факторный анализ, который выявил три главных представления людей об интеллекте. Р. Стернберг и его сотрудники провели различные эксперименты, на основе которых были сделаны выводы о сущности имплицитных концепций. Стернберг утверждает, что имплицитные концепции не являются достоянием общественности и узнать их можно методом опроса или наблюдения за поведением в специально созданных проблемных ситуациях.
Одним из путей изучения представлений является следующая схема исследования. Именно её мы использовали при изучении представлений о творческой личности и профессионализме. Сначала была проведена такая методика, как свободное описание исследуемого явления. Например, свободное описание творческого человека. Затем проводился контент-анализ описаний с целью выявления наиболее часто встречаемых характеристик. В нашем исследовании было выбрано по 30 характеристик творческого человека и профессионала, хотя общее количество параметров превышало 70. Далее эти качества были расположены в произвольном порядке и предложены студентам творческих и технических специальностей для оценки по 5-балльной системе по уровню свойственности данных характеристик самому творческому или профессиональному человеку, которого они знают лично. А после этого была проведена статистическая обработка полученных данных.
Анализ представлений происходил по Ц-критерию Манна-Уитни и охватил следующие направления:
1.Сравнение представлений студентов творческих и технических специальностей.
2.Сравнение представлений по признаку пола:
а)имплицитные концепции юношей и девушек;
б)имплицитные концепции в отношении женщин и мужчин творцов.
3.Факторный анализ представлений по методу Д.Лоули.
Сравнение двух профессиональных групп (студентов творческих и технических специальностей) также выявило некоторые расхождения. Студенты творческих специальностей сделали больший упор на те качества творца, которые необходимы человеку для достижения его творческой цели, а не на «человеческих» характеристиках. Студенты технических специальностей оттеснили показатель «талант», поставив индивидуальность, общительность, увлечённость, эмоциональность, ум, воображение на первый план.
Различия в имплицитных концепциях профессионализма студентов творческих и технических специальностей были обнаружены по 13 характеристикам из 30, причем студенты творческих специальностей считают все эти качества более характерными для профессионала, чем студенты технических специальностей. В их число попали и творческие параметры (талант, нестандартное мышление, творческий подход к делу), и интеллектуальные (широкий кругозор, эрудированность, постоянное обновление своих знаний, умение учиться у более опытных коллег, внимательность), и мотивационные (целеустремленность, любовь к своей профессии), и личностные (общительность, постоянное самосовершенствование, эмоциональность).
В результате анализа представлений юношей и девушек был выявлен тот факт, что женщины имеют более четкий портрет творческой личности и профессионала, чем мужчины. Значимые различия в представлениях о творце были обнаружены по следующим характеристикам: воображение, талант, заинтересованность, разносторонность, целеустремлённость, увлечённость, собственная точка зрения, чувствительность, ранимость. Женщины считают эти параметры более важными для творческой личности, тогда как мужчины - не столь значимыми. При этом девушки больше отдавали предпочтения эмоциональным характеристикам, а юноши - рациональным. В отношении профессионала значимые различия были показаны по параметрам: умение объяснить суть своей работы, образованность, общительность, эрудированность, компетентность, целеустремлённость, талант, умение учиться у более опытных коллег, эмоциональность, творческий подход к делу. Девушки считают, что эти характеристики важны, юноши, наоборот, не очень значимы.
Факторный анализ представлений о творческом человеке
Представления о творцах и профессионалах обоего пола также выявил различия. Женщины-творцы, по мнению студентов, обладают более развитым воображением, добрее, чувствительнее, стремятся к созиданию, имеют собственную точку зрения, ранимее и увлечённее, а также намного внимательнее. По остальным параметрам (ум, образованность, талант, трудолюбие и т.д.) творцы обоих полов не обнаруживают значимых различий. Несмотря на то, что среди знакомых профессионалов женщины указывались реже мужчин, студенты считают, что они качественнее выполняют свою работу. Также они более эмоциональны и общительны. Мужчины-профессионалы обладают более нестандартным мышлением. Это подтверждает стереотип, что, хотя женщины качественнее работают, мужчинам больше доверяют. Остальные характеристики схожи у профессионалов обоих полов.
Факторный анализ представлений о творческом человеке проводился по методу максимального правдоподобия Д.Лоули. В представлениях о творческом человеке было выделено 4 фактора:
. Мотивационно-когнитивный (образованность, любознательность, ум, талант, разносторонность, заинтересованность, внимательность, интеллектуальность, трудолюбие, собственная точка зрения).
- Независимая нестандартность (неординарность, нестандартность решений, нестандартное восприятие, воображение, самостоятельное оригинальное мышление).
- Экстравертированное лидерство (чувство юмора, целеустремлённость, раскованность, активность, общительность).
- Эмоциональность (чувствительность, ранимость, эмоциональность).
В представлениях студентов творческих и технических специальностей личность творца отличается особым складом характера, типом мышления, способом эмоционального реагирования на жизнь и заинтересованности в проявлении своего таланта. Выявленные факторы охватывают все сферы творческой личности: мотивационную, когнитивную, эмоциональную, коммуникативную и сферу индивидуальности, необычности.
Факторный анализ представлений о профессионале показал более интересные результаты. Было обнаружено два фактора:
- Потенциальные ЗУНы (знания, умения и навыки).
- Актуальные ЗУНы.
Потенциальные ЗУНы - это характеристики, важные для достижения акме и самосовершенствования, то есть это тот потенциал, которым должен быть «заряжен» профессионал. В их число вошли коммуникативность, эрудиция и широкий кругозор, любовь к профессии, творческий подход к делу, нестандартное мышление, умение учиться у более опытных коллег. Эти качества являются большим подспорьем для желающего стать профессионалом.
Актуальные ЗУНы - это те характеристики, без которых невозможно стать профессионалом. Этими «обязательными» качествами являются следующие: образованность, глубокие познания в своей области, пунктуальность, ответственность, здравый смысл, качественное выполнение работы, внимательность, невозмутимость. Данные характеристики являются, возможно, и более важными, но только в сочетании обоих факторов мыслимо достижение вершин профессионального мастерства.
Заключение
Список литературы
1.Вишнякова, Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования / Н.Ф. Вишнякова. - Минск, 2009.
2.Деркач, А.А. Акмеология - наука о путях достижения вершин профессионализма / А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина. - М., 2003.
.Малахова, И.А. Развитие личности / И.А. Малахова. - Минск, 2009.
4.Московичи, С. Методологические и теоретические проблемы психологии / С. Московичи //Психологический журнал. - 2009. - Т.16. - №2.
5.Практический интеллект / под ред. Р.Дж. Стернберг, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. - СПб.: Питер, 2010.
6.Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / под ред. Я.А. Пономарёва. - М.: Наука, 2009.