Тема: Жанровое своеобразие романа-памфлета "Остров пингвинов" Анатоля Франца

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
  • Формат файла:
    MS Word
  • Размер файла:
    11,12 kb
Жанровое своеобразие романа-памфлета "Остров пингвинов" Анатоля Франца
Жанровое своеобразие романа-памфлета "Остров пингвинов" Анатоля Франца
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание

Введение

. А.Франц - писатель, сатирик, патриот

. Роман-памфлет А.Франца «Остров пингвинов»: история создания и судьба

. Жанровые особенности романа-памфлета А.Франца «Остров пингвинов»

Заключение

Литература

Введение

«Остров пингвинов» - один из шедевров сатиры в мировой литературе. Это произведение закономерно выросло из постоянной борьбы А. Франса против католицизма и продолжает лучшие национальные традиции антиклерикальной и антирелигиозной сатиры. Почти каждая из новелл, составляющих книгу, - это «философская повесть» в духе XVIII века, проникнутая свободомыслием и ненавистью ко всякому мракобесию. Это определяет актуальность выбранной темы контрольной работы.

Объект исследования: творчество Анатоля Франца.

Предмет исследования: жанровое своеобразие романа-памфлета «Остров пингвинов».

Цель исследования: определить место и роль романа-памфлета «Остров пингвинов» в отражении действительности и авторских позиций А.Франца.

На пути к поставленной цели решались следующие задачи: определение места Анатоля Франца как художника в мировой литературе, поиск истоков его творчества и путей развития, выявление особенностей жанра романа-памфлета «Остров пингвинов».

Методы исследования: эмпирические, эвристические, обработки данных.

Контрольная работа базировалась на трудах: С.Брахмана, В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской.

Основная гипотеза о том, что роман - памфлет «Остров пингвинов» -отражение пороков современности и противоречивых взглядов автора нашла свое полное подтверждение в процессе работы над темой.

1. А. Франц - писатель, сатирик, патриот

Анатоль Франс родился в Париже. Его отец Франсуа Тибо, держал на набережной Сены, недалеко от Лувра, книжную лавку, и первые впечатления маленького Анатоля Тибо связаны с книгами. Тома, заполнявшие полки и шкафы в магазине отца, возбуждали жаркие споры книголюбов, посещавших лавку. Среди посетителей было немало знаменитых людей, поэтов и критиков, ученых и художников. Книги, столь ценимые другими, возбуждали сначала безотчетное любопытство мальчика, потом всецело овладели его интересами, превратились в страсть. Любовь к книгам сохранилась на всю жизнь и окрасила само творчество писателя в своеобразные, несколько меланхолические тона пассеизма.

Впоследствии, когда сын книгопродавца Анатоль Тибо стал уже Анатолем Франсом, прославленным писателем, и неугомонные почитатели, осаждавшие его, допытывались, где почерпнул он разносторонние и поистине неистощимые свои познания, он с улыбкой указывал на книжные полки своего кабинета: «Вот мои источники. Вы найдете здесь только великих или интересных писателей, которые говорили хорошим французским языком, т.е. которые хорошо мыслили, потому что одно неразрывно связано с другим. По поводу того, что я видел и узнавал в наше время, я старался возможно лучше сказать то, что сказали бы эти прекрасные умы прошлого, если бы они увидели и узнали то же самое».

Анатоль Франс поистине вдохновенно любил свой Париж, «...Древний и глубокочтимый Париж с его шпилями, башнями,- все это моя жизнь, это я сам; и я был бы ничем без всех этих вещей, что отражаются во мне тысячью оттенков моей мысли, животворят меня и вдохновляют», - говорил он о себе устами своего героя Сильвестра Бонара.


. Роман-памфлет А.Франца «Остров пингвинов»: история создания и судьба

Остров пингвинов» первоначально представлял собой небольшой рассказ из восьми главок - пародию на жития святых и церковные чудеса. Здесь говорилось о житии святого Маэля, об искушении его королевой Гламорганой и о том, как в старости он по ошибке окрестил пингвинов, которые, по решению небесного совета, были превращены после этого в людей. В таком виде, под заголовком «Остров пингвинов, рождественский рассказ», новое произведение А. Франса появилось 17 декабря 1905 года в рождественском номере газеты «Нью-Йорк Геральд» (иллюстрированное приложение к европейскому изданию этой газеты).

Однако этим не исчерпывались все сатирические возможности найденного Франсом сюжета; уже 8 апреля 1906 года в той же газете был напечатан «Дракон острова Альки» - рассказ из одиннадцати главок, с некоторыми изменениями использованных впоследствии в романе.

К концу года писатель отдает в «Нью-Йорк Геральд» (рождественский номер, 16 декабря 1906г.) новый рассказ «Агарик и Корнемюз, пингвинская история», где в рамке сюжета о пингвинах повторяются мотивы «Современной истории» - показывается реакционная роль церкви в политической борьбе Третьей республики.

Только через год появляется свидетельство более широкого замысла: 15 декабря 1907 года в рождественском номере «Нью-Йорк Геральд» напечатана «История без конца», которая с некоторыми изменениями составит впоследствии заключительную часть романа.

В окончательной редакции «Остров пингвинов» вышел отдельной книгой в издательстве Кальман-Леви 14 октября 1908 года. В том же 1908 году роман появился в русском переводе в Петербурге (в издательстве «Шиповник»; перевод был сделан с рукописи). Предвидя цензурные затруднения, переводчица Зинаида Венгерова проявила, как выразился в своем донесении начальству цензор, «похвальную осторожность», смягчив или выпустив многие острые места, в результате чего русский, текст романа Франса существенно отличался от подлинника. Печальна была судьба второго русского перевода «Острова пингвинов», сделанного Я. Мацкевичем и И. Хвойником и вышедшего в начале 1909 года в Москве, в книгоиздательстве «Заря». Уже 15 мая Московский комитет по делам печати доносил прокурору Московского окружного суда: «Красной нитью через все произведение проходит нагло-кощунственное глумление над христианством и специально над святыми таинствами крещения и причастия и над поклонением святым мощам».

В двенадцатитомное Собрание сочинений Анатоля Франса, выпущенное в 1910 году М. Саблиным (хотя оно и названо «полным»), -«Остров пингвинов» не вошел. Подлинный текст этого произведения русские читатели получили только после Октября. В советское время оно издавалось в разных переводах десять раз, в том числе дважды в Собраниях сочинений Анатоля Франса.

Таким, образом, царскую цензуру встревожил, прежде всего, антирелигиозный характер «Острова пингвинов». Комитет по делам печати наложил на книгу арест и потребовал привлечения к судебной ответственности всех лиц, причастных к изданию. Приговором Московского окружного суда от 10 февраля 1911 года было постановлено книгу Франса уничтожить.

3. Жанровые особенности романа-памфлета А.Франца «Остров пингвинов»

роман памфлет франц

В «Острове пингвинов» Франс применяет многообразные художественные средства - от злой пародии и тонкой иронии до неудержимой гиперболы, гротеска и даже прямой буффонады (как в сцене «укрощения дракона» святой Орберозой); так и чудится, что рядом с умной издевкой Вольтера в некоторых местах книги слышится буйный хохот Рабле.

Но произведение А. Франса значительно переросло рамки антирелигиозной сатиры. «Остров пингвинов» стоит в том же литературном ряду, что и «Путешествия Гулливера» Свифта, «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Это беспощадный памфлет против всей цивилизации классового общества, в особенности буржуазной цивилизации.

Подобно Щедрину, Франс выдает «Остров пингвинов» за историческое исследование; при этом он высмеивает буржуазную историографию и пародирует официальные учебники по истории Франции. Сохранена даже общепринятая историческая периодизация: Древние времена, Средние века и Возрождение, Новое время. Новейшее время; в книге распознаются многие события и персонажи французской истории - древняя королевская династия Меровингов (у Франса - династия Драконидов), император Карл Великий (Дракон Великий), Столетняя война с Англией (война Королевы Крюша с дельфинами), французская революция конца XVIII века, Наполеон I (Тринко) и так далее.

Когда-то А.Франс отрицал возможность толковать историю, теперь он осмеивает бессмысленное собирание мертвых фактов: в «Острове пингвинов» появляется гротескный образ историка Фульгенция Тапира, тонущего в море никому не нужных исторических документов. Более того, Франс теперь отчетливо видит классовый характер буржуазной исторической науки и направляет острие своей сатиры именно против тех историков, которые, «списывая друг у друга», восхваляют ненавистное писателю буржуазное общество.

Бесполезно искать в «Острове пингвинов» исторические подробности, полнокровные образы, последовательное изложение исторических событий. Центральное место здесь занимает сатира на буржуазную современность, чуть прикрытая прозрачной аллегорией; все предыдущие главы книги лишь подводят к этой главной теме, отсюда и фрагментарность композиции и беглость некоторых разделов (так, революции 1789 года уделено лишь несколько строк). Фантастическая история пингвинов нужна Франсу для того, чтобы осмеять идею разумности и незыблемости собственнического уклада, показать его истоки и историческую обреченность.

Первые люди - пингвины. Вместе с одеждами, которыми они прикрыли наготу своих тел, они обрели и первые пороки - сладострастие, корысть, злобу. Пингвины стали созидать «цивилизацию», основой которой послужил зловещий принцип частной собственности и насилия. Анатоль Франс в сатирической картинке изображает процесс возникновения неравенства среди людей, как его рисовал в свое время Жан-Жак Руссо.

Как созидалась хваленая цивилизация? Насилие, грабеж, убийство, войны и завоевания, сила как право, церковь, санкционирующая все это, руководствуясь евангельским изречением: «Всякая власть от бога».

Картина жизни человечества (людей-пингвинов) на протяжения веков безотрадна. Гнусную роль играет в ней церковь. Люди недостойные (развратница Орбероза) объявляются святыми. Монахи-пингвины уничтожают памятники античной культуры н насаждают невежество и суеверие. Страшным спутником человечества становится война. Люди-пингвины уничтожают друг друга в дикой, исступленной жажде наживы. Бесчестным завоевателям они воздвигают величественные памятники. Они обожествляют память Тринко.

Изображение пингвинской республики преемственно связано с «Современной историей» и тоже представляет собою острый политический памфлет. Здесь те же события, сходные образы и эпизоды, только более гротескно заостренные, порою та же авторская интонация. С гневом и сарказмом рисует Франс насквозь прогнивший государственный строй, всеобщую продажность, алчность и разложение. Прикрываясь видимостью демократии, в Пингвинии фактически хозяйничает финансовая олигархия.

Но даже такая республика в опасности; как и в «Современной истории», Франс показывает заговор против нее, в котором объединились - как это и было во французской действительности - финансисты, аристократы, церковь и военщина.

Самым страшным порождением капитализма в глазах Франса были войны. И в публицистике и в художественном творчестве он, неоднократно указывая на это, решительно выступал против войны. Обличение агрессивных войн - одна из главных сквозных тем «Острова пингвинов». Не случайно раздел «Новое время» начинается с двух стоящих рядом эпизодов: «Тринко» и «Путешествие доктора Обнюбиляч, - из которых явствует, что история буржуазного общества начинается и кончается войной. Империя Тринко - прошлое Франции; в Новой Атлантиде (Соединенных Штатах Америки), где законодатели, «положив ноги на пюпитры», в пять минут решают вопрос об истребительных «промышленных войнах» против малых народов, которых они хотят заставить покупать их колбасы и подтяжки, писатель с тревогой видит будущее своей страны. Американский эпизод был включен в книгу только в последней редакции как бы для того, чтобы показать, что Пингвиния не исключение, а лишь часть мировой системы капитализма.

По силе обличения, по тону, по зловещему колориту франсовская сатира на американскую демократию приближается к «Американским памфлетам» М.Горького. Как и Горький, Франс видит в «величайшей из демократических республик» наиболее уродливую форму буржуазной цивилизации; Гигантополис - тот же Город Желтого Дьявола. Знаменательно, что оба произведения созданы почти одновременно. «Американские памфлеты» Горького были опубликованы на английском языке в американской прессе в 1906 году и должны были произвести большое впечатление на А. Франса, который внимательно следил за деятельностью Горького, состоял с ним в переписке в связи с событиями революции 1905 года и публично протестовал против ареста Горького царским правительством. Сходство картины Америки в произведениях обоих писателей лишний раз подтверждает принадлежность А.Франса к прогрессивному лагерю в литературе.

Однако в «Острове пингвинов» нашли отражение глубокие противоречия мировоззрения Франса. Тот же писатель, который столь горячо приветствовал русскую революцию 1905 года и в год выхода «Острова пингвинов» писал в своих статьях об «исторической неизбежности» социалистического строя, видит в будущем не массовое революционное движение и победу пролетариата, а бессмысленную разрушительную деятельность анархических групп. Задавая себе вопрос о дальнейшей судьбе человечества, А. Франс не находит однозначного ответа - над ним тяготеет старый груз скептицизма: то берет верх вера в светлое будущее, то горький пессимизм. В период общественного подъема, в 1904 году писатель создал социалистическую утопию «На белом камне»; в обстановке политической реакции в 1907 году он пишет «Историю без конца» - мрачную утопию в духе «Машины времени» Г.Уэллса (1895) или «Звездного скитальца» Д.Лондона (1915). Через год, включая этот эпизод в «Остров пингвинов» в качестве его последней главы, Франс дописал еще одну страницу, показав после краха пингвинской цивилизации ее возрождение в прежнем виде.

Но хотя А. Франс в «Острове пингвинов» сомневается в возможности навсегда сокрушить несправедливое общество, все же ему ясно, что буржуазная цивилизация исчерпала себя, что у нее нет будущего, она может только топтаться все в том же кругу, что капитализм обречен историей и неизбежно погибнет под тяжестью собственных противоречий. И в этой мысли - правда «Острова пингвинов», хотя это не вся правда истории, так же как Анатоль Франс - автор этой книги - еще не весь Анатоль Франс. Дальнейшая жизнь и деятельность писателя показали это с достаточной убедительностью.

Франс зло издевается над тщеславием своих соотечественников. Он ничего не щадит. Даже эпоха Возрождения, столь близкая ему, даже она изображается на страницах его книги в красках зловещих.

Чем же все это кончится? Вырождением человечества, а потом всеобщим разрушением. Анархисты и террористы станут взрывать общественные здания, городские кварталы, дворцы, и все погибнет... чтобы снова возродиться. Зачем? На это писатель не дает ответа. Такова пессимистическая мысль о круговороте истории.

Таким образом, в романе-памфлете А. Франца «Остров пингвинов» отразились противоречия современного общества, на которые сам автор не дает ответа.

Заключение

«Остров пингвинов» - один из шедевров сатиры в мировой литературе. А. Франс применяет в нем многообразные художественные средства - от злой пародии и тонкой иронии до неудержимой гиперболы, гротеска и даже прямой буффонады.

Но произведение А. Франса значительно переросло рамки антирелигиозной сатиры. «Остров пингвинов» стоит в том же литературном ряду, что и «Путешествия Гулливера» Свифта, «История одного города» Салтыкова-Щедрина. Это беспощадный памфлет против всей цивилизации классового общества, в особенности буржуазной цивилизации.

Центральное место здесь занимает сатира на буржуазную современность, чуть прикрытая прозрачной аллегорией. Пингвины стали созидать «цивилизацию», основой которой послужил зловещий принцип частной собственности и насилия. Насилие, грабеж, убийство, войны и завоевания, сила как право, церковь, санкционирующая все это, руководствуясь евангельским изречением: «Всякая власть от бога».

Но даже такая республика в опасности; как и в «Современной истории», Франс показывает заговор против нее, в котором объединились - как это и было во французской действительности - финансисты, аристократы, церковь и военщина.

В «Острове пингвинов» нашли отражение глубокие противоречия мировоззрения Франса. А. Франс сомневается в возможности навсегда сокрушить несправедливое общество, но ему ясно, что буржуазная цивилизация исчерпала себя, что у нее нет будущего, она может только топтаться все в том же кругу, что капитализм обречен историей и неизбежно погибнет под тяжестью собственных противоречий.

Таким образом, «Остров пингвинов» можно с полным правом отнести к классическим образцам мировой литературы.

Литература

1.Анатоль Франц (1844-1924) //Зарубежная литература XX века (1871-1917): Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. - М.: Просвещение, 1979. - С.79-101.

2.Брахман С. Послесловие //Франс А. Остров пингвинов. Боги жаждут. - М.: Изд-во «Правда», 1984. - С.458-465.

.Зарубежная литература XX века (1871-1917): Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. - М.: Просвещение, 1979. - 432 с.

.Франс А. Остров пингвинов. Боги жаждут. /Пер. с француз. - // Франс А. Собр. соч. в 4-х т. Т.3. - М.: Худож. лит., 1984. - 431 с.

.Франс А. Остров пингвинов. Боги жаждут. - М.: Изд-во «Правда», 1984. -465 с.

Похожие работы

 
  • Экзаменационные вопросы по история зарубежной литературы
    142) Жанровое своеобразие романа - памфлета (раскройте на примере анализа романа Свифта «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей»).
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Роман как литературный жанр
    Глава 2. Художественно-эстетическое своеобразие романа Апулея «Метаморфозы» Заключение. Список использованной литературы.
    Попытки «вывести» роман из какого-либо более раннего жанра или из «сплава» нескольких жанров не привели к результатам...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Особенности поэтики романов М. Булгакова в системно-типологическом аспекте
    В финале романа автор все-таки "пощадил" ненавидимый город. Сгинула с неба черным клубком дьявольская тьма, Москва стоит...
    72. ПЕТРОВ В.Б. Соотношение трагического и комического как основа жанрового своеобразия пьесы М.А. Булгакова "Дни Турбиных...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online
  • Роман эпохи Просвещения
    ...и в малых жанрах документальной прозы – эссе и памфлетах . В них вырабатывается интерес к современности, вкус к подлинному факту.
    ...в их индивидуальном своеобразии . Накануне рождения нового романа эссеист Ричард Стил с презрением говорит о...
    СкачатьСкачать документ Читать onlineЧитать online

Не нашел материал для курсовой или диплома?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!