Международный опыт и сотрудничество в борьбе с преступностью

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,34 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международный опыт и сотрудничество в борьбе с преступностью













Курсовая работа

по дисциплине: Криминология и профилактика преступлений

Тема:

"Международный опыт и сотрудничество в борьбе с преступностью"

Оглавление

Введение

1. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной экономической и организованной преступностью

2. Контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций

3. Контроль за наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

4. Международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой

Заключение

Литература

Введение

В настоящее время в мире резко обострилась проблема терроризма.

Сентябрь 2001 года вошел в мировую историю беспрецедентной по чудовищности замысла и многочисленности жертв террористической акции.

сентября 2001 года террористы на захваченных пассажирских авиалайнерах врезались в две башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Жертвами теракта стали более 3 тысяч человек.

2 мая 2011 года Президент США Барак Обама <#"center">1. Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной экономической и организованной преступностью

Транснациональная организованная преступность является одной из форм преступности, поскольку имеет специфическую характеристику как качественно - количественных параметров, комплекса факторов ее детерминирующих, субъектов - участников транснациональной организованной преступной деятельности, так и системы мер социального контроля, необходимых для противодействия ТОП.

Понятие транснациональной организованной преступности не тождественно понятиям транснациональной преступности и международной преступности.

Классификация субъектов транснациональной организованной преступности представляет собой двухуровневую систему, состоящую из транснациональных преступных организаций и преступных сообществ, а также транснациональных криминально - государственных организаций.

В современном структурном построении субъектов ТОП преобладает корпоративно - сетевая модель организации их деятельности.

Современные тенденции развития транснациональной организованной преступной деятельности в целом тесно связаны с процессами глобализации мировой экономики, возникновением и развитием новых технологий и коммуникационных систем, слабостью и коррумпированностью правительств отдельных национальных территорий, и уровнем противодействия правоохранительных органов разных стран.

Глобализация экономики способствует развитию транснациональной организованной преступности.

Пять общих черт организованных группировок:

систематически прибегают к коррупции;

в основе высокой сопротивляемости организованной преступности лежит олигополистическая система (естественный отбор);

высокая приспособляемость к обстоятельствам; транснациональный характер;

проникает в Европу теми же путями, что и криминальные товары.

Основные направления деятельности организованных преступных группировок:

нелегальная миграция;

кража автомашин;

мошенничество с ресурсами ЕС;

распространение других незаконных товаров;

уклонение от уплаты налогов;

распространение наркотиков.

Транснациональные преступные организации - это структурно оформленные преступные группы, объектом деятельности которых является совершение конвенционных преступлений и которые осуществляют свою криминальную деятельность на территории одного или нескольких зарубежных государств.

Специалисты и эксперты ООН называют в числе наиболее известных транснациональных преступных организаций колумбийские наркокартели, китайские триады, итальянскую мафию, нигерийские преступные организации, российскую организованную преступность, японскую якудзу и др.

Итальянская мафия.4 Среди транснациональных преступных организаций сицилийская и итальянская мафии выделяются своей сложной тайной структурой. Применительно к Италии под словом "мафия" обычно понимается сицилийская мафия или "Коза ностра", неаполитанская "каморра", состоящая преимущественно из местных преступных организаций, калабрийская "ндрангета", которая состоит из семейных кланов и занимается контрабандой табака, наркотиков и похищением людей, а также "Сакра корона унита" из Апулии, созданная "Коза нострой" для использования морского побережья этого региона в целях незаконного оборота наркотиков.

В основе деятельности "Коза ностры", как и других итальянских преступных группировок, лежат закон молчания и тесные связи, которые имеют отчасти функциональный характер, отчасти семейно-личный и основаны на страхе. Возникнув в период слабого государства как структура самозащиты и самоуправления, "Коза ностра" переместилась из сельской местности в городские районы, а затем и в транснациональный преступный бизнес. Этому способствовало расширение миграционных потоков. Миграция сицилийцев в Соединенные Штаты Америки и Германию способствовала образованию сицилийской сферы влияния на рынках сбыта героина в этих странах.

Китайские "триады". Базируются в самом Китае, Гонконге, Тайване и других местах Юго - Восточной Азии. "Триады" имеют разветвленную систему в Западной Европе, в китайских общинах Северной Америки, на Дальнем Востоке России. Триады занимаются многими видами преступной деятельности, включая вымогательство, проституцию, азартные игры, незаконный оборот наркотиков, являясь крупными поставщиками героина в США и Западную Европу.

Японская "якудза". Японская "якудза" является одной из распространенных японских преступных организаций.

преступность международное сотрудничество террористический

"Якудза" дислоцируются на территории Японии и занимаются контрабандным ввозом наркотиков на Гавайские острова, в Калифорнию, где находятся крупные японские общины, и незаконным ввозом оружия в Японию. "Якудза" присутствует практически во многих странах.

В Юго - Восточной Азии она занимается секс - бизнесом, азартными играми, мошенничеством, отмыванием денег, внедряется в сферу законного предпринимательства.

Колумбийские картели. Колумбийские картели являются уникальными преступными организациями, способными вести боевые действия с правительственными войсками. Они занимаются исключительно наркобизнесом, базируются в Колумбии и распространяют свою деятельность на территорию США, а в последние годы - в Западную и Восточную Европу.

Характер организованной преступности требует глобального реагирования на основе широкого международного сотрудничества.

Был принят важнейший международный документ, направленный на борьбу с данным явлением, - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, которая вступила в силу 29 сентября 2003 г. и которую ратифицировали почти 100 государств - членов.

Важны также три дополняющих ее протокола: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему.

Важный шаг на пути к расширению международного сотрудничества был сделан 31 октября 2003 г., когда Генеральная Ассамблея в своей резолюции 58/4 приняла Конвенцию ООН против коррупции. С тех пор эту Конвенцию подписали 118 государств и ратифицировали 15. Указанная Конвенция вступит в силу после ее ратификации 30 государствами.

Учреждена Конференция участников Конвенции с широким спектром задач: от обеспечения технической поддержки, обмена информацией и сотрудничества с другими заинтересованными организациями до контроля за соблюдением Конвенции и протоколов к ней; ее первая сессия прошла с 28 июня по 8 июля 2004 г.

На этой сессии Конференция одобрила план работы 2 - й сессии в следующих трех тематических областях:

а) приведение в целом национального законодательства В соответствие с Конвенцией и протоколами к ней;

б) законодательство в сфере криминализации и трудности, возникающие при применении этих инструментов;

в) международное сотрудничество и оказание технической помощи для преодоления трудностей, возникающих при применении данной Конвенции и протоколов к ней.

Центром координации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью является Организация Объединенных Наций.

Основным рабочим органом, координирующим деятельность государств - членов ООН в борьбе с преступностью, является Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), в составе которого функционирует Комиссия по предупреждению преступности и борьбе с ней.

Результатом деятельности Комиссии являются концептуальные положения, которые вырабатываются конгрессами ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.

В период с 18 по 25 апреля 2005 г, в Бангкоке при содействии правительства Таиланда состоялся XI Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию.

Конгресс сосредоточия свое внимание на рассмотрении конкретных аспектов проблемы предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней, а также на выработке практических методов, способных повысить эффективность соответствующих усилий.

На XI Конгрессе ООН было достигнуто широкие согласие в отношении необходимости добиваться всеобщей ратификации и всестороннего осуществления международных документов против транснациональной организованной преступности, в частности Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.

XI Конгресс ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию стал именно там форумом, на котором государства - участники Конвенции смогли с пользой для себя обменяться имениями по практическим вопросам, связанным с принятием ключевых мер, касающихся к Конвенции и осуществления её на национальном уровне, включая разработку законодательства, направленного на введение (или усилие) санкций в целях более эффективной борьбы с транснациональной организованной преступностью.

Для осуществления мер по предупреждению транснациональной организованной преступности и борьбе с ней абсолютно необходимо международное сотрудничество государств на универсальном уровне и строгое соблюдение принципов международного права, в частности принципа выполнения принятых на себя обязательств по осуществлению мер по предупреждению и борьбе с транснациональной организованной преступностью.1

. Контртеррористическое сотрудничество государств и международных организаций

Терроризм, в том числе в его трансграничных формах, - одна из наиболее опасных форм преступности. На современном этапе это явление превратилось в фактор, серьезно дестабилизирующий нормальное развитие международных отношений. Особую опасность могут представлять террористические посягательства с использованием ядерных и иных средств массового поражения, международно-правовых норм.

Современные параметры международного сотрудничества государств по борьбе с терроризмом в основном сложились в послевоенный период. До сих пор международному сообществу не удалось (главным образом из - за доминировавшей до последнего времени чрезмерной идеологической отягощенности данной проблематики) выработать общепризнанное определение терроризма, хотя в целом и сложилось общее понимание в отношении основных составляющих этого явления.

К настоящему времени сформировалась система международного противодействия терроризму, которая включает в себя сотрудничество на глобальном и региональном уровнях, а также на двусторонней основе.

Начиная с 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила ряд резолюций, связанных с вопросами борьбы с терроризмом.

Следующий этап в деятельности ООН по борьбе с международным терроризмом начался в 1990 - е гг.

Он характеризуется двумя чертами:

) ООН подключилась к превентивным силовым акциям, направленным на предупреждение террористических актов;

Новый этап контртеррористической деятельности ООН начался накануне третьего тысячелетия.

Восьмого сентября 2000 г. Генеральная Ассамблея, исходя из опыта многих стран мира и как бы предвидя трагедии 11 сентября в США - нападение на Международный торговый центр в Нью-Йорке и его разрушение, террористические зловещие теракты в Российской Федерации и т.д., - приняла Декларацию Тысячелетия, в которой значительное внимание уделяется необходимости выработать согласованные действия по предупреждению и борьбе с терроризмом.

Таким образом, общая и конкретная ситуация в мире, характеризующаяся расширением сотрудничества в производительных сферах человеческой деятельности - экономической, социально-политической, культурной - в вопросах предупреждения мировых катаклизмов и обеспечения безопасности, в правовой и международно-правовой областях, привела к упорядочиванию межгосударственных и иных международных отношений в сфере контроля и борьбы с терроризмом.1

Российская Федерация является участницей всех 12 глобальных антитеррористических конвенций.

Правовые, международно - правовые, а также политические документы контртеррористической направленности заложили основы для создания и функционирования институционных антитеррористических органов и организаций, к которым относятся органы государства (Министерство внутренних дел РФ, ФСБ и др.) международные межправительственные организации и их главные органы (ООН, Совет безопасности ООН и др.), а также основы для органов целенаправленной антитеррористической деятельности - учрежденных, созданных институтами власти (государством, международными организациями - основными субъектами международного права) институциональные системы - Контртеррористический комитет СБ ООН, Антитеррористический центр СНГ и др.

Примером единодушия государств мира было создание после 11 сентября 2001 г. контртеррористической коалиции.

Именно тогда Россия выступила с инициативой создания Глобальной системы противодействия современным угрозам и вызовам.

И каждая из упомянутых международных организаций, коалиций, конвенций создала или предложила свою контртеррористическую институциональную систему, возложив на нее ответственность за положение дел по контролю над терроризмом и международным терроризмом.

В настоящее время, согласно законам государства (например, Федеральному закону РФ от 25 июля 1998 г. № 130 - ФЗ "О борьбе с терроризмом"), или международным договорам, или решениям международных организаций и международных органов создаются специализированные институциональные контртеррористические системы разных масштабов и уровней.

Например, можно признать как институциональное контртеррористическое образование Министерство внутренней безопасности США, хотя оно само способно создавать свои институциализированные контртеррористические системы, в частности в сфере борьбы с финансированием терроризма и международного терроризма.

Статья 4 Закона ПМР "О противодействии терроризму", вступившего в силу в полном объеме с 1 января 2008 года предусматривает, что ПМР в соответствии с международными договорами Республики сотрудничает в области противодействия терроризму с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями.

Приднестровская Молдавская Республика, руководствуясь интересами обеспечения безопасности личности, общества и государства, преследует на своей территории лиц, обвиняемых (подозреваемых) в причастности к терроризму, в соответствии с действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

К международным контртеррористическим системам относятся следующие.

. Контртеррористический комитет ООН, задачей которого является контроль за выполнением резолюции 1373 Совета Безопасности, предусматривающей обязательное принятие всеми государствами широкого набора практических мер по предотвращению и пресечению террористической деятельности с акцентом на блокирование ее подпитки, в том числе финансовыми средствами.

. Антитеррористический Центр государств - участников Содружества Независимых государств.

Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия специальных компетентных органов государств - участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Совет Глав государств принимает решения по принципиальным вопросам организации и деятельности Центра.

Основным рабочим документом для реализации органов безопасности стран СНГ является Программа государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

Система сотрудничества стран СНГ в плане борьбы с проявлениями терроризма активно реализуется на практике.

Так в рамках СНГ со 2 по 6 апреля 2005 г. прошла активная фаза командно - штабных учений "Рубеж - 2005". Первоначально проведение этих маневров планировалось в Киргизии, но из - за известных событий они были перенесены в Таджикистан.

февраля 2010 года в Таврическом дворце Санкт - Петербурга, штаб - квартире Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) состоялось заседание Объединенной комиссии по гармонизации законодательства в сфере борьбы с терроризмом, преступностью и наркобизнесом в Содружестве Независимых Государств.

На заседании были одобрены проекты модельных законов "О государственной границе" и "О пограничной безопасности", проекты Рекомендаций по унификации и гармонизации национальных законодательств государств - участников СНГ в сфере обеспечения химической и биологической безопасности и Рекомендаций по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Участники заседания обсудили ход работы над проектами Рекомендаций по совершенствованию и гармонизации национального законодательства государств - участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности, Комментария к модельному законодательству СНГ в сфере противодействия торговле людьми.

О проекте Международной конвенции о контроле, надзоре и наблюдении за частными военными и охранными предприятиями членов комиссии проинформировали руководитель международной Рабочей группы Организации Объединенных Наций (Женева) по подготовке проекта Конвенции, директор Центра евро-атлантической безопасности Московского государственного института международных отношений (Университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации Александр Никитин.

Кроме того, были выработаны предложения в проекты программ сотрудничества государств - участников СНГ в сфере безопасности на период 2011 - 2013 годов.

  1. К контртеррористическим системам можно отнести и Договор о коллективной безопасности (ДКБ) стран - участниц СНГ 1992 г., созданный прежде всего для обеспечения военной безопасности.
  2. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) также является институциональным антитеррористически международным органом.

5. На пути к созданию институциональной контртеррористической системы находится и Группа Восьми наиболее развитых в промышленном отношении государства, которые "укрепились в своей решимости противостоять терроризму" еще в 1978 г. Обстоятельная совместная Декларация по борьбе с терроризмом была одобрена в Оттаве (Канада) 12 декабря 1995 г. В Декларации изложены основы политики государств - членов Восьмерки по контролю над терроризмом и международным терроризмом (по сдерживанию, предотвращению и расследованию террористических актов).

октября 2005 г. Москва в первый раз принимала глав правительств стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества.

Премьеры Казахстана, Китая, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана обсудили меры по борьбе с терроризмом и наметили пути экономической интеграции.

апреля 2011 года в г. Астане под председательством Министра внутренних дел Республики Казахстан Калмуханбета Касымова состоялось Второе Совещание министров внутренних дел и общественной безопасности государств-членов Шанхайской организации сотрудничества.

В ходе Совещания Министры обсудили вопросы борьбы с преступностью и перспективах дальнейшего сотрудничества в противодействии организованной преступности, незаконному обороту наркотиков, нелегальной миграции, а также активизации обмена передовым опытом в выявлении и пресечении преступлений в сфере информационных технологий и противоправного использования сети "Интернет".

По итогам Совещания был подписан протокол, предусматривающий комплексные мероприятия, направленные на развитие сотрудничества органов внутренних дел шести стран в борьбе с преступностью.

2 мая 2011 года Президент США Барак Обама <#"center">3. Контроль за наркобизнесом и борьба с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Одной из важнейших общемировых тенденций в развитии наркобизнеса является его индустриализация. Незаконное производство наркотических средств приобретает характер хорошо налаженной индустрии.

В отношении стран, широко производящих наркотические средства, введены строгие экономические санкции. Однако количество нарколабораторий на их территориях не сокращается.

В последние годы наблюдается тенденция к концентрации производства наркотических средств. Имеет место укрупнение мощностей по производству наркотиков. Об этом свидетельствуют многочисленные факты обнаружения лаборатории - гигантов по производству кокаина.

Следующей важной тенденцией наркобизнеса является увеличение мобильности производителей. Выявлены факты производства наркотиков в мобильных лабораториях, располагающихся в фургонах и на грузовиках.

Подобные лаборатории довольно редко попадают в поле зрения правоохранительных органов и, непрерывно производя наркотики в пути, к месту назначения доставляют уже готовый продукт. Мощность одной из таких лабораторий, выявленных на территории Колумбии, составляла 70 кг. кокаина в сутки.

Согласно статистическим данным Международного комитета по контролю над наркотиками, в последнее время наблюдаются снижение потребления героина, стабилизация уровня потребления кокаина и стремительный рост потребления синтетических наркотиков, производимых, главным образом, в регионах активного спроса на них.

Официальные статистические данные не дают объективной картины наркобизнеса. Однако даже опубликованные данные указывает на гигантский производственный потенциал лабораторий, производящих синтетические наркотики.

Появление колумбийских организаций по контрабанде кокаина отчасти объясняется сверхвысокой нормой доходности наркобизнеса, легкостью преодоления пограничных барьеров для ввоза в США.1

Комиссия по наркотическим средствам неоднократно подчеркивала наличие связи между незаконным оборотом наркотиков и другими видами преступности, и прежде всего международным терроризмом.

Распространение наркотиков опийной группы как в России, так и во всем мире напрямую связано с развитием наркоситуации в Афганистане. Эта страна является основным мировым экспортером наркотиков, где, по экспертным оценкам УНП ООН, производятся до 93 % от общего количества производимых в мире опиатов.

Наркоиндустрия фактически превратилась в неотъемлемую и органичную часть социально - экономической жизни афганского общества.

С 1990 года уровень потребления наркотиков вырос в России почти в 10 раз и в среднем в 8 раз превысил соответствующие показатели стран Европейского сообщества.

После короткого периода стабилизации в 2001 - 2004 годах кривая поставленных на учёт с диагнозом "наркомания" снова поползла вверх.

Отрицательная тенденция развития ситуации отчётливо просматривается в ежегодно растущем количестве вновь выявленных наркозависимых лиц.

Так, в 2006 году их было 70 тысяч, в 2007 году - 75 тысяч, в прошлом - более 80 тысяч человек. Ремиссия находящихся на специальном учете составляет менее 2%, а в латентной (скрытой) среде употребляющих отраву значение данного показателя практически приближается к нулю.

Специфика российской ситуации состоит в том, что почти 90% зависимых и больных "сидят" на афганском героине. Это особенно пагубно сказывается на их здоровье. С учётом того, что основным способом употребления опиатов является внутривенная инъекция, рост наркомании одновременно породил и эпидемический рост ВИЧ - инфицированных и больных гепатитом.

По данным Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, более 65% ВИЧ - инфицированных в России заражены через инъекции наркотических средств. География поражённых СПИДом полностью корреспондируется с основными маршрутами наркотрафика афганского героина.

Лица, потребляющие героин, быстро становятся необратимо зависимыми и, не получая необходимого лечения, через 5 - 7 лет обречены на смерть. Россия ежегодно теряет около 30 тысяч в большинстве своём молодых людей.

В марте 2010 года в Вене состоялось заседание Сегмента высокого уровня 52 - й сессии Комиссии ООН по наркотическим средствам.

Участники заседания обсудили результаты деятельности мирового сообщества по выполнению решений в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, принятых 20 - й спецсессией Генеральной ассамблеи ООН.

В частности, пункт 19 Политической декларации предусматривал к 2008 году искоренить или существенно сократить объём незаконного культивирования опийного мака. Однако, по оценкам экспертов, объём производства опиума во всём мире за последние десять лет вырос в 2 раза, а в Афганистане - в 3 раза.

Российской стороной был подготовлен проект резолюции Генеральной ассамблеи ООН, которым предусматривается внесение изменений в деятельность международных структур в Афганистане.

Прежде всего, они должны коснуться введения более широкого контроля в отношении планирования и реализации мероприятии по борьбе с наркопроизводством. Это настоятельная необходимость, поскольку институты, действующие сейчас в Афганистане, не соответствуют всевозрастающему масштабу наркоугрозы, быстро меняющимся способам и географии действий афганской наркоиндустрии.

Участники сегмента высокого уровня приняли политическую декларацию и план действий по налаживанию международного сотрудничества в борьбе с наркотиками.

Российская делегация выступила в ходе дискуссий с целым рядом серьёзных инициатив по пресечению потока нелегальных наркотиков из Афганистана.

Это и разработка реальной "дорожной карты", которая предусматривала бы поэтапное продвижение к решению этой задачи, и всемерное содействие афганскому правительству в борьбе с наркоугрозой, и создание международного "наблюдательного совета" для координации и повышения эффективности международной помощи, которая оказывается Афганистану на антинаркотическом направлении.

Находящиеся в Афганистане миссия ООН и коалиционные силы не должны оставаться в стороне от общих усилий и могли бы действовать более активно по перехвату наркокараванов и уничтожению нарколабораторий и складов с опиатами.

По данным ООН, ежегодно от афганского героина умирает 100 тысяч человек. За первое десятилетие нового века от афганских наркотиков погибли порядка 1 миллиона человек, а 16 миллионов пострадали морально или физически.

Мировой объем потребления героина в 2008 году составил: в России - 21 процент (70 тонн), в Европе (кроме России и Турции) - 26 процентов (88 тонн), в США и Канаде - 6 процентов (22 тонны).

Таким образом, на долю указанных стран приходится более половины всего потребляемого в мире героина.

На эти страны приходится большая часть мирового рынка опиатов: из 65 млрд. долларов на Европу приходится примерно 20 млрд. долларов, на долю Российской Федерации - 13 млрд. долларов, на США и Канаду - 8 млрд. долларов, т.е. на наши страны в сумме приходится 59 процентов объемов мирового рынка опиатов.

Говоря об угрозах и вызовах населению этих стран, следует сопоставить цифры потерь среди граждан от событий в Центральноазиатском регионе.

Ежегодные потери гражданского населения стран НАТО от передозировки героина в 50 раз превышают их же военные потери в Афганистане. Это подтверждается данными директора УНП ООН Антонио Косты о ежегодной смерти от афганских наркотиков 10 тыс. граждан стран Североатлантического альянса.

Очевидно, что действия военных в этом регионе должны быть направлены не на собственную защиту, а, прежде всего, на защиту граждан своих стран, являющихся при этом налогоплательщиками, оплачивающими действия своих же военных.

Россия рассматривает НАТО своим ключевым партнером в борьбе с наркоугрозой в Афганистане.

Хорошей основой является действующий Совет "Россия - НАТО", а также двусторонняя президентская комиссия Медведева - Обамы, в рамках которой уже активно функционирует рабочая группа по наркотикам, сопредседателями которой являются Гил Керликовски и В.П. Иванов.

Необходимо представить Совету Россия - НАТО основные положения российского плана ликвидации афганского наркопроизводства как практическую базу для консолидации усилий России и государств Североатлантического блока:

Повышение через Совет Безопасности ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности.

Ликвидация культивации опиумного мака путем искоренения посевов, через апробированные способы уничтожения и повышением эффекта с 3 до не менее 25 процентов.

Включение в санкционный список ООН лэндлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации. В этих целях обеспечить составление кадастрового учета земель южных провинций Афганистана.

Включение в мандат ИСАФ компетенции и обязанности уничтожения плантаций опиумного мака в Афганистане.

Обеспечение необходимого уровня доверительности в целях развития оперативного сотрудничества, обмена разведданными, включая места дислокации нарколабораторий, поставок прекурсоров, передачу объектов разработки и т.д.

Совместные скоординированные действия по обучению афганских наркополицейских (в текущем году Россия обучит 225 полицейских в рамках программы Совета Россия - НАТО).

Реализация этого плана, возможно, потребует создания международной комиссии или агентства по ликвидации афганского наркопроизводства с четкими задачами на ближайшие пять лет.

4. Международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой

Правовыми основами сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой выступают правовые нормы, сформулированные и закрепленные в различного рода юридических актах: принципах и нормах международного права (международные договоры, соглашения и т.п.) и юридических актах национального законодательства отдельного государства (законы и подзаконные акты), которые представляют собой целостную правовую систему.

Совокупность юридических актов, касающихся сферы борьбы с контрабандой, представляет собой фундамент, на котором строится, реализуется и развивается сотрудничество государств.

Такой правовой комплекс призван обеспечить максимальное взаимодействие и взаимопроникновение общепризнанных принципов международного права, конкретных международно-правовых норм и норм национального права.

Это неизбежно повлияет на эффективность функционирования всех государственных институтов каждой страны и непосредственно на правоохранительные органы и специальные службы, борющиеся с правонарушениями, связанными с контрабандой.

Нормы международного права, связанные с сотрудничеством государств в борьбе с правонарушениями, связанными с контрабандой, создаются на трех уровнях: универсальном, региональном и двустороннем.

На универсальном уровне, как правило, заключаются международные договоры, отражающие общую угрозу контрабанды как явления и отмечающие необходимость борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой.

Кроме того, они могут устанавливать общие правила и принципы ввоза и вывоза товаров с территории одного государства на территорию другого, нарушение которых в некоторых случаях может признаваться контрабандой.

На региональном уровне международные договора заключаются в рамках какого - либо региона или группой государств, имеющих тесные экономические, политические и иные отношения.

Наряду с универсальными и региональными международными договорами державы заключают двусторонние соглашения, более детально регламентирующие межгосударственные отношения в указанной области, а также аккумулирующие и развивающие положения универсальных международных договоров.

А поскольку непосредственной целью заключения международных договоров на двустороннем уровне является воздействие на международные отношения в сфере сотрудничества в борьбе с контрабандой, то этим удовлетворяются как национальные, так и международные интересы.

На сегодняшний день нет единого универсального международного договора, в котором четко было бы сформулировано определение понятия "контрабанда" и перечислялись деяния, квалифицируемые как контрабандные.

К примерным мерам борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой, на национальном уровне, используемыми большинством государств, могут быть отнесены меры административно - правового, уголовно - правового и оперативно - розыскного характера.

Мерами административного предупреждения являются:

  • создание национальных административно-правовых режимов, препятствующих незаконному перемещению товаров, транспортных средств и специальных предметов, а именно, таможенный, пограничный, миграционный (в случае рассмотрения человека как предмет контрабанды);
  • лицензирование деятельности на право ввоза или вывоза отдельных категорий предметов с территории государства;
  • создание специально уполномоченных органов, в функции которых входит борьба с правонарушениями, связанными с контрабандой;
  • установление административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с контрабандой, в случае, если национальное законодательство рассматривает составы этих деяний как составы административные правонарушений и т.д.
  • Мерами административного пресечения являются:
  • привлечение виновных лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с контрабандой;
  • конфискация предмета контрабанды (предмета правонарушения) в пользу государства.
  • К уголовно - правовым мерам относятся:
  • установление уголовной ответственности за совершение правонарушений, связанных с контрабандой, в случае, если национальное законодательство рассматривает составы этих деяний как составы преступлений;
  • привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за совершение контрабанды;
  • конфискация предмета контрабанды (предмета преступления) в пользу государства.1
  • Оперативно - розыскными мерами, которые применяются в совокупности с административно - правовыми и уголовно-правовыми, являются:
  • проведение национальными правоохранительными органами и специальными службами мероприятий (проверочные закупки, оперативные экспертизы, контролируемая поставка, прослушивание телефонных переговоров) гласно и негласно в целях предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с контрабандой;
  • установление национальными правоохранительными органами и специальными службами на негласной и гласной основе отношений сотрудничества с лицами, изъявившими желание содействовать деятельности по предупреждению и пресечению контрабанды;
  • проникновение национальных правоохранительных органов и специальных служб в организованные преступные группы, занимающиеся контрабандой, и т.д.
  • Меры борьбы с контрабандой на международном уровне могут применяться лишь в совокупности с национальными.
  • К таким мерам могут быть отнесены:
  • обмен сведениями, документами, любой другой информацией, касающимися борьбы с контрабандой между государствами, в целях предупреждения и пресечения данного противоправного деяния;
  • совместное осуществление контроля правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств за перемещением товаров, транспортных средств, багажа, почтовых отправлений и специальных предметов через таможенные границы государств;
  • взаимодействие в проведении правоохранительными органами и специальными службами иностранных государств оперативно-розыскных мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию правонарушений, связанных с контрабандой (контролируемая поставка);
  • обмен опытом, законодательными нормативными актами, а также совместное участие правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств в разработке международных правовых актов в сфере борьбы с контрабандой;
  • взаимообмен специальными техническими и иными средствами в рамках заключенных международных договоров, помогающими выявлять, раскрывать и пресекать правонарушения, связанные с контрабандой;
  • взаимодействие в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов и специальных служб, участвующих в борьбе с контрабандой, в соответствии с заключенными международными договорами и т.д.

Основными субъектами международного сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой выступают государства, так как непосредственно им причиняется прямой вред от правонарушений, связанных с контрабандой.

Государства осуществляют деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению данных правонарушений через специально уполномоченные органы.

Компетенция таких органов определяется национальными законодательствами государств. Она может быть самой разной, так как правоохранительные органы и специальные службы, в функциональную обязанность которых входит борьба с контрабандой, призваны защищать интересы государств в разнообразных сферах жизнедеятельности.

В целом основные функции национальных таможенных органов примерно одинаковы и, как правило, бывают прописаны в таможенных кодексах государств и внутриведомственных правовых актах.

К ним, в частности, относится и борьба с правонарушениями, связанными с контрабандой товаров, транспортных средств, а также специальных предметов, во взаимодействии с другими национальными правоохранительными органами и специальными службами.

Участие в разработке международных соглашений в области таможенного дела и международного сотрудничества в области борьбы с правонарушениями, связанными с контрабандой.

Задачи борьбы с контрабандой таких специальных предметов, как оружие, боеприпасы, наркотические средства и психотропные вещества, культурно - исторические ценности, редкие виды животных и растений, находящиеся под угрозой исчезновения, обычно бывают возложены не только на национальные таможенные органы, но и на иные правоохранительные органы и специальные службы государств.

Это КГБ Республики Беларусь, КГБ Республики Казахстан, Главное полицейское управление Швеции, Центральный комитет по контролю за наркотическими средствами Союза Мьянма, МВД Австрийской Республики, Министерство общественной безопасности Китая, ФСБ России, МКБ ПМР и т.д.

Описанный механизм сотрудничества государств в сфере борьбы с контрабандой должен находиться в постоянном развитии. А для того чтобы он был максимально эффективен, он должен своевременно и точно реагировать на все изменения в способах осуществления контрабанды, и в особенности предмета контрабанды.

Заключение

Таким образом, для достижения цели работы были исследованы самые разнообразные аспекты уровня международного сотрудничества в борьбе с отдельными видами преступности.

При этом было изучено состояние международного сотрудничества в сфере борьбы с контрабандой, проведено исследование осуществление контроля за наркобизнесом и борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, рассмотрено состояние международного сотрудничества в борьбе с транснациональной экономической и организованной преступностью и сотрудничество в борьбе с терроризмом.

Характер организованной преступности требует глобального реагирования на основе широкого международного сотрудничества.

Был принят важнейший международный документ, направленный на борьбу с данным явлением, - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, которая вступила в силу 29 сентября 2003 г. и которую ратифицировали почти 100 государств - членов.

Основным рабочим органом, координирующим деятельность государств - членов ООН в борьбе с преступностью, является Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС), в составе которого функционирует Комиссия по предупреждению преступности и борьбе с ней.

На XI Конгрессе ООН было достигнуто широкие согласие в отношении необходимости добиваться всеобщей ратификации и всестороннего осуществления международных документов против организованной преступности, в частности Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности.

Первоочередной задачей в борьбе с преступностью и терроризмом является не только укрепление международного сотрудничества, но и наведение порядка во взаимодействии правоохранительных органов и спецслужб внутри национальных государств.

К международным контртеррористическим системам относятся следующие.

. Контртеррористический комитет ООН, задачей которого является контроль за выполнением резолюции 1373 Совета Безопасности, предусматривающей обязательное принятие всеми государствами широкого набора практических мер по предотвращению и пресечению террористической деятельности с акцентом на блокирование ее подпитки, в том числе финансовыми средствами.

. Антитеррористический Центр государств - участников Содружества Независимых государств.

Центр является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия специальных компетентных органов государств - участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма.

. К контртеррористическим системам можно отнести и Договор о коллективной безопасности (ДКБ) стран - участниц СНГ 1992 г., созданный прежде всего для обеспечения военной безопасности.

. Международная организация уголовной полиции (Интерпол) также является институциональным антитеррористически международным органом.

. На пути к созданию институциональной контртеррористической системы находится и Группа Восьми наиболее развитых в промышленном отношении государств.

Теракты 11 сентября заставили Соединенные Штаты, которые всегда гордились своими спецслужбами, кардинально пересмотреть всю организацию их взаимодействия в борьбе с новыми угрозами.

Создано новое министерство национальной безопасности, которое координирует эту работу. Создана новая спецслужба, занимающаяся проблемами безопасности в киберпространстве, ужесточено уголовное законодательство, направленное на борьбу с "отмыванием" грязных денег.

Противодействие международной преступности и терроризму должно строиться системно с целью их предельного сдерживания.

Необходим комплексный подход, в том числе: блокирование активов, счетов любой корпорации, частного лица или благотворительной организации, если они имеют связи с террористами. Силовые действия против радикальных террористов должна предварять глубокая финансовая разведка.

Мир должен бороться с терроризмом и преступностью бескомпромиссно, последовательно и жестоко. Виновные в конечном итоге должны быть наказаны Международным судом.

С целью ликвидации афганского наркопроизводства мировому сообществу необходимо:

Повышение через Совет Безопасности ООН статуса проблемы афганского наркопроизводства до уровня угрозы международному миру и безопасности.

Разработать и реализовать программы подъема экономики и развития Афганистана через инфраструктурное развитие, прежде всего, энергетики и электрификации, создание достаточного количества, не менее 2 миллионов, рабочих мест для афганцев.

Ликвидировать культивации опиумного мака путем искоренения посевов, через апробированные способы уничтожения и повышением эффекта с 3 до не менее 25 процентов.

Включить в санкционный список ООН лэндлордов, предоставляющих принадлежащую им землю под маковые плантации.

В этих целях обеспечить составление кадастрового учета земель южных провинций Афганистана.

Включить в мандат ИСАФ компетенции и обязанности уничтожения плантаций опиумного мака в Афганистане.

Обеспечить необходимый уровень доверительности в целях развития оперативного сотрудничества, обмена разведданными, включая места дислокации нарколабораторий, поставок прекурсоров, передачу объектов разработки и т.д.

Скоординировать действия по обучению афганских наркополицейских.

Чтобы победить в борьбе с вышеуказанными угрозами всему мировому сообществу, мир должен уже сегодня объединить все свои усилия.

Литература

1. Конституция Приднестровской Молдавской республики (тек. ред. на 10.02.2006 г.).

. Конституция Российской Федерации, с изменениями от 30 декабря 2008 года. Российская газета.21 января 2009 года.

. Конституционный закон ПМР: "О прокуратуре ПМР".31.07.2006 г.66 - КЗ - 1У (САЗ 06 - 32).

. Конституционный закон ПМР: "О Верховном Суде ПМР" (Тек. ред. на 27.07.2007 г.).

. Уголовный кодекс ПМР (Тек. ред. на 30.06.2010 г.).

. Уголовно - процессуальный кодекс ПМР. Тек. ред. на 28.04 2010 г.).

. Закон ПМР: "О милиции" (тек. ред. на 12.06.2009 г.).

. Закон ПМР: "Об обороте оружия и боеприпасов на территории ПМР" от 24.01.2010 года.

. Закон ПМР: "Об оперативно - розыскной деятельности в ПМР" (Тек. ред. на 28.04 2010 г.).

. Закон ПМР: "Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (Тек. ред. на 22.12.2006 г.).

. Закон ПМР "О противодействии терроризму" от 01.01.2008 г. САЗ 07 - 46.

. Закон РФ от 25 июля 1998 г. N 130 - ФЗ. "О борьбе с терроризмом". Тек. ред. на 07.03.2005 г.

. Закон ПМР "О наркотических средствах и психотропных веществах".07.06.2002 г. № 136-З-III (СЗМР 02-2).

. Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом (Минск, 4 июня 1999 г.) // Собрание законодательства Р Ф от 29 мая 2006 г. N 22 ст.2291.

. Устав Содружества Независимых Государств (Минск, 22 января 1993 г.) // Бюллетень международных договоров 1994 г., N 1, стр.4.

Учебн о-методическая и научная литература:

. Ахметшин Н.Х. Политико-правовые аспекты борьбы с коррупцией в КНР // Государство и право. - 2008. - № 8.

. Ашавский Б.М. и др. Международное право" / Под ред.А. А. Ковалёва, С.В. Черниченко. - 3-е изд. испр. - М.: Омега-Л, 2008. С.544.

. Бурлаков В.Н., Сальников В.П. Криминология: Учебник для вузов. - СПб.: Гардарики, 2004. С.344.

. Белан Д.И. Международное сотрудничество МВД России в сфере контроля над терроризмом. Направления информационного обеспечения // Закон и право. - 2007. - № 01.

. Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. М., 1983. С.554 - 555.

. Boullanger H. La lutte contre la criminalite organisee en Europe // Defense nat. 2000. A.56. № 4. P.92-106.

. Блатова Н.Т., Г.М. Мелков. Международное право в документах: Учеб. пособ. - 3-е изд. перераб. и доп. - М., 2000.

. Ведерникова О.Н. Теория и практика борьбы с преступностью: скандинавская уголовно - правовая и криминологическая модель // Государство и право. - 2008. - № 7.

. Вакуленко А.В. Международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой // Закон и право. - 2005. - № 02. С.8.

. Гуриева Э.Г. Содружество Независимых Государств и борьба с терроризмом. Международно-правовые аспекты / Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова. Владикавказ, 2004. С.15.

. Дубровин И.С. Базы данных ДНК в международной практике борьбы с преступностью // Закон и право. - 2006. - № 08.

. Дубровин И.Н. ДНК - анализ в международных информационно - поисковых системах // Закон и право. - 2007. - № 05.

. Змеевский, А.В. Важный вклад Совета Европы в борьбу с терроризмом // Московский журнал междунар. права. 2007, №1.

. Иванов В.П. "В борьбе с наркобизнесом нужны согласованные действия". Интервью на сайте ФСКН России.22.05.2010 г.

. Иванов В.П. Направления сотрудничества России и НАТО по ликвидации планетарного феномена Афганского наркопроизводства. Сайт "Нет - Наркотикам", Москва, 2010 г.

. Ляхов Е.Г., Ляхов Д.Е. Международные институциональные контртеррористические системы. М., 2004.

. Меркушин В.В. Борьба с транснациональной организованной преступностью. Минск, 2003.

. Мубораккадамов А.Н. О международном розыске. На примере Республики Таджикистан // Закон и право. - 2007. - № 06.

. Капустин А.Я. Правовой статус Международного уголовного суда // Российский ежегодник международного права. 2003. Специальный выпуск. СПб., 2003.

. Калмакарян Р.А. Совет безопасности ООН и Международный Суд ООН: взаимодействие в интересах упрочения международного правопорядка // Государство и право. - 2008. - № 4.

. Катушенок А.В. Законодательство ЕС о борьбе с организованными преступными группировками. Российское право в Интернете. № 1.2009 г.

. Костенко Н.И. Роль ООН и эффективные меры по борьбе с транснациональной организованной преступностью // Государство и право. - 2006. - № 7. С.76 - 82.

. Павловский В.В. Шанхайская организация сотрудничества: борьба с терроризмом. Основные тенденции развития // Закон и право. - 2006. - № 03.

. Талимончик В.П. Система правового регулирования отношений международного информационного обмена // Закон и право. - 2007. - № 05.

. Пресс - служба МПА СНГ. Санкт - Петербург. 2010 г.

Похожие работы на - Международный опыт и сотрудничество в борьбе с преступностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!