Петровская 'Табель о рангах' и её роль в формировании российского чиновничества

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    331,63 kb
  • Опубликовано:
    2011-06-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Петровская 'Табель о рангах' и её роль в формировании российского чиновничества















Тема: Петровская "Табель о рангах" и её роль в формировании российского чиновничества

План

табель ранг петровская реформа

Введение

. «Допетровская» система государственного аппарата

.1 Старинные служебные чины и звания

.2 Характеристика «допетровского» государственного аппарата

.3 Предпосылки создания «Табеля о рангах»

. «Табель о рангах»

.1 «Табель о рангах Петра Первого»: от службы государю к государственной службе

.2 Содержание «Табеля о рангах»

.3 Роль петровской «Табель о рангах» в формировании российского чиновничества

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

табель о рангах петровская реформа

Введение

Решительные преобразования в жизни страны были связаны с именем Петра I, которого современники и потомки назвали Петром Великим (1682-1725).

В первой четверти 18 в. в России были проведены реформы в области управления. Основной смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной монархией.

Главным итогом реформ Петра I было утверждение абсолютизма в России. При Петре I Россия совершила значительный шаг в развитии, но полностью преодолеть отсталость не смогла. В то время как в развитых европейских странах (Англия, Нидерланды) развивались буржуазные отношения, в России все еще сохранялось крепостное право.

В данной работе речь пойдет, прежде всего о реформах Петра Первого в области государственного управления, а в частности, о таком исторически значимом документе, как «Табель о рангах».

Цель данной работы заключается в подробном рассмотрении петровской «Табель о рангах» и о значении данного документа в формировании российского чиновничества. А также задачей этой работы является сравнение «допетровской» структуры государственного аппарата и реформ, проведенных Петром Первым в этой области. Это сравнение делается, чтобы наглядно показать роль петровской реформы, необходимость данной реформы и выявить предпосылки создания «Табель о рангах».

Глава 1. «Допетровская» система чинов и необходимость ее реформирования

1.1    Старинные служебные чины и звания

Русские князья, как великие, так и удельные, имели свой придворный штат, члены которого назывались дворовые люди. В состав дворовых людей входили следующие чины: бояре, окольничие, дворецкие, думные дворяне, стольники, дружинники и др. В связи с нераздельностью понятий, что является личным делом князя, а что государственным, им приходилось исполнять не только придворные, но также различные административные, судебные и военные обязанности. При этом бояре, окольничие, думные дворяне составляли первый класс дворовых людей, а стольники, стряпчие, дворяне московские и жильцы - второй класс. После введения в 1722 г. Петром I «Табель о рангах» старинные русские чины и звания больше не применялись.

Ниже приведены наименования и служебные обязанности наиболее известных старинных русских чинов и званий, сгруппированных (примерно) по видам служб.

Военно-административная служба: княжий муж - член старшей дружины князя, а также боярин, по собственному желанию, вступивший в дружину князя. Они были советниками князя и занимали высшие военные и гражданские должности - посадника, тысяцкого, воеводы. В источниках есть сведения о том, что ту них были собственные дружины.

Думные чины - В Русском государстве в XVI-XVII вв. должностные лица - бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки, имевшие право участвовать в заседаниях Боярской думы и в работе думских комиссий. Они замещали высшие дворцовые должности, принимали участие в дипломатических переговорах, разбирали местнические споры. Все думные звания были отменены в 1711 г. после создания Сената.

Боярин - Cтарший дружинник, советник князя в древнерусском государстве IX-XIII вв, феодал-землевладелец , высший служебный чин в Русском государстве XIV-XVII вв., а также лицо, пожалованное этим чином.

В бытовом отношении все феодалы-помещики в XVII в. для зависимого от них населения являлись боярами; позже это слово модифицировалось в понятия «баре», «барин». Звание боярин давало право участвовать в заседаниях Боярской думы; ближний или комнатный боярин был особо доверенным лицом царя и имел право доступа в царские покои; родственник царицы получал звание свойственного боярина.

Бояре возглавляли особые отрасли управления. Как феодалы - землевладельцы они являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к новому сюзерену и были полными господами в своих вотчинах (право иммунитета), имели своих вассалов.

В XIV-XV вв. по мере формирования единого централизованного государства и соответственно государственного имущества, политические права бояр ограничивались; происходили изменения и в социальном составе боярства. Великокняжеская, а с середины XVI в. царская власть настойчиво подавляла выступления тех бояр, которые сопротивлялись ее политике централизации. Особенно сильный удар боярской аристократии нанесла опричнина Ивана Грозного, а отмена местничества в 1682 г. окончательно подорвала влияние боярства.

Звание боярин было отменено Петром I в начале XVIII в.

Окольничий - придворный чин и должность в Русском государстве XIII-начала XVIII вв. Первоначально в обязанности окольничего входило, по-видимому, устройство и обеспечение путешествия князя и участие в приеме и переговорах с иностранными послами. Впервые чин упомянут в 1284 г. В XIV- XVIII вв. окольничие входили в состав Боярской думы, принадлежа ко второму по значению (после боярина) думному чину. Чин отменен в 1711 г.

Дьяк - служитель. В Древнерусском государстве дьяки были личными слугами князя, причем часто несвободными. Хранили княжескую казну и вели делопроизводство, в связи с чем первоначально назывались писарями.

Образование в Московском государстве в XIV-XV вв. приказов потребовало большого количества грамотных и энергичных неродовитых служилых людей, которые становились помощниками бояр - начальников приказов. В XVI в. дьяки уже играли видную роль в местном управлении, являясь помощниками наместников во всех делах, кроме военных; ведали государственными финансами.

Новым крупным шагом в возвышении дьяков стало их проникновение в Боярскую думу (предположительно на рубеже XV- XVI вв.), где они пользовались равным с другими членами Думы правом голоса в решении дел, хотя стояли, а не сидели. За службу дьяки награждались деньгами и поместьями.

Воевода - военачальник, правитель у славян. На Руси известен с Х в. (упоминается в летописях в качестве начальника княжеской дружины или предводителя народного ополчения). С конца XV в. вплоть до создания в России регулярной армии (начало XVIII в.) - военный руководитель полка или отряда. В середине XVI в. воеводы возглавили городское управление, потеснив городовых приказчиков, В XVII в. их власть, военная и гражданская, значительно усилилась. В это время они подчинялись московским приказам, действуя по их «наказам» (инструкциям). С 1708 г. воеводы стояли во главе провинций. В ходе губернской реформы 1775 г. должность воеводы, была упразднена

Наместник - в Древнерусском государстве-должностное лицо, назначавшееся князем и возглавлявшее в городах вместе с волостелями местное управление. Должность впервые введена в XII в. и окончательно установлена в XIV в. Вознаграждались за службу путем кормлений (т. е. за счет местного населения). В распоряжении наместника имелся административный персонал и военные отряды для местной обороны и подавления внутренней смуты. С начала XVI в. власть наместников была ограничена, а в 1555-1556 гг. в соответствии с Земельной и Губной реформами Ивана Грозного заменена выборными земскими учреждениями;

Посадник - должностное лицо в Древней Руси, имевшее значение княжеского наместника. Особую роль они играли в Новгородском и Псковском народоправствах.Уничтожая самостоятельность Новгорода (1478), великий князь Московский Иван III Васильевич требовал, чтобы в нем не было ни посадника, ни веча.

Тысяцкий - военачальник, возглавлявший древнерусское ополчение «тысячу» и первоначально назначаемый князем. Затем, в городах, где развилось вечевое управление, эта должность стала выборной, и тысяцкий выбирался из местных бояр, сроком обычно на один год, являясь помощником посадника. В городах без вечевого управления они всегда назначались князем и эта должность постепенно стала на следственной. Великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской упразднил должность тысяцкого в Москве, и к середине 15 века она постепенно исчезла. Взамен его командуют войсками воеводы и наместники.

Волостель - должностное лицо в Русском государстве XI- XVI вв., управлявшее волостью от имени великого или удельного князей и ведавшее административными и судебными делами. Не получая жалования от правительства, волостели «кормились» за счет населения, платившего налоги.

Городовые приказчики - должностное лицо в Русском государстве XI- XVI вв., управлявшее волостью от имени великого или удельного князей и ведавшее административными и судебными делами. А также к военно-административной службе относились такие должности и чины, как гридин, отроки, дети боярские, и жильцы.

Придворная служба. Здесь особо важную роль играли мечники (чин княжеского двора, главной обязанностью которого была судебная. Кроме того, мечникам поручалось и ведение дипломатических переговоров. Так, в 1147 г. Андрей Боголюбский отправил своего мечника послом к Ростиславичам), печатники (происходили из знатных родов, но одинаково хорошо владели и пером, и мечом), оружничий (заведовал царской оружейной казной), постельничий (чин русского княжеского, а затем и царского двора, ведавший «государственной постелью». По Шереметевской боярской книге упоминается впервые с 1495 г., но фактически существовал значительно раньше этого времени под наименованием покладника.), кравчий (придворный чин Московского государства. Впервые упоминается в самом начале XVI в. Служил государю за столом во время торжественных обедов. В его ведении были стольники, подававшие кушания. Кроме надзора за питьем и едой на кравчего возлагались обязанности по рассылке в дни торжественных обедов еды и напитков с царского стола на дом боярам и другим чинам. На должность кравчего назначались представители наиболее знатных фамилий.), сокольничий (чин княжеского двора, известный с 1550 г.; ведал соколиной охотой, а иногда и всеми учреждениями военно-княжеской охоты. В сокольничие назначались обычно люди неименитые, но бывало, что впоследствии они получали звания окольничего или даже боярина.), дворецкий (дворовый человек русских князей и московских царей. С развитием приказного строя дворецкий в XVII в. становится начальником приказа Большого дворца, в ведении которого находились хозяйственные дворы.), стряпчий (в XVIII-начале XX вв. - поверенный в делах (адвокат), а также чиновник ведомства прокурора, наблюдавший за правильным ходом дела.), рында (старинное почетное звание царского оруженосца и телохранителя). Стоит также упомянуть и о спальнике, ловчем, дворском, ключнике и других не менее почётных придворных чинах.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, мы видим, что старинная система чинов и званий, состоящая, в большинстве своем, из абсолютно бессмысленных должностей, в просвещенном 18 век полностью утратила свой смысл и требовала полной реорганизации.

1.2    Характеристика «допетровского» государственного аппарата

Дадим краткую характеристику существовавшей «допетровской» системы государственного аппарата.

Система служилого строя Московского государства долгое время развивалась во времени. Зародившись с момента основания Московского княжества в 14 веке, она приняла свой окончательный вид при Иване Грозном в конце 16 века и в таком виде просуществовала вплоть до петровских реформ.

Структуру служилого строя Московского государства объясняет так называемая теория «всеобщего закрепощения сословий». Согласно ней все сословия Московского государства были закрепощены: крестьяне снабжать продовольствием и обеспечивать дворян, посадские люди производить промышленные товары, купцы снабжать деньгами, дворяне служить и защищать государство, духовенство молится о спасении православных, царь должен был заботиться о подданных и имел «узду от Бога».  Сама служилая система примерно выглядела так: все служилые люди были дворянами и военными, подразделялись они на две основные категории: «по породе» и «по прибору или выбору», то есть на знатных и незнатных. Дворянин был конным рядовым солдатом, вместо зарплаты ему давали поместье с крестьянами, которые обеспечивали его всем необходимым. Взамен дворянин в случае призыва должен был явиться вооруженным и на коне вместе с двумя боевыми холопами. Количество боевых холопов соответствовало количеству имеющейся у дворянина земли. Все дворяне были расписаны по уездам и составляли в мирное время полицейскую силу, в военное - отдельный полк, дворяне пограничных уездов осуществляли пограничную службу. Ежегодно зимой проводились сборы по проверке дворянского   вооружения. В случае войны объявлялся всеобщий призыв, в уезды отправлялись специальные сборщики с дворянскими списками, они собирали дворян проверяли вооружение и отправляли в специальные сборные пункты. В сборных пунктах составлялись списки «естей» и «нетей», то есть наличных и дезертиров-нетчиков. Нетчиков ловили, били батогами и отправляли в войско, если они сбегали в очередной раз, то их били батогами, отбирали поместья, а самих писали в крестьяне или холопы. В походе осуществлялось частью централизованное снабжение, частью собственными средствами, частью реквизициями у местного населения. Из дворян же набирали людей на административные нужды, однако гражданская служба считалась позорной, чем военная. Теоретически каждый дворянин мог дослужиться до боярина, однако практически это происходило в течение нескольких поколений. В связи с меньшим престижем гражданской службы, ее часто замещали люди недворянского происхождения - приказные люди: дьяки и подьячие. Это были первые бюрократы в прямом смысле этого слова. Нормальному замещению должностей мешало так называемое местничество - пережиток родового строя, благодаря которому замещение должностей происходило в соответствии замещением аналогичных должностей предков кандидатов. Все вместе с запутанностью родовых отношений приводило ненормальной          кадровой   политике. Служилую систему дополняла система выборных должностей: целовальников, губных и земских старост на местах, волостных старшин, выборных Земских Соборов. Например, Земский Собор, избравший Михаила Романова, вообще управлял страной в 1613-1616 годах. Отношение к выборным учреждениям у московской власти было самым практическим: хотите управлять сами - управляйте, не хотите - назначим сами чиновника, то есть данное отношение не было заражено идеологическими установками (типа демократия, тирания, реакция и т.п.). Тем самым достигалась эффективность самого государственного управления.Эта внешне стройная и логичная система имела ряд недостатков. В период непрерывных войн за освобождение от татаро-монгольского ига, дворянское ополчение неплохо справлялось со своими обязанностями, однако в период регулярных армий и феодализации дворянства данная система стала давать все чаще сбои и показывать свою неэффективность. С другой стороны данная система позволила Москве объединить русские земли и освободиться от татаро-монгольского ига.

Из всего вышесказанного мы видим, что, существовавший в России средневековый государственный аппарат, являлся анахронизмом, и требовал немедленного реформирования.

1.3 Предпосылки создания «Табеля о рангах»

Государственная реформа Петра Первого

Еще до завершения Северной войны Петр публично заявляет, что уже взялся за реформу государственного аппарата - сложнейшую задачу - и даже знает, как и с помощью каких инструментов можно добиться справедливости и порядка. Вообще же на языке Петра-реформатора привести что-либо «в порядок» означало организовать крутую ломку старого порядка, и в данном случае преобразование «земского правления» означало серьезную перестройку управления страной на новых принципах. Приводимый указ позволяет нам понять логику мышления реформатора: создав сильную своей регулярностью армию, он, используя успешный опыт военный реформы, приступает к созданию такого же сильного регулярного государства.

В основе перестройки государственного аппарата лежали широко распространенные в Европе идеи государственного строительства. Их суть заключалась в следующем: так как государство является творение созданное человеком, то человек может превратить его в идеальный институт, с помощью которого можно достичь «всеобщего блага». Бесперебойная работа государственного механизма достигается с помощью усовершенствованных законов и претворяющих их в жизнь учреждений.

Петр I полностью разделял эти идеи, отсюда и становится понятным то значение, которое он придавал реформе государственного аппарата.

Петр I исходя из традиционных представлений о роли самодержца в России, придавал огромное значение писанному законодательству. Он считал, что «правильный» закон, вовремя изданный и последовательно осуществленный в жизни, может все, начиная со снабжения народа хлебом и кончая исправлением нравов. Великий реформатор России мечтал создать совершенное и всеобъемлющее законодательство, которым была бы охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Он мечтал о точной идеальной государственной структуре, через которую это законодательство могло бы реализоваться.

Идею создания совершенного государственного аппарата Петр вынашивал давно, но только когда сомнений в победе над Швецией не оставалось, он решился приступить к осуществлению своей мечты. Именно в этот период Петр во многих сферах внутренней политики начинает отходить от принципов прямого насилия к регулированию общественных явлений с помощью бюрократической машины. Образцом для задуманной государственной реформы Петр I избрал шведское государственное устройство.

Рассматривая эту реформу, как и многие другие преобразования Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им западноевропейского опыта. Зачастую в исторической литературе эта проблема решается альтернативно: либо оригинальность - либо плагиат. Одни историки считают, что Петр лишь приспособил шведскую государственную систему под русские условия, адаптировав ее, другие же исходят из полной оригинальности преобразований, исключая лишь некоторые внешние детали вроде термина «коллегия».

Шведская государственная система бала построена на принципах камерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего распространение в Европе XVI - XVII веков. Камерализм содержал ряд черт, привлекавших Петра. Во-первых, это функциональный принцип управления, который предусматривал создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере. Во-вторых, это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского труда, установление единообразных штатов и жалованья.

Используя шведский административный опыт и беря за основу шведские образцы, Петр, как правило, вносил в них обусловленные особенностями России структурные изменения. Иногда же изменения не касались сути дела, а носили лишь косметический характер. Общий принцип подхода к шведским учреждениям Петр выражал неоднократно и достаточно последовательно, примером чего служит указ от 28 апреля 1718 года: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства не сходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть.

Реформа государственного аппарата началась в конце 1717-го в начале 1718 года, когда Петр I составил своеобразную программу предстоящих преобразований: он определил число и компетенции коллегий, назначил в них президентов, обязал их выбрать подручных. Но особенно для нас интересен документ от 12 декабря 1718 года, озаглавленный: «Реестр коллегиям. О должности, что в которой управляти надлежит. «Он позволяет представить нам первоначальную структуру нового центрального аппарата: «

1.      Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников и приезды курьеров и других иноземцев;

2.      Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства;

.        Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судные и розыскныя дела; в той же коллегии в ведении и Поместный приказ;

.        Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов;

.        Воинской. Армия и гарнизоны и все воинския дела,которые были ведомы в Военном приказе и которыя прилучаются во всем государстве;

.        Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлении;

.        Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действиями;

.        Штатс-контор (казенный дом). Ведение всех государственных расходов;

.        Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочие ремесла и рукоделия, и заводы оных и размножение,притом же и ртиллерия.»

Из всех коллегий особо выделяется группа финансовых коллегий - основа основ камеральной системы. Главной фискальной коллегией стала Камер - коллегия, ведавшая всем приходом денег и бюджетным планированием поступлений. Расход на нужды государства осуществлялся через Штат-контор-коллегию, игравшую роль центральной кассы, а наблюдение и контроль за расходами за работой финансовых органов поручался независимой от других коллегий Ревизион-коллегии. Трехчленное деление фиска имело огромное значение в государственном управлении. В старом приказном аппарате эти три финансовые функции - приход, расход и контроль - осуществлял практически каждый приказ. Как правило, приказ сам облагал население налогами, часто шедшими на его нужды и под его собственным контролем. Теперь все изменилось - финансовая «чересполосица» XVII века была существенно потеснена.

Такое же значение имел факт создания Юстиц-коллегии.Она заменила сразу несколько судных приказов, отобрала судебные функции у многих приказов несудебного профиля. Произошла резкая унификация, централизация юстиции - ведь для дореформенного периода было характерно смешение управленческих и судебных функций. Теперь, с образованием Юстиц-коллегии, произошла резкая перемена, но ее значение не следует переоценивать, так как по мере уточнения компетенции новой коллегии, из ее ведения «выпали» многие социальные группы населения:горожане, промышленники и работные - отошли в ведение Коммерц-, Берг-Мануфактур-коллегий, Главного магистрата, военными занимались Военная и Адмиралтейская коллегии, монастырскими - Синод и так далее. Все это были издержки сословного строя, существовавшего в России в рамках феодализма.

Особое место в системе управления заняли коллегии,ведавшие торговлей и промышленностью, - Коммерц-коллегия, Берг-Мануфактур-коллегия. В 1720 году среди центральных учреждений появился Главный магистрат, основной обязанностью которого было управление городами, включая как судебную, так и административную власть.

Состав петровских коллегий при жизни Петра претерпевал существенные изменения. В 1721 году была образована Духовная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената. В 1722 году из состава Берг-Мануфактур-коллегии была выведена Мануфактур-коллегия, образована для управления Украиной Малороссийская коллегия в Глухове, для лучшего управления поместными делами Вотчиную контору Юстиц-коллегии сделали отдельной коллегией - Вотчиной. Ревизион- и Штатс-контор-коллегии были лишены статуса центральных учреждений и стали конторами Сената. Всего в 1721 году было 11, а в 1723 году - 10 коллегий.

Коллегии стали основой центральной системы управления, хотя от старого приказного управления сохранилось много более мелких учреждений: Дворцовая, Ямская, Печатная, Медицинская, Полицеймейстерская канцелярии, Преображенский приказ и некоторые другие.

Постоянно сталкиваясь со знаменитой «московской волокитой» , характерной для деятельности приказов, Петр пришел к выводу, что максимальная эффективность работы государственного аппарата может быть достигнута только с помощью детальной регламентации деятельности каждого должностного лица и учреждений. Этот вывод царя вполне отвечал камеральной системе, деятельность которой была бы невозможна без детально разработанного документа - регламента, фиксировавшего все необходимое для существования бюрократического учреждения: его функции, обязанности чиновников, режим работы, делопроизводство, оплату труда и так далее. Но Петр «перескакал» западноевропейских теоретиков камерализма. Ему принадлежит идея создания целой иерархии регламентов.

При участии царя был создан документ, своеобразный регламент регламентов - Генеральный регламент (1719-1724 гг.). Он содержал самые общие принципы деятельности бюрократического аппарата, всех государственных учреждений. Каждое из них, кроме того, имело собственный регламент, в котором уточнялись особенности работы именно этого учреждения. Обязанности каждого чиновника были, в свою очередь, записаны в «должность» - инструкцию, включенную в коллежский регламент. Характерным для всеобъемлющего регламентационного мышления Петра стал регламент Адмиралтейской коллегии 1722 года, который Петр разрабатывал сам и считал образцом регламента центрального учреждения. В этот регламент входило 56 должностей, начиная с пространной должности президента и кончая краткой и даже анекдотичной должностью профоса: «Должен смотреть, чтоб в Адмиралтействе никто кроме определенных мест не испражнялся. А ежели мимо указанных мест будет испражняться, того бить кошками и велеть вычестить».

Регламенты, как замысливал их Петр, отнюдь не были просто инструкциями. Тут важно заметить, что для Петра - реформатора государства - было характерно стремление перенести военные принципы на сферу гражданской жизни, государственного управления. Это проявлялось как в прямом распространении военного законодательства на гражданское управление, так и в придании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинских уставов.

Примечателен поясняющий это наблюдение указ Петра от10 апреля 1716 года, присланный в Сенат: «Господа Сенат! Посылаю вам книгу Воинский устаф (которой зачат в Петербурхе и ныне совершен), которой велите напечатать число немалое, а именно чтоб не меньше тысячи книг, из которых ста три или более на словенском и немецком языке (для иноземццоф в нашей службе). И понеже оной хотя основанием воинских людей, аднакож касаетца и до всех правителей земских (как из оного сами усмотрите), того для, когда напечатают, то разошлите по препорции во все корпусы войск наших, также и по губерниям и канцеляриям, дабы неведением нихто не отговаривался. А оригинал оставьте у себя в Сенате. Петр».

Комментарий тут не нужен - гражданские служители («земские правители») получили в качестве нового свода законов воинский устав, который тотчас вступил в действие.

Конечно, не все положения военных уставов были приложимы к гражданской сфере. Тогда прибегали к выборке из военных законов. В журнале Сената от 28 января 1723 года записано: «При том предлагал канцлер граф Головкин, что справитца в Сенате надлежит ли с приличным указом выписать к гражданским делам что принадлежит из военного артикула».

Генеральный регламент и многочисленные дополнения к нему установили четкий режим работы коллегий как бюрократических учреждении. Он заключался в соблюдении единства времени и места бюрократического действия: в определенное время недели, дня и только в здании коллегии.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод. Петр Первй - это величайший реформатор. Он за короткий промежуток времени, благодаря своему гению, смог полностью реорганизовать существующую систему государственного регулирования. И его «Табель о рангах» является следствием проведенной им государственной реформы. Подробнее об этом мы рассмотрим в следующей главе.

2.     
«Табель о рангах»

.1      "Табель о рангах" Петра Первого: от службы государю к государственной службе

"Се аз, холоп твой..." - так, начиная с правления Ивана III, каждый служилый человек, не исключая и князей, должен был официально обращаться к царю. К тем временам и уходит своими истоками появление государственной службы в России, неразрывно связанной с созданием русского централизованного государства. И хотя Киевская Русь не знала служебной повинности, по мере объединения русских земель под властью московского князя удельные переходили на положение великокняжеских слуг, получая почетные места на службе для себя и своих потомков и возлагая на себя безусловное подчинение московскому князю. Законодательство XVI-XVII вв. определяло характер служебных повинностей и наказание за уклонение от нее. Русь складывалась как "служилое государство", закладывались основы регулирования службы государю.

В России выделение государственной службы в особое направление публично-профессиональной деятельности и возникновение бюрократии шли параллельно с возникновением и усилением государственной власти, созданием Русского централизованного государства, а затем и Российской империи. Отмена местничества в 1682 г. стала началом преобразования государственной службы в России и показала необходимость упорядочения новой системы назначений и отладки производства в чины для сплочения складывающейся бюрократии как опоры развивающегося абсолютизма. Еще в царствование Федора Алексеевича был подготовлен проект "Устава о служебном старшинстве бояр, окольничих и думных людей", который не был реализован. Политическая и государственная централизация с необходимостью влекла и выстроенную на тех же началах бюрократическую систему, непосредственно и исключительно подчиненную верховной власти, выделение особой социальной группы должностных лиц, наделенных властью и становящихся всепроницающей и доминирующей силой в обществе.

Возникновение профессиональной государственной службы и бюрократии в России было связано с государственными реформами Петра I, создание которым "регулярного государства" (в современном понимании - "рационально управляемого государства") требовало укрепления аппарата управления и его движущей силы - "регулярной" ("рациональной") бюрократии. Можно говорить о том, что именно с этого времени появилась "профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов" - как это и закреплено в современном российском законодательстве. С конца XVIII в. - начала петровского правления - организационные преобразования центрального и местного государственного аппарата неизменно корреспондировали с бюрократическо-кадровым обеспечением их деятельности - совершенствованием системы государственной службы.

Создание Правительствующего Сената (1711 г.) и коллегий (1717 г.), заменивших Приказы, выстраивало новую систему центральных органов государственного управления на основе бюрократической коллегиальности, которая предполагала соединение познаний чиновников для поиска наилучших решений - "что един не постигнет, постигнет другой", повышение оперативности принятия авторитетных и независимых решений и сокращение казнокрадства. 28 февраля 1720 г. был издан "Генеральный регламент", который определил организационное устройство коллегий, порядок их деятельности и делопроизводства. Все эти нововведения - проведенные реформы центрального и местного аппарата управления - требовали новой организации всей системы государственной службы - гражданской и военной.

Переход от службы государю к государственной службе с переходом от отдельных служебных поручений боярам и создания соответствующих учреждений (Приказов) к согласованной, выстроенной по единой схеме системе центральных и местных государственных учреждений с постоянным составом должностных лиц потребовал решения и проблем организации государственной службы. Параллельно приблизительно в 1719-1722 гг. была проведена работа по созданию узаконения о государственной службе, хотя сбор сведений о европейском законодательстве (английском, шведском) начался ранее и продолжился сбором необходимых материалов Иностранной коллегией во Франции, Голландии, Дании и Пруссии. Подготовительные материалы содержали оригиналы текстов их законов о чинопроизводстве - шведских уставов о чинах 1696 и 1705 гг., регламентов датских королей Христиана V (1699 год), Фредерика IV (1717 год) и др., переводы на русский язык, а также сводный обобщающий документ по этому вопросу. Русская практика была обобщена в виде подготовленных по приказу царя "Показаний древнейших русских чинов гражданских и придворных с изъяснением каждого".

Петр I лично проработал и четырежды отредактировал подготовленный А.И. Остерманом проект, который затем направил для обсуждения в Сенате, Военной и Адмиралтейской коллегиях. После рассмотрения полученных замечаний проект был царем в окончательном варианте внесен на утверждение в Сенат. 24 января 1722 г. Петр I подписал знаменитую "Табель о рангах" (полное название: "Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше протчих, хотя б и старее, кто в том классе пожалован был"). Этот законодательный акт на два следующих столетия определил основы государственной службы в России.

В основе причин издания "Табели о рангах" лежали потребности социально-политического характера. С одной стороны, повлияло усложнение социальной структуры общества, в связи с чем уже на рубеже XVII и XVIII вв. потребовалось выделение государственной службы в самостоятельную сферу деятельности для обеспечения ее относительной независимости, а вместе с тем - создание особой, профессионально, социально и корпоративно выделенной группы государственных служащих. С другой стороны - усиление государственно-правовых начал в деятельности государственной власти (когда юридический инструментарий ее политики приобретал системообразующее значение в создании государственных управленческих структур) и повышение роли законов как актов оформления политической воли монарха и главного источника права, которые должны были выполняться всеми подданными независимо от положения в сословной и служебной иерархии. В этих условиях на законодательное регулирование переводилась и государственная служба, в основе которой долженствовала бы определенная законом "монаршая воля" в виде компетенции того или иного чиновника по разрешению государственных дел, отступление от которой рассматривалось как невыполнение предписаний главы государства, от которого исходила и сила закона, и "главное единоначалие" в стране.

"Табель о рангах" по своему смыслу прежде всего предусматривала иерархию должностей, по которым и давался чин, но при этом не всегда было возможно разделение должностей и чинов. "Табель" состояла из таблицы, которая собственно и определяла 14 классов (рангов) с соответствующими им чинами и должностями каждого из двух родов государственной служебной деятельности - военная (сухопутная служба и морская) и гражданская (светская и придворная) служба, а также девятнадцати комментирующих его "пунктов". Воинская служба была поставлена на первое место - чины "воинские выше протчих". Ранг при этом можно рассматривать как звание, а право на него давала должность. Поскольку "Табель" регулировала главным образом статус дворянской бюрократии, то низшие офицерские чины в армии и мелкие служащие гражданского ведомства - канцеляристы, переписчики и другие - в нее внесены не были.

2.2 Содержание петровской «Табель о рангах»

 

Табель о рангах всех чинов,воинских, статских и придворных,которые в котором классе чины;и которые в одном классе, те имеют по старшинствувремени вступления в чин между собою,однако ж воинские выше протчих,хотя б и старее кто в том классе пожалован был 24 января 1722 г.


 <http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tabel2.jpg>

Ко учрежденной вышеобъявленной табели рангов прилагаются сии пункты, каким образом со оными рангами каждому поступать надлежит.

1. Принцы, которые от нашей крови произходят, и те, которые c нашими принцеccами сочетанны: имеют при всяких случаях председательство и ранг над всеми князьями и высокими служители Российского государства.

2. Морские же с сухопутными в команде определяются следующим образом: кто с кем одного ранга, хотя и старее в чину, на море командовать морскому над сухопутным, а на землисухопутному над морским.

3. Кто выше своего ранга будет себе почести требовать, или сам место возмет выше данного ему ранга, тому за каждой случай платить штрафу 2 месяца жалованья. А ежели кто без жалованья служит, то платить ему такой штраф, как жалованья тех чинов, которые с ним равного рангу, и действително жалованье получают. Из штрафных денег имеет объявитель того третьюю долю получать, а досталныя имеют в гошпиталь употреблены быть. Но сие осмотрение каждого рангу не в таких оказиях требуется, когда некоторые яко добрыя друзья и соседи съедутся, или в публичных асамблеях, но токмо в церквах при службе божией, при дворовых церемониях, яко при аудиенции послов, торжественных столах, в чиновных съездах, при браках, при крещениях, и сим подобных публичных торжествах и погребениях. Равной же штраф и тому следует, кто кому ниже своего рангу место уступит, чего надлежит фискалом прилежно смотреть, дабы тем охоту подать к службе, и оным честь, а не нахалом и тунеядцом получать. Вышеписанной штраф как мужескому, так и женскому полу необходимо за преступления надлежит.

4. Под равным штрафом, не имеет никто рангу себе требовать, пока он на свой чин надлежащаго патента показать не имеет.

5. Такожде не имеет никто ранг взять по характеру, которой он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем.

6. Без патента апшит никому не дает ранга, разве оной апшит за нашею рукою дан будет.

7. Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление.

8. Сыновьям российскаго государства князей, графов, баронов, знатнейшаго дворянства, такожде служителей знатнейшаго ранга, хотя мы позволяем для знатной их породы или их отцов знатных чинов в публичной асамблеи, где двор находится, свободной доступ пред другими нижняго чину, и охотно желаем видеть, чтоб они от других во всяких случаях по достоинству отличались; однако ж мы для того никому какова рангу не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут, и за оныя характера не получат

. На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, 63 которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги.

10. Дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить: Обер гофмейстерина у ея величества государыни императрицы имеет ранг над всеми дамами. Действителные стац дамы у ея величества государыни императрицы следуют за женами действителных тайных советников. Действителные камер девицы имеют ранг с женами президентов от колегеи. Гоф дамы - с женами брегадиров. Гоф девицы - с женами полковников. Гоф мейстерина и наших цесаревен - с действителными стац дамами, которые при ее величестве императрице. Камер девицы при государынях цесаревнах следуют за гоф дамами при ее величестве государыне императрице. Гоф девицы государынь цесаревен следуют за гоф девицами при ее величестве государыне императрице.

11. Все служители российские или чужестранные, которые осми первых рангов находятся, или действително были, имеют оных законные дети и потомки в вечныя времена лутчему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах равно почтены быть, хотя б они и низкой породы были, и прежде от коронованных глав никогда в дворянское достоинство произведены или гербом снабдены не были.

12. Когда кто из наших высоких и нижних служителей, два чина и более действително имеет, или выше ранг получил, нежели по чину, которой он действително управляет, то имеет он при всяких случаях ранг вышняго его чину. Но когда он в нижнем чину свое дело отправляет, то не может он тогда на том месте своего вышняго рангу или титла иметь, но по оному чину, которой он действително отправляет.

13. Понеже статские чины прежде не были распоряжены, и для того почитай никто или зело мало чтоб кто надлежащим порядком с низу свой чин верхней заслужил из дворян, а нужда ныне необходимая требует и в вышние чины: того ради брать, кто годен будет, хотя б оной и никакого чина не имел. Но понеже сие в рангах будет оскорбително воинским людем, которые во многие лета, и какою жестокою службою оное получили, а увидят без заслуги себе равного или выше: того ради кто в которой чин и возведен будет, то ему ранг заслуживать летами, как следует. Чего для надлежит из Сенату, кто в какой чин в статской не по порядку с низу пожалован будет нынешней ради нужды с котораго времени, давать имена их обор фискалу, дабы могли фискалы смотреть, чтоб исполняли в рангах по сему указу. И дабы впредь на ваканцыи не стороны хватать, но порядком, как в воинских чинах производятца. 64 Того ради надлежит ныне иметь в статских колегиях по 6 или по 7 человек колегеи юнкеров, или менше. А ежели более надобно, то с докладу.

14. Надлежит дворянских детей в колегиах производить снизу: а имянно, перво в колегии юнкары, ежели ученые, и освидетелствованы от колегии, и в Сенате представлены, и патенты получили. А которые не учились, а нужды ради и за оскудением ученых приняты, тех перво в титулярные колегии юнкары писать, и быть им те годы без рангов, которым нет рангов до действителнаго колегеи юнкарства.

Капралские и сержантские лета зачитать тем, которые учились и выучились подлинно, что коллежским правлениям надлежит. А имянно, что касается до праваго суда, также торгам внешним и внутренним к прибыли Империа и экономии, в чем надлежит их свидетелствовать. Которые обучатца вышеписанным наукам, тех из колегеи посылать в чужие краи по несколку, для практики той науки. А которые знатные услуги покажут, те могут за свои труды производитца ранги выше, как то чинитца и в воинской службе, кто покажет свою какую выслугу. Но сие чинить в Сенате толко, и то с подписанием нашим.

15. Воинским чинам, которые дослужатся до обер офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые родятца в обор офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бит челом, тогда дворянство давать и тем, толко одному сыну, о котором отец будет просить. Протчие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах не из дворян, оных дети не суть дворяна.

16. И понеже никому кроме нас, и других коронованных глав принадлежит, кого в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насупротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяня, иные же своеволно герб приняли, котораго предки их не имели ниже от предков наших, или от иностранных коронованных глав им дан, и при том смелость приемлют иногда такой герб изобрать, которой владеющие государи и иные знатнейшые фамилии действително имеют. Того ради мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойнаго поступка, и от того возпоследующаго безчестья и штрафования впредь остерегался. Каждому объявляется, что для 65 сего дела определили мы геролдмейстера. И тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать, как следует: кто имеет дворянство, и на оное гербы, дабы доказывали, что они или предки их от какого наддания имели, или чрез предков наших или нашею милостию во оную честь приведены. Буде же кто того подлинно вскоре доказать не может: то таковым давать сроку на полтора года. А потом требовать, дабы подлинно доказал. И ежели не докажет, (а объявит за чем подлинно) о том доносить Сенату; а в Сенате о том разсмотря, доносить нам. Буде же кто будут просить за явныя службы о наддании, то о службах того справливатца. И буде из таковых явятца подлинно заслуженые, и о том доносить Сенату ж, а Сенату представлять нам же. А которые дослужились до обор офицерства, руской или иноземец, как из дворянства, так и не из дворянства, тем давать гербы смотря по заслугам. А которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать не менши ста лет: и таким гербы давать же. В нашей же службе обретающыеся чюжестранные люди, имеют или своими дипломами, или публичными свидетелствами от правителства их отечества, свое дворянство и герб доказать.

17. Также нижеписанные чины, а имянно: президенты и вицепрезиденты в надворных судах, обер ландрихтеры в резиденции, президент в магистрате в резиденции, обер комисары в колегиах, воеводы, обер рентмейстеры и ландрихтеры в губерниях и в провинциях, казначеи при манетном деле, директоры над пошлинами в портах, обер экономии камисары в губерниях, обер камисары в губерниях, ассесоры в надворных судах в губерниях, камериры при колегиях, ратманы в резиденции, почт мейстеры, камисары при колегиях, камериры в провинциях, земские камисары, ассесоры в провинциалных судах, земские рентмейстеры, не надлежит за вечный чин почитать, но за уряд, как вышеписанным, так и им подобным: ибо оные не суть чины: того ради ранг иметь должны, пока они действително у своего дела обретаются. А когда переменятся или оставятся, тогда того ранга не имеют.

18. Те, которые за тяжкие преступления отставлены, публично на площади наказаны, или хотя толко обнажены, или пытаны были, оные лишены от имевшаго титла и рангу, разве они от нас за какия выслуги паки за собственною нашею рукою и печатью в совершенную их честь возставлены, и о том публично объявлено будет. Толкование о пытанных В пытке бывает, что многие злодеи, по злобе, других приводят: того ради, которой напрасно пытан, в безчестные причесться не может, но надлежит ему дать нашу грамоту со обстоятелством его невинности.

19. Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы 66 часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует. По cему имеют вcе поcтупать, и объявленного штрафования и вящшаго наказания остерегатся.

Дан за подписанием нашей собственной руки, и государственною нашею печатью в резиденции нашей.Петр <http://mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=48343>

Табель о рангах <http://hronos.km.ru/dokum/tabel.html> вводил новую классификацию служащего люда. Все должности выстроены по табели в три параллельных ряда: воинский, штатский и придворный, с разделением каждого на 14 рангов, или классов:

6 обер-офицерских чинов - от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника в гражданской службе; 5 штаб-офицерских - от майора до бригадира в армии и от коллежского асессора до статского советника в гражданской службе;

3 генеральских - от генерал-майора до фельдмаршала в армии и от действительного статского советника до действительного тайного советника в гражданской службе.

Аналогичная лестница с 14 ступенями <http://mega.km.ru/bes_98/encyclop.asp?TopicNumber=59871> чинов вводилась во флоте и придворной службе. Этот учредительный акт реформированного русского чиновничества ставил бюрократическую иерархию, заслуги и выслуги на место аристократической иерархии. В "Табели" пояснено, что знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значит, не создает человеку никакого положения. "Людям знатной породы никакого положения не дается, пока они государю и отечеству заслуг не покажут и за оные характера не получат". Потомки русских и иностранцев, зачисленные по этой табели в первые 8 рангов (до майора и коллежского асессора включительно), причислялись к "лучшему старшему дворянству во всяких достоинствах и авантажах, хотя б они низкой породы были". Благодаря тому, что служба всем открывала доступ к дворянству, изменился генеалогический состав сословия

Традиция "табеля о рангах", основы которой, например в МИДе РФ, были заложены еще 200 лет тому назад, предусматривает: 1. Названия статуса (не должности) сотрудников в МИДе РФ - "Посланник 1, 2, 3… ранга"

. Соблюдение протокола Вежливости при обращении:

- Посол - Your Excellency (Ваше Превосходительство)- Посланник - Your Highness (Ваше Высочество)- Советник - Your Serenity (Ваша Светлость)- Генеральный консул - Your Honour (Ваша честь)- Первый/Второй/Третий секретарь -Your Worship (Ваша Милость)- все нижестоящие сотрудники - Sir (сэр, господин, сударь)- работники обслуживающего персонала дип. корпуса - Mister (мистер, господин). 3. В соответствии с табелем о рангах нижестоящий ранг не может напрямую общаться с рабочими вопросами с представителями вышестоящих рангов, если их не связывают прямые служебные зависимости. 4. В соответствии с табелем о рангах вышестоящий ранг может дать рабочее распоряжение любому нижестоящему рангу, даже если их не связывают прямые служебные зависимости

.3 Роль петровской «Табель о рангах» в формировании российского чиновничества

Мало кто знает, что госслужба дореволюционной России была одной из самых совершенных и действенных в мире: по уровню профессионализма и компетентности отечественные чиновники могли на равных соперничать со своими европейскими коллегами. Поэтому сегодня, когда госслужба фактически воссоздается заново, полезно вспомнить прошлое.

С самого начала становление и развитие государственной службы было неразрывно связано с формированием русского централизованного государства. Законы XVI-XVII вв. не только точно определяли характер и объем отбываемой повинности государю каждым "служилым" человеком, но и строго карали тех, кто от нее уклонялся.

Особой сферой профессиональной деятельности государственная служба стала в период правления Петра Великого. В начале XVIII в. так называемые поручения - приказы верховной власти - трансформируются в постоянные должности и 24 января 1722 г. закрепляются петровской ассамблеей в Табели о рангах. Значение этого закона для тогдашней России трудно переоценить. Документ, при подготовке которого были творчески переработаны соответствующие законы Англии, Венецианской Республики, Дании, Польского Королевства, Пруссии, Франции и Швеции, не только впервые позволил создать эффективную военную и гражданскую службу, но и стал, по сути, прочной правовой базой для всех последующих реформ в этой области.

В первоначальном виде Табель о рангах устанавливала иерархию должностей, а не чинов (как в дальнейшем) и была разделена на 14 классов, в каждом их которых выделялись воинские, статские и придворные чины. Воинские, в свою очередь, дробились на сухопутные, гвардейские, артиллерийские и морские.

Однако цель петровского закона была шире, чем просто классификация российского чиновничества. Табель о рангах, формально допускающая к госслужбе представителей всех сословий, носила тем не менее ярко выраженный "продворянский" характер и всячески затрудняла проникновение в государственный аппарат и продвижение по службе выходцам из податных сословий и разночинцам. Такая политика была обусловлена необходимостью обеспечить привилегированное положение госслужащих-дворян, не допустить их размывания представителями других сословий.

Принципиально новым во взаимоотношениях государства и чиновничества стало введение в середине 60-х годов XVIII в. постоянного денежного жалованья государственным служащим всех категорий. Высшие чиновники, имевшие офицерский или соответствующий статский чин, получали его в точном соответствии с определенными им по штату окладами. Мелкие же канцелярские служащие целиком и полностью зависели от руководителей, имевших право в рамках штатного расписания не только регулировать численность своих подчиненных, но и оплачивать их труд в меру способностей и прилежания.

Усилению зависимости чиновничества от центральной власти служило и назначение пенсиона. Для его получения при отставке госслужащий должен был прослужить не менее 35 лет, считая с 15-летнего возраста. Эта оговорка имела немаловажное значение: на мелких канцелярских должностях часто начинали служить в 12-13 лет, а иногда и раньше.

Содержание государственного аппарата требовало существенных расходов, поэтому власти приходилось изыскивать все новые и новые бюджетные источники. Так, в царском Манифесте от 15 декабря 1763 г. "О наполнении судебных мест достойными и честными людьми..." указывалось, что наиболее важными являются налоги и сборы с торговли, сделок, производства спиртных напитков и пр. По каждому из имевшихся в указе 17 пунктов детально регламентировался размер и порядок взимания того или иного сбора.

Заключение

Рассмотрев подробно тему «Петровская "Табель о рангах" и её роль в формировании российского чиновничества» в данной курсовой работе, можно сказать, что «Табель о рангах», является не только исторически значимым документом, но и то, что его появление стало основополагающей точкой в дальнейшем развитии структуры российского чиновничества и самого процесса государственного управления в целом.

«Табель о рангах» являлся прогрессом того времени. Ведь он «ломал», сложившеюся за века систему, он являлся нечто новым, еще неиспользованным на практике нигде и никем. Да, можно сказать, что Петр Первый положил в основу этого документа опыт западных держав (Швеции, Дании) в управлении государственным аппаратом, но нельзя отождествлять эти западные страны с самобытностью России, с ее непохожим не на что ходом истории. В Дании, Швеции и других западных странах процесс создания управленческой системы был постепенным, ориентированным на исторически сложившиеся общество. А Петр Первый - первый российский император - за, буквально, каких-то несколько десятилетий смёл всё старое и построил своё, петровское. Но вернемся к «Табелю о рангах». Как уже было сказано, этот документ менял в корне всю систему российских чинов и званий, да и всю российскую систему в целом. Он менял представления российского общества о мире в целом. Ведь в нем говорилось, что человек может достигнуть высот, полагаясь не только на свое высокородное происхождение, но и на личные качества и заслуги перед царем и Отечеством.

Издание в 1722 году закона, вводившего Табель о рангах, положило начало образованию в России чиновничества как особой группы, наделенной рядом прав и преимуществ. Собственно, введение Табели о рангах явилось своеобразным развитием закона 1682 года об уничтожении местничества. Отныне основной путь получения дворянского звания лежал через службу. Именно с этого момента фактически появляется наряду с поместным служилое дворянство, которое с каждым годом увеличивается.

Табель гражданских чинов устанавливал 14 классов, соответствовавших определенным должностям, однако со временем это соответствие все более и более нарушалось. С введением Табели занятие любой классной должности в системе государственных учреждений становилось невозможным, если данное лицо не являлось чиновником. Для должностей, стоявших на самых низших ступенях служебной лестницы, игравших “техническую” роль, - канцеляристов, подканцеляристов, копиистов и т.д. - создавался специальный институт канцелярских служителей. Институт канцелярских служителей являлся начальной ступенью чиновной службы, через которую должна была проходить основная масса будущих чиновников. При этом продолжительность пребывания в ней определяло происхождение и образование. Поступление на службу в гражданское ведомство определялось тремя условиями: сословным происхождением, возрастом, уровнем знаний. (“Свод законов Российской империи. Свод учреждений государственных и губернских” , СПб., 1832. Во второй статье указа говорилось, что различие вероисповедания или племени не препятствует определению на службу. В последующих изданиях 1842 и 1857 годов имеются указания, что евреи, окончившие российские университеты или академии и получившие степень доктора, могут вступать в учебную службу, но не иначе как с высочайшего разрешения.) По “праву происхождения” вступать в гражданскую службу разрешалось: детям потомственных и личных дворян, детям священников и диаконов как православного, так и униатского вероисповедания, а также детям протестантских пасторов и купцов первой гильдии. Помимо этих категорий разрешалось поступать на службу детям приказных служителей, не имевших чина, а также детям придворных служителей, почтальонов и других низших почтовых служителей, мастеров и подмастерьев фабрик и заводов, “но с тем ограничением, что первые могут быть определены только на места Придворного ведомства, дети почтовых служителей - по Почтовому ведомству, а последние по ведомству Кабинета и Департамента уделов” . Все остальные категории населения, как указывалось в пункте 5 “Устава о службе гражданской” , не могут поступать на службу. Однако в следующем пункте говорилось: “Запрещение, в статье 5 поставленное, остается без действия, и лица, в оном означенные, получают право вступать в гражданскую службу: 1) когда кто из них по месту воспитания своего приобретет право на классный чин или вообще окончит курс учения в таком заведении, из которого на основании сего устава дозволено принимать в службу независимо от рода и знания; 2) когда кто приобретет порядком, для сего узаконенным, ученую или академическую степень” .

Таким образом, сословные рамки несколько расширялись, т.к. по уставу 1804 года доступ в университеты был открыт для лиц всех сословий, а следующий устав 1835 года хотя и ставил своей задачей сделать университеты доступными в основном для детей дворян, но не устанавливал прямого запрещения для поступления в них лиц других сословий, кроме детей крепостных.

Список используемой литературы

2.      Журнал "Вопросы истории"

.        Н.А. Воскресенский "Законодательные акты Петра I" Москва 1945 год. (1).- с.159; (2).- с.65-66; (4, 16).- с.60; (7).- с.52-53; (8).- с.496; (9).- с.488; (10).- с.491; (11).- с.501; (12).- с.299; (13).- с.245; (14).- с.309; (15).- с.241; (17).- с.62

.        История СССР, том 1, "С древнейших времен до конца XVIII века", под редакцией академика Д. Грекова, Государственное издательство политической литературы 1947 год.

.        Журнал "Чтения Общества истории и древностей российских при Московском университете", 1877 г., (3).-т.2, с. 4-5

.        Полное собрание законов Российской империи, СПб, 1838, (5).- т.5; с.601; (6). - т.6, с.591

.        Бумаги Петра Великого. СПб., 1872 г., (18).-с.342

8.      Чтение по русской истории. Хрестоматия для старшеклассников. - Тула: изд-во «Пересвет II», фирма «Ослябя», 1995. - 592 с.

9.      Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г. Маньков. М., Юридическая литература, 1986.

10.    <http://historysibsuti.narod.ru/petr11.htm>

.        <http://www.chelt.ru/2002/1-02/gosslugba-1.html>

.        <http://chinovnik.uapa.ru/modern/article.php?id=392>

.        <http://flot.com/news/dayinhistory/index.php?ELEMENT_ID=4961>

.        http://talks.guns.ru/forummessage/47/575221.html

.        <http://jian.spb.ru/refpetra2.htm>

.        <http://www.twirpx.com/file/441209/>

.        <http://old-ru.ru/zvan.html>

.        <http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tabel.htm>

.        <http://www.claw.ru/a-history/it_gu_403.htm>

.        http://gosudarstvo.voskres.ru/army/range-table.htm

Приложение 1

Статские и придворные чины

 

Класс

Гражданские чины

Придворные чины

 


1722-1917

1722

XIXв.-1917

 

I

Канцлер Действительный тайный советник 1-го класса

 

 

 

II

Действительный тайный советник

Обер-маршал

Обер-камергер, обер-гофмейстер, обер-гофмаршал, обер-шенк, обер-шталмейстер, обер-егермейстер

 

III

Тайный советник

Обер-шталмейстер

Гоф-мейстер, гофмаршал, шталмейстер, егермейстер, обер-церемониймейстер

 

IV

Действительный статский советник

Обер-камергер, Обер-гофмейстер

Камергер

 

V

Статский советник

Обер-шенк, обер-гофшталмейстер, обер-гофмейстер при императрице, гофмейстер, тайный кабинет-секретарь, обер-церемониймейстер

Камер-юнкер, церемониймейстер

 

VI

Коллежский советник

Обер-егермейстер, дейст. камергер, гофмаршал, шталмейстер, 1-й лейб-медикус

Камер-фурьер

 

VII

Надворный советник

Гофмейстер и лейб-медикус при императрице, церемониймейстер

 

 

VIII

Коллежский асессор

Титулярный камергер, гоф-шталмейстер, надворный интендант

 

 

IX

Титулярный советник

Надворный егермейстер, надворный церемониймейстер, камер-юнкер, обер-кухенмейстер

Гоф-фурьер

 

X

Коллежский секретарь

 

 

 

XI

Корабельный секретарь

 

 

XII

Губернский секретарь

Гоф-юнкер, надворный лекарь

 

 

XIII

Провинциальный секретарь

 

 

 

XIV

Коллежский регистратор

Гофмейстер пажей, кухенмейстер, мундшенк

 

 

 

Армия    Пехота  Кавалерия     1722  1730  1798  1884-1917  1730  1798  1884-1917   I  Генерал- фельдмаршал  Генерал- фельдмаршал  Генерал- фельдмаршал  Генерал- фельдмаршал         II  Генерал от инфантерии  Генерал-аншеф  Генерал от инфантерии  Генерал от инфантерии  Генерал-аншеф  Генерал от кавалерии  Генерал от кавалерии   III  Генерал- лейтенант  Генерал- поручик  Генерал- лейтенант  Генерал- лейтенант    Генерал- лейтенант  Генерал- лейтенант   IV  Генерал- майор  Генерал- майор  Генерал- майор  Генерал- майор  Генерал- майор  Генерал- майор  Генерал- майор   V  Бригадир  Бригадир      Бригадир       VI  Полковник  Полковник  Полковник  Полковник  Полковник  Полковник  Полковник   VII  Подполковник  Подполковник  Подполковник  Подполковник  Подполковник  Подполковник  Подполковник   VIII  Майор  Майор, с 1767г премьер-майор и секунд майор  Майор  Капитан  Майор  Майор  Ротмистр   IX  Капитан  Капитан  Капитан  Штабс- капитан    Ротмистр  Штабс- ротмистр   X  Капитан- лейтенант  Капитан- поручик  Штабс- капитан  Поручик    Штабс- ротмистр  Поручик   XI                 XII  Лейтенант  Поручик  Поручик  Подпоручик    Поручик  Корнет   XIII  Унтер- лейтенант  Подпоручик  Подпоручик  Прапорщик запаса         XIV  Фендрик  Прапорщик  Прапорщик      Корнет    


   Драгуны Казаки Флот    1798 1798 1884-1917 1722 1764 1798 1884 1907 1912-1917  I       Генерал- адмирал Генерал- адмирал Генерал- адмирал Генерал- адмирал Генерал- адмирал Генерал- адмирал  II   Генерал от кавалерии Генерал от кавалерии Адмирал Адмирал Адмирал Адмирал Адмирал Адмирал  III   Генерал- лейтенант Генерал- лейтенант Вице-адмирал Вице-адмирал Вице-адмирал Вице-адмирал Вице-адмирал Вице-адмирал  IV   Генерал-майор Генерал-майор Шаутбенахт Шаутбенахт Контр-адмирал Контр-адмирал Контр-адмирал Контр-адмирал  V       Капитан- командор Капитан бригадирского ранга Капитан- командор до 1827        VI Полковник Полковник Полковник Капитан 1 ранга Капитан 1 ранга Капитан 1 ранга Капитан 1 ранга Капитан 1 ранга Капитан 1 ранга  VII Подполковник Подполковник Войсковой старшина Капитан 2 ранга Капитан 2 ранга Капитан 2 ранга Капитан 2 ранга Капитан 2 ранга Капитан 2 ранга  VIII   Войсковой старшина Есаул Капитан 3 ранга Капитан- поручик Капитан- лейтенант   Капитан- лейтенант до 1911г Старший лейтенант  IX Капитан Есаул Подъесаул Капитан- лейтенант Поручик Лейтенант Лейтенант Лейтенант и ст. лейтенант Лейтенант  X Штабс- капитан   Сотник Лейтенант     Мичман Мичман Мичман  XI       Корабельный секретарь Корабельный секретарь          XII Поручик Сотник Хорунжий Унтер- лейтенант Мичман Мичман        XIII Подпоручик     Мичман с 1758 до 1764   Гардемарин (1860-1882)        XIV   Хорунжий               

Приложение 2

 

Уставное обращение соответственно классу

I - II

III - IV

V

VI - VII - VIII

IX - X - XI - XII - XIII - XIV

Ваше высоко-превосходительство

Ваше превосходительство

Ваше высокородие

Ваше высоко-благородие

Ваше благородие


Похожие работы на - Петровская 'Табель о рангах' и её роль в формировании российского чиновничества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!