Проектирование схемы данных системы ОАО 'Сом'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Информационное обеспечение, программирование
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,24 Mb
  • Опубликовано:
    2011-12-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проектирование схемы данных системы ОАО 'Сом'

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине:

Проектирование информационных систем

на тему:

Проектирование схемы данных системы ОАО "Сом"

Выполнил: Определенков Алексей Николаевич

Студент 2 курса

Прикладная информатика в экономике факультета

заочного отделения

шифр зачетки 83799-10-ИЗТ

группа 10ИЗТ

Научный руководитель: Аншаков Олег Михайлович

Оценка ________________

Подпись научного руководителя ________________




2011 год

Оглавление

функциональный информационный модель средство bpwin

Ведение

. Обследование предметной области

1.2 Описание деятельности предприятия

.3 Перечень документов, входящих в предприятие, а также формируемых в нем

2. Построение модели деятельности

. Информационная модель (модель данных) в соответствии со стандартом IDEF1X

. Созданая автоматизированная информационная система

Заключение

Список литературы

Ведение

ОАО «Сом» - производитель масло-молочных изделий. История завода ведет свой отсчет с 1964 года.

В 90-х годах фабрика пережила второе рождение - здесь была проведена реконструкция и было выполнено переоборудование. На данный момент завод может производить на много больше видов продуктов это кисло молочный продукты, масло, сгущенное молоко. На заводе также установлена мини пекарня, которая производит различные сорта хлеба. Весь технологический процесс - от дозирования различных компонентов до расфасовки готовой продукции - полностью автоматизирован.

В настоящее время завод «Сом» пытается расширить рынок поставок и выйти на областной рынок. Завод начинает выпускать новинки, что позволяет завоевывать сердца все новых и новых покупателей различных слоев населения.

 

1. Обследование предметной области

 

1.1 Краткая характеристика предприятия

ОАО «Сом» был создан в начале 1993г.

Основным видом деятельности является производство и реализация кисломолочных изделий, изделий из масло и т.д.. Имущество предприятия образуется за счет доходов от финансово-хозяйственной деятельности. Предприятие является юридическим лицом, имеющим самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, печать со своим наименованием, необходимые штампы.

Исполнительным органом предприятия является администрация, возглавляемая директором. Организационно-производственная структура ОАО приведена на рис.1.

Рис.1

Все работники действуют на основании должностных инструкций, согласно которым определяются место, роль в системе функционирования управления предприятием, основные задачи, обязанности, права и ответственность за выполняемую работу. Коротко их можно определить следующим образом.

Директор организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений и производственных единиц, организует планово-экономическую работу предприятия, анализирует статистическую отчетность.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами. Руководит работниками бухгалтерии.

Бухгалтерия выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций. Осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке. Отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств. Составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливает предложения по их предупреждению. Производит начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, заработной платы рабочих и служащих, других выплат и платежей, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия. Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.

Главный инженер организует оперативный контроль за ходом производства, за обеспечением производства оборудованием, инструментом, материалами, транспортом, погрузочно-разгрузочными средствами и т.п. Обеспечивает соблюдение технологической последовательности производства макаронных изделий. Ведет учет произведенной продукции, обеспечивает качественную подготовку производства.

Директор по экономике обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, сокращение издержек (материальных, финансовых, трудовых), высокое качество работ или услуг. Занимается своевременным и непрерывным обеспечением производства необходимыми ресурсами, организует работу с поставщиками.

Отдел кадров ведет учет личного состава предприятия, его подразделений в соответствии с унифицированными формами первичной учетной документации. Оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями и приказами руководителя предприятия, а также другую установленную документацию по кадрам. Формирует и ведет личные дела работников, вносит и них изменения, связанные с трудовой деятельностью.

Отдел маркетинга занимается разработкой новых типов упаковки, организацией рекламных акции.

Начальник отдела сбыта организует и контролирует реализацию готовой продукции, составляет для руководства отчеты по различным видам реализованной продукции.

1.2 Описание деятельности предприятия

ОАО «Сом» реализует свою продукцию как физическим, так и юридическим лицам. В дальнейшем будем называть их заказчиками. Основные функции, выполняемые на предприятии:

·       работа с заказчиками;

·       закупка сырья и расходных материалов;

·       производственная деятельность;

·       учетная деятельность:

Работа с заказчиками. По инициативе заказчика купить готовую продукцию, заключается договор в двух экземплярах, в котором обговаривается стоимость, количество, сроки поставок и размер скидок на приобретаемую продукцию. Расчеты с клиентами осуществляются, как правило, в безналичной форме.

Закупка сырья и расходных материалов. Поставщикам оформляются заказ с перечислением наименований и количества требующихся товаров. Поставщик выставляет предприятию счет. После его оплаты оформляется доверенность на одного из сотрудников для получения товара. Выписывается счет-фактура.

Производственная деятельность. Производство макаронных изделий полностью автоматизировано, процесс останавливается по выходным два раза в неделю для диагностики, поддержания чистоты оборудования и санитарных норм.

Денежные расчеты. Так как основная масса всех расчетов производится в безналичной форме, большинство финансовых операций проводит банк, согласно договору на банковское обслуживание.

При поступлении счета на оплату (от поставщиков, транспортных организаций, за услуги связи и т. д.) оформляется платежное поручение в двух экземплярах. В соответствии с платежным поручением банк переводит средства с расчетного счета ОАО «Сом» на расчетный счет организации, выставившей счет. На следующий день после этого, на предприятие поступает банковская выписка, содержащая информацию о проведенных операциях.

Работа с персоналом. Для приема на работу претендент должен написать заявление на имя директора. После чего подписывается приказ о приеме на работу и трудовой договор. На каждого работника заводится индивидуальная карточка с его личными данными: Ф.И.О., дата рождения, должность, образование, состав семьи и т.д.

Для начисления зарплаты персоналу используется табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, который заполняется бухгалтером предприятия.

1.3 Перечень документов, входящих в предприятие, а также формируемых в нем

. Счет-фактура

 

. Платежное поручение

2. Построение модели деятельности

В результате изучения функциональной структуры ОАО «Сом» и системы документооборота были выявлены следующие недостатки в организации работы:

·       На данный момент контроль за исполнением работ, осуществляет главный инженер вручную. Ускорить его позволит применение средств автоматизации. Возрастет скорость проведения контроля и качество, также увеличится осведомленность руководителя.

·       Неэффективно осуществляется ведение управленческого учета.

·       Требуется построить деятельность отдела маркетинга.


Таблица 1

Содержание

Диаграмма

Примечание

2

3

4

Разрабатываются и реализуются рекламные компании и организационные мероприятия

A0 IDEF0

Маркетинговая деятельность является одним из основных рычагов продвижения товара на рынок, а как следствие это способствует увеличению узнаваемости продукта, увеличению объемов продаж и даже увеличению прибыли.

Определяется сумма, отведенная на рекламную компанию

A3 DFD


Содержит данные о принятом бюджете

A3 DFD


Выбирается способ реализации рекламной компании

A3 DFD


Содержит данные о рекламном проекте

A3 DFD


Изготовление рекламного проекта

A3 DFD


Рекламный проект передается на реализацию

A3 DFD


Демонстрация рекламного проекта

A3 DFD


Осуществляется доставка и прием на склад сырья и материалов

А1 DFD

Используются одинаковые входные и выходные документы

Изготовление рекламы может осуществляться силами работников предприятия, так и силами сторонней организации

A34.1

Качество рекламной компании зависит от способа ее реализации


Функциональная модель деятельности ТО-ВЕ показана на рис. 2 - 9.

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

3. Информационная модель (модель данных) в соответствии со стандартом IDEF1X

Построение информационной модели предметной области предполагает выделение сущностей, их атрибутов и первичных ключей, идентификацию связей между сущностями. Выделить сущности можно на основе подхода, основанного на анализе функциональных зависимостей реквизитов документов предметной области. Функциональные зависимости реквизитов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Документ

Название реквизита

Функциональная зависимость

Сущность

Договор покупки

№ договора Дата заключения Дата окончания Наименование поставщика Адрес Телефон Интервал поставок Стоимость предмета поставки Код предмета Наименование товара Единицы измерения  Скидки

Договор  Поставщик  Предмет поставок  Строка спецификации договора покупки


Счет-фактура поставщика

№ счет-фактуры Наименование поставщика Адрес  ИНН Код товара Наименование товара Единицы измерения Вид упаковки  Цена за единицу Отгруженное количество Дата  Итоговая сумма


Счет-фактура поставщика  Поставщик  Предмет поставок  Строка счет-фактуры поставщика

Платежное поручение

№ платежного поручения Наименование поставщика Банк поставщика Расчетный счет поставщика Назначение платежа Дата Сумма платежа


 Платежное поручение  Поставщик

Выписка банка

Дата Начальное сальдо № платежного поручения Р/с поставщиков Суммы переданные Р/с заказчиков Суммы принятые Конечное сальдо Обороты по дебиту Обороты по кредиту


Выписка банка Поставщик Заказчик

Договор продажи

№ договора Дата заключения Дата окончания Наименование заказчика Адрес Телефон Интервал поставок Стоимость предмета поставки Наименование товара Единицы измерения Скидки


Договор  Заказчик  Предмет поставок  Строка спецификации договора продажи

Счет-фактура заказчика


Счет-фактура заказчика  Заказчик  Предмет поставок  Строка счет-фактуры заказчика


Информационная модель (модель данных) в соответствии со стандартом IDEF1X показана на рис. 10.

\Рис. 10

4. Созданная автоматизированная информационная система

1. Общие сведения

Полное наименование системы: АИС ОАО «Сом».

Условное обозначение системы: АИС «Сом».

Шифр темы или шифр (номер) договора: CASE/0001.

2. Назначение и цели создания системы

2.1. Назначение системы: Разрабатываемая АИС предназначена для обеспечения эффективной работы предприятия на основе новых технологий и оборудования, отвечающих современным требованиям, действующим нормативным документам, техническим требованиям и условиям органов государственного надзора. Управляемый процесс является бизнес-процессом, направленным на получение максимальной прибыли от деятельности предприятия. Объект автоматизации - ОАО «Сом».

Автоматизации подлежат следующие системы:

· система работы с поставщиками;

·       система работы с заказчиками;

·       система ведения складского учета;

· система ведения финансовых операций.

2.2. Цели создания системы:

Основные показатели, которые должны быть достигнуты в условиях автоматизированного управления:

· повышение оперативности управления процессом;

·       повышение производительности труда;

·       обеспечение устойчивости функционирования объекта;

·       повышение отказоустойчивости системы хранения информации.

Критерии оценки достижения цели создания системы - повышение общей прибыли предприятия и его конкурентоспособности.

3. Характеристики объекта автоматизации: <отсутствуют>

4. Требования к системе

4.1. Требования к системе в целом

4.1.1. Перечень подсистем, их назначение и основные характеристики, требования к числу уровней иерархии и степени централизации системы:

АИС ОАО «Сом» Уровень 1.

Подсистема заключения договоров с заказчиками и поставщиками.

Подсистема ведения закупок.

Подсистема ведения складского учета.

Подсистема расчетов с заказчиками.

4.1.2. Требования к способам и средствам связи для информационного обмена между компонентами системы.

Данные договора.

Источник - подсистема заключения договоров с заказчиками.

Приемник - подсистема ведения закупок, подсистема ведения складского учета.

Приходный ордер.

Источник - подсистема разработки плана работ, подсистема организации выполнения работ по договору.

Приемник - подсистема расчетов с заказчиками.

4.1.3. Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы со смежными системами, требования к совместимости, способы обмена информацией.

Внешняя сущность - Банк.

Принимает информацию от АИС ОАО «Сом»

через поток Платежное поручение.

Направляет информацию к АИС ОАО «Сом»

через поток Выписка банка.

Внешняя сущность - Заказчик.

Принимает информацию от АИС ОАО «Сом»

через поток Договор

через поток Счет-фактура заказчику.

Направляет информацию к АИС ОАО «Сом»

через поток Заказ

через поток Информация о заказчике.

Внешняя сущность - Поставщик.

Принимает информацию от АИС ОАО «Сом»

через поток Заявка поставщику.

Направляет информацию к АИС ОАО «Сом»

через поток Счет-фактура поставщика.

4.1.4. Требования к численности и квалификации персонала системы и режиму его работы: <отсутствуют>

4.1.5. Требования к показателям назначения: <отсутствуют>

.1.6. Требования к надежности: <отсутствуют>

.1.7. Требования к безопасности: <отсутствуют>

.1.8. Требования к эргономике и технической эстетике: <отсутствуют>

.1.9. Требования к транспортабельности для подвижных АИС: <отсутствуют>

.1.10. Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению комплектов системы: <отсутствуют>

.1.11. Требования к защите информации от несанкционированного доступа: <отсутствуют>

4.1.12. Требования к сохранности информации: <отсутствуют>

4.1.13. Требования к средствам защиты от внешних воздействий: <отсутствуют>.

4.1.14. Требования к патентной чистоте: <отсутствуют>

4.1.15. Требования к стандартизации и унификации: <отсутствуют>

4.1.16. Дополнительные требования: <отсутствуют>

Подсистема заключения договоров с заказчиками. Уровень 2.

Внести данные о заказчике. Имеет функцию - Сбор данных о заказчике с алгоритмом: 1) получить информацию о заказчике; 2) внести данные.

Составить договор. Имеет функцию - Составление проекта договора реализации и доставки макаронных изделий алгоритмом: 1) получить список реализуемых товаров; 2) получить данные заказчика; 3) получить форму договора; 4) составить договор на поставку; 5) внести данные договора в БД «Договоры».

Подсистема ведения закупок. Уровень 2.

Проверить наличие сырья и расходных материалов на складе. Имеет функцию - Проверка наличия указанного в договоре товара с алгоритмом: 1) сверить наличие товаров по БД «ТМЦ на складе»; 2) Составить перечень недостающих товаров.

Сформировать заявку поставщику. Уровень 3.

Сформировать заявку на сырье и расходные материалы. Имеет функцию - Формирование заявки поставщику с алгоритмом: 1) получить данные поставщиков из БД «Поставщики»; 2) получить перечень быстро заканчивающихся ТМЦ из БД «ТМЦ на складе»; 3) получить данные о сырье у поставщиков; 4) составить заявку; 5) внести данные заявки в БД «Заявки».

Сформировать платежное поручение. Имеет функцию - Формирование платежного поручения поставщику с алгоритмом: 1) получить счет от поставщика; 2) выбрать данные заявки из БД «Заявки»; 3) сформировать платежное поручение.

Принять ТМЦ. Имеет функцию - Учет поступивших ТМЦ с алгоритмом: 1) получить ТМЦ; 2) внести данные счета-фактуры поставщика в БД «Счета-фактуры полученные»; 3) сформировать приходный ордер.

Подсистема расчетов с заказчиками. Уровень 2.

Сформировать счет заказчику. Имеет функцию - Формирование счета заказчику с алгоритмом: 1) получить данные из договора; 2) формировать счет заказчику; 3) внести данные в БД «Выписанные счета».

Выписать счет-фактуру заказчику. Имеет функцию - Подготовка данных для окончательного расчета по договору с алгоритмом: 1) получить банковскую выписку о произведенной заказчиком предоплате; 2) формировать счет-фактуру заказчику.

Произвести расчет по договору. Имеет функцию - Закрытие договора с заказчиком с алгоритмом: 1) получить банковскую выписку о расчете; 2) внести данные о выполнении обязательств по договору в БД «Договоры».

Подсистема ведения складского учета. Уровень 2.

Учет прихода ТМЦ на склад. Имеет функцию - ведение учета прихода ТМЦ на склад с алгоритмом: 1) получить приходный ордер; 2) внести запись о поступивших ТМЦ в БД «ТМЦ на складе».

Учет отпуска ТМЦ со склада. Имеет функцию - учет выбытия ТМЦ с алгоритмом: 1) получить требование на отпуск ТМЦ; 2) внести данные о выбытии ТМЦ в БД «ТМЦ на складе».

Формировать отчет о наличии ТМЦ на складе. Имеет функцию - получение оперативной информации о наличии на складе ТМЦ с алгоритмом: 1) получить данные об остатках на складе из БД «ТМЦ на складе»; 2) формировать отчет.

.3. Требования к видам обеспечения.

4.3.1. Требования к математическому обеспечению: <отсутствуют>

4.3.2. Требования к информационному обеспечению.

Внешняя сущность - Банк.

Перечень входных потоков: Платежное поручение.

Перечень выходных потоков: Выписка банка.

Внешняя сущность - Заказчик.

Перечень входных потоков: Договор, Счет-фактура заказчику.

Перечень выходных потоков: Заказ, Информация о заказчике.

Внешняя сущность - Поставщик.

Перечень входных потоков: Заявка поставщику.

Перечень выходных потоков: Счет поставщика, Счет-фактура поставщика.

4.3.3. Требования к лингвистическому обеспечению: <отсутствуют>

4.3.4. Требования к программному обеспечению: <отсутствуют>

.3.5. Требования к техническому обеспечению: <отсутствуют>

4.3.6. Требования к метрологическому обеспечению; <отсутствуют>

4.3.7. Требования к организационному обеспечению: <отсутствуют>

 

Заключение

Результатом данной работы является модель, составленная при помощи средства структурного моделирования схемы данных.

В процессе проектирования схемы данных системы ОАО «Сом» были исследованы требования, предъявляемые к организации производственного процесса; факторы, оказывающие влияние на него; воздействие внешней среды, а так же входные и выходные параметры. Для решения данной задачи было использовано CASE - средство BPwin.

Список литературы

1. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2011.-352 с.

.Калянов Г.Н. CASE-технологии. Консалтинг в автоматизации бизнес-процессов. - 3-е изд. - М.: Горячая линия - Телеком, 2011, - 320 с.

. Малков О.Б., Белимова Е.В. Проектирование баз данных с использованием CASE-технологии: Методические указания. Омск, 2011. - 48 с.

.Малков О.Б. Проектирование экономических информационных систем: Учебное пособие для выполнения курсовой работы. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011. - 88 с.

. Маклаков С.В. BPwin и Erwin. CASE-средства разработки информационных систем. - М.: Диалог-МИФИ, 2008. - 304 с.

.Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0. - М.: Диалог-МИФИ, 2011. - 224 с.

.Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Г.Н. Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф. Тельнов; Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: Финансы и статистика. 2011. - 512 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!