Коллективная творческая деятельность как средство формирования взаимодействия младших школьников

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,06 kb
  • Опубликовано:
    2011-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Коллективная творческая деятельность как средство формирования взаимодействия младших школьников














Курсовая работа

Коллективная творческая деятельность, как средство формирования взаимодействия младших школьников

Введение

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность и другие явления рыночной экономики на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного.

Все это предъявляет подрастающему поколению особые требования: быть активными и инициативными, самостоятельными и ответственными, творческими личностями, доброжелательными и толерантными, умеющими владеть собой в любых обстоятельствах.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст, потому, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость, формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности.

Для того чтобы происходило расширение диапазона нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

КТД - это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников, формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. [11,112]

Понятие «Коллективное творческое дело» было введено в середине 60х годов. Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем И.П. Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем «педагогики сотрудничества» [1,59].

Коллективное творческое дело является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации КТД взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В настоящее время сотни тысяч педагогов работают по методике И.П. Иванова. «Энциклопедия коллективных творческих дел» известна широким кругам педагогической общественности. Ребята и педагоги с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, фабрики, ЧТП (чередование традиционных поручений) потому, что все это делается не по указанию со стороны, не под диктовку, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

Многие ученики и соратники И.П. Иванова (Л.Г. Борисова, Е.В. Титова, Д. Аванесян, С.А. Шмаков, О.С. Газман, учителя начальной школы Нерода О.В., учитель географии, гимназия №51, г. Рязань, Соловьева А.Н., учитель начальных классов, гимназия №51, г. Рязань) внедряли и продолжают внедрять идеи коллективного творческого воспитания в жизнь.

По мнению Т.А. Стефановской [11,118] обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Поэтому мы считаем данную тему актуальной. Необходимо серьезное внимание педагога к ребенку, создание условий для проявления им собственной активности во взаимодействии с другими сверстниками и взрослыми.

Приступая к работе, мы определили её параметры:

Объект - воспитательный процесс.

Предмет - коллективная творческая деятельность.

Цель - обосновать роль коллективных творческих дел в формировании взаимодействия детей младшего школьного возраста.

Задачи:

. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме с целью её теоретического обоснования.

2. Описать опыт работы педагогов по формированию взаимодействия детей младшего школьного возраста в ходе подготовки и проведения коллективных творческих дел.

Практическая значимость работы заключается в том, что был систематизирован материал по теме, который может быть использован студентами педагогических специальностей при изучении дисциплины «Педагогика», в ходе педагогической практики, учителями начальной школы в организации воспитательной работы с детьми и рассматриваться на заседаниях методического объединения классных руководителей.

1. Теоретические основы организации взаимодействия младших школьников

1.1 Традиции коллективистского воспитания школьников

воспитание творческий школьник коллектив

Первопричиной возникновения ориентаций на ведущую роль коллектива стала трактовка вечного стремления людей к сотрудничеству и различным формам объединений.

Из истории следует, что люди объединялись самостоятельно - для более успешного, чем в одиночку, решения житейских задач, или насильственно - под руководством имеющих власть (войны, создание промышленных предприятий и т.д.). Даже образование со времен Я.А. Коменского в Европе и Петра I в России становится насильственным актом объединения, у которого с объединением добровольно - самостоятельным общим является только совместность действий. Однако ни первый, ни второй признаки объединения не являются характеристиками коллективизма [6,38].

Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов и психологов. Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны в советской педагогике А.С. Макаренко и Н.К. Крупской. Необходимость коллективистского воспитания они связывали с реализацией целевых установок общества по формированию у учащихся коллективистических черт, умение работать и жить в коллективе, подчиняя личные интересы общественным.

Принцип воспитания в коллективе, для коллектива и через коллектив, провозглашённый А.С. Макаренко, стал ведущим принципом коммунистического воспитания.

А.С. Макаренко рассматривал коллектив как органическую часть общества, оценивая его как главный инструмент воспитания. Основная система нравственных отношений личности формируется в условиях коллектива. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимо коллективной деятельности и взаимоотношений. Подчёркивая определяющую роль коллектива в воспитании, А.С. Макаренко указывал, что в коллективе «личность выступает в новой позиции воспитания - она не объект воспитательного влияния, а его носитель - субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива» [9,103].

Творческое развитие идей А.С. Макаренко получило в работах В.А. Сухомлинского, Т.Е. Конниковой, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика и др.

В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребёнка. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной, содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных взаимоотношений. «Мудрая» власть коллектива помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей [11,113].

Проблема нравственного развития школьников в коллективе нашла своё отражение в работах Т.Е. Конниковой. она показала, что коллектив воздействует на ребёнка в меру активности самого ребёнка. Условием становления гуманистических отношений она считала участие детей в делах на благо других, сотрудничество с другими коллективами ради общей цели, преодоление вместе трудностей и переживание общих достижений [11,115].

В работах Л.И. Новиковой раскрыта природа детского коллектива, поэтому предметом внимания должна стать вся система многообразных отношений детей в коллективе и положение в ней каждого ребёнка.

Гуманизация образования в 80-90-е годы потребовала разработки новых подходов к коллективистскому воспитанию с позиции личностно-ориентированной педагогики.

Современная стратегия в решении проблемы личности и коллектива предполагает наряду с её качественным обновлением возможность сохранения положительных элементов, проверенных практикой. Создаётся новая гуманистическая концепция воспитания в коллективе, в которой творчески используются конструктивные положения гуманистической психологии, педагогики сотрудничества и ненасилия. В новой концепции находят отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений.

Разработаны и апробированы в практике работы школ идеи «общности» коллектива, который объединяет детей разного возраста и взрослых, что позволяет естественным путём передавать жизненный опыт, традиции, ценности (В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова), коллективного сотрудничества в совместной деятельности, развития взаимодействия в коллективе (В.А. Саттаров, В.Г. Маралов)

Современная педагогическая наука продолжает развивать теорию коллективистского воспитания. Задействуются как открытые А.С. Макаренко, так и развитые его последователями цели, принципы, признаки, методы, формы и этапы развития коллективистских отношений.

.2 Особенности формирования взаимодействия учащихся в коллективе (И.П. Иванов)

Многие проблемы современного образования связаны с устоявшимся представлением педагогов о том, что именно ученик является главным объектом воздействия, приложения педагогических усилий. Гуманистическая педагогика перемещает акцент с личности ученика на своеобразную систему подготовки учителя к тому, чтобы самому быть личностью, и через свою личность влиять на своих учеников.

«Воспитание есть, в сущности, самовоспитание, - писал еще в 20-е годы Л.С. Выготский. Воспитатель не может по собственному произволу сделать ребенка ни лучше, ни хуже. Он может лишь в некоторой степени создать условия, благодаря которым ребенок захочет (или нет) стать таким или иным.

С научной точки зрения невозможно, чтобы один воспитывал другого. Объектом «воздействия» педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А внутренне-эмоциональное состояние ребенка, отношение к себе, жизненный опыт, установки, которые образуют такое психическое новообразование, как «Я - концепция» (самосознания). Оно и определяет поведение субъекта, тактику жизни, способы бытия» [13,157].

Поэтому воспитание в качестве самого общего определения, есть искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно-ценного поведения, т.е. возбуждения желания «быть хорошим», нравиться окружающим, быть полноценным членом общества. Еще точнее воспитание - это искусство выращивания в ребенке нравственного отношения к себе и к социуму. А это возможно только при общении человека с человеком.

Ведущее положение в «педагогике сотрудничества» - необходимость творчества для всех - для учеников и учителей. Это становится возможным при изменении подхода к воспитанию в целом: не внешние воздействия формируют личность, а незаметное создание условий побуждения к действию пробуждают заложенные в каждом ученике творческие способности.

Продолжил педагогическое наследие А.С. Макаренко и стал его последователем Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И.П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову» [5,235].

Кроме того, И.П. Иванова по праву считают инициатором и создателем социально - педагогического движения. В 1956 году в Ленинграде он создал творческую группу педагогов - Союз энтузиастов (СЭН), а в 1959 году - Коммуну имени А.С. Макаренко (КИМ) - содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. Несколько позднее была создана Коммуна юных фрунзенцев (КЮФ), названная так по имени ленинградского района, где она базировалась.

Развивая опыт А.С. Макаренко применительно к новым условиям, И.П. Иванов пытался трансформировать его в своеобразную гуманистическую систему воспитания. Безобидная, с точки зрения современного исследователя, тема его кандидатской диссертации «Исследование воспитательного процесса в совместной деятельности воспитателей и воспитанников» была воспринята крайне негативно. Формулировкой темы Иванов как бы уравнивал воспитателей и воспитанников. С позиций сталинской педагогики это было недопустимо, поскольку место учителя определялось не рядом, а над воспитанниками. Значительный вклад в определение этого места внес и Макаренко. Но именно в его опыте Иванов усмотрел «зазор» для реализации «снисхождения» учителя с педагогических небес. Очевидно, в этом был сокрыт и один из источников трагичности самого Макаренко, осознавшего необходимость гуманизации отношений между воспитателем и воспитанниками, и невозможность их реализации в эпоху построения социализма [6,66].

Очевидно также и то, что Иванов отнес суровые 30-е годы к пройденной необходимости, и поэтому счел возможным ввести гуманистические коррективы в строгую макаренковскую систему политико-педагогического перевоспитания. При этом он использовал теорию Макаренко, где постоянно эксплуатировалась идея «социалистического» гуманизма при котором главным преимуществом над гуманизмом буржуазным становится уничтожение частной собственности, влекущее за собой полное «освобождение» человека, избавление его от моральных пороков, и дающее возможность для всестороннего и гармонического развития личности.

Иванов находит в марксистско-ленинской философии такие понятия как забота, поддержка, взаимовыручка, раскрытие творческого потенциала личности в коллективе и так далее. При этом он особенно не задумывается над тем, какие цели преследуются по сути, а какие - как декларация при использовании этих понятий.

Теория И.П. Иванова своеобразна тем, что номинально она обращена к воспитанию коллективистов, но, по сути, направлена на воспитания и развитие личности в групповых отношениях.

1.3 Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.

Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и развиваться. А коллектив предполагает умение считаться с его интересами, умением подчинять личные желания общим устремлениям, взаимную требовательность, взаимопомощь, коллективную ответственность, высокий уровень организованности. Складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младшего школьника и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе:

·качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;

·содержательная рефлексия (рассмотрение оснований собственного действия; содержательная - направлена на то, чтобы обнаружить, почему данное действие выполняется так, а не иначе);

·анализ (мысленное действие, имеющее два уровня сформированности: сравнение и выделение сходного, открытие внутреннего родства внешне различных явлений - по В.В. Давыдову);

·внутренний план действий - планирование («Чем больше «шагов» своих действий может предусмотреть ребенок, и чем тщательнее он может сопоставить их разные варианты, тем более успешно он будет контролировать фактическое решение задачи»);

·ориентация на сверстника и группу в целом.

На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми. Безусловный авторитет взрослого постепенно утрачивается и к концу младшего школьного возраста и всё большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, возрастает роль детского коллекти.

Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смыслово-ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни.

Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет, соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.

Интерес к данному возрастному этапу объясняется тем, что именно в этот период становления личности ребенка происходит дальнейшее расширение диапазона совместных с другими людьми действий, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная направленность, целеустремленность, предприимчивость и пр., формируются жизненные ценностные ориентиры и отношения, определяющие в целом его поведение в разнообразных условиях жизнедеятельности, позволяющие детям шагнуть в подростковую жизнь и дальше.

Все перечисленное убеждает в необходимости обращения серьезного внимания педагога (и / или любого взрослого) к ребенку, создания условий для проявления им собственной активности. Успешному разрешению многих проблем, возникающих при этом, служит реализация личностно-ориентированной концепции, которая несет в себе новый взгляд на педагогические процессы и такое отношение к организации деятельности детей, особенно внеурочной, которая позволяет реально ориентироваться на личность ребенка, его интересы, потребности, склонности.

2. Организация коллективной творческой деятельности учащихся

.1 Понятие и значение коллективной творческой деятельности младших школьников

Коллективное творческое воспитание - особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни.

Коллективное творческое дело (КТД) является важнейшим структурным компонентом методики коллективно-творческого воспитания.

Это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД - это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, коллектива, членом которого становится и взрослый, которые возвышают, развивают, способствуют становлению личности. Растет Гражданин - Хозяин - Друг - Работник.

Их важнейшие особенности: практическая направленность, коллективная организация и творческий характер проведения. Каждое коллективное творческое дело есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому КТД - не простое дело, а жизненно важное, общественно необходимое.

Оно - коллективное, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями.

Оно - творческое, потому, что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения жизненно важных задач.

Именно эти особенности КТД, характеризующие их практическую сторону, определяются отличительные черты собственно воспитательной стороны: воспитательные задачи в процессе КТД ставятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», при решении практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени при обсуждении результатов.

Этим КТД принципиально отличаются от воспитательных мероприятий: бесед, экскурсий, работы кружков и т.п., для которых характерна открытая постановка задач. Изучение и использование КТД невозможно без знаний их общих воспитательных возможностей, без понимания того, как эти возможности раскрываются в каждом виде коллективных творческих дел.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. Коллективные творческие дела позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.

В процессе коллективной творческой деятельности ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника, развитие тех или иных качеств личности.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективной творческой деятельности взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа коллективного творческого дела.

В коллективной творческой деятельности любой младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества своей личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность, авторитет, а значит свои лидерские качества

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела - забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это - коллективное, потому что совершается вместе - ребятами и старшими товарищами, как их общая забота.

Дело это - творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща - не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается… Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно - частица жизни.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественной, познавательной или художественно-эстетической, спортивной или досуговой.

Таким образом, творческое дело имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время, являясь основным воспитательным средством.

.2 Задачи, условия, принципы, виды КТД

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С. Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно [9,61].

Задачи воспитательной деятельности педагога в ходе подготовки и проведения КТД:

1. Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.

. Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого воспитанника в коллективе.

. Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.

. Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты, каждого дня пребывания в школе

Какие же условия необходимо выполнять для успешного решения педагогических задач?

Первое условие - общая забота. Воспитывать - значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками по общей творческой заботе. Только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни - людям, труду, природе, культуре - как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе как юным гражданам.

Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности. Воспитатель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к воспитаннику как младшему товарищу. Для такого отношения характерно единство товарищеского уважения и товарищеской требовательности. Исходным является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности человека как все более умелого и увлеченного участника - в настоящем и будущем - общей гражданской заботы; понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и преодолевать недостатки, слабости. Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность: действовать на общую радость и пользу, улучшать окружающую жизнь и одновременно совершенствовать себя как товарища других людей. Тогда возникает ответное отношение воспитанников к воспитателю, создает и крепнет «истинный авторитет» (по выражению А. Макаренко) взрослого.

Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств. Надо научиться воздействовать так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно - мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную; формировать научные знания, взгляды, убеждения, идеалы; возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности; развивать необходимые каждому гражданину нашего общества умения, привычки и черты характера.

Четвертое условие - единый коллектив. Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого воспитанника на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями своих воспитанников, самовоспитания воспитанников - взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив - старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее и обеспечивая ее воспитательную результативность.

Пятое условие - творчество, а не шаблон. Необходимо влиять так, чтобы использовать различные виды воспитательного воздействия - незаметное и открытое, прямое и опосредованное, - использовать непременно творчески, не допуская формализма унылого, убивающего неординарность однообразия.

Воспитывая высокообразованную, культурную, творческую и социально-активную личность необходимо понимать и постигать мир прекрасного, не забывая о радостях жизни, эстетически формировать мышление и чувства ребят, их отношение к Родине, к природе, к обществу, к труду, к семье, к самому себе, формировать жизненные представления по законам красоты.

Такой подход позволяет осуществить гармоничный переход через красоту к сопереживанию, через сопереживание к отзывчивости, через отзывчивость к активным социальным действиям.

Существуют принципы коллективного взаимодействия:

·принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок - личность).

·принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности

·принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;

·принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;

·принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;

·принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;

·принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.

Основные виды КТД:

Сила каждого КТД в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

Трудовые КТД. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость Модели - трудовая атака, десант помощников, подарок далеким друзьям, почта, «Снежная сказка», трудовой сюрприз, фабрика, мастерская.

Познавательные КТД. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности, как стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Модели - вечер веселых задач, вечер-путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город веселых мастеров, защита фантастических проектов, рассказ-эстафета, собрание-диспут, турнир-викторина, турнир знатоков, устный журнал.

Художественные КТД. Цель: развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека Модели - кольцовка песен, концерт - «молния», кукольный театр, литературно-художественные конкурсы, турнир знатоков поэзии, эстафета любимых занятий.

Спортивные КТД. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Модели - веселая спартакиада, «Космонавты и метеоры», спартакиада народных игр, сюита туристских игр, «Тайна», «Следопыт».

Общественные КТД. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни. Модели - День знаний, Новогодний праздник, День Защитников Отечества, 8 Марта, День Победы.

Организаторские КТД. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной - организаторской деятельности. Модели - газета - «молния», день рождения коллектива, «живая газета», журнал-эстафета, коллективное планирование, общий сбор, разведка дел, сбор-рождение коллектива, смотр дружбы, эстафета дружбы.

Экологические КТД. Природа - лучший учитель ребенка. Приобщение к миру природы, включение детей в экологическую заботу о живом мире природы - задача учителя. Операции «Родничок», «Муравейник», «Малая речка», «Озеро», «Поляна» - экологические КТД. Необходимо учить ребят «видеть Землю», помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края.

Досуговые КТД. Многие формы КТД, упомянутые выше, имеют прямое отношение к досугу детей. И познавательные, и трудовые, и спортивные, и художественные. Все, что дети делают в свое удовольствие, добровольно, есть их досуговая деятельность. И все-таки есть особые игры, детские забавы, затеи, потехи, которые являются коллективными творческими делами. Их роль неоценима. Они - действенная сфера самовоспитания, ибо все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, они предъявляют к себе сами. Эти КТД несут заряд веселья, улыбки, радости, что уже делает их педагогически ценными. Досуг детей должен быть полноправным видом деятельности, равным всем остальным.

Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.

Каждое КТД - это, прежде всего проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Это совокупность определенных действий на общую пользу и радость. В таком процессе, направляемом товарищеской воспитательной заботой педагогов, осуществляется нравственное, умственное, физическое, трудовое, эстетическое воспитание, в теснейшем единстве происходит развитие всех сторон личности: познавательно - мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.

Сила каждого творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел - гибкая форма, богатое содержание, нестандартные варианты.

Коллективная творческая деятельность будет проходить успешнее тогда, когда ее девизами будут: «Все - творчески, иначе - зачем!

2.3 Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Создание и освоение быта класса, развитие его коммуникативного пространства невозможны без взаимодействия субъектов воспитания, в первую очередь - самих воспитанников. Их взаимодействие разворачивается в процессе жизнедеятельности класса, включающей ряд сфер: общение, познание, предметно-практическую, духовно-практическую деятельность, спорт, досуг, игру. Каждая из этих сфер в той или иной степени предоставляет школьнику условия для реализации его четырех «само», которые подкрепляются совместным развитием одноклассников, основанным на их активном взаимодействии.

Взаимодействие в классе - это организация совместных действий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на достижение совместных целей в процессе выполнения общей работы [13,151].

Перечисленные выше сферы жизнедеятельности, конечно, пересекаются между собой: общение непременно присутствует в любой совместной деятельности одноклассников, познание может осуществляться в процессе игры, предметно-практическая деятельность нередко является одновременно и ценностно-ориентационной и т.д.

Но главное пересечение этих сфер заключается в том, что в каждой из них активность отдельного «Я» так или иначе связана с активностью общего «Мы».

Однако сама по себе эта связь может и не возникнуть: для этого нужны специальные педагогические действия. Такие условия классному руководителю и его воспитанникам предоставляет методика коллективного творческого воспитания, технологическим ядром которой является коллективное творческое дело (КТД).

Многолетний опыт показывает, что методика коллективного творческого воспитания, разработанная И.П. Ивановым еще в конце 50-х гг. прошлого века, может служить прекрасным инструментом социального воспитания в школьном классе

Конечно, педагогу легче осуществить идеи КТД, когда вся школа работает по этой методике. Но можно с уверенностью сказать, что, если грамотно и последовательно применять ее в классе, она поможет и классному руководителю, и его воспитанникам более успешно решать общие для класса задачи, создавать в коллективе более благоприятные условия для социализации ребят, и в первую очередь - для их развивающего взаимодействия.

А теперь познакомимся поближе с технологией КТД, которую можно использовать для организации любой совместной деятельности в классе. Заметим, что методику коллективного творческого воспитания порой совершенно незаслуженно обвиняют в чрезмерной ориентации на коллектив, что якобы создает условия только для социальной адаптации школьников, но никак не для их позитивного обособления. Чтобы снять это обвинение, при описании технологии КТД мы будем обращать специальное внимание на ее возможности для развития «Я». Ниже предлагаем описание такого личностно ориентированного коллективного творческого дела.

Общая технология КТД включает следующие последовательные этапы взаимодействия:

·коллективное целеполагание,

·коллективное планирование,

·коллективную подготовку,

·коллективное проведение,

·коллективный анализ и последействие.

Цель: актуализация потребности школьников в предстоящей совместной деятельности, создание ситуации самоопределения.

Главные моменты этапа.

  1. Диагностика уровня интересов, потребностей и возможностей воспитанников.
  2. Продумывание классным руководителем воспитательных возможностей предстоящей деятельности, вариантов, содержания и форм взаимодействия.
  3. Выдвижение, осознание и принятие ребятами общей цели совместной деятельности, «вбирающей» в себя их личностные интересы и потребности и работающей на развитие коллектива класса, на радость и пользу людям.
  4. Гибкая позиция классного руководителя как координатора личностных, групповых и коллективных интересов и носителя идей, ведущих к обсуждаемой цели. Если уровень развития коллектива класса достаточно высок, эти функции выполняют сами ребята.

Опираясь на эти моменты, классный руководитель сможет помочь своему классу в формировании коллективного и индивидуального опыта самоопределения, соотнесения мнений и ценностей.

II. Коллективное планирование (КПЛ)

Если первый этап прошел более или менее успешно, т.е. выдвижение и принятие общей цели состоялось, то его логическим продолжением служит этап коллективного планирования взаимодействия.

Цель: совместная разработка путей достижения выдвинутых и принятых целей и задач, т.е. определение того, что и как нужно сделать.

Главные моменты этапа

1. Главное требование - разумность, реальность и четкость составляемого плана. Независимо от содержания планируемой деятельности классному руководителю вместе с ребятами необходимо определить следующее:

·из каких этапов, логических компонентов будет состоять общее дело;

·какие задания в соответствии с этими компонентами надо выполнить;

·кому лучше всего поручить эти задания и кто проявляет к ним интерес;

·кому доверить руководство Делом - официальному активу класса, временному совету дела или микрогруппе;

·что и когда должно быть сделано во время подготовки; где, когда и как будет проходить это дело; кого мы хотим привлечь в качестве помощников, гостей и т.п.

2. Если планируется какой-то праздник, событие, то помимо плана подготовки необходимо разработать творческий сценарий этого дела. Творческий - потому что репродуктивное использование готового сценария, чужой программы в методике КТД исключается.

3. Вместе с тем, классный руководитель должен иметь достаточно богатую копилку идей, форм и приемов.

Возможные формы и приемы организации коллективного планирования

·«банк идей» (копилка интересных предложений - индивидуальных и групповых);

·«защита - проектов» МиГами;

·«разведка дел» (поиск МиГами или отдельными ребятами интересной и полезной информации по заданным советом дела направлениям: что и где можно приобрести для готовящегося дела, к кому обратиться за помощью, кому оказать помощь и т.п.);

·«мозговой штурм»;

·«экспресс-газета» с обязательными рубриками «МИГи предлагают» и «Я предлагаю» и т.д.

Подчеркнем, что этапы коллективного целеполагания и коллективного планирования тесно взаимосвязаны и могут проводиться сразу друг за другом, без временного интервала. Поэтому формы и приемы этих этапов пересекаются и дополняют друг друга.

III. Коллективная подготовка (КПД)

Цель: организация взаимодействия в классе, направленного на решение спланированных задач и выполнение совместных творческих заданий.

Главные моменты этапа КПД

. Определение оптимального времени подготовки дела.

Временные рамки этого этапа весьма подвижны: от минимального (несколько минут) до максимального (несколько недель) временного отрезка.

Оптимальное время подготовки - несколько дней: этот срок позволяет ребятам включиться в конструктивное взаимодействие еще до начала самого события и в то же время не потерять интереса к нему из-за усталости или привыкания. Но в любом случае классный руководитель должен максимально использовать период подготовки для решения задач социального воспитания: от естественно-культурных до социально-психологических.

2. Поддержка эмоционального настроя ребят на предстоящую совместную деятельность.

Ожидание, предвкушение праздника нередко вызывает больший эмоциональный подъем, чем праздник наступивший. Эту психологическую закономерность необходимо учитывать при подготовке КТД. Созданию атмосферы завтрашней радости способствуют сменный календарь в классном уголке («До Дня святого Валентина осталось…»), оперативные пятиминутки с сообщениями о ходе подготовки, заранее оформленное (хотя бы частично) классное помещение и т.п.

3. Определение степени помощи классу в процессе подготовки дела.

Позиция педагога на этом этапе может быть разной в зависимости от уровня развития коллектива и опыта взаимодействия одноклассников. Если такие групповые качества, как организованность, интегративность и волевая устойчивость, достаточно выражены в классе, педагог может выступать и как член «совета дела», и даже как рядовой участник одной из творческих микрогрупп. Если же уровень развития класса недостаточен, то целесообразны такие позиции классного руководителя, как «организатор» и «координатор» коллективной подготовки. Однако ни в коем случае нельзя брать все на себя: не только потому, что это развивает у ребят потребительские, иждивенческие настроения, но и потому, что тем самым тормозится развитие опыта их взаимодействия.

4. Распределение творческих поручений на этапе коллективного планирования должны выполняться ребятами добровольно, по желанию. Именно поэтому, если микроклимат класса недостаточно устойчив и благоприятен, целесообразно создавать ситуацию выбора не между школьниками, а между постоянными микрогруппами (формальными или неформальными) - это повысит защищенность и активность каждого воспитанника.

Временные смешанные творческие группы («Пресса», «Сюрприз», «Внешние связи», «Оформление» и др.) эффективнее работают в достаточно развитом коллективе, причем взаимодействие одноклассников в них раздвигает рамки устойчивых, постоянных микрогрупп и обогащает коммуникативное пространство класса.

5. Координация взаимодействия микрогрупп и отдельных школьников при выполнении творческих поручений.

Мастерство классного руководителя на этом этапе будет заключаться в том, чтобы заинтересовать и увлечь творческими заданиями как можно больше ребят, помочь им самоопределиться, поверить в свои силы.

Если кто-то не хочет участвовать ни в одной из творческих групп и вообще не проявляет к общему делу ни малейшего интереса, необходимо выяснить причины такой индифферентности: вполне может оказаться, что ученик не уверен в себе из-за своей застенчивости или низкого статуса в классе. В этом случае ему необходима «точка опоры», т.е. поддержка и подкрепление его чувства необходимости классу или лично классному руководителю: «Мне нужна твоя помощь. Пожалуйста, возьми на себя роль «таймера» - напоминай мне и классу, когда и что необходимо сделать. Я знаю, ты человек пунктуальный, у тебя это получится». Или: «Оформителям сложно справиться со своей работой. Ребята говорили, что ты неплохо рисуешь; не мог бы ты им помочь?»

Еще лучше, если с подобной просьбой к застенчивому однокласснику обратятся его сверстники, просто нужно подсказать им сделать этот шаг или вступить с ними в «тайный сговор»: «Давайте вместе поможем своему товарищу преодолеть себя». Но если воспитанник действительно не хочет участвовать в коллективной подготовке, лучше оставить его в покое, чем создавать видимость участия.

6. Индивидуальная помощь воспитанникам в выборе вида и способа взаимодействия с одноклассниками во время подготовки КТД.

Состав «советов дел» и творческих групп не должен оставаться постоянным в течение длительного времени.

Классный руководитель должен помнить, что каждому школьнику полезно попробовать себя в ролях и генератора идей, и организатора, и творческого исполнителя, и виновника торжества. Эти роли формируют его разнообразный опыт взаимодействия, обогащают его «образ Я» и раскрывают его порой с самой неожиданной (позитивной!) стороны. Решение этих моментов увеличивает воспитательные возможности этапа подготовки и способствует формированию опыта самоопределения, ответственности за общее дело и кооперативного взаимодействия - сотрудничества.

Возможные формы и приемы организации коллективной подготовки:

·«тайная операция» (если дело готовится в виде сюрприза для виновников торжества),

·«творческий десант» (если время на подготовку строго ограничено), текущие отчеты творческих групп о ходе подготовки, фиксирование этого хода в классном уголке,

·«обмен творческими поручениями», «спецзадания» для пассивных ребят.

IV. Проведение КТД

Цель: реализация спланированной деятельности.

Главные моменты этапа проведения КТД: такие, как и на предыдущих этапах, здесь в кульминационный момент совместной деятельности необходимо соблюдение следующих требований:

  1. Добровольность и заинтересованность участников.
  2. Возможность выбора в самореализации.
  3. Сочетание подготовленных моментов и импровизационных.
  4. Деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»).
  5. Сотрудничество ребят друг с другом и с взрослыми.
  6. Создание атмосферы «мажора».

А как организовать активное взаимодействие в классе в процессе самой деятельности?

·«Путешествие»: эта форма взаимодействия предполагает наличие определенных «станций», по которым перемещаются микрогруппы, последовательно выполняя связанные общей темой творческие задания.

Примеры «путешествий»: «Веселый поезд», «Путешествие в Смехоград», «Читай-город», «Путешествие-практикум», «УТЯ» («Университет таинственных явлений») и т.д.

·«Защита»: здесь взаимодействие протекает в процессе подготовки микрогруппами общего для всего класса задания по определенной теме и последующего представления-презентации результатов своего творчества.

«Защита» может быть и индивидуальной, тогда взаимодействие осуществляется только на этапе проведения и выглядит как взаимопознание и взаимоподдержка.

Примеры «защит»: «Школа будущего», «Урок моей мечты», «Сайт в Интернете - «Наш класс»», «Послание потомкам», «Любимая книга», «Эстафета любимых занятий» и т.д.

·«Эстафета»: взаимодействие одноклассников происходит в процессе совместно-последовательной деятельности, когда каждая микрогруппа или каждый школьник выполняет свою конкретную часть общей работы, общего задания.

В этой форме КТД очень важно, чтобы фрагменты общего задания, выполняемые группами или отдельными ребятами по очереди, пересекались, т.е. продолжали друг друга, не прерывая общую канву. Таким образом, взаимодействие происходит не только внутри микрогрупп, но и между ними, что формирует опыт толерантных взаимоотношений и уважения к чужому труду.

·«Лотерея»: здесь творческие задания не продолжают друг друга и необязательно связаны общей темой; каждый МИГ или школьник получает произвольным образом свое задание и выполняет его независимо от остальных (совместно-индивидуальная деятельность).

Примеры «лотерей»: «Концерт-ромашка», «Мини-театр», «Ералаш», «SOS» и т.д.

·«Ролевые игры»: при этой форме КТД взаимодействие осуществляется в процессе совместной реализации какого-то сюжета и выполнения участниками определенных ролей.

Здесь важно найти золотую середину между достижением цели взаимодействия и его игровой стороной, чтобы ребята не увлеклись «переигрыванием» (хотя приобретение актерского, сценического опыта тоже немаловажно).

Примеры «ролевых игр» в классе: «Творческий суд», «Телемост», «Школа менеджера», «Космическая пресс-конференция», «Доценты-студенты», «Турнир телекомментаторов», «Посиделки» и т.д.

·КТД общения: это особая форма КТД, в которой приоритет отдается коммуникативной стороне взаимодействия, т.е. «чистому» общению - как деловому, так и неформальному.

Примерами могут служить дискуссия, «Круг знакомств», орлятский «Огонек», «Вече», «Сова» и т.д.

·«Бой»: само название говорит о том, что эта форма основана на состязании участников - межличностном или межгрупповом. В последнем случае активное взаимодействие разворачивается внутри микрогрупп, но это не должно сопровождаться болезненным соперничеством и приводить к противостоянию и агрессивным отношениям между ними.

Примеры «боев»: «Разнобой», «КВН», «Что? Где? Когда?», «Аукцион», «Веселые старты», «Интеллектуальный хоккей» и т.д.

Описанные типы форм КТД могут пересекаться и комбинироваться.

V. Коллективный анализ (КА)

Этот этап совместной деятельности так же, как коллективное целеполагание и планирование, может относиться не только к какому-то конкретному делу, но и ко всей жизнедеятельности класса. В этом случае коллективный анализ проводится в конце недели, четверти, года и направлен на коллективную рефлексию (осознание, обсуждение) пройденного отрезка совместного пути. Но при варьировании содержания и целей коллективного анализа правила жизнедеятельности класса, приемы формы его проведения могут быть теми же, что и в анализе конкретного дела. Поэтому подробнее остановимся на последнем.

Очень часто классные руководители недооценивают значение этого этапа коллективного взаимодействия: главное, с их точки зрения, - успешно организовать и провести само дело, а остальное не имеет особого значения. Однако это не так.

Навыки коллективного анализа не только позволяют ребятам лучше организовать совместную деятельность, но и формируют их рефлексивный опыт, развивают их способности к самоанализу. С этой точки зрения этап коллективного анализа является наиболее важным и значимым в технологической цепочке КТД

Именно поэтому, в какой бы форме ни проводился коллективный анализ, классный руководитель должен высказывать свое мнение последним, чтобы не индуцировать вольное или невольное «подстраивание» ребят под свою точку зрения. Равнодушная поспешность или авторитарная позиция педагога на этапе коллективного анализа глушит инициативу и открытость воспитанников: совместный анализ превращается или в формальную обязаловку, или в «школу лицемерия».

Успешность взаимодействия на этапе коллективного анализа во многом зависит от времени его проведения. Если речь идет о конкретном деле, то, конечно, проводить анализ лучше всего сразу же или с минимальным перерывом (например, на следующий день) пока свежи впечатления ребят и не угас их интерес к прошедшему событию.

Не меньшее значение имеет и разумный выбор формы коллективного анализа, которая зависит не только от времени этого этапа, но и от специфики самого дела, от возраста ребят и индивидуальных особенностей класса.

Возможные формы и приемы взаимодействия на этапе коллективного анализа.

. «Орлятский круг» - это традиционное название вполне может быть заменено другим: «Круг друзей», «Вече», «Разговор по кругу» и т.п.

Преимущества данной формы в том, что «Круг» вовлекает в обсуждение каждого, формирует умения ребят слушать друг друга, аргументировано высказываться и соотносить свое мнение с другими.

Ограничение заключается в том, что эта форма коллективного анализа требует достаточного времени и делового настроя класса.

2. «Разговор по кругу» - одна из самых сложных форм коллективного анализа для учителя: и потому, что он должен высказываться последним (а это для многих взрослых весьма непросто), и потому, что ему бывает трудно создать обстановку, располагающую ребят к серьезности и откровенности. Не каждый школьник без привычки может заставить себя высказать свое мнение, не повторяя высказываний других. Возможно, стимулом будет служить то, что ребята могут отвечать не на все вопросы, а по выбору:

  • Мне понравилось сегодняшнее дело, но…
  • Мне оно не понравилось, но…
  • Я бы изменил (добавил, убрал)…
  • Кому мы принесли сегодня радость и пользу?
  • Как я оцениваю свое участие?
  • Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился?
  • Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или для кого-то?
  • Кому я сам принес радость и пользу?
  • Кому бы я сказал спасибо и за что?
  • Что я открыл сегодня в себе, в одноклассниках?

Конечно, содержание и формулировка этих вопросов варьируется в зависимости от возраста и опыта ребят.

Педагогические приемы: передача по кругу какого-либо предмета-талисмана; установленный регламент; запрет на критику высказываний и соблюдение других принятых в классе правил обсуждения; специальные роли для застенчивых и пассивных ребят («хранители правил», «таймеры», «фиксаторы» и др.).

3. «Время на шум». Преимущества данной формы в том, что она позволяет провести обсуждение весьма оперативно и вместе с тем создает условия для большей защищенности ребят, так как их основное взаимодействие происходит внутри микрогрупп.

Ограничение этой формы в том, что не всем ребятам гарантируется проявление их собственной позиции - внутри МиГов инициативу обычно берут самые активные, ведь «время на шум» ограничено несколькими минутами. Эти же активисты чаще всего берут на себя роли «спикеров» от своих групп, когда наступает время сообщать классу общее мнение МиГа.

4. «Экспресс-газета» - эта форма имеет, по меньшей мере, две модификации.

«Газета-ветерок»: все желающие записывают свои ответы и мнения на заранее заготовленном листе бумаги. Главное преимущество такой газеты в том, что она может заполняться параллельно с самим делом и не требует специального времени и какой-то организации. Максимальны личностная свобода и самовыражение, но это же накладывает ограничение на взаимодействие одноклассников.

«Газета-мозаика» - разновидность формы «время на шум»: Каждый МИГ получает красочный лист, на котором надо быстро записать групповое мнение. Затем эти фрагменты склеиваются в общую «мозаику» без предварительного озвучивания - каждый может прочесть, что думают другие одноклассники. В этом случае необходимо отвести в газете место для индивидуальных точек зрения: «Уголок инакомыслящих», «Особый взгляд» и т.п.

5. «Цветопись». Неплохо, если в «копилке» наглядности классного руководителя будет цветовой спектр: его можно вывешивать после каждого дела на доске с тем, чтобы каждый отметил тот или иной цвет своего настроения.

Преимущества этой формы в ее быстроте и наглядности, а ограничения - в поверхностности (выявляется только эмоциональное отношение ребят к деятельности) и отсутствии взаимодействия.

6. «Лица». Эта форма коллективного анализа аналогична предыдущей, только вместо цвета спектра ребята должны отметить свое настроение с помощью рисунков, изображающих то или иное настроение.

Мы рассмотрели только некоторые, наиболее известные в практике формы коллективного анализа в классе. На их основе можно изобретать и использовать и другие формы, и приемы - как на «тактическом» уровне (т.е. при анализе конкретных дел), так и на «стратегическом» - при анализе жизнедеятельности.

И в том и в другом случае коллективный анализ помимо указанных выше целей и задач выполняет еще одну очень полезную для классного руководителя функцию: он играет роль обратной связи во взаимодействии педагога с классом и является одним из важнейших аспектов диагностики социального воспитания.

VI. «Мостик в будущее» (этап последействия)

Цель: укрепление системы воспитательной работы в классе (совместные дела и события не должны выглядеть разрозненными «лоскутами»), и выстраивание ближних и дальних перспектив. Ребята должны осознавать неслучайность проведенного дела, его значение в реализации еще не осуществленных планов: это углубляет, обогащает рефлексивную и содержательную стороны сегодняшнего взаимодействия и создает эмоциональный настрой на взаимодействие завтрашнее.

Таким образом, «мостик в будущее» выполняет и роль коллективного целеполагания, замыкая тем самым технологическую цепочку КТД. Этому способствуют следующие вопросы, включенные в коллективный анализ:

1. Что из придуманного, сделанного, открытого нами сегодня можно использовать в дальнейшем?

. Для кого это может оказаться интересным и полезным?

. Какие сегодняшние достижения мы хотели бы развить и закрепить в классе? Что бы мы желали сделать своими традициями?

. Какие проблемы, возникшие в процессе нашего взаимодействия, требуют разрешения в дальнейшем? Что для этого можно сделать?

Технологическая цепочка КТД работает и в процессе решения проблем, постоянно возникающих в жизни класса: это хозяйственные и финансовые вопросы, режимные моменты и так далее.

Конечно, технология КТД не является единственным способом организации взаимодействия в классе. Мы остановились на ней столь подробно потому, что среди способов организации совместной деятельности школьников эта технология наиболее теоретически обоснована и практически опробована.

3. Описание опыта работы по организации коллективных творческих дел младших школьников

В практической части мы представляем опыт учителя начальных классов, гимназии №51, г. Рязань Соловьева А.Н., которая организовала и провела КТД «Сборник творческих работ - стихов, сказок и рассказов «Живой Родник».

Наш 4 «А» класс - живой, активный, творческий коллектив. Это 22 девочки, чьи способности нужно узнать, проявить и развить; это личности, в которых следует воспитать трудолюбие, товарищество, уважение к людям, ответственность. Этому способствует система коллективных творческих дел, разработанная И.П. Ивановым, профессором, академиком, замечательным педагогом.

Учитывая особенность коллектива (класс девочек), мы после долгого обсуждения вместе с родителями и учащимися решили в течении года работать над созданием творческого альбома «Живой родник».

На первой стадии (предварительная работа коллектива) мы определили воспитательные задачи КТД. Это:

·развитие творческих способностей девочек;

·воспитание усидчивости, ответственности и вкуса;

·привитие навыков чтения художественной литературы и т.д.

Во время стартовой беседы с девочками мы решили, что лучшие стихи, рассказы, сказки будут прочитаны подшефном классе малышам, на родительских собраниях и на классных сборах.

Работа будет продолжатся в течение года дома и на уроках творчества в ней будет принимать участие весь класс а в техническом оформлении сборника примут участие родители. Возглавить коллективное творческое дело должен воспитатель

(он же учитель русского языка и литературы), а организатором стать совет дела, избранный из числа учениц.

На второй стадии (коллективное планирование) класс разбился на микроколлективы.

Это следующие группы:

·поэты,

·сказочники,

·прозаики,

·оформители.

Представители микроколлективов на сборе - старте предложили, выносит обсуждение работ, которые войдут в сборник «Живой родник», на литературный кружок, в совет дела они рекомендовали учителя изобразительного искусства.

На третьей стадии (коллективная подготовка КТД) мы избрали совет дела, куда вошли представители каждой творческой микрогруппы: учащиеся, классный руководитель, учитель ИЗО, председатель родительского совета.

Решили раз в месяц рассматривать творческие работы девочек, коллективно отбирать лучшие, аргументировать свой выбор, продумывать иллюстрации отобранным работам. Все были увлечены хорошим делом, радостно и с удовольствием взялись за него, так что такие советы И.П. Иванова на этой стадии КТД, как товарищеский контроль и товарищеское требование, применять не приходилось. Использовалось лишь товарищеское поощрение. Девочки были готовы к творчеству и убеждены в его необходимости и важности.

Четвертая стадия - это проведение коллективного творческого дела. Оно проводилось в течение года. Раз в месяц совет дела предлагал на обсуждение творческих групп лучшие работы по темам:

Октябрь: «Мне нет еще и 10».

Ноябрь: «Осенние мотивы».

Декабрь: «Новогодние приключения».

Январь: «Рождественские сказки».

Февраль: «Мир фантастики».

Март: «Сказки о животных».

Апрель, май: «Весенняя капель».

В КТД принимали участие все без исключения девочки, но совет дела очень строго отбирал работы в творческий сборник.

Пятая стадия КТД (коллективное подведение итогов). На коллективном подведении итогов мы внимательно заслушали работы, которые предлагались для внесения в творческий сборник, рассмотрели иллюстрации и выбрали лучшие, предложили техническому секретарю в набор стихи и сказки, признанные лучшими. На общем сборе мы пришли к выводу, что КТД сплотило девочек, заставило их требовательно относиться к себе и другим, интереснее стала классная жизнь.

Не удалось расширить список авторов лучших работ, хотя в классе большой потенциал. Это было внесено в планы на будущий год.

Шестая стадия КТД - это стадия ближайшего последействия. Для нас это была презентация готового сборника «Живой родник». Потом девочки выступили с чтением на заключительном родительском собрании и перед малышами. Было решено:

.Продолжить работу над созданием классного творческого альбома в пятом классе.

.Прививать навыки творчества в литературном кружке.

.Предлагать лучшие работы в школьный литературный сборник.

.Стать участниками городского творческого конкурса «Начало».

.Привлекать к сотрудничеству родителей.

Заключение

Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме и проанализировав опыт учителей начальной школы, мы пришли к выводу, что КТД является важнейшим структурным компонентом процесса воспитания и позволяют создать в школе широкое игровое творческое поле, в процессе которого ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

КТД позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Список литературы

. Караковский В. Воспитательная работа в школе./ В. Караковский // КТД «Памятник Букве Е» 2008 - №1.С. 103-106.

. Кашкаров С.Н. Заместителя директора школы по воспитательной работе/ С.Н. Кашкаров // 2007 - №3. с. 76-77.

. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров.-М.:Академия, 2000. - с. 60

. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Владос, 2004.-347 с.

. Кульневич С.В. Воспитательная работа в современной школе/ С.В Кульневич. Воронеж 2006. С. 266.

. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М. Лизинский. // КТД 2004 - №2. С. 37-41.

. Лизинский В.М. Классный руководитель/ В.М Лизинский. // Коллективные творческие дела 2007 - №8. С. 112-113.

. Макаренко А.С. Полн. собр. соч./А.С. Макаренко. - М., 1954 Т.II. С. 403.

. Подласый И.П. Педагогика 2 ч./ Подласый И.П. 2000. С. 148.

. Стефановская Т.А. Классный руководитель./ Т.А. Стефановская. - М.: Академия, 2006.-С. 111-126.

. Тишина Е. Воспитательная работа в школе/Е. Тишина // Общение в коллективном деле. - 2008. - №1. - С. 119.

Похожие работы на - Коллективная творческая деятельность как средство формирования взаимодействия младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!