Право пользования водными ресурсами

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,82 kb
  • Опубликовано:
    2011-11-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Право пользования водными ресурсами

Введение

Одним из важнейших прав человека, провозглашённых Конституцией России, является право на благоприятную окружающую среду. Однако осуществить это право становится всё труднее, а глобальная проблема загрязнения и истощения природных ресурсов приобретает в нашей стране особенно острые формы. Причины тому кроются в сохранившемся до сих пор потребительском отношении к природе.

Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. Но на различных этапах развития человек по-разному подходил к ее решению.

Задача человечества заключается в том, чтобы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. В противном случае неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис или, как нередко сейчас говорят, экологический иммунодефицит (недостаток или отсутствие в природе защитных сил против отрицательного воздействия человека). Природа не признает шуток с ней, она всегда права, ошибки и заблуждения исходят от людей.

Воды как часть окружающей природной среды - незаменимый компонент биосферы Земли, который обеспечивает естественные условия жизни на планете, существование животного и растительного мира, являются основой жизнедеятельности людей, экономического, социального и экологического благополучия общества.

Воды представляют собой возобновимый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, поэтому экологическое законодательство регулирует их рациональное использование и всестороннюю охрану.

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что познание законов природы и воздействие на природу в соответствии с ее законами - первостепенная задача человечества. Вторая задача состоит в том, чтобы внутреннюю и внешнюю политику государства как можно больше экологизировать. Все - экономика, право, наука и техника, образование и воспитание - должно быть проникнуто экологическим духом, духом разумного использования природных ресурсов, к которым относятся также водные ресурсы.

Предмет исследования - право пользования водными ресурсами. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе возникновения, изменения и прекращения права пользования водными ресурсами.

Цель данной курсовой работы состоит во всестороннем изучении права пользования водными ресурсами, выявлении особенностей его изменения и развития. В рамках данного направления предполагается решить следующие задачи:

- раскрыть понятие права собственности водными ресурсами;

рассмотреть основные виды права пользования водными ресурсами;

определить цели права пользования водными ресурсами;

изучить применение договоров водопользования;

исследовать решение о предоставлении водных объектов в пользование;

выявить порядок прекращения права пользования водными объектами.

В качестве теоретической основы данной курсовой работы использованы нормативно-правовые акты, справочно-методическая литература, периодическая литература и труды таких ученых юристов как: Бринчук М.М., Боголюбов С.А., Дубовик О.Л., Крассов О.И., Кузьмин В.Н., Сиваков Д.О., Мазуров А.В., Лапина М.А. и др.

При написании работы применялся метод диалектического познания, частно-научные методы, метод анализа и комплексное исследование текущего законодательства в области водопользования.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых раскрывает тот или иной аспект поставленной темы, заключения и списка использованных источников и литературы. В конце работы, в заключении, подводятся итоги рассмотренной темы, делаются основные выводы.

1. Общая характеристика права пользования водными ресурсами

1.1 Понятие права пользования водными ресурсами

Водные ресурсы - поверхностные и подземные воды, которые находятся в водных объектах и используются или могут быть использованы. В более широком смысле - во́ды в жидком, твёрдом и газообразном состоянии и их распределение на Земле. Водные ресурсы - это все воды гидросферы, то есть воды рек, озёр, каналов, водохранилищ, морей и океанов, подземные воды, почвенная влага, вода (льды) горных и полярных ледников, водяные пары атмосферы. Общий объем (единовременный запас) водных ресурсов составляет 1390 млн.куб.км, из них около 1340 млн.куб.км - воды Мирового океана. Менее 3 % составляют пресные воды, из них технически доступны для использования - всего 0,3 %. В основу понятия «право пользования водными ресурсами» заложено понятие «водопользование».

Согласно ст. 1 ВК использование водных объектов (водопользование) представляет собой использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц. В качестве примеров водопользования можно привести разнообразные случаи: забор воды из озера, реки, купание, судоходство, сплав древесины, рыболовство и т.д.

Водное законодательство признает в качестве водопользования не все случаи использования воды. Законодательство различает понятия «вода» и «воды». «Вода» - химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состояниях. «Воды» - вся вода, находящаяся в водных объектах, т.е. в естественном природном состоянии на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах. В отличие от понятия «воды», понятие «вода» представляет собой изъятое из природной среды вещество, не находящееся в водном объекте. Вода может находиться в резервуаре, каких-либо иных емкостях, водопроводных трубах, разлита в бутылки и т.п.

Статья 4 ВК прямо предусматривает, что имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы Водным Кодексом. Что же касается отношений по поводу «вод», находящихся в природной среде, в водных объектах, то такие отношения регулируются водным законодательством и рассматриваются в качестве водопользования.

Правовое оформление водопользования нужно для того, чтобы регулировать отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем.

Таким образом, право пользования водными ресурсами - пользование гражданами и юридическими лицами (водопользователями) водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, на основании договоров водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование.

1.2 Виды права пользования водными ресурсами

Водный кодекс в ст. 38 определяет виды водопользования.

. Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на:

совместное водопользование;

обособленное водопользование.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц, водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства.

. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Виды водопользования, закрепленные в данной статье, разделяют водопользователей по совершенно иным критериям, нежели виды водопользования, которые были установлены в ст. 86 - 88 ВК РФ 1995 г. Следует отметить, что данные виды водопользования не являются новыми для российского водного законодательства и были закреплены положениями ст. 23 Водного кодекса РСФСР 1972 г., в котором помимо выделения видов целевого использования водных объектов (для удовлетворения питьевых, бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных государственных и общественных надобностей) одновременно осуществлялось деление видов водопользования на общее и специальное (по аналогичным с ВК РФ 1995 г. критериям), на первичное и вторичное, а также на совместное и обособленное водопользование.

Упразднение деления водопользования на общее, специальное и особое можно объяснить упразднением системы лицензирования, которое осуществлялось в отношении специального водопользования. При этом в ст. 86 ВК РФ 1995 г. при разграничении общего и специального водопользования, т.е. случаев, когда требовалось или не требовалось получение лицензии, был использован весьма относительный критерий - применение сооружений, технических средств и устройств. Использование данного критерия не всегда позволяло должным образом определить случаи, в которых водопользователи обязаны были получать лицензию на водопользование.

В настоящее время необходимость в специальном закреплении указанной классификации видов водопользования отпала - в ст. 11 ВК РФ строго разграничиваются цели использования водных объектов, для реализации которых требуется заключение договора водопользования, принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование или не требуется применения какого-либо из данных способов юридического оформления отношений водопользования вообще.

Обособленное водопользование отличается от совместного тем, что при осуществлении первого водопользователь осуществляет исключительное пользование водным объектом, т.е. исключается использование водного объекта иными водопользователями. При этом обособленное водопользование возможно в случае, когда лицо использует водный объект или его часть, находящиеся в частной, а также в государственной или муниципальной собственности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд.

Отдельно рассматривается возможность предоставления обособленного водопользования в целях рыбоводства. Разведение особо ценных в потребительском отношении видов рыб подразумевает использование водного объекта исключительно одним водопользователем, так как для осуществления этой деятельности требуется создание специальных условий для их воспроизводства.

Совместное водопользование, в свою очередь, осуществляется на акваториях поверхностных водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с условием, что они не предоставлены для обособленного водопользования, например водные объекты общего пользования (см. ст. 6 ВК РФ).

Часть 3 данной статьи приводит иную классификацию видов водопользования - по критерию возможности забора воды из водных объектов при водопользовании с условием ее возврата или без возврата.

Необходимо отметить, что забор (изъятие) воды из водных объектов согласно ВК РФ является одним из видов использования поверхностных водных объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществление которого требует заключения договора водопользования (ч. 1 ст. 11). При этом объем допустимого забора (изъятия) воды из водного объекта - один из обязательных условий указанного договора (п. 2 ч. 1 ст. 13). В случае превышения данного объема водопользователь обязан уплатить штраф в 5-кратном размере ставки платы за пользование водным объектом (ч. 3 ст. 18).

Между тем для осуществления деятельности, связанной с забором (изъятием) воды из упомянутых водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения, согласно ВК РФ требуется не заключение договора водопользования, а принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование (ч. 2 ст. 11). В данном случае, как и при заключении договора водопользования, закрепление объема допустимого изъятия (забора) водных ресурсов в решении о предоставлении водного объекта в пользование является обязательным (п. 2 ч. 1 ст. 22).

И, наконец, следует сказать, что в соответствии с ч. 3 ст. 11 ВК РФ не все виды деятельности, связанной с забором (изъятием) воды из водных объектов, требуют какого-либо юридического оформления (заключения договора водопользования или принятия решения о предоставлении в пользование водного объекта) вообще. К данным видам деятельности следует отнести забор (изъятие) водных ресурсов:

из подземного водного объекта, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств.

Во всех названных случаях учет в установленном порядке объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов является в соответствии с ВК РФ обязанностью как собственников водных объектов (очевидно, в случае, если они являются непосредственными водопользователями), так и самих водопользователей (п. 5 ч. 2 ст. 39). Исключительной обязанностью водопользователей, использующих водные объекты с забором (изъятием) водных ресурсов, является принятие мер по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, а также осуществление мероприятий по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня (ч. 2 ст. 61).

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено Водным кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ, другими федеральными законами.

Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством РФ, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купание, использование маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой, а также установлены иные запреты в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.

Информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется жителям соответствующих поселений органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

1.3 Цели права пользования водными ресурсами

Водные объекты или их части могут предоставляться для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователям. Законодательно установлен перечень целей использования водных объектов: питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение; сброс сточных и дренажных вод; производства электрической энергии; водного и воздушного транспорта; сплава древесины (ст. 37 ВКРФ). Перечень целей водопользования, перечисленных в статье, не является исчерпывающим и дополняется целями, указанными в ст. 49 - 54 ВК РФ, а именно использование водных объектов: для лечебных и оздоровительных целей, рекреационных целей, для рыболовства и охоты, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечения пожарной безопасности, а также для обеспечения нужд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

Необходимо отметить, что перечень целей водопользования, установленных данной статьей, существенно отличается от целей использования водных объектов, закрепленных ст. 85 ВК РФ 1995 г. В частности, из него исчезли такие цели, как использование водных объектов для нужд промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства (помимо лесосплава) и строительства.

Использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения признается приоритетным. Этот приоритет вполне обоснованно сохраняется в российском праве вне зависимости от изменений в законодательстве. Согласно ст. 43 ВК для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для названных водных объектов устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В то же время есть местности, в которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодных для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. В исключительных случаях в соответствии с законодательством о недрах допускается использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.

Данная норма не отменяет приоритет использования водных объектов для питьевого и бытового водоснабжения, заложенный в ст. 3 ВК. Данный приоритет впервые в новом ВК РФ закреплен в качестве одного из его принципов и обеспечивается прежде всего путем:

резервирования источников питьевого водоснабжения (ст. 34);

контроля за соблюдением особого правового режима земельных участков и иных объектов недвижимости в границах зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения (ст. 36);

определения пригодности водных объектов для использования в указанных целях на основании санитарно-эпидемиологических заключений (ст. 43);

установления зон, округов санитарной охраны для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 43);

запрета сброса сточных и (или) дренажных вод в водные объекты, располагающиеся в границах зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 44);

обязанности водопользователей, эксплуатирующих гидроэнергетические сооружения, обеспечивать режим сработки и наполнения водохранилищ с учетом приоритета целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 46);

На случай возникновения чрезвычайных ситуаций осуществляется резервирование источников питьевого водоснабжения на основе защищенных подземных водных объектов. По данному вопросу принято Постановление Правительства РФ от 20.11.2006 № 703 «Об утверждении Правил резервирования источников питьевого водоснабжения».

Резервирование источников питьевого водоснабжения осуществляется государственными органами субъектов РФ. В названном постановлении предусмотрена подготовка:

перечней городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо зарезервировать источники питьевого водоснабжения;

санитарно-эпидемиологических заключений, определяющих пригодность разведанных запасов подземных вод для целей питьевого водоснабжения.

Таким образом, целевое использование водных объектов является одним из основных принципов регулирования водных отношений, базисом водного законодательства Российской Федерации, решающим образом влияющим на предоставление, изъятие, режим использования и охраны водных объектов, на права и обязанности водопользователей. От целей и соответствующего им использования водных объектов зависят возможность возобновления вод как ограниченного и уязвимого природного ресурса, обеспечение экономического, социального и экологического благополучия населения, а также существование животного и растительного мира.

2. Порядок пользования водными ресурсами

2.1 Договоры водопользования

В новом ВК РФ возрастает значение и расширяется возможность применения договоров водопользования, которые из вторичного правового института превращаются в первичный. В связи с этим упраздняется ставшее привычным для водного хозяйства лицензирование водопользования, на основе которого ранее заключались договора водопользования. Происходит сокращение государственного администрирования в рассматриваемой области. Основанием для заключения договора водопользования становятся результаты торгов, а именно аукционов. Случаи и порядок проведения аукционов будут определяться постановлениями Правительства РФ.

В статье 13 ВК РФ 2006 г. названы существенные условия договора водопользования. Прежде всего это предмет договора водопользования, т.е. сам водный объект или его часть. При этом в договоре должна быть указана береговая линия, служащая границей водного объекта, или же границы части водного объекта (заводи, затона, плеса, рукава). Законодатель признает необходимым для договора указание на цели, виды и условия использования водного объекта (в том числе объем допустимого забора или изъятия водного ресурса).

Указывается также срок договора водопользования, который, согласно ст. 14 ВК РФ 2006 г., не может быть более 20 лет. Между тем, по ВК РФ 1995 г. договоры долгосрочного водопользования могли заключаться максимум на 25 лет. Таким образом, законодатель в данном вопросе пошел на некоторое ужесточение.

Кроме того, указываются размер, условия и сроки внесения платы за водопользование. Согласно ст. 20 ВК РФ 2006 г., платежи в рамках договора водопользования должны стимулировать экономное использование и охрану водных объектов и дифференцироваться в зависимости от характеристик речного бассейна. К существенным условиям договора водопользования относятся также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (штрафы, пени и т.д.). Конечно же, в договоре определяется порядок прекращения пользования водным объектом, что имеет для обеих сторон важное практическое значение.

В целом приведенные существенные условия договоров водопользования совпадают с условиями договоров пользования водными объектами, предусмотренными ст. ст. 49, 57 ВК РФ 1995 г. (тогда они совпадали еще и с положениями лицензий).

Помимо приведенных условий, которые непременно должны быть в договоре водопользования, стороны могут по своему усмотрению закрепить в договоре и иные условия. В этом будет проявляться инициатива сторон, вызванная конкретными хозяйственным обстоятельствами.

В целом содержание договоров водопользования должно отражать права и обязанности водопользователей, предусмотренные ст. 39 ВК РФ 2006 г.

Согласно ст. 12 ВК РФ 2006 г., договорные отношения пользования водными объектам подпадают под действие гражданского законодательства (положения об аренде). В этом ВК РФ 2006 г. повторяет положения ст. 54 ВК РФ 1995 г. Однако действие гражданско-правового института аренды возможно лишь в той степени, в которой это не противоречит ВК РФ 2006 г. и существу договора водопользования.

В статье 17 ВК РФ 2006 г. в лаконичной форме закрепляется гражданско-правовой порядок изменения и расторжения договора водопользования. Таким образом, в данном случае специальное, т.е. водное законодательство само уступает место гражданскому. В свою очередь, согласно ст. ст. 450 - 452 ГК РФ, изменение и расторжение договора возможны по соглашению самих сторон либо по решению суда в связи с требованием одной из сторон. Применение названных положений ГК РФ, надо полагать, позволит избежать произвольных действий административных органов в области водных отношений. Административные органы больше не смогут в одностороннем порядке, как это делалось ранее, своей властью прекращать права физических и юридических лиц на использование российских водотоков и водоемов.

В то же время закладывается важный стимул поощрения добросовестных и образцовых водопользователей. Согласно ст. 15 ВК РФ 2006 г., водопользователи, надлежащим образом исполнявшие свои обязанности, в случае истечения срока действия договора сохраняют преимущественное перед другим лицом право на заключение договора водопользования на новый срок. При этом условия договора водопользования могут быть изменены по соглашению сторон.

Однако преимущественные права водопользователей действуют только в связи с договорами, заключенными не по результатам аукциона. Таким образом, данный стимул для добросовестного водопользования ограничен названным условием.

Право заключать договор водопользования проистекает из полномочий собственника. В полномочия органов государственной власти Российской Федерации входят владение, пользование и распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Аналогичные полномочия утверждаются за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления относительно водных объектов, находящихся, соответственно, в региональной или муниципальной собственности. Однако далеко не всегда федеральные органы сами будут заключать договоры водопользования. В ВК РФ 2006 г. предусмотрен механизм передачи функции осуществления отдельных федеральных полномочий региональным органам за счет субвенций из федерального бюджета. В результате органы государственной власти субъектов РФ предоставляют в договорное пользование водные объекты, находящиеся на территории одного региона (республики, края, области и т.д.), осуществляют относительно этих водных объектов водоохранные мероприятия и предотвращают негативное воздействие вод. Согласно ст. ст. 24, 26 ВК РФ 2006 г., федеральные органы определяют порядок подготовки и заключения договора водопользования, а также выделяют субвенции и контролирую их расходование.

В период действия ВК РФ 1995 г. на уровне субъектов Российской Федерации утверждались типовые или примерные формы договоров пользования водными объектами. Это было вполне понятно, ибо кроме однолетнего перерыва (в 2005 г.) именно региональные государственные органы и заключали договора водопользования. В настоящее время данный материал важен:

) как подспорье для разработки федеральных форм и образцов договоров водопользования, что особенно важно в условиях передачи федеральных полномочий субъектам Федерации. Ведь федеральные органы должны будут каким-либо образом упорядочить договорную практику субъектов Российской Федерации и не выпускать ее из-под контроля.

) для водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации. Обслуживанию "вторичного рынка" прав водопользования подчинена передача прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу (ст. 19 ВК РФ 2006 г.). Но на это требуется согласие полномочного государственного или муниципального органа. Срок рассмотрения заявления - 30 дней. Отказ в даче согласия на передачу права пользования водным объектом может быть обжалован заявителем в суде.

Институт передачи прав и обязанностей по договору водопользования по своему смыслу близок к распорядительной лицензии, предусмотренной ВК РФ 1995 г. Однако поскольку лицензии (включая распорядительные) по новому ВК РФ выдаваться не будут, речь, надо полагать, идет о договоре. К сожалению, законодатель лишь упоминает о том, что данная передача будет осуществляться в соответствии с гражданским законодательством.

Следует отметить, что передача права пользования водными объектами вызвала определенную настороженность верхней палаты Федерального Собрания. Согласно Постановлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ "О поручении Комитету Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды", предусматривается подготовка поправок в принятый ВК РФ с учетом критических замечаний Совета Федерации. По одному из замечаний, приведенных в Постановлении, требуется исключить передачу прав и обязанностей по договору водопользования другому лицу в отношении забора (изъятия) воды из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

На примере института передачи прав и обязанностей по договору водопользования можно убедиться, что положения ВК РФ 2006 г. нуждаются в конкретизации хотя бы на уровне постановлений Правительства РФ. В противном случае неурегулированность названных отношений может вызвать потерю государством реального контроля над использованием и состоянием того или иного переуступленного водоема, водотока или его части. При этом будет неизвестна реальная антропогенная нагрузка на водоем, водоток или его часть со стороны всех его пользователей. Практика заключения договоров о передаче прав и обязанностей пользования водными объектами требует разработать формы-образцы таких договоров.

.2 Решения о предоставлении водных объектов в пользование

Вместе с тем сокращение административного регулирования вовсе не должно ломать все без исключения разрешительные механизмы водопользования. Надо признать, что административный акт о предоставлении водного объекта в пользование является широко распространенным инструментом регулирования как в странах СНГ, так и в Западной Европе.

Поэтому полностью отказываться от разрешительных процедур в водопользовании было бы преждевременным.

Поэтому, согласно ст. ст. 11, 21 - 23 ВК РФ 2006 г., сохраняется предусмотренное еще в ВК РФ 1995 г. решение о предоставлении водных объектов в пользование. При этом круг случаев водопользования, предусматривающих применение этого инструмента, существенно расширен: от обороны до организации отдыха детей и инвалидов.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

обеспечения обороны страны и безопасности государства;

сброса сточных вод и (или) дренажных вод;

размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений;

размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов;

размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций;

разведки и добычи полезных ископаемых;

проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов;

подъема затонувших судов;

сплава леса в плотах и с применением кошелей;

забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель;

сельскохозяйственной деятельности;

организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов.

Следует иметь в виду, что ранее, согласно первоначальной редакции ВК РФ 1995 г., право особого пользования водными объектами возникало или прекращалось на основании решений Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ. Затем, согласно последующим изменениям в ВК РФ 1995 г., органы субъектов РФ были лишены такой возможности. В настоящее время, в связи с отменой лицензирования и передачи полномочий по принятию таковых решений иным, кроме Правительства РФ, государственным и муниципальным органам власти правовой инструмент решений о предоставлении водных объектов в особое пользование получит второе рождение.

В решении о предоставлении водного объекта в пользование с учетом всех обстоятельств и состояния водного объекта указываются цель, виды и условия использования водного объекта или его части. Они могут быть самыми разнообразными и зависеть от характера и назначения использования водного объекта, что определено в перечне возможных видов использования водного объекта.

Водный объект (или его часть) предоставляется в пользование конкретному водопользователю. Поэтому в решении о предоставлении водного объекта указываются сведения о данном водопользователе, причем не только об адресе и других его реквизитах, но и о материально-технических характеристиках предприятия, позволяющих судить о гарантиях выполнения водопользователем обязанностей по рациональному использованию и охране водного объекта.

В решении должен быть определен срок водопользования. В положениях ВК РФ 2006 г. не указывается предельных сроков решений о предоставлении водных объектов в пользование (в отличие от предельного срока договоров водопользования). Однако в части первой ст. 23 ВК РФ 2006 г. поясняется, что срок водопользования указывается самим физическим или юридическим лицом, заинтересованным в получении водного объекта или его части в пользование. Но в каждом отдельном случае орган, принимающий решение о предоставлении водного объекта в пользование, вправе определить этот срок в зависимости от характера водопользования.

Например, при предоставлении водного объекта для обеспечения обороны страны и безопасности государства может быть установлено бессрочное (постоянное) или, во всяком случае, очень длительное пользование; для размещения какого-либо строительства срок может быть определен в соответствии с проектом данного строительства; для подъема затонувших судов - по согласованию с организацией, которая проводит эти работы; для сплава леса - на период сезонных работ по сплаву древесины; в других случаях при определении срока водопользования также должны учитываться особенности водопользования с тем, чтобы обеспечить удовлетворение тех нужд, для которых предоставляется данный водный объект конкретному водопользователю, указанному в решении.

Решение снабжается приложениями, необходимыми для уяснения целей и задач использования конкретного водного объекта с учетом особенностей его расположения на местности как природного комплекса. Это материалы в графической форме с указанием других водопользователей на водном объекте, а также соседних землепользователей, зон с особыми условиями использования водного объекта; прилагаются также схемы размещения гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водном объекте. В качестве дополнения к названным материалам прилагается еще и пояснительная записка. Названные материалы имеют важное практическое значение для органов экологического контроля, наблюдающих за состоянием водного объекта, так как эти сведения позволяют более основательно проверить выполнение водопользователем обязанностей по рациональному использованию и охране данного водного объекта.

Лицо, заинтересованное в получении водного объекта или его части в пользование, должно обратиться с заявлением в соответствующий исполнительный государственный орган или орган местного самоуправления, в чьем ведении находится данный водный объект.

Само решение о предоставлении в пользование водного объекта или его части, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, принимается законным представителем собственника водного объекта. Следовательно, речь идет об исполнительном органе государственной власти и органе местного самоуправления. Между тем законным представителем собственника может быть и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому, согласно ст. 26 ВК РФ 2006 г., было передано федеральное полномочие по предоставлению водного объекта в пользование.

Взаимоотношения между уполномоченным органом и заявителем регулируются согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование".

Заявлению предшествует процедура запроса заинтересованного лица у полномочных органов сведений о водном объекте, а уже на основании полученных сведений физическое или юридическое лицо составляет заявление. В заявлении о предоставлении водного объекта в пользование содержатся:

сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность - для физического лица и индивидуального предпринимателя;

наименование и место расположения водного объекта;

обоснование вида, цели и срока водопользования.

К заявлению прилагается целый пакет документов:

копии учредительных документов, выписка из Единого государственного реестра юридических лиц;

копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя - при необходимости;

копия положительного заключения государственной экспертизы и акт о его утверждении - в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации;

документ о предоставлении в пользование земельного участка, необходимого для осуществления водопользования;

сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте;

материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка.

К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных и (или) дренажных вод дополнительно прилагаются:

расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных и (или) дренажных вод и показателей их качества;

сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объемов и контроля (наблюдения) качества сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод.

Место предполагаемого сброса сточных и (или) дренажных вод обозначается в графических материалах, прилагаемых к заявлению.

К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для разведки и добычи полезных ископаемых, кроме указанных документов, прилагается лицензия на пользование недрами.

К заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для забора (изъятия) водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (в том числе лугов и пастбищ), кроме приведенных документов, прилагаются:

сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для учета объема водных ресурсов, забираемых (изымаемых) из водного объекта;

сведения о технических параметрах водозаборных сооружений и мерах по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в эти сооружения или копия документа об утверждении проектно-сметной документации с указанием таких сведений для намечаемых к строительству водозаборных сооружений.

Предоставление не в полном объеме документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса, но требовать предоставления не установленных данным Постановлением документов запрещено.

Решение о предоставлении в пользование водного объекта должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заявления о предоставлении водного объекта или его части в пользование. В течение этого срока исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан сообщить о своем решении заявителю (об удовлетворении просьбы либо об отказе в предоставлении водного объекта).

Как предусмотрено в Водном Кодексе, отказ в предоставлении водного объекта или его части должен быть мотивирован и не носить характер отписки. Поэтому в отказе должны быть указаны конкретные статьи закона, которые послужили основанием для отказа в предоставлении данного водного объекта или его части.

Однако обоснование административными органами своего отказа не гарантирует их от возможных судебных споров. Право на обжалование отказа заявитель имеет не только на основании положений Водного Кодекса, но и на основании Федерального закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".

Решение о предоставлении водного объекта (или его части) в пользование принимается уполномоченным органом по специальной типовой форме, утвержденной МПР. Любое принятое решение подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре. Только после его регистрации данное решение вступает в юридическую силу. Очевидно, что отказ в регистрации решения также может быть обжалован в судебном порядке.

.3 Случаи использования водных объектов без договоров и решений

Не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для:

судоходства (в том числе морского судоходства), плавания маломерных судов;

осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов;

забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод;

забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

забора (изъятия) водных ресурсов для санитарных, экологических и (или) судоходных попусков (сбросов воды);

забора (изъятия) водных ресурсов судами в целях обеспечения работы судовых механизмов, устройств и технических средств;

проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов;

проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ;

охоты, рыболовства, рыбоводства, воспроизводства водных биологических ресурсов;

осуществления традиционного природопользования в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

санитарного, карантинного и другого контроля;

охраны окружающей среды, в том числе водных объектов;

научных, учебных целей;

разведки и добычи полезных ископаемых, размещения и строительства трубопроводов, дорог и линий электропередачи на болотах, за исключением болот, отнесенных к водно-болотным угодьям, а также болот, расположенных в поймах рек;

полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными;

купания и удовлетворения иных личных и бытовых нужд граждан.

Законодатель неоднозначно подходит к регулированию разведки и добычи полезных ископаемых. В части второй ст. 11 ВК РФ указано, что названная деятельность требует принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Но в части третьей ст. 11 ВК РФ разведка и добыча полезных ископаемых не требует заключения договора водопользования или принятия соответствующего решения. Надо думать, что в будущем законодатель определит, каким образом оформлять эти правоотношения. Скорее всего, решение будет принято в зависимости от характера полезных ископаемых и степени антропогенного воздействия на водоем или водоток.

право водный ресурс

2.4 Прекращение права пользования водными объектами

Статьей 10 ВКРФ предусмотрены основания и порядок прекращения права пользования поверхностными водными объектами, причем как ВК РФ, так и гражданским законодательством. ВК РФ 1995 г. (ст. 60) устанавливал закрытый, исчерпывающий перечень оснований для прекращения права пользования водным объектом и не предусматривал возможности применения гражданского законодательства.

Право пользования подземными водными объектами прекращается по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах, в частности ст. 20 Закона РФ "О недрах" к основаниям для прекращения права пользования недрами, в том числе подземными водами, отнесены следующие:

) по истечении установленного в лицензии срока ее действия;

) при отказе владельца лицензии от права пользования недрами;

) при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами;

) в случае переоформления лицензии с нарушением условий.

Право пользования недрами, в том числе подводными водами, может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случаях:

) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами;

) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии;

) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами;

) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.);

) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;

) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование;

) по инициативе владельца лицензии;

) непредставления пользователем недр отчетности, предусмотренной законодательством РФ о недрах;

) по инициативе недропользователя по его заявлению.

Отказ от права пользования недрами должен быть заявлен владельцем лицензии письменным уведомлением органов, предоставивших лицензию, не позднее чем за 6 месяцев до заявленного срока. Владелец лицензии на пользование недрами, в том числе подземными водами, должен выполнить все обязательства, определенные в лицензии на случай досрочного отказа от прав, до установленного срока прекращения права пользования недрами. При невыполнении владельцем лицензии таких обязательств органы, предоставившие лицензию, имеют право взыскать сумму ущерба от их невыполнения в судебном порядке.

При возникновении непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, возникновении чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и др.) пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр.

При нарушении пользователем недр существенных условий лицензии, систематическом нарушении пользователем недр правил пользования недрами, если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении 3 месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.

Право пользования водными объектами может быть прекращено в добровольном порядке по соглашению сторон или в принудительном - в судебном. К основаниям принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда отнесены:

) нецелевое использование водного объекта;

) использование водного объекта с нарушением законодательства РФ;

) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

Еще одним дополнительным основанием отказа названо принудительное прекращение права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд, которое осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

В отличие от перечисленных оснований для прекращения права пользования, которые возникают при неправомерном поведении участников правоотношений: нецелевом использовании водного объекта, использовании водного объекта с нарушением действующего законодательства, при необходимости принудительного прекращения права пользования водным объектом водопользователь не нарушает законодательства или договора. В связи с этим ему должен быть компенсирован соответствующим органом государственной власти или местного самоуправления ущерб, причиненный прекращением права пользования водным объектом.

Также устанавливается общий порядок прекращения права водопользования. Обязательным условием предъявления иска в суд о прекращении права пользования является вынесение водопользователю предупреждения органом государственной власти или органом местного самоуправления. Такое предупреждение, видимо, должно выноситься контролирующими органами в рамках государственного водного контроля.

Заключение

В процессе работы были рассмотрены вопросы права пользования водными ресурсами. Основное внимание было уделено изучению понятия права пользования водными ресурсами, рассмотрению основных видов права пользования водными ресурсами, целей права пользования водными ресурсами, изучению применения договоров водопользования, исследованию решений о предоставлении водных объектов в пользование, выявлению порядка прекращения права пользования водными объектами.

В результате рассмотрения этих вопросов мы пришли к следующим выводам.

Право пользования водными ресурсами - пользование гражданами и юридическими лицами (водопользователями) водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, на основании договоров водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Пользование природными ресурсами заключается в полезном использовании или извлечении из них полезных свойств.

Исходя из условий предоставления водных объектов в пользование водопользование подразделяется на совместное и обособленное водопользование. По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты; водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты; водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Водные объекты или их части могут предоставляться для удовлетворения одной или нескольких целей, одному или нескольким водопользователямдля питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; сброса сточных и дренажных вод; производства электрической энергии; водного и воздушного транспорта; сплава древесины, лечебных и оздоровительных целей, рекреационных целей, для рыболовства и охоты, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечения пожарной безопасности, а также для обеспечения нужд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности

Право пользования является субъективным правом участников правоотношений по охране и использованию водного объекта, возникает на основании либо решения о его предоставлении в пользование, либо договора водопользования.

Существенными условиями договора водопользования являются предмет договора водопользования, т.е. сам водный объект или его часть; также срок договора водопользования, не может быть более 20 лет; указываются размер, условия и сроки внесения платы за водопользование. К существенным условиям договора водопользования относятся также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств (штрафы, пени и т.д.). Конечно же, в договоре определяется порядок прекращения пользования водным объектом, что имеет для обеих сторон важное практическое значение. Изменение и расторжение договора возможны по соглашению самих сторон либо по решению суда в связи с требованием одной из сторон.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод и (или) дренажных вод; размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; размещения стационарных и (или) плавучих платформ и искусственных островов; размещения и строительства гидротехнических сооружений (в том числе мелиоративных систем), мостов, подводных и подземных переходов, а также трубопроводов, подводных линий связи, других линейных объектов, подводных коммуникаций и др.

Право пользования водными объектами может быть прекращено в добровольном порядке по соглашению сторон или в принудительном - в судебном. К основаниям принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда отнесены: нецелевое использование водного объекта; использование водного объекта с нарушением законодательства РФ; неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки.

Список использованных источников и литературы

. Нормативные акты.

1.1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. (с изм.) // Российская газета от 25 дек.1993.

.2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006, №74-ФЗ (ред. от 23.07.2008) // Собрание законодательства РФ от 05.06.2006. № 23. Ст. 2381.

.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994, № 51-ФЗ // Российская газета, 1994, от 8 декабря.

.4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01. 1996, № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. № 5. Ст. 410.

.6. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.02г., №7-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

.7. Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» в ред. от 11.11.2003 № 148-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 21.12.1998. № 51. Ст. 6273.

.8. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995, № 187-ФЗ (в ред. от 29.12.2004 № 122-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 04.12.1995. № 49. Ст. 4694.

.9. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995, № 174-ФЗ (в ред. от 21.12.2004 № 172-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 27.11.1995. № 48. Ст. 4556.

.10. Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999, № 52-ФЗ (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 05.04.1999. № 14. Ст. 1650.

.11. Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004, № 166-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 27.12.2004. № 52 (ч.I).

.12. Федеральный закон "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г., № 4866-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

.13. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" от 30 декабря 2006 г., № 844 // Российская газета. 2007. № 4.

.14. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ "О поручении Комитету Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды" от 26 мая 2006 г., № 136-СФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 15.11.2006. № 39. Ст. 4497.

.15. Постановление Правительства РФ от 20.11.2006 № 703 «Об утверждении Правил резервирования источников питьевого водоснабжения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 22.12.2006. № 65. Ст. 3464.

. Специальная литература

2.1. Аванов О. Правовое обеспечение экологических прав граждан // Законность. 2001. №2. С.20-23.

.2. Аполлонов А., Страунинг Э. Водные объекты в гражданском обороте // Закон. 2001. № 5. С. 45.

.3. Барышников А. Лицензирование использования и охраны водных объектов // Закон. 2001. № 5. С. 61.

.4. Бринчук М.М., Любовик О.Л. Федеральный закон «Об охране окружающей среды»: теория и практика // Государство и право. 2003. № 3. С.30.

.5. Бринчук М.М. Экологическое право: учебник для ВУЗов. М.: Юристъ, 2004. - 653 c.

.6. Боголюбов С.А. Экологическое право: учебник. М.: Юристъ, 2004. - 674 с.

.7. Васильева М.И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве // Государство и право.1999. № 8. С. 14.

.8. Васильева М.И. Юридические аспекты участия граждан в охране окружающей среды // Государство и право.1995. № 5. С. 6.

.9. Вершок И.Л. Об экологическом правосознании // Государство и право. 2003. № 3. С. 42.

.10. Виноградова Е. Юридические лица должны нести ответственность за экологические преступления // Российская юстиция. 2001. № 8. С. 21.

.11. Волков А.М. Основы экологического права. Общая часть: Учебное пособие. - М.: Изд-во «Щит-М», 2007. - 346 с.

.12. Данилов-Данильян В.И. и др. Окружающая среда между прошлым и будущим: мир и Россия (опыт эколого-экономического анализа). - М., 1994. - 143 с.

.13. Дуглас О. Трехсотлетняя война. Хроника экологического бедствия. - М., 1975. - 274 с.

.14. Дубовик О. Л. Экологическое право : учебник / О. Л. Дубовик . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Проспект , 2006. - 688 с.

.15. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2003. - 327 с.

.16. Ерофеев Б.В. Экологическое право. М.: Профобразование, 2002. - 264с.

.17. Казанцев В. Право граждан на информацию об окружающей среде // Российская юстиция. 2000. № 1. С. 18.

.18. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. - М., 1992. - 274 с.

.19. Копылов М.Н. О правовом содержании понятия «экологическая безопасность» // Правоведение. 2000. № 1. С. 24.

.20. Красавчикова Л.О. Право на благоприятную окружающую среду (гражданско-правовой аспект) // Российский юридический журнал. 1993. № 2. С.23.

.21. Краснова И.О. Экологическое право и правление США. - М., 1992.- 269 с.

.22. Крассов О.И. Экологическое право. Учебное пособие. - М.: Норма, 2003. - 374 с.

.23. Кузьмин В.Н. Общая характеристика экологического кризиса и особенности его проявления в России // Следователь. 2000. №8. С. 8-12.

.24. Курочкина В.В., Волков А.М. Сборник нормативных правовых актов по экологическому праву. М.: Изд-во «Щит-М», 2003. - 561 с.

.25. Кузьмин В.Н. Правотворческая деятельность государства в обеспечении экологической безопасности // Следователь. 2000. №7. С. 5-11.

.26. Лапина М.А. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Постатейный комментарий к Российскому законодательству. М.: Экзамен, 2003 г. - 574 с.

.27. Новикова Е.В. О соотношении публичноправовых и частноправовых начал в экологическом законодательстве // Государство и право. 2000. № 3. С.32.

.28. Новикова Е.В. Правовое обоснование подходов к распределению экологических обязательств между новым и прежним природопользованием // Государство и право. 2003. № 2. С. 47.

.29. Охрана природы. Международные организации, конвенции и программы. - М., 1995.- 284 с.

.30. Полковникова М.А. К вопросу об экологических правах граждан // Экологическое право. 2000. № 10. С. 13.

.31. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / Под. ред. Бринчук М.М. - М., Бек, 1999.- 154 с.2.31.

.32. Сиваков Д.О. Водный кодекс и договоры водопользования // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 21.

.33. Сиваков Д.О. Водное право: учебно-практическое пособие. - М.: ЮСТИЦ ИНФОРМ, 2010. - 92 с.

.34. Чубуков Г.В. Экологическое право - развивающаяся отрасль отечественного законодательства // Журнал российского права. 2001. № 7. С. 14.

.35. Экологическое право: Учебник // под ред. Курочкиной В.В., Гучкова В.В. М., ЮНИТИ, 2004. - 379 с.

.36. Экологические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать?: Учебное пособие / Под ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. - М.,1997. - 295с.

.37. Экологическое право: учебник / под ред. С.А. Боголюбова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 482 с.

.38. Ястребов Д.А. Некоторые вопросы судебной защиты экологических прав граждан // Экологическое право. 2000. № 1. С. 15.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!