Как свидетельствуют данные таблицы 2, общий доход от прочей реализации составляет - 30 052 тыс. руб. (т.е. убыток), что выше уровня 2008 года в 3,4 раза. Доходы наблюдаются по многим статья реализации. Наибольшая прибыль в 2009 году получена от реализации «Основных средств» (1600 тыс. руб.), что выше уровня 2008 года в 2,6 раза и «Материалов» (1000 тыс. руб.), что выше в 1,5 раз. Тем не менее, из-за непродуманной инвестиционной политики ценные бумаги других компаний, находящиеся в собственности ОАО «Красная поляна», обесценились, что привело к убытку деятельности от прочей реализации и внереализационных результатов в 2008 и 2009 годах.
2.2 Анализ и оценка налоговых платежей и контрольной деятельности налоговых органов
Основными показателями, характеризующими налоговое администрирование по налогу на прибыль в Курской области являются:
объем поступлений налога на прибыль;
динамика задолженности по налогу на прибыль;
количество проверок по налогу на прибыль и их результаты.
Как указывает Минфин России в Письме от 24.10.2008 №03-02-07/1-429, ответственность по ст. 119 НК РФ может наступить только за нарушение срока подачи налоговой декларации за налоговый период, а не авансовых платежей.
В целом деятельность налоговых органов по контролю за соблюдением налогового хозяйствующими субъектов отличается следующими особенностями.
В таблице 3 приведены данные за 2007-2009 гг. о результатах контрольной работы налоговых органов.
Таблица 3 - МИ ФНС России №3 по Курской области за 2007-2009 гг.
Наименование показателя2007 г2008 г2009 г2009 г. к 2007 г., в %А1234Количество организаций, стоящих на учете в МИ ФНС России №3165316591959118,51Количество индивидуальных предпринимателей, стоящих на учете в МИ ФНС России №3367037354151113,11Выявлено нарушений у организаций, проверенных на выездных проверках162133206,25Выявлено нарушений у индивидуальных предпринимателей, проверенных на выездных проверках1215866,67Выявлено нарушений по камеральным проверкам5827811582271,82Количество протоколов об административных правонарушениях должностных лиц в области налогов и сборов (ст 15.3. - 15.9, 15.11 КОАП РФ)99120138139,39Количество случаев приостановления операций в финансово-кредитных организациях119015131732145,55Дополнительно начислены налоги, пени и налоговые санкции по результатам камеральных проверок81436081507458840,72Дополнительно начислены налоги, пени и налоговые санкции по результатам выездных проверок2492053501221233887,77Сумма уменьшенных платежей по результатам выездных проверок229387019в 31 раз
Согласно таблице 3 на 31.12.2009 г. на учете в МИ ФНС России №3 по Курской области на учете стояло 1959 юридических лиц, 4151 индивидуальный предприниматель. В 2009 году налоговой инспекцией проведено 54 выездных проверки на соблюдение налогового законодательства.
У 33 организаций и 8 предпринимателей выявлены нарушения при проведении выездных проверок. В целом, отмечается рост числа зарегистрированных организаций и предпринимателей в качестве налогоплательщиков в 2009 году по сравнению с 2007 годом на 118, 51%.
В то же время выросли объемы проводимых проверок в среднем в 2 раза.
Наблюдается рост и количество нарушений налогового законодательства, так в 2009 году выявлено 33 нарушения у организаций, проверенных на выездных проверках, что на 203% больше по сравнению с 2007 годом и выявлено 1582 нарушения по камеральным проверкам, что больше по сравнению с 2007 годом в 2,7 раза.
В приложении Б представлены отчеты о результатах контрольной работы налоговых органов по форме №2-НК.
Дисциплинарная ответственность - это ответственность работника перед своим работодателем. Меры дисциплинарного взыскания установлены ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ): замечание, выговор, увольнение по соответствующему основанию. Помимо нарушений дисциплины (например, прогул), дисциплинарная ответственность может наступить и за ненадлежащее выполнение работником своих прямых должностных обязанностей (например, за нарушение бухгалтером сроков сдачи налоговой отчетности).
Однако для применения одной из мер дисциплинарной ответственности работодатель должен соблюсти соответствующую процедуру, предусмотренную ст. 193 ТК РФ (затребовать от работника объяснение, в случае отказа от дачи объяснений составить акт, вынести приказ о наложении взыскания, объявить этот приказ работнику под расписку).
2.3 Налоговое администрирование налогообложения прибыли
Итоги контрольных мероприятий по налогу на прибыль являются отражением принципиальных изменений в содержании и методах организации и проведения налогового контроля. Введение с 2002 года нового порядка исчисления и уплаты налога на прибыль обусловило необходимость усиления камерального контроля. Этот вид контроля позволяет уже на этапе представления налоговой отчетности оперативно выявлять нарушения законодательства.
В связи с этим была проведена переориентация в выборе объектов камеральной проверки. До 2002 года результативность камерального контроля в основном обеспечивалась доначислением налога в случаях неправомерного заявления налогоплательщиками налоговых льгот, которые составляли до 30% налогооблагаемой базы. А сегодня контроль ориентирован на вопросы правильности формирования налоговой базы, соблюдения порядка исчисления налога и заполнения налоговой декларации.
Современные требования по качеству и объемам проводимых камеральных проверок остро обозначили необходимость учета ряда факторов, а именно: жесткое соблюдение сроков всех ее технологических этапов начиная с регистрации, ввода данных налоговых деклараций, начисления налога на прибыль в информационную систему «Расчеты с бюджетом», собственно проведения камеральной проверки и оформления результатов контрольных мероприятий.
Для повышения результативности контроля управление дополнительно к формируемым протоколам ошибок разработало методы целевого отбора объектов для проверки показателей деклараций по налогу на прибыль посредством использования ресурсов АИС «Налог 2 Курск». В систему вводятся данные налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.
В результате целевого отбора в автоматизированном режиме формируются списки организаций, в декларациях которых есть нарушения. Например, несоответствие определенных показателей по сравнению с бухгалтерской отчетностью, нарушение порядка заполнения деклараций, ошибки арифметического и логического характера, неточности в определении налоговой базы.
Кроме того, управление на региональном уровне с помощью АИС «Налог-2 Курск» проводит в режиме реального времени мониторинг выполнения налоговыми органами Москвы технологических этапов работы с налоговой отчетностью. Это позволяет своевременно выявлять проблемные вопросы администрирования налога на прибыль, в первую очередь по крупнейшим налогоплательщикам.
Налоговые органы в рамках администрирования налогообложения прибыли проверяют в первую очередь следующие данные:
) реализация отдельных товаров, работ, услуг не облагается НДС;
) если организация занимается экспортом, отгрузка товара считается облагаемой НДС, однако ставка НДС все равно нулевая. То есть вот эта нулевая ставка и вносит свои коррективы;
) погашение дебиторской задолженности. При оплате задолженности сумма НДС отражается в декларации НДС, а вот в декларации по налогу на прибыль такое погашение никак не отразится, потому что реализация уже была осуществлена при отгрузке товара;
) сумма авансов и предоплат включается в строки 140 или 150, раздел третий налоговой декларации по НДС в зависимости от ставки налога;
) если у налогоплательщика в проверяемом периоде были операции по передаче имущества безвозмездно, то в декларации по налогу на прибыль такая операция не отражается, а в декларации по НДС информация будет отражена.
Рассмотрим контрольные соотношения показателей декларации по налогу на прибыль, невыполнение которых ведет к завышению (занижению) сумм налога на прибыль к доплате (уменьшению) и завышению (занижению) ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль.
Таблица 3 - Контрольные соотношения показателей декларации по налогу на прибыль
Раздел 1. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика, подраздел1.1 Для организаций, уплачивающих авансовые платежи и налог на прибыль Соотношение Лист 02. Расчет налога на прибыль организацийСтр. 040 = Стр. 190 - стр. 220 - стр. 250, при условии, что стр. 190> стр. 220 + стр. 250 Стр. 050 = Стр. 220 + стр. 250 - стр. 190, при условии, что стр. 190<стр. 220 + стр. 250 Стр. 070 (для организаций, у которых нет обособленных подразделений) = Стр. 200 - стр. 230 - стр. 260 при условии, что стр. 200>стр. 230 + стр. 260 Стр. 080 (для организаций, у которых нет обособленных подразделений) = Стр. 230 + стр. 260 - стр. 200 при условии, что стр. 200<стр. 230 + стр. 260Подраздел 1.2 - для организаций, уплачивающих ежемесячные авансовые платежиСтр. 120 = Стр. 300:3 Стр. 130 = Стр. 300:3 Стр. 140 = Стр. 300:3 Для организаций, у которых нет филиалов: Стр. 220 = Стр. 310:3 Стр. 230 = Стр. 310:3 Стр. 240 = Стр. 310:3
Ошибки, допускаемые налогоплательщиками при заполнении декларации, выявляются также при сравнении показателей, отражаемых в декларации по налогу на прибыль, бухгалтерской отчетности и других декларациях. Прежде всего, выявляются причины отклонений выручки предприятия, отражаемой по данным бухгалтерского учета в форме №2 приложения к балансу «Отчета о прибылях и убытках», и по данным налогового учета: в декларации по налогу на прибыль и по налогу на добавленную стоимость. Кроме этого сопоставляются и анализируются показатели расходов в случае их превышения по данным налогового учета, и финансового результата в случае, если в декларации по налогу на прибыль он ниже, чем по данным бухгалтерского учета.
В связи с тем, что декларация по налогу на прибыль содержит аналогичные показатели, предусмотренные формой №2 «Отчет о прибылях и убытках», №4 «Отчет о движении денежных средств» и №5 Приложение к бухгалтерскому балансу, необходим анализ сопоставимости следующих показателей:
. Выручка от продажи ценных бумаг и иных финансовых вложений (строка 010 листа 05 декларации по налогу на прибыль и строка 220 формы №4)
. поступления бюджетных средств (код 330 листа 07 декларации по налогу на прибыль и строка 910 формы №5
. Доходы или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году (строка 101 или 301 приложения 1 к листу 02 декларации по налогу на прибыль и строка «прибыль / убыток/ прошлых лет в расшифровке отдельных прибылей и убытков формы №2).
Для того чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, необходимо по их запросу представить в соответствии со статьей 88 Налогового Кодекса РФ грамотное пояснение причин расхождений аналогичных показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.
Обязательным элементом камерального контроля является проверка отдельных показателей на предмет их соответствия действующим нормам законодательства по налогу на прибыль. Прежде всего, это проверка правильности учета в налоговой базе убытков предыдущих налоговых периодов, убытков от реализации амортизируемого имущества, убытков, полученных от обслуживающих производств и хозяйств и убытков от реализации ценных бумаг. Следует помнить, что такие убытки учитываются в особом порядке, предусмотренном статьями 283, 268, 275.1, 280 Налогового Кодекса РФ.
При предоставлении деклараций и бухгалтерской отчетности на электронных носителях (дискетах) их принимают сотрудники отдела работы с налогоплательщиками. При этом представление бумажных экземпляров документации является обязательным.
Документация проходит программный контроль на соответствие формату ее представления, после чего формируется протокол входного контроля. Документация в бумажном виде подвергается визуальному контролю на наличие обязательных реквизитов. В случае отсутствия в представленной документации реквизитов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками в устной форме предупреждает плательщика об этом и предлагает внести необходимые изменения. При отказе плательщика внести необходимые изменения на стадии приема, а также в случае представления документации по почте отдел работы с налогоплательщиками в трехдневный срок письменно уведомляет плательщика о необходимости представления им документа по утвержденной форме.
Затем документы обрабатываются так же, как в случае их приема на бумажных носителях. Не позднее следующего рабочего дня с даты принятия документы, принятые в бумажном виде и на электронных носителях, формируются в пачки с сопроводительными ярлыками или реестрами и передаются в отдел ввода и обработки данных с примечанием, что данные документы имеют копию, представленную на электронном носителе. Документы от крупнейших и основных плательщиков и документы по регистрации и учету плательщиков до окончания рабочего дня, в течение которого они были получены, формируются в отдельные пачки и передаются в отдел ввода и обработки данных в первоочередном порядке.
Документы в бумажном виде вместе с их экземплярами на электронных носителях подвергаются визуальному контролю на предмет соответствия данных на бумажных и электронных носителях. При наличии расхождений вводу подлежат данные отчетности с бумажного носителя.
Работники отдела ввода и обработки данных при получении вынесенных решений как по камеральным, так и по выездным проверкам не позднее пяти рабочих дней обеспечивают отражение в РСБ сумм налогов, пеней, санкций. По решениям, по которым имеются вступившие в законную силу судебные акты, изменения вносятся в РСБ не позднее трех дней с даты поступления (регистрации) судебного акта.
По окончании ввода решения по реестру передаются в отдел, в котором осуществляется хранение отчетности, и подшиваются в дела плательщиков. В случае автоматизированного формирования решения в отделе, который проводит проверки, после его утверждения суммы налогов, пеней, санкций автоматически отражаются в РСБ.
В настоящее время МНС России на федеральном уровне утверждены форматы представления деклараций и других документов, представляемых плательщиками в налоговые органы в электронном виде. Форматы представления в электронном виде деклараций по региональным и местным налогам утверждаются управлениями МНС России.
Обработка информации в МИ ФНС России №3 ведется в ПК «Система ЭОД местного уровня».
Внедрение ЭОД позволило ускорить процесс перехода налогоплательщиков на систему представления налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Переход на представление отчетности в электронном виде через специализированного оператора связи позволит налогоплательщикам:
сэкономить рабочее время, затрачиваемое на представление отчетности;
избежать дублирования налоговых деклараций, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, на бумажных носителях;
не допускать ошибок при подготовке отчетности за счет обеспечения средствами входного контроля автоматической проверки правильности составления отчета;
иметь возможность оперативного обновления форматов представления документов в электронном виде в случае изменения или введения новых форм налоговой и бухгалтерской отчетности;
В этом случае сумма ежемесячных авансовых платежей, которая уплачивается в бюджет в течение текущего квартала, определяется исходя из суммы квартального авансового платежа, исчисленного по итогам предыдущего квартала (абз. 3 - 5 п. 2 ст. 286 НК РФ).
Рассмотрим исчисление налога на прибыль на конкретном предприятии ЗАО «ГОТЭК».
Статьей 286 НК РФ определены следующие особенности исчисления и уплаты авансовых платежей в зависимости от отчетного периода:
по итогам каждого квартала без уплаты ежемесячных платежей в рамках этого квартала - применяется в соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ, в случае, когда выручка налогоплательщика за предыдущие четыре квартала не превышала в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, а также в прочих случая, перечисленных в п. 3 ст. 286 НК РФ;
При этом рассчитывать ежемесячные авансовые платежи нужно с учетом следующих особенностей.
Ежемесячные авансовые платежи, уплачиваемые в I квартале текущего налогового периода, будет соответствовать ежемесячному авансовому платежу, подлежащему уплате в IV квартале предыдущего налогового периода (абз. 3 п. 2 ст. 286 НК РФ).
Ежемесячный авансовый платеж, уплачиваемый в III квартале текущего налогового периода, необходимо определять по следующей формуле (абз. 4 п. 2 ст. 286 НК РФ):
А3 = (АК2 - АК1) / 3, (1)
где А3 - ежемесячный авансовый платеж, подлежащий уплате в III квартале текущего налогового периода;
АК2 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам полугодия текущего налогового периода;
АК1 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам I квартала текущего налогового периода.
Ежемесячный авансовый платеж, уплачиваемый в IV квартале текущего налогового периода, рассчитывается по следующей формуле (абз. 5 п. 2 ст. 286 НК РФ):
А4 = (АК3 - АК2) / 3, (2)
где А4 - ежемесячный авансовый платеж, подлежащий уплате в IV квартале текущего налогового периода;
АК3 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам девяти месяцев текущего налогового периода;
АК2 - квартальный авансовый платеж, исчисленный по итогам полугодия текущего налогового периода.
Необходимо отметить, что ежемесячный авансовый платеж, подлежащий уплате в течение каждого квартала текущего налогового периода, определяется не из фактически полученной, а из предполагаемой прибыли, размер которой определяется по итогам предыдущего квартала. Вместе с тем в течение текущего квартала организация может получить меньше прибыли, чем в предыдущем квартале, или получить убыток. Но данные обстоятельства не освобождают организацию от уплаты ежемесячных авансовых платежей в текущем квартале.
В подобных ситуациях сумма ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в текущем квартале (либо ее часть), будет признаваться переплатой по налогу на прибыль. В свою очередь, переплата подлежит зачету в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иным налогам, на погашение недоимки и уплату пеней или подлежит возврату вашей организации в установленном порядке (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Если исчисленная сумма ежемесячного авансового платежа получится отрицательной или равной нулю, то ежемесячные авансовые платежи в соответствующем квартале не уплачиваются (абз. 6 п. 2 ст. 286 НК РФ).
Уплата ежемесячных авансовых платежей в соответствующий бюджет должна производиться не позднее 28 числа каждого месяца соответствующего отчетного периода (абз. 3 п. 1 ст. 287 НК РФ).
Налоговую декларацию в этом случае, необходимо представить не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3 ст. 289 НК РФ).
Рассмотрим применение данного метода на примере исследуемого предприятия в 2009 году.
Сумма ежемесячного авансового платежа за IV квартал 2008 г., уплаченная ЗАО «ГОТЭК», составила 5940 тыс. руб.
Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа в течение первого квартала будет также составлять 5940 тыс. руб.
В первом квартале 2009 г. организация признала выручку в размере 138 183 тыс. руб. (с НДС). При этом ЗАО «ГОТЭК» понесло расходы в размере 135 548 тыс. руб. Налогооблагаемая прибыль составила 2 262 тыс. руб., налог на прибыль - 754 тыс. руб.
Сумма ежемесячного платежа за II квартал составила 754 тыс. руб. (2 262 тыс. руб. / 3). В строке 040 Раздела 1.1 декларации указывается сумма налога - 754 тыс. руб.
По итогам первого полугодия 2010 года выручка ЗАО «ГОТЭК» составила 334 562 тыс. руб. (без НДС). Расходы составили - 329.700 тыс. руб. Таким образом, прибыль за полугодие составила 4 862 тыс. руб., налог на прибыль - 972 тыс. руб.
Ежемесячный авансовый платеж за апрель, май, июнь 2009 года будет составлять: (1.260 тыс. руб. - 600 тыс. руб.) / 3 = 220 тыс. руб.
Подобным образом будет рассчитываться сумма авансовых платежей за четвертый квартал 2009 года.
Исчисленный по итогам соответствующего отчетного периода квартальный авансовый платеж отражается по строке 180 листа 02 декларации. Часть этого платежа, исчисленную к уплате в федеральный бюджет, нужно отразить по строке 190, а в бюджет субъекта РФ - по строке 200 листа 02 декларации.
Фактическая сумма авансового платежа, которую нужно уплатить в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ за отчетный период, показывается соответственно по строкам 270 и 271 листа 02. При этом показатели строк 270 и 271 должны быть равны соответственно показателям строк 040 и 070 подраздела 1.1 разд. 1 налоговой декларации.
Чтобы определить сумму квартального авансового платежа, подлежащую фактической уплате по итогам отчетного периода в федеральный бюджет, нужно вычесть из показателя строки 190 листа 02 показатели строк 220 и 250 листа 02. Чтобы определить сумму квартального авансового платежа, подлежащую фактической уплате в бюджет субъекта РФ, надо вычесть из показателя строки 200 листа 02 показатели строк 230 и 260 листа 02.
Отметим, что по строкам 220 и 230 показываются суммы начисленных авансовых платежей соответственно в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ за прошлый отчетный период (они отражены соответственно по строкам 190 и 200 листа 02 декларации за предыдущий отчетный период). А строки 250 и 260 предназначены для отражения в них сумм налога, которые вы уплатили за пределами РФ и которые подлежат зачету в счет уплаты налога в РФ (см. ст. 311 НК РФ).
3. Проблемы и пути совершенствования администрирования налогообложения прибыли
3.1 Зарубежный опыт налогового администрирования налогообложения прибыли
Некоторые страны, такие как Великобритания, Австралия, Канада, Германия, приняли поправки в национальное налоговое законодательство и ввели общие правила противодействия минимизации налогового бремени. В ближайшем будущем их примеру последуют и другие государства.
В странах, где способы оптимизации и уклонения от уплаты налогов законодательно разграничены, возможность использования элементарных схем минимизации налогов отсутствует. Как следствие - схемы оптимизации настолько усложнились, что воспользоваться ими могут только состоятельные люди и крупные корпорации.
Получается, что наиболее обеспеченные налогоплательщики, то есть те, которые в состоянии воспользоваться услугами консультантов, могут провести операцию, уменьшив свои налоговые обязательства. Разумеется, такая ситуация неприемлема. В разных странах урегулирование на законодательном уровне минимизации налогового бремени происходит по-разному. Это объясняется различием в правовом устройстве, отношением судей к данной проблеме и законотворческими традициями.
Например, во Франции, Германии и Нидерландах в основе правовой системы лежит концепция предотвращения злоупотребления правом. Суды, как правило, применяют указанную концепцию при толковании и применении налогового законодательства в спорах, когда может быть доказано, что какая-либо операция представляет собой случай злоупотребления нормами законодательства или их неправильного применения. В этих странах власти не считают необходимым вносить поправки в законодательство, с тем чтобы разграничивать легальные способы минимизации. Исключение составляет только Германия, которая приняла соответствующие поправки.
В странах, где подобной концепции противодействия злоупотреблению правом не существует, суды, как правило, не выходят за пределы текста законов, чтобы определить, имела место фактическая минимизация налогового бремени или нет. Однако суды США, в меньшей степени суды Великобритании, разработали свои правила толкования законодательства при рассмотрении некоторых элементов сделок по минимизации налогов. Суды Великобритании установили эти правила в начале 80-х годов при рассмотрении дел, связанных с применением сложных и запутанных схем. Решения судов других стран общего права, например Канады, Ирландии и Австралии, в большинстве случаев иные, чем решения судов США и Великобритании.
Опыт Австралии. Законодательная база.
Правила GAAR, применяемые в настоящее время в Австралии, гласят: если налогоплательщик получил или может получить налоговую льготу в результате применения схем, подпадающих под действие части IV A, налоговые органы вправе принять одно из следующих решений:
полностью или частично включить суммы налога в налогооблагаемый доход налогоплательщика, если налоговая льгота может быть отнесена к сумме, исключаемой из его годового налогооблагаемого дохода;
отказать в применении налогового кредита, если налоговая льгота может быть отнесена к кредиту по иностранным налогам, применяемому налогоплательщиком.
Чтобы заявить о том, что налогоплательщик недобросовестно использовал схему, налоговый орган изучает:
. способ инициирования и реализации схемы;
. форму и содержание схемы;
. время начала и период реализации схемы;
. влияние реализации схемы на размер налоговых обязательств;
. любое изменение финансового положения налогоплательщика, которое было, будет или может быть обусловлено реализацией схемы;
. любое изменение финансового положения имеющего или имевшего деловые, семейные или иные отношения с налогоплательщиком лица, которое было, будет или может быть обусловлено реализацией схемы;
. любые иные последствия инициирования и реализации схемы для налогоплательщика или любого иного лица, указанного выше;
. характер деловых, семейных или иных отношений между налогоплательщиком и любым иным лицом, указанным выше.
В качестве примера применения норм части IV A можно привести следующее дело. Налогоплательщики Австралии вложили 40 млн. австралийских долларов в иностранные процентные ценные бумаги. На первый взгляд, налогоплательщики провели коммерческую операцию. Однако проведенная операция включала:
перевод прав бенефициара на финансовые средства в юрисдикции с пониженным налогообложением посредством парных банковских операций между Сингапуром и Гонконгом без очевидной коммерческой цели;
открытие специального счета в банке, расположенном в оффшоре на Островах Кука, и направление оффшорному банку приказа о переводе средств на указанный счет. При этом счет предусматривал начисление процентов по ставке примерно на 4% ниже, чем в банках Австралии;
составление доверенности на Островах Кука на проведение запутанной операции по выдаче вкладного сертификата компании, в которую были вложены средства, и последующий отказ от него;
направление из Австралии на Острова Кука юриста компании с единственным поручением реализовывать полномочия, полученные по указанной доверенности, и принимать участие в соответствующих операциях по вложению и получению средств по наступлению срока погашения ценной бумаги якобы для проверки надежности вложений.
Результатом применения указанной схемы стало получение более высокой чистой прибыли после налогообложения. Со сделки уплачивался только символический налог на Островах Кука. Доход из иностранного источника, который подлежал налогообложению у источника в тот период времени, в Австралии налогом не облагался. Налогоплательщики утверждали, что основной целью сделки являлось получение более высокой чистой прибыли после налогообложения в рамках основной деятельности и их действия носили чисто коммерческий характер.
Однако суд, изучив обстоятельства операций, постановил: сложный характер схемы свидетельствует о том, что схема была реализована только в целях налогового планирования. По мнению суда, налогоплательщики реализовали схему для получения налоговой льготы.
В пользу налоговых органов.
По признанию налоговых органов Австралии новые нормы закона о доходах, в которых более четко сформулированы признаки схем оптимизации, позволяют безошибочно выявлять незаконные схемы ухода от налогообложения. И это несмотря на то, что воздействие нововведений на коммерческие операции в некоторой степени нейтрализуется существующей в Австралии системой предварительных судебных решений.
В сложившихся условиях налогоплательщики полагаются на то, что налоговые органы не будут преследовать компании по делам, в которых четко не установлено использование схем для получения налоговых льгот. В связи с этим в свое время налоговые органы Австралии заявили, что разъяснения по делам, касающимся применения положений части IV A, будет давать старший консультант центров налогового консультирования.
3.2 Проблемы налогового администрирования налогообложения прибыли
Но все-таки существует ряд проблем налогового администрирования по налогу на прибыль, характерных как для Курской области, так и для РФ в целом.
Анализ основных проблем в области налогообложения прибыли показал, что российские компании не заинтересованы в максимизации налогооблагаемой прибыли в учете, а наоборот, стремятся к формированию убытка, поскольку могут переносить полученный убыток на будущее в течение 10 последующих лет. Данным принципом пользуются многие организации, а это в свою очередь не отражает реальную финансовую картину на предприятиях, приводит к сокрытию прибыли от налогообложения и выпадению налоговых доходов бюджетов.
Еще одной проблемой, приводящей к недоимке налога на прибыль в бюджете Российской Федерации, является сложная система его расчета.
Необходимость ведения параллельной системы учета приводит не только к снижению эффективности налогового контроля, но и к тому, что многие налоговые преференции не способствуют стимулированию хозяйственной активности по отдельным приоритетным видам деятельности, определяемым государством [5].
От налоговых органов при проведении проверок требуется крайне трудоемкая и требующая больших интеллектуальных затрат процедура изучения существующей в организации системы налогового учета и оценки ее соответствия требованиям налогового законодательства.
Для упрощения системы отчетности по налогообложению прибыли необходимо минимизировать количество различий между налоговыми и бухгалтерскими учетными процедурами. При этом снижение трудоемкости организации налогового учета никак не должно снизить эффективность налога на прибыль организаций.
Еще одной проблемой является развитие регионов и муниципалитетов в условиях их ограниченных возможностей в формировании необходимого объема бюджетных ресурсов.
3.3Направления совершенствования администрирования налогообложения прибыли
Можно предложить следующие пути совершенствования налогового администрирования по налогу на прибыль:
ввести минимальный налог на прибыль организаций;
сократить количество различий между налоговыми и бухгалтерскими учетными процедурами;
рассмотреть возможность предоставления права «сверхускоренной амортизации» для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность;
внести изменения в НК РФ.
Одним из эффективных инструментом решения проблем администрирования налога на прибыль является использование зарубежного опыта в части введения минимального налога на прибыль организаций. Оптимальный уровень минимального налога составляет около 4% от выручки. Таким образом, независимо от результатов деятельности после применения всех экономически обоснованных вычетов, налогоплательщики будут уплачивать фиксированную сумму налога.
Вновь созданные компании в течение первых двух лет должны освобождаться от его уплаты. Уплата в обязательном порядке минимального налога на прибыль организаций будет стимулировать налогоплательщиков становиться прибыльными компаниями.
При оптимизации налогового администрирования налога на прибыль можно выделить два направления:
минимизация суммы налога - предполагает выбор таких способов налогового учета, которые дают минимальную величину налоговой базы, т.е. признание доходов по минимуму, а расходов - по максимуму;
- откладывание уплаты налога - заключается в том, чтобы выбрать такие способы налогового учета, которые позволяют признавать налоговую базу в самый поздний из возможных моментов.
Первое направление связано с образованием постоянных налоговых разниц, второе - временных. При этом нормы, приводящие к временным налоговым разницам, должны прописываться в более свободных формах, оставляя возможность налогоплательщикам самим определять сроки признания доходов и расходов.
Возможность более раннего или более позднего признания доходов и расходов, чем это предусмотрено в бухгалтерском учете, не снизит эффективность налога на прибыль организаций. Вместе с тем, это позволит существенно снизить трудоемкость учетного процесса [3, c. 143].
Целесообразно в Налоговый кодекс РФ внести соответствующие поправки. Во-первых, для укрепления прав и ответственности местных органов власти следует восстановить ту часть ставки отчислений от налога на прибыль организаций, которая зачислялась в бюджеты муниципальных образований. Во-вторых, представляется целесообразным установить право региональных органов власти уменьшать установленную федеральным законодательством ставку отчислений от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов РФ вплоть до полного освобождения от его уплаты.
При установлении пониженной ставки налога на прибыль на региональном уровне, в целях повышения заинтересованности предприятий в активизации предпринимательской и инвестиционной деятельности, ставку целесообразно снижать, применяя так называемый «прогрессивный метод».
Интервал снижения ставки должен зависеть от объема инвестиций. Расчеты по снижению ставки налога должны производиться индивидуально для каждого региона с учетом приоритетов специфики его экономического развития. При этом следовало бы предусмотреть в федеральном законодательстве, что налоговая льгота в форме снижения ставки налога может предоставляться только тем налогоплательщикам, которые не только зарегистрированы, но и осуществляют деятельность в сфере материального производства на соответствующей территории [1, c. 321].
Применение данного предложения позволит предприятиям наращивать свой производственный потенциал, что в перспективе, приведет к увеличению доходов бюджета соответствующего уровня. Решение задачи более равномерного распределения налоговой нагрузки на разные сферы экономики осуществляется с применением расчетной ставки налога на прибыль организаций при налогообложении крупных компаний, имеющих высокий уровень рентабельности.
Оценка «амортизационной премии» приводит к выводу, что обязательным условием права использования указанной преференции должна быть обязанность налогоплательщиков использовать накопленные средства на реализацию проектов, связанных с воспроизводством основных фондов, внедрением новых образцов технологического оборудования, расширением производственных мощностей. Кроме того, следует рассмотреть возможность предоставления права «сверхускоренной амортизации» для организаций, осуществляющих научную и инновационную деятельность, поскольку оборудование, используемое ими, обладает высокой стоимостью и достаточно длительным нормативным сроком службы.
Предложенные меры по совершенствованию налогового администрирования налога на прибыль будут способствовать укреплению доходной базы бюджетов всех уровней и повышению эффективности налога на прибыль организации как инструмента регулирования и стимулирования экономической активности.
Заключение
В данной работе была исследована проблема налогообложения прибыли предприятий. Налог на прибыль является одним из важнейших федеральных налогов и представляет собой некоторую совокупность результатов деятельности предприятия помноженную на ставку процента. Как уже было сказано выше налог на прибыль является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.
В отношении плательщиков налога на прибыль в новом законодательстве находит воплощение принцип равного подхода ко всем субъектам хозяйствования. Однако выделяются иностранные юридические лица, а по банкам и страховой деятельности приняты отдельные законы об обложении их доходов.
Итак, плательщиками налога на прибыль являются все предприятия, организации, являющиеся юридическими лицами и функционирующие в различных отраслях народного хозяйства (промышленности, транспорте, торговле и т.д.). Они могут относиться к любой организационно-правовой форме, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями и их дочерние предприятия; Международные объединения и неправительственные организации, осуществляющие коммерческую деятельность. В отдельных случаях плательщиками могут выступать и бюджетные учреждения. При этом значение имеет второй признак плательщиков налога на прибыль, а именно осуществление ими хозяйственной и иной коммерческой деятельности, или наличие в их структуре коммерческих хозрасчетных единиц.
Сегодня у управления есть резервы для повышения уровня эффективности администрирования налога на прибыль. К ним можно отнести следующее:
расширение числа налогоплательщиков, представляющих налоговые декларации по каналам связи и на магнитных носителях;
освоение и введение приема налоговых деклараций с использованием технологии двухмерного штрихкодирования деклараций;
накопление опыта по слаженной координации работы отделов инспекций, осуществляющих обработку деклараций, камеральный и выездной контроль;
активизацию работы по информированию налогоплательщиков;
дальнейшее освоение и развитие методов автоматизации процессов контроля, их адаптацию применительно к новой форме налоговой декларации по налогу на прибыль, введенной с 2006 года.
Список источников
1.Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ // Система «Консультант+»
2.Письмо ФНС РФ от 17.04.2009 №3-2-10/9 «Об уплате ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль организаций» // Система «Консультант+»
.Абрамчик, Л.Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля / Л.Я. Абрамчик // Финансовое право. - 2005. - №6. - С. 13-14.
.Акулинин, Д.Ю. Правовые аспекты налогового планирования // Налоговый вестник. - 2006. - №10. - С. 22-29.
.Афанасьев, Е.А. Контроль схем минимизации налогов в США / Е.А. Афанасьев // Российский налоговый курьер. - 2004. - №17 с. 22-28.
6.Бекузаров, М.А. Камеральная налоговая проверка / М.А. Бекузаров // Консультант. - 2002. - №22. - С. 37-40.
7.Бетина, Т.А. Об использовании и эффективности автоматизированного камерального налогового контроля / Т.А. Бетина // Налоговый вестник. - 2005. - №7. - С. 78 - 84.
8.Буланцева, В.А. Налог на прибыль. Проблемные вопросы / В.А. Буланцев // Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». - 2004. - выпуск 28. - С. 10-17.
9.Винокурова, Г.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Г.П. Винокурова. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003. - 106 с.
10.Гайворонская, О.В. Отчетность через Интернет: экономим время / О.В. Гайворонская // Российский налоговый курьер. - 2005. - №20. - С. 72-74.
.Гончаренко, Л.И. Налоговое администрирование / Л.И. Гончаренко. - КноРус, 2009. -446 с.
.Горленко, И.И. Формы проведения налогового контроля / И.И. Горленко // Налоговый вестник. - 2003. - №3. - С. 155-159
13.Колчин, С.П. Налогообложение / С.П. Колчин. - М.: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА». - 2002.
14.Миронова, О.А., Ханафеев Ф.Ф. Налоговое администрирование / О.А. Миронова. - М.: Омега-Л. - 2009. - 198 с.
15.Никонов, А.И. Камеральные налоговые проверки / А.И. Никонов // Закон. - 2002. - №6. - С. 51-55
.Новоселов, К.В. Камеральные проверки по налогу на прибыль: проблемы и перспективы/ К.В. Новоселов // Российский налоговый курьер. - 2005. - №11. - С. 70-72
.Ногина, О.А. Налоговый контроль / О.А. Ногина. - М.: «Финансы и статистика», 2002. - 503 с.
.Пасько, О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения /О.Ф. Пасько // Налоговый вестник. - 2005. - №6. - С. 84-85
19.Пономарев, А.И., Игнатова Т.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации / А.И. Пономарев. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 357 с.
20.Российский статистический ежегодник 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 105 с.