Фирма как субъект рыночной экономики

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,73 Mb
  • Опубликовано:
    2011-12-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Фирма как субъект рыночной экономики

Введение

рыночная экономика предприятие

Настоящая работа является собственной научной разработкой автора, целью является:

) Дать определение и выявить экономическую сущность фирм, предприятий в их взаимосвязи с рыночной экономикой;

) Исследовать цели предприятия, фирмы в условиях формирования рыночной экономики;

) Изучить главные показатели экономической эффективности работы фирм, предприятий, различных организаций в условиях переходного периода формирования и развития рыночной экономики в Кыргызской Республике. Кроме того, мы рассмотрим некоторые показатели экономической эффективности, изучим пути и способы повышения эффективности коммерческой деятельности фирмы в условиях рынка и сделаем необходимые выводы по тематике данного исследования.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что тема данного исследования напрямую связана с текущей экономической ситуацией в нашей стране: т.к. большинство бед происходит у нас от неумения правильно организовать снабжение товарами, наладить товарооборот, вести хозяйство в целом - мы не научились хранить и использовать то, что имеем. Всё время стремимся получить, что-то новое, не учитывая необходимость производимого и условия при которых оно будет изготовлено.

Научная значимость данного исследования обусловлена тем, что складывающаяся рыночная система экономики обусловливает необходимость переосмысления форм и методов ведения хозяйственной деятельности предприятия, нового подхода к месту и роли последнего в развитии общественного производства.

Теоретическая значимость изучения данной темы, на мой взгляд, заключается в том, чтобы исследовать вопрос о том, какое место занимает фирма в новых рыночных отношениях с учетом того фактора, что: рыночная экономика является сложной системой, включающей множество разнообразных элементов и основу которой образует производство материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. Каждая из фаз мирового воспроизводственного процесса - как в глобальном масштабе, так и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и доли в целом, оказывает влияние на функционирование всей мировой хозяйственной системы.

Практическая значимость данной работы состоит в том, чтобы на основе проделанного критического анализа сформировать коллективное знание, которое ляжет в основу последующих научных разработок, которые должны будут способствовать развитию предпринимательской деятельности как в нашей стране, так и, возможно, за ее пределами.

В рамках данного исследования мы дадим определение фирмы, предприятия как основного звена в экономике страны; изучим предпринимательство и осветим его основные формы, а также выделим некоторые отличия и обозначим сущность предприятия, предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики.

 

 

1. Фирмы, предприятия и организации как субъекты рынка

 

.1 Основные понятия и определения рыночной экономики


Для того, чтобы начать предметное обсуждение темы данной работы, прежде всего, следует дать основные понятия, термины и определения, которыми мы будем оперировать в рамках проводимого исследования.

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА, социально-экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно-денежных отношений. Рыночная экономика опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора. Распределение ресурсов, производство, обмен и потребление товаров и услуг опосредуются спросом и предложением. Рыночная экономика предлагает практически универсальный экономический механизм, в котором определено: что производить - товары и услуги, приносящие прибыль; как производить - в условиях конкуренции на рынках факторов производства (земли, труда, капитала, «ноу-хау» и др.). Система рынков и цен, конкуренция являются координирующим и организационным механизмом рыночной экономики, в значительной мере обеспечивают её саморегулируемый характер. В то же время в экономических системах развитых стран осуществляется определённая степень государственного вмешательства (обеспечение общих условий функционирования рыночной экономики, осуществление мер социальной защиты и др.)

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - это такой вид предпринимательской активности, который основан на праве частной собственности; это совокупность национальных хозяйств, находящихся в постоянной динамике, в движении, обладающих растущими международными связями и соответственно сложнейшим взаимовлиянием, подчиняющаяся объективным законам рыночной экономики, в результате чего формируется крайне противоречивая, но вместе с тем более или менее целостная мировая экономическая система.

В динамике организации рыночной экономики находят отражение и систематический рост производства, с одной стороны, и - непрерывный подъём и рост благосостояния населения - с другой.

Как известно, главная цель коммерческого предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли при минимальных затратах.

В основе рыночной экономики лежит свобода выбора: что, как и для кого производить.

Ø Решение проблемы выбора качественного товара, способа организации производства, сегментация рынка, свобода в выборе делового партнера и свобода в отношениях собственности - все это и есть решение насущных экономических проблем.

В рыночной экономике предприятие (фирма) представляет собой созданную человеком систему деятельности, которая, взаимодействуя со своим окружением - потребителями, конкурентами, поставщиками, органами власти и т.д., осуществляет изготовление и реализацию товаров и оказывает услуги в целях получения прибыли.

Создается предприятие (фирма) в тех случаях, когда совместное осуществление в его рамках какой-либо деятельности является единственно возможным или наиболее эффективным вариантом (см. Рис. 1.1.).

Рис. 1.1. Способы создания предприятия (фирмы)

Вообще же, термин ФИРМА (от итал. firma - подпись), означает: 1) тип предприятия. 2) Фирменное наименование (фирма) - наименование юридического лица, индивидуализирующее его в гражданском обороте. Подлежит регистрации путём включения в государственный реестр юридических лиц. Объект промышленной собственности <../Translator/Контрольные работы/Экономика/146232>.

В английском первоисточнике определение «firm» - «ФИРМА» означает:

а) термин, которым в юридической и финансовой документации обозначается организация, о которой составляется документ

б) торговый дом, компания, предприятие to manage, operate, run a firm - управлять фирмой shipping firm - судоходная компания; транспортная компания advertising firm - рекламная фирма business firm - коммерческая компания manufacturing firm - производственное предприятие to establish a firm - основать фирму:II 1. 1) крепкий, прочный, твердый to be on firm ground - чувствовать твердую почву под ногами; чувствовать себя уверенно Syn: strong , solid

) а) устойчивый, зафиксированный (о положении предмета в пространстве) Syn: steady , stable

б) конкурентоспособный, устойчивый The pound was firm against the dollar. - Курс фунта был устойчив по отношению к доллару. Syn: competitive;

) учрежденный, принятый (о положении, законе и т. д.) Syn: fixed , settled , established;

) о человеке - непоколебимый, непреклонный, решительный.

После второй мировой войны в экономической науке сформировалось представление о фирме (предприятии) как о целостном производственном организме. В соответствии с ним предприятие наделялось собственными целями.

Чаще всего оно сравнивалось с человеческим телом, где руководители - мозг, исполнители - скелет и мышцы, нервная система соответствует системе связи, а все обеспечивающие процессы - кровообращение.

Полагали, что главными целями фирмы (предприятия), как и любого живого организма, являются выживание и рост, а прибыль для него подобна кислороду: необходима, но не является смыслом жизни.

Однако работники, их рабочие места и общество, в котором они находились, продолжали изменяться. Стало очевидно, что отношение работников к своей работе оказывает огромное влияние на то, сколько и насколько хорошо они работают. И если работа давала меньшее удовлетворение, то производительность снижалась.

По мере распространения автоматизации вложения в образование и подготовку рабочих превратились в одну из главных статей затрат для предприятия, что затрудняло замену рабочих. Работники требовали, чтобы с их интересами и надеждами считались. И эти требования становились все большей заботой для нанимателей, нуждающихся в квалифицированной рабочей силе. Существенной становилась зависимость предприятия от внешнего окружения, которое изменялось все быстрее, причем изменения становились все более неожиданными и непредсказуемыми

В этих условиях появилась концепция предприятия как организации-объединения. Разумеется при этом, что фирма (предприятие) всегда считалось организацией, но лишь недавно осознали, что это система:

) целенаправленная (имеющая собственные цели);

) являющаяся частью другой целенаправленной системы (отрасли машиностроения);

) ее части - люди - также имеют свои цели.

Первое из этих свойств не соответствует концепции предприятия как машины, служащей средством для достижения целей других.

Второе - отрицает его независимость от окружающей среды.

Третье означает недопустимость аналогии с организмом, органы которого, конечно же, не имеют собственных целей.

Поэтому, создавая предприятие, предприниматель должен хорошо представлять среду, частью которой оно станет, и понимать цели тех людей, которые будут на нем трудиться.

И хотя предприятия не являются живыми организмами, подобно им, они рождаются, растут, развиваются, порождают новые предприятия и умирают, то есть имеют свой цикл существования. Жизненный цикл среднего предприятия в настоящее время гораздо короче средней продолжительности жизни человека.

Так, 20% созданных предприятий умирают в течение 1 года, 30% гибнут в течение последующих 2 лет, а из оставшихся 50% лишь немногие переживают своих создателей.

Секрет долголетия фирмы (предприятия), однако, прост: это - способность к обновлению.

Предприятия не функционируют в вакууме: их окружает сильно дифференцированная среда, включающая как стихийные, так и силы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной и стратегической деятельности.

Буквально все, что существует вне предприятия, можно включить в понятие внешней среды, так как все ее элементы могут оказывать на предприятие влияние.

Среда никогда не бывает стабильна. И каждая организация должна знать свою среду обитания, природу ее изменений, уметь на них реагировать - правильно управлять своим жизненным циклом.

Разумеется, что для организации наиболее эффективного управления производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия необходим слаженный, отрегулированный, компетентный управленческий аппарат.

Естественно при этом, что управленческий аппарат предприятия не должен быть бюрократическим, обеспечивающим лишь самого себя с бесконечной способностью к расширению и самовоспроизводству.

1.2 Предприятие - основное звено в экономике


Как мы знаем, ПРЕДПРИЯТИЕ, самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке. Является, как правило, юридическим лицом - товариществом, акционерным обществом и т. п. Как объект прав предприятие - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Гражданский кодекс (ГК) предусматривает также образование унитарных предприятий (только государственных и муниципальных) - коммерческих организаций, не наделённых правом собственности на имущество, закреплённое за ними его собственником. Имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в последнем случае предприятие является казённым).

РЫНОК, сфера товарного обмена; спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций, труда и др. в масштабе мирового хозяйства (мировой, внешний рынок), страны (национальный, внутренний рынок) и её отдельного района (местный рынок). Рынком также называют определённое место, где происходит торговля.

Современная экономическая наука рассматривает рынок в значении: предложение и спрос на товары в масштабе мирового хозяйства (мировой внешний рынок), страны (национальный внутренний рынок) и её отдельного района (местный рынок).

Как уже говорилось выше, рынком также называется определенное место, где происходит торговля оптом (оптовый рынок) и в розницу товарами и услугами.

Изучение рынка должно дать ответы на два важнейших для предпринимателя вопроса: какие товары продавать и на каких рынках продавать. Пытаясь ответить на эти вопросы, предприниматель попадает в область маркетинговых исследований.

Под маркетингом понимают такой вид рыночной деятельности, который направлен на удовлетворение нужд и потребностей людей посредством обмена.

Многие ошибочно отождествляют маркетинг просто со сбытом продукции. Сбыт готовой продукции - это только вершина маркетингового айсберга, лишь одна из многочисленных его функций, да и то не самая важная.

Маркетинг направлен на выполнение нужд и запросов потенциальных потребителей, определение целевых (нужных) рынков, с последующей разработкой для них соответствующих товаров и услуг, а также комплекса мероприятий их обслуживания.

Главная задача маркетинга - так хорошо познать и понять клиента, что товар, или услуга будут точно подходить к нему и продать сами себя.

Маркетинг необходим всем: и производителям, и работникам оптовой и розничной торговли, каждому специалисту и организации, - так как они используют приемы маркетинга для управления спросом на товары и услуги.

Маркетинг является одной из центральных функций бизнеса. Его главная цель состоит в том, чтобы, построив прочные, долговременные взаимоотношения с потребителями, определить их потребности и мобилизовать ресурсы фирмы для удовлетворения этих потребностей с целью получения прибыли.

Главная задача предпринимателя, работающего на основе принципов маркетинга, - производить только то, чего требуют рынок и покупатель.

Исходной базой для решения триады проблем: что, как и для кого производить, лежащая в основе маркетинга, является идея удовлетворения растущих человеческих нужд, потребностей, запросов.

Отсюда вытекает и суть маркетинга - производить только то, что будет находить спрос, безусловно найдет сбыт, а не пытаться навязать покупателю «не согласованную» предварительно с рынком продукцию.

Для решения триады проблем: что, как и для кого производить, таким образом, следует ясно и четко сформулировать два основополагающих принципа маркетинга:

) «Не занимайтесь ничем, пока не выясните потребность в вашем товаре»,

) «Знать, что нужно покупателю сегодня и предвидеть, что он захочет купить завтра».

Маркетинговые исследования доступны каждому предприни-мателю, каждому предприятию, независимо от его размеров и формы собственности, поэтому каждый предприниматель должен в совершенстве овладеть методами изучения рынка.

Чтобы решить триаду проблем: что, как и для кого производить, нужно ответить на вопросы: «Кто, что, почему и как покупает?»

Чтобы ответить на эти вопросы, маркетинговые исследования должны включать: исследование окружающей среды, исследование рынков, исследование потребителей, исследование товаров и исследование конкурентов.

В условиях смешанной рыночной экономики главным лицом на рынке, его движущей силой выступает предприниматель.

Такие общеизвестные факторы производства, как труд, капитал, научные знания и предпринимательские способности не действуют в условиях маркетинга до тех пор, пока их не коснется талант предпринимателя.

При условии совершенного рынка и полной конкуренции предприниматель, работая в свою пользу, одновременно приносит и максимальную пользу обществу.

Для того, чтобы максимально эффективно, - т.е. с минимальными затратами получить наибольшую прибыль, - спроектировать организацию (предприятие, учреждение), наиболее выгодно организовать основное производство предпринимателю вначале следует провести экономический анализ среды, в которой он будет «вращаться».

Предприятия не существуют в вакууме, их окружает сильно дифференцированная среда, которая оказывает свое влияние на некоторые аспекты финансового развития предприятия.

Предприятия являются, наряду с другими предприятиями, элементами определенной отрасли или сферы деятельности. На рисунке 1.2. изображена самая общая модель предприятия в рамках отрасли взгляд на него с высоты «птичьего полета».

Рис. 1.2. Предприятие - основное звено в экономике

Предприятие в условиях рынка решает две задачи - произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач оно будет процветать или станет несостоятельным.

Поэтому предпринимателю приходится искать заказчиков и потребителей своей продукции, а для удовлетворения их запросов требуется постоянно обновлять эту продукцию, повышать ее качество, снижать издержки производства, обеспечивать его дешевым и качественным сырьем. И решать возникающие проблемы приходится в условиях конкуренции с другими производителями, отставание от которых грозит материальными потерями.

А так как количество связей, как в самой внешней среде, так и между предприятием и средой, практически бесконечно, предпринимателю необходимо выделить те из них, которые непосредственно влияют на производственно-хозяйственную деятельность предприятия. Основными факторами влияния являются:

·        потребители;

·        непосредственные конкуренты и фирмы, способные ими стать в ближайшем будущем;

·        производители товаров-заменителей;

·        поставщики;

Эти основные «силы» и определяют положение предприятия в выбранной сфере деятельности. Главные факторы, оказывающие существенное влияние на этапе проектирования производственного предприятия следующие (см. Рис. 1.3.):

Рис.1.3. Экономические условия существования предприятия

Эта модель отражает взаимодействие предприятия с ближайшим внешним окружением, в рамках внешней и внутренней экономический среды, в которой осуществляется его деятельность.

Внешняя экономическая среда предприятия - это буквально все то, что существует вне предприятия и существенным образом влияет на его работу.

Внутренняя отраслевая среда включает ближайшее окружение предприятия. Поэтому ее состояние и тенденции изменения, новые идеи, образцы новых товаров и услуг, образцы лучшего отраслевого опыта наиболее существенно влияют на предприятие, предлагая отдельные варианты выбора собственной траектории движения.

В рамках отрасли разворачивается конкуренция между отдельными предприятиями, что требует адекватной реакции: поиска своей собственной ниши на рынке товаров и услуг, готовности к созданию конкурентных преимуществ.

«Предприятие» (постоянное учреждение) означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется экономическая деятельность юридического лица-нерезидента или физического лица-нерезидента.

Понятие "Предприятие (постоянное учреждение)", в частности, включает:

) место управления;

) отделение;

) контору;

) фабрику;

) мастерскую;

) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов;

) сельскохозяйственную, пастбищную или лесную собственность;

) строительную площадку или строительный, монтажный или сборочный объект или услуги, связанные с наблюдением за выполнением этих работ, если только такая площадка или объект существуют в течение 183 и более дней или такие услуги оказываются в течение 183 и более дней в течение любого 12-месячного периода;

) установку или сооружение, используемые для разведки природных ресурсов, или услуги, связанные с наблюдением за выполнением этих работ, или буровую установку или судно, используемые для разведки природных ресурсов, если только такое использование длится в течение 183 и более дней или такие услуги оказываются в течение 183 и более дней в течение любого 12-месячного периода;

) оказание услуг, включая консультационные услуги, нерезидентом через служащих или другой персонал, нанятый нерезидентом для таких целей, но только если деятельность такого характера продолжается (для такого или связанного с ним проекта) на территории Кыргызской Республики в течение 183 и более дней.

Создавая предприятие, предприниматель должен решить для себя, каким бизнесом ему следует заняться. Важность тщательного анализа этого выбора связана с тем, что многие из предпринимателей часто только думают, что хорошо знают, чем они занимаются на самом деле.

Предприниматель, основавший фирму по продаже и сдаче в аренду лодок, считал, что занимается лодочным бизнесом.

Однако, попав в затруднительную ситуацию, он понял, что занят сразу в нескольких сферах бизнеса: в сфере питания, так как организовывает питание участников морских прогулок; в сфере торговли, так как продает товары отдыхающим; кроме того, приходится заниматься ремонтом лодок, покупая запчасти и приглашая механика для помощи.

Поэтому, чтобы не распылять усилия и получать прибыль, необходимо было выбрать то дело, к которому есть наибольшие склонности, и сосредоточиться на нем, а не пытаться делать все сразу. После изучения своей деятельности предприниматель понял, что наиболее прибыльна и интересна для него продажа товаров для отдыха и развлечений. И именно здесь он затем добился успеха.

Для определения своего дела предпринимателю необходимо иметь представление об отраслевой среде предприятия как о поле возможного выбора: видах предпринимательства и степени привлекательности различных сфер предпринимательской деятельности, зависящей от интенсивности ведущейся в их рамках конкурентной борьбы, а также тенденций их развития.

Производственное предпринимательство, включающее большую группу отраслей, можно назвать ведущим видом предпринимательства.

Здесь осуществляется основная фаза воспроизводственного цикла - производство продукции, товаров, работ и услуг.

Производители товаров преобразуют сырьевые материалы в готовую продукцию. Затем эта продукция может быть продана или другому производителю для использования в качестве сырья при изготовлении еще одного вида продукции, или оптовым и розничным торговцам, или непосредственно потребителям. Примером является производство нейлоновых чулок, парашютов и зубных щеток, изготовленных из угля, воздуха и воды.

Солидные бизнесмены, рассчитывающие на большие усилия и адекватный им успех, тяготеют к производству товаров, хотя производственные предприятия создавать труднее всего.

Большинство же начинающих предпринимателей открывают свое дело в сфере производства услуг, где нет необходимости вкладывать огромные средства в машинное оборудование. Например, чтобы создать зубную пасту, предприниматель должен сделать капиталовложения не только в персонал, но также в сырье и машины. Предпринимателю же, предоставляющему услуги по стрижке собак, необходимо осуществить инвестиции только в свое обучение и нехитрые инструменты, а дела он может вести даже дома. Популярностью у начинающих предпринимателей пользуются некапиталоемкие отрасли.

Они создают:

@  строительные фирмы - небольшие строительные предприятия и подрядые организации по столярным работам, сантехнике и электрике;

@  специализированные фирмы - архитектурно-планировочные, юридические, бухгалтерские, брокерские и стоматологические;

@  предприятия общественного питания - закусочные, фабрики-кухни, кафе, рестораны;

@  фирмы, оказывающие деловые услуги - уборка офисов, услуги по маркетингу, рекламные агентства, ксерокопирование материалов, компьютерное программирование;

@  предприятия службы быта - парикмахерские, прачечные самообслуживания, мастерские по ремонту обуви.

Кроме вышеперечисленных, существуют и другие виды и формы предпринимательской деятельности.

Ø Так, например, наибольшее развитие в первые годы перехода к рынку в нашей стране получило коммерческое предпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделками по купле и продаже товаров и услуг. Полем деятельности коммерческого предпринимательства служат торговые и товарные организации, довольно быстро дающие отдачу.

В рамках коммерческого предпринимательства наиболее популярны оптовая и розничная торговля.

Оптовые торговцы - посредники между производителями и розничными торговцами. Они приобретают продукцию у производителей, складируют ее, а затем продают розничным торговцам. Товар при этом остается неизменным, но стоимость его возрастает за счет тех услуг, которые оптовый торговец предоставляет розничному торговцу, например, осуществляет срочную поставку или предоставляет товары в кредит.

Розничные торговцы, приобретая товар у оптовых торговцев или производителей, продают его потребителям, также повышая его стоимость, предоставляя потребителям услуги, например, обслуживание, широкий ассортимент, продажа в кредит.

Сфера деятельности финансового (финансово-кредитного) предпринимательства - обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую, однако может существовать и самостоятельно: банковское, страховое дело и др. Основным полем деятельности финансового предпринимательства служат коммерческие банки и фондовые биржи.

Организация коммерческих банков является очень привлекательным делом для предпринимателей, хотя попасть в эту отрасль крайне сложно из-за больших сумм, которые, по существующим законам, необходимо привлекать для начала деятельности. Многие предприниматели достигают успехов в финансовом деле, в том числе в таких его сферах, как, например, венчурный (рисковый) капитал, брокерские операции на фондовых биржах, кредитование операций с недвижимостью, финансовые компании и инвестиционные банки.

Выбирая сферу деятельности, начинающий предприниматель должен знать, что существуют и запрещенные сферы бизнеса (контрабанда, порнография и др.), а также закрытые для «частного» предпринимательства сферы (производство наркотиков, ядохимикатов и т.д.).

Есть и чисто экономические ограничения на проникновение в ту или иную отрасль - входные барьеры:

• высокий уровень первоначальных капиталовложений (например, в автомобилестроении);

• длительный срок окупаемости вложенных средств;

• неопределенность в достижении прибыли (например, в сфере образования).

Привлекательность для предпринимателя каждой отрасли или сферы деятельности зависит от поведения уже действующих в ней предприятий - интенсивности конкуренции между ними, а также от перспектив развития отрасли. Для того, чтобы максимально эффективно, - т.е. с минимальными затратами получить наибольшую прибыль, - спроектировать организацию (предприятие, учреждение), наиболее выгодно организовать основное производство предпринимателю вначале следует провести экономический анализ среды, в которой он будет «вращаться» (см. Рис. 1.4.).

Рис. 1.4. Отраслевая среда предприятия (фирмы)

Внешняя экономическая среда предприятия - это буквально все то, что существует вне предприятия и существенным образом влияет на его работу.

Внутренняя отраслевая среда включает ближайшее окружение предприятия. Поэтому ее состояние и тенденции изменения, новые идеи, образцы новых товаров и услуг, образцы лучшего отраслевого опыта наиболее существенно влияют на предприятие, предлагая отдельные варианты выбора собственной траектории движения.

В рамках отрасли разворачивается конкуренция между отдельными предприятиями, что требует адекватной реакции: поиска своей собственной ниши на рынке товаров и услуг, готовности к созданию конкурентных преимуществ.

Как уже говорилось выше, предприятие (фирма) в условиях рынка решает две задачи - произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решения этих задач оно будет процветать или станет несостоятельным. Поэтому фирме приходится искать заказчиков и потребителей своей продукции, а для удовлетворения их запросов требуется постоянно обновлять эту продукцию, повышать ее качество, снижать издержки производства, обеспечивать его дешевым и качественным сырьем. И решать возникающие проблемы приходится в условиях конкуренции с другими производителями, отставание от которых грозит материальными потерями.

А так как количество связей, как в самой внешней среде, так и между предприятием и средой, практически бесконечно, предпринимателю необходимо выделить те из них, которые непосредственно влияют на производственно-хозяйственную деятельность предприятия.

 

 

2. Фирмы, предприятия и предприниматели как субъекты рынка

 

.1 Предприятия и предпринимательство в условиях рыночной экономики

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО (предпринимательская деятельность), инициативная, самостоятельная деятельность граждан без образования юридического лица, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица - предприятия.

Как следует из вышеозначенного, Ø предприниматель - ключевая фигура в свободном рыночном хозяйстве. Такие факторы как труд, производство, капитал, научные знания и способности не действуют до тех пор, пока их не коснется талант предпринимателя.

При условии совершенного рынка и полной конкуренции предприниматель, работая в свою пользу, одновременно приносит и максимальную пользу всему обществу.

Для большей полноты реализации своего потенциала предприниматель обычно объединяются с другими предпринимателями и образует предприятие - организацию (фирму).

Предпринимательская сущность фирмы показана на Рис. 2.1.













Рис.2.1. Сущность и цели предприятия (фирмы) в условиях рынка

Ø Предпринимательская деятельность - это основание какого-либо предприятия с целью извлечения дохода, прибыли.

Общие виды предпринимательства в условиях рыночной экономики включают группы отраслей и видов хозяйственной деятельности и связаны с основными фазами воспроизводственного цикла - производством продукции и услуг, обменом и распределением товаров, их потреблением: производственное, коммерческое и финансовое предпринимательство.

Кроме того, в последние десятилетия в экономически развитых странах выделился в качестве самостоятельного такой вид предпринимательства, как консультирование (консалтинг). Будучи относительно самостоятельными, виды предпринимательства взаимно переплетаются, дополняют друг друга, разделяются на подвиды.

@ Предприятие - это звено единого хозяйственного комплекса, обособленная производственно-хозяйственная единица, действующая на основе самостоятельности.

@ В рыночной экономике предприятие (фирма) представляет собой созданную человеком систему деятельности, которая, взаимодействуя со своим окружением - потребителями, конкурентами, поставщиками, органами власти и т.д., осуществляет изготовление и реализацию товаров и оказывает услуги в целях получения прибыли. Возможные методы создания собственного предприятия представлены на Рис.2.3.



Рис. 2.2. Способы создания предприятия

Создается предприятие в тех случаях, когда совместное осуществление в его рамках какой-либо предпринимательской деятельности является единственно-возможным или наиболее эффективным вариантом.

Основными факторами, влияющими на хозяйственную деятельность фирмы являются:

·        потребители;

·        непосредственные конкуренты и фирмы, способные ими стать в ближайшем будущем; производители товаров-заменителей;

·        поставщики.

Эти основные «силы» и определяют положение предприятия (фирмы) в выбранной сфере деятельности.

Для начинающих предпринимателей, занимающихся собственным бизнесом в сфере предпринимательской деятельности, привлекательнее создание нового предприятия, чем его приобретение или реорганизация; так как они предпочитают сами выбирать товар или услугу, работников, поставщиков, место расположения и т.д.

Но, независимо от того, производит ли предприятие товар, либо предоставляет услуги, общей составной частью является прибыль.

Ø Прибыль - это разница между общими доходами от бизнеса либо выручкой от продажи и общими затратами на их производство (техническими расходами и налогами).

Так, например, хозяин булочной должен платить за свое сырье {муку, масло либо жир, дрожжи, соль), оборудование (миксеры, печи, упаковочные машины), служащим и за используемую энергию. Когда пекарня продает хлеб супермаркету, она запрашивает больше, чем составляют расходы на изготовление хлеба. Эта часть цены продажи и является прибылью.

 

.2. Прибыль - главный показатель эффективности деятельности фирмы в условиях рынка


Прибыль является главной целью бизнеса. Она выступает мерилом успеха для бизнесменов и вознаграждением за риск. Каждый человек, который занимается бизнесом, рискует деньгами. Так, например, пекарь не знает того, будут ли люди покупать хлеб после того, как он произведен, но деньги вкладываются в бизнес, поскольку, существует возможность того, что люди будут покупать. Пекарь рискует. Если бы не было прибыли, то пекарю совершенно не стоило бы рисковать деньгами.

@  Таким образом, прибыль, или доход предприятия - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-нибудь рода деятельности.

Предпринимательский доход - это часть прибыли, остающаяся у функционирующего промышленного или торгового капиталиста после выплаты процента за банковскую ссуду.

Доход государства складывается из суммы всех доходов предприятий, фабрик, банков, учреждений, общественных объединений и каждого отдельного трудоспособного члена общества в сфере материального производства, торговли, услуг и др. видов общественно-полезной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно вывести определение национального дохода.

Доход (национальный) - это вновь созданная за год в сфере материального и нематериального производства или соответствующая ей часть совокупного общественного продукта в натуральной форме, получаемая за вычетом всех материальных затрат на его производство.

В натурально-вещественном выражении состоит из средств производства и предметов потребления. Национальный доход - это обобщающий показатель экономического развития страны.

Как видно, в обоих определениях дохода речь идет о создании и накоплении материальных ценностей, полученных от занятий какой-либо предпринимательской деятельностью, или в виде произведенных для продажи материальных (или нематериальных) ценностей, доход от продажи услуг, интеллектуальной собственности, вклада в развития производства, оборота ценных бумаг и т.д., т.е. - о производстве материальных благ с целью извлечения прибыли.

Ø Взгляды на предприятие в течение столетия претерпели существенные изменения.

В начале века один американский журналист назвал его хитроумным изобретением для получения прибыли.

Ø Предприятие тогда представлялось всем машиной, функцией которой является обслуживание ее создателей. Оно мыслилось состоящим из многих частей агрегатом, при помощи которого надлежит выполнить с максимальной эффективностью определенные задачи. О работниках предприятия также думали как о машинах или частях машины, винтиках, которые легко заменить, и относились к ним соответственно, отказывая в праве иметь собственные цели и желания. Да и работа им предлагалась «машинная»: простые повторяющиеся производственные операции.

Даже руководители в то время рассматривались как части машины. Такая картина сохранялась, пока предприятию нужны были работники с низкой квалификацией, которую легко можно было приобрести. Поэтому всегда можно было найти работника, готового быть винтиком в огромной предпринимательской машине. Но механическая концепция не устояла перед натиском изменений. Растущая механизация труда требовала высококвалифицированных рабочих, замена которых дорого обходилась предприятиям. А работники, уровень образования и запросов которых повысился, не принимали жизнь, подобную жизни машин.

Как уже говорилось выше, после второй мировой войны сформировалось представление о предприятии как о живом организме. В соответствии с ним предприятие наделялось собственными целями и жизнью. Чаще всего оно сравнивалось с человеческим телом, где руководители - мозг, исполнители - скелет и мышцы, нервная система соответствует системе связи, а все обеспечивающие процессы - кровообращение.

Полагали, что главными целями предприятия, как и любого живого организма, являются выживание и рост, а прибыль для него подобна кислороду: необходима, но не является смыслом жизни.

Однако работники, их рабочие места и общество, в котором они находились, продолжали изменяться. Стало очевидно, что отношение работников к своей работе оказывает огромное влияние на то, сколько и насколько хорошо они работают. И если работа давала меньшее удовлетворение, то производительность снижалась.

По мере распространения автоматизации вложения в образование и подготовку рабочих превратились в одну из главных статей затрат для предприятия, что затрудняло замену рабочих. Работники требовали, чтобы с их интересами и надеждами считались. И эти требования становились все большей заботой для нанимателей, нуждающихся в квалифицированной рабочей силе. Существенной становилась зависимость предприятия от внешнего окружения, которое изменялось все быстрее, причем изменения становились все более неожиданными и непредсказуемыми. В этих условиях появилась концепция предприятия как организации. Разумеется, предприятие всегда считалось организацией, но лишь недавно осознали, что это система:

) целенаправленная (имеющая собственные цели);

) являющаяся частью другой целенаправленной системы;

) ее части - люди - также имеют свои цели.

И хотя предприятия не являются живыми организмами, подобно им, они рождаются, растут, развиваются, порождают новые предприятия и умирают, то есть имеют свой цикл существования. Жизненный цикл среднего предприятия в настоящее время гораздо короче средней продолжительности жизни человека. Так, уже говорилось выше, 20% созданных предприятий умирают в течение 1 года, 30% гибнут в течение последующих 2 лет, а из оставшихся 50% лишь немногие переживают своих создателей. Секрет долголетия, однако, прост - способность к обновлению. Состояние экономики страны, ее финансовой системы через уровень благосостояния в обществе влияют на изменение потребностей граждан и возможности их удовлетворения. Это в первую очередь сказывается на предложении товаров и спросе на них; видах товаров, которые могут приобрести покупатели; объемах денежных средств, которые они могут истратить на покупки.

3. Сущность хозяйственной деятельности фирмы в системе рыночной экономики

 

.1 Фирма (предприятие) как субъект рыночной экономики


Мы знаем, что: ПРЕДПРИЯТИЕ, самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в установленном законом порядке. Является, как правило, юридическим лицом - товариществом, акционерным обществом и т. п. Как объект прав предприятие - это имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Гражданский кодекс предусматривает также образование унитарных предприятий (только государственных и муниципальных) - коммерческих организаций, не наделённых правом собственности на имущество, закреплённое за ними его собственником. Имущество принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в последнем случае предприятие является казённым).

СУБЪЕКТ (от лат. subjectus - лежащий внизу, находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

"СУБЪЕКТ" - физическое или юридическое лицо, партнерство, государственный орган, осуществляющее экономическую деятельность, независимо от его организационно-правовой формы, вида деятельности, принадлежности и формы собственности.

Любая предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенной организационной формы.

Таким образом, классификация предпринимательской деятельности преимущественно определяется объективными условиями - сферой деятельности предпринимателя, наличием средств, а также достоинствами и недостатками самих организационных форм, хотя, конечно, в какой-то степени зависит от личных пристрастий и вкусов предпринимателя.

Существует две формы предпринимательской деятельности - индивидуальный предприниматель и юридическое лицо (см. Рис. 3.1.).









Рис. 3.1. Формы правового статуса предпринимателя

Ø Индивидуальное предпринимательство - самый простой и самый древний тип предпринимательства. Всеми средствами в этом случае владеет один собственник.

Он самостоятельно решает вопрос, что, для кого и как производить; единолично распоряжается полученной выручкой и несет неограниченную материальную ответственность за результаты своей деятельности. В случае образования долга, например, предприниматель рассчитывается своим имуществом.

Такая перспектива вполне реальна, ведь, как показывает статистика, ежегодно разоряется ничуть не меньше индивидуальных предпринимателей, чем регистрируется новых.

Ø Индивидуальный предприниматель обычно трудится сам, но вправе нанимать и дополнительных работников, заключая с каждым из них договор.

Несмотря на множество рассказов о нажитых упорным трудом и смекалкой миллионах, далеко не всем индивидуальным предпринимателям удается серьезно расширить дело.

Возможности роста ограничены личными средствами владельца и теми небольшими ссудами, которые он может получить в банке.

Сказывается и то, что индивидуальный предприниматель не может быть специалистом во всех вопросах производства, снабжения, маркетинга, менеджмента, финансов, а это часто приводит к принятию ошибочных решений, и следовательно - к экономическим убыткам. Однако этот вид предпринимательства имеет и определенные преимущества, заключающиеся в минимальной регламентированности деятельности, мобильности, материальной заинтересованности и т.д. В мировой практике эта форма бизнеса характерна для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, профессиональной деятельности юристов, врачей и педагогов.

Предприниматель, обладающий достаточными для создания дела ресурсами, склонный единолично контролировать процесс принятия решений, готовый нести полную материальную и юридическую ответственность за коммерческую деятельность, предпочтет стать индивидуальным предпринимателем, став единоличным хозяином фирмы.

Все другие формы предпринимательской деятельности являются коллективными.

Предприниматель, как правило, имеет возможность объединиться с другими предпринимателями для совместного достижения общих хозяйственных целей. С этого момента и образуется фирма: объединение предпринимателей - ПРЕДПРИЯТИЕ.

3.2 Объединения предпринимателей и предприятий в условиях рыночной экономики

Предприниматель, обладающий достаточными для создания дела ресурсами, склонный единолично контролировать материальную и юридическую ответственность за коммерческую деятельность, предпочтет стать индивидуальным предпринимателем, став единоличным хозяином фирмы.

Ø Все другие формы предпринимательской деятельности являются коллективными.

Совместная деятельность может при этом основываться:

@  на согласии вести общее дело, что находит свое отражение в договоре - соглашении сторон;

на образовании совместного имущества, складывающегося из долей, являющихся собственным имуществом партнеров (денежные средства, материальные ценности и др.) и представляющих вклады в составе общего имущества (складочном капитале).

Совместное имущество является основой предприятия, которое, осуществляя свою деятельность, имеет определенные права (например, обращаться в банк за кредитами) и выполняет обязанности (например, заключает сделки, производит товары или предоставляет услуги в соответствии с заключенными договорами).

А так как права и обязанности - это нечто, присущее только человеку, гражданину - физическому лицу, возникшее противоречие разрешается признанием предприятия юридическим лицом.











Рис. 3.2. Формы существования юридического лица

В зависимости от своей основной цели организации, являющиеся юридическими лицами, могут быть коммерческими или некоммерческими.

Ø Индивидуальный предприниматель обычно трудится сам, но вправе нанимать и дополнительных работников, заключая с каждым из них договор.

Несмотря на множество рассказов о нажитых упорным трудом и смекалкой миллионах, далеко не всем индивидуальным предпринимателям удается серьезно расширить дело.

Возможности роста ограничены личными средствами владельца и теми небольшими ссудами, которые он может получить в банке.

Сказывается и то, что индивидуальный предприниматель не может быть специалистом во всех вопросах производства, снабжения, маркетинга, менеджмента, финансов, а это часто приводит к принятию ошибочных решений, и следовательно - к экономическим убыткам.

Однако этот вид предпринимательства имеет и определенные преимущества, заключающиеся в минимальной регламентированности деятельности, мобильности, материальной заинтересованности и т.д.

В мировой практике эта форма бизнеса характерна для мелких магазинов, предприятий сферы услуг, ферм, профессиональной деятельности юристов, врачей и педагогов.

Как юридическое лицо предприятие имеет определенные правовые признаки: заключает договоры и сделки, отвечает по своим обязательствам и т.д. Однако оно не может ни определить цель своей деятельности, ни подписать контракт, ни принять кого-либо на работу. Это делают люди, действующие от имени предприятия.

В зависимости от своей основной цели организации, являющиеся юридическими лицами, могут быть коммерческими или некоммерческими (см. Рис. 3.4).

Рис. 3.4. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций

Для некоммерческих организаций получение прибыли не выступает в качестве основной цели.

Они вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это необходимо для реализации их уставных целей, а прибыль полностью используется для саморазвития и не распределяется между участниками. Основные формы некоммерческих организаций изображены на Рис. 3.4.

Преимуществом такой формы организации дела является льготное налогообложение. Но надо еще раз подчеркнуть, что некоммерческие организации создаются не в целях извлечения прибыли.

Коммерческие организации создаются их учредителями именно в целях извлечения прибыли. Действующим законодательством предусматривается несколько организационно-правовых форм этих организаций (см. Рис. 3.5.).

Рис. 3.5. Организационно-правовые формы коммерческих организаций

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным (складочным) капиталом. Ввиду объединения средств учредителей финансовые возможности хозяйственных товариществ и обществ, как правило, значительно превосходят ресурсы индивидуальных предпринимателей.

С точки зрения имущественной ответственности учредителей, товарищество - наиболее рискованная коллективная организационно-правовая форма. Особенно возрастает риск в случае несогласованности действий товарищей, что не избавляет всех от солидарной ответственности за результаты хозяйственной деятельности. Неоднозначное понимание партнерами целей деятельности фирмы и средств их достижения может привести к ситуациям, близким к сюжету известной басни Крылова о лебеде, раке и щуке.

Организация предприятия в форме общества автоматически ограничивает меру ответственности учредителей размером их имущественного вклада в капитал предприятия. Поэтому начинающему предпринимателю целесообразно остановить свой выбор на предприятии в форме общества.

Хозяйственное общество имеет более сложную организационную структуру, чем товарищество, - здесь больше участников, руководство и управление обществом осуществляют специальные органы. Поэтому создание хозяйственного общества требует не только заключения соглашения между учредителями (учредительного договора), но и наличие регулирующего их деятельность устава, который учредителями утверждается.

Существует четыре формы хозяйственных обществ:

) Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли (паи) в соответствии с учредительным договором. Участники общества не отвечают по его обязательствам, а несут риск убытков только в пределах внесенных вкладов. Число участников 000 не должно превышать предела, установленного законом, в противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество.

К преимуществам общества с ограниченной ответственностью следует отнести:

·        принятие, как правило, участниками ООО достаточно широкого круга обязательств перед партнерами (более широкого, чем это имеет место в описанных ниже акционерных обществах, где эти обязанности зачастую ограничиваются лишь одним - оплатить приобретаемые акции);

·        возможность контроля со стороны каждого участника за деятельностью предприятия, так как число участников ООО, как правило, невелико, и лица, создающие общество, зачастую хорошо знают друг друга;

·        для организации ООО в соответствии с действующим законодательством требуется меньший уставный капитал, чем для акционерного общества;

·        в отличие от акционерных обществ здесь отсутствует необходимость в выпуске ценных бумаг.

Основным недостатком этой организационно-правовой формы предприятия является необходимость перерегистрации учредительных документов общества при всех изменениях в составе его участников или перераспределении паевых долей между ними.

ООО широко распространено среди небольших и средних предприятий.

Участники общества с дополнительной ответственностью, в отличие от участников общества с ограниченной ответственностью, совместно несут дополнительную ответственность по его обязательствам (долгам) своим имуществом. Во всем остальном - порядке организации, регистрации, деятельности и управлении для общества с дополнительной ответственностью действуют те же нормы, что и для ООО.

) Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций - ценных бумаг, подтверждающих право акционера участвовать в управлении обществом, в его прибылях и распределении остатков имущества при ликвидации общества. Степень участия каждого акционера в делах общества определяется номинальной стоимостью и количеством имеющихся в его распоряжении акций.

Акционерное общество привлекательно тем, что предлагает четкий и ясный механизм участия в прибыли пред приятия. Его можно назвать хитроумным изобретением для получения личной прибыли без личной ответственности, так как акционеры не отвечают по обязательствам АО, а риск убытков, связанных с его деятельностью, несут только в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Держание акции, однако, не делает акционера предпринимателем. Предпринимателем в акционерном обществе будет тот, кто его учреждает или управляет им.

Если при создании акционерного общества акции распространяются путем открытой подписки или продажи, оно признается открытым акционерным обществом. В акционерных обществах открытого типа владельцами акций могут быть любые юридические и физические лица, а переход акций от владельца к владельцу, как правило, не предполагает согласия других акционеров.

В акционерном обществе закрытого типа акции распространяются только среди учредителей. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на акции, а число его участников ограничено законом.

Преимуществами акционерного общества являются:

·        возможность привлечения значительных средств через выпуск акций или облигаций;

·        ограничение риска и ответственности акционеров величиной их вкладов при их общей заинтересованности в эффективной работе предприятия;

·        продолжительность существования не зависит от благополучия акционеров;

·        упрощенный порядок выхода из состава акционеров.

Эти и другие преимущества приводят к тому, что акционерные общества внедряются в сферу крупного бизнеса, задачей которого является реализация крупных предпринимательских проектов, имеющих долгосрочные цели в бизнесе.

Вместе с тем, создание акционерного общества требует:

·        формирования уставного фонда в объеме суммы, равной 1000-кратному размеру минимальной оплаты труда в месяц, в то время как для предприятий других организационно-правовых форм минимальный размер уставного капитала определен лишь в 100-кратном размере минимальной оплаты труда;

·        обязательного выпуска акций, что также предполагает немалые затраты.

Выбирая между формами ООО и АО, следует учитывать, что деятельность акционерных обществ регламентируется более жестко и предполагает необходимость выполнения многих дополнительных процедур организационного, управленческого и контрольного характера. Кроме того, существенным минусом АО является «двойное налогообложение», так как оно платит налог с прибыли, а кроме того, часть прибыли, которая выплачивается акционерам в качестве дивидендов, облагается налогом как часть их личного дохода.

) Производственным кооперативом (артелью) является добровольное объединение граждан (не менее пяти) и юридических лиц на основе членства, личного трудового участия в производственной (хозяйственной) деятельности и паевых взносов. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием в деятельности кооператива.

Недостатком кооперативной формы (по аналогии с товариществом) выступает неограниченная ответственность членов кооператива по его обязательствам. Принятие решения в кооперативе обычно осуществляется по принципу «один человек - один голос», т.е. не учитывается размер имущественного или трудового вклада члена кооператива в дело. В связи с этим кооператив не следует рассматривать как целесообразную организационно-правовую форму без серьезных дополнительных причин.

) Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Унитарные предприятия имеют ряд особенностей, отличающих их от других коммерческих организаций:

·        если в форму хозяйствования унитарной организации заложен принцип унитарности (собственником имущества является государство, а не организация), то в форму хозяйствования других коммерческих организаций - принцип корпоративности;

·        имущество унитарного предприятия является неделимым и ни при каких условиях не может быть распределено по вкладам, долям и паям, в том числе и между работниками предприятия;

·        управление унитарным предприятием осуществляется руководителем, назначенным собственником.

В зависимости от того, кому принадлежит собственность, унитарные предприятия могут быть государственными или муниципальными.

Такие предприятия в зависимости от прав, предоставляемых учредителем, подразделяются на две категории:

·        с правом хозяйственного ведения;

·        с правом оперативного управления.

Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, то есть предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении.

Ø Функционирование предприятия - это процесс воспроизводства, то есть непрерывное возобновление самого производственного процесса и всего, что для него необходимо, с целью регулярного получения на выходе определенного продукта.

Воспроизводство циклично, а его непрерывность достигается за счет того, что конец предыдущего цикла становится исходным моментом нового. Образуется некая кольцевая структура, в которой собственно производственный цикл - один из моментов. Предприятие должно подготовить процесс производства: закупить сырье, материалы, электроэнергию, то есть се необходимые предметы труда, затем произвести продукцию, реализовать ее, а на вырученные деньги приобрести новые предметы труда, чтобы продолжить производственный процесс.

Ø Главная цель функционирования производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли при наименьших затратах, что невозможно без эффективного управления капиталом.

Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель эффективного менеджмента - управление фирмой (предприятием) любого вида как: получение наибольшей прибыли при минимальных вложениях.

В следующем разделе данной работы мы рассмотрим пути и способы повышения эффективности работы предприятия (фирмы, организации) в условиях рынка на современном этапе развития нашего общества с учетом определенной специфики Кыргызской Республики.

4. Критерии эффективности предприятия в условиях рынка

 

.1 Показатели эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в условиях рыночной экономики


Как уже неоднократно говорилось выше, главным показателем эффективности хозяйственной и финансовой деятельности фирмы (предприятия) в условиях рынка является прибыль.

ПРИБЫЛЬ - это главный обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, одна из осн. экономических категорий; представляет собой излишек выручки от продажи товара над затратами на их производство и реализацию.

Таким образом, любое предприятие в условиях конкурентной среды создается с единственной целью: для извлечения прибыли и повышения уровня собственного благосостояния.

Ø Прибыль - это сумма всех доходов предприятия минус сумма всех его расходов.

Естественно при этом, что максимальная эффективность будет достигнута тогда, когда сумма всех доходов предприятия будет максимальной, а расходы и статьи затрат на обеспечение жизнедеятельности предприятия - минимальными.

Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца (менеджера).

В зависимости от решения этих задач оно будет процветать или станет несостоятельным.

Одним из самых важных составных элементов реализации эффективной хозяйственной и финансовой деятельности предприятия является экономическая тактика и стратегии развития предприятия.

Ø Эффективная хозяйственно-финансовая деятельность предприятия должна быть тесно увязана со стратегией снижения производственных издержек.

Для всех производителей, работающих в условиях конкурентного рынка, независимо от форм собственности и специализации предприятия, вопрос эффективной ценовой политики имеет очень большое значение.

Цены, находясь в тесной взаимосвязи со всеми переменными маркетинга, определяют рентабельность фирмы, ее жизнеспособность и финансовую стабильность. От цен во многом зависит достижение коммерческих результатов, верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на всю деятельность производственно-сбытового комплекса предприятия.

Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия, организации, учреждения в жестких условиях рынка.

Далее следует сказать, что выделяют три основные цели ценообразования, из которых может выбирать предприятие: основанные на сбыте, основанные на прибылях и основанные на существующем положении.

Для реализации эффективного развития фирмы (предприятия) в условиях рынка эти цели должны быть установлены в долгосрочной перспективе в следующем порядке:

) На начальном этапе цели предприятия является основанными на текущем положении, то есть, предприятие стремиться обеспечить себе безубыточное существование, испытывая острую конкуренцию и изменение потребностей клиентов;

) На следующем этапе цели ценообразования должны быть основанными на сбыте, то есть предприятие в данном случае, предприятие будет больше заинтересованы в росте реализации или максимизации доли на рынке;

) И на последнем этапе цели ценообразования могут быть основанными на прибылях, то есть, суть состоит в максимизации прибыли, получении удовлетворительного дохода, оптимизации дохода от инвестиций, или обеспечения быстрого поступления наличных средств.

Ни для кого не секрет, что одним из главных показателей эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия является насыщение рынка товарами повышенного спроса - что, в свою очередь, опять же указывает на необходимость расширения ассортимента продукции и улучшения качественных характеристик конечных материальных, информационных и др. продуктов.

Одним из способов получения конкурентного преимущества для предприятия является повышение качества продукции за счет снижения производственных издержек, а именно покупка более качественного сырья и по более низким ценам, чем это осуществлялось ранее.

Ø Экономия на издержках, основанная на приобретённом опыте, может быть получена от повышенной производительности оборудования и рабочей силы, улучшенного использования технологий, разработки модификаций продукции, дающих большую эффективность производства усовершенствования машин и оборудования для повышения интенсивности производства, изучения продукции конкурентов и способов её изготовления, привлечения поставщиков.

Производственная стадия, связанная с накоплением опыта производства, может принести экономию в зависимости от той доли внимания, которую управляющие предприятия уделяют накоплению информации о ходе работы, как у самого предприятия, так и у его соперников.

Большие, но не всегда оправданные с точки зрения конкурентоспособности продукции преимущества может получить предприятие, если найдет какие-либо иные пути для повышения своих активов, сократив "излишки" и предложив новые, более экономичные способы их выполнения. Перечислим далее основные пути достижения преимуществ путем сдерживание роста издержек в этом направлении:

·        автоматизация основных операций и активностей, имеющих большие издержки;

·        нахождение путей использования более дешевых материалов;

·        использование новых способов рекламы и других активностей по продвижению товара по сравнению с принятыми в отрасли;

·        усиление вертикальной интеграции обоих типов по сравнению с конкурентами

Любое предприятие должно проводить разумную, сбалансированную и взвешенную экономическую стратегию развития, основанную на имеющемся опыте и научных разработках в этой области; уметь отсеивать из всех вариантов деятельности те, которые не соответствуют бюджетным требованиям, ограничивать привилегии и дополнительные условия для служащих всех уровней.

 

.2 Пути повышения показателей эффективности хозяйственной и финансовой деятельности предприятия в Кыргызской Республике


За период реформирования национальной экономики и переходу к рынку, в Кыргызстане достигнуты значительные успехи по целому ряду направлений. Это обеспечило макроэкономическую стабильность и среднегодовой экономический рост на уровне 5%, выросли реальные доходы населения, по некоторым показателям улучшилось обслуживание в сфере здравоохранения и образования, что в целом привело к снижению уровня бедности с 52% до 44%.

Однако события 2005 года обнажили назревшие в течение нескольких последних лет недостатки и упущения, главными из которых стали крайнее ослабление политической системы страны, рост коррупции в государственных структурах и отсутствие подлинной прозрачности в принятии значимых для общества решений, откат в вопросах равноправия, ухудшение положения женщин, детей, инвалидов и других уязвимых слоев населения. Слабость и неэффективность государственного управления замедлили темпы развития и стали основной причиной недостаточно справедливого распределения результатов экономического роста.

Экономический фундамент, хотя и стал заметно прочнее, но все еще неустойчив и слаб, не решен ряд краеугольных вопросов. До сих пор незавершен этап приватизации стратегических предприятий экономики. Политика оздоровления энергетики оказалась неэффективной. Инвестиционный климат, сложившийся в Кыргызстане, характеризуется неэффективностью и непредсказуемостью. Практически все сектора экономики охвачены теневой деятельностью.

В последние годы прежние источники роста стали терять свое значение: запасы золота на Кумторе постепенно исчерпываются, а сельское хозяйство сталкивается с серьезным кризисом производительности. Поэтому перед Кыргызстаном в полном масштабе встала задача диверсификации источников экономического роста, обеспечения его долгосрочной устойчивости.

Несмотря на снижение общего уровня бедности, уровень жизни большей части населения продолжает оставаться низким. Данная проблема чрезвычайно актуальна для сельской местности и высокогорных районов, где больше половины населения не имеют элементарных жизненных благ, в том числе жилья. Масштабная и растущая трудовая миграция свидетельствует о высоком уровне безработицы и неполной занятости. По-прежнему возможности республики по поддержке социального блока реформ и осуществления важнейших инвестиций в значительной степени зависят от финансирования международными финансовыми институтами.

В этой связи, назрела необходимость в выработке и реализации новой действенной стратегии развития государства, учитывающей текущую ситуацию и направленной на преодоление имеющихся препятствий. Парадигма Стратегии будет заключаться в необходимости перехода на такой путь развития, когда в большей мере задействованы собственные ресурсы и особое внимание уделяется вопросу повышения конкурентоспособности республики. Проводимые преобразования охватят широкий круг реформ, сфокусированных на четырех приоритетных направлениях: (i) повышение экономического потенциала, (ii) борьба с коррупцией, (iii) ориентированное социальное развитие и (iv) обеспечение экологической устойчивости.

Одним из известных путей эффективного развития и получения конкурентных преимуществ для фирм, мелких и средних предприятий в Кыргызстане является стратегия развития, связанная со снижением фирменных затрат на производство и доведение конечной качественной продукции до своего потребителя по более низким ценам в сравнении с конкурентами.

Кроме того, в условиях переходной рыночной экономики я вижу следующие пути повышения показателей эффективности хозяйственной и финансовой деятельности фирмы (предприятия) в следующем:

) Эффективная товарная стратегия развития, которая в условиях Кыргызской Республики может осуществляться в следующих направлениях:

Ø расширение товарной номенклатуры предприятий, за счет включения в нее новых ассортиментных групп товаров, изделий, фабрикатов, услуг;

Ø увеличение насыщенности товарной номенклатуры в рамках существующих ассортиментных групп;

Ø углубление товарной номенклатуры за счет увеличений числа вариантов каждого товара;

Ø изменение гармоничности между товарами в зависимости от целей фирмы

При этом при определении товарного ассортимента, необходимо исключить те виды продукции, которые не являются прибыльными, или станут не оплачиваемыми по безнадежным долгам.

) Повышение качества продукции, включая новизну, технический уровень, отсутствие дефектов при исполнении, надежность в эксплуатации, в условиях Кыргызстана является одним из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому в современных условиях предприятия уделяют особое внимание обеспечению высокого качества продукции.

) Эффективная организация производственных циклов на предприятии стабилизирует качество продукции и сокращает брак, увеличивает выпуск годной продукции с единицы оборудования или площади, а поскольку устранение причин брака проводится путем совершенствования технических и технологических условий, обеспечивается снижение издержек производства.

Таким образом, говоря о путях повышения эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятий, маркетинговая деятельность которых направлена на расширение рынков сбыта, можно выделить основные направления повышения эффективности и качества производства товаров, продукции, работ или услуг на предприятии, в объединении, на фирме или в организации:

Во-первых, повышение качества должно быть обязательной составной частью стратегии развития предприятия,

Во-вторых, высокое качество продукции должно обеспечиваться, главным образом, путем налаживания бездефектного производства, а не контроля уже готовой продукции.

Все возможные дефекты должны устраняться на промежуточных стадиях изготовления продукта, а не в готовом изделии. Использование такой системы позволит ликвидировать возможные потери времени и материалов, резко сократить расходы на аппарат управления, обнаруживать дефекты в ходе производства и устранять их сразу же на месте, обеспечить работу всех подразделений при минимальных затратах,

В-третьих, поставщики сырья и материалов должны быть партнерами, что позволяет повысить надежность поставок, снизить затраты на входной контроль, устранять на месте брак поставляемого сырья,

В-четвертых, высокое качество продукции напрямую связано с высоким уровнем квалификации работников предприятия, а значит, необходимо организовывать курсы повышения квалификации работников для достижения конкурентоспособности предприятия.

) Повышение конкурентоспособности, которая включает в себя большой комплекс экономических характеристик, определяющих положение предприятия на отраслевом рынке. Этот комплекс может включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров фирмы.

Ø Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность фирмы-производителя продукции относятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Ø Суммируя все вышесказанное, следует определить перечень мер, направленных повышение эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в условиях Кыргызстана, которые необходимо осуществлять для повышения конкурентоспособности:

) Обеспечить технико-экономических и качественных показателей, создающие приоритетность продукции на рынке;

) Улучшить качество изделий и их технико-экономические параметры с целью учета требований потребителя и его конкретных запросов, повысить внимание к надежности продукции;

) Выявлять и обеспечивать преимущества продукции по сравнению с его заменителями;

) Выявлять преимущества и недостатки товаров-аналогов, выпускаемых конкурентами и соответствующим образом использовать эти результаты на своем предприятии;

) Изучать мероприятия конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, с которыми они выступают на рынке, и разработка мер, дающих преимущества по сравнению с конкурентами;

) Определить возможные модификации путем повышения качественных характеристик, таких как долговечность, улучшение дизайна;

) Выявлять и использовать подходящие для предприятия ценовые факторы повышения конкурентоспособности продукции, в том числе применяемые фирмами-конкурентами (скидки с цены, предоставление гарантии качества);

) Дифференцировать виды продукции, обеспечивающие относительно устойчивое предпочтение покупателей, отдаваемое определенным видам взаимозаменяемых товаров; значение ценовой конкуренции в этих условиях снижается, поскольку покупатели руководствуются сложившимися предпочтениями в отношении качества продукции, репутации фирмы производителя и др.;

) Внести изменения в управление производственными процессами в сторону гибкости и внимания к качеству;

) Воздействовать непосредственно на потребителе путем проведения активной рекламной деятельности;

) Увеличивать долю занимаемую на рынке, путем расширения сбытовой сети.

) Продвижение (promotion) - любая форма сообщений, используемая предприятием для информации, убеждения и напоминания о своих товарах и услугах. Существуют два основных и два дополнительных вида продвижения. К основным видам продвижения относятся реклама и личная продажа, а к дополнительным - пропаганда и стимулирование сбыта.

Общая цель продвижения - стимулирование спроса, т.е. увеличение или сохранение спроса на прежнем уровне (в случае его падения). Однако эта общая цель может быть разбита на две большие цели: первая - продать товар, услугу; вторая - улучшить образ предприятия

Ø Одним из способов получения конкурентного преимущества для предприятия является повышение качества продукции за счет снижения производственных издержек, а именно покупка более качественного сырья и по более низким ценам, чем это осуществлялось ранее.

Экономия на издержках, основанная на приобретённом опыте, может быть получена от повышенной производительности оборудования и рабочей силы, улучшенного использования технологий, разработки модификаций продукции, дающих большую эффективность производства усовершенствования машин и оборудования для повышения интенсивности производства, изучения продукции конкурентов и способов её изготовления, привлечения поставщиков.

Таким образом наилучшим из известных путей повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия и получения конкурентных преимуществ является стратегия развития, связанная со снижением фирменных затрат на производство и доведение конечной качественной продукции до своего потребителя по более низким ценам в сравнении с конкурентами.

И в заключение этого раздела следует указать, что за годы независимости Кыргызстаном пройден немалый путь. Главным итогом такого пути стало то, что ценности рыночной экономики и демократии прочно вошли в нашу жизнь.

Народ понял, что надеяться нужно только на собственные силы. За обретением политической независимости последовало движение к независимости экономической.

Нашей стратегической целью должно быть сохранение и развитие кыргызского народа, его государства, культуры и языка. Нашей целью на ближайшие пятнадцать лет должно быть обеспечение уровня жизни не ниже среднего в мире, формирование конкурентоспособной экономики, с высоким качеством интеграции в мировую систему.

Чтобы добиться поставленных целей, надо двигаться так, чтобы текущие, неотложные задачи сочетались с одновременной работой на перспективу. Идея состоит в том, чтобы обеспечить развитие на своих собственных основах и своих собственных ресурсах, по своей собственной природе.

Национальная самобытность во всех сферах жизни общества, в сочетании с включенностью в мировые связи, открытостью страны - это путь, на котором мы можем стать конкурентоспособной страной и обеспечить реализацию своих стратегических целей.

 

 

Заключение


Подводя итоги проделанной работы, можно сделать нижеследующие выводы.

Как гласит «Современная Универсальная Российская Энциклопедия», ФИРМА (от итал. firma - подпись),1) тип предприятия. 2) Фирменное наименование (фирма), наименование юридического лица, индивидуализирующее его в гражданском обороте. Фирменное наименование подлежит регистрации путем включения в государственный реестр юридических лиц. Объект промышленной собственности.

В результате проведенного исследования мы выяснили, что: РЫНОК, сфера товарного обмена; спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций, труда и др. в масштабе мирового хозяйства (мировой, внешний рынок), страны (национальный, внутренний рынок) и ее отдельного района (местный рынок).

Кроме того, мы выяснили, что главная цель фирмы (предприятия) в условиях рынка - это получение максимальной прибыли при минимальных затратах, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу менеджера фирмы (управленца).

Как явствует из проведенного экономического анализа, основным результатом деятельности фирмы (предприятия) являются продукция, затраты; разница между ними - прибыль, которая является источником пополнения средств предприятия, завершающим и начальным этапом нового витка производственного процесса

Для принятия того или иного решения необходимо проанализировать обеспеченность предприятия финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия и его финансовое взаимоотношения с партнерами.

Очевидно при этом, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

Большие, но не всегда оправданные с точки зрения конкурентоспособности продукции преимущества может получить предприятие, если найдет какие-либо иные пути для повышения своих активов, сократив "излишки" и предложив новые, более экономичные способы их выполнения.

Такая стратегия развития фирмы (предприятия) предполагает оптимизацию кумулятивных издержек с точки зрения достаточности для поддержания конкурентоспособности (качество, имидж, условия продажи).

Для управления производством на фирме нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа.

Естественно при этом, что управленческий аппарат предприятия не должен быть бюрократическим, обеспечивающим лишь самого себя с бесконечной способностью к расширению и самовоспроизводству.

Исходя из вышеизложенного, главной задачей финансово-экономического анализа на фирме является выявление, возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

Анализ и оценка финансовых основных аспектов финансового развития фирмы (предприятия) и связанных с ним производственных показателей необходим для эффективного управления предприятием.

С его помощью руководители предприятием могут осуществлять планирование, контроль, улучшать и совершенствовать направления своей деятельности.

Эффективность финансово-хозяйственной деятельности при этом должна быть нацелена на:

·        эффективное управление, выживание предприятия в условиях конкурентной борьбы;

·        на то, чтобы избежать банкротства и кредитных финансовых неудач; на лидерство в борьбе с конкурентами; приемлемые темпы роста экономического потенциала предприятия;

·        рост объемов и реализации; максимизация прибыли; минимизация расходов;

·        обеспечение рентабельной работы предприятия.

Разумеется, что для организации наиболее эффективного управления всех производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия необходим слаженный, отрегулированный, компетентный управленческий аппарат.

Только при слаженной, согласованной работе всех звеньев и производственных подразделений предприятия оно может приносить прибыль, которая является главным показателем эффективности его функционирования.

Список литературы

. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах. г. Киров, Изд-во «Госкомвуз России», 2004 г.

. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Пуденко Т.И. Основы предпринимательства. Учебное пособие РАО для российского бизнеса. М., ЗАО «КОНСЭКО», 2005 г.

. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И. Основы предпринимательской деятельности. Учебно-методические пособия. М., «Бизнес-Тезариус», 2006 г.

. Бакиев К.С. Кыргызская Республика: Стратегия развития страны на 2007-2010 гг. Утверждена Указом Президента КР УП № 249 от 16 мая 2007 г.

. Грузинов В.П. Экономика предприятия. Интерактивный учебный курс. С-Пб., «Питер-Ком», 2006 г.

. Дэниелс Джон Д., Радеба Ли Х. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. Пер. с англ., 6-е изд. - М.: Дело, 2001 г. - 784 с., 16 вкл.

. Евсеева И.А. Стратегия бизнеса. М., «Бизнес-Тезариус», 2004 г.

. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. С-Пб: «Питер-Ком», 2006 г., - 896 с.: ил. (Серия «Теория и практика менеджмента»).

9. Концепция и инструментарий маркетинга в системе эффективного предпринимательства. <http://www.marketing.spb.ru/read/m18/index.htm>

10. Конституция (Основной Закон) Кыргызской Республики: Новая редакция. г. Бишкек, АО «Госконцерн Учкун», 2006 г.

. Кузин Б., Юрьев В, Шахдинаров Г. Методы и модели управления фирмой. - С-Пб: «Питер», 2004 г. - 432 с.: ил. - (Серия «Учебники для вузов»)

. Курманова Д.К., Орозканов Д.О. Основы маркетинга. Учебно-методическое пособие для студентов МАУПФБ \\ Международная Академия Управления, Права, Финансов и Бизнеса. г. Бишкек, 2005 г.

. Кэмпбелл Р., Макконнел Стэнли Л. Экономикас: Основы предпринимательской деятельности. М., Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005 г.

. Кэмпбелл Р. Макконнел, Стенли Л. Брю. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. Пер. с англ. М., Изд-во «Центр» МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004 г.

. Маршалл А. Принципы политической экономии. Пер. с англ. М, «Прогресс», 2002 г.

. Медведев П.М. Факторы эффективности экспорта российских предприятий М., «Маркетинг в России и за рубежом <http://dis.ru/market/>«, № 5, 2001 г.

. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. М.-Новосибирск, ИД «ОЛМА-Пресс», 2005 г.

. Лебедева Н.И. Бухгалтерский практикум в сфере финансового менеджмента. С-Пб, «Питер», 2004 г.

. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики. Глава 1, Статья 9.Понятия, используемые в Налоговом кодексе. г. Бишкек, Правовая база «Токтом», 2006 г.

. Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия». М., ЗАО «Новый Диск», 2006 г.

. Проф. Самигулин Э.В., доц. Атавалиева М.О. Экономическая теория. Сборник методических разработок. Методические указания по выполнению курсовой работы. Международная Академия Управления, Финансов и Бизнеса. г. Бишкек, МАУПФиБ, 2006 г.

. Современная Универсальная Российская Энциклопедия. С-Пб., ИД «Сигма», 2008 г.

. Шелепенко Г.И. Экономика, организация и планирование производства на предприятии. Ростов-на-Дону, Издательский Центр «МарТ», 2005 г.

. Чивилихин А.А. Основы бизнеса: Концепции, Менеджмент, Маркетинг, Финансы. Интерактивный учебный курс. М., Издательский дом «Равновесие», ОсОО «Мультимедийные Технологии и Дистанционное Обучение», 2006 г.

. Эванс Дж.Р., Берман Б. Экономика. Маркетинг. М., «Экономикс», 2004 г.

. Энциклопедия «Британика». Оригинальное англоязычное издание. М., ЗАО «Новый Диск», 2006 г.

Похожие работы на - Фирма как субъект рыночной экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!