Порядок применения действующих форм и методов налогового контроля

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    198,56 kb
  • Опубликовано:
    2011-08-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок применения действующих форм и методов налогового контроля

Введение


Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. Осуществление налогового контроля играет важную роль в формировании налоговой составляющей доходной части государственного бюджета Российской Федерации. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги. Правильно организованный налоговый контроль требует, с одной стороны, широких полномочий налоговых органов в части доступа к соответствующей информации, а с другой - уважения к налогоплательщику и недопустимости причинения ему неправомерного вреда.

Кроме того, на современном этапе развития налоговой системы большое внимание уделяется проблеме взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. В частности, это касается использования новых форм представления налоговой отчетности для достижения улучшения обслуживания налогоплательщиков, упрощения исполнения налоговых обязанностей, сокращения размеров потерь бюджетов всех уровней, повышения эффективности механизмов налогового администрирования.

В связи с этим, на данный момент перед налоговыми органами стоит серьезная проблема - контроль над полнотой, своевременностью и правильностью взимания налогов и его совершенствование. Особенности применения механизма налогового контроля, а также его роль в обеспечении формирования налоговой составляющей доходной части бюджета, делают рассмотрение механизма налогового контроля особенно актуальным в настоящее время.

Целью курсовой работы является изучение порядка применения действующих форм и методов налогового контроля, а также рассмотрение налоговой отчетности как механизма взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

. изучение понятия и форм налогового контроля;

. исследование правовых основ и порядка проведения налоговых проверок;

. изучение подходов к проведению налогового контроля применительно к различным категориям налогоплательщиков, в частности - к крупным налогоплательщикам.

. рассмотрение нормативно-правовых основ налоговой отчетности;

. определение порядка представления налогоплательщиками отчетности в различных видах и порядка ее приема налоговыми органами

Предметом исследования данной курсовой работы является совокупность взаимоотношений налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. Объектом исследования является система контроля со стороны налоговых органов России за своевременностью и полнотой уплаты налогоплательщиками налогов в бюджет.

1. Налоговый контроль, его сущность и содержание

 

.1 Понятие и формы налогового контроля


Становление рыночных принципов хозяйствования в России, необходимость укрепления и стабилизации финансовой системы страны, обеспечения устойчивого пополнения бюджета обусловили структурные изменения в системе государственного контроля над состоянием экономики. Произошло обособление такого направления государственного финансового контроля, как контроль за своевременной и полной уплатой налогов и сборов.

В соответствии со ст. 82 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Субъектами налогового контроля (органами, осуществляющими налоговый контроль) являются налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел.

Налоговый контроль может производиться налоговыми органами в различных формах:

. постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах;

. налоговая проверка;

. получение объяснений налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов;

. осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

Для реализации налогового контроля налогоплательщики (организации и физические лица) подлежат постановке на учет в налоговом органе. Это - первооснова налогового контроля. Важно подчеркнуть, что в соответствии с НК РФ постановке на учет подлежат любые лица, признаваемые налогоплательщиками, независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, налоговые агенты, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица обязаны самостоятельно предпринять определенные действия по постановке на учет в налоговом органе. Постановка налогоплательщика-организации на учет в налоговом органе осуществляется как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее филиалов, представительств и других обособленных подразделений, хотя сейчас согласно Гражданскому кодексу РФ они не являются самостоятельными субъектами налоговых правоотношений.

Постановка на учет налогоплательщиков - физических лиц производится по месту их жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств

Завершающим этапом процедуры постановки налогоплательщика на учет является присвоение ему идентификационного номера. Он является единым по всем налогам и на всей территории России и должен указываться как налоговым органом в направляемых налогоплательщику уведомлениях, так и налогоплательщиком в подаваемых в налоговый орган декларациях. [7: с. 23] Присвоение идентификационного номера касается всех налогоплательщиков - юридических и физических лиц.

 

1.2 Налоговые проверки: правовые основы и порядок проведения


Налоговая проверка является важнейшей формой налогового контроля, позволяющей наиболее полно и обстоятельно проверить соблюдение налогоплательщиком требований законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

) камеральные налоговые проверки;

) выездные налоговые проверки.

НК РФ четко ограничил период проведения налоговой проверки. Ею могут быть охвачены не более трех календарных лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения проверки. Если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика. [5: с. 194 - 195]Это в налоговой практике называется встречной проверкой.

Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, выездная проверка не может быть осуществлена в отношении налогоплательщика - физического лица, если только он не занимается предпринимательской деятельностью.

Сущность камеральной проверки состоит в том, что она проводится по месту нахождения налогового органа. В данном случае налоговые органы проверяют налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиками, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Для проведения камеральной проверки должностным лицам налоговых органов не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа; она может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления конкретным налогоплательщиком налоговой декларации и других документов, связанных с налогообложением.

В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в этих документах, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок. Если же в ходе камеральной проверки выявлены факты сокрытия или занижения налогооблагаемой базы, а также сумм причитающихся к уплате налогов, то налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. При проведении камеральной проверки налоговым органам предоставлено право требовать у налогоплательщика предъявления дополнительных сведений, а также получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка, как это видно из ее названия, осуществляется должностными лицами налоговых органов непосредственно на месте нахождения налогоплательщика на основе данных бухгалтерского и налогового учета. В отличие от камеральной выездная налоговая проверка должна проводиться только на основании соответствующего письменного решения руководителя налогового органа. [5: с. 195]

Действующий НК РФ существенно ограничил права налоговых органов при осуществлении выездных проверок. Это относится, в первую очередь, к установлению четкой периодичности и продолжительности их проведения. Согласно НК налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Одновременно с этим оговорено, что при проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверок увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. При этом налоговые органы имеют право проверять филиалы и представительства налогоплательщика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Законодательством запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный налоговый период.

Независимо от времени проведения предыдущей проверки повторная проверка может проводиться лишь в двух случаях: в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика и вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводящего предыдущую проверку. Во втором случае повторная выездная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом исключительно на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением установленных законом требований.

В ходе выездной налоговой проверки может быть при необходимости проведена инвентаризация имущества налогоплательщика. Должностные лица налоговых органов могут также осматривать или обследовать производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода или связанные с содержанием объектов налогообложения.

Если в ходе проверки у налоговых инспекторов появятся достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, то такие документы изымаются по акту, в котором должно быть дано обоснование необходимости изъятия документов и приведен их перечень. Иногда во время выездной проверки составляется протокол осуществления отдельных действий. В нем должны быть зафиксированы все выявленные при производстве указанных действий существенные для дела факты и обстоятельства. Для этого к проведению проверок могут привлекаться другие лица: эксперты, специалисты, свидетели, понятые, что является принципиально новым элементом контрольной работы налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства.

По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется акт налоговой проверки по установленной форме, который подписывается этими лицами и руководителями проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем. В таком акте указываются документально подтверждаемые факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. Подготовленный и подписанный проверяющими и проверяемыми акт налоговой проверки, а также документы, изъятые у налогоплательщика, рассматриваются руководителем налогового органа вместе с документами и материалами, предоставленными налогоплательщиком, а также со всеми имеющимися возражениями, объяснениями и замечаниями.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа выносит соответствующее решение, которое состоит в следующем:

. налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

. решение этого вопроса может состоять в отказе от привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения;

. руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий по налоговому контролю.

В случае принятия решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа обязан изложить следующее: обстоятельства совершенного налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, на основе каких документов; иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства; доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих документов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ. Только после принятия мотивированного решения налогоплательщику может быть направлено требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Принципиально новое во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков - это введенная в НК РФ норма об обязательном судебном порядке взыскания с налогоплательщика штрафных санкций за нарушение налогового законодательства (если налогоплательщик не уплачивает штраф добровольно). То есть штрафы за нарушение налогового законодательства с момента вступления в действие НК РФ взимаются только по решению суда.

После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства налоговый орган должен обратиться в суд с исковым заявлением о наложении на этого налогоплательщика налоговой санкции. [5: с. 198]

При этом до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Обращение в суд производится налоговым органом только в случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или же пропустил установленный в требовании срок уплаты штрафной санкции. Исковое заявление о взыскании налоговой санкции с организации или индивидуального предпринимателя подается налоговым органом в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

К исковому заявлению в обязательном порядке должны быть приложены решение налогового органа и другие материалы дела, полученные в процессе налоговой проверки.

Таким образом, действующий НК РФ предусматривает ряд нововведений по осуществлению налоговыми органами проверок, которые направлены на совершенствование правового регулирования налогового контроля.

 

1.3 Прочие формы налогового контроля


Помимо рассмотренных выше форм налогового контроля существуют и другие формы, в частности:

. Получение объяснений.

В ст. 82 НК РФ упоминается такая форма налогового контроля, как получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора. Кроме того, согласно п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменных уведомлений налогоплательщиков (налоговых агентов) для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими налогового законодательства. Пояснения в зависимости от конкретных обстоятельств предоставляются налогоплательщиком в устной или письменной форме. К пояснениям могут прилагаться необходимые документы (накладные, внутренние приказы и распоряжения, счета-фактуры и др.).

. Осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

Согласно ст. 92 НК РФ должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, документов и предметов. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается, если они получены в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля (например, в ходе камеральной проверки) или при согласии владельца этих предметов. Осмотр производится в присутствии понятых. Налогоплательщик вправе присутствовать при осмотре лично либо через своего представителя. В необходимых случаях производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

. Истребование документов при проведении налоговой проверки. Согласно ст. 31 и 93 НК налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. При этом лицу вручается требование о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных проверяемым лицом. В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения проверяемому лицу соответствующего требования. Этот срок может быть продлен в случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в установленный срок. Отказ от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК. При этом непредставление документов в ходе налоговой проверки не препятствует в дальнейшем их представлению в суд.

Истребование документов возможно только в рамках налоговой проверки, причем содержание этих документов должно быть так или иначе связано с предметом самой проверки. При проведении налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика не любые дополнительные сведения, объяснения и документы, а только те, которые подтверждают правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. [3: с. 31] В соответствии с п. 5 ст. 93 НК налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

 

1.4 Особенности налогового контроля крупных налогоплательщиков


В мировой практике широко распространены способы дифференциации подходов к проведению налогового контроля применительно к различным категориям налогоплательщиков. Это позволяет не только повысить эффективность налогового контроля и сократить издержки на его проведение, но и оптимизировать порядок взаимодействия между налогоплательщиком и контролирующим органом. Задача повышения эффективности налогового администрирования крупных налогоплательщиков достаточно часто решается не только за счет разработки для них особых процедур налогового учёта и контроля, но и посредством выделения или создания соответствующих специализированных структур в системе национальной налоговой администрации. Опыт многих стран показывает, что создание таких подразделений дало положительные результаты с точки зрения улучшения соблюдения налогового законодательства крупными налогоплательщиками и повышения результативности работы налоговой службы.

Тем не менее, существуют определенные проблемы, связанные с обеспечением учета и налогового контроля налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших:

. Отсутствие четких и логичных критериев отнесения налогоплательщика к категории крупнейших. Нередко решение об отнесении налогоплательщика к этой категории происходит на основе анализа показателей отчетности и размера налоговых выплат по итогам года, что приводит к появлению налогоплательщиков с «плавающим статусом».

. Правила постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (или особенности такой постановки) определяются подзаконным актом.

. Недостаточная неэффективность деятельности специализированных подразделений налоговой администрации, обеспечивающих постановку на учет и налоговый контроль деятельности крупнейших налогоплательщиков.

. Отсутствие в национальной налоговой политике четких стимулов, поощряющих переход налогоплательщиков в группу крупнейших.

В настоящее время данной группой налогоплательщиков совершаются различные нарушения, выявляемые налоговыми органами в ходе проверок:

уход от налогов с помощью зарубежных компаний (офшоров);

неправдоподобные сроки производства товаров, подпадающих под льготную ставку НДС, с целью возмещения налога из бюджета;

использование «хранителя активов», т.е. выделение отдельного юридического лица, в котором аккумулируется основная часть имущества (активов) холдинга. Компании, входящие в холдинг, ведут деятельность с использованием арендованных у хранителя активов объектов основных средств;

сделки через посредников, особенно - аффилированных («дробление бизнеса»). Стандартная схема дробления бизнеса следующая - организация переводит часть доходов, имущества и персонала в явно или скрыто аффилированную компанию, которая применяет упрощенную систему налогообложения или иные спецрежимы.

неправильное заполнение документов, предоставляемых предприятиями по запросу налоговых органов.

использование вексельной схемы с участием сомнительных фирм;

использование договора переработки давальческого сырья (толлинга). В соответствии с договором все материалы и изготовленная из них готовая продукция принадлежат заказчику. Готовая продукция после переработки должна поступать заказчику, однако зачастую идет ее реализация третьим лицам. Таким образом, проверка должна быть направлена на изучение договора толлинга на предмет подлинности, а также приложений к нему, в которых в каждом месяце указывается наименование и количество производимой продукции, а также нормы списания материалов и сырья заказчика;

использование фирм-однодневок. Сегодня в связи с усиливающимся контролем за фирмами-однодневками налогоплательщики вынуждены искать другие способы законного снижения налогов, например, заключение посреднических договоров;

взаимозависимость сторон (участников) сделки.

) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов;

) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

трансфертное ценообразование. По этим термином понимается реализация товаров или услуг отделениям одной компании или взаимозависимым компаниям по внутрифирменным, отличным от рыночных, ценам. Применяется, например, для перераспределения общей прибыли в пользу компании или отделения, которое меньше облагается налогами.

Правовой основой налогового контроля цен (далее - НКЦ) выступает ст. 40 НК РФ. Она определяет:

контролируемые сделки, в отношении которых налоговые органы правомочны осуществлять НКЦ;

рыночную цену, являющуюся объективным стоимостным уровнем для осуществления контроля;

условия применения рыночной цены в целях налогообложения;

методы определения рыночной цены.

Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях:

) между взаимозависимыми лицами;

) по товарообменным (бартерным) операциям;

) при совершении внешнеторговых сделок;

) при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

Таким образом, в настоящее время наблюдается усложнение схем сокрытия реально проводимых финансово-хозяйственных операций и других форм уклонения от уплаты налогов. Подобного рода правонарушения, особенно совершаемые крупными налогоплательщиками, наносят существенный вред бюджету в виде неполученных сумм налоговых доходов, что естественно влечет за собой необходимость тщательных проверок со стороны налоговых органов.

2. Налоговая отчетность в Российской Федерации

 

.1 Нормативно-правовые основы налоговой отчетности


Чаще всего налогоплательщики сталкиваются с представителями налоговых органов в процессе сдачи отчетности. Выездные налоговые проверки проходят не так часто, отчетность же каждой организацией сдается ежеквартально.

Отчетность, предоставляемую в налоговые органы, необходимо разделить на два блока: налоговая отчетность (налоговые декларации) и бухгалтерская отчетность.

В соответствии с пп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Ответственность за не предоставление налоговых деклараций установлена ст.119 НК РФ, за не предоставление бухгалтерской отчетности - п.1 ст.126 НК РФ.

 

2.2 Порядок представления бухгалтерской отчетности


Министерство финансов РФ в пределах своей компетенции утвердило Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, в котором установлен порядок представления бухгалтерской отчетности внешним пользователем. Пункт 85 Положения содержит норму о предоставлении права субъектам малого предпринимательства не представлять в составе отчетности отчет о движении денежных средств, а также приложение к бухгалтерскому балансу, иные приложения и пояснительную записку. [10]

Минфин РФ в своем письме № 03-02-07/1-444 от 22.09.2009  <#"526177.files/image001.gif">

) Налоговая база уменьшается на величину налоговых вычетов. Исходя из условий задачи, налогоплательщик имеет право на стандартные и имущественные вычеты. Стандартные вычеты предоставляются в размере:

а) 400 руб. на работника за каждый месяц налогового периода, пока доход нарастающим итогом с начала года не превысит 40 000 руб. По условию задачи данный вычет предоставляется в течение 3 месяцев.

б) 1000 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода, пока доход не превысит 280 000 руб. Т.к. по условию задачи Сидоров С.П. имеет одного ребенка, то данный вычет предоставляется в размере 1000 руб. в течение 12 месяцев.

Определим размер стандартных налоговых вычетов:


) Определим сумму налога, удерживаемого налоговым агентом (работодателем):


) Т.к. в данном налоговом периоде Сидоров С.П. продал квартиру за 2875 тыс. руб. и легковой автомобиль за 142 тыс. руб., то он имеет право на имущественный вычет. В соответствии с п.1 ст.220 НК РФ Сидорову предоставляется имущественный вычет в размере 1 млн. руб., т.к. квартира находилась в его собственности не более 3 лет. Поскольку проданный автомобиль находился в собственности Сидорова С.П. более 3 лет, то имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества, т.е. в размере 142 тыс. руб.

Таким образом, сумма налога, которую должен уплатить Сидоров С.П. по налоговой декларации, составила:


Таким образом, сумма НДФЛ, удержанная налоговым агентом составила 156 800 руб., а сумма НДФЛ по декларации - 264 134 руб. Сумма НДФЛ к доплате: 264 134 - 156 800 = 107 334 руб.

3.2 Расчет страховых взносов

В связи с принятыми решениями о проведении пенсионной реформы, начиная с 1 января 2010 года ЕСН будет заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование.

Проведем сравнительный расчет ЕСН и страховых взносов на доходы Сидорова С. П. Для того чтобы определить сумму платежей с разбивкой по фондам, необходимо найти налоговую базу. Для этого проанализируем структуру доходов Сидорова С.П. Заработная плата относится к расходам на оплату труда оплату согласно ст. 255 НК РФ, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль и, соответственно, признается объектом обложения как страховых взносов, так и ЕСН. Премия за производственные результаты также включается в налоговую базу.

ЕСН в 2009 г.

1. Налоговая база

НБ = Заработная плата + Премия = 165 000 + 5 000 = 170 000 тыс. руб.

2. Ставка налога

НБ на каждое физ. лицо нарастающим итогом с начала года

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного мед. страхования (ОМС)

Итого




Федеральный фонд ОМС

Территориальные фонды ОМС


170 000 руб. (До 280 000 руб.)

170 000 • 0,2 = 34 000 руб.

170 000 • 0,029 = 4930 руб.

170 000 • 0,011 = 1870 руб.

170 000 • 0,02 = 3400 руб.

170000• 0,26 = 44 200 руб.

Страховые взносы в 2010 г.

1. Налоговая база

НБ=165 000 + 5 000 = 170 000 тыс. руб.

2. Ставка налога

НБ на каждое физ. лицо нарастающим итогом с начала года.

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного мед. страхования (ОМС)

Итого




Федеральный фонд ОМС

Территориальные фонды ОМС


170 000 руб.

170 000 • 0,2 = 34 000 руб.

170 000 • 0,029 = 4930 руб.

170 000 • 0,011 = 1870 руб.

170 000 • 0,02 = 3400 руб. 

170000• 0,26 = 44 200 руб.

Страховые взносы в 2011 г.

НБ=165 000 + 5 000 = 170 000 тыс. руб.

2. Ставка налога

НБ на каждое физ. лицо нарастающим итогом с начала года.

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного мед. страхования (ОМС)

Итого




Федеральный фонд ОМС

Территориальные фонды ОМС


170 000 руб.

170 000 • 0,26 = 44 200 руб.

170 000 • 0,029 = 4930 руб.

170 000 • 0,021 = 3570 руб.

170 000 • 0,03 = 5100 руб.

170000• 0,34= 57 800 руб.


Таким образом, из приведенного расчета следует, что налоговая нагрузка по страховым взносам в 2010 г. осталась на том же уровне, что и в случае расчета ЕСН. Но с утверждением новых тарифов страховых взносов в 2011 г. налоговая нагрузка значительно вырастает - на 13 600 руб. (57 800 - 44200).

3.3 Расчет страховых взносов в целом по организации

Проведем сравнительный расчет налогов - ЕСН и страховых взносов в целом по организации. Определяем сумму страховых взносов и ЕСН, учитывая, что ни одному работнику не было начислено более чем 280 000 руб. с начала года.

) Расчет ЕСН.

Для того чтобы определить сумму платежей с разбивкой по фондам, необходимо найти налоговую базу. Для этого проанализируем структуру доходов работников в отчетном периоде на предмет включения различных позиций в налоговую базу. Заработная плата относится к расходам на оплату труда оплату согласно ст. 255 НК РФ, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль и, соответственно, признаются объектом обложения ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ). Выплаты по гражданско-правовым договорам не облагаются ЕСН только в части фонда социального страхования. Таким образом, налоговая база по ЕСН составит:

НБ = Заработные платы + Премии = 1 985 000 + 25 000 = 2 010 000 руб.,

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного мед. страхования (ОМС)

Итого



Федеральный фонд ОМС

Территориальные фонды ОМС


2 010 000 • 0,2 = 402 000 руб.

1 690 000 • 0,029 = 49 010 руб.

2 010 000 • 0,011 = 22 110 руб.

2 010 000 • 0,02 = 40200 руб.

513 320 руб.

В свою очередь, отчисления в ПФР будут распределяться при уплате следующим образом: - для лиц 1967 г. рождения и моложе: на финансирование страховой части трудовой пенсии - 14%, на финансирование накопительной части трудовой пенсии - 6%. Т.к. все работники в организации моложе 1967 г. рождения, то:

. Страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии:

010 000 • 0,14 = 281 400 руб.

. Страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии:

010 000 • 0,06 = 120 600 руб.

) Расчет страховых взносов.

Расчет страховых взносов в 2010 г. производится аналогично. Также в налогооблагаемую базу не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212 - ФЗ).

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного мед. страхования (ОМС)

Итого



Федеральный фонд ОМС

Территориальные фонды ОМС


2 010 000 • 0,2 = 402 000 руб.

1 690 000 • 0,029 = 49 010 руб.

2 010 000 • 0,011 = 22 110 руб.

2 010 000 • 0,02 = 40200 руб.

513 320 руб.


Отчисления в ПФР будут распределяться аналогично, т.е.: на финансирование страховой части трудовой пенсии - 281 400 руб., на финансирование накопительной части - 120 600 руб.

Расчет страховых взносов в 2011 г. представлен в таблице.

Пенсионный фонд

Фонд социального страхования РФ

Фонды обязательного мед. страхования (ОМС)

Итого



Федеральный фонд ОМС

Территориальные фонды ОМС


2 010 000 • 0,26 = 522 600 руб.

1 690 000 • 0,029 = 49 010 руб.

2 010 000 • 0,021 = 42 210 руб.

2 010 000 • 0,03 = 60 300 руб.

674 120 руб.


Отчисления в ПФР будут распределяться следующим образом:

. Страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии:

010 000 • 0,2 = 402 000 руб.

. Страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии:

010 000 • 0,06 = 120 600 руб.

Таким образом, проведенные расчеты показали, что налоговая нагрузка по страховым взносам в целом по организации в 2010 г. осталась на том же уровне, что и в случае расчета ЕСН в 2009 г. Но с утверждением новых тарифов страховых взносов в 2011 г. налоговая нагрузка значительно вырастает - на 160 800 руб. (674 120 руб. - 513 320 руб.).

3.4 Расчет НДС



) Полученная на расчетный счет сумма штрафных санкций от поставщиков по договору поставки составила 3,8 тыс. руб. При расчете НДС используем расчетную ставку:


) Частичная оплата, поступившая от покупателей в отчетном периоде, составила 2975 тыс. руб. Находим НДС:


) Определим общую сумму исчисленного НДС в отчетном периоде:


5) Согласно условиям задачи НДС по приобретенным товарно-материальным ценностям и услугам составил 458 тыс. руб., т.е. эта сумма НДС, принимаемая к возмещению: НДСвходной = 458 тыс. руб.

6) НДС по приобретенным основным средствам:


) Определим общую сумму входного НДС в отчетном периоде:


) Находим сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет:


3.5 Расчет налога на имущество организаций

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество учитывается по остаточной стоимости.


Определяем налоговую базу:


Налог на имущество организации:

3.6 Расчет налога на прибыль

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком и исчисляемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (ст. 247). Согласно ст. 248 НК РФ доходы и расходы классифицируются на доходы и расходы от реализации и внереализационные.

. Рассчитаем доходы от реализации и расходы, связанные с производством и реализацией.

.1. Найдем доходы от реализации:

) поскольку доходы и расходы определяются по методу начисления, данные бухгалтерского учета о частичной оплате, поступившей от покупателей в отчетном периоде, в расчетах не участвуют (пп. 1 п. 1 ст. 251, ст. 271 НК РФ).

2) исходя из условия задачи, к доходам от реализации относятся выручка от реализации произведенной продукции в размере 12574 тыс. руб. Но данная сумма приведена с учетом НДС, следовательно, в соответствии со ст. 248 НК РФ необходимо определить доходы от реализации без НДС:


К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся:

) материальные расходы на производство продукции - 4230 тыс. руб. (ст. 254), расходы на оплату труда - 1985 тыс. руб. (ст. 255), сумма амортизационных отчислений - 564 тыс. руб. (ст. 259)., прочие расходы (в том числе командировочные расходы) - 1262 тыс. руб. (ст. 264). Расходы, связанные с приобретением основных средств, не учитываются в целях налогообложения, согласно ст.270 п.5 НК РФ. К расходам, связанным с производством и реализацией, относятся также расходы на страховые взносы по всем видам обязательного страхования (ст.263 НК РФ). В нашем случае данные расходы составляют 513 320 руб. Также в прочие расходы включается налог на имущество организаций, равный 182 670 руб. (ст. 264 НК РФ)

Таким образом, расходы, связанные с производством и реализацией, составят:


. Рассчитаем внереализационные доходы и расходы.

.1. К внереализационным доходам относятся (ст. 250 НК РФ):

) сумма штрафов от поставщиков по договору поставки - 3,8 тыс. руб.

Таким образом, сумма внереализационных доходов учитывается без НДС:

,8 - 0,58 = 3,22 тыс. руб.

Т.к. согласно условию задачи в отчетном периоде предприятие не производило внереализационных расходов, то их сумма будет равна нулю.

. Определим налогооблагаемую базу:

. Исчислим сумму налога на прибыль (ст. 284 НК РФ). Налоговая ставка - 20%. Сумма налога на прибыль составит:

Применение упрощенной системы налогообложения.

В целях снижения налоговой нагрузки в условиях экономического кризиса и с учетом замены ЕСН на страховые взносы предлагается повысить порог предельной величины доходов, позволяющей организации применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСН). Соответственно, с 2010 года право перейти на упрощенную систему налогообложения получат организации, чьи доходы по итогам 9 месяцев 2009 года не превысили 45 млн. руб. (Федеральный закон от 19.07.2009 N 204-ФЗ).

Т.к. в задаче приведены доходы по итогам 12 месяцев, но при этом их сумма (12577,8 тыс. руб.) не превышает 45 млн. руб. и организация не относится ни к одной из групп, перечисленных в п.3 ст. 346.12 НК РФ, то она имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения.

При УСН предусматривается освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (при этом рассчитывается единый налог), налога на имущество организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащем уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого по договорам простого товарищества). Страховые взносы при УСН уплачиваются только в Пенсионный фонд РФ в размере 14 %.

Рассмотрим применение упрощенной системы налогообложения в двух случаях: если в качестве объекта единого налога выбраны доходы и если объект единого налога - доходы, уменьшенные на величину расходов.

) Применение упрощенной системы налогообложения, если в качестве объекта единого налога выбраны доходы.

В соответствии со ст. 346.18 в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации. При этом учитываются как доходы от реализации, так и внереализационные доходы, в состав которых в данном случае включаются предоплата без НДС и штрафы от поставщиков без НДС (ст. 346.15 НК РФ). Таким образом, определим налогооблагаемую базу:


Определим сумму налога по ставке 6% (ст. 346.20,ст. 346.21):


Исчисленная сумма налога уменьшается на сумму страховых взносов, но не более чем на 50% (п. 3 ст. 246.21 НК РФ).

Страховые взносы на доходы конкретного работника - Сидорова С.П. (расчет производится исходя из ставок, установленных на 2010 г.):

Страховые взносы = 170 000 • 0,14 = 23 800 руб., в том числе в Пенсионный фонд - 23 800 руб.

Сумма страховых взносов, начисленных в целом по организации:

 

в том числе в Пенсионный фонд - 281 400 руб. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составит:


Таким образом, всего налогоплательщик при данном варианте объекта налогообложения должен уплатить:

а) Единый налог в размере 509 420 руб.

б) Страховые взносы в размере 281 400 руб.

) Применение упрощенной системы налогообложения, если в качестве объекта единого налога выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии со ст. 346.18 в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

При УСН используется кассовый метод, поэтому при расчете налоговой базы учитывается частичная оплата, поступившая от покупателей. Это отличает УСН от общего режима налогообложения, при котором можно использовать как метод начисления, так и кассовый метод.

В соответствии со ст.34616 НК РФ, к расходам при УСН необходимо отнести: материальные расходы, затраты на оплату труда, НДС по приобретенным ценностям, страховые взносы и расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств.

Таким образом, налоговая база составит:


Сумма налога составит (ст. 346.20,ст. 346.21):

Страховые взносы на доходы конкретного работника и в целом по организации исчисляются аналогично расчету УСН, когда в качестве объекта выбраны доходы.

Таким образом, всего налогоплательщик при данном варианте объекта налогообложения должен уплатить:

а) Единый налог в размере 512 990 руб.

б) Страховые взносы в размере 281 400 руб.

На основе произведенных расчетов проведем сравнительный анализ общей и упрощенной системы налогообложения с точки зрения величины налоговой нагрузки.

Налог

Общая система

Упрощенная система



«доходы»

«доходы, уменьшенные на величину расходов»

1. Страховые взносы в целом по организации, руб.

513 320

281 400

281 400

2. НДС, руб.

1 764 970

-

-

3.Налог на имущество организаций, руб.

182 670

-

-

4. Налог на прибыль, руб.

327 750

-

-

5. Единый налог, руб.

-

509 420

 535 410

6. Общая сумма налогов, руб.

2 788 710

790 820

816 810

7. Доходы, руб.

10 659 150

13 180 340

13 180 340

8. Налоговая нагрузка, % (п.7 / п. 8)

26,2

6

6,2


Таким образом, сравнительный анализ показал, что с точки зрения величины налоговой нагрузки налогоплательщику предпочтительнее использовать упрощенную систему налогообложения, когда в качестве объекта налогообложения выбрать доходы (6%). Но при этом налоговая нагрузка при упрощенной системе налогообложения, когда в качестве объекта выступают доходы, уменьшенные на величину расходов, также невысока и составляет 6,2%. Самая большая налоговая нагрузка при общей системе налогообложения - 26,2%.

Однако следует отметить, что налоговая нагрузка при упрощенной системе налогообложения увеличится за счет того, что к 2011 году ставка по страховым взносам возрастет до 34%, и станет равной ставке по страховым взносам при общей системе налогообложения.

Заключение


Рассмотренные особенности осуществления налогового контроля в Российской Федерации позволяют сделать вывод о значимости данного направления деятельности налоговых органов.

В последние годы в рамках осуществления мер по совершенствованию налогового администрирования вступил в силу комплекс поправок и изменений в первую часть НК РФ. Их основными задачами являлось совершенствование правового регулирования налогового контроля, упорядочение налоговых проверок и документооборота в налоговой сфере, улучшение условий для добросовестного исполнения налогоплательщиками своих обязанностей, расширение закрепленных гарантий соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков. Можно выделить ряд положительных моментов, связанных с реализацией этих задач, в частности:

. Срок выездной налоговой проверки теперь определяется календарным промежутком, имеющим четкие границы.

. По итогам повторной проверки налогоплательщику теперь не могут быть начислены штрафные санкции, если первоначальная налоговая проверка не выявила нарушений (ст. 89 НК РФ).

. В НК РФ законодатели четко прописали процедуры вынесения налоговым органом решения по материалам камеральной и выездной налоговых проверок. Таким образом, налогоплательщик получает законодательно установленную возможность ознакомиться с содержанием претензий к нему со стороны налоговых органов и, соответственно, подготовить свои аргументы до принятия налоговым органом решения.

Однако можно отметить, и ряд негативных обстоятельств:

. В НК РФ прописано, что налоговый орган не вправе проводить в течение одного года более двух выездных налоговых проверок. Однако здесь же предусматривается целый ряд исключений, которые могут сочетаться в различных вариантах. Тем самым проверка с учетом возможных продлений опять может быть затянута на длительный срок (до 15 месяцев).

. Также вводится обязательный порядок обжалования решений налоговых органов в вышестоящих налоговых органах до судебного обжалования (обязательный внесудебный порядок). Такой порядок может способствовать затягиванию налоговых споров.

Рассмотренные обстоятельства могут затруднить практическое применение отдельных нормативных предписаний НК РФ в их новом изложении. На основе проведенного исследования можно предложить ряд изменений и дополнений к существующей процедуре налогового контроля:

. Необходимо обратить внимание и на решение проблемы «крупнейших налогоплательщиков». Осуществление учета и налогового контроля крупнейших налогоплательщиков требует стабильности и прозрачности, а значит, должно быть подробно регламентировано в тексте НК, что в настоящее время не наблюдается.

. В соответствии со ст. 92 НК РФ налоговые органы могут проводить не только осмотр территорий и помещений налогоплательщика, но и инвентаризацию его имущества. При этом НК РФ не содержит нормативных предписаний, посвященных процедуре инвентаризации. В этой связи, представляется целесообразным внести дополнения, касающиеся этой процедуры.

. Необходимо акцентировать внимание на совершенствовании контрольной работы налоговых органов в условиях компьютеризации, в частности, при представлении налоговой декларации в электронном виде.

Таким образом, проведенный анализ данной темы показал, что на сегодняшний момент проводится активная работа по совершенствованию методик налогового контроля, но, вместе с тем, существует и ряд серьезных проблем, решение которых является важной задачей для улучшения налогового администрирования.

Список использованной литературы


1.      Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая): По состоянию на 1 марта 2010 года. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. -

.        Еремина С.А. Осуществление контрольной работы. Проведение камеральных и выездных налоговых проверок уплаты налога на доходы физических лиц и методы их реализации // Налоговый вестник. - 2003. - N 9. - С.56 - 61.

.        Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. - 2008. - N 3. - С. 30 - 32.

.        Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х. Алиева. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 375 с.

.        Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 464 с.

6.      Рюмин С. Сдаем декларацию: важен срок, а не форма // Практическая бухгалтерия <http://www.pbuh.ru>. - 2009. - № 4. - С. 24 - 29.

.        Скворцов О. В., Скворцова Н. О. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: Академия, 2008. - 240 с.

.        Скрипниченко В.А. Налоги и налогообложение: Учебник. - СПб: ИД "Питер", 2009. - 496 с.

.        Солнцев И. Отчитываемся перед налоговой по Интернету // Практическая бухгалтерия <http://www.pbuh.ru>. - 2003. - № 3. - С. 41 - 46.

.        Сдача отчетности в налоговые органы. Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения" <../../Сережка/articles/authors/audar.html>. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.klerk.ru/buh/articles/4801/ (дата обращения 17.03.2010).

.        Электронная отчетность: будущее - сегодня! Журнал "Актуальная бухгалтерия" [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/company/garant-press/ab/217886/05/ (дата обращения 22.03.2010).

Похожие работы на - Порядок применения действующих форм и методов налогового контроля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!