Система страхования государственного и муниципального имущества

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    46,12 kb
  • Опубликовано:
    2011-10-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система страхования государственного и муниципального имущества

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Институт Государственного управления и Права

Кафедра Государственного и муниципального управления









Курсовой проект

по дисциплине

"Управлений государственной и муниципальной собственностью"

на тему:

"Система страхования государственного и муниципального имущества"








Москва 2011 год

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты страхование государственного (муниципального) имущества

1.1 Место государственного (муниципального) имущества в рыночной экономике

1.2 Необходимость, правовое регулирование страхования государственного (муниципального) имущества

1.3 Опыт страхования России и за рубежом государственного (муниципального) имущества в современной

2. Изучение современных разработок и проблем в области страхования государственного (муниципального) имущества

2.1 Анализ процесса и механизмов страхования государственного (муниципального) имущества

2.2 Анализ взаимоотношений участников процесса страхования государственного (муниципального) имущества

2.3 Формирование рынка страхования государственного (муниципального) имущества и его инфраструктуры

3. Проектные мероприятия по страхованию государственного (муниципального) имущества

3.1 Основные направления совершенствования процесса страхования государственного (муниципального) имущества

3.2 Предложения по государственному регулированию страхования государственного (муниципального) имущества

3.3 Эффективность предлагаемых мероприятий по государственному регулированию страхования государственного имущества

Заключение

Литература

Введение

Становление и развитие рыночных отношений в России коренным образом изменило экономические условия функционирования недвижимости, являющейся весомой составляющей экономики отдельных регионов и российской экономики в целом.

Этот процесс происходит в принципиально новых условиях, когда недвижимость становится товаром не на основе естественного развития рыночных отношений, а путем приватизации государственной собственности и осложняется неполной нормативно-правовой базой, недостаточным применением на практике опыта зарубежных стран, существенными различиями в подходах к формированию системы управления недвижимостью на региональном уровне.

В связи с этим появляется особая потребность в знании закономерностей развития и функционирования объектов недвижимости в рамках территориальных экономических систем.

Особая значимость недвижимости обуславливает необходимость установления порядка управления, направленного на достижение баланса государственного и частного интересов.

В соответствии со стратегическими интересами Российской Федерации система управления недвижимостью должна обеспечить политическую и экономическую безопасность страны, вовлечение объектов недвижимости в гражданский оборот, создание условий для увеличения потенциала недвижимости, достижение максимально возможной экономической эффективности использования объектов недвижимости и установления эффективного механизма налогообложения.

Составной частью государственного регулирования применительно к сфере имущественных отношений является управление (или участие в управлении) государственной собственностью.

страхование государственное муниципальное имущество

На долгосрочную перспективу выделяются три основных типа объектов такой политики:

) государственные унитарные предприятия (ГУП) и учреждения;

) хозяйственные общества с участием государства;

) недвижимость.

Как видно из данного перечня, полностью принадлежащие государству предприятия закономерно выступают первоочередным объектом государственного регулирования в сфере имущественных отношений.

В данной работе в качестве темы выбрано изучение процесса страхования государственного (муниципального) имущества.

Объект данной работы - государственное (муниципальное) имущество.

Предмет курсовой работы - отношения прав собственности в рамках управления и страхования государственного (муниципального) имущества.

1. Теоретические аспекты страхование государственного (муниципального) имущества


1.1 Место государственного (муниципального) имущества в рыночной экономике

 

Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Потребление национального богатства, осуществляемое для удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различных общественных институтов), реализуется путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.

Процесс этого развития закрепляется в системе юридических норм, которые в настоящее время рассматривают право собственности в триединстве владения, распоряжения и пользования.

Все объекты государственного имущества следует разделить на две основные группы:

·        Предприятия, которые должны находится исключительно в государственной собственности (не коммерческие объекты)

·        Объекты, с возможностью коммерческого использования (предприятие, действующее на открытом конкурентном рынке).

Такое разделение предопределяет принципы управления имуществом.

По отношению к объектам (предприятиям), которые должны находиться исключительно в государственной собственности государство выполняет функции старшего менеджера (управляющего), принимающего ключевые стратегические и оперативные решения по управлению деятельностью предприятий. В том числе государство определяет: что будет производить предприятие, в каком объеме, по какой стоимости и как будет осуществляться финансирование предприятия. При этом целью государства - менеджера является обеспечение производства необходимых продуктов или услуг, требуемого качества, заданного объема и при определенных условиях рентабельности.

По отношению к коммерческим объектам, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, государство должно действовать исключительно как инвестор (совладелец). В этом случае предприятие для государства является объектом инвестиций, следовательно, принципы управления должны основываться на методах и подходах, применяемых в инвестиционном менеджменте. Целью государства - инвестора является обеспечение максимальной рентабельности инвестированного капитала и рост рыночной стоимости имущества (акций).

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень управления может быть охарактеризован следующим образом:

. Федеральный (макроуровень) - уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

. Уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства (мезоуровень) - уровень взаимодействия элементов системы внутри Министерства государственного имущества, в том числе взаимодействия Аппарата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (например, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.

. Муниципальный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень) уровень взаимодействия структурных подразделений Министерства с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой.

До настоящего времени не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами федеральной власти. Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности.

Повышение эффективности управления государственной собственностью требует обоснования системы участия органов федерального управления в этом процессе. Особую роль в этой системе должно играть Министерство государственного имущества Российской Федерации, которое специализируется на решении задач управления государственной собственностью и поэтому должно быть наделено властными полномочиями, достаточными для выполнения своих основных функций.

Все указанные выше обстоятельства говорят о важности и сложности вопросов, связанных с управлением федеральной собственностью. Многие моменты, связанные с этим процессом, здесь пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют проведения широкого круга специальных научных исследований. Для этого необходимо ввести основные понятия и определения, которые будут использоваться в дальнейшем.

. Федеральная собственность - совокупность объектов недвижимости, имущественных прав, работ и услуг, информации и технологий, нематериальных благ и других частей национального богатства, право пользования, владения, распоряжения которыми принадлежит только Российской Федерации.

. Объект собственности - организационно обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников.

. Объект, находящийся в федеральной собственности, федеральной или собственности субъектов Российской Федерации - представляет собой объект собственности, принадлежащий в том числе: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и округам. На практике большинство данных объектов закреплено за конкретными собственниками или группой собственников.

. Незакрепленная часть федеральной собственности составляет казну Российской Федерации (ГК РФ).

. Федеральная собственность включает предприятия трех организационно-правовых форм: казенные предприятия, государственные унитарные предприятия и акционерные общества с федеральной долей собственности.

. Объекты права собственности Российской Федерации (объекты управления): недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, мосты, и др.); движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т. ч. акции, облигации, и др.); денежные средства (валюта, и др.); долги иностранных государств; информация; интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Объекты собственности Российской Федерации могут принадлежать на праве:

ü  собственности - Российской Федерации, юридическим и физическим лицам;

ü  хозяйственного ведения - юридическим лицам, в т. ч. религиозным и другим организациям;

ü  оперативного управления - федеральным органам исполнительной власти, учреждениям и организациям.

7. Объекты собственности Российской Федерации, находящиеся за границей, дополнительно могут принадлежать на праве:

ü  собственности СССР (требуется доказательство и переоформление прав собственника на Российскую Федерацию);

ü  собственности бывшей Российской Империи (требуется доказательство и переоформление прав собственности на Российскую Федерацию).

·        находиться в розыске или быть оформленными в розыск;

·        требовать доказательства из-за неправомерного отчуждения (оформленного или неоформленного) государствами, юридическими и физическими лицами.

Объекты собственности могут находиться под двойной юрисдикцией: Российской Федерации и иностранного государства.

. Субъектами управления собственностью Российской Федерации является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, иностранные государства, российские и иностранные юридические и физические лица.

Кроме того, субъектами могут быть государства, иностранные и российские юридические и физические лица, неправомерно удерживающие объекты в своем управлении, владении, пользовании и распоряжении.

. Право собственности относится к категории вещных прав, сущность которых заключается в прямом господстве над вещью, подразумевающем использование ее управомоченным лицом в своих интересах, и в исключительности осуществления данной возможности.

Субъективное право собственника распадается на три основных правомочия: владения, распоряжения, пользования.

Под правомочием владения понимается юридически обеспеченное господство над вещью, то есть возможность иметь данную вещь у себя, содержать ее в собственном хозяйстве.

Правомочие распоряжения - это возможность определения юридической судьбы вещи путем изменения ее принадлежности, состояния и назначения. Правомочие пользования - юридически обеспеченная возможность использования вещи путем извлечения из нее любых полезных свойств. Эти правомочия не полностью характеризуют право собственника. Это лишь основные правомочия с точки зрения отечественной доктрины.

. Управление - элемент, функция организованных систем различной природы, обеспечивающая: сохранение их определенной структуры; поддержание режима деятельности; реализацию их программ и целей.

Управление осуществляется (реализуется) системой федеральных органов власти и управления, а также другими (в том числе общественными) организациями с целью достижения максимального народно-хозяйственного эффекта.

Управление собственностью - как текущее управление федеральной собственностью, так и стратегические преобразования структуры собственности в стране, направленные на ее оптимизацию в смысле поставленных целей и проводимые в рамках промышленной (реструктуризационной) политики государства в отношении собственности.

. Система - совокупность объединенных одной целью объектов, их функций и связей.

. Приватизация федеральной собственности - возмездное отчуждение находящихся в собственности Российской Федерации и ее субъектов объектов приватизации в собственность юридических и физических лиц.

Здесь приватизация рассматривается как средство оптимизации структуры собственности, направленное, с одной стороны, на сужение границ госсобственности, позволяющее государству сконцентрировать усилия по текущему управлению его объектами, а с другой - на рост настоящих и будущих доходов бюджета за счет продажи госсобственности эффективному собственнику.

. Деприватизация - обращение федерального имущества, например, за счет дополнительной эмиссии акций и последующей передачи их эффективному собственнику (по заранее определенным критериям эффективности).

В рамках рассмотренных понятий и определений в первую очередь необходимо рассмотреть существующие проблемы управления федеральной собственностью. В рамках классификации федеральной собственности, принятой в настоящее время (на наш взгляд, она нуждается в углублении и детализации, что будет показано ниже), выделяются насколько видов собственности:

недвижимое имущество;

государственные унитарные предприятия;

пакеты акций, находящиеся в федеральной собственности.

К объектам государственной собственности, по отношению к которым государство действует как менеджер, могут быть отнесены следующие предприятия:

·              Оборонные предприятия

·              Научно-исследовательские центры, имеющие стратегическое значение для развития государства

·              Социальные объекты, не являющиеся привлекательными с коммерческой точки зрения

·              Объекты инфраструктуры, включая: транспорт, дороги, связь, порты, газопроводы и т.п. (могут находится, как в государственной, так и в частной собственности)

·              Объекты, значимые с точки зрения макроэкономического влияния (могут находиться как в государственной, так и в частной собственности).

Важнейшим отличием государственных (муниципальных) предприятий, относящихся к категории исключительно государственных, является отсутствие конкурентного рынка значимых для государства продукции или услуг, потребность в которых не может быть покрыта посредством проведения закупок у независимых, в том числе иностранных, производителей. Учитывая, что главной целью государства, в данном случае, является обеспечение производства требуемых товаров и услуг, функции государства при управлении данной категории предприятий направлены на решение следующих задач:

. Экспертиза плана деятельности предприятия

. Определение значений основных финансово-экономических показателей

. Утверждение плана предприятия, включая штатное расписание и условия оплаты труда

. Регулярный текущий контроль исполнения плана

. Принятие управленческих решений (корректировка планов, решение кадровых вопросов).

Государственным (муниципальным) имуществом в России управляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (официальное сокращенное наименование - Росимущество).

Росимущество - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Положение о Росимуществе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432.

Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

·              проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

·              осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

·              разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

·              осуществление полномочий собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

·              защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

·              осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

 

1.2 Необходимость, правовое регулирование страхования государственного (муниципального) имущества


Принимая во внимание, что принципы государственного управления предприятиями, находящимися исключительно в государственной собственности, существенно отличаются от принципов, на основе которых осуществляется управление коммерческими предприятиями, следует в первую очередь разделить все предприятия, полностью или частично принадлежащие государству на две основные группы.

При определении предприятий, которые должны находится исключительно в государственной собственности, следует использовать следующие критерии:

·              Необходимость сохранения предприятия. Наличие непреодолимых обстоятельств, определяющих необходимость обязательного существование данного предприятия (причины, по которым данное предприятие не может быть ликвидировано или перепрофилировано);

·              Невозможность коммерческого финансирования (дополнительные критерии).

Приведенные ниже группы факторов являются ключевыми при определении предприятия, которые должны находится исключительно в государственной собственности.

Группа 1: Необходимость сохранения предприятия

(1) Угроза утраты национальной безопасности в случае ликвидации, перепрофилирования или приватизации предприятия.

(2) Предприятие производит такие товары или услуги, потребности в которых должны быть обязательно покрыты, и для которых не существуют или, по объективным причинам, не могут быть использованы товары-заменители от независимых (коммерческих) производителей (например: производство ядерного оружия)

(3) Продукты или услуги, создаваемые предприятием, имеют значение для формирования стратегического потенциала государства (например: фундаментальные научные исследования области космоса).

Группа 2: Невозможность коммерческого финансирования

(4) Объективные ограничения рентабельности предприятия (плановая убыточность)

(5) Предприятие не может быть привлекательным для инвесторов, вследствие отсутствия потенциала роста (развития) или не располагает необходимым обеспечение для банковских займов

(6) Предприятие не может обеспечить раскрытие финансово-экономической информации, вследствие повышенных требований секретности

(7) Неприемлемый для инвесторов уровень рисков.

Например, единственным потребителем продукции предприятия является государство, а свободный рынок для данной продукции или услуг отсутствует.

Все правовые отношения, связанные с проведением страхования государственного имущества, можно подразделить на две группы: правоотношения, регулирующие собственно страхование, то есть процесс формирования и использования страхового фонда, и правоотношения, возникающие по поводу организации страхового дела, то есть деятельности страховщиков, их взаимосвязи с банками, бюджетом, органами государственного управления.

И те, и другие отношения регулируются законодательными и другими правовыми актами. Принято считать, что первая группа правоотношений охватывается сферой гражданского права, а вторая - государственного, административного, финансового, уголовного, процессуального и других отраслей и подотраслей права.

В Российской Федерации, как и в ряде западных государств (например, в Германии) сложилась трехступенчатая система правового регулирования страхового дела.

I ступень - Общее гражданское право

К этой ступени правового регулирования страхования следует отнести прежде всего Гражданский кодекс РФ и другие подобные нормативные акты, например, Кодекс торгового мореплавания.

Гражданское право и соответственно гражданское законодательство регулируют товарно-денежные и иные имущественные и неимущественные отношения, возникающие между субъектами гражданских правовых отношений. В качестве субъектов здесь выступают граждане (физические лица), предприятия, организации, учреждения (юридические лица) и властные государственные органы. Объектами гражданских правоотношений являются материальные и денежные ценности, а также другие материальные и нематериальные блага. В качестве объектов страховых отношений также выступают материальные и денежные ценности (имущество, расходы, доходы) и нематериальные личные блага человека - жизнь, здоровье, трудоспособность, то есть риск потери семейных доходов в связи с утратой здоровья или наступлением смерти в период страхования. Субъектами выступают страховщики, страхователи и третьи лица. Все это свидетельствует о принадлежности страховых правоотношений к сфере гражданского права, к разделу обязательственного права.

В части 1 ГК РФ установлены понятия, лежащие в основе страховых правоотношений, такие, например, как физическое лицо, юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая деятельность, определены основные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, содержатся основы обязательственного права.

В части 2 ГК РФ содержится специальная глава 48 "Страхование", в которой определены основы отношений по поводу страхования как отдельного вида экономических отношений.

II ступень - Специальное законодательство по страховому делу

Сюда относятся отдельные законы Российской Федерации, регулирующие отношения по поводу страхования. К ним следует отнести, прежде всего, закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", "О взаимном страховании" и другие федеральные законы.

Закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" призван создавать равные условия проведения страхования для всех страховщиков на страховом рынке, как государственных, так и негосударственных, гарантировать защиту интересов страхователей, определять единые методические положения по организации страхования и основные принципы государственного регулирования страховой деятельности. До 31 декабря 1997 года действовал закон РФ "О страховании", который был принят 27 ноября 1992 года. Позднее был принят федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в закон Российской федерации "О страховании", который был подписан Президентом РФ 31 декабря 1997. В соответствии с последним внесены существенные изменения в страховое законодательство, в том числе изменено и само название закона. Позднее в данный Закон были внесены другие существенные изменения.

III ступень - прочие нормативные акты

К прочим нормативным актам относятся указы Президента РФ, постановления Правительства, подзаконные акты министерств и ведомств. Общие требования законодательства по регулированию отношений в области страхования состоят в том, что в законодательных актах первой и второй ступени даются основные понятия, связанные со страховыми правоотношениями, содержатся общие требования к договорам обязательного и добровольного страхования. В прочих нормативных актах содержатся требования по отдельным вопросам осуществления страховой деятельности.

1.3 Опыт страхования России и за рубежом государственного (муниципального) имущества в современной


Отрасль имущественного страхования сегодня развивается в России стремительными темпами. Оглянувшись на мировой опыт, можно утверждать, что, если российское общество не будут сотрясать крупные катаклизмы, уже лет через пять страхование станет одним из основных инструментов защиты имущественных интересов граждан.

То есть получается, что только каждая третья российская компания пытается обезопасить себя от возможного материального ущерба путем страховки. Более того, даже эта цифра не вполне точно отражает положение вещей, ведь, как правило, каждый страхователь (в данном случае юридическое лицо) имеет несколько договоров страхования на разные ситуации.

Спецификой недвижимого имущества является возможность его использования только в условиях более или менее постоянного нахождения на определенном земельном участке, а для объектов, не связанных с землей и предназначенных для перемещения людей и грузов, особым условием является место их использования - это водное, воздушное или космическое пространство. В настоящее время понятие недвижимости приводится в ст.130 Гражданского кодекса РФ. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся, в частности, земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т.д. Таким образом, к отличительной особенности государственной недвижимости относится ее неразрывная связь с землей (при этом сами по себе земельные участки также рассматриваются в качестве недвижимости), что, в свою очередь, предполагает ее значительную стоимость.

Следует отметить, что Гражданский кодекс РФ, рассматривая участки недр и обособленные водные объекты в качестве недвижимости, ставит их в один ряд с земельными участками и делает независимыми от последних. Однако очевидно, что ни участки недр, ни водные объекты вне связи с землей существовать не могут. Вне связи с земельными участками недвижимые вещи теряют обычное назначение и соответственно понижаются в цене. Так, не рассматриваются в качестве недвижимости деревья, выращиваемые в специальных питомниках, или дома, предназначенные на снос. Вместе с тем закон относит к недвижимости и объекты, которые по своей физической природе являются движимыми. Это подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты (искусственные спутники, космические корабли и т.д.).

Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Управление федеральной собственностью лежит в основе государственного регулирования экономики всех промышленно развитых стран. В той или иной степени именно право собственности государства используется для его прямого и косвенного воздействия на экономику страны в целом.

Долгое время опыт ведущих мировых стран в этом направлении служил объектом изучения отечественных экономистов и деятелей практического управления лишь в той мере, в какой это было необходимо для критики, содержавшей значительную составляющую идеологии. Приемы и методы централизованного, бюрократического управления федеральной собственностью при этом воспринимались как нечто само собой разумеющееся и самодостаточное.

В условиях формирования российского страхового рынка, сопровождающегося полной перестройкой страховой системы, переходом к демонополизированным страховым отношениям и выбором наиболее приоритетных направлений развития страхования, включая имущественное страхование, страховой фонд приобретает новое назначение в качестве обязательного элемента хозяйственной деятельности юрлиц и физических лиц.

Подлинные страховые взаимоотношения в Швейцарии возможны только при предоставлении со стороны страховщика эффективных страховых услуг для потребителя. В этом смысле интересен страховой опыт Швейцарии, деятельность в которой протекает в условиях свободной экономической конкуренции.

В 1819 году в Германии образовалось первое коммерческое Страховое общество, предлагавшее страхование от пожаров - "Alte Leipziger". Основали его в Лейпциге саксонские предприниматели. Примерно в это же время появились и коммерческие предложения страхования жизни. Первый автомобильный страховой договор заключили в 1900 году. С течением времени менялось общественное устройство, развивалась экономика, совершенствовались законы. Разумеется, сложившиеся за столетия принципы страхового дела в Германии претерпели изменения, в первую очередь в части более четкого регламентирования правовой базы страхования и расширения спектра услуг. На сегодняшний день крупные страховые немецкие предприятия, как правило, являются концернами или создались путем слияния нескольких страховых компаний. В деятельности коммерческих компаний важнейшим фактором является профессиональная и грамотная оценка страхового риска и прибыль, получаемая от эффективного вложения денежных средств, что и делает возможным своевременную и полноценную выплату компенсации.

2. Изучение современных разработок и проблем в области страхования государственного (муниципального) имущества


2.1 Анализ процесса и механизмов страхования государственного (муниципального) имущества

 

Всего в мире и в России насчитывается несколько десятков видов страхования государственного (муниципального) имущества, которые существенно различаются между собой. При этом разница в условиях страхования определяется не только стоимостью имущества, но и его особенностями, и характером страхуемых рисков.

Риски, от которых может быть застраховано государственное недвижимое имущество в России, весьма разнообразны. Наиболее распространенными являются пожары, однако недвижимое имущество можно также застраховать на случай:

ü  аварий внутреннего водостока, водопроводных, отопительных и канализационных систем, в том числе произошедших вне застрахованного жилого помещения, и неблагоприятных последствий правомерных действий по их ликвидации;

ü  взрыва;

ü  проникновения воды в результате проведения правомерных действий по ликвидации пожара;

ü  ложного срабатывания автоматической системы пожаротушения;

ü  стихийного бедствия (к таковым относятся наводнение, землетрясение, буря, ураган, смерч, цунами, ливень, град, обвал, оползень, паводок, сель, выход подпочвенных вод, снежный завал);

ü  удара молнии;

ü  падения летательных аппаратов и их обломков;

ü  наезда самоходного транспортного средства;

ü  противоправных действий третьих лиц: поджога, ограбления и т.д.

В связи с последними событиями на Северном Кавказе отдельные страховщики стали включать в число страховых рисков гибель или повреждение имущества от террористических актов.

При этом, можно застраховать государственное имущество "по полной программе" (несущие конструкции, отделку, имущество, находящееся в квартире, типа мебели, одежды и т.д.), а можно по частям: только отделку или только гражданскую ответственность (если был причинен ущерб соседям по дому из-за залива или пожара в вашей собственной квартире). Также есть возможность выбора количества рисков, от которых нужно обезопасить государственное имущество: полный пакет или отдельные риски, к примеру, пожар.

Механизм определения стоимости государственного имущества.

Среднегодовая стоимость государственного имущества предприятия за отчетный период определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества предприятия на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.

Стоимость имущества государственного предприятия для целей налогообложения уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость ряда входящих в его состав объектов:

·        объектов жилищно-коммунальной и социальной сферы; земли;

·        объектов гражданской обороны, пожарной охраны и охраны природы, мобилизационного имущества и резерва;

·        специального оборудования, судов, спутников связи и др.

В ряде случаев возникает ситуация двойной оценки физического износа как одновременное действие двух алгоритмов расчета:

) табличная оценка физического состояния;

) оценка относительно нормативных сроков службы оцениваемых объектов (для сложных объектов - по срокам эксплуатации наиболее старых компонентов).

В таких случаях установлено, что в ситуации двойного оценивания в качестве результата следует принимать наибольшую (наихудшую) из полученных оценок физического износа.

Итак, интересующий алгоритм вычисления физического износа здания в целом основан на использовании следующей формулы:


где: Фз - искомая оценка физического износа здания;

Фi - физический износ составляющей здание i-го компонента (конструкции, элемента или системы), %;

N - принятое в оценке число составляющих здание компонентов;

di - коэффициент, соответствующий доле восстановительной стоимости отдельного i-го компонента в общей восстановительной стоимости здания;

∑ (i=1,N) - символ суммирования всех i-х компонентов здания от i = 1 до i = N.

Доли (в процентах) восстановительной стоимости отдельных i-x компонентов здания в общей восстановительной стоимости здания принимают по укрупненным нормативным показателям (УН).

Страховой продукт по страхованию государственного имущества предназначен для страхования имущественных рисков преимущественно на предприятиях среднего и малого бизнеса. За счет применения ряда технологических решений упрощена процедура оценки рисков. Это позволяет минимизировать время, необходимое для оформления договора страхования без ухудшения качества и/или повышения стоимости страховой защиты

Механизм страхования

Первый этап - предлагается на страхование риск в различных страховых компаниях. На основе анкеты, в зависимости от степени риска, страховщики рассчитывают страховой тариф. Конечный результат на этом этапе - предоставление клиенту обзорной котировки с рекомендуемым страховой компанией вариантом страхования имущества предприятий.

Второй этап - клиент выбирает конкретного страховщика, с которым будет заключен договор страхования.

Третий этап - проведя согласования, страховая компания подготавливает и доставляет клиенту договор страхования для подписания. В течение всего срока действия договора страхования имущества предприятий компания сопровождает клиента: даются консультации относительно действующего договора, при необходимости вносятся дополнения и изменения в договор, а также помогают клиенту в процессе урегулирования убытков.

Можно застраховать следующие объекты (как по отдельности, так и в любой их совокупности, наиболее востребованной клиентом):

·              здания, сооружения, строения;

·              отделка помещений;

·              оборудование производственное, технологическое, офисное, складское, торговое;

·              инвентарь, мебель;

·              товарные запасы (различной номенклатуры), размещенные на складах, в торговом зале.

Виды страхования государственного имущества

Страхование имущества на индивидуальных условиях

Если предприятие представляет собой сложный имущественный комплекс с множеством объектов, или имущество предприятия размещено на различных территориях, или вам требуется создать страховое покрытие с уникальными условиями, прописанными для разных групп имущества, а также в иных случаях, когда необходимо учитывать уникальные условия содержания и эксплуатации объектов, - целесообразно рассматривать создание страхового покрытия на индивидуальных условиях, отвечающих особенностям именно предприятия.

В таких случаях страховые компании предлагают разработку страхового покрытия на условиях Правил страхования. В качестве базового покрытия, страховая компания рассматривает страхование "от поименованных рисков". В этом классе покрытия страхуются риски в их наиболее востребованной комбинации (любой, из состава рисков, перечисленных ниже):

·              пожар, удар молнии, взрыв бытового газа;

·              повреждение водой в результате аварии трубопроводов систем отопления, канализации, водоснабжения;

·              стихийные бедствия;

·              противоправные действия третьих лиц;

·              кража со взломом, грабеж, разбой;

·              наезд наземных транспортных средств;

·              падение пилотируемых летательных аппаратов и/или их обломков и/или грузов;

·              навал судов;

·              бой стекол;

·              падение деревьев, крупного кустарника, глыб льда и снега.

Прогрессивной альтернативой этому покрытию является покрытие класса "от всех рисков". Покрытие этого класса обеспечивает защиту на случай повреждении, гибели или утраты объектов страхования в результате внезапного и непредвиденного внешнего воздействия (по принципу "застраховано от всего, что не исключено").

Страховое покрытие распространяется на все типы (виды, категории) имущества, которое находится у вас в собственности, аренде, ответственном хранении или пользовании, начиная от зданий, и заканчивая денежными средствами.

Для ряда типов (видов, категории) имущества, страховое покрытие может быть расширено за счет страхования специальных рисков, присущих такому имуществу.

Для производственного технологического оборудования - страхование "машин от поломок", с покрытием специальных рисков:

·              непреднамеренные ошибки или неосторожности персонала;

·              перегрузка, перегрев, вибрация, разладка, заклинивание, засор механизма посторонними предметами, изменение давления внутри механизма;

·              действие центробежной силы и "усталости" материала;

·              гидравлический удар или недостаток жидкости в котлах и аппаратах, действующих с помощью пара или жидкостей;

·              воздействия электроэнергии в виде короткого замыкания, перегрузки электросети, падения напряжения и др., включая ущерб от возникшего в результате этих явлений пожара, в части ущерба причиненного непосредственно тем объектам, в которых возник пожар;

·              поломка или неисправность приставок, защитных или регулирующих приспособлений.

Для электронного оборудования - страхование "электронного оборудования", с покрытием специальных рисков:

·              воздействие дыма, сажи, кородирующих газов;

·              короткое замыкание, перенапряжение, повреждение изоляции, индукция, магнетизм, имплозия;

·              непреднамеренные ошибки или неосторожность персонала (без нарушения действующих правил эксплуатации);

·              выход из строя систем кондиционирования воздуха;

·              внезапное прекращением подачи электроэнергии из общественных сетей энергоснабжения;

·              дефекты материалов, комплектующих частей, литья.

Страхование имущества на индивидуальных условиях требует детальной проработки покрытия по следующим направлениям:

.        Определение потребности в классе покрытия и объеме застрахованного имущества (возможно при участии специалиста страховой компании)

2.      Определение стоимостной базы объектов страхования и страховых сумм (на основании балансовых данных или отчета независимого оценщика, или (только в отношении зданий, сооружений) методик, разработанных нашей компанией).

.        Оценка уровня рисков и условий обеспечения безопасности объектов (возможно при участии специалистов страховых компаний) или с привлечением независимой экспертной организации);

.        Условия обслуживания рисков (необходимость перестрахования рисков, уточнение процедур урегулирования убытков и т.д.).

.        Определение условий страхового покрытия - составление договора страхования и его согласование сторонами.

Критерии выбора страховой компании для страхования государственного имущества.

Основными требованиями являются:

·        Размеры страховой компании

·        Опыт работы на страховом рынке и конкретно на страховании государственного имущества

·        Репутация страховой компании

Рассмотрим в качестве примера выбор страховых компания для страхования государственного имущества в Астраханской области.

В конкурсе на право страхования государственного имущества Астраханской области победили филиалы московских компаний "Энергогарант", "Ингосстрах", "Жива", "НАСТА-Центр", "ГУТА-Страхование" и "Военно-страховой компании".

Филиал "Энергогаранта" подписал трехлетнее соглашение "О порядке страхования государственного имущества" с Комитетом имущественных отношений Астраханской области. Список объектов, которые застрахуют победители конкурса, включает в себя 121 государственное учреждение, 53 государственных унитарных предприятий, а также их арендаторов.

Сейчас компании работают над заключением договоров. Объекты будут застрахованы от пожара, взрыва, удара молнии, стихийных бедствий, залива водой в результате аварий, противоправных действий третьих лиц, падения пилотируемых летательных аппаратов.

По словам экспертов определяющими критериями выбора страховщика областного госимущества стали 10-летний опыт работы филиала и репутация надежного партнера.

Рассмотрим механизм формирования платежей.

Стоимость покрытия определяется следующими условиями:

ü   вид деятельности страхователя;

ü   качественные и количественные характеристики страхуемого имущества;

ü   условия содержания и эксплуатации страхуемого имущества, а также объектов, находящихся в конструктивной взаимосвязи со страхуемым имуществом, или в непосредственной близости от него;

ü   стоимостная база определения страховых сумм и размер страховых сумм;

ü   объем покрытия (перечень страхуемых рисков);

ü   наличие ограничивающих или дополнительных к основным условий покрытия.

Диапазон значений ставок страховой премии для некоторых объектов имущественного фонда (в % в год от страховой суммы):

Класс покрытия "Поименованные риски"

Здания

Оборудование

Товарные запасы

Офисные центры, гостиницы

0,03-0.06

0,03-0.08

по запросу

Предприятия торговли

0,03-0.08

0,04-0.10

0,05-0.12

Производственные предприятия

0,04-0.06

0,04-0.08

0,04-0.10


Страхование убытков от перерыва в производственной (или коммерческой) деятельности предприятия осуществляется в дополнение к страхованию имущественного комплекса.

Если вследствие повреждения, гибели или утраты застрахованного имущества деятельность предприятия будет остановлена, это страхование позволит компенсировать:

.        Условно-постоянные издержки, не зависящие от оборота или результатов деятельности предприятия:

Ø  Заработная плата рабочих и служащих;

Ø  Социальные отчисления;

Ø  Налоги и сборы, не исчисляемые с оборота или по результатам деятельности предприятия;

Ø  Плата за аренду помещений, оборудования или иного имущества;

Ø  Амортизационные отчисления;

Ø  Проценты по банковским кредитам, направленным на модернизацию/обновление застрахованного имущества.

2.      Утрату рентных поступлений.

3.      Сумму недополученной прибыли.

Период возмещения (период перерыва, исчисляемый с даты повреждения имущества до даты восстановления имущества) может составлять от 3 до 24 месяцев и устанавливается по договоренности сторон.

Все показатели для страховых сумм определяются на основании данных отчетности, публикуемых страхователем. Страховые суммы устанавливаются на базе среднегодовых значений. По договору имущественного страхования государственных (муниципальных) предприятий защитить можно не только имущество как таковое (например, оборудование или помещение предприятия), но и имущественные интересы: владение, пользование, распоряжение имуществом. Конечно, в зависимости от того, что именно будет страховаться, зависят и условия страховки.

Несмотря на то, что взнос за страхование имущества относительно невелик - от 0,1 до 3,0% страховой стоимости имущества, - российские предприятия не торопятся страховать его.

 

2.2 Анализ взаимоотношений участников процесса страхования государственного (муниципального) имущества


Страхование недвижимости осуществляется при помощи договора имущественного страхования. Согласно п.1 ст.929 ГК РФ по этому договору одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события и убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Механизм взаимодействия участников страхования госимущества.

При грамотном и профессиональном подходе к страхованию имущества государственных предприятий сотруднику страховой компании в ходе своей работы необходимо решить несколько ключевых вопросов:

Как определить его потребности в страховании имущества?

Как организовать переговоры с клиентом?

Что из имущества брать на страхование?

Какие риски необходимо застраховать?

Как определить стоимость взятого на страхование имущества?

Как определить сумму страховой премии с учетом всех влияющих на нее факторов (франшизы лимита ответственности, дополнительных рисков, которые могут повлиять на вероятность наступления страхового случая и т.д.)?

Как заключить договор страхования (типовой, индивидуальный) и дать все необходимые рекомендации по алгоритму действий в случае наступления страхового случая?

Перед тем как начинать формировать клиентскую базу по государственным предприятиям, страховым предприятиям надо понимать, что курировать страхование имущества корпоративных клиентов должно специализированное подразделение страховой компании.

Страхование корпоративных клиентов (юридических лиц), где ключевые видом является страхование имущества, начинается всегда с формирования и проработки клиентской базы. В ходе такой проработки необходимо не только грамотно и точно определить потенциальные потребности корпоративных клиентов в страховании, но и определить лиц, принимающих решение (ЛПР), провести с ними высокопрофессиональные переговоры. Такой уровень общения и экономической грамотности не может быть доступен даже самому опытному страховому агенту. Поэтому контакт с ЛПР предприятию необходимо устанавливать сразу же на должном уровне и с первого контакта демонстрировать ориентацию на интересы клиента.

 

2.3 Формирование рынка страхования государственного (муниципального) имущества и его инфраструктуры


Низкая эффективность управления рынком страхования государственным имуществом, в первую очередь, обусловлена отсутствием практики, как стратегического, так и оперативного планирования на уровне предприятий. В результате государство как собственник (совладелец) предприятия не в состоянии решать задачи управления, так как не обладает необходимой информацией для принятия управленческих решений.

Обязательным условием для эффективного управления является наличие целей. Целями для управления предприятием, как экономическим объектом, являются финансово-экономические показатели, которые могут быть определены в результате прогнозирования будущей деятельности предприятия. Целевые показатели могут быть определены, только в том случае, если предприятие имеет разработанный бизнес-план, из которого следует: как, в какие сроки, и почему определенные финансово-экономические показатели могут быть достигнуты.

Владелец любого предприятия в состоянии оценивать насколько эффективно используется его собственность, только сравнивая планируемые показатели с достигнутыми. К сожалению, за последние 10 лет государством не было сделано никаких практических шагов к тому, чтобы создать более ли менее работоспособную систему планирования в реальном секторе экономики.

Неспособность руководства предприятия представить бизнес-план является первым и наиболее существенным признаком профессиональной несостоятельности высшего руководства предприятия и не может быть оправдана ничем, кроме нежелания руководства раскрывать финансовую информацию. Российские руководители предприятий зачастую не представляют себе, что главными задачами высшего руководства является обеспечение планирования, а также контроль за исполнением разработанных планов.

Уже давно пришло время, чтобы государство, как собственник, недвусмысленно напомнило им об этом. Российский более, чем 10-летний опыт консультирования и обучения специалистов в области бизнес-планирования показывает, что никаких серьезных технических или методических проблем для постановки на предприятиях процессов бизнес-планирования, в кратчайшие сроки и с минимальными затратами, не существует. Исторически сложившийся высокий базовый уровень образования в России обеспечивает возможность быстрого и эффективного обучения специалистов предприятий методам планирования. На каждом предприятии есть специалисты, интеллектуальный и образовательный уровень которых позволяет без особых усилий освоить методы и технологии бизнес-планирования.

Рассмотрим проблемы рынка страхования государственного имущества. Бюджетные средства, направленные на страхование объектов государственного (муниципального) имущества, используются с низкой эффективностью, по оценкам экспертов.

Основное внимание было уделено эффективности страхования нежилого фонда, сдаваемого в аренду, и льготного страхования жилых государственных (муниципальных) помещений. О низкой эффективности свидетельствует, то, что сумма премий страховых компаний по страхованию объектов нежилого фонда Москвы в 2008 году составила 338 млн 592 тыс рублей, в том числе 115 млн рублей за счет бюджетных отчислений.

Сумма же выплат по страховым случаям 7 млн 224 тыс рублей, или всего 2 процента от общей суммы страховых премий. А это уже свидетельствует о чрезвычайной доходности этого вида услуг для страховых компаний.

В рассматриваемом году средний уровень выплат по имущественному страхованию российскими страховыми компаниями составил 29 процентов.

В выводах по результатам проверки отмечается, что высокая рентабельность операций по страхованию объектов государственного (муниципального) имущества достигается в первую очередь за счет участия в этих операциях государственного бюджета.

Для повышения эффективности этого рода расходов городских средств предлагает, в частности, уменьшить долю финансовой ответственности властей с 50 процентов при льготном страховании жилых помещений до 20-30 процентов, а также разработать механизм привлечения в экономику временно свободных страховых ресурсов, собранных страховыми компаниями в ходе этих страховых операций.

3. Проектные мероприятия по страхованию государственного (муниципального) имущества


3.1 Основные направления совершенствования процесса страхования государственного (муниципального) имущества


Как было проанализировано во второй главе российский рынок страхования растет активно, и страхование государственного (муниципального) имущества также получило распространение в современной Росси.

Но рынок страхования и рынок страхования государственного имущества в частности еще можно сказать в процессе своего становления и активного развития.

Во многих областях были принят закон "О порядке управления государственным имуществом". Данные законы установили, что государственное имущество подлежит страхованию. Такое решение было принято на основе обобщения статистики случаев причинения ущерба государственному имуществу, а также исходя из финансово-экономического анализа: затраты на восстановление имущества после пожаров, краж, разрушений от стихийных бедствий гораздо больше, чем затраты на страхование.

Первым этапом реализации программы по страхованию госимущества является проведение конкурса между страховыми компаниями, действующими на территории областей. Проведение конкурса необходимо для того, чтобы выработать стабильный, надежный и взаимовыгодный механизм страхования госимущества.

Изначально страховые компании - победители данного конкурса осуществляли страхование госимущества в основном за счет внебюджетных источников - средств арендаторов и иных пользователей госимущества. Но такое положение не может в полной мере обеспечить адекватную защиту государственного имущества. Например, по состоянию на 1 января 2002 года страховые компании смогли застраховать только 3% госимущества, причем только 0,3% которого было застраховано за счет бюджетных средств, остальное - арендаторами.

Тем не менее определенные сдвиги это дает. Так, совместно с комитетом по охране и использованию историко-культурного наследия удалось добиться 100% страховой защиты памятников в городе Костроме.

В настоящее время уже переходят к новому этапу реализации программы страхования госимущества - страхованию за счет бюджетных средств. Конечно, сейчас нельзя говорить о том, что огромные бюджетные суммы будут одномоментно выделены для страхования всего государственного имущества. Подход будет избирательный и очень скрупулезный.

Надо рассматривать объекты по отдельности, анализировать необходимость их страхования и изучать экономический эффект данной страховой защиты.

Помимо исследовательской работы в области страхования госимущества, перед департаментом поставлена задача по отслеживанию конъюнктуры рынка страховых услуг, динамики его развития в целом. Эта работа позволяет определять не только наиболее выгодные предложения по страхованию госимущества, но и выявлять наиболее надежные и профессиональные страховые компании.

Результатом указанной работы стало проведение нового конкурса между страховыми организациями.

Затем с компаниями-победителями будет подписано Генеральное соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Цель данного соглашения - организовать информационный обмен между страховщиками и департаментом, чтобы обеспечить постоянную "обратную связь".

Страховщики обязуются предоставлять информацию о ходе страхования госимущества, а департамент будет ее обобщать, анализировать и, при необходимости, координировать действия страховщиков. Для организации данной работы в администрации нужно создать совещательный орган - координационный совет, где за круглым столом вместе со страховщиками будут рассматриваться все наиболее важные и сложные вопросы страхования.

Для расширения объемов страхового рынка предлагается активно страховать государственные заказы.

Это даст определенные объемы рынка страхования государственного имущества и в дальнейшем обеспечит рынку стабильные заказы.

Строительство и ремонт школ, реконструкция дорог и зданий, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников - далеко неполный перечень товаров, работ и услуг, которые называются государственным заказом.

Государственный заказчик объявляет открытый конкурс для выбора поставщика госзакупок, исполнителя госзаказа или обеспечения государственных нужд, который сможет предоставить самые выгодные условия. После оценки конкурсных заявок - определяется победитель, с ним заключается государственный контракт. Так, к примеру, был заключен федеральный контракт на строительство жилья в Чечне, муниципальный на строительство мини-метро до Московского международного делового центра "Москва-Сити" и другие.

Страхование обязательств по госконтрактам, появилось три года назад, когда был утвержден Федеральный закон №94 - ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

По этому закону, получатели госзаказов обязаны предоставлять заказчику гарантию того, что работы будут выполнены качественно и в надлежащие сроки.

Гарантия может быть предоставлена одним из трех способов: банковской гарантии, залога денежных средств или полиса страхования ответственности по контракту. Как показала практика, страхование - оптимальный механизм предоставления гарантии. При нем не "замораживаются" средства клиентов, договор обходится дешевле, оформляется за 1 день, расходы заказчику компенсируются страховой компанией, а не ложатся на плечи поставщика.

Страхованием возмещается прямой ущерб (убытки) и расходы, связанные с восстановлением нарушенного права Заказчика вследствие неисполнения (ненадлежащего исполнения) Исполнителем своих обязательств по контракту.

Обычно по договору страхования госзаказа Страховая компания возмещает Заказчику ущерб в связи с неисполнением (или ненадлежащим исполнением) своих обязательств Исполнителем по контракту. А так же страхованием покрываются ущерб, неустойки и гарантийный срок по контракту. Страховая защита распространяется на следующие страховые события:

·              Нарушение сроков поставки товаров (услуг, работ).

·              Нарушение требований, установленных к качеству, техническим характеристикам, безопасности, потребительским свойствам товара, работ, услуг.

·              Нарушение требований, установленных к количеству: размерам, упаковке, отгрузке товаров, а также требований к результатам работ, услуг.

Стоимость договора в разных страховых компаниях колеблется от 0,14% до 1,5%. Но при выборе Страховщика следует учитывать, что он должен иметь лицензию на данный вид деятельности, а так же то, что слишком заниженные страховые тарифы могут вызвать недоверие со стороны Госзаказчика. Кроме того, не стоит забывать о том, что данный вид страхования находится под пристальным вниманием госорганов. В частности, в Правительстве Москвы готовятся распорядительные документы о критериях отбора страховых фирм.

3.2 Предложения по государственному регулированию страхования государственного (муниципального) имущества


В целях повышения эффективности финансового надзора, необходимо использование, принятой в ряде стран (США, Германия), системы "раннего предупреждения" финансовых проблем в страховых организациях, основанных на использовании индексов соотношений между темпами роста поступлений страховых премий, ростом капитала и свободных активов страховщика, коэффициентом расходов на ведение страховой организации, страховыми выплатами, страховыми резервами и так далее.

Выбранный перечень таких индексов позволяет путем несложного с технической точки зрения и быстрого анализа выявлять страховщиков, приближающихся к критическим с точки зрения обеспечения финансовой устойчивости отметкам и применять к ним оперативные меры воздействия. Кроме того, в Российской Федерации последующий контроль на основе анализа бухгалтерской информации может быть осуществлен спустя не менее 6 месяцев после окончания отчетного периода. За столь продолжительный период времени фактическое финансовое состояние страховщика может существенно ухудшиться и меры надзора могут быть приняты слишком поздно, что существенно осложнит эффективную защиту интересов страхователей и выгодоприобретателей по договорам страхования. Доказательством этому являются банкротства страховщиков, таких, как "Налко", "Народный резерв, причиной которых стал быстрый рост страховых операций в отсутствие достаточной капитализации.

В странах ЕС и ряде стран ОСЭР практикуется контроль за финансовыми группами, особенно в случаях перекрестного владения акциями друг друга участниками групп, объединяющих страховые организации, банки, фондовые организации, пенсионные фонды и другие финансовые институты. Такое перекрестное владение акциями и активами друг друга участниками группы зачастую существенно уменьшает ее финансовую устойчивость в целом и влечет за собой акселерацию проблем платежеспособности для всех участников финансовой группы.

Неэффективность российского надзора связана и со ступенчатостью применения мер воздействия на страховщиков, не соблюдающих требования страхового законодательства, например, более строгие, но эффективные меры: приостановление, ограничение и отзыв лицензии, - возможны только после дачи предписания и получения информации о его неисполнении. Единственным исключением является осуществление страховщиком рекламной деятельности, противоречащей требованиям действующего законодательства, в этом случае по представлению ГКАП страховой надзор имеет право отозвать лицензию немедленно.

Рассмотрим конкретные государственные механизмы регулирования страхования государственного (муниципального) имущества.

Государственное регулирование является необходимым элементом и принципом организации страхового дела в любой стране. Целью государственного регулирования является обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм, защита интересов страхователей.

В систему мер государственного регулирования страхования входят следующие:

1. Лицензирование - регистрация страховых организаций и выдача им лицензий на проведение определенных видов страхования. Лицензия на проведение страховой деятельности в области страхования государственного (муниципального) имущества выдается в соответствии с Условиями лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации. Эти условия определяют:

ü  форму лицензии и ее реквизиты;

ü  требования к владельцу лицензии (факт регистрации в качестве юридического лица, факт оплаты уставного капитала и требования к его размеру в зависимости от вида страхования);

ü  перечень документов, прикладываемых к заявлению на получение лицензии (учредительные документы, документы, подтверждающие оплату уставного капитала, бизнесплан на первый год деятельности, расчет соотношения активов и обязательств по соответствующей форме, положение о порядке формирования и использования страховых резервов, при необходимости план по перестрахованию, баланс с приложением отчета о финансовых результатах на последнюю отчетную дату, план размещения страховых резервов, правила по видам страхования, расчет страховых тарифов по соответствующей форме, сведения о руководителе и его заместителях);

ü  порядок рассмотрения документов и выдачи лицензии;

ü  порядок публикации сведений о страховщиках, получивших лицензии.

За выдачу лицензии взимается плата в установленном порядке, которая поступает в бюджет. При выявлении нарушений в деятельности страховых организаций государственный орган по надзору за страховой деятельностью вправе приостановить или ограничить действие лицензии либо принять решение о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее отзыв, приостановка и ограничения действия могут быть обжалованы в суде.

. Контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков. Можно выделить пять основных факторов, обеспечивающих финансовую устойчивость страховой компании:

·              достаточный собственный капитал <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BB>;

·              размер обязательств (включая технические резервы);

·              размещение активов;

·              портфель рисков, переданных в перестрахование;

·              тарифная политика.

3. Разработка форм и порядка статистической отчетности и контроль за своевременным представлением финансовой отчетности страховых организаций.

4. Налогообложение страховщиков и страхователей.

Основными органом государственной власти, осуществляющим регулирование и надзор за страховой деятельностью, является Федеральная служба страхового надзора (ФССН) Министерства финансов РФ.

Основными функциями этого органа являются:

выдача лицензий на осуществление страховой деятельности;

ведение единого Государственного реестра страховщиков и их объединений;

ведение реестра страховых брокеров;

установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Государственным комитетом РФ по статистике плана счетов и правил бухгалтерского учета, показателей и форм учета страховых операций и отчетности;

установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;

контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

установление правил формирования и размещения страховых резервов;

разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;

обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.

Регламентированные права ФССН состоят в следующем:

получение необходимой для выполнения функций информации от страховщиков, предприятий, учреждений, граждан;

проведение проверок соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации;

ограничение действия лицензий страховщиков, нарушающих Законодательство РФ;

обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщиков.

Эффективность государственного надзора за деятельностью страховых организаций может быть сведена к следующим компонентам:

использование достоверной и полной финансовой, бухгалтерской и иной информации;

своевременность и полнота надзора;

действенность и оперативность в применении санкций со стороны надзора.

Современная система российского страхового надзора, с этой точки зрения, малоэффективна, что может быть объяснено следующими причинами: недостаточной численностью сотрудников надзора (около 60 человек в центральном аппарате и почти столько же на местах; для сравнения, в штате Нью-Йорк, где зарегистрировано почти такое же число страховых организаций, численность сотрудников надзора составляет около 1400 чел., из которых 800 занимаются проверками непосредственно в страховых организациях), недостаточным уровнем квалификации сотрудников надзора, неоправданно частыми изменениями структуры и места органа надзора в системе органов государственной исполнительной власти, недостаточным уровнем оплаты труда, отсутствием современных способов обработки и передачи данных, неэффективным использованием территориальных инспекций надзора для функций контроля, недостаточное закрепление в законах и законодательных актах контрольных полномочий и мер, применяемых надзором к страховым организациям, недостаточно проработанной системой санкций при нарушениях, установленных в деятельности страховой организации.

Перечисленные основные "проблемные зоны" в организации надзора могут быть устранены принятием специального закона "О страховом надзоре", как это предусмотрено Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Необходимо особенно остановиться на вопросах антимонопольного законодательства в Российской Федерации. Юридическая монополия на право осуществления страховой деятельности Госстрахом и Ингосстрахом отменена после принятия законов и законодательных актов, регулирующих страхование в Российской Федерации. Однако никаких специальных норм, связанных с пресечением фактических монополий в страховании, в законодательстве Российской Федерации не существует. Принятая практика пресечения монополизма предусматривает проведение различного рода конкурсов среди страховщиков при проведении, например, обязательного государственного страхования.

В странах ЕС антимонопольное законодательство имеет следующие основные цели:

недопущение установления монопольно высоких или низких цен на страховые услуги путем соглашения об этом между страховщиками;

недопущение получения страховщиком, включая и аффилированные структуры с ним, страховой премии в определенном секторе страхового бизнеса более 30% (или иного уровня) страховой премии;

недопущение приобретения одним лицом более, чем установленного максимума акций (по стоимости) страховой организации;

недопущение юридической монополии какого-либо страховщика на проведение какого-либо вида страхования.

Применяемые меры имеют крайне широкий спектр, начиная от согласования, например, условий деятельности страховых пулов с соответствующими органами (полномочия по осуществлению антимонопольного законодательства в различных странах исполняют различные организации, от специально учрежденных органов до отделов в Министерстве экономики или Министерстве финансов) до штрафов и принудительного прекращения продажи полисов определенного вида страхования, а также продажи части акций страховых организаций или отдельных страховых организаций, входящих в юридически зависимые финансовые или страховые группы.

Государственное право устанавливает основополагающие элементы организации страхового надзора в Российской Федерации, в частности, что регулирование и надзор за деятельностью страховых организаций осуществляются на основании федерального законодательства России, а также определяет место органа страхового надзора в системе органов государственной исполнительной власти, принципы организации его деятельности, самостоятельности в осуществлении надзорных функций, подотчетности и источники финансирования.

С точки зрения результативности осуществления надзора необходимо соблюдение следующих принципов:

стабильность системы органов надзора;

стабильность, прозрачность и ясность законодательства, обеспечивающего осуществление надзорных функций;

соответствие функций, структуры, в том числе и территориальной, и методов надзора задачам, установленным в законодательстве;

обеспечение эффективного взаимодействия с другими органами исполнительной и законодательной власти в целях совершенствования законодательства и, при необходимости, применения к страховым организациям санкций иных, чем предусмотрено страховым законодательством;

неотвратимость и обязательность применения предусмотренных законодательством санкций.

Начиная с 1992 г., название, функции федерального органа по надзору за страховой деятельностью, его юридический статус, подчиненность, система финансирования изменялись четыре раза, что, в конечном счете, привело к ослаблению контрольного органа, неэффективности исполнения им надзорных функций и его изоляции от международных органов надзора как в рамках стран СНГ, так и всего международного сообщества.

Сложившееся положение может быть поправлено исключительно принятием федерального закона о страховом надзоре, устанавливающего его юридический статус, структуру, функции, источники финансирования, закрепляющего основные положения осуществления предварительного, текущего и последующего контроля, систему санкций и мер, применяемых к страховым организациям.

Такие законы специального действия или соответствующие разделы в других общих законах приняты практически во всех странах ЕС.

В Российской Федерации современная система надзора за страховой деятельностью опирается на Департамент страхового надзора за страховой деятельностью Министерства финансов Российской Федерации. Помимо лицензирования страховой деятельности и последующего контроля за деятельностью страховщиков он готовит предложения по изменению и дополнению страхового законодательства, законов и законодательных актов, влияющих на целостность страхового рынка и его дальнейшее развитие. Страховой надзор лишен самостоятельности в принятии решений и как структурное подразделение Министерства финансов может лишь готовить такие решения для их последующего принятия официальными лицами Министерства финансов. Такая процедура снижает оперативность и эффективность надзора, делает его еще более формальным и бюрократическим. Кроме того, финансирование деятельности надзора, регулирование численности персонала, определение задач, стоящих перед страховым надзором, также отнесены к компетенции Министерства финансов, что вносит противоречивость в осуществление надзора (известно, что одна из функций Минфина - регулирование налогообложения субъектов хозяйствования и граждан, что не может не находиться в противоречии с функцией надзора по контролю за формированием в достаточном размере страховых резервов страховщиками).

Еще более острыми представляются в рамках такой структуры организации страхового надзора проблемы деятельности территориальных инспекций надзора, которые функционируют параллельно с финансовыми органами Министерства финансов на местах (действительно, отдел Министерства финансов не может иметь дублирующую его структуру территориальных отделений). Одновременно с определением их статуса необходимо также серьезное финансовое, материальное укрепление их положения и одновременно с повышением квалификации передача им некоторых контрольных функций (например, осуществления текущих проверок деятельности страховщиков).

Структуры органов страхового надзора в различных странах сформированы с учетом национальных традиций, обшей структуры органов государственной исполнительной власти, целей надзора и сложности исполняемых им функций. Однако практически повсеместно страховой надзор организован на следующих принципах:

финансирование деятельности надзора осуществляется за счет отчислений от страховой премии, собираемой страховщиками по всем или определенным видам страхования, на основании утверждаемой Министерством финансов сметы;

уровень оплаты труда сотрудников надзора не ниже, чем средний, сложившийся в отрасли;

орган надзора организован преимущественно как самостоятельный орган государственного управления;

надзор наделен функциями осуществления проверок деятельности страховых организаций "на месте" и осуществляет их как по мере необходимости, так и в плановом порядке (система "надзорных бригад", принятая в страховом надзоре Франции);

надзор имеет право применять к страховщикам санкции в виде штрафов за установленные правонарушения, в том числе за несвоевременно представленную или недостоверную отчетность, за несоблюдение нормативных требований;

функция надзора, как правило, отделена от функции подготовки и принятия нормативных документов, а также предложений по принятию новых законов или изменению уже действующих;

функция лицензирования, а также отзыва лицензии обыкновенно исполняется вышестоящим органом (во Франции, Германии - Министерством финансов, при котором, но не в структуре которого, действует страховой надзор) или совещательным органом при органе страхового надзора, действующим в рамках полномочий, установленных для него законодательными документами (Португалия);

в своей деятельности надзор опирается на сформировавшиеся системы дополнительного контроля, связанного со страховой деятельностью:

страховых актуариев, обеспечивающих контроль за обоснованностью расчета страховых резервов и соответствием их размера принятым по договорам страхования обязательствам;

профессиональных объединений страховщиков, обеспечивающих разработку стандартных правил страхования, сбор и публикацию детальной статистики по развитию страхования и страхового рынка, саморегуляцию рынка, функционирование бюро Омбудсмана (бюро жалоб для страхователей - специальная организация, учрежденная страховщиками для рассмотрения жалоб страхователей на действия страховщиков по договорам страхования, решения которой являются обязательными для учредивших ее или являющихся ее участниками страховщиков);

независимых аудиторов, подтверждающих достоверность записей в бухгалтерских книгах и финансовые результаты.

Финансовое право в области регулирования налогообложения страхователей и страховщиков является одним из эффективных стимуляторов формирования платежеспособного спроса на страховые услуги. В Российской Федерации по-прежнему действует ограничение о полном отнесении затрат по страхованию на себестоимость продукции (работ, услуг) в размере не более 3% ее величины. Такие расходы, кроме того, разрешаются только по ограниченному перечню страховых услуг. По договорам страхования, заключаемым юридическими лицами в пользу страхователей - физических лиц, страховые премии включаются в совокупный доход страхователей, при этом работодатель обязан произвести отчисления в Пенсионный фонд в установленном проценте от страховой премии.

Для страховщиков, проводящих страхование от огня, установлены обязательные отчисления в Фонд противопожарной безопасности в размере 2,5% от страховой премии.

Совокупный финансовый результат - прибыль страховщика - подлежит налогообложению в размере 28%. Кроме того, страховщики уплачивают все иные установленные для юридических лиц налоги и сборы (в Дорожный фонд, налог на имущество и т.п.)

Страховые организации являются одними из институциональных инвесторов в национальной экономике, аккумулируя небольшие по размерам взносы по договорам страхования в крупные инвестиционные ресурсы, направляемые в том числе и на цели кредитования развития экономики в виде приобретения акций, государственных ценных бумаг и так далее. Помимо усиления финансовой устойчивости страховых организаций, необходимо и применение некоторых налоговых стимулов.

По страхованию государственного имущества, в соответствии с общепринятой международной практикой, необходимо разрешить в полном объеме включать затраты на страхование в себестоимость товаров. По договорам, заключаемым в пользу третьих лиц, особенно по договорам медицинского страхования и страхования жизни, целесообразно разрешить такие расходы включать в себестоимость, первоначально ограничив их определенным процентом от фонда заработной платы.

Одно из критических замечаний в адрес налогового законодательства связано с дискуссией о налогообложении страховых выплат, как по имущественному страхованию, так и по страхованию жизни. Такая практика отсутствует в международном финансовом праве, ведет к двойному налогообложению, противоречит основным принципам страхования.

Анализ законодательства стран ЕС показывает, что страховые организации являются плательщиками двух основных видов налогов: налога с продаж по определенным видам имущественного страхования и налога на прибыль; дополнительные отчисления от страховой премии дифференцируются в зависимости от социального назначения вида страхования: отчисления на содержание пожарных бригад, отчисления в фонды дорожной безопасности и тому подобное. Изменение налогового законодательства наряду с укреплением финансовой устойчивости страховых организаций можно считать одним из ключевых факторов развития страхового рынка в России.

Невысокие размеры уставных капиталов страховщиков делают необходимым участие в несении риска международных перестраховочных и страховых организаций. До сих пор считается, что перестраховочные премии являются формой вывоза капитала и наносят вред интересам экономики России. Это противоречит природе договоров страхования, так как страховщик, передавая риски в перестрахование, "покупает" своего рода гарантии участия перестраховщика в страховой выплате. Кроме того, статистика российских страховщиков за 1998 г. показывает, что крупные убытки стоимостью 56,0 и 90,0 млн. долл. были более чем на 95% оплачены международными перестраховочными организациями.

Российское законодательство предусматривает уплату налога с перестраховочной премии, уплачиваемой в пользу иностранного перестраховщика, в размере 2,5%, опираясь на крайне бюрократическую и неэффективную процедуру применения международных соглашений об избежание двойного налогообложения. Перестраховочную премию нельзя рассматривать как доход, поскольку, в соответствии с процедурой определения финансовых результатов, ее размер должен быть уменьшен на осуществленные расходы, в том числе связанные с формированием страховых резервов. Действующее законодательство никак не учитывает, кроме как при определении финансовых результатов страховщиков, осуществление иностранными перестраховщиками перестраховочных выплат в связи с наступившими страховыми случаями по договорам прямого страхования. Процедура применения законодательства об избежание двойного налогообложения может быть упрошена, используя аналогию с процедурой, применимой в отношении доходов иностранных банков - нерезидентов. Согласно порядку, предусмотренному Инструкцией № 34 от 16.06.95 Министерства по налогам и сборам, доказательством факта регистрации иностранного банка в стране, с которой Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, являются данные международной регистрации SWIFT кодов. Международные перестраховщики зарегистрированы в стране пребывания, что подтверждают многочисленные международные рейтинговые агентства.

 

3.3 Эффективность предлагаемых мероприятий по государственному регулированию страхования государственного имущества

Оценивая ситуацию на российском страховом рынке, можно сказать, что система страхования крайне неравновесна. И, прежде всего, потому, что потребность в страховании неуклонно растет, а подсистема профессиональных услуг отстает в развитии, не удовлетворяет в необходимом объеме указанную потребность. В России, по приблизительным оценкам специалистов, около 3,5 млн. крупных и средних предприятий. При этом за весь прошлый год было заключено 1,5 млн. договоров страхования. То есть получается, что только каждая третья российская компания пытается обезопасить себя от возможного материального ущерба путем страховки.

Одним из наиболее распространенных видов страхования имущества в России пока остается страхование имущества юридических лиц, то есть предприятий. Они страхуют от запусков космических кораблей до товаров на складе.

В 2009 году совокупная страховая премия по договорам добровольного имущественного страхования составила 228 миллиардов рублей. Выплаты - 65 миллиардов. В 2008 году было заключено более 13,3 миллиона договоров с физическими лицами и свыше 2 миллионов - с юридическими.

Однако граждане застраховали свое имущество на 3,6 триллиона рублей (средняя сумма - 229 тысяч), а предприятия на порядок больше - свыше 39 триллионов рублей (средняя сумма - 17 миллионов).

К числу внутренних проблем, т.е. корректируемых внутри системы страхования, за счет резервов, можно отнести такие как:

низкая финансовая устойчивость страховщиков;

низкий уровень профессионализма и страховой культуры;

Внешними проблемами, носящими общегосударственный характер в области страхования государственной недвижимости, можно назвать следующие:

экономические (инфляция, отсутствие государственной поддержки, низкий финансовый потенциал страхователей и др.)

юридические (низкий уровень общего законодательного обеспечения страховой деятельности, длительное становление страхового рынка в условиях полного отсутствия законодательной и методической базы, контроля и др.)

политические (общеполитическая нестабильность).

Нужно применить использование опыта иностранных профессионалов страхового бизнеса, адаптируя его к отечественному рынку. Это касается вопросов целевого финансирования проектов, создания фондов поддержки, налоговых льгот, возможности открытия иностранного страхового рынка для России, организации института страхователей - экспертов, брокеров, актуариев и др.

Что касается финансовой устойчивости страховых компаний, то в с 1999 г. продолжается положительная тенденция, характеризующаяся увеличением страховых премий и резервных фондов. Если такое положение сохранится в будущем, то страховым компаниям не грозит банкротство, и они смогут возместить все суммы ущерба, которые возможно предъявят к оплате страхователи.

Заключение


На современном этапе развития экономики страны возникла необходимость в проведения анализа и принятии решений в области управления и распоряжения государственным и муниципальным имуществом. Имеется объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии, с которыми государственная собственность будет управляться эффективно и под контролем общества.

Проблема управления и в частности страхования недвижимым имуществом многогранна и многопланова. В связи с этим изменения в системе управления недвижимостью характеризуются сложностью, неоднозначностью и не всегда укладываются в существующие теоретические представления. Отсюда возникает объективная необходимость в критическом переосмыслении целого ряда положений отечественной экономической науки, систематизации российского и обобщении зарубежного опыта в этой области.

Обычно имущественные интересы государственных (муницпальных.0 предприятий в России страхуются от следующих рисков:

Ø  утрата, недостача или повреждение определенного имущества (в том числе в процессе перевозки, монтажа и эксплуатации);

Ø  ответственность по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц;

Ø  убытки в предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов (предпринимательский риск).

Государственная политика в области управления государственным имуществом преследует следующие цели:

Ø  увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

Ø  оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро - и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

Ø  вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

Ø  использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

Ø  повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.

Наиболее актуальными задачами в области практического управления федеральной собственностью сегодня можно считать уточнение структуры и состава федеральной собственности, формализацию целей, задач и принципов ее функционирования, определение критериев эффективности управления, которые, в свою очередь, требуют поиска и обоснования методических подходов к решению конкретных экономических задач - оценки отдельных объектов федеральной собственности и определения эффективных направлений их структурного развития.

Литература


1.      Агеев Ш.Р., Васильев Н.М., Катырин С.Н. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт. - М.: "Экспертное бюро", 2008.

2.      Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и стати-стика, 2004. - 176с.: ил.

.        Гришаев С. Страхование недвижимости // Хозяйство и право. - 2009, №11.

.        Лайков А.Ю. Управление рисками и страхование объектов государственной собственности / А.Ю. Лайков, А.А. Цыганов // Финансы. - 2007. - N 10. - С.41-44.

.        Моторин М.А. Новейшая история организации и регулирования страховой деятельности в Российской Федерации // Финансы. - 2006. - N 8. - С.12-15

.        Натхов Т. Рынок страхования в России: основные тенденции и проблемы развития // Вопросы экономики. - 2006. - N 12. - С.115-127.

.        Окунев О.Б. Моделирование и прогнозирование развитие российского страхового рынка // Страховое дело. - 2009. - N 12. - С.3-8.

.        Пастухов Б.И. Современное состояние страхового рынка и пути выхода из кризиса // Финансы. - 2008, №10.

.        Страхование: Организация. Структура. Практика /И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - СПб.: Питер, 2007.

.        Страхование: Учеб. пособие для вузов/А.К. Шихов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

.        Страхование: Учеб. /С.Б. Богоявленский, Ю.В. Дюжев, Д.В. Куксинский и др.; Под ред. Т.А. Федоровой. - М.: Экономистъ, 2007.

.        Финансы/Под ред.В.М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 2005.

.        Фомичева Н.В. Страхование прав на недвижимое имущество и сделок с ним // Страховое дело. - 2002, №5.

.        Шахов В.В. Страхование как самостоятельная экономическая категория // Финансы. - 2007, № 2.

Похожие работы на - Система страхования государственного и муниципального имущества

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!