Типы транспортировки энергоресурсов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Физика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    711,86 kb
  • Опубликовано:
    2012-01-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типы транспортировки энергоресурсов

Курсовая работа

Типы транспортировки энергоресурсов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. Понятие энергосистемы и энергетических ресурсов

.1 Классификация энергетических ресурсов

.2 Месторождения, добыча и транспортировка энергетических ресурсов

. Альтернативы рассматриваемых технологий (преимущества и недостатки различных видов транспортировки)

. Анализ стадий жизненного цикла на примере графиков транспортировки энергоресурсов и его связь с жизненным циклом спроса и товара

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

тип энергосистема транспортировка энергоресурс

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении тысячелетий основными видами используемой человеком энергии были:

химическая энергия древесины;

потенциальная энергия воды на плотинах;

кинетическая энергия ветра;

лучистая энергия солнечного света и др.

Но в 19 веке главными источниками энергии стали ископаемые топлива: каменный уголь, нефть и природный газ.

В связи с быстрым ростом потребления энергии возникли многочисленные проблемы, и встал вопрос о будущих источниках энергии. Достигнуты успехи в области энергосбережения. В последнее время ведутся поиски более чистых видов энергии, таких, как солнечная, геотермальная, энергия ветра и энергия термоядерного синтеза.

Потребление энергии всегда было прямо связано с состоянием экономики. Увеличение валового национального продукта (ВНП) сопровождалось увеличением потребления энергии. Однако энергоемкость ВНП (отношение использованной энергии к ВНП) в промышленно развитых странах постоянно снижается, а в развивающихся - возрастает.

Топливно-энергетический комплекс России (ТЭК) является основной составляющей экономики страны. Он обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства, консолидацию регионов, формирование значительной части бюджетных доходов и основной доли валютных поступлений из-за рубежа.

Несмотря на наличие ряда проблем, ТЭК России продолжает оставаться одним из наиболее устойчиво работающих секторов экономики страны. Министерство энергетики России играет ключевую роль в реализации комплекса мер, направленных на стабилизацию и развитие производства в отраслях ТЭК, при этом основное внимание министерство уделяет формированию и проведению федеральной энергетической политики в условиях рыночных отношений.

Прослеживается тесная взаимосвязь топливно-энергетического комплекса со всей промышленностью страны. На его развитие расходуется более 20% денежных средств. На ТЭК приходиться 30% основных фондов и 30% стоимости промышленной продукции России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, потребляет 2/3 труб в стране, дает больше половины экспорта РФ и значительное количество сырья для химической промышленности. Его доля в перевозках составляе5т 1/3 всех грузов по железным дорогам, половину перевозок морского транспорта и всю транспортировку по трубопроводам.

Топливно-энергетический комплекс имеет большую районообразовательную функцию. С ним напрямую связано благосостояние всех граждан России, такие проблемы, как безработица и инфляция.

Актуальность темы состоит в том, что проблема исчерпаемости ресурсов стоит очень остро и государству следует искать новые способы транспортировки для уменьшения потерь энергоресурсов.

Целью работы является рассмотрение различных типов транспортировки энергоресурсов, выявление преимуществ и недостатков каждого типа.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

Исследование понятий энергосистемы и энергоресурсов, их классификации;

Рассмотрение способов добычи и транспортировки невозобновляемых энергоресурсов, их преимуществ и недостатков;

Анализ стадий жизненного цикла посредством графиков и таблиц.

1. Понятие энергосистемы и энергетических ресурсов

1.1 Классификация энергетических ресурсов

 

Энергосистема - общеэнергетическая система, объединенная система энергетики, совокупность энергетических ресурсов всех видов, методов их получения (добычи), преобразования, распределения и использования, а также технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих снабжение потребителей всеми видами энергии. Энергосистемы называют иногда большими системами энергетики: они имеют иерархическую структуру, уровнями которой являются страна (государство), район, крупный промышленный, транспортный или сельскохозяйственный узел, отдельное предприятие. Уровню страны обычно соответствуют единые энергетические системы; уровню нескольких районов - объединенные энергетические системы; уровню одного района - районные энергосистемы, уровню объекта, не связанного с другими системами, - автономные энергосистемы (например, предприятия, корабля, самолета). В энергосистему в качестве составляющих ее подсистем входят: электроэнергетические системы (состоящие из электрических систем <#"526167.files/image002.jpg">

 

Возобновляемые энергоресурсы.

СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ - направление нетрадиционной <#"526167.files/image003.gif">

В последние годы ветроэнергетика развивалась более высокими темпами, чем энергетика, использующая остальные виды альтернативных источников энергии. Объём выработки электроэнергии из ветра в период с 2000 г. по 2006 г. вырос в 4 раза. Темпы роста рынка ветрогенераторов в мире за последние несколько лет составляют 25-30%. На конец 2006 г. суммарная мощность всех ветрогенераторов в мире оценивалась в 74 ГВт. Суммарная мощность всех ветрогенераторов, установленных в 2006 г. составила 15,2 ГВт. Общая стоимость ветрогенераторов, установленных в 2006 г. составила 23 млрд долл. США (или 1500 долл. США за 1 кВт).

И хотя энергия ветра составляет лишь около 1% от общей величины выработки электроэнергии в мире, для некоторых стран этот показатель значительно выше. В частности, доля ветряной электроэнергии в Дании составляет 20%, в Испании - 9%, в Германии - 7%.

Как распределяются ветроэнергетические мощности по странам мира? На первом месте уверенно «расположилась» Германия, в которой установленная мощность ветрогенераторов составляет 20,6 ГВт. Далее следуют Испания (11,6 ГВт), США (11,6 ГВт), Индия (6,2 ГВт), Дания (3,1 ГВт). Наибольшие мощности по ветроэнергетике в 2006 г. были введены в США (2,4 ГВт), Германии (2,2 ГВт), Индии (1,8 ГВт), Испании (1,5 ГВт), Китае (1,3 ГВт), Франции (0,8 ГВт).

ГИДРОЭНЕРГИЯ - энергия <#"526167.files/image005.jpg">

 

Кроме трубопроводного транспорта широко используют специальные танкеры - газовозы <#"526167.files/image006.jpg">

Также есть и другие технологии транспортировки газа, например с помощью железнодорожных цистерн.

НЕФТЬ. Добыча и переработка нефти <#"526167.files/image007.jpg">

 

На графике представлены объемы транспортировок энергоресурсов: природного газа, нефти и угля за период, начиная от 2000 и заканчивая 2010 годом.

Если отдельно анализировать каждый из графиков, то можно проследить некую тенденцию роста транспортировки.

Смотря на график транспортировки нефти, можно смело заявить о ее росте. Наибольший показатель был достигнут в 2010г. (303 млн.т), что, прежде всего, связано с ростом объемов ее добычи и открытием новых месторождений.

«Разработка Ванкорского нефтяного месторождения уравновесила падение добычи на других месторождениях. Ряд факторов, таких, как рост цен на нефть, девальвация российского рубля, снижение операционных издержек, а также активная, поддерживающая государственная политика по налогам и пошлинам, стабилизируют поставки Россией нефти в 2010 году», - приводит агентство отрывок из обзора ОПЕК.

Если же говорить о наименьшем показателе транспортировки, то он был установлен в 2000 году. Это было связано с большой долей неиспользуемых скважин (около 30%) и низким спросом на этот энергоресурс.

Рост спроса на нефть в 2000 году был слабым, так как высокие цены вынуждали потребителей пользоваться законсервированными запасами или переходить на альтернативные источники: потребление угля увеличилось впервые с 1996 года. По видимому это снижение роста спроса продолжилось и в 2001 году. При растущем производстве нефти, как в странах ОПЕК, так и в других, уровень производства нефти в мире растет быстрее, чем уровень спроса.

 

В 2003 году спрос на нефть составлял 9,49 млн. баррелей в день. В результате повышения оценки спроса в 2003 г., оценка спроса на нефть в 2004 г. увеличилась на 220 тысяч баррелей в день до 81,99 млн. баррелей в день.

«На протяжении всего 2004 г. множество комментариев было посвящено рекордному росту мирового спроса на нефть, движущей силой которого стал резкий скачок потребления в Китае, - отметили эксперты ОПЕК,- гораздо меньшее внимание было уделено существенному росту мирового предложения нефти, обусловленного высоким уровнем нефтедобычи в странах ОПЕК и увеличением производства в России и Каспийском регионе", - продолжили авторы доклада3. Согласно предварительным оценкам, предложение нефти в 2004 г. составило в среднем 82,8 млн. баррелей в день, увеличившись на 3,5 млн. баррелей в день по сравнению с 2003 г.

Таким образом, хотя мировой спрос на нефть резко вырос в 2004 г. на 2,5 млн. баррелей в день, мировое производство нефти выросло на 3,5 млн. баррелей в день. Этого было достаточно и для того, чтобы удовлетворить спрос, и для того, чтобы пополнить товарные запасы нефти и довести их до нормальных уровней по отношению к средним пятилетним значениям. При этом стратегические нефтяные резервы также выросли на большие объемы.

В 2005-2006 годах наиболее вероятным коридором для колебания нефтяных цен были 45-65 долларов за баррель. Постепенно, по мере введения новых добывающих и перерабатывающих мощностей, давление на рынок начало уменьшаться.

В середине лета 2008г. спрос на черное золото стал снижаться и потянул вниз цены. Причем некоторые участники рынка считают, что спрос на нефть со стороны развитых промышленных государств, таких как США, Япония, а также со стороны стран Западной Европы больше не будет расти, поскольку эти государства уже миновали пик своего развития.

Правда, стоит добавить, что резкое снижение спроса на нефть наблюдается лишь со стороны развитых государств, в то время как развивающиеся экономики все еще потребляют огромное количество черного золота. Все это наводит аналитиков на мысль, что Запад перестает быть двигателем мировой экономики.

Если в 2008г. мировое потребление нефти сократилось, по различным экспертным оценкам, на 100-300 тыс. барр./день, то в 2009г. спрос на черное золото, как ожидалось, упал еще на 500-800 тыс. барр./день. Сохранение на протяжении двух лет отрицательной динамики в изменении спроса на нефть ожидалось в мире впервые за последние 26 лет - с 1982г. и 1983г. соответственно. В последнее время мировой рынок нефти характеризуется крайне низким спросом и продолжающимся снижением цен, что, тем не менее, не уменьшает объемов транспортировки этого энергоресурса. В целом, для удовлетворения глобального спроса на нефть мировые мощности добычи к 2025 году должны быть увеличены на 46 млн. баррелей в день.

График транспортировки природного газа показывает нам вполне стабильное увеличение объемов транспортировки. Наибольший скачок был достигнут в 2005 году, где объемы выросли в связи с увеличением спроса на природный газ и ростом цен на газ на внутреннем рынке.

Наименьший же объем транспортировки был установлен в 2002 году.

Как утверждает Statistical Review of World Energy(статистическое обозрение) цены на природный газ отставали от цен на нефть, но тоже росли, отражая роль договорных связей и конкуренции между поставщиками различных видов топлива и в 2000г. газ стал самым быстро растущим топливом. Его глобальное потребление выросло на 4,8% - самый высокий уровень с 1996 года. Спрос на газ вырос во всех регионах, но в особенности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, (прирост составил почти на 8%). В мире производство газа увеличилось на 4,1%.

Для покрытия растущего спроса на газ были предложены следующие меры:

Во-первых, вовлечение в систему газоснабжения 193 месторождений с так называемыми "малыми запасами газа", которые в совокупности составляют 900 млрд кубометров.

Во-вторых, активное внедрение газоэнергосберегающих технологий. Обследования в ряде регионов показали, что котельные сжигают газ с потерями до 60%, при том что на Западе потери газа в 20% считаются недопустимыми. За счет несложных технологических мероприятий можно снизить потребление газа на 40-100 млрд кубометров в год.

В-третьих, увеличение добычи газа независимыми производителями, которые в настоящее время располагают лицензиями на 30% всех разведанных запасов газа, а производят чуть более 10% от общего объема потребления газа в России.

За последние несколько лет спрос на газ в России устойчиво рос средними темпами (около 2%), за исключением отдельных годов, когда из-за теплой зимы он временно снижался. Заниженные цены на газ приводят к дисбалансу в структуре энергопотребления страны. Так, по сравнению с другими странами российская экономика в большей мере полагается на газ. Если в среднем в мире на газ приходится около 1/3 потребления, то в России - более 1/2, при этом ее газоемкость выше газоемкости прочих стран.

Еще с советских времен Газпром является самым крупным экспортером природного газа в европейские государства. В настоящее время ему принадлежит доминирующая роль на рынке газа России, заключающаяся в его контроле над экспортным каналом, транспортной инфраструктурой, а также в преобладающем участии в добыче газа.

В период аномально низких температур января 2005, а, следовательно, резкого увеличения спроса на газ, Газпром вывел подготовленные месторождения на максимальные уровни отборов, объем добычи составлял 1,7 млрд куб. м/сут. Таким образом, текущие мощности, которые компания дополнительно ввела, позволили выйти на годовой уровень добычи, равный 620 млрд куб. м газа. При этом Газпром в 2007 г. добыл лишь 545 млрд куб. м. Соответственно, компания располагает значительными резервами по увеличению добычи, которыми пока не стремится воспользоваться из-за низких цен на газ на внутреннем рынке.

Влияние экономического кризиса на спрос на газ в Европе было довольно драматическим. Не смотря на то, что между странами есть существенные отличия, спрос на газ упал приблизительно на 7% за первую половину 2009 года в сравнении с соответствующим периодом предыдущего года. Итак, спрос на газ растет, а его добыча в России практически не увеличивается. Казалось бы, дефицит неизбежен. Однако не все так печально,

. Эти данные, составленные Anouk Honore и Howard Rogers из программы ОИЭИ с использованием различных методологий, составлены без корректировки по температуре; с корректировкой по температуре падение было ближе к 10%.

как может показаться. Россия обладает крупнейшими в мире запасами газа. Также могут существенно увеличить производство газа нефтегазовые компании. Главное - создать у участников рынка стимулы увеличить добычу газа, т. е. зарабатывать на этом бизнесе.

Поиск альтернативных источников энергии в условиях стремительного роста цен на нефть не только активизировал развитие новых дорогостоящих технологий, но и возродил интерес к такому хорошо известному и давно испытанному виду топлива, как уголь.

Рассмотрим динамику транспортировки угля. По графику четко виден рост несмотря на совсем небольшой объем транспортировки.

В период промышленной революции уголь являлся основным источником энергии, однако во второй половине ХХ века его популярность упала, главным образом, из-за негативного влияния на окружающую среду. Тем не менее, тот факт, что использование угля в несколько раз дешевле природного газа и нефти, позволил угледобывающим компаниям вернуть к себе расположение инвесторов в период, когда высокие цены на нефть стали преградой на пути дальнейшего развития мировой экономики.

Наибольшим спросом пользуются коксующийся уголь, являющийся основным видом топлива в сталелитейной промышленности, и энергетический, применяемый в энергетике.

Наименьший показатель был установлен в 2000 году, но, несмотря на это, мировое потребление угля впервые возросло с 1996 года. Цены на уголь сильно отставали от стремительно растущих цен на нефть и газ.

По прогнозам EIA, в период с 2001 г. по 2025 г. потребление угля в мире будет увеличиваться в среднем на 1,5% в год, хотя динамика будет значительно различаться по регионам.

Аналитики австралийского банка Macquarie в своем прогнозе на 2008 год предполагали, что среднемировая цена на уголь может в течение года вырасти на 50%, до 150 долл. Прогнозная цена инвестбанка UBS на 2008 год составляла 145 долл. за тонну.

Они отмечали, что рост цены обусловлен увеличением спроса на уголь. По оценкам Австралийского бюро сельского хозяйства и ресурсной экономики, в 2007 году глобальное потребление угля увеличилось на 10%, почти до 765 млн. т., а в 2008 году выросло еще на 6%, до 810 млн. т.

Несмотря на сокращение инвестиций в 2009 году, в эксплуатацию были введены три новые шахты и разрез, общая мощность которых составляет 7,5 млн т угля в год.

Проанализировав всю приведенную выше информацию можно смело связать рост спроса с увеличением цен на ресурсы и, следовательно, увеличения их предложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе были рассмотрены сущность и классификация энергоресурсов, типы их транспортировки, преимущества и недостатки каждого из типов.

После того, как информация была проанализирована и построены графики транспортировки, был сделан вывод о размере их объемов и зависимости спроса и транспортируемого товара.

Таким образом, энергетический комплекс России является неотъемлемой частью мирового энергетического рынка. Доля нашей страны структура спроса на энергоресурсы за последние 10 лет существенно снизилась, прежде всего из-за сокращения внутреннего рынка энергоресурсов. В то же время Россия активно участвует в формировании международной торговли энергетическими ресурсами. В 1998 г. Россия занимала второе место в мире (после Саудовской Аравии), как экспортер нефти и нефтепродуктов, а также первое место по межгосударственной торговле сетевым природным газом. Основным рынком для российских энергоресурсов выступают страны Западной, Центральной и Восточной Европы, для которых доля России в суммарном импорте составляет более 50% по сетевому газу и порядка 23% по нефти и нефтепродуктам. Помимо этого, географическое положение России предопределяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в пределах евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную конфигурацию энергетической инфраструктуры не только по оси запад - восток, но и в направлении юг - северо-запад континента.

Современная структура мирового топливно-энергетического комплекса складывалась под воздействием процессов развития мировой экономики, роста населения и производства, а также в зависимости от объемов и географического расположения природных запасов основных энергетических ресурсов.

Какие бы сценарии развития энергетики в XXI веке ни рассматривались, Россия в них будет занимать одно из важных мест. Для этого есть все необходимые предпосылки: запасы нефти, газа, угля, технологический и научный потенциал, гидроресурсы (см. рис.6). Кроме того, географическое расположение страны таково, что через нее можно эффективно транспортировать энергоносители, регулируя объемы подачи и гибко меняя их с учетом потребности.

Российский ТЭК - потенциально сильный конкурент на мировом рынке, обладающий достаточно мощной инфраструктурой добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов, а главное - интеллектуальной базой для создания высоких технологий (см. рис7)..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Библиографические источники.

. Антропов П.Я. Топливно-энергетический потенциал Земли. М., 1974

. Алябьев В.Н. Нефть - М:1989 154 стр.

. Андрижиевский А.А., Володин В.И. Энергосбережение и энергетический менеджмент Выш. шк., 2005 г.

Электронные ресурсы.

. Бизнес-Библиотека > Логистика > Транспортная логистика. Режим доступа: #"526167.files/image009.jpg">

Рис 1. Перспективные месторождения газа.

Рис 2. Разведанные запасы газа.

Рис 3. Крупнейшие месторождения нефти.

Рис 4. Прогнозные ресурсы угольных бассейнов.

Рис.5. Добыча газа

Рис.6. Запасы энергоресурсов

Рис 7. ТЭК России


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!