политика по резервированию кредитных потерь.
2. Управление кредитными рисками
Банковские контролеры уделяют огромное внимание официальной политике, составленной Советом директоров и скрупулезно внедряемой менеджерами. Это особенно касается кредитной функции банка, которая обуславливает создание банком сильной системы управления рисками. Кредитная политика должна включать в себя план по размещению кредитных ресурсов банка, а также методологию, согласно которой кредитный портфель должен управляться, т.е. определять, каким образом кредиты возникают, обслуживаются, контролируются и возвращаются.
Хорошая кредитная политика не должна быть слишком ограничивающей. Если служащие считают, что некоторые предложения по кредитованию могут быть рассмотрены, хотя и не соответствуют письменным директивам, кредитная политика должна позволять выносить такие предложения на обсуждение Совета директоров. Кредитная политика должна быть достаточно гибкой для того, чтобы банк имел возможность быстро реагировать и приспосабливаться к новым рыночным условиям и изменениям в структуре своих доходных активов.
В качестве основы для надежной кредитной политики должны рассматриваться следующие факторы.
Лимит на общую сумму выданных кредитов. Лимит на общий кредитный портфель обычно выражается как отношение суммы кредитного портфеля к сумме депозитов, капитала или общей сумме активов. При установлении данного лимита должны рассматриваться такие факторы, как спрос на кредиты, колебания депозитов и кредитные риски.
Географические лимиты обычно являются сложной проблемой. Если банк недостаточно хорошо ориентируется на своих рынках и/или управление банком недостаточно профессионально, географическая разбросанность может стать причиной появления просроченных кредитов. С другой стороны, установление жестких географических лимитов также может создать проблемы, особенно если банк работает в регионе с узконаправленной экономикой. В любом случае рынок деятельности банка должен быть четко определен и соответствовать профессионализму управляющих и служащих. Банковские служащие должны быть в полной мере осведомлены о географических ограничениях в отношении кредитования. Данное положение наиболее важно для вновь созданных банков.
Концентрация кредитов. Кредитная политика должна стимулировать диверсификацию кредитного портфеля и способствовать нахождению баланса между максимальным доходом и минимальным риском. Ограничение по концентрации обычно относится к максимальному размеру кредитов, выдаваемых одному клиенту, связанной группе и/или сектору экономической деятельности (например, сельскому хозяйству, сталелитейной или текстильной промышленности). Данный вид лимитов особенно важен для небольших региональных или специализированных банков. Кредитная политика также должна требовать, чтобы лимиты по концентрации часто пересматривались и по ним предоставлялись отчеты.
Распределение по категориям. Ограничения по процентному соотношению кредитов, выдаваемых коммерческому сектору, сектору недвижимости, физическим лицам или другим кредитным категориям, являются общепринятой практикой. Политика в отношении данных ограничений должна разрешать некоторые отклонения от установленных нормативов, если их одобряет руководство.
Виды кредитов. Кредитная политика должна описывать виды кредитов и других кредитных инструментов, которые банк намеревается предоставлять клиентам, и содержать директивы по специальным кредитам. Выбор видов кредитных инструментов должен основываться на опыте служащих кредитного отдела, структуре депозитов банка и ожидаемом кредитном спросе. Определенные виды кредитов, использование которых ранее привело к непредвиденным убыткам, должны контролироваться старшими менеджерами или не использоваться вообще.
Сроки кредитов. Кредитная политика должна устанавливать максимальный срок для каждого вида кредитов, а кредиты должны выдаваться с реальным графиком погашения. Планирование сроков погашения должно зависеть от ожидаемого источника погашения, от назначения кредита и от полезного срока службы залога.
Кредитное ценообразование. Процентные ставки по различным видам кредитов должны быть достаточными для того, чтобы покрывать издержки банка на привлечение ресурсов, кредитный надзор, администрирование (включая общие накладные расходы) и возможные убытки. В то же время они должны обеспечивать приемлемую маржу прибыли. Ставки должны периодически пересматриваться и меняться в соответствии с изменениями величины издержек или конкурентных факторов. Дифференцирование процентных ставок может сознательно использоваться для того, чтобы "отпугнуть" или, наоборот, привлечь определенные категории заемщиков. Директивы по другим существенным процедурам, таким как определение комиссии за обязательство или установление штрафных процентных ставок, также являются элементами ценовой политики.
Кредитное администрирование часто определяется размером банка. В небольших банках оно обычно централизованно. Во избежание задержек в кредитном процессе большие банки стремятся децентрализовать управление кредитами в соответствии с географическим местоположением, кредитными продуктами и/или видами клиентов. Кредитная политика должна устанавливать лимиты для всех служащих, занимающихся предоставлением кредитов. Индивидуальные ограничения могут быть более жесткими, чем обычно, в зависимости от опыта служащего и срока его службы в банке. Кредитные лимиты могут быть также основаны на групповых полномочиях, крупные кредиты могут потребовать согласия комитета. Должны быть оговорены отчетные процедуры и частота заседаний комитета.
Процесс оценки. Кредитная политика должна описывать распределение ответственности за принимаемые оценочные решения и содержать официальные, стандартные процедуры оценки, включая процедуры по переоценке, связанные с возобновлениями или пролонгациями ссуд. Допустимые виды переоценок и лимиты по ним должны быть оговорены для каждого вида кредитных инструментов. Также должны быть определены обстоятельства, при которых необходимо участие квалифицированных независимых оценщиков. Должны быть детально описаны допустимые соотношения суммы кредита к оценочной стоимости как проекта, так и залога, а также методы оценки по различным видам кредитных инструментов. Кредитная политика также должна содержать требования к авансовым платежам, где это возможно.
Максимальное соотношение суммы кредита и рыночной стоимости заложенных ценных бумаг. Кредитная политика должна устанавливать дополнительные резервные обязательства для всех видов ценных бумаг, которые принимаются как залог. Эти обязательства должны быть соотнесены с возможностью реализации ценных бумаг. Назначаются ответственные и устанавливается график периодических переоценок залога.
Регистрация в учетных записях. Банк должен регистрировать кредит, выданный им либо приобретенный, в своем балансе. Это должно происходить, как только банк принимает контрактные условия кредита. Первоначально кредит заносится в баланс по своей себестоимости.
Ослабление. Банк должен определять и признавать ослабление кредита или коллективно оцененной группы кредитов. Это происходит в тех случаях, когда имеется вероятность того, что банк не сможет получить определенные суммы в соответствии с контрактными условиями кредитного соглашения. Ослабление может учитываться через снижение балансовой стоимости кредита до стоимости его реализации (по результатам оценки) путем частичного списания либо путем внесения соответствующих расходов в отчет о прибылях и убытках за период, в который ослабление произошло.
Инкассация. Кредитная политика должна определять неуплаченные обязательства всех видов и описывать, какие отчеты представляются правлению по этим неуплатам. Данные отчеты должны содержать достаточно информации для того, чтобы определить фактор риска, потенциальные убытки и альтернативные пути действий. Нужно установить дополнительные меры по сбору платежей, которые должны быть систематическими и постепенно ужесточаться. Необходимо также принять соответствующие директивы, обеспечивающие предоставление руководству информации по всем случаям неполучения средств.
Финансовая информация. Безопасное предоставление кредита зависит от полноты и точности информации по каждому аспекту финансового положения заемщика. Исключение может быть сделано только в том случае, когда кредит изначально выдавался на условии, что ликвидный залог будет использоваться в качестве источника выплат. Кредитная политика должна определять требования к финансовой отчетности организаций и частных лиц - заемщиков всех категорий. Необходимы директивы по финансовой отчетности, имеющей аудиторское заключение, не имеющей аудиторского заключения, промежуточной финансовой отчетности, по отчету о движении денежных средств и прочим отчетным документам.
Политика должна устанавливать процедуры анализа кредитов внешними проверяющими для периодической корректировки данных. Если срок погашения кредита больше года, нужно предписывать подготовку банковскими служащими финансовых прогнозов на этот срок, чтобы удостовериться, что ссуда может быть погашена заемщиком.
Возможные допущения при таком прогнозировании должны быть точно оговорены. Все требования необходимо описать так, чтобы любая негативная информация, не соответствующая кредитной политике банка, была сформулирована явным образом.
Наконец, кредитная политика должна дополняться директивами и в отношении других отделов банка.
Письменные директивы и процедуры, которые утверждены и введены в действие в различных отделах банка, нужно упомянуть в общей кредитной политике банка. Отсутствие письменных директив, методик и процедур является большим недостатком и говорит о том, что руководство не выполняет должным образом свои обязанности.
кредитный риск управление портфель
3. Анализ кредитной функции и кредитных операций. Анализ качества кредитного портфеля
1.ссуды должны выдаваться на разумной основе и с уверенностью, что они будут погашены;
2.средства должны выгодно инвестироваться в интересах акционеров и вкладчиков;
.должен удовлетворяться обоснованный кредитный спрос экономических агентов и/или домашних хозяйств.
Целью анализа кредитных операций является оценка соответствия кредитного процесса данным условиям. Другими словами, необходимо определить, насколько хорошо поставлен кредитный процесс, хорошо ли отражены директивы руководства во внутренних процедурах, тщательно ли персонал исполняет текущие директивы, своевременно ли и в полном объеме получают информацию все участники кредитного процесса.
Анализ кредитного процесса. Целостность и достоверность кредитного процесса зависят от объективных кредитных решений, которые обеспечивают приемлемый уровень риска по отношению к предполагаемому доходу. Обзор кредитного процесса должен включать анализ кредитных руководств и прочих письменных методик, применяемых различными отделами банка, а также анализ возможностей и реальной производительности всех отделов банка, задействованных в кредитном процессе. Он также должен охватывать процедуры по созданию, оценке, утверждению, выдаче, отслеживанию, инкассации и обработке различных кредитных инструментов, предоставляемых банком. В частности, в обзор должно входить следующее:
1.подробная методика кредитного анализа и процесс утверждения кредита с примерами форм кредитных заявок, внутренних форм с кратким изложением информации по кредиту, внутренних кредитных руководств и кредитных дел;
2.критерии для утверждения кредитов, определения политики процентных ставок и кредитных лимитов на всех уровнях управления банком, а также критерии для принятия распоряжений по выдаче кредитов через сеть филиалов;
.залоговая политика для всех видов кредитов, действующие методы и практика в отношении переоценки залога, а также документация по залогам;
.администрирование и отслеживание процедур, включая ответственных лиц, критерии соответствия и средства контроля;
.методика обработки исключений.
Анализ должен включать интервью с менеджерами среднего звена всех отделов, которые исполняют кредитную функцию. Он также должен включать обзоры отдельных кредитных дел. Отношение оцененных кредитных заявок к общему объему одобренных за последние шесть или двенадцать месяцев (общая численность и общая сумма) является одним из показателей качества процесса оценки.
Анализ кадров. Данный анализ касается служащих, задействованных в процедурах по созданию, оценке, утверждению и отслеживанию кредитных рисков. Должно быть определено их количество, занимаемые должности, возраст, опыт и конкретные обязанности. Кадровая структура, навыки и профессионализм должны анализироваться с учетом директив руководства и процедур, в которых участвуют сотрудники. Должны быть рассмотрены все тренинги, проводящиеся для кредитных служащих банка, и оценена их эффективность. Качество и частота обучения персонала обычно являются хорошим показателем уровня их профессионализма в предоставлении кредитов.
Информационные потоки. Так как кредитная функция обычно рассредоточена по всей организации, банк должен иметь эффективные системы мониторинга за соблюдением установленных директив. Данное условие может быть наилучшим образом выполнено путем внутреннего анализа и создания системы отчетности, которая могла бы информировать правление и менеджеров высшего звена о том, каким образом выполняются директивы, и обеспечивать их достаточной информацией для оценки деятельности служащих низшего звена и состояния кредитного портфеля. Поскольку информация является основным элементом процесса кредитного управления, должны быть проанализированы ее доступность, качество и эффективность с точки зрения затрат. Кроме того, следует уделять внимание информационным потокам между различными частями банка, и в частности тому, является ли фактически поступающая информация полной, своевременной и эффективной. Данный анализ тесно связан с анализом персонала, структуры контроля, организационной структуры и/или информационных технологий.
Характеристики и качество кредитного портфеля банка также оцениваются при помощи аналитического обзора. Кредитный портфель отражает рыночную позицию банка, бизнес-стратегию, стратегию рисков и возможности банка по предоставлению кредитов. Если это доступно, нужно выборочно проанализировать кредиты, которые покрывали бы около 70% общей суммы и 30% общего количества кредитов. Анализу должны быть также подвергнуты по крайней мере 75% (по сумме) и 50% (по количеству) кредитов в иностранной валюте и все ссуды со сроком погашения более года.
Кроме того, детальный обзор кредитного портфеля должен охватывать:
1.все кредиты заемщикам, сумма которых составляет более 5% общего капитала банка;
2.все кредиты акционерам и связанным с банком лицам;
.все кредиты, процентные ставки или условия погашения по которым были пересмотрены или каким-либо другим образом изменены с момента предоставления кредита;
.все кредиты, по которым выплата процентов и/или основной суммы просрочена более чем на 30 дней, включая те кредиты, проценты по которым были капитализированы или пролонгированы;
.все кредиты, отнесенные к нестандартным, сомнительным или убыточным.
В каждом из этих случаев нужно рассмотреть документацию из дела заемщика, обсудить его коммерческую деятельность, краткосрочные перспективы и кредитную историю с ответственным кредитным служащим. Когда общая сумма задолженности составляет более 5% банковского капитала, анализ должен также учесть планы заемщика на будущее, которые могут повлиять на его способность обслуживать долг и выплатить основную сумму долга.
. Меры по ограничению или снижению кредитных рисков
Органы банковского надзора всегда уделяли большое внимание концентрации рисков банков. Их цель, с точки зрения управления кредитными рисками, состоит в препятствовании тому, чтобы банки чрезмерно полагались на одного большого заемщика или группу заемщиков, но в то же время они не должны диктовать банкам, кому можно предоставить кредит, а кому нельзя. Современное банковское регулирование обычно ставит условием банку не производить инвестиции, не предоставлять большие кредиты или другие виды кредитных инструментов любому отдельному юридическому лицу или группе взаимозависимых юридических лиц сверх установленного процента от капитала банка и резервов. Используя данные ограничения, органы надзора могут контролировать как банковский сектор в целом, так и структуру кредитных портфелей отдельных банков, чтобы защитить интересы вкладчиков и предотвратить критические ситуации в банковском секторе.
Большинство стран устанавливают лимит на сумму кредитов одному клиенту в размере не более 10-25% капитала банка, хотя в некоторых странах этот лимит доходит до 30-40%. Базельский комитет по банковскому надзору рекомендует максимальное значение данного лимита, равное 25%, со снижением его до 10%, когда это целесообразно. Нижняя граница, при достижении которой необходимо отчитываться перед контролирующими органами, обычно устанавливается чуть ниже максимального лимита. Органы надзора могут, таким образом, уделять особое внимание кредитам, превышающим данную границу, и предписывать банкам принимать превентивные меры до того, как риск концентрации станет чрезмерно большим.
Основная сложность при определении максимального размера выданных средств состоит в том, чтобы понять, можно ли (и в какой степени) включать в анализ другие формы кредитных инструментов. В анализ включаются условные обязательства и кредитные субституты, такие как гарантии, акцепты, аккредитивы, а также будущие требования, которые банк обязался обеспечить. В принципе условные обязательства должны браться в расчет при определении совокупной величины кредитных рисков, хотя некоторые из них могут рассматриваться с другой точки зрения. Например, гарантия по финансовым обязательствам может рассматриваться не так, как гарантия выполнения. Учитывать или не учитывать залог при оценке соответствия лимитам также спорный вопрос, так как определение стоимости залога - это процесс в высшей степени субъективный. Разумно не рассматривать залог при определении размера выданных средств.
Еще один важный вопрос заключается в определении термина "один клиент". В соответствии с международной практикой таким клиентом считается одно лицо или группа взаимосвязанных физических/юридических лиц, которые являются заемщиками одного и того же финансового института и его дочерних предприятий. Формально отдельные клиенты на самом деле могут быть взаимно связаны или контролировать (напрямую или косвенно) других клиентов - обычно за счет владения 25% голосов, контрольным пакетом акций или имея право участия в управлении предприятием. Кроме того, кредиты, выданные таким взаимосвязанным клиентам, могут представлять для банка единый риск, так как между ними существует финансовая взаимозависимость и ожидаемый источник погашения у них один и тот же.
С практической точки зрения, крупные кредиты обычно являются признаком желания банка поддержать определенных клиентов. Банки, которые увлекаются кредитованием больших корпоративных клиентов, иногда забывают о рисках, связанных с таким кредитованием.
Вопрос управления крупными кредитами имеет и следующие дополнительные аспекты: адекватность политики банка, инструкций и процедур, отслеживающих общее или взаимосвязанное владение; эффективный контроль; общие денежные потоки. В отношении крупных клиентов банк должен уделять особое внимание полноте и точности информации. Служащие кредитного отдела банка должны постоянно отслеживать события, влияющие на деятельность крупных заемщиков независимо от того, выполняют они свои обязательства перед банком или нет. Если какие-либо внешние события вызывают беспокойство, банк должен запросить у заемщика дополнительную информацию. Если есть некоторая вероятность того, что заемщик будет иметь сложности с выполнением своих обязательств перед банком, то информация об этом должна быть представлена выше в соответствии с иерархией управления кредитными рисками и должен быть разработан план на случай непредвиденных обстоятельств, если сомнения в платежеспособности заемщика станут реальными.
Кредитование связанных с банком лиц. Такое кредитование крайне опасно с точки зрения кредитных рисков. Среди этих лиц обычно - головная организация банка, основные акционеры, подконтрольные и дочерние компании, руководители и управляющие. Данные лица, как правило, способны полностью контролировать банковскую политику и процесс принятия решений или оказывать на них влияние, особенно в отношении кредитов. Очень важной является способность банка систематически отслеживать кредиты, выдаваемые должностным лицам банка. В данном случае должны оцениваться рациональность принимаемых кредитных решений и их соответствие банковской политике и процедурам. Также важно проанализировать, выдаются ли кредиты на рыночных или на более благоприятных условиях в отношении доступности, срока погашения, процентной ставки, залога и толерантности к риску.
Большинство регулирующих организаций устанавливают лимиты на совокупную величину кредитов связанным с банком лицам, обычно указывая, что она не должна превышать определенного процента от капитала 1-го уровня. Если такой лимит не установлен регулирующим органом, банк должен установить его сам как элемент своей политики. Будет разумно, если все кредиты зависимым лицам будут утверждаться руководством.
Чрезмерное кредитование отдельных географических регионов и экономических секторов. Еще одним показателем концентрации рисков является кредитование банком единственного сектора экономики или только одного географического региона. Данное обстоятельство делает банк уязвимым перед слабостями конкретной отрасли промышленности или региона; у него есть риск, что сразу несколько клиентов обанкротятся по одним и тем же причинам. Данная проблема в особенности характерна для региональных или специализированных банков, действующих в небольших странах с узконаправленными экономиками, например в преимущественно сельскохозяйственных странах или в тех, которые экспортируют только один продукт. Часто сложно оценить, какую в совокупности сумму кредитов выдал банк тому или иному сектору экономики, так как большинство систем отчетности банков не предоставляют такой информации. Еще более осложняют данную проблему разнообразные корпоративные группы; например, кредит, выданный многоотраслевому холдингу, может быть использован для финансирования проектов в различных отраслях промышленности. В любом случае банки, которые по своему характеру подвержены данным рискам, должны иметь хорошо организованные системы их отслеживания, чтобы оценивать влияние неблагоприятных тенденций на качество своего кредитного портфеля и на прибыли и убытки. Данные банки должны также иметь механизмы по управлению увеличивающимися рисками.
Пересмотренные долги - это кредиты, которые были реструктурированы в целях снижения процентных платежей или платежей по основной сумме из-за ухудшения финансового положения заемщика. Кредиты, которые продлеваются или возобновляются на новых условиях и с новым риском, не должны считаться пересмотренными долгами. Реструктурирование может состоять в передаче заемщиком банку недвижимости, дебиторской задолженности или других активов третьих сторон; в полной или частичной капитализации кредита; в добавлении нового должника к уже существующему заемщику.
Хорошо, если Совет директоров одобрит такие операции до того, как заемщику предоставят концессии. Банковская политика также должна обеспечивать, чтобы данные долги соответственно учитывались и контролировались. Банк должен определить стоимость пересмотренного кредита и снизить его балансовую стоимость до чистой реализационной стоимости, учитывая стоимость всех концессий на день реструктуризации. Снижение должно отражаться в отчете о прибылях и убытках как расход за период, в котором кредит был пересмотрен. Большие суммы пересмотренных долгов обычно говорят о том, что банк испытывает трудности. Исключением из данного правила является ситуация, когда рыночные процентные ставки падают и в пересмотре кредитных условий могут быть заинтересованы и должники, и кредиторы.
Заключение
Таким образом, кредитные риски являются наиболее частой причиной банкротств банков, в связи с чем все регулирующие органы устанавливают стандарты по управлению кредитными рисками. Для защиты международных финансовых рынков ключевые стандарты прописаны также в международных соглашениях, которые направлены на унификацию национальных подходов к управлению кредитными рисками. В основе надежного управления рисками лежит определение существующих и потенциальных кредитных рисков, присущих кредитным операциям. Среди мер по противодействию данным рискам - четко сформулированная политика организации в отношении кредитных рисков и установление параметров, по которым кредитные риски будут контролироваться. Такой контроль включает в себя ограничение кредитных рисков при помощи политики, которая обеспечивает достаточную диверсификацию кредитного портфеля.
Конкретные меры по управлению кредитными рисками обычно включают три вида директив. Первый вид - это директивы, направленные на ограничение или уменьшение кредитных рисков, например определяющие концентрацию и размер кредитов, кредитование связанных с банком лиц или превышение лимитов. Второй вид включает директивы по классификации активов. Сюда входит анализ вероятности погашения портфеля кредитов и прочих кредитных инструментов, включая начисленные и невыплаченные проценты, которые подвергают банк кредитному риску. Третий вид включает директивы по кредитному резервированию - не только по портфелю кредитов, но также по всем другим активам, которые могут привести к убыткам.
Анализируя функцию управления кредитными рисками, нужно рассматривать кредиты и все другие виды кредитных инструментов (балансовые и забалансовые), чтобы определить следующие факторы:
1.уровень, распределение и важность классифицированных активов;
2.уровень и состав ненакапливаемых, неработающих, пересмотренных, пролонгированных активов и активов с пониженной ставкой;
.достаточность резервов по переоценке активов;
.способность руководства управлять проблемными активами и собирать их;
.чрезмерная концентрация кредитов;
.соответствие и эффективность кредитной политики и процедур по кредитному администрированию, а также их соблюдение;
.адекватность и эффективность процедур банка по определению и отслеживанию первоначальных и изменяющихся рисков или рисков, связанных с уже одобренными кредитами.
Четкое распределение полномочий при утверждении кредитов помогает обеспечить принятие разумных и соответствующих установленным параметрам решений. Организации должны иметь процедуры для управления инкассацией основных сумм, процентных платежей и прочих издержек в соответствии с установленными условиями погашения. Также должен существовать некий механизм, направленный на решение проблемы неработающих кредитов, а также механизмы по обеспечению соблюдения прав кредитора в случаях непогашения кредитов.
Системы отчетности банка должны предоставлять точные и своевременные отчеты по состоянию кредитного портфеля, в то время как сбор детальной, современной информации по заемщикам является прерогативой процесса оценки рисков.
Литература
1.Аленичев В.В., Аленичева Т.Д. Страхование валютных рисков, банковских и коммерческих кредитов. - М., 2009.
2.Грядовая О. Кредитные риски и банковское ценообразование. // Российский экономический журнал - 2010 - № 7.
.Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. - М.: ЮНИТИ-М, 2010.
.Колесникова В.И. Банковское дело - М., 2009.
.Лаврушина О.И. Организация и планирование кредита. - М., 2010.
.Лаврушина О.И. Основы банковского менеджмента. - М., 2008.
.Севрук В.Г. Банковские риски. - М.: Дело ЛТД, 2010.
.Уайтинг Д.П. Осваиваем банковское дело. - М.: Дело, 2008.