Влияние русских пословиц и поговорок на поведение человека

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,32 kb
  • Опубликовано:
    2011-09-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние русских пословиц и поговорок на поведение человека

Введение

пословица поговорка метафоричность сознание

Значение народной мудрости в обыденном сознании человека невозможно переоценить - это кладезь, из которого не одно поколение черпает знания, представленные в метафорической, символической форме.

Истоки народной мудрости уходят в глубину веков, но ее актуальность несомненна и в настоящее время. Сегодня возникла объективная необходимость осмысления благодатного культурного наследия. Это обусловлено тем, что, по меткому выражению Б.С. Братуся, "для все большего количества людей становится характерным такой диагноз - психически здоров, но личностно болен". Иными словами, человек может быть вполне психически сохранным (хорошо запоминать и мыслить, ставить сложные цели, находить верные пути, быть деятельным, успешным, самодостаточным и т.п.) и одновременно личностно ущербным, больным: не координировать, не направлять свою жизнь к достижению человеческой сущности, удовлетворяться суррогатными ценностями и т.п.

1. Роль русских пословиц и поговорок

По мнению О.А. Белобрыкиной, жители России в результате "культурного" переворота в стране утратили культурные ориентиры, и сегодня "человек оказался перед лицом пустоты", в связи с чем "возникла необходимость в поисках утраченных смыслов". Культурные образцы находят своё выражение в фольклоре, в искусстве, в религии. В рамках данной статьи мы попытаемся проанализировать содержание и смысл культурных образцов, представленных в малых фольклорных формах - пословицах и поговорках русского народа. Для начала дадим определения пословицы и поговорки.

Пословица - это краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социально-бытовой опыт поколений, используемое для яркой и углубленной характеристики разных сторон жизни и деятельности человека, а также явлений окружающего его мира.

Поговорка - является кратким образным изречением или сравнением, для которого характерна незавершенность умозаключения; это оборот речи, выражение, лишь намекающее на вывод. Как писал известный писатель и языковед В.И.Даль, "поговорка, по народному ... определению, цветочек, а пословица ягодка; и это верно. Поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения. Это - первая часть пословицы. Поговорка заменяет только прямую речь, не договаривает, иногда и не называет вещи, но условно, весьма ясно намекает".

К общим, обязательным признакам пословиц и поговорок можно отнести:

  • краткость (лаконичность);
  • устойчивость как способность к воспроизведению;
  • речевую форму представления;
  • принадлежность к искусству слова;
  • широту употребления.

И пословицы, и поговорки определяются как поэтические, широко употребляемые в речи, устойчивые, краткие выражения. Имея ряд сходств, они по своей художественной природе обладают и существенными различиями, позволяющими разграничить эти примечательные жанры русского народнопоэтического творчества. В частности:

  1. Пословицы и поговорки отличаются особенностями их синтаксического строения. Пословица - это всегда законченное предложение, а поговорка -лишь часть его.
  2. Для пословиц характерна двусоставность, двухчастность, тогда как поговорка всегда одночленна, не делима на части.
  3. Пословицы носят обобщающий характер, они поучительны, назидательны. А поговорки лишены обобщающего смысла и поучительности. Поговорки ничего не обобщают, никого не поучают. В пословице всегда содержится какой-то определённый вывод, обобщение. Поговорка же не претендует на это. Её назначение - как можно ярче, образнее охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь. Поговорки, как правило, используются для образно-эмоциональной характеристики людей, их поведения, каких-то житейских ситуаций, они помогают выразить эмоциональное состояние. Поговорка предстаёт перед читателем и слушателем в виде иносказательного образа, отдельно взятого лица, качества действия.

2. Близость пословиц и поговорок

Содержательная близость пословиц и поговорок заключается в наличии поэтики, лаконичности, метафоричности. По мысли А.Франса, способность метафорически мыслить - это способность творить не только образы, но и язык. "Отличительной чертой метафоры являются широкие и свободные границы образного значения. То, что в обычном сравнении обозначено точно, в метафоре оказывается подвижным, обращенным к воображению. Метафора заставляет активно работать воображение, и процесс восприятия её становится и радостью познания, и радостью открытия".

Однако, несмотря на то что пословицы и поговорки несут (имеют) зачастую единое значение, они в большей мере представляют собой символ, чем знак. Ибо смысл их намного шире, чем транслируемое значение. Именно этот аспект чаще всего и привлекает специалистов - историков, этнографов, лингвистов, педагогов и др. - к анализу природы и сущности, роли пословиц и поговорок в жизни человека.

Как отмечает В. Франки, каждый человек в разные периоды своей жизни оказывается на пути поиска смыслов, необходимых и значимых для открытия собственной символической жизни. К.Г.Юнг полагает, что с древнейших времён человечество обращалось к символам для выражения мыслей, чувств, смыслов, истин. Следует отметить, что символическая жизнь человека, а значит, и символы существуют и сегодня. "Именно символы задают основной принцип упорядочения общества, направляют и удовлетворяют высшие потребности человека", - считает О.А. Белобрыкина.

Пословицы - величайшее творение народа, свод правил жизни, своеобразный нравственный кодекс. В них заключена истина, которая не требует доказательств. Пословицы учат, высмеивают, предостерегают от неприятных ситуаций. В них отражаются стереотипы поведения, свидетельствующие, как должно человеку себя вести в определенных обстоятельствах.

Очень важно и то, что пословицы, возникшие в давние времена, активно живут и поныне. Некоторые из них утратили своё прямое значение и приобрели новую трактовку, соответствующую духу времени. Однако в большинстве своём смысл многих пословиц не трансформировался, не утерял исходной информационной нити (мысли). Пословицы - это действительно вечный жанр устного народного творчества. Конечно, не всё, что создавалось в XX веке, выдержит проверку временем, но необходимость языкового творчества, способность к нему народа выступают некой гарантией их бессмертия. Всё это ещё раз указывает на актуальность обращения исследовательского интереса к данному жанру.

Так, по данным Е.А.Савиной и Л.Ю. Дегтяренко, все пословицы дифференцируются на пословицы-констатации и пословицы-рекомендации. Причем, проанализировав 785 пословиц В.Даля и Е.П.Аникина, авторы обнаружили, что 80% от общего числа составили пословицы-констатации и только 20% отнесены к пословицам-рекомендациям. Согласно выводам исследователей, большая часть пословиц направлена не на предписание человеку жёстких схем поведения, а ориентирована на описание его вариантов.

Более того, намёк, заключённый в пословице, всегда выступает как средство опосредованного (не прямого) влияния на сознание человека, побуждая его тем самым к размышлениям, раздумьям. Особое место в народном фольклоре занимают пословицы и поговорки, в которых содержится информация о чувствах и эмоциях человека. Таких пословиц очень много, потому что самих чувств, которые испытывает человек, также множество. Внешне чувства проявляются в эмоциях, многие из которых характеризуются сильной экспрессией. Обычно про человека, бурно проявляющего свои эмоции, говорят: "Его чувства бьют через край".

Внешнее выражение чувств - это информация о внутреннем мире человека, о том, что и как он переживает, что имеет для него личностный смысл. Очевидно, что пословицы и поговорки, описывающие человеческие состояния, имеют самое непосредственное отношение к психологии - науке о душе, о внутреннем мире человека. Например, "болеть душой" - так говорят о человеке, который сильно переживает о чем-то, волнуется. "Брать за душу" означает глубоко волновать. "Всей душой" - искренне, горячо, отзывчиво реагировать на что-либо или относиться к чему-либо (например любить). "Волновать до глубины души" означает, что что-то очень сильно, глубоко беспокоит, заботит. "Души не чаять" - значит очень сильно любить. И, напротив, когда говорят: "Душа в пятки ушла", то информируют о том, что человека охватывает сильный страх.

Платону принадлежит идентификация: "Человек - это душа". Близкое существует и в народной мудрости: "Душа - человек", свидетельствующее о единстве человека и души, о том, что человек не может существовать без души, а душа без человека.

Не остаётся без внимания в пословицах и сердце человека как вместилище души. При метафорическом описании чувств и эмоций используют такие описания, как "сердце упало" - так говорят, когда человека неожиданно охватывает испуг, тревога. "Сердце мхом обросло" - это выражение используется, когда желают обратить внимание на чёрствость, безэмпатийность, бездушность человека. И, напротив, говоря, что "сердце кровью обливается", отмечают, что человек испытывает чувство глубокого сострадания, жалости к другому.

. Глубинный психологический смысл пословиц

Даже беглый анализ пословиц, поговорок позволяет обнаружить их ярко выраженную смысловую насыщенность, обращенную к рефлексивной способности человека. По мнению Л.И.Ростовцевой, пословицы и поговорки выполняют три общественно значимые функции:

  1. институциональную - содержат нормы и правила, которые способствуют выработке стереотипов поведения;
  2. социального контроля - ориентируют на воспитание социально-одобряемого поведения (хвалят, если поведение должное, или осуждают, высмеивают);
  3. психологическую (точнее, психотерапевтическую) - включают вербальные, логотерапевтические формы обращения к человеку, способствуя обеспечению психологической защиты, давая человеку надежду, веру в наличие выхода из сложной жизненной ситуации.

Именно эта функция и представляет для нас особый исследовательский интерес. Пословицы многозначны, что, собственно, и роднит их с символом. Как утверждает О.А. Белобрыкина, "специфика природы символа заключается в множественности его интерпретаций - он богат своим содержанием, допускает многовариантность прочтения". Именно этот аспект и придает пословицам особый психологический смысл, на котором и будет сконцентрировано наше внимание.

Так, довольно часто в пословицах подчёркивается таинство, таинственность, неизвестность, интимность человеческой души. Например:

  • "человека видим, а душу его не видим";
  • "сердце без тайности - пустая грамота";
  • "чужая душа - потемки";
  • "нет таких трав, чтоб узнать чужой нрав".
  • Глубинный психологический смысл этих пословиц как раз и состоит в том, что указывает на тайну, загадку человеческой души - ни один человек не знает и не может до конца узнать, что происходит в душе другого человека, какие чувства он испытывает. И действительно, понять другого человека - это и великий труд (и интеллектуальный, и эмоциональный), и особый (можно даже сказать божественный) дар. Искусством понимания другого (человека) владеет не каждый, да и не каждому это дано. Отсюда и трудности понимания чувств, переживаний другого человека, осмысления того, что он испытывает в данный момент, трудности в объяснении тех или иных человеческих поступков.
  • В ряде пословиц и поговорок содержится указание на то, что человек хочет и пытается раскрыть; на то, что у него происходит в душе. Об этом свидетельствуют поговорки: "разговаривать по душам", "облегчить душу", "излить душу", "как камень с души упал".
  • Как отмечает В.П.Зинченко, душа и тело в современной культуре зачастую существуют как полюса оппозиции. Подобный дуализм наблюдается и во многих пословицах:
  • "телу простор - душе теснота";
  • "что телу любо, то душе грубо";
  • "душа на прохладу, а плоть в баню";
  • "душа прохладу любит, а плоть - пар".
  • Заметим, что в пословицах и поговорках основной акцент смещается именно на возвышенность, значимость душевной жизни человека. Душа всегда чище, бесценнее, чем тело: "Чистота духовная паче телесной". Сохранить в чистоте душу много сложнее для человека, чем тело: "Душа всего дороже, душа - заветное дело". Однако именно тело (соматические реакции, психосоматическое состояние) служит индикатором состояния души, внутреннего мира человека, так как человек целостен - он есть единство тела, души и духа. Душа человека в народной мудрости понимается как возвышенная, утонченная, легко ранимая субстанция, тогда как тело - более приземлено: "Душа бессмертна, тело - тленно", "Тело - вместилище души", "Обидеть легко, да душе каково".
  • Т.С.Леви полагает несинонимичность понятий "тело" и "телесность". Она пишет: "Тело" означает, прежде всего, физический объект, не несущий субъекности, духовности. "Телесность" есть одухотворенное тело. Понятия "тело" и "телесность" отличает мера жизненности". По мысли В.П.Зинченко, "одухотворение тела связано с рождением смысла, чувства души, создания тайны, которое и для психологии остается тайной".
  • "Душа - это таинственный избыток познания, чувства и воли, без которого невозможно ни их полноценное развитие, ни развитие самой души".
  • В народной мудрости немало высказываний о нравственных основаниях человека, мерой которых выступает совесть. Именно совесть, а наряду с ней страх и стыд представлены в пословицах и поговорках в качестве регуляторов поведения человека:
  • "не за страх, а за совесть";
  • "в ком стыд, в том и страх".
  • Заметим, что страх и стыд как особые эмоциональные состояния выступают предметом изучения в психологической науке. Причем обращает на себя внимание, что совесть рассматривается как явление, не зависящее от человека и обладающее собственной силой - может наказывать его за плохие поступки, даже если сам он этого не хочет и не думает об этом. Совесть начинает как бы "грызть" человека изнутри:
  • "угрызения совести";
  • "добрая совесть - глаз божий";
  • "совесть без зубов, а грызёт";
  • "как ни мудри, а совесть не перемудришь"; "сам от себя не утаишь, сам себя и обличишь".
  • Обратимся к М.К. Мамардашвили, который отмечает, что "человек как человек существует или не существует в поле совести и понимания. Оно, это поле, существует независимо от человека, и он может в этом поле только возникать и рождаться в качестве человеческого существа, узнающего о себе, например, что у него есть душа. То есть ему больно, беспричинно больно. То, что болит без причины, по определению есть душа" [5, с. 205-206].
  • Очевидно, что телесное и душевное человека напрямую не сводимы друг к другу, не взаимозаменяемы:
  • "личиком беленёк, да душой черненёк";
  • "рожа крива, да душа пряма".

Как видим, хороший человек не обязательно должен быть красивым, т.е., иначе говоря, если человек внешне приятен, красив, то это вовсе не значит, что они в душе таков же (красив) и что его совесть чиста.

Как утверждают многие русские пословицы, душу другого человека можно узнать эмоциональным, эмпатийным путём - через сочувствие, сострадание, сопереживание, вживание в переживание другого: "Душа душу знает, а сердце сердцу весть подаёт". В то же время, как гласит народная мудрость, одной эмпатии недостаточно, необходимы и опыт, и некоторое время, чтобы хорошо узнать человека, его душу, узнать, на что он способен, что он чувствует, переживает: "Человека узнаешь, когда с ним пуд соли сам расхлебаешь".

Очевидно, что народный кладезь мудрости несомненен для профессионального становления психолога. Мы полагаем, что и пословицы, и поговорки помогут психологам (особенно начинающим) лучше понять человека, его внутренний мир (душу, её ранимость, возвышенность), с которым им, собственно, и предстоит работать.

Кроме того, пословицы могут выполнять психотерапевтическую функцию, позволяя придать смысл любой жизненной ситуации. Психолог с помощью пословиц может показать варианты поведения человека в сложных ситуациях, актуализировать рефлексию и придать оптимистический смысл отчаявшимся в жизни людям.

Немаловажен в деятельности психолога и ментальный потенциал пословиц и поговорок. Как отмечает Е.А.Савина, "пословицы могут использоваться как богатый источник для этнопсихологии, для изучения менталитета, характера, темперамента какого-либо народа или этнической группы". Известно, что в силу этнических, демографических, культурных различий разные народы имеют и психологическую специфику. У каждого народа свой особый менталитет, свои моральные и нравственные принципы, которые отличаются от менталитета, моральных и нравственных принципов другого народа. И поэтому пословицы и поговорки разных народов, особым образом отражающие специфику внутреннего мира их создателей, будут различны и по структуре, и по смыслу, что тем самым, позволит обнаружить и понять индивидуальность, особенность того или иного народа, нации.

Следует отметить и такую актуальную для настоящего времени проблему, как затруднения в становлении и развитии личности современных детей и подростков. Это обусловлено рядом социальных, экономических, политических и прочих причин, следствием которых стали отсутствие чёткости мировоззренческих позиций, размытость нравственных ориентиров. Кроме того, современная ситуация обучения школьников характеризуется увеличением доли приходящейся на них интеллектуальной и эмоциональной нагрузки, в связи с чем особое значение приобретает психологическое сопровождение педагогического процесса. Одной из важнейших задач психолого-педагогического взаимодействия является разработка и внедрение эффективных методик, оказывающих конструктивное влияние на формирование личности школьника. Причем все чаще и чаще специалисты сферы образования (учителя, воспитатели, психологи и др.) при разработке развивающих, коррекционных программ, технологий, методик стали обращаться к народному фольклору и его разнообразным жанрам. Очевидно, что пословицы и поговорки могут использоваться как действенные средства психолого-педагогического влияния на развитие личности ребёнка, непосредственно вовлекая его в культурное пространство и обращаясь тем самым к самым сокровенным человеческим переживаниям и универсальным знаниям о сущности человеческого бытия.

Заключение

Подводя итог, отметим: пословицы и поговорки - это умные суждения народа, не с конкретным, прямым указанием поведения, а со скрытым смыслом, который может более эффективно повлиять на поведение человека. Важно и то, что в пословицах широко представлены психологические феномены - в них описываются многие аспекты психической деятельности и душевной жизни человека, что и делает возможным использование их как своеобразных путеводителей по жизни.

Список литературы

1.Белобрыкина, О.А. Речь и общение / О.А.Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2008.

2.Белобрыкина, О.А. Значение символа в социокультурном самоопределении человека / О.А.Белобрыкина // Человек: траектории понимания: сборник статей межрегиональной научной конференции. - Новосибирск: НИЭПП: Новосибирское книжное издательство, 2009.

.Даль, В.И. Пословицы русского народа / В.И. Даль. - М: Олма-Пресс

.Малые жанры русского фольклора: хрестоматия / сост. В.Н.Морохин

.Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К.Мамардашвили. - М.: МГУ

.Психология и этика: опыт построения дискуссии. / отв. ред. Б.С.Братусь. - Самара: ИД "БАХРАХ", 2009.

.Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова. - М.: Академия, 2008.

.Ростовцева, Л.И Поведение потребителей в пословицах и поговорках/ Л.И.Ростовцева // Социс. - 2008, № 4.

.Савина, Е.А. Житейская психология в пословицах и поговорках / Е.А.Савина, Л.Ю.Дегтяренко //Человек. - 2007, № 6.

.Флоренская, Т. А. Диалог в практической психологии: наука о душе/ Т.А.Флоренская. - М: Владос, 2008.

.Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Прогресс

.Фромм, Э. Бегство от свободы. Человек для себя / Э.Фромм. - Минск: ООО "Попурри", 2008.

14.Юнг, К. Человек и его символы / К. Юнг. - М.: Серебряные нити, 2008.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!