Акцизы и налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,57 kb
  • Опубликовано:
    2011-07-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Акцизы и налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

1.      Акцизы

Акцизы - это косвенные налоги, которые устанавливает государство в процентах от отпускной цены товаров, реализуемых предприятиями - производителями и, как правило, на высокорентабельные товары для изъятия в доход государственного бюджета полученной производителями сверхприбыли, могут изыматься и по твердым (специфическим) ставкам. Акцизы, с точки зрения социальной справедливости, имеют определенные преимущества перед другими косвенными налогами, так как подакцизные товары потребляются в основном обеспеченными слоями населения. Акцизами облагаются только товары, отнесенные к подакцизным. Соответственно, при необходимости уплаты акцизов следует в первую очередь определить, является ли товар подакцизным.

Порядок исчисления и уплаты акцизов регулируется следующими нормативными правовыми актами:

Налоговым кодексом Республики Беларусь от 11 декабря 2009 года;

- Законом Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1321-ХII "Об акцизах", с изменениями и дополнениями;

Указом Президента Республики Беларусь от 05.12.2006 г. № 716 "О ставках акцизов на подакцизные товары", с изменениями и дополнениями;

Соглашением между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанным 15 сентября 2004 г в г. Астане;

Положением о сроках уплаты в бюджет акцизов и Положением об уплате акцизов при ввозе в Республику Беларусь товаров, подлежащих маркировке акцизными марками, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 15.06.2006 № 397;

Инструкцией о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по акцизам по подакцизным товарам, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 05.02.2007 № 23;

Указ Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2008 г. № 709 «О ставках акцизов на подакцизные товары».

Плательщиками акцизов являются:

юридические лица Республики Беларусь,

иностранные юридические лица и международные организации,

простые товарищества (участники договора о совместной деятельности),

хозяйственные группы и индивидуальные предприниматели, производящие и ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары;

филиалы, представительства и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, которые исполняют налоговые обязательства этих организаций.

По подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья на территории РБ, плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие эти товары (переработчики). По подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья за пределами Республики Беларусь, плательщиками акцизов являются организации (индивидуальные предприниматели), являющиеся собственниками давальческого сырья, реализующие эти товары.

По подакцизным товарам, переданным в аренду (лизинг) на территории РБ, плательщиком акцизов является арендодатель (лизингодатель). По подакцизным товарам, переданным в аренду (лизинг) за пределами территории РБ, плательщиком акцизов является арендатор (лизингополучатель).

При реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров по договорам комиссии, другим аналогичным договорам с нерезидентами Республики Беларусь плательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, которым поручена реализация подакцизных товаров.

При ввозе на территорию РБ из Российской Федерации подакцизных товаров, приобретенных по договорам комиссии, поручения и другим аналогичным договорам (включая заключенные с нерезидентами Республики Беларусь), плательщиками акцизов являются комиссионер, поверенный или другое аналогичное лицо, осуществившее ввоз товаров.

Плательщиками не признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые:

осуществляют реализацию легковых автомобилей и (или) микроавтобусов, принадлежащих физическим лицам и состоящих на учете в органах Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, на основе договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;

приобрели легковые автомобили и (или) микроавтобусы в организациях и у индивидуальных предпринимателей в случае их дальнейшей реализации.

Объектами налогообложения акцизами признаются:

а) по произведенным подакцизным товарам:

объем произведенных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов;

б) по подакцизным товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь:

объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

таможенная стоимость, увеличенная на подлежащие оплате суммы таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов;

в) при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов, - стоимость (без учета акцизов) реализованных подакцизных товаров;

г) при реализации ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь без уплаты акцизов подакцизных товаров, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, - объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Освобождаются от акцизов:

а) подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля, а также в магазинах беспошлинной торговли для дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств и органов международных организаций и межгосударственных образований;

б) транспортные средства, ввезенные организациями и индивидуальными предпринимателями на таможенную территорию Республики Беларусь, кроме ввозимых из Российской Федерации, по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь, при их реализации;

в) спирт при его реализации (отпуске) для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство;

г) конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению, при их реализации (передаче);

д) при реализации (передаче) подакцизные товары, помещенные под таможенный режим экспорта, реэкспорта, а также вывезенные (без обязательств об обратном ввозе на территорию Республики Беларусь) в Российскую Федерацию (в том числе подакцизные товары, не происходящие с территории государств - участников таможенного союза, для их постоянного размещения в Российской Федерации) при условии подтверждения фактического вывоза подакцизных товаров за пределы территории Республики Беларусь.

е) произведенные легковые автомобили и автокомпоненты собственного производства при реализации в течение трех лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу соглашения об условиях производства легковых автомобилей, заключенного в установленном порядке с Министерством промышленности Республики Беларусь.

Налоговая база по акцизам в зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизов определяется:

а) при реализации произведенных плательщиком подакцизных товаров:

как объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

как стоимость реализованных подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов.

б) при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, взимание акцизов по которым осуществляется таможенными органами:

как объем подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов;

как таможенная стоимость подакцизных товаров, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин, - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены процентные (адвалорные) ставки акцизов;

На всей территории Республики Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов на товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентах от стоимости товаров (адвалорные ставки).

Сумма акцизов по товарам (за исключением ввозимых на территорию Республики Беларусь), на которые установлены адвалорные (процентные) ставки акцизов, определяется по формуле:

,

где, А - сумма акцизов;

Объект НО - объект налогообложения (стоимость товара без учета акцизов);

SА - ставка акцизов в процентах.

В случае применения рыночных цен при исчислении акцизов сумма акцизов определяется по формуле:

А = Цр * SА ,

где Цр - рыночная цена товара.

При отпуске товаров, облагаемых акцизами по адвалорным (процентным) ставкам, по регулируемым (фиксированным) ценам, по которым потребителям предоставляются торговые скидки, облагаемый оборот определяется за вычетом установленных торговых скидок.

Сумма акцизов по товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов от объема продукции в натуральном выражении, определяется по формуле:

А = Объект НО * SА,

где, Объект НО - объект налогообложения ( объем продукции в натуральном выражении);

SА - специфическая ставка акцизов.

При исчислении акцизов установленные твердые (специфические) ставки акцизов пересчитываются в белорусские рубли по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на 1-е число месяца, в котором была произведена отгрузка продукции (включая по исполнению договора займа), подтверждаемая в установленном порядке товаросопроводительными документами.

Примерами товаров (продукции), которые облагаются акцизом могут служить:

- спирт гидролизный технический;

спиртосодержащие растворы;

алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная алкогольная продукция):

пиво;

табачная продукция;

нефть сырая;

автомобильные бензины, дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе переоборудованные в грузовые, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.

Не облагаются акцизами:

- спиртосодержащие растворы с объемной долей этилового спирта до 12 %;

спиртосодержащие растворы с денатурированными добавками;

спиртосодержащие лекарственные, лечебнопрофилактические, диагностические средства и препараты, допущенные к производству и (или) применению на территории Республики Беларусь в установленном законодательством порядке;

спиртосодержащие средства, изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты;

спиртосодержащие средства и препараты ветеринарного назначения;

спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;

коньячный спирт и виноматериалы;

спирт, отгруженный (отпущенный) для производства лекарственных препаратов организациям и индивидуальным предпринимателям Республики Беларусь, которым разрешено их производство;

нефть сырая, добываемая в республике и поставляемая производственными объединениями «Белоруснефть» и «Белгеология» на переработку;

реализуемые (передаваемые) конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению и др.

Перечень облагаемых акцизами товаров может уточняться Президентом Республики Беларусь.

Налоговым периодом акцизов признается календарный месяц.

Плательщики ежемесячно представляют в налоговые органы налоговую декларацию (расчет) не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата акцизов производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если сумма акцизов, подлежащая уплате по налоговой декларации (расчету), имеющейся на начало текущего месяца, составила от 17 000 до 27 000 евро плательщики акцизов в текущем месяце вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 15-го и 25-го числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим. Если сумма акцизов, подлежащая уплате по расчету по акцизам, имеющемуся на начало текущего месяца, составила более 27000 евро плательщики акцизов в текущем месяце вносят в бюджет платежи в счет уплаты акцизов не позднее 10, 15, 20, 25-го и последнего числа текущего месяца, а также не позднее 5-го числа месяца, следующего за текущим.

2.      Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

Лотерейная деятельность - деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, государственных юридических лиц, а при реализации лотерей также и юридических лиц, на решения которых может влиять государство, владея контрольным пакетом акций (долей, вкладом, паем) или иным не противоречащим законодательству образом, по добровольному привлечению денежных средств юридических и физических лиц посредством учреждения и проведения лотерей, за участие в которых взимается плата и часть поступивших средств разыгрывается между участниками в виде денежных, вещевых и иных выигрышей. акциз налогообложение лотерейный

В качестве учредителя лотереи может выступать республиканский орган государственного управления или местный исполнительный и распорядительный орган, принявший в пределах своей компетенции решение об учреждении лотереи, утвердивший условия ее проведения и несущий ответственность за учреждение и проведение данной лотереи.

Организатором лотереи является государственное юридическое лицо, получившее специальное разрешение (лицензию) на лотерейную деятельность, действующее в соответствии с решением учредителя лотереи, являющееся организатором лотерейного процесса (разработка проекта лотереи, оплата изготовленных билетов, заказ и оплата технических средств для проведения лотереи, реализация билетов и т.д.) и несущее предусмотренную законодательством ответственность за соответствие проводимой лотереи законодательству и условиям лотереи, а также за результаты финансово-хозяйственной деятельности по ее проведению.

За выдачу указанного специального разрешения (лицензии) с организатора лотереи взимается лицензионный сбор в размере, установленном законодательными актами о лицензировании.

Приобретение лотерейного билета служит основанием возникновения гражданско-правовых отношений, в соответствии с которыми участник лотереи вправе требовать от организатора лотереи выплату выигрыша, выпавшего на данный билет.

Лотереи, проводимые организаторами на территории Республики Беларусь, подлежат включению в государственный реестр республиканских и местных лотерей, который ведет Минфин. Кроме того, Минфин осуществляет координацию, управление и контроль в сфере лотерейной деятельности, устанавливает обязательные для всех участников лотерейной деятельности требования по проведению лотерей, согласовывает условия проведения республиканских лотерей и осуществляет контроль за их соблюдением, выдает свидетельство организатору лотереи на ее проведение, ведет государственный реестр республиканских и местных лотерей, осуществляет контроль за соблюдением законодательства, регулирующего лотерейную деятельность.

Призовой фонд лотереи:

не является доходом организатора лотереи и не может быть использован на другие цели, кроме выплаты выигрышей участникам лотереи;

формируется в размере 45-50% от общего объема реализации лотерейных билетов, определенного в условиях проведения лотереи.

Лотерейная деятельность включена в Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций. Выдачу лицензий на осуществление данного вида деятельности осуществляет Минфин.

На доходы от осуществления данного вида деятельности предусмотрены налоги. Плательщиками такого налога признаются организации, являющиеся организаторами лотерей. Плательщики налога ведут раздельный учет доходов и расходов по каждой проводимой лотерее, а также по иным видам деятельности, осуществляемым наряду с деятельностью по организации и проведению лотерей.

Объектом налогообложения является выручка от организации лотерейного процесса, под которой понимается общий объем реализации лотерейных билетов, исчисленный исходя из количества проданных лотерейных билетов и их продажной стоимости.

Налогооблагаемая база определяется как разница между суммой выручки от организации лотерейного процесса и суммой начисленного призового фонда лотереи. При этом призовой фонд лотереи не является доходом плательщика налога (организации, являющейся организатором лотереи) и используется исключительно для выплаты выигрышей участникам лотереи. Призовой фонд формируется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Ставка налога - 8 процентов.

Порядок исчисления и сроки уплаты налога. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется нарастающим итогом по окончании каждого налогового периода как произведение налоговой ставки и налогооблагаемой базы, исчисленной за этот налоговый период. Налоговым периодом является календарный месяц. Плательщики налога представляют в налоговые органы не позднее 20-го числа каждого месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговую декларацию (расчет) независимо от того, имеются ли у них обязательства по уплате этого налога за соответствующий налоговый период.

Налог уплачивается не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Суммы налога зачисляются:

по республиканским лотереям в республиканский бюджет;

- по местным лотереям - в соответствующие местные бюджеты.

Суммы выигрышей, не востребованных в течение шести месяцев со дня розыгрыша призового фонда тиражной лотереи или окончания срока реализации серии мгновенной лотереи, зачисляются в соответствующий бюджет и используются на цели лотереи.

Плательщики налога несут ответственность за правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты налога в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Статьей 12 Закона РБ «О подоходном налоге с граждан» установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы плательщиков, полученные в виде выигрышей, полученных по всем видам лотерей от организаций, осуществляющих в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, лотерейную деятельность. Кроме того, не представляются сведения в налоговые органы юридическими лицами и предпринимателями при выплате физическим лицам доходов в виде выигрышей по денежно-вещевым лотереям, проводимым в порядке и на условиях, определяемых Президентом РБ либо по его поручению Правительством Республики Беларусь. Также, согласно Закону РБ «О налогах на доходы и прибыль» средства, полученные от организации лотерейного процесса, не облагаются налогом на прибыль (п.6 ст.2).

Список использованной литературы

1.         Налоговый кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 11 декабря 2009 года. Одобрен Советом Республики 18 декабря 2009 года.

2.      Кишкевич А.Д., Пилипенко А.А. Налоговое право Республики Беларусь. - Мн.: Тесей, - 2002. -304с.

.        Ханкевич Л.А. Финансовое право Республики Беларусь: учебное пособие. - Мн.: Амалфея, - 2002.

.        Маньковский И.А. Налоговое право Республики Беларусь. Общие положения: практическое пособие. - Мн.: Молодежное научное общество, - 2000. 160с.

5. Журнал «Бухучет» № 28(29). Статья «Порядок исчисления и уплаты акцизов». Автор статьи Недоступ А.В. - Мн.: ИнтерБаланс, - 2009.

. Закон Республики Беларусь от 19.12.1991 № 1321-ХII "Об акцизах", с изменениями и дополнениями от 26 декабря 2007 года.

. Официальный интернет-портал Министерства финансов Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/taxation/nalogsistem/nalogsist2011. - Дата доступа: 01.03.2011.

. Муравьёва З.А. Налоги и налогообложение: учебно-методический комплекс для студентов экономических специальностей. 2-е изд., перераб. - Мн.: Изд-во МИУ, - 2006. - 372 с.

. Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 N 356-З "О налоге на доходы от осуществления лотерейной деятельности", с изменениями и дополнениями на январь 2010 года.

. Указ Президента Республики Беларусь от 04.02.1999 № 78 «О лотерейной деятельности в Республике Беларусь».

. Декрет Президента РБ от 12.05.1998 № 6 «О некоторых мерах по упорядочению лотерейной деятельности».

. Постановление Министерства финансов РБ от 17.09.2003 № 129 «Об утверждении Правил организации и проведения лотерей в Республике Беларусь»

. Декрет Президента РБ от 14.07.2003 № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

. Декрет Президента РБ от 23.04.1999 № 19 «Об установлении налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности».

Похожие работы на - Акцизы и налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!