Соревновательная деятельность как специфическая основа спорта

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,71 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Соревновательная деятельность как специфическая основа спорта

1. Соревновательная деятельность как специфическая основа спорта

Соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов.

Соревнования в спорте есть одно из важнейших аспектов, без них нет и спорта. Сущность соревнования заключается в установлении сильнейших спортсменов и распределения их по местам первое, второе и так далее.

Для этого спортсмены соревнуются между собой, стремясь победить соперников показать самый высокий результат. Соревнование ведется в пределах утвержденного кодекса правил под контролем специальных лиц (членов жюри, спортивных судей). Как известно спортивные достижения, это победа над соперниками, победа присуждается по баллам, очках, голах, демонстрацией результатов, выраженных в показателях времени, расстоянии, массы, точность поражения цели, более качественным выполнением сложных двигательных комбинаций с оценкой их композиции и так далее.

Победа на соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности, ее достижение складывается из последовательного решения спортсменами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе главной цели.

Одна из задач спорта, спортсмена это стремления к высоким достижениям, которые являются как бы эталоном оценки возможностей, как отдельного человека, так и сообщества людей.

Спортивные достижения определяются тремя группами факторов:

индивидуальными факторами (первая группа)

научно-техническим прогрессом (вторая группа)

социально-экономическим фактором (третья группа).

Знания о содержаниях и результатах в соревновательной деятельности позволяет определить общую стратегию подготовки спортсмена выбора методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок.

Изучая после проведения соревнований спортивные результаты возможно быстро и точно выяснить причины успеха или неудачи спортсменов.

Своевременно внести изменения коррекцию в планы подготовки в частности подбора тактического варианта выступления в конкретном соревновании.

Заранее моделирование в тренировке условий протекания реальных состязаний.

Соревновательная деятельность спортсмена имеет фазовый характер.

Первая фаза - предстартовая.

Состоит из психологической настройки и предсоревновательной разминки.

Вторая фаза - состязание.

Третья фаза - последствие включает в себя фазу восстановления.

Спортсмен, участвуя в соревнованиях должен иметь конкретную цель, а также ресурсы для их реализации.

Соревновательная деятельность как показывает практика, оказывает большое воздействие на организм спортсмена. Это связано, прежде всего, с максимальной скоростью активными действиями спортсменов, использование максимальной силы, выносливости; а также с испытанием постоянного нервно-эмоционального напряжения, стрессового воздействия. Поэтому в последние годы изучению закономерной соревновательной деятельности стало уделяться значительно больше внимания.

2. Теория физической культуры как учебная дисциплина

Рассмотрим термин теория физической культуры - это система научных знаний в области физической культуры, дающих целостное представление о закономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития человека.

Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как она связана с процессами образования обучения и воспитания человека. Но в отличие от других педагогических наук, теория физической культуры рассматривает взаимосвязи и взаимовлияние культуры общей и физической, раскрывает закономерности, по которым происходит управление физическим развитием человека и его физическое образование.

Источником возникновения и развития теории методики физической культуры как учебной дисциплины стало:

постоянная практика работа в общественной жизни. Необходимость и потребность общества в хорошо подготовленных специалистов вызвала стремление в изучении закономерности физического воспитания и на их основе строить систему управления физическим совершенством человека;

практика физического воспитания. Именно в физическом воспитании проверяются на практике все теоретические положения, могут возникать оригинальные идеи, появляться новые методики физического воспитания в разработке новых положений;

и вывод результатов исследований как в области теории физической культуры, так и смежных дисциплин.

В своей работе преподаватели, тренера, учителя школ постоянно практикуя уже не ограничиваются только теми знаниями, которые они получают в учебном заведении. Их постоянная работа - это творчество, поиск новых путей решения проблем возникающие в процессе работы, постоянный поиск новых средств и методов повышения эффективности процесса физического воспитания.

В своей работе в сфере физического воспитания преподаватели используют различные методы и методики в процессе своей работе.

Среди них можно выделить такие как: общенаучные, педагогические, психологические.

Педагогическое представляет собой наблюдение четкую выделение цели и постановку задач, определение конкретно объекта, использование способов регистрации, наблюдаемых процессов и явлений, планомерность, а также позволяет видеть процесс (явление) «сиюминутно» и в динамике, фиксировать его фазы, этапы непосредственно с «натуры», что дает возможность получить довольно объективную информацию об объекте наблюдения. Этот метод целесообразно использовать в комплексе с другими, поскольку он не обеспечивает всесторонней характеристики объекта.

Таким образом рассмотрев вопрос мы видим, что основными задачами теории и методики физического воспитания как научной дисциплины является обобщение практического опыта, осмысливание сущности физического воспитания, закономерностей развития и функционирование, формирование целей, задач, принципов, оптимальных способов управления процессом.

спорт физический культура соревновательный оздоровительный

3. Содержание оздоровительно-рекреативной физической культуры

Как известно из определения оздоровительно-рекреативная физическая культура - это отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания. То есть занятие различными физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми, занятие туризмом, охотой, разными физкультурно-спортивными развлечениями.

Термин рекреации (от лат. recreatio) означает отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда, тренировочных занятий или соревнований. Или как часто говорят «физическая рекреация».

Основными видами физической рекреации являются туризм к нему относятся пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, городки, бадминтон, рыбная ловля, охота и множество другое.

По числу занимающихся рекреационные занятия могут быть разделены на индивидуальные и групповые (семья, группа по интересам и т.д.).

Если говорить, в общем, то под физической рекреацией понимаются любые формы двигательной активности, направленные на восстановление сил, затраченных в процессе профессионального труда.

Физическая рекреация включает в себя более двадцати целевых установок. Основным видом рекреации является прежде всего активный отдых, переключение на другой вид деятельности, получение удовольствия от физических занятий, развлечение. Физическая рекреация имеет очень большое многообразие, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация физкультурно-производственная рекреация и др.

По этой причине в отличие от других видов физической культуры в физической рекреации отсутствует четкая направленность и научно-обоснованных рекомендаций по использованию средств, методов, форм рекреационных занятий.

Физическая рекреация позволяет удовлетворять потребности, интересы, в активном отдыхе, рациональном использовании свободного времени.

Физическая рекреация удовлетворяет групповые и индивидуальные потребности в нерегламентированной, относительно свободной двигательной активности, адекватной их субъективным возможностям, содействуя при этом путем создания оптимального физического состояния. Активный отдых человека положительно влияет на уровень интеллекта, благодаря увеличению работоспособности нервной системы и устойчивости ее к различным нагрузкам.

Назначение активного отдыха:

) восстановление функций организма, работоспособности, предупреждение переутомления;

) воспитание интереса и потребности в физкультурной деятельности;

) приобщение к здоровому образу жизни;

) обогащение положительными эмоциями, яркими впечатлениями.

Специфика активного отдыха состоит в следующем:

) выраженная рекреационная направленность;

) эмоциональность двигательной деятельности;

) наличие элементов соперничества;

) создание условий (ситуаций) для творческого использования двигательного опыта, проявления инициативы, самостоятельности;

) отказ от жесткой регламентации.

Таким образом, совершенствование процесса управления рекреационной двигательной активностью, является одной из актуальных проблем исследования в теории методике физической культуры. Ее решение будет содействовать снятию психологического напряжения в учебно-воспитательном процессе, улучшению личностных качеств, повышению уровня здоровья.

Литература

1. Изд. «Высшее образование» Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов «Теория и методика физического воспитания и спорта», Москва ACADEMIA 2003 г.

. Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М., Савин В.П., Лексаков А.В.; Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: С 73 Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений /. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

. Макарова Г.А. Спортивная медицина - Учебник-2-е изд./ Г.А. Макарова - М.: 2006 - 480 с.

. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.

. Родионов А.В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов. - М., 2004.

. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта (6-е изд., стер.) учеб. пособие Издательский центр «Академия», 2008 п., 480 с.

Похожие работы на - Соревновательная деятельность как специфическая основа спорта

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!