Аудит соответствия финансовой отчетности

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,01 kb
  • Опубликовано:
    2012-02-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит соответствия финансовой отчетности

Колледж менеджмента и бизнеса г. Астана












Курсовая работа

На тему: Аудит соответствия финансовой отчетности


Выполнила: Фоменко Л.В.

Студентка группы УА-34

Проверила: Габдулина Б.Т.





2012г.

Содержание

Введение

Сущность нормативно - правового регулирования финансовой отчетности

.1Принципы и структура финансовой отчетности

1.2Особенности составления финансовой отчетности в соответствии со стандартами учета

2Аудит соответствия финансовой отчетности

.1Стандарты аудита

2.2Планирование аудита

.3Процедуры и источники аудита

.4Аудиторский отчет (заключение)

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

аудит финансовая отчетность

Цель составления финансовой отчетности - предоставление пользователям для принятия полной, правдивой и непредвзятой информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении средств предприятия.

Финансовая отчетность - бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период.

Порядок предоставления финансовой отчетности пользователям определяется действующим законодательством.

Финансовая отчетность обеспечивает информационные потребности пользователей относительно:

приобретения, продажи и владения ценными бумагами;

участия в капитале предприятия;

оценки качества управления;

оценки способности предприятия своевременно выполнять свои обязательства;

обеспеченности обязательств предприятия;

определения суммы дивидендов, подлежащих распределению;

регулирования деятельности предприятия;

прочих решений.

Качественными характеристиками финансовой отчетности являются:

Понятность - информация, предоставляемая в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям.

Уместность - информация должна быть уместной для пользователей, принимающих решения, и помогать им оценивать события, подтверждать или исправлять их прошлые оценки.

Надежность - отсутствие существенных ошибок и искажений, когда пользователи могут положиться на информацию как на правдивую.

Сопоставимость - возможность сравнивать информацию за разные периоды и различных государственных учреждений. Финансовые результаты аналогичных операций должны осуществляться по единой для всех государственных учреждений методологии.

финансовые отчеты предприятия за различные периоды;

финансовые отчеты различных предприятий.

Предпосылкой сопоставимости является приведение соответствующей информации предыдущего периода и раскрытие информации об учетной политике и ее и изменениях.

Учетная политика - совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и предоставления финансовой отчетности.

Принципами ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности являются начисление и непрерывность деятельности.

Принцип начисления обеспечивается признанием результатов операций по факту их совершения независимо от времени оплаты.

Принцип непрерывности деятельности означает, что государственное учреждение имеет намерение работать в обозримом будущем, не будет необходимости ликвидации или существенного сокращения масштабов деятельности. Если такое намерение или необходимость существует, то финансовая отчетность составляется по специальным правилам.

Целью курсовой аудита финансовой отчетности является предоставление возможности выразить мнение о том, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными принципами финансовой отчетности.

Целью моей курсовой работы является изучение теоретических аспектов аудита и финансовой отчетности.

В работе будут подробно рассмотрены следующие вопросы: нормативно- правовое регулирование финансовой отчетности, стандарты, планирование, процедуры и источники аудита, а так же аудиторский отчет.

Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что за последние десятилетия значительно повысились требования к организации системы учета и отчетности. Появились новые формы и методы ведения учета, в том числе с применением компьютерных систем. Бухгалтерская отчетность превратилась в основной источник информации, позволяющий оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов. В этих обстоятельствах аудит финансовой отчетности превратился в важнейший инструмент, способствующий повышению качества бухгалтерской отчетности, ведущей составляющей которого является ее достоверность. Ни один солидный банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность, так же как и ни один серьезный инвестор не будет иметь дело с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором.

1Сущность нормативно - правового регулирования финансовой отчетности

.1Принципы и структура финансовой отчетности

Принципы финансовой отчетности определяют форму и содержание финансовой отчетности, а также составные части, включаемые в полный комплект финансовой отчетности. Полный комплект финансовой отчетности включает бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, учетную политику и пояснительные примечания.

Основные принципы построения финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами учета и отчетности могут быть разделены на две группы:. Качественные характеристики и требования, предъявляемые к учетной информации, представленной в финансовой отчетности;. Принципы учета информации, представленной в финансовой отчетности;. Требования, предъявляемые к учетной информации

Основным требованием к учетной информации в международной практике финансового менеджмента является ее полезность для принятия решений различными группами пользователей. По этой причине информация должна удовлетворять целому ряду требований, определяющих качество финансовой информации.

Консерватизм (Conservatism) - в ситуации неопределенности изменения финансовых показателей в отчетности должны быть показаны наиболее реальные цифры. Фирмы должны стремиться предвидеть все расходы и не сообщать о доходах без тщательного обоснования. Умышленное искажение информации запрещено.

Ясность (Understandability) - информация в отчетности должна быть изложена на таком уровне, чтоб ее мог воспринять читатель со средним уровнем понимания проблем бизнеса.

Существенность (Relevance) - отчет должен содержать информацию существенную для принятия решений и ориентированную на пользователей.

Преемственность (Consistency) - в отчетности должны быть использованы сопоставимые методы финансовых расчетов для обеспечения сравнения учетных данных за различные периоды времени.

Достоверность (Reliability) - предоставляемая информация должна быть полной и достоверной, не содержать существенных ошибок или пристрастных оценок и правдиво отражать хозяйственную деятельность.

Чтобы быть достоверной, информация должна удовлетворять следующим характеристикам:

правдивость (faithful representation).

преобладание экономического содержания информации над юридической формой (substance over form).

нейтральность (neutrality) - информация не должна содержать пристрастных оценок, то есть информация не должна предоставляться выборочно, с целью достижения определенного результата.

полнота информации (completeness).

Исходя из этих требований финансовая отчетность должна показывать: финансовое состояние предприятия на конец периода (the Financial Position at Period`s End); полные доходы и расходы за период (the Comprehensive Income for the Period); потоки денежных средств за период (the Cash Flows for the Period);вклады собственников и выплаты им за период (the Investments by and Distributions to Owners for the Period).. Принципы учета информации, представленной в финансовой отчетности

Среди основополагающих принципов, которые лежат в основе составления финансовой отчетности, можно выделить следующие:

. Принцип начислений (ассruаls соnсерt/соnvеntion) - является международным принципом бухгалтерского учета. В соответствии с этим принципом операции записываются в момент их совершения, а не в момент оплаты, и относятся к тому отчетному периоду, когда была совершена данная операция. Условно этот принцип можно разделить на несколько составных частей:

а) принцип регистрации дохода (realization concept) - доход отражается в том периоде, когда он заработан (то есть компания завершила все действия для его получения), и реализован, (то есть получен, или явно может быть получен), а не когда получены деньги. Исключением являются метод поэтапного выполнения контракта и метод продажи в рассрочку;

б) принцип соответствия (matching concept) - в отчетном периоде регистрируются только те расходы, которые привели к доходам данного периода. В целом, действует следующее правило: если произведенные затраты приводят к будущим выгодам, они отражаются как активы; если они приводят к текущим выгодам - как расходы; если не приводят ни к каким выгодам - как убытки.

. Принцип функционирующего предприятия (going concern). Финансовая отчетность составляется, как правило, исходя из предпосылки, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. Таким образом, предполагается, что предприятие не имеет намерения ликвидировать или существенно сократить свою деятельность по каким-либо причинам. Такая предпосылка является основанием для включения различных статей в баланс по фактической себестоимости, а не по рыночной цене возможной реализации активов и обязательств в случае ликвидации и отражения в отчете о прибылях и убытках результатов текущей деятельности.

. Принцип двойной записи (double entry).

. Принцип единицы учета (accounting entity). Предприятие, на котором ведется учет и составляется отчетность, является самостоятельным хозяйствующим субъектом.

. Принцип периодичности (periodicity) - принцип регулярного периодичного составления отчетности предполагает, что финансовая отчетность должна предоставляться через равные промежутки времени. Основной промежуток - финансовый год, который в РФ совпадает с календарным годом, в Англии - с 1 июля по 31 июня, в США зависит от конкретного штата.

. Принцип денежного измерителя (monetary measurment), в соответствии с которым вся хозяйственная деятельность оценивается с помощью единого денежного измерителя. Соблюдение данного принципа в отечественной практике очевидно. Однако, необходимо подчеркнуть, что на Западе разработан целый ряд вариантов оценок, которые пока не используются в полном объеме в российском бухгалтерском учете. Можно выделить 5 видов применяемых оценок:

первоначальная стоимость(historical cost) - сумма денег, затраченная на приобретение средств;

восстановительная стоимость или стоимость замещения (replacement value) - сумма денег, которая должна быть уплачена в настоящий момент при необходимости замены существующих средств;

рыночная стоимость (market value) - сумма денег, которая может быть получена при продаже существующих средств;

может быть получена при реализации данного средства, то есть это цена реализации за вычетом расходов на такую реализацию (в применении к дебиторской задолженности, которая должна отражаться в балансе по чистой стоимости реализации, это означает, что она должна отражаться за вычетом резерва по безнадежным долгам);

приведенная стоимость (present value) - текущая стоимость будущего потока денежных средств (эта оценка обычно используется при отражении долгосрочных инвестиций и обязательств).

. Принцип конфиденциальности (confidence), означает, что информация, отраженная в отчетности предприятия, не должна наносить ущерб его интересам. Практическая реализация вышеуказанных принципов при составлении финансовой отчетности, соблюдение всех требований к качеству учетной информации должно дать в результате правдивый, полный и полезный отчет о деятельности предприятия.

чистая стоимость реализации (net realizable value) - сумма денег, которая реально

Структура финансовой отчетности:

Одним из нормативно-правовых документов, регламентирующих правила ведения бухгалтерского учета и финансовой отчетности в Республике Казахстан является «Закон о бухгалтерском учете и финансовой отчетности» №234- III от 28 февраля 2007 года. В статье 15 этого Закона сказано, что финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации.

Финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя:

) бухгалтерский баланс;

) отчет о прибылях и убытках;

) отчет о движении денежных средств;

) отчет об изменениях в капитале;

) пояснительную записку.

Порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Объем, формы и порядок составления финансовой отчетности государственных учреждений определяются уполномоченным органом, если иное не предусмотрено законодательными актами Республики Казахстан.

Финансовая отчетность подписывается руководством и главным бухгалтером организации, индивидуальным предпринимателем.

Финансовая отчетность организации, в которой бухгалтерский учет ведется бухгалтерской организацией или профессиональным бухгалтером, подписывается руководством, а также руководителем бухгалтерской организации или профессиональным бухгалтером.

1.Бухгалтерский баланс - основная форма бухгалтерской отчётности, способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении. Он характеризует имущественное и финансовое состояние организации на отчётную дату.

Имеет форму двусторонней таблицы: одна сторона - активы, то есть требования и вложения; вторая - пассивы, то есть обязательства и капитал.

Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи.

Актив баланса состоит из двух разделов:

-Краткосрочные активы

-Долгосрочные активы

Пассив баланса состоит из трех разделов:

-Краткосрочные обязательства

-Долгосрочные обязательства

-Капитал

2.Отчет о прибылях и убытках - одна из основных форм бухгалтерской отчетности (форма № 2), которая характеризует финансовые результаты деятельности организации за отчетный период и содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

В форме № 2 отражается величина балансовой прибыли или убытка и отдельные слагаемые этого показателя:

·прибыль/убытки от реализации продукции;

·операционные доходы и расходы (положительные и отрицательные курсовые разницы);

·доходы и расходы от прочей внереализационной деятельности (штрафы, безнадежные долги);

Также представлены:

·затраты предприятия на производство реализованной продукции по полной или производственной стоимости,

·коммерческие расходы, управленческие расходы,

·выручка нетто от реализации продукции,

·сумма налога на прибыль, отложенные налоговые обязательства (ОНО), активы (ОНА) и постоянные налоговые обязательства (активы) (ПНО(А)),

·чистая прибыль.

При составлении отчета расчет выручки и других доходов, а также расходов, производится по методу начисления, т.е. выручка начисляется тогда, когда у потребителей возникают обязательства по оплате продукции или услуг предприятия. Чаще всего это происходит в момент отгрузки потребителю продукции или предоставления услуг, и сопровождается предъявлением покупателем (заказчиком) соответствующих расчетных документов.

Отчет о прибылях и убытках является важнейшим источником для анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной продукции, рентабельности производства продукции, а также для определения величины чистой прибыли.

3.Отчёт об изменениях капитала (форма № 3) - отчёт, в котором раскрывается информация о движении уставного капитала, резервного капитала, добавочного капитала, а также информация об изменениях величины нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) организации. Кроме того, в этой форме указывают суммы резервов, которые были сформированы и (или) использованы организацией.

4.Отчёт о движении денежных средств - отчёт компании об источниках денежных средств и их использовании в данном временном периоде. Этот отчёт прямо или косвенно отражает денежные поступления компании с классификацией по основным источникам и её денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течение периода. Отчёт даёт общую картину производственных результатов, краткосрочной ликвидности, долгосрочной кредитоспособности и позволяет с большей лёгкостью провести финансовый анализ компании.

На сегодняшний день все национальные и международные разработчики стандартов финансовой отчётности пришли к выводу о важности раскрытия информации об источниках поступления и направлениях использования компаниями денежных средств, отчёт о движении денежных средств стал частью пакета финансовой отчётности.

5.Пояснительная записка- является обязательной составляющей частью бухгалтерской отчетности. Пояснения должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, а также обеспечивать пользователей отчетности дополнительными данными - теми данными, которые нецелесообразно включать в табличные формы отчетности, но которые необходимы пользователям для оценки показателей деятельности организации.

Право не предоставлять пояснительную записку в составе бухгалтерской отчетности дано только малым предприятиям, не обязанным проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности.

1.2Особенности составления финансовой отчетности в соответствии со стандартами учета

Составление финансовой отчетности

Составление финансовой отчетности представляет собой периодическое заполнение и подачу в государственные органы, которые созданы с целью контроля за деятельностью различных юридических лиц, отчетов о результатах финансовой и хозяйственной деятельности юридического лица.

При составлении финансовой отчетности происходит передача государственным органам всей информации об имущественном и материальном положении юридического лица, о том, как распределены его средства, достигнуты ли плановые показатели в хозяйственной деятельности и другая информация.

Для чего необходимо составление финансовой отчетности?

Составление финансовой отчетности выполняет несколько функций - в зависимости от того, кто пользуется его результатами в виде информации, представленной в формах финансовой отчетности.

Пользователи информации, которая формируется при составлении финансовой отчетности, делятся на две крупные группы: внешние пользователи и внутренние пользователи. В зависимости от этого информация, которая формируется при составлении финансовой отчетности, используется для целей контроля, информирования, корректировки коммерческого курса юридического лица.

Пользователи информации, которая формируется при составлении финансовой отчетности

К внешним пользователям массива информации, который формируется при составлении финансовой отчетности, относятся:

государственные органы,

другие предприниматели, партнеры, клиенты, контрагенты юридического лица, банковские структуры и другие лица.

К внутренним пользователям массива информации, который формируется при составлении финансовой отчетности, относятся:

руководство юридического лица,

акционеры и вкладчики юридического лица.

Составление финансовой отчетности для внешних пользователей

Внешние пользователи в лице государственных органов используют информацию, которая формируется при составлении финансовой отчетности, для выполнения контрольных и учетных функций.. На основании сведений, полученных при составлении финансовой отчетности, они следят за тем, чтобы юридические лица выполняли свои налоговые обязательства перед государством:

в полной мере и вовремя перечисляли налоги;

обеспечивали своевременную оплату труда наемных работников;

Если же информацию, которая формируется при составлении финансовой отчетности, используют другие лица, то они на основании этих сведений могут определять, насколько прочно финансовое положение юридического лица, насколько оно финансово стабильно. В зависимости от данных, полученных при составлении финансовой отчетности, они решают, рискованно ли иметь дело с этой компанией, заключать с ней договоры или давать ей кредиты.

Таким образом, информация, которая формируется при составлении финансовой отчетности, имеет важное значения для внешних ее пользователей. Если для других юридических лиц, партнеров компании, банков эта информация служит важным источником сведений, то для органы государства на основании той же информации могут накладывать на юридические лица штрафы, различные санкции, аресты имущества и банковских счетов. Это происходит в том случае, если органы государства при изучении информации, представленной при составлении финансовой отчетности, обнаружат значительные нарушения законодательства в деятельности юридических лиц.

Составление финансовой отчетности для внутренних пользователей

Составление финансовой отчетности крайне важно не только для внешних пользователей информации, но и для внутренних. Прежде всего, составление грамотной и профессиональной финансовой отчетности крайне важно для эффективного руководства юридическим лицом в его коммерческой деятельности.

Так, например, на основании данных финансовой отчетности при ее составлении руководство компании может определять, насколько эффективно используется имущество юридического лица, насколько рационально оно распределено между основными и оборотными средствами, насколько рационально и безопасно соотношение между активами и пассивами юридического лица. В зависимости от данных, полученных при составлении финансовой отчетности, руководство любой компании может понять, насколько эффективен курс развития компании, насколько точно он соблюдается и не нуждается ли этот курс в корректировке.

При составлении и изучении финансовой отчетности становится ясно, сколько у компании долгов и привлеченных средств, имеет ли она возможность покрыть свои долги, высока ли ликвидность активов юридического лица, насколько хороши перспективы его сохранении существующего положения вещей.

Если же массив информации, который формируется при составлении финансовой отчетности, попадает в руки акционерам и вкладчикам акционерного общества, учредителям юридического лица, они также могут на основании этой информации понять, в безопасности находятся ли их вклады и что именно угрожает их долям имущества.

Одним словом, грамотное и качественное составление финансовой отчетности крайне важно для всех, кто пользуется этой информацией. Для государственных органов составление финансовой отчетности становится источником данных о том, насколько аккуратно юридическое лицо относится к выполнению своих обязательств перед бюджетом, и в зависимости от результатов составления финансовой отчетности компания может подвергнуться значительным штрафам со стороны государства.

А для прочих пользователей информации грамотное составление финансовой отчетности позволяет получить важную информацию о развитии компании и повлечь значимые выводы о перспективах сотрудничества с ней.

Требования к составлению финансовой отчетности

Для того, чтобы составление финансовой отчетности действительно позволяло пользоваться всей информацией, представленной в формах отчетности, максимально эффективно, сама финансовая отчетность должна соответствовать определенным требованиям. Эта отчетность должна быть полной и объективной, актуальной и достоверной.

При составлении финансовой отчетности необходимо использовать сведения различных видов учета в юридическом лице за отчетный период, учитывать движение средств и имущества, все полученные доходы и убытки компании. Составление финансовой отчетности связано и с анализом данных отчетности за предыдущие периоды деятельности юридического лица - таким образом при составлении финансовой отчетности становится возможным определить временные тенденции в развитии юридического лица.

Также при составлении финансовой отчетности используются сведения о деятельности всех структурных подразделений юридического лица (это особенно важно, если компания имеет региональные представительства, филиалы, отделения) - это позволяет определить равномерность развития компании и вовремя исправить негативные тенденции.

Для грамотного и качественного составления финансовой отчетности необходимо собрать всю финансовую информацию о деятельности юридического лица за отчетный период, проанализировать ее, исправить в этой информации все ошибки, а затем собственно заниматься составлением финансовой отчетности.

Как видите, составление финансовой отчетности представляет собой огромный массив работы, для выполнения которой необходима ответственность и квалификация, профессионализм и наличие определенного количества времени.

Составление финансовой отчетности - длительный и серьезный процесс, связанный с заполнением различных форм и документов. Не зря законодательство отводит на составление финансовой отчетности значительное время: от одного до трех месяцев в зависимости от отчетного периода. За несвоевременное же составление и представление финансовой отчетности на юридические лица налагаются различные штрафы и другие санкции.

Профессионализм при составлении финансовой отчетности

Именно поэтому мы предлагаем использовать весь опыт нашей бухгалтерской компании для составления финансовой отчетности. Мы проанализируем все данные о деятельности вашего предприятия, компании, фирмы за отчетный период, поможем исправить ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета в отчетный период, вовремя заполним все формы, сведем бухгалтерский баланс. Вам останется только подписать финансовую отчетность после составления и представить ее в налоговые и другие органы.

Составление финансовой отчетности с нами позволит произвести все работы вовремя, в срок, получив в результате качественную финансовую отчетность, на основании которой можно будет осуществлять эффективное руководство компанией, достичь ее финансовой стабильности и обеспечить планомерное успешное коммерческое развитие.

Аудит соответствия финансовой отчетности

.1Стандарты аудита

Стандарты аудита - это единые базовые принципы, которым должны следовать все аудиторы в процессе своей профессиональной деятельности. Стандарты аудита гарантируют качество и надежность результатов аудиторской проверки.

Стандарты аудита также являются законным основанием для проведения анализа аудита. Специалист, допустивший отступление от какого-либо стандарта, должен быть готов объяснить причину нарушения. Анализ аудита напрямую зависит от того, были ли четко соблюдены все стандарты аудита.

Стандарты аудита, регулирующие осуществление аудиторской деятельности, имеют несколько уровней:

Стандарты аудита, утверждаемые уполномоченным органом. Они носят обязательный характер не только для аудиторов, но и для аудируемых лиц.

Правила аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, самостоятельно ими разрабатываемые и обязательные только для их членов.

Стандарты аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Стандарты аудита при их четком соблюдении:

обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

помогают аудитору принять правильное решение в конкретных ситуациях;

помогают пользователям понять процесс проверки;

способствуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений.

Стандарты аудита имеют одинаковую структуру и состоят из следующих разделов:

Общие положения, где отражаются:

номер стандарта и дата ввода стандарта в действие;

цель и необходимость разработки данного стандарта;

объект стандартизации;

сфера применения стандарта;

взаимосвязь с другими стандартами.

Основные понятия и определения, используемые в стандарте, где содержатся основные термины и их краткая характеристика.

Сущность стандарта, где формулируется проблема, требующая описания, проводится ее анализ, и приводятся методы решения.

Практические приложения.

Стандарты аудита, как правило, включают в себя:

Общие стандарты аудита.

Рабочие стандарты аудита.

Стандарты отчетности.

Специфические стандарты, используемые для аудита в отдельных областях деятельности.

Стандарты аудита являются нормативными документами, обязательными для применения, однако в аудиторских фирмах часто разрабатываются и собственные, внутрифирменные аудиторские стандарты. Как правило, такие стандарты являются проверенными на практике методиками проведения конкретных аудиторских процедур, разработанными ведущими специалистами фирмы. Подобные методики держатся в строгом секрете, поскольку с их помощью аудиторская фирма может с наименьшим риском и затратами провести качественную аудиторскую проверку.

Примерная форма общей программы аудита

Программа аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов [указывается общее количество человеко- часов отведенное для проведения аудита в целом]

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый риск существенного искажения финансовой отчетности

Планируемый уровень существенности

Номер п/пПеречень аудиторских процедур по разделам аудитаПериод проведенияКоличество человеко-часовИсполнительПримечание1234561Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля2Аудит элементов учетной политики организации3Аудит операций с основными средствами, в соответствии с программой аудита по данному разделу4Аудит операций с нематериальными активами, в соответствии с программой аудита по данному разделу5Аудит операций с материалами , в соответствии с программой аудита по данному разделу6Аудит затрат на производство продукции (работ, услуг), в соответствии с программой аудита по данному разделу7Аудит операций с денежными средствами, в соответствии с программой аудита по данному разделу8Аудит операций с денежными средствами, в соответствии с программой аудита по данному разделу9Аудит операций с готовой продукцией , в соответствии с программой аудита по данному разделу10Аудит расчетов с юридическими лицами, в соответствии с программой аудита по данному разделу11Аудит расчетов с бюджетом, в соответствии с программой аудита по данному разделу12Аудит расчетов с физическими лицами, в соответствии с программой аудита по данному разделу13Аудит операций с капиталом, в соответствии с программой аудита по данному разделу14Аудит финансовых результатов, в соответствии с программой аудита по данному разделу 15Аудит товарных операций, в соответствии с программой аудита по данному разделу16Аудит операций на забалансовых счетах, в соответствии с программой аудита по данному разделу17Аудит показателей бухгалтерской и налоговой отчетности18Проведение совещания с руководством аудируемого лица по результатам аудита19Подготовка отчета и письменной информации по результатам аудитаПодготовка аудиторского заключения

Руководитель аудиторской организации

Руководитель аудиторской группы (аудитор)

"______" ___________________ 200 ___ г.

Общий план аудита

Аудируемое лицо ¦ _________________¦

Период аудита ¦ _________________¦

Количество человеко-часов ¦ _________________¦

Руководитель аудиторской группы ¦ _________________ ¦

(аудитор)

Состав аудиторской группы ¦ _________________¦

Планируемый аудиторский риск ¦ _________________¦

Планируемый уровень ¦ _________________ ¦


N п/п Планируемые виды работ (объем аудита)Срок проведенияИсполнительПримечание

Руководитель аудиторской организации

(индивидуальный предприниматель) ___________ _________________

(подпись) (И.О.Фамилия)

Руководиель аудиторской группы (аудитор)

____________ __________________

(подпись) (И.О.Фамилия)

.2Планирование аудита

Планирование означает разработку общей стратегии и детального подхода к проверке, сроку проведения и объему аудита. Оно необходимо для получения существенной информации о бизнесе клиента и понимания систем учета и внутреннего контроля; оценки степени риска, в том числе риска материальных ошибок, который не может быть предотвращен системой внутреннего контроля клиентов; определения природы, времени и объема аудиторской работы. Отсюда аудитор должен разработать и документально оформить полный план аудита с описанием предполагаемого масштаба и характера проведения. Форма и содержание плана по аудиту может меняться в зависимости от объема работы, сложности аудита, специфической методологии и технических приемов, используемых конкретным аудитором.

Планирование аудита

Порядок планирования аудита определяется Международным стандартом аудита.

Цели и содержание планирования аудита. Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.

Аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического объекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу. Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о: внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности; внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

Затраты времени на планирование работы зависят от масштабов деятельности аудируемого лица, сложности аудита, опыта работы аудитора с данным лицом, а также знания особенностей его деятельности.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Получение информации о деятельности аудируемого лица является важной частью планирования работы, помогает аудитору выявить события, операции и другие особенности, которые могут оказывать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность.

Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы общего плана аудита и определенные аудиторские процедуры с работниками, а также с членами совета директоров и членами ревизионной комиссии аудируемого лица для повышения эффективности аудита и координации аудиторских процедур с работой персонала аудируемого лица. При этом аудитор несет ответственность за правильную и полную разработку общего плана и программы аудита.

Аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и иметь информацию о: внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом и ее отраслевые особенности; внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Кроме того, аудитор должен ознакомиться с:

организационно-управленческой структурой экономического субъекта;

видами производственной деятельности и номенклатурой выпускаемой продукции;

структурой капитала и курсом акций (в случае, если акции экономического субъекта подлежат котировке);

технологическими особенностями производства продукции; уровнем рентабельности;

основными покупателями и поставщиками экономического субъекта;

порядком распределения прибыли, остающейся в распоряжении организации;

существованием дочерних и зависимых организаций;

организованной экономическим субъектом системой внутреннего контроля;

принципами формирования оплаты труда персонала.

Источниками информации об организации деятельности субъекта для аудитора могут быть устав экономического субъекта, документы о регистрации экономического субъекта, протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъект, документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее, бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты), контракты, договоры, соглашения экономического субъекта, внутренние отчеты аудиторов-консультантов, внутрифирменные инструкции, материалы налоговых проверок, материалы судебных и арбитражных исков, документы, регламентирующие производственную и организационную структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний, сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта, информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков, складов.

Аудиторская организация должна оценить возможность проведения аудиторской проверки. В случае если аудиторская организация считает возможным проведение аудита, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.

При планировании состава аудиторской группы аудиторская организация должна учитывать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита (подготовительного, основного и заключительного); предполагаемые сроки работы группы; количественный состав группы; должностной уровень членов группы; преемственность персонала группы; квалификационный уровень членов группы.

В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить финансовую стабильность клиента, положение клиента в экономической среде, отношения с предыдущей аудиторской фирмой, если они имели место.

Новому аудитору целесообразно связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных вопросах по поводу применения принципов учета, аудиторских процедур или оплаты. Но предварительно аудитор должен согласовать возможность такого контакта с клиентом.

В случае если между бывшим аудитором или клиентом были судебные разбирательства или спорные вопросы, новый аудитор должен быть уведомлен о том, что ему может быть не предоставлена какая-либо информация. Аудитору необходимо тщательно оценить ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение информации от предыдущего аудитора или предыдущий аудитор отказался дать информацию.

Кроме того, аудитор может воспользоваться информацией, предоставляемой юристами, другими аудиторскими фирмами, предпринимателями.

Оценку возможного продолжения сотрудничества проводят и фирмы, не первый год сотрудничающие с клиентом. Спорные вопросы могут привести к прекращению сотрудничества. При оценке причин приглашения аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или предприятие будет продано (реорганизовано) в ближайшем будущем, аудитор должен собрать больший объем материала с подтверждением достоверности отчетности.

Общая информация о предприятии необходима для того, чтобы в дальнейшем сделать обоснованное заключение о достоверности отчетности. В частности, необходимо выяснить специфику деятельности и отраслевые особенности предприятия, понять его организационное устройство, определить производственные, финансовые и другие связи, познакомиться с юридическими обязательствами, получить информацию из различных источников.

Обсуждения с работниками управления, встречи с высшим руководством и исполнительным персоналом, беседы с менеджерами и персоналом, не имеющим отношения к ведению учета, способствуют получению информации «из первых рук». Посещение и осмотр основных участков, производственных единиц, складов позволяют воочию убедиться в наличии и сохранности активов, сформировать представление об условиях производства.

.3Процедуры и источники аудита

Процедура аудита

Аудиторская процедура - порядок и последовательность действий аудитора для получения необходимых аудиторских доказательств на конкретном участке аудита.

Порядок и содержание процедуры аудита

. Планирование аудиторской проверки.

Планирование является начальным этапом проведения аудиторской проверки. Оно состоит из:

разработки аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудиторской проверки,разработки аудиторских программ, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности проверяемой организации. значимые для аудита.

Для проведения аудиторских процедур по существу отбираются те статьи бухгалтерской отчетности проверяемой организации, стоимостные значения которых больше выбранного уровня существенности и имеют наибольший удельный вес в общем итоге баланса.

.Проведение аудиторских процедур.

Включает в себя:

проверку первичных учетных документов;

проверку регистров бухгалтерского учета;

проверку регистров налогового учета;

проверку соответствия отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского и налогового учета с требованиями Законодательства РФ в области бухгалтерского и налогового учета;

проверку Учетной политики проверяемой организации в целях бухгалтерского и налогового учета;

проверку достоверности бухгалтерской отчетности;

проверку расчетов проверяемой организации с бюджетом по налогам и сборам.

.Составление письменной информации по результатам проведенной проверки.

По результатам проведенной проверки аудитор предоставляет руководству проверяемой организации письменный отчет, который включает в себя все выявленные нарушения по ведению бухгалтерского и налогового учета с рекомендациями по их устранению.

.Выдача аудиторского заключения по итогам проверки.

Источники аудита

Источники аудита подразделяются на: учетные, аналитические и внеучетные.

К учетным источникам аудита относятся: бухгалтерский учет и финансовая отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные.

Выборочные учетные данные помогут углубить и детализировать показатели отчетности. В последние годы получают значительное распространение эпизодические выборки, наблюдения, углубленные проверки. Выборочные данные следует рассматривать как источник учетного характера, поскольку они черпаются из текущего бухгалтерского учета и первичной документации.

К внеучетным источникам относятся следующие: материалы внешнего и внутреннего аудита; материалы лабораторного и врачебно-санитарного контроля; материалы проверок налоговой службы; материалы собраний трудовых коллективов; материалы печати; объяснительные и докладные записки, переписка с финансовыми и кредитными органами; материалы, получаемые в результате личных контактов с руководством, работниками субъекта, сведения, поступающие от их партнеров, граждан, представляющих интерес для аудиторов.

.4Аудиторский отчет (заключение)

АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ) ПО ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Рекомендации в отношении формы и содержания аудиторского заключения, которое выдается в результате аудиторской проверки финансовой отчетности субъекта, проведенной независимым аудитором. Согласно этому стандарту аудитор должен изучить и оценить выводы, сделанные на базе полученных аудиторских доказательств, как основу для выражения мнения о финансовой отчетности. Аудитор должен определить, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с признанными основами финансовой отчетности - МСФО или соответствующими национальными стандартами или практикой. Кроме того, может быть необходимо установление соответствия финансовой отчетности законодательным требованиям.

В разделе «Основные элементы аудиторского отчета (заключения)» определены элементы, входящие в состав аудиторского отчета (заключения). К ним отнесены:

■ название. Аудиторский отчет (заключение) должен иметь соответствующее название. В названии целесообразно использовать слова «независимый аудитор», для того чтобы отличить аудиторское заключение от отчетов, составленных другими лицами, например, должностными лицами субъекта, советом директоров, или от отчетов других аудиторов, от которых возможно не требуется соблюдения этических требований, установленных для независимого аудитора;

■ адресат. Аудиторский отчет (заключение) должен быть надлежащим образом адресован в соответствии с обстоятельствами договоренности об аудите и местными нормативными актами. Отчет (заключение), как правило, адресуется акционерам или совету директоров субъекта, финансовая отчетность которого проверяется;

■ открывающий или вводный абзац. Аудиторский отчет (заключение) должен содержать перечень проверенной финансовой отчетности субъекта с указанием даты и отчетного периода и заявление, что ответственность за финансовую отчетность лежит на руководстве субъекта, а аудитор отвечает только за выражение его мнения об этой финансовой отчетности на основе проведенной аудиторской проверки;

■ абзац, описывающий объем. Аудиторский отчет (заключение) должен содержать описание объема аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии МСА либо соответствующими национальными стандартами или практикой. Понятие «объем» означает способность аудитора выполнить аудиторские процедуры, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах. В аудиторском отчете (заключении) должно быть отмечено, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что финансовая отчетность не содержит существенных искажений. В аудиторском отчете (заключении) должно быть указано, что аудит включал в себя: изучение на основе доказательств, подтверждающих суммы в финансовой отчетности и раскрываемые в ней сведения; оценку принципов бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой отчетности; исследование существенных оценочных значений, полученных руководством при подготовке финансовой отчетности; оценку общего представления финансовой отчетности. Отчет (заключение) должен содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения;

■ абзац, содержащий мнение. В аудиторском отчете (заключении) должны быть четко указаны основные принципы финансовой отчетности, использованные при ее подготовке, изложено мнение аудитора по поводу того, дает ли финансовая отчетность достоверный и справедливый взгляд в соответствии с основными принципами финансовой отчетности, а также, если это целесообразно, по поводу соответствия финансовой отчетности законодательным требованиям. Подчеркнуто, что применяемые для выражения аудиторского мнения термины «дает достоверный и справедливый взгляд» и «представлена справедливо во всех существенных отношениях» являются эквивалентными и наряду с прочим указывают на то, что аудитор рассматривает только те вопросы, которые существенны для финансовой отчетности. Чтобы показать читателю контекст, в котором выражена «справедливость», в аудиторском мнении указываются применяемые основные принципы финансовой отчетности посредством использования формулировки «в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (либо [наименование основных принципов подготовки финансовой отчетности со ссылкой на страну происхождения])». Помимо мнения по поводу достоверного и справедливого взгляда (или справедливого представления) во всех существенных отношениях в аудиторском отчете (заключении) может быть необходимо выразить мнение по поводу соответствия финансовой отчетности другим требованиям применяемых положений и законов;

■ дата аудиторского отчета (заключения). Аудитор должен датировать отчет (заключение) числом, когда был завершен аудит. На основании этого читатель приходит к выводу, что аудитор учел влияние, которое оказали на финансовую отчетность и отчет (заключение) события и операции, известные аудитору и имевшие место до этой даты. Поскольку аудитор должен составить заключение по финансовой отчетности, подготовленной и представленной руководством, аудитор не должен датировать заключение числом, предшествующим дате подписания или утверждения финансовой отчетности руководством;

■ адрес аудитора. В аудиторском отчете (заключении) должно быть указано конкретное место нахождения. Обычно это город, где находится офис аудитора, ответственного за проведение аудита;

■ подпись аудитора. Аудиторский отчет (заключение) должен быть подписан от имени аудиторской организации, лично от имени аудитора или в случае необходимости заверен обеими подписями. Аудиторский отчет (заключение) обычно подписывается от имени аудиторской организации, так как организация принимает на себя ответственность за проведение аудиторской проверки.

В разделе «Аудиторский отчет (заключение)» рассматривается порядок составления безоговорочно положительного аудиторского заключения. Говорится, что безоговорочно положительное мнение должно выражаться тогда, когда аудитор приходит к заключению о том, что финансовая отчетность дает достоверный и справедливый взгляд (представлена справедливо во всех существенных отношениях) в соответствии с установленными основными принципами финансовой отчетности. Безоговорочно положительное мнение косвенным образом указывает на то, что все изменения принципов бухгалтерского учета и методов их применения, а также их влияние надлежащим образом определены и отражены в финансовой отчетности.

Раздел «Модифицированные отчеты (заключения)» содержит информацию об аудиторских отчетах (заключениях), которые считаются модифицированными в следующих ситуациях:

■ факторы, не влияющие на аудиторское мнение (привлечение внимания к аспекту);

■ факторы, влияющие на мнение аудитора (мнение с оговоркой; отказ от выражения мнения; отрицательное мнение).

Таким образом, рассматриваемый МСА включает рекомендуемую формулировку безоговорочно положительного мнения, а также примеры модифицирующих фраз, используемых при составлении модифицированных отчетов (заключений). Указывается, в каких случаях аудиторское заключение считается модифицированным.

Факторы, не влияющие на мнение аудитора, имеют место в определенных обстоятельствах, когда аудиторский отчет (заключение) может быть модифицирован посредством включения абзаца, посвященного влияющему на финансовую отчетность аспекту. Включение такого поясняющего абзаца не влияет на мнение аудитора. Этот абзац желательно приводить после абзаца с мнением; в нем обычно делается ссылка на то, что этот аспект не является основанием для включения оговорки в аудиторское мнение.

Аудитор должен модифицировать аудиторский отчет (заключение) посредством включения абзаца, в котором указывается на существенный аспект, имеющий отношение к допущению о непрерывности деятельности субъекта.

Аудитор должен рассмотреть возможность модифицирования аудиторского отчета (заключения) посредством включения абзаца в случае значительной неопределенности (не касающейся допущения о непрерывности деятельности предприятия), устранение которой зависит от будущих событий и которая может оказать влияние на финансовую отчетность.

Факторы, влияющие на аудиторское мнение, имеют место в тех случаях, когда аудитор не может выразить безоговорочно положительное мнение, если существует одно из следующих обстоятельств, которые, по мнению аудитора, оказывают или могут оказать существенное влияние на финансовую отчетность:

а) ограничение объема работы аудитора;

б) разногласие с руководством относительно допустимости выбранной учетной политики, метода ее применения или адекватности раскрытий информации в финансовой отчетности.

Обстоятельства, описанные в п. «а», могут привести к выражению мнения с оговоркой или к отказу от выражения мнения. Обстоятельства, описанные в п. «б», могут привести к выражению мнения с оговоркой или отрицательного мнения.

Мнение с оговоркой следует выражать в том случае, когда аудитор приходит к выводу, что невозможно выразить безоговорочно положительное мнение, но влияние несогласия с руководством или ограничения объема не настолько существенно и глубоко, чтобы выразить отрицательное мнение или отказаться от выражения мнения. Мнение с оговоркой должно содержать выражение «за исключением» влияния аспекта, к которому относится оговорка.

Отказ от выражения мнения имеет место в тех случаях, когда ограничение объема настолько существенно и глубоко, что аудитор не может получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства и, следовательно, выразить мнение о финансовой отчетности.

Отрицательное мнение следует выражать только тогда, когда влияние какого-либо разногласия с руководством настолько существенно и глубоко для финансовой отчетности, что, по мнению аудитора, внесение оговорки в отчет (заключение) не является адекватным для раскрытия вводящего в заблуждение или неполного характера финансовой отчетности.

Если аудитор выражает мнение, отличное от безоговорочно положительного, он должен четко описать все существенные причины этого в заключении и, если возможно, дать количественное описание возможного влияния на финансовую отчетность. Обычно эта информация излагается в отдельном абзаце, предшествующем выражению мнения или отказу от выражения, и может включать в себя ссылку на более подробную информацию в примечаниях к финансовой отчетности.

В разделе «Обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, отличного от безоговорочно положительного» речь идет в основном об ограничении объема аудита. Говорится, что иногда ограничения объема работы аудитора может устанавливать субъект (например, условиями аудиторского задания предусмотрено, что аудитор не будет выполнять аудиторские процедуры, которые он считает необходимыми). Тем не менее, если ограничение, предусмотренное условиями задания, таково, что аудитор считает необходимым отказаться от выражения мнения, он обычно не соглашается выполнять такое ограниченное задание, если только это не требуется по закону. Сказано, что аудитор не должен соглашаться на проведение аудита, если ограничение препятствует выполнению установленных законодательством обязанностей аудитора.

Отмечено, что в ряде случаев ограничение объема аудита является следствием обстоятельств (например, срок назначения аудитора таков, что он не в состоянии наблюдать за проведением инвентаризации товарно-материальных запасов). Ограничение объема также имеет место, если, по мнению аудитора, учетная документация субъекта не соответствует требованиям или если аудитор не может осуществить аудиторские процедуры, которые считает необходимыми. В этом случае аудитору предлагается попытаться выполнить возможные альтернативные процедуры, чтобы получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства, подтверждающие безоговорочно положительное мнение. Если ограничение объема работы аудитора требует выражения мнения с оговоркой или отказа от выражения мнения, аудиторский отчет (заключение) должен включать в себя описание ограничения и возможных корректировок финансовой отчетности, которые могли бы оказаться необходимыми, если бы не существовало данного ограничения.

Аудитор может не согласиться с руководством по таким вопросам, как допустимость выбранной учетной политики, метод ее применения или адекватность раскрытой информации в финансовой отчетности. Если такие разногласия являются существенными для финансовой отчетности, аудитор должен выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.

Под составлением заключения в одной части понимается лишь то, что оно не делится на заключение для аудируемого лица и налоговых органов, а стало целостным и неделимым.

На аудиторское заключение как часть бухгалтерской отчетности экономического субъекта, подлежащего обязательному аудиту, возложена роль индикатора, способного повлиять на мнение заинтересованного пользователя.

Аудиторское заключение является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленным в соответствии с данным стандартом и содержащим выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора (далее - аудитор) о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского.

Под достоверностью во всех существенных отношениях понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, позволяющая пользователям этой отчетности делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Для оценки степени соответствия финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор должен установить максимально допустимые размеры отклонений путем определения в целях проводимого аудита существенности показателей бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторское заключение включает в себя:

■ наименование;

■ адресата;

■ следующие сведения об аудиторе:

организационно-правовая форма и наименование, для индивидуального аудитора - фамилия, имя, отчество и указание на осуществление им своей деятельности без образования юридического лица,

место нахождения,

номер и дата свидетельства о государственной регистрации,

номер, дата предоставления лицензии на осуществление аудиторской деятельности и наименование органа, предоставившего лицензию, а также срок действия лицензии,

членство в аккредитованном профессиональном аудиторском объединении;

■ следующие сведения об аудируемом лице:

организационно-правовая форма и наименование,

место нахождения,

номер и дата свидетельства о государственной регистрации;

■ вводную часть;

■ часть, описывающую объем аудита;

■ часть, содержащую мнение аудитора;

■ дату аудиторского заключения;

■ подпись аудитора.

Необходимо соблюдать единство формы и содержания аудиторского заключения, чтобы облегчить его понимание пользователем и помочь обнаружить необычные обстоятельства в случае их появления.

Аудиторское заключение должно иметь наименование «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» для того, чтобы отличить аудиторское заключение от заключений, составленных другими лицами, например, должностными лицами аудируемого лица, советом директоров. Как правило, аудиторское заключение адресуется собственнику аудируемого лица (акционерам), совету директоров и т.п.

Аудиторское заключение должно содержать перечень проверенной финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода и ее состава.

Аудиторское заключение должно включать в себя заявление, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности возложена на аудируемое лицо, и заявление, что ответственность аудитора заключается только в выражении на основе проведенного аудита мнения о достоверности этой финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета.

В аудиторском заключении должен быть описан объем аудита с указанием, что аудит был проведен в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) аудиторской деятельности, действующими в профессиональных аудиторских объединениях, членом которых является аудитор, либо в соответствии с иными документами. Под объемом аудита понимается способность аудитора выполнить процедуры аудита, которые считаются необходимыми в данных обстоятельствах, исходя из приемлемого уровня существенности. Это необходимо для получения пользователем уверенности в том, что аудит был проведен в соответствии с нормативными правовыми актами РК, правилами и стандартами.

Аудиторское заключение должно содержать заявление, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения разумной уверенности в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.

В аудиторском заключении должно быть указано, что аудит проводился на выборочной основе и включал в себя:

■ изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих числовые показатели и раскрытие в финансовой (бухгалтерской) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица;

■ оценку формы соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

■ рассмотрение основных оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности;

■ оценку представления финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторское заключение должно содержать заявление аудитора относительно того, что аудит предоставляет достаточные основания для выражения мнения о достоверности во всех существенных отношениях финансовой (бухгалтерской) отчетности и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета.

Заключение

С переходом к рыночным отношениям аудиторская деятельность получает все большее развитие. В мировой практике аудиторский контроль не является новшеством и широко применяется во всех сферах деятельности. Новым является появление независимого контроля, обеспечивающего потребности пользователей финансовой информации экономических субъектов в виде подтверждения ее достоверности. В связи с тем, что пользователям финансовой информации необходима уверенность в абсолютном качестве аудиторского заключения, подтверждающего достоверность отчетности, к работе аудиторских фирм и аудиторов предъявляются все более жесткие требования.

Вводятся в действие правила (стандарты) аудиторской деятельности, развивается система профессионального контроля качества работы аудиторов, предъявляются дополнительные требования к профессиональной подготовке со стороны государства.

В этих условиях аудиторские фирмы должны больше внимания уделять вопросам планирования аудита, определению аудиторского риска, существенности возможной ошибки, документированию процесса аудита, разработке внутрифирменных стандартов и методик аудита.

Я полагаю, что МСФО позволяют достигнуть той простоты, которой не достигают другие стандарты. Многие считают, что стандарты сложные, но они основаны на принципах, а не на правилах, поэтому человек может легко отыскать принцип и понять его. Затем правильно выбранный принцип может быть легко применен. Еще одно преимущество МСФО по сравнению с другими бухгалтерскими системами заключается в том, что МСФО основаны на концептуальной основе, которая помогает отдельным стандартам быть согласованными друг с другом.


1 Конституция Республики Казахстан.- Алматы: Юрист, 1995.- 76 с.

О бухгалтерском учете и финансовой отчетности: Закон Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года №234-III.

Национальный стандарт финансовой отчетности №1: Утвержден приказом Министра финансов РК от 21.06.2007 года №218.

Национальный стандарт финансовой отчетности №2: Утвержден приказом Министра финансов РК от 21.06.2007 года №217.

Правила ведения бухгалтерского учета: Утверждены приказом Министра РК от 22.06.2007 года № 221.

Трудовой кодекс Республики Казахстан от 15.05.2007 г. № 251-III.

Типовой план счетов бухгалтерского учета: Утвержден приказом Министра РК от 23.05.2007 года № 185.

Об утверждении форм регистров бухгалтерского учета: Приказ Министра РК от 21.06.2007 года № 215.

Об утверждении форм первичного учета: Приказ Министра РК от 21.06.2007 года № 216.

Кирьянова З.В. Методологические и организационные основы первичного учёта. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 192 с.

Об утверждении единых Правил исчисления средней заработной платы: Постановление Правительства Республики Казахстан от 29.12.2007 г. № 1394.

Митюгина Г. О налогообложении заработной платы и отчислениях в 2008 году // Бухучет на практике.- 2008.- №4.- С. 45-55.

Налоговый кодекс Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года №99-IV.

О создании ДГП «ВЦС Павлодарской области»: Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 июля 1999 года №910.

О государственной статистике: Закон Республики Казахстан от 07.05.1997 №98-1.

Прейскурант тарифов на реализацию статистической информации: Утвержден Департаментом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции Павлодарской области от 06 апреля 2004 г.

17 Аpенс А., Лоббек Дж. Аудит. Перевод с англ./ Гл.редактор серии пpоф. Я.В. Соколов.- М.: Финансы и статистика,1995.

18 Адамс Р. Основы аудита. Пер. с англ. (Под ред. Я.В.Соколова).- М.: ЮНИТИ, 1995.

19 Андреев В.Д. Практический аудит: Справочное пособие. -М.: Экономика, 1994.

20 Аудит. Монтгомери. - М.:ЮНИТИ, 1997.5 Банковский аудит. - М.: Бухгалтерский учет, 1994.

21 Глушков И.Е. Аудит на современном предприятии. -Москва - Hовосибиpск, Кноpус-Экоp, 1997 .

21 Данилевский Ю.А. Общий аудит, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов. - М.:Бухгалтерский учет, 1996.

22Дюсембаев К.Ш. Аудит и анализ финансовой отчетностипредприятия. - Алматы, Гылым, 2000.

23 Еpжанов М.С. Теория и практика аудита. - Алматы,Гылым, 1994.

24 Каренова Г.С. Аудит - Караганда, 2007.

25 Кармайкл Д.Р., Бенис М. Стандарты и нормы аудита: Пер.с англ. - М.: ЮНИТИ, 1995.

Примерная форма общей программы аудита

Программа аудита

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов [указывается общее количество человеко- часов отведенное для проведения аудита в целом]

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Планируемый риск существенного искажения финансовой отчетности

Планируемый уровень существенности

Номер п/пПеречень аудиторских процедур по разделам аудитаПериод проведенияКоличество человеко-часовИсполнительПримечание1234561Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля2Аудит элементов учетной политики организации3Аудит операций с основными средствами, в соответствии с программой аудита по данному разделу4Аудит операций с нематериальными активами, в соответствии с программой аудита по данному разделу5Аудит операций с материалами , в соответствии с программой аудита по данному разделу6Аудит затрат на производство продукции (работ, услуг), в соответствии с программой аудита по данному разделу7Аудит операций с денежными средствами, в соответствии с программой аудита по данному разделу8Аудит операций с денежными средствами, в соответствии с программой аудита по данному разделу9Аудит операций с готовой продукцией , в соответствии с программой аудита по данному разделу10Аудит расчетов с юридическими лицами, в соответствии с программой аудита по данному разделу11Аудит расчетов с бюджетом, в соответствии с программой аудита по данному разделу12Аудит расчетов с физическими лицами, в соответствии с программой аудита по данному разделу13Аудит операций с капиталом, в соответствии с программой аудита по данному разделу14Аудит финансовых результатов, в соответствии с программой аудита по данному разделу 15Аудит товарных операций, в соответствии с программой аудита по данному разделу16Аудит операций на забалансовых счетах, в соответствии с программой аудита по данному разделу17Аудит показателей бухгалтерской и налоговой отчетности18Проведение совещания с руководством аудируемого лица по результатам аудита19Подготовка отчета и письменной информации по результатам аудита

Руководитель аудиторской организации

Руководитель аудиторской группы (аудитор)

Общий план аудита

Аудируемое лицо ¦ _________________¦

Период аудита ¦ _________________¦

Количество человеко-часов ¦ _________________¦

Руководитель аудиторской группы ¦ _________________ ¦

(аудитор)

Состав аудиторской группы ¦ _________________¦

Планируемый аудиторский риск ¦ _________________¦

Планируемый уровень ¦ _________________ ¦

Существенности

N п/п Планируемые виды работ (объем аудита)Срок проведенияИсполнительПримечание

Руководитель аудиторской организации

(индивидуальный предприниматель) ___________ _________________

(подпись) (И.О.Фамилия)

Руководитель аудиторской группы (аудитор)

____________ __________________

(подпись) (И.О.Фамилия)

Похожие работы на - Аудит соответствия финансовой отчетности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!