Название класса
|
Описание класса
|
MainWindow.
xaml. cs
|
Создаёт объект
главного окна приложения. Предоставляет доступ к работе с данными и
отображает текущее время, дату и пользователя работающего в данный момент с
базой данных
|
Reg.
xaml. cs
|
Класс
отвечающий за авторизацию пользователя в системе
|
Otpusk.
xaml. cs
|
Класс
отвечающий за хранения данных
|
MyOtpuck.
cs
|
Класс
отвечающий за хранения данных
|
Komandirovka.
xaml. cs
|
Класс
отвечающий за формирование отчета по командировке
|
Bprint.
xaml. cs
|
Класс
отвечающий за формирование отчета больничных
|
Класс
отвечающий за фон ячеек таблицы приема на работу
|
MyBolen.
cs
|
Класс
отвечающий за хранения данных
|
Vakansii. cs
|
Класс
отвечающий за хранения данных
|
MyKom.
cs
|
Класс
отвечающий за хранения данных
|
App.
xaml. cs
|
Класс
отвечающий управлением потоков
|
Poisk.
xaml. cs
|
Класс
отвечающий за хранения данных
|
OPrint.
xaml. cs
|
Класс
отвечающий за формирование отчета больничных
|
Myclass.
cs
|
Класс
отвечающий за хранения данных
|
Kprint.
xaml. cs
|
Класс
отвечающий за формирование отчета по командировке
|
Color.
cs
|
Класс
отвечающий за условия отображения цвета
|
Bolen.
xaml. cs
|
Класс
отвечающий за формирование отчета больничных
|
Диаграмма классов представлена в приложении А, листинг
основных модулей в приложении В.
3.4
Требования к техническому обеспечению
3.4.1 Общие
требования
Для нормальной работы информационной подсистемы "Отдел
кадров" достаточно наличие на компьютере пользователя операционной системы
Microsoft Windows, установленного пакета NET Framework 4.0
Для установки информационной подсистемы "Отдел
кадров" системный блок персонального компьютера (ПК) должен быть снабжен
дисководом для компакт-дисков. К системному блоку должны быть подключены
монитор и принтер. Остальные элементы ПК (клавиатура, манипулятор-мышь)
являются стандартными.
Процессор, оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), жесткий
диск, монитор и принтер должны обладать определенными характеристиками,
значения которых определим далее.
3.4.2 Требования
к центральному процессору
В результате контрольных прогонов установлено, что для работы
с информационной подсистемой "Отдел кадров" требуется компьютер с
процессором тактовая частота которого не ниже 233 МГц, рекомендуется
использовать компьютер с процессором Pentium III или более быстрым.
Обоснование: при более низкой тактовой частоте центрального процессора
быстродействие информационной подсистемой "Отдел кадров" является
неудовлетворительным, например, время выполнения загрузки данных в приложения
занимает определенное время "простоя" приложения.
3.4.3
Требования к оперативному запоминающему устройству
Необходимый размер ОЗУ WОЗУ, Мбайт, рассчитаем по
формуле:
, (3.1)
где - минимально необходимый размер ОЗУ,
требуемый для работы операционной системы (ОС);
- объем ОЗУ, требуемый для работы информационной подсистемы.
Значение параметра для Windows 98 определяется, как 16 Мбайт.
Обоснование: данное требование сформулировано фирмой Microsoft, как минимальное при установке Microsoft Windows
98.
Значение параметра в рассматриваемом случае определяется необходимостью загрузки в
оперативную память ПК информационной подсистемы "Отдел кадров" и
составляет 15 Мбайт оперативной памяти.
Таким образом, воспользовавшись формулой (3.1) получаем
= 16 + 15 = 31 Мбайт.
Делаем следующий вывод - для нормальной работы информационной
подсистемы "Отдел кадров" под управлением операционной системы
Windows 98 будет достаточно 64 Мбайт оперативной памяти. Для обеспечения
комфортных условий работы информационной подсистемы рекомендуется использовать
ОЗУ размером 128 Мбайт и более.
3.4.4
Требования к наличию сводного места на жестком диске
Кроме типа процессора и размера ОЗУ, важной характеристикой
работы компьютера и вместе с ним и разработанной программы, является размер
свободного пространства на жестком диске компьютера. Определить минимально
необходимое свободное пространство W, Мбайт, можно, используя формулу следующим
соотношением:
, (3.2)
где - размер пространства, которое занимает
инсталляция информационной подсистемы "Отдел кадров", Мбайт;
- размер временных файлов, создаваемых при работе с программой,
Мбайт.
Размер пространства , которое занимает инсталляция информационной подсистемы
"Отдел кадров" определили опытным путем, просмотрев какое количество
Мбайт занимает исполняемый файл проекта и дополнительные файлы требуемые для
нормального функционирования приложения. =6,92 Мбайт.
В процессе эксплуатации информационной подсистемы "Отдел
кадров" могут создаваться временные файлы. Размер временных файлов
(параметр ) может составить примерно 0,5 Мбайт
памяти жесткого диска.
Итак, на основании формулы (3.2) приходим к выводу, что для
корректной работы информационной подсистемы "Отдел кадров" необходимо
следующее количество свободной памяти жесткого диска:
= 6,92 + 0,5 = 6,97 Мбайт.
3.4.5
Требования к монитору
При работе с информационной подсистемой "Отдел
кадров" не предполагается вывод на экран сложного графического материала,
поэтому для получения результатов работы программы рекомендуется использовать
любой современный жидкокристаллический цветной монитор с разрешением 800×600 или с более высоким разрешением.
Обоснование: если разрешение монитора будет менее 800×600 экранные, то экранные формы не будут полностью отображаться
на экране монитора, что затруднит работу с программой
3.4.6
Требования к принтеру
Для вывода на печать документов, например, счета-фактуры,
необходим любой лазерный принтер с разрешением печати не менее 300 точек/дюйм.
Обоснование: если разрешение печати принтера будет менее 300
точек/дюйм документы, предусмотренные к выводу на принтер, не будут качественно
пропечатываться, так как они разрабатывались для вывода на печать лазерным
принтером с минимальным разрешением 300 точек/дюйм.
3.5 Установка
и вызов программы
Установка программы производится следующим образом.
. В дисковод для компакт-дисков необходимо поместить CD-ROM с предварительно
записанной программой установки информационной подсистемы "Отдел
кадров".
2. Средствами проводника Windows запустить файл Отдел
кадров. exe на выполнение.
. В открывшемся первом окне программы инсталлятора
выбрать язык установки и нажать кнопку "Далее" (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1 - Установка приложения
. В открывшемся втором окне программы инсталлятора
указать папку для установки программы и нажать кнопку "Далее"
(рисунок 3.3).
5.
Рисунок 3.2 - Второе окно инсталлятора
. В следующем окне требуется указать программную
группу для создания ссылки в меню пуск и нажать кнопку "Далее"
(рисунок 3.4).
7. В открывшемся четверном окне программы инсталлятора
ознакомиться с программой установки и нажать кнопку "Далее" (рисунок
3.5).
Рисунок 3.4 - Третье окно инсталлятора
Рисунок 3.5 - Четвертое окно инсталлятора
Рисунок 3.6 - Процесс установки приложения
. В пятом окне программы инсталлятора отображается
процесс установки, который можно прервать нажатием на кнопку "Отмена"
(рисунок 3.6).
9. В следующем окне программы инсталлятора ознакомиться
с результатами установки программы и нажать кнопку "Финиш" (рисунок
3.7).
Рисунок 3.7 - Конец установки
После вышеуказанных действий рекомендуется перезагрузить
компьютер. На этом процесс установки программы завершен.
Откроем папку C: \Program Files\Отдел кадров (рисунок 3.8)
Рисунок 3.8 - Папка с установленным приложением
Сохранение данных происходи в файл dgSource. XAML.
Библиотеки WPFToolkit. dll и RibbonControlsLibrary/dll обеспечивают реализацию
интерфейса и компонентов, необходимых для ввода данных.
3.6 Входные
данные программы
1. Фамилия;
2. Имя;
. Отчество;
. Дата рождения;
. Пол;
. ИНН;
. Серия;
. Номер;
. Дата приема на работу;
. Дата увольнения с работы;
. Стаж;
. Должность;
. Уволен (на).
3.7
Выходные данные программы
Выходные данные программы представлены в виде печатной формы,
формируемые при выводе на печать.
3.8 Результаты
тестирования программы
Программа прошла тестирование у
сотрудников отдела кадров администрации Петровского района, города Светлоград.
В результате тестирования установлено, что
она в полном объеме удовлетворяет требованиям заказчика.
В настоящее время разработанная
информационная подсистема "Отдел кадров" передана заказчику и
находится в стадии опытной эксплуатации.
3.9
Инструкция оператору по работе с программой
Разработанный программный продукт имеет интуитивно понятный
интерфейс. После запуска программы необходимо авторизоваться, введя логин и
пароль (рисунок 3.9).
Рисунок 3.9 - Окно авторизации
Администратор имеет право добавлять новых работников и
удалять существующих (добавлять в список уволенных, для возможности возврата
или учета работников), и т.д.
После авторизации перед вами откроется главное окно программы
(рисунок 3.10).
Рисунок 3.10 - Главное окно приложения
Для того чтобы добавить запись в базу нужно нажать кнопку
"Новый" в главном окне программы (рисунок 3.11)
Рисунок 3.12 - Меню "Файл"
Далее необходимо заполнить поля в таблице исходя из данных
предоставленных будущим работником администрации.
Приложение позволяет сохранять и открывать введенные данные.
Для расчета стажа и увольнения работника необходимо
воспользоваться интерфейсом во вкладке редактирование.
Рисунок 3.13 - Инструментарий приложения
При затруднениях с работой приложения предусмотрено вызов
справки (рисунок 3.14).
Рисунок 3.14 - Справка приложения
Выводы:
. Для нормального функционирования программы
достаточно наличия:
- операционной системы Windows 98;
- персонального компьютера с процессором Pentium 233 МГц;
- 64 Мбайт оперативной памяти;
- 6,92 Мбайт свободной памяти жесткого
диска;
- любого современного цветного монитора с
разрешением 800×600;
- любого лазерного принтера с разрешением
печати не менее 300 точек/дюйм.
2. В ходе разработки программы использовались среда Microsoft Visual Studio 2010 WPF. Основным языком
программирования являлся C# и XAML.
3. Функциональные ограничения на применение обусловлены
тем, что разработанная программа требует наличия на компьютере пользователя установленной
операционной системы семейства Windows и NET Framework 4.0.
. Логическая структура программы включает в себя два
классов и базу данных информационной подсистемы в формате XAML.
. Установка программы на компьютер пользователя
производится при помощи программы инсталлятора "Отдел кадров. exe".
6. Программа прошла тестирование у
сотрудников отдела кадров администрации Петровского района, города Светлоград.
7. В результате тестирования
установлено, что она в полном объеме удовлетворяет требованиям заказчика. В
настоящее время разработанная информационная подсистема "Отдел
кадров" передана заказчику и находится в стадии опытной эксплуатации.
4.
Технико-экономическое обоснование проекта
4.1 Краткая
характеристика проекта
В дипломном проекте разработана информационная подсистема
отдел кадров.
Назначение программы - автоматизация рабочего места
сотрудника отдела кадров.
Цель создания системы - сокращение временных затрат
сотрудников отдела кадров администрации Петровского района, г. Светлоград.
Данная программа выполняет следующие
основные функции:
. Ведение электронной картотеки
сотрудников администрации;
2. Автоматизированное формирование,
просмотр и печать отчетов.
Внедрение проекта позволит в значительной мере сократить
временные затраты сотрудников отдела кадров администрации Петровского района,
г. Светлоград, занимающихся кадровыми вопросами.
Язык программирования - С# и XAML. Число операторов программы = 600 ед.
Ориентировочный срок службы программы до морального старения 2
года, что и будет рассматриваться как расчетный период времени.
В этом разделе рассмотрены вопросы расчета:
трудоемкости выполняемых работ;
суммарных затрат на создание программы;
экономии, достигаемой, в результате перехода от ручной обработки
информации на автоматизированную обработку;
чистого дисконтированного дохода за 2 года использования
программного продукта;
внутренней нормы доходности проекта и времени его
окупаемости.
4.2
Трудоемкость выполняемых работ
Создание программного продукта предполагает разработку
программ и всей программной документации, предусмотренной техническим заданием.
Результатом выполнения каждой работы является
документированная отчетность в виде текстовых документов или программ.
Трудоемкость разработки программного
обеспечения ТПО, чел. - ч., определяется по формуле:
ТПО = ТО + ТИ + ТА
+ ТП + ТОТЛ + ТД, (4.1)
где ТО - затраты труда на описание задачи, чел. -
ч.;
ТИ - затраты на исследование предметной области,
чел. - ч.;
ТА - затраты на разработку блок-схем, чел. - ч.;
ТП - затраты на программирование, чел. - ч.;
ТОТЛ - затраты на отладку, чел. - ч.;
ТД - затраты на подготовку документации, чел. - ч.
Все составляющие в правой части формулы (4.1) определим через
общее число операторов D, ед.:
D = α×c × (1 + p), (4.2)
где α - число операторов, ед.
(α = 600 ед.);
с − коэффициент сложности задачи;
р - коэффициент коррекции программы, учитывающий новизну
проекта.
Коэффициент сложности задачи "с" характеризует
относительную сложность программы по отношению к так называемой типовой задаче,
реализующей стандартные методы решения, сложность которой принята равной
единице (величина коэффициента "с" лежит в пределах от 1,25 до 2).
Для рассматриваемого программного продукта, включающего в себя алгоритмы учета,
отчетности, поиска - коэффициент сложности задачи примем равным 1,75 (c = 1,75).
Коэффициент "p" коррекции программы, учитывающий новизну
проекта, количественно характеризует увеличение объема работ по реализации
программного продукта, возникающего за счет внесения изменений в алгоритм или в
тексте программы по результатам её тестирования и отладки. В данном случае
заказчик, недостаточно хорошо представлял себе, полный перечень функций,
которые должен поддерживать программный продукт, а это приводило к многочисленным
корректировкам и доработкам текста программного кода. Поэтому примем
коэффициент "p" равным 0,1.
В результате подстановки численных значений коэффициентов и
параметров в формулу (4.2) получим следующее общее число операторов:
= 600×1,75× (1 + 0,1) = 1155 ед.
Затраты труда на описание задачи
принимаем: ТО = 40 чел. - ч. Работу по описанию задачи
выполняет инженер-программист с окладом 7300 руб. в месяц и коэффициентом
квалификации kК = 0,8 (опыт работы по специальности до 2-х лет).
Затраты труда на изучение задачи ТИ
с учетом уточнения описания и квалификации программиста могут быть определены
по формуле:
, (4.3)
где D - общее число операторов, ед.;
b - коэффициент увеличения затрат труда, вследствие
недостаточного
описания задачи;
su - количество операторов, приходящееся на один
чел. - ч., (ед. / чел. - ч.);
kK - коэффициент квалификации работника
(определяется в зависимости от стажа работы).
В связи с тем, что решение рассматриваемой задачи потребовало
уточнения и доработок, примем коэффициент b = 1,5.
Количество операторов, приходящееся на один чел. - ч., примем
равным su = 75.
Таким образом, на основании формулы (4.3) получим:
ТИ = (1155×1,5) / (75×0,8) = 28,875 чел. - ч.
Затраты труда на разработку алгоритма решения
задачи ТА, чел. - ч., рассчитывается по формуле:
, (4.4)
где D - общее число операторов, ед.;
sa - количество операторов алгоритма решения
задачи, приходящееся на один чел. - ч., (ед. / чел. - ч.);
kK - коэффициент квалификации работника
(определяется в зависимости от стажа работы).
Для расчета по формуле (4.4) примем sa = 20 ед. / чел. - ч.
Подставив численные значения параметров и коэффициентов в
формулу (4.4), получим:
ТА = 1155/ (20×0,8) = 72,1875 чел. - ч.
Затраты труда на составление программы по готовой блок-схеме
ТП определяется по формуле:
, (4.5)
где D - общее число операторов, ед.;
sп - количество операторов алгоритма решения
задачи, приходящееся на один чел. - ч., (ед. / чел. - ч.);
kK - коэффициент квалификации работника
(определяется в зависимости от стажа работы).
Для расчетов по формуле (4.5) примем sп = 25 ед. / чел. - ч.
Подставив численные значения параметров и коэффициентов в
формулу (4.5), получим:
ТП = 1155/ (25×0,8) = 57,75 чел. - ч.
Затраты труда на отладку программы на
персональном компьютере ТОТЛ, чел. - ч., рассчитывается по формуле:
, (4.6)
где D - общее число операторов, ед.;
sотл - количество отлаживаемых операторов программы,
приходящееся
на один чел. - ч., (ед. / чел. - ч.);
kK - коэффициент квалификации работника
(определяется в
зависимости от стажа работы).
Для расчетов по формуле (4.6) примем sотл = 4 ед. / чел. - ч.
Подставив численные значения параметров и коэффициентов в
формулу (4.6), получим:
ТОТЛ = 1155/ (4×0,8) = 360,9375 чел. - ч.
Затраты труда на подготовку документации по задаче Тд
определяются по формуле:
, (4.7)
где ТДР - затраты труда на подготовку материалов в
рукописи, чел. - ч.;
ТДО - затраты труда на редактирование, печать и
оформление
документации, чел. - ч.
Затраты труда на подготовку материалов в рукописи ТДР,
чел. - ч., вычислим по формуле:
(4.8)
гдеsдр - количество операторов программы в рукописи, приходящееся
на один чел. - ч., (ед. / чел. - ч.);
kK - коэффициент квалификации работника
(определяется в зависимости от стажа работы).
Для расчетов по формуле (4.8) примем sдр = 15
ед. / чел. - ч.
Подставив численные значения параметров и коэффициентов в формулу
(4.8), получим:
ТДР = 1155/ (15×0,8) = 96,25 чел. - ч.
Затраты труда на редактирование, печать и оформление документации
ТДО, чел. - ч., вычислим по формуле:
. (4.9)
Подставив численное значение затраты труда на подготовку
материалов в рукописи ТДР, чел. - ч., в формулу (4.9), получим:
ТДО = 0,75×96,25 = 72,1875 чел. - ч.
Таким образом, подставив численные значение затраты труда на
подготовку материалов в рукописи ТДР, чел. - ч., и затраты труда на
редактирование, печать и оформление документации ТДО, чел. - ч., в
формулу (4.7) получим:
ТД = 96,25+ 72,1875 = 168,4375 чел. - ч.
Подставив все полученные данные в формулу (4.1), получим
полную трудоемкость разработки программного обеспечения:
ТПО = 40,0 + 28,875 + 72,1875 + 57,75 + 360,9375 +
168,4375 = = 656,007 чел. - ч.
С учетом уровня языка программирования трудоемкость
разработки программы может быть скорректирована следующим образом:
, (4.10)
гдеkКОР - коэффициент коррекции, учитывающий изменения
трудоемкости разработки программного обеспечения в зависимости уровня языка
программирования (таблица 4.1).
Таблица 4.1 - Изменение трудоемкости в зависимости уровня
языка программирования
Уровень языка
программирования
|
Характеристика
языка программирования
|
Коэффициент
изменения трудоемкости
|
1
|
Ассемблер
|
1
|
2
|
Макроассемблер
|
0,95
|
3
|
Алгоритмические
языки высокого уровня
|
0,8 − 0,9
|
Использованный для разработки программного обеспечения язык
программирования С# относится к алгоритмическим языкам высокого уровня, с
учетом этого примем kКОР = 0,9.
Окончательно, с учетом корректировки, получим по формуле
(4.10) итоговую трудоемкость разработки:
ТКОР = 656,007 ×0,9 = 590.41 чел. - ч.
4.3 Расчет
себестоимости автоматизированной информационной системы
Себестоимость создания автоматизированной информационной
системы определяется по следующим статьям калькуляции:
основная заработная плата производственного персонала;
дополнительная заработная плата производственного персонала;
отчисления на социальные нужды;
затраты на потребляемую электроэнергию;
расходы на материалы и запасные части;
затраты на амортизацию, техническое обслуживание и ремонт
вычислительной техники.
Плановый фонд рабочего времени одного
специалиста производственного персонала в месяц tпф, ч, вычислим по формуле:
tпф = NрдΔtрд, (4.11)
гдеNрд - количество рабочих
дней специалиста производственного
персонала за месяц;
Δtрд - продолжительность
рабочего дня специалиста производственного
персонала, ч.
Для расчетов по формуле (4.11) примем Nрд = 22 дня, Δtрд = 8 ч. Подставив указанные численные значения параметров Nрд и Δtрд в формулу (4.11) получим, что плановый фонд рабочего времени одного
специалиста производственного персонала в месяц составляет:
tпф = 22 × 8 = 176 ч.
Таким образом, часовая тарифная ставка sч, руб. /ч,
инженера-программиста первой категории составляет:
sч = 7300 / 176= 41,48 руб.
/ч.
Основная заработная плата ЗО, руб.,
производственного персонала определяется по формуле:
ЗО = sч ∙ ТКОР. (4.12)
Подставив все численные значения
параметров в формулу (4.12) получим, что основная заработная плата
инженера-программиста первой категории составит:
ЗО = 41,48×509.91 = 21145,97 руб.
Дополнительная заработная плата ЗД,
руб., производственного персонала определяется по формуле:
ЗД = ЗОηД, (4.13)
где ηД - коэффициент
дополнительной заработной платы.
Коэффициент дополнительной заработной
платы инженера-программиста составляет ηД = 0,2. Таким образом,
дополнительная заработная плата ЗД, руб., инженера-программиста
первой категории, вычисленная по формуле (4.13), равна:
ЗД = 21147,97 ×0,2 = 4229,19 руб.
Отчисления на социальные нужды, ЗС,
руб.:
, (4.14)
где − норматив социальных отчислений,
%.
В соответствии с Федеральным законом норматив социальных
отчислений ηС = 34 %. Подставив все численные значения
в формулу (4.14) получим, что отчисления на социальные нужды равны:
ЗС = = 8627,55 руб.
Таким образом, единый социальный налог составит 8627,55 руб.
Затраты на потребляемую электроэнергию ЗЭ, руб.:
ЗЭ = PВ × tВ × цЭ, (4.15)
гдеPВ - мощность ЭВМ, кВт;
tВ - время работы
вычислительного комплекса, ч;
цЭ - стоимость 1 кВтч
электроэнергии, руб. / кВтч.
Мощность ЭВМ, на которой работает
инженер-программист, равна PВ = 0,3 кВт.
Время работы вычислительного комплекса tв, ч, при создании программного
продукта вычислим по формуле:
tв = αп∙ (ТП +
ТД + ТОТЛ), (4.16)
гдеαп - коэффициент,
учитывающий затраты времени на профилактические работы на ЭВМ.
Для расчетов по формуле (4.16) примем αп = 1,15.
Подставив все численные значения
параметров в формулу (4.16) получим:
tВ = 1,15× (57,75 + 168,4375 + 360,9375) = 675,2 ч.
Стоимость 1 кВтч электроэнергии составляет
цЭ = 2,82 руб. / кВтч.
Подставив все численные значения
параметров в формулу (4.15) получим, что затраты на потребляемую электроэнергию
составят
ЗЭ =0,3×675,2 ×2,82 = 571,22 руб.
Данные для расчета затрат на материалы и запасные части
занесенные в таблицу 4.2.
Таблица 4.2 − Затраты на материалы и покупные изделия
Материал,
покупное изделие
|
Количество,
единиц
|
Цена за
единицу, руб.
|
Сумма, руб.
|
Тонер для
картриджа принтера
|
1
|
300,00
|
300,00
|
CD -
R
|
1
|
30,00
|
30,00
|
Упаковка
бумаги, 500 листов
|
1
|
130,00
|
130,00
|
Итого
|
460,00
|
Следовательно, затраты на материалы и запасные части
составят:
ЗМ = 300,00 + 30,00 + 130,00 = 460,00 руб.
Затраты на техническое обслуживание и
текущий ремонт вычислительной техники ЗП, руб.:
, (4.17)
гдеКВ − балансовая
стоимость вычислительной техники, руб.
α - норма отчислений на
ремонт, %;
tВ. Г - годовой фонд времени
работы вычислительной техники, ч.
Для расчетов по формуле (4.17) примем:
балансовая стоимость вычислительной техники = 20000,00 руб.;
норма отчислений на ремонт α = 4%;
годовой фонд времени работы вычислительной техники при 40-часовой
рабочей неделе tВ. Г = 2112 ч.
Подставив все численные значения параметров в формулу (4.17)
получим, что затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт
вычислительной техники составят:
ЗП = 20000 ×0,04 × (675,2/2112) = 256 руб.
Полные затраты на создание программного продукта, З, руб:
З = ЗО + ЗД + ЗС + ЗЭ
+ ЗМ + ЗП. (4.18)
Подставив данные в формулу 4.18, получим:
З= 21145,97 + 4229,19 + 8627,55 + 571,22 + 460,00 + 256=
35289,93 руб.
Таким образом, полные затраты на создание программного
продукта составляют 35289,93 руб.
Поскольку разработка программного продукта
ведется и инженером-программистом информационного отдела предприятия, оптовая и
договорная цена программного продукта не определяется. Капиталовложения при
внедрении программного продукта равняются его себестоимости.
4.4 Оценка
экономической эффективности внедрения программного продукта
Показатель эффективности определяет все
позитивные результаты, достигаемые при использовании программного продукта.
Прибыль от использования программного продукта за год определяется по формуле
П = Э - З, (4.19)
где Э - стоимостная оценка результатов
применения программного продукта в течение года, руб.;
З - стоимостная оценка затрат при
использовании программного продукта в течение года, руб.
Приток денежных средств из-за
использования программного продукта Э, руб., в течение года может составить:
Э = (ЗРУЧ - ЗАВТ) + ЭДОП,
(4.20)
где ЗРУЧ - затраты на ручную
обработку информации, руб.;
ЗАВТ - затраты на
автоматизированную обработку информации, руб.;
ЭДОП - дополнительный
экономический эффект, связанный с уменьшением числа используемых бланков, высвобождением
рабочего времени и т.д., руб.
Данный продукт используется сотрудником
отдела кадров Администрации Петровского муниципального района, г. Светлоград.
Оклад сотрудника - 7300 руб., премиальный фонд - 50% от оклада. Тогда, цена
одного часа работы составит:
цЧ = (7300+7300×0,5) /176 = 41,47 руб. /ч.
Затраты на ручную обработку информации,
руб., определяется по формуле:
, (4.21)
где - время, затрачиваемое на обработку
информации вручную, ч;
- цена одного часа работы оператора, руб.;
= 1 - коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени на
логические операции.
Затраты на автоматизированную обработку информации, руб.,
определяется по формуле:
, (4.22)
где - затраты времени на автоматизированную обработку той же самой
информации, ч.
Общие затраты времени на ручную обработку информации в месяц t. Р, ч, составляют t р = 60 ч, а общие затраты на автоматизированную обработку
информации - t а = 20 ч.
Подставив значения в формулу 4.21, получим:
ЗРУЧ =60×41,47×1 = 2488,2 руб.
Подставив значения в формулу 4.22, получим:
ЗАВТ =20×41,47×1 = 829,4 руб.
Следовательно, приток денежных средств от внедрения программного
продукта за месяц, даже без учета дополнительный экономический эффекта (ЭДОП
= 0), на основании формулы (4.20), получится равным
Э = ЗРУЧН - ЗАВТ = 2488,2 - 829,4 = 1658,8
руб.
Та же величина за год будет иметь значение 19905,6 руб.
Эксплуатационные затраты при использовании программного продукта
будут состоять из затрат на электроэнергию, техническое обслуживание, текущий
ремонт вычислительно техники и затраты на амортизацию вычислительной техники.
ЗЭ = 0,3×10×12×2,82 = 101,52 руб.
Балансовая стоимость вычислительной техники = 18000,00 руб. Тогда, на основании
формулы (4.17), для персонального компьютера сотрудника отдела кадров за 12
месяцев затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт составят:
ЗП = 18000 ×0,04 × (10×12/2112) = 71,59 руб.
Затраты на амортизацию вычислительной техники:
ЗАМ = 18000 ×0,02 × (10×12/2112) = 35,80 руб.
Тогда, эксплуатационные затраты при
использовании программного продукта составят:
З = ЗЭ + ЗП + ЗАМ
= 101,52 + 71,59 +35,80= 208,91 руб.
Прибыль рассчитаем по формуле (4.19):
П = Э - З = 19905,6 - 208,91 = 19696,69
руб.
Таким образом, мы имеем следующий денежный
поток:
шаг (капиталовложения) - 35289,93 руб.;
шаг - 19696,69 руб.;
шаг - 19696,69 руб.;
шаг - 19696,69 руб.;
шаг - 19696,69 руб.;
Чистый дисконтированный доход ЧДД, руб.,
за 3 года использования программного продукта (срок до морального старения
данной разработки) при норме дисконта E = 20% составит:
ЧДД = 19696,69/ (1+0,2) + 19696,69/
(1+0,2) 2+19696,69/ (1+0,2) 3-35289,93=6200,79.
Приходим к выводу, что ЧДД −
положителен, т.е. проект эффективен.
Срок окупаемости проекта TОК, год, составит:
TОК = 35289,93/ 19696,69=1,8
года.
4.5 Основные
технико-экономические показатели проекта
Для удобства анализа, все основные технико-экономические
показатели проекта сведены в таблицу 4.5.
Таблица 4.5 − Основные технико-экономические показатели
проекта
Основные
характеристики
|
Единицы
измерения
|
Проект
|
Итоговая
трудоемкость разработки
|
чел. - ч.
|
509,91
|
Полные затраты
на создание программного продукта
|
руб.
|
35289,93
|
Годовой
экономический эффект от внедрения программного продукта
|
руб.
|
19905,6
|
Прибыль от
внедрения и использования программного продукта
|
руб.
|
19696,69
|
Срок
окупаемости проекта
|
год
|
1,8
|
Выводы:
. Итоговая трудоемкость разработки
программного продукта составляет 509,91 чел. - ч.
2. Полные затраты на создание
программного продукта - 35289,93 руб.
. Годовой экономический эффект от
внедрения программного продукта составляет 19905,6 руб.
. Прибыль от внедрения и
использования программного продукта - 19696,69 руб.
. Срок окупаемости проекта 1,8года.
. После внедрения программного
продукта ежемесячные затраты времени сотрудника отдела кадров администрации Петровского
муниципального района, г. Светлоград, занимающегося кадровыми вопросами
сократились с 60 до 20 часов, т.е. в три раза.
. Разработка информационной
подсистемы автоматизации рабочего места сотрудника отдела кадров администрации
Петровского муниципального района, г. Светлоград является экономически
обоснованной и эффективной.
5.
Безопасность и экологичность проекта
5.1 Общая
характеристика опасных, вредных факторов на рабочем месте оператора
информационной подсистемы
В настоящее время компьютерная техника широко применяется во
всех областях деятельности человека. При работе с компьютером человек
подвергается воздействию ряда опасных и вредных производственных факторов
приведенных в таблице 5.1.
Таблица 5.1 - Опасные и вредные производственные факторы
Тип фактора
|
Фактор
|
Физические
факторы
|
Повышенный
уровень электромагнитного излучения
|
|
Повышенный
уровень шума
|
|
Повышенное
значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти
через тело человека
|
Психофизиологические
факторы
|
Напряжение
внимания
|
|
Напряжение
зрения
|
|
Эмоциональные
нагрузки
|
|
Длительные
статические нагрузки
|
|
Монотонность
труда
|
Работа с компьютером характеризуется значительным умственным
напряжением и нервно-эмоциональной нагрузкой операторов, высокой напряженностью
зрительной работы, монотонностью труда, а также длительными статическими
нагрузками. На операторов разработанной информационной подсистемы влияют все
выше перечисленные факторы.
Источники света, светильники и окна, которые дают отражение
от экрана, значительно ухудшают точность знаков, что влечет за собой помехи
физиологического характера, которые выражаются в значительном напряжении,
особенно при продолжительной работе. Для защиты от избыточной яркости окон в
администрации Петровского муниципального района СК, г. Светлоград применены
жалюзи и шторы.
Вычислительная техника является источником тепловыделений, а
это приводит к повышению температуры и снижению относительной влажности в
помещении. В помещениях администрации, где установлены компьютеры, установлены
величины параметров микроклимата, создающие комфортные условия, соответствующие
санитарным нормам СН-245-71.
Объем помещений в администрации, в которых находятся
работники вычислительных центров, 30 м3/человека с учетом
максимального числа одновременно работающих в смену.
Также одним из немаловажных факторов, влияющих на сотрудника,
является шум. Шум оказывает вредное действие на организм человека и ухудшает
условия труда. Работающие в условиях длительного шумового воздействия
испытывают раздражительность, головные боли, головокружение, снижение памяти,
повышенную утомляемость, понижение аппетита, боли в ушах и т.д. Такие нарушения
в работе ряда органов и систем организма человека могут вызвать негативные
изменения в эмоциональном состоянии человека вплоть до стрессовых. Все это
снижает работоспособность человека и его производительность, качество и
безопасность труда. В администрации значение уровня шума находится в норме.
Показатели уровня электромагнитного излучения в помещениях
администрации в пределах нормы.
Во избежание воздействия повышенного значения напряжения в
электрической цепи, проводка во всем здании заземлена в соответствии с
правилами электрической безопасности.
В здании администрации имеются, аварийные выходы, которые
используются в случае чрезвычайной ситуации, так же во всех помещениях имеется
пожарная сигнализация.
5.2 Общие
мероприятия по обеспечению безопасности на рабочем месте
Кабинет, в котором работает оператор ПЭВМ, находится на
первом этаже здания, он рассчитан на четыре рабочих места. Помещение имеет
следующие размеры: длина - 7 м, ширина - 4 м и высота - 2,5 м.
Таким образом, на одно рабочее место оператора приходится 7 м2
полезной площади и 17,5 м3 объема кабинета, что превышает
установленную нормы (не менее 6 м2 и 20 м3 объема
помещения).
Конструкция рабочего стола сотрудника отдела кадров
обеспечивает оптимальное размещение на рабочей поверхности монитора, системного
блока, клавиатуры, мыши, принтера. Рабочий стол имеет следующие размеры: длина
- 1,2 м, ширина - 0,7 м, высота рабочей поверхности относительно пола - 0,7 м.
Конструкция стула предоставляет возможность поддерживать
рациональную рабочую позу при работе с ПЭВМ, а это позволяет изменять позу с
целью минимизации статистического напряжения мышц шейно-плечевой области.
Поверхность сидения и спинки стула изготовлена из материала,
который обеспечивает полумягкое, нескользящее, не электризующееся,
воздухопроницаемое покрытие, которое также легко очищается от загрязнения.
Для снижения яркости в поле зрения при естественном освещении
применяются регулируемые жалюзи и плотные шторы. Освещенность на поверхности
стола в зоне размещения рабочего документации составляет 350 люкс. Для
обеспечения оптимальных параметров микроклимата проводятся регулярное
проветривание и ежедневная влажная уборка помещений.
При работе с ПК обеспечивается доступ сотрудников к первичным
средствам пожаротушения и аптечкам первой медицинской помощи.
5.3 Расчет
искусственного освещения в рабочем помещении
Цель расчета - это определение типа, числа и расположения
светильников и ламп, которые необходимы для нужного уровня освещенности.
Принимая во внимание что, минимальным объектом различения при работе с ПЭВМ
является пиксель\зерно (pixel\dot) - это одна светящаяся точка, а ее размер
составляет 0.28мм, то зрительная работа производится с очень высокой точностью,
т.е. рассматривается второй разряд зрительной работы. Также следует учитывать,
что продолжительность зрительной работы составляет больше половины рабочего
дня.
Для искусственного освещения используются светильники типа ОД
(подвесной открытый дневного света со сплошными отражателями), каждый из
которых содержит две лампы дневного света типа ЛД - 40, мощность лампы P = 40
Вт, световой поток Ф = 4400 лм.
Общая площадь помещения составляет 28 м2 (7×4), потолок и стены окрашены краской. Для расчета необходимого
количества светильников воспользуемся методом коэффициентов использования
светового потока.
Метод светового потока сводится к определению количества
светильников по следующей формуле:
N = (Eн∙K ∙S ∙Z) / (Ф ∙h), (5.1)
гдеЕн - (нормируемая минимальная
освещённость на рабочем месте, лк, принятая по СНиП 23-05-950) Ен =
350лк;
К = 1,3 (коэффициент запаса освещенности);
S = 28 м2 (площадь помещения);
Z = 1,1 (коэффициент неравномерности освещения);
Ф = 4400 (световой поток светильника с двумя лампами типа
ЛД-40, лм;
h − коэффициент
использования светового потока.
Для того чтобы определить h, необходимо найти индекс
помещения:
i = (А∙В) / (Нр∙ (А + В)),
(5.2)
где А = 7 и В = 4 (длина и ширина помещения, в
метрах);
Нр - расчетная высота подвеса светильника, метрах:
Нр = h - hрп, (5.3)
где h = 2,45 (высота подвеса светильника (от пола до светильника,
в метрах);
hрп = 0,7 (высота рабочей поверхности над полом, в
метрах);
Нр = 2,45 - 0,7 = 1,75 м. (5.4)
Подставив это значение в формулу (5.2), получим индекс
помещения:
i = (7∙4) / (1,75∙ (7 + 4)) = 1,45.
(5.5)
Требуемый нормативными документами коэффициент использования
светового потока равняется h = 0,52.
Подставив найденные значения в формулу (5.1), получим
N = (350∙1,3∙28∙1,1) / (4400∙0,52) =
14014/ 2288 ≈ 6 шт. (5.6)
Следовательно, для обеспечения требуемого уровня освещенности
в рассматриваемом помещении необходимо шесть светильников типа ОД, в каждом из
которых по две лампы типа ЛД-40.
Вычисления показали, что для искусственного освещения
рабочего помещения площадью 28м2 необходимое количество светильников
равно шести.
Выводы:
. После анализа мер по состоянию безопасности и
обеспечению условий трудовой деятельности на рабочем месте оператора ПЭВМ
удовлетворяет общим требованиям к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ
и ПЭВМ СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03.
2. В соответствии с принятыми нормами в рабочем
помещении поддерживается необходимый микроклимат, уровень шума минимизирован, а
также соблюдены требования технической эстетики и требования к ПЭВМ. В рабочем
помещении значения описываемых параметров находятся в допустимых нормах.
. Расчеты показывают, что для обеспечения требуемого
уровня освещенности, соответствующего нормам СНиП 23-05-95, в данном помещении
необходимо шесть светильников типа ОД.
. Условия труда в данном помещении соответствуют
общепринятым нормам, сотрудники обеспечены комфортом и благоприятными условиями
труда.
Заключение
Разработанная автоматизированная система учета кадров
"отдел кадров" автоматизирует деятельность сотрудников отдела кадров
администрации Петровского муниципального района СК, г. Светлоград.
Разработанная программа позволяет нам осуществлять контроль о
приеме на работу, увольнении сотрудников, а также программа формирует бланки
приказов на: отпуск, больничный, курсы повышения квалификации и командировку.
Использование программы "отдел кадров" повысило
эффективность работы, позволило ускорить доступ к данным, сократить объем
информации на бумажных носителях.
База данных позволяет оформлять документы по последним
стандартам, составлять необходимую отчетность.
Программа подходит для данной администрации, руководство
получило базу данных для хранения информации о сотрудниках.
Произведенный расчет экономической эффективности показал, что
разработка повышает экономический уровень от использования программы и имеет
короткий срок окупаемости.
В результате тестирования установлено, что
она в полном объеме удовлетворяет требованиям заказчика.
В настоящее время разработанная
информационная подсистема "Отдел кадров" передана заказчику и
находится в стадии опытной эксплуатации.
Библиографический
список
1. ГОСТ
Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Система
органи-зационно-распорядительной документации. Требования к оформлению
документов"
2. Общероссийский
классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК
016-94. - М.: Инфра-М, 2004. - 240с.
. Постановление
Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. № 1 "Об утверждении унифицированных
форм первичной учетной документации по учету труда" // Финансовая газета,
2004, № 13
. Автоматизированные
информационные технологии в экономике / под ред. Г.А. Титоренко - М.: ЮНИТИ,
1999. - 400с.
. Петров,
А.И. Информационные системы [Текст] / А.И. Петров. - М.: Горячая линия-Телеком,
2000. − 300с., ил.
. Левитин,
А.В. Алгоритмы. Введение в разработку и анализ. / А.В. Левитин. - М.: Вильямс,
2006 - 576 с.
. Голицына,
О.Л., Основы алгоритмизации и программирования (2-е издание). / И.И. Попов,
О.Л. Голицына - М.: Инфа-М, 2006 - 432 с.
. Петцольд,
Ч. Программирование для Microsoft Windows на C#. В 2-х томах. Том 1. Пер. с
англ. / Ч. Петгольц - М.: Издательско-торговый дом "Русская
редакция", 2002. - 576 с.
. Петцольд,
Ч. Программирование для Microsoft Windows на C#. В 2-х томах. Том 2. Пер. с
англ. / Ч. Петгольц - М.: Издательско-торговый дом "Русская
редакция", 2002. - 624 с.
. Кнут,
Д. Искусство программирования. Сортировка и поиск / Д. Кнут. - М.: Вильямс,
2004. - 530 с.
. Окулов,
С. Программирование в алгоритмах / С. Окулов. - М.: Бином, 2006. - 383 с.
. Экология
и безопасность жизнедеятельности/ под ред. Л.А. Муравья - М.: ЮНИТИ - 2000.
. Естественное
и искусственное освещение СНиП 23-05-95. Министерство строительства России. -
М., 1995.
. СанПиН
2.2.2.542 - 96. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам,
персональным ЭВМ и организация работы. Госкомсанэпиднадзор России. - М., 1996.
. Хусаинов,
Б. Структуры и алгоритмы обработки данных. / Б. Хусаинов. - М.: Финансы и
статистика, 2004. - 464 с.
. Робинсон,
С. C# для профессионалов. Том 2. / С.
Робинсон, О. Корнес, Д. Глин, Б. Харвей. - М.: Лори, 2003. - 998 с.
. Прайс,
Д., Гандерлой, М. Visual C#.net. / СПб.: Корона принт, 2008 -
958 с.
. СанПиН
2.2.2/2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы. - М., 2003.
. Дубовцев,
В.А. Безопасность жизнедеятельности: Учеб. пособие для дипломников [Текст] /
В.А. Дубовцев. - Киров: КирПИ, 1992.
. Безопасность
жизнедеятельности. /Под ред. Н.А. Белова - М.: Знание, 2000 - 364с.
Приложения
Приложение А
Рисунок А.1 - Диаграмма классов
Рисунок А.2 - Окно авторизации пользователя
Рисунок А.3 - Главное окно приложения "Отдел
кадров"
Рисунок А.4 - Главное окно вкладка "Редактирование"
Рисунок А.5 - Главное окно вкладка "Расчеты"
Рисунок А.6 - Главное окно вкладка "Приказы"